Опыт работы по формированию основ валеологии у младших дошкольников. Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы! Что такое валеология

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой





ProPowerPoint.ru Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привития навыков ЗОЖ: Активный труд, Рациональный отдых, Закаливание, Занятия физкультурой, Рациональное и полноценное питание, Личная гигиена, Своевременное обращение к врачу и др.












Задачи валеологии в ДОУ: Воспитание у детей сознания того, что человек – часть природы и общества; Установление гармоничных отношений детей с живой и неживой природой; Формирование личности природы; Воспитание привычек личной гигиены; Закаливание ребенка и его двигательная активность; Профилактика и устранение вредных привычек; Осуществление валеологического мониторинга.




ProPowerPoint.ru 1. Уши есть на голове. 2. Два их точно, а не две. 3. Правое и левое - равные - проверено! 4. С мылом мой своих друзей. 5. Ковырять ничем не смей! 6. Слышат звуки разные и слова - Сразу вместе, оба - два! 7. Тихие и громкие, глухие и звонкие! 8. Есть в ушах ещё серёжки - Но они не для Алёшки! 9. Уши прячутся под шапкой, Лишь тогда, когда не жарко!


ProPowerPoint.ru 1. Это нос - посмотрите внимательно! 2. Он посередине на лице. 3. У животных есть он обязательно. Он у всех одну имеет цель. 4. Вдох и выдох! Кислород вдыхает! 5. Воздух нос нам согревает! И микробов не пускает! 6. Запах знает он любой. 7. Есть платочек носовой - Назначение понятно - С чистым носом быть приятно! 8. Мелочь в нос нельзя пихать! 9. И нельзя в нем ковырять!


ProPowerPoint.ru 1. Посмотрите - это губы. 2. Их откроешь - будет рот. 3. Как заборчик - это зубы. 4. Вся еда в него войдёт, 5. Всё язык перемешает, зубы всё пережуют, Но его мы не покажем, ни к чему торчит он тут! 6. Сказку нам расскажет рот, или песенку споёт! 7. Рот свой нужно полоскать, Дважды чистить зубы! 8. Чтоб улыбку показать!, 9. На морозе - не лизать! Очень нежны губы!





















«Стишок 1»: Ежик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик) Покатаем и потрем. (катаем между ладошек) Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим) И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы) Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол) Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик) И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик) Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик) «Стишок 2»: Ежика возьмем в ладошки (берем массажный мячик) И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему) Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем тоже самой) Помассируем бока. (катаем между ладошек) Ежика в руках кручу, (пальчиками крутим мячик) Поиграть я с ним хочу. Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках) Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)


ProPowerPoint.ru « Стишок 3»: (Движения выполняются по тексту) Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошки, А потом сожму немножко. Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. А теперь последний трюк! Мяч катаю между рук! «Стишок 4»: (Движения выполняются по тексту) Этот шарик не простой Весь колючий, вот такой. Меж ладошками кладем Им ладошки разотрем. Вверх и вниз его катаем Свои ручки развиваем! Можно шар катать по кругу Перекидывать друг другу. 1, 2, 3, 4, 5 – Всем пора нам отдыхать! «Стишок 5»: Катится колючий ежик нет ни головы, ни ножек. По ладошкам он бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (выполняем круговые движения мячиком между ладонями) Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит (перебираем мяч пальчиками) Бегает туда, сюда! Мне щекотно? Да, да, да! (движения мячом по пальчикам) Уходи, колючий еж, в темный лес, где ты живешь! (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)


Ирина Кирсанова

Знаете ли Вы, что ВАЛЕОЛОГИЯ - это наука о воспитании привычки к здоровому образу жизни?

С 2010 года я решила взять тему по самообразованию – валеологию . "Валеология " отражает все стороны единого направления работы с дошкольниками по формированию взглядов на здоровый образ жизни. Вопрос об обучении ребенка сознательному отношению к своему здоровью - важная проблема. Дети много болеют, происходит снижение иммунитета. Поэтому, я захотела поработать глубже над этой темой. Самое интересное и непонятное для ребенка - это он сам. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Что у меня внутри? Как я появился на свет?. Это только часть вопросов, которые задает ребенок. Ответить самостоятельно на них, он не может, ребенку нужна помощь взрослого.

Свою работу по теме "Что могут знать дошкольники о человеке", я начала со старшей группы. Именно старшие дети хотят узнавать о себе больше и подробнее.

Этапы работы :

1. Сбор материала, литературы, искала информацию в различных энциклопедиях, поводила беседы и анкетирование с родителями и детьми.

2. Непосредственная работа с детьми .

Целью различных занятий я ставила "Ознакомление детей с человеком". Учитывая наглядно - действенный и наглядно - образный характер мышления дошкольников, материал своих занятий давала с помощью наглядных и практических методов обучения. Для этого использовала :

Наблюдение

Обследование

Самообследование

Эксперимент

Собственную продуктивную деятельность детей

Проблемные методы

В старшей группе занятия носили ознакомительный характер, а в подготовительной, уже более углубленное изучение материала.

Работая по программе Васильевой, где все занятия взаимосвязаны между собой, некоторые темы занятий по валеологии , я добавляла в программу, т. е. расширяла тему основных занятий.

Например :

На традиционном занятии по физкультуре, я вносила игру : "Что лучше : руки или ноги?" (Цель : выяснить сходство и различие в строении и значение рук и ног).

На занятиях по развитию речи, я давала первичные знания о языке, объясняла детям, как образуется речь у человека.

На занятиях по рисованию, дети рисовали свое сердце так, как они его представляют, свои сны.

При чтении художественной литературы, закрепляла культурно-гигиенические навыки, воспитывала чувство сострадания, желание помочь, доставить радость.

Темы занятий, которые не входили в программу Васильевой, я проводила во вторую половину дня.

Темы занятий старалась выбирать с учетом возрастных особенностей детей, их интересов.

1. "Внешнее строение тела и возможности организма"

2. "Кожа - помощница"

3. "Скелет и мышцы"

4. "Сердце в жизни человека"

5. "Путешествие воздушных человечков"

6. "Об удивительных превращениях пищи внутри нас"

7. "Что такое микробы ?"

8. "Органы чувств"

9. "Почему у нас два глаза?

При знакомстве с такими понятиями, как "микроорганизмы, дети знакомятся с микроскопом, рассматривают клетки кожи, клетки крови.

Занятия проводятся в разных формах :

Наблюдения и самонаблюдения, используются дидактические игры :"Опасно - не опасно", "Умею - не умею", "Что такое хорошо и что такое плохо ", "Зачем человеку органы чувств?"

-Сюжетно-ролевые игры : "Больница", где происходит знакомство и закрепление приемов оказания первой медицинской помощи, как наложить повязку, как оказать помощь при порезе и ушибе, солнечном ударе.

Подвижные игры и экскурсии : "Путешествие на кухню", где дети знакомятся не только с процессом приготовления пищи, но и узнают о полезных продуктах и витаминах. В подготовительной группе я проводила занятие : "Полезные продукты", где дети готовили сами витаминный салат, это их так заинтересовало, что дома они готовили салат не только из яблок, но и других фруктов. Тогда, видя интерес детей, я предложила родителям

провести совместное мероприятие "Лучшее блюдо нашей семьи", где родители приняли активное участие, принесли блюда, в которых есть полезные продукты, дети сами рассказывали, как они с мамой делали то или иное блюдо.

На всех занятиях детям предоставляется возможность самообследовать свое тело, участвовать в экспериментальной деятельности.

Проведем эксперимент :

Закройте глаза и скажите, какой предмет находится у меня в руках?

Можете? Почему?

Теперь снова закройте глаза. (Звенит колокольчик) А теперь, какой

предмет находится у меня в руках?

Почему вы догадались, что это колокольчик, ведь вы его не видели.

Вывод : Какой орган чувств помог нам?

Игровая деятельность на занятии вызывает высокий познавательный интерес. Для детей, проявивших повышенный интерес, я предлагаю дополнительные рассказы, беседы, рассматривание энциклопедических иллюстраций, дополнительные сведения.

Чтобы понять важность каждого органа человека и как сохранить этот орган здоровым, мы вместе с детьми составляем разные правила :

"Правила хорошего слуха"

"Правила здорового носа"

"Правила здорового сердца"

Дети с дошкольного возраста должны знать, что здоровый образ жизни - это необходимое условие существования, поэтому материал каждого занятия внушает детям, что жизнь и здоровье - огромная ценность и к ней нужно относиться с умом, уважением и трепетом .

Выпустив в школу детей, я решила продолжить работу по укреплению здоровья детей через валеологию . И начала заниматься с детьми уже со средней группы. Сначала я знакомила детей с внешним строением тела человека, возможностями организма. Используя разные методы и приемы, у детей повысился познавательный интерес. Познакомясь с программой М. Л. Лазарева, стала использовать в своей работе сказочных человечков – Здоровячков. Работая с этого года по программе «От рождения до школы»



Забота о здоровье детей - это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Сухомлинский В. А.

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка - это основа формирования личности. Здоровье на 50% зависит от образа жизни человека и среды, в которой он обитает. Наши дети много времени проводят в ДОУ и, поэтому, очень важно беречь и сохранять здоровье детей на этом этапе развития.

Существует множество факторов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей:

  1. соблюдение режима дня;
  2. рациональное питание и режим питания;
  3. пребывание на воздухе;
  4. закаливание;
  5. двигательная активность;
  6. соблюдение санитарно - гигиенических норм и правил.
  7. психологическая безопасность детей в ДОУ.

На этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей ещё недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

"Валеология" отражает все стороны единого направления работы с дошкольниками по формированию взглядов на здоровый образ жизни.

Знаете ли Вы, что ВАЛЕОЛОГИЯ - это наука о воспитании привычки к здоровому образу жизни!

Термин "Валеология" происходит от латинских слов "вале", что означает "быть здоровым" и "логос" - "наука". Таким образом, валеология - наука о здоровье. Валеология, как наука возникла не так давно. "Отцом" современной валеологии, называют русского ученого И. И. Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей.

Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу.

Свою работу начала с проведения анкетирования родителей воспитанников по теме «Физическое развитие ребенка в домашних условиях» и др. Мною также были изучены литературные источники: методические пособия, статьи, научная и специальная литература.

Сформирована предметно-пространственная развивающая среда в группеЗатем был разработан и включен в образовательный процесс перспективно тематический план.

Учитывая наглядно - действенный и наглядно - образный характер мышления дошкольников, материал образовательной деятельности строился на методах формирования новых знаний и способов деятельности детей (наглядных, словесных и практических) . Для этого использовала: НОД, экскурсии, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, простейшие эксперименты. Данные формы организации детей были включены в педагогический процесс, в первой или во второй половине дня, в разные режимные моменты, индивидуально, с группой или подгруппой детей, длительностью от 5 – 15 минут.

Темы образовательной деятельности были выбраны с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и реализовывались в игровой форме: «Носики-курносики» , «Мыльные перчатки» , «мама купает дочку» «Делаем прическу» , Разнообразные подвижные игры и т.д.

При знакомстве с частями тела человека старалась подвести детей к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле. Каждое занятие практически закреплялось в повседневной жизни детей, режимных моментах, например при одевании на улицу говорила: Давайте завяжем шапочки, чтобы вашим ушкам было тепло». Хорошо помогают в работе пословицы и поговорки, стихи дети сами повторяют их: «Береги нос в большой мороз» .

В сюжетно-ролевой игре, «Больница» , где происходило знакомство с работой врача, дети выполняли соответствующие игровые действия, внимательно относились к заболевшему, называли и использовали в игре медицинские инструменты. А экскурсия в медицинский кабинет ДОУ с целью наблюдения за работой медицинской сестры, закрепила знания детей.

В непосредственно-образовательной деятельности детям предоставляется возможность участвовать в экспериментальной деятельности. Например:

Проведем эксперимент:

Закройте глаза и скажите, какой предмет находится у меня в руках?

Можете? Почему?

Теперь снова закройте глаза. (Стучу молоточком) А теперь, какой

предмет находится у меня в руках?

Почему вы догадались, что это молоточек, ведь вы его не видели.

Вывод: Какой орган чувств помог нам?

Детям очень нравятся пальчиковые игры, используя различные пальчиковые игры в работе, дети легко запоминали названия пальцев. Особенно хорошо закрепляются полученные знания детьми во время ежедневного проведения утренней гимнастики, динамических пауз, физкультминуток, гимнастики после сна.

Оздоровительные мероприятия помогли мне в решении множества задач, таких как:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей
  • формировать осознанное отношение к своему здоровью
  • знакомить детей со строением человеческого организма
  • формировать навыки и соблюдать правила личной гигиены

Формировать гармоничную личность.

Многочисленные исследования показывают, что успех в развитии ребенка на 80% зависит от слаженной работы педагога с родителями. Работу с родителями тоже организовываю разнообразными методами и приемами в целях более глубокого просвещения в валеологическом образовании.

С целью привлечения родителей, была проведена фотовыставка «Здоровый ребенок в здоровой семье» . Родители воспитанников принесли фотографии семейного спортивного отдыха с детьми.

В группе функционирует «уголок Здоровья» для родителей. Были проведены беседы и консультации на тему оздоровления детей. Мы стараемся поддерживать дружеские связи с детьми и их родителями, не мешаем проявлять самостоятельность, создаем условия для совместного активного отдыха.

Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель - воспитывать здоровых детей.

Одна из основных задач, стоящих перед педагогами – воспитание здорового подрастающего поколения. По статистическим данным, только 10% детей поступают в школу абсолютно здоровыми. Особенно актуальна проблема сохранения детского здоровья для северных районов страны.

Ведущим направлением моей работы является «Валеологическое образование дошкольников».

Валеологическое образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста способам укрепление и сохранения своего здоровья; это процесс и результат овладения детьми системой научных знаний и познавательных умений и навыков. Формирования на их основе валеологического сознания (Я могу и хочу быть здоровым), а также культуры здоровья личности и общества.

Ведь в основе слова валеология лежат два латинских слова «vale» и «logos», которые переводятся «будь здоров» и «учение, знание, наука».

Перед собой я поставила следующие цели и задачи:

Формирование элементарных знаний о человеческом организме.

Овладение основами гигиенической и двигательной культуры.

Профилактика заболеваний и травматизма.

Изучение экстремальных ситуаций умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности.

Для решения перечисленных задач в старшей и подготовительной группе были введены занятия по валеологии (1 раз в месяц); у малышей это направление образования осуществляется при помощи дидактических игр и бесед в совместной деятельности, и на занятиях по развитию речи.

Чтобы валеологическая работа была в системе, я разработала тематическое планирование. При планировании я опиралась на разделы программы «Детство». Познакомилась с работами по валеологическому образованию разных авторов:

Л.Ф. Тихомирова «Уроки здоровья»

О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»

М.Ю. Картушина «Зелёный огонёк здоровья», «Оздоровительные занятия»

В.Н. Волчкова «Познавательное развитие»

Статьи журнала «Дошкольная педагогика» про редакцией Е.И. Слисенкои Н.А.Гуменюк «Новые валеологические технологии».

Поставив перед собой цели и задачи, выбрав методы и приёмы обучения. Занялась подбором материала, поисками различных оздоровительных технологий (дыхательная гимнастика, упражнения для глаз, шеи, ушей; релаксации, дидактические игры, опыты, стихи и загадки).Подготовкой наглядного и демонстрационного материала.

Эпизодическая деятельность не может дать положительного результата. Для достижения желаемого результата было необходимо сделать работу по валеологическому воспитанию регулярной, используя разные формы работы.

В форме занятии

В совместной деятельности воспитатель и дети

В свободной самостоятельной деятельности самих детей.

На занятиях включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, а также задачи по формированию у детей элементов учебной деятельности. Взрослый здесь всегда инициатор.

В совместной деятельности воспитателя с детьми входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности. Создаётся микроклимат, в основе которого стоит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребёнком и взрослым. Педагог выступает здесь в позиции партнёра детей, партнёра инициатора.

Свободная деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Взрослый находится за кругом детской деятельности, но он обеспечивает предметную среду, изменяя и дополняя её в соответствии с интересами детей. Педагог готов подключиться к детям по их просьбе о поддержке и помощи, а также в конфликтных ситуациях требующих вмешательства.

Каждая из этих форм необходима для развития детей и ни одну программу нельзя реализовать в рамках одной из форм.

На таких занятиях как-(«Слушай во все уши», «Смотри во все глаза», «Наши помощники», «Зачем человеку желудок», «Колыбельная из двух слов», «Я двигаюсь») дети знакомятся с человеческим организмом. Для привития детям навыков гигиены и профилактики здоровья подготовлены занятия:- «Подружись с зубной щёткой», «Витамины укрепляют организм», «Сохрани своё здоровье сам», «Откуда берутся микробы», «Если хочешь быть здоров». Ещё на занятиях дети учатся предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников(«Когда овощ могут навредить нашему здоровью, а когда помочь», «Осторожно грибы», «Лекарственные травы», «Летние забавы», «Как победить грипп», «Остров настроений»).

На занятиях я использовала различные самомассажи, упражнения для глаз, ушей, дидактические игры, опыты, физ. минутки.

Используемые, мною опыты позволяли преобразовать жизненные ситуации с целью выявления скрытых свойств органов, установление между ними связи, причин изменения. Например: из опыта «Как работает желудок» дети узнают, что желудок способен растворять и впитывать различные вещества. Опыты №7,8,9,-показывают взаимосвязь органов чувств. В опыте №10- дети определяют по вкусу и по запаху различные продукты. В опыте №4- определяется связь уха с носоглоткой. Этот опыт проводится после рассмотрения схемы «Строение уха». По окончании опыта испытуемый ребёнок делится впечатлениями. Из опытов о расположении «тепловых» и «холодовых» точек дети делают вывод, что ощущение тепла или холода возможно благодаря чувствительности кожи.

Применяемый мною наглядный и демонстрационный материал позволяет уточнить и обогатить представление детей, формировать наглядные образы тех, органов, восприятие которых в жизни не возможны.

Также большое внимание уделяю дидактическим играм. Их можно использовать во всех формах работы: как на занятиях, так и в совместной и свободной деятельности. На упражнение органов слуха и развитие слухового внимания я использовала такие игры: «Определи по звуку», «Угадай? кто позвал», Не пропусти свой звук», «Отгадай, где путешествовал Мишка». Игры как «Чьи глаза тебе помогут?», «Выполни задание»-закрепляют знания детей об особенностях зрения, развивают глазомер. Для закрепления частей тела и их функций я использую игры: «Моё тело», «Кукла», «Смешные движения», «Спинка к спинке», «Поговори с помощью своего тела». А игры «Определи на ощупь», «Найди пару», «Умею не умею»-развивают тактильные ощущения. Не оставляю без внимания игры для привития личной гигиены: «Моё лицо», «Чистые руки».

Включение фольклора как элемента занятия оживляет процесс обучения, делает его доступным. В качестве фольклорного материала я использую потешки, прибаутки, загадки, пословицы и поговорки. Например: «Здоровому – всё здорово», «Кто долго жуёт, тот долго живёт», «Грязнулю всегда выручает вода». Для составления альбома я привлекала детей и родителей. Дети приносили из дома разные загадки, пословицы и поговорки. Так постепенно и копился материал.

Ещё один из видов моей работы это сказки. Чтение, рассматривание иллюстраций, драматизация сказок, проигрывание их на фланеграфе помогают не только закрепить пройденный материал темы, но и оживить его, сделать наглядным, красочным, легко запоминающимся.

Для этой цели я использовала фольклорные сказки: «Кот, петух, лиса», «Вершки и корешки», «Петушок и бобовое зёрнышко».

Литературные сказки: «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит» К.Чуковского.

Сказки современных писателей: «Петька-Микроб» Г.Остера; «Свинья в гостях», «Жадная жаба», «Верное средство» Г.Юдина; «Длинная шея», «Сосульки», «Как ослик учился уважать старших» М. Пляцковского.

Главным критерием в подборе сказок является валеологическое направление. Если сказка формирует понятие о здоровом образе жизни, о необходимости гигиенических процедур, о товарищеских отношениях, я обязательно использую ее в работе.

Дети с удовольствием слушают сказки. Придумывают свои, делают мини спектакли. В своих сказках используют не только сказочных персонажей, но и различные предметы быта, одежды. Например: в сказке о рваном башмаке, который любил гулять по лужам и потом заболел. Дети образно называют сапожника – врачом, гвозди таблетками. Для инсценировок дети самостоятельно выбирали роли, подбирали атрибуты.

Имитация персонажей отличается эмоциональной насыщенностью. В ней более образно определена сторона движения: легко бесшумно «спрыгивают птички с ветки», вперевалочку, широко расставляя ноги, идет «медведь», задорно подпрыгивая скачет «зайка». Во время мимических и понтомимических движений дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица, и своего тела образ определённого персонажа, или изобразить его различное «душевное» состояние. Например в сказке «Зубик –Зазнайка» дети изображают «боль» Зубика, «обиду» зубной щётки и «самодовольство» Микроба Зубоеда.

Ещё я использую новое направление сказок- это «Сказка о сказках». Где основой служит принцип построения игр-матриц, когда одну и ту же сказку можно каждый раз пересочинить, досочинить, изменить героев, сюжет.

По форме это театр – фланелеграф с заданной схемой, обьединяющей различные понятия (виды спорта, цвета, лекарственные растения) общей темой. Общая тема сказки это раскрытие многообразия и многогранности, красочности и красоты природы. На сюжете сказки дети учатся чувствовать и понимать взаимосвязь человека и окружающего мира.

Сказка поднимает нравственные проблемы, воспитывает товарищеские отношения, показывает возможности совместного созидательного творчества.

Общей темой объединены шесть сказок. Сказки разыгрываются в определённой последовательности. Постепенно все шесть обьединяются и образуют одну «Сказку о сказках».

«Сказка о волшебном мостике»

«Сказка о радуге эмоций»

«Зимняя сказка и сказка о лете»

«Сказка о животных холодной и теплой страны»

«Вкусная сказка»

2Солнечные качали» (обобщающая)

Важным условием оздоровления является организация двигательной активности детей. Мы педагоги должны знать, что активные двигательные действия при эмоциональном подъёме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, благодаря чему улучшается обмен веществ в организме и происходит соответствующая тренировка систем и органов.

Очень важна роль подвижных игр в повседневной деятельности детей. В своей работе я подходила к подвижным играм индивидуально. С детьми, которые перенесли заболевания верхних дыхательных путей, я играла в такие игры, как «Весёлая пчёлка», «Выдуй шарик из чашки», «Лошадки», «Птички в гнёздышке». С детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, неправильная осанка и формы ног) «Гномы и великаны», «Наседка и цыплята», «Такси», «Через ручеёк по мостику». Для укрепления психического здоровья «Береги предмет», «Море волнуется», «Кто тише?», «По камушкам через ручеёк », «Круг кружочек».Подвижные игры включала не только в совместную деятельность. Но и в индивидуальную и самостоятельную работу.

*В целях профилактики заболеваний детей провожу различные виды закаливания: воздушные ванны и ходьба по коррегирующим дорожкам, хождение босиком, хождения в облегчённой, не стесняющей движение детей одежде.

*Для поддержания хорошего самочувствия дети должны научиться правильно дышать. Правильным принято считать медленное, глубокое диафрагмальное дыхание, при которых легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних. Такое дыхание позволяет ускорить кровообращение газообмен, обеспечит вентиляцию всех участков легких. Поэтому очень важно делать дыхательную гимнастику на улице или после сна. Также её можно использовать на занятиях для установления ровного дыхания после подвижной игры или концентрации внимания.

*Также применяю гимнастику после сна, что позволяет детям быстрее проснуться и мышцам придти в тонус. Ещё самомассажи рук, шеи, стопы ног.

*Неотъемлемой частью оздоровления является уход за полостью рта: полоскание водой после каждого приёма пищи. Для ознакомления с массажем по Уманской приглашала массажиста Ирину Анатольевну.

Здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования. Поэтому я не оставила без внимания такой раздел, как «Основы безопасности жизни деятельности детей». Свою работу я построила в виде занятий, бесед: «Что такое режим дня?», «Как быть здоровым», «Береги зрение»; просмотра презентаций «Правила поведения в лесу, дома», «Огонь друг или враг», «азбука дороги» и другие. Детям очень нравятся рассказы о приключениях Стобеда. Собрала и оформила гербарий лекарственных трав нашего региона.

Для более успешной работы по валеологии очень важна помощь родителей.

Совместно с родителями и детьми были оформлены альбомы: «Твой режим дня», «Витамины», «Спорт». В альбоме «Спорт» подобраны иллюстрации зимних, летних и национальных видов спорта. Родители нашей группы, были заинтиресованны в воспитании у детей здорового образа жизни. Об этом говорит их активное участие в спортивных мероприятиях как внутри сада, так и в городских соревнованиях. Также дружно откликались на строительство ледяной горки и оформление участка. Приходили не только папы, а целые семьи. Ведь очень важен личный пример. Во время дня открытых дверей провела занятие – практикум «Оздоровление после сна». Занятие родителям понравилось. Целю этого занятия, было показать родителям оздоровительные мероприятия, которые проводятся в д/саду. И обучить родителей применяемым приемам и методам по оздоровлению. На занятии, в форме КВНа, «Секреты здоровья», где родители принимали участие, они могли оценить полученные знания. В работе над проектом «Спорт- это здоровье» не обошлось без участия родителей. Продуктом проекта была стенгазета «Спорт –это здоровье»-выпущенная родителями совместно с детьми. На её презентацию были приглашены дети группы «Непоседы»-где дети рассказали о спортивных секциях которые они посещают, о питании спортсменов и Борины Матвей и Тимофей рассказали о своей спортивной семье.

Для воспитания у детей интереса к спорту проводила экскурсии в «Ледовый дворец», «Центр бокса» – где дети встретились с тренером по боксу, который подробно рассказал о этом виде спорта и даже провел небольшую тренировку.

В этом году моя работа немного изменилась так как работаю в коррекционной группе. Органическое поражение центральной нервной системы обуславливает сложные дефекты не только физического, психического развития ребенка. Поэтому я веду работу не только по поставленным выше целям и задачам, но и добавила новые.

Коррекция общей, мелкой моторики и координации движений.

Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.

Формирование гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности).

В свою работу я добавила игры и упражнения на коррекцию координации движений. Развитие психических процессов, развитие волевого и произвольного внимания, памяти, мышления, снятия напряженности, коммуникативных способностей, снятие агрессивного состояния. Эмоциональному развитию.

Как показала практика, только планомерная работа приводит к улучшению состояния здоровья детей повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе. Пропаганда валеологических занятий среди родителей способствует тому, что они стараются уделять больше внимания своему здоровью и здоровью своих детей.

Корниенко Елена
Проект по валеологии

Валеология - проект

Я долго искала эффективные пути работы по воспитанию и обучению детей. Проанализировав мониторинг посещаемости детей за три года, выявила, что большинство пропусков детей по болезням (ОРЗ, ОРВИ) . Вот тогда и решила, что основным направлением моей работы с детьми в группе должно стать валеологическое воспитание .

Педагог должен объяснить детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем. И поэтому интегрированный курс «Валеология » в группе – первый важный этап непрерывного валеологического образования ребёнка .

Воспитателями группы был составлен проект по теме . Реализация проекта рассчитана на 3 учебных года (с 2010 года) .

Была разработана система мероприятий в целом : 1. создание материально-технической базы :

текущий ремонт помещений;

оборудование экологической комнаты;

приобретение игрового и дидактического оборудования;

пополнение физкультурного зала спортивным инвентарем.

2. создание мотивационных условий :

анкетирование и тестирование педагогов;

консультатирование педагогов.

3. работа с детьми :

организация работы по валеологическому образованию в соответствии с перспек-тивными и календарными планами работы

4. работа с родителями :

анкетирование и тестирование родителей;

подбор специальной литературы;

организация работы постоянно действующего семинара для родителей;

привлечение родителей к участию в детских спортивных праздниках.

Работа по валеологическому воспитанию началась с анкетирования родителей. Подбора специальной литературы. Затем была разработана валеологическая программа «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям культуры здоровья» . Целью, которой является : создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, сформировать ответственные взгляды и убеждения в деле сохранения собственного здоровья.

В своей работе я стала активно внедрять валеологическую программу по своей возрастной группе. В своей группе, прежде всего, я обновила и пополнила материалами и информацией «Уголок здоровья» и «Информация для родителей» .

Огромное значение, я придаю двигательной активности детей в течении дня. В настоящее время она составляет более 70% всего времени, которое ребенок проводит в детском саду. Активная двигательная деятельность детей состоит из следующих компонентов :

утренняя гимнастика;

двигательная разминка во время перерыва между занятиями (с преобладанием статических поз) ;

физкультминутки;

подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

дифференцированные игры-упражнения;

прогулки-походы в лес (и близлежащий парк) ;

оздоровительный бег;

пробежки в сочетании с контрастными воздушными ваннами;

гимнастика после дневного сна;

занятия ритмической гимнастикой (хореографией) ;

самостоятельная двигательная деятельность;

кружок «Будь здоров» ;

час двигательной активности;

оздоровительные досуги и развлечения;

На протяжении всего времени работы, веду поиск эффективных закаливающих мероприятий, которые можно легко применять в условиях нашего детского сада :

1. закаливание воздухом :

утренний прием на свежем воздухе;

контрастные воздушные ванны;

сон с доступом свежего воздуха;

постоянное облегчение одежды с учетом сезона и температурного режима;

солнечные ванны.

2. закаливание водой :

умывание в течение дня холодной водой;

постепенное обучение полосканию рта прохладной водой;

топтание по мокрым дорожкам;

обливание стоп.

3. дополнительные закаливающие процедуры :

элементы самомассажа;

пальчиковая гимнастика;

хождение босиком;

сон без маечек;

гимнастика для глаз по Базарному;

дыхательная гимнастика по Стрельниковой;

психогимнастика, релаксация, аутотренинг по Чистяковой;

ароматерапия.

Сочетая, двигательную активность с оздоровительными мероприятиями в нашем детском саду создается комплексный подход к физкультурно-оздоровительной работе, что положительно влияет, прежде всего, на укрепление здоровья детей.

Нельзя оставить без внимания специальные занятия – «Уроки здоровья» . Предметом изучения, которых при обучении детей основам валеологии является собственное тело ребенка. Дети получают научно обоснованные знания о своем организме : функциях, возрастных и половых особенностях, возможностях, условиях сохранения и укрепления здоровья. Представления об основах жизнедеятельности человека раскрываются при помощи элементарных опытов и экспериментов. «Уроки здоровья» проводятся один раз в неделю во второй половине дня, начиная со второй младшей группы.

Они включают в себя следующие разделы :

«Я – человек» ;

«Мое здоровье» ;

«Мое дыхание» ;

«Мои органы слуха» ;

«Мои органы зрения» ;

«Мой язык и зубки» ;

«Мои защитники» ;

«Внутренние органы» ;

«Правила для жизни» .

Работу с родителями тоже организовываю разнообразными методами и приемами в целях более глубокого просвещения в валеологическом образовании . В каждое родительское собрание включаю один пункт по валеологии . Провожу практические занятия с применением комплексов дыхательных гимнастик, элементов самомассажа, упражнений для профилактики плоскостопия, сколиоза, арома и фитотерапии и др. Организую индивидуальные консультации по запросу самих родителей. Оформлен и периодически обновляется новым материалом «информационный уголок для родителей» .

Родители активно принимают активное участие в спортивных мероприятиях нашей группы. Они поддерживают методику оздоровительной работы, не согласны лишь с некоторыми видами закаливания (закаливание холодом, топтание по замерзшему покрытию, выход на улицу на снег).

В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;

В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

В нравственном плане - честен, самокритичен, эмпатичен;

В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

В эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Главным показателем эффективности моей работы является существенное снижение заболеваемости детей : 2010 год – 13,8 д. д. 2011 год – 11,4 д. д.

У меня самой сформировался интерес к здоровому образу жизни. Я нахожусь в постоянном творческом поиске новых эффективных средств физического развития и укрепления здоровья детей, изучаю передовой опыт, повышаю квалификацию на курсах.



Рассказать друзьям