Новый год и рождество самые долгожданные праздники. Поздравление с Новым годом и Рождеством

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Если жизнь представить как путь длиною «в семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят» (Псалом 89:10), то для каждого человека праздники занимают особое место. Они стоят, словно верстовые столбы на долгом пути, проложенном сквозь болота, степи и овраги. Библейское название «долина смертной тени» (Псалом 22:4) – довольно точная характеристика такого пути.

После очередного праздника человек невольно ждет следующего случая отдохнуть и повеселиться, а потому посматривает на календарь. Точно так же мы живем от отпуска к отпуску: быстро пролистывая страницы с трудовыми буднями, где глазу негде остановиться, и от которых в душе радости нет, мы замечаем лишь красные числа, вне зависимости от их смысловой нагрузки.

Для большинства людей работа есть осознанная необходимость, праздники же – способ снять нервное напряжение и избежать депрессии. Снова будет шопинг, обременительный для кошелька, и веселое застолье, тяжелое для организма. Коммунистические лозунги «скорей бы ночь прошла – и снова на работу!» уже никого не вдохновляет на трудовой подвиг.

Ведущие мировые религии – иудаизм, христианство и ислам, также имеют свои праздники. Для «коллективного бессознательного» они олицетворяют собой саму религию и порой даже подменяют ее. Для части людей, считающих себя истинными христианами, приход на праздник в церковь и есть суть веры. О таких шутят: «как ни приду в церковь – то Рождество, то Пасха!».

Уже много лет у восточных славян особое место занимают январские праздники, связанные с христианством. После 1917 года так уж сложилось, что приходится праздновать Новый год, затем Рождество, а после них – снова Новый год и Рождество, обозначенные уточнением «старые». В некоторых местах расселения мигрантов, например, в Карловых Варах, эта ситуация особенно заметна.

Связано это, прежде всего, с более высоким процентом русскоязычных жителей по отношению к местному населению – 4 000 «наших» к 50 000 общего числа жителей. Местные обыватели (католики и протестанты) празднуют Рождество 25 декабря, и это отражается на рабочем графике многих приезжих из стран бывшего СССР. Поэтому зачастую им приходится отмечать оба праздника – католический со своими коллегами, и православный с семьей.

Вряд ли возможно найти еще одни европейский народ с такой календарной путаницей. Исключение составляют разве что евреи, которые уже в древности имели два главных Новых года (остальные два – для деревьев и скота были чисто «техническим» явлением). Один они справляли в марте-апреле, в память об Исходе из Египта, когда евреи были спасены от первого в их истории официального геноцида. (В христианской традиции этот праздник стал Пасхой.) Другой же отмечали в сентябре – именно этот последний Новый год теперь празднуется как официальный в Израиле и Диаспоре. Это время усиленных молитв, после которых в последний день праздника наступает строгий однодневный пост (так называемый, «Судный день»).

Такой подход к осенней дате Нового года вполне логичен, ибо смена календаря отмечает конец жатвы и некое подведение итогов. Однако этими Новыми годами еврейский календарь не ограничивается. В иудаизме существует четыре новых года, каждый из которых имеет свое название и обоснование. Так, следующий Новый год ожидается в феврале – это Новый год деревьев. И здесь нет ничего странного, так как в древних культурах религия имела экономическую базу. Так, Новый год для деревьев отмечает срок, начиная с которого земледелец может пользоваться плодами своего труда. То есть, посадив саженец, он не снимал с дерева плоды в течение трех первых лет, а на четвертый год раздавал урожай бедным. Лишь на пятый год он мог оставить весь урожай себе. Поэтому, саженец, посаженный осенью, в феврале уже имел возраст в один год, что укорачивало время ожидания дозволенного урожая. Этот закон явно просматривается в притче о бесплодной смоковнице и терпеливом виноградаре (Луки 13:6-9).

Пользу многих древних религиозных законов обосновывает современная наука, например, когда речь идет о посте, который учеными воспринимается как способ немного разгрузить организм от избыточного питания. Об этом же говорил и Аристотель, утверждавший, что через религию человек лучше воспринимает нужные законы, не требуя их логического обоснования.

Возникает резонный вопрос – каков смысл новогоднего праздника в христианской культуре? Ведь для многих людей, особенно – невоцерковленных, Новый год стал чуть ли не столь же важным как собственный день рождения. Но задумываются ли люди о его истинном значении?

Посмотрим на этот праздник с точки зрения Библии. Так, Луки 2:21 сообщает: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать, дали Ему имя Иисус, нареченное ангелом прежде зачатия Его во чреве». Тогда, если Рождество традиционно приходится на 25 декабря, то именно 1-го января следует праздновать два события: обрезание первенца у девы Марии и дарование Ему имени. Подобный ракурс совершенно меняет смысл того праздника, который на восток от так называемого «железного занавеса» местные жители обычно встречают после поздравления президента и под хлопки вылетающих пробок от шампанского. Слова «с Новым годом, с новым счастьем!», которые все мы слышали с детства, вовсе не отражают того смысла, который в этот праздник вложили христиане Европы, перенесшие Новый год с середины марта (как это было в античном Риме) на 1-е января.

Также обратим внимание на упомянутые в Луки 2:21 события. Древний обряд обрезания, практиковавшийся на Ближнем Востоке еще до евреев, в Библии приобрел необычное значение – знак завета с Богом (Бытие 17:11), или, по-современному, заключение с Ним (выгодного) договора. (В еврейской ментальности договор может быть только выгодным, иначе зачем вообще он нужен!) А наделение именем также описывало особые отношения с Богом, так как в Библии сообщается о нескольких случаях переименования людей, самый известный из которых – переименование Симона, сына Ионы, в Петра. (Подобное переименование было весьма показательным для галилейского рыбака, которого Иисус Христос сделал апостолом и «ловцом человеком».) В глубокой древности имена также носили символический характер и часто отражали какие-либо предродовые события. Так, например, в 1 Паралипоменон 7:23 читаем: «Потом он вошел к жене своей, и она зачала и родила сына, и он нарек ему имя “Берия”, потому что несчастье (бераа ) постигло дом его». Чаще же имена давались как бы авансом, чтобы определить судьбу ребенка. Замечательный пример – юноша Евтих («Счастливчик»), случайно выпавший из окна третьего этажа, но воскрешенный апостолом Павлом (Деяния 20:7-12); такой неожиданный и чудесный поворот событий родители вряд ли могли представить, когда дали своему младенцу это имя.

Известно, что имя «Иисус», которым ангел заповедал наименовать дитя Марии, связано с благими ожиданиями, что заметно уже в самой фразе: «и наречешь Ему имя “Иисус”, ибо Он спасет людей своих от грехов их» (Мф. 1:21). Поэтому, Новый год имеет особое сакральное значение, не меньшее, чем привычные нам Рождество и Пасха. В этот день, то есть 1-го января, необходимо праздновать расставание с тягостным и печальным прошлым и рождение новых надежд. Расставание с прошлым символизирует обрезание крайней плоти младенца, а рождение новых надежд заложено в самом имени того, Кто родился за неделю до Нового года: имя «Иисус» (Йегошуа ) составлено из двух еврейских слов – «Господь» и «спасение». И если иудеи в Судный день (Йом-киппур ) молятся и постятся, стараясь вымолить себе «добрый год» (шана това ), то многие христиане за звоном бокалов забывают о религиозной сути праздника. В брызгах шампанского, которое после закрепляется коньяком или водкой, и под салат «Оливье», который для кого-то может превратиться в мягкую подушку, теряется первоначальный смысл этого великого религиозного праздника. Две тысячи лет назад плотник Иосиф и дева Мария отпраздновали его в иудейском городе Вифлееме (скорей всего, в кругу родственников Иосифа) без малейшего подозрения о том, что он превратится в мировое гуляние у елки, сопровождаемое шопингами и обильными застольями.

А как вы будете праздновать? С наступающими!

У каждого народа есть свои обычаи и легенды, связанные с празднованием Нового года и Рождества. Sputnik предлагает познакомиться с традициями и обычаями празднования в разных странах этих главных праздников.

Эстония

Эстония — страна с несколькими религиозными конфессиями, поэтому здесь уважительно относятся к православному, католическому и лютеранскому Рождеству. Многие традиции Эстония заимствовала у Скандинавских стран. Так что неудивительно, что и Рождество у них носит название Йыулунд, по имени шведского божества Зимнего солнцестояния. А эстонского Деда Мороза зовут Йыулувана.

В Эстонии существует интересная новогодняя примета. К счастью считается встретить на улице трубочиста с орудиями ремесла - высоким цилиндром и гирей на веревке с ершиком. Фигурка такого испачканного сажей трубочиста очень популярна в качестве новогоднего подарка в Эстонии.

Начало Адвента особенно важно для маленьких детей, который ждут к себе в гости маленьких гномов, называемых на эстонском языке päkapikud (пякапикуд), которые живут в соседней с Эстонией Лапландии. Считается, что по ночам в течение декабря месяца ходят по домам волшебные гномы, которые дарят детям подарки и угощения.

SPUTNIK / ВАДИМ АНЦУПОВ

Характерная особенность празднования новогодней ночи в Эстонии - это сытный стол. На рождественском столе обязательно есть свинина, традиционный эстонские колбасы, жаркое, тушеная капуста, холодец, а также домашние хлеб и пиво.

В канун Рождества эстонцы обязательно читают рождественскую молитву, в которой просят дать силы не обижать ни людей, ни животных, быть внимательными, уметь прощать, заботиться не только о близких, но и о незнакомых людях - особенно стариках. Приметы: в канун Рождества у эстонцев дело не обходится без похода в баню. Купание в канун Рождества и Нового года, по древним эстонским поверьям, помогает избавиться от всех болезней, а еще - разжечь внутренний огонь, который будет согревать человека изнутри весь последующий год.

Латвия

В Латвии празднование Рождества и Нового года ("Зиемассветки") — это синтез языческих, советских и заимствованных на Западе в постсоветский период традиций. Но традиционно Рождество в Латвии принято праздновать шире, чем Новый год.


Рождественский рынок на Ратушной площади/ SPUTNIK / SERGEY MELKONOV

Главное блюдо латышского Рождества - вареный серый горох с жареным шпеком — свиным салом. Весь сваренный горох в этот день обязательно надо доесть - чтобы слезы этого года не оставались на следующий. Кроме того, на латвийском рождественском столе популярным блюдом является вареная свиная голова с вареным серым горохом и рыба - например, карп со сладким мясом и крупными чешуйками, которые принято складывать в кошельки и карманы, чтобы в новом году всегда быть с деньгами. А также в канун Рождества латыши вспоминают о некогда популярной кровяной колбасе.

Самый популярный вид праздничного печенья - пипаркукас, который аналогично актуален в Эстонии и Финляндии. В тесто перед выпечкой добавляется особый сорт ароматного перца и других пряностей, что создает узнаваемый приятный запах. Кроме того, из теста пипаркукас латышские кондитеры делают настоящие пряничные домики, которые часто становятся подарком к Рождеству.

Главное украшение к Рождеству в Латвии - адвентский венок, который изготавливается из подручных материалов: прутьев, сена, соломы, стеблей растений. Встреча Нового года в Латвии отличается изобилием праздничных блюд на столе. На богатых новогодних столах латышей, кроме коронной свиной головы и рыбы, всегда есть пироги, пирожки со шпеком, домашний глинтвейн, запеченный в печи картофель, тушеная капуста с медом и тмином, жаркое, салат "рассол" и пиво. Традиционный напиток для латышей - шампанское. Приметы: в первый день нового года в Латвии во всех домах принято разбрасывать горох, символизирующий обильный и урожайный год. Встречая Новый Год, необходимо съесть хотя бы одну горошину.

Армения

Новый год в армянской традиции является символом обновления и переосмысления прошлого. Празднование Нового года у армян имеет древнейшую традицию. По дошедшим до современников данным, армяне имели целых три новогодних праздника: Аманор (21 марта), Навасард (11 августа) и Новый год 1 января.


Армянский дед Мороз - Каханд пап/ SPUTNIK / АСАТУР ЕСАЯНЦ

У армян есть одна древняя поговорка: "Без вина придет новый год, а без нгатзахика - запоздает". В древности нгатзахик был самой известной приправой. Этот вызывающий аппетит цветок рос на склонах Арарата. Его собирали и сушили, а потом распространяли по всей Армении. И в каком бы районе ни жил армянин, на Новый Год он всегда в новогодних блюдах применял сушеный нгатзахик. Эта традиция была символом национального единения армян.

Во многих районах Армении была распространена еще одна традиция "Кахука" или "Готекаха". Суть ее состояла в том, что молодежь накануне новогодней ночи опускала через дымоволок взятые с собой корзины, сопровождая это песнями и пожеланиями, поздравляющими домочадцев. А хозяйка этого дома должна была наполнить опущенные корзины фруктами и сладостями.


Новогодняя ярмарка на Северном Проспекте в Ереване/ SPUTNIK / ASATUR YESAYANTS

Часть новогодних традиций связана непосредственно с культами огня, деревьев, воды. В отдельных районах Армении вечером Нового года было принято "кахандовать". Брали бревно, которое надо было сжечь в Новом году, его называли "Бревном начала года". После сожжения, искрящие головешки закапывали в полях, чтобы новый год был урожайный, и в новом году не было потерь.

Прошли века и, конечно, многое изменилось. Но Новый год и сейчас остается у армян самым веселым и любимым праздником. Обычно Новый год в Армении встречают в семейном кругу и за столом, полным еды. Примечательно, что 1 января в список новогодних блюд по древней традиции включаются продукты, названия которых начинаются с буквы Н: Нгатзахик, Нур (гранат), Нуш (миндаль) и др. Традиционно армянскими новогодними блюдами являются также "ануш апур" (суп с сухофруктами) и "хапама" (тыква с начинкой из риса, меда, орехов, сухофруктов). До сих пор в некоторых областях Армении широко распространена выпечка праздничного новогоднего хлеба - "тареац". Ну и естественно, армянское вино и коньяк.

На детских праздниках Новый год в Армении традиционно встречают с Дедом Морозом — Каханд Пап и Снегурочкой — Дзюнанушик, звучат мелодии современных и народных армянских песен. Интересно, что в Армении подарки дарит глава семейства, их также вешают на елку.

На Рождество в Армении готовят сладкий "постный" рисовый плов с сухофруктами, орехами и фисташками, обязательно варят, жарят или запекают рыбу (традиционно форель), пекут куличики. В "счастливый" куличик вкладывают монету: кому достанется такой куличик — для того год и будет счастливым.

Приметы: Чтобы в следующий год не познать горя, следует перед тем, как отведать другие блюда, съесть немного меда. По древнему поверью, иногда приглашенные гости и соседи, придя в дом, разбрасывают по дому орехи.

Узбекистан

Новый Год в Узбекистане отмечают два раза в год: первый раз по европейскому стилю - 1 января, а второй — 21 марта. Оба этих дня являются выходными. Новый год 1 января в Узбекистане это больше светский праздник, отмечаемый с советских времен с присутствием всех традиционных празднику атрибутов. Как и во всем мире в Узбекистане есть свой Дед Мороз - его называют Корбобо и своя Снегурочка - ее именуют Коркиз. Вместо оленей - Ослик. Правда, редко можно увидеть на улицах Узбекистана Корбобо на ослике.


Дед мороз и Снегурочка на площади Независимости в Ташкенте/ SPUTNIK / СТРИНГЕР

На главной площади Ташкента устраивают народные гуляния: розыгрыши, танцы разных народов, продаются маски, елочки и подарки.

К новогоднему столу в Узбекистане принято подавать большое количество фруктов. Помимо традиционных национальных блюд непременно должен быть арбуз. Если он спелый и сладкий, то Новый год будет счастливый.

Этот большой интернациональный праздник приходит в каждую семью и, конечно же, широко и весело отмечается по всей стране. В столице на главной площади появляется сверкающая огнями гирлянд и украшенная шарами любимица всей детворы - живая елка - символ Нового года. Молодежь собирается здесь, чтобы в волшебную полночь услышать бой ташкентских курантов. А в последующие дни площадь становится эпицентром массовых гуляний. Особенно резвится детвора, ведь здесь их ждут Дед Мороз и Снегурочка.


Арбуз - неотъемлемая составляющая узбекского Новогоднего стола/ SPUTNIK / ВИКТОР ЧЕРНОВ

Приметы: пока часы отсчитывают секунды до наступления Нового года, многие в Узбекистане стараются успеть съесть 12 виноградинок. Кто выполняет этот ритуал, верит, что загаданное желание обязательно исполнится. По другой счастливой примете следует разбить все старые, треснувшие керамические тарелки перед Новым годом, тогда ничего плохого из старого года не повторится в наступающем.

Таджикистан

Праздновать Новый год в Таджикистане начали только с приходом советской власти. До этого таджики отмечали начало зимы, празднование приходилось на ночь с 21 на 22 декабря — самую длинную в году. Сейчас жители Таджикистана отмечают и древний праздник, и традиционный Новый год — с елками, мишурой и Дедом Морозом. Дед Мороз по-таджикски — Бобои Барфи, что означает Снежный дедушка. Со своей внучкой Барфак — Снежинкой — они желанные гости каждого таджикского ребенка.

Первый снег в Душанбе: мороз и новогоднее настроение

Отмечать приход зимы — это давняя традиция таджиков, пришедшая в Таджикистан из доисламских времен. С 21 на 22 декабря отмечают самую длинную ночь в году. Читают стихи, готовят угощения. Именно в этот день разрезается спелый арбуз или гранат. Эта традиция пришла в страну из зороастризма.

Календарный Новый год таджики отмечают с большим удовольствием. Улицы городов украшают гирлянды, фонарики и прочая мишура. В городских магазинах и на базарах бойко идет торговля новогодней атрибутикой. За окнами домов угадываются силуэты елок, а со дворов доносятся вкусные ароматы. На центральных площадях в городах и районах установлены елки и организованы новогодние представления для детей.

В парках Душанбе проходят праздничные мероприятия. А на столичной площади Дусти, где красуется самая большая елка страны, днем — грандиозная ярмарка, а вечером — праздничный концерт с участием звезд таджикской эстрады, который завершает великолепный фейерверк.



Праздничное застолье

Казахстан

В Казахстане новый год ("Жаңа жыл") отмечается два раза: 1 января — в соответствии с европейской традицией, и 21—23 марта — после наступления весеннего равноденствия ("Наурыз мейрамы"). Оба праздника отмечаются на государственном уровне.

Празднование Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января уходит корнями в советское прошлое Казахстана, поэтому мало чем отличается от встречи Нового года в России. Сейчас это один из самых массовых и любимых праздников в стране.

Улицы городов максимально украшаются новогодней символикой. Однако в отличие от Европы на улицах редко можно встретить Деда мороза (Аяз ата) со Снегурочкой (Акшакар) — они обычно являются гостями корпоративных мероприятий. Новогодний праздник стал отмечаться на территории Казахстана в середине XIX века, когда здесь поселились русские переселенцы. При встрече Нового года близкие друзья и родственники собираются за столом, чтобы встретить Новый год. Сначала все "провожают" Старый год и вспоминают, что хорошего в нем было, а в 00 часов 00 минут, начинают бить куранты, отсчитывая последние секунды Старого года.



Последние минуты старого года в Казахстане провожают, вспоминая хорошие моменты/
SPUTNIK / АЛЕКСЕЙ ДАНИЧЕВ

С наступлением 1 января все поздравляют друг друга и пьют шампанское, которое считается традиционным напитком на Новый год. Казахи очень любят праздники, поэтому застолья у них могут длиться до самого утра.

Молдова

Новый год в Молдавии отмечается 1 января. Дата празднования Нового Года, как и традиции, связанные с ним, претерпели существенные изменения за последние столетия. Кроме того, за последние полвека Новый Год превратился в самый широкомасштабный и популярный праздник в стране: он традиционно отмечается в семейном кругу, хотя народные гулянья происходят как до, так и после его наступления.

У молдаван свои новогодние персонажи, пришедшие из молдавского фольклора — это Мош Крэчун (Дед Мороз) и Фата де Зэпадэ (Снегурочка), ставшие любимыми гостями детских утренников. Как правило, злая Баба Яга (Баба Хырка) пытается помешать наступлению праздника, но ее планы терпят поражение.

Пироги плацынды - новогодние лакомства с предсказаниями. Внутрь каждой плацынды вкладывается листок бумаги с написанным предсказанием-пожеланием на Новый год. Предсказания эти читают все вместе и долго смеются, если старушке выпадает встретить и полюбить красивого парня.

Жители республики Молдова до сих пор продолжают отмечать приход Нового года два раза — первый раз по московскому времени в 22:00, а второй раз по-местному 24:00. Народные гулянья происходят на площадях крупных городов, где устанавливают елки и наряжают улицы. В Кишиневе самым нарядным является проспект Стефана Великого. По старым традициям, на новогоднем молдавском столе должно стоять 12 блюд по числу месяцев в году, чтобы каждый месяц в новом году нес достаток. В центре в самой красивой тарелке ставится кутья и новогодний калач. В сельской местности также сохраняется обычай принимать в новогоднюю ночь поздравления от ряженых, которые ходят от дома к дому. Поход ряженых возглавляет переодетый в костюм козла мужчина, олицетворяющий нечистую силу, о приближении которой извещают звенящие в колокольчики спутники.



Украшение Новогодней елки в центре Кишиневе/
SPUTNIK / MIROSLAV ROTARI

Одна из самых интересных предновогодних традиций в Молдавии - празднование Дня святого Андрея, когда незамужние девушки гадают на суженого. Также в эту ночь молодые люди крадут у девушек ворота. Для этого юноши договариваются, собираются и снимают ворота с петель, а, чтобы потом эти ворота вернуть, девушки должны угостить их свежеиспеченными пампушками с чесноком.

Всем известные колядки тоже относятся к молдавским рождественским обычаям. Как правило, в Молдове колядуют только парни и девушки. Но иногда даже взрослые отправляются поздравлять своих соседей, родных, близких, а иногда даже незнакомых людей с Рождеством. Колядующие поют прекрасные песни и взамен получают сладости, подарки и даже деньги. Приметы: в Молдавии "сеют" счастье — приходя к кому-то в дом, гости разбрасывают по дому зерна пшеницы, кукурузы и прочих зерновых. Считается, что благодаря этому наступающий год будет благополучными и урожайным.

Беларусь

Белорусские новогодние традиции — это смесь старых и новых веяний. Традиционный белорусский Дед Мороз — это Св. Николай (Святы Мікола). В белорусской мифологии есть персонаж, сильно повлиявший на представление белорусов о том, как выглядит Дед Мороз. Это древнее божество Зюзя, которое является олицетворением зимней стужи. С советских времен его неизменной спутницей и помощницей в раздаче подарков является Снегурочка.

Новый год белорусы традиционно отмечают в семейном кругу, молодежь ходит в рестораны, на дискотеки, встречает его на площадях крупных городов. Старшее поколение любит смотреть концерты с участием звезд эстрады.


На Октябрьской площади Минска зажгли новогоднюю иллюминацию/ SPUTNIK / ВИКТОР ТОЛОЧКО

Накануне самого главного религиозного праздника — Рождества Христова — верный традициям белорусский народ садится за праздничный стол — щедрый, но постный. Шестого января — Святая Вечеря, которую готовят после наведения порядка в домах. Очищаются и духовно — исповедуются. Обязательно на столе наличие 12 блюд — в честь 12 Апостолов Христа. Традиционными яствами всегда были рыба, грибы, каша, фасоль (бобы), картофель, голубцы, печенье, кутья. Ни в коем случае нельзя в этот день ругаться, спорить, все члены семьи должны быть дома. Дети должны помогать в приготовлениях.

У предков белорусов существовал интересный новогодний ритуал. За 15 минут до окончания старого года семья ставили на середину стола глиняную посудину, наполовину наполненную водой. По очереди все члены семьи протягивали левую руку и ровно минуту держали ее над этой посудиной. При этом каждый из присутствующих в мыслях отдавал воде болезни, потери, зависть, неурожай - то есть все то, что его в первую очередь не устраивало в прошедшем году. А потом выливали воду со всеми бедами в окно. Как только наступала полночь, та же посуда снова наполнялась водой до самого края и ставилась на стол. А семья вновь по очереди протягивала над ней правую руку и про себя проговаривала пожелания добра, здоровья, успехов, удачи, семейного благополучия. Через минуту ритуальную чашу пускали по кругу и каждый выпивал свою "долю пожеланий".



Новогодние шары на Октябрьской площади/
SPUTNIK / ВИКТОР ТОЛОЧК

По традиции перед новогодними праздниками белорусы стараются вернуть все долги, так как были уверены, что если этого не сделать, то весь год придется расплачиваться.

Приметы : многие белорусы верят, что если на Новый год, как только часы начинают отбивать полночь, на листе бумаги записать самое заветное желание и успеть сжечь бумагу с последним, двенадцатым ударом, то желание обязательно сбудется.

Россия

В России Новый год — главный праздник, который в стране принято встречать за столом в кругу семьи или друзей. Традиционные для русского новогоднего стола блюда — салаты "Оливье" и "Сельдь под шубой". А самый "новогодний" фрукт — мандарины, напиток - шампанское.

Российский Новый год представить без елки невозможно — это один из важнейших символов праздника, под которым под утро дети находят подарки.


Салат "Оливье"/ SPUTNIK / АЛЕКСЕЙ КУДЕНКО

Во многих семьях принято для новогоднего стола печь специальные пирожки с пожеланиями: в пирожок заворачивается кусочек бумаги в фольге, на котором написано приятное пожелание. Вместо пожелания бывает и сюрприз. Например, в один пирожок из большой партии кладут монетку, один пекут сильно соленым, и еще один — очень сладким. Тот, кто вытянет под бой курантов пирожок с монеткой, в этом году станет богатым. Соленый пирожок символизирует трудности и испытания, сладкий — "сладкую" жизнь.

В российских семьях, чтобы атмосфера на Новый год в доме стала еще более праздничной, вырезают снежинки из бумаги и клеят на окна. Главный персонаж Нового Года — Дед Мороз, добрый волшебный старик с белой бородой в красной, белой или голубой шубе и валенках. Ездит Дед Мороз на тройке лошадей, а помогает ему внучка Снегурочка.


Дед Мороз из Великого Устюга/ SPUTNIK / ГРИГОРИЙ СЫСОЕВ

И, разумеется, перед каждым Новым годом в России по телевизору показывают "новогодние фильмы" — "Ирония судьбы, или С легким паром!", "Иван Васильевич меняет профессию", "Карнавальная ночь", "Джентльмены удачи" и "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Еще одна особенность, присущая только России и странам СНГ — это не менее масштабное празднование Старого Нового года в ночь с 13 на 14 января и Рождества.

Рождество православные христиане отмечают 7-го января. В Рождественскую ночь у русских девушек принято гадать: языческая традиция сохранилась и до наших дней. Считается, что в эту особую ночь можно точно узнать свою судьбу и узнать, когда и за кого выйдешь замуж.

Приметы: в Новогоднюю ночь в России принято одеваться в новую и лучшую одежду, так как если войти в Новый год с обновкой, то целый год будешь ходить в обновках. Также считается, что нельзя отдавать деньги в канун Нового года, иначе весь год придется их отдавать. Перед Новым годом также рекомендуется выбросить из дома всю битую посуду, перемыть окна и зеркала. Спать в новогоднюю ночь тоже нельзя, иначе весь год пройдет вяло и неинтересно.

Грузия

На Новый год (на грузинском "Ахали цели") в Грузии принято, чтобы стол в прямом смысле ломился от яств. Жаренный поросенок, сыр, аппетитные рулетики из баклажанов с начинкой, блюда из мяса, птицы и рыбы, горы зелени и пряных овощных маринадов, нежнейшие хачапури и лобиани, тающие во рту, а также любимая детьми и взрослыми сладкая чурчхела.


Праздничный фейерверк над проспектом Агмашенебели/ SPUTNIK / ALEXANDER IMEDASHVILI

Самым любимым блюдом и неотъемлемым атрибутом новогоднего грузинского стола является сациви. Пикантное, неповторимое и многогранное вкусовое качество этого грузинского блюда нельзя описать словами. Традиционное новогоднее лакомство грузин - это гозинаки (обжаренные грецкие орехи в меду). С советских времен осталась традиция готовить "Оливье".

На праздничном столе, разумеется, наряду с бутылкой шампанского, присутствует грузинское чача и вино. Вино выпивается из разнообразных рогов и глиняных сосудов. Так жители Грузии пьют "гансхвавебули" — это обычай пить "особые тосты" из нестандартных по размеру бокалов.


Сациви

Когда наступает Новый год, везде в стране слышится "Мравалжамиэр" — это традиционная грузинская застольная песня, которую исполняют национальным грузинским многоголосьем. Среди главных новогодних легенд Грузии значится и таинственный Меквле. Меквле — это человек, которому суждено первому переступить порог вашего дома в новогоднюю ночь. Именно его нога, по древней легенде, приносит счастье или несчастье.

Грузинский Дед Мороз или "Товлис бабуа" — седой старик с длинной бородой, в черной, или белой чохе с белой буркой. Иногда дед носит кинжал. Примечательно, что внучки у грузинского Деда Мороза нет. Зато есть персонаж "Пипкия" — снежинка или снежная фея, которая сопровождает Товлис Бабуа. У грузин есть и своя новогодняя елка — чичилаки. Это небольшое белоснежное деревце, изготавливаемое вручную из веток орешника, украшают конфетами и ягодами.

На Рождество в Грузии есть одна красивая традиция "Алило" — от слова "Аллилуйя", то есть восхваление Бога. Это древняя традиция и красивейшее шествие в честь рождения младенца Иисуса. Праздничную процессию возглавляют символизирующие ангелов и с венками на головах "Махаробели" ("вестники радости" — груз.). За ними следует молодежь с пастушьими посохами в руках, в сванских пушистых шапках и в одежде из овечьей шерсти.

Они олицетворяют пастухов, пришедших к родившемуся Спасителю. Другие участники "Алило" - в белых плащаницах с красными крестами — несут иконы, хоругвь — религиозное знамя с образом Христа и светильники. Все участвующие в крестном ходе поют особое песнопение - "Алило", которое исполняют исключительно в этот праздник. А впереди шествия следует арба на волах, и в ней большие корзины, в которые собирают пожертвования для нуждающихся. Кругом толпа людей в нарядах и колядных костюмах - все поют, приплясывают, играют на музыкальных инструментах.



Шествие "Алило"

В Рождественскую ночь, по традиции которую ввел Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия Второй, в каждом грузинском доме на окне зажигается свеча, принесенная из храма - в память о далеких библейских событиях, когда Иосиф и Мария, скитаясь, искали приют для рождения своего сына.

Приметы: 2 января в Грузии издавна празднуют День судьбы или Бедоба. Есть поверье, что, как этот день встретишь и проведешь, так и проведешь год. Поэтому жители Грузии стараются провести этот день благополучно и беззаботно, а главное — вместе с любимыми и близкими людьми.

Откуда на Руси пошла традиция праздновать Новый год, и можно ли праздновать его верующим людям?

Празднование Нового года в России имеет весьма непростую историю. Изначально это был церковно-государственный праздник, который приходился на начало сентября. С XV века главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля, где с высокого помоста митрополит и великий князь возвещали об окончании года и поздравляли народ. Служился молебен, митрополит кропил князя и стоявших вокруг горожан, все поздравляли друг друга, в каждом доме устраивалась праздничная трапеза. Богатые люди в этот день раздавали нищим обильную милостыню, посылали еду — пироги, калачи, пряники.

Однако в ходе Петровских реформ празднование Нового года было перенесено на 1 января, как это было принято в Европе. А поскольку Рождество Христово отмечалось тогда за неделю до Нового года — 25 декабря, то Новолетие по сути дела оказалось совмещено с Рождественскими празднованиями — святками.

Но в 1918 году и этот порядок был нарушен очередной календарной реформой. Теперь Новый год в России стали отмечать уже на неделю раньше Рождества, в самый напряженный период Рождественского поста. Так родилась проблема, которую каждый православный христианин в России вынужден решать для себя и по сей день: праздновать или не праздновать Новый год?
Однозначного ответа здесь, наверное, не может быть в принципе. Церковные правила не запрещают верующим людям в постные дни собираться за праздничным столом. Более того, только в пост и празднуются такие великие церковные праздники, как Преображение Господне и Вход Господень в Иерусалим.

Конечно, Новый год — не церковный праздник, однако его тоже можно наполнить духовным смыслом и отметить пристойно и благочестиво. Например, во многих храмах нашей Церкви сейчас уже сложилась традиция: в новогоднюю ночь служить молебен, после которого прихожане собираются за общей, вполне постной, трапезой.

Откуда взялась новогодняя елка?

Традиция украшать ель к празднику родилась в Германии. По преданию, первые рождественские елки стали украшать на этой земле еще в VIII веке. Рассказывают, что однажды, в те далекие времена, святой Бонифаций проповедовал язычникам, которые жили в лесах и поклонялись деревьям, считая их божествами. Чтобы убедить их в ошибочности этого верования, Бонифаций срубил один из дубов, считавшихся священными. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все остальные деревья и не тронул лишь маленькую ёлочку. Святой удивился этому чуду и воскликнул: «Пусть будет это дерево деревом Христа!» Конечно, это всего лишь легенда, однако и серьезные исследователи единодушно сходятся в том, что праздничная ель впервые появилась именно в Германии, причем в конкретной ее области — Эльзасе.

Письменные свидетельства о том, что под Рождество в Эльзасе ставили маленькие елочки, украшенные яблоками и облатками, но еще без свечей, датируются XVI в.
И если в иных германских землях издавна был известен обычай подвешивать елочки или другие деревца к потолку (иногда макушкой вверх, а иногда — вниз), то в Эльзасе искони это была только ель, и ее не подвешивали, а именно ставили на пол.

О том, что к 1770-м годам рождественская елка существовала уже в современном нам виде, свидетельствует Иоганн Вольфганг Гёте. В вышедшем в 1774 г. романе «Страдания молодого Вертера» он пишет: «Она приводила в порядок игрушки, которые приготовила к празднику своим младшим братьям и сестрам. Он заговорил о том, как обрадуются малыши, и припомнил те времена, когда неожиданно распахнутые двери и зрелище нарядной елки с восковыми свечами, сладостями и яблоками приводило его в невыразимый восторг».

В Россию обычай украшать новогоднюю елку пришел в несколько приемов. Новый год у нас стали отмечать по указу Петра Великого с 1 января 1700 года. В царском указе говорилось: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить».

Но настоящая рождественская ель вошла в русские дома лишь спустя столетие, при императрице Александре Федоровне, ставшей супругой императора Николая I в 1817 году. Маленькие пучки еловых веток стали праздничным атрибутом на столах в Зимнем дворце в канун Рождества Христова, в память о сладкой для сердца бывшей принцессы Шарлотты родной Пруссии, где елочки с горящими свечками украшали все ее детство. За сто лет елка в России стала неизменным спутником зимних праздников.

Но в 1916 году рождественские елки на русской земле вдруг оказались в опале. Шла кровопролитная война с Германией, и Святейший синод призвал русских патриотов не ставить в домах колючие деревца, поскольку они пришли к нам из немецкой традиции.

А в 1918 году на елку ополчилась и советская власть — уже как на религиозный предрассудок. Тем не менее многие продолжали тайно праздновать Рождество и теперь украшение недавно запрещенной Синодом «немецкой» елки стало для русских людей исповеданием их веры во Христа.

Запрещенной елка оставалась до тех пор, пока у властей не появилась идея: праздновать с елочкой не Рождество, а Новый год. Серебряная восьмиконечная Вифлеемская звезда на верхушке елки стала красной пятиконечной, и под нарядными елками страна встретила новый, 1935 год от Рождества Христова. Так прекратились гонения на елочку в нашей стране, и с тех пор мы празднуем Новый год и Рождество в ее компании, даже не подозревая о том, каким долгим был ее исторический путь в наши дома.

Нужно ли поздравлять с Рождеством знакомых неверующих людей или вести себя так, будто этот праздник их не касается?

С любым праздником мы обычно поздравляем тех, с кем нас связывают искренние чувства. Поэтому тот, кто любит нас (или хотя бы относится к нам с уважением), скорее всего не оскорбится нашим поздравлением, даже если смысл праздника ему пока не понятен. И кто знает — быть может, сказанное в ответ «спасибо» станет для такого человека первым шагом к обретению веры.
Поздравлять же с Рождеством Христовым всех своих знакомых подряд, без разбора, наверное, нет смысла.

Рождество Христово считается одним из главных праздников христиан. Католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные - 7 января по новому стилю. Несоответствие в дате празднования связано с системой летоисчисления по Григорианскому и Юлианскому календарю.

В Палестине 2000 лет тому назад был получен приказ из Рима - переписать всех жителей. Каждый к назначенному дню переписи должен был явиться в город, откуда начался его род. Поэтому Иосиф, посадив Марию на осла, отправился с ней в Вифлеем. Дорога была дальней, и они устали. А в городе, куда к этому времени уже собралось очень много людей, все дома были заняты. И Иосиф отвел Марию в пещеру, где зимой пастухи загоняли скот от непогоды. В это самое время, в 5508 году от сотворения мира, и настал час для рождения у Марии сына. Дева Мария, которую с этого времени стали называть Богородицей, родила младенца без мук и страданий, сама спеленала его и уложила в ясли - кормушку для овец. Так свершилось великое событие для человечества - рождение сына Божьего Иисуса Христа.

Первыми об этом узнали пастухи, которые получили известие от Ангела. И пастухи поспешили поклониться Богомладенцу. В это же время к младенцу отправились и волхвы (древние мудрецы, изучающие звезды). Они увидели, как на небе появилась новая необычная звезда, и поняли, что ожидаемый Мессия родился. Волхвы, шедшие за чудесной звездой, которая указывала им путь, принесли младенцу дары: золото, ладан и смирну, что имело символический смысл. Золото было принесено как Царю, ладан как Богу, а смирну - масло, которым в те далекие времена осуществляли обряд помазания умерших, как человеку, который должен будет умереть.

В это время Царь Ирод, который боялся того, что новоявленный Богомладенец будет потом претендовать на царский престол, ибо сам Царь не был иудеем, приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков в возрасте до двух лет. Он рассчитывал, что среди убитых будет и Сын Божий. Было погублено 14 тысяч младенцев, которых и считают первыми мучениками, принявшими мучения за Иисуса Христа. Отсюда и пошло название Святок, которые длятся 12 дней с 7 по 18 января. Первая неделя называется святой, а вторая, в память об убиенных теми страшными вечерами, младенцах.

Праздник Рождества Христова впервые был введен в 4 веке Константинопольской Церковью, а потом распространился по всему православному миру. Цель его установления - воспоминание и прославление рождения Господа по плоти от Пресвятой Девы. На Руси традиция празднования Рождества появилась в X веке, после принятия христианства. Рождество, как и многие другие праздники в то время, впитало в себя традиции и христианские и языческие.

Празднованию Рождества Христова предшествует сорокадневный Рожественский пост, который начался в этом году 15 ноября по старому или 28 ноября по новому стилю. Заканчивается пост всегда 6 января Сочельником. По монастырскому Уставу в этот день полагалось вкушать обрядовое, ритуальное, постное блюдо сочиво - размоченные и разваренные зерна пшеницы или риса, чаще с медом, а также бобы, горох и овощи. От этих блюда и происходит название праздника. Пищу и питье нельзя было употреблять до первой звезды, символизировавшей собой Вифлеемскую звезду, которая некогда привела волхвов к колыбели младенца Христа.

Очень большое значение в рождественский сочельник у славян придавалось ужину, который должен был быть обязательно семейным. Стол в старину посыпали сеном, стелили скатерть, в центре стола ставили блюдо с сочивом, а вокруг - другие блюда, которых должно было быть ровно двенадцать (по числу апостолов). Кроме сочива на праздничном русском столе были блины, заливное, рыба, студень, молочный поросенок или бараний бок с кашей, жаркое, окорок, буженина, домашняя колбаса, гусь или утка с антоновскими яблоками, утка с капустой, пироги и медовые пряники, колядки, взвары и другие блюда, с учетом возможностей семьи.

В храмах в эти праздничные вечерние часы шло торжественное богослужение. Несмотря на церковное происхождение праздника, на Святки в России испокон веков было принято колядовать: рядиться, устраивать веселые игры, ходить по домам, будить спящих, поздравлять всех встречных с поворотом солнца на лето, а позже, после принятия христианства, с Рождеством, шутить и петь песни. Когда колядующих приглашали зайти в дом, они говорили: «Бог, благослови дом и все, что в нем, - скот, камни и дерево! Пусть все в нем будет в изобилии!» По обычаю требовалось одарить пришедших гостинцами и угощениями. Заканчивались колядки всеобщей потехой, катанием с горок и общим пиром.

Слово Коляды имеет языческое происхождение. Коляда символизировал поклонение Солнцу, дарующему плодородие и радость. До нас дошло великое множество праздничных песен-колядок. В их сюжетах отражается вся многовековая история этого праздника. В песнях-колядках пели о явлениях природы - солнце и месяце, желали друг другу богатого урожая и счастливых браков. Были колядки, рассказывающие о рождении Младенца Христа, о волхвах и об Ироде, а также славящие известных князей и народных героев... Но все они объединены одной целью: подарить хорошее настроение всем, напомнить им о великом празднике и вселить в каждого надежду на лучшее будущее.

В рождественский вечер было принято разжигать костры. Эта традиция у славян, как и у других народов, связывалась с представлениями о возрождении Солнца и начале нового солнечного года, о победе света над тьмой, а также с культом усопших предков. Именно в эту ночь, перед Рождеством, по народным поверьям, господствовали две силы: добра и зла. И каждый человек сам решал, которую из двух выбрать. Добрая сила зазывала колядовать и прославлять рождение Христа за праздничным столом, а злая собирала на шабаш ведьм.

Считается, что именно в "святые" дни можно наиболее точно предсказать будущее. Святочные гадания разнообразны и многочисленны и передавались из рода в род. Святочные гадания проводились в разное время суток: одни - вечером, другие - в полночь, третьи - когда готовятся ко сну. Участницы гаданий снимали с себя нательные кресты, все обереги, распускали волосы, развязывали все завязки и узлы на одежде: все это должно было помочь общаться с духами умерших.

Когда гадали девушки, их, как правило, интересовало, прежде всего, выйдут ли они в следующем году замуж или останутся «в девках», будут ли богаты или бедны. Поэтому очень многие гадания связаны с поисками суженого. Сегодня святочные гадания чаще всего не воспринимается всерьез. Тем не менее, если девушка желала узнать свою судьбу по-настоящему, без обмана то она должна была решиться на общение с потусторонним миром, а такие встречи, как считалось, могли закончиться и смертью.

В день Сочельника было принято всем враждующим мириться. А в Рождественские дни наши предки старались особенно заботиться о немощных и нуждающихся. Например, царь Алексей Михайлович, накануне Рождества с раннего утра тайно ходил по тюрьмам и богадельням и раздавал щедрую милостыню.

Праздник Рождества Христова сливается со встречей Нового года. История празднования Нового года насчитывает около 25 веков. По мнению ученых, впервые этот обычай родился в Месопотамии в конце IV тысячелетия до нашей эры.

Древние народы праздновали Новый год в марте. И только в 46 году до нашей эры римский император Юлий Цезарь утвердил начало каждого нового года на 1 января. С тех пор и по сей день, все европейские народы встречают Новый год 1 января. В России с введением Христианства летоисчисление начинали или с марта, или со дня святой Пасхи. В 1492 году князь Иоанн Васильевич III утвердил - считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября, когда собиралась дань, пошлины и различные оброки. В 1698 году последний раз был отпразднован Новый год в сентябре. Петр I , взойдя на престол, изменил и летоисчисление, и способы празднования Нового года.

Начиная с 1700 года и по настоящее время на Руси, летоисчисление начинается от Рождества Христова, а не ото дня сотворения мира. Петр Великий издал указ о том, что Новый год отныне считать с 1 января, а не с 1 сентября и велел в дни празднования «перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».

В Европе есть примета - не ставить ель в доме раньше сочельника. Считалось, что елка со свечами и украшениями - символ духовного света и благодати Божьей. Кроме убранства ели, там принято украшать и сам дом новогодними композициям и электрическими гирляндами. Украшения оставляют до Крещения или Масленицы, а потом выбрасываются или сжигают, потому что оставлять украшения на следующий год считается дурной приметой.

Существует традиция, когда часы в Рождество пробьют двенадцать раз, то глава семьи должен открыть окно или дверь, чтобы впустить в дом Рождество. И пусть в Ваш дом вместе с этим светлым праздником войдут счастье и благополучие, доброта и милосердие, забота и любовь к ближнему, терпение и мудрость. И все это поможет нам всем вместе прожить грядущий год в более счастливом и добром мире! С Новым Годом Вас и Рождеством, дорогие наши читатели!

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

Новый год

Знаете ли вы, что Новый год – самый старинный праздник, который дошел до наших дней? Его отмечали еще в Древнем Египте. Но тогда он приходился на сентябрь: в конце этого месяца разливался священный Нил, даруя людям плодородие их земель, а значит, сытую и безбедную жизнь. Египтяне в Новый год ставили в лодку скульптуры бога Амона, а также его жены и сына и пускали их по реке, веселясь и танцуя почти целый месяц.

В Древнем Риме Новый год сначала праздновали в марте. Люди дарили друг другу подарки и устраивали шумные гуляния, украшали свои дома. Но затем Юлий Цезарь ввел новый . Таким образом человечество получило новую дату любимого праздника – 1 .

Вавилоняне встречали Новый год весной. У них была интересная традиция: царь в дни праздника покидал столицу, а народ делал, что ему вздумается, отдыхал и веселился.

В века во многих странах этот праздник тоже отмечали весной. Так было в том числе и в Англии. Но когда парламент решил перенести празднование на 1 января, этому воспротивились женщины. Они были не согласны с тем, что законодатели сделают их на полгода старше!

На Руси Новый год сначала отмечали 1 . Он символизировал возрождение матери-природы. Потом церковь в XIV веке привела праздник в соответствие с греческим календарем и перенесла на 1 сентября. А в 1699 году Петр I издал указ, повелев вести отсчет каждого нового наступившего года с 1 января, как уже делали к этому времени в Европе.

Рождество

Интересно, что в прошлом Рождество отмечали не 25 декабря по старому стилю или 7 января – по новому, а 6 января или 19-го (сегодня в этот день отмечают Крещение и Богоявление). Это было связано с тем, что в древности христиане считали Иисуса вторым Адамом – первый привел человеческий род к грехопадению, второй искупил грехи. Церковь полагала, что Христос родился в тот же день, что и Адам – шестой день первого месяца в году.

Однако позже многие святые отцы стали иначе высчитывать Иисуса. Так, Иоанн Златоуст и Августин были убеждены, что Христос был зачат в еврейскую Пасху, тогда же, когда был распят. Она в тот год отмечалась 25 марта. Теологи отсчитывали от этой 9 месяцев и получали 25 декабря. Эта дата совпадала с языческим римским праздником Дня Солнца. Церковники решили предложить язычникам поклоняться в этот день не физическому Солнцу, а «Солнцу правды», которым именовали Иисуса.

Окончательно новая традиция окрепла в середине IV века, после речи святого Иоанна Златоуста, в которой он призвал всех верующих праздновать Рождество 25 декабря. Люди, даже те, которые до этого колебались, приняли его точку зрения.

Спустя время на Западе появился Григорианский календарь, поэтому получилось, что стали католики и протестанты стали отмечать Рождество на две недели раньше, чем это делали православные.



Рассказать друзьям