Меня капризный ребенок. Как мы обычно реагируем, когда ребёнок капризничает? Как вести себя с капризным ребенком и перевоспитать плаксу

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Рано или поздно с проблемой детских истерик сталкиваются все родители, ведь детки, как и взрослые люди, переживают кризисные моменты, иногда находятся в плохом расположении духа, болеют. Факторов, влияющих на настроение малыша, множество. Если у вас дома место милого карапуза вдруг занял капризный ребенок, не знающий, чего он хочет, в первую очередь разберитесь, почему это происходит. Зная причину, можно найти эффективный способ исправить ситуацию и вернуть на место своего славного карапуза.

Самый «капризный» период в жизни ребенка – младшее дошкольное детство. К 2.5 годам малыш уже научился разговаривать, объяснять свои желания, выражать мысли. Около трех лет начинается кризис «непослушания» — появляются бурные капризы, протесты, ребенок постоянно противоборствует со взрослыми, демонстрируя свою волю, самостоятельность, проявляя упрямство. Четырехлетки – достаточно самостоятельны, дисциплинированны, даже рассудительны, частые истерики им несвойственны.

Интенсивные, регулярные капризы старших дошкольников – сигнал к тому, чтобы проанализировать атмосферу в семье. Психологическая консультация поможет выявить возможные проблемы, дающие стрессовую нагрузку на психику ребенка.

Причины плаксивости детей 2 – 3 летнего возраста так или иначе связаны с ощущением дискомфорта – физического, либо эмоционального. Малыши не всегда осознают свои чувства, эмоции, потребности, поэтому не могут объяснить родителям, чего они хотят. Для крохи такое состояние является сложным испытанием, он пользуется единственно доступным инструментом – капризностью – чтобы избавиться от негативных переживаний. За слезами от куртки неправильного цвета или не купленного мороженого могут скрываться гораздо более глубокие проблемы.


Какими бы ни были причины капризов, их суть одна – малышу плохо, некомфортно, ему нужна помощь, чтобы справиться со своим состоянием. Маленькие детки не имеют в своем арсенале других приемов, чтобы попросить взрослых об эмоциональной защите, принятии, любви. Чрезмерно капризный, плаксивый ребенок – это ребенок, нуждающийся во внимании к его истинным потребностям.

Методы борьбы с плохим поведением

Разобравшись с тем, откуда берутся капризы, слезы и противоборство, родители могут сделать самое главное – хладнокровно принять ситуацию, понять своего кроху. Следующий важный шаг – осознать, что ребенок имеет право переживать любые эмоции. Если малыш зол, обижен, раздосадован, значит, есть нечто, вызвавшее в нем эту реакцию.

Дайте ребенку право чувствовать то, что он чувствует. Фразы вроде «так плакать некрасиво!», «ну что ты врешь, это совсем не больно», «прекрати, ты уже взрослый!» несут один посыл – твои чувства неправильные, перестань чувствовать, ты неправильный, ты мне такой не нужен. Задача взрослых – научить распознавать свои эмоции, экологично, безопасно выражать их.

Если запрещать чувствовать нельзя, что делать для исправления поведения?

  • Отечественный психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер описала технику активного слушания, которая помогает родителям и детям всех возрастов понимать друг друга без слез и истерик. Прием заключается в том, чтобы продемонстрировать ребенку свое безусловное принятие, сопереживание, готовность быть рядом. Назовите эмоцию малыша и сообщите о том, что понимаете его. «Да, я вижу, что ты очень хочешь эту игрушку, она тебе нравится, тебе очень обидно, что я не буду ее покупать. Ты на меня рассержена, и тебе хочется плакать. Я бы на твоем месте тоже расстроилась». Слыша подобные слова регулярно, капризный ребенок постепенно научиться выражать свои чувства спокойно. Многим родителям сложно перейти к такой модели поведения, потому что она сильно расходится с привычными паттернами. Те мамы и папы, которые попробовали и закрепили активное слушание в своей семье, замечают, что детские капризы стали случаться гораздо реже и заканчиваться быстрее.
  • Знаменитая и популярная Людмила Петрановская предложила в сложных ситуациях использовать метод контейнирования. Что это значит? Взрослый создает для малыша своего рода контейнер, кокон, психологически безопасное пространство здесь и сейчас. Каждый раз, встречаясь с преградой, кроха испытывает фрустрацию. Задача близкого взрослого – создать безопасные условия для переживания этой фрустрации. Быть рядом, выслушать, присесть, чтобы оказаться с чадом на одном уровне, установить зрительный контакт, крепко обнять, погладить, взять за руку, позволить выплакаться. Лучший способ контейнирования – объятия.

Взаимодействуя с ребенком изо дня в день, что делать, чтобы снизить вероятность капризов?


При общении и планировании деятельности с чадом, нужно учитывать его темперамент, особенности характера, предпочтения. Ищите компромиссные варианты взаимодействия, не требующие «ломки» малыша.

Важнейшее условие хорошего настроения отпрыска – внутреннее состояние родителей. Даже самый капризный ребенок станет спокойным, если рядом с ним отдохнувшая, умиротворенная, довольная мама. Поэтому в первую очередь, насколько это возможно, – заботьтесь о себе, радуйте себя, обеспечивайте себе необходимый уровень комфорта.

Если капризничает малыш до года

Как быть, если совсем маленький ребенок – очень капризный, все время куксится, плачет, требует, чтобы его взяли на ручки и снова плачет?

Такие крошечные детишки еще не умеют капризничать. Если ребеночек беспокоится – значит ему больно, страшно или одиноко. Что можно попробовать, чтобы облегчить состояние крохи:

  • Дети на ГВ обычно успокаиваются на маминой груди,
  • Колики, режущиеся зубки, плохое самочувствие из-за изменения погоды легче проживать у матери на руках. Альтернативное решение, разгружающее руки, — слинг,
  • Некоторые ребятишки любят теплую воду, массаж, прыжки на фитболе,
  • Бывают детки, которые успокаиваются, просто глядя в окно,
  • Белый шум благотворно влияет на психику младенцев: включенная вода, фен, запись звуков водопада,
  • Смена «дежурных». Несмотря на сильнейшую привязанность к матери, новорожденные часто затихают на руках у других взрослых. Возможно, это связано с состоянием мамы, которая от капризов буквально сходит с ума. «Свежий» взрослый дает малышу чувство умиротворения,
  • Очень важно вовремя уложить чадо спать, поищите оптимальное время укладывания на ночь,
  • Приобретение новых навыков – переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить – часто сопровождается капризами. Наберитесь терпения, помогайте, когда это необходимо,
  • Дети первого года жизни связаны с мамой на глубинном, подсознательном уровне, поэтому очень важно ее состояние. Порой, чтобы малыш снова стал улыбчивым ангелочком, женщине нужно на две-три недели забросить бесконечные домашние дела, выспаться и отдохнуть.

Какими бы ни были причины детских капризов, большинство мальчишек и девчонок успешно преодолевают сложный период повышенной слезливости и противоборства. Умение взрослых слушать, слышать, понимать своего ребенка позволяет выйти из кризисного этапа максимально быстро и с минимальными потерями.

1. Не боритесь против детских «хочу»

Пожалуй, чаще всего маленький человек начинает капризничать, когда взрослые отказываются выполнять его желания. А бывает это сплошь и рядом: то конфету перед супом не дают, то машинку не покупают, то не позволяют вдоволь покататься на горке только потому, что нос замерз… Одним словом, сплошные несправедливости.

Чаще всего мамы и папы в этих случаях:

* старательно объясняют, почему то или иное «хочу» нельзя воплотить в жизнь: «Смотри, эта машинка плохая, она быстро сломается, у тебя дома лучше есть», «Мы и так уже на улице два часа. Ты должен был нагуляться. Завтра снова пойдем на горке кататься, а то простудишься…»;

* запрещают что-то без объяснений: «Я сказала: «Нет!». Прекрати!»;

* самые сердобольные, увидев, что нижняя губка их чада уже дрожит, а слезы катятся по щекам, меняют свое решение: «Ну, хорошо, куплю, раз тебе так нужна всякая ерунда».

Но, на самом деле, ни один вариант не хорош. В первом случае родитель тратит массу энергии, разубеждая ребенка в неправильности его желаний, а ребенок втягивается в ненужный спор («Нет, эта машинка хорошая!», «Нет, я еще не нагулялся!»), который в итоге проигрывает и расстраивается еще сильнее. Во второй ситуации малыш обижается, усваивает модель резкого, грубоватого поведения, а взрослый испытывает чувство вины. Ничуть не лучше и третий вариант — потакать детским слезам, — ведь это самый надежный способ вырастить капризулю и манипулятора.

Что же делать? На самом деле, быть внимательным к потребностям и желаниям ребенка — не значит воплощать в жизнь каждое «хочу». Порой достаточно согласиться с тем, что ребенок имеет право хотеть все, что угодно — даже если это опасно, вредно или несвоевременно. А у родителя есть право не выполнять каждое желание, но при этом выслушать и проявить сочувствие. Психологи называют такой прием активным слушанием.

На практике это будет выглядеть так: «Да, тебе очень хочется эту машинку, и тебе грустно, что я ее не покупаю. Я знаю, как это обидно, когда не можешь получить то, что хочешь». Или: «Тебе очень хочется еще покататься с горки. Тебе не нравится, что нам надо идти домой. Конечно, трудно ждать до завтра, если очень хочется веселиться прямо сейчас». Во время разговора желательно присесть, чтобы находиться на уровне глаз малыша, можно обнять его, прижать к себе. Ребенок поймет, что вы на его стороне. Но при этом будет учиться тому, что действительно бывают обстоятельства, которые приходится учитывать.

2. Чем меньше «нельзя», тем проще быть послушным

Еще одна причина капризов — избыток запретов, отсутствие стабильных требований и понятных крохе границ дозволенного. Так бывает, когда ребенок о чем-то просит, взрослый, не подумав, запрещает, а потом, видя огорчение малыша, все-таки разрешает. У ребенка в голове возникает путаница, и он с удвоенной силой испытывает на прочность каждое новое «нельзя». Вдруг, если очень хочется, то все-таки можно?

Чтобы решить проблему, нужно приучить себя как можно реже пользоваться запретами, зато каждый высказанный запрет должен быть прочным и непоколебимым. К примеру, нельзя выбегать на дорогу, бросать в других детей песком, обижать домашних животных — одним словом, запрещено все, что угрожает безопасности — своей и окружающих. Эти вещи просто нельзя делать, тут и обсуждать нечего, и уж тем более незачем капризничать.

В прочих ситуациях слова «нельзя» лучше избегать. А объяснять, что есть вещи, которые возможны только при определенных условиях. Можно ходить по лужам, но только когда на ножках резиновые сапоги. Можно лечь спать попозже, но только если завтра не в садик. Можно карабкаться на высокую «лазалку», но только когда папа снизу страхует, и т.д. Если каждый раз проговаривать эти условия вслух, ребенку проще научиться самоконтролю. «Что у нас сейчас на ножках? Сандалики! Можно идти в лужу? Не стоит». Еще лучше планировать стиль прогулки до ее начала: «Сейчас мы собираемся в гости, наденем красивые ботиночки, в лужи не полезем» — или: «Мы идем на площадку, что лучше надеть, чтобы не промочить ножки?».

3. Избегайте гиперопеки

Часто малыш капризничает из-за того, что родители его чересчур опекают, не замечая взросления. Особенно ярко это проявляется во время кризисов одного года и трех лет. Представляете, детка наконец-то освоил новые навыки, а ему не позволяют применить их на практике. А ведь так хочется чувствовать себя взрослым! Как тут не закричать: «Я сам!»?

Единственный выход из ситуации: признать, что ваш ребенок растет, а, значит, пора дать ему больше самостоятельности, доверить новые дела. И пусть малыш перемажется едой — зато съест ее сам. Или начните с малого - пусть кроха сам выпьет вкусный биолакт «Тёма» из трубочки, для того, чтобы почувствовать себя самостоятельным. Пусть после прогулки снимет с себя ботинки, шапку, перчатки. Пусть он не слишком хорошо пропылесосит пол — зато будет чувствовать себя маминым помощником. Ощущение уверенности в своих силах, своей умелости, которое формируется в этом возрасте — останется с ребенком на всю жизнь.

Там, где ребенок пока не может решать сам, пользуйтесь хитрым приемом «выбор без выбора». Например, прежде чем переходить дорогу, спросите: «Какую ручку мне дашь — правую или левую?» (вариант «идти не за руку» отпадает сам собой). Но не стоит хитрить часто, у детки должна быть возможность совершать и реальный выбор.

4. Не требуйте невозможного

Вспомните, что говорил король из сказки про Маленького принца: «Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой,и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват — он или я? С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны».

Этих принципов придерживается и мудрый родитель, мечтающий избежать детских капризов. Предъявляя требования, всегда учитывайте возрастные особенности ребенка и его физиологические возможности. К примеру, бесполезно требовать от дошкольника, чтобы он тихо сидел в длинной очереди в поликлинике или в медленно ползущем по пробкам автобусе. Такое требование совершенно противоречит его возможностям. Если вы очень переживаете за комфорт окружающих, которым могут досаждать крики и беготня вашего чада, то запаситесь относительно тихими развлечениями и позаботьтесь о том, чтобы ребенок не проголодался. Можно взять с собой его любимую книгу и питьевой йогурт «Тёма». Продуманная профилактика поможет пережить без истерик даже сложные ситуации.

5. Не забывайте про юмор

Иногда хорошая шутка лучше всего помогает разрядить накаляющуюся обстановку и избежать эскалации капризов. Главное, чтобы она была доброй и необидной. К примеру, тому, кто не хочет уходить с прогулки, скажите: «Представляешь, мы будем долго кататься с горки. И не пойдем домой, пока на нас не налипнет столько снега, что мы превратимся в двух огромных снеговиков. Через час вернемся домой, постучимся в дверь и скажем: «Папа, открывай, снеговики пришли!» Вот он удивится…». За такой увлекательной историей будет проще переключить внимание малыша и развернуть его в сторону дома: «Давай пойдем - посмотрим, вдруг папа уже пришел. Мы расскажем ему, что собирались стать снеговиками…».

В порядке исключения можно попробовать поменяться ролями с маленьким капризулей. Что будет делать малыш, если мама начнет у него громко выпрашивать игрушку или упадет в сугроб и станет кричать: «Ни за что не пойду домой!»? Наверное, попробует успокоить, а заодно похохочет над тем, как выглядят капризы со стороны.

Пусть юмор, доброжелательность и уверенность в своих требованиях станут вашими верными попутчиками. Терпения вам и изобретательности! И пусть капризное настроение как можно реже посещает ваше любимо чадо!

Содержание:

Очень многим родителям приходилось сталкиваться с неприятной ситуацией, когда ребенок капризничает буквально на ровном месте: дома, на детской площадке или в магазине. Если это происходит нечасто, то повода для серьезного беспокойства обычно нет, однако, когда истерики приобретают постоянный характер, мамы и папы вынуждены искать ответы на вопросы, почему ребенок капризничает и как с этим справиться. Как утверждают детские психологи, многое зависит от возраста малыша, и капризы ребенка в 1 год существенно отличаются от капризов ребенка в 2 года, а, следовательно, и бороться с ними нужно по-разному.

Капризы ребенка от 0 до 1 года

Совсем маленькие детки обычно своими капризами показывают внутреннее состояние дискомфорта. Плачем и они как бы дают родителям сигнал, что с ними не все в порядке, ведь пока еще они не умеют говорить, и капризы ребенка – это единственный способ показать, что они испытывают дискомфорт. Детские капризы в возрасте до года – чаще всего это знак того, что:
  • ребенок голоден;
  • ребенку холодно, жарко или просто некомфортно (колючее одеяло, слишком узкий комбинезон и т.д.);
  • у малыша что-то болит;
  • он устал, но по какой-то причине не может уснуть.
Капризный ребенок в 1 год – это повод для родителей уделять более пристальное внимание физическому состоянию малыша. Если кроха капризничает постоянно – лучше всего записаться на прием к педиатру, который поможет выяснить причину постоянных капризов. А вот капризы ребенка в 1,5 года уже могут говорить о совершенно другой проблеме.

Капризы ребенка от 1,5 до 2,5 лет

Детские капризы напрямую зависят от возраста ребенка. Если в первый год жизни плачем и истериками малыш сигнализировал о проблемах со своим физическим состоянием, то в 1,5 года ситуация резко меняется. Дело в том, что в возрасте 1 года (плюс минус пару месяцев) малыши переживают свой самый первый возрастной кризис, одним из проявлений которого как раз и являются изменения в поведении.

Дети во время своего первого кризиса начинают испытывать повышенную познавательную потребность, которая и стимулирует их к нарушению различных правил. Если мама сказала не ходить куда-то – малышу обязательно необходимо любым способом туда попасть, и ответом на очередной родительский запрет является то, что ребенок капризничает.

С капризами ребенка в 1,5 года, которые являются непосредственными спутниками его растущей физической самостоятельности, справиться достаточно просто – нужно всего лишь убрать некоторые запреты. Когда малыш постоянно слышит сплошное «нельзя», он ощущает, что его познавательная потребность не удовлетворяется, и от этого раздражается.

Также иногда причина капризов ребенка – непонимание того, почему что-то находится для него под запретом. Многие взрослые не могут внятно объяснить своему малышу, почему нельзя совершать какое-либо действие, и постоянно твердят лишь скупое «нет», и естественно, что в ответ кроха лишь раздражается и плачет. Если же поговорить с малышом и на уровне его логики объяснить ему, почему это делать нельзя, можно избежать.

Капризы ребенка в 2 года – чаще всего это попытка любой ценой получить то, что ему требуется. Ему хочется новую игрушку, но мама с папой ее не покупают; малыш хочет гулять, а родители говорят, что пора идти домой; кроха не хочет спать, а его укладывают. Результат – истерика и слезы. Часто родители двухлеток обращаются к психологам с вопросом «Ребенок капризничает, что делать?», не понимая, что на самом деле ответ кроется в их собственных методах . Чаще всего причина, по которой капризный ребенок в 2 года пытается добиться своего, кроется в том, что когда-то мама с папой неправильно отреагировали на поведение своего крохи и неосознанно начали потакать его капризам. Отсюда у малыша и появилась уверенность, что всего можно добиться слезами. На самом деле единственное, что действительно можно сделать в таком случае – успокоиться и попробовать игнорировать капризы ребенка. Очень часто малыш, видя, что слезы и крики результата не приносят, забывает об этой методике и начинает выдумывать новые способы добиться желаемого.

Капризы ребенка 3-5 лет

Если капризного ребенка в 2 года еще нельзя назвать умелым манипулятором, то при отсутствии правильной реакции со стороны родителей он вполне может в такового превратиться к 3-4 годам. Когда родители постоянно потакают желаниям малыша, и исполняют все его требования, лишь бы прекратить крики и плач, очень скоро ребенок понимает, что мамой с папой можно манипулировать. И очень скоро он превращается в настоящего маленького тирана. Главная проблема этой ситуации в том, что справиться с капризным ребенком с возрастом становится все сложнее, и порой родителям приходится прибегать к помощи профессионального психолога.

Однако чаще всего причина капризов ребенка в три года – это возрастной , при котором малыш начинает ощущать себя самостоятельной личностью. В это время детки впервые ощущают свои собственные потребности и желания, и не сразу могут привыкнуть к этим переменам, отсюда берутся и их постоянные капризы. Они как бы противопоставляют себя родителям, стремятся что-то сделать им назло, поэтому родителям психологи советуют этот момент просто перетерпеть. Возрастной кризис обычно проходит сам собой в течении двух-трех месяцев.

Капризы ребенка в 4 года и старше чаще всего связаны с протестом против чрезмерной родительской опеки. Малыши в этом возрасте стремятся все делать самостоятельно, без помощи мамы с папой, поэтому родительское вмешательство и стремление контролировать каждое действие ребенка, вызывает у них бурный протест, который выражается в слезах и истериках. Родителям, чтобы справиться с капризным ребенком, нужно позволить ему хотя бы в чем-то проявлять самостоятельность.

Еще одна причина, по которой могут капризничать дети любого возраста – это нехватка родительского внимания. Такое часто случается, когда мама с папой много работают, и часто оставляют малыша на попечение бабушек и дедушек, или, когда в семье появляется второй ребенок. Выход из этой ситуации – не забывать о малыше и проводить с ним как можно больше времени. Если ребенок капризничает, что делать в каждом конкретном случае, необходимо решать, учитывая возраст малыша и внутрисемейную обстановку.

Малыша до года довольно просто отвлечь от нежелательного занятия, переключив его внимание на что-то другое. Позвенели ключами, показали птичку в небе - и вот он уже забыл о чужом мячике, к которому рвался минуту назад. Но с возрастом уровень произвольности внимания растет. Теперь переключение может сработать только в том случае, если вы предложите нечто более интересное. И вот родители начинают завлекать малыша телефонами, iPad"ами или просто включают телевизор, чтобы как-то его угомонить. Не делайте этого. Не отдавайте своего ребенка на воспитание гаджетам.

«Ну, теперь компьютер - неотъемлемая часть нашей жизни, без него никуда», - возражают мне на это молодые родители. И они, конечно, правы. И все-таки даже взрослый после целого дня работы за компьютером чувствует себя уставшим и выпотрошенным. Что же говорить о маленьком человеке? На него обрушивается шквал информации, которую он просто не в силах правильно воспринять и переварить.

Если вы включаете малышу телевизор, обязательно смотрите передачу вместе с ним. Только в этом случае вы сможете контролировать, что именно и в каком количестве он смотрит. Есть великолепные игры для самых маленьких на развитие зрительной памяти: «Найди меня», «Запоминайка». Я сама их использую в практике. Но как бы хороши они ни были, не оставляйте ребенка наедине с монитором, сядьте рядом и занимайтесь вместе с ним. Тогда эти игры пойдут малышу на пользу. Если же все эти устройства включаются лишь для того, чтобы вам не мешали заниматься своими делами, то очень скоро вы будете разводить руками и восклицать: «Я не понимаю, откуда у него это взялось!» Но это еще не самая большая опасность, подстерегающая малыша, отданного на воспитание электронным игрушкам. Страшнее другое: чем раньше он с ними познакомится, тем больше вероятность развития зависимости от них.

В идеале, когда мама приходит домой, малыш должен бросать все игрушки и бежать ей навстречу - потому что он соскучился, потому что играть с мамой интереснее, чем одному. Дети обычно так себя и ведут во всех случаях, за исключением одного - если они заняты виртуальной игрой и телевизором. Вот тут даже общение с мамой может потерять свою ценность. Ведь когда играешь с мамой, со сверстниками, нужно как-то реагировать на другого человека, находить общий язык, договариваться, получать в том числе и негативную реакцию. В компьютерных играх все иначе. «Не получилось. Попробуй еще раз», - предлагает электронный друг. Да, с одной стороны, ребенок не испытывает стресса из-за того, что у него что-то не выходит, - есть возможность сразу исправиться. Но, с другой стороны, разве нам дается бессчетное количество попыток в реальной жизни? Если однажды ребенок проиграет сверстникам во дворе, никто не даст ему второго шанса, никто не предложит повторить все сначала. А опыта справляться с неудачами, проигрывать и договариваться у него не будет. И захочется убежать из этого реального двора обратно в уютный компьютерный мир, где тебе всегда предоставят бесконечное количество шансов стать победителем. И вот ваш малыш все больше и больше времени проводит с любимым смартфоном.

А когда вы пытаетесь его отобрать, впадает в неистовство, кричит и протестует. Гаджет становится для него самой большой ценностью.

Так формируются зависимости: компьютерная, игровая, телевизионная, а позднее и зависимость от социальных сетей. Если они возникли в столь раннем возрасте, избавиться от них практически невозможно. И это главная причина, по которой маленьких детей необходимо оберегать от электронных игрушек.

Но вернемся к вопросу, заданному в начале этой главы. Как же отвлечь ребенка, если есть такая необходимость? Попытайтесь это сделать самыми простыми способами. Обратите его внимание на людей, которые проходят мимо. Если он не хочет уходить с детской площадки, расскажите ему о том, что вы будете делать, когда вернетесь домой. При этом надо, чтобы в ваших дальнейших планах было что-то такое, что его действительно заинтересует.

А теперь внимание! Отвлечение - прием, которым очень удобно пользоваться, когда ребенку год или полтора. Но если вы и в дальнейшем будете часто прибегать к этой уловке, то малыш в конце концов разгадает вашу хитрость, усвоит ее и начнет использовать против вас. Родители описывают это так: «Стоит мне начать серьезный разговор с двухлетним сыном или попросить его выпить лекарство, как он начинает переключать мое внимание на что-то другое: вдруг увидит за окном что-то интересное, или заговорит о посторонних вещах, или уронит стул на пол, или начнет жаловаться на живот». В психологии это называется замещающим поведением. Вот малыш устал, сел на дороге и не идет дальше. «Почему ты сел?» - «Ножки болят». На самом деле ножки не болят, просто устал и хочется, чтобы взяли на ручки. Но если сказать правду, скорее всего, услышишь в ответ: «Ничего, потерпи. Скоро придем». А вот если пожаловаться, что ножки болят, тебя обязательно пожалеют.

Вообще, дети очень рано замечают: ничто так не беспокоит родителей, как жалобы на здоровье. Тут-то и начинают «болеть» животики, ручки, ножки. И если родители поддаются на эту уловку, то к школе у ребенка уже складывается устойчивая модель избегания нежелательных ситуаций с помощью симуляций. Не случайно больше всего пропусков «по болезни» бывает в первом классе (когда проходит сложный процесс адаптации к школе) и в подростковом возрасте (когда многие вообще теряют мотивацию к учебе). Эти пропуски как правило сопровождаются записками от родителей: «Болел живот», «плохо себя чувствовал». Я не хочу сказать, что наши дети в принципе никогда не болеют. Но болеют они значительно реже, чем можно подумать, глядя в школьный журнал.

Чтобы предотвратить такой сценарий развития событий, уже сейчас, когда вашему малышу 2-3 года, переводите его фантазии в реальную плоскость, не давайте ему возможности извлечь пользу из «физического недомогания». «У меня болят ножки». - «Ножки не болят. Ты, наверное, просто устал. Мы можем немножко посидеть на лавочке или просто постоять, а потом пойдем дальше». «Не пойду в садик, у меня живот болит». - «Мне кажется, ты просто очень не хочешь идти в садик, а животик у тебя в порядке. Но если хочешь, мы потом сходим к доктору».

«А если действительно болит, а мы просто так отмахнемся от того, что говорит малыш?» - могут спросить меня заботливые родители. И будут совершенно правы. Но давайте полагаться на здравый смысл. Разве так уж сложно понять, болит на самом деле или нет? Тогда обратитесь к врачу, пусть он развеет ваши сомнения.

Соблюдайте режим дня

Ничто так благотворно не действует на маленьких детей, как стабильность и предсказуемость. Если вы хотите избежать детских истерик и неуправляемого поведения, постарайтесь соблюдать режим дня. Когда малыш знает, что будет делать утром, днем, в обед, снижается уровень тревожности, повышается самооценка. Почему? Да потому что он становится более самостоятельным.

Я обычно советую родителям нарисовать и повесить на стену большие часы с подвижной стрелкой и картинками вместо цифр. Рисунками обозначьте на циферблате время, когда малыш просыпается (расстеленная кроватка и солнышко), ест (тарелка с кашей), гуляет (сапожки и совочек)... Для годовалого ребенка это будут совсем простенькие часики. А дальше, по мере взросления, вы можете дорисовывать на циферблате все новые дела, которые появляются в его жизни. В течение дня передвигайте стрелку в соответствии с реальным временем и проговаривайте с ребенком, что ему сейчас предстоит делать. Это очень эффективный способ добиться соблюдения режима без скандалов и нервотрепки. Ведь маленькие дети обожают ритуалы. И если вы будете вместе с ребенком передвигать стрелку с картинки на картинку, он с удовольствием будет выполнять то, что на ней нарисовано.

Важно ! Если в жизни ребенка существует режим, придерживаться его должны все без исключения - и мама, и папа, и бабушка, и няня.

К сожалению, очень часто бывает по-другому: родители, строго соблюдающие режим дня, оставляют ребенка на один день бабушке - и к вечеру получают расторможенного, капризного малыша. Бабушка решила не укладывать его днем спать, в результате он перевозбудился и очень устал. Родители это понимают. А что понимает ребенок? «У бабушки можно не спать, сколько угодно смотреть телевизор и объедаться конфетами, а мама с папой всегда заставляют спать днем, не дают конфет и запрещают телевизор». Так начинается игра в доброго и злого взрослого, очень вредная игра, в которой не бывает победителей. Проигрывают все. Поэтому настоятельно советую: договаривайтесь между собой и действуйте сообща.

Предупреждайте заранее

Если вы скажете двухлетнему малышу, играющему на площадке: «Нам пора домой», он, скорее всего, ответит: «Не хочу». И не потому, что он действительно не хочет. Вполне возможно, что он проголодался и не прочь пойти пообедать. Но такова особенность этого возраста - ему необходимо проявить свою независимость, отстоять свое право на собственное мнение. Как же его уговорить? Не обрывайте резко его занятия. Подойдите и предупредите: «Заканчивай. Через десять минут мы уходим». Малыш пока не представляет, как долго длятся десять минут, но мысленно он начинает настраиваться на то, что пора собираться домой. Еще через пять минут снова подойдите и напомните: «У тебя осталось пять минут». Когда вы подойдете в третий раз и скажете, что время истекло и надо уходить, малыш уже будет внутренне готов закончить игру и, скорее всего, не станет спорить и сопротивляться. Будет еще лучше, если вы расширите план действий, добавив то занятие, которое малышу очень нравится. «Пора собирать игрушки. Через десять минут мы идем домой. Будем вместе готовить пироги. Я дам тебе замесить тесто». Играть во дворе очень интересно, но и лепить с мамой пироги - большое удовольствие.

Предлагайте альтернативу

Если любимым ответом ребенка на ваши призывы является «не хочу - не буду!», попытайтесь не давать ему прямых указаний, а создайте видимость выбора. Не говорите, что пора идти гулять, лучше спросите: «Какие колготки ты сегодня хочешь надеть на прогулку? Серые или синие?» Или за полчаса до того, как наступит время отправляться в кровать: «Ты прямо сейчас пойдешь спать или сначала посмотришь мультик?» - «Сначала посмотрю мультик». - «Хорошо. Тогда идем чистить зубки, переодеваться, потом смотрим мультфильм, и сразу после мультфильма спать». - «А книжку почитаешь?» - «Тогда выбирай: книжка или мультфильм». Создавайте ситуацию, в которой ребенок не будет слепо следовать вашим требованиям, а сможет сам принимать решения. Разумеется, это иллюзия альтернативы, и ребенок постарше, а уж тем более подросток, никогда в жизни не согласится с такой постановкой вопроса. Но малышу двух-трех лет вполне достаточно той меры самостоятельности, которую вы таким образом ему предоставляете.

На мой взгляд, такой способ справиться, а точнее обойти естественное детское упрямство, намного эффективнее, чем попытка взрослых «сломать», настоять на своем, одним словом, «переупрямить» кроху. Нет никаких сомнений в том, что вы сильнее и можете заставить его сделать то, что нужно. Но какой ценой? Стоит ли доводить до истерики себя и ребенка? Вы старше, опытнее, мудрее. Проявите гибкость.

Важно ! Чем младше ребенок, тем проще должна быть альтернатива.

Не предлагайте малышу полутора-двух лет выбор более чем из двух вариантов. Иначе он просто растеряется и не сможет принять решения.

Используйте метод присоединения

Малыш ходит и плачет. «Что ты плачешь?» - «Не знаю. Просто плачу». - «Давай я тоже с тобой буду плакать. Кто громче?» - «А-а-а!» - «А я еще громче могу плакать». Если есть возможность, уйдите вместе в безлюдное место, где можно вволю наплакаться и накричаться. Затем начинайте постепенно выводить ребенка из его печального состояния. «Ну, все. Я устала плакать. У меня уже слезки не текут». И тут нам на помощь приходит детская любовь к подражанию. Если вы подключились к его состоянию, то дальше он готов все повторять за вами. Теперь вы можете настроить его, как скрипку. Вы устали плакать - и он устал. Вы вспомнили что-то смешное - и он тоже готов засмеяться вместе с вами.

Мудрые мамы часто используют этот метод: сначала начинают плакать, а потом смеяться. И вот малыш уже заливисто хохочет, позабыв о своем плохом настроении.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 5 минут

А А

На излишнюю капризность детей жалуются многие родители. Конечно, основной вопрос мам – что делать, когда капризность становится постоянным состоянием малыша. Как реагировать правильно – игнорировать, ругать или отвлекать? Но следует понимать, что не менее важно найти причину такого поведения ребенка. Именно от нее зависит ваше решение этой проблемы.

Капризный ребенок: в чем причина?

Ни одно действие ребенка не возникает само по себе – из ниоткуда. Любое действие – это отражение чувств и внутреннего состояния малыша. Основными причинами для излишней капризности обычно являются:

  • Проблемы со здоровьем.
    Ребенок не всегда понимает, что он болен, голоден или устал. Если он слишком мал или переполнен эмоциями, он не может выразить свое состояние. Этот дискомфорт и выражается в капризном поведении.
  • Излишек опеки от родителей и родственников.
    Желание оградить кроху от опасностей и различных ошибок нередко приводит к тому, что ребенок полностью теряет необходимость в проявлении самостоятельности. Следствием тотального контроля, сдувания пылинок и традиции все делать за ребенка становится неспособность и нежелание малыша взрослеть. В этом случае, капризность ребенка, как правило, означает его избалованность.
  • Кризис трехлетнего возраста.
    Резкие перемены в ребенке этого возраста замечают многие мамы. В первую очередь, это вызвано тем, что малыш заявляет о себе, как о личности, и требует для себя свободы. Ребенок начинает бунтовать против гиперопеки, выражая это в силу своих возможностей – то есть, капризностью.
  • Отношения и микроклимат в семье.
    Поток информации извне, активное общение и новые впечатления – это основная причина усталости малыша. Поэтому дома он ждет спокойствия, стабильности и атмосферы любви между родителями. При отсутствии таковых (ссоры и скандалы, перемены в жизни и пр.) ребенок начинает протестовать. Отсюда и появляется капризность, плаксивость и другие реакции малыша на действительность, которая его не устраивает.

Инструкция для родителей: как справиться с капризами ребенка

В первую очередь, родители должны понять, что именно они – самая частая причина капризов . Если со здоровьем малыша все в порядке, то его каприз – ответная реакция на окружающую обстановку, поведение родителей, методы воспитания и пр. Поэтому для начала определитесь с причиной и разберитесь – почему ребенок капризничает. Далее, исходя из ситуации, научитесь реагировать на капризы правильно.



Рассказать друзьям