Кризис современной семьи. Кризис института семьи как зеркало демографической катастрофы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Социальное обслуживание как форма защиты семьи

1.1 Семья: признаки, функции. Кризис института семьи в современном обществе

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью 3 .

Семья представляет собой сложное социальное образование и потому многозначное: с одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации; с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.

В развитии семьи выделяют несколько этапов:

Первый этап -- с Античности до середины XIX в. В этот период доминировали чисто умозрительные представления о семье. Основной формой признавалась моногамная семья. Ее считали миниатюрным прообразом общества, а само общество понималось как разросшаяся вширь семья. Философы и историки, вплоть до Руссо, Кондорсе, Гегеля и Канта, выводили социальные отношения из семейных, конструируя теоретические схемы, в которых не находилось места для сравнительно-исторического анализа.

Второй этап -- с середины XIX в. до начала XX в. В этот, период тон в изучении семьи задавали антропологи и этнографы. Они опирались на широкий эмпирический материал, собранный в ходе полевых исследований и наблюдений примитивных обществ, а также в ходе сравнительно-исторического анализа.

Умозрительные схемы уступили место конкретным фактам. Складывается понятийный аппарат социологии семьи, главное место в котором занимают антропологические понятия, сохранившие свое значение до сегодняшнего дня. Моногамный брак уступил место групповому браку. Активно изучаются различные системы родства. Теоретическая дискуссия разворачивается по вопросу о соотношении патриархата и матриархата.

Теория матриархата подверглась критике со стороны приверженцев теории патриархата. Теория патриархата с тех пор стала господствующей в науке. Работа Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884) целиком основана на работе Л. Моргана. Социологическое направление в изучении семьи представлено главным образом работами Э. Дюркгейма ("Введение в социологию семьи", 1888), М. Вебера ("Супруга и мать в правовом развитии", 1907), Ф. Мюллер-Лиера ("Семья", 1911), У. Гудселла ("История брака и семьи", 1915) С. Циммерман ("Семья и цивилизация", 1917) и Ч. Кули ("Социальная организация"). В них окончательно закрепился отход от европейской и особенно американской социальной науки, от умозрительных схем в сторону конкретно-исторического управления семьей. Э. Дюркгейм сформулировал закон "контракции" (сжатия) семьи от обширного круга родственников ко все более узкой группе вплоть до так называемой "супружеской семьи".

Третий этап -- первая половина XX в. -- назван Г. Кристенсеном периодом "спонтанной науки". В социологии семьи появляется большое число спекулятивных работ о роли семьи, и одновременно накапливаются эмпирические данные о стадиях, формах и типах брачных отношений (выбор супруга, развод и т. д.).

Четвертый этап -- с середины XX в. до настоящего времени -- характеризуется планомерным построением теории и столь же планомерной организацией эмпирических исследований. Г. Кристенсен назвал его "периодом самосознания". Показателен такой факт, свидетельствующий о переходе к организованным усилиям. В течение 1974--1975 гг. около 50 ученых из 25 университетов США приняли участие в очень крупном проекте -- создании единой системы объяснительных теоретических моделей функционирования семьи.

Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья -- это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи как исторически-конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, принадлежащее отечественному социологу А. Г. Харчеву.

Семья является предметом изучения многих общественных наук. Каждая из этих наук стремится дать дефиницию семьи, определить ее функции. С точки зрения содержания, структуру и формы семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности. Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. В семье осуществляются производительно - потребительские или только потребительские виды экономической деятельности.

Социологическая дефиниция семьи как парциальной социальной группы указывает на то, что характер отношений в семье, ее структура и форма исторически изменчивы, отчего и сама семья является исторически изменчивой социальной группой. Одновременно социологическая дефиниция семьи указывает на ее биологическую, биосоциальную и экономическую основу.

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой -- малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно -- относительная самостоятельность. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт -- институт брака. Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. Семья -- малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между, супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.

Семью создает отношение "родители -- дети", а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи -- жилище, дом, собственность -- и экономическую основу семьи -- общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.

Таким образом, семья -- это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества -- родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества - родительства - родства позволяет говорить о конституировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине повзросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации) либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством), и родством, кровным родством детей и родителей, братьев и сестер.

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные; все семейные функции -- главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи.

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции -- это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание, социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.

Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.

Репродуктивная функция (от лат. Productjo -- самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.

Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т. е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это -- самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24--30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. По статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50% семей имели 3 детей.

В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник.

Обращаясь к проблемам демографии, президент РФ В. В. Путин отметил, что население России ежегодно сокращается на 750 тыс. человек. При сохранении такой тенденции к 2010 г. мы потеряем седьмую часть нашего населения.

По состоянию на 1 сентября 2000 г. в Российской Федерации постоянно проживало 145 миллионов 100 тысяч граждан, что на 507,4 тыс. человек (или на 0,3%) меньше, чем в начале года. Характерно, что за январь--август 1999 г. население России сократилось на 521 тыс. человек.

В 52 субъектах Российской Федерации за январь--август отмечалось увеличение числа родившихся. В то же время в 81 регионе продолжается рост числа умерших. В целом по стране превышение умерших над родившимися достигло 1,8 раза (в январе--августе 1999 г. -- 1,7 раза).

Всего в январе--августе родилось 845,5 тыс. человек, а умерло 1491,5 тыс., в том числе 13 тыс. детей в возрасте до одного года. Зафиксировано 560,8 тыс. браков и 407,8 тыс. разводов.

Некоторые политики предлагают весьма оригинальные методы решения демографических проблем. Так, вице-спикер Государственной Думы В. Жириновский внес на рассмотрение нижней палаты проект закона, позволяющий мужчине иметь до четырех жен. Лидер либерал-демократов полагает, что общее число супругов в полигамной семье не может превышать пяти человек. Для заключения мужчиной нового брака требуется добровольное согласие остальных супруг. Таким законным образом В. Жириновский намерен резко улучшить демографическую ситуацию в стране, помочь женщинам, которых в России на девять миллионов больше, чем мужчин, стать законными женами.

Более того, вице-спикер внес также проект закона "Об отцовстве", в котором предлагает возложить всю полноту ответственности за рождение ребенка на женщину. По образному выражению В. Жириновского, контрольный пакет детородного предприятия -- в руках женщины, а мужчина в этом предприятии является лишь исполнителем.

Сегодня многие склонны считать, что многоженство просто прописано каждому мусульманину. Однако, по мнению Валерии Пороховой, сделавшей недавно перевод Корана на русский, многие слишком легкомысленно трактуют откровения Пророка: "Возьмите в жены тех, которые любимы вами (будь то одна) иль две, иль три, или четыре, но если есть в вас страх, что справедливости вы к ним не соблюдете, возьмите в жены лишь одну..." Речь, прежде всего, идет о любви и об ответственности, и родились эти слова после великой битвы, унесшей жизни многих мужчин. Кстати, сам Мухаммед прожил двадцать пять счастливых лет с женой своей Хаджидой, которая была старее его на пятнадцать лет. И только после смерти ее стал мужем для вдов друзей своих и для вдов врагов своих.

С ссылкой на вековые мусульманские традиции Руслан Аушев издал указ, разрешающий многоженство на территории Ингушетии. Но вскоре отменил его. Не только потому, что он расходился с федеральным законодательством. Он еще расходился и со смыслом жизни, как его понимают практически на всем цивилизованном Востоке. Лишь в единицах стран, например, в Сирии, официально узаконено многоженство.

25 октября 2000 г. Госдума отклонила законодательную инициативу вице-спикера Владимира Жириновского о возможности создания полигамных семей. Лишь 21 депутату Госдумы пришлась по душе экзотическая инициатива Жириновского -- разрешить мужчине иметь до четырех жен.

Основными факторами, обусловливающими сокращение величины семьи, являются: падение рождаемости; тенденция к отделению молодых семей от родительских; увеличение в населении доли семей с одним родителем в результате роста разводов, овдовении, рождения детей одинокими матерями; качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране. По оценке экспертов, 10--15% взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за плохой экологии, аморального образа жизни, болезней, плохого питания и т. д.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Охота и хлебопашество, ремесло и торговля могли существовать, имея в фундаменте то разделение функций, которое обеспечивала семья. С появлением индустриального производства многие производственные функции были вынесены за Рамки быта городской семьи. У сельской семьи, ведущей приусадебное хозяйство, они в значительной мере сохранились. Постепенно ослабевала экономическая роль семьи, связанная с обогащением, накоплением богатства и передачей его по наследству.

В век научно-технической революции многие стороны жизни людей, связанные с повседневным обслуживанием, - приготовление пищи, стирка, уборка, пошив одежды и т.д. - частично были переложены на сферу бытовых услуг.

Экономическая функция была связана с накоплением богатства для членов семьи: приданое для невесты, калым для жениха, вещи, передаваемые по наследству, страхование на свадьбу, на день совершеннолетия, накопление денежных средств.

Глубинные социально-экономические изменения, которые происходят в нашем обществе, вновь активизируют те стороны Экономической и хозяйственно-бытовой функции, которые были почти сняты предыдущим развитием. Накопление имущества приобретение собственности и проблемы ее наследования повышают роль семьи в экономических отношениях. Разрушение бытовой промышленности, экономический кризис делают семью относительным гарантом выживания, так как нигде, кроме как в семье, повседневные потребности удовлетворить невозможно. Более того, внешние трудности по-своему сплачивают семью, отодвигая психологические проблемы на задний план.

Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития.

Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет.

Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа -- прямая функция родителей.

Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.

Воспитание ребенка в семье -- сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Требования родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определенного образа жизни и деятельности ребенка и т. д. Личный пример родителей -- важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров -- все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.

Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям;

Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания:

Детоцентризм, т. е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним.

Профессионализм, т. е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах.

Прагматизм,т. е. воспитание, цель которого -- выработка у детей "практичности", умения "ловко устраивать свои дела", ориентации прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды.

Существуют также гедонистическая, рекреационная, психотерапевтическая и другие функции семьи.

В разные периоды жизни семьи изменяется иерархия семейных функций: то одна, то другая занимает приоритетное место. Так, для молодой семьи наиболее важной является биологическая функция, тогда как для пожилой важнее эмоциональная.

В своем единстве перечисленные функции представляют систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т. е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции, дестабилизируют семейный образ жизни, возникает угроза ее распада. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено, характеризуются как семьи социального риска.

Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны.

Экономические: прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена семьи (многодетные семьи, семьи, в составе которых есть взрослые или дети-инвалиды); низкий уровень заработной платы или ее невыплата; безработица; семьи пенсионеров (последние даже при максимальном размере пенсии остаются за чертой бедности).

Асоциальные: алкоголизм семьи или одного из ее членов; наркомания; проституция.

Психологически-этические: жестокость; агрессивность; грубость; конфликтность; ревность; супружеская неверность; эгоизм; неуравновешенность характеров.

Медицинские: хронические инфекционные (например, туберкулез) и венерические заболевания; психические и сексуальные отклонения.

Делись добром;)

Молодая семья в современном обществе

Неполная семья как социальная проблема

В человеческом обществе семья представляет собой комплексное социальное образование, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и которому присущи многочисленные социальные функции...

Семейные отношения в России: особенности и перспективы развития

Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Его значимость, сложность и проблематичность обуславливают многообразие подходов и определений данного феномена, встречающихся в научной литературе...

Истинно говорю вам; нельзя новое вино вливать в старые мехи. Евангелие Во всех цивилизованных странах, за исключением исламского мира, -- острое неблагополучие в семейных отношениях. Главная причина та...

Типология семьи и личности

Социология семьи - специальная социологическая дисциплина, которая изучает возникновение, развитие и функционирование семьи. Объектом познания является семья. Главные ее предмет - брачно-семейные отношения...

Брак на протяжении веков пережил много испытаний. В современном мире браки заключаются во всех частях света, а его история насчитывает не одно тысячелетие. Значение брака и семьи в жизни каждого члена общества нельзя переоценить. При этом каждое новое поколение постигает смысл брака заново.

Учение о семье формируется в обстоятельствах многоликости семейных структур и многообразия взглядов людей о семье и браке. Любой житель нашей земли считает себя осведомленным в сферы брачно-семейных взаимоотношений. Общество крайне охотно ведут беседы о влюбленности, браке, детях, родственниках со стороны супруга и супруги, разделяются друг с другом "рецептами" решения семейных трудностей. Педагог либо психолог также имеют личной концепцией семьи, которая время от времени имеет возможность не согласовываться с их профессиональной позицией. Увеличение повседневных познаний и отбор надёжных академических прецедентов связаны общей целью: осознать, каковым способом гарантировать устойчивость института брака и семьи, как сделать семейную жизнедеятельность успешной и благополучной.

В сознании обычных людей понятия "брак" и "семья" равны. В научной деятельности их принято разделять. Брак является отражением социально-правовых аспектов семейно-родственных взаимоотношений. Он представляет собой общественный институт, который регулирует взаимоотношения между супругами. Супруги рассматриваются в браке не только как личности, но и как граждане государства. Социальная сторона брака обуславливается и в публичной форме его заключения, и в контролируемом обществом выборе брачных партнеров, и в праве наследования семейного имущества детьми и родственниками.

Философский энциклопедический словарь описывает брак исторически обусловленной, санкционируемой и регулируемой обществом формой отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающую их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Санкционируя брак, общество берет обязательства по охране брака и налагает на партнеров ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, другими словами - за будущее семьи. Общество может оказывать материальную помощь семье, что является составной частью социально-демографической политики любого государства.

Большой профессионал в сферы социологии семьи А.Г. Харчев осознавал брак как исторически меняющуюся общественную форму взаимоотношений между мужчиной и женщиной, с помощью которой общественность упорядочивает и санкционирует их сексуальную жизнедеятельность и определяет их брачные, родительские полномочия, прямые обязанности.

С.И. Голод сосредоточивает интерес на то, что брак предполагает собою в полном исторически многообразные механизмы общественного регулирования (запрет, традиция, обычай, вера, возможность, мораль) сексуальных взаимоотношений среди мужчиной и женщиной, что ориентировано на сохранение непрерывности существования. Общественное предназначение брака -- воспроизведение. Отсюда необходимо заключение, что однополые союзы -- нелепость, а гомосексуальные взаимосвязи -- действительность. Одновременно с тем, в определенных обстоятельствах общественная задача брака имеет возможность и не осуществиться. Значение брака в ежедневной жизни людей имеет возможность фиксироваться его духовным таинством. Брачные взаимоотношения освящаются церковью, что обозначает их прочность, стабильность, надежность.

В нынешнее время в основной массе случаев брак представляет как свободный союз мужчины и женщины, базирующийся на обоюдной предрасположенности и индивидуальной договоренности, утвержденный в учрежденном законодательством режиме, ориентированный на формирование и поддержание семьи. Вследствие правовой охране семейства и кровнородственных взаимоотношений поддерживается общественная безопасность личности. Тем не менее, не все пары прибегают к юридическому оформлению брака.

Наряду с независимостью заключения брака, имеет возможность существовать и независимость его расторжения, что проявляется в разводе. Вследствие этого к области супружеского поведения принадлежат и действия партнеров, приводящие к сепарации (т.е. постепенному отчуждению супругов друг от друга) и расторжению брака.

В сегодняшнем обществе прослеживается существенная изменчивость модификаций брачных взаимоотношений, создаются союзы, представляющие альтернативами традиционной моногамии.

Понятие "семья" предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Семья - это совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства.

Рассмотрим традиционную формулировку этого понятия, которая встречается в многочисленных справочниках и энциклопедиях. Семья представляет собой важнейшую форму организации личной жизни, вид социальной общности, малую социальную группа, основанную на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, т.е. на разносторонних взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Но действительность корректирует данное понимание семьи. Например, развивается так называемый "гостевой" брак, который предполагает раздельное проживание супругов в течение длительного промежутка времени, еще называемый регулярно-раздельным.

А.Г. Харчевым было предложено определение, которое используют многие специалисты. Семья -- это исторически-конкретная система взаимоотношений между мужем и женой, между родителями и детьми, это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Ковалев С.В. при комментировании данного определения, выделяет ряд его важных аспектов.

· со временем семья претерпевает изменения, в зависимости от перемен в самом обществе, но при этом она представляет собой один из социальных институтов отличающихся стабильностью.

· семью законно называют малой группой т.к. она соответствует определению данного базового элемента социума, при этом отличаясь интимно-личностным характером объединения членов общества.

· потребность общества в выполнении семьей репродуктивной и воспитательной функций обуславливает социальную необходимость семьи, данное дает гарантию продолжения существования человечества в целом.

Как социальную группу семью нельзя изучить, исходя только лишь из знаниях о ее членах, взятых в отдельности. Она представляет из себя открытую, постоянно развивающуюся систему, имеющую значительные адаптивные возможности. При этом изменения хотя бы одного элемента системы, например отношения между супругами, отражаются целиком на всей семье.

Отражением системных нарушений являются индивидуальные дисфункции членов семьи.

Если взять точное содержание понятия "семья", то следует понимать, что оно находится во взаимосвязи с определенным историческим и культурным контекстом. Первоначально под понятием "семья" имелось ввиду целиком домашнее хозяйство, функционирующее как один организме, включая людей, живущих под одной крышей или подчиняющихся власти одного человека. Помимо непосредственно семьи, также включались многочисленные родственники, слуги, а также домашние питомцы.

Эти два схожих понятия часто используют для обозначения одного и того же смысла. Они действительно очень близки, но есть и отличия брака от семьи. Вот некоторые из них:

· семья исторически появилась раньше, а брак начали регистрировать уже с развитием общественных институтов;

· известны разные формы семьи у разных народов и в разные времена, а брак, как правило, подразумевает основу из отношений пары: мужчины и женщины;

· семья часто является более объемным и устойчивым общественным образованием, зато брак - юридический термин и объект. Хотя может быть и такое явление: ушедший из семьи отец разорвал семейную связь с ребенком, но, с юридической точки зрения на брак, эта связь продолжает действовать.

Но такое разделение условно. Дело в том, что окончательной трактовки этих понятий до сих пор нет, и они применяются чаще в качестве синонимов, что практически не вызывает возражений. Дальше в статье мы и будем их употреблять в качестве тождественных терминов.

Основные функции семьи и брака:

1. Репродуктивная. Главный ресурс для развития человечества - новые люди - производится как раз в семьях.

2. Экономическая. Семья - это минимальная единица национальной экономики, ведущая свой бюджет, являющаяся производителем и потребителем.

3. Воспитательная. Брак можно назвать школой, в которой и взрослые, и маленькие люди учатся социализации, получают и отрабатывают опыт в этой сфере.

Формы, или модели брака и семьи

Союз мужчины и женщины может принимать самые разнообразные формы в зависимости от прогрессивности общества и веса в нем религиозных догм. Так, семья или брак может быть:

1. Традиционный брак - подтвержденный светскими и/или религиозными учреждениями, поощряемый обществом. В наибольшей мере урегулирован юридически.

2. Гражданский брак - все отношения как в традиционной семье, но без регистрации. В последнее время все больше приближается к традиционному браку в вопросах юридической защищенности партнеров.

3. Временный брак - заключенный на определенное время, по истечению которого считается расторгнутым. Встречается в некоторых мусульманских странах.

4. Коммунальный брак - это формат для случая, когда партнеров больше, чем два.

5. Гостевой брак - современная тенденция, результат стремления оставить себе только комфортную сторону, удалив все напряженные моменты вроде быта. Партнеры проживают на разных территориях, время от времени встречаются.

6. Свободный брак - когда партнеры договариваются оставить друг другу право иметь личные отношения вне семьи.

В качестве основы и брака, и семьи рассматривается брачная пара, а также другие члены семьи, состоящие с этой парой в родственных отношениях. В большинстве стран есть специальные семейные кодексы. Часто основные догмы построения семейных отношений устанавливаются религией.

В последнее время к услугам тех партнеров, кто стремится к гармонии в семье и браке, появилась целая наука и профессионалы со специальным образованием. Речь идет о психологии брака и семьи. Главный постулат этого направления в психологии в том, что гармоничные отношения могут наладиться только в результате работы над ними обоих партнеров. А семейный психолог поможет решить проблемы семьи и брака.

В современных условиях ослабевает формальная связь общества и семьи. Основу семьи составляет брачная пара, но сегодня существует большое количество семей, в которых супруги не оформляют свои отношения через институт брака. Социологи отмечают, что количество женщин, считающих себя состоящими в браке, превышает количество мужчин. Одним из следствий этого является увеличение числа неполных семей - формальное (или фактическое) отсутствие одного из родителей, наличие "приходящих" родителей (так называемый гостевой брак).

Важнейшими проблемами являются: проблемы добрачного поведения людей в обществе; новые формы семейных отношений (в ряде государств узаконены однополые семьи) и отношение к ним общества; разводы; отношении разведенных супругов и детей; взаимодействие семьи с дошкольными учреждениями и школой; супружеские конфликты и пр.

Согласно исторической традиции в семье должно существовать подчинение детей старшим по возрасту, женщина должна подчиняться мужчине. В настоящее время молодежь все чаще стремится жить самостоятельно и сама выбирает профессию, жизненный путь. Процесс эмансипации женщин привел к появлению трех типов семейных отношений:

Традиционных (роль лидера отводится мужчине; под одной крышей живут несколько поколений);

Нетрадиционных (сохраняется традиционная установка на лидерство мужчины, но без достаточных на то экономических и прочих оснований);

Эгалитарных (семья равных, в которой осуществляется справедливое распределение домашних обязанностей; совместное принятие решений).

Происходят изменения как традиционных ролей женщины, так и мужчины. В социологии семьи активно изучается роль женщины, от позиций которой во многом зависит нравственный климат в семье, ее стабильность и которая сегодня все более активно меняет свою исключительно "домашнюю" миссию на миссию активного члена общества. Социологи фиксируют обратную зависимость между уровнем профессиональной занятости женщин и уровнем рождаемости. На уход за детьми профессионально занятые женщины тратят гораздо меньше времени, чем неработающие. В то же время участие в общественной жизни расширяет кругозор женщины, обогащает ее интеллектуальный и эмоциональный мир, что благотворно сказывается на ее роли матери-воспитательницы. Сегодня предлагаются разные выходы из сложившейся ситуации: вернуть женщину к домашнему очагу (для этого следует оплачивать ее домашний труд); перераспределить функции в семье (оба супруга, работая, в равной степени участвуют в обслуживании и воспитании детей); помочь женщине выполнять двойную нагрузку через всемерное развитие служб быта.

Острой проблемой являются взаимоотношения родителей и детей, представителей младшего и старшего поколений. Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значима ее роль в первые годы жизни ребенка, когда закладывается ряд важнейших социально-психологических черт личности. Воспитание подрастающего поколения - это большой труд, требующий значительных как физических, так и умственных усилий. Важнейшим условием правильного воспитания ребенка является умение родителей мудро донести до детей чувство любви, убежденности в том, что ребенок кому-то безмерно дорог и чувство ответной заботы, умения и готовности детей дорожить близкими людьми.

Изменения в функциях семьи. Современная семья все более становится малодетной. Для воспроизводства населения необходимо, чтобы в обществе было примерно 24% двухдетных семей, 35% - трехдетных, 20% - четырехдетных, 7% - пятидетных и более, 14% - бездетных и однодетных. Сегодня по РФ примерно 90% семей имеют 1-2 детей, что означает падение рождаемости ниже границы простого воспроизводства населения.

Сокращается объем трудовой деятельности, осуществляемой семьей. Семейный труд все более облегчается вследствие использования современной бытовой техники. В то же время сокращение совместной семейной трудовой деятельности может привести к формированию иждивенческих настроений, пренебрежению к труду.

Все более значимой в современных условиях становится эмоциональная, досуговая функция современной семьи.

По некоторым данным, никогда не ссорится примерно около четверти семей. Большинство семей переживает периоды кризисов, обострения семейных отношений. Кризисы семейных отношений могут возникать по разным поводам. Нередко причиной конфликтов являются грубость мужа, пьянство и алкоголизм, измены, угасание чувства любви, упрощение и примитивизм отношений между полами и др.

Социологи отмечают ряд кризисов, соответствующих стадиям развития семьи. Выделяется несколько стадий в развитии семьи: 1-я - стадия бездетности; 2-я - стадия репродуктивного родительства; 3-я - стадия социализационного родительства; 4-я - стадия прародительства. Каждая из этих стадий имеет свои проблемы, кризисы и качественные изменения отношений. На каждой стадии огромное значение имеет уровень культуры людей, их способность и готовность идти на компромиссы и сознательно строить семейные отношения.

Нередко кризис семейных отношений приводит к разводам. Важнейшим негативным итогом развода выступает воспитание ребенка в неполной семье (при отсутствии одного из родителей): полная семья как социальный институт обладает наиболее высоким нравственно-воспитательным потенциалом.

Несмотря на кризисные явления семьи как социального института, ценность ее для большинства людей сохраняется. Изменения представляют собой начало нового этапа в развитии семейных отношений, нового исторического витка в развитии института семьи.

Современный брак и семья находится в наиболее доброжелательных условиях для того, чтобы быть успешным. Общество толерантно относится к желанию людей выбирать нетрадиционные формы семейного устройства. А это значит - больше свободы в поиске своего личного счастья.

Специфика современной семьи в России определяется, по меньшей мере, четырьмя особенностями.

1. Современная семья - это союз, основанный на любви, эмоциональном принятии и на поддержке. Это не означает, что так не было раньше, но сейчас это стало основным критерием. Современную девушку вряд ли удастся выдать замуж или сосватать без ее воли.

2. Переход от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети). Такая ситуация - результат реализации потребностей в свободе и самостоятельности молодых людей. Но раздельное проживание молодых семей снижает или делает невозможным участие бабушек и дедушек в воспитании внуков. Вместе с тем, на фоне доминирования нуклеарного типа семьи у нас нередко встречаются и "территориально расширенные" семьи. Как правило, у молодых супругов еще нет своей жилплощади, они еще не приобрели полной финансовой самостоятельности, проживают в одной квартире с родителями и в значительной мере полагаются на их помощь.

3. Современная семейная система является достаточно открытой - сегодня легко вступить в брак и также легко развестись. Правовые, этические, религиозные и социально-психологические барьеры как для создания, так и для расторжения брака сведены к минимуму.

4. В современной семье особую роль играет родительство. Принципиально новая, гуманистическая позиция - это отношение к ребенку как к личности, заслуживающей уважения и права на свободный выбор. Сегодня особое значение в родительско-детских отношениях занимают эмоциональная и духовная близость, эмпатия.

Следует особо отметить феномен отцовства. Для современного отца характерно более раннее включение в воспитание - в младенчестве или даже в пренатальном развитии ("школы отцов", роды вместе и т.д.). Отцовская любовь теперь приравнивается к любви материнской. "Отец 21 века" чаще берет на руки ребенка, больше гуляет с ним, общается, причем с удовольствием, таким образом, мы видим безусловно принимающую любовь отца. Также важны ответственность и пластичность современных отцов, готовность к перераспределению ролей в семье.

Кроме вышеперечисленных особенностей можно обозначить такие тенденции развития современной семьи.

1. Падение рождаемости, уменьшение числа детей в семье. А рост однодетных семей означает обеднение эмоциональной сферы и социально-коммуникативных связей ребенка.

2. Появление так называемых "двухкарьерных" семей, где оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации. В двухкарьерных семьях особое значение приобретает вопрос о распределении ролей и власти в семье, вопрос о лидерстве, взаимозаменяемости в распределении семейных ролей, общности семейных и личностных ценностей, а также наличии ресурсов для поддержки семьи в вопросах воспитания детей и помощи в хозяйственно-бытовой сфере.

3. Поляризация возраста вступления в брак - либо очень рано (16-17 лет), либо после 30 лет. В случае увеличения брачного возраста молодые люди, как правило, осознанно не торопятся создавать семью до более или менее сложившейся профессиональной и финансово-экономической основы. В результате часто получается, что они остаются в одиночестве навсегда, особенно женщины. Мужчин меньше (97 мужчин на 100 женщин), на всех женщин их не хватит, тем более - достойных.

4. Все более часты случаи (хотя "неравные браки" были распространены и ранее) увеличения возрастной разницы между супругами до 15-20 лет, причем в том числе и в сторону - жена старше.

5. Проблема вдовства. Решается, если жена - старше. В основном же, женщины переживают своего супруга. Средняя продолжительность жизни мужчины более чем на 10 лет меньше, чем женщины.

6. Большое количество разводов. Примерно 1/3 всех семей пережили развод. А по стрессогенности развод занимает второе место после смерти близкого человека. Полная психологическая реабилитация личности и преодоление негативных эмоциональных последствий развода констатируются лишь спустя 1-3 года после развода.

7. Возрастание количества повторных браков - люди все же ищут свою половину. Отсюда - проблема неродных детей.

8. Рост количества детей-подкидышей, беспризорных детей, отказ от детей в роддомах. Рост детдомов, интернатов и пр.

9. Рост семейно-бытовых "криминальных" ситуаций, преступлений. Обычно - на почве пьянства.

10. Увеличение числа бездетных семей. "Отсрочки" часто обусловлены трудностями в молодости - финансово-экономическими, жилищными, а также задачами завершения образования или осуществления карьеры. Однако, в конечном счете супруги в таких семьях приходят к осознанию недостаточной самореализованности и глубокому личностному кризису. Следует также отметить увеличение количества женщин (а в последнее время и мужчин), не имеющих возможности иметь детей в силу медицинских причин.

11. "Заграничные" браки распространяются все больше. Однако часто уехавшие за семейным счастьем за рубеж, не находят его и там, ввиду личностных особенностей, а также непривычного менталитета "заграницы". К тому же неизбежны ностальгия по родине, отрыв от друзей, родственников, родной природы, культуры и т.д.

12. "Экзотические" семьи (однополые браки, свингерство и пр.) - пока еще в России явление редкое, но уже существующее.

13. Возрастание числа лиц, которые предпочитают альтернативные формы брака: а) одиночество; б) "гражданские" браки; в) материнские семьи - как осознанное решение женщины. "Мать и дитя" - сейчас обычное явление. И даже нескольких детей некоторые современные женщины вырастить могут и без мужа.

Таким образом, учитывая большое число разводов, рост лиц зрелого возраста, не вступающих в брак, появление других форм отношений - все это дает основание сторонникам теории крушения семьи строить мрачные прогнозы о вырождении семьи как социального института.

Однако, за последние годы наметился явный, безусловно положительный сдвиг в пользу выбора семьи как оптимальной формы партнерского союза с целью обеспечения необходимых условий для личностного роста и саморазвития.

Швеция переживает кризис института семьи. Это результат многолетней политики правления социал-демократической партии, целью которой было получить полный контроль над обществом.

Обеспеченное общество умирающих в одиночестве

Швеция известна своими суперконцернами («Вольво», «Эриксон», «Икеа», «Сааб») и масштабными социальными программами, направленными на поддержку незащищенных слоев общества. Доля валового внутреннего продукта, затрачиваемая, к примеру, на социальное обеспечение пожилых и престарелых, - самая высокая в мире. Есть бесплатное медицинское обслуживание. На финансирование здравоохранения уходит около 80% подоходных налогов.

Но есть и другая статистика. В шведской столице Стокгольме 90% умерших кремируют, 45% урн родственники не забирают. В подавляющем большинстве похороны проходят «без церемоний». Работники крематория не знают, чьи останки конкретно сжигают, ибо на урнах - лишь идентификационный номер. Из экономических соображений, энергию, полученную от сожженных урн, по выбору включают в обогрев собственного дома или в систему обогрева города.

Отсутствие погребальных церемоний - это лишь часть всеобщей тенденции обрывания чувственных и эмоциональных уз во многих шведских семьях. Редактор шведского издания Nyliberalen Генрих Бэйке, объясняя причины явления, отмечает: «Семья стала целью атак социалистов, поскольку по своей природе выступает организацией, альтернативной государственным институтам опекунства. Семья призвана защищать человека. Когда у него возникают проблемы, к примеру отсутствие денег или ухудшение здоровья, человек всегда может обратиться за помощью к родственникам. Шведское государство стремится на протяжении десятилетий разорвать эти семейные отношения и связи, - помогая непосредственно каждому человеку, и таким образом делая его зависимым от себя».

Правильным курсом

Трудно поверить, но еще до начала тридцатых годов прошлого столетия Швеция была убогой аграрной страной, подданные которой массово эмигрировали в поисках лучшей жизни. Разбогатеть Швеция сумела во время Второй мировой войны благодаря своей осторожной политике «двойных стандартов». Несмотря на формальный нейтралитет, она предоставляла фашистской Германии кредиты, поставляла собственное вооружение и являлась крупнейшим поставщиком железной руды для нужд германской военной промышленности. Под предводительством социал-демократии в 1940-е и 50-е годы был осуществлен ряд реформ, в совокупности заложивших основы шведского государства всеобщего благосостояния. Длительный период гегемонии социал-демократов прервал экономический кризис начала 70-х, и с 1976 года смены кабинетов стали происходить чаще.

Сегодня находящаяся в оппозиции социал-демократия обрела нового лидера - 55-летнего Стефана Лювена, главу профсоюза металлистов, работавшего сварщиком. Интересно, что в Швеции, славящейся высоким уровнем образования и его доступностью (финансирование вузов на 80% осуществляется из госбюджета), Стефан Лювен стал четвертым лидером партии без высшего образования. Йоран Перссон был даже премьер-министром (1996-2006). По всей видимости, в Швеции не придают большого значения образовательному уровню политиков (согласно исследованиям, он самый низкий в Европе). Здесь считается нормальным, что министр сельского хозяйства - фермер, а министр здравоохранения - доктор. Правительство (и это закреплено в Конституции) только определяет направления, а управляют страной центральные правительственные учреждения.

Делать это им становится все сложнее. Влияют и всеобщий экономический кризис и собственные проблемы. Швеция стареет. Средняя продолжительность жизни 78,6 лет у мужчин и 83,2 года у женщин. Доля населения в возрасте от 80 лет и старше достигла самого высокого показателя среди стран-членов ЕС - 5,3%. Из 9,3 млн. населения Швеции 18% - лица старше 65 лет. По прогнозам, к 2030 году их доля возрастет до 23%.

«Если мы хотим чтобы в будущем наша пенсия была эквивалентна настоящей, мы должны работать дольше, - заявил премьер-министр Швеции Фредрик Рейнфельдт на форуме, посвященном проблемам Северных стран, прошедшем 9 февраля 2012 году в Стокгольме. - С учетом снижения рождаемости, на пенсию уходить необходимо в возрасте 75 лет, иначе мы повторим сценарий Греции».

Пластиковые родители

В Швеции каждый четвертый ребенок имеет корни за ее пределами (данные официального бюллетеня (www.sweden.se). Чаще всего это выходцы из Ирака или бывшей Югославии. Уже выросло целое поколение таких шведов. А потому здесь привычны самые разнообразные национальности и расы.

Из рожденных в Швеции детей - 60% внебрачные. 20% воспитываются одним родителем. Молодые не торопятся оформлять отношения - «притираются» в гражданских браках, называемых sambo - когда пары живут вместе, и serbo - когда живут раздельно. На число регистрирующихся ежегодно
38 тыс. узаконенных отношений - 31 тыс. разводов. В среднем за плечами каждого из супругов по три брака, что означает наличие у ребенка огромного числа родственников и нескольких родителей. Они получили название «пластиковые родители». Государство даже финансирует исследования, которые должны доказать положительное влияние такого типа отношений на детей: переходя после очередных разводов от одних родителей к другим, дети приобретают жизненный опыт и опыт социальных отношений, который им пригодится во взрослой жизни.

Поскольку обращения «мачеха» или «отчим» связаны с не очень приятными ассоциациями (здесь тоже знают историю о Золушке), шведы постановили употреблять замещающие определения «родитель один» и «родитель два». Это учреждается также из соображений гендерного равенства. Разрушение стереотипов о роли мужчины и женщины в обществе является основной задачей общенациональной программы дошкольного воспитания. Методы иногда кажутся остальному миру чересчур радикальными. Так, сенсацией стал детский сад, открытый в 2010 году в Содермальме, районе Стокгольма. Сотрудники учреждения заменили в обращении к детям «он» и «она», по-шведски, соответственно, «han» и «hon», на бесполое слово «hen», которого нет в классическом языке, но есть в обиходе у гомосексуалистов. Отучая от «гендерных стереотипов», детям вместо привычных сказок читают книжки, в которых, к примеру, два самца-жирафа очень переживали, что не могут иметь детей, пока не нашли брошенное крокодилье яйцо.

Шведская семья

По данным шведской Ассоциации сексуального равенства (RFSL), в Швеции более 40 тыс. детей имеют родителей (или одного родителя) - гомосексуалистов. Когда в 1995 году в стране были легализованы гомосексуальные браки, парламент утвердил что это будут браки сугубо гражданские, и они не будут освящаться церковью. Однако гомосексуалисты тоже хотели иметь такую возможность. Была сделана первая уступка: их благословляли, но без свидетелей и отказывали в молитве. Но гомосексуалисты хотели полной церемонии и всего «Мендельсона». В 1998 году в Швеции прошел всеевропейский парад геев. Сенсацией также стала выставка фотографа Элизабет Ольсон, изобразившей Христа и его апостолов гомосексуалистами. Выставка пользовалась огромной популярностью, естественно, прежде всего среди геев. Одним из мест, где она проходила, была кафедра Лютеранской церкви.

Но настоящие баталии разгорелись в 2003-2004 годах после выступления пастора Оке Грина, который в своей проповеди осудил гомосексуальные связи, называя их грешными. Он цитировал фрагменты Священного писания, утверждая, что Библия очень точно определяет гомосексуализм как грех. На что из другого лагеря отвечали: «Библия не снизошла к нам с небес, сама по себе не является Божьим знамением, не отвечает на все наши вопросы. Вопросы, которые были актуальными во времена написания Библии, - не наши вопросы». За «неуважение к сексуальному меньшинству» пастор был осужден Судом первой инстанции на месяц заключения. Суд второй инстанции его оправдал. В 2005 году дело дошло до Верховного суда, который признал пастора невиновным. Это вызвало протест геев, с их стороны в адрес пастора продолжают звучать угрозы.

Гомосексуальных семей станет больше, - предвидят в организации RFSL. Этому способствует принятие шведским парламентом закона об искусственном оплодотворении лесбийских пар. По закону, женщины-лесбиянки имеют право на экстракорпоральное оплодотворение за счет государства.

Интересно, что рапорт RFSL также информирует: каждый третий случай насилия в Швеции происходит в лесбийской семье. И хотя здесь есть куда обратиться в такой ситуации, у работников учреждений не укладывается в голове что женщины могут бить друг друга, ведь считается, что по природе они не агрессивны. Проблема насилия существует и в мужских браках.

«Происходит огромная смена ментальности и требуется смена традиций. Традиционная форма семьи не соответствует реалиям современности. Необходимы новые семейные отношения, - из интервью деятельницы молодежного отделения шведской партии зеленых Элины Аберг польскому изданию Wprost. - В нашей партии мы говорим, например, о полигамных связях как общественно приемлемых». Явление для Швеции не новое. На волне сексуальной революции прошлого века здесь уже был опыт проживания молодежи в общих коммунах, которые по-шведски называются «коллективы».

Неприкасаемые

Шведское государство переняло на себя практически полный контроль над воспитанием детей. Высокие налоги делают невозможным содержать семью с одной заработной платы, и потому, как правило, оба родителя работают, а ребенок в течение дня находится в школе или других учреждениях общественной опеки.

Шведским правительством создан специальный институт омбудсмена, призванный защищать права и интересы детей. Есть целый ряд организаций: BRIS («Права детей в обществе») - дежурная телефонная и электронная линии для детей и подростков; Friends («Друзья») - помощь, если сверстники обижают, и др.

С 1979 года здесь существует абсолютный запрет на телесное наказание детей. Родители не могут безнаказанно дать ребенку подзатыльник, потянуть за ухо или повысить на него голос. За избиение ребенка грозит 10 лет тюрьмы. Еще с детского сада дети в подробностях проинформированы о своих правах и необходимости сообщать полиции о такого рода происшествиях. И они этим пользуются. В конфликте между интересом ребенка и интересом родителя государство принимает сторону ребенка.

Громкую огласку получила история девочки-подростка, обвинившей своего отчима в избиении и сексуальных домогательствах. 12-летняяя Агнета просто рассердилась на него за то, что он усыпил котят, а она хотела их оставить. Она обратилась в полицию, проинструктировав свою младшую трехлетнюю сестричку, что следует говорить. На основании показаний отчим был задержан и осужден. Мать, которая не поверила дочери, была лишена права родительской опеки. Агнету передали в приемную семью. Через три месяца девочка поняла, что поступила неправильно, пробовала вернуть свое заявление и освободить отчима. Но юридическая машина уже закрутилась. К тому же никто не воспринимал раскаяние девочки серьезно, ведь жертвы инцеста очень часто отказываются от своих показаний. Дошло до того, что «жертва» стала писать во всевозможные инстанции, генеральному прокурору в частности, где подробно описала всю историю, что отчим невиновен, что она все придумала, объяснила почему. Но прокурор тоже не вмешался.

В праве на воспитание детей отказано не только родителям, но и учителям. До восьмого класса ученикам не ставится оценок, неуспевающих не оставляют на второй год, ну и, конечно, никого не выгоняют из школы. Ученики говорят учителю «ты», и они не обязаны отвечать на учительские приветствия. Учителя жалуются, что в классах тяжело работать из-за хаоса, шума и агрессии на уроках.

Диктатура социала

В шведском законодательстве нет понятия власти родителей как в бытовом, так и в юридическом смысле. Нет категории «родительское право», есть «право опеки и ответственности за ребенка», которое по закону в равной степени несут родители и государство. Но государство считает, что оно способно лучше опекать и воспитывать, а потому вмешивается в семейный воспитательный процесс. Главным учреждением такого рода является Центральный совет по вопросам здравоохранения и социальной защиты, который в Швеции называют «социалом». Ежегодно у родителей забирают в среднем 12 тыс. детей. Делают это с благими намерениями. Предлогом могут быть «ошибки в воспитании», «умственная неразвитость родителей» и даже «чрезмерная опека».

Так, Марьяна Зигстроем была лишена родительских прав, потому что «слишком опекала» своего больного эпилепсией сына Даниеля. Мальчик переходил из семьи в семью, состояние его ухудшалось. Даниель написал матери около 40 писем с просьбой о помощи, та обращалась в разные социальные и правительственные организации, но безуспешно. Сын умер, потому что во время приступа очередной опекун просто не знал как ему помочь. Марьяна Зигстроем выдвинула обвинение государству. Проиграла во всех инстанциях. Более того, государство обязало женщину возместить судебные расходы в размере 1,5 млн. крон.

По этому поводу известный скандинавский писатель и журналист польского происхождения Мачей Заремба, проникшийся историей Марьяны Зигстроем и безрезультатно взывавший к справедливости со страниц шведских изданий, сказал в сердцах: «Называть Швецию государством права - это «мрачно шутить». Он также отметил, что шведское государство, в прошлом столетии перетянувшее на себя обязанности семьи, сегодня уже не в состоянии выполнять эти функции. Из-за нехватки денег закрываются не только центры опеки, но и школы, детские сады. «А когда государственная модель не функционирует, приходится волей-неволей переосмысливать семейные ценности: известно, что мать ради спасения своего ребенка бросалась под поезд. Но до сих пор этого не делала ни одна социальная комиссия».

Коренные преобразования, происходящие в современном российском обществе в социально – экономической и политической сферах не могли не отразиться на семье, как на самом главном социальном институте. Современной российской семье присущи такие кризисные проявления, как: низкий уровень рождаемости, увеличение числа семей группы риска, неполных семей, неблагополучных семей, постоянный рост разводов (по статистике, каждый третий брак в России заканчивается разводом, при чем две трети распавшихся семей - это семьи, в которых есть дети), распространение так называемых «гражданских» браков.

Семья, в результате рыночных преобразований, на сегодняшний день находится в глубоком кризисе. Механизмы социальной адаптации, которые были характерны для советского общества в изменившихся условиях, оказались непригодными. Новые же, вырабатываются стихийно и часто сводятся просто к механизмам выживания. В итоге, современный человек в условиях ужесточившейся конкуренции перестал видеть в семье главное богатство и счастье.

Следует отметить, что в России лозунг современной молодежи «сначала карьера, потом дети». Данные социологических исследований репродуктивных установок у молодёжи ярко иллюстрируют то, что сегодня налицо очевидная тенденция снижения и планируемого количества детей. Так, как показал анализ средне желаемое число детей у женщин детородного возраста составляет 1,7, что ниже даже уровня необходимого для воспроизводства общества (норма составляет 2,1 ребёнка на одну женщину).

Хотелось бы остановиться ещё на одной тенденции. Как показали исследования, в настоящее время заметна сильная трансформация содержания семейных ролей. Причиной тому служит феминизация российского общества, которая в сою очередь приводит к различным ролевым конфликтам, связанным с несовпадением ролевых ожиданий родителей, детей и супругов. Экономический статус сегодня всё чаще определяет лидера в семье. Довольно часто встречаются семьи, где женщины играют ведущие роли, так как женщина в современном обществе уже не так сильно, как еще несколько десятилетий назад, зависит от мужчины в экономическом отношении.

Следует отметить тот факт, что в современном российском обществе существует, так называемый «культ молодёжи». По мнению выдающегося социолога начала 20-го века Ортега-и-Гассета для «массового» человека характерны такие черты как стремление избежать ответственности и привязанности и эгоизм, стремление всегда оставаться молодым. Именно к этому стремится большая часть россиян в возрасте с 16ти до 30-35 (т.е. именно в репродуктивном возрасте, в том, когда и следует заводить семью). Сегодня люди любыми усилиями хотят продлить молодость, не жалея для этого никаких сил и затрат (ни материальных, ни духовных). Сегодня, как никогда, стали популярны фитнесс-клубы, различные диеты, пластическая хирургия. СМИ постоянно пропагандируют образ «вечно молодого» человека. Сегодня многие молодые люди хотят сначала надо «для себя пожить», а уж потом семью заводить. Они гораздо больше озабочены поиском разнообразных развлечений, новых ощущений, чем созданием семьи.

И, наконец, причина сегодняшнего кризиса семьи, как социального института, это, безусловно, упадок нравственности (ранние сексуальные связи у молодёжи, пренебрежительное отношение к браку, распространение инфекций, передаваемых половым путём). Согласно данным, полученным в результате исследований, среди подростков и молодых людей до тридцати лет, процент заболеваний, передающихся половым путём выше, чем среди населения в целом. Наблюдается рост ВИЧ-инфицированных молодых людей. Доля возрастов в промежутке от пятнадцати до тридцати лет составляет 79% от всех ВИЧ - инфицированных мужчин и 80% от числа женщин. Не прекращается рост наркомании, табакокурения (на долю России приходится около 70% всего международного рынка) и алкоголизма.

Кроме того, на репродутивные установки современной молодёжи, довольно сильно оказывает влияние и фактор снижения физического здоровья. На сегодняшний день только 10% выпускников школ абсолютно здоровы.

Существуют различные формы семьи. Изначально семья была представлена расширенной формой, и эта форма была наиболее распространена в течение тысячелетий. Расширенная семья состоит из нескольких нуклеарных семей, а нуклеарной семьёй называется семья, состоящая только из родителей и их детей.

Но с приходом индустриализации и урбанизации наблюдается переход от «традиционной» семьи к «современной», от расширенной семьи к нуклеарной. Подобный переход отрицательно сказывается на рождаемости, так как для традиционной семьи характерны многодетность, ранняя и длительная брачность и период деторождения, запрет на аборты и разводы.

Изначально институты образования, здравоохранения, экономики и прочие были внутрисемейными, но, с процессом индустриализации, эти институты стали постепенно выходить из семьи, стали внесемейными.

А. Антонов и С. Сорокин в книге «Судьба семьи в России XXI века» 17 называют следующие отличия индустриальной семьи от аграрной:

1. Крах семейной экономики, разделение дома и работы, внесемейная занятость родителей в системе наемного труда с индивидуальной зарплатой, исчезновение совместной деятельности родителей и детей везде, кроме семей фермеров, переход к семейно-бытовому самообслуживанию, семьецентризм сменяется эгоцентризмом, благополучие семьи начинает складываться из успехов отдельных членов семьи.

2. В городских семьях, составляющих большинство, нарушается связь с землей, резко трансформируется суть семейного дома, преобладают функции потребления, гигиены и осуществления физиологических процессов, на смену психологической слитности с микросредой приходит размежевание, акцент делается на разделенности с соседями, на этническом отчуждении и т.д.

3. В индустриальной семье родство отделяется от экономических дел семьи, максимизация индивидуальных выгод и экономическая эффективность перевешивают ценность родственных уз.

4. Смена централизованной семейно-родственной системы расширенного типа децентрализованными нуклеарными семьями ослабила межпоколенные связи и авторитет старших, а также предписания родителей и родства относительно выбора супруга, учитывающего имущественное состояние («открытая» система брачного выбора при сохранении материальных интересов и права наследования), переход от запрета разводов к их допущению, но в рамках затрудненных процедур, в основном по инициативе мужа.

5. Разрушение системы норм высокой рождаемости в связи с успехами в контроле над смертностью и снятием табу на предупреждение и прерывание беременности, устранение необходимости в полном использовании репродуктивного периода и отсюда, ослабление норм пожизненной и ранней брачности, пожизненного деторождения и брака, смягчение норм сексуального поведения вне брака и до брака.

Индивидуалистические ценности современного капитализма пошли в разрез с коллективистскими, семейными ценностями, и институт семьи стал постепенно отмирать.

5. Заключение

В этой работе я рассмотрел причины демографического кризиса в России. Но, между тем, крайне важно будет заметить, что массовая малодетность и падение рождаемости наблюдаются во всём мире, и их причины во всём мире одинаковы.

Хотя общество и является саморегулирующейся системой, очевидно, что механизм саморегуляции почему-то практически не работает по отношению к численности населения, не предохраняя ни от перенаселения, ни от вымирания. Поэтому спасти Россию, и весь мир от депопуляции могут только искусственные меры. Но если меры борьбы с перенаселением достаточно просты и давно применяются в разных странах, то с мерами по борьбе с вымиранием населения ситуация прямо противоположная. Способов повышения рождаемости не существует не только в нашей стране, но и за рубежом.

Было произведено достаточно исследований, чтобы с уверенностью можно было назвать основные причины демографического кризиса.

В первую очередь это катастрофическое, и постоянно продолжающееся падение рождаемости, вызванное долговременными культурными факторами. Это значит, что падение рождаемости будет продолжаться и в будущем, и ничто, кроме искусственного вмешательства, не сможет остановить его. Ситуация с рождаемостью аналогична и в других странах.

Другой критический фактор, влияющий на демографическую ситуацию именно в России – смертность. Основной причиной высокой смертности является плохое духовное, психологическое состояние общества, вызванное общим кризисом в нашей стране. Смертность, в отличие от рождаемости, должна снизиться в ближайшем будущем, и будет снижаться параллельно с улучшением экономических и других показателей в нашей стране.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что смертность играет в демографическом кризисе существенно меньшую, чем рождаемость, роль. Поэтому основной задачей учёных всего мира на сегодня является разработка эффективных мер по повышению рождаемости. Разработать меры по повышению рождаемости – сложнейшая, но первостепенная задача для всех социальных наук, и, прежде всего, демографии.



Рассказать друзьям