Мекка кааба черный камень. Какими особенностями обладает знаменитый Черный камень Каабы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В отличие от других восточных городов Мекка не была обнесена стеной, а естественной оградой ей всегда служили горы. Через весь город тянется широкая улица Массаи, к которой с гор многочисленными ярусами сползают дома – большие и маленькие.

Посреди улицы, в самой нижней части долины, расположена площадь, на которой стоит знаменитая мечеть Харам аш-Шериф, что означает «Дом Бога». Мусульмане уверены, что именно в этом месте находится центр мироздания, потому что это даже и не земля, а опрокинутая на землю часть неба. И в последний день существования мира она на небо и вернется.

Территория «Запретной мечети» – священное место для мусульман всего мира. Об этом многократно говорится во второй суре Корана: «И откуда бы ни вышел ты, обращай свое лицо в сторону Запретной мечети; и где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону».

Площадь похожа на традиционный восточный двор, только очень больших размеров. Она окружена в три, а где и в четыре ряда колоннами из мрамора, гранита и обыкновенного камня. Поверху колонны соединены стрельчатыми арками и покрыты маленькими белыми куполами, а над ними возвышаются семь стройных минаретов.

Но почему именно Мекка считается киблой – стороной, куда должна быть направлена молитва мусульман и обращен михраб – священная ниша в мечети, где бы эта мечеть ни находилась? Ведь казалось бы, что молитва Аллаху должна возноситься на небо.

К Мекке обращали свои взоры еще древние арабы, потому что их языческие боги тоже находились в Каабе. Этот храм был подлинным пантеоном богов и мог удовлетворить все запросы. В нем было сосредоточено около 360 различных идолов и скульптурных изображений обожествляемых лиц. Среди них – арабские боги Илат, Узза, Хубал и другие; ассиро-вавилонские Мардук, Ассор, Син, Самас и Астарта; еврейский патриарх Авраам и Дева Мария с младенцем-Христом на руках.

По преданиям арабов, Кааба была воздвигнута как алтарь для молитвы прародителем людей Адамом. Адам очень страдал от того, что лишился не только рая, но и храма, в котором он привык молиться в раю. Тогда Бог смилостивился, и копия храма была спущена на землю.

Чтобы Каабу легче было строить, ангел Джабраил принес Ибрахиму (Аврааму) плоский камень, который мог висеть в воздухе и служить в качестве строительных лесов. Камень этот до сих пор находится в Каабе, и верующие могут видеть на нем отпечатки ног своего праотца.

В центре площади находится большой каменный куб высотой около тринадцати метров с плоской крышей. Это и есть Кааба, некогда языческое святилище, а ныне главный храм мусульманского мира.

Окон в Каабе нет, а обитая листами серебра дверь поднята от земли примерно на высоту 120 сантиметров, поэтому в храм можно попасть только по деревянной лестнице, которую специально подкатывают во время хаджа.

Сверху, примерно на три четверти своей высоты, Кааба покрыта кисвой – черным шелковым полотном, сшитым из восьми кусков. На нем золотыми и серебряными буквами вышиты изречения из Корана. Долгое время эта материя приготовлялась в Египте и высылалась в Мекку, а вышивать ее имеет право только одна семья, которая передает его по наследству из поколения в поколение.

Закрывать стены Каабы в виде особого почитания впервые стал владетель Керб ибн Эсед. При багдаском халифе Мамуне покрывало это делали из светлой материи и меняли три раза в год. Но в 1349 году египетский халиф Салих Исмаил стал высылать из Египта кисву из черной материи, и делалось это только один раз в год. С тех пор этот обычай сохранился до настоящего времени.

С восточной стороны Каабы есть ворота Баб-э-шейба. Паломник, входящий в эти ворота с правой стороны, оказывается рядом с Макам эль-Ибрахим (местом Ибрахима) – киоском из густой бронзовой решетки, внутри которого, в железном сундуке, покрытом расшитой золотом шелковой материей, находится тот самый камень, который служил Ибрахиму подмостками при строительстве Каабы. По желанию строителя он мог подниматься или опускаться.

Когда, по преданию, строительство Каабы было почти закончено, Ибрахиму понадобился другой заметный камень, чтобы обозначить на стене то место, с которого следует начинать ритуальное шествие вокруг храма. В раю Адам и ангелы, наученные самим Богом, семь раз обходили храм, и Ибрахим хотел, чтобы и на земле богослужение проходило правильно. Вот тогда ангел Джабраил и принес ему знаменитый Хеджер эль-Эсвад – Черный камень.

По одной из версий это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как допустил грехопадение своего подопечного. Когда Черный камень спустили с неба, он был ослепительной белизны и блестел так, что его было видно за четыре дня пути до Мекки. Но постепенно от грехов людских он темнел и темнел, пока совсем не превратился в черный.

Природа Черного камня до сих пор неизвестна. Некоторые ученые считают его очень крупным метеоритом, другие исследователи видят в нем большой кусок неизвестной вулканической породы, ведь каменистая Аравия изобилует многими потухшими вулканами.

Когда в 1630 году Магомет вернулся из Медины в Мекку, он выбросил из Каабы всех языческих идолов, но почтительно приложился посохом к Черному камню. Но еще до того как Магомет выступил с проповедью, в Мекке решили отремонтировать сильно обветшавшую Каабу. Когда нужно было перенести Черный камень на другое место, между корейшитскими семьями возник спор, какая из них наиболее достойна этой священной миссии. И тогда Магомет разрешил эту проблему весьма остроумно: он расстелил на полу Каабы свой плащ, положил на него Черный камень, а затем старейшины всех знатных родов подняли плащ с камнем.

«По преданию, – писал русский штабс-капитан Давлетшин, – в 929 году Черный камень был увезен в Йемен, но в 951 году снова был возвращен в Мекку». Сейчас Черный камень, вделанный в Каабу выше земли и чуть ниже человеческого роста, заключен в массивную серебряную оправу. Видимая часть камня в диаметре имеет около 36 сантиметров.

Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить хадж – посетить Мекку. В прошлые века дело это было нелегким, хлопотным, порой даже опасным. Хадж совершался при условии достаточных средств для посещения Мекки и для обеспечения семьи до возвращения паломника. Если есть все условия, а хадж не совершается, шариат грозит нарушителю очень тяжелым наказанием на том свете, а пренебрегших этим долгом приравнивают к неверующим. Наоборот, выполнившим хадж обещается полное отпущение грехов, совершенных до того времени, и совершившие это паломничество с гордостью носили свои белые чалмы – знак хаджа.

В прошлые времена каждый пришедший в Мекку должен был найти себе матвафа – проводника, который обеспечит паломнику не только ночлег и пищу, но и будет следить, чтобы тот не совершил ошибок в выполнении ритуальных обрядов и молитв. В процедуре хаджа столько тонкостей, что ни одному мусульманину (даже самому истовому) самостоятельно с ними трудно справиться.

В основе хаджа лежит таваф – семикратное обхождение вокруг Каабы. Это шествие символизирует божественный порядок, согласно которому все существа подчинены единому центру – солнечной системе, воплощенной в боге. Во время обхождения Каабы пилигримы набожно прикладываются к Черному камню, ибо глубоко верят, что в день Страшного суда он заговорит и будет называть перед Аллахом имена всех верных, лобзавших его чистыми устами.

Другой ритуал – «сай» – обязывает паломников семь раз пробежать (туда и обратно) по главной улице Мекки, длина которой более 400 метров. Сай – это повторение мучительных метаний Хаджар по раскаленной пустыне в поисках воды.

На восьмой день хаджа из Мекки направляется огромная процессия на холм Арафат, чтобы прослушать проповедь имама и совершить особые молитвы. Приближаясь к холму, все паломники молятся и непрестанно восклицают: «Ляббайк!» («Повинуюсь тебе!»). В долине, у подножия холма Арафат, верующие должны провести ночь, и только посетившие этот холм паломники получают титул «хаджа».

Черный камень Каабы

Это самый известный камень (предположительно, метеоритного происхождения), который считается наиболее священным сокровищем в исламе. Мусульмане верят, что он является окаменелым ангелом-хранителем Адама, которого вместе с первыми людьми выдворили из Рая за то, что не уберег их от соблазнов и нарушений Божественного запрета. Поклонники ислама также считают, что когда настанет Судный день, Черный камень вновь превратится в ангела. Он призван рассказать Аллаху о тех людях, которые свято исполняли свои обязанности, строго соблюдали мусульманские обряды, т. е. вели праведную жизнь и достойны Рая.

Накануне Курбан-байрама, одного из главных мусульманских праздников, миллионы верующих из разных стран мира совершают паломничество (хадж) к Каабе в Мекку. Кааба (араб. - «куб») - «Священный дом», в сторону которого правоверные мусульмане обращаются во время молитвы пять раз в день. Этот дом расположен в центре главной мечети Мекки (Аль-Масджид аль-Харам, или аль-Масеж аль-Харам, что по-арабски означает «Священная мечеть») и представляет собой каменное здание в форме куба с основанием 12 м на 10 м и высотой 15 м. В его северо-восточный угол на высоте 1,5 м вмонтирован окаймленный серебряным ободом Черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад) - главный предмет поклонения, символ могущества Аллаха. Видимая поверхность камня - примерно 16,5 на 20 см. По преданию (которое фиксируется еще за 200 лет до Мухаммеда), этот райский камень (белый яхонт) был дан Богом и принесен ангелом Джабраилом Адаму после его раскаяния. Черным он стал позже от многочисленных людских пороков.

Каабу окружает мощеная дорожка, по которой паломники семь раз обходят вокруг и целуют Черный камень или хотя бы прикасаются к нему, снимая, таким образом, с себя все грехи. Возле угла здания, где вмонтирована главная святыня мусульман, во время хаджа стоят полицейские, прикованные к стене мягкими ремнями, чтобы их не унес людской водоворот.

Ныне священная реликвия представляет собой гладкую поверхность с несколькими полосами и небольшими вкраплениями кристаллов. Ее многие ученые считают метеоритом, хотя камень, вероятно, не может быть ни железным метеоритом, если принять во внимание его трещины; ни каменным метеоритом, так как плавает в воде.

Метеоритам в разные времена поклонялись, как богам. Скажем, в Древнем Египте метеориты опускали с покойником в могилу как пропуск на небо. В одной из египетских пирамид было найдено ожерелье из железных метеоритов. Древние египтяне ценили такое железо в пять раз дороже золота и в 40 раз дороже серебра. В древнегреческом храме Артемиды конической формы большой метеорит был центральным идолом. Упавший в 1200 г. до н. э. «небесный подарок» древние греки назвали «Божьим домом» и поместили его в храме в Орхомене (Аркадия). Древние евреи назвали метеориты «обителями Бога» и совершали обрезание метеоритными ножами, сделанными из метеоритного железа. Железный «подарок» весом более 1,5 тонн, обернутый в грубую ткань, был обнаружен учеными в подобном лабиринту древнем храме в Мексике. За 400 лет до н. э. в Сирии упал метеорит, который назвали «Эллагабалом» (на ассирийском «Элла» - Бог, «габал» - Создатель) и почитали как символ Солнца. Через несколько столетий его перевезли в Рим, где для него построили храм Метеора, а римский император стал верховным жрецом этого храма. Во II–III ст. до н. э. в Средиземноморье было уже более 30 храмов с метеоритами. Индейцы считали упавший в центральном Техасе с неба кусок металла весом 742 кг способным исцелять людей и совершали периодические паломничества к нему. В 1853 г. метеорит, который упал в восточной Африке недалеко от Занзибара, племенем уаника был провозглашен богом. А христиане на местах падения метеоритов, которые называли «Христовыми камнями», служили молебны, совершали крестные ходы, строили поминальные часовни. Интересно, что собор Св. Петра в Риме построен на том месте, где раньше находился храм с метеоритом.

14 августа 1992 г. десятки камней упали с неба на африканский город Мбале в Уганде. Местные жители собрали некоторые метеориты и принимали порошок из них в качестве лекарства. Они полагали, что камни были посланы Богом для избавления людей от СПИДа.

В 1980 г. ученые высказали предположение, что Черный камень - ударной природы (расплавленный песок, смешанный с метеоритным веществом), он взят из кратера Вабар, расположенного в 1080 км к востоку от Мекки. Таким образом, священная реликвия ислама представляет собой застывшее пористое стекло, поэтому оно достаточно твердое и хрупкое, и может плавать в воде: имеет включения белого стекла (кристаллы) и песчинки (полосы). Противники этой теории говорят, что, судя по некоторым измерениям, возраст кратера в Вабаре всего несколько веков, хотя есть легенды, утверждающие, что метеоритному кратеру от пяти до девяти тысяч лет. Энергия, выделившаяся при падении «небесного подарка», была эквивалентна ядерному взрыву мощностью около 12 килотонн, т. е. была сравнима с взрывом в Хиросиме. Правда, это был не самый мощный из всех ударов, потрясших нашу планету за время ее существования.

Согласно арабскому преданию, Адам и Хавва (Ева) были не только изгнаны из рая, но и разлучены: Адам попал на остров Цейлон, а Хавва - на побережье Красного моря, в район, где расположен ныне порт Джидда. Они встретились только через два столетия в районе Мекки и у горы Арафат впервые познали друг друга после столь продолжительной разлуки. Адам очень страдал из-за того, что лишился храма, в котором привык молиться в раю. Бог смилостивился, и копия храма была спущена на землю в пустыне близ нынешнего источника пресной воды Замзам. После смерти Адама этот нерукотворный храм якобы был унесен обратно на небо.

Похоронив свою мать Хаджар (библ. - Агарь), Ибрахиим (Авраам - он считается общим предком арабов и евреев) стал подолгу гостить в окрестностях Мекки. В одно из его посещений на том самом месте, где некогда находился храм Адама, Ибрахиим вместе с сыном Исмаилом выстроил храм, который ныне известен как Кааба. Для его сооружения были взяты камни от пяти священных гор: Синайской, Ливанской, Оливковой (Елеонской по Библии), Джуди (на которую, согласно Корану, опустился Ноев ковчег) и Хиры (где впоследствии пророк Мухаммед получил первое откровение и был призван на пророческое служение).

Когда здание было почти готово, Ибрахииму понадобился заметный камень, чтобы обозначить на стене место, с которого следует начинать ритуальное обхождение вокруг Каабы. В раю ангелы и Адам, наученные Всевышним, совершали семикратное обхождение вокруг храма, и Ибрахиим хотел, чтобы и на Земле богослужение происходило так же. Тут-то ангел Джибриил (библ. - архангел Гавриил) и принес ему знаменитый Черный камень, который был вмурован в северо-восточный угол здания.

Правоверные считают Каабу первым на земле храмом Всевышнего, который был создан руками человека задолго до возникновения ислама. Во время Всемирного потопа, гласит легенда, храм был поднят в воздух, а затем разрушен. Потом Бог повелел Ибрахииму и Исмаилу найти исчезнувшее под песками основание храма и построить новый. По преданию, для облегчения строительства Каабы ангел Джибриил принес Ибрахииму плоский камень, который мог висеть в воздухе и служить в качестве строительных лесов. Этот камень, на котором сохранился отпечаток ступни Ибрахиима, также является священным для мусульман и носит название «Макам Ибрахиим» («место стояния Ибрахиима»). Он находится в нескольких метрах от Каабы, напротив входа в святилище.

Как свидетельствует история, Кааба служила центром поклонения арабов в доисламскую языческую эпоху. От старшего сына Исмаила «заведование» храмом перешло к южноарабскому племени джурхумитов, пользовавшихся поддержкой вавилонян. В III ст. н. э. их вытеснило другое племя - хузаиты. Джурхумиты, покидая Мекку, разрушили Каабу и засыпали источник пресной воды Замзам, а хузаиты расчистили источник и восстановили храм. Тогда здесь кроме Черного камня были сосредоточены 360 идолов, среди которых находились также изображения Авраама и Девы Марии с младенцем Иисусом. В 630 г., после 23 лет призывов, основатель вероучения пророк Магомет, овладев Меккой, наконец-то очистил храм от идолов, но почтительно прикоснулся посохом к Черному камню, сохранил все обряды хаджа, и верующие стали поклоняться единому Богу - Аллаху.

В наши дни Кааба покрыта черным шелковым покрывалом, которое называется кисва. Покрывало ежегодно меняют и орошают розовой водой. Старая кисва разрезается на лоскутки и продается паломникам. Многие хранят кусочки покрывала как священные реликвии. Право на облачение Каабы считается величайшей честью, которую с давних времен оспаривали престолонаследники и великие люди.

Верхнюю часть покрывала украшают вышитые золотом и серебром изречения из Корана (суры). Они же украшают и покрывало, закрывающее дверь в Каабу, которая возвышается над землей примерно на два метра и сделана из чистого золота (ее вес 286 кг). Во время посещения и очищения внутренностей Каабы к двери приставляют лестницу. Внутри находятся три колонны, висят многочисленные лампы, расписанные эмалью, хранятся списки Корана.

С крыши северо-западной стены Каабы выступает позолоченный сток для воды. Часть Каабы между ним и западным углом считается собственно киблой. У северо-восточной стены полукруглая стенка отгораживает аль-хиджр - особое место, куда паломники не заходят во время обхода (тавафа) вокруг Каабы: считается, что при Пророке Ибрахииме оно якобы было частью Каабы и там, по легенде, похоронены сын Ибрахиима Исмаил и его мать Хаджар.

Вокруг Каабы построена священная мечеть Харам, которую иногда еще называют Запретной мечетью. Строительство первой мечети на этом месте относят к 638 г., а нынешняя мечеть известна с 1570 г. Последний раз она реконструировалась в конце 1980-х гг., когда к ней с юго-западной стороны пристроили огромный корпус с двумя минаретами.

Вблизи мечети в свое время появилось много различных зданий и сооружений. Были там и кафедры основных мусульманских религиозно-правовых школ, уничтоженные во время больших ремонтных работ в 1950 - 1960-х гг., которые провели саудовские правители. В 1980 г. Кааба и мечеть Аль-Масджид аль-Харам были захвачены группой религиозных фанатиков, посягнувших на Черный камень. Через две недели нарушителей порядка уничтожили саудовские войска, которые штурмом взяли святыню.

Интересно отметить, что еще в 930 г. Черный камень выкрали карматы, обосновавшиеся в Бахрейне, и лишь через 21 год его нашли, убедившись предварительно в его подлинности по свойству не тонуть в воде. А в 1050 г. безумный египетский халиф послал человека с целью уничтожить реликвию. Кааба два раза горела, а в 1626 г. ее затопило. После всех этих несчастий, камень раскололся на 15 кусков, которые сейчас скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление.

Черный камень - загадка храма Кааба. Некоторые исследователи считают его, как и все метеориты, энергетическим «аккумулятором» с очень высоким уровнем энергии, посланным Высшими силами на Землю для «подстраховки». Мусульмане верят, что в День Страшного суда Черный камень превратится обратно в белый жемчуг.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Русская мифология. Энциклопедия автора Мадлевская Е Л

Из книги Словарь славянской мифологии автора Мудрова Ирина Анатольевна

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

Камень Камень, как и земля, вода, воздух, огонь, является одним из первоэлементов мира. Из многочисленных письменных источников, преданий, мифологических рассказов известно, что у славянских народов издавна существовало почитание камней, особенно тех, которые отличались

Из книги автора

Агат-камень С древних времен людям были известны целительные свойства камней. В XVI–XVII веках появились сборники, в которых описывались эти свойства камней, а также трав, деревьев и всего, что окружало человека. В эти древние «Лечебники» вошел опыт многих поколений

Из книги автора

Алатырь-камень Волшебный камень, который находится на острове Буяне. Его эпитет - «бел-горюч камень», считается, что он на делен самыми чудесными свойства ми. Он белого цвета и огромных размеров. «Алатырь - всем камням камень, всем камням отец!» Как гласят легенды, он упал

Из книги автора

Алмаз-камень Как лекарь, алмаз полезен для глаз, он улучшает зрение и дает необычную зоркость, очищает ум от излишнего попечительства и тревог, усиливая его остроту к важным предметам жизни, врачует печень, желчные протоки, заболевания кожи. При этом его надо носить на

Из книги автора

Аметист-камень Он способствует исцелению от ожогов, дает неплодным детей, восстанавливает душевную гармонию и равновесие, активизирует умственные способности, увеличивает и усиливает силу владельца. Этот камень в умелых руках превращается в спасение от подагры. Вода, в

Из книги автора

Змеевик-камень Значительно повышает силы организма, служит мощным противоядием. При умении общаться с камнем, он предупреждает хозяина о подступающих заболеваниях: он как бы меняет теплоемкость (хотя на самом деле этого не происходит!), становится в руках более теплым,

Из книги автора

Кремень-камень С давних пор считался способным к избавлению от очень тяжелых болезней, таких, как рожа, туберкулез, проказа, зоб, энцефалит, помогает восстановлению костей, восстанавливает минеральный баланс в организме человека. Кремневая вода, насыщенная энергией,

Из книги автора

Магнит-камень Если муж этот камень носит при себе, бывает мил он своей жене, если носит жена - то же доставляет он и ей. По этому камню можно узнать о верности или неверности супругов. Его следует положить в изголовье жене, которая мужу верна, - та и сквозь сон мужа своего

Из книги автора

Черный камень Форум окончательно стал вотчиной археологов в конце XIX века, и с тех пор эта ситуация практически не менялась. В 1899 году перед курией раскопали плиты черного мрамора, а под ними - несколько памятников разного времени: U-образный алтарь, небольшой пьедестал,

Из книги автора

За Камень Первое сообщение о переходе новгородцев на восточный склон Урала, а затем в Сибирь, в Новгородской летописи появилось примерно в 1364 году. Перевалив Урал, путешественники достигли Оби и вышли к Северному Ледовитому океану. Этот северный путь от Новгорода был

Кааба - главное святилище ислама, которое мусульмане называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом».
Кааба находится в центре главной мечети Мекки «Месджед аль-Харам» и представляет собой каменное сооружение кубической формы высотой 15 метров. Две стороны его имеют ширину по 10 и две - по 12 м. Углы Каабы ориентированы по сторонам света.

В восточный угол Каабы на уровне 1,5 м вмонтирован черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад), окаймленный серебряным ободом.

Природа Черного камня до сих пор неизвестна. Некоторые ученые считают его очень крупным метеоритом, другие исследователи видят в нем большой кусок неизвестной вулканической породы, ведь каменистая Аравия изобилует многими потухшими вулканами.

Согласно же мусульманской традиции, этот камень Бог даровал изгнанному из рая Адаму после его раскаяния. По одной из версий это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как допустил грехопадение своего подопечного.

По преданию, когда Черный камень спустили с неба, он был ослепительной белизны и блестел так, что его было видно за четыре дня пути до Мекки. Но постепенно от прикосновения многочисленных грешников камень темнел, пока совсем не превратился в черный.

Паломники стремятся поцеловать Черный камень, а если это не удается, то хотя бы коснуться его.

В 930 году карматы (приверженцы радикальной шиитской секты исмаилитов), обосновавшиеся в Бахрейне, похитили Черный камень, и в Мекку он был возвращен лишь в 951 году. Его подлинность установили по свойству не тонуть в воде. В 1050 году безумный египетский халиф послал человека с целью уничтожить реликвию. Кааба два раза горела, а в 1626 году ее затопило. После всех этих несчастий, первоначальный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление. Видимая поверхность камня - примерно, 16,5 на 20 см.

Кто и когда первоначально построил Каабу - неизвестно. Известно, что Кааба являлась священным местом для народов Аравии задолго до возникновения ислама. По мусульманской традиции, первоначально Каабу построил Адам. Однако то сооружение погибло во время Всемирного потопа. Вторично Каабу построили Ибрагим (Авраам в Библии) и его сын Исмаил, от которого и ведут свое происхождение жители этих мест. При постройке Каабы Ибрагим стоял на плоском камне, который мог парить над землей. Этот камень, на котором сохранился отпечаток ступни Ибрагима, является священным для мусульман и носит название Макам Ибрагим (место стояния Ибрагима). Он находится в нескольких метрах от Каабы.

В доисламский период здесь был племенной бетиль (почитаемое вместилище божества) местных жителей. Позднее на территории, окружающей Каабу, было установлено 360 идолов божеств, которым молились аравийские племена, приходившие дважды в год в Мекку на ярмарку. Во время своего «прощального» паломничества в 630 году Мухаммед уничтожил стоявших рядом с каабой идолов, сохранив, однако изображения Марийам (девы Марии) и Исы (Иисуса).

Значение Мекки как священного города для мусульман, и, следовательно, Каабы, резко возросло после того, как на втором году хиджры (623/624) Мухаммед изменил киблу (направление на молитву). С этого времени мусульмане стали молиться, обратив свои взоры в сторону Мекки. Впоследствии в откровениях были изложены правила совершения паломничества к Каабе.

Кааба неоднократно перестраивалась. Впервые это произошло при втором «праведном» халифе Умаре ибн Абд аль-Хаттабе. В эпоху Омейадов халиф Валид ибн Абд аль-Малик расширил территорию мечети, реставрировал ее, установив украшенные мозаикой арки, которые были привезены из Сирии и Египта. В эпоху Аббасидов по приказу халифа Абу Джаафара аль-Мансура территория мечети была вновь расширена, а по периметру устроена галерея. Большая реконструкция пространства вокруг святилища также осуществлялась при османском султане Абд аль-Маджиде. Последняя перестройка территории вокруг Каабы (в 1981 году) была предпринята королем Саудовской Аравии Фахдом ибн Абд аль Азизом.

Сейчас территория мечети Месджед аль-Харам, включая площадь вокруг Каабы, равна 193 000 кв. м. Мечеть может одновременно принять 130 тысяч мусульман. По углам мечети стоят 10 минаретов, шесть из которых (вместе с навершием в виде полумесяца) достигают высоты 105 метров.

Ежегодно для Каабы изготовляют специальное покрывало (кисву). Его верхнюю часть украшают вышитые золотом изречения из Корана. На изготовление кисвы требуется 875 квадратных метров материи. Толщина ткани достигает двух и более миллиметров.

До 160 года по хиджре, в котором совершал паломничество Аббасидский халиф Аль-Махди, покрывала Каабы из года в год надевались одно на другое. Смотрители и служители этого храма обратились в 160 году к халифу с опасениями, что из-за нагроможденных друг на друга покрывал здание может не выдержать и рухнуть. В результате этого халиф приказал не покрывать Каабу за один раз больше чем одним покрывалом. Так делают и до наших дней.

Наверное, каждый человек, который побывал в хадже, видел священную Каабу, которая находится внутри мечети под названием «аль-Харам» (Запретная мечеть), и вокруг которой совершают обхождение все паломники. А кто-то видел её в разных картинках на телефоне или в социальных сетях.

Да, это Кааба, покрытая чёрным материалом, которую многие ошибочно считают одним большим камнем. Однако это священная Кааба, главная святыня мусульман. Вот в его стенах и расположен знаменитый «аль-Хаджар аль-асвад».

Очень многие мусульмане, подходя к Каабе, стремятся поцеловать и обнять её, и обратиться к Аллаху с мольбой в таком состоянии. Но есть особый камень в углу Каабы, он чёрного цвета и вокруг серебряный круг, внутри которого он находится, а от касания людей он уже стал как ямка в углу святыни.

«Аль-Хаджар аль-асвад» (Чёрный камень) или «аль-Хаджар аль-асаад» (камень счастья), как любят говорить мекканцы, самый ценный камень в мире. А та сторона Каабы, в которой находится этот камень, самый лучший и достойный угол – «рукн аль-Хаджар аль-асвад». Поэтому его целуют, ставят на него лоб, касаются его руками, дабы получить благодать. Он расположен где-то в полутора метрах от земли в углу Каабы.

Кто первым поставил Чёрный камень в стену Каабы

Первым построил Каабу Пророк Адам (мир ему). Это согласно мнению Саида ибн аль-Мусайиба, Ибн аль-Джавзи, Ибн Хаджара аль-Аскаляний. Есть и другие мнения учёных, что первым священную Каабу построил Пророк Ибрахим (мир ему).

Но мнение, что Пророк Адам (мир ему) первый построил её – более вероятное, потому как Всевышний Аллах в Коране сказал:

وَعَهِدْنا إِلى إِبْراهِيمَ وَ إِسْماعِيلَ أَنْ طَهِّرا بَيْتِيَ

Смысл: «И мы возложили на Ибрахима и Исмаиля (сына Ибрахима) очистить (от идолов, которым поклонялись люди, помимо Аллаха) Мой дом (т.е. священную Каабу) » («аль-Бакара», 125). То есть Кааба уже существовала ещё до рождения пророка Ибрахима (мир ему), но во время всемирного потопа, случившегося в эпоху пророка Нуха (мир ему), она была вознесена, а Чёрный камень был скрыт в горе Абу Кубайс.

Во времена пророка Ибрахима (мир ему) он заново отстроил его по повелению Аллаха. Построив Каабу, Ибрахим (мир ему) обнаружил, что не хватает камня в одном из углов, который указывает начало круга при обходе Каабы. Тогда со стороны горы он услышал голос: «Возьми Чёрный камень из меня!» (т.е. во мне) и раскрылась. Рассказали, что ангел Джибриль (мир ему) достал этот камень и принёс его пророку Ибрахиму (мир ему), вот так завершилось строение Каабы.

Оказывается, изначально этот камень был белым, а чёрным он стал из-за грехов сыновей Адама (людей). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

نزل الحجر الأسود من الجنة وهو أشد بياضاً من اللبن، فسودته خطايا بني آدم

«Чёрный камень ниспосылался из Рая, будучи очень белым, и он стал чёрным из-за людских грехов » (ат-Тирмизий).

В последующем разные народы и племена пытались своровать этот камень, а другие пытались присвоить себе. В этом нет ничего необычного, потому как все мусульмане всех времён знали, что этот камень из Рая, а тот, приобретал его, имел авторитет и почтение в обществе.

Однако волю и решение Аллаха никто не сможет изменить, и последние бану Хузаа за-брали его у племени Джурхум и поставили обратно. А когда курайшиты времени Посланника Аллаха (мир ему и благословение) решили отреставрировать Каабу, то сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был удостоен чести принять участие в установлении этого камня в угол Каабы. После этого и до сегодняшнего дня были ещё реставрации и некоторые реконструкции Каабы.

Достоинство Чёрного камня

Это величайший камень, принесённый из Рая, который человек может увидеть воочию и до которого он может дотронуться. Помимо того, что этот камень в углу главной святыни всех мусульман, есть и изречения Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о его достоинстве. В хадисе сказано:

الحجر الأسود من حجارة الجنة

«Чёрный камень – это камень из Рая » (ат-Тирмизий, достоверный хадис).

В другом хадисе говорится:

إن الركن والمقام ياقوتتان من ياقوت الجنة طمس الله تعالى نورهما ولو لم يطمس نورهما لأضاءتا ما بين المشرق والمغرب

«Поистине, Рукн (т.е. Чёрный камень) и макам (камень, на котором стоял Ибрахим, когда строил Каабу) Ибрахима (мир ему) – драгоценные камни (яхонт) из драгоценных камней Рая, и Аллах скрыл их сияния. Если бы Аллах не скрыл это, то они озарили бы запад и восток (весь мир)» (ат-Тирмизий, Ахмад).

Экспертиза камня

Один британец, когда услышал, что Пророк (мир ему и благословение) говорил, что это камень из Рая, решил проверить. Он изучил арабский язык, вылетел в Мекку и с помощью принадлежностей взял частицы камня и увёз их на экспертизу. То, что он узнал, поразило его, и он принял Ислам, потому как утвердился в том, что данный камень не имеет аналогов на этой земле по своему составу и т.д. Этот человек не был мусульманином, ему не было смысла врать в поддержку Ислама. А также принять другую веру очень сложно, и для этого должны быть очень сильные аргументы, а этому человеку Аллах раскрыл эти убедительные аргументы и наставил посредством этого на путь Ислама.

Чёрный камень – лучшее лекарство

Этот камень исцеляет любую болезнь, кроме смерти. В хадисе сказано:

لولا ما مس الحجر من أنجاس الجاهلية ما مسه ذو عاهة إلا شفي وما على الأرض شيء من الجنة غيره

«Если бы этого камня не коснулась нечисть джахилийи (доисламских времён невежества, т.е. руки многобожников), то больной (физические болезни или порча), который дотронулся бы его, непременно исцелился бы, и нет на земле ничего из Рая, кроме этого камня » (Ахмад, ат-Тирмизий).

Целование и касание Чёрного камня

Целовать этот прекрасный камень – значит целовать частичку из Рая. Миллиарды и миллиарды мусульман до сегодняшнего дня и до Дня Суда почитают этот камень, как завещали нам Посланники и Пророки Аллаха (мир им), четыре праведных халифа и праведные предки (саляфу салих). Поистине, это есть чудо, чудо от Самого Аллаха и знамение для всех разумеющих.

Однажды Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) подошёл к этому камню и поцеловал его, а далее сказал: «Я знаю, что ты просто камень, который не вредит и не приносит пользу (т.е. сам по себе), и если бы я не увидел, что Пророк (мир ему и благословение) целовал тебя, то я не поцеловал тебя » (аль-Бухари).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

إن لهذا الحجر لسانًا وشفتين يشهد لمن استلمه يوم القيامة بحق

«У этого камня в День Суда будет язык и губы, и он будет свидетельствовать в День Суда в пользу того, кто поцеловал его » (привёл Ибн Хузайма в книге «Сахих»).

Это милость Аллаха и ходатай в день Великого Суда. Да сделает нас Аллах из числа паломников, совершающих хадж на священную землю. Аминь!

Ибн Мухаммад


Кааба – небольшое строение в Мекке, символ мусульманской веры. Строительство первой Каабы, по преданию, вел изгнанный из рая Адам. Во время потопа первая Кааба вознеслась на небеса (или просто разрушилась), а после была заново отстроена Авраамом.

Работал пророк вместе с сыном Измаилом, а помогал им архангел Гавриил. В частности, архангел предоставил строителям левитирующий камень – чтобы не пришлось морочиться с лесами. Помогавший строительству камень сохранился доныне, причем с отпечатками ног самого Авраама.

Впоследствии Кааба не раз подвергалась перестройке. За последние десятилетия Кааба «оделась» в мрамор, украсилась золотом и шелком.

Особый интерес вызывает Черный камень Каабы – составной минеральный объект, оправленный в серебро и прикрепленный (серебряными же гвоздями) к восточному углу Каабы. Расположенный на высоте чуть более полутора метров, Черный камень открыт обзору и прикосновениям верующих.

Почитание Черного камня – обязательный элемент хаджа. История Черного камня Каабы богата событиями и тайнами.

Черный камень с точки зрения минералога

Какие-либо научные исследования Каабы и ее элементов запрещены. Поэтому точного минералогического портрета черного камня не составить. Высокообразованные мудрецы, удостоенные чести прикоснуться к Черному камню Каабы, рассказывают о нем как о нескольких осколках, сцементированных вместе, и являющих собой довольно крупную (16 х 20 см) овальную вставку в массивную оправу из серебра.

С давних пор бытует мнение, что Черный камень относится к , хотя может быть и . Сторонние наблюдатели высказывали предположение, что Черный камень Каабы является раздробленным осколком обычного , слагающего окрестные горы.


Предания гласят, что Черный камень прежде сиял белизной (аргумент в пользу силикатной природы минерала), а почернел от грязи людских грехов. Более прозаическая версия гласит о пропитывании кремня маслами после многочисленных миропомазаний камня. С течением времени жиры окислились и распались, поэтому чернота священного символа веры естественна – это чернота углерода.

Весьма здравое предположение в 1980-м году высказала Элизабет Томпсон из университета Копенгагена. По дошедшим до наших дней сведениям, Черный камень был ниспослан людям Небесами – и не тонул в воде. Что свидетельствует, рассудила Томпсон, о метеоритном происхождении святыни – во-первых, и о пористой структуре – во-вторых. Черный камень, вполне вероятно, образовался из смеси земных пород с метеоритным материалом в момент соударения достаточно крупного небесного гостя с поверхностью Земли.

Откуда родом Черный камень Каабы?

В пользу версии датского специалиста говорит наличие в тысяче километров от Мекки импактного кратера Вабар. Правда, ученые не могут окончательно датировать катастрофическое событие. Большинство геологов склоняется к мысли о ветхозаветном возрасте кратера, предполагая, что удар металлического метеорита произошел за две-четыре тысячи лет до Новой Эры. Кое-кто полагает, что падение метеорита случилось много позже, всего несколько сот лет назад.

Однако именно твердое и хрупкое стекло естественного происхождения как нельзя лучше соответствует описанным качествам Черного камня. Неоднородности, отдельные кристаллы кварца, полосы сплавленных песчинок, вспененная и застывшая стеклянистая масса вполне могут и плавать, и впитывать миро, и разрушаться под ударами завоевателей и осквернителей.

Долгая и сложная история Черного камня

Традиция почитания Черного камня зародилась еще в доисламские времена. Множество столетий назад этот осколок (тогда еще не черный) принадлежал племени курайшитов, впечатленных, возможно, необычным происхождением камня.

Во времена становления ислама пророк Мухаммед вел решительную борьбу против идолопоклонства во всех его проявлениях, однако Черный камень – пощадил. Скорее всего, только потому, что сам принадлежал к курайшитам, и Черный камень для него, вероятно, был объектом еще детского познания мира.

Следует отметить, что ислам исключает какое-либо одухотворение Черного камня. Для мусульман Черный камень, во-первых, предмет божественной природы, элемент рая, оставленный изгнанному Адаму на память; а во-вторых – и в-главных! – Черного камня касались руки пророка Мухаммеда.

Почитание Черного камня суть есть следование пути, указанном Мухаммедом – а сам артефакт никак не влияет на жизнь, «… не наносит вреда и не приносит пользы».

Ревностное отношение мусульман к Черному камню всегда возбуждало воителей ислама. Символ веры похищали, чтоб после вернуть за огромный выкуп. Черный камень разбивали, пытались осквернить или сделать предметом магического культа… Бестолку! Чтимый правоверными, Черный камень и сегодня находится там, куда его поместили отцы веры.

Легенды Черного камня

В народе о Черном камне Каабы ходят многочисленные легенды. Одна из них гласит, что этот небольшой кусок породы являет собой ни что иное как конгломерат окаменелых ангелов, приставленных охранять то ли Каабу, то ли Мекку, то ли весь исламский мир.


О происхождении Черного камня говорят двояко. По мнению некоторых верующих, Аллах вручил камень покидающему рай Адаму. По другой версии, Адам самолично прихватил камень из райской молельни, чтобы иметь возможность хотя бы иллюзорного приближения к богу. Иные верующие убеждены, что Черный – тогда еще белый – камень принес к месту строительства Каабы архангел Гавриил, взяв его с вершины соседней горы.

Говорят также, что Черный камень может защищаться от иноверцев и нечестивцев. Будто бы тысячу лет назад некто попытался разбить реликвию – и погиб на месте. Камень же получил совершенно незначительные повреждения.

Исламское духовенство спокойно относится к народному творчеству. Позиция лидеров ислама непоколебима: Черный камень Каабы – реликвия, зримый свидетель жизни Мухаммеда. Не более того, но и не менее!



Рассказать друзьям