Нравственное воспитание детей: какая роль отводится семье, а какая воспитателям и педагогам. Нравственное воспитание наших детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В этой главе ставится задача изучить научную литературу по психологии и социологии, дабы понять процесс нравственного воспитания, а также выявить характерные психологические особенности старшего подросткового возраста.

1.1 Понятие нравственного воспитания

Нравственное воспитание - это систематическое воздействие на личность с целью передачи ей существующих в обществе нравственных ценностей, с целью развития ее способности к нравственному совершенствованию. Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений к живой и неживой природе, к людям вокруг и к самому себе. Причем эти отношения устанавливаются согласно общепринятым в обществе нормам, оцениваемым с позиций добра и зла. Достижения науки, культуры, труда, проявление лучших человеческих качеств, таких как героизм, патриотизм, чувство долга и совести оцениваются в нашем обществе как добро - они имеют общественно - ценный результат. Проявление безнравственности, проступки, правонарушения, негативные качества личности такие как лживость, лицемерие, мещанство, оцениваются с позиций зла, так как несут с собой результат, отрицательный для людей.

Цель нравственного воспитания - формирование у учащихся системы отношений, соответствующих моральным нормам. Центральным является отношение к Человеку как к наивысшей ценности. Нравственное воспитание могло бы быть определено, как целенаправленное формирование у учащихся способности видеть человека в окружающем мире, знать высшую ценность человеческой жизни, сопереживать человеку, содействовать благу человека и человечества через производство материальных и духовных ценностей.

Содержанием нравственного воспитания выступают такие качества личности, как гуманизм, коллективизм, патриотизм. Специфика нравственных отношений придает нравственному воспитанию исключительный характер. Нравственные отношения в самом широком плане отражают отношение к Человеку, как таковому, постольку они пронизывают все социальные отношения личности: политические, правовые, эстетические, научно-познавательные, экологические и др.- все социальные сферы общественной жизни.

Развитие социальной культуры предполагает не просто обогащение знаний во всех сферах жизни и отношений людей, утонченности мыслей и чувств, но главное - развитие в человеке общественных свойств, правильного восприятия высшего смысла человеческой деятельности - активного служения обществу, гуманистическим идеалам, умение строить свое поведение на основе социальных ценностей, высоких устремлений.

Средствами нравственного воспитания являются: обучение: личный пример учителя, убеждение, умелое обращение с учащимися (педагогический такт), меры предупреждения и поощрения и взыскания.

1.2 Понятие старшего подросткового возраста и его характерные особенности

Т.к. мы говорим о старшем подростковом возрасте, то стоит отметить, что подростковый период - период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-16 лет и является одним из самых нестабильных, но важных периодов в жизни человека. В старшем подростковом возрасте - 14-16 лет - человеку доставляет особое удовольствие погружаться в себя, исследовать свои мысли, чувства, поступки. В таком уединении происходит внутреннее переживание того, с чем подросток сталкивается в реальной действительности, что способствует развитию его эмоциональной сферы, которая во многом предопределяет взросление школьника. Кроме этого, в этом возрасте в связи с половым созреванием у подростка активизируется интерес к противоположному полу, ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. В связи с этим подросток "переориентируется" с общения с близкими взрослыми на общение со значимыми сверстниками, что часто вызывает недовольство и недопонимание со стороны первых. Немало важно, что в этом возрасте окончательно формируется самооценка молодого человека - то, что он думает о себе самом и своем месте среди людей. До этого момента ребенок находился во власти тех суждений, которые высказывали о нем другие люди, прежде всего значимые взрослые. В связи с этим у подростка обостряется потребность чем-то выделиться среди окружающих людей. Самосознание подростка как новообразование возраста способствует более глубокому пониманию других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития.

Формирование самосознания тесно связано с развитием представлений о времени. У подростка формируется представление о прошлом и будущем, что приводит к открытию конечности существования, вызывая тревогу и страх. Однако в последствии ощущение личностной идентичности предполагает среди прочего чувство стабильности и неизменности во времени, снижает тревогу перед различного рода неопределенностью. Идентичность, таким образом, основывается на осознании временной протяженности: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее, осуществляя значимые выборы среди возможных путей развития личности.

Переходность психики подростка состоит в сосуществовании, одновременном присутствии в ней черт детскости и взрослости. В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста. К ним относят следующие:

1. Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и т. д. Причиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жизни (отрыв от семьи, перемена школы), а почвой, облегчающей возникновение таких реакций, - психическая незрелость, черты невротичности, тормозимости.

2. Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых на первый взгляд поступках, совершаемых как протестные.

3. Реакция имитации. Она обычно свойственна детскому возрасту и проявляется в подражании родным и близким. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий его идеалам (например, подросток, мечтающий о театре, подражает в манерах любимому актеру). Реакция имитации характерна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде.

4. Реакция компенсации. Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Если в качестве компенсаторной реакции избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения. Так, неуспевающий подросток может пытаться добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.

5. Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой ребенок или подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность (при физической слабости - настойчивое стремление к спортивным достижениям,

Собственно подростковые психологические реакции возникают при взаимодействии с окружающей средой и нередко формируют характерное поведение в этот период:

1. Реакция эмансипации. Она отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных средовых условиях эта реакция может лежать в основе побегов из дома или школы, аффективных вспышек, направленных на родителей, учителей, а также в основе отдельных асоциальных поступков.

2. Реакция «отрицательной имитации». Она проявляется в поведении, контрастном по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи, и отражает становление реакции эмансипации, борьбу за независимость.

3. Реакция группирования. Ею объясняется стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером. В неблагоприятных средовых условиях, при различного рода неполноценности нервной системы подростка склонность к этой реакции может в значительной мере определять его поведение и быть причиной асоциальных поступков.

4. Реакция увлечения (хобби-реакция). Она отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для подростков-мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой и т.п.), более типичны для девочек. Интеллектуально – эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какому-либо определенному предмету, явлению (литературе, музыке, изобразительному искусству, технике, природе и т.п.), могут наблюдаться у подростков обоих полов.

5. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь, онанизм и т.д.). Описанные реакции могут быть представлены как в вариантах поведения, нормальных для данного возрастного периода, так и в патологических, не только приводящих к школьной и социальной дезадаптации, но и требующих нередко лечебной коррекции. Критериями патологичности поведенческих реакций считают распространенность этих реакций за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, присоединение невротических расстройств, нарушения социальной адаптации в целом. Очень важно вовремя дифференцировать патологические и непатологические формы нарушений поведения, поскольку они нуждаются в разных формах педагогической и социальной помощи, а в некоторых случаях требуется и медикаментозная терапия. Важное направление психического развития в подростковом возрасте связано с формированием стратегий или способов преодоления проблем и трудностей. Часть из них складываются еще в детстве для разрешения несложных ситуаций (неудачи, ссоры) и становятся привычными. В подростковом же возрасте они трансформируются, наполняются новым «взрослым смыслом», приобретают черты самостоятельных, собственно личностных решений при столкновении с новыми требованиями. Среди всего многообразия способов поведения человека в трудной для него ситуации можно выделить конструктивные и неконструктивные стратегии. Конструктивные способы решения проблем направлены на активное преобразование ситуации, на преодоление травмирующих обстоятельств, в результате чего возникает чувство роста собственных возможностей, усиление себя как субъекта собственной жизни. Это вовсе не означает отсутствия тревог и сомнений в будущем.

Конструктивные способы:

Достижение цели собственными силами (не отступать, приложить усилия, чтобы добиться намеченного);

Обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем («обращаюсь к родителям», «посоветовалась с подругой»,

«решаем вместе с теми, кого это касается», «мне помогли одноклассники», «я бы обратился к специалисту»);

Тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее решения (поразмышлять, поговорить с собой; вести себя обдуманно;

«не делать глупостей»);

Изменение своего отношения к проблемной ситуации (отнестись к происшедшему с юмором);

Изменения в себе самом, в системе собственных установок и привычных стереотипов («нужно искать причины в себе», «пытаюсь измениться сама»).

Неконструктивные стратегии поведения направлены не на причину проблемы, которая «задвигается» на дальний план, а представляют собой различные формы самоуспокоения и выхода негативной энергии, создающие иллюзию относительного благополучия.

Неконструктивные способы:

Формы психологической защиты - вплоть до вытеснения проблемы из сознания («не обращать внимания», «смотреть на все поверхностно», «уйти в себя и никого туда не пускать», «стараюсь избегать проблем», «я и не пытался ничего предпринимать»);

Импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, необъяснимые объективными причинами («на всех обижалась», «могу закатить истерику», «хлопаю дверьми», «целый день слоняюсь по улицам»);

Агрессивные реакции.

Сравнительное кросс - культурное исследование российских и немецких подростков показало, что в выборе стратегий поведения между подростками Петербурга и Потсдама существует определенное сходство. И те и другие предпочитают при возникновении проблем обращаться за помощью к родителям или другим взрослым, пытаются самостоятельно обдумать ситуацию и различные варианты ее разрешения, прибегают к советам друзей. Однако обнаружены и существенные различия. Юные петербуржцы значительно чаще, чем их потсдамские сверстники, демонстрируют так называемое избегающее поведение. Они стремятся не думать о возникших проблемах, вытеснить их из своих мыслей, вести себя так, как если бы все было в порядке, в надежде, что проблемы решатся сами собой. Они менее склонны к компромиссам и изменениям в самих себе, к проявлению конструктивной активности в разрешении конфликтов и преодолении проблем. Да и частота использования активных стратегий разрешения проблем у них значительно меньше. Автор исследования Е.В. Алексеева связывает выявленные кросс - культурные различия с воздействием таких внешних факторов, как особенности культурной традиции, последствия тоталитарной идеологии, родительские установки на социальную нормативность и опеку. По мнению известного немецкого психиатра X. Ремшмидта, часто психопатологические симптомы представляют собой неадекватное приспособление, неполноценные стратегии преодоления трудностей, возникающих в жизни подростков.

Поиск личной идентичности – центральная задача периода взросления. Конфликтным фактором в данном случае является трудность согласования собственных переживаний, переживаний окружающих и приспособления к общественным нормам.

Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью заявить, что изучаемый нами возраст крайне сложен и деликатен, в работе с подобными детьми педагогу просто необходимо терпение, аккуратность и знание характерных особенностей школьников старшего подросткового возраста.

В процессе формирования всесторонне развитой личности главное место принадлежит нравственному воспитанию.

Нравственное воспитание - воспитательная деятельность школы и семьи, целью которой является формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участие в практической деятельности.

Результаты нравственного воспитания характеризуются понятиями "мораль", "нравственность", "моральное сознание", "моральные чувства", "моральные убеждения", "моральная направленность" и проч.

Мораль - система идей, принципов, представлений, норм, оценок, правил поведения и деятельности, которые регулируют гуманные отношения между людьми. Опирается она не на нормы права, а в силу личностного убеждение, общественное мнение, авторитет отдельных личностей.

Нравственность - воля к действию и самое действие в соответствии с нормами морали.

Другими словами, нравственность есть реализация личностью своих моральных установок, принципов, то есть моральной практикой.

Моральное сознание - выражение идеального должного, на которое ориентируется человек.

Она может быть общественной (моральные взгляды и оценки групп) и индивидуальной (моральные взгляды и оценки индивидов).

Ее соотнесение с действительностью происходит не непосредственно, а через моральные предписания и оценку деятельности людей.

Моральные чувства - устойчивые переживания в сознании человека, которые обусловливают ее волевые реакции, отношение к себе, другим людям, явлений общественного бытия.

Вместе с моральным сознанием моральные чувства являются основой нравственных убеждений личности.

Моральные убеждения - пережитые и обобщенные нравственные принципы, нормы.

На основе моральных убеждений реализуется нравственная направленность личности.

Моральная направленность - устойчивая общественная позиция личности, которая формируется на мировоззренческой основе, мотивах поведения и проявляется как свойство личности в разных условиях.

Методологической основой нравственного воспитания является этика.

Этика - наука о морали, ее природу, структуру и особенности происхождения и развития моральных норм и соответствующих отношений между людьми в обществе.

В современной цивилизации обозначились западноевропейская и американская моральные системы. В соответствии с западноевропейской моральной системой ради достижения даже "большого добра" недопустимо "меньшее зло" (скажем, помогать товарищу, передав ему шпаргалку), сторонники американской (она доминирует на постсоветских просторах) считают приемлемым сочетание добра и зла.

В нравственном воспитании следует опираться на гуманистическую идею, по которой человеку от природы присуще стремление к добру, правде и красоте. Воспитания учащихся, по мнению 0. Вишневского, должна обеспечить формирование у них таких нравственных ценностей:

а) абсолютно вечные ценности. Это общечеловеческие ценности, имеющие универсальное значение и неограниченную сферу применения (добро, правда, любовь, честность, достоинство, красота, мудрость, справедливость и др.);

б) национальные ценности. Они являются значимыми для одного народа, однако их не всегда разделяют другие народы. Например, чувство национализма понятное и близкое только порабощенным народам и чужое тем, которые никогда не теряли своей независимости. К таким ценностям относятся патриотизм, чувство национального достоинства, историческая память и т. п;

в) гражданские ценности. Основываются на свойственном для демократических обществ признании достоинства людей. Ими являются права и свободы человека, обязанности перед другими людьми, идеи социальной гармонии, уважения к закону и т. п;

г) семейные ценности. К ним относятся нравственные основы жизни семьи, отношения поколений, законы супружеской верности, заботы о детях, память о предках и др.

Моральные отношения в семье накладывают отпечаток на всю жизнь человека, поскольку их влияние связано с сильными переживаниями, формируют основы нравственных отношений человека к обществу, труду, других людей.

Ценности личной жизни имеют значение прежде всего для человека, определяют черты ее характера, поведение, стиль частной жизни и др.

Содержание нравственного воспитания учащихся обусловлен требованиями общества к формированию всесторонне развитой личности, уровнем его нравственности. Учитывая это, задачей нравственного воспитания в школе является формирование национального сознания и самосознания учащихся, стремления жить в гармонии с природой, сознательной дисциплины, долга и ответственности, уважения к закону, к старшим, женщины.

Формирование национального сознания и самосознания предполагает воспитание любви к родной земле, своему народу, готовности к труду во имя Украины, освоение национальных ценностей (языка, территории, культуры), патриотизм, что способствует утверждению национального достоинства, привлечения учащихся к практическим делам, формирование чувства достоинства и гордости за свою Родину.

В воспитании национального достоинства большое значение имеет правдивое освещение истории культуры и образования народа, возвращение к культурным ценностям прошлого, открытие неизвестных страниц исторического наследия.

Патриотические чувства укрепляет героико-патриотическое воспитание, призванное производить глубокое понимание гражданского долга, готовность стать на защиту Родины, овладевать военными знаниями, изучать боевые традиции и героические страницы истории народа, его вооруженных сил.

Подчеркивая важность формирования чувства национального в человеке, К. Ушинский писал: "Есть только одна общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народность. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое влияет много сильнее убеждения, восприятие только умом, или за привычку, укоренившуюся страхом наказаний. В злодее, в котором потухли все благородные человеческие чувства, можно еще доискаться искры любви к отечеству: поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека. Есть примеры ненависти к родине, но сколько любви бывает иногда в этой ненависти!"

Воспитатель должен четко видеть процесс становления национального сознания ребенка, глубоко понимать содержание ключевых понятий ("национальный", "патриотизм", "национализм", "гражданственность" и тому подобное).

Развитие национального сознания личности, по наблюдениям А. Вишневского, охватывает следующие этапы:

1. Этническое самосознание личности, которое является первоосновой, корнями патриотизма. Етнизация ребенка начинается с раннего периода жизни в семье, с маминой колыбельной, бабушкиной сказки, участия в народных обычаях и обрядах, из народной песни, причастности к народному творчеству. В раннем детстве формируется культ родного дома, семьи, предков, родного села, города. Фундаментальное значение в процессе етнізації имеет родной язык, усвоению которой до определенного времени не должны мешать другие языки.

2. Национально-политическое самосознание личности. Приходится оно в основном на подростковый возраст и предполагает осознание ребенком себя как части нации, своей причастности к ней как политического феномена, что имеет или занимает определенное место среди других наций. Важными моментами этого этапа национального воспитания является восстановление исторической памяти, формирование чувства национального достоинства.

3. Общественно-государственное самосознание личности. Предусматривает формирование правильного понимания явлений патриотизма и национализма, воспитание уважения к национально-культурным ценностям других народов, привитие чувства национальной, расовой, конфессиональной толерантности.

Большие возможности для формирования национального самосознания заложены в неписаных законах рыцарской чести, которые предусматривают: воспитание любви к родителям, родному языку; верность в любви, дружбе, товариществе; готовность защищать слабых, заботиться о младших, в частности детей; благородное отношение к девушки, женщины, бабушки; непоколебимую верность идеям, принципам народной морали и духовности; отстаивание свободы и независимости личности, народа, государства; заботу о развитии народных традиций, обычаев, обрядов; бережное отношение к родной природе, земле; - содействие в строительстве храмов, учебно-воспитательных и культурных учреждений; целенаправленное развитие собственных физических и духовных сил, воли, возможностей своего организма, умение всегда и везде поступать благородно, обнаруживать другие добродетели.

Важным в нравственном воспитании является празднование дат народного календаря - системы исторических дат, событий, наблюдений за окружающей средой, народных праздников, других торжеств, которые отмечают течение года. Он является энциклопедией знаний о жизни людей, их быт, образ жизни, воспитательную мудрость, природные явления.

После обретения Украиной независимости в жизни и быту народа утверждаются такие торжества, как День независимости Украины (24 августа), День Конституции Украины (28 июня), День соборности Украины (22 января), Праздник казацкой славы (2-5 августа) и др. Народный календарь пополняется общенациональными праздниками: День знаний, День матери, День отца, День семьи. Предусматривает он и региональные торжества по случаю определенных исторических событий, посвященные специфическим видам трудовой деятельности (например, проводы на полонины в Карпатах).

Есть в народном календаре даты, связанные с религиозными праздниками: День Андрея, День Николая, Сочельник, Рождество, Крещение, Сретение, Пасха, Ивана Купала, Покрова Матери Божией и тому подобное.

Составной народного календаря является семейный календарь, который охватывает важные даты, вехи жизни семьи, каждого ЕЕ члена (дни рождения членов семьи, юбилеи свадьбы родителей, бабушки и дедушки).

Эффективность нравственного воспитания учащихся зависит от следующих факторов:

Создание в учебном заведении психологического климата уважения моральных норм, правил человеческого общежития;

Соответствие содержания нравственного воспитания его цели и уровню нравственного развития школьников;

Рациональное соотношение между словесными и практическими методами воспитательного воздействия, что обеспечивает единство нравственного сознания и поведения;

Своевременное принятие воспитательных мероприятий, акцентирование внимания на предупреждении аморальных явлений в ученическом коллективе;

Особенно важно, чтобы декларируемые педагогом моральные принципы подтверждались его моральной практикой, которая бы отвечала самым высоким критериям нравственности.

. Нравственное воспитание - это воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали и практ тической деятельности.

Нравственное воспитание - очень тяжелая работа для учителя, так как не всегда совпадают требования школы и семьи, в обществе происходит много негативного, нелегко составить программу воспитательной работы, все в ни й предусмотреть и выполнить. Кроме того, воспитание имеет внутренние противоречия: не срабатывает сразу обратной связи (результатов воспитательной работы сразу не увидишь), воспитание нужно осуществлять за б агатьма направлениям (умственным, нравственным, трудовым, эстетическим, экологическим, правовым, половым, физическим и т.д.). И все это нужно сделать учителялю.

Методологической основой нравственного воспитания является этика - наука о морали, ее природу, структуру и особенности происхождения. Мораль - это система принципов, норм и правил, регулирующих поведение человека в су успильстви, делают ее правильной. Понятие"моральный","нравственность"используют, когда речь идет о конкретном поступке, практическую сторону отношений. Итак, мораль, этику и нравственность нельзя считать синонимамами.

Содержание нравственного воспитания в национальной школе дается в концепциях национального воспитания (1996 г.), внеклассной воспитательной работы (1994 г), украинской национальной школы-семьи (1994 г), непрерывно й системы национального воспитания (1994 г.) и в других нормативных документах. Он включает в себя формирование национального сознания, воспитание любви к развитию национальной государственности, патриотизм; участие молодежи в практических делах развития нашего государства формирование у учащихся чувства достоинства, гордости за свою. Родину, верности Украине. В укреплении патриотических чувств большую роль играет героическое воспитания - формирование боевого морально-психологического духа, воспитание глубокого понимания гражданского долга, готовности защищать. Родину, овладение военными знаниями, изучении я боевых традиций и героических страниц истории украинского народа, его вооруженных силх сил,

О. Вишневский выделяет три этапа развития национального сознания ребенка

И. Этап этнического самосознания с раннего детства - это формирование культа родного дома, семьи, предков, родного села, города. В процессе етнизации большое значение имеет родной язык, сказки, народные песни и обычаи, обряды, творчествоть.

II этап национально-политического самосознания в подростковом возрасте - это восстановление исторической памяти, формирование чувства национального достоинства

III этап общественно-государственного самосознания - это формирование правильного понимания понятий"патриотизм","национализм","интернационализм", привития чувства национальной, расовой, конфессиональной тол лерантности. Моральные ценности делятся на следующие группы: в общечеловеческие, абсолютно вечные, которые имеют неограниченную область применения (гуманизм, доброта, честность, правда, достоинство, мудрость, справедливой весть, чувство прекрасного и т.д.));

в национальные - значимые для одного народа (патриотизм, чувство национального достоинства, историческая память и т.д.);

в гражданские - это признание прав и свобод человека, долга перед другими людьми, уважения к закону, государственных символов, правительства, к идее социальной гармонии и т.п.;

в семейные - нравственные основы жизни семьи, отношения поколений, законы супружеской верности, заботы о детях старше, память о предках, взаимоуважение в семье;

в ценности личной жизни - девиз, по которому живет человек, ориентиры поведения, цели, стремления. Они определяют черты ее характера, поведение, успехи, стиль личной жизни

Законы рыцарской чести, кодекс рыцарских подвигов раскрывает казацкая педагогика

В системе нравственного воспитания важной подсистемой является экологическое воспитание

. Экологическое воспитание - это систематическое воздействие на учащихся с целью формирования экологической культуры, т.е. накопления экологических знаний, воспитание любви к природе, желание беречь и приумножать ее, формирования умений и на авичок деятельности естественного и географического циклов. Биология и география рисуют детям картину современного мира растений, животных, всего, что нас окружает. Физика и химия дают учащимся комплекс политехнических знаний, научные основы и принципы современного производства. История, правоведение показывают недопустимости варварского отношения к природе. Эстетический цикл предметов раскрывает красоту природы и ее влияние на воспитание человекдини.

К системе нравственного воспитания относится воспитание непримиримого отношения к алкоголю, никотина, наркотиков, воспитания сознательной дисциплины, долга и ответственности. С этой целью ученики должны отр риматы знания о вреде различных видов наркотиков, пагубные последствия их употребления. Нужно формировать у учащихся взгляды на наркотики как на социальное зло, привлекать их к борьбе с ним, а с теми, кто вжи ет наркотики, проводить индивидуальную воспитательную работу. Антинаркотическая пропаганда должна проводиться в процессе изучения учебных дисциплин, во внеурочное время (беседы, лекции, диспуты, конференции), особо иву роль играет собственная позиция учителя в отношении наркотиков, курения, употребления алкоголяолю.

Сознательная дисциплина проявляется в строгом, неуклонном выполнении общественных принципов и норм

. Ответственность - это качество личности, характеризующееся стремлением и умением оценивать свое поведение с точки зрения пользы или вреда для общества, сравнивать свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нор рмамы, законами, руководствоваться интересами социального прогресс.

. Обязанность - это осознанная личностью система общественных и моральных ценностей общества

В школе ученики изучают свои права и обязанности, правила поведения в обществе, приучаются к порядку и дисциплине на уроках, соблюдают режим труда и отдыха во внеурочное время, применяют сам моврядування, общественное мнение о дисциплине учащихся, склонных к нарушениям дисциплины или безответственности, анализируют причины недисциплинированности. Эти и другие пути и методы способствуют воспитанию сознательно й дисциплины, чувство долга и ответственности ученикив.

Большое внимание в школе должно уделяться правовому воспитанию - это также подсистема в системе нравственного воспитания. В современной ситуации общества растет детская преступность, и за последние пять лет составляет 13% всех зарегистрированных в Украине преступники ив.

"Деформирование личности проходит следующие этапы: появление пробелов и искажений в нравственно-волевой сфере личности, превращение их в относительно устойчивые взгляды и привычки формирование мотивации поведения, я которая включает антиобщественные цели, правонарушения, систематическое правонарушение, преступление"(Фицула. ММ. Педагогика -. К, 1997 -. С59. С.59).

В задачи правового виховання1 принадлежат вооружение учащихся знаниями законов страны, повышения их юридической осведомленности, формирование правового сознания школьников, воспитание уважения к украинским гос дарства и права, выработки умений и навыков правомерного поведения, воспитание нетерпимости к правонарушениям и преступности, преодоление в сознании некоторых учеников ложных представлений и отрицательных навыков и зови чок поведение.

Правовое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с материалами. Конвенции о правах ребенка, изучение правоведения, истории, литературы, географии; во внеклассной и внешкольной воспитательной работе пи ид время бесед, лекций, диспутов на правовую тематику, встреч с представителями правоохранительных органов, осмотра и обсуждения кинофильмов, на заседаниях клубов типа"Подросток и закон"тощ.

. Половое воспитание - это также составляющая общего процесса воспитательной работы школы и семьи, обеспечивает правильное половое развитие детей и молодежи

Педагоги должны воспитывать у учащихся уважение к себе, мужскую и женскую достоинство, уважение к противоположному полу, особенно к женской. Эта работа особенно интенсивно должна проводиться в подростковом возрасте, когда нужно формировать такие чувства, как стыд, совесть, скромность, которые особенно нужны для правильных отношений между юношами и девушками, сдерживания половых желаний, очистки психики от еротич них представлений. Выработать чувство ответственности у юношей и девушек за свои действия в области половых отношений - это значит добиться осознания ими того, что половые связи без настоящего чувства любви является вульгаризацией половых желаний, сталкивает человека с пути нормального развитияку.

Подготовка молодежи к семейной жизни предполагает, кроме вышеупомянутых качеств, воспитание умения выбирать себе друга (спутника) на всю жизнь, наладить дружеские, бесконфликтные отношения в семье, умение вес сти домашнее хозяйство, распределять между собой обязанности, умение распорядиться бюджетом, воспитывать млад.

Методика полового воспитания и подготовки учащихся к семейной жизни предполагает воспитательное воздействие при изучении школьных дисциплин, во внеурочной воспитательной работе. Специфическими подходами есть разговор отдельно с мальчиками и девочками, примеры не только из художественной литературы и кинофильмов, но и из жизни, налаживание здоровых отношений между ребятами и девушками.

Итак, нравственное воспитание должно триединую задачу: формирование нравственного сознания, воспитания нравственных чувств и главное - формирование нравственного поведения. Первоочередной задачей воспитателя является умение раз зпизнаваты мотивы поступков (без мотивам не делается; может быть несколько мотивов). Нужно наблюдать, как формируются мотивы, распознавать их, потому что даже за хорошим поступком может быть скрыт н егативний мотив. Более важны не поступки, а привычки. К. Д. Ушинский говорил, что моральные привычки - это прекрасный капитал, процент с которого позволяет нам красиво жило жити.

В процессе нравственного воспитания педагог пользуется принципами целеустремленности, связь с жизнью, воспитания через коллектив и в коллективе, уважения к личности в сочетании с требовательностью, опоры на п положительные качества личности, индивидуализации воспитательной работы и учета возрастных особливос.

Отбирая методы для нравственного воспитания детей, нужно исходить из цели (что мы хотим воспитать у ребенка), привлекать детей к деятельности и самодеятельности, учить обдумывать и обобщать свой опыт д жизни и поведения, применять различные методы воспитания . Педагогическая позиция воспитателя должна быть скрытой. Как известно, существуют тысячи методов, приемов и средств воспитания, существует классификация за. Ю. К. Бабанский,. М. И. Болдыревым, специфика различных методов воспитания рассматривается детально в лекции"Методы воспитаниявання".

Наталия Полякова
Нравственное воспитание детей

Нравственное воспитание – это основной стержень общей системы всестороннего развития личности; целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека. Формирует облик его личности,определяет его систему ценностей характер сторон процесса формирования личности ребенка. В дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований . Формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания . Основные задачи воспитания - формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, формирование чувства собственного достоинства и толерантного отношения к представителям других наций, к сверстникам, их родителям и другим людям. У ребенка в дошкольном возрасте появляется способность анализировать свои поступки, и оценивать поступки других детей . Так у ребенка появляются предпосылки рефлексивного мышления. Развитие рефлексивного мышления – это воспитание у ребенка умение чувствовать сердцем другого ребенка. Нужно научить ребёнка ставить себя на место других людей, уметь радоваться чужим успехам, научиться переживать свои неудачи.

У ребенка-дошкольника значительно увеличиваются требования предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка за узкий круг близких ему людей, делают доступными для первоначального освоения те формы взаимоотношений, которые существуют между взрослыми в серьезных видах деятельности (учении, труде) . Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющие высокие требования не только к восприятию , мышлению, памяти и другим психическим процессам, но и к умению организовывать свое поведение. Предпосылки развития личности, сложившиеся в раннем детстве, создают основу для новых путей воздействия на ребенка со стороны окружающих. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества.

В дошкольном возрасте приобретается сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя. личностью еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона - это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его независимость от изменения внешних обстоятельств.

В результате нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Одна из серьёзных проблем нашего времени недостаток духовности, творить добро считается слабостью. Поэтому необходимо с дошкольного возраста развивать у детей понимание культурного наследия.

Воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами национальных культур, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям. Особую роль в приобщении к народной культуре играют народные праздники как средство национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей и педагогов , объединенных совместными действиями. Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В нашем дошкольном учреждении осуществляется специальная воспитательная работа , направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Все моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека , без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое : способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в итоге овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе. Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом- формирование определенного набора нравственных качеств , а именно :

Гуманности; -трудолюбие; -патриотизма; -гражданственности; -коллективизма. Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.

Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. в ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В законе РФ «об образовании» ст. 18п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания , требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка , потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно - образовательного процесса. Родители- это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи. Роль родителей в организации учебной деятельности детей , значение примера в воспитании , меры по укреплению здоровья детей , воспитании и пути их устранения, роль родителей в самовоспитании детей . В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников . Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей возможностям педагогов. Наше дошкольное образовательное учреждение в течении многих лет проводить планомерную целенаправленную работу с родителями под девизом : «Создание единого образовательного пространства «детский сад-семья» . В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные задачи : 1. Повышение педагогической культуры родителей. 2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания . 3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей и педагогов , объединенных совместными действиями. Оптимальным для нравственного воспитания в нашем детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников : осенью-«Праздник осени» ; «Веселая карусель» . Зимой – «Новый год» , «Новогодний серпантин» , «Защитники Отечества» , «Ай да масленица» . Весной- «Наши любимые» , «Встреча весны- Сороки» , «Перелетные птицы» , «Никто не забыт и ничто не забыто» . Дети со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями в природе. Основные формы приобщения детей к культурному наследию : -познавательные беседы; - творческая продуктивная и игровая деятельность детей ; -экскурсия в библиотеку, целевые прогулки по улицам нашего города.

В результате совместных действий педагогов и родителей ребенок начинает овладевать различными формами выражения, собственных переживаний, устанавливается гуманные отношения между сверстниками, эмоциональная отзывчивость и опора на собственные чувства. Данный процесс рассматривают с разных точек зрения : нормы поведения в разных ситуациях (в транспорте, обществе, за столом) ; моральные нормы по отношению к людям; духовная составляющая; патриотические чувства; личностные качества. Воспитание морального облика , нравственного поведения лучше начинать с дошкольного возраста. Результата можно достичь быстрее при сотрудничестве педагогов и родителей. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила , принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике.

это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимании Н. в. в истории культуры сложилось 4 основные традиции: патерналист-с к а я (Н. в. как обязат. почитание старших); религиозно-цepковная (Н. в. как поддержание авторитета веры); просветительская (Н. в. как результат освоения науч. знаний, подверженных суду разума); к о м-мунитарная (Н. в. как процесс формирования чувства коллективизма). Многообразные концепции, в к-рых воплощались (не всегда, разумеется, в чистом виде) эти традиции, имели, как правило, филос. статус - ограничивались постановкой вопроса о принципиальной возможности и общем направлении Н. в. В тех случаях, когда в них (как, напр., у Платона, Ж. Ж. Руссо) содержались развернутые нравств. -воспитат. программы и конкретные методики, они оказывались утопическими.

Сложность трансформации общей идеи воспитания в конкретные пед. рекомендации и рационально организованные действия, в ходе к-рых достигался бы заранее планируемый нравств. результат, свидетельствует об условности понятия Н. в. Попытки интерпретировать Н. в. как нек-рое особое направление, наряду с физическим, эстетическим и т. д., иными словами, профессионализированную сферу пед. деятельности, рано или поздно наталкиваются на ряд неразрешимых трудностей.

Воспитат. процесс предполагает наличие воспитателей - людей более сведущих, компетентных, чем воспитуемый, в области, к-рая является предметом соответствующих воспитат. усилий. Логично считать, что применительно к Н. в. это должны быть люди, к-рые выделяются среди остальных по своим моральным качествам. Однако одной из отличит, особенностей подлинно нравств. человека является осознание им собств. несовершенства, чувство недовольства собой, в результате чего он не может безоговорочно принимать на себя роль учителя морали. Если же человек рассматривает себя достойным такой роли, то это как раз доказывает, что он менее всего к ней пригоден. Возникает парадокс: тот, кто имеет основание обучать нравств. принципам (именно потому, что обладает необходимыми для этого качествами), никогда учителем морали не станет; тому же, кто охотно стремится выполнять подобные обязанности (и именно потому, что он этого желает), никогда нельзя доверить эту роль.

Противоречивы представления об объекте Н. в. В традиц. теории воспитания индивиды подразделяются на две группы - воспитателей и восгштуемых: первые учат вторых, целенаправленно передают им свой опыт, знания, умения, навыки и т. д. Нравственность, однако, не может быть усвоена чисто внеш. образом, она основывается на личностной автономии; нравств. закон, в отличие от всех др. предписаний, является законом самой личности. Выход из этого положения обычно усматривался в том, чтобы толковать Н. в. как своеобразное «повивальное» иск-во (Сократ, И. Кант).

Воспитанию, как и любой рациональной деятельности, присуще такое различие между конечным результатом (целью) и ведущими к нему промежуточными действиями (средствами), при к-ром действия-средства получают смысл и оправдание только в связи с данной целью (напр., чтобы научиться хорошо играть на муз. инструментах, надо выдержать муки ежедневных упражнений); достигаемые в процессе воспитания цели в свою очередь получают оправдание в более широком жизненном контексте, выступая в качестве средств по отношению к другим, более важным и общим целям (напр., овладение трудовыми и эстетич. навыками напрямую связано с благополучием человека, его социальным самочувствием и статусом). Н. в. не укладывается в логику целе-рациональной деятельности. Нравственность не является обычной целью, к-рую можно достигнуть в определенный отрезок времени с помощью определенной совокупности конкретных действий; ее скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, к-рая делает возможной существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее, нравственность можно назвать не целью, а идеалом - регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения. К нравственности неприложима формула «цель оправдывает средства»; как нет средств, к-рые ведут к нравственности, так и сама нравственность не может быть средством, ведущим к чему-либо иному, ибо наградой добродетели является сама добродетель. Возникает еще одно противоречие: Н. в. как рационально организованная деятельность имеет смысл постольку, поскольку в ходе этой деятельности нравственность из идеальной цели превращается в реальную, но если нравственность выступает в качестве идеальной цели, то усилия по ее дальнейшему преобразованию лишаются смысла, ибо существование в форме идеала и есть способ ее реального существования.

Отсутствие в обществе лиц и учреждений, профессионально занятых и ответственных за дело Н. в., исключительно важно для понимания механизмов вос-произ-ва нравственности в обществе. По мысли др.-греч. философа Протагора, в особых учителях добродетели нет нужды по той причине, что все учителя (музыки, гимнастики, математики и т. д.) учат добродетели. Социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив, гос-во и др.) точно так же наряду со своим прямым назначением оказывают и нравств. формирующее воздействие на вовлеченных в них индивидов. Процесс воспроизводства нравственности в обществе вписан во все многообразие социальной деятельности и осуществляется попутно. В целом он протекает стихийно и поддается целенаправленному воздействию и сознат. контролю гл. обр. в форме самовоспитания, самосовершенствования. Никто не имеет особых преимуществ, полномочий выступать от имени нравственности, представлять интересы общества в данной сфере. Каждый человек обладает этой привилегией и обязанностью и как социально-деятельное разумное существо несет полную ответственность за собств. нравств. становление и развитие.

Человек может влиять на собств. нравств. развитие через культивирование определенных поступков, поведение, суммирующихся в нравств. черты характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравств. качества человека. Равномерно распределяя блага при обмене между людьми, человек учится быть справедливым, проявляя отвагу в условиях опасности, он приобретает мужественность. Вместе с тем именно через поступки человек оказывает нравств. воздействие на др. людей. «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» (А. Швейцер), оно осуществляется через силу собств. примера. Т. о., поступок является основой нравств. самовоспитания человека, а также гл. каналом, по к-рому он нравственным образом влияет на окружающих. Так воспитуемый становится воспитателем: воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других.

Н. в. может также приобретать крайние, превращенные формы - морализаторство и моральный террор. Морализаторство переоценивает добрую волю индивида, подменяет пед., экон.-хоз. и иные практич. проблемы моральными, а решение последних связывает с назиданием, проповедью. Моральная назидательность, как правило, является выражением фактич. беспомощности или прикрытием безнравственности. К морализаторству чаще всего прибегают воспитатели по положению (родители по отношению к детям, учителя - к ученикам и т. д.) и тем охотнее, чем менее они являются воспитателями по своему существу, а также люди, порочные склонности к-рых получили такое сильное развитие, что требуются спец. усилия для их прикрытия. Морализаторство - один из источников лицемерия, социальной фальши. Моральный террор недооценивает добрую волю человека. Его суть - насильств. осчастливливание людей путем навязывания им через жесткую регламентацию определенных внеш. норм поведения, нравств. значимость к-рых сама по себе не вызывает сомнения. Нравств. предписания выступают в данном случае как скрытое средство для подавления и унижения личности. Моральный террор возникает в условиях патерналистских отношений, свойствен структурам, тяготеющим к открытому тоталитаризму.

Существует буквальное понимание Н. в. как обучения нравственности, что является не вполне адекватным: обучить нравственности нельзя; Н. в. выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающий стихийно.

Термин «Н. в.» употребляется также в узком значении - как обучение нормам обществ. приличия. В этом случае речь идет о диктуемых культурой формах поведения индивида в разл. ситуациях и отношениях - от поведения за обеденным столом и до ритуалов почитания богов. Люди разных эпох и обществ.отличаются друг от друга не тем, что они делают, а тем, как они поступают, - нормами, задающими критерии подобающего и неподобающего, хороших манер. Эти предписания приучают человека смотреть на себя как бы со стороны и самокритично, вырабатывают в нем чувство уважения к себе и другим. Было бы большой ошибкой отрывать этику от этикета, недооценивать роль последнего. Приличное, достойное поведение, хорошие манеры, то, что емко именуется воспитанностью, культурностью, еще нельзя считать нравственностью (добродетелью), но является ее необходимой и надежной составляющей. Человеку воспитанному, культурному, цивилизованному противостоит дикарь, невежа, грубиян. Есть культуры (восточные, в отличие от западных, рыцарская - от мещанской), в к-рых воспитанности (нормам вежливости, этикета) уделяется акценти-рованно большое внимание. В отд. эпохи нормы воспитанности в обществе были строго кодифицированы (напр., «Домострой» или «Юности честное зерцало» в России), в совр. обществе они более размыты и индивидуализированы.

Отличное определение

Неполное определение ↓



Рассказать друзьям