Музыкальная терапия в детском саду. Основные принципы цветотерапии для детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Арт-терапия в ДОУ

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.

Работая в детском саду, можно наблюдать, что многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с нервно-психическими нагрузками, которые они испытывают в детском саду и дома. Именно это приводит многих детей к различным отклонениям в поведении. Отмечены часто встречающиеся негативные явления среди воспитанников (агрессивность, жестокость, конфликтность). Не все дети умеют контролировать свои эмоции и действия.

В последние годы, в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются инновационные формы и методы оздоровления детей.

Для осуществления лечебно-оздоровительных и коррекционных мероприятий в нашем детском саду мы внедрили в практику метод арт-терапии, один из современных направлений в оздоровлении.

Арт-терапия - это буквально лечение искусством. Лечит любая творческая деятельность - и прежде всего собственное творчество. Арт-терапия снимает у любого ребенка самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги. Арт-терапия – метод, удивительным образом, подходящий для работы с детьми.

Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Лечение искусством применяют с давних пор, так как приятные эмоции, возникающие при соприкосновении с ним, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ в организме, стимулируют дыхание и кровообращение.

Опираясь на работы известных отечественных и зарубежных специалистов (Н. А. Ветлугина, И.И. Сакулина, Л.С. Выготский), можно объективно утверждать о положительном влиянии искусства на детей с различными отклонениями в развитии.

Арт-терапия привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире в коррекционно-развивающей работе с детьми с эмоциональными нарушениями и даёт положительные результаты.

В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания! Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, людьми.

Использование методов арт-терапии позволяет решить сразу несколько задач:

1.Укрепление психического здоровья ребенка, через стабилизацию эмоциональной сферы.

2.Развитие произвольности, умения управлять своими эмоциями, чувствами.

3.Развитие внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.

Арт-терапия представляет собой широкое понятие и включает в себя:

Музыкальную терапию;

Танцевальную терапию;

Художественную терапию (рисунок и живопись);

Сказкотерапию;

Игровую терапию;

Песочную терапию.

Противопоказаний для проведения данной методики нет, однако большую пользу занятия принесут детям с искаженной самооценкой, с трудностями эмоционального развития (импульсивным, агрессивным, с высоким уровнем тревожности), детям, у которых наблюдаются конфликтные ситуации в семье, неадекватность реагирования на внешние раздражители.

На таких занятиях важны: установление контакта с ребенком, непринужденная атмосфера, эмпатия (умение сопереживать чувствам другого человека), эмоциональный контакт, интонация, а также невербальные средства общения (живая мимика, жесты, открытые позы). У ребенка должна быть уверенность в поддержке взрослого, что даст ему возможность сосредоточиться на своих переживаниях.

План проведения занятий лучше строить по следующей схеме.

Каждое занятие делится на четыре этапа:

1) психологическое вхождение в занятие (прослушивание музыки, песен, пение);

2) познавательно-игровой этап, или знакомство с неизвестным, новым (игры, релаксация, сказкотерапия, фитотерапия, работа с наглядными пособиями;

3) практический этап, или работа с материалом (собственно рисование);

4) этап психологической разгрузки (игры, чтение стихов, обсуждение работ, выставки).

Применение арт-терапевтической работы в ДОУ позволяет решить такие проблемы как улучшение психического здоровья дошкольников; удовлетворить потребность ДОУ в инновационных технологиях.

Прежде, чем приступить к работе с детьми по арт-терапии, мы изучили много литературы, касающейся данной темы. Главное, что нам необходимо было выяснить: с какими проблемами помогает справиться арт-терапия и как этот метод внедрить в свою работу.

Один из основных методов арт-терапии - терапия изобразительным творчеством. Ее и было решено использовать в первую очередь. Изо терапия дает положительные результаты в работе с трудными детьми, помогая им справиться со своими психологическими проблемами, а это было актуально для нашей группы.

В работе мы использовали «Кляксографию», «Рисуем удачу», « Цвет моего настроения», «Размываем обиду красками» и другие.

Кроме этого широко использовали в своей работе - оригами. Занимаясь оригами, ребенок становиться участником захватывающего действия - превращение бумажного квадратика в оригинальную фигуру.

Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление. Путём последовательного несложного складывания бумаги получаем модель, которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние ребёнка. Возникает желание показать кому-то это чудо, сложить что-то ещё. Исчезает чувство изолированности, налаживается общение.

Одним из направлений в нашей работе является использование пластических материалов: глина, пластилин, солёное тесто. Методов работы с пластилином в арт-терапии много:

Медитация. Создание изображения с закрытыми глазами. Форма не обязательно должно проявиться. Можно поиграть в ассоциации.

Создание групповой и индивидуальной композиции на заданную тему. Продолжением работы может быть драматизация в созданном пространстве.

Создание картины на картоне пластилином (техника размазывания)

Работа в парах, важной задачей которой является обеспечение членов пары недостающим эмоциональным опытом.

В ходе арт- терапевтических занятий были заметно видны результаты нашего труда: дети стали спокойнее, снизилась тревожность, нерешительность.

Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить, как здоровьесберегающую инновационную технологию.

Как оказалось, это превосходный метод работы с детьми с различными способностями, в группах со смешанным уровнем развития, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребенка как личности общества, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей, развивает творческое начало, а значит, затрагиваются все направления Основной образовательной программы ДОУ.

Его можно использовать для развития групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить, и это доставляет удовольствие.

Занятия по арт-терапии дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т.д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.

Воспитатели: Кулинцева Г.А.

Старикова А.П.

МК ДОУ ЦРР – детский сад № 18 г. Россошь


Песочная терапия - одна из разновидностей игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности.

Просмотр содержимого документа
«Использование песочной терапии в ДОУ»

Песочная терапия в ДОУ

Подготовила:

Воспитатель 1кк МКДОУ ЦРР д/с №13 г. Россоши

Коструб Светлана Николаевна


Песочная терапия для дошкольников

Песочная терапия для детей –это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а так же простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Игра с песком –это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.


Цели и задачи песочной терапии

Цель: не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Задачи:

Развить более позитивную Я-концепцию; - стать более ответственным в своих действиях и поступках; - выработать большую способность к самопринятию; - в большей степени полагаться на самого себя; - овладеть чувством контроля; - развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; - развить самооценку и обрести веру в самого себя


Оборудование «педагогической песочницы»

Водонепроницаемый деревянный

ящик или

пластиковый таз

Песок

Набор

игрового

материала


Песок –

загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека - своей поддатливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей.


Показания к применению

Метод песочной игры подходит для детей от трех лет, применяется для работы с проблемами

  • Трудности в общении
  • Взаимоотношения детей и родителей
  • Кризисные ситуации (развод, переезд и др.)
  • Психологические травмы
  • Расстройства настроения
  • Страхи, тики, навязчивости и др. расстройства
  • Проблемы поведения (агрессия и др.)
  • Помимо общепринятых направлений используется для коррекции нарушений устной и письменной речи у детей.

Игры с песком можно условно разделить на три направления:

проективные (обеспечиваются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка)

познавательные (познается многогранность окружающего мира)

обучающие (облегчают процесс обучения ребенка)


Формы проведения :

1. Индивидуальная

2. В парах

3. Групповая


Песочная терапия:

1.Усиливает желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

2.Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

3. Гармонично и интенсивно развивать все познавательные функции (восприятие, память, внимание, мышление)

4.Развивать речь, закреплять навыки фонетико-грамматического строя, звукопроизношения, обучение грамоте и письму.

5.Совершенствовать развитие предметно-игровой деятельности, сюжетно-ролевой игры, коммуникативных навыков ребенка.

6. Развивать творческую личность (саморазвитие ребенка).


Методы и приемы песочной терапии:

1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения;

2. Игровая деятельность;

3.Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);

4.Наглядные методы (презентации, показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование )


Игры с песком для детей

  • «Норки для мышки»
  • «Я пеку, пеку, пеку»
  • «Заборчики»
  • «Ныряние»
  • «Собери грибы»
  • «Раскопки»
  • «Чьи следы»
  • «Дворник»
  • «Дождик»

Игры с песком для детей

  • « Путешествие в сказочный город»
  • «Новая квартира куклы Маши»
  • «Во саду ли, в огороде»
  • «Общим словом назови и запомни»
  • «Рисунок на песке»

Опыт работы с детьми показал

  • обучающиеся чувствуют себя более успешными;
  • на занятиях весело, нет скуки и монотонности;
  • дети, идущие в детский сад, легко адаптируются в детском коллективе;
  • исчезает страх и напряжение.

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Арт-терапия в детском саду. Виды и методы арт-терапии………………….4

2. Музыкотерапия в детском саду………………………………………………..4

3. Музыка в жизни ребёнка……………………………………………………….6

4. Воздействие музыки на ребёнка………………………………………………9

Заключение………………………………………………………………………11

Список использованной литературы…………………………………………..12

Введение

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями,

способствует полёту воображения;

музыка придаёт жизнь и веселье всему существующему...

Её можно назвать воплощением всего

прекрасного и всего возвышенного

Платон

В последнее время все больше детских садов используют в своей работе арт-терапию. Под этим словом понимают занятия с детьми, связанные с многообразным художественным творчеством.

Какую пользу может принести малышам арт-терапия в детском саду, и в чем состоит методика таких занятий?

В чем польза упражнений арт-терапии для дошкольников?

Всевозможные занятия искусством не только раскрывают творческий потенциал ребёнка, но и способствуют формированию у него правильного мировоззрения. В общем и целом, арт-терапия в ДОУ направлена на развитие логики, мышления, памяти, воображения, речи и внимания.

Кроме того, регулярные занятия творчеством формируют навыки успешного взаимодействия детей между собой и с взрослыми людьми. В процессе занятий ребёнок избавляется от стрессов и психического напряжения, а также учится быть внимательным и сосредоточенным.

1.Арт-терапия в детском саду. Виды и методы арт-терапии

Существуют следующие разновидности арт-терапии для дошкольников:

Изотерапия;

Танцевальная терапия;

Сказкотерапия;

Музыкотерапия;

Игротерапия.

В детском саду обычно используются все эти виды арт-терапии в комплексе, что способствует полноценному и всестороннему развитию малышей. Комплексная система арт-терапии включает в себя методы изотерапии, в частности, рисование, лепку из пластилина, аппликацию, оригами. В процессе обучения изобразительному искусству педагоги могут детально изучить внутренний мир ребёнка и обратить внимание родителей на какие-либо отклонения.

Кроме того, отдельный акцент делается на танцевальные и музыкальные занятия, а также чтение художественной литературы. Обучение детей с использованием любых методов арт-терапии всегда проходит в весёлой игровой форме.

2.Музыкотерапия в детском саду

Музыкотерапия – это форма взаимодействия педагога с детьми, с применением разнообразной музыки в любом её проявлении. Сегодня это направление необычайно популярно в детских садах и других дошкольных учреждениях.

Обычно музыкотерапию используют в работе с детьми, наравне с другими видами терапии искусством – изотерапией, сказкотерапией и так далее. Все эти методы воспитания в комплексе способны корректировать различные эмоциональные отклонения, страхи, нарушения психики у малышей. Терапия искусством становится совершенно незаменимой при лечении детей с аутизмом и задержками психического и речевого развития.

Что представляет собой музыкотерапия для детей?

Музыкальная терапия в группе детей может быть выражена в следующих формах:

    прослушивание музыки;

    хоровое пение;

  • игра на простых музыкальных инструментах и т.п.

Кроме групповой формы, нередко используется индивидуальная форма влияния на ребёнка. В этом случае педагог или психолог взаимодействует с малышом с помощью музыкальных произведений. Обычно такой метод применяется, если у ребёнка имеются какие-либо нарушения психики или отклонения в развитии. Нередко такая ситуация возникает после перенесённого малышом стресса, например, связанного с проблемами в семье и т. д.

В чем польза музыкотерапии для детей?

Правильно подобранная музыка способна полностью изменить душевное и физическое состояние как взрослого человека, так и ребёнка. Мелодии, которые нравятся деткам, улучшают их настроение и избавляют от негативных эмоций, настраивают на позитивный лад, способствуют раскрепощению. Некоторые малыши перестают стесняться в процессе танцев под весёлую музыку.

Кроме того, танцевальная музыка стимулирует двигательную активность, что особенно полезно для деток с различными нарушениями физического развития.

К тому же, музыкотерапия способствует сенсорному развитию ребёнка и усилению активности речевых функций. Сегодня многие врачи-логопеды также стараются использовать в своей работе с детьми дошкольного возраста элементы музыкотерапии, отмечая необычайно высокую эффективность таких занятий.

Для развития ребёнка, несомненно, классическая музыка предпочтительнее незамысловатых попсовых мелодий.

Конечно, простые детские песни вызовут у малыша радость и восторг. Маленькие дети, которые даже не знают, что такое танец, услышав любую заводную мелодию, на интуитивном уровне начинают хлопать, топать ножкой или приплясывать. Музыка подталкивает деток к выражению своих эмоций.

Классическая же музыка успокаивает и вдохновляет.

3.Музыка в жизни ребёнка

Музыка не только фактор облагораживающий,

воспитательный. Музыка – целитель здоровья

В.М. Бехтерев

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребёнку наносится, пусть незаметная, травма-ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приёма детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненный звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъем!». Для этого используется тихая, нежная, лёгкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребёнка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.

Комплексы упражнений для пробуждения:

1.«Зайчата»

(Дети выполняют движения соответственно тексту)

Вот пушистые зайчата

Мирно спят в своих кроватках.

Но зайчатам хватит спать,

Пора сереньким вставать.

Ручку правую потянем,

Ручку левую потянем,

Глазки открываем,

С ножками играем:

Поджимаем ножки,

Выпрямляем ножки,

А теперь бежим скорей

По лесной дорожке.

С боку на бок повернемся

И уже совсем проснемся!

2. «Просыпайтесь, глазки!»

Просыпайтесь, глазки! Глазки все проснулись?

(Дети лежат на спине, легко поглаживают закрытые глаза)

Просыпайтесь, ушки! Ушки вы проснулись?

(Растирают уши ладошками)

Просыпайтесь, ручки! Ручки все проснулись?

(Растирают руки от кисти до плеча)

Просыпайтесь, ножки! Ножки все проснулись?

(Стучат пяточками по кровати)

Просыпайтесь, детки!

Мы проснулись!

(Потягиваются, затем хлопают в ладоши)

Н.Пикулева

3. «Это кто уже проснулся?»

Кто так сладко потянулся?

Потягуни - потягушечки

От носов до макушечки.

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся,

Вот уже растём, растём, растём!

(Дети потягиваются, вытягивают поочерёдно то правую руку, то левую, выгибают спинки)

4.«Котята»

Маленькие котята – смешные ребята:

То в клубок свернутся, то снова развернутся.

(Дети лежат на спине, руки вдоль туловища. Сгибают колени, ноги подтягивают к груди, обхватывают колени руками, возвращаются в и.п.)

Чтобы спинка была гибкой,

Чтобы ножки были прытки,

Делают котятки для спины зарядку.

(Дети лежат на спине, руки «в замке» за головой, ноги согнуты в коленях. Наклон колено влево, наклон колен вправо, в и.п.)

Запыхтел паровоз, он котят гулять повёз.

Дети сидят, ноги вместе, руки в упоре сзади. Сгибают ноги в коленях, подтягивают их к груди со звуком «ф-ф» на выдохе.

Скоро полдник у котят?

У них животики урчат.

(Дети сидят по-турецки, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос; выдох через рот)

Вот котята встали, до солнышка достали.

Дети стоят на полу, поднимают руки вверх, потягиваются.

4.Воздействие музыки на ребёнка

Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо использовать в работе с детьми.

Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно. Независимо от того, что ребёнок и педагог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребёнку начать осознавать себя и существование в своём мире. Нельзя забывать главную заповедь педагога – не навреди.

Музыка – искусство, и как любое искусство познаётся душой. Воспринимать музыку можно, внимая ей или участвуя в создании.

Очень важно для занятий, связанных со слушанием музыки:

Специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;

Использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы (пример 1);

Использовать произведения, где можно дать волю фантазии (пример 2);

Использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: пения, музыкального движения, игры в оркестре, дирижирования.

Такие приёмы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.

Пример 1

Занятие проводилось в средней группе «Солнышко» (4–5 лет). Мы прочитали сказку А.С. Пушкина «Золотая рыбка», решили «помочь старику поймать рыбку для старухи» и детям было предложено послушать произведение композитора Камиль Сен-Санс – из серии «Карнавал животных» пьесу «Аквариум». Одновременно с музыкой демонстрировались слайды с изображением подводного мира.

Сразу же состоялась беседа о характере произведения. С помощью наглядно иллюстрированного материала дети нарисовали рыбу, используя свою фантазию в мире красок.

Пример 2

Развитое мышление, воображение – эти качества важны для детей и их надо развивать в первую очередь.

Занятие проводилось следующим образом: прослушали произведение П.И. Чайковского - Щелкунчик «Вальс цветов». Сразу после прослушивания дети активно рассказали, что представили в своём воображении и затем нарисовали. После таких занятий дети раскрываются ещё больше.

Пример 3

В течении нескольких следующих занятий были прослушаны различные произведения:

«Как у наших у ворот» - Русская народная мелодия;

«Колыбельная» - А.Гречанинова.

Под музыку П.И. Чайковского - Щелкунчик «Танец снежинок» дети демонстрировали свою фантазию в танцевальных движениях.

За это время дети научились глубже чувствовать и понимать музыку, дольше сохранять внимание, подавлять проявления агрессии; после прослушивания ведут себя более спокойно, чем обычно.

При подборе произведения для слушания опираемся на то, чтобы музыка отвечала двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.

Пример 4

На одном из занятий мы под музыку Лео Делиба - Пиццикато из балета "Сильвия" проводили пальчиковую гимнастику.

Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки, – преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой.

Заключение

Таким образом, достоинствами музыкотерапии являются:

Абсолютная безвредность;

Лёгкость и простота применения;

Возможность контроля;

Уменьшение необходимости применения других методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.

С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать самые различные настроения: радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу.

Интеллектуальные и волевые процессы: решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьёзность.

Обобщённые свойства явлений действительности: силу, лёгкость, продолжительность, направленность, широту, пространственность.

Самые разнообразные характеристики движений: быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые.

Музыка, подобно дождю,

просачивается в сердце человека

и оживляет его

Ромен Роллан

Педагогическая технология по дополнительному образованию арт-терапия "Цветной мир". Младший дошкольный возраст

Данная технология будет полезна воспитателям, педагогам по дополнительному образованию. Технология разработана для детей младшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка
«То, что является творческим, зачастую
терапевтично, то, что терапевтично,
часто представляет творческий процесс»
Карл Роджерс

Искусство - невидимый мостик, который совмещает два противоположных мира: мир фантазии и реальности. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в творчестве, чем выразить в словесной форме. Поэтому в последнее время большую популярность приобретает метод лечения с помощью художественного творчества или арт-терапия.
Термин «арт-терапия» стал использоваться в нашей стране сравни¬тельно недавно. Относительно молодой возраст имеет и направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы, кото¬рое он обозначает. С английского языка это понятие можно перевести как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразитель¬ным) творчеством...» Однако на практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Хотя лечеб¬ные задачи, несомненно, ей свойственны, существует много примеров применения арт-терапии скорее как средства психической гармонизации и развития человека (например, в образовательной практике), как пути к разрешению социальных конфликтов или с другими целями.
Арт-терапия обладает очевидными преимуществами перед другими - основанными исключительно на вербальной коммуникации - формами психотерапевтической работы.
1. Практически каждый человек (независимо от своего возраста, куль¬турного опыта и социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо спо¬собностей к изобразительной деятельности или художественных на-выков. Каждый, будучи ребенком, рисовал, лепил и играл. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к уча¬стию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.
2. Арт-терапия является средством преимущественно невербального об¬щения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хо¬рошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих пере¬живаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь является одной из основ изобразительного ис¬кусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои пе¬реживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.
3. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и само¬познания. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер - предпола¬гает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутрен¬нему миру человека.
4. Продукты изобразительного творчества являются объективным сви¬детельством настроений и мыслей человека.
5. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у лю¬дей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безыни¬циативность, сформировать более активную жизненную позицию.
6. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала чело¬века, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отве¬чает фундаментальной потребности в самоактуализации - раскры¬тии широкого спектра возможностей человека и утверждения им сво¬его индивидуально-неповторимого способа бытия-В-мире.
Основные функции арттерапии:
- катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний)
- регулятивная (снятие нервно–психического напряжения, моделирование положительного состояния)
- коммуникативно–рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Различные варианты арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.
Существует несколько видов арт-терапии – в зависимости от того, посредством чего человек хочет выражаться:
- сказкотерапия;
- маскотерапия;
- музыкотерапия;
- цветотерапия;
- куклотерапия;
- игротерапи;
- драматерапи;
- изотерапия и т.д.

Любой из этих видов арт-терапии несет в себе огромный заряд энергии, помогает расширить своё восприятие к творчеству, раскрыть свои творческие способности.
Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арт-терапия преследует одну цель – гармоничное развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации, посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.

Здоровьесбережение в нашем детском саду - это не дань моде, а вид педагогической деятельности, которая предполагает особую организацию образовательного процесса: целью, объектом и результатом которого является здоровье.
С целью создания благоприятного климата и стимулирования положительных эмоций у детей младшего дошкольного возраста пришла идея в разработке программы «Цветной мир».
Именно в младшем дошкольном возрасте ребенок впервые идет в детский сад.
- у детей развивается эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психического расстройства.
- привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психическом развитии ребенка. К трем годам серьезные изменения в ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным, кризисное, переходное состояние, ощущение неопределенности и беспокойства, большое количество стрессов и накапливающиеся эмоциональные нагрузки.
- особенности межличностной коммуникации в детском коллективе, проблема социально-психологической адаптации: нет контакта, общения со сверстниками.
Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья детей и поиски оказания помощи детям привели к созданию программы художественного развития и коррекции личностных качеств детей средствами арт-терапии.
Структура и содержание технологии
Необходимым требованием, предъявляемым к содержанию, является то, что оно должно быть насыщенно, интересно и эмоционально значимо для детей, разнообразно и должно удовлетворять потребностям каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.
Создание программы «Цветной мир» средствами арт-терапии» - как один из путей решения проблемы психологического здоровья детей. Программа разработана для детей 2-4 лет.
Наиболее распространенным видом арт-терапии является изотерапия. Возможность не говорить, а выражать свои переживания в виде рисунка представляется как одно из важнейших преимуществ воспитательной работы с детьми.
Изотерапия (рисование) – одна из основных техник арт-терапии. Рисуя, играя, ребенок дает выход своим желаниям, мечам, чувствам, переживает свои отношения в различных ситуациях. Поэтому очень благотворно эти занятия сказываются на детях с особенностями в поведенческой и личностной сферах.
Изотерапия оказывает развивающее воздействие и на познавательную сферу психики ребенка через сенсорное восприятие. Именно с сенсорного, в том числе тактильного восприятия начинается формирование и развитие мыслительных процессов. Неудивительно, что маленький ребенок реагирует на все: приятный свет, на красивую музыку и любые другие звуки, на ощущения от прикосновения к чему - либо. Если ребенок весь этот многообразный мир постигает рядом с родителями и педагогами, он растет доброжелательным, спокойным и любознательным. Изодеятельность для ребенка возможность выплеснуть на бумагу свои чувства, главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Эффективность программы отмечена положительной динамикой и позитивными изменениями в эмоционально-личностной сфере, повышение самооценки, коммуникабельности и эмпатии, снижение агрессивных тенденций, уменьшение тревожности и беспокойства. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер; предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека. Художественное самовыражение детей помогает восстановить эмоциональное равновесие или устранить нарушение поведения, снять агрессию. Участники программы "Цветной мир", играют с красками, карандашами, фломастерами и всем тем, чем можно создать изображение. Но их не учат рисовать. Ведь главное - это уникальность каждого ребенка, возможность создать такое произведение, которое будет только его. Ребята могут делать то, что в обычной жизни либо строго запрещено, либо неприемлемо. Вот тут-то они позволяют себе расслабиться и в прямом, и в переносном смысле! Удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее.
Цель:
Достижение психологической комфортности и развитие эмоциональной сферы средствами изотерапии.
Задачи:
1. создать оптимальные условия для психологического благополучия, самореализации, самовыражения детей;
2. способствовать формированию мотивации к различным видам художественной деятельности;
3. обеспечивать художественно-познавательные потребности детей через активное участие в творческих видах деятельности;
4. способствовать повышению адаптационных способностей личности, изменению негативных стереотипов поведения, к активной индивидуальной и коллективной деятельности в рисовании.
5. активизировать творческий потенциал личности ребенка средствами изобразительной деятельности.
6. корректировать сенсорное восприятие способствовать укреплению моторики руки.

Организационно-методические условия
Необходимым условием для качественного осуществления программы является создание развивающего художественного предметного пространства, включающего в себя «культурные зоны», где ребенок может функционировать в искусстве, а также предметы, дающие сенсорный опыт взаимодействия с вещами, атрибутами как средством познания.
Арт-терапевтические занятия проводятся в специально оборудованной изостудии, оснащенной необходимыми дидактическими пособиями, наглядным материалом, техническими художественными средствами.
«Рабочая» зона пол и стол – для изобразительной деятельности.
Перед занятиями на детей надевают фартуки и налокотники. Детям предоставляется возможность выбора, они занимают место в соответствии со своими предпочтениями.
Арт-терапевтическая изобразительная деятельность предполагает широкий выбор различных материалов, техник и приемов создания изображений. Арсенал способов создания изображений широк: красками, карандашами, восковыми мелками, используются также бумага разных форматов и оттенков, пластилин, губки, трафареты, палочки, рисование пальцами и ладонями, ступнями ног, сухими листьями и т.д.
Использование нестандартных изобразительных техник подбираются по принципу простоты и эффектности, с применением разнообразного материала, специально подобранное музыкальное сопровождение способствует снятию психо-эмоционального напряжения, развитию творческих способностей детей.
Приемы работы: изобразительные техники
1. Марания

В буквальном понимании «марать» - значит «пачкать, грязнить». Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.
2. Штриховка, каракули
Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.
3. Монотипия
Базовая графическая техника, описанная в брошюре О.А. Никологорской и Л.И. Маркус «Излечивает гнев и заполняет время», заключается в следующем. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.
4. Рисунок на стекле
Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку (техника безопасности).
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть.
5. Пальчиковая живопись (рисование ладошками, ступнями ног).
Пальчиковая живопись – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме.
Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь - плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок.
Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий.
В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, рисование сопровождается эмоциональным откликом.
6. Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
Сухие листья приносят много радости детям. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь.
С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д
7. Рисование предметами окружающего пространства
Рисовать мятой бумагой, губками, палочками, нитками, коктейльными соломинками. Привлечение окружающих предметов служит знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.
Форма занятий
Наиболее доступная, эффективная, соответствующая возрастным особенностям этого детского возраста форма работы с детьми является групповая, т.к. позволяет работать с более широким кругом детей, воздействует на эмоционально-аффектную сферу ребенка.
Как правило, дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок или изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ - общих картин, композиций, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю в первой младшей и 1 раз в неделю во второй младшей группе по подгруппам, во вторую половину дня. Продолжительность занятий – от 10 минут, в зависимости от интереса детей к содержанию занятия. В форме игры и предполагают неформальное творческое общение в совместной художественной деятельности, где каждый ребенок чувствует поддержку и одобрение педагога.

Литература
1. Н.В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках» - Санкт-Петербург 2003г
2. Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» - Москва 2005г.
3. И.А. Лыкова « Изобразительная деятельность в ДОУ младший возраст – Москва 2007г.
4. Л. Мадлер «Цветной мир» - Москва 2007г
5. Н.О. Сучкова Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей – Санкт-Петербург 2008г.
6. Рей Гибсон и Дженни Тайлер «Делай и играй» - Москва 1995г
7. С.Г. Рыбакова – Арт-терапия для детей ЗПР - Санкт-Петербург 2008г.
8. К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» - Москва 2005г
9. Интернет ресурсы

Музыкальная терапия в детском саду

Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле.

В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания.

В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одаренным детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.

В нашем ДОУ помимо воспитывающего фактора музыки в воспитательно-образовательном процессе используется целительное воздействие музыки на дошкольников.

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья.» (В.М.Бехтерев)

Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.

Музыкотерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода музыкотерапии.

Первый механизм состоит в том, что музыкальное искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и за счет этого найти ее разрешение.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие “аффекта от мучительного к приносящему наслаждение”.

Обычно различают ретроспективную и проспективную фазы музыкотерапии. Ретроспективная фаза имеет задачей натолкнуть участника на переживание, необходимости активного раскрытия внутреннего конфликта. Слушание музыки должно привести человека к конфронтации с своей внутренней жизнью. Переживания, до того остававшиеся неосознанными или только частично осознанными, преобразуются в конкретные представления. На этой фазе следует использовать музыку глубокого эмоционального содержания, например, симфоническую музыку 19 столетия. В проспективной фазе возможны два подхода. Первый – разрядка психического напряжения, выражением которого может быть мышечное напряжение. Второй – развитие потребности в слушании музыки, расширение круга переживаний, стабилизации самочувствия.

Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с отличительно– коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивает педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается очищение. В третьем – снимается нервно– психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию.

Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой – является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком.

Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.

Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может “выговориться”; выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или в звуках, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме.

Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо использовать в работе с детьми.

Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно. Независимо оттого, что ребенок и педагог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире.

Нельзя забывать главную заповедь педагога – не навреди.

Музыка – искусство, и как любое искусство познается душой. Воспринимать музыку можно, внимая ей или участвуя в создании.



Рассказать друзьям