Лиса и кувшин русская народная сказка читать. Русская народная сказка «Лиса и кувшин»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Примерный список литературы для чтения детям 5-6 лет

Русский фольклор

Песенки, заклички

«Как на тоненький ледок…»…………………………………………1

«Николенька – гусачок…»…………………………………………….2

«Уж я колышки тешу…»………………………………………………2

«Как у бабушки козел…»………………………………………………2

«Ты, мороз, мороз, мороз…»………………………………………….3

«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж…»…………………3

«Ранним-рано поутру…» ……………………………………………..4

«Грачи-киричи…»……………………………………………………..4

«Уж ты, пташечка, ты залетная…»……………………………………5

«Ласточка-ласточка…»…………………………………………………5

«Дождик, дождик, веселей…»…………………………………………5

«Божья коровка…»…………………………………………………….6

Сказки.

«Лиса и кувшин», обр. О.Капицы……………………………………6

«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой……….6

«Хаврошечка», обр. А.Н. Толстого…………………………………..9

«Заяц – хвастун», обр. О. Капицы……………………………………12

«Царевна-лягушка», обр. М. Булатова……………………………….12

«Сивка-Бурка», обр. М. Булатова…………………………………….24

«Финист – Ясный сокол», обр. А. Платонова……………………….29

Тексты художественных произведений

Песенки , заклички

“Как на тоненький ледок…”

Как на тоненький ледокВыпал беленький снежок.Выпал беленький снежок,Ехал Ванюшка-дружок.Ваня ехал, поспешал,Со добра коня упал.Он упал, упал, лежит -Никто к Ване не бежит.Две девушки увидали,Прямо к Ване подбежали.Прямо к Ване подбежали,На коня Ваню сажали,На коня Ваню сажали,Путь-дорогу показали.Путь-дорогу показалиДа наказывали:«Как поедешь ты, Иван,Не зевай по сторонам!»

Николенька гусачокПо бережку скачет,Белу рыбку ловит,Бабушку кормит.Бабушка старенька,Бабушка добренька.Рыбушку любит,А внучка голубит.Гладит по головке,Шьет ему обновки.

«Уж я колышки тешу…»

Я колышки тешу,

Огород горожу,

Я капусту сажу,

Сажу беленькую,

Развеселенькую.

“Как у бабушки козёл…”

Как у бабушки козёл,у Варварушки седой, что за умный был:сам и по воду ходил,сам и печку топил,сам и кашу варил,деда с бабой кормил.Собирался козёл во зелёный лес -семь волков убить,бабе шубу сшить.Вот зашёл козёлво зелёный лес,а навстречу козлуидут семь волков.А восьмой-то волк,он голодный был,он три года ходил,всё козлятинки просил.Испугался козёл,испугался седой!Он бородкой трясёт,точно веничком,а ножками стучит,словно ступочками.Ах ты, бабушка,ты, Варварушка!Отворяй-ка ворота,принимай-ка козла.

« Ты, мороз, мороз, мороз…»

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмем,

Мы на улицу пойдем,

Сядем в саночки – самокаточки.

По дубочку постучишь

По дубочку постучишь,

Прилетает синий чиж.

У чижа, у чиженьки,

Хохолочек рыженький,

А на лапке маленькой

Сапожочек аленький.

Чиж под солнышком летал

И головкой кивал.

«Ранним-рано поутру…»

«Ранним-рано поутру…»

Раным-рано поутру

Пастушок: “Ту-ру-ру-ру!”

А коровки в лад ему

Затянули: “Му-му-му!”

Ты, Буренушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком.

«Грачи-киричи…»

«Грачи-киричи…»

Грачи – киричи

Летите, летите,

Дружную весну

Несите, несите!

«Уж ты, пташечка, ты залетная…»

Уж ты, пташечка, ты залетная,

Ты слетай на сине море,

Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму, отомкни лето.

«Ласточка – ласточка…

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну красну.

« Дождик, дождик, веселей… »

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи –

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

«Божья коровка…»

Божья коровка,

Черная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого!

Сказки

«Лиса и кувшин» (обр. О. Капицы)

Вышла баба на поле жать и спрятала в кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала. Пора бы и домой, да вот беда – головы из кувшина вытащить не может.

Ходит лиса, головой мотает и говорит:

Ну, кувшин, пошутил, да и будет! Отпусти же меня, кувшинушка. Полно тебе баловать - поиграл, да и будет!

Не отстает кувшин, хоть что ты хочешь!

Рассердилась лиса:

Погоди же ты, не отстанешь честью, так я тебя утоплю!

Побежала лиса к реке и давай кувшин топить.

Кувшин-то утонуть – утонул, да и лису за собой утянул.

«Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой)

На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили – были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый, да блин масляный.

Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал. Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил – с полей зёрен, из лесов грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил. Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи – румян да пышен – щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.

Сядут за стол – не нахвалятся. Воробей говорит:

Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!

А блин ему:

А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу – вот щи и жирные!

А воробей кашу ест, похваливает:

Ай, каша, ну и каша- горазд горяча!

А мышь ему:

А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю -хорошо в печи огонь горит- вот каша и горяча!

Да и я,- говорит воробей,- не промах: соберу грибов, натащу бобов – вот вы и сыты!

Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали

Только раз призадумался воробей.

«Я,- думает,- целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит- нежится, а только к вечеру за обед берётся. А мышь с утра дрова везёт да грызёт, а потом на печь заберётся, на бок повернётся, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте – на тяжёлой работе. Не бывать больше этому!»

Рассердился воробей – ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:

Завтра же работу поменяем!

Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошёл на охоту, воробей – дрова рубить, а мышонок – обед варить.

Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поёт: Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я – масленый бок,

На сметане мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я – масленый бок!

Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.

Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?

На охоту.

А какую ты, блинок, песенку поешь?

Блин заскакал на месте, да и запел:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я – масленый бок,

На сметане мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я – масленый бок!

Хорошо поёшь,- говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. – Так, говоришь, на сметане мешан? А блин ей:

На сметане да с сахаром! А лиса ему:

Прыг-скок, говоришь?

Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок – ам!

А блин кричит:

Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами – на охоту!

А лиса ему:

Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да с сахаром.

Блин бился, бился, еле от лисы вырвался – бок в зубах оставил, домой побежал!

А дома-то что делается!

Стала мышка щи варить: чего ни положит, чего ни прибавит, а щи всё не жирны, не хороши, не маслены.

«Как,- думает,- блин щи варил? А, да он в горшок нырнёт да выплывет, и станут щи жирные!»

Взяла мышка, да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льёт.

А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелки щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льет. Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке – клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу - сидит мышь на лавке, шубка у неё повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Как увидали, что у блина полбока съедено, ещё пуще заплакали.

Тут блин и говорит:

Так всегда бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет. Тут воробей со стыда под лавку забился.

Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.

Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.

«Хаврошечка» (обр. А.Н. Толстого)

Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.

К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.

А были у нее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка.

Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала.

Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.

Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне ведено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать. А коровушка ей в ответ:

Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.

Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого – все готово: и наткано и побелено, и в трубы покатано.

Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.

Хаврошечка опять придет к коровушке, обнимет ее, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет, принесет хозяйке. Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:

Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?

Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает: – Спи, глазок, спи, глазок!

Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь – Двуглазку:

Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает.

Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошенька баюкает: – Спи, глазок, спи, другой!

Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка все спала.

Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь – Триглазку, а сироте еще больше работы задала.

Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поет: – Спи, глазок, спи, другой!

А о третьем глазке и забыла. Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.

Триглазка вернулась домой и матери все рассказала. Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу. – Режь рябую корову! Старик и так и сяк: – Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая! – Режь, да и только!

Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про то опознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит: – Коровушка-матушка! Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает:

А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.

Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла, и каждый день в саду поливала.

И выросла из них яблонька, да какая! – яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается.

Много ли времени прошло, мало ли, – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:

Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.

Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.

Сестры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.

Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать.

К одному мужику повадилась лиса ходить, кур красть. Мужик повесил кувшин. Ветер в кувшин дует. Он гудит: бу-у-у, бу-бу-у!

Приходит лиса и слушает, что такое гудёт. Увидала кувшин, схватила его за обрывок и надела себе на шею.

Погоди, кувшинище-дурачище, я тебя, - говорит, - утоплю.

И понесла кувшин в прорубь: стала его топить. Кувшин захлебнулся в воде: бурк-бурк-бурк-бурк - и тянет лису с собой на дно. Лиса просит:

Кувшин, кувшин, не топи меня, я не буду, это я тебя только так постращала.

Кувшинище-дурачище не слушается, всё тянет на дно - и утопил лису!

Лиса и кувшин – 2 вариант сказки

Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком.
Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.

Ходит лиса, головой мотает и говорит:

Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко!

Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно!
Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.

Рассердилась лиса:

Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.

О сказке

Русская народная сказка «Лиса и кувшин»

Сказка – это самый известный среди жанров устного народного творчества. Именно эта разновидность фольклора занимает центральное место в детском чтении. Начиная с младенческих лет, когда первые сказки читает малышу его мама, сказка становится верным спутником ребенка, дает ответы на многие вопросы, советует и подсказывает, как поступить в той или иной ситуации, предлагает решение многих проблем. Занимательный и забавный сюжет сказки волнует воображение маленького читателя, развивает фантазию и творческие способности.

Традиционно самыми подходящими для ребенка считаются сказки о животных, они небольшие по объему, очень динамичны и содержат в себе много диалогов. Диалогичность сказки делает ее похожей на игру и дает возможность ребенку вместе с родителем разыграть целое театрализованное исполнение. В этих сказках часто встречаются зарифмованные строчки, которые малыш легко может запомнить и воспроизвести.

Смешные и забавные истории о ситуациях, в которые попадают звери, дают ребенку возможность в ненавязчивой манере получить самые первые представления о морали. Каждое животное олицетворяет какое-либо из человеческих достоинств или пороков. При этом персонаж имеет четкую характеристику, переходящую из одной сказки в другую. Все животные поделены на отрицательных и положительных, чтобы ребенку, который является главным адресатом русской народной сказки, было легче ориентироваться в нравственных категориях добра и зла. С этой целью сказочная картина мира поделена на два полюса, на одной стороне читатель наблюдает все то, что заслуживает восхищения, на другой – порицания.

Помимо прочего фольклорные сказки о животных позволяют ребенку приобщиться к миру родной природы, познакомится с повадками зверей, узнать о их внешних характеристиках, среде обитания, научиться вести себя правильно при встрече с животными.

Главным и, по сути, единственным действующим лицом русской народной сказки «Лиса и кувшин», как и многих других русских народных сказок о животных, является лисица. Увидев однажды, что баба, которая вышла на жатву, оставила за кустом кувшин с молоком, плутовка-лиса решила им полакомиться. Она прокралась к кувшину, вылакала молоко из него и хотела было высунуть голову, но не смогла – голова накрепко застряла в кувшине. Лиса в попытке освободиться даже попыталась уговорить кувшин отпустить ее, она обращается к кувшину как к живому существу. Но и эта попытка потерпела поражение. Тогда лиса вздумала утопить кувшин в реке, но утонула вместе с ним и сама.

История, представленная в сказке «Лиса и кувшин» поучительна. Ребенок, который знакомится с этим рассказом, поймет, что поступок лисы достоин порицания и наказание, которое она получила вполне закономерно.

Читайте сказку «Лиса и кувшин» на нашем сайте онлайн бесплатно и без регистрации. Делитесь этим занимательным сюжетом со своими родными и друзьями.

Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда — головы из кувшина вытащить не может.

Ходит лиса, головой мотает и говорит:

— Ну, кувшин, пошутил, да и будет, — отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, — поиграл, да и полно!

Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.

Рассердилась лиса:

— Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.

Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.

Вышла баба на поле жать и спрятала за снопы кувшин с молоком. Подобра­ лась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.

Ходит лиса, головой мотает и говорит: «Ну, кувшин, пошутил, да и бу­ дет - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать - поиграл, да и полно».

Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь. Рассердилась лиса: «Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю».

Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.

ЗАНЯТИЕ 1

Тема занятия: слушаем сказку «Лиса и кувшин».

Предварительная работа: дети под руководством взрослого вырезают из цветной вклейки декорации и фигурки персонажей сказки, устанавливают их на под­ставки.

Взрослый беседует с детьми на тему «Откуда хлеб пришел». Рассказывает о том, что сначала в поле сеют пшеницу и рожь, из них вырастают хлебные колосья, в которых к осени созревает зерно. Это зерно собирают и перемалы­вают в муку. А уже из муки пекут хлеб. Помогают людям в этой работе раз­ные машины: сеялки, тракторы, комбайны. Мелют зерно на мельницах, а хлеб выпекают в пекарнях в больших печах.

Взрослый напоминает детям, что заяц, лиса, волк, белка, медведь - это дикие животные (они живут в лесу).

Цели занятия

Воспитательные - формировать у детей умение внимательно слушать рас­сказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры; вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не пере­бивать говорящего).

Обучающие - совершенствовать общую моторику; закрепить знания детей на тему «Откуда хлеб пришел»; закрепить обобщающее понятие «животные»; познакомить детей с новыми словами: «рожь», «колосья», «зерно», «сноп», «серп», «кувшин», «жать»; ввести в активный словарь детей предлоги «за», «пе­ред»; наречия «впереди», «сзади», «слева», «справа».

Развивающие - тренировать у детей слуховое и зрительное внимание, уме­ние отгадывать загадки, способность осмыслять события сказки.

Оснащение:

    фигурки персонажей сказки - баба, лиса (см. вклейку, рис. 5, 6);

    предметные картинки -кувшин, серп, сноп (см. вклейку, рис. 7-9);

    декорации: поле, река (см. вклейку);

    демонстрационный рисунок «Где кувшин?» (рис. 11, с. 36).

Ход занятия

1.Организационный момент. Скажите детям: «Встанем на лужок, сделаем кружок». (Дети вместе с педагогом встают в круг.) Спросите у детей, каких ди­ких животных наших лесов они знают. Дети по очереди называют животных и садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.

2. Знакомство со сказкой. Скажите детям, что сегодня они услышат старин­ ную русскую народную сказку про одно из животных русского леса. А про какое, им придется отгадать. Прочитайте детям загадку:

За деревьями, кустами Промелькнуло, будто пламя, Промелькнуло, пробежало - Нет ни дыма, ни пожара.

(Лиса)

Когда дети назовут животное, сообщите малышам название сказки, которую они сейчас услышат: «Лиса и кувшин». Прочитайте или расскажите детям сказ­ку «Лиса и кувшин», одновременно выставляя декорации и фигурки персона­жей.

3. Подумай и ответь. Задайте детям вопросы по содержанию сказки. Кто пришел в поле? (Баба.)

Что делала баба в поле? (Жала рожь. Это значит серпом срезала хлебные ко­лосья. Серп - это большой закругленный нож, специально для такой работы. Срезанные колосья баба связывала в снопы и ставила их на поле. В те далекие времена, когда была придумана эта сказка, еще не было ни тракторов, ни ком­байнов, и людям в поле все приходилось делать своими руками.)

Что, кроме серпа, принесла баба в поле? (Кувшин.)

Что было в кувшине? (Молоко.)

Для чего баба взяла в поле молоко? (Чтобы потом, когда сядет отдохнуть, по­пить молока.)

Куда баба поставила кувшин? (За снопы.)

Кто нашел кувшин? (Лиса.)

Что сделала лиса? (Вылакала молоко.)

Как лиса достала молоко из кувшина? (Всунула в кувшин голову.)

Что потом случилось с лисой? (Голова застряла в кувшине.)

Что лиса говорила кувшину? («Отпусти меня. Пошутил - и будет».)

Ответил ли ей кувшин? Отпустил ли кувшин лису? (Нет.)

Кто виноват в том, что у лисы застряла голова: кувшин или сама лиса? (Ли­са.)

Что лиса стала делать? (Стала топить кувшин.)

Утонул ли кувшин? (Да.)

А лиса? (Да.)

Удалось ли лисе перехитрить кувшин? (Нет.)

4. Сказочные загадки. Положите на столе перед детьми картинки с изображе­ниями серпа, колоса и снопа. Загадайте загадки. Предложите детям слушать внимательно и показывать отгадки.

Месяц-молодец Днем в поле блестел, А к ночи на небо взлетел. (Серп)

На соломинке дом, Сто зернышек в нем. (Хлебный колос)

Среди поля встанет В соломенном кафтане. Подпоясан не поясом, А хлебным колосом.

5.Подвижная игра «Сноп и колос». Предложите детям выйти на лужок и са­мостоятельно сделать кружок. Скажите, что сейчас они будут изображать поле с хлебными колосьями.

Для этого надо встать на цыпочки и поднять руки вверх. Затем предложите детям показать сноп - много колосьев, собранных вместе. Для этого малышам надо взяться за руки, подойти к центру круга, как можно ближе друг к другу, и поднять сцепленные руки вверх.

Когда движения будут разучены, объясните детям правила подвижной игры: по команде «колосья» малыши должны расходиться из центра круга, держась за руки и двигаясь спиной вперед, до тех пор пока не встанут по большому кругу. Тогда каждому ребенку надо подняться на цыпочки, вытянуть руки вверх и изо­бразить колосок. По команде «сноп» дети, взявшись за руки, должны вновь схо­диться к центру круга и изображать большой сноп из хлебных колосьев.

Несколько раз смените команды «сноп» и «колос».

6. Где кувшин? Покажите детям картинку «Где кувшин?» (рис. 11, с.3б)и обсудите, куда баба поставила кувшин. Варианты ответов: «перед снопом», «за снопом».

Уточните, что при этом находится впереди, а что сзади (сноп или кувшин). Найдите картинки, где кувшин стоит слева от снопа, а где - справа.

Затем дайте индивидуальные задания детям: показать с помощью декорации «сноп» и атрибута «кувшин» все эти варианты расположения одного предмета относительно другого.

7. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема занятия: рассказываем сказку «Лиса и кувшин».

К одному мужику повадилась лиса ходить кур красть. Мужик и повесил кувшин. Ветер в кувшин дует, а он гудит:
- Бу-бу-у, бу-бу-у!

Приходит лиса и слушает, что такое гудит; увидела кувшин, схватила его и надела себе на шею:
- Погоди, кувшинище-дурачище, я тебя,- говорит,- утоплю!

И понесла кувшин в прорубь, стала его топить. А кувшин захлебнулся водою: бурк-бурк-бурк-бурк и тянет лису с собою на дно. Лиса просит:
- Кувшин, кувшин, не топи меня, я не буду, это я тебя только так постращала!

А кувшинище-дурачище не слушается, все тянет на дно.

И утопил лису.


Второй вариант сказки "Лиса и кувшин"

В ышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.

Ходит лиса, головой мотает и говорит:
- Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно!

Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.

Рассердилась лиса:
- Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.

Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.


Лиса поваладилась воровать кур у мужика. Он повесил кувшин на забор, чтобы лиса боялась шума, который создавал ветер.

Но лиса была любопытная, она повесила кувшин себе на шею, а снять не могла.

Пошла к речке, чтобы утопить кувшин, но утонула вместе с ним.


Главная мысль сказки "Лиса и кувшин"

Сказка учит тому, что воровать - это плохо. Лиса поплатилась за свои проделки. Тайное всегда становится явным. Не берите чужое без спроса, и тогда не последуют наказание от других.


Блок коротких вопросов

1. Почему лиса повадилась к мужику?

2. Для чего мужик повесил кувшин?

3. Почему лиса утонула?



Рассказать друзьям