Материал (класс) на тему: Как научить ребенка учиться. Как научиться учиться самостоятельно? Как рационально использовать свое время? Как заставить себя учиться, если все лень

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Для многих родителей и педагогов всё актуальнее становится вопрос: как научить ребёнка учиться? Речь пойдёт не о сложностях школьной или образовательной системы вообще. Они есть. Очень много претензий к школе. Но всё начинается не в школе (это слишком поздно), а в семье.

Решение проблемы «Как научить ребёнка учиться? » тесно связано с развитием мотивации и самостоятельности.

Раньше дети тоже теряли мотивацию к учёбе в школе. Даже не в младшей школе, а в среднем звене ближе к 7-8 классу учиться становилось как-то лениво. Сейчас идёт целая эпидемия совсем маленьких деток со сниженной мотивацией чуть ли не в полтора года.

Смотрит полуторагодовалый малыш усталым взглядом. Мама какую-то активность разовьёт, он что-то вяло сделает. Ему сразу в ладоши хлопают. А потом раз, и уже огонёк погас, словно заводка закончилась. Я уже не говорю там о желании учиться, учиться в школе. Ещё лет 20 тому было много детей с горящими глазками. И с каждым годом их процент становился всё меньше и меньше.

К 1 классу раньше дети приходили с интересом и любопытством, что же такое школа. Насколько мне это нравится, и насколько я готов вложиться, потом разберёмся. Но сама идея: я пойду в школу, детей вдохновляла. Сейчас многие дети 5-6 лет (предшкольники) на вопрос: «Хочешь в школе учиться?», отвечают отрицательно. «Где ты хочешь учиться?» – пожимают плечами. Неинтересно, ничего не увлекает.

Как научить ребёнка учиться: эффективность и возраст

Пока ребенок учится, родители будут возвращаться к проблеме «как научить ребёнка учиться» на разных возрастных этапах.

  1. 1-8-леткам помочь можно эффективно,
  2. 9-10 лет – как повезет, 10-летнему помочь можно.
  3. Но 10-12 лет – тот край, когда проблему надо было решать уже давно, однако ещё есть реальный шанс что-то сделать,
  4. в пубертате помочь сложно, извне почти невозможно.

Иногда родители задают вопрос: как научить ребёнка учиться в 15 лет? В 14-15 лет помочь очень сложно, потому что в этом возрасте мы получаем то, что было вложено до того. С подростками мы вступаем уже в другой период: встречаемся с плодами нашего воспитания.

Нужно ли подростку помогать учиться? В какой-то мере нужно помогать всегда, потому что подросток нуждается в нашей поддержке. Но кардинально изменить что-то практически невозможно, если только подросток не примет собственное решение изменить ситуацию. Помочь родители смогут, только если отношения доверительные.

Проблему «как научить ребёнка учиться» невозможно решить без развития самостоятельности. Самостоятельность и обучение тесно взаимосвязаны. Какая здесь может сложиться ситуация?

Решаем проблему, почему наше чадо ничего не желает делать самостоятельно

  1. Психологи советуют дать ребёнку самостоятельность.
  2. Вы ему даёте, но ребёнок ничего не желает, вроде всё это и неинтересно.
  3. Среда создана, игрушек – завались, а ребёнок на скуку жалуется, ничем самостоятельно заняться не может. Любимая песня: мам, мне скучно.
  4. Мама придумывает игры, находит друзей, устраивает походы, экскурсии. Выкладывается, как может, но ситуация не меняется.
  5. В конце концов, мама истощается и с чувством обречённости включает мультфильм, даёт планшет, телефон с играми, понимая, что это плохо и вредно.
  6. Но мама не знает, что дальше с этим делать.

Обычно пик "скучальщиков", когда ребёнок начинает ходить за мамой и ныть, начинается годам к четырём. Потом и с уроками у них это тоже любимая песня. Родительский частый вопрос: когда наступит тот светлый момент, что ребёнок сам начнёт понимать, что можно, что нельзя, и не надо ему часто объяснять.

Мамы иногда говорят: ну должен же он сам понимать. Часто это бывает у мам, имеющих несколько детей в семье. Появляется малыш, и мама ждёт, когда старший будет наращивать самостоятельность. А ситуация ещё и ухудшается.

Мама в отчаянии. Как же он такой будет справляться в школе? Внимание всё время теряет, без меня шагу ступить не может. Если не проконтролирую, всё будет на одном месте. Придётся всю школу уроки с ним учить. Учиться, и вообще планомерно что-то делать ему совсем неинтересно.

Как успокаиваем себя: ну, по крайней мере, ребёнок умный, даже читать, например, умеет. Маме кажется, что этого должно хватить. Она надеется, что имеющееся умение поможет и остальному наладиться.

Как научить ребёнка учиться: взгляд изнутри

Для многих родителей вопроса «как научить ребёнка учиться» не существует. Придет время, сам научится учиться. Как-то всё само собой случится и пойдет дальше благополучно.

Другие считают, что ребёнка нужно учить учиться, учить, как процесс учебы организовывать. А для этого надо самим знать следующее:

  1. как мотивировать исследовательский интерес ребенка;
  2. как помочь развивать внимание и усидчивость;
  3. что необходимо для успешной учебы в школе;
  4. как хвалить чадо так, чтобы оно не теряло интерес к самостоятельной деятельности;
  5. как восстановить мотивацию, если она потеряна.

На самом деле мы начинаем закладывать основы учения, решать вопрос, как научить ребёнка учиться в школе, с самого рождения.

Остановлюсь на похвале. Разумеется, вы сами решаете, как ребёнка поощрять. Похвала потребна, но хвалить надо грамотно. Похвала, особенно неумеренная, – внешнее воздействие. Точно так же как: сделал – конфетка.

Ребёнок привыкает отказываться от внутренних импульсов и ждёт внешней стимуляции. Сначала это работает. Но с возрастом стимуляция увеличивается, а мотивация ребёнка снижается: чтобы что-то сделал надо машину купить. У ребенка есть внутренний – природный – исследовательский интерес, вот его надо развивать.

Как научить ребёнка учиться: тест мотивации

Чтобы узнать, как обстоят дела с мотивацией у вашего ребёнка, проведите простенький тест. Прочтите каждый пункт и отметьте «да» или «нет».

  1. Редко выглядит заинтересованным или увлечённым чем-то.
  2. В любой деятельности он апеллирует к взрослому. Если взрослый организует, ребёнок участвует. Взрослый уходит, интерес теряется, и ребёнок идет снова искать взрослого.
  3. Редко задаёт вопросы
  4. Редко придумывает новые способы использования игрушек.

Пояснение. Вспомните детство: как из одних и тех же палочек делали самолеты, кукол и пр. Такая ассоциативная игра появляется ближе к четырем годам или после, в зависимости от того, как созревает мозг ребёнка. Но если дети 3,5-4 не придумывают дополнительных способов использования предмета (для игры или еще чего) – это тоже неприятный сигнал.

  1. Большинство ваших предложений заняться чем-то не вызывают энтузиазма, ребёнок быстро теряет интерес.
  2. Ребёнок выглядит активным. Родителям кажется, что с активностью у него всё замечательно. Но деятельность ребёнка больше похожа на хаотичное броуновское движение – увидел, схватил, переключился, бросил, потянулся за другим. Начал – недоделал, и так без конца. Цикла деятельности: начал – что-то делал – завершил и после этого переключился на следующую деятельность, у него нет. Есть объект, привлекший ребёнка. Он к нему потянулся, потом от него к другому…

Это нормально для детей годовалых- полуторагодовалых. Однако уже ближе к 20 месяцам дети начинают соблюдать некий цикл, короткий ещё: начал – что-то коротенько делал – закончил. Но круг «начало-середина-конец» есть. Появилась некая завершённость внутренняя: ух, здорово получилось или раздражение – не получилось. А у некоторых детей деятельность – процесс без начала и конца. Это тоже звоночек.

Такого ребенка стоит сводить к остеопату. Возможно, есть физиологические предпосылки. Сейчас многие детки имеют те или иные последствия прохождения родовых путей, нарушения в шейном отделе. И зачастую это ведёт к такому поведению.

Если вы поставили на многие вопросы «да», это уже проявления сниженной мотивации.

Как научить ребёнка учиться,

Каждый родитель на собственном семейном опыте сталкивался с тревогами и сомнениями, чувством вины и бессилием. Все хотят, чтобы их дети развивались, учились, обладали широким кругозором и добивались успехов. Но увещевания и взрослое занудство только отбивают мотивацию. Что же делать родителю? Разбирались с психологом ресурса KogdaTrudno.ru Кариной Карамян и психологом, психотерапевтом Виталием Сонькиным.

Как еще в дошкольном возрасте развивать у ребенка интерес к новым знаниям?

Дошкольник и сам ежесекундно интересуется новым. Такая уж у него природа. Но делать это он может по-разному: исследовать, опасаться, хотеть разобрать (сломать, посмотреть, что внутри) или понять, как оно устроено, долго изучать или отбросить через мгновение. Темперамент и индивидуальные особенности знакомства с окружающим миром проявляются в довольно раннем возрасте. Родители могут помогать малышу, наблюдая за тем, как он лучше усваивает информацию, что вызывает наибольший интерес, к чему его влечет. Через сильные стороны надо подтягивать слабые, считает Виталий Сонькин. Например, если у ребенка хорошая память на стихи, а вот чем фрукты отличаются от овощей, никак не может разобраться, можно сочинить и выучить стишок про это. А если он схватывает все на лету, но с трудом сосредотачивается, надо делать занятия максимально разнообразными: немного порисовать, немного попеть, немного почитать и т. д.

К сожалению, взрослые сами пытаются загнать ребенка в некое «правильное» русло. Отчасти этому способствует мода на так называемое раннее развитие, отчасти - незнание основ детской психологии и законов развития. Вместо того чтобы поддерживать ребенка в его способах познания, родители стремятся научить свое чадо «нужному» (английскому языку, таблице умножения и куче всего того, что ребенку может быть неинтересно просто в силу возраста).

Идеальный родитель в этом возрасте выполняет роль предохранителя - страхует ребенка тогда, когда любопытство опасно. Удерживает от того, что пока не по возрасту. А в остальном следует за своим ребенком или увлекает чем-то новым. Ведь никто, кроме вас, не сможет свозить его в разные необычные места, показать книги, игрушки, почитать с ним сказки, стихи.

И конечно, очень важно все время быть заинтересованным и обсуждать с ребенком то новое, что он узнает, спрашивать, верить в его силы и любопытствовать.

Как переключать внимание ребенка с просмотра мультиков или игр на планшете на что-то более «интеллектуальное», чтобы это не было навязыванием?

Как навязывать ребенку «правильное» времяпрепровождение так, чтобы это не было навязыванием? Никак. Навязывание остается навязыванием, как его ни маскируй. Но выход все-таки есть: дети с радостью соглашаются на любые занятия, если взрослые готовы делать это вместе с ними.

Чтение интересных книг, разыгрывание сказок, настольные развивающие игры, выращивание фасоли на подоконнике, кормление птичек… Есть множество вещей, которые можно делать с ребенком и одновременно развивать его.

Из-за чего возникает зависимость от телевизора или социальных сетей? Как ее не допустить?

Если познавательную активность ребенка останавливают (не ходи, не трогай, не лезь…), если с ним не играют, если его вместо этого заставляют учиться, хотя он еще не ходит в школу, то компьютер становится самым светлым пятном в его жизни. Зависимость возникает из-за того, что там - в социальных сетях, играх, телевизионных передачах - жизни больше, чем здесь, в реальности. Там кто-то заинтересован, говорит о чем-то, что касается ребенка, вызывает у него живой отклик.

Почему-то расхожая истина, что запретный плод сладок, так и не стала указанием к действию. Родители продолжают запрещать то, что реально запретить не могут. Вместо этого лучше задуматься: почему это интересно детям, что они находят в этих играх, передачах. И через это постепенно развивать их вкусы и интересы.

Как правильно подготовить ребенка к школе, чтобы он не начал ее ненавидеть еще до 1 сентября?

Дотерпеть до школы и не заставлять ребенка учиться тогда, когда все, что ему нужно, - играть, играть и еще раз играть! Не просто так детей отправляют в школу именно в семь лет. К этому моменту начинают развиваться те отделы мозга, которые помогают ребенку регулировать свою активность. Первые росточки воли. В семь лет ребенку уже по силам между «хочу» и «надо» выбрать «надо».

Если же ребенка заставляют учиться до семи лет, тогда, когда отделы мозга еще не сформированы, а весь смысл добиваться успеха в учебе заключается в похвале родителя, ребенок начинает испытывать отвращение к этому действию. Ведь приходится отказываться ради учебы от игры.

Когда ребенок уже учится в школе, как мотивировать его узнавать что-то новое за пределами уроков в школе и домашних заданий?

Детям интересны «неформальные» знания, и чем они старше, тем больше. Этот интерес проще всего поддерживать… запрещая. Если вы сделаете полку «запретных книг» в доме, до которой строго скажете не дотрагиваться, скорее всего, именно эти книги будут досконально изучены.

А еще можно просить ребенка исследовать те или иные вопросы в зависимости от его интересов и рассказывать о них взрослым. В школьном, как и в дошкольном возрасте огромную роль играет заинтересованность родителя, его вовлеченность в процесс.

Почему кто-то глотает книги одну за другой, а для кого-то чтение - это наказание?

Странно ждать от ребенка любви к чтению, если его родители с трудом могут вспомнить последнюю прочитанную книг. Ребенку важно видеть читающими своих родителей. Или хотя бы кого-то из действительно значимых взрослых. Кого-то, к кому ребенок относится с уважением или обожанием. Следует своим примером показывать, что вы предпочитаете книги многим другим занятиям. Если ребенок видит своими глазами, что начитанность - это благо, слышит диалоги о книгах, наблюдает, какое уважение умные и начитанные люди вызывают у его родителей или того самого значимого взрослого, то он впитывает любовь к чтению и все больше читает сам.

Зря говорят, что современные дети читают меньше. Развитие телефонов и интернета привело как раз к тому, что читать стали больше, но детям сложнее читать длинные тексты. И тут спасает только увлекательность сюжета и мастерство авторов - тогда ребенок перестает бояться объемов и морально готовится к «Войне и миру». Многие дети предпочитают читать не бумажные книги, а на планшете или читалках. И в этом тоже нет ничего страшного.

Какие конкретно книги смогут заинтересовать младших школьников?

В интернете есть множество списков таких книг по возрастам (например, и ). Младшие школьники традиционно любят истории про своих сверстников и фантастические истории с приключениями, сказки. Такого рода литературы существует огромное количество, от классики вроде Астрид Линдгрен, Носова, Драгунского, Туве Янссон до современной классики - «Гарри Поттера» и всех его продолжателей. Дайте ребенку самому выбирать, что ему нравится, не навязывайте книги из своего детства.

Какие ресурсы могут заинтересовать ребенка?

Есть «Детское радио», где периодически рассказывают интересные и увлекательные вещи для детей. Различные телеканалы, например Discovery или «Моя планета», на которых можно увидеть интересные передачи о животных, канал «Культура», проекты BBC. Есть Политехнический музей, в котором проходят очень интересные экспериментальные проекты для детей разных возрастов, хорошие детские программы проводит Дарвиновский музей. Такие площадки, как «Кидбург» или «Кидзания», позволяют ребенку больше узнать об устройстве мира и общества, окунуться в мир взрослых. В интернете ежесекундно появляются новые сайты и проекты, образовательные каналы, к примеру «Детская комната» образовательного проекта «Арзамас». Из всего разнообразия родители вместе с ребенком могут выбрать то, что подходит именно им.

Важно всегда помнить, что роль родителя не в том, чтобы выставлять барьеры, а в том, чтобы убирать препятствия на пути естественного детского любопытства и тяги к новым знаниям.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов - и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей - это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь

Сегодня учиться самостоятельно не проблема: выбор вариантов онлайн-курсов с лучшими преподавателями почти безграничен. Проблема в самоорганизации и самодисциплине. Как не лениться, не откладывать обучение и получать самообразование с удовольствием? Сооснователь платформы онлайн-курсов Prometheus Иван Примаченко поделился своим опытом и дал пару дельных советов.

Знание - главная движущая сила современного общества, источник силы и конкурентных преимуществ в работе и жизни. Однако традиционная система образования все меньше способна обеспечить возрастающие потребности человека в актуальных знаниях и умениях. Как говорил Камю, школа- это место, где нас готовят к жизни в мире, которого уже не существует. Даже лучший университет больше не может дать студентам знания, которых им хватит на всю жизнь. Каждые 5-10 лет их специальность может видоизменяться до неузнаваемости. Социальные сети, смартфоны, энергетическая революция, большие данные, беспилотные автомобили - вот лишь некоторые явления, которые за последние 10 лет фундаментально изменили многие профессии и породили новые. Времена, когда обучение было лишь детско-юношеским этапом в жизни человека, заканчиваются. Теперь, чтобы добиться успеха, каждому из нас нужно учиться на протяжении всей жизни. Но для этого вначале придется овладеть навыком, который не преподают в украинских школах и университетах: научиться учиться самостоятельно.

Миф о таланте. Фиксированное мышление и мышление роста

Тема обучения чему-то новому овеяна огромным количеством мифов, самым распространенным и вредным из которых является миф о таланте . Его суть заключается в том, что успех в изучении того или иного дела зависит от врожденных способностей - таланта, который можно развивать или закопать, но нельзя пропить. Талант либо есть, либо его нет.

Современная наука об обучении полностью опровергает этот миф. От пионерских исследований Блюма в 80-е годы XX века до современного фундаментального издания The Cambridge Handbook of Expertise and Expert Performance исследования биографий великих и просто известных людей так и не смогли найти "таланта" (врожденных предрасположенностей) к тем или иным интеллектуальным навыкам. Оказалось, что даже уровень IQ лишь слабо соотносится с профессиональными успехами, что уж говорить о неуловимом таланте. Однако миф о таланте не просто вводит нас в заблуждение: он активно вредит нашей способности учиться и совершенствоваться.

В связи с этим Кэрол Двек, исследовательница и преподаватель Стэнфордского университета, различает два типа мышления : фиксированное мышление и мышление роста.


Люди с фиксированным мышлением верят в то, что их успехи предопределяют врожденные способности. Если человеку не хватает таланта или ума, то этого не исправить. Личности с таким типом мышления часто боятся ошибиться, потерпеть поражение, ведь это, на их взгляд, демонстрирует врожденный недостаток способностей. Именно поэтому они избегают сложных задач, в которых существует риск неудачи, и не приемлют любой негативной обратной связи, ведь любая критика может полностью подорвать их самооценку.

Люди с мышлением роста , напротив, уверены, что все, чего достигает человек, он получает благодаря тяжелой работе и настойчивости. Даже проигрыш они расценивают лишь как еще одну возможность сделать выводы и отточить свои навыки. Такие люди не боятся задач за пределами своей зоны комфорта, не падают духом при первых неудачах и всегда рады обратной связи, даже если это означает быть готовым принять критику в свой адрес.

Для эффективного обучения, даже больше чем для достижения успеха в любом другом деле, важно придерживаться мышления роста и избегать фиксированного мышления.


Три стратегии успешного обучения

В уже легендарной статье The Making of an Expert, опубликованной в 2007 году в Harvard Business Review, дается обзор трех основных научно установленных факторов, которые помогут стать выдающимся экспертом в определенной области.

Во-первых, время, потраченное на осознанную практику нового навыка или умения. Речь идет о правиле 10 000 часов (или 10 лет): именно столько нужно сознательно практиковаться, чтобы стать специалистом мирового уровня в чем-то. Ключевое слово тут "осознанность" - любое количество бездумного механического повторения ничем не улучшит ваши навыки. Осознанная практика предполагает постановку перед собой целей для каждого занятия, фиксацию и анализ результатов каждого такого "урока".

Во-вторых, эффективное обучение предполагает постоянный доступ к лучшим учителям и менторам . На разных уровнях обучения вам понадобятся разные наставники. Сначала лучшие местные учителя, впоследствии - национального уровня, а затем уже и эксперты мирового класса. Лучшие учителя ускоряют обучение, структурируют процесс освоения новых знаний, мотивируют и контролируют выполнение самостоятельной работы. Ваша главная и конечная цель - стать лучшим учителем и ментором для самого себя. Именно этим свойством обладают все выдающиеся эксперты.

В-третьих, наилучшему обучению способствует поддержка семьи и окружения . Выдающиеся люди собираются вместе, поддерживают тесные связи и учатся друг у друга. Работа и общение с лучшими помогают вам стать лучшим.

Интересный факт: биографии множества людей, традиционно считающихся выдающимися вундеркиндами, прекрасно соответствуют изложенным выше условиям. Наиболее известен пример Моцарта, которому молва приписывает фантастический врожденный талант. Не стоит, однако, забывать, что обучение Моцарта музыке началось в 4 года, его отец был известным музыкальным учителем и автором одного из первых учебников по игре на скрипке, который вдохновенно мотивировал молодого Вольфганга к постоянным репетициям.


Семь правил успешного обучения

1. Обучение эффективно, когда дается с усилием. Человек должен прилагать сознательные усилия для того, чтобы усваивать новые навыки и умения. Знания, полученные без усилий, подобны отпечаткам на песке: очень скоро от них не останется и следа.

2. Мы добиваемся стабильного совершенствования лишь тогда, когда можем измерить свой прогресс. Человек склонен к иллюзиям в оценке эффективности своей учебы. Как правило, мы переоцениваем свои успехи от поверхностного ознакомления с материалом и неправильно оцениваем темпы нашего прогресса. Чтобы избежать этого, необходимо постоянно контролировать свои успехи с помощью объективного измерения: тесты, разнообразные стандартизированные проверки навыков и даже банальные вопросы для самопроверки в конце книжной главы позволят трезво оценить наш прогресс в обучении.

3. Классические школьно-университетские методы подготовки малоэффективны. Перечитывание текстов и механическая зубрежка ничего не дают. Это легкие методы обучения, которые противоречат первому правилу. Они не заставляют нас напрягать наш разум по-настоящему, а просто утомляют его однообразным повторением.


4. Практики вспоминания - основа обучения. Чем больше раз мы вспомним информацию, тем дольше она будет храниться в нашей памяти. Существует две эффективные техники вспоминания.

Первая - это отложенное вспоминание : на карточке с одной стороны напишите вопрос, с другой - ответ на него. Вначале надо изучить содержание карточки, затем, через день, попытаться вспомнить его. Если вы верно вспомнили ответ, указанный на обороте карточки, ее можно отложить на неделю до следующего повторения. Если ошиблись - повторить необходимо уже на следующий день. Чем длиннее цепочка успешных припоминаний, тем все больший интервал должен быть перед следующим повторением. Эта система особенно популярна для изучения иностранных слов, и многие из нас сталкивались с ней в сервисах вроде Anki или LinguaLeo. Однако с помощью простейших карточек или даже самого обычного рукописного конспекта систему отложенного вспоминания можно приспособить для изучения практически любого предмета.

Вторая чрезвычайно эффективная техника вспоминания - перемешивание тем и типов заданий . Если вы изучаете английский, не стоит искусственно разделять свое обучение на изучение грамматики, лексики и навыков говорения. Лучше изучать их одновременно, чередуя один вид занятий с другим. Если вы решаете разные подтипы математических задач в рамках одной темы, перемешивайте их так, чтобы каждый раз вам приходилось подумать, с каким именно подтипом задачи вы имеете дело.

5. Попробуйте решить проблему до того, как вас научат ее решению. Не стоит спешить читать о том, как очередная легенда менеджмента спасла свою компанию. Вначале подумайте, как на его месте поступили бы вы. Не имеет значения, получится найти правильный ответ или нет. Уже то, что вы приложите усилие, попробуете "придумать свой велосипед" до того, как получите готовый ответ, поможет вам быстрее и глубже разобраться в новой идее или способе решения проблемы.


6. "Стили обучения" вроде "визуального" или "аудиального" - миф . У нас нет серьезных научных подтверждений их существования. Напротив, исследования указывают на то, что лучше всего запоминается та информация, в восприятии которой задействовано максимум органов чувств и различных ассоциаций. И это вполне логично, ведь знания конструируются.

Многие считают, что наша память- это пустая емкость, в которую мы просто заливаем новую информацию до тех пор, пока она не наполнится до краев. Однако эта концепция глубоко ошибочна. В реальной жизни новые знания всегда привязываются к той информации, которая уже хранится в нашей памяти. Новые понятия и идеи могут быть поняты и восприняты нами лишь с помощью уже знакомых понятий и идей. Поэтому стоит усвоить привычку объяснять самому себе новое и сложное через старое и простое. Столкнувшись со сложной и непонятной идеей, обязательно попробуйте найти для нее простую аналогию или метафору, которая поможет вам "поймать" суть новой информации.

7. Следует пытаться найти фундаментальные правила и первоосновы решения проблем , а не просто запоминать факты или зазубривать процедуры решения тех или иных задач. Такие первоосновы, которые могут быть использованы для решения множества задач в различных сферах знаний, принято называть ментальными моделями. Классический пример ментальной модели- это эволюция: естественное развитие, движение от простого к сложному, которое происходит медленно, но неотвратимо. Каждый из нас в большей или меньшей степени знаком с понятием биологической эволюции. Но что, если мы столкнемся с термином "звездная эволюция"? Он не знаком нам, но, владея ментальной моделью "эволюция", мы легко можем догадаться, что речь, по-видимому, идет о естественном, медленном и неизбежном изменении состояния звезд. И будем очень недалеки от истины, хоть и услышали этот термин в первый раз. Чем большим количеством ментальных моделей мы владеем, тем быстрее и эффективнее сможем понимать новые идеи и концепции.


Как заставить себя учиться самостоятельно

Книги, массовые бесплатные онлайн-курсы и другие доступные источники качественных знаний сегодня в изобилии доступны всем желающим. Куда более сложный вопрос, как мотивировать себя к самостоятельному обучению и наконец-то закончить те два десятка книг и онлайн-курсов, которые вы уже давным-давно хотите пройти. Попробуйте следовать трем простым, но проверенным на практике советам.

Учиться нужно понемногу, но регулярно. Если вы раздумываете, когда лучше проходить онлайн-курс- на выходных в течение нескольких часов за раз или ежедневно по полчаса,- то последний вариант оптимален. Разбивка учебного процесса на небольшие сессии создает ощущение быстрых успехов и мотивирует вернуться к обучению на следующий день.

Самостоятельно учиться лучше всего в одно и то же время в одних и тех же условиях . Привычка - вторая натура, а регулярность - залог успеха в обучении. Выработав у себя привычку учиться в определенное время, вам будет куда легче придерживаться регулярных занятий.

Самостоятельное чтение книг и прохождение онлайн-курсов лишают вас важного стимула в виде социального давления : если вы забросите обучение, в отличие от традиционного образования, никто об этом не узнает: ни преподаватель, ни другие студенты. Создайте для себя необходимое для самостоятельной учебы социальное давление: публично расскажите о своих планах друзьям, присоединитесь к совместной группе подготовки или сами ее организуйте, обсуждайте и комментируйте процесс вашего обучения в социальных сетях.

Иван Примаченко - аспирант исторического факультета Киевского национального университета им. Т. Шевченко. Два года назад он проходил известный гарвардский онлайн-курс основ программирования CS50 . Обучение в Гарварде, не выходя из киевской квартиры, помогло понять, насколько такой формат самообразования удобен и перспективен. В октябре 2014 года Иван вместе с двумя единомышленниками, Алексеем Молчановским и Викторией Примаченко, создал платформу бесплатных онлайн-курсов Prometheus. На сегодня это самая популярная украинская платформа онлайн-образования, которая включает 29 открытых курсов и объединяет 115 000 слушателей.

Иван Примаченко, сооснователь платформы массовых бесплатных онлайн-курсов Prometheus

Есть такой старый анекдот. Ребенок, придя с первого урока в первом классе, возмутился: "Почему вы не предупредили, что эта волынка на десять лет?". Народный юмор, как всегда, точно отражает явление. Очень часто дети уже в первом классе начинают воспринимать учебу как каторгу, а учителя не могут добиться внимания на занятиях. Частые жалобы учителей: "Не может высидеть весь урок спокойно, не запоминает то, что объясняем". При этом ребенок может к первому классу уметь читать и писать. Практика показывает, что это не главное. Под словом "подготовка к школе" стоит понимать прежде всего подготовку к процессу обучения и рутинной работе, а также мотивацию к получению знаний. И это вполне по силам родителям.

1. Играйте в школу

Несмотря на "внушительный" возраст в 6-7 лет, ребенок еще не стал взрослым. Игровая деятельность до сих пор очень важна для его развития. В дошкольном возрасте через игру можно показать ребенку, что такое школа и что его там ждет. Например, присылать ему настоящие письма от любимых сказочных героев, которые пошли в первый класс и просят вашего сына или дочку о помощи. Важно вместе ходить и забирать письма из почтового ящика, это же так интересно и волшебно - каждый раз получать долгожданные конверты с интересными заданиями и сюрпризами (например, незадуваемой свечкой, невидимыми чернилами или загадочными семенами, которые нужно с помощью родителей посадить в землю и поливать).

Можно сделать связанную серию писем, в каждом из которых ребенку нужно разгадать ключ, и после того, как он выполнит все задания из всех конвертов, его ждет большой подарок. Заданий не должно быть много, от письма к письму их стоит чуть усложнять, чтобы постепенно развивать усидчивость и концентрацию внимания на решении той или иной задачи.

2. Привлекайте к играм школьников

Детям полезно бывать в разновозрастной компании, а дошкольнику дополнительный "бонус" принесут дети постарше, с которыми он может поиграть в школу. Они уже опытные, за плечами один, а то и два класса, могут стать учителями, взять мел и поучить "мелюзгу" чтению и письму. Главное, взрослым не вмешиваться в такие игры и не диктовать свои правила - пока это только игра и четкое следование школьному сценарию здесь не нужно. Главное - в головах дошкольников формируется образ школы.

В 6–7 лет ребенок способен задавать сотни, а то и тысячи вопросов в день. Не всегда полезно моментально выдавать готовые правильные ответы. Гораздо интереснее вместе искать их в книгах, энциклопедиях, проводить несложные эксперименты или отсылать ребенка к авторитетам. Например, хочет он узнать, как делаются столы - найдите столяра, который все покажет и объяснит.

Покажите ребенку не только, как приобретаются знания, но и зачем. Сколько птиц на дереве? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно научиться считать. Вот еще одна прилетела - сколько стало? Учимся складывать. Дали 50 рублей на карманные расходы - хватит ли на два мороженых? Сложно? Пусть папа поможет решить задачку. Что написано на этой этикетке? А на той вывеске? Придется научиться читать, чтоб узнать.

4. Начните приучать ребенка к порядку

Да-да, именно сейчас - пора. Домашняя рутина - отличная проекция школьной ежедневной иногда монотонной работы. Без нее не будет результата.

Однако, не стоит сразу наваливать на ребенка большое количество дел и давить на него: "убери игрушки, застели постель!». Нам не нужна негативная реакция и отторжение. Важно выделить ребенку зоны ответственности, которые ему по силам, и придать значимости его ежедневным обязанностям. Объясните ему, что он уже достаточно взрослый и способный, чтобы разделять с родителями хозяйственные заботы, давайте ему задания, которые тренируют усидчивость: не просто убрать игрушки, а рассортировать их, не просто свалить книжки на полку, а аккуратно составить по размеру.

Хвалите и поощряйте ребенка, обращайте его внимание на то, как ровно он составил или аккуратно сложил. Это поможет ребенку с энтузиазмом относиться к домашним делам, и он будет готов к рутинным и скучным моментам школьной жизни.

5. Грамотно обустройте рабочее место

Обязательно вместе с ребенком, учитывая его мнение, вкусы и пожелания, выбирайте парту, стул, полки и создайте вместе такое рабочее место, которое станет "местом силы" для ребенка. Ему будет нравиться здесь находиться и делать уроки, ведь этот уголок он создал сам!

6. Подберите ребенку занятия

Курсов подготовки к школе так много, что иногда теряешься: куда пойти, по какой методике заниматься, стоит ли вообще? Узнайте, есть ли такие курсы в той школе, куда вы отдаете своего дошкольника. Имеет смысл записаться именно на них, чтобы ребенок познакомился с будущими одноклассниками, учителем и почувствовал атмосферу школы.

И что из этого вышло. Этот сервис снова вернул мне любовь к образованию, и я решил разобраться в том, что этому способствовало.

Я приверженец следующего утверждения: всем нам нравится учиться, и, если сделать всё верно, обучение может стать самым любимым занятием в жизни. Но «сделать всё верно» - это достаточно расплывчатое понятие, и его не помешало бы немного конкретизировать.

Я поразмыслил над сложившейся ситуацией и, пожалуй, понял, что поспособствовало тому, что я вновь полюбил учёбу. И вот несколько советов, которые помогут абсолютно любому из вас научиться учиться и полюбить это.

Выберите любимую профессию

По себе знаю: если вы будете учиться тому, что вам не нравится, ничего хорошего не получится. Впервые я почувствовал это в университете, а во второй раз - когда пытался заставить себя научиться программировать. Затею я не бросаю и сейчас, но сделать это трудно. А причина всего одна и очень простая: мне не нравится это занятие.

Если вы сможете найти профессию, которая вам нравится, новые знания будут чем-то сродни небольшому празднику и вам действительно захочется учиться.

Хаотичное движение - это не всегда плохо. Если вы гений или творческая личность, то можете не читать эту статью дальше. Проблема лишь в том, что если вы считаете себя гением или творческой личностью, то вы ни то ни другое.

Без плана практически невозможно правильно построить процесс обучения. Что же должно входить в план? Во-первых, время, которое вы готовы тратить каждый день на обучение. Стоит ли говорить о том, что нет практически никакого смысла учиться по 5 минут в день? Я склоняюсь к тому, чтобы обучение занимало не меньше часа, а более точные сроки вам предстоит определить самостоятельно.

Во-вторых, учебная программа. Если вы учитесь онлайн, составьте список источников, книг, сайтов, блогов, которые вы будете изучать. Главное - следуйте плану. Не пропускайте ни дня, и когда учёба войдёт в привычку, вы поймёте, зачем это было нужно.

Ведите конспект

Я даже не догадывался о том, что вести конспект может быть приятно. Если вы слушаете лекции, то записывайте в него краткий пересказ основных понятий. Если читаете книги, выписывайте цитаты, высказывания и определения, которые считаете нужными.

Необязательно писать конспект от руки. Я пользуюсь Evernote, и он меня абсолютно всем устраивает. С выбором инструмента вам придётся определиться самостоятельно. Мой совет: попробуйте оба способа. Несколько дней записывайте конспект от руки, а после ведите его в каком-нибудь приложении. Какой способ позволяет лучше запомнить материал, удобнее, практичнее и быстрее? Ответив на эти вопросы, вы сможете сделать выбор.

Добавьте практику

Хотите научиться программировать? Программируйте.

Какой бы профессии вы ни решили учиться, вы сможете найти способ практиковаться в ней, даже если у вас нет возможности устроиться на работу. К примеру, в маркетинге - изучайте маркетинговые кейсы, стратегии известных компаний, думайте о том, как можно было бы улучшить маркетинг той или иной фирмы. В дизайне - рисуйте сайты, логотипы, переделывайте внешний вид известных сервисов и сайтов. Если знаете, как можно сделать лучше, делайте!

Я привёл в качестве примера профессии из сферы IT, но, думаю, чем бы вы ни занялись, вы сможете найти способ практиковаться в этой сфере.

Найдите профессионалов

Найдя человека, который разбирается в профессии лучше вас, вы сможете значительно ускорить своё обучение. Причём у вас ведь есть Интернет, а это означает то, что для поиска вам не придётся даже выходить из дома.

Пишите имейлы известным и именитым профессионалам и задавайте им вопросы. Не будьте слишком навязчивым, так как такие люди в большинстве своём очень заняты. Но зачастую они открыты к диалогу и будут рады помочь вам советом.

Ставьте цели

Стать дизайнером.

Но не такие цели. Ваша цель должна способствовать тому, чтобы вам хотелось её достигать. Не стоит ставить глобальные цели, начните с небольших. Добиваясь их, вы всё больше будете желать заниматься и достигать новых целей.

Не переусердствуйте

Достаточно противоречивый совет, однако я не мог его не упомянуть. Я знаю много историй выдающихся личностей, которые занимались по 8 часов в день. Не знаю, как им это удавалось, ведь, занимаясь столько времени, несложно выработать отвращение к учёбе и к тому, чему вы учитесь.

Постарайтесь найти ту тонкую грань, которая позволяет вам заниматься ровно столько, чтобы это было продуктивно и не вызывало скуки.

Какие советы вы могли бы дать человеку, который хочет научиться учиться? Делитесь ими в комментариях!



Рассказать друзьям