Масленица в белоруссии. Традиции и обряды белорусской масленицы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Масленица

Этот яркий красочный праздник в конце зимы радует и малышей, и взрослых. Игры, песни, танцы, веселый смех и шум - главные его приметы. А называется он - Масленица. Правда, в некоторых регионах Беларуси этот праздник называют по-другому: Масленка, Сырница и т.д. Церковный календарь тоже зафиксировал празднование Масленицы: здесь она фигурирует как «Сырная седмица». Эти «молочные» названия не случайны. В это время - когда праздновалась Масленица - на столе у крестьян появлялись молочные продукты в очень большом количестве, так как коровы уже успевали отелиться. Мясо на праздничной неделе есть запрещалось, вот эти кушанья и становились главными.

Масленица - один из самых древних славянских праздников. Определенной даты в календаре он никогда не имел: его начинали праздновать за восемь недель до Пасхи. Огромным плюсом этого праздника было то, что продолжался он целую неделю. По одной из версий наши предки стали отмечать этот праздник, чтобы почтить бога Велеса, который покровительствовал домашним животным. Показателен и тот факт, что церковь практически ничего не поменяла в языческом празднике. Древним обрядам просто придали некоторые религиозные черты.

Масло и сыр - вот обязательные атрибуты праздника. Кроме того, какая же Масленица без блинов? На масленичной неделе блины приобретали поистине королевское значение - их старались есть каждый день. Топленое масло, сметана, мед, варенье, рыба, икра, капуста - каждый заворачивал в блины все, что его душеньке угодно. Кроме мяса, разумеется. Праздничной неделе дали еще одно название - мясопустная неделя. Поэтому блинчики с мясом были под строжайшим запретом.

В разных регионах Беларуси праздновать Масленицу начинали по-разному: кто-то угощался блинами с понедельника, а кто-то терпел до четверга. Каждый день праздничной недели был особенным, требовал определенных действий. Например, понедельник (его еще называли «Встреча») считался символическим началом Масленицы. Именно тогда делали чучело, которое олицетворяло морозную зиму. Вторник носил название «Заигрыш»: с этого дня можно было начинать ходить в гости.

Среда - «Лакомка» - призывала печь еще больше блинов и приглашать еще больше гостей. А еще в среду принято было посещать тещу, отсюда и пошло знаменитое - «к теще на блины». В той части страны, где праздновать начинали с четверга, «тещиным» днем была пятница. В четверг, который называли «широким» или «толстым» угождали своим домашних животным. Для них даже специально пекли блины. Кроме этого в четверг объезжали молодых жеребцов, этот день считался наиболее благоприятным для такого занятия.

В некоторых районах четверг был днем бабушек-повитух. Дети, которые с их помощью появились на свет, приходили к ним в гости с угощением, а потом катали на санках по деревне.

Пятница - или «тещины вечера» - была временем, когда молодая семья посещала родных невесты. Если зять не приезжал в этот день к теще - это была большая обида, которая могла стать причиной раздора двух семей. В субботу наступали «золовкины вечерки». Все ходили друг к другу в гости, катались на лошадях, на санках.

Воскресенье - последний день масленичной недели. В этот день провожали зиму и встречали весну. Кульминацией праздника было сожжение чучела Масленицы - оно олицетворяло собой все темное и негативное, что было в жизни людей. Воскресенье проходило очень шумно, с песнями и плясками, с обильными кушаньями. Считалось, что надо было семь раз сесть за стол, так как впереди был семинедельный пост.

Второе название последнего дня Масленицы - Прощеное воскресенье. В этот день полагалось просить прощения у всех родных и близких. По традиции глава семьи должен был сесть под образами и прочитать молитву, а потом попросить прощения у предков. После этого все домочадцы просили у него прощения. Заканчивался обряд тем, что отец просил прощения у каждого члена семьи. В церкви в этот день священник в конце службы тоже просил прощения - у своих прихожан, а те отвечали ему: «Бог простит! Бог простит! Бог простит!»

На Масленицу существовало большое количество самых разных обрядов. Наши предки считали, что работать днем на масленичной неделе можно, но вот вечера - только для развлечений. В это время все ходили в гости, в деревнях организовывались игры, молодежь каталась на санках, качелях, лошадях.

Одним из самых интересных масленичных обычаев, которые существовали на нашей земле, было «таскание колодок». Этому испытанию подвергались молодые парни, которые долго не женились. Им на ногу привязывался кусок бревна - с ним они должны были ходить по деревне. В некоторых регионах этот кусок бревна тягали женщины и привязывали его первому встречному неженатому парню. Тот, кто не хотел «таскать колодки», должен был откупиться деньгами или угощением. В других районах парни, которых заставили примерить «колодки», должны были заходить в те дома, где жили незамужние девушки и требовать угощение. Если парень с «колодкой» не останавливался возле дома такой девушки, это считалось неуважением по отношению к ней.

Любили на Масленицу и игры с переодеванием. Сельчане одевали маскарадные костюмы и вваливались в чей-нибудь дом. Если хозяева медлили с угощением, то начиналось шутовское разорение дома - разбрасывались вещи, переставлялись предметы. Каждого встреченного на улице человека такая компания валила в сугроб и натирала снегом щеки и нос.

Сегодня масленичные традиции не так сильны, но все же этот праздник по-прежнему яркий, шумный и веселый. Празднование Масленицы призывает проснуться после зимней спячки и приготовиться к новой весне, а значит и новой жизни.

Наступил конец февраля и в гости зашла всеми нами любимая масленица. В воздухе немного витает запах приближающейся весны и, конечно, главного атрибута праздника – БЛИНОВ .

Масленица один из самых стародавних и любимых праздников. Еще с давних времен наши предки отмечали этот праздник дабы проводить зиму и встретить весну. Время, когда отмечается масленица, колеблется от 3 февраля вплоть до 14 марта.

К примеру, у некоторых дохристианских народов масленица была приурочена к весеннему равноденствию, которое у многих народов является началом нового года. С началом масленицы гулянья продолжались целую неделю. Ни один праздник не проходил так весело и задорно. Еще бы, ведь считалось, что если вволю не потешиться на Масленицу – значит жить в горькой беде! По улицам возили соломенную куклу - масленицу, или зиму, - одетую в кафтан, шапку, опоясанную кушаком, в лаптях.

Под конец Масленицы ее сжигали, прощаясь так с зимой. Каждый мог найти чем полакомиться на этом празднике. На главных площадях городов и деревень разворачивалась целая ярмарка.

Тут ставились качели, чтобы дети, да и не только дети, могли вдоволь поиграть. Шли представления скоморохов, кукольников. Проводились самые разные состязания в силе и ловкости. Одни штурмовали гладкий столб, чтобы добыть привязанный к его верхушке приз, другие выходили помериться силой в кулачном бою. Бои проводились по строгим и справедливым правилам: нельзя было нападать вдвоем на одного, бить лежачего, в висок.
Продавали различные напитки. Для желающих выпить разливали или сбитень, конечно сделанный из меда, или горячего душистого чая.Ни одна масленица не проходила без главного атрибута – БЛИНОВ.

Блины.

Блины на масленица пекли каждый день, но особенно много с четверга по воскресенья. Этот отрезок недели называется широкая масленица. Так же на празднике масленица не обходилось и без магии. Кто-то гадал, а кто-то придерживался народных примет.

И предки придерживались этих золотых правил.
Кто на угощения поскупится – за год разорится.
На масленицу всегда старались повеселиться от души. Если хозяин хотел, чтобы в его доме весь год было благополучие, то он в течение всей недели должен был быть готов к приходу гостей. В эту неделю неожиданные гости всегда были в радость. Считалось, что именно они и приносили в дом удачу и счастье.

Одна из традиций близка к анекдотам про тещу и зятя.

В среду теща зятя привечает.
Всю неделю, пока празднуется масленица, пекут блины, едят их в таком количестве, в каком хочется, и угощают родных, друзей и любых гостей. Но среда – это день особый. Каждая теща должна напечь блины и пригласить своего зятя в гости.Если у тещи и зятя замечательные отношения, то это просто дань традиции.Но если отношения не складываются, то это повод найти общий язык.А в пятницу зять зовет на блины свою тещу. В народе говорят, что если соблюдать эту традицию, то теща с зятем всегда будут в хороших отношениях.

Еще с помощью приметы можно было узнать сколько будет солнечных деньков.
Сколько блинов напечешь, столько солнечных дней привлечешь.
Блины по своей форме ассоциировались с солнцем. А в язычестве солнце, или Ярило, почиталось как Бог. Считалось, что каждый испеченный на масленицу блин – это один солнечный день в году. Поэтому старались напечь блинов как можно больше. Но и здесь переборщить было нельзя. Если блинов будет мало, то урожай сгниет из-за обилия дождей, а если будет слишком много солнечных дней – то урожай может погибнуть от засухи. Поэтому хозяйки внимательно следили за этим. Но на примету влияли только те блины, которые съедались в течение недели членами семьи. А гостей угощать можно было, сколько хочешь.

Теперь вы знакомы с приметами и пусть масленица пройдет весело и задорно!!!

Вот зима идёт на убыль и все мы радуемся яркому солнышку – вестнику яркого праздника. Какого числа масленица в Беларуси? В 2018 году масленичная неделя проходит с понедельника 12 февраля по воскресенье 18 февраля. Надо отметить, что масленица – это языческий праздник, широко распространённый у славянских народов. Он прошел сквозь века без каких-либо изменений. И в современном мире этот праздник ждут и стар и млад. Каждый день масленичной недели имеет своё название и традиции. Как же отмечают масленицу в Беларуси? Сейчас мы расскажем об этом уникальном празднике.

Масленичная неделя по дням

Понедельник называют «Встречей». В этот день изготавливали чучело и носили его по селу. Потом выставляли его на главной улице на всеобщее обозрение до воскресенья. Невестку с утра отправляли к её родителям, а вечером муж и его родственники направлялись к сватам в гости.

Вторник получил название «Заигрыши». Веселье начиналось с утра. Молодежь каталась с ледяных горок, устраивались народные гулянья. В этот день проводили смотрины, чтобы присмотреть невесту и к лету отправить сватов, а осенью уже сыграть свадьбу.

Среду на масленицу назвали «Лакомка», и не зря. Среда посвящалась еде. Именно в среду молодые люди идут в гости к родственникам невесты. Как говорится, к теще на блины. По тому, как много угощений, как обхаживают гостей, можно узнать, насколько теща любит своего зятя. Средой заканчивается так называемая узкая масленица.

А в четверг начинается масленица широкая. Этот день не зря называется «Разгул». Работе конец и начинается разудалое веселье. Всюду слышен звон колокольчиков – это проносятся празднично украшенные упряжки, лошадям вплетены красочные ленточки. С горок доносится заливистый детский смех. Молодежь штурмует снежную крепость. А вечером проходят кулачные бои. Все поют песни и угощают друг друга блинами. Чтобы прочувствовать всю прелесть этого праздника, снимите при помощи нашего туристического портала.

Как празднуется масленица в Беларуси: завершение гуляний

В пятницу тещи идут в гости к зятьям. Начинаются «Тёщины вечёрки». Тёща может нагрянуть со своими подругами или родственниками. Готовит и угощает теперь её дочь – показывает своё умение.

«Золовкины посиделки» проходят в субботу. Невестка зовет в гости сестру мужа и обязательно дарит ей подарки. Если нет сестры, приглашаются другие свояки. Гости принимают подарки и нахваливают предложенные блюда.

Вот и воскресенье! «Прощенный день». На горке разводят костёр и сжигают чучело масленицы. Пепел же развеивают по полям и лесам. Сожжение означает конец зимы и начало нового светлого периода жизни. В этот день все прощают друг другу обиды, невольно нанесённые за год, вспоминают усопших родственников, посещают могилы. Вот как отмечают масленицу в Беларуси. Не забудьте, что воскресенье – это последний день, когда можно употреблять молоко. Потом наступает Великий пост.

Блюда на масленицу в Беларуси

Масленичную неделю ещё называют сырной седмицей. В эти семь дней перед Великим постом ни в коем случае нельзя есть мясо. Зато молочные продукты можно употреблять в любом виде. Также не возбраняется употреблять в еду рыбу и морепродукты. В масленичную неделю готовят великое множество молочных, рыбных, овощных блюд. Не хватит времени, чтобы все их перечислить.

Основное традиционное блюдо — это, конечно же, блины. С древних времён наши предки поклонялись солнцу, и блины символизируют светлое начало, солнышко, по которому мы за зиму успели соскучиться. На праздничном столе мы видим блины гречишные, блины с маслом, блины со сметаной. Не обходится, конечно же, без блинов, фаршированных красной икрой. От разнообразия блюд пестрит в глазах. Кроме блинчиков готовят кулебяку с капустой, кулебяку с лососем, печёные яблоки в тесте, расстегаи с рыбой… Можно ещё долго перечислять всё разнообразие традиционных угощений национальной белорусской кухни, без которых не обходится этот солнечный праздник.

Во время масленицы нужно соблюдать несколько несложных правил или запретов:

  • Нельзя есть мясо. Это своеобразное испытание перед Великим постом.
  • Нельзя сквернословить, ругаться и злиться. Не позволять тёмным силам завладеть душой.
  • Нельзя встречать гостей в неубранном доме. До среды нужно навести порядок, а с четверга тяжелый труд запрещён.

Как и у любого другого праздника, у масленицы есть свои приметы и поговорки:

  • «Не всё коту масленица, будет и Великий пост»,
  • «Если на масленицу стоит морозная и ясная погода, то и лето будет тёплым и дождливым»,
  • «Кто на масленицу не будет развлекаться и веселиться – проведёт год в тоске и грусти»,
  • «В свистульку дуй – птиц зазывай».

У нас в стране великое множество праздников и обычаев. Масленица в Беларуси — это не просто традиция, это выражение уважения, благодарности и любви к родному краю, в котором мы живём!

Блины на Масленицу

– древний славянский праздник. Его отмечали на пограничье зимы и весны. В народном календаре он конкретной даты не имеет: начинается ровно за восемь недель до Пасхи и продолжается неделю. В 2013 году Масленицу будут праздновать с 11 по 17 марта.

Масленица – не единственное название этой своеобразной карнавальной недели.В некоторых регионах Беларуси ее величали “Масленка”, “Сырница”. В церковном календаре за праздничной неделей закрепилось название “Сырная седмица”. Такие “молочные” названия праздника имеют свое объяснение. В конце февраля – начале марта, когда обычно празднуется Масленица, коровы уже успевают отелиться. Каждое крестьянское хозяйство становится богатым на молоко и молочные продукты, делает эти яства главными на столе.

Есть мнение, что Масленица отмечалась нашими предками в честь языческого бога Велеса – покровителя домашних животных, от которого также зависело молочное изобилие.

Масленица – практически единственный языческий праздник, который с приходом христианства был принят церковью с самыми незначительными изменениями. Древние обряды получили только некоторые религиозные черты, церковь определила место праздника в годовом праздничном цикле.

В Беларуси не сложилось единой традиции празднования Масленицы: в некоторых регионах этот праздник начинался в понедельник, в некоторых – в четверг, праздничные обряды отличались. Но главное оставалось общим. Масленица – это праздник, где каждому – и старому и малому – находилось время для внимания, почитания и угощения. Обязательными обрядовыми блюдами праздничной недели были масло и сыр. Кроме того, встречали Масленицу с блинами. Это блюдо появлялось на столе каждый день в течение праздничной недели. Блинами поминали умерших родственников. Блинами угощали гостей, с блинами ходили в гости. Ели их с топленым маслом, со сметаной, с медом и вареньем, с рыбой и икрой, с чем угодно, кроме мяса. Масленая неделя по христианским традициям называлась мясопустной, то есть пустой от мяса.

Празднику предшествовали дни поминания предков. Суббота (а в некоторых регионах Беларуси четверг и пятница) перед Масленицей называлась Маслеными дедами. Утром в этот день хозяйка начинала печь блины. Самый первый блин она клала на особую тарелку и ставила в красный угол под образами. Вечером, когда приходило время начинать поминальный ужин, хозяин относил первый блин на чердак и ставил возле чердачного окошка. На третий день этот блин отдавали птицам, чтобы они, улетев, передали предкам привет от тех, кто их не забыл. За поминальным столом велись разговоры о дедах и прадедах, их делах. Во время таких бесед у детей формировалось чувство исторической памяти, уважение к своим корням, в их сознание закладывались традиции почитания предков.

Считалось, что днем на масленой неделе работать можно, а вечером – нет. Вечерами все ходили в гости: родственники к родственникам, соседи к соседям, парни к девушкам, старики к старикам. Дети и молодежь организовывали игры, катались на качелях, на санках с ледяных гор, ездили на лошадях. Люди среднего возраста особое внимание уделяли тем, кто в этом году вступил в брак. Все вместе с особым почтением относились к пожилым людям.

Каких только потех не было в дни Масленицы! Причем к забавам относились с полной серьезностью: считалось, что у тех, кто не будет участвовать в праздничных гуляниях на Масленицу, не будут плодиться и вестись домашние животные.

Задолго до начала праздника деревенские мужчины на крутом берегу реки или озера обустраивали горы для потех. Катание с горы на Масленицу считалось обязательным. Первую половину масленой недели с гор каталась неженатая молодежь, во второй половине – ледяные горки становились местом гуляний семейных пар, и только дети не покидали горки всю неделю. Наши предки верили, что это веселое занятие будет способствовать росту льна и конопли: чем дальше проедет на санках молодая хозяйка, тем длиннее будет у нее лен. А еще по тому, как далеко поедут санки с горы, пытались предугадать, как долго проживут их седоки.

Особо доставалось в праздничные дни парням-холостякам, что не женились в последний мясоед (время от Коляд до Масленицы). Односельчане заставляли их “таскать колодки”, привязывая к ногам обрубок дерева. В различных регионах Беларуси этот обряд проводили по-разному. В некоторых местах в понедельник на масленой неделе собирались женщины, привязывали к “колодке” одним концом веревку или пояс и начинали обходить деревню. Если им встречался неженатый парень – другой конец привязывали к нему. Хочешь избавиться – откупайся угощением или деньгами. Где-то парни, на которых навешивали колодки, ходили по деревне и обязательно должны были зайти в каждый дом, где была незамужняя девушка. Она угощала гостей. Не остановиться с “колодкой” перед домом девушки считалось большим неуважением к ней.

В забавах не оставляли без внимания и молодые семьи. В Шкловском районе Могилевской области существовал обычай, который получил название “Падушкі трэсці”. Девушки и женщины приходили к молодой хозяйке, которая недавно вышла замуж. Хозяйка обязана была поставить им угощение, или спрятать его под подушки. А если она жалела угощения, гости хватали подушки и на санях возили их по деревне, покрикивая: “Подушки продаем! Подушки продаем!”. Молодая хозяйка вынуждена была бежать за подругами и выкупать подушки деньгами.

На Масленицу могло наведаться в дом и настоящее “татарское нашествие” – односельчане в маскарадных костюмах. Костюмированная компания, обходившая все дома в деревне, могла вести себя довольно вольно – разбрасывала подушки, домашнюю утварь. Правда, вреда “погром” хозяйству не приносил, все было в рамках дозволенного. Заканчивалось все после того, как хозяйка выносила богатое угощение. Правда, если угощение компании казалось не очень щедрым, шалости могли продолжиться и во дворе. Любого встреченного человека на улице валили в сугроб, натирали ему щеки снегом.

С участием масок организовывались на масленой неделе игры “Похороны деда” и “Похороны бабы”. Для этого делали из подручного материала чучело в рост человека, одевали его в костюм и проводили обряд в соответствии с ритуалом похорон. Все делалось с юмором. После “голошения” и “отпевания” чучело брали на руки, выносили из дома, клали на сани и везли в конец деревни. Односельчане выходили из домов, чтобы провести “покойного”, бросали ему вслед шутки. Вариантов самих “похорон” существовало несколько: в некоторых регионах чучело вывозили за деревню, бросали в кусты и засыпали снегом, где-то сжигали, а в некоторых местах разрывали на куски и разбрасывали по околице. После “похорон” участники обряда возвращались в тот же дом на “поминальный” ужин, где продолжалось веселье.

Все эти забавы и обряды не проходили хаотично. Многое было привязано к определенным дням. Причем каждый день Масленицы имел свое название и свои обязательные ритуалы.

Понедельник – “Встреча”. Этот день был символическим началом праздника. В этот день сооружали чучело или куклу Масленицы, олицетворяющую морозное время.

Вторник – “Заигрыш”. С этого дня начинали ходить друг к другу в гости.

Среда – “Лакомка”. Блинов на столе и гостей за столом становилось больше. В некоторых регионах среда была предназначена для посещения тещи – шли к “теще на блины”. Там, где празднование Масленицы начинали в четверг, тещ навещали в пятницу.

Четверг на масленой неделе назывался “широкий”, “шривой”, “толстый”. Этот день начинали с того, что пекли блины для своей кормилицы – коровки, чтобы она была такой же гладкой. Оладьями угощали и других домашних животных. День был очень ответственным для тех хозяев, которые держали в домашнем хозяйстве коней. Именно в “широкий” четверг принято было объезжать жеребцов – молодых лошадей, которые достигли трехлетнего возраста. Это время считалось благоприятным тому, чтобы конь стал послушным помощником хозяину. В четверг на Масленицу односельчане приветствовали пастухов и определяли, кому доверить эту ответственную работу на следующий год. В некоторых районах в этот день дети навещали бабушек-повитух – тех, что помогли им появиться на свет. Для них готовили специальное угощение, которое варили из масла, сухого сыра и сметаны. После угощения дети возили бабушку по деревне на санках.

В пятницу проходили “тещины вечера”. В этот день молодожены приезжали к родителям невесты. В каждом регионе, а возможно и в каждой деревне, были свои правила проведения праздника. Но посещение зятем тещи было обязательным. Если зять не приезжал в гости, это считалось неуважением с его стороны к родным жены. Такое невнимание могло даже поссорить семьи двух родов. В некоторых местах на такие встречи собиралась вся родня как с одной стороны, так и с другой.

В субботу проходили “золовкины вечерки”, когда родственники приходили друг к другу в гости. Еще в этот день молодежь каталась на лошадях. Сани и лошадиную упряжь украшали лентами и колокольчиками. Это занятие было не просто забавой, а имело свой смысл. “На Масленіцу ездзілі на конях ў далекую дарогу каб лен быў доўгім”. Считалось, чем дальше отъедут молодые люди от своей деревни, тем длиннее вырастет лен в следующем году, тем лучше будет конопля.

В воскресенье на масленой неделе проходили проводы зимы. Чучело Масленицы водили по деревне и с заходом солнца сжигали на большом костре. Причем все жители деревни приносили в этот костер сломанные, потрепанные вещи. В некоторых районах последний день Масленицы становился днем, когда зазывали весну. Где-то ее встречали с караваем, где-то с выпеченными из теста жаворонками.

Воскресенье Масленицы – последний день перед великим постом. Считалось, что в этот день нужно сесть за стол семь раз, так как всех ожидал пост, который продолжался семь недель. Вечером, когда семья садилась за стол седьмой раз, все в последний раз перед постом ели пищу животного происхождения. Воскресение на Масленицу называли Прощеным воскресеньем. В этот день все просили прощения друг у друга. Вечером прощения просили домочадцы в каждом доме. Хозяин садился в красный угол под образами, читал молитву и просил прощения у своих предков – дедов и прадедов. Затем по очереди, начиная от старшего, на середину комнаты выходили сыновья и дочери и просили прощения у отца: “Прасці, бацька родны, калі чым саграшыў перад табою, справай ці языком”. Последней просила прощения мать большого семейства. После этого все домочадцы садились на скамьи – парни справа, девочки слева. Отец выходил на середину комнаты, трижды кланялся всем и также просил прощения за недобрые слова или плохие поступки. Самым высоким статусом прощения был наделен обряд очищения в церквях, где в конце богослужения священник просил прощения у всех прихожан. В ответ на его слова в храме рефреном звучало “Бог простит! Бог простит! Бог простит!”.

Этим красивым и мудрым обрядом заканчивалась веселая Масленица. Наступало время воздержания и покаяния – Великий пост.

4 марта (дата для 2019 года) Поздравить с праздником

Масленица - праздник прощания с зимой (Фото: oliveromg, Shutterstock)

Масленица была сначала древнеславянским языческим многодневным праздником «проводов зимы», которым отмечался переход к весенним земледельческим работам. Позже христианская церковь включила Масленицу в число своих праздников, которые предваряют .

В древности этот праздник сводился к разнообразным обрядовым действам, которые затем перешли в традиционные народные обычаи и обряды. Одним из таких обрядов в Беларуси был обряд «Цягаць калоду», в котором принимали участие замужние женщины всей деревни. Гуляние шло ночью, женщины ходили с песнями, криками, ауканьем по деревне с обрубком дерева (колодой). Если по дороге встречали мужчину, особенно неженатого, накидывали на него веревку и заставляли тянуть колоду, а сами цеплялись за нее, чтобы было тяжелее. Если мужчина хотел быстрее избавиться от колоды, он платил женщинам выкуп.

Как правило, участницы шествия одевались в карнавальные костюмы «мужчин», «старцев», «цыган». К ним присоединялся музыкант (мужчина). Заходя в дом, они шумели и буянили до тех пор, пока не получали от хозяев выкуп. Обойдя всю деревню, ряженые отправлялись в чью-нибудь просторную избу и гуляли там всю ночь, пели, танцевали.
Пожилые, родня, кумовья, сваты ездили на этой неделе в гости друг к другу на украшенных повозках. У детей было свое развлечение: катание на санках. Молодежь собиралась, когда темнело на улице: пела, плясала.

В последний, воскресный, день Масленицы родственники ходили в гости друг к другу, к теще «на блины» приходил зять с женой. Вечером семья в полном составе должна была ужинать вместе, так как с понедельника наступал Великий пост.

В этот вечер во многих местах Беларуси проводился чрезвычайно интересный и торжественный обряд. После ужина хозяин садился в строгом и набожном настроении. К нему по очереди подходили братья и сыновья, после женщины, кланялись до земли и говорили: «Даруй, бацька родны, калі чым саграшыў(-ла) перад табой справай ці языком». Выслушав всех, хозяин в свою очередь кланялся до земли всему семейству, прося, таким образом, прощенья за все грехи и ошибки.

На прощание с Масленицей обычно палили чучело - соломенную бабу или мужика. Пепел раскидывали по полю для большей урожайности.

После революции и во время войны Масленицу не отмечали. В 1970–1980 годах отмечался праздник «Проводов зимы».

С 1990-х годов начали возрождаться традиции празднования Масленицы, в основном в деревнях. В белорусских городах устраиваются праздники прощания с зимой: шествия сказочных персонажей, аттракционы, спортивные игры, катание на конях, угощение блинами. Для детей проводят театральные гуляния на улице, катание с горок.



Рассказать друзьям