Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Родители аутичных детей нередко обращаются за помощью к специалистам лишь после того, как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. А до постановки окончательного диагноза иногда проходит еще не один год. Услышав страшное и незнакомое заключение, многие мамы и папы приходят в смятение. Обратившись же за разъяснениями к справочникам, они и вовсе отчаиваются, так как не находят не только ничего утешительного для себя, но и ответов на самые актуальные вопросы. В одних публикациях аутизм чуть ли не приравнивается к одаренности ребенка, в других - к шизофрении. Кроме того, в некоторых статьях можно встретить мнение, что аутичные дети обычно появляются в семьях, где мама и папа - люди с развитым интеллектом, имеющие высокий социальный статус. И хотя подобная точка зрения уже давно отвергается специалистами, родители, случайно натолкнувшись в литературе на такую трактовку причин возникновения аутизма, долгие годы испытывают чувство вины перед ребенком и перед обществом.

А главное, услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Поэтому, работая с родителями этой категории детей, необходимо знакомить их с особенностями развития аутичных детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его «сильные» и «слабые» стороны, мамы и папы могут совместно с психологом и педагогом определить уровень требований к нему, выбрать основные направления и формы работы.

Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны понять, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной «эмоциональной бури». Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.

Внешне аутичный ребенок зачастую даже не реагирует на окружающих его людей, ведет себя так, будто он один или, в крайнем случае, находится «около» детей или взрослых, но не с ними. Такой ребенок не допускает в свой внутренний мир никого. Иногда только по случайной фразе, мгновенному движению или звуку можно догадаться о его переживаниях, желаниях и страхах. И конечно, воспитатель или учитель, даже самый добрый и чуткий, не всегда имеет возможность вести постоянное целенаправленное наблюдение за ребенком. Именно поэтому, чтобы лучше понять ребенка и оказать ему посильную помощь в адаптации к детскому коллективу, педагогу необходимо работать в тесном взаимодействии с родителями.

Установить эмоциональный контакт с ребенком и привить ему навыки социального поведения может помочь семейное чтение. Лучше всего читать, посадив ребенка на руки (тактильные ощущение будут способствовать укреплению контактов родителя с ребенком). Причем желательно медленное, поэтапное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение художественных образов литературных героев. Лучше читать и обсуждать книгу не один раз. Это поможет ребенку научиться лучше понимать себя и других, а вновь образованные стереотипы общения снизят тревожность и повысят его уверенность в себе.

Если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на первых порах) и говорить ему ласковые слова.

Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более эффективной помощи ребенку желательно, чтобы его близкие как можно чаще посещали группу детского сада или класс, в который ходит ребенок.

Так как для аутичного ребенка типичен страх изменения обстановки, отрыва от близких, желательно, чтобы в начале обучения в школе мама (или папа, бабушка, дедушка) находилась рядом с ребенком во время перемен, а в некоторых случаях и на уроке.

Родители для работы со своими детьми могут использовать индивидуальные игры, рекомендованные для педагогов.

Работая с аутичными детьми, педагоги и родители совместными усилиями могут развить их воображение, обучить эффективным способам общения со сверстниками, а значит, и адаптировать ребенка к условиям окружающего мира.

Шпаргалка для взрослых,

или Правила работы с аутичными детьми 1.

Принимать ребенка таким, какой он есть. 2.

Исходить из интересов ребенка. 3.

Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка. 4.

Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка). 5.

Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте. 6.

Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок. 7.

Как можно чаще разговаривать с ребенком. 8.

Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения. 9.

Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т. п.).

10. Избегать переутомления ребенка.

КАК ИГРАТЬ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ

Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта с вами вовсе, а тем более не захочет вступать в групповую, а может быть, и в индивидуальную игру.

Составляя список игр для коррекционных занятий с аутичным ребенком, следует также помнить, что играть он с вами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами. Поэтому, идя на занятия, вы должны быть готовы к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр, которые могут прийтись «по вкусу» вашему ученику.

Описание каждой игры начинается с формулировки целей ее проведения. Надеемся, что это поможет вам при отборе игр и учете интересов конкретного ребенка.

Наиболее сложные для аутичных детей игры - это коллективные игры, которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками. Эти игры вы будете использовать, разумеется, после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.

Индивидуальные игры, предлагаемые вам в этой книге, - результат более чем 20-летнего труда психолога - дефектолога Г. Д. Черепановой (о ней мы писали выше).

Каждая из этих игр может послужить началом коррекционной работы.

СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА- АУТИСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Боже, дай мне силы изменить то, что я

Могу изменить.

Дай терпение, чтобы принять то,

чего нельзя изменить.

И мудрости, чтобы отличить первое от второго…

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был здоровым и умным и похожим на других людей. «Как все», начал ходить.«Как все», начал говорить. «Как все», был понятным и послушным. А если ребенок не такой, «как все»? Означает ли это, что он не достоин Любви? Если он развивается по своему закону- «закону меньшинства»,- разве это основание для глубокой печали?!

Главное – верить в своего ребенка и принимать его таким, какой он есть. И всеми силами помогать ему развиваться.

Каждому из нас необходимо набраться прежде всего терпения и принятия своего «особенного» ребенка.

В нашей коррекционной группе два таких ребенка: мальчик Паша и девочка Аглая (имена изменены). Паша посещает группу два года, а Аглая поступила только в этом учебном году. Паша поступил из массовой группы. Никого не будем винить, но в таких группах, при количестве детей за двадцать- двадцать пять, построение воспитательно-коррекционного процесса просто невозможно. Все признаки аутизма были на лицо: замкнутость, отсутствие социальных связей, отсутствие речи, отсутствие реакции на эмоции других детей, привязанность к ритуалам (бегание по кругу, выбор одной игрушки),использование периферического зрения при всех контактах (не смотрит в глаза), стереотипность, повторяющиеся действия, проблемы в приеме пищи, внезапные эмоциональные перемены (смех, слезы). Как быть с таким ребенком? Казалось, что этот вопрос повис в воздухе. Однако, тесное взаимодействие с мамой Паши, ее советы, рекомендации, посещение занятий учителя- логопеда, общие требования дали свой результат. Несмотря на то, что ребенок не разговаривал, мы каждый день обращались к нему: «Здравствуй, Паша!» и кивали ему головой. Сначала никакой реакции, затем он тоже стал в ответ кивать головой. После шести месяцев посещения занятий учителя-логопеда появились звуки «Здра…». Паша вместе с другими детьми группы по образцу выполняет пальчиковую гимнастику, самомассаж, логоритмические упражнения под музыку, физические упражнения. Особенно необходимо отметить каждодневную работу по сенсомотороному развития. Мальчик научился собирать бусы, шнуровать, выкладывать образы пуговицами и декоративными камнями. Еще год спустя не мог самостоятельно раздеться и одеться, сейчас и эта проблема решена, причем смотря на других детей, старается вешать свою одежду аккуратно. Мир ребенка- аутиста непонятен никому. Нельзя допускать его погружение, уход в «свою скорлупку». Он должен быть постоянно чем-то занят, загружен, даже просто быть рядом. При привлечении внимания мы называем его по имени, чтобы он знал, что это касается его. Фразы и инструкции для таких детей должны быть четкими и лаконичными (3-4 слова). Например: «Паша, подойди ко мне», «Паша, мыть руки», «Паша, возьми ножницы». Кстати о ножницах, после длительного формирования навыка работы с ножницами, дети- аутисты, достаточно хорошо вырезают как по контуру, так и самостоятельно, но при организации данного вида работы присутствие педагога рядом должно быть обязательным, так как избавиться от стереотипных подергиваний руками совсем очень трудно и для обеспечения безопасности жизни ребенка и других детей необходимо вовремя остановить эти повторяющиеся действия.

Особое внимание следует уделить социальным контактам таких детей. Да, общепринято утверждать, что дети- аутисты никого не пускают в свой мир и сами не нуждаются во взаимодействии с этим миром. Но позвольте не согласиться с данным утверждением на примере наблюдения за Пашей. Действительно, когда он пришел в коррекционную группу, он четко показывал свое равнодушие к взрослым и сверстникам. Сейчас благодаря длительному процессу по установлению социального контакта, Паша смотрит в глаза, дает руку, ходит за руку с другим ребенком, позволяет себя обнять как взрослым, так и детям, танцует в паре с другим ребенком. Это длительный процесс. И здесь необходимо отметить усилия мамы Паши, которая длительное время занималась холдинг- терапией. Многие приемы подсказала и нам, педагогам: поглаживание, привлечение внимания с целью установления взгляда, обнимание, разрешение ребенку посидеть на коленях взрослого. После того, как у взрослых на группе был установлен контакт с Пашей, начался этап социализации со сверстниками. Это более сложная работа, так как в данной группе находятся дети с интеллектуальной недостаточностью и чтобы им объяснить, как контактировать с Пашей, требовалось время и терпение. Инструкции для детей тоже должны быть краткими и понятными: «Вероника, подойди к Паше, погладь его по голове», «Арсений, возьми за руку Пашу», «Вера, обними Пашу». Если дети не понимали, что от них требуется или Паша сопротивлялся, внедрялся педагог. Он спокойно, без категоричности показывал детям: как обнять, погладить, взять за руку Пашу. Результаты есть, ребенок открылся миру других людей, но еще есть над чем работать. Паша не понимает участие в игре, его действия пока просто манипулятивны. Но мы надеемся, что изменения будут.

Ребенок стал произносить звуки, слоги, он понимает, о чем его спрашивают, но разумеется, его молчание до 5,5 лет о многом говорит. Паша за воспитателем повторяет слоги: «Ма-ма Ма-ша, па-па Витя, ба-ба и другое». Он произносит почти все звукоподражания животных: «му», «га-га-га», «мяу», «гав-гав» и т.д. Он стал подпевать припев детской песенки про маму: «ля-ля-ля». Этому способствует каждодневная артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, самомассаж, пропевание гласных звуков, повторение звукоподражания животным. Звуки льются у этого ребенка, но пока они нам не все понятны.

Второй ребенок- это девочка Аглая. У нее очень тяжелая форма аутизма. Она стереотипна в движениях, она почти не контактирует со сверстниками, но самое для нас сложное- она проявляет агрессию к себе и другим. Занятия с ней строятся только индивидуально, кратковременно, она быстроутомляема, неусидичива. Если она хочет заниматься, мотивировать ее практически невозможно. Однако, если ей понравилась какая-либо игра, необходимо использовать это как мотив к образовательной деятельности. Очень часто используем наблюдение за свечой. Это организует Аглаю и успокаивает. Используем в работе с этим ребенком принцип не только доступной наглядности, а самое главное, яркой наглядности, так как яркие цвета привлекают ее внимание. Наши результаты коррекционного процесса с Аглаей еще очень малы: научилась сидеть вместе со всеми детьми, танцует только с педагогом в паре (не допускает сверстника), дает руку педагогу, рисует вместе с педагогом, собирает мозаику, научилась открывать и нанизывать прицепки. Это очень мало, но процесс социализации, коррекции запущен. Мы надеемся, что за два года посещения группы у девочки произойдут изменения.

Самое главное в воспитании таких «особенных детей»- это настрой воспитывать правильно. Без пустых тревог и лишних переживаний, а с терпением и любовью. Даже маленькие достижения наших детей- это справедливое вознаграждение нашего труда. Подчеркну: не давления на ребенка, а доброго терпеливого труда.

Показаны публикации 1-10 из 331 .
Все разделы | Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС). Ранний детский аутизм (РДА)

Логопедическое представление для ПМПК на ребенка с РАС Ребенок посещает подготовительную группу комбинированного вида. Речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются. Мама интересуется проблемами ребенка, консультируются с педагогическим составом. В анамнезе - задержка речевого развития. Нарушений в...

Конспект занятия с ребенком-аутистом 5 лет Конспект занятия с ребенком аутистом 5 лет . Оборудование : кубики Денеша, «сухой бассейн» с манной крупой, массажный мячик, мелкая мозаика, трафареты, гуашь. Ход занятия : 1. Приветствие. Педагог здоровается с ребенком (если ребенок не говорит, добиваться жестового приветствия) ...

Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС). Ранний детский аутизм (РДА) - Круглый стол для родителей «Об использовании специальной диеты для детей с РАС»

Публикация «Круглый стол для родителей «Об использовании специальной диеты для...» «Круглый стол» для родителей «Об использовании специальной диеты для детей с аутизмом» Подготовила: учитель-дефектолог МДОУ детский сад компенсирующего вида №25 «Солнечный зайчик» - Жегалова Алина Дмитриевна. Цель: информирование родителей по данной теме, создание доверительных...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия по программе формирования коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии Конспект занятия по программе формирования коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии «Песочная страна» Тема «Домашние животные» Задачи: - образовательная: закрепить знания детей о свойствах песка, о правилах поведения в песочнице; -...


Визуальное расписание является необходимым средством организации занятия для дошкольника с расстройством аутистического спектра. Зачем нужно визуальное расписание на занятии для ребенка с РАС? Визуальное расписание дает ребенку понять, что он будет делать на занятии и как долго...

Презентация «Организация взаимодействия с детьми с РАС в инклюзивном образовательном пространстве» Актуально для детей 2–7 лет Очень сложное и неоднозначное инклюзивное образование на сегодняшний день, формирует ученический, педагогический и родительский коллективов к принятию детей с аутизмом. Разрабатываются и создаются таких условий обучения, которые являются наиболее...

Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС). Ранний детский аутизм (РДА) - Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования

В государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования Воронежской области « Институте развития образования» с 16 .11.2017г. по 17.11.2017 г. прошло обучение специалистов Калининградской области, работающих с детьми, имеющими особые образовательные...

Консультация для педагогов «Современные технологии в работе с детьми-аутистами» «Современные технологии в работе с детьми-аутистами» (консультация для педагогов) На сегодняшний день существует огромное количество нарушений развития. Среди них актуальной является детский аутизм. Существует множество методик по работе с аутичными детьми. Так, метод выбора...

Основная тяжесть повседневной работы с аутичным ребенком ложится, конечно, на семью. Работа с родителями аутичного ребенка является крайне важной. Семья аутичного ребенка зачастую лишена поддержки знакомых, а иногда даже близких людей. По причине неосведомленности окружающих о сущности проблемы раннего детского аутизма, родителям с трудом удается разъяснить причины разлаженного поведения ребенка, его капризов, отвести от себя упреки в его избалованности.

Стрессом для семьи также является и нездоровый интерес, недоброжелательность окружающих - агрессивная реакция людей на ребенка в транспорте, в магазине, на улице, в детском учреждении.

Близкие оказываются перед необходимостью переустройства жизни семьи с учетом интересов ребенка. Приходится думать не об удобстве и спокойствии, а о целесообразности и пользе происходящего в доме и семье для развития ребенка. Такой подход требует от близких самоотверженности и сил. Но в моменты обострений уверенность в достижении положительного результата усилий ослабевает, «опускаются руки». В такие тяжелые моменты близкие ребенка нуждаются в психологической поддержке не меньше его самого. Поскольку у нас не развита система психологической и социальной поддержки, эту серьезную и ответственную функцию придется взять на себя психологу, занимающемуся с ребенком. Часто такая помощь оказывается эффективной, т. к., психологу доверяют. Полезно регулярно говорить с родителями аутичного ребенка, обсуждать возникающие ситуации. Во время этих бесед следует подготовить родителей к тому, что в ходе развития ребенка возможны периоды обострения, обсудить с ними тактику общих действий в такие моменты, особенно трудные моменты необходимо помогать конкретными советами и действиями.

Изучение и разработка приемов помощи семье, в которой воспитывается аутичный ребенок, до настоящего времени осуществлялись медицинской психологией и психотерапией. Попытки оказания профессиональной психологической поддержки подобным семьям стали делаться только недавно, и пока они носят эпизодический характер. Существует ряд специальных исследований, которые направлены на выявление трудностей семьи с аутичным ребенком, описывающих тот характерный отпечаток, который они накладывают на членов семьи аутичного ребенка, также исследуются адаптивные возможности семьи в целом, предлагаются специальные шкалы для оценки взаимодействия детей и родителей. Работа психолога над межличностными отношениями в семье строится не только в плане мать - ребенок с аутизмом, но и мать - отец, мать - здоровый ребенок и другие члены семьи, это необходимо для создания оптимальной психологической обстановки в семье, адекватного понимания состояния и проблем ребенка-инвалида. Коррекция таких отношений важна для уменьшения состояния растерянности у родителей, мобилизацию возможностей взаимодействия с ребенком, создание модели социальных ожиданий и адекватных воспитательных мер, формирование в родительском отношении позиции принятия ребенка.

В целом, выносливость и успешность адаптации семьи зависит от её сплоченности, от включенности в семейные проблемы всех членов семьи, от того, как семья оценивает перспективы развития аутичного ребенка и от того, какую социальную и психологическую поддержку получает семья. Основные направления помощи таким семьям:

  • - психотерапия членов семьи;
  • - ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка;
  • - составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в домашних условиях;
  • - обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка.

Распространенной проблемой для семей, воспитывающих детей с РДА является перераспределение ролей, чаще всего один из членов семьи постоянно находится с больным ребенком, а другой работает и занимается материальным обеспечением семьи, в итоге - каждый чувствует себя «перегруженным». Ожидание поддержки от другого супруга и невозможность ее получения приводит к нарастанию напряжения в супружеских отношениях.

Необходимо обнаружение и выявление позитивного вклада отсутствующего супруга в дело оказания помощи ребенку и заботу о семье в целом. Другой проблемой во внутрисемейных отношениях может быть отсутствие открытого общения, взаимопонимания, поиск «виноватого» в заболевании ребенка. Эмоциональное напряжение в семье также является следствием слома привычного образа жизни, которое вызывает ощущение невостребованности, ненужности. В данном случае психологическая поддержка будет заключаться в:

  • - переформулировании жалоб родителя («возможно, не супруг плохой, а вам трудно, тяжело»);
  • - совместном с родителем называние создавшейся проблемы (например, разобщенность, обида, отчуждение) и исследование влияния проблемы на различные стороны семейной жизни, в первую очередь, на оказание эффективной помощи ребенку;
  • - планирование конкретных шагов по сближению с родственниками.

Если же обнаружены признаки эмоционального шока и дезориентации родителей, помощь психолога направлена на улучшение контакта родителя с реальностью, побуждение к налаживанию контактов с другими родителями, столкнувшимися с подобной проблемой, изучению специализированной литературы и так далее. Совместное выявление задач, актуальных в данный момент жизни и пошаговое планирование конкретных действий по решению этих задач дает родителям ощущение контроля над ситуацией и ощущение собственной компетентности.

Чтобы сделать менее болезненным процесс адаптации родителей к поставленному диагнозу, к пребыванию в лечебных учреждениях для детей с аутизмом целесообразно предпринимать такие шаги:

  • - эмоционально поддерживать адаптационный процесс у родителей (позитивное подкрепление усилий, предпринятых родителями для лечения ребенка, нормализация переживаний и переносимых трудностей);
  • - укреплять родительскую самооценку (привлечение внимания родителей к их значимости в данной ситуации, оказание помощи в систематизации имеющегося опыта обращения с детьми, и так далее);
  • - помогать родителям в исследовании ситуации болезни с целью снятия чувства вины, это способствует лучшему пониманию особенностей заболевания и его последствий;
  • - способствовать эффективному общению родителей с профессионалами (медицинский персонал, психологи, социальные службы);
  • - способствовать эмоционально открытому взаимодействию родителей с ребенком, что сможет улучшить физическое и психологическое благополучие ребенка;
  • - помогать налаживанию прямого и открытого общения внутри семьи, взаимной поддержке.

Существенной проблемой для семей, имеющей ребенка с аутизмом, является ограничение возможностей семейного отдыха и досуга, причиной этому служит разобщенность семьи, отсутствие свободных денежных средств, особое поведения ребенка и так далее. Ограничение досуга негативно влияет на эмоциональный настрой членов семьи. У каждого члена семьи должно быть время, когда они могли бы отдохнуть и отвлечься от трудностей, необходимо настроить семью на позитивный лад, и показать, насколько важно не терять перспективу и отводить себе время для снятия стресса, который возникает у родителей любых детей, в том числе и детей с аутистическими нарушениями. Специалист должен способствовать поиску внутренних ресурсов членами семьи, для решения этой проблемы. Есть ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей:

  • - Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, научился чистить зубы, позже нужно снова и снова «проходить» с ним этот урок;
  • - У аутиста должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать;
  • - Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка;
  • - Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним время;
  • - Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка;
  • - При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова;
  • - Возможно общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое взаимодействие затруднено;
  • - Нельзя позволять ребенку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми, позволяя ему побыть в уединении;
  • - Регулярно делать с ребенком физические упражнения, это поможет снять стресс, укрепит его физическое развитие;
  • - Не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.

Родители должны проявлять недюжинное терпение и последовательность в обучении и воспитании аутиста, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благосостоянии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в адаптации аутиста не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и так далее.

Родители аутичных детей нередко обращаются за помощью к специалистам лишь после того как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. А до постановки окончательного диагноза иногда проходит еще не один год. Услышав страшное и незнакомое заключение, многие мамы и папы приходят в смятение. Обратившись же за разъяснениями к справочникам, они и вовсе отчаиваются, так как не находят не только ничего утешительного для себя, но и ответов на самые актуальные вопросы. В одних публикациях аутизм чуть ли не приравнивается к одаренности ребенка, в других - к шизофрении. Кроме того, в некоторых статьях можно встретить мнение, что аутичные дети обычно появляются в семьях, где мама и папа - люди с развитым интеллектом, имеющие высокий социальный статус. И хотя подобная точка зрения уже давно отвергается специалистами, родители, случайно натолкнувшись в литературе на такую трактовку причин возникновения аутизма, долгие годы испытывают чувство вины перед ребенком и перед обществом.

А главное, услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Поэтому, работая с родителями этой категории детей, необходимо знакомить их с особенностями развития аутичных детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его “сильные” и “слабые” стороны, мамы и папы могут совместно с психологом и педагогом определить уровень требований к нему, выбрать основные направления и формы работы.

Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны понять, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной “эмоциональной бури”. Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.

Внешне аутичный ребенок зачастую даже не реагирует на окружающих его людей, ведет себя так, будто он один или, в крайнем случае, находится “около” детей или взрослых, но не с ними. Такой ребенок не допускает в свой внутренний мир никого. Иногда только по случайной фразе, мгновенному движению или звуку можно догадаться о его переживаниях, желаниях и страхах. И конечно, воспитатель или учитель, даже самый добрый и чуткий, не всегда имеет возможность вести постоянное целенаправленное наблюдение за ребенком. Именно поэтому, чтобы лучше понять ребенка и оказать ему посильную помощь в адаптации к детскому коллективу, педагогу необходимо работать в тесном взаимодействии с родителями.

Установить эмоциональный контакт с ребенком и привить ему навыки социального поведения может помочь семейное чтение. Лучше всего читать, посадив ребенка на руки (тактильные ощущение будут способствовать укреплению контактов родителя с ребенком). Причем желательно медленное, поэтапное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение художественных образов литературных героев. Лучше читать и обсуждать книгу не один раз. Это поможет ребенку научиться лучше понимать себя и других, а вновь образованные стереотипы общения снизят тревожность и повысят его уверенность в себе.

Если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на первых порах) и говорить ему ласковые слова.

Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более эффективной помощи ребенку, желательно, чтобы его близкие как можно чаще посещали группу детского сада или класс, в который ходит ребенок. Так как для аутичного ребенка типичен страх изменения обстановки, отрыва от близких, желательно, чтобы в начале обучения в школе мама (или папа, бабушка, дедушка) находилась рядом с ребенком во время перемен, а в некоторых случаях и на уроке.

Родители для работы со своими детьми могут использовать индивидуальные игры, рекомендованные для педагогов.

Работая с аутичными детьми, педагоги и родители совместными усилиями могут развить их воображение, обучить эффективным способам общения со сверстниками, а значит, и адаптировать ребенка к условиям окружающего мира.



Рассказать друзьям