Конспекты занятий по песочной терапии для детей старшего дошкольного возраста. Песочная терапия для детей дошкольного возраста Конспект занятия песочная терапия дикие животные

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Наталия Часовская
Конспект занятия по песочной терапии с детьми дошкольного возраста «Здравствуй, песочек!»

Задачи :

1. Познакомить детей с песком, его свойствами и особенностями.

2. Учить детей самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать цели.

3. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, эмоционально-чувственный опыт детей, мелкую моторику рук и воображение.

4. Снятие психофизического напряжения.

Форма занятия : подгрупповая (4-5 чел)

Материал : песочница , песок , Песочная Фея (игрушка-кукла, миниатюрные игрушки или предметы (мячик, ракушка, машинка, кукла, кошка) по количеству детей.

Ход занятия:

Педагог. Здравствуйте , ребята! Как же я рада вас видеть ! Мне нужна ваша помощь, чтобы понять, что здесь случилось. Дети, посмотрите что это? (на полу в кабинете стоит ящик с песком)

1. Упражнение «Знакомство с песком» .

Ребята, что такое песок ?

Какого он цвета?

Какой он?

Что интересного можно рассказать о песке? (дети отвечают на вопросы, рассказывают о песке из личного опыта) .

- Песок – это очень интересный материал, из него можно построить замки, башни, мосты, пустыню, а еще на песке можно отпечатать следы. Хотите оставить следы на песке?

Педагог. Тогда проходите к моей песочнице и рассаживайтесь поудобнее.

2. Упражнение «Знакомство с хозяйкой песочницы - Песочной Феей » .

Педагог. Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Это хозяйка нашей песочницы и песка - Песочная Фея . Она добрая волшебница, которая любит детей, игрушки, ей очень хочется познакомиться с вами и вашими игрушками (дети показывают игрушки, если у них они есть, и по возможности называют их и свои имена). Песочная Фея хочет вам показать много интересных игр в песочном мире .

Давайте поздороваемся с нашим новым другом – песком.

Дети. Здравствуй , песок !

Педагог. Песочная Фея приглашает всех к себе в гости в песочницу , в свой песочный мир (дети осматривают песочницу , дотрагиваются до бортиков) . Она здесь хозяйка. И она сейчас разрешает нам с вами войти в ее песочный дом (дети осматривают песочницу ) .

Посмотрите борта песочницы голубого цвета , как небо, а дно песочницы тоже голубого цвета , как вода в море.

У Песочной Феи , в ее песочном доме существуют правила поведения в песочницы , вот послушайте их :

1. Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы . Ведь это подружки нашей Песочной Феи . Если случайно песок высыпался – покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу . (Нельзя выбрасывать песок из песочницы ) .

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. (Нельзя брать песок в рот и бросать его в других детей) .

3. После игры надо помочь Песочной Фее убрать все игрушки на свои места.

4. Песочная Фея любит , когда у детей чистые ручки и носики. (Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу ).

Также можно выучить с детьми стих о правилах поведения в песочнице :

Здесь нельзя кусаться драться

И песком в глаза кидаться

Можно строить и творить

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Песок – мирная страна ,

Здесь добро и красота!

А теперь, когда вы познакомились с правилами поведения в песочнице и с песком мы с вами попробуем оставить следы на песке.

3. Упражнение «Следы на песке»

При помощи чего вы сделаете следы?

Дети. Кулачками, пальчиками, ладошками , ребром ладони (дети оставляют следы на песке) .

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук : внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях.

Педагог. “Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что вы почувствовали?

Дети. Песок мягкий , рыхлый, вязкий, рассыпчатый, сыпучий…

Педагог. Прохладный он или теплый, сухой или сырой? Как вы это определили? (ответы детей)

Педагог. “Я перевернула руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуете вы? (ответы детей) . Мне не очень удобно держать так руки. А вам?” (ответы детей) .

Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить : что лучше сделать, чтобы их изменить.

Можно подвигать руками,

-“поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)

Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,

- “пройтись” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,

Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр., воображение, развитие аналогий

- “пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец - мизинчиком).

- “поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера . При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения “вверх-вниз”. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

Педагог. А теперь давайте спрячем руки в песок , постепенно поднимайте по одному пальчику, какие у вас ощущения?

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа) . Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации т. е навыки общения и эмпатии (способность к пониманию ближнего и сопереживания ему) .

4. Игра – сюрприз «Найди предмет в песке»

Педагог. Ребята, песок часто таит в себе много тайн и сюрпризов. Вот и Песочная Фея приготовила нам сюрприз. Сейчас погрузите ладони поглубже, пальчиками ловко перебирайте песчинки, может что и найдете необычное (дети, играя, находят какие-нибудь предметы (по количеству детей, например, мячик, ракушку, машинку и т. д) . Что вы нашли? (ответы детей) .

Какой он? (маленький, разноцветный, гладкий, круглый, прыгучий и т. д.)

Давайте с ним поиграем!

5. Прощание с Песочной Феей и песком .

Педагог. На этом наше знакомство с песком и Песочной Феей заканчивается .

Вам все сегодня понравилось? Что вы сегодня узнали о песке? Какой он?

Что запомнили? С кем познакомились?

Песочная Фея с нами не прощается, а говорит нам «До свиданья! Приходите ко мне в гости, я буду рада вас видеть вновь и в следующий раз, мы с вами поиграем в другие интересные игры».

Цель: развивать социально-коммуникативное общение детей через игру с песком.

Задачи:

Познакомить детей с игровым материалом для песочной игротерапии;

Формировать представление о свойствах сухого и влажного песка;

Закреплять знания детей о правилах и нормах поведения при работе с песком;

Развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук;

Развивать связную речь детей через рассказы друг о друге;

Развивать эмоционально-волевую сферу детей;

Воспитывать умение играть дружно, выслушивать рассказы своих друзей и выполнять инструкцию.

Материалы: песочница - деревянный ящик с сухим песком, пулевизаторы по количеству детей, салфетки для рук, игрушка - Песочная Фея, игрушки для песочной игротерапии, кисточки, магнитофон.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети и педагог находятся в группе. Слышится звук колокольчика.

Педагог: - Ребята, что за звук? Откуда он раздаётся?

Дети прислушиваются и отвечают: - Звук доносится из песочницы!

Педагог: - Давайте же скорее откроем волшебную песочную страну и посмотрим, кто же зовёт нас?

Педагог открывает песочницу.

Педагог: - Странно?! Здесь никого нет! Наверное, мы потому никого не видим, что забыли произнести волшебные слова перед игрой с песком. Скорее же встанем в круг и произнесём их.

Дети встают в круг и произносят волшебное заклинание:

"В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди

Чтобы злодеев побеждать,

Мало просто много знать,

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным

А ещё желательно

Делать всё внимательно!"

(Звучит музыка, педагог показывает фигурку песочной Феи.)

2. Основная часть.

Педагог: - Ребята! Вот кто нас звал! Это Песочная Фея - хозяйка Песочной страны. Она что-то говорит? (Педагог делает вид, что прислушивается к словам Феи.)

Ребята, она говорит, что в Песочной стране случилась беда. Злой тролль заколдовал её. Она просит нас о помощи, так как жители волшебной страны видели, какие вы дружные и внимательные были на прошлом занятии. Поможем Песочной Фее?

Дети: - Да, конечно!

Педагог: - Но сначала нам необходимо встать вокруг песочницы, взяться за руки. И каждый должен назвать своё имя, ведь песочная Фея не знает, как к нам обращаться.

(Дети вместе с педагогом встают вокруг песочницы и по очереди называют своё имя.)

Педагог: - А теперь, давайте расскажем Песочной Фее о наших добрых делах. Но давайте договоримся, что каждый ребёнок рассказывает не о своих добрых делах, а о том, какие добрые поступки совершил ваш друг, стоящий рядом. Так мы докажем Фее, что не подведём её и готовы помочь ей в спасении жителей песочной страны.

(Дети составляют рассказы друг о друге.)

Педагог: - Ребята, Фея сказала мне, что теперь она точно знает, что именно вы должны помочь ей победить тролля и спасти песочных жителей. Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и произнести волшебные слова. Может быть, кто-то из вас знает волшебные слова из сказок?

(Дети называют волшебные слова из сказок.)

Педагог: Я сейчас вам скажу заклинание, а вы постарайтесь его запомнить:

"Песочная Фея нам помоги,

В страну волшебную перенеси,

В ладоши мы хлопнем

Раз, два и три,

К волшебной стране путь покажи"

(Звучит музыка.)

Педагог: - Вот мы и очутились в песочной сказочной стране. Видите, она совсем пустая. Давайте же скорее вызволим жителей страны из неволи. Возьмёмся за руки, закроем глаза и произнесём заклинание:

"В темницу друзей заточили враги,

Взмахнём нашей кисточкой

Раз, два и три

И наших друзей мы спасём из беды!"

Педагог предлагает детям взять кисточки и аккуратно раскопать песочек во всех углах Песочной страны и вызволить друзей из темницы. Дети с помощью кисточек откапывают спрятанные в песке игрушки.

Педагог: - Какие вы молодцы, ребята! Вы так старались! Посмотрите, как светятся у жителей Песочной страны глазки, они улыбаются вам! И вы в ответ улыбнитесь.

Педагог: - Ребята, мы спасли жителей Песочной страны, но посмотрите всё вокруг разрушено. Нам с вами предстоит создавать всё сначала. Посмотрите на песок. Он какой?

Дети: - Сухой.

Педагог: - А можно ли из такого песка что-нибудь построить?

Дети: - Нет!!!

Педагог: - Нам надо оживить песок. А что нужно всему живому: растениям, птицам, животным, людям для жизни?

Дети: - Вода!

Педагог: - Конечно, вода! Но нам нужны будут помощники, так как мы одни не справимся. Давайте позовём дождик, который поможет нам всё оживить, ведь у дождика все капли - волшебные.

Упражнение "Песочный дождик"

Каждому ребёнку выдаётся пулевизатор, с помощью которого они опрыскивают песок.

Педагог: - Посмотрите, сколько волшебных капель нам приготовил дождик. Берите их и начинайте поливать песок:

"Дождик, лей веселей!

Тёплых капель не жалей

Для лесов, для полей

И для маленьких детей

И для мам и для пап

Кап-кап! Кап-кап!"

Педагог: - Вы, хорошие помощники! Песок вам очень благодарен. Но ведь злого тролля, который заколдовал песочную страну мы так и не победили!

Упражнение "Победитель злости"

Звучит музыка

Педагог: - Давайте вылепим из песка плотный шар. А теперь на этом шаре нарисуем злого тролля. А какой он, тролль, как вы думаете?

Дети: (злой, не любит детей, не хороший, страшный и т.д.).

Дети по примеру педагога делают каждый свой шар, на котором обозначают углублениями или рисуют глаза, нос, рот.

Педагог: - Это "шар-злюка". Теперь разрушьте песочный шар и прогоните злого тролля, не забывая про волшебные слова: "Прогоняем злость, приглашаем радость"

(дети кулачками, ладонями, пальцами разрушают песочный шар).

Педагог: - Теперь медленно разровняйте поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого тролля? Молодцы! Мы победили злость и справились с заданием.

Упражнение "Узоры на песке"

Педагог:- Ребята, посмотрите, в Песочной стране нет радости и жизни. Нам надо помочь вернуть красоту маленькому миру. Вы любите рисовать?

(Дети отвечают.)

Педагог: - Тогда, давайте, скорее, нарисуем пальцами и руками красивые узоры на песке, а потом украсим их волшебными камушками и бусинками. Посмотрите, какие узоры можно нарисовать (педагог рисует узоры: волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Придумайте и вы свой узор.

(Дети выполняют задание.)

Педагог: - Замечательно! Посмотрите на узоры своих друзей, вам понравились они?

(Дети отвечают, комментируя свои ответы.)

Педагог: Теперь нужно, чтобы в стране царили радость и счастье, как было раньше.

(Заучит песня "Маленькая страна".) Посмотрите, что ещё мы расколдовали (педагог протягивает детям коробочку с растениями, зданиями, животными)

Дети расставляют предметы на песке

Педагог: - Ну вот, Песочная Страна ожила! Фея очень благодарна вам за помощь и теперь с нетерпением будет ждать вас к себе в гости. А нам пора прощаться с жителями волшебной страны и возвращаться в группу.

По окончании работы, дети вытирают руки влажными салфетками и садятся на стулья.

3. Итог (рефлексия, оценка).

Педагог: - Ребята, скажите, где мы сегодня побывали?

Дети: - В гостях у Песочной Феи.

Педагог: - А что мы делали в Песочной стране?

Дети: - Спасали её жителей от злого тролля и оживили саму страну.

Педагог: - Каким был песок в песочной стране?

Дети: - Сухим и влажным.

Педагог: - Чем отличается сухой песок от влажного?

Дети: - Сухой песок - сыплется, из него нельзя ничего построить, а влажный наоборот.

Педагог: - Мы сегодня совершили много хороших поступков. У меня радостное настроение, я рада помочь жителям Песочной страны. А какое у вас настроение, что нового для себя вы узнали?

(Дети отвечают.)

Ритуал "выхода" из Песочной страны

"В ладошки наши посмотри -

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты нам смелее стать помог!"

Используемая литература:

  1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия, Петропавловск, 2010 – 74 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Игра с песком. Практикум по песочной терапии – Спб: Речь, 2015 – 256 с.

Конспект занятия с использованием песочной терапии

"Волшебный песок"

Цель : стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники.

Реабилитационные задачи:

  • стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники.
  • развитие ментальных нарушений у воспитанников с помощью песочной терапии.

Образовательные задачи:

  • формирование навыка экспериментирования с песком;
  • обогащение тактильного опыта у воспитанников;

Развивающие задачи:

  • развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
  • развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать аккуратность;
  • вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование:

  • световой стол и стулья на каждого ребенка;
  • карманный фонарик (луч);
  • магнитная доска;
  • шаблоны «солнце»;
  • песок;
  • предметные картинки «Правила техники безопасности при работе с песком»;
  • магнитофон;
  • камешки разного размера.

Ритуал начала занятия. Психологическая игра «Волшебный камешек» (музыкальное сопровождение)

Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу.

Воспитатель: « Расслабьтесь, положите руки на столы, ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек»

Воспитатель кладёт каждому в ладонь камень. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Воспитатель напоминает, что всё тело надо расслабить. После дети открывают глаза и рассматривают свой камень. Воспитатель говорит: Посмотрите на свои камешки, сожмите их в кулачке. Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными, самыми внимательными, самыми послушными и всё, что вы будете делать, у вас обязательно всё будет получаться.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой красивый стол перед вами. А что в нем, сейчас отгадаем? Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать:

Загадка: Из меня куличек печь удобно, только есть меня нельзя.

Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадались, кто же я? (Песок)

Воспитатель: Правильно, перед вами песок

Воспитатель: Скажите, ребята, а вы любите играть с песочком? (Да!),

Воспитатель: Но прежде, чем мы начнём играть с песочкам, давайте вспомним

Правила игры с песком:

  1. 1. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!
  2. 2. При игре с песком у детей всегда должны быть чистые ручки и носики.
  3. 3. Нельзя бросать песок в лицо - можешь повредить глаза!
  4. 4. Нельзя вдыхать песок - можешь задохнуться!
  5. 5.

Воспитатель: Молодцы! Все правила запомнили!

Воспитатель:

Ярко солнышко сияет

И ребяток приглашает

Поиграть сейчас в песочек

Речки ласковый дружочек,

Это очень интересно,

Увлекательно, чудесно.

Упражнения «Здравствуй песок!»

  1. 1. Игра «Чувствительные ладошки»:

Цель : развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Воспитатель: Возьмите свой волшебный камешек. Погрузите свои руки в песочек, спрячьте его. Нам хорошо и приятно, мы чувствуем прохладу песка. Ребята, что мы можем сказать про песочек, какой он? (ответы детей: желтый, сухой, прохладный...)

Воспитатель: Нас сегодня ждал песочек - чистый, свежий, золотой.

Залезай в него, дружочек: хочешь - рой, а хочешь - строй.

Воспитатель: Сожмите руки в кулачок и покажем, как идёт…

2. Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Оборудование: Песочница.

Ход игры:

«Идёт медведь» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок

Мишка косолапый

По лесу идет, Топ-топ-топ..

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.

«Ползёт змея» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Змея очковая в песке

Очки вдруг потеряла.

Ползет она в большой тоске,

Ползет куда попало.

«Бежит сороконожка» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение

У сороконожки заболели ножки.

Видишь на дорожке снятые сапожки?

Воспитатель: Посмотрите, какие получились интересные следы. А теперь найдите свой камешек, запомните его и положите мне на тарелочку. Все нашли! Молодцы! В конце занятия мы увидим, что произойдет с нашими камешками.

Воспитатель: А теперь, я прошу вас подойти к столу.

Сюрпризный момент

Дети подходят к «Волшебной песочнице, закрывают глаза. Выключается свет. Включаются световые эффекты и подсветка стола.

Воспитатель : А теперь посмотрим, насколько вы внимательны, по моей команде вы должны руками закрыть глаза:

Раз, два, три не смотри!

Воспитатель : Вам темно? Страшно?Кто боится темноты?

Кто боится темноты?

Ну, конечно же не мы!

Можно в темноте играть

Или даже рисовать!

Воспитатель : Откройте, пожалуйста, глаза! (Воспитатель обращает внимание детей на «бегающие» огоньки)

А над нами, а над нами

Луг с волшебными цветами.

Золотистые Цветы

Расцвели средь темноты.

Воспитатель : Ребята посмотрите, какие красивые, огоньки бегают по потолку, словно разноцветные звёздочки.

Звезды нам с небес сияют

В темноте нам освещают

Воспитатель : А вот самая яркая звёздочка, хочет поиграть с нами. Посмотрите она рисует в темноте!

На стене появляется луч, воспитатель показывает детям, как можно, двигая карманным фонариком (лучом), получить разные фигуры - круг, квадрат и т. д.

Дети совместно с педагогом рисуют фигуры с помощью луча на экране.

Воспитатель:

Вот (проведите пальцем прямую линию слева направо)

Так (проведите пальцем прямую линию сверху вниз)

Вот (проведите пальцем прямую линию справа налево)

Так (проведите пальцем прямую линию снизу вверх)

Снова повторите эти действия в той же последовательности.

Получается Квадрат.

А вот четыре стороны -

Квадрат нарисовали мы.

Четыре палочки сложил

И вот квадратик получил.

Прямоугольник квадрата длиннее. Фигура попроще, рисуем смелее.

Можно «начертить» таким же способом треугольник:

Раз, Два, Три: Треугольник начерти.

Круглый круг похож на мячик,

По стене он быстро скачет.

Попросите ребенка самого начертить эти геометрические фигуры. Воспитатель: Тебе нравиться рисовать. У тебя хорошее настроение (воспитатель обращается к детям, дети отвечают)

Воспитатель обращает внимание детей на «Волшебную песочницу», предварительно сняв с неё платок.

Воспитатель: А теперь наши пальчики будут учиться рисовать на песке — они станут художниками.

Я рисую на песке,

Словно мелом на доске.

Просто пальчиком черчу

Все, что только захочу .

Я рисую небосвод,

вот и солнышка черед,

облака... совсем не тучи,

а внизу дубок могучий!

я рисую - мне не лень

за окном хороший день...

Воспитатель: Я хочу предложить вам нарисовать на песке пальчиком: облака

Облака собрались в кучу,

Превратились в злую тучу.

Стали лить на землю воду,

И испортили погоду. (рисуют дождь)

Сколько знаю я дождей?

Сосчитайте поскорей.

Дождик с ветром,

Дождь грибной, (рисуют гриб)

Дождик с радугой-дугой, (рисуют радугу)

Воспитатель: Молодцы! Чего не хватает на картине? (Солнышко)

В комнате загорается свет

Воспитатель : Правильно, солнышко! Сейчас вы садитесь на свои места, и каждый нарисует солнышко в своей песочнице. Но сначала разогреем свои ручки.

Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

Ручки сильные,

Ручки крепкие,

Десять пальчиков

И все цепкие.

Пальчик большущий,

Пальчик здоровущий.

Ты расти - вырастай

Силу, ум развивай

Пальчик указательный

Разумный и внимательный.

Ты расти - вырастай

Ума - разума нам дай.

Вот и средний пальчик наш,

Мы его потрем сейчас!

А теперь потрем мы пальчик

Безымянный великанчик,

Ты давай расти скорей,

Скажешь имя поскорей.

Вот мизинчик маленький -

Подрастай мой славненький

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: А сейчас мы нарисуем солнышко! (воспитатель раздаёт трафареты каждому ребёнку, ребёнок выполняет задание по показу)

Игра - упражнения «Песочное солнце»

Цель: Создание мандалы на песке с использованием разноцветного песка методом посыпания, с использованием мелких предметов (макарон; бусин; фасоль).

Ход игры:

Ребёнок на песке с помощью трафарета рисует круг, посыпает цветным песком; украшает лучики солнца различными предметами

Воспитатель:

Нарисуем желтый круг, (дети засыпают цветным песком круг солнца)

После лучики вокруг - (дети засыпают лучи солнца)

Пусть на белом свете

Ярче солнце светит!

Воспитатель: А теперь давайте украсим лучики (дети украшают лучи солнца макаронами, бусинами и т.п)

Я рисую на песке

Носик и глаза в кружке.

Это солнце яркое,

Желтое и жаркое. Дети по показу воспитателя подрисовывают глазки, носик, ротик солнышку

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы ребята! Все справились с заданием. Наши солнышки нам улыбаются, давайте мы тоже улыбнемся им (воспитатель подходит к каждому ребёнку, гладит его, называет по имени и просит улыбнуться солнышку) . Воспитатель: Устали? А теперь немножко отдохнём.

«Сотвори солнце в себе»

В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем к ней лучик, который несёт в себе мир. Звездочка опять увеличилась, Направляем лучик с добром, и звёздочка стала ещё больше. Мы направляем к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становиться большой, как солнце. Оно несёт тепло все - всем (руки в стороны перед собой). Спасибо!

Итог занятия:

Воспитатель: А сейчас давайте встанем в круг и посмотрим на наши камешки, что же с ними произошло? Посмотрите они стали большими, наполнились силой, добротой, вашей любовью!

Воспитатель: Занятие закончено. Всем спасибо! Но мы забыли выполнить последнее правило: После игры с песком - помой руки! Пройдёмте, пожалуйста, к умывальнику и помоем свои ручки.

Екатерина Копылова
Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с дошкольниками старшей группы

Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии

педагога -психолога Копыловой Е. С.

с дошкольниками старшей группы

«Песочные фантазии »

Практическая значимость занятия заключается в развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры с элементами песочной терапии .

Непосредственно-образовательная деятельность «Здоровье» может использоваться воспитателями старших , подготовительных групп ДОУ .

Цель : развитие эмоционально-волевой сферы средствами песочной терапии .

Задачи :

Интеграция образовательных областей :

1. «Познавательное развитие детей» . Развивать творческого воображения, внимание, речь.

2. «Физическое развитие» . Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, снимать мышечное напряжение, гармонизировать эмоциональное состояние.

3. «Речевое развитие» . Снижение скованности в речи, развитие умения сотрудничать, активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение.

4. «Социально-коммуникативное развитие» . Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей к проблемной ситуации, желание прийти на помощь. Воспитывать умение играть дружно, выслушивать своих друзей и выполнять инструкцию.

5. «Художественно-эстетическое развитие» . Способствовать творческой самореализации.

Методы и приемы :

Практические (игровая ситуация)

Наглядные (рассматривание, показ способов действия, просмотр)

Словесные (рассуждения, беседа, объяснение)

Проблемно-поисковые : самостоятельное выполнение творческого задания

На занятии использованы следующие технологии :

Игровые

Технологии арттерапии

Здоровьесберегающие

Виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, изобразительно-художественная, творческая подгрупповая работа .

Планируемые результаты : Наличие у детей положительных эмоций, новых впечатлений, активизация воображения. Понимание детьми причинно-следственных связей, умения выделять и озвучивать проблему, которую необходимо решить, поиск решений, усовершенствование умений делать выводы. Повышение у детей мотивации к познавательной деятельности и экспериментированию с песком.

Количество участников (6 человека)

Возраст : 5 лет.

Продолжительность мероприятия : до 25 минут.

Необходимые материалы : 2-е настольные песочные коробки , магнитофон с музыкальным сопровождением, наборы игрушек, камней, песок – кварцевый , миниатюрная игрушка «Фея» , столы для песочниц , влажные салфетки, шкатулка с медальками, колокольчик.

Важное условие : У детей не должно быть аллергии на пыль от песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Данное развивающее занятие выстроено в соответствии со структурой :

Организационно-мотивационная часть :

Приветствие

Упражнение «Касалки»

Игровая ситуация «Путешествие в страну песочных фантазий »

Основная часть :

Ознакомление с песочными техниками

- Подгрупповая творческая работа

Презентация своей работы

Заключительная часть.

Рефлексию

Ритуал прощания (завершения занятия )

Организационно-мотивационный этап занятия был направлен на создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя (упражнение Приветствие «Касалки» ); переключение внимания воспитанников к предстоящей деятельности и стимуляцию интереса помочь фее в подготовке ко дню рождения - эта цель была достигнута при помощи выполнения игровых заданий. Вхождение в «волшебный мир» у детей происходило, при помощи заклинания, что позволило более глубокому эмоциональному проникновению в этот новый неизведанный для детей мир.

Основной этап опирается на ознакомление и применение песочных упражнений , где совместная творческая деятельность становится средством гармонизации внутреннего мира дошкольников . Также стимулируется развитие совместного творчества в подгруппах . Результативным аспектом на этом этапе стало создание «Песочного торта » и украшение дополнительными средствами (самостоятельное создание композиции, презентация творения, способствующее нормализации эмоционально-психического состояния детей.

Заключительная часть позволила закрепить полученное детьми в ходе занятия эмоционально-положительное отношение друг к другу и к подгрупповой работе (Ритуал прощания) . Развитие элементарных навыков самооценки (Рефлексия) .

Таким образом, я считаю, что содержание развивающего занятия , использованные методы и приёмы, технологии, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности - позволило создать атмосферу взаимопонимания и доброжелательности, обеспечить активность, высокую работоспособность, удержать внимание и интерес детей к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению его результативности и успешному решению поставленных задач.

Затруднений в ходе проведенного занятия не выявлено по причине соответствия поставленных задач возрасту и индивидуальным психофизиологическим особенностям детей. Все дети были активными участниками на протяжении всей деятельности. Считаю, что цель занятия достигнута , поставленные задачи решены.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети и педагог -психолог находятся в кабинете. Педагог -психолог обращает внимание на гостей в кабинете и просит поприветствовать их. Педагог предлагает детям объединиться в круг и поприветствовать друг друга.

Все ребята встали в круг,

Ты мой друг и я твой друг,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Приветствие «Касалки» . Чтоб нам стало веселее, поиграем в «Касалки» . Я буду вам говорить задания, вы внимательно слушайте и выполняйте дружно.

Педагог : - Ребята, что за звук? Откуда он раздаётся?

Дети прислушиваются и отвечают : - Звук доносится из домика!

Педагог : - Давайте же скорее посмотрим, кто же зовёт нас?

Педагог подходит к домику .

Педагог : - Странно! Здесь никого нет! Нужно посмотреть внимательнее.

2. Основная часть.

Педагог : - Ребята! Вот кто нас звал! Это Песочная Фея – дочка волшебника Песочной страны . Она что-то говорит? Я немного понимаю фейский язык. (Педагог делает вид , что прислушивается к словам Принцессы и выражает эмоции удивления.) - Ребята, она говорит, что её зовут фея Динь-динь и сегодня у неё день рождения. Она вместе с друзьями хотела его отпраздновать на каруселях, а потом устроить праздничный обед, но в Песочной стране случилась беда. Злой джин устроил песочную бурю и распугал всех слуг, и они ушли, она боится остаться без угощений в свой день рождения. Она просит вас о помощи в приготовлении праздничного угощения, так как жители волшебной страны видели, какие вы дружные и внимательные были на прошлом занятии . Поможем Динь-динь спасти её день рождения?

Дети : - Да, конечно!

Педагог : - Но сначала нам необходимо встать в круг, взяться за руки, закрыть глаза и сказать волшебные слова, чтобы мы смогли оказаться в Песочной стране . (Дети вместе с педагогом встают в круг и проговаривают слова)

Раз, два, три

В Песочную страну нас перенеси !

Педагог : - Вот мы и очутились в Песочной сказочной стране . Отгадайте ребята загадку.

Кто же мастер щей, борщей

И рагу из овощей?

Вкусный сварит нам бульон,

Торт испечь сумеет он

И нажарит нам котлетки.

Кто же он?

Отгадайте, детки. (Повар)

Дети : - Повар!

Педагог : - Какие молодцы! - Скажите ребята. Кем вам нужно стать, что бы приготовить угощения для гостей на день рождения феи?

Дети : - Поварятами.

Педагог : - Да, вы верно думаете. Но не так - то просто стать поваренком в волшебной стране песочных фантазий . Нужно обладать определёнными знаниями и навыками. Фея передала мне задания для вас в конверте. Вы готовы их выполнить, а Динь-динь за вами будет наблюдать и помогать.

Дети : - Да!

Педагог : - Молодцы. Тогда я открываю конверт и достаю первое задание. Фея еще не знает ваших имен и хочет с вами познакомиться. Я знаю, что вы все любите сладенькое и легко справитесь с упражнением «Сладкое имя» . Внимательно слушайте задание! Каждый по кругу говорит свое имя и называет любой сладкий продукт, и так до конца круга. Желательно что бы название продуктов не повторялось.

Педагог : - Молодцы. Как хорошо у вас получается, ну, тогда продолжим. Каждый уважаемый поваренок песочной страны должен знать четыре основных вкуса. А вы знаете, какие бывают вкусы? (Дети называю, какие вкусы бывают : сладкий, кислый, солёный и горький).

Дети : - Сладкий, кислый, солёный и горький.

Педагог : - Хорошо! Тогда вы с легкостью справитесь со вторым заданием. Упражнение «Движение вкуса» . Внимание, слушаем здание. Я буду называть, и показывать на картинках продукты, а вы будете демонстрировать движения. Если продукт сладкий, то вы хлопаете в ладоши, кислый топаете, горький прыгаете на месте, соленый приседаете в пружинку.

Педагог : - Я вижу, вы были очень внимательны и все у вас получилось. У нас впереди еще задания. Фея предлагает нам станцевать веселый танец поварят. Слушайте музыку и повторяйте движения за мной. (Психолог включает музыку и показывает танцевальные движения, дети повторяют).

Педагог : - Весёлый танец. Фея приглашает нас подойти к песочным коробкам и разделится поровну на две команды, вспомним правила обращения с песком.

1. Песок нельзя сыпать на стол, нельзя им бросаться.

Если просыпали песок - попроси помощи у взрослого.

2. Песок нельзя трогать мокрыми и грязными руками.

Руки должны быть всегда чистыми и сухими.

3. Песок нельзя брать в рот .

Педагог : - Вспомнили правила обращения с песком, а теперь давайте с ним поздороваемся.

1. Упражнение «Здравствуй, песок Дети различными способами дотрагиваются до песка. Положите ладошки на песок . Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок ? (сухой, влажный, шершавый, мягкий) . Послушайте. Вы все слышите? Ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом. А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Вы слышите, как он смеется?

Педагог : - А сейчас ребята давайте сделаем разминку для наших ручек. Наши ручки на время превратятся в животных и насекомых.

2. Упражнение «Кто это был?» (разминка для рук)

«Идут бегемоты» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок . «Прыгают кенгуру» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными, то напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях) . «Бегут жучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок )

Педагог : - Ребята, мы с вами познакомились с песком, но теперь пришла пора помочь нашей Песочной Фее . Какое самое главное угощение для праздничного стола?

Дети : - Торт.

Педагог : - Молодцы, ребята давайте приступим к изготовлению угощения. Вы знаете из чего можно сделать тесто для торта? (Дети перечисляют) Яйцо, сахар, соль, мука, молоко. Психолог показывает движения, дети повторяют за ним. А сейчас все смешаем, тесто замесили, и делаем форму тортику в виде большой горки в центре коробки. (Дети готовят угощение самостоятельно) . Мы придали форму, чего нам не хватает для тортика?

Дети : - Да. Молодцы украшений.

Педагог : - На этом столе находятся все для оформления. Подходите и берите все необходимое. Как только услышите звон колокольчика, вы заканчиваете вашу работу.

Педагог : - Как называется ваш торт, и какого он вкуса? (Психолог спрашивает у каждой подгруппы )

Педагог : - Ребята, посмотрите, как обрадовалась Песочная Фея , как ярко светятся у неё глазки, какая у неё красивая улыбка. Она говорит вам спасибо и хочет вас отблагодарить за помощь. Она приготовила для вас сюрприз. Давайте встанем в круг. В этой шкатулке медальки от феи, она вас награждает почетными поварятами песочных фантазий . Сейчас закроем все глазки и произнесём волшебные слова :

Раз, два, три

Из песочной страны нас перенеси !

Педагог : - Вот, ребята мы снова с вами в саду.

Рефлексия.

В какой стране мы с вами сегодня побывали?

Кому мы помогали?

Что случилось в этой стране?

Чем вам запомнилась эта страна?

Ребята вам понравилось играть с песком?

№ 3 «ТАНЕЦ ПОВАРЯТ»

№ 1 «СЛАДКОЕ ИМЯ»

№ 2 «ДВИЖЕНИЯ ВКУСА»

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи посредством песочной терапии "Динотопия"

Описание материала: Данный материал будет полезен психологам-педагогам, логопедам и воспитателям ДОУ. Это занятие направлено как на развитие речи, так и на развитие творческих способностей детей.
Цель: развитие речи, мелкой моторики пальцев рук и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Задачи:
- способствовать развитию речевой сферы детей
- создание благоприятных условий для развития детей;
- формировать коммуникативных навыков ребенка с помощью коллективной деятельности;
- развивать точность выполнения движений пальцев рук;
- помочь детям освоить и развить художественные навыки и технику рисования на песке;
- развивать интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательность;
- формировать умения самостоятельно выполнять поставленные задачи.


Оборудование и материалы: световой стол для рисования песком, интерактивная светозвуковая панель «Лестница света», воздушно-пузырьковая колонна, мячик массажный с шипами, три фигурки динозавриков.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть.
Приветствуем друг друга как великаны (размашистые движения и низкий тембр голоса) и лилипуты (мелкие движения и высокий тембр голоса).
Превращение в сказочных персонажей (растирать в ладошках и передавать массажный мячик с шипами друг другу, присваивая имена сказочных героев).
II. Основная часть.
Психолог: Теперь мы настоящая команда. Друзья, а нас пригласили в гости в страну песков. У них проблемы и нас просят о помощи. Но чтобы туда попасть нужно заклинание волшебное произнести. Вы случайно не знаете, где обучают волшебству? – ответы детей.
Психолог: Очень хорошие идеи вы предлагаете, но это слишком далеко. А зачем нам куда-то идти. У нас же есть измеритель магического голоса чародея (интерактивная светозвуковая панель «Лестница света»). Сейчас я проверю, подходит ли мой голос для заклинаний. Мой голос подошёл. Кто ещё хочет узнать может ли он быть чародеем? – дети произносят по очереди свои сказочные имена как можно продолжительнее, чтобы световая лестница достигла максимального уровня.
Психолог: Наши голоса готовы произносить заклинание, но оно слишком сильное и нам нужна магическая сила. Что нас в этой комнате может зарядить силой? – ответы детей.
Психолог: Вы правы. Волшебный водопад обязательно поделится с нами силой (все подходят к воздушно-пузырьковая колонне и обхватывают её ладошками).

Психолог: Я чувствую силу в своих пальчиках. А у тебя где сила уже пробегает? – ответы детей. Держим нашу силу. В руках её неудобно носить. Я её спрячу в сердце. А где ты её будешь хранить?- ответы детей.
Психолог: Друзья мои, как вы думаете, теперь мы готовы отправиться в песочную страну? – ответ детей. Тогда вперёд! (все подходят к световому столу для рисования песком).
Психолог: Чтобы нам туда попасть надо заклинание прочитать. Вы знаете какое-нибудь заклинание? Попробуйте произнести его. – дети произносят разные заклинания. А знаете почему заклинания не подействовали? Потому что его произносил только один из вас, а надо все вместе.
Психолог: Ура, у нас получилось! Я хочу походить по этой песочной стране. Какой песочек в этой стране? – ответы детей (шагаем пальчиками по песку).


Психолог: Друзья мои, я совсем забыла зачем мы сюда пришли. Нас просили о помощи. В этой стране есть три долины. Как вы думаете, чем разделены эти три долины? (дети называют и рисуют границы). И в этих 3 долинах живут такие милые существа. (детям предъявляются три фигурки динозавриков). Какой динозаврик вам больше нравится? (дети выбирают себе фигурку). А что тебе нравится в твоём динозаврике? – ответы детей. У наших маленьких друзей на спинке написан первый звук их имён. Как зовут ваших динозавриков? – ответы детей. Каждый динозаврик умеет говорить только первый звук своего имени. У тебя динозаврик очень весёлый и постоянно улыбается и говорит – ребёнок, улыбаясь, произносит звук «с». Напиши пожалуйста, эту весёлую букву на песочке его долины. А у тебя динозаврик всегда, когда начинается дождик, сердится и говорит – ребёнок, стучит кулачком и произносит звук«к». Ну а третий динозаврик всегда, когда видит радугу, очень удивляется и говорит – ребёнок удивлёно произносит звук «о».
Психолог: А где же наши динозаврики живут в этой стране? Давайте нарисуем им жилище – дети называют и рисуют домики для динозавров. Друзья мои, скучно одному жить? А с кем им будет веселее? – ответы детей. Хорошая идея, с питомцами им будет лучше. Но каждое животное тоже должно начинаться на звук долины. – дети называют и рисуют животных.


Психолог: Но им всё равно было одиноко. Друзья мои, как мы можем помочь этим милым динозаврикам? – ответы детей. Мне очень нравится идея их подружить. К кому в гости пойдёт твой дракончик? – ответ ребёнка. Два дракончика встретились и очень обрадовались встречи. Они пожали друг другу руки и вдруг загремел гром (психолог стучит по дну стола). Теперь, держась за руки, первые звуки имён динозавриков соединились и они смогли сказать целый слог. – ответ детей. Их так обрадовало такое волшебство, что они захотели поздороваться и другой рукой. Загремел гром. Что же теперь они смогли сказать? – ответ детей. А третий динозаврик совсем один заскучал. Пойдёмте к нему в гости сходим. Третий динозаврик поздоровался с одним дракончиком. И оба они смогли сказать какой слог? – ответ детей (продолжать складывать звуки в слога).
Психолог: А нужны ли теперь границы в нашем царстве? (дети стирают границы на песке). Наши динозаврики обнялись. И какое слово они вместе сказали? – ответ детей. Мы теперь можем построить одно большое королевство с замком, цветами и деревьями для наших маленьких друзей. (дети рисуют на песке).


III. Завершающая часть.
Психолог: Какие вы молодцы! А давайте подарим волшебные силы нашим маленьким друзьям? Ой, ребята, мы начинаем превращаться в мальчиков и девочек. Нам пора попрощаться с нашими маленькими знакомыми и пожелать им всегда дружить и ценить друг друга.

Рассказать друзьям