Молодая мама: работать или нет? Как найти работу молодой маме Кто работает с маленьким ребенком на дому.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как, казалось бы, хорошо - не работать и сидеть дома со своим маленьким любимым ребенком. И времени сколько угодно, и делать ничего особенно не нужно.

Однако каждый, кто просидел с малышом хотя бы пару месяцев, отлично понимает, что и дел невпроворот, и времени никакого нет. Подчас нет времени даже на то, чтобы умыться и причесаться. А кроме того, приятный отдых нередко оборачивается классической депрессией.

И дело совсем не в том, что ребенок нежеланный или мама его мало любит. И желанный, и любовь самая настоящая, но просто очень уж велик контраст между тем, что приходится делать современной работающей женщине, и тем, что предстоит молодой неработающей маме. (Отдельный случай, если мама не так уж молода.)

Время формирует привычки. И если женщина в течение 10 или 15 лет получала образование, а потом еще лет 5-10-15 это образование в работе реализовывала, то ей непросто резко сменить стиль жизни, осесть дома с ребенком, да еще постоянно получать от этого удовольствие.

О том, как совместить интересы взрослой женщины и грудного ребенка, о том, какие плюсы может найти в своей ситуации работающая и неработающая мама, мы и поговорим сегодня.

Отлучаться от ребенка: куда и на сколько?

«Да о какой работе может идти речь? - спросят многие. - Ведь хорошая мама на то и мама, чтобы всегда быть рядом с ребенком».

Распространенное убеждение, из которого сама собой вытекает мысль о том, что маме не нужно (и невозможно) не только работать, но и заниматься чем-то другим, для себя. Мама должна быть рядом. Буквально всегда, не отходя ни на шаг.

Мысль эта верна. Для ребенка, которому меньше, чем три-четыре месяца. Да, ему, такому маленькому, действительно все время нужна мама - потому что еще слишком часто нужна мамина грудь, потому что он только учится жить вместе с мамой, а она - вместе с ним.

Но как только ребенок становится старше, и интервал между кормлениями можно увеличить, а малыша доверить чьим-то добрым и надежным рукам - этой «сладкой парочке» нужно иногда и ненадолго расставаться. По моему опыту, это бывает очень полезно и для психологического состояния мамы, и для оптимального развития ребенка.

Однако время, когда ребенок сможет терпеть длительное каждодневное мамино отсутствие, наступит значительно позже - не раньше чем малышу исполнится 2 года, он начнет нормально говорить, пользуясь свободно родным языком, а главное, употреблять в речи местоимение «я».

В первый год жизни речь идет совершенно о другом оптимальном режиме отсутствия . И ребенку, и маме полезно расставаться на 3-4 часа 2-3 раза в неделю - до тех пор, пока малыш не научится уверенно ходить.

На втором году жизни это время полезно увеличить. Скажем, без вреда для ребенка отсутствовать можно 2-3 раза в неделю по полдня. Такой график дает маме возможность, например, пойти поучиться - повысить свою квалификацию в любой из приятных и интересных ей областей.

На мой взгляд, в выкроенное время гораздо продуктивнее чем-то занять свою голову , чем посвятить его шоппингу или посещениями спортклуба. Хотя и шопинг бывает полезен, и физическую форму после родов восстановить очень желательно. Но совершенно другой эффект наблюдается тогда, когда у мамы, жизнь которой посвящена в основном ребенку, на стороне есть дело, которое ее по-настоящему занимает.

«Психотерапевтический эффект» может превосходить все ожидания.

А главное, целенаправленные занятия препятствуют измельчанию характера.

Психологические ловушки для неработающей мамы

Что я имею в виду? Когда молодая, активная и общительная женщина долго сидит в четырех стенах (даже со вкусом оформленных), «мухи» постепенно превращаются в «слонов». Это почти неизбежный процесс - от отсутствия или очень небольшого количества впечатлений, а также из-за гормональных изменений, свойственных психике кормящей женщины. Значение совсем небольших событий и переживаний - по поводу благополучия ребенка или взаимоотношений с мужем - начинает очень сильно преувеличиваться.

Когда не на что переключиться, вынужденно повторяются, устремляются по кругу одни и те же мысли, переживания, связанные с обидами, недовольствами, ощущением, что тебя недостаточно любят. Народное обозначение данной психологической реальности: «родила ребенка - испортился характер». Действительно, психологам хорошо известен этот период, когда характер портится у 85-90% женщин - даже при условии хороших отношений с мужем и отсутствии серьезных материальных проблем.

Дело в том, что уж очень сильно меняется образ жизни женщины при рождении первого ребенка. А привыкнуть к этому глобальному изменению не получается быстро.

Ко второму ребенку (если на него родители решаются) - жизнь как-то налаживается, появляются новые привычки, занятия, новые знакомые. А вот с первенцем женщина подчас выпадает и из привычного круга общения, и из темпа жизни большого города. И это не прибавляет оптимизма.

В этом состоянии потерянности и «выпадения из жизни» возможность выйти куда-нибудь без ребенка представляет настоящее «окно в Европу». На мой взгляд, время от времени обязательно нужно выбираться куда-нибудь без детей, но с мужем.

В первый и в начале второго года жизни малыша родители еще не забыли окончательно, как это - бывать вдвоем. И если вы хотите вырастить полноценного человека и семью сохранить, помните о том, что установка «ребенок - это единственный и главный смысл моей (нашей) жизни и лучшее, что у нас есть» однозначно неполезна и для малыша, и для семьи. Поверьте, очень сложно гармонично расти и развиваться, когда ты - «зеница ока»

Принимаем решение

Итак, мама, работающая full-time, - совсем не лучший вариант для ребенка, которому нет еще 3 лет. Но и впасть в депрессию - тоже не вариант для нормального развития семейной жизни.

Поэтому большинству семей с маленькими детьми и приходится решать вопросы: работать или не работать маме, учиться или не учиться. Понятно, что решение каждый раз будет сугубо индивидуальное.

Идеальный, на мой взгляд, вариант - частичная занятость мамы на работе. К сожалению, далеко не в каждой профессии это возможно.

Идеальный вариант - когда маме, сколько бы у нее ни было детей, удалось сохранить, не утерять, а желательно и повысить свою квалификацию.

Дело в том, что дети вырастают. А у подросших детей, и особенно подростков уже гораздо меньшая потребность в постоянном присутствии мамы рядом. Более того, подрастающему ребенку даже лестно к слову сказать: «моя мама - переводчик», ну или что-нибудь в таком духе.

Да и многим женщинам, вырастившим несколько детей подряд, крайне приятно осознавать, что они могут и умеют что-то еще, кроме как сварить борщ или убраться в квартире.

Итак, что же надо учитывать, принимая решение работать (учиться) не в ущерб семье? Значение тут могут иметь множество факторов. Вот некоторые из них.

  1. Ролевые ожидания каждого из родителей. Имеется в виду, например, то, как папа представлял себе маму своих детей. Какой - пахнущей уютом и пирогами домашней хозяйкой или деловой состоявшейся дамой? Как мама представляла и представляет конкретное наполнение своего материнского призвания? Как ей уютнее - находиться при детках и домашнем хозяйстве безотлучно или же куда-то выбираться (изредка или регулярно)?
    Эти ожидания во многом сформировались на основании того, что видели мама и папа в своих родительских семьях, и даже как было заведено в прародительских семьях.
    Например, если папа происходит из семьи, где 3-4 поколения женщин по тем или иным причинам не работали, ему будет трудно осознать и принять желания своей жены не оставлять работу. Такой папа просто не понимает, зачем - ведь женщины, на руках которых он рос, никогда не работали. И тут может найтись почва для так называемого ролевого конфликта, заданного тем, что супруг или супруга не соответствуют глубоко заложенным и скорее всего неосознаваемым ожиданиям.
  2. Возраст родителей, возраст детей, разница в возрасте между детьми и возрастная дистанция между родителями. Если детей много или дети близковозрастные, то вопрос о продолжении карьеры на какое-то время сам собой откладывается. Важно только не пропустить время, когда к рассмотрению этого вопроса стоит вернуться - хорошо бы до того момента, пока оба супруга не накопили критическую массу взаимных обид и разочарований, связанных с невозможностью работать (учиться).
  3. Отношение к неработающей маме в семье. Мама маленьких детей есть «директор домашнего хозяйства». И это трудная, ответственная и почетная работа, часто мало совместимая с какими-либо другими видами деятельности. И то, как не работающая на стороне, но в полную силу трудящаяся дома мама будет чувствовать себя, зависит от отношения к ней других взрослых.
    В первую очередь - мужа. Но часто не менее значимым и формирующим атмосферу в семье становится отношение к неработающей женщине представителей старшего поколения. Ведь чаще всего те женщины, которые становятся сейчас бабушками, сами не имели возможности не работать и сидеть дома с детьми, полностью погрузившись в их воспитание и развитие.
    А человеческое сознание устроено так, что подавляющему большинству людей проще осмысливать как положительный собственный жизненный опыт. Проще говоря, «как мы жили, так и правильно жить; как мы детей растили, так и должно». И проработавшая всю жизнь женщина, с годика водившая своих детей в ясли и садик, чаще всего убеждена, что это нормально.
    К сожалению, очень немногие люди в пожилом возрасте сохраняют пластичность и широту взглядов. С возрастом возможность принять и оценить чужой жизненный опыт, отличный от твоего, часто ограничена.
    И именно отношение бабушек-дедушек может порождать конфликт ожиданий вокруг неработающей мамы

Что-то вроде теста

Итак, основные вопросы, которые стоит задать себе, думая о работе или ее отсутствии:

  • Нравится мне сидеть дома или не нравится?
  • Кто был инициатором того, чтобы работа (учеба) была оставлена?
  • Была ли я этим внутренне согласна?
  • Как воспринимается мною и всеми остальными такое мое положение - как постоянное или как временное?
  • Относятся ли муж и все остальные взрослые в семье к должности домашней хозяйки с уважением?
  • Что говорится по этому поводу детям?
  • Не сошелся ли для меня свет клином на моих детях? Не мешает ли им это развиваться, не душу ли я детей своей любовью и постоянным присутствием?
  • Остались ли у нас с мужем общие темы для разговоров, не касающиеся домашнего хозяйства?
  • На мой взгляд, ответить на эти вопросы хорошо бы вместе с мужем.

Трудные вопросы для работающей мамы

Из того, что было сказано выше, не должно создаваться ощущение, что работающая мама однозначно хуже той мамы, которая все свое время посвящает ребенку.

Бывают очень разные обстоятельства. И часто женщина, которая ждет ребенка, не хочет или не может оставить работу. Главное в этом случае - не мучиться чувством вины и не думать, что вы «мать-кукушка» или «мать-ехидна».

Гармоничные и счастливые дети вполне могут расти в семье, где мама или оба родителя работают. Так же, как и присутствие мамы дома вовсе не гарантирует отсутствие проблем в воспитании и развитии. Просто работающей маме надо стараться соблюдать верную пропорцию своего присутствия-отсутствия дома - как фактического, так и внутреннего.

Чувство вины. Обычным для женщины, работающей полный день, является ощущение, что чего-то важного она недодает детям. Это чувство может никак не соотноситься с реальностью: ведь чаще всего работающие мамы - люди ответственные, и пытаются и дома, и на работе выдать все «по полной».

А вот жить чувство вины мешает.

Если вы работаете, не забывайте о том, что важно не только количество времени, но и качество присутствия мамы рядом с ребенком.

Общение с ребенком или домашнее хозяйство? Если, придя домой, вы должны тут же броситься устранять тот хаос и беспорядок, который возник за время вашего отсутствия, - тут уж, естественно, не до качественного общения с ребенком.

Поэтому, если ситуация в семье позволяет, работающей маме стоит подумать о помощнице по хозяйству, чтобы в драгоценное вечернее время вы могли общаться с детьми, а не думать о домашних делах.

Посудомоечная и стиральная машина, вызов помощников хотя бы на генеральную уборку, а также более равномерное распределение обязанностей между всеми членами семьи помогут освободить время и силы.

Почему дети хуже ведут себя, когда долгожданная мама возвращается домой? Психологи хорошо знают, что все самое плохое поведение ребенка и все самые сильные эмоциональные претензии адресованы наиболее близкому человеку, т.е. маме.

И дело тут не в том, что допущены какие-то воспитательные ошибки или ребенок недополучает материнского внимания. Просто пока мамы нет рядом, растущий человек выдает максимально возможный для себя результат. Но как только мама появляется - он расслабляется и эмоционально может вести себя как крошечный малыш.

Не стоит сразу кидаться воспитывать его - лучше просто посидите с ним на руках, отложив на несколько минут все заботы и телефоны. Мой совет: скандалы и срывы, происходящие в течение часа после возвращения мамы домой, нужно не раскручивать, а всеми силами стараться сводить на нет.

Когда дети думают, что их не любят?

Дети думают, что их не любят, когда у взрослых совсем нет для них времени и сил.

Дети думают, что они не нужны взрослым, когда взрослые под грузом своих проблем просто перемещают детей «из пункта А в пункт Б», как будто это не живой человек, а ручная кладь.

Детей часто очень расстраивает постоянная спешка и усталость взрослых.

Дети думают, что они не интересны родителям, если у мамы и папы никогда нет времени с ними поиграть.

И если у мамы нет сил или желания приласкать ребенка, поваляться с ним и поиграть в контактные игры - дети грустят и думают, что они недостаточно хороши.

Самое главное, чтобы ребенок не приучил себя к изоляции от мамы, потому что это помешает ему в дальнейшем строить близкие эмоциональные отношения с другими людьми.

Не забывайте иногда говорить ребенку о том, как вы его любите и как много он для вас значит.

Что такое качественное общение с ребенком?

Качественное общение с ребенком - это когда у вас есть, о чем поговорить с малышом помимо того, что он ел в садике или какие уроки и оценки были в школе.

Качественное общение - это когда вы владеете навыками активного слушания , то есть умеете слышать то, что хочет сказать вам ребенок, даже если он едва умеет говорить.

Качественное общение - это когда ребенок вам действительно интересен, как интересен друг или любимый человек.

Для качественного общения нужно время, и минимальное время в день - не менее полутора часов , свободных от хозяйства.

Для качественного общения необходимы силы - а значит, мама должна уметь отдыхать и расслабляться быстро и результативно.

Для качественного общения хорошо, если в семье и в жизни мамы вообще нет проблем личного характера , которые заслоняют собой ребенка и его интересы.

Дети одинаково любят любых мам - работающих, не работающих, всяких.

К счастью, для ребенка вплоть до подросткового возраста самое важное то, что мама есть, и она - его мама.

И редко кто умеет любить так, как любят дети своих таких разных мам.

Как работать вместе с детьми

Ученики 4-5-х классов уже имеют первоначальные пред-ставления о работе в команде, основной акцент в организации работы с детьми данного возраста делается на формировании у них следующих результатов:

- умения включаться в переговоры относительно проце-дур совместной деятельности, задач, способов командной работы;

- умения обозначить затруднения в командной работе и обратиться за помощью (при неспособности самостоятельно устранить эти за-труднения);

Умения разделять ответственность в процессе коллек-тивного труда

Учащиеся уже могут договариваться о правилах и вопро-сах для обсуждения в команде, при необходимости пользу-ясь помощью учителя, высказывать свои идеи, относиться к идеям других.

Чтобы учащиеся осознавали себя в качестве команды, учились объединяться и работать в группах на уроках и во внеурочной деятельности можно провести с детьми такие упражнения-разминки.

Упражнения-разминки

1.1. «Комплименты»

Все ученики класса должны разделиться на две одинако-вые по количеству участников группы. Первая группа учащихся образует внутренний круг, а вторая - внешний. Ученики во внутреннем и внешнем кругах обязательно становятся лицом друг к другу, при этом каждый ученик находит себе пару.

В паре ученики, приветствуя друг друга, пожимают руки и по очереди говорят комплименты. После обмена комплимен-тами по сигналу учителя ученики, находящиеся во внешнем круге, делают шаг налево и оказываются перед другими учениками. В новых парах следует повторить приветствие и сказать новый комплимент. Движение по кругу повторяется до тех пор, пока учащиеся не встретятся с партнерами, с которыми начинали упражнение.

Следует помнить, что комплименты каждому партнеру должны быть искренними, при этом нельзя повторяться. Учи-тель задает порядок и темп движения учащихся. Если учеников нечетное количество, то учитель сам становится в круг.

Учитель может подавать сигнал, по которому стоящие во внешнем круге ученики двигаются и меняют партнеров. Например, хлопать в ладоши или громко произносить: «По-менялись!»

После игры учитель проводит беседу по вопросам:

1) Понравилось ли вам упражнение? 2) Оно показалось вам легким или трудным? 3) Что было самым трудным? 4) Что вы чувствовали при выполнении упражнения?

Поскольку деление на группы в этом возрасте часто становится заботой учителя, приведем некоторые способы произвольного распределения учащихся:

1.В одной команде оказываются все те, у кого имя начи-нается с одинаковой буквы.

3.Предложите объединиться в команды тем, на ком одеж-да одинакового цвета.

1.2.«Пусть выйдет ко мне...»

Ведущий стоит в центре круга участников и приглашает выйти к себе кого-то, с кем у него (нее) есть что-то общее. По-том слово передается вышедшему участнику, он приглашает в круг следующего человека, тоже называя какое-либо сходство. Упражнение продолжается, пока все не окажутся в кругу.

Это упражнение можно использовать для разделения класса на команды. Тогда «ведущих» выбирается столько, сколько предполагаемых команд (это могут быть как признан-ные лидеры, «активисты», так и самые тихие и неактивные дети в классе).

1.3.Построение

Участники должны, не разговаривая, по знаку ведущего выстроиться по росту (от самого высокого к самому низкому) в затылок друг другу. Для усложнения задачи можно задать время выполнения упражнения или критерием выбрать не рост, а возраст (самый младший становится впереди, за ним старшие). Главное условие - сохранение тишины.

1.4.Подпись

Ученики с листом бумаги и ручкой движутся хаотично. Они должны пожать руки другим учащимся. Каждый, кто пожал руку другому, ставит подпись на его листке. Задача - за короткий срок собрать как можно больше подписей.

1.5. Давай поздороваемся

Все ученики встают в два круга в затылок друг другу, так, чтобы внешний круг смотрел вперед по часовой стрелке, в внутренний против (число участников должно быть равным в двух кругах). По команде ведущего круги начинают двигаться навстречу друг другу, и каждый ученик, встречая своего това-рища, должен поздороваться с ним одним из трех способов (либо холодно кивнуть, либо дружески пожать руку, либо заключит в горячие объятия). Для того, чтобы определить, как они будут здороваться, каждая пара молча смотрит друг другу в глаза.

После упражнения (когда каждый поздоровается с каж-дым из другого круга) учитель может обсудить, какие были

Проведению разминок,несущих мотивационные элементы при работе с учителями, могут помочь короткие описания игр, адаптированные к особенностям курса «Основы религиозных культур и светской этики»:

2.Игры

2.1.Подарок

Участники разделяются на пары. Они не могут разгова-ривать друг с другом и общаются только жестами. Один из них упаковывает для другого подарок, показывая жестом, что это такое. Заранее можно определить, что это относится к ценности той или иной культуры (к символам, к произведе-ниям искусства в данной культурной традиции и т.п.). Через 2 минуты игра прекращается. Второй участник высказывает предположение, какой подарок он предполагает получить, а первый объявляет, совпадает это или нет с задуманным. Данная игра позволяет выйти на проблему важности взаимо-понимания, а также развивает творческие умения передать и получить информацию без использования слов.

2.2.Испорченный телефон

Участники занятия образуют несколько равных цепочек. Первый человек в каждой цепочке получает написанную на листе бумаги фразу (это может быть одно из высказываний о культурной традиции, пословица или поговорка, определение, информация и т.п.). От первого до последнего человека в це-почке необходимо за максимально короткое время передать эту фразу. Последний участник должен произнести фразу вслух. Затем сравнивается с тем, что было записано перво-начально. Как правило, можно заметить серьезные искажения смысла фраз. Это показывает, что в повседневной жизни может происходить с информацией и почему надо самому разбираться в происходящих событиях, в том числе знать общие вопросы развития культуры.

2.3.Изменения

Сначала в парах партнеры смотрят друг на друга. Затем они отворачиваются, и каждый вносит в свой внешний вид 3 изменения. Затем каждый пытается определить, какие изме-нения были внесены. Другим вариантом может быть выбор одного человека, которому завязывают глаза (или удаляют из комнаты), а затем изменяют окружающую обстановку. Это упражнение обращает внимание на внимательное отношение к окружающему миру и людям вокруг. С этого начинается понимание окружающего мира, его культурных и других осо-бенностей.

2.4.Подарок

Каждому участнику дается по 3 листочка. На них надо написать, что хотелось бы подарить другу, группе, миру. Эти подарки могут иметь отношение к религиозным культурам или светской этике. Листочки перемешиваются - каждый вынимает по 3 подарка - себе, группе, миру. Он высказывает свое отношение к полученным подаркам. Автор поясняет свою позицию - почему эти подарки представляются ему крайне важными. Игра позволяет обратить внимание на важные культурные ценности, соотнести их с человеком, группой и обществом в целом.

2.5. Спасибо

Участники в конце занятия встают в круг. По цепочке от одного к другому они продолжают одну фразу: «Спасибо тебе за...». Таким образом, подчеркивается важность сотруд-ничества, умение позитивно относиться к происходящему, толерантное отношение к другим мнениям и позициям.

2.6.«Ищу друга»

Каждый может поместить в газету объявление о поиске друга. Нет ограничений на количество слов и размер букв. Принимается любая форма. Можно изложить весь список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, даже можно нарисовать его портрет. Можно и рассказать о себе. Но надо иметь в виду, что объявлений будет много и надо

привлечь внимание к своему. Затем листы развешиваются на стенах без подписи. Каждый имеет право нарисовать красный кружок на том объявлении, которое привлекло его внимание и заинтересовало. Можно ограничить выбор (от 1 до 3). При обсуждении - Чем характеризуется объявление, получившее наибольшее число заинтересованных ответов? Что помешало Вам откликнуться на другие объявления?

2.7.Сжатый кулак

Участники разбиваются на пары. Ведущий просит одного из них сжать пальцы, а другого - постараться разжать их. А затем происходит смена - другой сжимает пальцы. После он показывает, как можно было это делать, не касаясь физически человека - просто попросить его разжать кулак. Ведь не было сказано, что обязательно нужно применять физическую силу. Это позволяет человеку сохранить энергию для более важных дел и свершений.

2.8.«Культура»

Всем предлагается нарисовать рисунок на тему «Культу-ра». Рисунки складываются в общий круг и затем по очереди обсуждаются: рациональный аспект (что автор хотел сказать данным рисунком, какие проблемы хотел отобразить) и эмо-циональный (какие чувства, эмоции вызывает рисунок)

«Никак не могу устроиться на работу - не берут, потому что есть маленький ребёнок», - жалуются молодые мамы на различных интернет-форумах и в кругу друзей. Действительно, далеко не все работодатели готовы проявлять лояльность по отношению к сотруднице, имеющей ребёнка. Но так ли безрадостны перспективы женщин с детьми?

Советы молодым мамам, не желающим превращаться в отчаянных домохозяек, дают специалисты .

Рынок труда на стороне материнства
Для начала нужно расстаться с мифом о том, что, имея маленького ребёнка, трудоустроиться очень сложно. По данным сайт, лишь 6% работодателей избегают брать на работу женщин, состоящих в браке и имеющих детей. Замужним дамам без детей приходится гораздо сложнее – им не рады 16% российских работодателей, полагающих, что не пройдёт и полугода, как женщина задумается о пополнении семьи. Так что вооружитесь оптимизмом и запаситесь терпением – Ваше положение не так печально, как принято считать.

Судьбоносный выбор
В первую очередь стоит определиться, на что Вы готовы ради покорения карьерных вершин? Не секрет, что для профессионального роста в солидной компании недостаточно работать восемь часов в день. Готовность быть на связи в нерабочее время, переработки, а возможно, и командировки – вот чего ждут работодатели от специалистов, претендующих на карьерный рост и высокий доход. И хотя однозначно на Вашей стороне, стоит взвесить все «за» и «против», прежде чем с головой окунаться в построение карьеры. Не исключено, что чувство вины перед ребёнком, оставленным на бабушек и нянь, окажется сильнее удовлетворения от работы и высокой зарплаты. Впрочем, есть множество положительных примеров, когда организованная мама успевает и в офис, и в детский сад.

Вариант первый: полная занятость в офисе
Как бы там ни было, необязательно искать работу с возможностью быстрого карьерного роста. Устроиться в надёжную компанию по специальности тоже дорогого стоит. Определившись, кто будет заботиться о ребёнке в Ваше отсутствие – муж, бабушка, няня или детский сад, приступайте к поискам работы.

Для начала освежите свои знания по специальности. Скорее всего, они несколько устарели, пока вы занимались семьёй. Просматривая объявления о вакансиях, обращайте внимание на новые требования к специалистам Вашего профиля. Вы должны иметь чёткое представление о том, что изменилось в Вашей сфере. Читайте специальную литературу, общайтесь в профессиональных сообществах в интернете. Если это необходимо, освежите знание иностранных языков.

При составлении в графе «Семейное положение» укажите, что за ребёнком есть кому присмотреть кроме Вас. Такая информация поставит Вас на один уровень с другими кандидатами на вакансию.

На собеседовании важно подчеркнуть два момента. Во-первых, несмотря на вынужденный перерыв в работе, Вы остались профессионалом – читаете специализированную периодику, прошли курсы повышения квалификации, общаетесь с бывшими коллегами и т. д. Во-вторых, у Вас есть надёжные помощники в воспитании ребёнка и Вам не придётся часто брать больничные.

Сократить время на дорогу
Ежедневно экономить два-три часа можно, устроившись на работу недалеко от дома. Сегодня многие компании из финансовых соображений предпочитают арендовать офис не в центре города, а в спальных районах. Узнайте, какие организации расположены в Вашем районе, и рассмотрите возможности трудоустройства в них.

В обязательно укажите район Вашего проживания: кандидат, живущий недалеко от офиса, будет рассмотрен как потенциально более лояльный компании. Подчеркните это и на собеседовании, чтобы получить преимущество перед другими соискателями.

Вариант второй: работа на дому
Если постоянная разлука с ребёнком не для Вас, стоит пойти по другому пути, то есть работать дома. Удалённая работа (специалист находится в штате компании, но работает из дома), работа с гибким графиком, а также фриланс – неплохие варианты трудоустройства для молодых мам. Преимущества этих видов занятости оценили многие веб-дизайнеры, журналисты, программисты и прочие сотрудники, чьё постоянное присутствие в офисе не является необходимостью. Правда, налицо и минусы такой работы – , нехватка профессионального общения, а в случае с фрилансом ещё и нестабильность заработка.

В Рунете существует множество сайтов по поиску фриланса и временной работы. Поддерживайте связи с бывшими коллегами, возможно, они подскажут Вам, где есть потребность в выполнении разовых работ по Вашему профилю. Не забывайте и о юридической стороне вопроса: объёмы и сроки выполнения разовой работы необходимо фиксировать в договоре (подряда или оказания услуг), равно как и зарплату.

Вариант третий: госучреждение
Организации, в которых переработки не являются нормой жизни, всё ещё существуют. Это госучреждения. Например, многие молодые мамы устраиваются работать в детский сад, который посещают их дети.

На собеседовании, отвечая на вопрос о том, почему Вы хотите получить эту работу, подчеркните свой профессиональный интерес к вакансии и откровенно скажите, что работа по двенадцать часов в сутки сейчас не для Вас, но при этом Вы человек организованный и успеваете справляться с профессиональными задачами в пределах регламентированного рабочего времени.

Скорее всего, зарплата в госучреждении будет ниже, чем в среднем по рынку, зато уходить с такой работы Вы сможете в 5-6 часов вечера, да и к периодическим больничным там будут относиться спокойнее.

Немного о правах
Но какую бы форму работы ни выбрала молодая мама, необходимо знать, что российское законодательство содержит немало норм, призванных защитить её интересы. Так, запрещает отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с наличием детей. Если подобное с Вами произошло, Вы имеете право потребовать от работодателя официальный письменный отказ и обжаловать его в суде.

Работающим мамам каждые три часа полагаются получасовые перерывы для кормления ребёнка до полутора лет (). По желанию женщины время кормлений может быть суммировано и перенесено на начало или конец рабочего дня или присоединено к обеденному перерыву.

Согласно , отправлять в командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в выходные и праздничные дни, а также в ночное время женщину, имеющую ребёнка до трёх лет, можно только с её письменного согласия.

Можно признаться в собственном несовершенстве? Я до сих пор не научилась организовывать себя и своего 10-месячного ребенка так, чтобы все успевать – играть с ним, гулять, кормить, закупать продукты и готовить, убираться. А еще работать. Так уж получилось, что я занимаюсь несколькими проектами. Дома. И, учитывая наличие маленького Андрюши и довольно большого Макса, это получается со скрипом.

Если поблизости имеются помощники – супруг или бабушки, то все прекрасно. Делегирую я обязанности легко и непринужденно, благо никто не возражает. А вот если я с Андрюшей одна, то все по-другому. До умудренной опытом Лены Даниловой , которая растит пятерых детей и при этом успевает проводить тренинги, вести сайт и писать книжки – мне далеко.

Однако один секрет у меня имеется. Тот, что позволяет не сойти с ума от собственного несовершенства, усталости и ощущения, что в сутках не хватает часов этак 6 или 8. Секрет очень простой: надо вздохнуть полной грудью и расслабиться. Только и всего.

Предположим, что у меня есть серьезный такой списочек дел, которые необходимо выполнить. Сегодня. Желательно в определенном порядке. А Андрюше на этот список плевать. Никакого уважения к маминой трудовой деятельности. У него свои желания и потребности.

Может, где-то имеются дети, которые могут сосредоточено что-то рассматривать и во что-то играть, часами. Андрюша к ним не относится, точно.

Ты ему игрушку подсовываешь, конструктор красивый, а сама быстренько пытаешься вычитать последнюю верстку своей книжки. Вместо того, чтобы бодро ставить друг на друга красивые блоки, маленький наглец залазит к тебе на коленки и начинает рвать листочки и пускать на них слюни. На твои задачки. С красивыми картинками. Которые надо поправить и срочно отослать верстальщику.

Андрюше не нужны машинки, пазлы и прочие радости – ему нужна мама, которая занимается исключительно им. А не ерундой какой-то.

— Ну, хорошо, Андрюша, давай поиграем, любимый. Полный восторг. Играем. Вроде, увлекся, сам что-то делает. Тихонько отползаю в сторону и к задачкам. Через пару минут Андрюша дергает меня за ногу. Издевается, не иначе.

В голове коварная мысль – уложу спать, тогда поработаю. Ага, уложила. Вместо того, чтобы спокойно сопеть под одеялом, ребенок через полчаса подает голос – не спится ему без мамы, видите ли. С ним надо лежать, по спинке гладить и песенки напевать.

Если тебе действительно нужно просмотреть верстку именно сегодня, и просмотреть внимательно, то можно сойти с ума. Честно. Вместо верстки, кстати, можно любое другое дело вставить. Не связанное с ребенком. Которое нужно выполнить, а не получается. Никак.

Вопрос: что делать в такой ситуации? РАССЛАБИТЬСЯ. И совершенно точно – не психовать. Потому что если психовать, то будет еще хуже. Хуже и тебе, и ребенку.

Несколько месяцев назад на меня снизошло откровение, не смейтесь. Маленького ребенка нельзя организовать и упорядочить. Ты можешь десять раз все просчитать и распланировать. Вот сейчас я с ним погуляю, потом поиграю, потом уложу и займусь своими делами. И до того, как он проснется, у меня будет время на то-то и то-то. Но в какой-то момент у него заболит животик, он проснется в слезах и не вовремя или вовсе засыпать не захочет, и все, план не сработает, как бы прекрасно он ни был составлен.

Со вторым сыном я научилась принимать подобные вещи, как данность. Ну, вот так случилось. Не получается что-то сделать. По крайней мере, сейчас. Ну и ладно.

Да, хочется пойти и заняться своими делами, хочется «не терять времени». А нужно сделать именно это. Нужно сказать себе: «Вот сейчас я задвину все свои планы подальше и займусь исключительно ребенком». Буду качать его, танцевать с ним, щекотать и катать машинки.

для тренеров, учителей шахмат).

Не пытайтесь сразу же вдалбливать ребенку элементарные шахматные истины: слон ходит так, конь так, ферзь и король иначе, а постарайтесь донести свою мысль на простых примерах. Нужно быть немного педагогами и психологами. Без этого никак. Можно начать с рассказов о том, что жил некогда король, указывая на короля, и было у него войско, кони, слоны, пехота и так далее. Увлеките ребенка. Сделайте так, чтоб у ребенка зажглись глаза. И только тогда, когда вы почувствуете, что всецело увлекли ребенка, он будет всецело ваш, а никак не иначе. Пока вы не сможете проявить интерес ребенка к шахматам, все ваши лекции, школы, уроки будут упираться в стену необходимости занятий, но не желании заниматься и отношении к игре будет спустя рукава. Так, к сожалению, от нашего же незнания мы теряем многих детей, которые могли стать кем-то, в перспективе. Смогли донести до ребенка свою мысль, привить любовь к шахматам, прекрасно, полдела сделано. Что же вбирает в себя оставшаяся половина? Это знания. Знания, которые вы должны вложить в детей. Откуда они могут получить эти знания? Из ваших занятий и из книг. Неужели этого достаточно, чтоб тренер смогли подготовить, не скажу хорошего, но, хотя бы шахматиста уровня 1 разряда или кмс? Возможно, при одаренности ребенка и этого будет достаточно, но в большинстве своем 100%-ная подготовка включает в себя еще одну немаловажную деталь, без которой нам не обойтись. Это самостоятельная работа. Вы должны привить ребенку этот элемент обучения. Ребенок должен научиться заниматься дома самостоятельно. Как это сделать? Есть очень простое средство – домашние задания. После каждого урока давайте на дом домашнюю работу и заведите журнал. Ребенок должен чувствовать ответственность. Не сделал работу, извольте получить два. Сделал плохо. Тройка. Недоработал, недосмотрел один из вариантов. Хор. Сделал все более - менее идеально – Прекрасно. Всегда поощряйте ребенка за хорошую работу. Это придает ему значимость, и осознание того, что он чего-то добился. С другой стороны, никогда не ругайте того кто плохо сделал работу, выясните для себя в чем причина, что послужило толчком или импульсом к тому, что ребенок не справился с работой. Не спрашивайте прямо. Не кричите. Не ругайте. Любое давление вызывание антиреакцию. Пожурите его с улыбкой, ну давай рассказывай, что там у тебя не получилось, в такие моменты постройте отношения в формате не тренер-ученик, а друг. Приблизьте его к себе. Дайте ему понять, что в вас он всегда найдет поддержку. Но всегда, перед тем как расстаться напоминайте, чтоб все сделали домашнюю работу. Это у них должно отложиться как само собой разумеющееся. Не забудьте использовать такой важный рычаг в системе подготовки ребенка как близкое окружение. Это или родители или дяди или же дедушки. Те, кто играют в шахматы. Пусть всегда по возможности играют с ребенком. Пусть помогают, если у него есть вопросы. Никогда нельзя отнекиваться. Так вы отдаляетесь от него. Приучите ребенка писать лекции, которые вы читаете (что должно быть обязательным). Слова теряют смысл, если сказанное трудно воспроизвести. Не зря говорят: - даже самый плохой карандаш лучше самой хорошей памяти. Записав лекцию, ребенок сможет восполнить те недостающие пробелы, прочтя ее повторно. Стремитесь разбивать свои занятия на две части: практическую, и теоретическую. Вначале дается теоретическая часть, дается где-то в течение недели, двух, трех, в зависимости от сложности материала. Далее, в течение нескольких недель, для закрепления этого материала, идет уже практическая часть.


То есть, все, что вы до сих пор изучали, проверяется затем на практике до тех пор, пока техника разыгрывания подобных позиций не будет отточенной. Ребенок должен играть это, как за белых, так и за черных, чтобы глубже вникнуть в то, что вы пытались донести до всех детей, занимающихся в единой группе. Кстати о группе – количество детей, желательно от 5 до 10, при условии, что эти дети вне зависимости от возраста играют примерно в одну силу. Старайтесь если по-другому не получается сделать 2 группы. В противном случае, более сильный ребенок, будет «минусовать», ибо занимаясь с заведомо более слабыми детьми, он автоматически опустится до их уровня. Подытожив, суммируя все вышесказанное, вот что мы получаем:

1) Необходимо привить любовь к шахматам. Начните общение с начинающими детьми в игровой форме. С теми, кто уже имеет какие либо познания в шахматах можно работать в стандартном ритме.

2) Дайте ребенку знания. Через свою работу, через книги, через компьютер, неважно через что и как – дайте знания. Без подпитки мозгов одно желание может

повернуть ….лишь себя вокруг своей оси.

3) Приучите ребенка к самостоятельности. Донесите до него, что он должен делать всегда дома домашнее задание. Возможно имеет смысл завести журнал и ставить оценки по мере того справляется ребенок с работой дома или нет.

4) Никогда не давите на ребенка. Не кричите. Не ругайте. Ребенок это еще не сформировавшаяся личность, причем очень ранимая. Тем самым всего раз, оказав на него давление, вы можете убить в нем желание.

5) Выработайте в классах, школах, на занятиях дисциплину. Донесите до ребенка, что занятия шахматами это не балаган. Получать наслаждение, играя в удовольствие это одно, мешать заниматься другим это совсем другое.

6) Обязательно задействуйте близкое окружение ребенка (родителей, дядей, дедушек). Это тот микромир, который всегда благотворно влияет как на самостоятельную работу ребенка дома, так и на желании заниматься шахматами.

7) Постройте свои занятия на системе. Не так, что сегодня идем с одного конца, завтра - с другого, послезавтра – с третьего. Выработайте систему подготовки и проведения занятий. У вас должна быть четко построенная линия обучения на год, на 1,5 года, два года и т.д. Всегда совмещайте практические занятия с теоретическими. Вначале теория потом практика. Сперва доносите свою мысль до ребенка, потом даете им возможность апробировать полученные знания на практике. В играх между собой. Причем желательно дать им поиграть как за оба цвета: как за белых, так за черных.

8) Ну и то, что по идее является аксиомой, должно быть разграничение детей, не по возрасту, а по силе, и, уровню игры в шахматы. Никогда не набирайте в одну группу детей разного уровня. Тем самым, вы более сильного ребенка лишаете роста.

Ясно дело, что в этой теме мы не охватили и малой доли того, о чем задумывали вам рассказать. Но, мы надеемся, в дальнейшем, дополнив эту тему новыми сюжетами, мы раскроем вам многочисленные секреты тренерской работы, как из своего личного опыта, так и на примерах ведущих тренеров прошлого и настоящего. Большая часть нашего материала будет касаться психологического аспекта работы тренера и ребенка и их личностных взаимоотношений. Мы не собираемся никого учить тому, как работать с детьми, мы лишь хотим показать на многочисленных примерах, наши с вами возможности. До встречи!

С уважением Руслан Мусалов.



Рассказать друзьям