Нод в старшей группе "удивительные свойства воздуха". План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект НОД "Свойства воды и воздуха" в старшей группе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ГБОУ Школа №1034 ДО-4 «Лад»

Тема: «Свойства воды и воздуха»

Конспект по познавательному развитию в старшей группе

Подготовила и провела воспитатель I категории

Жданова Галина Ильинична

Москва 2014г.

Конспект по познавательному развитию
в старшей группе «Свойства воды и воздуха»

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде.

Задачи:

  • Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе;
  • Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;
  • Познакомить со свойствами воды;
  • Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
  • Расширять и активизировать словарь детей;
  • Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;
  • Прививать бережное отношение к окружающей среде.

Материалы: глобус; мячик; стаканчик воды и трубочка; шарик из ваты, подвешенный на ниточке; пакет; камень; брусок деревянный; кисточка; краски; нарисованная капелька и воздушный шар; стакан прозрачный.

Ход деятельности

Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роли ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мои загадки:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем. (Воздух)

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба.

Чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без (воды)

Ребята! К нам пришли гости – воздушный шар и капелька. Они не ходили в детский сад, и еще ничего не знают о нашей жизни. Давайте расскажем и научим их.

Шар земной внесли в автобус, оказался это. .. (глобус)

Что изображает глобус? (планету)

Как называется наша планета? (Земля)

А какие мы еще планеты знаем? (Меркурий, Плутон, .. .)

А что поддерживает жизнь на нашей Земле? (солнышко)

Солнце - это планета? (звезда)

Кто загадку отгадает?

«Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,

И заглядываешь в оконца,и зовут тебя все. ..» (Солнце)

В какое время суток оно нам светит? (днем)

Целый день солнце освещает землю, а к вечеру солнце прячется, уходит по другую сторону Земли. Давайте подумаем, что происходит с солнцем?

Что больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой - это моря и океаны. Может быть кто-то вспомнит и назовет некоторые из них. (Тихий океан, Индийский океан, Черное море, Азовское море. ..)

А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывает серебристые рыбы, а это самолеты. Догадались?

Да, это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.

Садитесь и мы поговорим сейчас о воздухе.

Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать) Он невидимка, волшебник. Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно) А что еще прозрачное есть в нашей комнате? (стекло)

А что еще прозрачным может быть? (вода)

А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать) Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод) Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)

А теперь покажем пузырю и капельке этот предмет. Что это? (мячик)

Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

Вот видите, ребята, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри? Кто кораблик гнал - дул по воде, чтобы он плыл дальше?

А сейчас мы с вами будем фокусниками.

Игра «У кого пушинка будет красиво подниматься высоко». Упражнение на дыхание.

Поставим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на шарик. Удерживаем шарик под углом. Дуем сильнее и видим, как шарик красиво отлетает вверх. А теперь встанем и немного отдохнем.

Физкультминутка, «Дождь»

Капля - раз, капля - два, очень медленно сперва,

А потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом. (Бег)

Стали капли поспевать, капля каплю догонять. (Хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап. (Свободные движения пальчиками)

Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем. (Соединить руки над головой)

Садитесь.

Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (ответы детей) . Камень-это твердое тело. Какие еще твердые тела вы знаете? (ответы детей) . А можно ли взять в руки воздух и сжать его? Значит можно сделать вывод, что воздух не твердое тело.

Возьмите стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей) . А что умеет делать вода? (ответы детей) . Так что же такое вода? Да, вода это жидкость. Назовите другие известные вам жидкости.

Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит, он не твердое тело. Воздух не течет и не льется, его не пьют. Значит он не жидкость. Воздух, ребята, это газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха. Вот наше первое открытие. Но как же тогда нам его обнаружить? Продолжим наши исследования. Возьмем пакет и начнем скручивать его с открытого края. Что происходит с пакетом? (пакет надувается) . Почему это происходит? (пакет наполняется воздухом) . Действительно, пакет наполнился воздухом, но мы его не видим.

Ребята, а для чего нам необходим воздух? (для дыхания) Верно.

Мы проверили ряд исследований и убедились, что воздух невидим, но его можно ощущать, он занимает место. Теперь давайте убедимся, что мы дышим воздухом.

На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим и покажем капельке и шару воздух.

Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (пузырьки)

Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие) А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря) . Это доказывает, что вы выдыхаете воздух.

Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась) . Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом) . А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается) . А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух) .

Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще?

Мы сейчас покажем капельке и воздушному шару, что означает «Выйти сухим из воды». Возможно ли, опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? Сейчас мы это проверим.

Что это? Стакан. А это салфетка. Потрогайте ее, она сухая?

Больше в стакане ничего нет? Давайте проверим.

Переворачиваем стакан вверх дном, осторожно погружаем в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимаем его из воды, даем воде стечь, не переворачивая стакан. А теперь определим, намокла ли салфетка. (не намокла) Почему? (потому что там есть воздух, и он не пускает воду) Значит и здесь есть воздух.

Воздушный шар принес нам волшебный сундучок, а в этом сундучке лежат кое-какие предметы. Он хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах? (Ребенок достает камешек из сундучка, опускает в банку с водой)

Ребятки, что мы увидели? (пузырьки)

И еще что? (он утонул)

А теперь опустим в воду брусок деревянный. Что с ним происходит? (он не тонет)

А почему он не тонет? (потому что он легкий) Значит, воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.

Садитесь.

Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему?

Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья. Воздушный шар много про себя узнал и очень вам благодарен.

А вот капелька еще хочет узнать про воду. Мы сказали, что воздух прозрачный, что еще у нас прозрачное? (вода)

Давайте капельке расскажем о чудесных свойствах воды?

Ребятки, вода это что? (жидкость)

Что можно делать с водой? (наливать, переливать)

А во что может превратиться вода? (в лед, в пар)

А когда вода превращается в лед? (зимой, в морозы)

А когда превращается в пар? (летом, в сильную жару)

А может ли вода изменить свой цвет? (может, если в нее положить краску)

Давайте покрасим водичку в цвет, который вам нравится, (дети размешивают краску в воде)

Ой, какие разноцветные стаканчики получились. Почему у тебя вода желтая? (потому что добавил желтую краску)

На какой сок похож? (лимонный)

А у тебя водичка красная. На какой сок похож? (томатный)

Ребятки, а есть ли вкус у воды? (безвкусная)

А если я положу сахар? Какая будет вода? (сладкая)

А если соль? (соленая)

Лимон? (кислая)

Капелька очень много про себя узнала. Она вам очень благодарна. На этом наши исследования закончены,

Ребята, с чем мы сегодня познакомились? Что мы узнали нового о воде и воздухе? Что вам понравилось? Какими свойствами воздух обладает? (бесцветный, прозрачный, без запаха, но, хотя мы его не видим, мы его ощущаем) . Каково его главное назначение?

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
(обобщающая беседа)

З а д а ч а: создать условия для обобщения представлений детей о том, как человек использует факторы природной среды (землю, воздух, воду, растения и животных) для удовлетворения своих потребностей, укрепления и охраны здоровья; понимания того, что человек должен бережно и гуманно относится к среде обитания: экономно расходовать то, что в ней есть, защищать и охранять природу.

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Чтение познавательной литературы о заботе и использовании человеком природной среды.

– Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми.

– Игры типа «Для чего человеку нужна вода?» и т. п.

Ход беседы

1. Р а с с к а з в о с п и т а т е л я.

Воспитатель . Какая удивительная планета – Земля. На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Вы, наверное, видели географический глобус и знаете, что Земля – огромный шар. Он вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды.

2. Р а с с м а т р и в а н и е г л о б у с а.

– Какой формы глобус?

– Что на нем изображено?

– Как на глобусе обозначены реки, моря, леса, океаны, горы?

Педагог показывает по глобусу некоторые географические названия, желательно, знакомые детям.

– Что имеют ввиду люди, когда говорят о богатствах Земли?

– Что может сделать человек, чтобы сохранить богатства Земли?

3. Б е с е д а «Что есть на Земле».

– Что такое природа?

– Какие живые существа населяют Землю?

– Почему Землю называют общим домом?

4. И г р а «Как человек использует землю, воду, растения, животных?».

Дети делятся на 4 группы, каждой группе воспитатель выдает картину-схему с изображением воды, земли, растений и животных. Каждая группа отбирает картинки в соответствии с использованием человеком определенного природного объекта, потом доказывает свой выбор.

5. Ч т е н и е детьми по столбикам заранее выученного стихотворения.

Земля – наш общий дом

– Что понравилось, запомнилось в стихотворении?

6. Т в о р ч е с к а я р а б о т а.

Каждая группа составляет и зарисовывает природоохранительные и запрещающие знаки. Выставка и обсуждение знаков


НОД по познавательному развитию «Где спрятался воздух?» в старшей группе Григорьева Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ Д/С №1 «Колосок». Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе. Задачи: - обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; - познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; - развивать навыки проведения опытов; - расширять и активизировать словарь детей; - поощрять выдвижение гипотез; - развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; - воспитывать аккуратность при работе с водой; Гипотезы: - воздух постоянно нас окружает; - способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку; - воздух легче воды; - воздух есть внутри предметов; - воздух есть внутри людей; - без воздуха не возможна жизнь; - воздух не имеет запаха, но может передавать запах; - ветер - движение воздуха. Оборудование: - кукла Воздушинка - полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); - спасательные нарукавники; - миска (желательно стеклянная) - стакан; - игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; - стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей; - чеснок, чеснокодавилка; - веера по количеству детей; - песочные часы; - воздушные шары по количеству детей. Ход занятия. Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку: Через нос проходит в грудь, И обратный держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить не сможем. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! Дети: Воздух! Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Незнайка, появившись из-за ширмы: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать? Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе. Незнайка: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята? Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? Дети: Нет, не видим. Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух? Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. Незнайка: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Воспитатель: Погоди, погоди, Незнайка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Кукла: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть! Воспитатель: Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Дети: Да. Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? Дети: Он пуст. Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? Дети: В нём нет воздуха. Воспитатель: Смотри, Незнайка! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Незнайка: А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг! Воспитатель: А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим. Опыт 2. Подводная лодка. Незнайка: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? (Достает сундучок). Дидактическая игра: «Тонет - не тонет». (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика). Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли! Теперь ты знаешь, Незнайка, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Незнайка: Вот вы считаете, что воздух есть в каждом предмете, а я вам не верю! Докажите! Опыт 3. Камень. Воспитатель: А сейчас мы это проверим. (Достает камень и опускает в воду.) Что мы видим в воде? Дети: Из камня выходят пузыри. Воспитатель: А если есть пузыри, то значит, есть что? Дети: Воздух! Воспитатель: Молодцы, а теперь немножко отдохнем. Физкультминутка. Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой) Рукава засучим смело (засучиваем рукава) Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой) Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу) Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен) И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны) Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте) Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками). Незнайка: Так, так, так! Вот теперь я знаю, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух? Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим? Опыт 4. Воздух в человеке. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? Дети: Выходят пузырьки. Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Кукла: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос? Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Вдохнем глубоко-глубоко, а затем выдохнем. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? Дети: Нет. Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его. Незнайка: Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать. Воспитатель: Что ты, Незнайка! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут. Опыт 5. «Не дышу» Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Воспитатель: НЕзнайка, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер? Дети: Да. Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? Дети: В лицо дует ветерок. Кукла: Ой, спасибо. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. Незнайка: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе! - что воздух постоянно нас окружает; - что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку; - что воздух легче воды; - что воздух есть внутри предметов; - что воздух есть внутри людей; - что без воздуха не возможна жизнь; - что воздух не имеет запаха, но может передавать запах; - что ветер - движение воздуха. Воспитатель: НЕзнайка куда ты исчез? Что ты там делаешь? Кукла: Я тут! (дует). Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания! Воспитатель: И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом! |

Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию

Конспект занятия: «Воздух, какой он? Рассматривание картины И.И.Шишкина «Зима»

Программное содержание:
Познание: дать представление о воздухе, развивать познавательно-исследовательскую деятельность (способствовать овладению детьми некоторыми способами обнаружения воздуха вокруг себя (опыты, познакомить со свойствами воздуха, развивать логическое мышление, расширять кругозор детей. Воспитывать умение внимательно слушать педагога, воспринимать задание, отвечать на поставленные вопросы.
Коммуникация: обогащать словарь детей, учить составлять рассказ по картине, развивать устную речь детей.
Социализация: упражнять в умении действовать сообща, соотносить свои действия с действиями сверстников.
Здоровье: формировать ценностное отношение к жизни и здоровью человека.
Художественное творчество: развитие художественного вкуса
Технологии: здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика,гимнастика для глаз, игровые технологии, экспериментирование.

Непосредственно-образовательная деятельность

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это у нас в гостях? Узнаете? – Возд. шарик. – Помните, как мы его пускали? Воздушный шарик что-то говорит мне на ушко. Он хочет, чтобы вы ему помогли отгадать загадку.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас.
Дети отгадывают загадку. (Воздух)
Воспитатель: А где же воздух, куда он спрятался? (Дети предлагают разные версии).
Воспитатель: Дети, мы покажем Воздушному шарику воздух, который есть вокруг нас.
Опыт №1:
Подойдите к столу, возьмите по одному пакету и попробуйте поймать воздух в пакет. Пакет закройте. Что находится в ваших пакетах? Вы видите воздух? Воздух прозрачный?
(Наблюдая, дети приходят к выводу, что воздух невидимый, прозрачный).
Опыт №2:
Давайте проведём опыт. Положим ладонь на грудь и посмотрим, что происходит? – она поднимается при вдохе и опускается при выдохе. А что мы вдыхаем? – воздух. Так дышит человек всегда! А теперь попробуйте не дышать (закрыть рот и нос). Можно так жить? Значит, воздух есть внутри нас (проходит в легкие) и очень нам нужен! Без него не может никто прожить!
Я предлагаю вам увидеть воздух, которым мы дышим. Подойдите к столу, подуйте через трубочку в стакан с водой. Что вы видите? Почему появились пузырьки? Ответы детей. Это воздух, которым мы дышим. Воздух нужен всем людям для дыхания.
Опыт №3:
Воспитатель: У Воздушный шарик пришел с друзьями- один шарик большой, круглый, а второй – маленький. Как вы думаете, ребята, почему шарики разные? (Дети предлагают разные версии). Вывод: в первом шарике есть воздух, во втором шарике мало воздуха.
Воспитатель: Как вы считаете, что надо сделать, чтобы маленький шарик стал круглым и большим? (Варианты ответов детей).
Воспитатель: Я надуваю шарик. Теперь он большой, полный воздуха. Ой, а сейчас воздух выходит из шарика. Что вы ощущаете? Ответы детей. Да, воздух может передвигаться.
Давайте мы вместе с вами вдохнём и выдохнем воздух. Глубоко вдохните, подставьте ладони и выдохните на них воздух. Что вы почувствовали? Ответы детей.
Воспитатель: Воздух передвинулся к вам на ладони. Воздух передвигается.
Когда мы ощущаем движение воздуха? Ответы детей.
Физминутка
Начинается разминка - встали, выровняли спинки.
Глазки влево, глазки вправо, вверх, вниз и всё сначала.
Глазки влево, глазки вправо, вверх, вниз и прямо.
Мы тихонько наклонились, и ещё разок, друзья.
Поднимаем плечики, хлопаем в ладоши.
Начинаем приседать – 1, 2, 3, 4, 5.
Руки вверх мы поднимаем и спокойно опускаем.
Отдохнули все слегка? Да! За работу нам пора!

Опыт №4:
А теперь предлагаю вам посмотреть интересный опыт: перед вами стакан с наклеенной внутри салфеткой. Какая салфетка? – мягкая, сухая, белая. Опускаем в воду. Какая теперь салфетка? – сухая. Почему? Вода не зашла в стакан, т. к. там… воздух! А теперь, давайте посмотрим опыт с воронкой, внутри которой тоже салфетка. Опускаем ее в воду. Что произошло? Какая стала салфетка? – мокрая. Почему? Воздух вышел из отверстия, и вода зашла в воронку, намочив салфетку.
Опыт №5:
А теперь закройте глаза. Воспитатель подносит на тарелке разрезанный апельсин. Ребята, что вы чувствуете? А в начале занятия в группе чем-нибудь пахло? – нет. Откуда этот запах? Значит, воздух может пахнуть.
Воспиатель: Ребята, я предлагаю сделать шарику подарок и рассказать о зиме. Много написано стихотворений, рассказов, сказок, загадок о зиме. Но еще и художники в своих картинах нам поазывают зиму. Сегодня мы познакомимся с художником И.И.Шишкиным и его картинами.Все художники пейзажисты с удовольствием изображали все четыре времени года, показывали разное настроение в каждом времени года, так как каждое время года может быть и грустным и веселым, и радостным и тоскливым. Сейчас зима, многие художники посвятили свои картины этому времени года. Несколько картин о зиме написал и Шишкин. Он очень любил природу и изображал ее в разное время года. Даже фамилия художника больше лесная. И сам он крепкий, широкоплечий, с бородой, чем-то напоминает могучее дерево. Рассмотрите репродукцию картины «Зима». Что на ней изображено? Представьте себе,что мы с вами отправились на прогулку в лес, в тот самый, который изображен на картине Шишкина. Какая погода нас встретит?
- Какой зимний день изобразил Шишкин? Давайте опишем его. Что можно сказать о воздухе? Какой он? Давайте прислушаемся. В лесу тихо? А что бы вы могли услышать?
- Что вы видите на переднем плане картины?
-Что вы видите среди гигантских сосен? Опишите их?
- Рассмотрите снег, какой он?
Природа – это красота земли. Лес богатство России, ее надо охранять и беречь.
Воспитатель: Скажите, о каких свойствах воздуха вы сегодня узнали? Ответы детей.
Убедились, что воздух есть везде! Вот сколько нового и интересного мы с вами сегодня узнали.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем свои подарки Воздушному шарику. Разукрасим по своему вкусу по воздушному шарику.

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

"Воркута" кар кытшлöн муниципальнöй юкöнса администрация

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«ПРОГИМНАЗИЯ № 1» г.Воркуты

«1 №-а прогимназия» муниципальнöй сьöмкуд велöдан учреждение Воркута к.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по экологии.

Старшая группа

«Воздух и его свойства»

Воспитатель: Инжуватова А.Е.

Воркута 2015г.

Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Цель: Познакомить детей с понятиями «воздух», со свойствами воздуха, его влиянием на здоровье человека; развивать наблюдательность, любознательность.

Программное содержание. Познакомить с таким природным явлением как ветер, его ролью в жизни человека; закладывать основы экологической культуры на основе взаимодействия с предметно-природным миром. Формировать интерес к экспериментальной работе. Развивать восприятие, память, внимание, речь, познавательные интересы. Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: ведерко с водой, стакан. Фрукты: апельсин, лимон. Овощи: лук, чеснок. Веер, воздушный шар, картины с изображением ветра, бури, ветряной мельницы и т. д.

Раздаточный материал . Веер, ведерка с водой, стаканы, шарики, губки, соломинки.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная.

Ход занятия Звучит музыка, воспитатель читает стихотворение:

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет:

Он плывет себе в волнах

На раздутых парусах.

Ребята, закройте глаза и прислушивайтесь. Что вы слышите? (Ответы детей.)

А я слышу шелест и представляю как по нашей группе летает легкий свежий ветерок, слышите? Посмотрите, ветерок побывал в нашей группе и что-то принес. (Воспитатель показывает воздушный шар.)

Кто это к нам прилетел? А почему он называется воздушным?

Дети. В нем спрятался воздух.

Воспитатель. Ребята, давайте знакомится. Его зовут Летунчик. А кто его нам отправил? Наверное какой-то сказочный герой, который летает по воздуху. Каких летающих героев вы знаете?

Дети. Винни - Пух, Баба-Яга, Гуси-Лебеди, Карлосон, Змей-Горыныч.

Воспитатель. А я, кажется знаю, это Винни-Пух шел в гости к ослику ИА и потерял свой шарик. Он мне тоже подарил шарик, но он не летает. Почему?

Дети. Один шарик заполнен воздухом, а другой нет.

Воспитатель. Где же мы возьмем воздух, у меня его нет. Летунчик утверждает, что воздух есть везде. И мы сейчас это проверим. Мы станем учеными и проведем опыт.

1опыт.

Воспитатель. Ребята, вы видите воздух?

Дети. Нет.

Воспитатель. Значит воздух невидимый, прозрачный. Он не имеет формы. Но мы можем обнаружить, почувствовать. Если создадим движение. Возьмите веер и помашите в сторону лица. Что вы почувствовали? Какой воздух? При ветерке было тепло или холодно? (Ответы детей.) А теперь подуйте на ладошку. Какой воздух?

Вывод. Значит, воздух невидимый, но его можно почувствовать, создав его движение.

2опыт.

Воспитатель ставит ведерко с водой для каждого ребенка. Дети переворачивают стакан вверх дном и медленно опускают в воду. Воспитатель обращает внимание детей, что стакан надо держать очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (Обсуждение вопросов.)

Вывод. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

3опыт.

Снова опускаем стакан в воду, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (Ответы детей.)

Вывод. Значит Воздух есть и вводе.

4опыт.

Ребята кидают камешки, гвозди, пуговицы в ведерко с водой. Дети внимательно наблюдают, что происходит. Что увидели?

Дети. Пузырьки.

Воспитатель. Это пузырьки воздуха, которые вышли из предметов. Камень тяжелый он тонет, а воздух –легкий, он поднимается вверх.

Вывод. Значит воздух есть везде, он вокруг нас, он в предметах, в воде, в пустом стакане.

5опыт.

Детям предлагается закрыть нос и рот, поинтересоваться легко им или трудно. (Ответы детей.)

Берем стакан с водой ставим соломинку, выдыхаем воздух, что вы увидели?

Дети. Появляются пузырьки.

Вывод. Значит мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Летунчик помог нам обнаружить воздух и хочет узнать. Что вы нового узнали о воздухе? (Ответы детей.)

Воздушный шар приглашает нас в путешествие по воздуху. Давайте отправимся.

Физкультминутка.

Мы по воздуху летим

На воздушном шаре.

Все увидеть мы хотим

Головою повертим.

А потом присядем

На носочки встанем

Воспитатель. Ребята, мы с вами летим, а как мы нужно правильно дышать? Мой приятель Буратино считает, как хочешь, а Летунчик советует только носом. (Ответы детей.) Давайте вдохнем воздух правильно. Куда он попал?

Дети. В нос.

Воспитатель. Правильно, после этого он опускается в горло, дыхательную трубочку. Затем через бронхи в легкие. По пути воздух согревается. Поэтому в холодную погоду так важно дышать носом, а не ртом. Нос еще очищает воздух от пыли и микробов. Они оседают на волосиках в носу. Ребята, а откуда берется чистый воздух?

Дети. Чистый воздух нам дают листочки деревьев и растений.

Воспитатель . Да, ребята, мы дышим кислородом, которые выделяют растения и деревья. Чтобы не заболеть, нам надо каждый день делать дыхательную гимнастику.

1-упражнение. Подыши одно ноздрей и придет к тебе покой. И.п.- стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1-правую ноздрю указательным пальцем правой руки закрыть, левой ноздрей делать тихим и продолжительным вдох.

2-как только вдох окончен. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю делать тихим, продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.(4-5раз.)

2-упражнение.

Тихо-тихо мы подышим.

Сердце мы свое услышим.

1-медленно вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться. Прекратить вдох и сделать паузу на 4 сек.

2-плавный выдох через нос.(2 раза.)

3-упражнение «Вырасти большой». Вырасти хочу скорей

Добро делать для людей.

1-поднять руки вверх, подняться на носки (вдох)

2-опустиь руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Произнести звук у-х-х.(4-5раз.)

Воспитатель. Молодцы! Воздушный шарик считает, что вы будете очень здоровы. А ведь нос нужен не только для дыхания. Для чего нужен нос? (Ответы детей.)

Игра «Узнай по запаху».

Закройте глаза, зажмите руками нос. Я мимо вас пронесу предмет, а вы его по запаху определите. Что это? Ну. Что удалось? Почему? Дети. Нос закрыт. Воспитатель. А теперь уберите руки, чувствуете?

(Воспитатель подносит кусочки апельсина, лука и т. д.)

Значит по воздуху распространился запах и мы его чувствуем. А какие фрукты и овощи вы еще знаете? Где они растут? (Ответы детей.) В них много витаминов и сейчас в холодную погоду укрепляйте свой организм.

Шарик Летунчик приглашает путешествие дальше. У него есть хороший друг, а угадайте вы его разгадку.

Я березку качну, Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь отгадать?

Воспитатель. Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.)

Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать куда дует ветер? Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)

Предложить детям посмотреть картинки с изображением влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)

Воспитатель. Сильный ветер- это ураган, смерч. Они очень опасны, почему? Дети. Они ломают, рвут, уносят. Воспитатель. А еще ветер помогает нам. Как Летунчик считает, что ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?

Дети. Разносит семена, животным помогает охотиться.

Воспитатель. Посмотрите, мы пролетаем над городом. (Показывает картину города, где заводы и автомобили.) Почему такой грязный город? Что можно сделать, чтобы воздух был чище?

Дети. Сажать деревья, растения, не мусорить.

Воспитатель. Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.

А вот и наш садик. Спасибо Летунчику за полезное путешествие. Чем вы сегодня занимались? Что вам понравилось? Какой он воздух? Что такое ветер? Что он умеет делать? Молодцы.


Елена Свинцова

Открытый показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы . Тема : «Свойства воздуха »

Воспитатель : 1 квалификационной категории Свинцова Е. А. МКДОУ

Детский сад «Колокольчик»

Цель : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе .

Задачи :

Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха ;

Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха ;

Развивать навыки проведения опытов;

Поощрять выдвижение гипотез;

Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

Гипотезы :

- воздух постоянно нас окружает;

Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух , «поймать» в оболочку;

- воздух есть внутри людей ;

Без воздуха не возможна жизнь ;

- воздух не имеет запаха , но может передавать запах предметов;

Ветер - движение воздуха ,

Материал : Пустая посылка, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, стаканчики с водой по 1 на каждого ребенка, трубочки для коктейля на каждого ребенка, шарики воздушные на каждого ребенка , бумажные веер и музыкальные инструменты (дудочки, флейты, свистульки) на каждого ребёнка; киндеры с «запахом» и без запаха по одному на ребенка, миски с водой на каждого ребёнка, кружки из бумаги, по 1 зеленому и 1 красному на каждого ребенка. Для «Ракеты» шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка.

Изготовление «ракеты» :

1. Надуть воздушный шарик . Легко завязать его край.

2. Продеть нитку через трубочку. Оба конца нити привязать, в разных сторонах комнаты, к каким-то предметам (я привязала к ручкам дверей)

3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику.

Возрастная группа : старшая .

1. Организационный момент.

В. Ребята, сегодня Знайка передал нам, новое задание, оно вот в этой красивой шкатулке. Он хочет, чтобы мы с вами узнали что-то очень интересное. Вы хотите узнать, что у неё внутри? (открывает шкатулку, она пустая)

Дети. Шкатулка пустая, в ней ничего нет.

В.: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку :

"Через нос проходит в грудь

и обратный держит путь.

он невидимый, но все же

без него мы жить не можем". (Воздух ) .

Основная часть.

В.: Правильно, это воздух ! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе , будем делать опыты, как настоящие учёные.

В.: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас ?

Дети : Нет, не видим.

В.: Раз мы его не видим, значит, какой воздух ?

Дети : Воздух прозрачный , бесцветный, невидимый.

В.: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Вот докажите, что этот самый воздух есть ! (Ответы детей)

В.: Чтобы воздух увидеть , его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух ?

Опыт 1. (Поймаем воздух )

В.: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети : В пакете ничего нет, он пустой.

В.: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его . Что случилось с пакетом?

Дети. Пакет стал толстый. Он полон воздуха , и похож на подушку.

Воздух занял всё место в пакете.

В.: Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух . Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети : В нём нет воздуха , он весь вышел.

В.: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух ?

Вывод (делают дети) : воздух прозрачный , чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

Опыт 2 (Воздух в человеке )

В.: Чем мы с вами дышим? (воздухом ) . Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух ) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?

Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух .

В. А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?

Дети. Нет, без воздуха человек умрет .

В. Какой вывод можно сделать?

Вывод : Человек не может жить без воздуха .

Опыт 3 (Воздух можно услышать .)

В. Предлагаю вам услышать воздух . Давайте надуем шарики, где сейчас воздух ?

Дети : он внутри шариков.


В. Чтобы услышать воздух , спустите наши шарики Что происходит?

Дети : воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха .

В. Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим? Дети. Звук. Мы выдыхаем струю воздуха , воздух дрожит , поэтому возникает звук.


Вывод : звук возникает, когда дрожит воздух , и тогда мы можем его услышать.

Опыт 4 (ветер – это движение воздуха )

В.: Итак, воздух окружает нас . Как вы думает, мы можем почувствовать воздух ? А как мы можем это сделать?

Дети. Можно помахать на себя рукой, листом бумаги, подуть на ладонь.

Мы ощущаем ветерок, хотя его и не видим.

В.: Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите.

Что чувствуете? (ТЕПЛО) А теперь помашите рукой. Что теперь вы чувствуете? (движение воздуха )

В : Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети : Веер движется и как бы подгоняет воздух . Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.

В.: Какой делаем вывод?

Вывод : когда воздух движется , получается ветер.

Опыт 5 (воздух не имеет запаха )

В. А имеет ли воздух запах ? Как вы думаете?

Дети. Если воздух чистый , то он не имеет запаха.

В.: Чем может пахнуть воздух ? (свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т. д.)

В.: Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.

Дети. У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.

В.: Какой мы можем сделать вывод?

Вывод : - Собственного запаха воздух не имеет . Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет . Запах ему придают окружающие его вещества.

Опыт 6 (воздух легче воды )

В. Ребята, у вас на столах лежат киндеры и разные игрушки попробуйте их "утопить". Почему они не тонут?


Дети. Внутри киндеров и игрушек есть воздух , поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.

Вывод : Воздух легче воды .

Опыт 7. (воздух может двигать предметы)

В. Посмотрите, у нас к старту готова «ракета» , давайте отправим её в полёт, начинаем отсчёт 5,4,3,2,1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому).

В.: Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела?

Дети. Внутри ракеты был воздух . Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался.

Вывод. Воздух может двигать предметы.

В. - Итак, что же такое ВОЗДУХ ?

Дети : воздух - это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха.

В. Давайте еще раз все закрепим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

Воздух окружает нас со всех сторон.

Воздух можно услышать .

Воздух прозрачный , поэтому мы его не видим.

Чистый воздух не имеет запаха , но может передавать запах предметов.

Человек может жить без воздуха .

Ветер – это движение воздуха .

Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух , «поймать» в оболочку.

Воздух может двигать предметы.

Воздух тяжелее воды .

Ребята, вы молодцы, хорошо работали. Предлагаю вам дома рассказать про нашего нового знакомого невидимку.



Рассказать друзьям