Любовь это… Высказывания и цитаты известных людей. Что такое любовь между мужчиной и женщиной

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Если мы внимательно всмотримся в жизнь человеческую, то непременно уразумеем, что в ней проявляется и ею управляет любовь, приносящая счастье и блаженство, или же - самолюбие, вносящее в жизнь различные беспорядки и страдание. Можно также видеть, что нередко эти различные свойства духа человеческого, встречаясь в жизни одного и того же человека, а также в жизни целых народов, обществ и семейств, постоянно враждуют между собой. Если в этой борьбе побеждает любовь, в жизни царят мир, счастье, радость, довольство, блаженство. Но когда преобладает самолюбие, то возникают непорядки: вражда, борьба, ненависть и злоба.
Вообще, любовь всех умиротворяет, объединяет, сближает, даруя счастье без всякой зависимости от материального довольства и наслаждений естественной жизнью. Наоборот, самолюбие, даже при внешнем благополучии, всегда возбуждает недовольство, вселяет беспокойство и злобу в сердце человека, производит раздоры, разделяет народы, общества, семейства. Словом, где любовь - там счастье и блаженство, а где самолюбие - там зло и страдания.

Любовь с христианской точки зрения

Господь наш Иисус Христос оставил нам две основные заповеди, на которых основан весь Закон Божий, а именно – заповеди о любви:

  1. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим.
  2. Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22,37 и 39).

Что же есть любовь? Святые Отцы дают такое определение: Бог есть Любовь. Значит, вся любовь всего мира есть Бог.

Наш человеческий язык крайне ограничен и беден. Мы не в состоянии выразить достаточно четко и определенно всю бесконечную гамму личных и взаимных чувств между людьми, начиная с природной, естественной любви и кончая совершенной любовью Христовой, которые обычно заключаем в одном слове любовь. Это слово вмещает в себя множество различных понятий и чувств, которые выразить словами невозможно, и только некоторые эпитеты помогают нам уточнить это слово, например: любовь Христова, брачная, к врагам – однако и они не дают достаточной четкости определения чувств.

Любовь: этимология термина

В словаре древнегреческого языка для определения в слове понятия любви служат четыре глагола - ἐρᾶν, φιλεῖν, στέργεῖν, ἀγαπᾶν, а также соответствующие им имена. Два из них - φιλεῖν и ἀγαπᾶν встречаются в греческом тексте Нового Завета. Однако чтобы понять специфику словоупотребления и семантики этих глаголов в языке Св. Писания, нам необходимо будет предварительно обратиться к их функционированию в языке классическом или, как это вернее было бы сказать применительно к нашей теме, к греческому языку доновозаветного периода.

Ἐρᾶν

Ἐρᾶν, или, в поэтическом языке - ἐρᾶσθαι означает: направлять на объект всецелостное чувство, ради него чувствовать и воспринимать. Это значение постоянно для всех лексико-семантических вариантов. Если объектом являются личности, то ἐρᾶν может означать:

1) Чувственную любовь, которая бывает недостойной, когда речь, например, идет о супружеской измене или когда все содержание чувства сводится к физическому сожительству.

2) Высокую степень чувства, страстную любовь в более широком смысле.

Когда речь идет о неживых предметах, ἐρᾶυ понятийно близко подходит к ἐπιθυμεῖν, так что с инфинитивом соответствует русск. желать .

Φιλεῖν

Φιλεῖν - глагол отыменный. Φίλος же происходит от местоименного корня. Убедительная и совершенно безупречная этимология отсутствует, зато очевидно происхождение от корня, связанного со значением “свой”, “собственный”.

О значении φιλεῖν прежде всего следует сказать, что оно более всего соответствует русск. любить и имеет антонимами μισεῖν и ἐχθαίρεν. Φιλεῖν означает в сущности внутреннюю склонность к лицу, а в некоторых случаях, где изложение не допускает никакой непристойности, также и чувственную любовь.

Но главный оттенок значения этого глагола - склонность к лицу, проистекающая из внутренней общности, из личного общения. У Гомера мы найдем значение “по-дружески поддерживать”, “дружески общаться с кем-либо”, “относится по-дружески”. Часто в этом смысле употребляется применительно к отношению богов, когда они поддерживают людей в их делах. О людях: любезно принимать других у себя.

Уже после Гомера развилось значение “целовать” (с прибавлением τῷ στόματι и без него), так как это по сути означает внешнее выражение задушевной общности или близости любящих или друзей.

С добавлением αυτόν φιλεῖν приобретает значение себялюбия.

Как чувство естественно развивающееся, φιλεῖν не имеет морального или моралистического оттенка. Этой любовью дурной человек может любить дурного, а хороший - хорошего. Здесь же - склонность или приверженность к какой-либо группе, партии, к государству, к народу в тех случаях, когда она не особенно глубока и искренна (в последнем случае грек употребил бы στέργεῖν).

Применительно к неодушевленным объектам φιλεῖν означает приязнь к предметам, явлениям, которые нам милы или дороги, обладание которыми или контакт с которыми нам приятны. При этом сохраняется отсутствие моралистического оттенка, и сюда включаются скверные и достойные презрения склонности. С инфинитивом получается значение весьма близкое к лат. solere - “делать охотно, иметь обыкновение”. Φίλος - друг, человек, с которым мы связаны узами взаимной любви. Наиболее характерен для этого слова как раз оттенок личной симпатии, внутренней склонности. Также и φιλία - дружественное отношение, нежное выражение внутреннего расположения любящих.

Στέργεῖν

Στέργεῖν этимологически сближается с кельтскими названиями любви: древнеирл . serc; галльск. serch; бретонск . serc’h (наложница). Принимается во внимание еще праслав. *stergti, *strego “стеречь”; и.-е. *sterg/sterk с чередованием k/g.

Στέργεῖν означает не страстную любовь или склонность, не порыв к объекту, который овладел нашим сердцем и является целью наших устремлений, а напротив, спокойное, постоянное, непрерывное чувство любящего, в силу которого он осознает объект любви как близко ему принадлежащий, тесно с ним связанный, и в этом признании обретает душевный мир. Такова любовь к родителям, жене или мужу, к детям, к ближайшим родственникам вообще, а затем к вождю, царю, отечеству.

В στέργεῖν проявляется душевная склонность, которая присуща человеку от природы; это слово относится к органической, родовой связи, не расторгаемой в силу этой прирожденности даже злом, а не к склонности, проистекающей из общения с лицом, вещью (φιλεῖν) и не к вырывающейся наружу и ищущей удовлетворения страсти (ἐρᾶν). В силу этого при соединении с именами вещей или абстрактных понятий στοργεῖυ сохраняет нравственную окраску. По этой же линии нерасторжимости, прирожденной эмоциональной связи возникает значение “довольствоваться, быть довольным, удовлетворяться”. Как указывает Шмидт, στέργεῖν может означать “спокойно и с терпеливо выжидающим чувством смиряться с неизбежным” (часто по отношению к окружающим нас обстоятельствам и вещам).

Заканчивая разбор словоупотребления στέργεῖν, уместно будет привести замечание Шантрена о том, что “семантическое поле στέργεῖν явно отлично от φιλεῖν и частично совпадает с ἀγαπᾶν”.

Ἀγαπᾶν

Ἀγαπᾶν или, у Гомера, ἀγαπάζευν прежде всего означает любовь, проистекающую из рассудочной оценки, поэтому не страстную, как ἐρᾶν, и не нежную любовь детей и родителей, как στέργεῖν. В общегреческом словоупотреблении глаголов любви ἀγαπᾶν выражает слабейшую эмоцию, которая больше соответствует русск. ценить , чем любить . Да это и понятно: чем более рассудок отдает себе отчет в симпатии или чувстве, тем менее такая любовь является непосредственной и внутренней.

Ἀγαπᾶν может значить даже “правильно оценивать”, “не переоценивать”. А так как оценка основывается на сравнении, сравнение же подразумевает выбор, то ἀγαπᾶν включает в себя понятие свободно избирающего объект направления воли. С другой стороны, ἀγαπᾶν может быть сказано и о тех людях, которые оценивают что-либо (вещи, обстоятельства) как удовлетворяющие их и не стремятся к иному.

Остановимся на соотношении ἀγαπᾶν и φιλεῖν. Первый глагол, как более рассудочно-моральный, не включает в себя понятие непосредственно из сердца исходящего действия, которое выявляет внутреннюю склонность, и, естественно, лишен значений “делать что-либо охотно”, “иметь обыкновение что-либо делать”, а также “целовать”. К тому же ἀγαπᾶν не является (как φιλεῖν) склонностью, соединенной с самим лицом, но скорее с его признаками и свойствами. Аристотель объясняет это следующим образом (Rhet. 1, 11): “быть любимым значит быть ценимым ради самого себя”, то есть не по каким-то внешним причинам, а именно из-за самой личности любимого. Таким образом ἀγαπῶν описывает качества личности, а φιλῶν - саму личность. Первый означает, что человек отдает себе отчет в своей склонности, у второго в значении заложено, что она проистекает непосредственно из общения. Поэтому в первом случае чувство окрашивается морально, а во втором подобной характеристики не имеет.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что основным значением для φιλεῖν, при всей широте семантического поля этого слова, являлась любовь естественной склонности, чувство, не определяемое ни рассудком, ни направле-нием воли - лат. amare, в то время как характерной чертой ἀγαπᾶν было обозначение любви как направления воли, как склонности, определяемой рассудком и нравственным чувством: лат. diligere. Практически все исследователи указывают на сходство соотношения между diligere и amare с тем соотношением, которое имеется между ἀγαπᾶν и φιλεῖν.

Таким образом, наиболее характерные черты четырех глаголов любви суть следующие:

Ἐρᾶν относится к любви страстной, выражает преимущественно аффективную и чувственную ее сторону; страсть к вещам; с инфинитивом - “желать, жаждать”. Эмоция, безусловно носящая ярко выраженный личный характер.

Στέργεῖν - непрерывное, внутреннее, нерасторжимое даже через зло чувство к лицам или сообществам, с которыми у субъекта существуют надличные, родовые, а из родовых - и общественные связи.

Ἀγαπᾶν - “ценить”; чувство происходящее более из соответствующей оценки рассудка, оно не сильно и не нежно, а скорее суховато. В кругу значений ценить сравнивать выбирать подразумевает любовь как направление воли, определяемой рассудком. Тo же и об обстоятельствах: удовлетворяться ими в результате умения оценить через сравнение.

Φιλεῖν - здесь мы приведем характеристику о. П. Флоренского: “1. Непосредственность происхождения, основанная на личном соприкосновении, но не обусловленная одними лишь органическими связями - естественность; 2. Направленность в самого человека, а не только оценка его качеств; 3. Тихий, задушевный, нерассудочный характер чувства, но в то же время и не страстный, не импульсивный, не безудержный, не слепой и не бурный. 4. Близость и притом личная, нутряная”.

Абстрактные существительные, по выражению Шмидта, показывают “крайности значений” . В самом общем виде можно предложить следующие соответствия: ἔρως - страсть, στοργή - привязанность, φιλία - приязнь. О ἀγάπη речь пойдет ниже.

Любовь в Священном писании

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин 13:34). Но ведь о любви, о ценности и высоте любви мир знал и до Христа, и разве не в Ветхом Завете находим мы те две заповеди - о любви к Богу (Втор 6:5) и о любви к ближнему (Лев 19:18), про которые Господь сказал, что на них утверждаются закон и пророки (Мф 22:40)? И в чем же тогда новизна этой заповеди, новизна, притом не только в момент произнесения этих слов Спасителем, но и для всех времен, для всех людей, новизна, которая никогда не перестает быть новизной?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить один из основных признаков христианской любви, как он указан в Евангелии: «любите врагов ваших». Помним ли мы, что слова эти заключают в себе не иное что, как неслыханное требование любви к тем, кого мы как раз не любим? И потому они не перестают потрясать, пугать и, главное, судить нас. Правда, именно потому что заповедь эта неслыханно нова, мы часто подменяем ее нашим лукавым, человеческим истолкованием ее - мы говорим о терпении, об уважении к чужому мнению, о незлопамятстве и прощении. Но как бы ни были сами по себе велики все эти добродетели, даже совокупность их не есть еще любовь.

Только Бог любит той любовью, о которой говорится в Евангелии. Человек не может так любить, потому что эта любовь есть Сам Бог, Его Божественная природа. И только в Боговоплощении, в соединении Бога и человека, то есть в Иисусе Христе, Сыне Божием и Сыне Человеческом эта Любовь Самого Бога, лучше же сказать - Сам Бог Любовь явлены и дарованы людям. В том новизна христианской любви, что в Новом Завете человек призван любить Божественной Любовью, ставшей любовью Богочеловеческой, любовью Христовой. Не в заповеди новизна христианской любви, а в том, что стало возможно исполнение заповеди. В соединении со Христом в Церкви, через Таинства и Телу и Крови Его, мы получаем в дар Его Любовь, причащаемся Его любви, и она живет и любит в нас. «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5:5), и Христом заповедано нам пребывать в Нем и в Его любви: «пребудьте во Мне, и Я в вас <…> ибо без Меня не можете делать ничего <…> пребудьте в любви Моей» (Ин 15:4-5,9).

Пребыть во Христе - это значит быть в Церкви, которая есть жизнь Христова, сообщенная и дарованная людям, и которая поэтому живет любовью Христовой, пребывает в Его любви. Любовь Христова есть начало, содержание и цель жизни Церкви. Она есть, по существу, единственный, - ибо все остальные объемлющий - признак Церкви: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35). В любви - святость Церкви, потому что она «излилась в сердца наши Духом Святым». В любви - апостольство Церкви, потому что она всегда и всюду есть все тот же единый апостольский союз - «союзом любви связуемый». И «если я говорю языками человеческими и ангельскими <…> Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор 13:1-3). А потому только любовь всем этим признакам Церкви - святости, единству и апостольству сообщает действительность и значимость.

Но Церковь есть союз любви не только в том смысле, что в ней все любят друг друга, но прежде всего в том, что через эту любовь всех друг к другу она являет миру Христа и Его любовь, свидетельствует о Нем, любит мир и спасает его любовью Христовой. Она любит во Христе - это значит, что в Церкви Сам Христос любит мир и в нем «каждого из братьев сих меньших». В Церкви каждый таинственно получает силу всех любить «любовью Иисуса Христа» (Флп 1:8) и быть носителем этой любви в мире.

Этот дар любви преподается в Литургии, которая есть таинство любви. Мы должны понять, что в Церковь, на Литургию мы идем за любовью, за той новой Богочеловеческой любовью Самого Христа, которая даруется нам, когда мы собраны во имя Его. В церковь мы идем, чтобы Божественная любовь снова и снова «излилась в сердца наши», чтобы снова и снова «облечься в любовь» (Кол 3:14), чтобы всегда, составляя Тело Христово, вечно пребывать в любви Христа и ее являть миру. Через литургическое собрание исполняется Церковь, совершается наше приобщение ко Христу, к Его жизни, к Его любви, и составляем «мы многие - одно тело».

Но мы, слабые и грешные, можем только захотеть этой любви, приготовить себя к ее приятию. В древности поссорившиеся должны были помириться и простить друг друга прежде, чем принять участие в Литургии. Все человеческое должно быть исполнено, чтобы Бог мог воцариться в душе. Но только спросим себя: идем ли мы к Литургии за этой любовью Христовой, идем ли мы так, алчущие и жаждущие не утешения и помощи, а огня, сжигающего все наши слабости, всю нашу ограниченность и нищету и озаряющего нас новой любовью? Или боимся, что эта любовь действительно ослабит нашу ненависть к врагам, все наши «принципиальные» осуждения, расхождения и разделения? Не хотим ли мы слишком часто мира с теми, с кем мы уже в мире, любви к тем, кого мы уже любим, самоутверждения и самооправдания? Но если так, то мы и не получаем этого дара, позволяющего действительно обновить и вечно обновлять нашу жизнь, мы не выходим за пределы себя и не имеем действительного участия в Церкви.

Не забудем, что возглас «возлюбим друг друга» есть начальное действие Литургии верных, евхаристического священнодействия. Ибо Литургия есть таинство Нового Завета, Царства любви и мира. И только получив эту любовь, мы можем творить воспоминание Христа, быть причастниками плоти и крови, чаять Царства Божьего и жизни будущего века.

«Достигайте любви» - говорит Апостол (1 Кор 14:1). И где достичь ее, как не в том таинстве, в котором Сам Господь соединяет нас в Своей любви.

Любовь к ближнему

Как сочетается идея удаления от людей с заповедью о любви к ближнему? Нет ли в этом бегстве от людей, характерном для таких столпов монашества, как Арсений Великий, бегства от самого Христа, повелевшего «возлюбить ближнего, как самого себя», и не ведет ли такого рода самоизоляция к утрате или отсутствию любви к людям?

Исаак, во всяком случае, убежден, что нет. Напротив, удаление от людей ведет к приобретению любви:

Та заповедь, в которой сказано «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем умом твоим больше всего мира и материи и всего материального», бывает исполнена, когда ты терпеливо пребываешь в безмолвии своем. И заповедь о любви к ближнему заключена в нем же. Хочешь ли, по евангельской заповеди, приобрести в душе твоей любовь к ближнему? Удались от него, и тогда возгорится в тебе пламя любви к нему, и радоваться будешь при лицезрении его, как при видении светлого ангела. Хочешь ли также, чтобы жаждали твоего лицезрения любящие тебя? Имей свидание с ними только в определенные дни. Опыт - поистине учитель для всех.

Очевидно, что Исаак не дает здесь рекомендаций, относящихся ко всем людям вообще, но говорит о своем собственном опыте - отшельника по призванию - и об опыте отшельников своего времени. Речь идет о специфически монашеском опыте приобретения любви к людям в результате отказа, хотя бы по временам, от общения с ними.

Тем, кто далек от монашеской жизни или кто знает о ней лишь теоретически, по книгам, нелегко бывает воспринять подобного рода опыт. Парадокс этого опыта заключается в том, что, удаляясь от мира, отшельники не отворачиваются от людей и даже тогда, когда они в буквальном смысле слова «бегают людей», они своим бегством служат людям. Занимаясь спасением собственной души вдали от людей, отшельник способствует спасению других. Двенадцать веков спустя после Исаака Сирина другой великий монах выскажет то, что всегда было аксиомой монашеского делания: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Исаак убежден, что главное дело монаха заключается в очищении своего внутреннего человека: это важнее общения с людьми и всякой деятельности, направленной на пользу других. Подобная деятельность особенно опасна, если душа отшельника еще не очищена и страсти еще не умерли в ней. Было много людей, - говорит Исаак, - которые прославились своей активностью во внешнем доброделании, однако из–за постоянного пребывания в гуще мирских дел не успевали заботиться о собственной душе:

Многие совершали чудеса, воскрешали мертвых, трудились в обращении заблудших и творили великие знамения; руками их многие были приведены к богопознанию. И после всего этого сами они, оживотворявшие других, впали в мерзкие и гнусные страсти, умертвили самих себя и для многих сделались соблазном… потому что они были еще в душевном недуге и не заботились о здравии душ своих, но пустились в море мира сего исцелять души других, будучи еще сами немощными, и утратили для душ своих надежду на Бога. Ибо немощь их чувств была не в состоянии встретить и вынети пламя того, что обычно приводит в возбуждение лютость страстей…

Исаак не отрицает добрые дела, но лишь указывает на необходимость стать духовно здоровым прежде, чем выходить в мир для исцеления других. Человек принесет гораздо больше пользы другим, когда сам достигнет духовной зрелости и получит необходимый опыт внутренней жизни. Глубину внутренней жизни нельзя заменить внешней активностью, даже если речь идет об апостольском служении, столь необходимом для других:

Прекрасное дело - учить людей добру и постоянной заботой приводить их от заблуждения к познанию истины. Это путь Христа и апостолов, и он весьма высок. Но если человек при таком образе жизни и частом общении с людьми чувствует, что совесть его слабеет при воззрении на внешнее, безмолвие его нарушается и знание его помрачается… и что, желая врачевать других, губит он свое собственное здоровье и, оставляя собственную свободу воли своей, приходит в смятение ума, то пусть он… возвратится вспять, чтобы не услышать от Господа сказанного в пословице: Врач, исцели самого себя. Пусть осуждает он себя и следит за своим здоровьем, и вместо чувственных слов его пусть будет поучительной его добродетельная жизнь, и вместо звука из уст его пусть учат дела его. И когда узнает, что душа его здорова, тогда пусть приносит пользу другим и исцеляет их своим здоровьем. Ибо когда будет вдали от людей, тогда может больше сделать им добра ревностью о добрых делах, чем мог бы сделать словами, когда он еще сам немощен и больше, чем они, нуждается в исцелении. Ибо если слепой поведет слепого, оба они упадут в яму.

Таким образом, нужно сначала исцелить собственную душу, а потом уже заботиться о душах других.

Любовь в браке

Тема - очень важная для обсуждения: об этом много пишут, издаются книги, и в том числе очень часто звучит мнение, что . Но с этим соглашаться нельзя, потому что деторождение не может быть целью именно христианской семьи. Потому что тогда христианская семья никак не может отличаться от семьи мусульманской, от семьи буддистской, от семьи атеистической, от семьи каких-нибудь диких племен.

Здесь есть какая-то подмена, потому что деторождение - это не цель. Деторождение - это природа брака.

Целью брака, особенно брака христианского, может быть только любовь, приводящая супругов в Царствие небесное, любовь, которая соделывает из двух – единое существо. Да будут два в плоть едину - это говорит не только о том, что два супруга соединяются в интимном соитии, но и в том, что двое становятся единым существом в таинстве брака. Интимные отношения не являются исключительно средством репродукции. Интимные отношения - важная составляющая супружеской жизни, которые делают отношения двух людей наполненными нежностью, трепетом, восторгом.

К сожалению, слишком часто приходится слышать, что половое влечение связано с последствиями грехопадения.

Но все, что сегодня связано с человеком, связано с грехопадением, например, голод, холод и т.д. В том числе и половое влечение. Но это не говорит о том, что само по себе половое влечение невозможно было до грехопадения. Если мир сотворен изначально двуполым, то тогда должно быть стремление полов друг к другу. Если еще в раю человеку была дана заповедь «плодитесь и размножайтесь», то без влечения одного к другому эта заповедь была бы совершенно неосуществима.

Или другая мысль: интимные отношения – это, якобы, некоторая поблажка человеческой природе, которая удерживает ее от блудного греха. В таком случае супружеские отношения сводят к каким-то примитивным связям двух любящих людей, которые ужасно греховные, настолько греховные, что им бы только вот добраться до какого-нибудь безобразия. Чтобы не соблудить – надо иметь супруга, а чтобы не убить, что надо делать? Чтоб не украсть? Чтоб не лгать?

В одном из монастырских подворий Москвы священник - это был, конечно, иеромонах – в воскресной проповеди, причем в присутствии детей воскресной школы, давал советы с дотошностью, присущей маркизу де Саду, в какие дни и часы, вплоть до минут супруги имеют на ЭТО право, а в какое время – никак не имеют, и с какой минуты это становится грехом. Но нужно твердо знать - Церковь не имеет права лезть в постель и давать какие-либо рекомендации! Священник должен отступить в сторону и сказать супругам: «Это ваша жизнь».

Или вот мне попался в руки студенческий альманах православного миссионера «Призвание» номер один, стр. 65, в котором кандидат богословия советует супругам брать пример интимных отношений с животных.

Цитирую: «У высокоразвитых животных родовая жизнь и инстинкт продолжения рода занимает очень важное место, но при этом физиологические отношения носят сезонный характер, они совершенно прекращаются с рождением детенышей, и животные полностью переключаются на заботу о потомстве. Некоторые животные, например, волки и еноты, могут послужить поучительным примером родительской любви и супружеской верности для иных воцерковленных православных. Да, животные тоже испытывают плотскую радость и некоторое воодушевление в период брачных игр, но турниры самцов в период брачных игр никогда не заканчиваются чьей-либо смертью, а от неразделенной любви животные не убегают на край света и не кончают с собой. А у людей?», - вопрошает автор.

Вот вы смеетесь, а это не смешно. Это же дико! Кандидат богословия, человек, облеченный священным саном всю вот эту вот шизофрению двигает в массы. И это на каждом шагу. Именно потому, что об этом Церковь пока молчит. И на эти вопросы ответов не находится, и не ищется. Эти вопросы пока даже не ставятся.

Что главное в браке? Когда люди по любви соединяются, они не потребляют друг друга, а наоборот, друг другу себя отдают, и это, мне кажется, главная функция супружеских отношений. Не потреблять, не пожирать друг друга, не выжимать максимум для себя лично, потому что тогда ни о какой любви речь не идет, потому что тогда человек использует другого.

Вокруг сегодня все друг друга используют, а христиане – не используют, наш принцип – самоотдача. Никто в браке – ни мужчина, ни женщина, - не могут требовать от другого таких вещей, которые могут доставить любимому некую тяжесть. Один другому уступает, только так! Очень мягко, интимно, а не так, что ты мне должен, ты мне должна.

Фильмы о Правмире:

Протоиерей Алексий Уминский. О любви, сексе и религии

Епископ Пантелеимон (Шатов) о любви

Протоиерей Андрей Лоргус. О любви, сексе и религии

Протоиерей Максим Первозванский. Сохранить любовь

О празднике семьи, любви и верности

Невероятные факты

Историки философы, психологи и поэты много лет пытаются дать ответ на вопрос, что такое любовь?

Многие испытывали внезапную и всепоглощающую любовь с первого взгляда или глубокую нежную любовь к своему ребенку, семье или друзьям.

Так как можно определить практически всем нам знакомое чувство?


Что такое любовь? Определение и виды любви

Согласно определению в словаре, "любовь является чувством глубокой привязанности или симпатии к другому человеку".

Психологи выделяют три главных компонента любви:

Страсть – это физическая сторона любви и представляет собой сексуальное желание, влечение и возбуждение

Близость – это эмоциональный аспект любви, и он включает связность, единство и дружеские чувства

Обязательства – это выбор, то есть решение остаться с партнером, совместные планы на будущее.

Разные сочетания этих трех компонентов приводят к возникновению разных видов любви:

Романтическая любовь (близость и страсть)

Дружеская любовь (близость и обязательства)

Роковая любовь (страсть и обязательства)

Совершенная любовь (страсть, близость и обязательства), также является самой сильной и самой длительной.

Древние греки определяли любовь по нескольким категориям:

Агапе – безусловная любовь, примером которой является любовь Бога к человеку

Филиа – бесстрастная добродетельная любовь, обусловленная нашими симпатиями и желаниями

Сторгэ – семейная, родственная любовь, физическая демонстрация привязанности.

Эрос – восторженная любовь, почитание объекта любви

Людос – любовь как игра, флирт

Мания – одержимая любовь

Прагма – реалистичная и практичная любовь

Существуют и другие определения любви, но, возможно, ни одна теория не сможет объяснить, что такое любовь человеку, который никогда не любил или не был любимым. Однако у многих из нас складывается свое, порой ошибочное представление о любви.

5 мифов о любви

Миф 1. Противоположности притягиваются

Идея того, что противоположности притягиваются, может звучать очень романтично, но исследования показывают, что в жизни все происходит как раз наоборот.

Психологи утверждают, что довольно редко можно встретить пару, состоящую в долговременных отношениях, в которых партнеры были бы из разной социальной и экономической среды.

Хотя около 90 процентов людей утверждают, что им нужен человек с противоположными чертами характера, нас привлекают партнеры, которые похожи на нас в отношении внешней привлекательности и черт личности .

Миф 2. Настоящая любовь случается лишь однажды

Эксперты в отношениях утверждают, что человек может полюбить несколько раз и каждый раз испытать другой опыт отношений . Любовь зачастую возникает, когда мы узнаем какого-то человека достаточно хорошо, чтобы он нам понравился. Это в свою очередь достаточно, чтобы задуматься о том, чтобы провести с ним свою жизнь. И существует больше чем один человек, который может нам понравится.

Миф 3. Любовь побеждает все

Нужно нечто большее, чем любовь, чтобы оставаться в долгих отношениях или браке. Любовь - это отправной пункт и чтобы она могла выжить, ее нужно закалять терпением, юмором и уступками.

Специалисты по отношениям сходятся во мнении, что другие факторы играют основную роль в развитии отношений. Пары с общими ценностями и преданностью друг другу дольше всего остаются вместе. Кроме того, каждому человеку в отношениях стоит научиться навыкам решения проблем, управления гневом и стрессом, и терпению .

Миф 4. Любовь длится 1-3 года

Согласно исследованиям романтическая любовь способна выдержать испытание временем. Хотя считается, что любовь и секс со временем перерастают в дружеский союз, это не всегда так.

Около 13 процентов людей могут сохранять романтические чувства долгие годы. Однако исследователи подчеркивают, что стоит отличать романтическую любовь от страстной любви , которая, как правило, затухает. Романтическая любовь включает привязанность и сексуальную совместимость, но у нее отсутствует элемент одержимости, как при страстной любви. Страстной любви в свою очередь свойственна неуверенность и тревожность.

Миф 5. Существует любовь с первого взгляда

У этого заблуждения есть доля правды. Любовь с первого взгляда возможна, и нам нужно от пятой доли секунды до 3 минут, чтобы определить, подходит нам человек, и хотим ли мы продолжать с ним отношения.

Но хотя многие верят в силу первого впечатления, большинство долгих отношений начинаются совершенно по-разному, и только 11 процентов долговременных союзов начались, как "любовь с первого взгляда".

1. Влюбленность оказывает успокаивающее действие на нашу психику и тело. Она повышает уровень фактора роста нервов, что восстанавливает нервную систему и улучшает память влюбленных.

2. Любовь похожа на кокаин . Она затрагивает те же области мозга и вызывает те же ощущения эйфории, которые испытывают люди при приеме кокаина.

3. Любовь оказывает такой же стресс на организм, как и чувство глубокого страха . При этом присутствуют те же физиологические реакции: увеличение зрачков, потение ладоней, увеличение частоты сердечных сокращений.

4. Согласно математической теории, нам нужно повстречаться с десятком людей, прежде чем выбрать нужного партнера . Это дает нам лучшие шансы на брак по любви.

5. Когда нас "бросают", мы какое-то время любим человека, который нас отверг, еще больше . Дело в том, что области мозга, которые задействуются, когда мы находились в счастливом союзе, еще долго остаются активными.

6. Существует объяснение того, почему служебные романы случаются так часто . Самым большим прогнозирующим фактором любви является близость. Близость порождает комфорт и связь, и соответственно любовь.

7. Каждый пятый роман начинался, когда один или оба партнера состояли в отношениях с другими партнерами.

Любовь это … в высказываниях и цитатах философов, писателей, психологов, социологов, представителей искусства, гуманистов, богословов, педагогов, историков, государственных и общественных деятелей, ученых, поэтов, и просто известных и выдающихся людей. Яркие, интересные с юмором и серьезные, глубокие, а иногда и очень простые… В общем самые интересные мысли о том, что же это — любовь.
Любовь - это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле.
Александр Пушкин

Любовь - это эгоизм вдвоем.
Жермена де Сталь

Любовь - это… проявление бессмертного начала в существе смертном.
Платон

Любовь - это взаимное святотатство.
Кароль Ижиковский

Любовь - это счастье, которое дрожит от страха.
Д. Х. Джебран

Любовь - это океан чувств, отовсюду окруженный расходами.
Томас Дьюар


Поль Жеральди

Любовь - это счастье, которое дарят друг другу.
Жорж Санд

Любовь - это краткий промежуток времени, когда лицо противоположного пола точно такого же мнения о нас, как и мы сами.
Магдалена Самозванец

Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остаётся.
Лев Николаевич Толстой


Пауло Коэльо

Любовь - это награда, полученная без заслуг.
Рикарда Хух

Любовь - не жалобный стон далекой скрипки, а торжествующий скрип кроватных пружин.
Сидни Перлмен

Любовь - это самый проверенный способ преодолеть чувство стыда.
Зигмунд Фрейд

Любовь - это игра в карты, в которой блефуют оба: один, чтобы выиграть, другой, чтобы не проиграть.
Анри Ренье

Любовь - это чудо цивилизации.
Стендаль

Любовь - это способ услышать «Дорогой» или «Дорогая» после занятий сексом.
Джулиан Барнс

Любовь - это торжество воображения над интеллектом.
Генри Луис Менкен

Любовь - это все. И это все, что мы знаем о ней.
Эмили Дикинсон

Любовь - это энергия жизни.
Роберт Браунинг

Любить - это не значит смотреть друг на друга, любить - значит вместе смотреть в одном направлении.
Антуан де Сент-Экзюпери

Любовь - это все, что тебе нужно.
Джон Леннон

Любовь - это сплошные ловушки и капканы. Когда она хочет дать знать о себе, то показывает лишь свой свет, а порождаемые им тени скрывает и прячет.
Пауло Коэльо

Любить - это значит утверждать неповторимое существование другого человека.
С. Л. Рубинштейн

Любовь - это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.
А. С. Макаренко

Любовь - это дар небес, который требует, чтобы его лелеяли самые совершенные души и са-мое прекрасное воображение. Пылкие наслаждения усыпляются браком, дар небес утрачива-ется под влиянием грубого и безвкусного разврата, а выгода превращает его в товар.
К. Гельвеций

Любовь - это не один из атрибутов Божества, а сумма всех Его атрибутов.
Д. Гиббонс

Любовь - неистовое влечение к тому, что убегает от нас.
М. Монтень

Любовь - это всегда путь к другому, поиски «себя другого»…
Н. А. Бердяев

Любовь - это самый короткий путь от одного сердца к другому: прямая линия.
М. Бедиль

Любовь - это сознание своей истинной жизни, единой во Всем. Дети, приходя ОТТУДА, еще ясно чувствуют эту жизнь и ее единственное вполне доступное нам проявление в любви. Сознание своей личной жизни есть самообман. Старость понемногу освобождает от него. Совсем освобождает смерть.
Л. Н. Толстой

Любовь - это средоточие человеческой жизни.
Т. Гьятсо
Любить - значит вместе смотреть в одном направлении? Возможно, но только, если смотрят не в телевизор.
Жильбер Сесброн

Любить - значит перестать сравнивать.
Бернар Грассе


Франсуа Мориак

Любовь - самая лучшая косметика.
Джина Лоллобриджида

Любовь не есть начало жизни, а только признание сознания начала жизни, Бога.
Л. Н. Толстой

Любовь - это высочайшая и предельная цель, к которой только может стремиться человек. Спасение человека заключено в любви и достигается через любовь.
В. Э. Франкл

Любовь - это заблуждение, будто одна женщина отличается от другой.
Генри Луис Менкен

Любовь - лучшая косметика. Но косметику купить легче.
Ив Сен-Лоран

Любовь - это зубная боль в сердце.
Генрих Гейне

Что такое любовь?.. Вероятно, это мозаика чувств, из которой нельзя выкинуть ни одного ка-мушка.
А. Б. Мариенгоф

Любить - значит видеть чудо, невидимое для других.
Ф. Мориак

Любовь есть чудо, нравственное чудо.
В. В. Розанов

Любовь - настоящий Орфей, поднявший человечество из животного состояния.
Э. Ренан

Любовь - есть благоговейное, религиозное восприятие конкретного живого существа, виде-ние в нем некого божественного начала. Всякая истинная любовь - все равно, отдает ли себе отчет в этом сам любящий или нет, - есть по самому существу религиозное чувство.
С. Л. Франк

Любовь твоя - это алтарь мой.
Еврипид

Любовь есть высшая реальность, первопричина… Любовь есть конечная цель мировой исто-рии, аминь вселенной.
Новалис

Любовь - вечное преуспеяние.
Иоанн Лествичник

Любовь - это боль, любовь - это шрамы, любовь - это раны и отметины.
Love hurts, love scars, love wounds and marks
Nazareth

Любовь есть истинное, высшее благо, которое разрешает все противоречия жизни и не только уничтожает страх смерти, но и влечет человека к жертве своего существования для других.
Л. Н. Толстой

Любовь - причина всех благ.
Ефрем Сирин

…Любовь есть вообще драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни - более того, единственная подлинная ее основа…
С. Л. Франк

Любовь есть благо. Недаром в самом деле во все времена почти у всех культурных народов любовь в широком смысле и любовь мужа к жене называется любовью. Если любовь часто бывает жестокой и разрушительной, то причина тут не в ней самой, а в неравенстве людей.
А. П. Чехов

Высшая ценность на этой Земле - Любовь.
А. А. Блок

Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.
Аристотель

Любовь - соль добродетелей.
Ефрем Сирин

Любовь - высоким помыслам сестра.
С. П. Щипачев

Любовь по Богу есть переход от зла.
Иоанн Лествичник

Любовь - враг излишеств. В ней, как и в еде, следует отдавать предпочтение не количеству, а качеству.
А. и С. Голон

Любовь есть как бы некое умиленное пение из глубины; но глубина неодухотворенного ин-стинкта может умилиться на соблазн и петь от наслаждения грехом.

Любовь есть доброта - не только потому, что она окружает сочувствием свой любимый предмет, печется о нем, страдает и радуется вместе с ним, но и потому, что любовь, сама по себе, дает человеку счастье и вызывает у счастливого потребность - осчастливить все и всех вокруг себя и наслаждаться этим чужим счастьем как излучением своего собственного.
И. А. Ильин

Любить - это единственный смысл жизни. И смысл смыслов, смысл счастья.
П. Верлен

Любовь - последняя и самая тяжелая детская болезнь.
Автор неизвестен

Любовь - наше второе рождение.
О. Бальзак

Любовь есть возрождение.
В. В. Розанов

Любовь - это казна счастья: чем больше она дает, тем больше получает.
В. Мюллер

Любовь есть не что иное, как желание счастья другому лицу.
Д. Юм

Любовь - огонь, тоска по счастью.
Его неодолимой власти
Любая тварь подчинена.
Лопе де Вега

Любовь - девиз человеческой жизни.
Д. Д. Минаев

Любовь есть сама жизнь; но не жизнь неразумная, страдальческая и гибнущая, а жизнь бла-женная и бесконечная.
Л. Н. Толстой

…Любовь - корень жизни.
В. В. Розанов

Любовь - сладкая сердцевина жизни.
Нем.

Любовь - апофеоз жизни.
А. И. Герцен

Любовь есть единая и полная деятельность истинной жизни.
Л. Н. Толстой

Любовь - это желание жить.
М. Горький

Любовь - вещь идеальная, супружество - реальная; смешение реального с идеальным никогда не проходит безнаказанно.
Иоганн Вольфганг Гете

Любовь - как бы универсальная энергия жизни, обладающая способностью превращать злые страсти в страсти творческие.
Николай Александрович Бердяев

Любовь является великим украшением жизни. Она заставляет природу цвести, играть краска-ми, петь чудеснейшие песни, танцевать великолепные танцы.
А. В. Луначарский

Любовь - это апофеоз красоты, красота - это сама женщина.
Д. Д. Минаев

Любовь - пышный, изящный цветок, венчающий и оканчивающий индивидуальную жизнь; но он, как все цветы, должен быть раскрыт одною стороною, лучшей стороной своей к небу всеобщего.
А. И. Герцен

Любовь есть соединение любимого человека со своими искреннейшими идеями, осуществле-ние через него своего смысла жизни.
А. П. Платонов

Любовь - и смысл, и цель всей сути сущей, -
Одной любовью жив любой живущий.
Хафиз Хорезми

…Но если любовь… есть стремление к вечному обладанию благом, то наряду с благом нельзя не желать и бессмертия. А значит, любовь - это стремление к бессмертию.
Сократ

Любовь - величайшая награда для человека.
Д. Д. Минаев

Любовь представляет собой активное действие, а не пассивное принятие. Это «стояние в…», а не «падение куда-то». В самом общем виде активный характер любви можно описать утверждением, что любовь означает прежде всего давать, а не принимать.
Эрих Фромм

Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую можно подарить, и все же она у тебя останется.
Автор неизвестен

Любовь - подарок добровольный.
И. Гёте

Любовь - самое утреннее из наших чувств.
Б. Фонтенель

Любовь есть интимно-личная сфера жизни, в которую общество не смеет вмешиваться.
Николай Бердяев

Любовь - самое мощное из человеческих чувств; дружба же самое благородное и самое де-ликатное дополнение к любви.
Неизв. автор

Любовь - высочайшее чувство; она столько выше дружбы, сколько религия выше умозрения, сколько восторг поэта выше мысли ученого. Религия и любовь, они не берут часть души, им часть не нужна, они не ищут скромного уголка в сердце, им надобна вся душа, они не делятся, они пересекаются, сливаются.
А. И. Герцен

Любовь есть не просто субъективное чувство, в силу которого то, что мы любим, «нравится» нам, доставляет нам радость или удовольствие. Предмет любви часто, напротив, доставляет нам огорчения и страдания…
С. Л. Франк

Любовь - прекрасное, волнующее, трогательное чувство.
Ж. Бедье

Любовь - дитя иллюзии и одновременно мать разочарования.
Мигель де Унамуно

Любовь - самое интимное и неприкосновенное чувство.
В. А. Сухомлинский

Любовь - вернейшее родство.
И в мире ближе нет его.
Лопе де Вега

Любовь - это попытка мужчины удовлетвориться одной-единственной женщиной.
П. Жеральди

Любовь - главный способ бегства от одиночества, которое мучит большинство мужчин и женщин в течение почти всей их жизни.
Б. Рассел

Любовь - кольцо, а у кольца нет конца.
Русская народная пословица

На вопрос «Что такое любовь: кратко и ясно?» большинство людей ожидают услышать, что любовь — это болезнь, яд, необъяснимая привязанность, которая со временем проходит. Но с высоты 29 лет своей любви я хочу сказать, что категорически с этим не согласна.

Настоящая любовь — это прежде всего бескорыстное служение любимому человеку и ежедневная забота. Настоящая любовь не проходит, а растёт со временем, как снежный ком, который двое влюблённых катят перед собой по своей жизни.

Со временем начинаешь понимать, что ты любишь своего родного человека, не потому что у него голубые глаза или потому что он круто водит машину , а потому что он нежно заботиться о тебе и о ваших детях. И «нежно заботится» только звучит так мимимишечно , а на самом деле это многотрудная работа.

И это не просто моё мнение , основанное на моём опыте. В древние времена люди по-ругому понимали, что такое любовь. А именно: под любовью они понимали бескорыстное служение, а не романтику отношений. Именно потому они пропускали многие стадии любви, характерные для нашего эгоистического общества — стадии притирок, ссор, самоутверждения. Они сразу переходили от романтической стадии к стадии служения , а затем, к стадии настоящей любви.

Чтобы стала более понятна моя мысль, давайте рассмотрим, что такое любовь с точки зрения психологии в современном мире . Рассмотрим 7 стадий, которые проходит каждая любовь. Дочитайте эту коротенькую статью до конца и Вы узнаете о любви что-то новое .

1-я стадия любви — влюблённость.

1-ю стадию точно все знают — это так называемый «конфетно-букетный период». В этот период ты не замечаешь никаких недостатков у своего возлюбленного. Он кажется тебе идеальным.

2-я стадия любви — привыкание.

Проходит некоторое время и ты уже не так волнуешься и не так восхищаетесь своим любимым. Ты начинаешь воспринимать его более адекватно.

3-я стадия любви — притирка.

Я не открою Америку, если скажу, что во время притирки у большинства влюбленных начинаются первые ссоры. Вы сами, наверняка, проходили эту стадию. Здесь, думаю, всё зависит от размера эго у каждого из влюбленных.

Как известно, людей без недостатков не бывают. Именно на этой стадии многие начинают видеть только недостатки своего партнера. Недостатки и раньше были, но просто на стадии влюбленности благодаря физиологическому и гормональному состоянию влюблённые их не замечали.

Именно на этой стадии, влюбленные чаще всего расстаются , так и не узнав, что впереди их ожидают самые интересные и самые главные стадии их любви . И целая жизнь впереди!

4-я стадия любви — стадия терпения.

Благодаря стадии терпения (которая может длится у некоторых несколько лет), претерпев до конца все неудобства и даже боль, влюблённые получают награду — переходят на следующую стадию. Стадию служения, когда понимаешь, что есть что-то важнее, чем доказывать свою правоту и отстаивать свое мнение.

5-я стадия любви — служение.

На этой стадии получаешь удовольствие от бескорыстного служения, бескорыстной заботы о своём любимом. Настоящая любовь — это не стремление ПОЛУЧАТЬ что-то от партнера, а стремление служить друг другу.

6-я стадия любви — дружба.

Стадия служения переходит в стадию дружбы, когда они претерпели все притирки, им хорошо и комфортно вместе, они говорят на одном языке, понимают друг друга с полуслова. Вы удивитесь, когда узнаете, в какую следующую стадию переходит стадия дружбы.

7-я стадия — НАСТОЯЩАЯ любовь.

Это настоящая награда для тех, кто преодолел все предыдущие стадии. Вы становитесь одним целым. Вы как-будто связаны невидимой резинкой. Многие исследования показывают, что люди, прожившие много лет в любви, имеют даже синхронизированные показатели пульса, давления и т.д.

Особенно ярко такая любовь проявляется в беде, когда ты готов отдать всё, даже свою жизнь , чтобы спасти своего любимого.

Уверяю Вас, это не просто моё мнение, основанное на моём опыте. Об этом говорят многие известные философы и писатели. Вот только несколько цитат:

В древние времена люди не тратили столько времени на стадии ссор, притирок, терпения, потому что они по-другому понимали любовь. А именно: как самоотвержение, как бескорыстное служение друг другу, как дружбу. Это и есть настоящая любовь. Именно об этом слова Цицерона, приведенные выше.

И если кто-то спросит у Вас, что такое любовь с научной точки зрения (философской) и что такое любовь с точки зрения психологии, можете смело отвечать, что это прежде всего нежная дружба, радость ежедневного служения и заботы друг о друге.

Напишите в комментариях, что Вы думаете по поводу этих мыслей? Поделитесь своей историей любви.

До новых встреч на страницах блога. Желаю всем любви и радости!

Посмотрите это потрясающее видео. Эту простую тайну нужно передать детям. Жизнь, не похожа на путешествие, а похожа на танец! Фрагмент лекции британского философа Алана Уотса «почему жизнь не похожа на путешествие»

Знает каждый человек. Однако, если задать этот вопрос разным людям, ответы будут совершенно различными. Почему так? И есть ли единственно верное и правильно определение любви - об этом и хочется поговорить.

Наука

Итак, что же такое любовь? Определение любви попытались дать многие умы человечества на протяжении всей истории земной цивилизации. Именно поэтому стоит данное понятие рассматривать с различных точек зрения. И начать свой анализ хочется именно с научной сферы. Интересным для многих окажется тот факт, что существует особая химия любви. Ученые доказали: когда человек влюбляется, его организм вырабатывает такое количество гормонов, которое сродни с наркотическим или алкогольным опьянением. При этом мозг получает сигналы, которые свидетельствуют о том, что человек находится в состоянии влюбленности. Однако это только одна сторона такого вот состояния, и рассматривать любовь только как химию - это просто преступление.

  1. Любовь - это наркотик. Доказательство тому - томография головы влюбленного человека. У него активизируются те же участки мозга, что и у человека, который употребил кокаин и находится в состоянии эйфории.
  2. Любовь - это способ выживания. Ученые доказали, что человеческая любовь - это несколько видоизмененная форма увлечения у животных. Т. е. человеку проще найти для жизни одного партнера, а не постоянно добиваться новых для удовлетворения собственных сексуальных потребностей.
  3. Любовь слепа. Это утверждение имеет и научное доказательство. Немецкий исследователь выяснил, что зоны мозга, отвечающие за рациональные решения и негативные эмоции у влюбленного человека просто отключаются.
  4. Любовь - это зависимость. Ученые говорят, что лечить от любви нужно также, как и от наркотической зависимости: убрать из поля зрения «больного» все раздражающие его факторы: фотографии, подарки, любые напоминания об объекте вожделения.
  5. Излечение от любви. Так как во время влюбленности у человека довольно-таки серьезно падает уровень такого гормона, как серотонин, медики предлагают компенсировать его медикаментозно, дабы иметь возможность избежать преступлений на почве данного чувства (как показывает статистика, их количество за последнее всремя существенно возросло). Однако, если «переборщить» с данным гормоном, человек не будет влюбляться, а влечение останется, что чревато беспорядочными половыми связями.
  6. Мужчины любят глазами. Это утверждение известно многим людям, однако далеко не все знают, что оно имеет также и научное доказательство. Во время влюбленности у парней активизируется зона которая отвечает за зрительный фактор. Интересным окажется тот факт, что у женщин активной становится зона, отвечающая за память: дама запоминает поведение партнера, чтобы потом его анализировать и сделать выводы: стоит ли быть с таким человеком дальше.

Словари

Итак, как небольшой вывод, хочется привести несколько разъяснений, что такое любовь. Научное объяснение, формулировки:

  1. Это сильное сердечное чувство, эмоциональное влечение.
  2. Сексуальное притяжение, влечение.
  3. Сильные положительные эмоции.
  4. Душевная близость, нежное отношение.

А в общем можно сказать о том, что любовь с научной точки зрения - это чистейшая химия.

Искусство

Интересным окажется и тот факт, что можно посмотреть любовь. Фото, картины - они отлично иллюстрируют данное чувство. Однако для искусства этого не достаточно. О том, что же такое любовь, размышляли также и многие писатели. Она воспета в стихах, песнях, обязательно фигурирует на страницах прозаических рассказов и романов. Различные стали уже настолько известными, что люди порой даже не знают, кто это сказал и из какого произведения они взяты.

  1. Борис Пастернак: "Любовь - это высокая болезнь".
  2. Стендаль, «О любви»: "Любовь похожа на лихорадку, она может появиться и угаснуть без малейшего чувства воли человека".
  3. Харуки Мураками, «Кафка на пляже»: "Каждый человек, который влюбляется, находится в поиске чего-то, чего ему не достает".
  4. «Физиология брака» Оноре де Бальзака: "Настоящая привязанность слепа. Не стоит судить тех людей, которых любишь".
  5. Шекспир, «Сон в летнюю ночь»: "Купидонов поэтому и изображают слепыми, потому что влюбленный смотрит не глазами, а сердцем".
  6. Федор Достоевский, «Братья Карамазовы»: "Что есть ад? Сожаление о том, что нельзя еще больше любить".

И таких высказываний можно привести еще огромное количество. Что касается нюансов, все они будут различны, однако единая линия у них все же будет присутствовать.

Философы: Эрих Фромм

Свои труды на данную тематику также имеют и философы. О любви они говорили много, подавая информацию с самых различных точек зрения. Сейчас хочется уделить внимание Эриху Фромму и его труду «Искусство любить». Какие же интересные выводы данный философ сделал в своей работе. Так, по его мнению, любовь - это не просто сентиментальное чувство, которое может возникнуть в человеке. Этого мало, недостаточно. Для того чтобы любовь развивалась, развиваться и нравственно расти должен сам человек. Первый шаг, который каждый должен сделать - надо осознать, что любовь - это искусство, сродни искусству жить. И чтобы понять любовь во всей полноте, каждый человек должен воспринимать ее как нечто большее, нежели данность. Также философ говорит о том, что помимо любви существует и некая иная форма отношений, симбиотическое единство. Оно есть двух видов:

  1. Пассивное - это в некоей степени мазохизм, когда человек подчиняет себя воле другого, становится его неотъемлемой частью. В таком случае он теряет свою индивидуальность.
  2. Активное - это садизм, когда один человек подчиняет себе волю другого человека, делая его своей неотъемлемой частью.

Однако зрелая любовь - это противоположность данным формам отношений. Это объединение двух людей при сохранении своей личности, индивидуальности, целостности. По мнению Эриха Фромма, любовь - это некая сила, которая рушит стены, помогая человеку воссоединиться с другим человеком. Настоящая зрелая любовь - это парадокс: два человека становятся одним целым, при этом оставаясь двумя личностями. Важные нюансы любви, по мнению автора:

  1. Если человек любит, он будет отдавать (самого себя, свою жизнь).
  2. Человек полностью заинтересован в жизни своего партнера.
  3. Партнеры обязательно должны уважать друг друга.

Фромм об объектах любви

  1. Братская любовь - фундаментальна, основа остальных типов. Это уважение, забота, ответственность.
  2. Материнская любовь - первая любовь в жизни каждого человека. Сущность ее, по мнению автора, должна предполагать желание женщины, чтобы ребенок в дальнейшем от нее отделился.
  3. Эротическая любовь - полное плотское единство с одним человеком.
  4. Любовь к себе. Автор пишет, что не нужно это путать с эгоизмом, это разные понятия. Только полюбив себя, человек сможет стать любимым и кем-то иным.
  5. религиозная форма любви.

Философ Карл Юнг

Какие еще философы о любви говорили? Так, почему бы не обратиться к трудам Карла Гюстава Юнга, который в то же время являлся великим психиатром и при этом еще и учеником Зигмунда Фрейда? Главная и любимая его фраза: «Ничто не возможно без любви», - из которой уже можно сделать много выводов. Согласно мнению автора, любовь является мощнейшим всепобеждающим фактором в жизни человека. Так, рассматривать данную тему невозможно без двух архетипов, которые присущи каждому человеку: Анима и так называемая персонификация несознательного начала представителя противоположного пола в психике каждого отдельно взятого человека. Эти половинки и притягиваются в людях. Что же по Юнгу любовь? Определение любви, которое дает автор: скрытые в человеке черты находятся в другом человеке и они же и притягивают его, возбуждая чувство любви.

Антропология о любви

Определение слова «любовь» попробовала также дать такая наука, как антропология. Особого внимание заслуживает труд американской ученой Хелен Фишер «Почему мы любим: природа и химия романтической любви». Тут она выделила три основополагающих кита данного чувства: привязанность (ощущение безопасности и спокойствия), романтика (наиболее мощный стимулятор возникновения любви) и вожделение (удовлетворение естественных потребностей).

Религия

Обязательно стоит упомянуть и о том, что существует также религиозное определение любви. В библии о данном чувстве сказано довольно много.

  1. Прит. 10:12: «… любовь человека покрывает все его грехи…»
  2. Песнь Песней, 8:6-7: «… крепка, как смерть любовь; люта она, как преисподняя; ее стрелы - огненные; пламень ее весьма сильный. Реки и большие воды не зальют ее».
  3. 1 Пет., 4:8 «… Имейте любовь друг к другу, потому что именно она покрывает все грехи».
  4. 1 Иоан. 4:7-8,18: «… любовь от Бога, всяк, кто любит, рожден от Бога и знает Бога».
  5. 2 Иоан. 6 «… любовь состоит в том, чтобы все поступали по заповедям Божьим».

Это далеко не все цитаты о любви, которые можно найти в главной книге человечества, однако они в полной мере отражают настрой и определение данного чувства согласно религиозным канонам.

Психология

  1. Страсть. Влечение, возбуждение. Это физическая сторона любви.
  2. Близость. Дружба, единение. Эмоциональная сторона.
  3. Обязательства. Готовность решать проблемы пары, забота. Это моральный аспект данного чувства.

Любовь по-гречески

Тема любви затрагивалась всеми народами и культурами. На данном этапе хочется рассказать о том, какие же виды любви выделяли древние греки.

  1. Агапэ. Это не просто любовь, а больше сострадание. Высший тип, когда человек может отдать всего себя, не ожидая ничего взамен.
  2. Эрос - страсть. Однако это далеко не всегда телесная страсть она может быть также и духовной. Эрос по своей природе - восторжение, влюбленность.
  3. Филиа, или же сыновья, - братская любовь. Более спокойное чувство, главное тут - духовность.
  4. Сторгэ - это больше как привязанность. Чаще всего это супружеская любовь.

Эти четыре типа любви являются и сегодня основными, однако в современном мире возникают и иные их подтипы. Интересным может оказаться такой тип, как маниа - это безумие, любовь-одержимость.

Бытовой уровень

Как уж и было сказано выше, для каждого человека любовь - это что-то свое, особенное. Каждый понимает ее по-своему, в этом нет ничего плохого. Как же можно охарактеризовать любовь по-простому, не обращаясь к мнениям научных деятелей, писателей или философов?

  1. Любовь - это желание делать для любимого человека что-то хорошее, постоянно радовать его.
  2. «Какая тут любовь, если я надышаться без него не могу» (х/ф «Любовь и голуби»). Любовь - это желание всегда быть вместе с любимым человеком, если не физически, то хотя бы душевно.
  3. Любовь - это постоянно думать о том, хорошо ли любимому человеку: тепло ли ему, покушал ли он, все ли у него в порядке.
  4. Любовь - это больше отдавать, нежели получать, совершенно не задумываясь об этом.

Любить - значить прощать, стараться быть лучше, не обращать внимания на недостатки. Любовь - это постоянная работа не только над отношениями, но и над собой. Это труд, который может быть вознагражден только через года.



Рассказать друзьям