Кризис 9 месяцев у ребенка комаровский. У ребёнка кризис первого года жизни: что делать родителям

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Кризис одного года у ребенка. Эта тема была актуальна во все времена. Ведь по мере приближения детей к годовалому возрасту практически все родители замечают некоторые изменения в их психике.
Наиболее часто кризис 1 года возникает у малышей, которым недавно исполнилось 10 месяцев. Длится этот период от полугода до 1 года. Выявить кризис одного года вовсе не сложно, ведь он имеет ряд отличительных признаков. А волноваться по поводу его возникновения вовсе не следует. Не думайте, что таким образом малыш показывает свой упрямый характер. На самом деле он просто проходит очередной этап в своей жизни. И главное, что в этом случае должны сделать родители – помочь малышу справиться со своими проблемами. В этом случае на помощь придет возрастная психология.

Что такое кризис 1 года?

По мере взросления малыш должен учиться менять свое поведение и привычки. Делается это, как правило, в определенных отрезках времени. Именно в этот момент у него и возникает психологический кризис.
В течение жизни человека такие кризисы постоянно повторятся. Возрастная психология выделяет целый ряд этих периодов. Первый кризис обычно бывает по достижении 10-12 месяцев, затем в 3 года, 6 лет и в 12-13 лет.
Со временем у ребенка появляются новые потребности, а то, что его удовлетворяло раньше, просто перестает интересовать. В этом и заключается вся проблема. Наиболее часто дети именно в возрасте 1 года начинают ходить и изучать все то, что их окружает. Но при этом они достаточно часто слышат родительские запреты. Все это обычно заканчивается слезами, капризами и истериками.
В этот момент родители должны осознать, что их кроха взрослеет и начать относиться к нему более снисходительно.

Симптомы кризиса

Психология выделяет ряд симптомов, по которым можно определить, что у малыша кризис 1 года:

  • ребенок не слушает родителей или даже делает назло, ведь он уверен, что может делать то, что ему хочется и когда ему что-либо запрещают, начинает активно сопротивляться;
  • постоянные перепады настроения. Малыш может капризничать по поводу и без. Он начинает по-другому реагировать на различные ситуации, появляются первые признаки агрессии;
  • противоречивое поведение. Это может выражаться следующим образом: сначала малыш обнимает и целует близких, а затем начинает их бить. Или, например, он долго выпрашивает понравившуюся игрушку, после чего выбрасывает ее;
  • обиды. Ребенок в это время очень часто плачет и истерит, причем успокоить его невозможно, так как причину такого поведения обнаружить, как правило, не удается;
  • боязнь опускать маму. Нередко психологи называют такого ребенка «мамин хвостик»;
  • желание внимания. В возрасте одного года крохе очень важно чтобы с ним как можно больше проводили времени, при этом он может сильно ревновать.

Что в это время чувствует ребенок?

К одному году кроха становится еще более самостоятельным. Он начинает делать первые шаги, а в некоторых случаях даже свободно передвигается по комнате и дотягивается до нижних полок. В это время малыш растет очень быстро.
Они знают и умеют больше и им можно практически все. В этот момент малыш понимает, что он также личность и начинает показывать свой темперамент.
Когда у карапуза кризис одного года, ему кажется, что родители запрещают играть с розеткой или ножами, потому что они не любят его. Он не знает, чем все это отличается от привычных ему игрушек. Поэтому он полностью уверен в том, что родители своими запретами только мешают ему исследовать все окружающее, не дают в полной мере развиваться.
В это же время малыш хочет, чтобы не родители командовали им, а он родителями. Ему хочется выбирать развлечения и одежду самостоятельно, как можно больше общаться. Однако годовалый ребенок еще не может в полной мере выразить свои желания и если родители не понимают его, все заканчивается истерикой.
В этот период ребенок может копировать действия родителей, обижаться, когда ему что-либо подсказывают.
В это время очень важно научиться правильно вести себя с малышом. Не кричите на него. Покажите спокойно, как пользоваться теми или иными предметами на собственном примере. При правильном подходе ребенок будет расти ответственным и самостоятельным с самого раннего детства, а кризис пройдет быстро и легко.

Как правильно себя вести?

Многие родители привыкают к новому капризному характеру карапуза и продолжают потакать ему в дальнейшем. Другие же наоборот постоянно ограничивают во всем и наказывают детей. Однако психология имеет в своем арсенале ряд мер, соблюдение которых поможет эффективно справиться с проблемой:

  • уменьшите количество запретов до минимума. Иногда лучше спрятать от ребенка какую-либо вещь, нежели постоянно запрещать ему ее трогать;
  • не пресекайте сразу же любые попытки ребенка сделать что-нибудь самостоятельно;
  • не заставляйте кроху насильно принимать пищу. Лучше предложите ему это сделать вместе. В любом случае, если малыш проголодается, он обязательно поест;
  • относитесь с пониманием к желаниям ребенка, ведь все родители на подсознании понимают, чего хочет их малыш;
  • станьте друзьями вашему карапузу, перестаньте быть злыми воспитателями. Можете ползать с малышом и играть в его игры. Ему это обязательно понравится;
  • как можно чаще общайтесь с ребенком. Таким образом, вы не только будете лучше понимать его желания, но и поможете развивать речевые навыки. Разговаривайте с ним про все. Про погоду, про то, что вы сейчас делаете, почаще спрашивайте у него что-нибудь;
  • привлекайте ребенка к выполнению домашней работы. Ему это очень понравиться. При этом постоянно хвалите его. Не бойтесь попросить ребенка о помощи;
  • если малыш плачет и кричит, а успокоить его не получается, оставьте его буквально на несколько минут. Когда малыш увидит, что его истерику не замечают, он быстро успокоится и займется своими делами.

Для того чтобы не усугубить кризис психологи категорически не рекомендуют родителям:

  • кричать на ребенка и оскорблять его грубыми словами;
  • забирать любые предметы, которые не используются в играх. Так, хрупкие и острые предметы можно убрать из поля зрения ребенка, в то время как с другими он вполне может ознакомиться (например, ложечки или пластиковые крышки от банок). Можно также купить ему новые игрушки, предназначенные для более старшего возраста;
  • не потакайте ребенку постоянно. В противном случае малыш останется капризным, даже когда кризис завершиться. Но не переусердствуйте. Так, в возрасте 1 года дети очень боятся остаться без мамы. Не оставляйте ребенка заплаканным идя на шоппинг, даже если с малышом останется папа или кто-нибудь из близких. Отложите свои дела.

И самое главное – не нервничайте. Только так вы сможете вместе справиться с кризисом и потом с улыбкой вспоминать этот период.

Ваш малыш, еще недавно такой милый и беспомощный, вдруг становится капризным, упрямым и непослушным маленьким тираном? Такая картина знакома многим родителям и она имеет свое название – кризис первого года жизни.

Это явление вполне объяснимо, более того, оно – неотъемлемая часть взросления нового человека. Как пережить возрастной кризис 1 года жизни и стоит ли его бояться? Рассмотрим особенности этого этапа жизни малыша и правила поведения родителей в столь непростой период.

Обычно симптомы кризиса 1 года выражены ярко и определить его несложно. В поведении ребенка появляются новые черты:

  • резко возросшая самостоятельность, желание все делать без помощи взрослых;
  • отсутствие реакции на запреты или их отрицание;
  • слезы и продолжительные истерики, если получить желаемое сразу невозможно;
  • капризы без видимых причин;
  • противоречивость (хочу и практически сразу – не хочу);
  • негативная реакция на занятия, которые ранее воспринимались нормально (отказывается , одеваться, раздеваться, кушать с ложки и т. д.).

Что чувствует малыш?

У молодых мам и пап возникает вопрос – почему ребенок стал себя так вести? К концу первого года жизни малыш делает несколько важных открытий – оказывается, его родители взрослые и могут больше, чем он.

Конечно, так было и раньше, но задумываться об этих различиях ребенок начинает только теперь. В год малыш осознает себя отдельной от мамы личностью и его недовольство существующими запретами и правилами растет. Ему кажется, что родители ограничивают его просто так, а не потому, что некоторые занятия опасны или вредны для него.

Причины кризиса

Молодым мамам и папам может казаться, что они просто избаловали малыша, однако причина его поведения не в этом. Кризис 1 года жизни совпадает с началом прямохождения и этот момент является переломным в мироощущении ребенка.

Для взрослого человека ходить – привычно и нормально, а для малыша – это настоящее открытие. Раньше он был единым целым с мамой и не мог свободно перемещаться без нее, теперь же кроха может легко убежать, если ему что-то не нравится, добраться до ранее недоступных интересных вещей.

Конечно, ребенок пользуется новыми возможностями. Осознав свою независимость и собственное я, малыш пытается определить, где заканчивается он и начинается мама, что он может сделать сам, а что нет.

Чтобы разобраться с такими важными для взрослеющего человека вопросами, нужно попробовать все самому и никак иначе. Именно познавательный интерес и потребность проверить границы своих возможностей пробуждает в ребенке дух противодействия. Кроха пока не осознает сути запретов и ограничений и отстаивает свои права, как умеет – плачем, упрямством, непослушанием.

Также конфликтные ситуации возникают из-за несоответствия возможностей малыша его желаниям. Полностью обходиться без помощи родителей он не может и если взрослый не понимает, чего хочет чадо на данный момент, ребенок, еще не умеющий выражать свои потребности словами, тут же устраивает истерику.

Упрямство и кризис

Упрямство – один из основных признаков кризиса первого года. В его основе лежит пробуждающаяся самостоятельность. Если раньше малыш спокойно носил одежду, которую вы надевали на него, кушал, что предложат и играл с игрушками, то теперь он во всем желает проявить свою волю.

Обычные занятия – одевание, кормление, купание, сборы на прогулку, превращаются в настоящее мучение. Ребенок никак не соглашается делать то, что вы предлагаете, требует предметы, совершенно не подходящие для игр, и устраивает истерики. Договориться с крохой еще невозможно из-за недостаточно развитой речи, но все же средство от детского упрямства существует.

В 1 год малыши живут сиюминутными желаниями, поэтому их несложно отвлечь. Переключите внимание ребенка на занятие, не идущее вразрез с вашими планами, и он забудет о поводе конфликта.

Также для преодоления упрямства хороши элементы игры. Ребенок не хочет надевать памперс? Попробуйте вместе нарядить в подобие памперса зайчика или мишку, пусть он покажет малышу пример.

Какую тактику выбрать?

Кризис одного года у детей – явление не однодневное, поэтому родителям потребуется выбрать тактику поведения и придерживаться ее вплоть до преодоления сложного этапа в развитии крохи. По мнению психологов, лучшим решением будет «находиться рядом, но не навязываться». Иными словами, ребенок должен чувствовать, что вы готовы в любой момент прийти ему на помощь, но не стараетесь все сделать за него и подавить его волю.

Очень важно не наказывать малыша за излишнюю, как кажется родителям, самостоятельность игнорированием. Ситуации, когда ребенок бьется в истерике, не в силах успокоиться, а вы не обращаете на это внимания – недопустимы. Но превращаться в «наседку», пытающуюся контролировать каждый шаг малыша и предугадывать все его желания, не стоит. Только придерживаясь «золотой середины» можно вырастить полноценного, самодостаточного человека.

Как пережить кризис?

Когда ребенок капризничает и упрямиться, не давая ни минуты передышки, любые силы и терпение начинают иссякать. Возникает вопрос – как пережить кризис 1 года и что делать?

Облегчить кризисный период и отвлечь чадо от капризов помогут несколько советов:

  1. М инимизируйте количество запретов. Этот может показаться странным, но, в действительности, нет необходимости запрещать ребенку брать все вещи, не предназначенные для игр. Некоторые из них, например, крышки, миски, кастрюльки, ложки – вполне безвредны и могут стать отличным развлечением, способным надолго увлечь малыша.
  2. Не подавляйте самостоятельность ребенка. Даже если он справляется не очень хорошо, самое время позволить ему самому выбрать и надеть вещи, попробовать кушать ложкой без помощи старших и т. д.
  3. Позвольте крохе быть ведущим в играх. Чаще берите на себя роль товарища по играм, а не воспитателя, поддерживайте инициативу ребенка в выборе развлечений.
  4. Не кормите малыша насильно. Если кроха отказывается кушать, не переживайте, при появлении чувства голода он обязательно поест.
  5. Стимулируйте развитие речи. Для этого нужно больше говорить с малышом, озвучивать, что вы делаете, называть предметы вокруг. Чем скорее ребенок освоит речь, тем проще ему будет выразить свои желания и эмоции, а значит, поводов для конфликтов станет меньше.
  6. Привлекайте ребенка к повседневным занятиям. Он может вместе с вами складывать свои игрушки или вещи. Если на улице лето – это отличное время для приобщения к простым огородным работам, например, поливу грядок из детского ведерка. Так вы не только приучаете малыша к порядку и труду, но и даете ему возможность реализовать себя в новом занятии. Обязательно хвалите кроху за помощь.

Чего делать нельзя?

Есть несколько реакций, которые в кризисный период малыша являются табу для родителей. Во-первых, нельзя кричать на ребенка, обзывать и шлепать его за упрямство или капризы. Хотя может казаться, что он ведет себя так нарочно, это всего лишь особенности кризиса 1 года, без которых невозможно взросление.

Во-вторых, не нужно потакать всем желаниям малыша и баловать его. Кризис 1 года у ребенка закончится, а привычка добиваться своего истериками – останется.

В-третьих, не показывайте свое превосходство над малышом. Ребенок не соперник взрослому и добиваться послушания, игнорируя его желания и просто заставляя делать то, что нужно родителям – жестоко и опасно для детской психики.

Первый в жизни малыша кризис очень важен для становления личности. Если в этот период «пережать» с воспитательными мерами, можно получить несамостоятельного и боящегося принимать решения во взрослом возрасте человека.

Продолжительность

Мам и пап, столкнувшихся с изменениями в поведении малыша, интересует, сколько длится кризис 1 года. Начинаясь в период с 9 до 18 месяцев, он может продолжаться от недели до года.

Не обязательно, что у ребенка при этом проявятся все кризисные явления. Иногда новый этап взросления проходит практически незаметно. Это зависит от темперамента и характера малыша, а также отношения родителей. Если с желаниями и мнением ребенка в семье принято считаться, кризис протекает мягче.

Стоит ли бояться кризиса 1 года?

Заметив признаки кризиса 1 года, волноваться не стоит. Происходящее – процесс естественный и неизбежный. Он сопровождает момент перехода ребенка от младенчества к раннему детству.

Даже ярко выраженное течение кризиса – абсолютная норма, а вот внешнее отсутствие его признаков – более тревожный симптом. Он указывает на то, что психика ребенка еще не получила должного развития.

Все дети проходят через кризис первого года, а изменения в их поведении не являются постоянными. После окончания этого этапа развития, упрямство, непослушание и капризы проходят, при условии, что родители выбрали правильную тактику поведения.

Кризис первого года у ребенка может стать для мам и пап непростым испытанием. Но есть в нем место и позитиву – ваш малыш развивается правильно, а сгладить нежелательное поведение крохи возможно, проявив терпение и понимание.

Полезное видео о кризисе первого года жизни у детей

Мне нравится!

Любой кризис в детском развитии обусловлен противоречием между новообразованиями, которые производятся до конца определенного возрастного периода и определенной социальной ситуацией развития. На 1-м году жизни возникают противоречия между стремлением ребенка к самостоятельности и его зависимостью от взрослого (практической помощи, оценки).

Кризис первого года жизни - кризис, вызванный разрушением необходимости эмоционального взаимодействия ребенка со взрослым, который проявляется в плаксивости, мрачности, иногда в нарушении сна.

Например, для ребенка, который уже овладел ходьбой, произнес первое слово, предварительные рамки единства с матерью становятся слишком узкими. Итак, становление ходьбы является первым моментом в содержании этого кризиса. Следующий ее момент касается речи. В этот период ребенок еще не является полноценным говорящим, становление его речи, как правило, происходит латентно, продолжаясь так примерно три месяца.

Кризис 1-го года жизни характеризуют особенности проявления эффектов и свободы. В связи с ней у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим. При неправильном воспитании такие реакции могут проявляться особенно интенсивно. У ребенка, которому в чем-то отказано или которого не поняли, резко проявляется аффект (она падает на пол, бьет ногами об нее, начинает кричать, отказывается ходить). Эта реакция направлена против запретов, отказов, прибегая к ней, ребенок как бы возвращается к более раннему периоду жизни, но использует это иначе.

Кризис 1-го года не характеризуется остротой. Установления новых отношений с ребенком, предоставление ему определенной самостоятельности, терпение и выдержка взрослых смягчают ее ход.

Важнейшим достоянием 1-го года жизни является способность действовать только под влиянием непосредственно воспринятых объектов, но и аффективно заряженных образов и представлений, возникающих в памяти, т.е. "мотивирующих представлений" (С. Божович), которые являются центральными новообразованиями этого периода жизни. На этой основе возникают собственные, независимые от взрослого, желание ребенка.

Если раньше все, что нужно было малышу, исходило от взрослого и определялось им, то с этого времени он может хотеть то, что совсем не связано со взрослым. Если раньше окружающие предметы становились значимыми и привлекательными преимущественно в руках взрослого, то теперь они привлекают малыша независимо от него. Возникновение этого новообразования обусловлено новыми возможностями ребенка (свобода передвижения) и первыми запретами взрослого.

В этот период разрывается первичный связь со взрослым и возникает автономность ребенка от взрослого, который резко повышает ее собственную активность. Однако эта автономность весьма относительна. Малыш еще ничего не умеет делать сам, постоянно нуждается в помощи и поддержке взрослого, даже ходить самому ему еще трудно. Взрослый еще нужен ему, но уже по-другому.


Малыш требует не только хорошего отношения к себе вообще, а к его действиям и их реализации - Без оценки и поддержки взрослого он не может чувствовать своей самостоятельности и активности. Этим обусловлена повышенная чувствительность новорожденных к похвале и позора, их обидчивость, требование внимания к своим действиям. Ориентация на оценку взрослого является важным качественным преобразованиям, происходящим в период кризиса первого года жизни.

Основными новообразованиями этого периода развития является формирование языковой структуры (в конце 1-го года ребенок произносит первые слова) и предметных действий (ребенок осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира).

По Л. Выготским , речи годовалого ребенка становится автономным. Оно служит мостиком между пассивным и активным речью. По форме общения, по содержанию - эмоционально непосредственной связью со взрослыми и ситуацией. Появление и исчезновение автономного речи знаменует начало и окончание кризиса 1-го года жизни.

Так, в течение младенческого периода происходит интенсивное развитие ребенка. Ведущее значение в психическом развитии приобретает удовлетворение его растущих потребностей в общении с людьми, новых впечатлениях.

1-му году жизни ребенок становится более самостоятельным. В этом возрасте дети уже самостоятельно встают, учатся ходить. Возможность передвигаться без помощи взрослого дает ребенку чувство свободы и независимости.

В этот период дети очень активны, они осваивают то, что прежде не было для них доступно. Желание быть независимым от взрослого может проявляться и в отрицательном поведении ребенка. Почувствовав свободу, дети не желают расставаться с этим ощущением и подчиняться взрослым.

Теперь ребенок сам выбирает вид деятельности. На отказ взрослого ребенок может проявлять негативизм: кричать, плакать и т. д. Подобные проявления носят название кризиса 1-го года жизни, который изучала С. Ю. Мещерякова.

На основе результатов анкетирования родителей С. Ю. Мещерякова сделала выводы, что все эти процессы временные и преходящие.

Она разделила их на 5 подгрупп:

1) трудновоспитуемость - ребенок упрямится, не желает подчиняться требованиям взрослых, проявляет упорство и желание постоянного родительского внимания;

2) у ребенка появляется множество форм общения, ранее ему несвойственных. Они могут быть позитивными и негативными. Ребенок нарушает режимные моменты, у него формируются новые умения;

3) ребенок очень раним и может выказывать сильные эмоциональные реакции на осуждение и наказания взрослых;

4) ребенок, сталкиваясь со сложностями, может противоречить сам себе. Если что-то не получается, ребенок призывает взрослого помочь ему, но тут же отказывается от предлагаемой ему помощи;

5) ребенок может быть очень капризным.

Кризис 1-го года жизни влияет на жизнь ребенка в целом. Сферы, на которые влияет этот период, следующие: предметная деятельность, отношения ребенка со взрослыми, отношение ребенка к себе. В предметной деятельности ребенок становится более самостоятельным, его больше начинают интересовать различные предметы, он манипулирует и играет с ними.

Ребенок стремится быть независимым и самостоятельным, он хочет все сделать сам, несмотря на то, что у него не хватает умений. В отношении со взрослыми ребенок становится более требовательным, он может проявлять агрессию по отношению к близким. Посторонние люди вызывают у него недоверие, ребенок становится избирательным в общении и может отказаться от контакта с незнакомым человеком. Отношение ребенка к себе также претерпевает изменения.

Ребенок становится более самостоятельным и независимым и хочет, чтобы взрослые признавали это, позволяя ему поступать в соответствии с собственными желаниями. Ребенок часто обижается и выражает протест, когда родители требуют от него подчинения, не желая выполнять его прихоти.

Знакомая ситуация – прекрасный подарочный малыш, который мило агукал, улыбался прохожим, радостно шел бабушкам на ручки, ближе к году вдруг превращается в капризного монстрика. Казалось бы, наконец завершились трудности первых месяцев – колики, газики, частые ночные пробуждения – кроха начал кушать прикорм, проявлять интерес к окружающему миру, потихоньку слезать с маминых рук. В этот момент мама выдыхает с мыслью «Ну вот теперь будет полегче», но буквально через пару месяцев ситуация кардинально меняется. Как пережить кризис 1 года у ребенка – возрастная психология поможет разобраться с причинами и выработать правильную тактику поведения для родителей.

Современные психологи выделяют пять важнейших кризисных периодов детства: новорожденность (первый месяц – полтора), один год, три года, шесть – восемь лет, 12 – 14-летний возраст. Каждый из этих этапов может иметь разную степень выраженности и длиться от 2-3 недель до года. Сегодняшние дети быстро развиваются, рано взрослеют, темпы роста повышаются, таким образом ребенок буквально шагает из кризиса в кризис с очень короткими промежутками, родители едва успевают выдохнуть.

Понимание причин происходящих с ребенком катаклизмов сильно повышает способность пережить сложное время с минимальными потерями. Почему ангелоподобное создание стало невыносимым?

Суть переломного момента состоит в том, что ребенок овладевает двумя важнейшими навыками – это автономная речь и прямохождение, сопровождаемые существенным скачком развития детской воли. Годовасы начинают активно использовать новые умения, наталкиваются на многочисленные ограничения, непонимание со стороны родителей, и упорно пытаются пробить эту стену. Невозможность получить полную свободу действий вызывает негодование, которое пока дитя способно выразить лишь воплями, слезами и прочими неприглядными способами.

Карапузы окологодовалого возраста осознают свою отдельность от мамы. Они хотят самостоятельно познавать окружающий мир, действуя свободно, падая и поднимаясь, набивать свои шишки. Близкий взрослый нужен как созерцатель, обеспечивающий безусловную поддержку. Матери, в свою очередь, сложно довериться своей крохе, и она начинает выставлять всевозможные запреты, ограничения. Этот конфликт вызывает негодование малыша и отчаяние взрослых.

Что происходит с поведением

Типичное поведение ребенка, проживающего свой первый переходный этап, характеризуется импульсивностью, надрывом, непостоянством. Ежедневно происходят необъяснимые вещи, способные вывести из равновесия самых хладнокровных родителей:

  • Карапуз становится крайне обидчивым, чувствительным, ранимым. Он обижается, плачет, скандалит, но вы никак не можете выяснить причину.
  • Настроение меняется часто и неожиданно, мгновенно перескакивая из крайности в крайность. Сейчас он плачет, через минуту смеётся, и так целыми днями.
  • Появляется сильный страх потерять маму из вида, ребёнку невозможно объяснить, что нужно побыть с папой или бабушкой, а матери нужно отлучиться.

Некоторые родители предпочитают незаметно исчезать, пока кроха занят. Однако такой способ организации отлучек чреват тем, что малыш потеряет уверенность в маме, и прилипнет к ней еще сильнее, движимый паническим страхом потерять своего самого близкого человека. Психологи рекомендуют придумать ритуал прощания: мама говорит «пока», целует, оставляет какую-то свою вещицу, объясняет, куда она пошла и когда вернется. Говоря годовалому сыну или дочке о времени возвращения, используйте выражения вроде «после того, как ты проснешься/покушаешь творожок/вернешься с прогулки» и обязательно сдерживайте данное обещание. Такой тип взаимодействия рождает доверие, со временем карапуз научится безболезненно вас отпускать, радостно махать ручкой и бежать по своим делам.


Многие детки склонны к слезам, истерикам, тотальной «мамозависимости» и вне всяких кризисов. Часто это связано с течением беременности, родов, особенностями первых часов жизни новорожденного. Исследования показывают, что развитие детской психики происходит очень быстро, скачкообразно, маленький человечек ежесекундно усваивает огромное количество информации, все это является мощнейшей нагрузкой, с которой детский организм пока не умеет справляться. Научиться этому поможет способность родителей принимать своего ребенка, его эмоции, умение быть рядом, поддерживать и доверять.

Как себя вести близким взрослым

Чтобы малой кровью пережить кризис первого года жизни ребенка, нужно выстроить единую для всех членов семьи линию поведения. Важно, чтобы все взрослые, с которыми контактирует малыш, придерживались одних и тех же принципов, так крохе будет легче принять верные ориентиры, научиться правильному взаимодействию, уяснить границы. Современная психология придерживается достаточно мягкой, но при этом четкой модели построения общения с годовасом.

  • Вместо ограничений – возможности. Большое количество запретов – серьезное испытание для малыша и родных, вынужденных целыми днями твердить «нельзя» и снимать/убирать/уводить/отвлекать юного исследователя. Создание безопасной среды поможет решить эту проблему. Уберите ценные, хрупкие, опасные вещи в недоступные для ребенка места. Нижние шкафы заполните вещами, которые позволительно доставать, раскидывать, грызть, бросать. Кухонный ящик, наполненный полотенцами, пластиковой посудой, закрытыми пакетами с крупами, макаронами, бобами, подарит вам от 5 до 30 минут времени. Лишние полчаса-час утреннего сна для мамы – это спальня, где стоят коробки с игрушками, емкость со всевозможными проводами, лежит мяч, есть дверцы, которые можно открыть и выкинуть оттуда свои же одежки. Каждый ребенок имеет свои предпочтения. Возможно, вашему чаду нравится бытовая техника – попросите у друзей поломанные тостер, миксер, ненужный чайник, и отдайте своему ребенку на растерзание.

На каждое «нельзя» постарайтесь найти альтернативное «можно». По стеклу стучать запрещено, постучи лучше по своему стульчику. Книги мы не рвем, возьми обычную бумагу. Кидать тяжелую игрушку опасно, вот тебе мяч.


Помогите другим родственникам с расшифровкой детских просьб, рассказывайте, что значит тот или иной звук, жест. Малыш охотнее будет общаться с теми, кто его понимает.

  • Ценность общения. Разговаривайте – озвучивайте свои действия, называйте предметы, чувства (свои и ребенка), читайте. Развитию речи ребенка способствует грамотная, чистая речь взрослых.
  • Не мама для ребенка, а ребенок – при маме. Несмотря на важность совместной игры, родитель не может все время уделять только этому. У взрослых есть работа, домашние дела, увлечения. Когда кроха видит родителей, занимающимися своей повседневной жизнью, он развивается. Естественное течение дел семьи закрепляет у крохи модели поведения, понятия о социальных ролях, учит включенности, самостоятельности. Привлекайте сына или дочку к своей ежедневной рутине, деткам это нравится.

Сегодня психологи говорят о необходимости порядка трех часов самостоятельной игры или творчества для дошкольников в течение дня. Не нужно круглосуточно развлекать деток, позвольте им побыть наедине, придумать какую-нибудь свою деятельность, даже просто послоняться по квартире. Для годоваса это может быть ковыряние в коробке с макаронами или 10-минутное самозабвенное стучание ложкой по табуретке.

  • Море слез. Верным спутником кризиса 1 года у ребенка в возрастной психологии называется плач. Дети могут плакать долго, громко, по любому поводу. При помощи слез карапузы пытаются сломить волю взрослых, вытребовать желаемое. Стоит ли идти на уступки, лишь бы чадо не плакало? Нет, если речь идет о четко обозначенных запретах, имеющих принципиальное значение. Малыш должен понимать, что слово родителя – окончательное, твердое и незыблемое. Посредством ограничений маленький первооткрыватель знакомится с понятием границ, а также приобретает уверенность в устойчивости окружающего мира, его надежности, системности, что очень важно для гармоничного развития личности. Плачущего ребенка можно и нужно пожалеть, приласкать, принять и назвать испытываемые им эмоции, дать выплеснуть через слезы свою обиду, злость, негодование. Любящий взрослый, проявляющий понимание, — лучше, чем повсеместное потакание во избежание негативных переживаний. Говорите слова поддержки, но будьте твердыми в своих решениях: «Я вижу, ты расстроена, что эту куклу нельзя взять с собой на улицу, ты очень хотела с ней погулять. К сожалению, на площадке она испачкается, поэтому мы ее оставим дома, возьми грузовик или мяч, это можно». Малыш должен понимать, что главный в семье – не он, а мама и папа, и они решают.

Каких методов общения следует избегать

Кризис одного года – этап, который сложно дается не только ребенку, но и окружающим его близким взрослым. Мама, проводящая с шилопопым скандалистом каждый день, испытывает колоссальную нагрузку, с которой очень сложно совладать. Требуется немало усилий, чтобы оставаться спокойной, понимающей, поддерживающей. Помните, что кроха учится жить в новых для него условиях, истерики и непослушание – это не попытка манипулировать, а очередная ступень развития, с которым незрелый организм справляется теми способами, которые ему доступны. Приспособившись к изменившейся реальности, маленький человечек станет более покладистым, спокойным, послушным, и наступит некоторое затишье. Чтобы пережить кризис меньшими нервами, избегайте разрушающих отношения моделей поведения:


Говорите малышу о том, что запрещено, спокойным ровным голосом, без улыбки, вне игры. О каждом «нельзя» придется повторять несколько десятков раз каждый день, будьте последовательны и серьезны.

  • Разрозненность взглядов взрослых членов семьи. Бабушки должны быть на одной волне с мамой и папой. Различные требования дезориентируют малыша, затруднят выход из кризиса.
  • Полная замкнутость на ребенке. Видя взрослых, увлеченных собственными делами, малыш учится занимать себя самостоятельно, уважать чужое время и пространство. А маму возможность попить чаю в одиночестве или сходить на массаж убережет от выгорания и депрессии. 9
  • Токсичное поведение. Следите за тем, как вы общаетесь между собой. Воспитание ребенка – это прежде всего воспитание себя. Малыши очень быстро впитывают способы взаимодействия, слова, особенно те, что произносятся эмоционально, громко. Залог психологического комфорта детей – это любовь и уважение родителей друг к другу. Уделяйте время своим отношениям, проявляйте нежность, ласку, заботу, говорите приятные слова.

Как помочь себе

Кризис первого года жизни – первое серьезное испытание для всех членов семьи. Достойно его пережить, сохранив теплые отношения, может быть нелегко. Обычно на острие атаки находится женщина, хотя все чаще можно встретить включенных в воспитательный процесс пап, бабушек и дедушек. Чтобы выйти из кризисного периода (который может длиться до 6-8 месяцев) с наименьшими потерями энергии, постарайтесь бережно относиться к собственному состоянию.

  • Поддерживайте баланс сил – отдыхайте, когда чувствуете, что устали. Выдайте своему непоседе корзину с бельем, картошкой или шкатулку с крупными крепкими бусами и потраться эти 15 минут на перезарядку.
  • Привлекайте к помощи бабушек и дедушек, если есть возможность. Сделайте их полноценными членами семьи, расскажите о своих взглядах на воспитание, советуйтесь, делегируйте заботу о ребенке или другие дела, которые им будут в радость.

Еще вчера кроха был милым и послушным, а сегодня капризничает, не хочет делать то, что обычно любил, не слушает родителей. Его как будто подменили. Знакомая ситуация для всех родителей годовалых детей. Так протекает кризис первого года жизни.

Как вести себя в такой ситуации? Главное – набраться терпения и помочь своему ребенку пережить трудный психологический период.

Родители с нетерпением ждут, когда их малыш станет самостоятельным. Ведь столько времени приходится его носить, одевать, кормить. Кажется, вот начнет ходить, станет легче.

И вот ребенку исполняется годик. Он уже многое умеет делать сам: ходит, играется, кушает и другое. Но появляются новые проблемы. И оказывается, что родители не так уж и готовы к самостоятельности крохи.

Психология ребенка в этом возрасте меняется. Его мировоззрение расширяется. Обычно скачки в психологическом росте связаны с развитием новых умений.

Так ближе к 12 месяцам ребенок начинает активно передвигаться самостоятельно. У него появляется возможность самостоятельно изучить множество окружающих его предметов, которые раньше были для него недоступны. Это кухонные столы и плита, обувные полки и шкафы для одежды, и многое другое. Все до чего он может дотянуться, ему нужно потрогать, изучить, попробовать.

При этом заботливые родители, конечно же, многое ему запрещают. Постоянные запреты раздражают и обижают кроху. Он начинает плакать и капризничать. Его поведение резко меняется. Он противится воле взрослых и выражает это протест как может: плачет, капризничает, делает все «назло», не слушает, что говорят взрослые, отказывается подчиняться. Наступает так называемый кризис первого года.

С такими кризисами еще предстоит столкнуться не раз по мере взросления ребенка. Возрастная психология выделяет такие этапы развития ребенка: младенчество, ранний возраст, детство (дошкольный возраст).

Очень часто именно переход на определенный этап развития сопровождается своеобразным кризисом. Так переходом из младенчества в ранее детство обусловлен кризис 1 года жизни. Психологи отмечают кризисы в 1 год, 3 года, 7 лет, подростковый (12-14 лет).

Признаки

Не всегда кризис 1 года у ребенка начинается в одно время.

У одних может быть раньше уже в 10 месяцев, а в других через 2-3 месяца после года. Однако возрастная психология уверена – кризиса не избежать.

Начало этого состояния можно определить по таким признакам:

    1. Ребенок очень негативно воспринимает все замечания , особенно запреты.
    2. Поведения малыша непоследовательно

Он просит то одно, то другое и тут же бросает.

    1. Ребенок капризный , плачет, кричит, топает ногами.
    2. Малыш отказывается выполнять последовательные действия , к которым раньше относился спокойно

Например, не хочет одеваться, купаться, садится на горшок.

    1. Часто нарушается спокойный сон крохи
    2. Ребенок пытается все делать самостоятельно , даже если не получается.
    3. Иногда ситуация бывает наоборот, ребенок не хочет ничего делать сам

Даже если до этого умел.

  1. Малыш требует к себе больше внимания , чтобы на него смотрели, с ним играли и прочее.
  2. У многих годовалых детей развивается страх потерять маму

Они требуют, чтобы она все время была рядом, не отпускают никуда ни на минуту.

У каждого ребенка свои особенности и проявления кризиса могут отличаться как по признакам, так и по степени их проявления. Поэтому каждый родитель, зная характер своего ребенка, сможет увидеть изменения в его поведении.

Обычно в 1 год ребенок овладевает очень важным навыком — учится ходить, но у некоторых развитие этой способности задерживается. Читайте в нашем следующем материале.

Причины

Возрастная психология детей первых лет жизни определяет такие причины кризиса 1 года:

  1. Увеличение двигательной и познавательной деятельности ребенка ;
  2. Лишние запреты на исследовательскую активность малыша со стороны родителей;
  3. Невозможность ребенка вести диалог с взрослыми (отсутствие речи);
  4. Непонимание родителями возрастных особенностей ребенка .

Таким образом, подросший ребенок активизируется и начинает действовать самостоятельно. Родители же не готовы к тому, чтобы их малыш, которого они привыкли опекать и оберегать от всего опасного, учился на своих ошибках. Они начинают ему все запрещать. Это вызывает негативные эмоции у крохи. Он пытается донести взрослым свое виденье ситуации, но не может это сделать. У него пока отсутствует речь, а родители не понимают его позывы.

Что чувствует малыш?

В этом возрасте ребенок становится более самостоятельным. Если до этого им управляли – одевали, кормили, носили, когда хотели родители, то теперь он сам пытается управлять не только своей деятельностью, но и родителями.

Малыш начинает ходить и тянется до всего, что находится в поле его зрения. Ему интересен процесс познания. Он пытается все не только потрогать, побить, разобрать, но и пробует на вкус. Родители начинают ему все больше говорить «нельзя». Малыш не понимает, почему одно можно, а другое нет.

Например, если родители запрещают трогать провода или собирать окурки на улице, то кроха думает, что его не понимают и не любят. Ведь сами взрослые выполняют многие действия, которые ему запрещены. Он начинает протестовать, проявляя свой характер.

Ему кажется, что родители нарочно препятствуют его познанию мира. Малыш хочет сам выбирать себе, чем играть, когда и сколько гулять, и даже одежду. Речевое развитие ребенка этого возраста не дает возможности выразить свои желания. Поэтому малыш становится агрессивным, непослушным.

Так как годовалые детки начинают копировать поведение родителей, то будет полезно, если взрослые будут спокойно показывать, как правильно выполнить то или иное действие. Пусть пока у него плохо получается.

Не нужно его все время поправлять, ведь он только учится. Чтобы ребенок вырос самостоятельной и ответственной личностью, умеющей принимать решения в нужный момент и отвечать за них, необходимо с детства его соответственно воспитывать — давать больше самостоятельности, возможность учится на своих ошибках.

Капризы и истерики в 1 год — не редкость

Продолжительность

Сколько длится этот кризис? Таким вопросом задаются многие родители. Но однозначного ответа на него нет. На продолжительность кризиса влияют многие факторы: характерные особенности ребенка, методика воспитания взрослых, насколько они прислушиваются к его потребностям. Поэтому кто-то вообще не замечает кризиса первого года, у кого-то он длится несколько недель, а у кого-то и несколько месяцев.

Стоит ли этого бояться?

Родителям не стоит бояться заранее. Главное понять, что кризис 1 года жизни – это вполне закономерное явление, которое предусматривается возрастной психологией ребенка. Если у кого-то кризис протекает более остро, а кто-то вообще не заметил признаков, то не значит, что первый вариант хуже. Ведь для психологического формирования личности важны эти переходные этапы (кризисы). Поэтому о возможных проблемах скорее нужно задуматься тем, у кого не меняется поведение ребенка с возрастом.

Найти подход к ребенку, у которого кризис 1 года, удается далеко не всем родителям. Многие просто начинают строго пресекать неповиновение малыша, часто его ругать и даже наказывать. Это вряд ли принесет пользу. Скорее только навредит неокрепшей психике ребенка. Он не способен сделать причинно-следственные выводы и наказание за что-либо не даст результата. Малыш просто решит, что родители его не любят.

Некоторые взрослые наоборот идут на поводу у капризов ребенка, во всем ему потакают. Такая вседозволенность вредна для формирования личности малыша. Он становится еще более капризным, кризис усугубляется.

Пережить этот трудный период, не впадая в крайности, могут помочь такие рекомендации психологов:

    1. Постарайтесь ограничить количество запретов

Говорите «нельзя» как можно реже, только в тех случаях, когда действия малыша становятся опасны для его жизни. При этом нужно не просто сказать нельзя, а и объяснить почему. Например, нельзя выбегать на проезжую часть дороги, может задавить машина. Не ограничивайте по возможности двигательную деятельность крохи, разрешайте ему ползать, бегать, шуметь. Это просто необходимо малышу. Хочет порисовать не на листе бумаги, а на себе – пусть рисует. Так он познает мир.

    1. Чтобы запретов было меньше, лучше заранее спрятать подальше то, что трогать нельзя
    2. Если ребенок хочет сделать что-то самостоятельно, предоставьте ему такую возможность

При этом не нужно ему постоянно пытаться помочь или торопить, ведь он пока еще только учится.

    1. Малыш отказывается от еды – не заставляйте его есть

Голодным он точно не останется. Нельзя кормить ребенка насильно. Пусть ест столько, сколько ему нужно. Если кроха не хочет есть какое-то блюдо, оно ему не нравится на вкус, не настаивайте. У всех есть свои предпочтения в еде и малыш так же индивидуален как и все.

    1. Учитесь понимать своего малыша

Он пока не может выразить свои чувства словами, поэтому внимательно относитесь к его позывам.

    1. Старайтесь уделять ребенку больше времени, играть с ним

Игры помогут занять ребенка, сблизиться с ним, научиться лучше его понимать. Любую неразрешимую ситуацию можно попробовать решить в игре. Например, малыш не хочет одевать какую-то вещь. Поиграйте с ним с магазин. Разложите аналогичную одежду и пусть он «купит» себе, что понравилось. Поможет и любимая мягкая игрушка или кукла. Пусть она ест вместе с крохой, одевается и ходит гулять.

    1. Вместо того, чтобы запрещать ребенку что-то, постарайтесь переключить его внимания на то, что можно и интересно крохе

Все, что нельзя брать, лучше держать вне зоны видимости малыша.

    1. Если у ребенка истерика и его невозможно успокоить или отвлечь, пусть поплачет какое-то время

Не нужно обращать на него внимание. Он поймет, что истерика не поможет и успокоится.

  1. Малыши любят в возрасте 1 – 1.5 лет подражать взрослым

Пусть помогает вам в домашних делах. Например, мама прибирает и кроха хочет помогать – дайте ему тряпочку, пусть моет с мамой. Обязательно похвалите его и поблагодарите за помощь.

Необходимо соблюдать привычный режим дня, но сделать его более гибким. Например, чтобы малыш проголодался и хорошо кушал, подольше погуляйте, пусть наиграется и набегается, но не давайте ему что-то перекусить. Тогда вернувшись домой, малыш покушает и хорошо поспит днем.

Чего делать нельзя

Для преодоления кризиса понадобиться много терпения и любви со стороны взрослых. Это бывает нелегко, но от поведения родителей на этом этапе зависит, какой личностью станет их малыш в будущем.

Поэтому есть ряд мер, которые категорически не рекомендуется использовать при воспитании малыша:

    1. Нельзя кричать на ребенка, обзывать его, унижать

Очень часто родители злятся и начинают кричать на ребенка. Это самый доступный метод влияния на ребенка, но самый не эффективный. Гнев не помогает решению проблемы, а только усугубляет ее. Ребенок при этом испытывает непонимание, страх, неприятие. Он не осознает, за что его ругают, а только замыкается в себе, не чувствует поддержки родителей, их любви.

  1. Применять физическое насилие
  2. Отбирать у малыша предмет, который он взял для игры, даже если он запрещен
    Постарайтесь поменять его на что-то другое, что заинтересует кроху. В будущем держите запрещенные вещи вне поля зрения ребенка.
  3. Потакать всем капризам ребенка
  4. Запретов должно быть мало, но они должны быть строго определены. Их нельзя нарушать. Это момент воспитания, его нельзя отменять. Поощрять ребенка за хорошие поступки, отвлекать от того, что нельзя, не ругать, но объяснять.
  5. Не оставлять ребенка расстроенным после ссоры

Он не должен думать, что мама его бросила, потому что он плохой.

Что делать, если ребенок никуда не отпускает маму

Бывают ситуации, когда ребенок ни на минуту не отпускает от себя маму. Он ходит за ней как привязанный и начинает плакать, если он куда-то вышла. В раннем возрасте дети очень привязаны к своей маме. Им необходима уверенность, что мама всегда будет рядом, никуда не денется. Чтобы ребенок легче переносил разлуку с мамой, психологи советуют следующее:

    • Находясь с ребенком, старайтесь не просто присутствовать рядом физически, а и уделять ему свое внимание

Например, многие мамы любят «сидеть» в интернете, а ребенок играется рядом. Казалось бы, мама находится вместе с ребенком, видит его, но малыш чувствует, что он не с ним.

    • Проводите с ним время насыщенно, играйте, разговаривайте, говорите обо всем, а главное, что вы всегда будете рядом.
    • Не пугайте малыша, что уйдете и оставите его одного или отдадите кому-то, когда он плохо себя ведет

Это травмирует психику ребенка. Делает его уязвимым. Малыш должен чувствовать, что в любой ситуации мама с ним и любит его.

    • Не уходите тайком, оставляя малыша ненадолго с кем-либо

Обязательно говорите ему куда идете и зачем, даже если кажется, что он не понимает.

    • Не идите на поводу у ребенка, если он начинает кричать

Если мама возвращается, когда малыш кричит и плачет, он это быстро поймет и будет манипулировать мамой.

  • Играйте с малышом в прятки

Так он привыкнет, что мама ненадолго пропадает и появляется снова и будет меньше бояться ее исчезновения.

Стоит проявить немного любви и терпения, ведь малыш быстро растет и меняется. Скоро он сможет обходиться и без мамы, но важно, чтобы он был всегда уверен в ее любви и заботе. Это поможет вырасти ему более уверенным в себе человеком.

Мнение доктора Комаровского

Известный врач – педиатр, автор многих трудов по педиатрии и детской психологии Комаровский Евгений Олегович, отмечает, что родители, которые столкнулись с кризисом 1 года жизни у ребенка, должны понять его. Научиться понимать своего ребенка, меньше говорить слово «нельзя», но в то же время ребенок должен четко знать, что именно опасно для него. С раннего возраста необходимо создавать систему запретов и наказаний, строго ее соблюдать и тогда не возникнет понятия «непослушный» ребенок.

Важно, чтобы ребенок знал, что за какие-то хорошие поступки родители обязательно его оценят.

Конечно, справиться с ситуацией, когда ребенок не слушается, часто бывает нелегко. Порой родителям легче применить силу, заставить ребенка поступать по-своему. Но не стоит забывать, что обидеть ребенка легко, а вот исправить последствия своих действий намного сложнее.

Прежде чем предпринять какое-либо действие, почаще вспоминайте, что перед вами самый любимый и дорогой малыш, и он не заслуживает отрицательных эмоций.

Непослушный ребенок — что делать



Рассказать друзьям