Кризис 1 года проявляется в. Кризис первого года: причины

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Казалось бы, годовалый малыш настолько мал, что все проблемы родителей связаны только с тем, чтобы вовремя его накормить, переодеть и выгулять. Однако это совсем не так. Как раз к 1-му году жизни у ребенка наступает кризис – первый, но далеко не последний. У крохи часто меняется настроение, он подолгу плачет, а иногда и устраивает истерики. Как же пережить кризис 1-го года у ребенка как можно легче?

Характеристика кризиса первого года жизни у ребенка

Этот кризис у ребенка может начаться как в возрасте 10 месяцев, так и после года. В возрастной психологии кризис 1-го года у ребенка связывают с тем, что в этот период малыш становится более самостоятельным, и прежде всего это объясняется тем, что он . После чего остановить кроху практически невозможно. Малыш встает на ноги сразу после пробуждения. Зачастую ему кажется, что он продолжает ходить даже во сне. Он хочет осваивать новые территории, причем даже те, куда мама и папа запрещают ходить. На любые запреты он отвечает упрямством, слезами, капризами и даже истерикой.

Давая характеристику кризиса первого года жизни, психологи отмечают, что поведение вчерашнего грудничка становится нелогичным, к тому же его настроение меняется очень часто. Малыш может даже воспротивиться желанию родителей приласкать его, однако без внимания он пока что не может обойтись. Зачастую он требует его тогда, когда родители чем-то заняты или собираются куда-то пойти.

Ребенок все время следует за мамой - цепляется за ее одежду и не дает ей покинуть дом хотя бы на несколько минут. Со сном начинают появляться проблемы - его становится сложнее уложить, к тому же спит он теперь значительно меньше. Проявляется кризис первого года жизни и во вкусовых предпочтениях: в этот период развития некоторые дети начинают требовать каких-либо исключительных блюд, другие просто перестают воспринимать еду или же едят время от времени.

Когда малыш начинает ходить, у него появляется чувство независимости и свои желания, которые он в состоянии удовлетворить самостоятельно. Меняется и психология поведения ребенка 1 года в период кризиса: постепенно формируются воля и целеустремленность. Но несмотря на то, что он осознает себя как индивидуума, без материнского внимания он пока обойтись никак не может. Малыш должен быть уверен в том, что мама все время будет рядом и его не бросит.

Если ей нужно куда-нибудь отлучиться и оставить без присмотра своего ребенка на некоторое время, то делать это следует потихоньку, пока он этого не видит. Если же не вышло так сделать, то его нужно обязательно предупредить, что скоро мама вернется и вновь будет рядом. Когда малыш боится остаться в одиночестве и не хочет отпустить даже в ванную, можно взять его с собой.

Во время кризиса 1 года у ребенка истерики, плач или другие подобные реакции могут быть вызваны не только запретами, но и банальной скукой или усталостью, желанием получить что-нибудь запретное. Развлечь малыша не слишком сложно: можно ему почитать, поиграть с ним и пр. Если же ребенок начинает капризничать по любому поводу, то родителям нужно занять как можно более жесткую позицию. В противном случае он привыкнет, что в ответ на его истерики ему будет позволено абсолютно все.

Как пережить кризис 1 года у ребенка: пути преодоления

Родителям ребенка в возрасте около года следует осознать, что проявление негатива с его стороны - вполне естественное явление, однако бывают случаи, когда кризис протекает без слез и истерик. На этом этапе малыш постепенно учится утверждать себя. В такой ситуации родителям необходимо поддержать своего отпрыска, перестроить способ общения с ним. Они становятся для него объектом для подражания и товарищами по игре. С ребенком следует общаться с позиции сотрудничества, но при этом необходимо постоянно показывать свою любовь.

В психологии кризис первого года жизни, проявляющийся вспышками негативных эмоций со стороны детей, объясняют и тем, что им слишком много запрещают. Это вполне оправдано, и родителям в этот непростой период нужно постараться создать для своего ребенка максимально безопасную среду и запрещать ему как можно меньшее количество действий.

Все самые ценные и хрупкие вещи надо убрать так, чтобы малыш ни при каких условиях не смог до них добраться, а самые важные ящики следует запереть на ключ. Для прогулок лучше всего выбирать не магазины и оживленные улицы, где слово «нельзя» будет звучать очень часто, а отправиться в сквер или на детскую площадку. Когда родители будут прятать вещи, им надо хорошо подумать, действительно ли они представляют опасность для ребенка и стоит ли запрещать ими пользоваться. К примеру, малышу не вредно, а даже очень полезно будет поиграть на отцовской гитаре.

Родителям во время кризиса первого года жизни ребенка необходимо не просто запрещать что-либо своему малышу, а популярно объяснять, по какой причине этого делать не следует. Если хорошенько подумать, то многие запреты связаны с определенным родительским нежеланием что-то делать, например, стирать испачканную одежду или же в сотый раз поднимать своего отпрыска на горку и т. д. Дети прекрасно чувствуют тон, которым с ними разговаривают, поэтому при общении с ребенком не следует пользоваться назидательными интонациями или же кричать на него. При создании определенной системы запретов нужно предложить какую-нибудь альтернативу. Например, ребенок может порвать не книгу, а старую газету, кидаться не песком, а опавшей листвой.

Еще одна важная причина проявления негативного настроения со стороны детей - это родительское непонимание, особенно в то время, когда у ребенка только начинает формироваться речь.

Один из путей преодоления кризиса 1 года у ребенка – научиться понимать малыша, следя за его поступками и реакцией. Если внимательно прислушиваться к тому, что говорит ребенок, то с течением времени удастся его понять, благодаря чему поводов для недовольства будет не слишком много.

Статья прочитана 3 151 раз(a).

    Введение

    Характеристика кризиса 1 года

    Характеристика кризиса с 3-х лет

    Характеристика кризиса 7 лет

    Заключение

    Список использованной литературы

Введение

Кризисы возрастного развития являются результатом депривации тех потребностей ребенка, которые возникают у него к концу каждого возрастного периода вместе с основным, личностным новообразованием.

Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста заполнена специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью - игрой, учением, трудом.

На каждом этапе существует также определенная система прав, которыми пользуется ребенок, и обязанностей, которые он должен выполнять.

Характер занимаемого ребенком положения определяется, с одной стороны, объективными нуждами общества, с другой - существующими в данном обществе представлениями о возрастных возможностях ребенка и о том, каким он должен быть. Эти представления складываются стихийно на основе длительного исторического опыта, и, хотя утвердившиеся на их основе этапы детской жизни несколько различны в обществах с разной конкретно-исторической формацией, в основных чертах они сходны между собой и соответствуют действительному ходу детского развития. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). - М.: Педагогика. 1978

Каждый ребенок, независимо от особенностей его индивидуального развития и степени готовности, достигнув определенного возраста, оказывается поставленным в соответствующее, принятое в данном обществе положение и тем самым попадает в систему объективных условий, определяющих характер его жизни и деятельности на данном возрастном этапе. Соответствовать этим условиям для ребенка жизненно важно, так как только при этом он может чувствовать себя на высоте занимаемого положения и испытывать эмоциональное благополучие.

Однако в ранние периоды развития (до 6-7 лет) дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни, и у них отсутствует сознательное стремление его изменить. Если у них возникают новые возможности, не находящие реализации в рамках того образа жизни, которые они ведут, тогда они переживают неудовлетворенность, вызывающую у них бессознательный протест и сопротивление, что и находит свое выражение в кризисах 1 года и 3 лет. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. - М.: Просвещение. 1964

кризис возрастное развитие ребенок

Характеристика кризиса 1 года

Этот кризис является переходным периодом между младенчеством и ранним детством.

Ребенок начинает активно ходить, ползать, происходит освоение окружающего пространства. Поскольку не все желания ребенка выполнимы, ему часто приходится слышать слово "нельзя", которое может вызывать сильную эмоциональную реакцию, протест. В этом заключаются негативные проявления кризиса. Задача родителей в этот период - дать ребенку некоторую долю самостоятельности, быть более терпеливыми и выдержанными, а самое главное последовательными - постараться исключить ситуации, когда сегодня что-то нельзя, а завтра можно и т.д.

Основным новообразованием является детская или автономная речь. Эта речь отличается от взрослой по звучанию и по смыслу и часто бывает понятна только самым близким людям, находящимися с ребенком постоянно.

Кризис первого года - переходный период от младенчества к раннему детству. Этот возрастной кризис называют также кризисом становления ходьбы, речи и воли. Протест может выражаться в бурных проявлениях эмоций: громком крике, ребенок может упасть на пол, бить по нему руками и ногами. Такие действия направлены против запретов и отказов и если стиль воспитания в данной семье далек от идеала, то обстановка может накалиться. Задача взрослых - не допускать излишнего давления на ребенка и быть последовательными в требованиях, т.е. если что-то запрещаете, то без поблажек.

Вместе с тем маленькому ребенку нужны "кирпичные стены" - абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и строго соблюдаются всеми членами семьи (не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора и т.д.). Лучше просто убрать бьющиеся и опасные предметы так, чтобы ребенок не мог дотянуться, пока не подрастет настолько, что сможет обращаться с ними достаточно осторожно. Мальчикам и девочкам с рождения (и до 4-5 лет) именно "кирпичные стены" могут обеспечить физическую и эмоциональную безопасность.

Это момент, который связан с освоением ходьбы и фазовой речи. Его продолжительность, как, впрочем, и продолжительность всех остальных кризисов, зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Принято считать, что у девочек этот период заканчивается к 1,5 годам, а у мальчиков к 2 годам. К концу первого года жизни у ребёнка возникает связь между предметом и его названием. Она выражается в том, что малыш ищет и находит именно то, о чем попросил его взрослый. Важно, что ребенок ищет какой-нибудь предмет не для того, чтобы просто посмотреть на него, главное для него - это продолжение общения со взрослым. Поддъяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1996 Характерно, что в этом возрасте малыш может вполне чётко выполнять по слову определённые действия при общении с одним человеком и совсем не реагировать на те же слова, произносимые другим взрослым. Если годовалый ребёнок по просьбе матери показывает головку, нос, глазки, ножки, то на подобную просьбу других людей он может не реагировать. В этом возрасте малыш находится в таком тесном контакте с матерью, что для выполнения действий важны не только слова, но и жесты, мимика, интонация и ситуация общения.

Ребёнок начинает правильно реагировать на слова окружающих, когда эти слова повторяются много раз в сочетании с определёнными жестами. Так мама говорит малышу: "Дай ручку" - и сама делает соответствующий жест. И ребёнок очень быстро научится ответному действию. При этом малыш реагирует не только на слова, а на всю ситуацию в целом. Позднее значение ситуации преодолевается, ребёнок начинает понимать слова вне зависимости от того, кто их произносит, и какими жестами они сопровождаются. Обычно в это время малыш начинает произносить и свои первые слова. Теперь ребёнок может сам обращаться к взрослому, требовать от него общения, названия всё новых и новых предметов. Этот период можно назвать периодом освоения фазовой речи. Очень многое в это время зависит от того, как родители организуют общение с ребёнком, какие требования к нему предъявляют. Дети, с которыми взрослые мало общаются, ограничиваясь уходом за ними, резко отстают в развитии речи. С другой стороны, если родители пытаются ловить каждое желание ребёнка, исполнять все, что он хочет, по первому жесту, ребёнок может долго обходиться без речи. Совсем другое дело, когда взрослые вынуждают малыша произносить слова внятно, по возможности ясно оформлять словами свои желания и только в этом случае исполнять их.

В то же время ребёнок начинает делать первые шаги. Это очень трудное дело. Управление движениями ходьбы ещё не сложилось, и поэтому ребёнок постоянно теряет равновесие. Стул, который надо обойти, игрушка, которая не вовремя оказалась на дороге, становятся серьёзным препятствием. Один-два шага и малыш падает на руки к маме или на пол. Но что-то все-таки заставляет его преодолевать страх перед падением и снова и снова делать свои первые шаги. Конечно вначале - это участие и одобрение взрослых. Вскоре, после первых успехов, малыш начнёт получать удовольствие от управления собственным телом, и будет стремиться, как бы увеличить эту власть над собой, преодолевая препятствия.

По мере того, как ребёнок учится ходить и исследовать окружающий мир, в то время как он овладевает речью, его способности развиваются скачкообразно. Развитие редко идёт по прямой. Когда малыш осваивает новые вещи, его развитие прогрессирует. К примеру, он сконцентрирован на том, чтобы научиться ходить, поэтому он более зависим и эмоционально неустойчив, чем обычно. Этого и следует ожидать, потому что незрелая эмоциональная система малыша перегружается в период приобретения новых навыков.

Собственно в этом и заключается кризис 1 года. Овладевая ходьбой и речью, ребёнок проходит очень сложный период развития, когда ему совершенно необходима помощь родителей. Годовалый малыш особенно привязан к матери, отрыв от неё в этом возрасте - тяжёлое переживание для него, и начало посещения яслей в возрасте 1 года - не самое лучшее время для этого. Следует подождать окончания кризисного периода, когда ребёнок достигнет более высокого уровня адаптированности.

Важно помнить, что в этот кризисный период необходимо уделять много внимания развитию речи малыша. Старайтесь, как можно больше разговаривать с ребёнком. Когда маленькие дети слушают нас, они быстро привыкают к интонациям и ритму речи. Обязательно читайте ребёнку. Чтение книг - очень эффективный способ расширения языкового мира малыша. Это занятие помогает ему привыкнуть к языковым символам, то есть к тому, что написанное слово заменяет звучащее. Очень скоро ребёнок начинает понимать, что предмет, который он видит на картинке, означает какое-то слово. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. - М.: Просвещение. 1964.

Пусть малыш говорит, когда вы читаете. Имеется в виду, что сначала вы рассказываете о картинках в книге, которую рассматриваете вместе. Говорите ребёнку: "Это корова, а это - лошадка", произносите звуки, которые издают животные. Когда вы называете всё, что видите, ребёнок получает очень много информации об использовании слов. Очень скоро малыш сам начнёт произносить звуки, ожидая, когда ему покажут картинку в книге. Можно продолжить это занятие, задавая ребёнку вопрос: "Что это?", и отмечая, произносит ли он звуки, соответствующие изображённому на картинке животному. По мере совершенствования способности ребёнка выражать свои мысли, можно начать задавать ему вопросы о том, что изображено в книге, которую вы читаете. Это можно делать в процессе чтения. Получив ответ, можно расширить вопрос. Таким образом, ребёнок становится участником процесса чтения, а не только пассивным слушателем.

Помогайте малышу использовать приобретённый речевой опыт. Конечно, для того чтобы попросить что-либо, ребёнок умеет хныкать, мычать или жестикулировать. Это было приемлемо до тех пор, пока у него не было достаточно знаний для выражения своих мыслей словами. Теперь же, когда ребёнок пытается попросить о чем-либо жестами, а вы уверены, что он знает, как это называется, спрашивайте его: "Что ты хочешь?". Если малыш назовёт предмет, это говорит о том, что он может выразить свое желание словами. В это период также надо начинать учить ребёнка "волшебным" словам. Старайтесь, подавая ребёнку нужную ему вещь, не забывать требовать, чтобы он сказал "спасибо". Всякий раз, когда кто-нибудь приходит, напоминайте ребёнку, чтобы он сказал "привет", а когда уходят - "пока-пока" и помахал ручкой. Не забывайте о важности обратной связи. Отвечайте на узнаваемые сочетания гласных и согласных звуков, например, на звуки "ма-ма", отвечайте предложением "Мама здесь". Родители для детей - это средство понимания того, что они хотят сказать. Если вы догадались, о чём хочет сообщить малыш, продолжите слово или добавьте слова за него, чтобы получилось то, что он имел в виду. Создавая обратную связь, избегайте разговора на "детском языке". Обязательно говорите нормально. Когда взрослый говорит на "детском языке" - это карикатура на произношение звуков. Если вы хотите помочь ребёнку в формировании речевых навыков, не искажайте речевую модель. Пусть он привыкает к вашей модели языка и её имитирует.

Расширяйте укороченные фразы малыша. Например, если ребёнок просит булку, произнося "бу-бу", то можно отреагировать на это вопросом: "Ты хочешь булку?". Не ленитесь произносить длинные фразы. Даже если ребёнок не всё понимает, каждая такая ситуация его многому научит.

Вы очень поможете малышу благополучно пережить возрастной кризис и перейти на новый уровень взаимодействия с окружающим миром, если постепенно начнёте приобщать его к социальным отношениям. Несколько советов на эту тему могут вам пригодиться. Постарайтесь, чтобы у вашего малыша были друзья, с которыми он сможет играть. Обратите внимание на то, что с одними детьми у вашего ребёнка нет контакта, а с другими есть. Может быть, стоит приглашать таких деток к себе, чтобы малыши могли вместе играть. Даже если ваш ребёнок еще не дорос до того, чтобы быть хорошим партнёром в игре, ему может нравиться быть с другими детьми и наблюдать за тем, что они делают. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: 1971.

Не принуждайте ребёнка вступать в контакт с другими детьми. Позвольте ему подготовиться к этому самостоятельно. А вы обеспечьте ему "безопасный тыл", куда всегда можно вернуться. Обучайте его элементарным навыкам общения, например, "волшебным словам", о которых говорилось выше. Проводите простейшие уроки о том, как надо делиться. Начните с объяснения элементарного понятия собственности. Если ваш малыш схватил чужую игрушку, заберите её со словами: "Это игрушка Андрюши, надо её отдать, а мы с тобой возьмём другую игрушку". Такие уроки дают первые представления о границах отношений. Не забывайте, что учить надо на примерах. Будьте сами хорошим примером. Так, как вы приветствуете своего малыша, выражаете сочувствие, беседуете с ним, как справляетесь с раздражением - всё это пример для подражания, точно также ваш ребёнок будет в дальнейшем строить отношения с другими людьми.

В период от девяти месяцев до полутора лет через подобный кризис проходят все. Ничего удивительного: кризис сопровождает восхождение на каждую новую ступень самостоятельности. Вот почему кризисным становится возраст три года, семь лет и знаменитый переходный (обычно 12 - 14 лет).

Первый год жизни - тоже важный этап в жизни маленького человечка: он начинает ходить и самостоятельно перемещаться в пространстве. Ему все интересно, все хочется потрогать, попробовать на зуб. Вскоре малыш начнет осознавать себя самостоятельной личностью. И вот уже он со скандалом пытается отстаивать собственные гастрономические предпочтения, гневно отвергает фартучек или новую рубашечку, ставя родителей в тупик. И если бы только это.

Главная проблема кризиса первого года в том, что родители часто не успевают перестроиться вслед за бурным развитием своего чада. Еще вчера он спокойно лежал в кроватке и довольствовался подвешенными над ней погремушками, а сегодня у него проснулся интерес к маминой косметике, бабушкиным лекарствам и к папиной отвертке. И на улице беда - чистенький ребенок, которого так усиленно приучали к аккуратности, лезет в лужу, зарывается носом в песок. За завтраком неуклюжий карапуз пытается самостоятельно действовать ложкой, перемазывается в каше и отчаянно плачет, когда мама пытается взять кормление в свои руки. Первая реакция взрослых - прекратить это безобразие. Однако капризы и дурное поведение (слезы, крики, скандалы), желание все хватать и проявлять неуместную пока еще самостоятельность - не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. - М.: Просвещение. 1964. Таковы естественные проявления этапа взросления. На самом деле за каждым из них стоит что-то очень понятное, объяснимое и важное для малыша. Попробуем остановиться и подумать, что чувствует сейчас сам ребенок? Зачем он делает ЭТО? И если ключ к пониманию ребячьей страсти к играм с грязью или вещами из мира взрослых найти легко (достаточно вспомнить себя в таком возрасте), то над иными детскими "загадками" приходится порой поломать голову. Мама показывает годовалому Пете, как собирать домик из кубиков, невольно увлекается и сама, и тут отпрыск с хитрой улыбочкой разрушает архитектурное сооружение, чему очень радуется. Маме обидно. Ей кажется, что Петя просто хулиганит. Однако дитя, во-первых, еще не понимает, что нужно уважать чужой труд, и требовать этого от него рановато. Во-вторых, мамин замок он разрушает не из вредности, а потому, что ему интересно наблюдать, как разлетаются в стороны разноцветные кубики. Пройдет время, и он сам с удовольствием будет строить, а не разрушать. А пока ему гораздо важнее и приятнее другое: наблюдать траекторию падения кубиков. А уж стремление ребятишек все потрогать и достать и вовсе имеет научное обоснование оказывается, таким образом, дитя не просто развлекается, а развивает сенсомоторную активность и поисковую деятельность.

Все это, конечно, не значит, что ребенку, переживающему кризис первого года жизни, следует разрешать все. Определенные запреты, конечно же, нужны, но их должно быть немного, чтобы малыш смог запомнить и усвоить именно запреты, а не то, что злые взрослые все ему запрещают. Формулировать правила желательно коротко и четко, причем без улыбки, чтобы кроха сообразил: ему не предлагают поиграть в игру "обмани маму", а говорят серьезно. Еще один важный момент правила желательно повторять каждый раз, когда возникает оговоренная в них ситуация. А чтобы обойтись без занудства, можно сложить из каждого правила стишок, например: "Раз идем с тобой гулять, надо шапку надевать". "Ну что ж, надо так надо", - подумает про себя юный скандалист и. покорится. Большинство взрослых запретов обычно касаются безопасности ребенка. Но и тут можно проявить творческий подход. Так, если маленького исследователя тянет совершить нечто запрещенное, постарайтесь тут же переключить его внимание. Например, можно забрать у него разноцветные таблеточки (и где он их только раздобыл?!), а взамен предложить такие же яркие, но несъедобные и крупные пуговицы. Взрослую книжку с тонкими страницами, которые кроха может легко порвать, заменить книжкой-раскладушкой для малышей, где странички сделаны из картона. "Безобразия" в ванной свести к цивилизованной игре с водой в игрушечном тазике. Скажем, дети полутора лет и старше с огромным удовольствием играют в рыбалку. В магазинах сегодня продаются наборы для этой игры, в которых плавающие рыбки и удочка снабжены крошечными магнитами.

Другая задача: нужно не отвлечь кроху, а, наоборот, заставить его сделать что-нибудь, от чего он категорически отказывается. Тут для начала стоит подумать: а надо ли заставлять? Если речь идет об отказе от еды, то, безусловно, нет. Заставлять малыша есть крайне вредно не только для его психики, но и для его физического здоровья. Организм, особенно детский, гораздо умнее нас. Ребенок интуитивно чувствует, что ему сейчас нужно. Пусть сегодня он предпочитает курицу, а завтра соглашается есть одни макароны. Не страшно. Конечно, было бы лучше, если бы он тянулся почаще к фруктам и овощам, но, согласитесь, вред от временной макаронной диеты нельзя сравнить с испорченным здоровьем. А если ребенок вообще отказывается есть? Просто вспомните старую французскую мудрость: ребенок никогда не позволит себе умереть с голоду. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. - М.: Просвещение. 1964. Предпочтения малыша вообще стоит учитывать всякий раз, когда это можно сделать. Кроха отказывается от одноразовых подгузников? Что ж, значит, пришло время отвыкать от этого достижения цивилизации (в дневное время после девяти месяцев это настоятельно рекомендуют и врачи). Наоборот, требует себе соску, хотя вроде бы пора от нее отвыкать? Ну, так дайте ему эту соску, особенно если не хотите, чтобы малыш заменил ее каким-то предметом, совершенно не подходящим для постоянного сосания и обгладывания.

Конечно, все эти советы могут показаться слишком либеральными. Гораздо проще надавить на ребенка и заставить его сделать (или не делать) то, что мы считаем нужным. Кроха поплачет, поноет, а потом успокоится, и все вроде бы будет хорошо. Но хорошо не будет. Стоит спросить себя: каким вы хотите видеть своего ребенка? Наверняка не вялым, безынициативным, не способным принимать решения, трусишкой. И не истеричным маленьким грубияном, добивающимся желанной мелочи с криком и слезами. Но давление как метод общения с малышом - верный способ вырастить ребенка именно таким. Крохе, не привыкшему чувствовать уважение к себе, трудно вырасти сильным и уравновешенным человеком, способным стать другом для своих родителей. Для того чтобы добиться своего, ему скорее придет в голову пустить в ход слезы, шантаж, а позднее - грубость, чем спокойно, с улыбкой сказать: "Знаешь, мама, я бы хотел сделать это вот так. Ты не против?"

Что кроме терпения и понимания может помочь родителям годовалого карапуза в кризисе? Конечно, чувство юмора, творческий подход и умение играть. С этими волшебными качествами любую "неразрешимую" проблему можно превратить в игровую ситуацию. Скажем, малыш простудился, и врач велел ему парить ножки в ведерке. Попробуйте пустить в ведерко игрушечные кораблики или другие плавающие игрушки. Или такая ситуация: даже если ребенку пришла пора отказываться от одноразовых подгузников, зимой на прогулке они ему еще необходимы. Но надевать их малыш отказывается. На выручку может прийти плюшевый мишка, который тоже отправляется гулять и потому надевает памперс перед выходом на улицу (вместе с малышом повяжите медведю какой-нибудь платочек, символизирующий памперсы). Мишка выручит и за столом, когда крохе придется надеть фартучек (у некоторых детей и с этим предметом туалета возникают проблемы). Ребенок отталкивает свитерок, который натягивает на него мама? Можно сыграть в "магазин" и предложить малышу самому "купить" один из его свитерков, разложенных на диване. Вообще, право выбора (одежды, игры, блюда) - очень важная вещь. Любой карапуз, рвущийся к самостоятельности, обязательно оценит такое доверие к своей персоне. Помогут крохе (а заодно и его родителям) и игры особого рода - те, что можно назвать развивающими. Такие игрушки дадут выход чрезмерной творческой энергии малыша и направят ее во вполне мирное русло. Например, у каждого годовалого индивидуума должна быть пирамидка, для начала маленькая из 3-5 колец. Еще одна чудесная игрушка - матрешка. Конкуренцию им составляют любые несложные игрушки (или заменяющие их предметы), которые можно складывать, разбирать, вставлять, вынимать, в общем, всячески видоизменять. Например, старый выключатель, который разрешается сколько хочешь включать-выключать, способен стать великолепной игрушкой для чересчур активного крохи, не подпускаемого к кнопочкам бытовой техники А уж банка или кастрюлька, куда можно складывать вещи, - просто находка. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: 1971.

Родителей годовалого крохи смущают не только его непослушание и склонность к капризам. Год - это возраст, когда ребенок учится говорить. И он уже хочет быть понятым. Вот только общается малыш с нами на своем малопонятном языке. А не встречая понимания и сочувствия, очень горько обижается. Как же быть?

Выход один - побольше разговаривать с крохой, стимулируя у него развитие речи. Для начала попробуем освоить понимание. Например, одевая малыша, попросите его "помочь" вам. Где рубашечка? Дай мне рубашечку. А где наши тапочки? Принеси мне, пожалуйста, тапочки. Постепенно, медленно кроха начнет выполнять указания мамы, а новый уровень самостоятельности поможет ему относиться к скучной процедуре одевания с большим терпением и интересом. Сопровождение любых действий (ваших и самого малыша) словами со временем обязательно поможет ему заговорить. Этот навык нужно всячески поощрять, стараясь добиваться от крохи активного употребления слов, которые он уже способен произнести. Можно, например, не выполнять просьбу ребенка, если он выражает ее жестом и междометиями, хотя в состоянии произнести и слово. Поощряя каждую его словесную победу, нужно не забывать осваивать и новые слова и слоги, четко проговаривая их вместе с ребенком. Делать все это стоит просто потому, что, если малыш привыкнет быть понятным без слов, это может затормозить развитие его речи.

Делая определенный шаг назад в этот период, малыш одновременно делает два шага вперед - в сторону своей физической и психологической зрелости. Разумеется, ему сейчас нужна помощь взрослых. Не случайно именно в этом возрасте ребенок так чувствителен к оценке своих действий родителями, так отчаянно готов привлекать мамино внимание, выбрасывая из манежа игрушки и топая ножками. Капризный, не слишком уверенный в себе, стремящийся к самостоятельности и еще ничего не боящийся, болезненно самолюбивый и обидчивый, переживающий свой первый серьезный кризис кроха очень нуждается в постоянной родительской поддержке. Более того, его ориентация на оценку взрослого - важное условие правильного развития в "годовалый" период. Постарайтесь быть терпеливыми, не торопитесь ругать и наказывать вашего неудачливого искателя самостоятельности. А если уж и хотите поругать его, лучше всегда каким-то образом подчеркнуть, что неудовольствие мамы вызвал конкретный поступок карапуза, а не он сам. Если вы сумеете отнестись к малышу, переживающему первую трудную пору своей жизни, с сочувствием и уважением, кризисные явления вскоре исчезнут сами собой. Кризис сменится периодом стабильного развития, когда пугавшие родителей проявления обернутся важными завоеваниями: новым уровнем самостоятельности, новыми достижениями. Закрепиться, став чертами характера, негативные проявления могут лишь в одном случае: если взрослые будут общаться с ребенком с позиции сильного: "Перестань орать и ешь!", "Нельзя, я сказала!" - и ничего больше. Действуя вместе с ребенком, но никак не вместо него, можно не только быстро преодолеть кризис, но и заложить прочную основу для гармоничного развития малыша и чудесных, доверительных отношений с ним

Еще недавно малыш был лежащим кричащим пупсом, а теперь он стал озорным бегающим карапузом, которому все нужно пощупать и попробовать на вкус. А ведь прошел всего год.

Многие родители замечают, что именно в этом возрасте их чадо становится просто неуправляемым, капризным и характерным деспотом, который командует бабушками, мамой, а порой и папой. Сразу все начинают думать, что они что это первые проявления его трудного характера, который будет с ним всегда. На самом деле все не так страшно, и вся эта вредность пройдет без ремней и наказаний. Такая резкая смена поведения человечка называется так - у ребенка. Дело в том, что это был трудный год, малыш проделал долгий путь от грудничка до прямоходящего, многое увидел, научился. Уже сейчас он маленькая, но сформировавшаяся личность со своим настроением и гастрономическими пристрастиями. Такая бурная деятельность развития оказывает сильное давление на неокрепшую психику. Порой ребенок не хочет делать, то, что он делает, но иначе он не умеет выражать свои требования и эмоции. Пройдет буквально чуть больше полугода, и малыш научится с собой справляться, характер поменяется в лучшую сторону. В период с 9 месяцев и до полутора лет может начаться кризис одного года. у детей ознаменовывают каждую новую ступень в психологическом развитии и становлении ребенка самостоятельным. 1 год, 3, 7, 12-14 лет - основные кризисные рубежи, через которые проходит каждый ребенок. Последний период, именуемый наиболее длителен и труден в преодолении, но избежать его не получится ни детям, ни их родителям.

Как понять, что началось

Кризис 1 года у ребенка довольно несложно диагностировать, есть ряд определяющих признаков:

  • неуправляемость, трудности в проведении воспитательных работ, упрямство, попытки сделать, как надо ему, требование повышенного внимания и в то же время отказ от помощи и крепких объятий;

  • немедленная реакция на любой запрет обидой, криками, слезами, агрессивным поведением;
  • капризы без повода;
  • противоречия в поведении: только малыш что-то страстно желал, как уже швыряет из-за ненужности, просил помочь, подать, и тут же отказывается от помощи, желая сделать сам.

Кризис одного года психология называет нормальным явлением и дает понятные объяснения. После года малыш начинает активно ходить и бегать, у него появляется интерес к исследованию всего, что встречается у него на пути. Тут-то он и сталкивается с массой непонятых для него запретов не лезть в шкафы, не трогать лекарства, косметику, инструменты, провода, не открывать, не дергать. Совсем недавно ребенок видел, как родители все это делали и держали в руках, а ему почему-то нельзя. Психологи рекомендуют ставить как можно меньше запретов, обговорив это со всеми близкими родственниками, чтобы не получилось, что мама разрешает, а папа нет. Дать ребенку возможность залезть на нижние полки шкафов и полок, вытащить и сложить обратно лежащие там предметы, потенциально опасные заранее убрав из поля видимости юного исследователя.

Боязнь потерять маму

Кризис ребенка первого года жизни не обходится без такой проблемы, как неотступное следование за мамой. Малыш всюду ее сопровождает, а если у него перед носом закрывают дверь ванной или туалетной комнаты, то может сильно и надолго расплакаться. Но этого можно избежать, если вовлечь маленького капризулю в игру, например, собирать цветные фантики, которые мама подсовывает под дверь.

Можно петь песни, настукивать мелодии, хлопать в ладоши - все это станет ребенку доказательством, что мама рядом. Если женщина намерена уйти или выделить для себя некоторое время, то сначала надо провести хотя бы полчаса в тесном общении со своим чадом. Тогда он, пресытившись совместным времяпрепровождением, сам захочет свободы и самостоятельной игры.

Упрямство и кризис 1 года у ребенка

Годовалый малыш частенько бывает упрям, отказываясь гулять, есть, спать, одеваться. Ему не важно, от чего отказываться, главное, что таким образом, как ему кажется, он проявляет свою самостоятельность. Показать, как надо делать правильно, помогут родственники или любимые игрушки: посадите куклу на горшок, накормите мишку кашей, умойте мордашку зайчику. Ребенок непременно захочет это повторить. Не стоит сильно настаивать на своем, если малыш не хочет есть или укладываться спать. Пусть займется, чем хочет, а через полчаса, возможно, проголодается и сам позовет маму на кухню.

Я сам!

Начинает активно проявляться излишняя самостоятельность, но родители ей не рады, считая, что их ребенок еще слишком мал делать что-то сам.

Это одна из основных проблем, сопровождающих кризис одного года. Психология рекомендует не пресекать попытки малыша надеть шапку, расстегнуть кофту, вытереть пыль или самому кушать ложкой. Конечно, у мамы все это получится быстрей и аккуратней, но очень важно не заглушить детскую инициативу, иначе он привыкнет, что все делается за него, и заставить потом его убраться в своей комнате будет очень проблематично.

Тирания или либерализм

Существует 2 модели родительского воспитания в тот момент, когда начался кризис одного года. Первый возрастной кризис ребенка осложняется неспособностью малыша высказать свое недовольство и требования. Порой маленький скандалист тянет куда-то взрослых за руку или тычет пальчиком в неизвестном направлении. Они отмахиваются и не обращают внимания, но для ребенка это очень важно. В итоге родительское игнорирование провоцирует детскую истерику. Некоторые мамы и папы считают, что нужно не давать ребенку свободы, заставлять, запрещать и настаивать на своем. Ведь они стараются ради его блага и безопасности.

Отчасти они правы, но не стоит забывать, что малыш - это уже личность, которая может хотеть смотреть мультфильм про Лунтика, а не про Чебурашку, любить яблоки, а не капусту, чувствовать обиду, страх, разочарование, радость, усталость. Если на корню пресекать все детские попытки самостоятельности и выражения собственных желаний и потребностей, то велик риск вырастить безынициативного лентяя, который привык, что за него принимают все решения. Совсем нетрудно позволить ребенку заниматься любимым делом, но в безопасном для него режиме. Хочет он играть с разноцветными таблетками, пусть играет, но можно заменить их на цветные крупные пуговицы. Любит не только рассматривать книги и журналы с картинками, но и рвать тонкие страницы, следует заменить их на детские книжки с плотными картонными листами. Любой запрет или действие для обязательного выполнения можно обыграть весело, творчески подойдя к воспитательному процессу так, что ребенок все выполнит, сам того не заметив.

Кризис 1 года жизни ребенка - это не болезнь, поэтому нет повода постоянно жалеть ребенка и разрешать ему все, баловать, считая, что ему сейчас плохо и трудно. В дальнейшем он сможет использовать свои как способ манипуляции родителями.

Как пережить кризисный период

Кризис 1 года у ребенка проходит: у девочек - к 1,5 годам, у мальчиков - к 2, но каким из него выйдет малыш, зависит только от родителей. Надо стараться относиться к ребенку как ко взрослому человеку, слушать, пытаться понять его настроение и желания. Не заставлять его делать что-то против его воли, конечно, если речь не идет о принятии важных лекарств или надевании сапог и шапки в мороз. Но не нужно пытаться накормить ребенка супом, если он хочет кашу, заставлять играть в кубики и машинки по вашим правилам.

Если правильно организовать воспитание и общение в кризис ребенка первого года жизни, то можно помочь ему не только легко преодолеть все сложности становления своего характера, но и овладеть новыми знаниями и навыками.

Кажется, что малыша словно подменили: ни с того ни с сего слезы, капризы и протесты по малейшему поводу, нарушился без видимых причин сон… Что случилось с крохой? Не тревожьтесь, все идет по плану, намеченному природой, ведь, скорее всего, именно сейчас ваш ребенок переживает кризис одного года.

Что такое кризис 1 года у ребенка?

Кризис 1 года - это не что иное как переходный возраст крохи от младенчества к раннему детству. И наступает он тогда, когда малыш впервые начинает осознавать свое «я». То есть, если раньше, будучи младенцем, ребенок не отделял себя от окружающего мира и, в первую очередь, от мамы, то теперь он стал ощущать себя личностью, которой свойственны собственные мнения и желания.

Этот важнейший психологический процесс неразрывно связан с физическим развитием ребенка. Он пополз, затем встал на ножки, потом сделал свои первые шаги - обрел физическую независимость от взрослых. И получив ее, кроха хочет двигаться в нужном ему, а не родителям, направлении. Хочет изучать то, что интересно ему, а не то, что считает нужным для его воспитания мама.

При этом ребенок еще, конечно, слишком мал для того, чтобы разобраться в себе и донести до взрослых все то, что сейчас происходит в его сознании (а это настоящая революция!). Он не владеет аргументированной для корректной демонстрации своей воли (хочу это, не хочу то) и пояснения своих целей (мне нужна эта вещь по такой-то причине). Но как-то же объясняться надо! Вот ребенок и объясняется доступными ему способами: кричит, плачет, отвергает.

Бояться кризиса не стоит - это абсолютно нормальное явление. Более того, кризис 1 года и его бурное внешнее проявление явное свидетельство того, что процесс формирования личности крохи проходит правильно.

Маленькому капризуле можно помочь легче справиться с кризисом, порадовать его необычными новыми покупками, купите в Мамином Магазине:

  • для спокойного отхода ко сну;
  • , которые так любят малыши;

Когда наступает кризис одного года?

Ошибочно полагать, что кризис наступает строго в тот день, когда малышу . У каждого ребенка свое время. Но, по наблюдениям психологов, чаще всего детки сталкиваются с кризисом в возрасте от 9 до 18 месяцев.

Как долго длится кризис - еще один вопрос, на который нет единого для всех малышей ответа. Кто-то переживает кризис за месяц, а кому-то может потребоваться полгода и даже год. Здесь очень многое зависит от , психологической обстановки в семье, реакции родителей. Взрослым крайне важно помочь ребенку пройти этот непростой в его жизни момент. Увидеть положительные стороны происходящего и, конечно, поддержать малыша, отнестись с терпением и пониманием к изменению его поведения и привычек.

Как проявляется кризис 1 года?

Признаков, характерных для кризиса, несколько.

  • Противоречивость и непоследовательность.

Данил (13 месяцев) собирается на прогулку. Собирается охотно, ведь на прогулке он будет кормить голубей! Но вдруг в один момент мальчик категорически отказывается одеваться (за окном зима, отправиться налегке не выход из ситуации), стучит ножками, плачет, стягивает шапку, варежки. При этом на вопрос мамы: «Ты не хочешь идти гулять?», сквозь рев отвечает: «Гуля!» (голубь). То есть кормить птиц Данил хочет, но собираться и выходить на улицу - нет.

  • Обиды, агрессия.

Маша (18 месяцев) играет с конструктором. Одну деталь никак не может соединить с другой. В результате, детали с силой разбрасываются по комнате, ломается и все то, что уже было удачно построено.

  • Упрямство, настырность.

Лиза (10 месяцев) дает маме куклу по имени Бу. Мама берет куклу, Лиза кричит: «Бу, Бу, Бу!». Мама: «Да, доченька, это твоя куколка Бу». Лиза продолжает кричать имя куклы. Мама проговаривает то, как выглядит кукла, какая она красивая, как нарядно одета, вот ее глазки-ручки-ножки. Крик «Бу!» становится все громче. Мама предлагает вместе покормить Бу. Крик дочки только нарастает. Так продолжалось до тех пор, пока мама не догадалась начать говорить с Лизой от имени Бу высоким «кукольным» голосом.

  • Непослушание.

Саша (15 месяцев) во время прогулки с большими уговорами зашел вместе с бабушкой в магазин. Покупки были сделаны быстро, но выйти из магазина оказалось еще сложнее - ребенку хотелось ходить туда-сюда в прикассовой зоне, расталкивая покупателей. Уговоры бабушки встречались сначала весельем (мол, игра такая я убегаю, ты догоняешь), затем - слезами и громким криком-протестом.

  • Нетерпимость к замечаниям.

Маша (18 месяцев) гладила кошку. Потом дернула кошку за хвост. Замечание мамы о том, что кошку обижать нельзя - ей больно, спровоцировало очередное дергание животного за хвост и обиду на маму.

  • Капризность.

Всегда отличающийся хорошим аппетитом Никита (14 месяцев) стал крайне разборчив за столом. Те блюда, которые раньше он ел с удовольствием, теперь могут быть отвергнуты (нередко переворачивается тарелочка вместе с содержимым), взамен требует только хлеб.

  • Отстаивание своего.

Сюжет, когда дети на площадке делят одну игрушку, наверняка, знаком всем мамам. Что происходит? А вот что. Один малыш кричит «дай», отстаивая свой интерес к конкретному объекту. Другой же, крепко вцепившись в игрушку, демонстрирует осознание своих личных границ и нежелание отдавать то, что считает своим продолжением (примерно до 3 лет дети именно так воспринимают игрушки как продолжение самих себя).

  • Отказ от выполнения привычных занятий или процедур.

Ваня (17 месяцев) стал хуже укладываться спать. И перед дневным, и перед ночным сном он устраивал родителям настоящее испытание: сначала догони его, потом покачай, потом расскажи сказку, потом дай попить, потом опять расскажи сказку, потом нужна книжка…

Даша (13 месяцев) всегда умница на занятиях в детском развивающем клубе (легко выполняла любые задания преподавателя) вдруг перестала делать то, что раньше давалось ей без особых усилий. Вся группа отделяет мячики от кубиков, а Даша просто сидит в сторонке. Группа танцует, Даша пошла играть с мячиками.

Все приведенные выше примеры - яркие иллюстрации кризиса 1 года. Однако далеко не все из возможных, ведь каждый ребенок индивидуален, а значит, по-своему будет вести себя в той или иной ситуации. Что делать родителям? Быть готовыми ко всему и стараться правильно реагировать.

Стоит приобрести домой разнообразные игрушки для развития познавательного интереса ребенка. Купите:

  • красочные и интересные ;

Как помочь ребенку преодолеть кризис 1 года?

В это достаточно непростое время взрослые должны с максимальным пониманием отнестись к малышу и тем переменам, которые с ним происходят.

  • Прислушивайтесь к желаниям ребенка.

Дайте малышу понять, насколько он важен как личность, насколько важны его интересы. Пусть это будет игра с той игрушкой, которую предложит кроха. Пусть это будет тот маршрут прогулки, который выберет малыш. По сути, ребенок ведь еще в силу очень юного возраста не в состоянии пожелать того, что заставит родителей крепко задуматься: «А стоит ли?».

  • Опекайте мягко и ненавязчиво.

Понятно, что следить за любознательным карапузом приходится в оба. Однако не стоит демонстрировать это очевидно. Приходите на помощь лишь тогда, когда этого потребует сам ребенок или ситуация (вы понимаете, что ваше невмешательство чревато явной угрозой здоровью малыша). Такое поведение взрослых способствует развитию у крохи .

  • Не кричите и не наказывайте.

Даже если нервы на пределе, это вопрос не столько к ребенку, сколько к вашему самообладанию. Поверьте, «неправильным» поведением малыш не стремится вам насолить, ему сейчас, действительно, трудно разобраться самим с собой.

Чего, например, можно добиться, прикрикнув на ребенка, который не хочет возвращаться с прогулки домой? Вероятно, нового витка детской истерики, подпитанной теперь еще и обидой на маму… Не лучше ли попробовать договориться с малышом: «Давай сделаем еще круг по двору и пойдем обедать, сегодня я тебя угощу вкусным супом!» В конце концов, лишние пять минут на воздухе только на пользу растущему организму. Или же сделайте поход домой привлекательным по другим причинам, например, доверьте ребенку нести ключи с предложением пойти и вместе открыть дверь.

  • Не демонстрируйте свое превосходство.

Ваша задача сейчас стать первым другом малыша, мудрым товарищем.

Высказывания в стиле «я знаю, как лучше», «можешь капризничать, это никому не интересно», «хочешь или нет, а слушаться придется» никак не поспособствуют укреплению между вами доверительных отношений, а, кроме того, нарушат правильное развитие в ребенке самостоятельности. Апатичность, боязнь принятия решений уже во взрослой жизни берут свое начало именно в этих авторитарных фразах родителя.

  • Сократите число запретов.

Сейчас ребенку крайне важно изучать все, что его окружает. Дайте ему эту возможность!

Подумайте, так ли уж критично, если малыш потрогает овощи, принесенные из магазина (ручки-то легко потом помыть), заглянет в мамин шкаф (извлеченные из него вещи за несколько минут можно сложить обратно), потопает по луже (что стоит обуть ребенка по погоде). Пойдя навстречу исследовательским потребностям крохи, вы не только избежите слез и капризов, но и существенно расширите его кругозор! Согласитесь, ради этого можно перетерпеть некоторые неудобства для мамы (лишний раз что-то сложить, что-то постирать).

  • Выработайте одну схему поведения для всех взрослых членов семьи.

Если уж что-то нельзя, то это ребенок должен слышать от всех старших.

Например, мама считает, что ребенку нельзя играть с мобильным телефоном. На его попытки завладеть гаджетом всегда отвечает отказом, объясняя, что это не игрушка. Папа же, придя с работы, вручает малышу свой телефон без малейшего сомнения. Естественно, кроха решает, что телефон - не такое уж и нельзя. Каково будет его недоумение, когда завтра мама снова запретит брать телефон! Протест против такой непонятной ситуации будет гарантирован. И это понятно, даже взрослого отсутствие логики сбивает с толку.

  • Предоставьте право выбора.

Везде, где только это возможно. Что надеть (дайте несколько футболок на выбор). Что съесть (грушу или яблоко). Во что поиграть (в «ку-ку» или построение башенки из кубиков). Уметь делать выбор, оценивая ситуацию - очень важное качество для формирующейся личности. А иметь возможность выбирать - это именно то, чего сейчас малыш хочет больше всего.

Услышьте вашего кроху, поймите его потребности, творчески подойдите к решению той или иной задачи, которую ставит перед вами ребенок. Так вы не только поможете малышу легче преодолеть переходный период, но и сможете посмотреть на кризис одного года под иным углом - как на важный и интереснейший этап в жизни ребенка и всей семьи в целом.

Существует мнение о том, что чем сильнее проявляется кризис первого года жизни, тем сильнее и независимее формируется личность ребенка. Поэтому не подавляйте желание малыша защищать свое право на то, чтобы быть самим собой.

Мы Вам поможем легче преодолеть кризис первого года, собрав интересные вещи и игрушки для Вашего, уже практически самостоятельного, малыша. С Маминым Магазином Вы научитесь проще находить общий язык со своим/своей крохой. Здесь можно выбрать и купить удобные , чтобы одевать малыша легко, быстро и без лишних слез. У нас есть развивающие

Наша команда старается сделать Ваши покупки максимально удобными и приятными в обслуживании .

Благодарим за помощь в подготовке материала Антонину Гриценко.

Ваш малыш, еще недавно такой милый и беспомощный, вдруг становится капризным, упрямым и непослушным маленьким тираном? Такая картина знакома многим родителям и она имеет свое название – кризис первого года жизни.

Это явление вполне объяснимо, более того, оно – неотъемлемая часть взросления нового человека. Как пережить возрастной кризис 1 года жизни и стоит ли его бояться? Рассмотрим особенности этого этапа жизни малыша и правила поведения родителей в столь непростой период.

Обычно симптомы кризиса 1 года выражены ярко и определить его несложно. В поведении ребенка появляются новые черты:

  • резко возросшая самостоятельность, желание все делать без помощи взрослых;
  • отсутствие реакции на запреты или их отрицание;
  • слезы и продолжительные истерики, если получить желаемое сразу невозможно;
  • капризы без видимых причин;
  • противоречивость (хочу и практически сразу – не хочу);
  • негативная реакция на занятия, которые ранее воспринимались нормально (отказывается , одеваться, раздеваться, кушать с ложки и т. д.).

Что чувствует малыш?

У молодых мам и пап возникает вопрос – почему ребенок стал себя так вести? К концу первого года жизни малыш делает несколько важных открытий – оказывается, его родители взрослые и могут больше, чем он.

Конечно, так было и раньше, но задумываться об этих различиях ребенок начинает только теперь. В год малыш осознает себя отдельной от мамы личностью и его недовольство существующими запретами и правилами растет. Ему кажется, что родители ограничивают его просто так, а не потому, что некоторые занятия опасны или вредны для него.

Причины кризиса

Молодым мамам и папам может казаться, что они просто избаловали малыша, однако причина его поведения не в этом. Кризис 1 года жизни совпадает с началом прямохождения и этот момент является переломным в мироощущении ребенка.

Для взрослого человека ходить – привычно и нормально, а для малыша – это настоящее открытие. Раньше он был единым целым с мамой и не мог свободно перемещаться без нее, теперь же кроха может легко убежать, если ему что-то не нравится, добраться до ранее недоступных интересных вещей.

Конечно, ребенок пользуется новыми возможностями. Осознав свою независимость и собственное я, малыш пытается определить, где заканчивается он и начинается мама, что он может сделать сам, а что нет.

Чтобы разобраться с такими важными для взрослеющего человека вопросами, нужно попробовать все самому и никак иначе. Именно познавательный интерес и потребность проверить границы своих возможностей пробуждает в ребенке дух противодействия. Кроха пока не осознает сути запретов и ограничений и отстаивает свои права, как умеет – плачем, упрямством, непослушанием.

Также конфликтные ситуации возникают из-за несоответствия возможностей малыша его желаниям. Полностью обходиться без помощи родителей он не может и если взрослый не понимает, чего хочет чадо на данный момент, ребенок, еще не умеющий выражать свои потребности словами, тут же устраивает истерику.

Упрямство и кризис

Упрямство – один из основных признаков кризиса первого года. В его основе лежит пробуждающаяся самостоятельность. Если раньше малыш спокойно носил одежду, которую вы надевали на него, кушал, что предложат и играл с игрушками, то теперь он во всем желает проявить свою волю.

Обычные занятия – одевание, кормление, купание, сборы на прогулку, превращаются в настоящее мучение. Ребенок никак не соглашается делать то, что вы предлагаете, требует предметы, совершенно не подходящие для игр, и устраивает истерики. Договориться с крохой еще невозможно из-за недостаточно развитой речи, но все же средство от детского упрямства существует.

В 1 год малыши живут сиюминутными желаниями, поэтому их несложно отвлечь. Переключите внимание ребенка на занятие, не идущее вразрез с вашими планами, и он забудет о поводе конфликта.

Также для преодоления упрямства хороши элементы игры. Ребенок не хочет надевать памперс? Попробуйте вместе нарядить в подобие памперса зайчика или мишку, пусть он покажет малышу пример.

Какую тактику выбрать?

Кризис одного года у детей – явление не однодневное, поэтому родителям потребуется выбрать тактику поведения и придерживаться ее вплоть до преодоления сложного этапа в развитии крохи. По мнению психологов, лучшим решением будет «находиться рядом, но не навязываться». Иными словами, ребенок должен чувствовать, что вы готовы в любой момент прийти ему на помощь, но не стараетесь все сделать за него и подавить его волю.

Очень важно не наказывать малыша за излишнюю, как кажется родителям, самостоятельность игнорированием. Ситуации, когда ребенок бьется в истерике, не в силах успокоиться, а вы не обращаете на это внимания – недопустимы. Но превращаться в «наседку», пытающуюся контролировать каждый шаг малыша и предугадывать все его желания, не стоит. Только придерживаясь «золотой середины» можно вырастить полноценного, самодостаточного человека.

Как пережить кризис?

Когда ребенок капризничает и упрямиться, не давая ни минуты передышки, любые силы и терпение начинают иссякать. Возникает вопрос – как пережить кризис 1 года и что делать?

Облегчить кризисный период и отвлечь чадо от капризов помогут несколько советов:

  1. М инимизируйте количество запретов. Этот может показаться странным, но, в действительности, нет необходимости запрещать ребенку брать все вещи, не предназначенные для игр. Некоторые из них, например, крышки, миски, кастрюльки, ложки – вполне безвредны и могут стать отличным развлечением, способным надолго увлечь малыша.
  2. Не подавляйте самостоятельность ребенка. Даже если он справляется не очень хорошо, самое время позволить ему самому выбрать и надеть вещи, попробовать кушать ложкой без помощи старших и т. д.
  3. Позвольте крохе быть ведущим в играх. Чаще берите на себя роль товарища по играм, а не воспитателя, поддерживайте инициативу ребенка в выборе развлечений.
  4. Не кормите малыша насильно. Если кроха отказывается кушать, не переживайте, при появлении чувства голода он обязательно поест.
  5. Стимулируйте развитие речи. Для этого нужно больше говорить с малышом, озвучивать, что вы делаете, называть предметы вокруг. Чем скорее ребенок освоит речь, тем проще ему будет выразить свои желания и эмоции, а значит, поводов для конфликтов станет меньше.
  6. Привлекайте ребенка к повседневным занятиям. Он может вместе с вами складывать свои игрушки или вещи. Если на улице лето – это отличное время для приобщения к простым огородным работам, например, поливу грядок из детского ведерка. Так вы не только приучаете малыша к порядку и труду, но и даете ему возможность реализовать себя в новом занятии. Обязательно хвалите кроху за помощь.

Чего делать нельзя?

Есть несколько реакций, которые в кризисный период малыша являются табу для родителей. Во-первых, нельзя кричать на ребенка, обзывать и шлепать его за упрямство или капризы. Хотя может казаться, что он ведет себя так нарочно, это всего лишь особенности кризиса 1 года, без которых невозможно взросление.

Во-вторых, не нужно потакать всем желаниям малыша и баловать его. Кризис 1 года у ребенка закончится, а привычка добиваться своего истериками – останется.

В-третьих, не показывайте свое превосходство над малышом. Ребенок не соперник взрослому и добиваться послушания, игнорируя его желания и просто заставляя делать то, что нужно родителям – жестоко и опасно для детской психики.

Первый в жизни малыша кризис очень важен для становления личности. Если в этот период «пережать» с воспитательными мерами, можно получить несамостоятельного и боящегося принимать решения во взрослом возрасте человека.

Продолжительность

Мам и пап, столкнувшихся с изменениями в поведении малыша, интересует, сколько длится кризис 1 года. Начинаясь в период с 9 до 18 месяцев, он может продолжаться от недели до года.

Не обязательно, что у ребенка при этом проявятся все кризисные явления. Иногда новый этап взросления проходит практически незаметно. Это зависит от темперамента и характера малыша, а также отношения родителей. Если с желаниями и мнением ребенка в семье принято считаться, кризис протекает мягче.

Стоит ли бояться кризиса 1 года?

Заметив признаки кризиса 1 года, волноваться не стоит. Происходящее – процесс естественный и неизбежный. Он сопровождает момент перехода ребенка от младенчества к раннему детству.

Даже ярко выраженное течение кризиса – абсолютная норма, а вот внешнее отсутствие его признаков – более тревожный симптом. Он указывает на то, что психика ребенка еще не получила должного развития.

Все дети проходят через кризис первого года, а изменения в их поведении не являются постоянными. После окончания этого этапа развития, упрямство, непослушание и капризы проходят, при условии, что родители выбрали правильную тактику поведения.

Кризис первого года у ребенка может стать для мам и пап непростым испытанием. Но есть в нем место и позитиву – ваш малыш развивается правильно, а сгладить нежелательное поведение крохи возможно, проявив терпение и понимание.

Полезное видео о кризисе первого года жизни у детей

Мне нравится!



Рассказать друзьям