Кто такие дети без попечения родителей. Удочерение либо усыновление

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается Федеральным Законом №159 от «21» декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» далее ФЗ №159, а также Семейным Кодексом Российской Федерации .

Семейный кодекс Российской Федерации в статье 121 объединяет всех детей в одну категорию, как детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в государственной защите, а ФЗ №159 делит их на две подкатегории: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Существует мнение, что эти дети отличаются тем, что дети-сироты – это, как правило, дети из благоприятных семей, чьи родители внезапно погибли при трагических обстоятельствах, например, в автокатастрофе. И что такие дети более социализированы, образованы и т. п. Данное мнение, на наш взгляд является в корне не верным. Как такой вывод можно сделать о детях, которые потеряли родителей в возрасте полугода? Или как можно судить насколько была благоприятна обстановка в семье до гибели родителей? На наш взгляд такое деление является формальным, так как все эти лица имеют равные права на защиту государства и по нашему мнению это всего лишь дань традиции. Например, не до конца ясно, чем отличаются дети, чьи родители умерли, от детей, чьи родители признаны умершими по решению суда. Только тем, что у одних есть только свидетельства о смерти родителей, а у других решение суда и свидетельства о смерти родителей.

Рассмотрим более подробно, какие дети приобретают статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все указанные лица должны быть не старше восемнадцати лет.

  1. Лица, у которых умерли оба либо единственный родитель. Подтверждается свидетельством о смерти родителей, или решением суда об объявлении родителей умершими.
  2. Лица, родители которых лишены в их отношении родительских прав либо ограничены в родительских правах. Подтверждается решением суда о лишении родительских прав или об ограничении родительских прав. Здесь следует учесть, что при ограничении родителей в родительских правах, если причины такого ограничения не были устранены, то в течение шести месяцев органы опеки и попечительства обязаны обратиться в суд с иском о лишении родительских прав.
  3. Лица, родители которых отсутствуют (неизвестны). Подтверждается свидетельством о рождении, решением суда о признании родителей безвестно отсутствующими.
  4. Лица, родители которых являются недееспособными либо ограниченно дееспособными либо находятся в лечебном учреждении . Подтверждается решением суда о признании недееспособными или ограниченно дееспособными. Как правило, ограниченно дееспособными признаются лица, страдающие алкоголизмом и наркоманией, в таком случае они должны быть также лишены по этим основаниям родительских прав. И справкой из медицинского учреждения о заболевании родителей, препятствующем выполнению родительских обязанностей.
  5. Лица, родители которых находятся под стражей или в местах лишения свободы. Подтверждается справкой из мест заключения.

Кроме того Федеральный Закон №159 вводит понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Это лица, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. То есть это лица, которые в возрасте до 18 лет приобрели статус сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Данное определение используется только в рамках ФЗ №159 и в других законах не содержится. Такой возраст (23 года), установлен государством не случайно. Так как по достижении совершеннолетия люди обычно поступают в учебные заведения, и установление такого возраста позволяют человеку пройти обучение, и находиться при этом под дополнительной государственной защитой. А лица старше 23 лет уже являются социально зрелыми и могут обеспечивать себя самостоятельно.

Основанное на положениях ст.121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Отсутствие родителей должно быть подтверждено соответствующими документами:

свидетельство об их смерти.

решение суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка, признании безвестно отсутствующими, объявлении умершими, признании их недееспособными.

приговор суда об осуждении родителей.

медицинский документ о длительной болезни родителей, препятствующий выполнению ими своих обязанностей.

документ, подтверждающий то, что ребенок был подкинут.

материалы о розыске родителей и другие.

Эти документы являются юридическим основанием для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, материального обеспечения и льгот.

В тех случаях, когда имеется документ, подтверждающий лишение ребенка родительского попечения только в отношении одного родителя, а другой родитель длительное время не принимает участия в содержании и воспитании ребенка, и последний был устроен на воспитание и содержание в детское интернатное учреждение или под опеку (попечительство), то эти дети относятся к числу детей, фактически оставшихся без попечения родителей.

Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Новая эпоха - эпоха гласности, демократии - создает основу для изменения отношения к различным аспектам данной проблемы. Несмотря на то, что раньше мы догадывались о неблагополучии в сфере семейных отношений, все же истинные размеры катастрофы оказались неожиданными. Согласно статистическим данным, более 1 млн. детей бывшего Советского Союза воспитываются государством в детских домах и интернатских учреждениях, причем более всего - в России. Сиротство такого масштаба знали лишь в страшные годы войны и голода. Обращает внимание и тот факт, что изменился качественный состав детей-сирот. Если раньше это были дети, родители которых погибли на фронте, то сегодня подавляющее большинство детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, интернатах, имеют одного или обоих родителей, т.е. являются социальными сиротами при живых родителях. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо с возникновением классового общества ответвляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, когда родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей», около 60% родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его воспитывать отсутствием необходимых условий. 60% матерей, чьи дети поступают в дома ребенка, квалифицируются как матери одиночки. Определенная часть матерей ссылается на недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30% детей поступают в дома ребенка от родителей - алкоголиков.

Сейчас в России более 700 000 детей - сирот (из них 95% социальные сироты, т.е. родители их живы, но лишены родительских прав либо сами отказались от ребенка). Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей была оставлена родителями из-за нарушения у новорожденного того или иного физического дефекта, с диагнозом известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом, или с незначительными врожденными пороками развития. Есть и категория матерей, о которых необходимо говорить особо - это матери - подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего ребенка препаратов. В результате появляются на свет дети, которые не нужны своим родителям и воспитываются в учреждениях для сирот.

Такие реалии современной российской жизни как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшим и младшим поколениями моральных и семейных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний, бесспорно, сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.

За последние годы число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приняло устрашающие размеры. Безразличие к ребенку в семье стало не столь редким явлением, о чем свидетельствует рост случаев лишения родителей родительских прав. Игнорирование самых насущных потребностей ребенка в таких семьях нередко сопровождается жестоким обращением с ними. По данным исследований, каждый второй ребенок, попавший в приют, подвергался телесным наказаниям. Дети убегают от жестокого с ними обращения, от сексуального насилия со стороны близких либо знакомых матери или отца, от издевательского отношения к их личности, от гиперопеки со стороны родителей, приобретающей форму тяжелой семейной тирании. Количество детей, по собственной воле ушедших из семьи, растет. За последнее время оно увеличилось на 15%. Углубленное психологическое обследование воспитанников одного из приютов позволило установить, что сексуальному насилию подверглись 21% приютских детей, причем, только 1/3 имело место изнасилование посторонним лицом. В остальных случаях дети стали жертвами внутрисемейного сексуального

насилия со стороны кровных родственников или фактических воспитателей. Жертвами инцеста становятся как маленькие дети (1,5 - 5лет), так и девушки 13-17 лет. В ряде случаев сексуальные посягательства со стороны родителей продолжались в течение нескольких месяцев, и даже лет.

Выталкивает детей на улицу не только семья. Достигло критических масштабов отчисление из общеобразовательных школ не только подростков, но и 7-8- летних учащихся; отмечается резкое увеличение числа 14-15-летних подростков, покинувших учреждения общего и профессионального образования и не начавших работать, сокращение приема в профучилища (отчего ежегодно до 1 млн. подростков, достигших трудоспособного возраста, не имеют профессии), неконкурентоспособность на рынке труда подростков 14-18 лет, которые почему-либо продолжать учебу не могут или не хотят, и т.п. В результате среди категории подростков, попавших в поле зрения комиссии по делам несовершеннолетних, 22% нигде не работают и не учатся. А по информации Генеральной прокуратуры нигде не учатся и не работают более 2 млн. несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет.

За последние 5 лет продолжает сокращаться число детей, оставшихся без попечения родителей. В 2009 году их было 115,6 тыс., что на 8,7 тыс. меньше, чем в 2008 году, и на 11,4 тыс. меньше, чем в 2007 году. Свыше 40% из них составляют дети, чьи родители лишены родительских прав.

В 2009 г. у родителей, лишенных родительских прав, было в целом отобрано 56,4 тыс.детей, что на 6,2% больше, чем в 2008г. и на 21,1% больше, чем в 2007 г. В то же время, численность детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, в 2009 г. сократилась по сравнению с предыдущим годом на 15,9%, составив 3,4 тыс. человек, что даже меньше (на 2,4%), чем было в 2007 г.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, представляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка). В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном, так и на региональном уровне, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе.

Большинство детей, оставшихся без попечения родителей в течение 2009 г., были переданы под опеку или усыновление. Их численность в 2009г. составила 77,8%, или 60,8% от общего числа детей, оставшихся без родительского попечения.

  • 28,2% детей, оставшихся в 2009 г. без попечения родителей, были устроены в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения социальной защиты населения и иные учреждения на полное государственное обеспечение. Доля таких детей сокращается: в 2009 г. она составила 29,4%, в 2008 г.-30,7%. Несколько уменьшилась и абсолютная их численность, составив в 2009 г.36,1 тыс. против 36,2 в 2008 г.
  • 1,7% детей, оставшихся в 2009 г. без попечения родителей, приняты в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования и другие образовательные учреждения на полное государственное обеспечение.

В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2001 г. № 374. Указанным документом увеличено ежегодное пособие, выплачиваемое детям в период обучения для приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей; установлены нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распространены на детей, передаваемых в приемные семьи и детские дома семейного типа. Субъектам Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетах средства на льготный и бесплатный проезд указанных категорий детей, а также средства на компенсацию питания, обеспечение одеждой и т.п. детей, направленных в негосударственные учреждения образования и социальной защиты; принять меры по поддержке образовательных учреждений для детей-сирот и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

По статистике в России зарегистрировано порядка 50 тысяч ребят, которым требуется защита. Это дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

За истекшие двадцать лет показатель уменьшился почти вдвое. Но актуальность проблемы это не снижает.

Понятие детей сирот

Признаки отнесения несовершеннолетних к указанной категории определены федеральным законодательством. Так, установлено, что сироты — это ребятишки, потерявшие родителей по причине их смерти.

Не имеющими попечения, несовершеннолетние являются если:

  • мама и папа ограничены в правах или лишены их;
  • мать и отец не известны;
  • подтверждена недееспособность родителей;
  • мать, отец отбывают срок;
  • родители безвестно отсутствуют;
  • родители о них не заботятся.

Оставшихся без попечения родителей детей именуют . К сожалению, таких более 80 %.

Как оформить статус ребенка, утратившего опеку

Очевидно, что маленький гражданин не самостоятельно заявляется в уполномоченные органы для установления статуса. Это процесс регламентирован Приказом Минобрнауки России от 17.02.2015 N 101.

Алгоритм действий таков.

  • выявление факта оставления малыша без присмотра. Сигнал об обнаружении таких детишек поступает в органы опеки и попечительства из организаций образования, медицины, социальных служб, жилищных органов, просто от неравнодушных граждан, например, соседей;
  • опекунские службы в течение 3 дней проводят расследование исразу же обеспечивают временное жизнеустройство малютки: в больницу, приют, иное учреждение соцзащиты;
  • первичная информация вносится в государственный банк данных. Статус оставшегося без попечения присваивается тотчас, когда установлен соответствующий факт;
  • в течение месяца органы опеки обязаны устроить ребенка;
  • каждый этап работы заносится в журнал, а информация направляется в единую базу данных.

Сведениями федерального банка могут бесплатно воспользоваться

кандидаты в усыновители.


Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения

Во времена СССР детские дома рассматривались как основная форма жизнеустройства малышей.

Сейчас в России упор делается на устройство в семью и сокращение казенных организаций. Это представляется правильным, поскольку сочетание индивидуального подхода, заботы и человеческого тепла предпочтительнее для маленького гражданина.

Формы помещения малыша в семью установлены законом:

  • усыновление(удочерение) предполагает, что малыш становится родным, имеет фамилию новых родителей, ему могут поменять имя. Спрос с усыновителей такой же как с родивших дите матери и отца. Поэтому требования к ним прописаны досконально, а решение принимается только в судебном порядке. Претенденты должны быть: дееспособными, совершеннолетними, иметь разницу в возрасте с усыновленным более 16 лет, подтвердить отсутствие социально опасных заболеваний, иметь жилье и постоянный заработок. Дабы защитить созданную семью от посягательств бывших родственников существует тайна усыновления;
  • опека (дети от 0 до 14 лет), попечительство (от 14 до 18 лет). Данная форма обычно применяется для случаев воспитания детишек ближайшими родственниками. Например, в случае трагической гибели родителей опекунство на детей оформляет бабушка. Опекуны следят за малюткой и его имуществом;
  • приемная семья. Приемными родителями работают по договору с опекунской службой, им выплачивается денежное вознаграждение. В этих семьях не допускается одновременное проживание более 8 малышей вместе с родными ребятишками. Опекаемый обычно осознает, что он не родной.
  • временный вариант для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — . В случае патроната опекунские обязательства возложены и на граждан, и на службы опеки. Эта форма не используется продолжительное время, например, до возвращения малыша в родную семью после устранения обстоятельств, послуживших причиной для его изъятия.

В последнее время начал развиваться такой вид устройства для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как детская деревня SOS. Их на сегодня всего 6. Община располагается на обособленной территории и проживает большой дружной семьей, во главе которой стоит женщина, именуемая «матерью». В деревне живут разновозрастные детишки, братья и сестры никогда не разделяются. Деятельность общин контролируется государством.

Регулирующий орган

Органы, решающие проблемы выявления и устройства детишек, имеющих статус сироты — это службы опеки. Указанная работа отнесена к полномочиям регионов, последние обычно своими законами передают функции в муниципалитеты. Опека осуществляет учет ребятишек, оформляет попечительство, контролирует полноту реализации обязательств в приемных семьях. Эти службы отвечают и за формирование сведений, находящихся в федеральном банке данных сирот, сотрудничают с социальной защитой, образованием и здравоохранением.

Социальная защита и права детей-сирот

Предусмотрен целый блок социальных привилегий для сирот и ребятишек без попечения.

Гарантии права на образование

  • бесплатное профессиональное образование (в том числе и второе), прохождение подготовительных курсов;
  • зачисление на полное государственное обеспечение детей сирот в муниципальной или государственной организации любого уровня;
  • повышенный на 50% размер стипендии в федеральном учреждении. Таким ребятам по сиротству выплачивается пособие на учебники;
  • несовершеннолетние после окончания общеобразовательной школы должны быть обеспечены одеждой и обувью.Имеют право на разовое денежное пособие.

Студентам гарантирован бесплатный проезд 1 раз в году к месту обучения (туда и обратно), в том числе сиротам, находящимся на полном государственном обеспечении.

Гарантии прав на имущество и жилое помещение

За сиротами резервируется имеющееся жилье на весь период обучения, пребывания в детском доме, службы армии или нахождения в заключении.

Детям без жилья органы исполнительной власти по окончании учебы должны дать квартиру вне очереди. На первом этапе – предоставления сиротам жилья на условиях договора найма в специализированном фонде, а через 5 лет-соглашения о социальном найме. Включают в список на получение жилья совершеннолетнего сироту в возрасте от 18 до 23 лет, но снят он будет только после получения квартиры, дома или жилищного сертификата. Определены требования к жилью для детей сирот — оно должно соответствовать установленным нормам площади, быть пригодным для проживания.

Защита имущественных закреплена и нормой о невозможности отчуждения его жилья опекуном, в дальнейшем сделка будет признана ничтожной.

Гарантии прав на медицинское обеспечение

Охрана здоровья сирот осуществляется путем оказания на безвозмездной основе медицинской помощи, профилактических осмотров и лечения. Бесплатно проводится освидетельствование в случае передачи малыша приемным родителям. Если нужно, документы направляются в Минздрав РФ для дообследования и прохождения лечения в клиниках федерального уровня.В особом порядке в качестве дополнительных гарантий для детей сирот в соответствии с нормативными актами регионального уровня осуществляется наблюдение за детьми, рожденными от ВИЧ-инфицированной мамы.

Гарантии права на труд

При обращении лиц данной категории от 14 до 18 лет за трудоустройством им гарантировано прохождение тестирование на выявление предпочтений для трудоустройства с учетом состояния здоровья.

Если сироте присвоен статус безработного, ему платится пособие в размере средней зарплаты в регионе проживания на срок до 6 месяцев. В течение полугода гражданина обязаны трудоустроить.

При проведении по месту работы сокращения, работодатель обеспечивает переобучение и дальнейшее устройство на работу лиц из числа сирот в другой организации.

Право на судебную защиту

Особенностью применительно к детям-сиротам является возможность обращения в суд от их имени опекунов или других представителей, а также прокурора в случае обнаружения фактов нарушения установленных прав.Кроме того, закреплено право детей, оставшихся без попечения родителей на бесплатную юридическую помощь.

Законодательное регулирование

Ребенок может потерять самых близких людей из-за их преждевременного ухода их из жизни.

Однако с ростом благосостояния общества увеличивается число детей, лишенных семейного тепла при здравствующих родителях.

В чем бы ни заключался корень зла, ребенок не окажется один на один с проблемой. Вопросы его развития берет на себя государство.

Рассмотрим, каких детей причисляют к оставшимся без попечения родителей , отличается ли этот статус от сиротства, и на какую поддержку сможет рассчитывать маленький человек.

Особенности статуса

С точки зрения закона понятия сиротства и отсутствия родительского попечения различаются:

Распространены ситуации социального сиротства , когда родители осознанно снимают с себя всю ответственность за ребенка. Эти люди могут быть социально и экономически не состоятельны или вполне успешны в жизни, но всегда ребенок для них помеха. И тогда родители:

  • отказываются забирать детей из медицинских или образовательных учреждений, оформляя официальный отказ. Это может произойти сразу после рождения малыша или спустя некоторое время;
  • попросту «забывают» о детях, находящихся в таких учреждениях без юридического сложения с себя родительских обязанностей.

Еще одна категория причин , когда дети остаются без родительского внимания, связана с деградацией личности матери\отца из-за пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам, асоциальным образом жизни. Причем, в этой ситуации родители иногда по-своему привязаны к ребенку, в редкие минуты просветления проявляя посильную заботу о чаде. Но это исключение из хода событий. Обычно же нахождение в родной семье является эмоциональной травмой и попросту опасно для малыша.

Иногда, чтобы устранить терминологическую путаницу, в категорию детей, оставшихся без попечения, относят и несовершеннолетних сирот. Но мы в дальнейшем будем говорить именно о социальном сиротстве.

Законодательное регулирование вопроса

Нерадивые матери и отцы порицаемы. Но и государство не оказывается в стороне, предоставляя детям в сложной жизненной ситуации поддержку.

Ее принципы регулируют :

  • Семейный Кодекс РФ;
  • ФЗ № 159 от 21.12.96 «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»;
  • ФЗ № 44 от 16.04.01 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

При возникновении перечисленных ситуаций, судьбу несовершеннолетнего уполномочены решать органы опеки и попечительства . Сотрудники попечительского ведомства брошенного ребенка, контролируют поднадзорные семьи, условия проживания и воспитания несовершеннолетних в социальных учреждениях

Как оформить данный статус

Оснований для признания ребенка утратившим опеку гораздо больше, чем всем известное лишение родителей их прав.

Но в любом случае органы опеки обязаны принять решение о постоянном устройстве проживания и воспитания несовершеннолетнего в течение одного месяца с момента обнаружения такого основания.

Для чего это нужно

Важно понимать, что данный статус должен присваиваться официально . И сделать это нужно непременно:

  • во-первых, для получения претендентом мер социальной поддержки и льгот. Это весьма продолжительный период времени вплоть до исполнения ребенку 18 лет. Были случаи, когда достигший совершеннолетия человек, фактически оставшийся без родителей, не мог получить только потому, что в свое время органы опеки не оформили должным образом его статус.
  • Во-вторых, официальный статус оградит вторичного сироту от материальных претензий в будущем несостоявшихся родителей. Жизнь полна примеров, когда престарелый алкоголик вспоминает о звании родителя после того, как взрослое чадо добивается существенных успехов, и за его счет можно неплохо нажиться.

Как присвоить статус

Государством предусмотрен особый алгоритм по оформлению статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей. Сделать это несколько сложнее, нежели признать его сиротой.

Здесь придется доказать прекращение правовой зависимости ребенка от родителей (или связи с ними). Эта функция возложена на судебные органы.

Инициатору процедуры нужно представить на заседание документы :

  • решения о заключении под стражу, лишении свободы, а также подтверждения из учреждений УИН об отбывании уголовного наказания;
  • подтверждения об изначальном отсутствии родителей – с прочерками в соответствующих графах, заявления об отказе от ребенка, бумаги о приеме в социальное учреждение найденышей и подкидышей;
  • предварительное решение суда о лишении матери и/или отца родительских прав;
  • справки, выписки и другие подтверждения тяжкого заболевания родителя с ограничением его физической и/или правовой дееспособности от учреждений здравоохранения.

При необходимости могут предоставляться и другие, допустимые законом, доказательства. К примеру, показания свидетелей и очевидцев, аудио и видео материалы.

Но кто может выступить как инициатор присвоения несовершеннолетнему статуса оказавшегося без родительского внимания и содержания:

  • Конечно же, государственные органы опеки и попечительства;
  • Родственники, а также сотрудники образовательных, медицинских и социальных учреждений;
  • При достижении 14-летнего возраста сам ребенок может ходатайствовать (письменно) перед опекой о собственном изъятии из семьи, ограничении в правах родителей и т. д. Однако о судебном рассмотрении вопроса решение принимает госорган.

Со дня получения сообщения о ненадлежащих условиях жизни несовершеннолетнего, органы опеки обязаны в течение 3-х суток проверить место жительства ребенка.

Действия госорганов

Далее опека выясняет факт отсутствия попечительства родителей или родственников и, если ситуация находит подтверждение:

  • принимаются меры по защите прав и интересов (изъятие из семьи, временное размещение в социальной гостинице, детском приюте и т. д.);
  • информация направляется в орган исполнительной власти субъекта для размещения данных в региональном банке данных детей-сирот.

Вместе с этим решается вопрос о постоянном устройстве ребенка, информация о нем размещается в федеральный банк данных детей, оказавшихся без родительского попечения (ФЗ 44).

Исполнительная власть на местах в течение месяца со дня представления данных в региональный банк должна принять меры к устройству несовершеннолетнего в семью граждан на территории своего субъекта. Если подходящий вариант отсутствует, к проблеме подключаются федеральные структуры власти. Они устраивают ребенка на попечение семей из других регионов России.

Действия опекунов, сотрудников соц. учреждений

После назначения статуса эти лица обращаются в МФЦ или ПФР для оформления конкретных , пенсий, а также открытия личного счета ребенка в банке.

При себе нужно иметь пакет документов:

  • паспорт гражданина РФ, для сотрудника учреждения – доверенность на представительство интересов ребенка и организации;
  • свидетельство о рождении опекаемого;
  • документы, подтверждающие льготный статус.

Точный перечень бумаг зависит от конкретных обстоятельств социального/биологического сиротства.

Государственная поддержка данной категории граждан

Пенсия по потере кормильца

Положено только в случае смерти родителей или же признания их умершими/безвестно отсутствующими по суду.

Выплачивается вплоть до достижения ребенком совершеннолетия, при продолжении обучения на очном отделении – до 23 лет.

Образовательные льготы

Выделяется натуральная помощь и пособия на приобретение школьных принадлежностей, учебных пособий, подготовку к школе. в столовой бесплатно.

Также безвозмездны, однако дорогу придется оплатить.

Все дополнительные курсы предоставляются на бесплатной основе. При поступлении в ВУЗы, ССУЗы, колледжи на дневные отделения студенты без родителей продолжают получать назначенные социальные пособия и выплаты.

Если студент получает стипендию, то стандартная сумма повышается на 50%, ежегодно выплачиваются «подъемные» в троекратном размере.

Обеспечение жильем

По завершению обучения в интернате совершеннолетний ребенок претендует на собственные квадратные метры жилой площади.

Но только при соответствии условиям :

  • у него нет социального жилья или недвижимости в собственности (к примеру, оставшейся после родителей);
  • родственники не владеют «лишней» квадратурой, на которой смогут прописать ребенка;
  • если имеющееся жилье не отвечает санитарным и прочим нормам.

«Коммуналка» и ЖКХ

Условие для льгот таково: обучение в школе или профессиональном заведении на очном отделении, а также наличие жилого помещения.

В этом случае они освобождены от коммунальных платежей и за проживание. Жилье собственное? Тогда скидка 100%. Если ребенок живет в квартире опекуна, льгота распространяется на норму площади опекаемого.

Медицина

В учреждениях государственного медицинского обслуживания дети, оставшиеся без попечения родителей, могут рассчитывать на бесплатную помощь . При наличии показаний полагаются льготные путевки в санатории, лекарственное обеспечение. Когда присутствует инвалидность, то список преференций шире в зависимости от группы и заболевания.

Часть помощи полагается из федерального бюджета. Но в последние несколько лет заметна тенденция к перераспределению большей части помощи на региональный уровень. В субъектах действуют собственные программы поддержки данной категории льготников. Узнать о полном спектре мер помощи можно в МФЦ, пенсионных отделениях и органах СЗН.

Социальная помощь

Государство гарантирует им повышенную правовую защиту , которая охватывают основные аспекты жизни:

  • жилищные вопросы;
  • получение образования различных ступеней;
  • трудовые гарантии;
  • медицинское обслуживание.

Правительство всячески поощряет семейную опеку над детьми без родителей, установив единовременные и ежемесячные пособия, натуральные льготы еще и опекунам.

Но нажиться на опекунстве не выйдет: надзорные органы контролируют качество опеки и «ведут» ребенка практически до совершеннолетия.

О правах рассматриваемой категории граждан рассказано в следующем видеосюжете:

Характеристика основных прав детей, оставшихся без обеспечения родителей

Дети, которые остались без попечения родителей, как по причине их смерти, так и в случае лишения последних родительских прав, нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства. Права детей и их защита регламентированы массой нормативно-правовых актов не только национального, но и мирового значения.

Нормативное регулирование

В основе законодательного регулирования данного аспекта лежит Конвенция прав ребенка, принятая на международном уровне, служащая базой для иных актов правотворчества, основное предназначение которых - охрана и защита прав и свобод граждан, не достигших совершеннолетия.
Что касается нормативного регулирования прав и интересов детей, которые остались без попечения родителей, выполняется оно в соответствии с предписаниями таких законодательных актов:
1. СК РФ, в частности ст. 155.3;
2. Постановление правительства РФ №676, в 30 пункте которого прописаны права воспитанников образовательных учреждений, в которых проживают несовершеннолетние граждане, оставшиеся без обеспечения матери и отца;
3. Федеральные законы и подзаконные акты, гарантирующие социальную поддержку детям - сиротам, а также несовершеннолетним лицам, лишенным родительского обеспечения.
В статье представлены сведения об основополагающих правах и свободах рассматриваемой категории детей, содержащихся в вышеперечисленных источниках, а также об условиях их реализации и охране.
Основания для предоставления статуса, дающего право своему обладателю на социальное обеспечение
В соответствии с законодательством к категории лиц, имеющих статус детей, оставшихся без обеспечения родителей, дающий право на социальное обеспечение и предоставление других материальный и нематериальных благ, относят:
. Несовершеннолетних лиц, которые остались сиротами в результате смерти матери или отца, или же обоих родителей;
. Граждан до 18 лет, родители которых по решению суда лишены родительских прав;
. Детей, в том случае, если их родители ограничены в осуществлении своих родительских прав в соответствии с постановлением суда;
. Несовершеннолетних лиц, родители которых признаны недееспособными;
. Лиц до 18 лет, если их родители считаются безвестно пропавшими;
. Детей, чьи родители осуждены и отбывают назначенное наказание в виде лишения свободы на определенный срок, а также в случае назначения последним такой меры пресечения, как заключение под стражу;
. Несовершеннолетних граждан, если их родители пребывают в специализированных медицинских заведениях;
. Несовершеннолетних лиц, если их родители злостно уклоняются от их материального обеспечения и воспитания;
. Несовершеннолетних лиц, если родители отказались их забирать из лечебных, образовательных, а также других социальных заведений;
. Граждан в возрасте от 18 до 23 лет, которые остались без попечения родителей, в установленных законодательством случаях.
Права детей, оставшихся без попечения родителей
Материальные и нематериальные
Меры социальной поддержки рассматриваемой категории детей направлены на реализацию их материальных и нематериальных прав и свобод. К материальным благам относится обеспечение жильем, питанием, одеждой, бесплатным проездом в общественном транспорте, предметами быта и обучения.
Перечень нематериальных прав содержит:
. Право бесплатно учиться;
. Право работать;
. Жилищные права;
. Право бесплатно пользоваться медицинскими услугами;
. Право на отдых;
. Право на развитие способностей и интересов.
Личные и имущественные
Отдельно можно выделить личные и имущественные права, которые имеет ребенок, оставшийся без родительского обеспечения.
Имущественные права:
1. Право на социальное обеспечение;
2. Право на имущество, которое перешло в собственность лица на основании договора дарения или по наследству;
3. Жилищное право, которое предусматривает сохранение права собственности на закрепленное за несовершеннолетним лицом жилое помещение, несмотря на то, что ребенок проживает в государственном социальном учреждении;
4. Право на получения жилья вне очереди, при условии отсутствия недвижимого имущества, пребывающего в собственности лица.
Личные права, которые имеет ребенок, оставшийся без родительского обеспечения, включают право:
. Беспрепятственно общаться с матерью и отцом, при их наличии, а также с близкими родственниками;
. Выражать собственное мнение, когда решается вопросы относительно осуществления их интересов, а также защищать свои права законными способами, в том числе и в ходе судебного разбирательства;
. Жить совместно с опекуном и членами его семьи до достижения 16 лет, после допускается раздельное проживание, требующее предварительного согласования с органами опеки и попечительства;
. Требовать уважения чести и собственного достоинства от других лиц.
Остановимся на основных правах детей, оставшихся без попечения родителей более детально.
Право несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, на бесплатное общее образование и материальное обеспечение во время обучения
Понятие получение общего образования за счет средств из федерального бюджета предусматривает:
. Бесплатное прохождение подготовительных курсов абитуриентами перед поступлением в средние учебные заведения и вузы на бюджетной основе. При этом наличие документа, подтверждающего получение основного или среднего образования обязательно (аттестат, диплом);
. Бесплатное получение второго профильного образования;
. Сохранение полного социального обеспечения, в частности выплаты стипендии, в случае академического отпуска, если избежать отрыва от учебного процесса невозможно по медицинским показаниям;
. Бесплатный проезд студентов в некоторых видах общественного транспорта;
. Компенсацию расходов на проезд к месту обучения и обратно, если учебное заведение находится в другом населенном пункте. Возмещение производится один раз в год;
. Выплату одноразового денежного пособия выпускникам, а также обеспечение последних одеждой и необходимым оборудованием по окончании учебного заведения. Компенсация производится за счет образовательного учреждения, в котором выпускник обучался.
Во время обучения содержание детей, оставшихся без родительского обеспечения, а именно питание, проживание в студенческом общежитии, а также обеспечение других материальных благ, связанных с получением образования, осуществляется за счет государства.
Право на развитие способностей и интересов
Развитие способностей и интересов предусматривает создание необходимых условий как для несовершеннолетних лиц с отставанием в развитии, так и для тех, которые проявили выдающиеся таланты. Реализация данного права осуществляется в соответствии со специальными программами, разработанными для отдельных категорий детей с учетом их умений и навыков.
Если ребенок нуждается в коррекции проблем в развитии, ему предоставляется помощь квалифицированного специалиста, а дальнейшее обучение проводится по программе, направленной на продвижение его способностей и способствующей прогрессу.
Право детей на получение пособия, а также на другие социальные льготы
Ребенок, лишенный родительского обеспечения, имеет право на следующие выплаты и льготы:
1. Алименты. При этом средства, взысканные с родителей детей, лишенных родительского попечения, перечисляются на счет того заведения, в котором ребенок проживает. Одна половина денег идет на содержание получателя алиментов, а вторая - ложиться на его счет, открытый в Сбербанке РФ;
2. Пенсия;
3. Социальные выплаты и пособия;
4. Льготный или бесплатный проезд в некоторых видах общественного транспорта.
Право на отдых,
Под правом на отдых подразумевается предоставление ребенку свободного времени для проведения досуга в соответствии с его интересами и предпочтениями. Также понятие полноценного отдыха включает организацию свободного времени детей в период каникул и выходных дней.
Право на защиту законных интересов и прав
Законом гарантировано право несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, на судебную защиту своих нарушенных интересов и предоставление бесплатной юридической помощи (консультация юриста, составление иска и других процессуальных документов, представление в суде).
Наравне с подопечным лицом, интересы которого нарушены, обратиться в суд за восстановлением справедливости вправе его законный представитель, прокурор, а также представитель органа опеки и попечительства, в обязанности которого входит охрана прав и свобод детей-сирот и несовершеннолетних лиц, оставшихся без обеспечения родителей.
Охрана прав несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения
Охрана и защита осуществляется следующими способами:
1. Защита интересов законным представителем (опекун, попечитель, воспитатель);
2. Самозащита;
3. Представителями органов опеки и попечительства;
4. Защита прокурором.



Рассказать друзьям