Общение педагога с родителями: памятка воспитателям ДОУ. Общение с родителями учащихся

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях педагогов и родителей существует определенная дисгармония.
У современной семьи существует ряд каждодневных проблем. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени, долгое сидение в декретном отпуске, - все это приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье. Дети становятся гневливы, капризны, агрессивны, гиперактивны, потому что «заброшены» родителями, их потребность в привязанности, близости неудовлетворенна.

В современных семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка. В частности, идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жестче, индивидуализация воспитания минимальная.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми. А педагоги, в свою очередь, превращаются из дипломированных квалифицированных работников в подобие оплачиваемых нянь и гувернанток. Как итог - возникающие трудности в общении с родителями.

В результате этого, одной из основных задач детского сада, педагогов является установление положительных взаимоотношений с родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.

Педагог, в общении с родителем, должен использовать технику "Я - высказывания" - способ передачи партнеру сообщения о чувствах. Оно не содержит в себе негативной оценки, обвинения другого человека и оказывается эффективным в ситуациях конфликта с родителем, так как позволяет снизить напряжение и способствует взаимопониманию. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта), говорящий выражает словами проблему, чувства, возникающие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшении ситуации.

Для обучения этому навыку необходимо составить алгоритм построения "Я - высказывания":
1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего). Например: "Дима на мою просьбу поднять стульчик, ответил: "Я не буду:" (Сравните: "Дима с наглой усмешкой отказался выполнить мое требования поднять стул").
2. Точное выражение словами своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Например, если вам необходимо рассказать родителям о конфликте, возникшем у вас с ребенком, постарайтесь не обвинять ни родителей, ни ребенка, а выразить свои чувства: "Я расстроилась:", "Я рассердилась".
3. Описания причины возникновения чувства. Например: "Ведь я накануне предупреждала о том, что стулья хрупкие, старые".
4. Выражения просьбы. Например: "Я прошу вас проконтролировать в течение недели (то - то и то- то) и прийти в пятницу, или позвонить мне, чтобы обсудить наши совместные действия".
Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушивать от вас проблему даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако такая форма общения с родителями о ребенке вызовет наименьшее сопротивления и недовольство вашим общением, потому что показывает вашу заинтересованность в решении проблемы (а не бессильную злобу и обвинение), ваше (несмотря на возникшие трудности) положительное отношения к ребенку, а также желания совместного взаимодействия с родителями.

Для того, чтобы общение было эффективным желательно соблюдать следующее рекомендации.

Поведение : Раскрепощено, по-деловому, объективно, внимательно, прислушиваясь к собеседнику, без эмоций, задавая открытые вопросы, задумываясь.
Фразы : Все вопросы, начинающиеся со слов: Что? Когда? Где? Почему?
Высказывания : возможно, вероятно, по моему мнению, я думаю, я полагаю, по моему опыту, др. все, что допускает возможность дискуссии
Интонация, манера говорить : Уверенно (без высокомерия), по-деловому (с личностной окраской), нейтрально, спокойно, без страстей и эмоций, ясно и четко.
Жесты : Корпус прямой, его положение меняется в ходе беседы, верхняя часть туловища слегка наклонена вперед, руками сильно не жестикулируем, не «закрываемся».

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:
Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.
Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Итак, общение - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне", "глаза в глаза", и не будем искажать смысл сказанного, а любую ситуацию разрешать при совместных действиях.

ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

План ЗАНЯТИЯ

1. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей учащегося.

2. Проведение беседы с родителями по инициативе учителя.

3. Проведение беседы учителем по инициативе родителей.

4. Психологические основы проведения родительского собрания.

5. Психологические качества учителя в профессиональной деятельности (практическая часть)

1. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей учащегося

Одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя является установление контакта с родителями учеников (либо конкретного ученика). Данная проблема особо актуальная для классных руководителей , а также педагогов, только начинающих свою профессиональную деятельность. Проблема отсутствия взаимопонимания между родителями и педагогом и как следствие невозможность прийти к решению какой-либо важной проблемы, может осложнить процесс образования ребенка в школе, а также усугубить психологическое состояние всех участников образовательного процесса (ребенка, учителя, родителей). Очень часто процесс общения превращается в монолог одной из сторон (учителя или родителей), состоящий из жалоб на ребенка или отчитывающий родителя за него. Отрицательные чувства родителя, возникающие от подобного «общения», не способствуют возникновению желания сотрудничать со школой в деле обучения и воспитания его же ребенка.

В связи с этим чрезвычайно важно разобраться, какими психолого – педагогическими способами должен владеть педагог (начинающий педагог, классный руководитель), чтобы взаимодействие с родителями стало средством решения многих проблем, возникающих в процессе обучения ребенка.

Контакт между учителем и родителями возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями.

Для этого учителю необходимо показать родителям, что он любит детей такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также как и родители обеспокоен их судьбой.

Основным средством установления контакта с родителями для учителя является он сам, а точнее его психолого – педагогическая компетентность, включающая в себя профессиональные знания, умения их использовать на практике, а также личностные качества, главным из которых является эмпатия по отношению к детям (безусловное принятие детей такими, какие они есть).

С целью достижения взаимопонимания с родителями, а также установления перспективных отношений, ориентированных на совместное решение важнейших задач обучения и воспитания, учителю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей.

Первое правило. В основе работы учителя (классного руководителя) с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон учителя в процессе общения с родителями неприемлем в работе, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться может исчезнуть, после того как они услышат от учителя «должны», «обязаны» – исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают, и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.

Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования , очень часто с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Учитель, классный руководитель – лицо официальное. Но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой. В поисках помощи и понимания родители могут доверить ему личное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен сохранять в строгой конфиденциальности и обращать с целью помощи ребенку, а также родителям в воспитании.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, проблемы переформулировать в задачи, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.

Очень часто особые затруднения возникают в процессе индивидуального общения учителя (классного руководителя) с родителями, организация которого требует учета особых условий.

Индивидуальное общение

При общении с родителями учитель должен так строить беседу, чтобы родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и умеющим учить и воспитывать детей.

Поэтому при подготовке к беседе с родителями учитель должен хорошо продумать:

3) манеры поведения, стиль речи, одежды, прически.

Каждая деталь должна способствовать созданию образа настоящего специалиста.

Возможны два варианта такого общения:

1) по инициативе учителя;

2) по инициативе родителей.

2. Проведение беседы с родителями по инициативе учителя

1) Постановка психологической цели

Учителю важно понять и ответить самому себе на вопрос: «Что я хочу от встречи с родителями?»

При ответе на данные вопросы учитель может понять, что целью беседы может стать следующее: например, вылить свое раздражение на ребенка; наказать ребенка руками родителей; показать родителям их педагогическую несостоятельность.

При всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, т. к. такие психологические цели свидетельствуют о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияют на общение учителя и семьи.

2) Организация начала диалога

Церемония приветствия.

Приветствуя родителей, необходимо оставить свои дела, встать навстречу, улыбнуться, доброжелательно сказать слова приветствия, представиться (если встречаетесь впервые), обратиться к ним по имени–отчеству.

3) Установление согласия на контакт

Это означает, что учитель обязательно обговаривает время диалога, особенно если он видит, что родитель торопится, необходимо уточнить, каким запасом времени тот располагает. Лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке, т. к. он все равно не будет усвоен.

4) Создание обстановки диалога

Создание обстановки диалога заключается в том, что учитель продумывает, где и как будет проходить диалог. Недопустимо, чтобы учитель сидел, а родитель стоял, или чтобы учитель сидел за своим столом, а родитель – за ученическим.

Нужно проследить, чтобы в классе никого не было, никто не вмешивался в разговор. Усадив родителя, необходимо поинтересоваться, удобно ли ему, обратить внимание на его и свои жесты и позы.

Жесты и позы учителя должны демонстрировать открытость и доброжелательность (недопустимы скрещенные на груди руки, руки на поясе – «руки в боки», запрокинутая назад голова и т. д.).

Для снятия напряжения родителя и перехода к обсуждению проблемы следует корректно и конкретно сообщить цель вызова, например: «Мне хотелось получше узнать (имя ребенка ), чтобы подобрать к нему подход», «Нам нужно получше с вами познакомиться, чтобы действовать сообща», «Я еще не очень хорошо знаю (имя ребенка ), мне нужна Ваша помощь, чтобы лучше понять его» и т. д.

Вызывая родителя для беседы, учитель не должен забывать, что беседа подразумевает диалог, следовательно, ему нужно продумать не только свое сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему необходимо сформулировать свои вопросы к родителям ученика и дать возможность высказаться им.

5) Проведение диалога

Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: «У Вас хороший мальчик, но…» (дальше идет отрицательная информация на 10 минут), а сообщение о конкретных фактах, конкретных достижениях ребенка, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т. е. профессионале.

Факты о поведении или успеваемости ученика, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный, невоспитанный и т. д.».

Также не следует после положительной информации об ученике продолжать рассказ о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный, опрятный, но неорганизованный».

Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю Петю, могли бы Вы мне помочь разобраться (далее идет описание факта)» или «Меня беспокоит…», «Я хочу понять, что стоит за этим…».

Учитель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей относительно будущего ребенка, поэтому не следует употреблять выражение «Ваш сын», т. е. противопоставлять себя и родителей. В данном случае лучше называть ученика по имени.

Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом.

От учителя требуется умение слушать и слышать, о чем говорят родители ученика. После того как учитель закончит свое сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приемы активного слушания, может узнать много важного и необходимого об учащемся и его семье. Для этого педагогу нужно всем своим видом показать, что он внимательно слушает родителя.

Свое участие в диалоге учитель может выразить через отражение чувств по поводу рассказа родителя: «Я рада тому, что у нас единые взгляды на…», «Меня удивило…», «Я огорчена…» и т. д. Выполнение этого условия предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и способствует взаимопониманию сторон.

Конкретные советы должны даваться учителем только в том случае, если родитель просит у него этого совета.

Они будут эффективны лишь тогда, когда будут конкретны по содержанию, доступны в выполнении, просты по форме изложения.

6) Завершение диалога

Учителю рекомендуется подвести итог беседы на основе приема рефлексивного слушания - «резюмирования»: «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…» и наметить пути дальнейшего сотрудничества, договориться о цели, месте и времени будущей встречи.

Беседа с родителями должна заканчиваться церемонией прощания.

Прощаясь с родителем, учителю следует, обращаясь к нему по имени–отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею, проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.

3. Проведение беседы учителем по инициативе родителей

1) Установление согласия на контакт

При установлении согласия на контакт участники диалога обговаривают время его протекания.

Представьте ситуацию: Визит мамы одного из учеников стал неожиданным для Вас. У Вас нет времени с ней разговаривать. Как Вы поступите?

Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, учителю вместо избегания диалога следует сообщить ей, что он не знал о ее приходе и запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает временем в… минут, если маму это устраивает, то можно поговорить, если нет, то он выслушает ее в любое удобное ей и учителю время.

Таким образом, учитель дает понять о своем желании диалога, несмотря на неблагополучные обстоятельства.

2) Проведение диалога

Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар». Помните, что на самом деле агрессия направлена не на вас, а на образ ситуации, сложившийся у родителей. Следует мысленно отделить себя от этого образа и, наблюдая за беседой как бы со стороны, стараться понять, что же кроется за агрессией, что волнует родителя? Важно не отвечать агрессией на агрессию, т. к. иначе ситуация может стать неуправляемой.

Важно следить за своей мимикой и позой.

Очень важным является выражение со стороны учителя сочувствия, понимания переживаний родителям: «Я вижу, Вы обеспокоены успеваемостью (имя ребенка) «Постараюсь понять Вас…», «Давайте вместе разберемся». Использование данных фраз придаст беседе конструктивный характер, что поможет выяснить истинную причину обращения к учителю.

В процессе разговора с родителями с целью определения степени обоснованности тех или иных фактов (например, когда ребенок совершил конкретный проступок, связанный с нарушением дисциплины, драка) учителю необходимо использовать убедительные аргументы. Умение учителя использовать объективные, хорошо обоснованные аргументы повышает его компетентность в глазах родителей.

Необходимо ответить на все вопросы родителя. Это способствует переводу беседы на деловой уровень общения и выяснению всех аспектов, так называемых «болевых точек» родителя в области обучения и воспитания его ребенка.

Закончить беседу следует по выше описанным правилам.

4. Психологические основы проведения родительского собрания

Почти всегда цель родительского собрания – информирование родителей. Следовательно, педагог выступает на собрании в роли информатора.

Казалось бы, роль для педагога привычная. Но это только на первый взгляд. Учить и информировать – задачи совершенно разные и предполагают применение различных методов.

Очень часто педагог, сам того не замечая, совершает подмену: вместо того, чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в которой им было бы удобно ее воспринимать, он начинает воздействовать с помощью информации, то есть учить родителей. А это мало кому из взрослых людей нравится.

В результате информация не только не принимается и не осмысливается, но еще и порождает, независимо от своего содержания, сопротивление слушателей.

1) Начало разговора

· Главное требование – начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию.

· Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.

· Если это ваша первая встреча – правильно представьтесь. Коротко, но, подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.

· Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось; в разных ситуациях могут возникнуть какие-либо накладки и недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось.

Почему не следует извиняться? Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

· Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок.

· Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами…», «Затем мы рассмотрим…», «В конце разговора нам с вами предстоит…».

· Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы задавать лучше сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросите родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы.

Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.

2) Изложение информации.

· Как и где стоять во время своего монолога? Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть в общем кругу или сбоку от собственного стола.

· Учителю не следует сидеть за учительским столом во время проведения родительского собрания! Данная позиция молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях (а все они бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы.

· Если класс большой, придется стоять. Опять-таки – рядом со столом, время от времени несколько перемещаясь. Перемещение в пространстве около доски позволяет управлять вниманием слушателей.

· Если вы говорите очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым партам.

· Необходимо использовать навыки риторики, которые вы применяете на уроке:

– повторение последних слов,

· Вербальная информация должна подаваться дозировано, последовательно и четко.

· Следите за паузами. Паузы обязательно должны быть, так как именно во время пауз у родителей появляется возможность осмыслить поступающую информацию.

· Следите за невербальной информацией, которую вы вольно или невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики.

При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт ей.

Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные: например, движения рук при жестикуляции – от себя, а не на себя.

· Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону.

· Четко определите тему и придерживайтесь ее.

· Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом, в связи с этим в конце разговора необходимо вернуться к его началу и подвести итоги.

· При подведении итогов, давайте слушателям немного обдумать и осмыслить, отойдите к доске.

МОУ « Медновская» СОШ

Особое место в педагогической деятельности учителей занимает
общение с родителями учащихся.
Для успешного общения учителя с родителями своих учеников ему
важно обладать разносторонней информацией об особенностях домашней
жизни учеников (например, полная или неполная семья), о характере
взаимоотношений в семье, об отношении родителей к успехам или неудачам
своих детей в школе, кружке, спортивной секции.
Типичное общение учителя с родителями характеризуется непониманием
и взаимными претензиями.
Чаще всего это монолог учителя, состоящий из жалоб на ребенка или
отчитывающий родителя за него. Отрицательные чувства родителя,
возникающие от подобного «общения», не способствуют возникновению
желания сотрудничать со школой в деле обучения и воспитания его же
ребенка.
Контакт между учителем и родителями возможен тогда, когда и те и
другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование
детей, которую можно достичь только общими усилиями.
Для этого учителю необходимо показать родителям, что он любит детей
такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также обеспокоен их
судьбой, как и родители.
Основным средством установления контакта с родителями для учителя
является он сам, вернее, его педагогический имидж, включающий в себя
профессиональные знания, умения их преподносить и любовь к детям.
Поэтому учителю необходимо руководствоваться следующими правилами
взаимодействия и способами установления контактов с семьей.
Первое правило. В основе работы классного руководителя с семьей
должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и
повышение авторитета родителей.
Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе
классного руководителя, так как это может быть источником обид,
раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после
категоричных «должны», «обязаны» – исчезает. Единственно правильная
норма взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение. Тогда и
формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение,
единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в
том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности,
требовательности, гражданского долга.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям
родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и
активности в воспитании.
Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и
начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют
педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и
ответственностью относятся к воспитанию детей.
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость
неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель
– лицо официальное. Но по роду своей деятельности он должен касаться
интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или
невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший классный
руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют
сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями
ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным,
доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение
добра, помощи родителям в воспитании.
Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем
воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные
стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие
личности. Формирование характера воспитанника не обходится без
трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как
проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия,
неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности
педагога.
Индивидуальное общение.
При общении с родителями учитель должен так строить беседу, чтобы
родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и
умеющим учить и воспитывать детей.
Поэтому при подготовке к беседе с родителями учитель должен хорошо
продумать:
1) цель;
2) содержание беседы;
3) манеры поведения, стиль речи, одежды, прически.
Каждая деталь должна способствовать созданию образа настоящего
специалиста.
Может быть два варианта такого общения:
1) по инициативе учителя;
2) по инициативе родителей.
При проведении беседы с родителями по инициативе учителя должны
учитываться:

сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему
необходимо сформулировать свои вопросы к родителям ученика и дать
возможность высказаться им.
Проведение диалога. Начало разговора должно содержать положительную
информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: «У Вас хороший
мальчик, но…» (дальше идет отрицательная информация на 10 минут), а
сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной
стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и
доброжелательном, т. е. профессионале.
Факты о поведении или успеваемости ученика, вызывающие беспокойство у
педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений,
начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный,
невоспитанный и т. д.».
Также не следует после положительной информации об ученике продолжать
рассказ о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный,
опрятный, но неорганизованный». Переходить к нелицеприятным фактам
лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю
Петю, не могли бы Вы мне помочь разобраться (далее идет описание факта)»
или «Я не могу понять…», «Меня беспокоит…», «Я хочу понять, что стоит за
этим…».
При сообщении негативных фактов рекомендуется делать акцент не на них, а
на пути преодоления нежелательных проявлений.
Учитель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей
относительно будущего ребенка, поэтому не следует употреблять выражение
«Ваш сын», т. е. противопоставлять себя и родителей.
Рекомендуется чаще говорить «мы», «вместе», обращаться по имени–отчеству
к родителю как можно чаще.
Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно
оно делает разговор беседой, диалогом.
От учителя требуется умение слушать. После того как учитель закончит свое
сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он,
используя приемы активного слушания, может узнать много важного и
необходимого об учащемся и его семье. Для этого педагогу нужно всем своим
видом показать, что он внимательно слушает родителя.
Свое участие в диалоге учитель может выразить через отражение чувств по
поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что у нас единые взгляды на…»,
«Меня удивило…», «Я огорчена…» и т. д. Выполнение этого условия
предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и
способствует взаимопониманию сторон.
Конкретные советы должны даваться учителем только в том случае, если
родитель просит у него совета.
Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию,
доступны в выполнении, просты по форме изложения.

Завершение диалога. Учителю рекомендуется подвести итог беседы на
основе приема рефлексивного слушания­«резюмирования»: «Если теперь
подытожить сказанное Вами, то…» и наметить пути дальнейшего
сотрудничества, договориться о цели, месте и времени будущей встречи.
Беседа с родителями должна заканчиваться церемонией прощания.
Прощаясь с родителем, учителю следует, обращаясь к нему по имени–
отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею,
проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.

При проведении беседы учителем по инициативе родителей необходимо:
1. Установление согласия на контакт. (Участники диалога обговаривают
время его протекания.)
Представьте ситуацию: Визит мамы стал неожиданным для Вас. У Вас нет
времени с ней разговаривать. Как Вы поступите?
Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, учителю вместо
избежания диалога следует сообщить ей, что он не знал о ее приходе и
запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает
временем в… минут, если маму это устраивает, то можно поговорить, если
нет, то он выслушает ее в любое удобное ей время.
Таким образом учитель дает понять о своем желании диалога, несмотря на
неблагополучные обстоятельства.
1. Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар». Помните, что на
самом деле агрессия направлена не на вас, а на образ, сложившийся у
родителей. Следует мысленно отделить себя от этого образа и, наблюдая за
беседой как бы со стороны, стараться понять, что же кроется за агрессией,
что волнует родителя? Важно не отвечать агрессией на агрессию, т. к. иначе
ситуация может стать неуправляемой.
 Следите за своей позой!
Выражение учителем сочувствия, понимания переживаний родителей: «Я
вижу, Вы обеспокоены успеваемостью (имя ребенка) «Постараюсь понять
Вас…», «Давайте вместе разберемся» – придадут беседе конструктивный
характер, что поможет выяснить истинную причину обращения к учителю.
Учителю не следует упускать того, что родитель приходит с определенными
фактами. Задача учителя состоит в том, чтобы определить степень
обоснованности этих фактов.
Доказать несостоятельность этих фактов можно только с помощью
убедительных аргументов. Умение учителя использовать объективные,

хорошо обоснованные аргументы повышает его компетентность в глазах
родителей.
Необходимо ответить на все вопросы родителя. Это способствует переводу
беседы на деловой уровень общения и выяснению всех остальных «болевых
точек» родителя в области обучения его ребенка.
Закончить беседу следует также по инициативе учителя.
При проведении родительского собрания
Почти всегда цель родительского собрания – информирование родителей.
Следовательно, педагог выступает на собрании в роли информатора.
Казалось бы, роль для педагога привычная. Но это только на первый взгляд.
Учить и информировать – задачи совершенно разные и предполагают
применение различных методов.
Очень часто педагог, сам того не замечая, совершает подмену: вместо того,
чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в которой им
было бы удобно ее воспринимать, он начинает воздействовать с помощью
информации, то есть учить родителей. А это мало кому из взрослых людей
нравится.
В результате информация не только не принимается и не осмысливается, но
еще и порождает, независимо от своего содержания, сопротивление
слушателей.
Как же сделать так, чтобы вас услышали? Несколько советов.
Начало разговора.
 Главное требование – начало разговора должно быть кратким,
эффектным и четким по содержанию.
 Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3
предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально
спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.
 Если это ваша первая встреча – правильно представьтесь. Коротко, но,
подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей,
которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах
родителей.
 Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало
встречи затянулось, возникли накладки и какие­то недоразумения.
Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так,
как планировалось.
Почему не следует извиняться? Извинения немедленно поставят вас в
позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в
глазах слушателей.

 Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе
внимание. Желательно это сделать так, чтобы выбранный вами способ не
напоминал урок.
 Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных
этапов: «Сначала мы с вами…», «Затем мы рассмотрим…», «В конце
разговора нам с вами предстоит…».
 Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи.
Например, вы можете сказать, что вопросы задавать лучше сразу, по
ходу изложения информации. Или наоборот, попросите родителей
сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы.
Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего
монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске
или листе бумаги.
Изложение информации. Как и где стоять во время своего монолога?
 Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть в общем
кругу или сбоку от собственного стола.
Ни в коем случае не за столом! Это такое коварное место – учительский
стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях (а все они
бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы.
Если класс большой, придется стоять. Опять­таки – рядом со столом, время
от времени несколько перемещаясь. Пространство у доски позволяет
управлять вниманием слушателей. Если вы говорите
очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым партам или рядам
стульев. При подведении итогов, давайте слушателям немного обдумать и
осмыслить, отойдите к доске. Соотнесите голос с размерами помещения.
Необходимо использовать навыки риторики, которые вы применяете на уроке:
– повторение последних слов,
– модулирование акцентов при помощи голоса.
 Следите за паузами: они должны быть!
Помните, что вы имеете дело не с гиперативными детьми, которых страшно на
две секунды отпустить в свободное общение, а со взрослыми людьми. Они
умеют думать. А думать лучше всего в паузах.
 Следите за невербальной информацией, которую вы вольно или невольно
транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики.
При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна
соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт
ей.
Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые,
доброжелательные: движения рук при жестикуляции – от себя, а не на себя, и
многое другое, что вам хорошо известно.
 Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги!

 Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в
сторону.
 Четко определите тему и придерживайтесь ее.
И последнее. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл:
они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом,
поэтому информация должна подаваться дозировано, последовательно и
четко.
Педагог­психолог: С.А.Лебедева.

Общение воспитателя с родителями воспитанников

Консультация для педагогов

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Основные задачи взаимодействия воспитателя с родителями являются:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  • Индивидуальный подход

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

  • Сотрудничество, а не наставничество

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  • Готовимся серьезно

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

  • Динамичность

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Уважаемые педагоги, помните:

  1. Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
  2. Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
  3. Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
  4. Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
  5. Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
  6. Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.

Желаем удачи во взаимодействии с родителями!

Консультация для воспитателей

«Общение педагога с родителями»

План:

  1. Проблемы взаимодействия
  1. Сферы возникновения трудностей во взаимоотношений;
  2. Представление об идеальном воспитателе и идеальном родителе у воспитателей и родителей;
  3. Представление родителей и педагогов о важности семейного и общественного воспитания.
  1. Приоритетное направление работы;
  2. Позиции общения.
  1. Рекомендации по организации взаимодействия.

Семьи, в которых проживают и воспитываются дети, посещающие дошкольные образовательные учреждения, довольно неоднородны, что проявляется в социально – экономических условиях жизни семьи, в образовательном уровне современных родителей, в их информированности по проблемам воспитания.

Дети, воспитывающиеся в семьях с большим достатком, только на первый взгляд кажутся благополучными (хорошо одеваются, разнообразие в еде, много игрушек), где женина одновременно мать и бизнесвумен, внимание к ребенку с ее стороны часто оказывается ограниченным. Таких детей воспитывают бабушки и дедушки или гувернантки. Из-за этого такие дети постоянно испытывают дефицит в общении с родителями. Так возникает отчуждение.

В семьях, где муж способен материально обеспечить семью, он практически не принимает участия в воспитании ребенка. Матери в таких семьях чаще всего домохозяйки. Они по – разному подходят к воспитанию ребенка. Если мать больше занята собой, происходит полное устранение от вопросов, связанных с личностным развитием ребенка. Для других воспитание ребенка является единственным способом саморегуляции. Чрезмерная опека приобретает уродливые формы и отрицательно влияет на здоровье и развитие ребенка.

В семьях с низким достатком существуют другие трудности. эти люди чаще всего остаются верными своему профессиональному выбору и ищут иные источники дохода. Такие родители характеризуются повышенным уровнем тревожности, связанным с нереализованными потребностями из – за нехватки денег. Дети в этих семьях лишены возможности носить красивую одежду, у них ограниченное количество игр и игрушек. Их родители не могут посещать мероприятия, проводить отпуск.

  1. Сопоставим сферы в которых родители и воспитатели хотят получить помощь друг от друга.

А. перспективы развития и обучения ребенка (подготовка к школе, интеллектуальное развитие ребенка, дети левши и др.)

Б. ситуативные поводы, связанные с поведением и обучением ребенка (чем ребенок занимался, как кушал, как спал и др.)

В. Организационные поводы (оплата за посещение, выучить стихотворение, помощь по группе и др.)

Основные поводы: - ситуативные

Организационные

Гораздо реже они взаимодействуют по поводу перспектив развития и обучения ребенка, а так же вопросов, выходящих за пределы того, как ребенок провел день в детском саду.

  1. Многие родители заинтересованы в воспитании ребенка, что он им не безразличен, и то же самое можно сказать и о воспитателях, то есть отчуждение ребенка от семьи и детского сада нельзя считать причиной трудностей во взаимодействии родителей и педагогического коллектива ДОУ.

Хотя обе стороны заинтересованы в детях, в их воспитании, они не представляют это воспитание как совместное, осуществляемое в ходе сотрудничества. Отсутствие стремления к сотрудничеству может быть может быть связано с различным представлением о важности воспитательных функций, выполняемых другой взаимодействующей стороной, и стремление взять все воспитание и обучение ребенка на себя каждой из взаимодействующих сторон.

Таким образом, можно предположить, что, с одной стороны, семья недооценивает роль дошкольного учреждения в процессе воспитания ребенка, а с другой стороны – педагогический коллектив дошкольного учреждения недооценивает роль семьи.

  1. Воспитатели оценивают важность почти всех воспитательных функций семьи ниже, чем воспитательных функций детского сада (готовность к школе, развитие дисциплины, общение со сверстниками).

Родители более высоко оценивают роль детского сада по сравнению с семьей в таких сферах, как подготовка к школе и общение со сверстниками. В остальных сферах оценка родителями воспитательных функций семьи и детского сада приблизительно одинаковы.

Исключением является только индивидуальное развитие ребенка. Важность семьи в выполнении этой функции родители и педагоги оценивают одинаково высоко. Воспитательные функции детского сада и семьи родители оценивают выше, чем воспитателя.

  1. Взаимодействие педагога и родителей.
  1. Работа с семьей, ее привлечение к жизни детских групп, выращивание общности, возникшей в первые же дни между родителями и педагогами – одно из самых приоритетных направлений в работе педагогического коллектива. Пока не сложилась это общность, родители и педагоги чувствуют себя не столько единомышленниками и сотрудниками, сколько оппонентами, находящимися по разные стороны своеобразной баррикады, которую нередко обозначает входная дверь в группу. Дети рано усваивают, что одно годится для детского сада, а другое только для дома, что в одном из этих мест можно позволить себе то, о чем в другом и подумать страшно.

Для того, чтобы мама захотела выяснить с педагогом действительно волнующий её вопрос, обсудить с ним свои семейные сложности, нужно, чтобы она доверяла ему как специалисту, обладающему знаниями, которых у нее нет, и личностно как тактичному и доброжелательному человеку, который ни при каких обстоятельствах не злоупотребит ее доверием. Завоевать такой авторитет нелегко.

Для того, чтобы создать такую общность, необходима специальная целенаправленная работа, в которой используются самые разные формы общения. Важен характер семьи (их состав, внутрисемейные отношения, культурный уровень, материальный достаток и т.д.). С другой стороны важны личные и профессиональные особенности педагогов, которые строят общение с семьей. Как выглядит педагог – скромный и застенчивый человек, не уверенный в себе, или мягким, но уверенным, излишне самоуверенным, всегда имеющим на все готовый ответ.

  1. Например, для того, чтобы мама ребенка уверилась в том, что воспитателю действительно небезразличны проблемы ее сына или дочки, воспитатель должен войти в ее, мамин смысловой контекст. Нужно внимательно выслушать или тактично расспросить ее, воздерживаясь от оценочных высказываний, как бы принять на время точку зрения рассказчика. Вполне возможно, что, только основательно вникнув, воспитателю удастся разглядеть в том, что на первый взгляд казалось ему неприемлемым, свою правоту, а вместе с ней и возможные пути выхода. Это использование позиции «снизу» в общении с мамой ребенка. В это время общность между родителями и педагогом налаживается почти автоматически, после такого предметного общения им будет гораздо легче обсуждать любые проблемы ребенка и его семьи.

Позиция «сверху». Педагог, видя суть проблем развития ребенка и пути их разрешения, обладая при этом в глазах родителей определенным авторитетом, может в процессе беседы с ними разъяснить им их ошибки, предложить изменить меры воздействия на ребенка, а так же конкретные приемы и способы взаимодействия с ним.

Но совершенно ясно, что для того, чтобы родители приняли эти советы, нужно обязательно сохранять в качестве основного тона личностного взаимодействия позицию «рядом», «вместе». Утеря ее грозит невозможностью влиять на мнение и поведение родителей в отношении ребенка.

  1. Рекомендации по организации взаимодействия:

Формы работы: беседы, консультации, лекции, собрания, родительские семинары. Важным условием для построения полноценного общения педагогов и родителей является принципиальная открытость детских групп для родителей, которые могут в любое удобное для них время приходить туда, участвовать в их жизни, общаться с детьми и педагогами.

Празднование дней рождений и именин, еженедельные пятничные «чаи» в каждой группе, на которых родителям рассказывают и показывают все, что произошло в группе за неделю, и участие родителей во всяких событиях и праздниках и их помощь в подготовке и проведении таких событий.

Регулярно сообщать родителям даже о незначительных достижениях ребенка, показывая его поделки, обращая внимание на их достоинства, воспитатель приучает родителей следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них.

Регулярно предоставлять информацию о содержании учебных занятий и достижениях детей. Воспитатель помогает родителям быть внимательными к интеллектуальному развитию детей, осознать свою роль в этом процессе.

Жалуясь на плохое поведение ребенка, воспитатель мешает установлению доброжелательных отношений между родителями и детьми.

Сводя общение с родителями до минимума, сообщая лишь об административно – хозяйственных нуждах, воспитатель не может расположить их к диалогу и сотрудничеству и тем самым, в конце концов, лишает учреждение родительской поддержки. Кроме того, у родителей складывается мнение, что они нужны только для «поборов» и «черной работы».

Избегая общения с родителями, воспитатель вызывает настороженность со стороны родителей и провоцирует агрессивность по отношению к ДОУ.




Рассказать друзьям