Методика развития Сесиль Лупан: поверь в свое дитя. Занятия по методике Сесиль Лупан: инструкция на каждый день

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сесиль Лупан известна многим мамам, как мама-автор методики развития и , в которой она описывает индивидуальный подход к развитию своих дочерей. В своей биографии она указывает, что оставила карьеру актрисы, посвятив себя воспитанию детей. Возможно этот шаг у кого-то вызовет симпатию к автору, но признаться меня это не трогает. В статье я даю свою оценку пригодности подхода Сесиль.

Начну с того, что эта статья не для экзальтированных родителей, которые использование любой методики раннего развития воспринимают за великое благо. Я в этом отношении придивчива. Мое мнение насчет подхода и автора однозначно — Сесиль в маразме ! (для ярых сторонников Сесиль поясняю: Сесиль с её крайне перегруженной программой просто не дала своим детям развиваться гармонично, как и многие другие родители, которые чрезмерно увлекались/ются различными методиками. Более подробно об этом с мнениями специалистов читайте в посте: ) Для того чтобы читатели могли сами оценить масштаб катастрофы и составить свое мнение относительно её подхода, я привожу в статье в сжатом виде нагрузку рекомендуемую Сесиль для малышей. Книга «Поверь в свое дитя» (предполагаю, что это единственный труд Сесиль который был опубликован), состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть содержит историю её знакомства с методиками развития, в том числе Домана, опыт Сесиль в грудничковом плавании, обучении чтению, письму. Вторая часть книги содержит сборник практических упражнений для занятий.

Сесиль Лупан | Упражнения для занятий с малышами по возрастам

  • Интересный факт, сама Сесиль в книге пишет, что её дочь Галя, с которой она так тщательно занималась, начала самостоятельно читать в 4 года 7 месяцев! Возникает закономерный вопрос — стоило ли с полутора лет мучить себя, ребенка и всю семью.
  • Подход не предусматривает развитие мелкой моторики, сенсетивных навыков и обычных игр не на эрудицию (прятки, догонялки и т.п.).
  • Во время прочтения книги не уходит впечатление, что автор описывается факты само собой разумеющиеся и в большинстве своём применяет упражнения, которые рекомендованы педагогами при изучении указанных дисциплин в рамках традиционного образования . Например, чтение потешек, стихов рекомендуется в любом источнике. Изучение басен практикуется в школьной программе.
  • При прочтении книги, не следует путать понятия личный и индивидуальный. Потому что индивидуальности в подходе мало, а личных переживаний и эмоций очень много. Я бы не стала называть индивидуальностью сдвиг возрастных рамок в изучении большинства предлагаемых материалов.
  • Так как личный опыт (включая истории, эмоции и другие отступления) сложно поддается процессу формализования, то первая часть получилась несистемной, с дублирующейся информацией в разных ее частях. Вторая часть также далека от точности пособий, издаваемых специалистами с педагогическим образованием. Можно встретить в разных частях книги рекомендации о выполнении в разных возрастах для одного и того же упражнения.
  • Ценность книги «Поверь в свое дитя» заключается в том, что она содержит личный материнский опыт и возможно этим и заслуживает внимание мам;
  • Простой доступный всем мамам язык, без педагогических понятий и терминов;
  • Многообразие рекомендуемых упражнений.

Свое отношение к подходу я обозначила еще в начале статьи. Надеюсь, её прочтение Вам позволило сформировать своё мнение, в этом и заключается мой посыл для читателей! Напоследок хочется привести к моей статье о методике Домана «Включайте головы и оставляйте амбиции. Дети — не игрушки. Если уж беретесь за обучение, то от желаний и интересов ребенка идите.»

Навигация по записям

Сесиль Лупан | развитие детей : 13 комментариев

  1. Татьяна

    прочитала уже несколько Ваших статей, и, почему-то, все оказались какими-то резко-негативными. я согласна, что любую методику нужно подвергнуть здравой критике, прежде, чем применять, а не следовать ей фанатично, но про маразм — это явный перебор. тем более, что Сесиль Лупан не предлагает ничего, что можно было бы охарактеризовать данным словом. я знакома с ее книгой, и книгами других авторов, которых вы так же чрезмерно (на мой взгляд) критикуете, и ее методика направлена на подчекнуто-гармоничное и всестороннее развитие, не выходя за рамки. сложилось впечатление, что вы ищите супер-методику и скачете от одного автора к другому, разочаровываясь в каждом из них. такой методики нет, потому что мы все разные, и дети все разные, и нам остается только искать подходящее нам в каждой из них и придумывать свое(чем вы вполне успешно и занимаетесь, ваши подробные описания выбранных и адаптированных упражнений очень интересны. и, кстати, Сесиль Лупан именно это и советует. ее практическая часть — это упражнения которые вы можете позаимствовать и доработать, а не взять ккнигу и методично прогонять по всем упражнениям своего ребенка с утра до ночи), однако то, что методики эти не подходят вам целиком, не делает их плохими. получается, что вы агитируете других даже и не пробовать. кажется, что у вас вообще негативное отношение к раннему развитию, но вы зачем-то этим занимаетесь. не очень понятно… статьи у вас довольно интересные, но через чур категоричные. и вообще сайт очень хороший, весь вечер сижу изучаю)))

    Вы теоретик, а без практики ваша теория ничто, а в жизни все не так как в книжках. Это как если бы я со своими педагогическими образованиями рассуждала о том, что вендоры, сертифицированные специалисты Microsoft по технологиям серверных баз данных до сих пор пытаются втюхать нашим корпоративным IT-шникам решения на базе FC хотя iSCSI уже затыкают его и по скорости и, уж тем более, по цене.))))

  2. Ангелина

    Знаете, у вас нет ни необходимого специального образования, ни достоверного мамского опыта что бы писать статьи на педагогико-психологические темы. Вот будет вашей дочке больше (хотя бы) 10 лет или появится еще как минимум один ребенок — вам самой будет странно и смешно читать некоторые свои статьи)) Вы молоды и самонадеянны, а по книгам детей не учат и не воспитывают. У вас (в плане учебно-воспитательных мероприятий) все еще очень впереди — и первый год жизни вашего ребенка покажется вам детским лепетом по сравнению с объёмом и глобальностью дальнейшего развития.
    Семью Никитиных, методику Зайцева вам тоже допустимо сказать МАРАЗМАТИКИ?? Ведь отголоски каждой из этих методик можно встретить у Лупан. Может свою методику разработаете, а мы по полочкам разберем???

  3. Ангелина

    Уважаемый автор этой статьи!
    У меня сложилось так же четкое ощущение, что это вы в маразме. Отбиваете у интересующихся мамочек даже шанс ознакомиться с методикой Лупан, исходя из вашего понимания: современные педагоги-наваторы также маразматичны (например Шичида, Ибука и др). потому как закладка и развитие нейронных связей позволяющих мозгу быть гибким и объёмным происходит в большей степени в ограниченный для продуктивности период — детство до 5-7 лет, а раннее развитие ВСЕСТОРОННЕЕ как раз и способствует этому процессу. А про «накачивание энциклопедическими знаниями» очень рекомендую ознакомиться с работами Шичиды и вы сможете углубить свои знания в подобных вопросах. Ваш опыт (по всей видимости) все-таки не даёт вам право писать статью с громким разбором методики с основным напором на отрицание поскольку вы выкладываете свои мысли в «общаг» доступности материалов. Лишь параллельный сравнительный анализ может хоть как-то дать право на жизнь вашему подобному творчеству.
    С уважением

  4. Ирина Снаткина

    Интересно, эта книга в моем обширном списке книг к прочтению. Возможно, и до нее дойдет время и я смогу составить собственное мнение. А вообще я такие книги воспринимаю как источник интересных идей и игр с ребенком, но не как строгую систему и руководство к действию. А многие вещи делаются интуитивно: пение песенок и потешек, показывание картинок в книжках и их описание, совместная деятельность с мамой (по-моему, участие в обычных бытовых делах родителей, пусть и в роли наблюдателя поначалу, это вообще лучший способ развития ребенка)))) и прочее.

  5. Маруся

    Спасибо за такое подробное описание! Не сталкивалась с этой книжицей, и уже по всей видимости не столкнусь;)

  6. Ирина

    Я не читала книгу. И в вашем изложении она не выглядит такой уж катастрофой. К тому же надо учитывать что она несколько устарела. И возможно пару десятков лет назад не принято было вообще заниматься с детьми так как сейчас, или хотя бы вполовину.
    То что я увидела в методике Сесиль — это просто хорошо структурированное описание тех действий, которые каждый родитель совершает со своим ребенком. Просто она это рассортировала по предметам. Все мы показываем деревья, рассказываем истории, животных. Только мы не задумываемся идя в зоопарк, что у нас сейчас урок биологии. Или когда учим младенца частям тела, что у нас урок анатомии и т.д.
    А книжки я тоже хочу сделать, в видео про обучение чтению от Умницы тоже про них рассказывают.
    А про дуть в лицо это вы выделили или Сесиль? Мы тож дуем до сих пор.

Рассмотрим идеи домашней педагогики Сесиль Лупан. Найдем ответы на вопрос: Как правильно самостоятельно в домашних условиях заниматься с маленьким ребёнком.

Тот, кто с самого рождения своего младенца смотрит на него как на уже сложившееся человеческое существо, много и четко разговаривает с ним, кто относится к своему ребенку с уважением, поощряет его малейшее усилие, побуждает малыша задавать вопросы и с энтузиазмом отвечает на них, — такой человек уже сделал главное. (С. Лупан)

Домашняя педагогика Сесиль Лупан

Книги родителей, рассказывающие о воспитании своих детей, — явление уникальное, хотя и вполне естественное: кто же лучше знает о желаниях и способностях малыша? Что побуждает любящих мам и пап браться за перо, описывая собственные открытия в семейном обучении? Конечно же, любовь ко всем детям, чувство сопереживания с родителями, которые либо испытывают определенные трудности в воспитании, либо сталкиваются с проблемой впервые.

Сегодня таких книг-исповедей написано немало, и лучшие из них стали бестселлерами. В ряду таких изданий и книга Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя».

Молодая мама, используя личный опыт воспитания дочерей, попыталась наилучшим способом развить их интеллект и вместе с тем сделать малышек психологически здоровыми людьми.

Основой индивидуального подхода стала для Сесиль методика американского врача Глена Домана. Однако это не было копирование определенной системы, пусть и очень популярной. Лупан полностью трансформировала методику американского педагога, хотя вначале точно следовала ее принципам.

В отличие от Глена Домана , который наблюдал сразу многих детей и поэтому не мог проникнуть в душевный мир каждого из них, Сесиль Лупан, наблюдая только двух своих дочек, постаралась тонко их почувствовать и дать именно те знания и именно в тот момент, когда они были к этому расположены.

И еще одно отличие: у Домана более четко все расписано по возрастам «среднестатистических детей», у Лупан же программы строго индивидуальны, с учетом наклонностей малышей и их интереса к тому или иному занятию. Домашний педагог гармонично, более индивидуально подбирала и методы обучения. Она составила целые программы по изучению истории, географии, истории искусств, музыки и других областей знаний для малышей и дошкольников.

Основная идея, которую предложила Лупан, заключается в том, что дети требуют не внимания- опеки, а внимания-интереса, который могут дать им только родители. Эта модель воспитания ребенка содержит и определенную жизненную философию.

Она адресована прежде всего тем, кто считает, что богатство человеческой личности должно выражаться не просто в поддержании постоянного и однообразного комфорта, а в том, чтобы «превзойти самих себя».

Сесиль Лупан родилась в Монсе (Бельгия) в 1955 году. Получив в Брюсселе профессию актрисы, она в течение пяти лет с неизменным успехом выступала на бельгийской сцене. В 1981 году Сесиль уехала с крошечной дочерью к мужу в США, где преподавала актерское мастерство. Побывав однажды на семинаре в Институте развития человеческого потенциала (BBI), Лупан начала заниматься с восьмимесячной дочкой по методике, разработанной Гленом Доманом и его коллегами. Так молодая мать открыла для себя завораживающий мир раннего обучения и развития детей и с тех пор целиком посвятила себя этой деятельности.

Рождение второй дочери выявило, насколько дети бывают не похожи друг на друга и как важно в обучении быть чутким и гибким. На основе личных наблюдений и выводов Сесиль Лупан написала книгу. Вслед за одним из мудрецов она искренне поверила в то, что «ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь».

Сесиль не ставила экспериментов на детях, не работала в детсадах и медучреждениях, а просто с любовью воспитывала своих дочерей, подвергала осмысленной критике и органично адаптировала существующие методики развития. Не претендовала она и на формирование каких-то идей, не давала советов по взращиванию «гениев» и не представляла никакой школы. Ее книга — это рассказ о жизни, практическое пособие для родителей, которые хотят открыть для своего ребенка мир с самого раннего детства.

По сути, советы Сесиль Лупан — это рекомендации обычной мамы, увлекшейся идеей раннего развития. Однако неожиданно даже для самого автора книга «Практическое руководство "Поверь в свое дитя"» прибрела огромную популярность, и сегодня многие родители и педагоги охотно следуют ее принципам.

Большой интерес вызвала книга и на постсоветском пространстве, ведь у нас, кроме супругов Никитиных и их немногих последователей, почти никто не писал о специфических условиях и возможностях развития детей в семье, а не в детских садах.

В своей книге Сесиль Лупан приходит к парадоксальному выводу: дети больше всего любят учиться, «даже больше, чем есть конфеты», но учение — это игра, которую следует прекращать, прежде чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы малыш был в определенном смысле «недокормлен» и вставал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы ему все время хотелось «еще и еще».

В ребенке необходимо воспитывать уверенность в собственных силах. Именно поэтому в книге постоянно повторяются рекомендации — не форсировать события и заканчивать любой урок с малышом тем упражнением, тем элементом, которые ему хорошо удаются.

Сесиль Лупан уверена, что родители — лучшие учителя для своего малыша: «Если я могу дать человеку жизнь, почему самая большая радость приобщения моего ребенка к миру знаний должна достаться другим?» По словам Лупан, «главный недостаток книги состоит в том, что она не может воспроизводить веселый детский смех, не может излучать торжествующих и лукавых взглядов».

«Лента времени» и понимание пространства

Большое внимание Сесиль Лупан уделяет музыке, рисованию, истории искусств, иностранным языкам и, конечно, истории и географии. История — самый непростой для малышей раздел знаний. Дело в том, что они пока с трудом ориентируются во времени. Для них понятия «сто лет назад», «во II веке до н. э.» и «вчера» значат примерно одно и то же. С учетом такого восприятия Сесиль Лупан разработала свой метод объяснения малышам сложных вещей.

На первом этапе она предлагает изучать «прошлое ребенка», его собственную историю, располагая фотографии событий в хронологическом порядке (вот только родился, вот научился сидеть, пошел и т. д.).

Следующий этап — история родителей, а затем бабушек и дедушек. Когда у малыша сформировано некоторое понятие времени, можно переходить к истории, например к динозаврам. К слову сказать, Лупан очень верно говорит, что «динозавр» для малыша звучит не сложнее, чем «бегемот». Поэтому не стоит бояться сложных названий и терминов. Главное — дать им правильное и понятное объяснение. Ну а дальше можно уже разбираться в мировой истории.

Для этого Лупан сочиняет «исторические» песенки, отображая в каждом куплете какое-то важное событие таким образом, чтобы детям было интересно и весело. Этим советом вполне могут воспользоваться мамы, склонные к творчеству. Ведь для малыша в подобных песенках не важны отточенные рифмы: любые сочинения он воспримет с восторгом, заодно узнавая о тех или иных исторических событиях.

В изучении географии на первый план выступает умение ребенка почувствовать пространство. Здесь можно вовлечь малыша в различные географические игры: составление планов каждой из комнат и квартиры, увлекательное знакомство с картой, «путешествия» по странам и континентам, карты-пазлы и др. Для подобных игр, конечно, понадобится много картинок, изображающих различные страны, горы, моря и другие географические объекты. Они помогут малышу лучше представить то, о чем ему рассказывают.

Сесиль Лупан и здесь предлагает зарифмовать какую-то информацию, например названия столиц тех или иных стран, и даже приводит свои варианты таких стихов.

Индивидуальность прежде всего

Сесиль Лупан утверждает, что ребенку не нужна обязательная ежедневная программа занятий: если каждый день заниматься всем понемногу, жизнь малыша может превратиться в тяжкую повинность, а желание узнать больше будет пропадать все чаще. Лупан считает, что наиболее подходящим базовым временным периодом для занятий является неделя.

Имеет смысл составить расписание занятий, которые надо проводить с ребенком. Такая программа будет служить определенным эталоном, которого, разумеется, не всегда возможно придерживаться: кому, как не родителям, доподлинно известно, что жизнь с крохой — это сплошные непредвиденные обстоятельства?

Так, если в течение одной недели что-нибудь из задуманного не выполняется, всегда есть возможность сделать это на следующей неделе. Не стоит добиваться эффективности любой ценой и требовать от себя и ребенка непременно использовать каждое мгновение «с максимальной пользой». Если постоянно думать о том, что необходимо заняться с ребенком чем-то развивающим, это может плохо отразиться на отношениях с ним. Моменты молчания или расслабления не менее благоприятны для общения и единения, чем периоды напряженного внимания.

Занятия стоит организовывать таким образом, чтобы, не тратя времени на подготовку, иметь возможность проводить «урок» в любых условиях. По мнению Лупан, различные знания, полученная в повседневной жизни информация гораздо эффективнее ежедневных «занятий». Уроком для ребенка будет то время, когда он систематизирует полученные знания или использует их на практике. Если малыш утратил интерес к тем или иным занятиям, не получает от них удовольствия и не движется вперед, необходимо прекратить уроки на несколько недель или даже месяцев. В этом нет ничего страшного: необходимо время, чтобы знания «отстоялись», считает Лупан. Когда после перерыва занятия возобновятся, ребенок с лихвой восполнит все, что было пропущено.

Принципы Сесиль Лупан

♦ Самые лучшие преподаватели для малыша — его родители.

♦ Если вы замечаете, что ваш ребенок стремится освоить новое, помогите ему.

♦ Не ограничивайте кругозор вашего ребенка.

♦ Обучение — это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет.

♦ Никогда не проверяйте своего ребенка.

♦ Любознательность поддерживается быстротой и новизной.

Не забывая о душе

Занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые, по мнению Сесиль Лупан, забывают о том, что у ребенка есть не только мозг, который надо тренировать, но еще сердце и душа, на которые в погоне за знаниями просто не остается времени. Помимо объема информации важно, в какой атмосфере проходят занятия. Надо аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству, а в случае неудач сочувствовать и никогда не высказываться неодобрительно о творческих попытках малыша.

У ребенка не должно возникнуть ощущение, будто родителям надоели его «почему» и «отчего». Всем своим поведением мама и папа должны показывать, что им нравится его стремление познать мир. Кроме того, необходимо чаще предоставлять ребенка самому себе и позволять ему самостоятельно заниматься делами. Чрезмерная опека может заглушить творчество, а навязчивая родительская помощь станет восприниматься как нарушение границ личного пространства.

Как считает Лупан, очень важно учить ребенка уважать точку зрения других, ибо только тогда другие будут уважать его мнение. Для этого родителям необходимо с пониманием и терпением относиться ко взглядам окружающих, даже если они резко отличаются от их мнения. Поэтому родителям надо внимательно следить за своей речью, не допуская слов осуждения в адрес других, особенно в присутствии маленького человека. Родители должны открыто выражать свои чувства к ребенку, не бояться лишний раз приголубить, обнять, поцеловать. Дети, уверенные в любви родителей, быстрее развиваются, с удовольствием стремятся узнать больше, с интересом воспринимают окружающий мир.

Понятно, что не каждый взрослый готов проводить с малышом целый день. Отдавая ребенка в детский сад или поручая заботу о нем няне, помните: ваши взгляды на воспитание и развитие крохи должны совпадать. Иными словами, речь идет не только о воспитании ребенка, но и о педагогическом развитии самих родителей.

В домашнем воспитании, по методике Лупан, родители должны каждую минуту быть готовы целиком и полностью отдаться своему малышу, а не отмахиваться от него игрушками и нянями. Конечно, далеко не все мамы и папы готовы так самоотверженно трудиться на благо своего чада, как это сделала Сесиль Лупан. Тем не менее она преподала хотя бы начальный урок воспитания молодым и будущим мамам, ведь уже давно доказано, что личность формируется еще в утробе матери.

Угасание родительской инициативы — одна из проблем сегодняшнего дня, о которой с тревогой говорят специалисты по работе с семьей. Она заключается в том, что современные родители в лучшем случае склонны препоручать образование и воспитание своего ребенка другим людям, пусть и компетентным. Доля времени, посвящаемого семейному общению, слишком мала, из-за чего теряется преемственность традиций домашнего воспитания, а потому вопросы педагогической культуры лежат вне сферы интересов родителей.

Сесиль Лупан доказала, что раннее развитие дает положительные результаты не только для ребенка. Молодые мамы тоже могут развивать свои творческие способности, что делает семью семьей в полном смысле этого слова. Лупан и сегодня вдохновляет родителей использовать преимущества домашнего воспитания, обратившись к педагогическому потенциалу семьи.

Сесиль Лупан не просто мать двоих детей, она женщина, которая, написав книгу, открыла новую грань в завораживающем мире детской психологии. Теперь каждая мама может с легкостью и, главное, с удовольствием подготовиться к самому главному в своей жизни — образованию любимого и неповторимого малыша.

Здравствуйте, дорогие родители!

Продолжаю делиться с вами методиками раннего развития детей. В свое время я изучила многие и старалась применять к своему сыну. Конкретной методики я не придерживаюсь, беру что-то от одной, что-то от другой. Сесиль Лупан методика раннего развития, хочу рассказать сегодня о ней.

Об авторе

По образованию актриса и даже принимала участие в съемках и театральных постановках.

Но пришло время и Сесиль родила двоих девочек погодок и актерская карьера отошла на второстепенный план, а точнее вовсе была заброшена.

Все мысли ее были заняты воспитанием девочек, их образованием и любовью к ним. В общем она посвятила себя им.

Плюсы и минусы методики

Плюсов на самом деле больше, чем минусов. И вообще, мне методика кажется приемлемой. Учитываются эмоциональное состояние ребенка, его желания, что не может положительно не сказаться при формировании личности. Ребенок на занятиях тесно общается с мамой, происходит разноплановое развитие.

К минусам стоит отнести то, что как ни крути, а времени все равно нужно потратить немало для проведения подобных систематических занятий.

Дидактический материал, всевозможные карточки, книги, (чем больше, тем лучше), подготовка мамы к занятиям с малышом, посещение различных секций, если хотите ребенка обучать разным видам спорта. Все это требует немало сил, времени и конечно же денежных вложений.

Надеюсь, статья оказалась для вас полезной!

Развивайтесь и чаще улыбайтесь!

Пишите комментарии и заходите в соц. сети

И родители могут выбрать из них ту, которая понравится им больше. Методики различаются подходом к малышу и основными принципами, но суть их в одном и том же – вырастить умного, здорового и всесторонне развитого ребенка. Я «Родитель» расскажет о двух методах раннего развития, которые немного похожи между собой.

Методика Глена Домана

Американский врач-нейрофизиолог Глен Доман разработал свою методику раннего детского развития еще в 40-х годах XX века. Его принципы основываются на собственных исследованиях, которые подтвердили, что основные интеллектуальные способности закладываются в человеке именно в первые три года жизни, поскольку в это время мозг наиболее восприимчив к новой информации.

Глен Доман работал с детьми, отстающими в физическом и интеллектуальном развитии, и его методика помогла этим малышам не только догнать, но и обогнать своих сверстников. Немного позже врач решил опробовать свою теорию на здоровых детях, и получил такие же блестящие результаты. С этого момента его методику взяли на вооружение многие родители, а в США даже был основан специальный Институт развития человеческого потенциала, в котором принципы Домана практикуются до сих пор.

Основы методики Домана

В основе метода американского врача лежит принцип «чем раньше, тем лучше». Он советует с самого рождения малыша начинать развивать его интеллект и укреплять физически, поскольку и та, и другая область являются важными. По словам Глена Домана, лучшими , поскольку только они могут передать ему все то, что знают сами, с искренностью и радостью. Основы интеллектуального и физического развития, заложенные в первые три года жизни, станут крепким фундаментом для дальнейшей жизни малыша.

Как применять методику Домана?

    Начинайте заниматься обучением ребенка как можно раньше, поскольку уже в три месяца малыш будет правильно воспринимать получаемую информацию.

    С самого рождения малыша проводите с ним двигательные упражнения: поднимайте ручки и ножки, крутите, двигайте ребенка, переворачивайте его с боку на бок, чтобы он привык к физической активности. Когда он начнет ходить – потихоньку осваивайте гимнастику.

    С трех-шести месяцев начинайте показывать ему специальные развивающие карточки. Первыми карточками должны быть просто написанные на бумаге или картоне слова – их нужно показывать ребенку и произносить написанное слово вслух, чтобы малыш научился ассоциировать буквы с их звучанием. Такие карточки применяются для обучения чтению.

    Чем старше становится ребенок, тем сложнее должны быть обучающие карточки. К полутора-двум годам можно начинать показывать ребенку словосочетания, а тогда, когда он будет готов к более сложной информации (у кого это происходит в 1,5 года, у кого-то ближе к 3-4 годам), можно начинать демонстрировать предложения, сначала простые, а через какое-то время сложные. Главное – ориентироваться на темп ребенка, следить, чтобы ему были интересны занятия.

    Можно на обратной стороне карточек размещать изображение предмета, о котором идет речь, чтобы ребенок одновременно учился запоминать слова визуально. В оригинальной методике на карточках изображений нет, но многие родители замечали, что с картинками обучение проходит интереснее и быстрее.

    Самое главное – показывайте карточки быстро, всего по несколько секунд. Так ребенок научится быстро запоминать информацию.

    Группируйте карточки в занятиях по определенному принципу, например, в одном занятии слова, обозначающие части тела, в другом – одежду, в третьем – окружающие предметы и т.д.

    Вслух книги. Желательно, чтобы они были с большими буквами, чтобы малыш видел то, что вы проговариваете. Для занятий с детьми до двух лет можно использовать самодельные книги, где на одной странице будет написано слово, а на соседней картинка, его изображающая. Чем старше ребенок, тем сложнее должен быть материал.

Подробнее о методике Домана и графике занятий можно почитать в его книгах или на тематических форумах.

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – бельгийская актриса и преподавательница актерского мастерства. Родив двух дочек, она начала заниматься с ними по методике Глена Домана, однако в процессе занятий она решила немного изменить оригинальную программу, адаптировав ее к собственным условиям.

Сесиль пришла к выводу, что Доман использует общий подход к детям, поскольку занимается не с одним ребенком, а с большим количеством. Сама же она постаралась найти к своим дочерям индивидуальный подход, поскольку, по ее словам, только мать может настолько тонко чувствовать своих детей, чтобы понимать, чем именно и в какой момент им хочется заниматься.

Свою методику она изложила в книге «Поверь в свое дитя», которая обрела популярность среди родителей по всему миру.

Основы методики Сесиль Лупан

Главное отличие методики Лупан от концепции Домана заключается в том, что она предлагает развивать детей с раннего возраста не с целью форсирования событий, а для того, чтобы раскрыть индивидуальный потенциал собственного ребенка и помочь ему сформироваться как личности. Обучение детей должно четко соотноситься с их желанием узнавать новое, поэтому принудительные занятия по четко распланированному графику Лупан отвергает. Она предлагает более мягкий подход к малышам, когда родители, видя интерес ребенка к определенной области, начинают заниматься с ним именно по этой конкретной теме. Для занятий не требуются какие-то специальные средства - использовать можно все, что есть под рукой.

Как применять методику Лупан?

    Внимательно следите за желаниями своего ребенка. Если малыш потянулся к пушистому ковру – самое время показать ему различия между разными материалами, т.е. дать потрогать мех, шелк, бархат, пластмассу. Если ребенок завороженно смотрит на игрушечные планеты или нарисованные звезды, можно устроить увлекательные занятия по космической тематике. Если малыш интересуется различными звуками, постоянно теребит пищащего утенка или весело размахивает погремушкой – можно показать ему, как звучат разные инструменты и предметы (постучать кастрюлей, сыграть на игрушечном синтезаторе, похлопать в ладоши и т.д.). Нет никакого определенного порядка получения знаний – просто занимайтесь с ребенком тем, что вызывает у него интерес!

    Для того, чтобы развить , показывайте ему предметы разного цвета, карточки с изображениями животных, предметов, геометрических фигур и называйте, что на них изображено. Повесьте около кровати или на ее стенки яркие рисунки, чтобы они находились в пределах видимости малыша.

    Чтобы познакомить ребенка с разными запахами, используйте предметы, которые имеют характерные ароматы – например, цветы, флакончик духов, кондитерское изделие, пучок укропа или другой зелени и т.д.

    Для развития осязания можно использовать разные ткани или пришить по кусочку каждой из них на одеяло, чтобы ребенок мог потрогать их. Показывайте малышу, как прикасаться к предметам и рассказывайте, какие они вызывают ощущения, например, пластмасса будет гладкой и холодной, резина - мягкой, кусочек дерева - шершавым, одеяло – мягким и т.д.

    Для того, чтобы малыш учился различать звуки, используйте любые подручные предметы: музыкальные инструменты и игрушки, посуду, монетки и все, что найдется под рукой.

    Вкусовые ощущения малыш начнет различать тогда, когда ему начнут вводить прикорм. Когда вы начнете давать ребенку разную по вкусу еду, вместе с ним пробуйте ее и объясняйте, что значит сладкий, кислый, горький вкус.

    После года уже можно обучать ребенка чтению. Для этого можно использовать различные слова, написанные на бумаге. Сопровождайте показ слова его произношением. Можете развесить листки с уже знакомыми малышу словами на стенах комнаты и просить его повторять, что там написано. Когда ребенок станет чуть постарше, можно прикрепить листочки с названием на те предметы, которым они соответствуют, чтобы ребенок запоминал, как называются вещи, которые его окружают. Можно самостоятельно изготовить развивающий альбом, в которой будут картинки и поясняющие подписи к ним, и вместе с ребенком рассматривать его и читать вслух.

    Для развития логического мышления используйте вырезанные из картона геометрические фигуры. Учите ребенка называть их, узнавать, какого они цвета, группировать по форме и цвету и т.д. Точно также можно обучать малыша и математике: группировать одинаковые предметы, считать их.

    Обязательно знакомьте малыша с окружающим миром во время прогулок. Показывайте ему деревья, машины, кошек, собак, красивые листья и т.д. Пусть ребенок учит названия, называет их цвет, свойства, количество.

    Методика Лупан также включает в себе и . Например, Сесиль делает акцент на ранних занятиях плаванием, однако, вы можете придумать и другие – танцы, прыжки, гимнастика. Главное, чтобы ребенок не сидел на месте.

Когда в семье появляется малыш, практически перед всеми родителями со всей остротой встает вопрос о способах и методах воспитания и развития ребенка. Какую методику раннего развития детей выбрать? А может лучше "не торопить события"? Ответить на эти вопросы могут только сами родители, которым предстоит решить, будут ли они разрабатывать собственные методы воспитания ребенка или воспользуются одной из уже апробированных методик, например, методикой Сесиль Лупан.

Когда в семье появляется малыш, практически перед всеми родителями со всей остротой встает вопрос о способах и методах воспитания и развития ребенка. Какую методику раннего развития детей выбрать? Как ее адаптировать под особенности своего ребенка? Да и вообще, нужны ли такие методики? Может лучше "не торопить события", и довериться собственной интуиции? Ответить на все эти вопросы могут только сами родители, которым предстоит решить, будут ли они разрабатывать собственные методы воспитания и развития ребенка или воспользуются одной из уже апробированных методик, например, методикой Сесиль Лупан.

Кстати, среди развивающих методик система воспитания и развития, разработанная Сесиль Лупан, занимает особое место. А вот почему, Вы узнаете из этой статьи.

Несколько слов о Сесиль Лупан

В 1955 году в Монсе (Бельгия) в семье Браи родилась девочка, которую назвали Сесиль. После окончания школы повзрослевшая Сесиль получила профессию актрисы, и с головой окунулась в водоворот театральной жизни. Она вышла замуж и сменила фамилию, став Сесиль Лупан . В 1982 году, после рождения первой, а затем и второй дочери (1983 год). Сесиль поняла, что счастье детей намного важнее карьеры, и посвятила свою жизнь воспитанию своих детей.

Как и многие другие молодые мамы, Сесиль мечтала дать своим детям только все самое лучшее, в том числе и лучшее воспитание. Причем заняться развитием детей она решила с самого раннего возраста. Ознакомившись с несколькими, известными на тот момент методиками развития детей, она остановила свой выбор на системе Гленна Домана, которая привлекала внимание своими прогрессивными взглядами на развитие детского мозга и нетрадиционным подходом к построению обучающей программы.

Применяя методику Гленна Домана к своим дочерям, Сесиль обратила внимание на то, что она не настолько эффективна, как утверждает автор программы. Поэтому молодая мать приняла решение создать собственную методику на основе обучающей программы Гленна Домана, с учетом особенностей и интересов своих детей.

В результате такой самодеятельности молодой бельгийской актрисы коллекция методик раннего развития детей пополнилась еще одной эффективной программой, которая подробно описана в книге Сесиль Лупан "Поверь в свое дитя". Сегодня автор этой книги охотно делится секретами успешного развития детей, основанными на собственном опыте, и принимает участие в различных теле- и радиопередачах, посвященных воспитанию детей.

Особенности методики Сесиль Лупан


Как уже упоминалось выше в основу методики Сесиль Лупан легла обучающая программа Гленна Домана, но с одним существенным различием. Если Гленн Доман за основу брал показатели среднестатистических детей, то Сесиль Лупан ориентировалась исключительно на потребности и интересы своих детей. Другими словами, Сесиль Лупан уверена, что ребенок сам должен "сообщить" о желании приступить к тем или иным занятиям. Поэтому основной упор методика Сесиль Лупан делает на эмоциональное состояние и индивидуальные особенности ребенка. Главное, не просто "забивать" голову малыша знаниями, а развивать его природные таланты.

Программа обучения детей Сесиль Лупан включает в себя занятия, направленные на стимулирование всех органов чувств ребенка: осязания, обоняния, слуха, вкуса и зрения. Малыш должен иметь возможность познакомиться с миром на ощупь, по запаху, звуку и т.д. Например, если ребенок потянулся к ковру, то нужно показать ему разницу между пушистым мехом и шелком или другим материалом. Если малыш заинтересовался звуками, то можно погреметь кастрюлями, стаканами, погремушками, и позволить ему сравнить все услышанные звуки.

Программа обучения Сесиль Лупан охватывает практически все области знаний, необходимые для полноценного развития малышей и дошкольников:

  • искусство (рисование, музыка);
  • логика, счет;
  • развитие речи;
  • письмо, чтение;
  • история, география, иностранные языки и т.д.

Особое внимание уделяется обучению плаванию новорожденных (по методике Клэр Тимерманс) и физическому развитию детей. Исходя из собственного опыта Сесиль вывела формулу максимально эффективного развития интеллектуальных показателей ребенка: чем больше времени родители будут уделять физическому воспитанию (помимо плавания сюда входят массаж, динамическая гимнастика и физкультура), тем быстрее происходит формирование и созревание коры головного мозга.

Как проходят занятия по методике Сесиль Лупан


Занятия по методике Сесиль Лупан – это короткие насыщенные уроки в игровой форме, которые длятся до тех пор, пока ребенок проявляет интерес в происходящему. Как только родители заметили снижение интереса, занятия мгновенно прерываются. Главное, чтобы ребенку было весело и интересно заниматься.

Построение графика уроков должно основываться исключительно на интересе ребенка. Например, если ребенок в данный момент с особым интересом изучает пластмассовую куклу, то можно показать ему деревянные, гладкие или пушистые игрушки.

Во время занятий необходимо не просто показывать карточки с изображениями (по методике Гленна Домана), а учить ребенка анализировать и систематизировать информацию. Например, не просто показать картинки с изображением скрипки и рояля, а дать понять, что данные предметы принадлежат к одной группе.

Сесиль Лупан убеждена, что ребенок лучше воспринимает информацию, если она сопровождается или преподносится в виде шутливых песенок или сказок. Поэтому показ картинок сопровождается интересными историями, сказками и песнями.

Кроме того, ребенку постоянно необходимо рассказывать об окружающем мире, не беспокоясь о том, что он чего-то может не понять в силу возраста. Сесиль Лупан уверяет, что знание всегда предшествует пониманию.

Недостатки методики Сесиль Лупан

Несмотря на задекларированный Сесиль Лупан индивидуальный подход к развитию и воспитанию ребенка, ее методика имеет существенные недостатки. К таким можно отнести:

  • отсутствие общения со сверстниками – как и Гленн Доман, Сесиль Лупан предлагает построить воспитание ребенка исключительно на связке ребенок-родители;
  • большая нагрузка для матери – поскольку Сесиль Лупан уверена, что материнство это ежеминутный труд, ее методика предусматривает, что мать должна уделять ребенку практически все свое время.


Рассказать друзьям