Массаж рук для детей для развития речи. Приемы массажа для рук

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казенное учреждение ХМАО-Югры «Урайский специализированный Дом ребенка»

Подготовила:

Воспитатель второй квалификационной категории

Антоненко М. Ф.

Значение массажа рук на развитие речи детей.

Все ученые, изучавшие детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Выдающийся русский просветитель Н.И.Новиков еще в 1782 г. утверждал, что «натуральное побуждение к действованию над вещами, у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития.

Невропатолог и психиатр В.М.Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Английский психолог Д.Селли также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений руки и пальцев.

Физиологами слово «массаж» трактуется по разному. Одни считают, что оно происходит от французского глагола massage (растирать), который заимствован из арабского языка (mass – касаться, нежно, надавливать) Другие полагают, что слово «массаж» произошло от греческого masso (снимать руками), третьи от латинского masst (пристающее к пальцам).

Наши древние предки (славяне) хорошо владели такими приемами, как поглаживание, растирание и похлопывание. По свидетельству летописца Нестора, массаж пользовался признанием в банях, наряду с похлопыванием и стеганием тела веником.

После падения Римской империи развитие массажа в Европе прекратилось на многие века. Этот способ воздействия на организм вернулся к нам лишь в семнадцатом веке из Швеции, а в конце девятнадцатого века появилось научное обоснование массажа как способа лечения различных заболеваний.

Вместе с зарубежными исследователями отечественные ученые не только дали глубокое научное обоснование массажа, но и разработали новые его виды и приемы.

Массаж – это ритмичное поглаживание, растирание, разминание, похлопывание с определенной силой и в определенной последовательности. Он действует непосредственно на кожу и те органы, которые находятся к ней ближе всего.

В коже заложены множество окончаний (рецепторов). Воздействие на них приводит к расширению капилляров (мелких кровеносных сосудов), то есть к полезным сосудистым реакциям. Таким свойством массажа объясняется и механизм его действия, и необходимость его применения даже у здоровых детей.

Массаж улучшает питание тканей, так как через расширенные капилляры в единицу времени больше протекает крови и больше соответственно поступает в организм питательных веществ и кислорода. Это тем более необходимо, потому что в настоящее время у многих детей отмечается склонность к спазму (сужению) сосудов, отсюда и частые нарушения питания тканей.

Массаж улучшает секреторную функцию сальных и потовых желез: в мышцах усиливаются окислительно – восстановительные процессы и повышается их сократительная способность. При массаже быстрее, чем при полном покое, происходит утомление мышц и восстанавливается их работоспособность. Это объясняется тем, что при массаже усиливается ток лимфы и с ней из тканей удаляются вредные продукты обмена, а так же усиливается ток венозной крови.

Массаж улучшает терморегуляцию: в расширенных сосудах происходит большая теплоотдача. Расширение с последующим сужением, как в любой сосудистой реакции, приводит к охлаждению и тренировке центра терморегуляции. Следовательно, массаж – это еще великолепное закаливающее средство.

Массаж улучшает деятельность центральной нервной системы. Огромное количество импульсов, посылаемых в кору головного мозга, способствуют созреванию корковых отделов центральной нервной системы. Это приводит к совершенствованию функций всех внутренних органов и к улучшению деятельности опорно-двигательного аппарата.

Массаж можно начинать с 3 – 4 недель жизни ребенка, но обязательно по разрешению врача.

Основной прием массажа – поглаживание. При этом ладонь руки взрослого скользит по коже с различной силой давления: вначале оно слабое, но по мере продвижения усиливается, а к концу опять уменьшается. Кисть руки плотно прилегая к телу, скользит спокойно, ритмично и медленно. С поглаживания начинается и заканчивается массирование каждой части тела ребенка.

Вариантом массажа является растирание, которое отличается тем, что кожа вместе с глубоколежащими тканями растирается в различных направлениях. При растирании массируют концами пальцев и ладонной поверхностью кисти руки, причем кожа сдвигается вместе с рукой, степень давления постепенно увеличивается.

Для глубокого массажа мышцы применяется главным образом разминание. При этом приеме мышечные пучки оттягиваются от костей рукой массажиста и разминаются между пальцами рук («выжимание»). Где трудно захватить мышцы производится разминание большими пальцами.

Прием покалачивания представляет собой ряд коротких ритмических ударов, производимых тыльной или ладонной поверхностью кисти, слегка согнутыми пальцами или ребром ладони.

Малышам массаж пальцев рук и ладоней делают взрослые. Подрастая, ребенок сам является активным участником маленьких игр-упражнений. Это первые игры-упражнения по ритмической гимнастике, где дети стучат ладошками, кулачками, пальчиками по столу в ритм потешке.

Две веселые лягушки,

Ни минутки не сидят,

Ловко прыгают квакушки,

только брызги вверх летят!

Или: Большие ноги

шли по дороге:

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки,

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Царапочки, царапочки,

Маленькие лапочки,

Барабанчик оттискали

И тихонько постучали.

Народные игры: «Сорока - белобока». «Ладушки» являются первыми игровыми приемами для массажа пальцев и ладоней ребенка.

Существует большое количество различных приспособлений для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук. И малышей и старших детей привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины, латекса или пластмассы.

Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Дети с удовольствием выполняют упражнения под текстовку: «Гладила мама ежиха ежат, что за пригожие детки лежат!»

Эффекитвные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомых предметов – карандаша, катушки, грецкого ореха. С этими предметами можно выполнять различные упражнения, сочетая их выполнение с проговариванием двухстиший, четверостиший, скороговорок, чистоговорок.

Покатаем мы в руках,

Бусинки-горошки,

Станут ловкими у нас
Пальчики, ладошки!

Таким образом, полноценное формирование речи у детей напрямую зависит от развития пальцев рук. Массаж, игры и упражнения для массажа и пальчиковой гимнастики позволяют добиться прогресса в развитии детей.


Приятная процедура массажа очень нравится детям. Она хорошо расслабляет малышей, доставляет массу удовольствия. Однако не все родители знают, что есть возможность использовать массаж для развития ребенка как физического, так и интеллектуального. Процедуры можно доверить специалисту или делать самостоятельно. Систематические развивающие манипуляции приносят следующие результаты:

  1. Усиливают рефлекторные взаимосвязи сосудистой и мышечной систем с участками коры головного мозга.
  2. Стимулируют тактильные ощущения.
  3. Способствуют развитию многих органов малыша.
  4. Нормализуют тонус мышц.
  5. Положительно влияют на уровень развития речи, деятельности ЦНС.
  6. Способствуют синхронизации и активизации функционирования обоих мозговых долей.

Существуют разные комплексы развивающих процедур. Их можно выполнять полностью или использовать отдельные элементы.

Массаж рук для развития ребенка

Прекрасно развивают речь и моторику ребенка движения направленные на массирование:

Стимуляция пальчиков великолепно влияет на физическое здоровье малыша, так как каждый связан с определенным органом:

  • Большой — с мозгом.
  • Указательный — с желудком.
  • Средний — с позвоночным столбом, кишечником.
  • Безымянный — с печенкой.
  • Мизинец — с сердцем.

Самый простой метод детского развивающего массажа рук проведение поглаживаний, вектор которых лежит от кончиков пальцев к запястьям, от ладоней к предплечьям. Можно:

  • Гладить.
  • Растирать.
  • Пощипывать.
  • Надавливать.
  • Похлопывать.
  • Сгибать пальчики.

Выполняя движения необходимо проговаривать их, показывать, включать элементы игры, подбирать стихотворные тексты. Такой развивающий массаж для детей дополнительно повышает интеллектуальные способности, ведь в этом возрасте идет преобладание конкретно-образного мышления.

Рекомендуется научить ребенка самомассажу. Подойдет следующий вариант: малыш должен положить на выпрямленные пальчики правой руки указательный левой. Растереть большим пальцем правой руки его со всех сторон. То же самое проделать с остальными пальчиками по очереди. Повторить манипуляции несколько раз на двух руках.

Необходимо, чтобы ребенок выучил стишок и в это время приговаривал, делая движения в такт словам:


Для развития прекрасно подходят упражнения с применением различных вспомогательных средств:

  • Катание грецкого ореха, ребристого карандаша.
  • Сжимание резиновой игрушки.
  • Скатывание пластилиновых шариков, палочек.

Манипуляции необходимо проводить 3 раза в день. С малышами выполняют от 3 до 5 упражнений, с детьми постарше 8. Между элементами обязательно делать паузы, расслабляться.

Массаж стоп для развития детей

Зоны на стопах ребенка имеют около 72 тысяч нервных окончаний, связанных со всеми внутренними органами. Массаж ступней прекрасно способствует развитию и укреплению опорно-двигательного аппарата маленького человечка, а новорожденных начинает подготавливать к будущим шагам. С помощью этой процедуры развивается система кровообращения, повышается общий тонус организма. Для проведения можно использовать следующую технику, выполняемую ежедневно:

  1. Лежащего на спине малыша одной рукой взять за щиколотку, а другой погладить стопу.
  2. Плавными круговыми движениями пальчика рисовать округлые фигурки, восьмерки.
  3. После 4 месяцев стопу можно не только поглаживать, но надавливать, растирать, постукивать.
  4. С 10 месяцев необходимо слегка крутить пальчики на ноге. Делать это разрешается только по часовой стрелке.

Массаж ушей для развития ребенка

На ушных раковинах расположено 170 различных точек, активизирующих все органы, системы детского организма и развивающих его защитные функции. Их массаж можно применять с раннего детства ежедневно. Для эффективного развития организма, процедуры проводятся не меньше 2 раз в день. Рекомендуются следующие манипуляции:

  1. Загнуть пальцами ушки вперед, прижать их к вискам, отпустить, чтобы ощущался хлопок. Сделать 10 раз.
  2. Указательным и большим пальцами взяться за мочки малыша, тихонечко потянуть вниз, отпустить. Повторить 5 раз.
  3. Большой палец осторожно положить в ушную раковину, указательным прижать ее выступ, находящийся возле лица. Немножечко надавить его, легонько потеребить. Делать 20 секунд.

Массаж лица для развития ребенка

Профессор Фритц Р. Ауглин разработал систему манипуляций, способствующей развитию и улучшению:

  • Памяти малышей.
  • Речи.
  • Абстрактного мышления.
  • Интеллекта.

Полезно научить маленького человечка самостоятельно делать такой массаж. Он выполняется следующим образом:

  • Ушки. Делать манипуляции по очереди: мочки — потянуть вниз; верх — к потолку; среднюю часть — вперед, назад.
  • Щечки. Очертить пальцами линии вокруг глаз, опуститься к уголкам губ, подняться к носу и опять к скулам.
  • Глазки. Рисовать очки восьмеркой по нижнему и верхнему веку.
  • Овал личика. Вторым и третьим пальцами обеих рук делать плавные движения по контуру лица, ото лба до подбородка с обеих сторон.
  • Носик. Подушечками средних пальцев надавливать по 10 раз на точки в районе переносицы: возле внутреннего уголка глаза; посередине носа; на уровне его крыльев.

Особенности развивающего массажа для новорожденных детей

Все профилактические массажные процедуры, проводимые младенцам, уже являются развивающими для крохотного организма. В классические комплексы можно добавлять с любого возраста массаж ступней, ушек, лица. Однако необходимо помнить, что выполнение манипуляций у новорожденных детей имеет ряд особенностей:

Развивающий массаж значительно ускоряет формирование физических, умственных и речевых навыков малышей. Однако не стоит забывать, что во взаимодействии с детьми очень важен индивидуальный подход и понимание: какие процедуры нужны в этот период и их объем. Именно поэтому нелишним будет перед началом любых массажных манипуляций посоветоваться с педиатром и получить его грамотную консультацию.

Здравствуйте, друзья! Продолжаем цикл статей по у детей. В прошлых статьях мы с вами разобрали , а в этой статье Елена Барышева (ведущая рубрики ) поделилась с нами пальчиковыми играми, для проведения массажа пальцев и ладоней ребенка. А я решила добавить в статью массаж пальцев и ладоней массажным колючим мячиком.

Массаж пальцев и ладоней развивает , а также он очень полезен маленькому ребенку. Давно известно, что пальцы рук связаны с внутренними органами и мозгом: мизинец - с сердцем, безымянный - с печенью, средний - с кишечником и позвоночником, указательный - с желудком, большой - с головным мозгом.

Массаж пальцев и ладоней

Чтоб здоров был пальчик наш,

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрем

И к другому перейдем.

Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки тыльной стороной на указательный и средний пальцы правой. Потом растирают его внутреннюю сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.
Мы с обратной стороны

Пальчик растереть должны,

Чтобы он повеселел,


Был здоров и не болел.
Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки внутренней стороной на указательный и средний пальцы правой. Затем растирают его тыльную сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.
Чтобы крепкой быть ладошке –

Помассируем немножко:

Десять раз понажимаем

И ладошки поменяем.

Дети кладут тыльную сторону левой ладони на выпрямленные указательный, средний, безымянный и мизинец правой, а большим пальцем правой руки нажимают в центр левой ладони. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.
Вот веселые цыплятки

В огород пришли на грядку.

Они радостно идут,

Быстро зернышки клюют.

Дети похлопывают по внутренней стороне левой ладони кончиками пальцев правой руки. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.
Вот уже друзья-цыплятки

На другую влезли грядку.

Так клюют ребятки зерна

Так же смело и проворно.

Дети похлопывают по тыльной стороне левой ладони кончиками пальцев правой руки. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.
Вот из моря вылез краб

И клешней за руку – цап!

Но не справится никак –

Слишком крепкая рука.

Дети сжимают сустав, находящийся в основании мизинца левой руки, подушечками большого и указательного пальцев правой руки. Так массируют аналогичные суставы всех остальных пальцев. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.
Краб обратно не ушел –

Пальчик он теперь нашел

И схватил за ноготок.

Вряд ли в этом будет прок.

Дети сжимают ноготь мизинца левой руки подушечками большого и указательного пальцев правой руки. Так массируют ноготки всех остальных пальцев. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.
Надо нам скорее, братцы,

Дружно карате заняться.

Тренируем мы ладони,

Нас теперь никто не тронет.

Дети стучат ребром правой ладони по внутренней стороне левой ладони раз десять, затем меняют руки. Повторяют упражнение несколько раз.
Даже с этой стороны

Мы размять ладонь должны.

Чтоб крепка была ладошка,

Мы побьем ее немножко.

Дети стучат ребром правой ладони по тыльной стороне левой ладони раз десять, затем меняют руки. Повторяют упражнение несколько раз.
Постучали, а потом

Мы ладошку разотрем.

Ты потри ее еще,

Так, что стало горячо.

Дети кладут ладонь левой руки тыльной стороной на пальцы правой и большим пальцем правой руки массируют всю внутреннюю часть ладони, затем меняют руки. Повторяют упражнение несколько раз.
Чтоб чисты ладони были,

Славно их намылил мылом.

Три ладонями, давай,

Их от грязи оттирай.

Дети трут ладонью о ладонь, имитируя намыливание.

Массаж пальцев и ладоней колючим массажным мячиком

1. Мяч зажать между ладонями ребенка, пальцы прижаты друг к другу. Катайте мяч взад – вперед.

2. Исходное положение тоже, выполняйте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Мяч возьмите подушечками пальцев и вращайте его вперед (как будто закручивая крышку).

4. Мяч держите только подушечками пальцев и с силой надавите на него 4 – 6 раз.

5. Мяч возьмите подушечками пальцев и вращайте его назад (как будто откручивая крышку).

6. Мяч подкиньте двумя руками на 20 – 30 см и поймайте его.

7. Мяч зажать между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти в стороны. Ладонями надавливайте на мяч (4-6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной руки в другую, постепенно увеличивая темп.

В следующей статье Елена расскажет, как рисовать пальчиками с ребенком и чем это занятие полезно для малыша.

По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только 15 % детей рождаются абсолютно здоровыми, у остальных отмечаются те или иные патологии. По статистике, 70-90 % детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием - от темповой задержки, нарушений звукопроизношения до моторной алалии. До 50 % детей с ОНР и 35 % детей с фонетико-фонематическим недоразвитием имеют стертую дизартрию.(5)

Ученые Института физиологии детей и подростков АПН (Л.В. Антакова-Фомина, М.М. Кольцова, Е. И. Исенина) подчеркивают тесную связь речевой и пальцевой моторики. Было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук. М.М. Кольцова считает, что морфологическое и функциональное формирование речевых импульсов от рук, влияние проприорецептивной импульсации мышц руки значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области (3).

Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие ребенка и особенно его речи. В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с ЗРР (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т. Б. Филичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с ДЦП (М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова), с общим недоразвитием речи (О.С. Бот), с дизартрией (Л. В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова).

К сожалению, недоразвитие моторного праксиса как глобальное явление не нашло должной оценки в дефектологии. В настоящее время существуют противоречия в том, что теоретически разработанные упражнения по развитию мелкой моторики не находят достаточного применения на практике.(5)

Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она необходимое составляющее многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развития человеческого общества.(4)

Развитие мелкой моторики происходит на протяжении всего дошкольного детства ребенка. Уже в младенческом возрасте ребенок осуществляет движения руками. С каждым месяцем жизни эти движения приобретают все более целенаправленный характер и становятся совершенными только лишь к 6 годам жизни, когда ребенок уже может самостоятельно выполнять различные действия с предметами.

Анализируя особенности развития мелкой моторики у детей с ОНР, Т.Б. Филичева замечает, что отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей, в структуре общего недоразвития речи которых выраженным является дизартрический синдром. При всех формах дизартрии отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата в сочетании с рядом других различных нарушений и особенно с нарушением тонкой дифференцированной моторики пальцев рук (8).

Недостатки в развитии мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в следующем: в нарушении быстроты точности, быстроты переключаемости и координированности движений; дети недостаточно быстро и плавно способны воспроизводить необходимые движения, их движения вялые, они испытывают трудности переключения с одного движения на другое; наблюдается несформированность механизмов серийной организации движения и межполушарного взаимодействия; отмечается недостаточная способность к дифференцированным движениям пальцев рук и способности к переключению с одного движения на другое; недостаточно сформирован пальцевой гнозис и праксис.(9)

Массаж и самомассаж рук и пальчиков является хорошим средством развития мелкой моторики, как в дошкольном так и школьном возрасте.

Массаж и самомассаж целесообразно проводить во время свободной деятельности индивидуально с каждым ребенком.

Самомассаж проводится с целью улучшения координации произвольных движений, восстановления ослабленных мышц, снятия излишнего напряжения.

Самомассаж и массаж следует проводить 2 раза в день: в утренние часы перед занятиями и по 3-5 мин во второй половине дня. При этом стоит использовать от 3 до 5 упражнений (на начальном этапе), затем 5-7. Между массажными упражнениями необходимо проводить упражнения на расслабление мышц рук. На основе рекомендаций А.А.Бирюкова были разработаны три комплекса упражнений самомассажа.

  • Самомассаж тыльной стороны кистей рук;
  • Самомассаж ладоней;
  • Самомассаж пальцев рук.

При данном виде работы очень важно соблюдать требования к проведению массажа, иначе можно нанести вред здоровью ребенка.

После каждого упражнения дети выполняют расслабляющие поглаживания или встряхивание рук. На начальном этапе все новые движения и упражнения показывает педагог, побуждая детей копировать. Затем выполняет их вместе с детьми, после чего дети переходят к самомассажу по инструкции педагога. Начинать самомассаж нужно с прогревающих движений, что делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений. Например, при выполнении упражнения "Очень холодно зимой" разогреваются мышцы тыльной стороны рук, а упражнения "Мы - индейцы" - мышцы ладоней.

Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение упражнений можно сопровождать стихами или счетом.

Для развития тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук целесообразно использовать пальчиковый бассейн - небольшой пятилитровый таз с крышкой, наполненный сыпучим материалом с необычной текстурой.

Самомассаж кистей и пальцев рук в "сухом бассейне" способствует:

  • нормализации мышечного тонуса;
  • стимуляции тактильных ощущений;
  • увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
  • формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Для создания сухого бассейна небольшую глубокую миску (диаметром 25см., высотой 12-15см.) нужно заполнить на 8см. промытым и просушенным песком или другим наполнителем. Существует описание разнообразных наполнителей для пальчикового бассейна, в зависимости от поставленных целей: крышки от пластиковых бутылок, теннисные мячи - для расслабления мышц; крупа разной текстуры - для формирования и дальнейшего развития кинестетических и тактильных ощущений.

Для проведения массажа можно использовать различные приспособления и мелкие предметы: массажные щетки ("ежики"), маленький каучуковый или теннисный мячик, грецкий орех, карандаши, колючие колечки, "каштан". При работе с ними важно учитывать следующее требование: руки ребенка должны быть чистыми, без царапин, язвочек или других повреждений (8).

Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками "марблс" их нужно:

  • вертеть в руках;
  • щелкать по ним пальцами;
  • "стрелять";
  • направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания.

3. Массаж грецкими орехами:

  • катать два ореха между ладонями;
  • один орех прокатывать между пальцами;
  • удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.

4. Массаж шестигранными карандашами:

  • пропускать карандаш между одним и двумя - тремя пальцами;
  • удерживать в определенном положении в правой и левой руке. (1)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Акименко В.М.Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 105 с.: ил. - (Сердце отдаю детям).
  2. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе // Логопед. 2004. № 6.с. 78-83.
  3. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики у детей с нарушениями речи // Дефектология. 1999. № 4. С. 50-
  4. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 4: Навыки общей моторики. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 1997. - 168 стр.
  5. Семихатская С.В. Особенности формирования мелкой моторики пальцев рук при коррекции звукопроизношения у дизартриков // Логопед. 2009. № 6. с. 53.
  6. Современный толковый словарь русского языка под ред. Т.Ф. Ефремовой.
  7. Солодова Ю.В. Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием "сухого бассейна" // Логопед. 2008. № 3. с. 51-53.
  8. Степанова М.А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. № 7. с. 62
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч 1. Первый год обучения (старшая группа) Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.М.: Альфа, 1993.- 103 с.

Вера Васильева
Пальчиковый массаж как средство развития речи детей

Существует много различных способов, методов и методик развития речи и мышления . Среди них , далеко не всем известный, - пальчиковый массаж , способствующий активизации речевых центров головного мозга.

Пальчиковый массаж и самомассаж - один из наиболее редко применяемых на практике видов деятельности, так как не является обязательным в программе дошкольного и школьного образования. В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению самомассажа с детьми .

Игровой пальчиковый самомассаж - это нетрадиционный, высокоэффективный, доступный и безопасный метод оздоровления, развития речи , познавательной деятельности, общей и мелкой моторики детей . Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Он является эффективным средством совершенствования таких психических функций как внимание, память, зрительно-моторная координация, а так же развитие речевой и творческой сфер.

Наиболее значительный эффект можно получить, если сопровождать массажные упражнения речевым материалом. Использование игрового пальчикового самомассажа в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют организовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха, релаксационные паузы, и, в то же время, повысить эффективность коррекционной работы на занятиях. Делая себе массаж пальчиков , дети развивают речь , мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своего здоровья.

Самомассаж можно успешно проводить индивидуально и с группой детей одновременно в детских садах, в начальной школе и в условиях семьи.

Разработанный комплекс занимательных игровых упражнений способствует пробуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию темпо-ритмической , интонационной и слоговой структуры речи , внимания, памяти, усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи , помогает сделать речь яркой и эмоциональной, содержит элементы релаксации и эмоциональной разрядки, повышает настроение детей .

Комплекс занимательных игровых упражнений пальчикового массажа для дошкольников с нарушениями речи

1. Массаж (самомассаж ) подушечек пальцев рук

Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца , а остальные пальцы прижимаю подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку стиха – разминание одного пальца .

Дети любят всех зверей : (большой палец)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)

Пеликанов, журавлей, (средний палец )

Бегемотов, соболей, (безымянный палец)

Голубей и глухарей (мизинец)

Меняем руку

И клестов, и снегирей (большой палец)

Любят горного козла (указательный палец)

Обезьянку и осла (средний палец )

Дикобраза и ежа (безымянный палец)

Черепаху и ужа (мизинец)

2. Массаж (самомассаж ) фаланг пальцев

Направление массажных движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев . На каждый слог – разминание одной фаланги.

По-пу-гай (мизинец) во-ро-бей (безымянный) пе-ли-кан (средний ) со-ло-вей (указательный) пти-цы (большой)

А-на-нас (мизинец) аб-ри-кос (безымянный) а-пель-син (средний ) ман-да-рин (указательный) фрук-ты (большой)

3. Массаж (самомассаж ) прижимающий

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены . Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.

Правая рука

Шел медведь к своей берлоге (мизинец)

Да споткнулся по дороге (безымянный)

«Видно очень мало сил (средний )

Я на зиму накопил» (указательный)

Так подумал и пошел (большой)

Левая рука

Он на поиск диких пчел (большой)

Все медведи – сладкоежки (указательный)

Любят есть медок без спешки (средний )

А наевшись, без тревоги (безымянный)

До весны сопят в берлоге (мизинец)

4. Потягивание за кончики пальцев

Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Тянут – тянут (мизинец)

Бабка с дедкой (безымянный)

Из земли (средний )

Большую репку. (указательный)

Вот пришла бы (большой)

Наша внучка, (большой)

Помогла б (указательный)

Собака Жучка (средний )

Где же кошка? (безымянный)

Мышка-крошка? (мизинец)

Хоть держалась крепко, (одноименные пальцы соединить подушечками друг к другу)

Вытянута репка!

5. «Щелчки»

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены . Другая рука поднимает пальцы по одному . Затем палец отпускают и он с силой падает вниз.

Вариант 1

На каждый щелчок назвать предметы из какой-либо категории, например, стол – стул – диван – шкаф – кресло (это мебель)

Вариант 2

Все пальцы по очереди отталкиваются от большого, изображая щелчки.

Во дворе у брата

Бегали котята.

Испугались щелчка –

Разбежались кто куда!

6. Самомассаж мячиками для Су-Джок терапии

Катание мячика между ладонями, прокатывание по каждому пальцу

Я катаю колобок,

У него румяный бок,

Круглый бок, румяный бок,

Вот так чудо – колобок!

7. Массаж (самомассаж ) колечками для Су-Джок терапии

Прокатывание колечка по каждому пальцу от кончика к основанию 4-6 раз, нажимая на него.

Этот пальчик самый сильный , самый толстый и большой.

Этот пальчик для того , чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный , избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

8. Самомассаж бусинками

Катание бусинки между большим и другими пальцами . На каждую строчку – один пальчик , а смена рук – после четверостишия.

Круглую рожицу, а не косую 1-й – 2-й

Каждому пальчику я нарисую 1-й – 3-й

Пальчики , как озорные мальчишки 1-й – 4-й

Целых четыре веселых братишки 1-й – 5-й

Смена руки

Пятый братишка на голову ниже, 1-й -2-й

Только умишком и он не обижен. 1-й – 3-й

Даже такое порою бывает : 1-й – 4-й

Маленький всем четверым помогает! 1-й – 5-й

9. Самомассаж шестигранными карандашами

Катание карандаша между ладонями, пропускание карандаша между двумя, тремя пальцами .

Покатаю я в руках карандаш немножко,

Станьте ловкими скорей пальчики , ладошки.

10. Массаж ладоней шариками «марблс» (можно заменить орехами)

Взять два стеклянных шарика, положить их в одну руку, и без помощи второй руки обвести один шарик вокруг другого. Шарики (орехи) должны соответствовать размеру руки ребенка.

Вы видали циркача? Мячи идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока, будто шмель вокруг цветка.

11. «Горошки»

Насыпать горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке, набирая целую горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошина берется на ударный слог.

С блюдца я беру горошки, словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки – руки держат все горошки.

12. Самомассаж прищепками

Берем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог.

1-ый вариант

Вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок .

Дай, хозяйка корма мне,

Раньше, чем моей родне.

2-ой вариант

Кусается больно котенок – малыш.

Он думает : это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться, - скажу тебе : «Кыш!»

13. Массаж четками

Ребенок проговаривает строчку – откладывает бусину. Работают 1, 2, 3 пальцы , а 4 и 5 держат четки.

Четки мы перебираем,

Все на свете мы считаем.

За день всходит только раз

В синем небе солнца глаз.

И гордится голова :

У нее-то глаза два!

Мы пускаем пузыри :

Раз пузырь, и два, и три.

Мы считаем дырки в сыре :

Раз и два, и три, четыре.

Раз, два, три, четыре, пять.



Рассказать друзьям