Материал на тему: Сценарий праздника «Гуляют ребятки в рождественские святки. Рождественские посиделки «Весёлые святки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

История праздника Святки

Святки — святые дни, или святые вечера, — главный зимний многодневный праздник на Руси и в России, который начинается 7 января и длится до Крещения (19 января).

Во многих странах по-своему отмечают этот праздник, но в чем-то традиции разных стран схожи, ведь они уходят своими корнями далеко в древность.

Святки с давних пор включают в себя колядование, гадание, ряжение. Слово «колядование» образовано от слова «коляда». Коляда считался одним из самых влиятельных и почитаемых языческих богов. Ему посвящали праздники, в его честь устраивали игры и забавы. Коляду считали богом веселья. Но постепенно о его божественном происхождении стали забывать. Позже у этого слова появляются другие значения. Под колядованием стали понимать обряд хождения по домам на святки с поздравлениями, песнями, забавами, потехами. Песни, которые при этом исполнялись, называли колядками.

Подобные обряды совершались у персов, индийцев и монголов.

На Руси святки праздновались всеми. На святочные маскарады готовили маски (в то время их называли личины), шутовские одеяния. Одни мазали щеки черной сажей, другие искусно приделывали усы, а на голову надевали большие лохматые шапки, чтобы близкие и друзья не могли их узнать. Ряженые с шутками обходили дома, исполняли обрядовые песни. Каждая хозяйка щедро одаривала гостей, угощая печеньем, конфетами и другими сладостями, проявляя к гостям милосердие.

Любимым святочным развлечением было гадание. Им занимались вечером и ночью. Большинство гаданий было направлено на то, чтобы узнать, выйдет девушка замуж или нет.

В святки Церковь не совершает бракосочетаний, но в старину в эти дни начинались ярмарки невест.

Сценарий «Святые дни»

Зал оформлен по-новогоднему. Празднично накрыт стол, за которым все будут угощаться после представления.

Мальчик. Что-то моя бабушка странной стала: купила мандарины и печенье — спрятала, приготовила домашнюю колбасу — тоже спрятала. Прячет и все повторяет: «На святки! На святки!»

Девочка. Это еще ничего. Вот моя бабушка недавно стол накрыла: положила охапку сена, а меня отправила под стол и заставила пищать, как цыпленка. Что творится!

Бабушка . С вашими бабушками все в порядке. Они к празднику готовятся, который называется Святки. Он продолжается 12 дней от Рождества Христова до Крещения. Во время Святок проходили колядования, когда молодежь наряжалась, ходила по дворам, они пели песни, посвященные Рождеству Христову, желали людям счастья, урожая. Хозяева же их угощали и собирали на святочные посиделки, где играли, гадали. А что вы знаете о Святках?

Викторина «Святки»

2. Для чего в Сочельник встречают первую звезду? (Считается, что сбудутся желания)

3. Для чего в Сочельник люди рисуют кресты на помещениях? (Чтобы оградить себя и дома от нечистой силы)

4. Почему в рождественский ужин ребят заставляли лезть под стол и щебетать, как цыплята? (Чтобы куры хорошо неслись)

6. В каком городе родился Иисус Христос? (Вифлеем)

7. Что означает имя Иисус? (Спаситель)

8. Что означает Христос? (Помазанный)

9. Какое другое название Рождественской звезды? (Вифлеемская)

10. Если на Рождество к вам в гости первой пришла женщина, что это означает? (Это плохой знак, весь год в доме будет болеть женщина)

12. Почему на Крещение Господне девушки умывались снегом? (Считалось, что крещенский снег красоты прибавляет)

13. Как святки называют на Украине и в Белоруссии? (Коляды)

Бабушка. Раньше на Руси говорили:

Если на Рождество звездная ночь — будет большой приплод скота, а в лесу много ягод.

Метель на Рождество — пчелы будут хорошо роиться.

Погода ясная и небо звездное — хороший урожай.

Мальчик . Моя бабушка говорила, что кутью приготовит, что это?

Бабушка . Это каша, которую варят на Рождество. Ребята, вспомните, как готовят кутью?

(Рис, изюм, варенье, сахар, ваниль, мед.)

А кто скажет, как предлагают кутью?

(Вежливо обращаясь и предлагая отведать кутью, положив ложкой кашу в тарелку хозяев.)

Слышится крик, шум, смех. Появляются ряженые.

Ряженые вместе. Добрый вечер тому, кто в этом доме!

Ряженый 1 . Отведайте нашей кутьи сладкой, чтобы жизнь ваша была сладкой.

Ряженый 2. Отведайте нашей кутьи сытой, чтобы хозяйка доброй была.

Ряженый 3 . Отведайте нашей кутьи белой, чтобы у хозяев думка светлой была.

Бабушка. Ну, девочка, иди угощайся и гостей угости.

Ряженые и девочка обмениваются кашами, пробуют.

Бабушка . Зачем вы к нам, гости дорогие, пожаловали?

Ряженый 1 . Коляда пришла, вам забавы принесла!

Ряженый 2 . Русские потешки, пересмешки и игры.

Игра «Прыжки в мешках»

Два игрока залезают в мешок и прыгают определенное расстояние. Кто первый дистанцию прошел, тот и выиграл.

Игра «Перетягивание каната»

Две команды стоят спиной друг к другу. Канат они будут перетягивать, пропустив канат между ног.

Игра «Конек-горбунок»

Два игрока на плечи сажают себе других ребят и наперегонки бегут до указанного места и обратно. Кто первый прибежит, тот и выиграет.

Ряженый 3 . На Руси во время Святок игры проводили на улице. Это были прыжки через костер, взятие снежной крепости, катание с горок и многие другие. А у девочек в то время было другое интересное занятие — гадание. Самым верным и действенным считалось гадание на Рождество, если гадающий будет гадать без креста, без пояса и не благословясь.

Гадание с кошкой

Ряженый 1. Всех присутствующих прошу загадать желание. Сейчас в комнату войдет кошка: если она переступит порог левой лапкой — желание сбудется, а если правой — нет.

В комнату запускают кошку.

Гадание с курицей

Девочка . А это гадание на суженого. Перед курицей надо поставить три тарелки: с водой, хлебом и золотом. {Девочка ставит три тарелки.) Теперь смотрим: к какой из тарелок подойдет курица, такой и муж будет: с водой — пьяница, с хлебом — рассудительный и зажиточный, с золотом — богатый.

Все смотрят, куда пойдет курица.

Ряженый 2 . Почти все способы гадания имеют одну цель — скоро ли и за кого выйдут замуж или на ком женят. Например, под подушку кладут много листочков с именами, а утром вытягивают один из них. Или под подушку кладут расческу, зеркало и полотенце и говорят: «Суженый, ряженый, явись ко мне наряженный».

Гадание с луковицей

Девочка зажигает свечу, в два стакана наливает воды и ставит в них луковицы.

Мальчик . Что ты делаешь?

Девочка . Погоди ты. Тут судьба решается, а ты со своими вопросами.

Мальчик. Чья судьба?

Девочка . Видишь две луковицы? Скоро я без проблем узнаю, кто из нас двоих быстрее женится или выйдет замуж. Это твоя луковица, а это моя (делает пометки). Чья раньше прорастет, тот раньше и найдет свою половину.

Игра «Что меня ожидает»

Мальчик. Я тоже приготовил свое гадание. Вот у меня кувшин, а в нем записки. Каждый из присутствующих вытягивает по одному листочку и читает, что его ожидает в этом году.

Пожелания:

1. Веселье в дом к тебе придет, сюрпризами обрадует.

2. Будет весь грядущий год спокойным и размеренным.

3. Будут окружать тебя друзья, родные и коллеги.

4. Грядущий год удачу, радость принесет.

5. В наступающем году будешь ты среди веселья, счастья, красоты.

6. Будешь верить и любить, дружбой братской дорожить.

7. Огород вас озадачит небывалым урожаем.

8. Проживете этот год без проблем и без забот.

9. У тебя впереди отличные дела, в порядке все и радости навалом.

10. Будешь весел и здоров, а также чист душой.

11. Будут у вас здоровье и горы радостных удач.

12. Будете цвести, как прежде, и смеяться от души.

13. Будет работа для вас в радость и приятною усталость.

14. Будет радостною жизнь и будет теплым дом.

15. Дом твой обойдет недуг и гость незваный.

Конкурс «Крещенские гадания»

Ряженый задает вопросы ребятам.

1. Раз в Крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

Для чего бросали башмачки?

(Чтобы узнать, с какой стороны ждать суженого?)

2. В чем суть следующего гадания: на стол ставятся два зеркала друг против друга, а сбоку две горящие свечи.

(В зеркале можно увидеть суженого.)

3. Для чего чашу с водой выносили на мороз?

(Чтобы узнать, родится ли в этом году в семье ребенок. Если лед гладкий— детей не будет, если есть бугорок — родится мальчик, а если ямка — девочка.)

Ряженый 1 . Добрые хозяева, задержались мы у вас.

Ряженый 2 . А на прощание желаем, чтобы все вы здоровы были.

Ряженый 3 . Чтобы праздники любили и обряды не забывали.

Ряженые уходят.

Бабушка . Новый год и Рождество друг от друга недалеко, а скоро еще и Крещение. Поздравляю всех с тремя праздниками. Счастья вам, здоровья, радости, удачи и веселья. Идемте кушать кутью и пить чай.

Цель праздника для педагога:

1. Развитие художественно-творческих способностей ребенка.

2. Формирование представления о культуре народного творчества и народных промыслах.

Цель проведения праздника для школьников:

1. Знакомство с традиционными обычаями и обрядами святочного периода.

2. Закрепление знаний об играх, хороводах, плясках святочного периода.

3. Обучение основам работы с тестом и изготовление рождественных фигурок из теста (козуль).

4. Освоение традиционного пения.

Место проведения: большой свободный класс.

В мероприятии принимают участие педагог, двое ведущих, учащиеся (дети). Вступительное слово представляет педагогу.

Ход мероприятия

Рассказ педагога об истории промысла изготовления рождественских пряников, тесно связанного с празднованием святок на Руси.

С 7 по 19 января - период празднования зимних святок в традиционном народном и православном календаре от Рождества до Крещения. Это время на Руси отмечено как одно из самых веселых, радостных и шумных. В деревнях, селах и городах ходили по дворам колядовщики с новогодними поздравительными песнями-колядами, получали за песню угощение - пироги, блины, пряники. Чтобы обеспечить благополучие, плодородие в наступающем году, по традиции хозяевам следовало устроить радостную, приветливую встречу. Все поздравляли друг друга с Новым годом особым способом - песнями, пожеланиями каждому здоровья и добра. Соседи, родственники, дети ходили из дома в дом под видом сеятелей, бросали горсть зерна в красный угол и пели:

Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю,

Со скотом, с животом,

С малыми детушками!

С первого дня Рождества ходили «христославы» по дворам с нарядно украшенной звездой на большом шесте и пели рождественский тропарь или поздравительные песни, за что тоже получали дары в виде хлеба, что обеспечивало плодородие в будущем году.

Две недели не прекращались святочные игрища, где молодежь (отдельно дети) устраивала хороводы, пляски, игры. Обязательно на святочных вечерах появлялись люди в масках, в особой одежде, которых называли «ряженые». Любимыми персонажами ряженых были медведь, коза и лошадь - символы плодородия и благополучия. Ряженые устраивали импровизированные сцены из жизни, всех смешили, хулиганили. В дома также приходили бродячие актеры - кукольники, которые устраивали вертепные представления: «Поклонение Христу- младенцу», «Смерть царя Ирода».

Девушки в период святок, особенно в последние вечера перед Крещением, загадывали на женихов, на свадьбу, пели подблюдные песни:

Кому поем - тому с добром,

Кому сбудется - не минуется.

Традиционной, неотъемлемой частью святочного периода была обрядовая кухня, изготовление рождественских пряников, козуль, коровушек.

В Архангельской области было принято печь пряники, которые называли «козули». Самые древние холмогорские и мезенские козули - из черного теста, иногда расцвеченные белым.

Холмогорские по виду напоминают оленя. Из теста вылеплена фигурка оленя, на голове куст рогов ветвистых, на рогах яблоки, на яблоках птички, сделанные из белого теста. Размер такого оленя мог быть от 5-6 вершков (вершок - 4,4 см). Поменьше размером козули делают без яблок на рогах, а только с птичками. Пекут козули и меньше - в один вершок, и они похожи на фигурки коров, коней (иногда с всадником), почти как фигурки из каменного века.

Мезенские козули плоские. Раскатывают тесто длинной лентой толщиной в половину карандаша и сворачивают в соответствии с замыслом.

Архангельские козули пекут из пряничного теста, режут железными формами (силуэтами) и украшают цветной глазурью. Металличесие формы хранились долго в семьях, передавались из рода в род. Этим пряникам примерно 200 лет. Размер этих козуль был от 1,5 до 10-12 вершков, а стоимость - от одной копейки до рубля, иногда и до 10 рублей.

Перед Рождеством козули заполняли рынок. Огромное количество их рассылалось по России и за границу.

Наиболее древние формы пряников - звезда, ангел, пастух, корзина с дарами, птицы, близкие к человеку животные, елка, олень с санями. Более поздние - амазонки, извозчик, собака с дудкой, кошка, пароход, паровоз, велосипедист.

Исследователи народного искусства находят связь между мучными фигурками и новогодним культовым жертвоприношением. Наиболее древними были образы коня, птицы, а также оленя. Конь - символ солнца, небесный олень - олицетворение нарождающейся жизни, в данном случае нарождения солнца, которое от зимы поворачивает к лету.

Сейчас это ремесло существует как домашнее творчество: выпекают пряники по обычаю в канун рождества как подарок и лакомство для близких.

Сегодня вы узнаете только часть святочного действа - обряд колядования, обряд дворов с «засеванием». Мы изготовим рождественские козули из теста, заведем святочные хороводы, пляски и игры. Итак, начинаем наш праздник.

(Дети, одетые в русские народные костюмы, рассаживаются, готовятся.)

Ведущие: Поздравляем с наступившим Рождеством!

(Исполняют святочную поздравительную песню.)

Как на речке, на Иордане,

Щедрый вечер, добрый вечер,

Добрым людям, на свят вечер,

На здоровье.

Мать Мария ризу мыла,

Щедрый вечер, добрый вечер,

Добрым людям, на свят вечер,

На здоровье.

Помывши, ризу повесила

На калину, на малину.

Да слетели два ангела,

Взяли они ризу на крылышки,

Понесли они ризу в поднебесье,

Все небеса растворилися,

Все святые суклонилися.

Педагог: Когда отмечаются зимние святки на Руси?

Педагог : Что такое Рождество?

Дети: Это большой праздник, посвящен он рождению Иисуса Христа.

Педагог : Какие события происходят в святочные недели?

Дети: Ходят по дворам колядовщики с поздравительными новогодними песнями, колядами, одаривают колядовщиков хлебом (пирогами, блинами, пряниками).

Педагог: Что еще значительного бывает в это время?

Дети : В Новый год по старому календарю (с 13 на 14 января) «засевают» хозяев зерном для того, чтобы был урожай в новом году.

Педагог : Кто такие «христославы»?

Дети : Это люди, которые ходят с наряженной звездой, распевают Рождественский тропарь и славят Рождество.

Педагог: Что такое вертеп?

Дети: Это рождественский кукольный спектакль. Вертепщики разыгрывают разные сцены из истории рождения Христа.

Педагог : Кто такие ряженые?

Дети: Это люди в масках, переодетые в зверей. Любимые персонажи ряженых - медведь, конь, коза.

Педагог : Какие большие праздники бывают на святки?

Дети: Рождество, Новый год, Крещение.

Педагог : Что бывает на Святое Крещение?

Дети : В Крещение освящают воду и святят этой водой все углы в доме и окропляют освященной водой всех членов семьи. Крещением заканчиваются святки.

Педагог: Какая обрядовая еда существует на святки?

Дети: Рождественские пряники.

(Первый ведущий выставляет фигурки - пособия на стол.)

Ведущий 1: Сейчас каждый из вас получит кусочек теста, и мы попробуем с вами слепить два пряника. Тесто - это будущий хлеб, поэтому относиться к нему надо уважительно, бережно.

Ведущий 2: Кусочек теста берем в руки и начинаем его катать в ладошках. Передадим ему тепло наших рук. Катаем шар гладкий, без морщинок. Лепим любое домашнее животное: корову, коня, бычка, свинку, оленя, птичку - по выбору.

Педагог: Начинаем лепку с ножек. На шаре делаем 4 защипа, вытягиваем шейку. У каждого животного есть свои отличия. У коня - длинные ноги, грива; у оленя - большие ветвистые рога; у свинки - пятачок; у козла - рога, борода. Птица выделяется собенно. Ее лепят по форме ладьи и обязательно с птенцами или яйцами. Для оформления этих элементов используем ножик, палочки. Готовые фигурки устанавливаются на противень.

Второй вид пряника - он тоже древний, называется «мезенские козули». Делали их в селах, расположенных на реке Мезень Архангельской области. Операция по скатыванию повторяется. Затем кладем его на стол и двумя руками раскатываем длинную колбаску. Она должна быть одной толщины. Закручивать фигурку начинаем с середины на столе. Наиболее распространены были звезда, дом, церковка, восьмерка (как символ бесконечности), улитка, олень, корова, кошка. Пряники кладем на другой противень.

(Пока изделия детей выпекаются в духовке, педагог настраивает ребят на обряд колядования.)

Педагог: Берем с собой корзины, мешки, надеваем маски и отправляемся с пением поздравительных песен-коляд.

Дети:

Коляда, коляда!

Пришла коляда

Накануне Рождества,

Коляда, коляда.

Мы ходили, мы искали

Коляду святую.

Мы нашли коляду

У Ивана на дворе.

Иванов двор - железный тын.

У Ивана на дворе три терема стоят.

Что в одном терему - красно солнышко,

Во втором терему - что ясен месяц,

Что во третьем терему - часты звездочки,

Часты звездочки - малы деточки.

Кто хлеба дал - у того рожь густа,

И умолотиста и уколотиста.

Давай вам Бог двенадцать коров,

Тринадцать бычков.

Они на поива идут - они помыкивают.

Они с поива идут - они поигрывают.

Еще в поле - то приростки,

На гумне - то примолотки,

На столе спорынья,

Рождеству - ворота.

Коляда, коляда!

(За песню ребят одаривают сладостями, подарками. Все наколядованное они складывают в корзины и мешки для общего обрядового стола. Ребята достают из карманов, мешочков зерно (или крупу) и начинают «обсевать» хозяев, приговаривают.)

Дети:

Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Со добром, с животом,

Со богачеством!

(Обойдя таким образом все классы и кабинеты, дети возвращаются в свой класс, и здесь за накрытыми скатертями столами, за самоваром состоится пир - очень важная часть обрядового святочного действия.)

Ведущий 1 : Чем обильнее угощение на столе - тем богаче в новом году будет урожай хлеба - ржи, пшеницы, здоровее будет скот, будет приплод у коров, коз, будет счастье в новом году.

Ведущий 2 : Пряники-козульки в духовке испеклись, лежат на столе и душисто пахнут. Надо нам всем вместе сесть и съесть эти пряники. Раньше хозяйка обязательно одну-две испеченные фигурки оставляет в красном углу под иконами, где они лежали до первого выгона скота в поле. Высохший пряник размачивали в воде и скармливали скотине. Остальные пряники раздаривались родне, гостям.

После угощения ребята переходят в зал для следующего святочного действа - праздника, в который входят игры, хороводы, пляски святочного цикла. Вот некоторые из них.

1. Хороводная Вологодской области.

Как у наших, у наших, у наших у ворот,

Ой, ляли, у ворот, ой, ляли, у ворот,

Стоял девок, девок, девок, хоровод.

В хороводе, в хороводе были мы,

Увидали, увидали, увидали парочку.

Встань парочка, парочка, парочка, прибодрись,

Хоть немножко, немножко, немножко, потанцуй,

Кого любишь, кого любишь, кого любишь поцелуй.

В хороводе ходит парень, выбирает по тексту девочку, они танцуют. В конце песни парень 3 раза целует ее, затем выходит другая пара и хоровод начинается сначала.

2. Святочная игра Вологодской области «Золото хороняла».

Золото хороняла,

Чистое хороняла,

Я ухоронила, я уборонила,

Порохом засыпала,

Сметьем замела,

Призакружевело,

Призаиндевело.

Гадай, гадай, девица,

Через поле идучи,

Косу руссу плетучи,

Увеваючи, уплетаючи.

Пал, пал перстень

В калину - малину,

В черную смородину.

На кой ручке перстень?

На правой ручке,

На левом мизинце.

Ходит водящий с колечком в руке, остальные участники игры сидят, сложив ладошки. Водящий прячет колечко у одного из игроков незаметно для всех. Второй водящий должен угадать, у кого кольцо.

3. Плясовая игра Вологодской области «Растяпа».

Дети становятся парами в линию по типу «третий лишний». В игре должен быть один лишний игрок. Когда зазвучит плясовой наигрыш на балалайке или гармошке сначала пойдут плясать те, кто оказался впереди и лишний. Стоящие вторыми называются «домики». Они могут поднять руки в виде крыши и должны стоять на месте. Вдруг наигрыш обрывается, и тогда пляшущие должны занять себе «домик». Кто останется без домика, тот и будет «растяпой».

В первый раз так: «Раз, два, три - растяпа ты!»

Во второй раз так: «Раз, два, три, четыре, пять - растяпа ты опять!»

Конспект занятия фольклорно-этнографической студии «Беседушка»

(внеурочная деятельность во 2 классе)

«Гуляют ребятки в зимние Святки»

Подготовила:

Учитель музыки

БОУ КМР ВО «Николоторжская СОШ» Шабарова О.В.

2014 год

Сценарий фольклорного праздника

«Гуляют ребятки в зимние Святки »

Цель: приобщение школьников к русской традиционной культуре. Знакомство с обрядом колядования на Руси.

Предварительная работа:

познакомить ребят с традиционными святочными обрядами, атрибутами и героями обряда колядования;

разучить с детьми святочные песни, колядки, игры и хороводы;

объяснить значение слов: «коляда» (от лат. «выкликать»), «колядка» (короткая песня величально-поздравительного характера), «колядовщики» (исполнители колядок), «авсень» (от слов «овес», «сеять») - песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье;

вместе с детьми изготовить атрибуты обряда колядования - звезду, вертеп, месяц, мешок (приложение № 1) и рождественские подарки - сувениры для родителей, друзей и гостей праздника;

гостинцы для колядующих.

Участники: учащиеся начальных классов

Действующие лица: ведущий, Федотья, Зима, группа детей (ряженых, участники фольклорной студии «Беседушка»)

Оборудование и материалы: ТСО (компьютер), аудиозаписи, атрибуты и декорации, чайные чашки с предметами для гадания (монета, кольцо, луковица, хлеб, сахар, соль, вода).

Ход праздника

Зима: Добрый вечер, святый вечер!

Рада этой с вами встрече!

Пришла я к вам сама – развеселая зима!

Да и как мне веселой – то не быть, когда все самые лучшие праздники на мое время приходятся! Давненько я у вас не была, все в других краях платком мела. А нынче решила к вам заглянуть, снежку немного сыпнуть, морозцем приветить, да и праздник с вами встретить! Приглашаю всех к себе во двор! У меня здесь большой простор!

Ребята, сегодня мы с вами собрались накануне одного из самых больших праздников в православии – Крещение. Недавновсе отмечали Рождество. Эти праздничные дни от Рождества до Крещения называются Святками. Люди ходят в церковь и в гости, колядуют и славят Христа - младенца. Они поют рождественские песни и желают родным и друзьям добра, мира, любви. (рассказать, как отмечали Святки в Никольском Торжке, используя этнографические материалы. Приложение)

учитель: Дети,Рождество Христово- волшебный таинственный праздник. А вы знаете, в каком городе родился Младенец Христос? (В Вифлееме)

ДЕТИ : В далёкой, в далёкой стране Иудее, где никогда не бывает зимы, родился младенец Христос. Он появился на свет неподалёку от города Вифлеема.

учитель: Кто была его мать?

ДЕТИ: Дева Мария и старец Иосиф

учитель: А что вы знаете о его рождении?

ДЕТИ Родители Христа - дева Мария и старец Иосиф шли в город Вифлеем, где проходила очередная перепись населения. Поздно вечером они добрались до города и решили остановиться на ночлег в пещере, называемой вертепом.

Учитель: Куда положили младенца, когда он родился?

ДЕТИ: В центре пещеры стояли ясли – деревянная кормушка для скота, а в ней солома и трава. Случилось чудо, и родился Божественный Младенец – Иисус Христос. Дева Мария с любовью и нежностью спеленала его и положила в ясли на свежую мягкую солому.

Учитель: Каждую минуту рождаются на земле дети. Но когда родился Христос, в мире случилось много неожиданных, дивных чудес. Расскажите, что вы знаете об этом.

ДЕТИ: В момент рождения Христа в небесах зажглась Рождественская звезда – самая яркая и лучистая. Она послала свой луч в пещеру, где родился Младенец, и осветила его таинственным, неземным светом.

Молодцы, вы многое знаете. Послушайте ещё старинное предание.

Девочка (Ира Горшкова): Давным-давно во Вифлееме

Спаситель мира родился.

И в честь его у той пещеры

Обряд священный начался.

И Рождество Христово славя,

Туда шли люди чередой…

И даже травы и деревья

Заговорили меж собой.

Сказала пальма: «Я листвою

Младенца в жаркий день укрою».

«А я своим благоуханьем,-

Маслина говорит в ответ,-

Я освежу его дыханье-

Ведь дерева нежнее нет!»

А ель без зависти, но с грустью

Смотрела на своих подруг…

Как бедной ей и недостойной

Явиться ко Христу? Но вдруг

Спустился ангел и сказал ей:

«Не унижай сама себя.

Скромна ты очень и прекрасна,

И возвеличу я тебя»

И вот Божественный Младенец,

Проснувшись, видит пред собой

Сиянье звёзд из поднебесья

На ветках ели скромной той»

Выходят участники студии «Беседушка», беседуют между собой, говорят по очереди

    Ой, девушки, вечер-то какой сегодня чудесный: ясный, морозный, звезд на небе видимо-невидимо!

    Все вокруг пляшут, поют, колядуют, Христа прославляют…

    На Руси Святки-самый длинный и веселый праздник. Предки наши пили, ели, веселились две недели.

    От Рождества и до Крещенья, приготовив угощенье.

    Ой, ребята, нонче Святки! Не пойти ль нам на колядки?

    Там блины, козули и кисель в кастрюле.

Учитель: Да, ребята, с Рождества до Крещения ряженые ходили по дворам со звездой, месяцем и вертепом. Пели, подарки просили, хозяев поздравляли, здоровья им желали. Давайте и мы с вами пойдём колядовать. Есть у меня сундучок, где хранятся такие вещи, что будут в самую пору и нашим колядовщикам.

Учитель выкладывает костюмы «лисы», «петуха» «медведя» на отдельные стульчики, дети наряжаются.

У декорации домика, в окно кричат.

    А давайте из этого дома хозяев кликнем, да щедровку-колядку споем.

    (кричат в окно) Здравствуйте, хозяева добрые! С Новым годом! С Новым счастьем! Чтоб здоровы были, много лет чтоб жили!

Поют :

Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям новый год!

Чтоб масло и сало на кухне скворчало,

Жилось без печали, чтоб деньги бренчали.

На счастье, на здоровье, на новый год!

Сеем, веем, посеваем, счастья, радости желаем!

Сеем, веем, посеваем с Новым годом поздравляем!

(сыплют зерном)

Дети: хозяюшка, а как же угощение?

Хозяйка: какое еще угощение?

Дети: колядовщиков по обычаю приветить надо и угостить от души положено.

Хозяйка: кем это положено? Мне не положено, идите, идите со двора!

Дети смеются:

Ребята разбирают заранее приготовленные атрибуты обряда со словами:

    Звезда - моя!

    А мой - месяц!

    Вертеп - Иринке,

    А коза - Аринке!

Все смеются. Аринка (одна из девочек) берет козу за поясок, коза «бодается». Аринка гладит козу, приговаривает:

Аринка:

Козушка моя серая,
По горке ходила.
Коза моя смелая,
Волчика дразнила.

Коза подпрыгивает и мотает головой, «дразнит» воображаемого волка.

Волк такого не стерпел,
Взял козушку, да и съел!

На слово «съел» коза падает на пол, дергает ногами, руками, притворяется съеденной. Дети жалеют козу, все тяжело вздыхают, кроме одного бойкого мальчика, который подходит к лежащей на полу козе со словами:

Мальчик.

Нашей козе немного надо:
Решето овса, поверх колбаса,
Три куска сала...

Все (хором ). Чтоб коза встала!

Коза неожиданно поднимается и торжественно объявляет:

Коза.

По деревне всей пройдем,
Коляду-авсень споем!

Ведущий. В старину на Руси был такой обряд. Назывался...

Все (хором ). Коляда!

Ведущий. С Рождества до Крещения ряженые ходили по дворам с козой...

Коза (стучит копытцем ). Ме-е-е!

Ведущий. Медведем...

Медведь (мотает головой ). Р-р-р!

Ведущий. Звездой, вертепом и месяцем. Пели, просили подарки, хозяев поздравляли, здоровья желали.

Девочка (с озорством ).

С праздником, господа!
А кричать ли коляда?

Ведущий. Кричите!

Все поют колядку, двигаясь по кругу. Медведь, коза и Баба-яга идут противоходом в середине круга, изображая шествие ряженых.

Каледа, каледа!

Зародилась Каледа накануне Рождества,

Мы ходили да искали Каледу святую,

Мы нашли Каледу у Федотьи на дворе.

Как Федотьин двор далеко стоит-

На семи верстах, на семи столбах.

Ты, хозяюшка, наша матушка.

Дай, дай Каледе –

Тебе двор живота, а не дашь Каледе – тебе кошка в окошко гнилые глаза.

Мальчик.

Долго мы колядовали,
Уже ноженьки устали.
Всю деревню обходили,
Про Федотью-то... (огорченно ) забыли.

Девочка. А вот мы опять пришли к дому Федотьи (показывает на декорации русской избы ). (Обращаясь к подружке. ) Поль, стучи в окно-то.

Полина стучит в окно со словами:

Девочка.

Здоровья тому, кто в этом дому.
Кто даст пирога, тому двор живота!

Мальчик.

Что, Федотья, наварила?
Что, родима, напекла?
Выноси-ка поскорей,
Не морозь-ка ты детей.

Девочка (выставляя ногу вперед на пятку ). У нас чоботы худые.

Все (жалобно, с притворством ). У нас ножки-ти зябнут.

Мальчик (показывая руки в рукавицах ). У нас рукавички дырявы.

Все (взявшись за кончик платка ). У нас ручки-ти зябнут.

Девочка. У нас платочки то-о-оненьки.

Все. У нас ушки-ти зябнут.

Мальчик (ударяя себя в грудь ). И тулуп-то короток.

Все (обнимая себя двумя руками, «замерзая» ). Колядовщик передрог!!!

Медведь (нараспев ). Зимой шубка не шутка. (Хвалится своей шубкой, вразвалочку, гордо прохаживается перед детьми. ) Зимой тулуп всякому люб.

Девочка (настойчиво, обращаясь к Федотьиному окну ).

Мы и пели, и играли
Под твоим окошком.
Ты, Федотья, что ль глухая?
Выноси лепешку!

Выходит тетка Федотья, в руках блюдо с угощением.

Ребята громко смеются, играют на музыкальных инструментах, хлопают и топают.

Тетка Федотья (с укоризной ).

Сначала загадки отведайте,
А потом и лепешкой обедайте.

Тетка Федотья загадывает ребятам загадки.

Тетка Федотья.

Без рук рисует,
Без зубов кусается. (Мороз.)

Рассыпала Лукерья
Серебряные перья.
Закружила, замела
Стала улица бела. (Метель.)

Скатерть бела
Весь свет одела. (Снег.)

Везет Сенька
Саньку на санках.
Санки хлоп,
Санька вбок,
Сонька скок,
Сеньку с ног.
Назови-ка всех по именам? (Сенька, Санька, Сонька.)

Мушки белые летят,
Они не пьют и не едят. (Снежинки.)

Текло, текло
И легло под стекло. (Река подо льдом.)

Не бриллиант, а светится. (Лед.)

Федотья

Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок елок.
Скину шубку на снежок.
Все пожалуйте в кружок. Ребята встают в тесный кружок

Давайте погреемся.
Все вместе поиграем,

Ребята играют в народную игру, здесь же можно завести пляску Игра «Кто ударил». Один из игроков стоит спиной к остальным. Кто-нибудь легонько ударяет его по плечу, спине. Игрок быстро оборачивается и старается вызнать того, кто ударил. Если угадает, то ударивший занимает его место, если ошибся, то снова отворачивается.

Игра «Нарядись» ( разная одежда складывается в мешок, который ведущий передает участникам. Далее участники под музыку передают мешок друг другу. Но как только музыка останавливается, тот, у кого в руках мешок, должен запустить туда руку и достать первую попавшуюся вещь и надеть на себя. Дети остаются наряженные в кругу, учитель предлагает погадать)

Учитель: А вы знаете, что испокон веков наши предки в зимние вечера под Новый год, под Рождество и в «крещенские вечерки» (в ночь с 18 на 19 января) пытали судьбу – гадали… Хотите и вы попытать судьбу?

(гадание : В чашки положить кольцо, монету, хлеб, сахар, луковицу, соль, налить воду. Чашки накрыть платочком. Ребенок с закрытыми глазами выбирает чашку. Учитель объясняет смысловое значение. Кольцо – найти друга. Монета – быть богатым. Лук – плакать придется. Хлеб – быть сытым. Сахар – веселиться. Соль – не нужно ругаться! Вода – к жизни без особых перемен. Можно использовать гадания именно какие были раньше в Никольском Торжке ПРИЛОЖЕНИЕ)

Федотья: И, конечно же, какие Святки без подарков? Главное – чтобы подарок был сделан от чистого сердца. Чаще всего – это были колокольчики, ангелочки, открытки.

Ну, что же, колядовщики, совсем животы опустели? Угощайтесь, питайтесь, да смотрите в тоску не ударяйтесь!

Дети: вот спасибо, хозяюшка! Ох, и знатное угощение!

    Мы ходили, мы гуляли да колядки распевали!

    сеем, веем, посеваем с Новым годом поздравляем! Счастья, радости желаем!

    Уродись пшеничка, горох, чечевичка!

    На поле – копнами! На столе пирогами!

    С новым годом, с новым счсатьем!

    Добрая хозяюшка! Новая годинка, будь деловита, из радостей сшита, добром покрыта, горем не разбита!

Хозяйка Федотья (обращаясь ко всем присутствующим) Желаю и я всем вам счастливо жить, богатеть, добра наживать да лиха избегать! Вашим пожиткам дай бог прибытка!

Все вместе: с новым годом! С новым годом!

Под музыку колядовщики дарят подарки гостям и с пением покидают сцену. Далее устраивается чаепитие с угощением, чтобы у ребят создалось полное ощущение праздника - Святок.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

АТРИБУТЫ ОБРЯДА КОЛЯДОВАНИЯ
(Технология изготовления Н.М. Федотовой)

Звезда

Этот атрибут святочного обряда колядования символизировал чудесную звезду, которая взошла на небе. По явлению звезды волхвы узнали о рождении Иисуса. Обычно звезду делали пятиконечной, из бумаги большого размера, и приделывали к палке. Иногда в центре звезды помещали икону с ликом Христа. В некоторых областях звезда заменялась большим крестом, украшенным бумажными венками и цветами.

Звезду изготавливали следующим образом: из плотного картона или фанеры вырезали звезду (она могла быть восьмиконечной, круглой или пятиконечной). Лучи звезды могли быть тупыми или острыми, равными или неравными по длине, главное, чтобы они были симметричными. Материалы для изготовления звезды были разными: ткань, блестящая бумага и мишура, атласные ленты, цветная бумага и картон.

В центр звезды приклеивалась иконка. Внизу под иконкой делали подставку (полочку) для металлического подсвечника, на которую устанавливалась церковная свеча.

Шест обматывали по спирали атласной лентой. На нижнем лучике звезды укреплялись колокольчики.

Месяц

Шест с месяцем символизировал светлую зимнюю ночь, когда родился Иисус Христос.

Изготавливается месяц следующим образом:

1) из плотного картона или ДВП вырезается основа высотой 25 см;

2) основа с двух сторон обклеивается самоклеящейся пленкой желтого цвета;

3) месяц закрепляется на шест;

4) готовый атрибут украшается лентой и колокольчиками.


Вертеп

Название «вертеп» произошло от древнерусского слова «пещера». В обрядах колядования вертеп символизировал пещеру, в которой родился Иисус Христос (см. таблицу: Технология изготовления вертепа).

Приложение 2

Ряженые

- Святки – кудесами ходили – шубу выворачивали, тряпки на себя навешивали

- медведь – шубу выворачивали

- покойник – надевали на него всё белое (белую рубаху)

- он сам в избу заходил

- цыганкой рядились

- шутили – заваливали ворота

Водой заливали двери

Ник.-Торжск., Никольский Торжок, 1310-21

- Святки – шутили – двери дровами или дровнями заваливали

Ник.-Торжск., Никольский Торжок, 1310-27

О календарных праздниках, обрядах и гуляньях:

- Святки – шутили – над тем, кто горох, например, не разрешал есть

- раскладывали по деревне дрова

Заваливали ворота снегом

Пирамиду из саней посередине деревни связывали верёвками

Снимали калитку и уносили куда-нибудь в деревню

Ник.-Торжск., Чебунино, 1310-43

О календарных праздниках, обрядах и гуляньях:

- Святки – ряженые – занавешивались, лицо мазали сажей, зубы из картошки вставляли, чтобы не узнали

Ник.-Торжск., Чебунино, 1310-48

О календарных праздниках, обрядах и гуляньях:

- Святки – собирались в нетопленной избе

- маскированными ходили – наряжались парнем, старухой, стариком

Лицо закрывали марлей

Вставляли зубы из репы или картошки, лицо зубным порошком белили

- медведем – шубу выворачивали

- гусём – шубу выворачивали и палку или серп вставляли в рукав

- девкой – парни туфли надевали

- шутили – двери заваливали, воду в притвор наливали

- окна сеном закладывали

Дровни ставили к крыльцу

Ник.-Торжск., Кочевино, 1311-35

О календарных праздниках, обрядах и гуляньях:

- Святки – «маскиро ́ ванным ходили» – лицо марлей закрывали

Зубы «ре ́пныё» вставляли, лицо мукой белили

- шутили – ворота заваливали у стариков

О календарных праздниках, обрядах и гуляньях:

- Святки – ку ́ десом ходили – ходили по домам и представлялись работниками райсобеса, обещали, что пенсию старикам поднимут

Ник.-Торжск., Заречье, 1312-32

О календарных праздниках, обрядах и гуляньях:

- Святки – праздновали с Рождества до Крещенья

- ряженые – ходили с кадилом, в котором был куриный помёт

- им махали и разбрызгивали помёт

Был очень неприятный запах

Кудеса заходили в избу, плясали, пели частушки

Ряженые ходили с гармонистом

Лицо закрывали марлей, парчой

Лицо мазали, зубы из картошки вставляли

К поясу привязывали полотенце, кнуты

Мужики колокольчики к ремню, шляпе привязывали

Мужчина с колокольчиками трясся, когда плясал, чтобы звенело

Один мужик бегал «пу ́кал» изо рта водой, мукой или пудрой

Женщины наряжались в длинные платки, шали

Ряженые плясали, трясли мукой из мешочка на пол

Уголь на пол кидали

- покойник – его заносили в избу, отпевали, окуривали

Ник.-Торжск., Заречье, 1312-34

О календарных праздниках, обрядах и гуляньях:

- Святки – ряженые – зубы из редьки, репы, брюквы или картошки вставляли, чтобы не узнали

- мужиками – надевали костюмы, шляпы

Ник.-Торжск., Заречье, 1312-39

- Святки – кудеса ́ ми ходили – с гармонью ходили

- цыганкой наряжались

Марлей лицо закрывали, чтобы не узнали

- шутили – ворота заваливали

- Святки – кудесами ходили – одевались «кто понаря ́днее, кто посмешне ́е»

- шутили – с гор сани спускали

- двери заливали

Ворота заваливали

О календарных праздниках, обрядах и гуляньях:

- Святки – наряжались – «Бабой Ягой» наряжались

- медведем – маску медведя надевали

О календарных праздниках, обрядах и гуляньях:

- Святки – маскированными ходили – одевались во всякие тряпки

- курочкой – запихивали руки и ноги в рукава фуфайки

- сзади у фуфайки хвост делали

- медведем – шубу выворачивали, мохнатую шапку надевали

Ник.-Торжск., Рукино, 1313-32

О календарных праздниках, обрядах и гуляньях:

- Святки – кудесам ходили – вечером ходили

- одевали, у кого чего есть

Лицо марлей завешивали, чтобы не узнали

Кудеса в избах плясали

Когда кудеса плясали, угли под ноги кидали

- цыганами наряжались

- шутили – на Новый год ворота заваливали – водой заливали и дровами закладывали

О календарных праздниках, обрядах и гуляньях:

- Святки-ряженье –

Рядились цыганами, «Христ ради просили»

Рядились «всякими чучел ми»: например, лисой, «зверь¢, в†пшем»

Ник.-Торжск., Чебунино, 1321-04

О календарных праздниках, обрядах и гуляньях:

- Святки-ряженье –

Ряженые ходили по домам. Им подавали пироги, конфеты

О календарных праздниках, обрядах и гуляньях:

- Святки-ряженье –

Ходили маскир†ванными: надевали длинные юбки, закрывали лицо тюлью или марлей

Наряжались свадьбой: «невеста» надевала широкое цветное платье, шляпу. К платью пришивали оборки. «Жених» был «в большом костюме» «с наш ½ками», в широких брюках с разноцветными портошинами. Рукава рубахи тоже были разного цвета. На ногах – валенки.

Ник.-Торжск., Савинское, 1321-26

О ряженой лошади:

«У нас одна такая женшина была, так интересная, ну, в†пшом, выд‰мшица. Нас одела лошадью, двоё. Да, вот. А чё, мы маленькие ишо были, дак хоть мы так наклонились, это. На ноги-то шубы вывернули. Шубы-то вывернули, одели на ноги. Чё, мы небольшие были. Вот на этой, нас это, а дв†ё. Узду надели-то на лошать-то, узду. Да нас и завели в эту, в клуб-то. Вот. А она, это, дёржит, это, нас дёржит, узд‰ надела да. И, этот, испугались, кто поменьше, так и убежали. Испугались лошади. Вот какая лошать была, это, страшн я».

Ник.-Торжск., Савинское, 1321-27

О календарных праздниках, обрядах и гуляньях:

- Святки-ряженье –

Две девочки рядились «лошадью»: на ноги надевали вывернутые шубы, делали голову с гривой (набивали мешок или наволочку соломой). Голову держали рукой. Женщина водила лошадь по кругу.

Ник.-Торжск., Савинское, 1321-28

О календарных праздниках, обрядах и гуляньях:

- Святки-ряженье –

- кудес ходили

Женщины наряжались мужчинами

- «медведем набас¿ца»: выворачивали шубу. Медведь пугал.

Ник.-Торжск., Савинское, 1321-59

О календарных праздниках, обрядах и гуляньях:

- Святки-ряженье –

- «к‰десом ходили»

Надевали мужской костюм, завешивали лицо

Надевали старинные широкие юбки с оборками

Выворачивали одежду на левую сторону

Ник.-Торжск., Савинское, 1321-76

-ряжены е-

В Святки ходили по домам ряжеными

Рядились цыганами

Ряженые лица занавешивали, чтобы не узнали

Наряжались коровой, медведем

Парни рядились покойником – покойнику вставляли зубы из репы

Гадания-

Девушки в Святки гадали

Под подушку клали пустой мешок, «клали пор†жной мешок, скажут: «Меш†к пор†жной, покажи п‰ть дор†жной»

Ещё клали подкову от лошади, замечали «какой жонх придёт лошадь подк†вывать»

Девушки ночью ходили на перекрёсток дорог, слушали «не усл˜шат – ли топот лошадей, дак вот с какой стороны жонх придёт»

Девки ходили гадать в баню

В Святки молодёжь заваливали ворота снегом, заливали водой

Девушки ходили по домам, вставали под окошко, стучали, и спрашивали: «Как судьбу зовут?», должны были сказать имя суженого

Ник.-Торжск., Никольский Торжок, 1315-19

-Святки-

-ряженые-

- в Святки ходили ряжеными

Рядились чёртом – одевали шкуру крупно-рогатого скота, привязывали рога настоящие

Ряженые ходили по избам, плясали

Ряженые ходили без гармониста

-ряженые-

- в Святки ходили ряжеными

Рядились «кто кем»

Ник.-Торжск., Никольский Торжок, 1315-54

-ряженые-

- ряженые в Святки приходили на беседу

Ряженые на беседе плясали в кругу

Ряжеными ходили как взрослые, так и дети

-покойник-

Рядились во всё белое, вставляли зубы сделанные из картошки

Покойника приносили два парня на руках

В Святки молодёжь заваливали ворота дома снегом, дровами

Гадания-

-«пр†тив Крешшния» девушки кладут к акой-нибудь предмет под подушку, смотрели что приснится

Клали например мешок, и говорили: «Мешок дор†жной, скажи мне судьбу»

Ходили в конюшню, замечали: если лошадь переступит, значит девушка в этот год выйдет замуж

Ходили слушать на перекрёсток дорог, «с‰женого выглядывали»

Ник.-Торжск., Никольский Торжок, 1315-56

-ряженые-

- в Святки ходили ряжеными

Ряженые бегали с колокольчиками

Ряженые завешивали лицо, чтобы не узнали

Ряженые приходили без гармошки

В Святки молодёжь много безобразили: раскидывали поленицы, дрова носили к дому, могли дрова растащить по всей деревне, ворота заваливали снегом, и заливали водой

Ник.-Торжск., Щаниково, 1314-09

-Святки-

-ряженые-

- в Святки ходили ряжеными

Парни переодевались девками, и наоборот

Ряженые закрывали лицо, чтобы не узнали

Ряженые, когда заходили в дом, плясали и пели частушки

Ряженых одаривали чем – нибудь вкусным

Ник.-Торжск., Щаниково, 1314-25

-Святки-

Ряженые-

- в святки ходили ряжеными

Наряжались покойником – парни приносили его на руках

Покойника клали на пол

Покойник лежал, ничего не делал

Ряженые ходили по домам

Ник.-Торжск., Никольский -Торжок, 1316-21

О календарных праздниках, обрядах и гуляниях:

-Святки-

-ряженые-

Ряженых называли кудес ми

Наряжались «кто в чего»

Лицо завешивали марлевой накидкой

Ряженые ходили по ближним деревням

Наряжались коровой – два человека накидывали на себя покрывало

Корове делали коровью морду

Покойника не носили, так как было запрещено

Ряженых одаривали сладостями

Во время Святок молодёжь хулиганили в своей деревне: раскидывали поленицы

Ник.-Торжск., Никольский -Торжок, 1316-46

-Святки-

-ряженые-

- одна женщина в Святки пришла на беседу с курицей, в корзине

Ряженые лицо закрывали

Ник.-Торжск., Никольский -Торжок, 1317-01

-ряженые-

- в Святки ходили ряжеными

Ряженые лицо завешивали

-«ходили кудесм»

Ряжеными ходили по всем деревням

Наряжались медведем

-ряженые-

- в Святки рядились цыганами

Когда ряженые ходили по домам, хозяйки одаривали чем - нибудь вкусным

Ряженые закрывали лицо

Ряженые ходили с гармонистом, пели частушки и плясали

Ряженых называли кудес ми

Ник.-Торжск., Гора, 1317-63

-ряженые-

- в Святки рядились цыганом, чёртом

Чёртом рядились – выворачивали шубу, сзади привязывали длинный хвост

Ряженые гадали

Ряженые ходили по домам с гармонистом

Ник.-Торжск., Гора, 1318-22

О календарных праздниках, обрядах и гуляньях:

- Святки:

- колядовать ходила молодежь: ходили по домам и говорили «Хозяюшка дай пирожка, а то уведём коровушку за рога», хозяева давали им пряников, конфет, пирогов; ходили молодя ́жки (школьники) вечером с гармошкой, заходили в дом, пели частушки

- маленьких колядовать не брали

Слова: «Каледа ́, каледа ́, хозяюшка вот дай пирога, а то уведём корову за рога» - не пели, а просто говорили

Ник.-Торжск., Ситское, 1308-02

О календарных праздниках, обрядах и гуляньях:

- Святки:

- ряженье:

- «кто нарядно нарядится, кто в тряпки завернётся – называли их кудеса ́ »

Заходили все кудеса одновременно

Кудеса не разговаривали – чтобы их не узнали

Лицо закрывали накидочкой

- медведь: шубу выворачивали и приходили в клуб

- солдатом: надевали солдатскую форму

- гусём: наденут одё ́ жину , руку в рукав – это шея, голову закинут, в руке держат крюк, гусь шёл и мотал этим крюком, пугал всех; когда шёл нагибался, могли и женщины и мужчины быть

- бабой Ягой: бродила на помеле, с клюкой

- лошадь водили : выворачивали шубу или тулуп из овчин, 2 человека наклонялись

Ник.-Торжск., Ситское, 1308-04

Гадания

- гадания – цифры на блюдечке рисовали, держали на нём пальцы, что-то спрашивали, и блюдечко «ходило»

В бане гадали

Ник.-Торжск., Кочевино, 1311-45

О календарных праздниках, обрядах и гуляньях:

- Святки – гадания – в бане – в окошко пихали руку, чтобы узнать, какая судьба будет, если мохнатой рукой дотронется, то к богатству

- с кольцом – колечки клали в блюдо

- на крестах – слушали: с какой стороны голос услышишь, туда и выйдешь замуж

- с именем – в Сочельник если приходил в избу человек, то, как его зовут, так и будут звать невесту или жениха

Ник.-Торжск., Заречье, 1312-36

- гадания – со спичками – из спичек делали колодец, запирали его на ключик и клали на сон в голову – во сне должен присниться суженый-ряженый, который придёт на колодец за водой

- с тараканом – клали таракана в спичечный коробок и клали на сон в голову

Ник.-Торжск., Кощеево, 1312-55

- По ́яс, ты по ́яс,

Укажи ́ мне по ́езд,

Не пое ́зд, дак зе ́млю,

Не зе ́млю, дак се ́мью,

Не се ́мью, дак самово ́ жениха ́

Текст приговора

Комм.: клали в Святки в голову на сон пояс (ремень) и произносили такие слова

Ник.-Торжск., Кощеево, 1312-56

О календарных праздниках, обрядах и гуляньях:

- Святки – гадания – гадали с блюдцем, в бане

Ник.-Торжск., Кощеево, 1312-57

- гадания – с блюдцем – воду в блюдце заливали

- на одну сторону клали крестик, на другую – кольцо

Спускали в воду уголь, болтали и смотрели, куда уголь прибьётся

Ник.-Торжск., Кощеево, 1313-16

- гадания – на сон – перед сном говорили: «Сон, приди ́ к неве ́сте», - девушке должен был присниться жених

- с поясом – клали под подушку пояс и говорили: «По ́яс, покажи ́ мне по ́езд»

Ник.-Торжск., Рукино, 1313-23

- гадания – бумагу жгли – смотрели по тени, на что похоже

- на овине – колосья в «подови ́ны» выкидывали, чтобы замуж выйти в этом году

- с зеркалом – клали под подушку зеркало и говорили: «Су ́женый-ря ́женый, приходи ́ в зе ́ркало гляде ́тса», - должен был во сне присниться жених

- со спичками – клали спичечный коробок под подушку и говорили: Су ́женый-ря ́женый, приходи ́ за спи ́чкам», - должен был во сне присниться жених

Ник.-Торжск., Никольский Торжок, 1313-45

О календарных праздниках, обрядах и гуляньях:

- гадания –

- вызывали духа в трубу. На стол клали большой лист бумаги с написанными на нём буквами. На тарелке делали стрелку. К тарелке прикладывали пальцы, «и эта тарелка зах†дит». Загадывали, что будет. Тарелка показывали буквы, которые надо было читать. Один мальчик захохотал, по буквам прочитали: «Серёга, выйди из этова, из д†му». Вызывать надо умершего человека. «Мы всё Пушкина вызывали: «Скажи нам всю правду». «Подойдём к печке, в трубу и вызывали. Все ок†шка закроем, форточки».

- на дороге «туфлям-то перекидывали. В которую сторону кружисся, перевернётца в которую сторону, тот и суженый будет с той стороны».

Ник.-Торжск., Чебунино, 1321-09

-гадания-

-в воду лили свинец, смотрели какой сплав будет, «какая чертовщна»

-смотрели в воду, замечали чего покажется

-девушки ходили гадать на кресты дорог, «двки слушают, с которой стороны колокольчик зазвенит, значит в этом го ду в˜йдёшь замуж»

-под подушку клали какой – нибудь предмет, загадывали какой сон приснится

Ник.-Торжск., Никольский Торжок, 1315-46

гадания-

-девушки гадали на картах

-держали руки над блюдцем, задавали вопросы духу

Ник.-Торжск., Никольский –Торжок, 1316-21

гадания-

- в Святки девушки бегали гадать во двор, где стояла скотина: если девушка услышит, что корова «взмычт», или лошадь заржёт, значит она в этом году выйдет замуж

Ник.-Торжск., Никольский -Торжок, 1317-08

-гадания-

-девушки в Святки гадали, «вс¿ко делали»

Ник.-Торжск., Никольский -Торжок, 1317-49

-гадания-

-девушки ходили на кресты, «судьбу загадывать»

-когда ходили на кресты, говорили: «Суженый, р¿женый, покажись»

-когда ложились спать, под подушку клали таракана в коробочке, говорили:

«Таракан пошех†н,

Сведи к млому в дом.

Покажи с‰женого, р¿женого,

Св¢кра да свекр†вушку,

Дверя, зол†вушку»

Ник.-Торжск., Гора, 1317-63

-Святки-

-гадания -

-девушки в Святки гадали: клали под подушку замок, ключ

-некоторые девушки ходили в нежилой дом гадать, смотреть в зеркало

-парни не гадали

Ник.-Торжск., Гора, 1317-77

-гадания-

-девушки в Святки гадали на блюдечке – вызывали духа

Ник.-Торжск., Гора, 1318-22

- гадания –

- «по блюдечку »: чертили большой круг, внутри него – круг поменьше, по кругу писали алфавит, рисовали стрелочки, ставили блюдечко на маленький круг. К блюдце прикасались кончиками пальцев («пальцы присасывались»). Загадывали имя жениха: «Суженой-ряженой…». Блюдце ходило по кругу, стрелочка указывала на букву, выходило имя парня.

- «на частоколе»: подходили к забору, обхватывали руками жерди, затем перечисляли их, проговаривая: «Солдат, вдовец, добрый молодец»

- ходили на перекресток, говорили, что это страшное гадание

Николо-Торжск., Никольский Торжок

1319-10

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Приложение 4 Подарок « ангелочек»

Цель:

Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Помогать детям усваивать многовековой опыт человеческого, духовно-нравственного общения между людьми, сохраняя игровую форму обучения и воспитания школьников.

Задачи:

Ø Познакомить с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество. Его значением.

Ø Познакомить с обрядом колядования.

Ø Рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками.

Ø Дать детям знания о том, что многое в жизни имеет свое начало; год тоже имеет свое начало. Это своеобразный день рождения, который люди отмечают все вместе.

Ø Продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа, календарно-обрядовому празднику «Святки – Колядки».

Ø Обогатить детский словарный запас народными терминами.

Ø Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.

Ø Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

сценарий праздника

Рождественские Святки

Возраст воспитанников 10-13 лет

Цель:

Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Помогать детям усваивать многовековой опыт человеческого, духовно-нравственного общения между людьми, сохраняя игровую форму обучения и воспитания школьников.

Задачи:

  • Познакомить с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество. Его значением.
  • Познакомить с обрядом колядования.
  • Рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками.
  • Дать детям знания о том, что многое в жизни имеет свое начало; год тоже имеет свое начало. Это своеобразный день рождения, который люди отмечают все вместе.
  • Продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа, календарно-обрядовому празднику «Святки – Колядки».
  • Обогатить детский словарный запас народными терминами.
  • Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.

Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, гости дорогие!

Зима – и не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками.

Святочный период включает в себя:

  • Рождество,
  • Старый Новый год – Васильев день,
  • Страшные вечера,
  • Крещение.

Что такое святки?

Праздник это самый длинный,

Он весёлый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели-

С Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенья!

По дворам ходили в святки,

Пели разные колядки.

Праздник ждали и любили,

Наряжались и шутили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас!

Святки – волшебное, колдовское время. По преданию, в святочные дни открывались двери в счастливую семейную жизнь. Святые вечера посвящались колядованию и девичьим гаданиям.

Рождество. Люди веселились и ликовали, в честь рождения божественного младенца Иисуса Христа, который вырастет и принесет людям счастье и радость.

Коляда – так назывался старинный рождественский обряд в честь Рождества Христова. В Рождество любой гость считался священным. Хозяева одаривали колядовщиков угощением.

Скажите, а кто из вас знает колядки.? (ответы детей)

А я вам помогу вспомнить: (выносится шкатулочка в которой лежат записки с колядками. Дети достают по очереди и читают)

1. На пороге мы стоим.

«Здравствуйте» не говорим.

Скажем по-другому:

«Мир вашему дому!»

Вифлеемская звезда

Нас направила сюда.

Мы пришли колядовать,

Христа Бога прославлять,

Вас, хозяев, величать!

2. А кто из вас знает колядки.

Пришла Коляда накануне Рождества.

Дайте коровку, масляну головку!

На окне стоит, на меня глядит,

Подайте блина, будет печь гладка!

Коляда, коляда, подавай пирога!

Блин да лепешку в заднее окошко!

3. Коляда, коляда

Пришла коляда

Накануне Рождества

С маслицем, с молочком

У хозяина полон двор живота

А сусеки полны жита

На полице-то пирог лежит

Хозяюшка, подавай:

Подавай, знай, не ломай.

4. А дай Бог тому,

Кто в этом дому

Чтобы рожь густа

Чтобы из колоса – осьминина

Из полузерна – пирог большой

5. Дай вам, господи

Скота, живота

Корову с теленочком

Овцу с поросеночком

Лошадь с жеребеночком

Свинью с ягненочком

Хозяину с хозяйкой

Солнце и месяц

Детушкам их милым

Частым звездочкам

Многие лета

Многие лета

6. Коляда, коляда

Выходи со двора

Солнце встречать

Счастья желать

Чтобы был в доме хлеб

Чтоб пустым не был хлев

7. Хозяину, хозяюшке

Детушкам их милым

Многие лета

Многие лета

Ответ хозяев:

С новым годом, со всем родом!

Старый новый год – Васильев день, который приходится на 14 января, и поэтому в старину Деда Мороза нередко величали Васильевичем.
В этот день все хозяйки нажаривали, наваривали, напекали как можно больше всякой еды, поджидали ряженных гостей, гуляли, веселились.

Главное угощение сладости – прянички с изображением животных (козочек)

ГАДАНИЕ.
На Святки самым интересным было гадание. Это очень увлекательный процесс, но таинственный и опасный. Гадать можно было в любое время, но самым верным было завораживание с 7 по 19 января. Девушки и юноши гадали, желая узнать свою судьбу: будет ли жених надежный и статный, будет ли невеста красива да пригожа.

1. На Руси девушки выпускали курочку. Кто из девушек первая поймает – в этом году выйдет замуж.

2. Другое гадание: брали стакан с водой, опускали туда золотое кольцо, и смотрели. Что представили – то и случится.

И я вам предлагаю погадать: Гости по очереди достают из горшочка предметы гадания:

  • Хлеб - житье в достатке.
  • Колечко - колечко, сей мать муку, пеки пироги.
  • Вата - кому станется, мягкая жизнь достанется.
  • Монетка - к достатку, жить будешь богато.
  • Конфета – к сладкой жизни, лучше нету радости для ребят, чем сладости.
  • Кусочек спички – щепка деревянная к крепкому здоровью.
  • Ниточка – ниточка далеко потянется, ждет тебя путешествие.
  • Зеркальце – к красоте, собою любоваться. Делом не заниматься.
  • Лента – длинная дорога
  • Щепка – к крепкому здоровью
  • Пуговица – счастье в семье
  • Бублик – к богатству
  • Перо – продвижение по службе.
  • Собака – к другу

Ой, да посмотрите: - «Всего один горшочек остался»

Крещение. 19 января. Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение - такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Именно эта вода должна была смыть грех (а гадания всегда считались связанными с нечистью). После крещения в проруби нельзя было еще неделю стирать, полоскать белье.

Из века в век будут передаваться нашим детям, внукам старинные зимние обрядовые праздники России–матушки: Новый год, Васильев день, Крещение и Рождество. Это самые волшебные дни года.

Говорят, что в эти дни, что ни пожелается,

Все тот час произойдет, все тот час сбывается.

У меня в руках волшебная свеча желаний. Ребята, загадайте каждый свое желание. И ваше желание обязательно исполнится. Только желание должно быть добрым и светлым. И надеюсь, что эта свеча зажгла искорку счастья, доброты и любви к друг другу.

Коляда, коляда, пора отведать пирога!

Всех гостей праздника

Рождества привечая

Всех встречая и хлебом и солью

Приглашаю участников к чаю!

Приглашаю детей к застолью!

Вот вам гости дорогие печенье да пряники. (чаепитие)

Наш вечер окончен, спасибо за внимание!


Тамара Кожемякина

Досуг на тему : «Рождественские святки » .

для старшей и подготовительной группы.

Цели и задачи :

Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;

Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;

Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Материал : русские народные костюмы, костюм козы, музыкальные инструменты : трещётки, деревянные ложки, бубны, бубенцы, мешок для колядования, искусственные «снежки» , два подноса, пряники-козули, рождественская звезда из картона , деревянный домик, две свечи,две пары валенок, расписной сундучок, игрушки домашних животных : корова, овца, свинья, лошадь, коза,собака, две корзины для «снежков» .

Музыкальное сопровождение : русские народные песни «Ах,вы, сени, мои сени!» , «Как у наших у ворот» , «Коробейники» , песня «Воздушная кукуруза» ,песня «Белоснежная зима» , песня группы «Иванушки» «Зима-холода» .

Под русскую народную песню «Коробейники» выходят воспитатели.

Ведущий :

Наступила Рождество

Долго ждали мы его,

Святки празднует народ ,

Веселится и поёт.

Праздник этот самый длинный.

Он весёлый и старинный.

Наши предки пили ели,

Веселились две недели.

От Рождества и до Крещения ,

Приготовив угощенье.

7 января – светлый праздник Рождества . С 7 по 19 января праздновали Святки . 12 дней по количеству месяцев в году молодёжь колядовала. Колядки-это песни, в которых славят Христа, желают добра и здоровья хозяевам. Девчата и ребята наряжались в костюмы животных : козла, лисицы, петуха, медведя.

Воспитатель :

День сегодня не простой-

Праздник к нам пришёл святой !

Наступило Рождество ,

Начинаем торжество!

Воспитатель :

Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла!

Будем мы шутить, смеяться,

Будем прыгать, забавляться!

«Как у наших у ворот» . Ряженые с музыкальными инструментами : деревянными ложками, бубенцами входят в зал и проходят к домику.

Ведущий : - Посмотрите, дом стоит,

Из окна кто-то глядит.

Колядовщики (дети подготовительной группы) :

Здравствуйте, хозяюшка!

Выходит хозяйка.

Хозяйка :

Здравствуйте, гости дорогие!

Колядовщики :

Открывайте ворота,

К вам пришла коляда!

Хозяин с хозяйкой, будьте здоровы,

Живите без бед много-много лет!

Дай Бог тому,

Кто в этом дому,

В доме –добра,

В поле –зерна!

Дайте нам кило конфет,

Целый год вам жить без бед!

Кто детишек угощает,

Тому Бог помогает!

Коляда,Коляда!

Жили- были три кота,

Три кота и котик,

Дайте срочно тортик!

Пусть Вам хорошо живётся

да всё удаётся!

Славим, славим, восславляем.

С Рождеством всех поздравляем !

Хозяйка :

Это, что за народ

Колядует и поёт?

Ведущий :

Это мы бояре!

Ведущий и хозяйка проводят игру «Бояре» с подготовительной группой.

Дети делятся на две команды. Они ходят по очереди навстречу друг к другу со словами.

Бояре, а мы к вам пришли.

Молодые, а мы к вам пришли.

Бояре, а зачем пришли.

Молодые, а зачем пришли?

Бояре, нам невеста нужна,

Молодые, нам невеста нужна.

Бояре, а какая вам мила,

Молодые, а какая вам мила?

Бояре, нам вот эта мила.

Молодые нам вот эта мила.

Ведущий :

Становись-ка в круг, народ,

Поведём-ка хоровод.

Ведущий проводит игру «Золотые ворота» с ребятами подготовительной группы.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз – прощается,

Второй раз – разрешается,

Ну, а в третий раз не пропустим вас!

Два человека делают ворота, а остальные, образуя цепочку проходят через них. На последних словах ворота закрываются Ребёнок. попавший в них, становится в круг.)

Ведущий : «Есть любимая игра, называется «Свеча» ».

Ведущий проводит игру «Свеча» с детьми подготовительной группы.

Свечка,свечечка, свеча,

До чего ж ты горяча!

(Мальчики и девочки образовывают два круга. Они говорят слова и передают свечи. У кого остались свечи, выходят на середину и пляшут. Игра повторяется несколько раз.)

Звучит русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени» .В зал входят девочки старшей группы с шумовыми инструментами :бубнами, трещётками. Они исполняют колядки.

1-я подружка :

Ой, ребятки, нынче Святки ,

Не пойти ль нам на колядки?

Там блины, козули

И кисель в кастрюле!

2-я подружка :

Ой, колядка, коляда.

Золотая голова!

Приходила коляда,

Всем добра нам принесла.

3-я подружка :

Мы пришли вас прославлять

Да хозяев величать.

Ой, колядка,коляда,

Всем здоровья принесла.

4-я подружка :

Ой колядка, коляда,

Золотая борода!

Позолоченный усок,

По рублю волосок!

5-я подружка :

Подай, тётушка,

Подай, матушка!

На тарелочке

Да на блюдечке!

6-я подружка :

Не отдашь пирожок-

Мы корову за рожок,

Свинку за щетинку,

Быка за хребтинку!

7-я подружка :

Долго песни мы тут пели,

А теперь прощаемся,

Если мы вам надоели,

Молчать обещаемся!

Под песню «Ах, вы сени, мои сени» подружки выходят из зала.

Хозяйка :

А умеете ли вы, девчата и ребята, загадки отгадывать? Есть у меня чудесный сундучок. Вам загадки загадаю, а отгадки в нём найдём.

1. Голодна-мычит,

Сыта- ждёт,

Малым ребятам

Молоко даёт. (корова)

2. Кто ни в жару,

Ни в стужу

Не снимает шубу? (овца, баран)

3. Спереди пяточок,

Сзади –крючок,

По середине –спинка,

На спинке- щетинка. (свинья)

4. На дворе построен дом.

На цепи хозяин внём. (собака)

5. Четыре ноги,

Пятый хвост,

Шестая голова. (конь)

6. Идёт, идёт,

Бородой трясёт,

Травки просит :«Ме-ме-ме,

Дай-ка, вкусной мне.» (коза)

Хозяйка достаёт отгадки- игрушки из сундучка

Колядовщики :

Где коза проходит, там пшеница родит.

Где коза махнёт хвостом,

Там там и хлеб кустом.

А где стукнет рогом,

Там хлеб взметнётся стогом.

Дети хлопают в ладоши и читают поговорку :

Идёт коза рогатая, Идёт коза богатая!

Входит Коза в валенках и с мешком, кланяется, затем пляшет под песню «Воздушная кукуруза» .

Коза предлагает поиграть в игру «Пошла коза по лесу» .

Дети старшей группы встают в круг, а коза находится в середине. Все ведут хоровод и говорят :

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Коза выбирает одного человека и выполняет все движения. В кругу остаётся двое детей, четверо и т. д. Все дети из внешнего круга постепенно переходят к козе. В конце все стоят парами и танцуют.

Коза :

Коляд, коляд, колядушек

Хорош с медком оладушек!

А без мёду – не таков,

Дайте, тётя, пирогов!

Хозяйка :

Да вот и пирог поспел! Угощайтесь!

Хозяйка за руку выводит мальчика.

Ведущий проводит игру «Пирог» с подготовительной группой.

Дети встают в две шеренги.

По середине сидит «пирог» .

Все говорят :

Какой он высокинький! (руки поднять вверх)

Какой он широкинький! (руки развести в стороны )

Какой он мякинький! (погладить себя по животу)

Режь его, да ешь!

«пирогу» бегут по 1 человеку от команды и салют его. Кто осалил первым, тот уводит «пирог» к себе в команду. Проигравший становится «пирогом» .)

Ведущий :

А скажи-ка нам,коза,что в мешке ты принесла?

Коза :

Снег вам принесла. На дворе-то уж зима.

Дети старшей и подготовительной групп исполняют песню «Белоснежная зима» .

Ведущий : козочка,коза, покажи, что за снег ты принесла?

Коза достаёт «снежки» .

Проводится конкурс «Попади в корзину» .

Ведущий приглашает десять человек одной группы разделиться на две команды. Каждому ребёнку коза даёт «снежок» . Перед ребятами стоят две корзины. Задача : попасть «снежком» в корзину. Игра повторяется с детьми другой группы.

Ведущий :

Коза-дереза,а что это у тебя на ногах?

Коза :

Это валенки, друзья,

Погадать хотела б я.

Вот возьму я валенок, да и брошу за околицу.

Кто мой валенок найдёт, тот и замуж позовёт.

Коза зовёт девочек. Они берут валенки, встают спиной к мальчикам и бросают. Каждый находит свою пару. Гадают дети обеих групп по очереди.

Ведущий :

Молодцы ребята! Молодцы девчата! За руки беритесь, да крепче все держитесь.

Под песню группы «Иванушки» «Зима-холода» исполняется танец детьми обеих групп. Затем детей просят занять свои места.

Хозяйка :

Вы всё пели да играли пряники- то поспевали.

Примите, люди добрые, моё угощение!

Вот козули,в честь козочки так называются.

(Хозяйка на подносе даёт колядующим пряники-козули.)

Хозяйка :

Тихо кружатся снежинки.

Сказка приходит к нам в дом!

Ёлки, подарки, картинки!

Зовём это всё-Рождеством !

(Звучат колокола)

Ведущий :

Кругом звонят колокола

В весёлый праздник Рождества .

Звёзды водят хороводы,

Веселятся все народы.

Рождество вы славьте , люди!

Пусть вам только счастье будет!

(Колядовщики уходят под музыку «Ах вы,сени, мои сени» )

Список литературы :

1. И. И. Панкеев «От крестин и до поминок» Обычаи, обряды, предания русского народа

2. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детских садах»

Под редакцией О. В. Орловой 1995г. Г. Владимир

3. Науменко Г. М. «1,2,3,4,5 мы идем с тобой играть» Русский детский игровой фольклор Москва 1995г.

4. Григорьев В. М. «Народные игры и традиции в России» Москва 1994г.

5. Аникин В. П. «К мудрости ступенька» Москва 1988г.

6. Петров В. М. «Зимние праздники, игры и забавы для детей» Москва 1999г.

7. Г. А. Антонова «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» Детство-Пресс 2012г.

8. Аникин В. П. «Живая вода» : (Вступительная статья) //Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.

9. Жаворонушки : Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры : В 5 вып. /Запись, нотация, составление Г. Науменко. М., 1977 – 1988

10. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно – методическое пособие. –

2 – е изд., перераб. Т доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.

11. Карпенко М. Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 2006.





Рассказать друзьям