Осенины в начальной школе. Сценарий внеклассного мероприятия "Осенины"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Осенний бал

(внеклассное мероприятие)

1. Праздник проводится в период «золотой осени» в природе.

2. Участники – учащиеся начальной школы (1 и 4 класс).

3. Цели и задачи мероприятия:

  • обогащение знаний учащихся о приметах осени;
  • сплочение классного коллектива;
  • формирование коммуникативных навыков между учащимися разновозрастных групп;
  • пропаганда здорового питания.

4. За две недели до начала праздника детям сообщается дата проведения мероприятия и даётся задание (по желанию): подготовить костюм соответствующей тематики. Сообщается, что одним из пунктов бала будет демонстрация костюмов.

5. Перед праздником зал украшается листьями, цветами и другими атрибутами осени.

6. Необходимо продумать музыкальное сопровождение.

7. Для праздника необходимо приготовить следующее оборудование:

  • шапочки овощей, фруктов, цветов, ягод;
  • 2 платка, 2 подноса, 2 набора разрезанных овощей, фруктов и ягод, шпажки для конкурса;

ХОД ПРАЗДНИКА

Звучит музыка «Осень в лесу»

Ведущий:

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня наш праздник посвящен прекрасному, нежному и грустному времени года – осени. С приходом осени дни становятся короче, а ночи длиннее. Золотыми свечками загораются деревья. По утрам плывет туман. Удивительно переменчивы картины осени.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Осень – время года, про которое говорят – сырое, дождливое. Но про осень говорят и другие слова – золотая, багряная.

Звучит музыка, появляется Осень

Осень: Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний вам, друзья!

Вы рады встретится со мной?

Вам нравиться наряд лесной!

Вот пришла моя пора,

К вам я в гости прибыла.

Все закончить в срок успела,

Я леса, поля раздела,

Урожай весь собрала,

Птиц на юг отправила.

Лето красное стояло,
Долго власть не уступало.
Но всему приходит срок –
Я явилась на порог.

Говорят мне: Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла!
И меня ребята спросят

Дети: “Что в подарок принесла?”
Осень: Принесла я вам муки!
Дети: Значит, будут пироги!
Осень: Принесла вам гречки!
Дети: Каша будет в печке!
Осень: Принесла вам овощей!
Дети: И для супа, и для щей!
Осень: Рады ли вы грушам?
Дети: Мы их впрок посушим!
Осень: А уж яблоки, что мед!
Дети: На варенье и компот!
Осень: Принесла я меду!
Дети: Полную колоду!

Учащиеся

2 класса с танцем «Осень постучалась к нам»

Ведущий : А еще осень – пора сбора хлеба, овощей, время заготовки запасов на долгую зиму. Так что это время года щедрое, урожайное.

Во саду ли, в огороде
Были мы ребятки.
Мы расскажем вам о том,
Что растёт на грядке.

2. Я – румяная редиска ,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалит себя зачем?
Я и так известна всем.

3. Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг,
Я – простой зелёный
лук .

4. Я, картошка , так скромна –
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим и малым.

5. Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда
морков ный сок –
Будешь крепок и здоров.

6. Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свёклы нету.

7. Очень будете довольны,
Съев
огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится конечно.

8. Я большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны.
Так приятен я на вкус –
Замечательный
арбуз .

Морковь:

Я, морковка- веселушка!

Под гармонь пою частушки.

Хвалят не нахвалятся:

Какая я красавица!

Перец:

Меня ценят не напрасно-

Перец знают все прекрасно!

Кушаю вечером и днем.

Очень много пользы в нем.

Капуста:

Все с капустой очень дружны

Витамины людям нужны.

Вкусный из меня обед:

Щи, солянка, винегрет.

Картошка:

Вот красавица картошка

Утопает вся в цветах.

Кто у грядки появился,

Всяк ей низко поклонился.

Помидор:

А вот в красную рубашку

Нарядился помидор.

«Ах, какой жених красивый!»-

Слышен всюду разговор.

Осень: Пришла я, ребята, не одна, со мной пришли братья- осенние месяцы

СЕНТЯБРЬ : Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел?
ОКТЯБРЬ : Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился?
НОЯБРЬ : Чёрно поле – бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

ОСЕНЬ: Ребята, давайте поиграем в “ Рифмофокусы ”. Это очень простая игра. Я зачитываю вас стихотворение, а вы должны его закончить быстро и правильно. Обязательно быстро! Готовы? Тогда начнём:

Знают Петя и Алена,
Что банан всегда… сладкий.
На столе – лимончик гладкий,
А на вкус он очень… кислый.
Вот арбуз – большой и спелый –
А разрежешь – очень… красный.
Огурец возьми любой,
Он по цвету… зеленый.
Сухофрукт полезен очень,
Посмотри, какой он… сухой.
Его не съешь, как лист капустный,
Острый перец очень… горький.

Ведущий: Для осени учащиеся 1 класс приготовили в подарок песню.

Песня 1 класса «Осень в золотой косынке»

Ведущие: И снова подарки для Осени.

Дети 3-го класса читают стихи.

В палитре у осени разные краски,
И даже зверюшки меняют окраску.
Цвет рыжий на серый лисице менять,
И белым всю зиму зайчишке скакать.

Есть цвет – ярко-жёлтый,
Есть – светло-зеленый...
Нам с тёплого лета
Знакомый, знакомый...

А есть – голубой,
Ну, как будто дождинки...
Ещё знаю красный,
Цвет ягод калинки.

Как много красок осень принесла,
Природу как на карнавал одела,
И мы, окончив разные дела,
Возьмёмся за другое дружно дело.

* * *

Будто рыжая лиса,
Бродит осень по лесам.
Где махнёт хвостом пушистым,
Золотыми станут листья.

Стали жёлтыми сады,
Всюду осени следы.
Лист осины вспыхнет в чаще,
Как фонарик настоящий.

Сценку нам покажут ученики 3 класса класса. Она называется «Как помидор стал красным».


Вед. Жили на одном огороде овощи.


Выходят девочки в шапочках с изображением овощей и представляются.


- Я - весёлый молодец. Я – зелёный – огурец.
- Без меня на грядке пусто. А зовут меня – капуста.
- Без меня вы как без рук. В каждом блюде нужен лук.
- Любят дети с давних пор вкусный, сладкий помидор.


Вед.

Хозяйка любила свой маленький огородик, и каждый день поливала его.
Хозяйка: (ходит с лейкой поливает овощи) - Я полью свой огород, он ведь тоже воду пьёт.

Вед.

Овощи с каждым днём росли и зрели. Жили дружно, не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех, и начал хвастаться.


Помидор:

Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.


Огурец:

Слушай, это просто смех – хвастать, что ты лучше всех.


Лук:

Не поймёт никак он, братцы, некрасиво задаваться!


Вед.

А помидор всё своё твердил.


Помидор:

Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.
Меня взрослые и дети любят больше всех на свете.


Овощи (хором):

Хвалился, хвалился и с куста свалился!


Вед.

В это время пришла хозяйка собрать овощи на обед. Всех с собой взяла, а помидор не заметила.
Летела мимо ворона.


Ворона:

Кар! Кар! Позор! Кошмар! Не хотел с нами быть дружен, будешь никому не нужен.


Вед. Стыдно стало помидору. И покраснел он от стыда.


Помидор: - Вы меня, друзья, простите. Вы меня с собой возьмите.


Вед. Услышала эти слова хозяйка, сжалилась и взяла помидор. Хотите, верьте, хотите, нет, но с тех пор помидоры становятся красными.

Ведущий:

Сейчас мы с вами поиграем в игру « Что растёт в огороде? » Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать словами «да» или «нет».

Растёт капуста в огороде?

Да!

Краснеет помидор всегда?

Да!

А лук на грядке зеленеет?

Да!

Картошка в огороде зреет?

Да!

И на траве, как на подушке, растёт зелёная лягушка?

Нет!

Есть в огороде перец сладкий?

Да!

И кабачок растёт на грядке?

Да!

Морковка выстроилась в ряд?

Да!

Растёт на грядках шоколад?

Нет!

Растут укроп, фасоль, горох?

Да!

Растёт большой и злой бульдог?

Нет!

Игра «Ладошки».

Вот игра у нас какая –

Хлоп ладошка, хлоп другая.

Правой – левую ладошку

Мы похлопаем немножко,

А теперь ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай!

Вверх ладошки – хлоп, хлоп,

По коленкам – шлёп, шлёп,

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлёпай,

Можем хлопать за спиной,

Хлопаем перед собой,

Справа можем, слева можем

И крест – накрест руки сложим!

Ведущий: - Братья-месяцы предлагают вам отгадать загадки о животных.

1.Лесом катится клубок

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Еж)

2.Зимой беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится. (Заяц)

3.На овчарку он похож.

Что ни зуб - то острый нож

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

4.Летом ходит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос. (Медведь)

5.По деревьям - скок да скок

Живой порхает огонек. (Белка)

6. Не на рыбу, а сеть расставляет (паук)

7. Осенью в щель заберется, а весной проснется (муха)

8. За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало - нет ни дыма, ни пожара (лисица)

9. Длиннющая старуха без рук, и без ног, и без брюха. Всегда укусить норовит, она как гусыня шипит (змея)

10. Мать, отца не знаю, но часто называю детей знать не буду, чужим сбуду (кукушка)

11. Не птичка, а с крыльями (бабочка)

12.Под сосною у дорожки кто сидит среди травы?

Ножка есть, но без сапожка, шляпка есть – без (ГРИБ)

13.Пусть растет она в земле, а бывает на столе.

Пусть сперва, грязна она, да рассыпчата, вкусна.

Ее сварим на обед,

Сделаем гарнир и винегрет. (Картошка.)

14.Рос под солнцем и дождем, тяжелея с каждым днем.

Повалился на бочок толстый, нежный…

(кабачок).

15.Лето целое старалась, одевалась, одевалась.

Завила одежки густо. Как зовут ее? (Капуста.)

16. Летом все на грядке свежие, зеленые,

А зимою в банке – крепкие, соленые. (Огурцы.)

17.Из нары за чёлку пышную

Я тянул лисицу рыжую.

Но не хитрую плутовку,

А хрустящую…. (морковку)

18. А на этой грядке.

Выросли загадки,

Сочные да крупные,

Вот такие круглые,

Летом зеленеют,

К осени - краснеют. (Помидоры)

19Тридцать три одежки,

Кто их раздевает –

Слезы проливает. (лук)

20. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту, зовусь я…. (Подосиновик)

Осень: Молодцы, ребята.

Все загадки отгадали,

Всех животных вы узнали.

Ну пора мне собираться,

В лес осенний возвращаться.

Ведь зима наступит скоро,

Дел моих ещё там много:

Нужно мишку усыпить,

Птиц на юг препроводить.

Очень весело мне было!

Всех ребят я полюбила,

Но прощаться нам пора…

Что поделать? Ждут дела!

Ведущий: Спасибо тебе, Осень, что к нам пришла,

Много интересного нам принесла,

Объявляем первый конкурс: «Гости на пороге». Приглашаем 2 команды по 6 человек.
Для того чтобы угостить Осень, нужно сходить в магазин, а на улице льёт дождь. Вы надеваете калоши, раскрываете зонт, берёте корзинку и – в магазин за овощами. Каждый принесёт по одному овощу для салата. Кто справится с заданием первый – тот и победил.
Эстафетная палочка – калоши и зонт.

Жюри оценивает конкурс.

Осень: У нас на севере осень приходит не по календарю, а гораздо раньше. Поэтому все огородники стараются до холодов прибрать выращенные летом овощи.

Ведущие: А для чего человеку овощи?

Осень: А вот это мы сейчас спросим у ребят.

Ведущие: Ребята, расскажите нам о целебных свойствах овощей. Каждый ответ будет засчитываться 1 баллом команде.

Ведущие показывают изображения овощей. Командам надо дать сведения об их полезных свойствах.

1 конкурс: «Помоги белочке запасти шишки на зиму»

Каждой команде дается по 10 шишек и ведру. Каждый участник делает по 5 бросков, стараясь попасть в ведро. Броски суммируются по количеству попаданий.

Выигрывает та команда, у которой больше попаданий в ведро.

3 конкурс: «Подбери шишку»

Шишку в центр положи, себя в пляске покажи.

Кончит музыка играть,

Быстро шишку надо взять! (Музыка песни «Гоп – гоп» Верки Сердючки.)

5 конкурс: « Перейти лужи по камешкам».

Две команды детей в виде эстафеты перекладывают по две картонки, на которые становятся поочерёдно ногами и переходят в другой конец класса, кто раньше.

6 конкурс: «Определи по вкусу».

Определить по вкусу овощи и фрукты, нанизанные на зубочистки, с завязанными глазами.

Побеждает та команда, которая правильно определит больше овощей и фруктов.

7 конкурс для мальчиков «Собери урожай!»

Мальчики с завязанными глазами собирают в ведро, рассыпанный по полу, картофель. Побеждает та команда, которая соберет больше картофелин.

8 конкурс «Собери пословицы».

1.Лето со снопами, а осень с пирогами.

2. Холоден сентябрь, да сыт.

5. Весной дождь растит, а осенью – гноит.

9 конкурс для девочек: «Умелая хозяйка».

По 1 девочке из команды чистят картофель. Жюри определяет победительницу данного конкурса.

10 конкурс: «Волейбол с листьями».

Натягивается верёвка. На одной стороне лежат листья красного цвета, на другой – жёлтого. По команде дети по одному подбегают к веревке, поднимая листик, и перекидывают на другую сторону. Которая команда быстрее перекидает все листочки на другую сторону, та и побеждает.(Дети подбегают по очереди).

11 конкурс: «Угадай, чей листок!»

По полу рассыпаны листики разных деревьев по пять штук с каждого дерева. Каждому участнику нужно собрать листы одного дерева. Жюри оценивает сначала быстроту: какая команда быстрее собрала по пять листочков. Затем дети должны назвать листья какого дерева у них в руках. Засчитываются только правильные ответы.

Конкурс «Поделка»

Для конкурса необходимы пластилин, спички, кусочки фруктов, овощей и грибов.

Ребята вместе с учителем лепят из пластилина тело ежика. Спички следует переломить пополам, а затем воткнуть в спину пластилиновому ежику. На полученные иголочки нужно разместить кусочки приготовленных продуктов. Чем больше их будет, тем лучше, ведь известно, что ежик очень запасливое животное. В процессе изготовления игрушек можно придумать ежику имя и даже сочинить какую-нибудь небольшую историю, где ежик будет главным действующим лицом.

Конкурс «Листопад»

Участники конкурса получают засушенный кленовый листок. Они подкидывают его воздух и дуют на него снизу, чтобы он не упал. Победителем окажется самый ловкий, тот, у кого листочек дольше всех продержится в воздухе.

Конкурс «Ловкое лукошко»

Дети делятся на две равные команды. Все участники встают в две шеренги. Первые участники получают маленькую корзинку с грибами. По команде учителя ребята передают корзинку от первого участника к последнему. А затем в обратную сторону. Передавать корзинку нужно на поднятых вверх руках.

Конкурс «Дары осени»

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает 20 карточек с осенними дарами: картофель, маслята, черника, яблоко, морковь, помидор, свекла, малина, лисичка, голубика, груша, крыжовник, смородина, капуста, подосиновик, репа, кабачок, мухомор, слива, груздь. Они должны правильно разделить их на группы - овощи, фрукты, ягоды, грибы.

Конкурс «Найди лишнее»

Учитель называет четыре слова, одно из которых не подходит по тематике. Дети должны назвать это слово и объяснить, почему именно оно лишнее.

➢ Картошка - морковка - помидор - свекла.

(Помидор лишнее слово, это не корнеплод.)

➢ Лиса - волк - медведь - корова.

(Корова - лишнее слово, это домашнее животное.)

➢ Листья - грибы - ветки - корни.

(Грибы -лишнее слово, это не часть дерева.)

➢ Октябрь - март - сентябрь - ноябрь.

(Март -лишнее слово, это весенний месяц.)

➢ Сорока - дятел - синица - бабочка.

(Бабочка -лишнее слово, это не птица)

➢ Клен - сосна - береза - осина.

(Сосна -лишнее слово, это хвойное дерево.)

➢ Шишки - желуди - семечки - иголки.

(Иголки - лишнее слово, это не семена.)

➢ Груздь - смородина - масленок - опята.

(Смородина - лишнее слово, это не гриб.)

➢ Капуста - крыжовник - черника - малина.

(Капуста -лишнее слово, это овощ.)

➢ Ромашка -- рябина - незабудка - василек.

(Рябина -лишнее слово, это дерево.)

➢ Кедр - пихта - ель - дуб.

(Дуб - лишнее слово, это лиственное дерево.)

➢ Листопад - дождь -туман - гром.

(Листопад - лишнее слово, это только осеннее явление.)

➢ Подберезовик -- мухомор - подосиновик - сыроежка.

(Мухомор - лишнее слово, это ядовитый гриб)

Конкурс «Грибы-грибы»

Учитель дает описание гриба, а дети должны отгадать, что это за гриб.

➢ Мы знаем, что сырыми грибы есть нельзя, а название этого гриба говорит, что можно. (Сыроежка)

➢ Если этот гриб взять в руки, они покроются маслом. (Масленок)

➢ Этот гриб рыженький, и называется как одно лесное хитрое животное. (Лисичка)

➢ Красивая шляпка этого гриба имеет красные цвет в крапинку. Она часто вводит в заблуждение неопытных грибников. (Мухомор)

➢ Этот гриб растет только под березой. (Подберезовик)

➢ А этот гриб растет только под осиной. (Подосиновик)

➢ Этот гриб - «царь грибов». А называют его лишь белым цветом. (Белый гриб)

Конкурс «Собери листву»

На полу разбросаны кленовые листочки. Участникам конкурса завязывают глаза. Детей закручивают, а по команде «Вперед!» отпускают. В течение одной минуты они должны собрать как можно больше листочков. После того как будет проведен подсчет, объявляют победителя.

Конкурс «Дождик»

Участники конкурса танцуют под музыку, но как только музыка заканчивается, они должны сесть на корточки, положить руки на голову, как будто защищаются от дождя, и замереть. Тот, кто пошевелится, выбывает из игры. Конкурс продолжается до выявления одного победителя.

Конкурс «Фрукт-овощ-ягода»

Ребята становятся в круг. В центре - водящий. Он крутится и повторяет «фрукт-овощ-ягода». Как только он останавливается, то говорит любое из этих трех слов. Тот, на кого он указывает, должен быстро сказать название фрукта, овоща или ягоды, в зависимости от того, какое слово назвал водящий. В это время водящий считает до трех. Если за это время участник конкурса не успевает назвать слово, то он выбывает из игры. Повторять слова нельзя.

Конкурс «Осеннее разнообразие»

Ребята делятся на две команды. Каждая получает листок и ручку. В течение пяти минут из выражения «осеннее разнообразие» они должны придумать как можно больше новых слов. Буквы повторять нельзя. Когда ребята закончили, они по очереди называют слова. Та команда, которая придумает больше слов, и будет победительницей.

Конкурс «На внимание»

Ребята должны найти ошибки в предложениях.

➢ «На моем дереве в саду растет много опят».

➢ «Ягоды моркови очень вкусные».

➢ «Из сливовой косточки вырастет пушистая трава».

➢ «Кусты капусты растут по всему лесу».

➢ «Корнеплоды яблок сладкие на вкус».

➢ «Из мухоморов очень вкусный суп».

➢ «Репа красного цвета».

➢ «Хлеб растет на деревьях».

➢ «Осенью распускаются почки».

➢ «Первого сентября заканчивается учебный год».

Конкурс «Осенний букет»

Для конкурса необходимы: белый картон; засушенные березовые, кленовые, осиновые, дубовые листочки; клей; карандаш; фломастеры. На белом картоне дети рисуют вазу, раскрашивают ее, а затем составляют букет и приклеивают сухие листочки к картону. После этого можно устроить конкурс аппликаций.

Мы продолжаем соревнования. Сейчас от каждого класса сюда приглашаем по 2 участника. Мы проверим, как вы умеете работать в команде, и как вы умеете слушать друг друга. Один участник команды - это направляющий. Второму участнику завязывают глаза. Между участниками стоят кубики-грибочки. За 1-2 минуты нужно набрать как можно больше грибов.

Ребята наш осенний праздник подошёл к концу!

Торопится осень закончить дела

Старательно землю дождем полила,

Про птиц не забыла - на юг проводила,

В полях и садах урожай собрала.

Дарила нам разные фрукты сначала

Потом нас грибами она угощала.

Нам нравится осень,

Мы осени рады,

Но и зима к нам стучится в ограду.

Проводим мы осень веселою песней

И зиму суровую встретим все вместе.

Читают заключительное стихотворение.

Уходит тихо Лето,
Одетое в листву,
И остается где-то
Во сне иль наяву?

И ручеёк стеклянный,
И тёплая земля,
И над лесной поляной
Жужжание шмеля.

Приходит тихо Осень,
Одетая в туман,
Она дожди приносит
Из зарубежных стран.

И листьев жёлтый ворох,
И аромат лесной.
Осенний бал весёлый
Несёт она с собой.


Сценарий праздника для 1 – 4 классов

«Именины Осенины».

Цель:

Провести мероприятие познавательно – эстетического направления

Задачи:

1. Способствовать развитию навыков выразительного чтения, творческих способностей детей; умению держаться на сцене; умению сотрудничать в группе;

2. Прививать вкус к прекрасному, к разным видам искусства;

3. Воспитывать умение видеть красивое в обычном.

Вед.:

Здравствуйте, дорогие ребята, гости нашего праздника. Сегодня мы сегодня собрались здесь, чтобы отпраздновать праздник под названием «Именины Осенины».

Как вы понимаете значение слова «Осенины»?

1-й ученик:

Осенины - это древний праздник прощания с летом и встречи осени. Осенины - это встреча осени на Руси.

2-й ученик:

14 сентября - день Семена-летопроводца. С Семена начинались засидки, т.е. работа в избах при огне.

21 сентября - праздновали Оспожинки - праздник урожая. Считалось, что с этого дня лето закончилось и осень вступает в свои права.

3-й ученик:

27 сентября - Воздвиженье. Все приметы, характеристики и рекомендации этого дня так или иначе были связаны у крестьян со словом "двигаться". Воздвиженье осень зиме навстречу двигает, "хлеб с поля на гумно движется", "птица в отлет двинулась", и даже "кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась".

4-й ученик:

В старину на Руси наши предки справляли Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. Праздник отмечают хождением в гости, широким хлебосольством. Непременно навещают родителей и поминают предков.

5-й ученик:

Осенины встречают у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг неё поют песни. После чего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот.

Вед.:

Итак, ребята, давайте сегодня тоже устроим с вами праздник Урожая, праздник Осени! Осень приходит к нам незаметно, украдкой. Первый ее признак – желтый лист. Это значит, что лето прошло, наступила пора осени.

Но сначала давайте попрощаемся с летом. Сейчас для вас обучающиеся 2, 3, 6 классов исполнят танец под названием «Разноцветная радуга».

Встречаем аплодисментами!

(Дети читают стихи):

Вот художник так художник -

Все леса позолотил,

Даже самый сильный дождик -

Этой краски не отмыл.

Красит красным, жёлтым, синим,

Поливает землю ливнем,

Чтобы было интересно,

Но совсем не так как летом.

Осень – славная пора!

Любит осень детвора.

Сливы, груши, виноград –

Все поспело для ребят.

И арбуз, увидев важный,

Оживится детвора –

И радушно скажет каждый:

«Здравствуй, осени пора!»

Здесь мы праздник радостный,

Весело встречаем,

Приходи, мы ждем тебя,

Осень золотая!

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

Почему к зиме деревья

Раздеваются кругом?

А деревьям тоже нужно

Раздеваться перед сном!

Почему не спится ёлкам

С наступленьем осени?

Почему они иголки

на зиму не сбросили?

Им зимою не до сна –

Вдруг заблудится весна!

Снег кружится над землёй,

Тропки занесённые.

Вот и светятся зимой

Огоньки зелёные!

Дарит осень чудеса,

Да еще какие!

Разнаряжены леса

В шапки золотые.

На пеньке сидят гурьбой

Рыжие опята,

И паук - ловкач какой! -

Тянет сеть куда-то.

Ходит осень

В нашем парке,

Дарит осень

Всем подарки:

Бусы красные - Рябине,

Фартук розовый - Осине,

Зонтик желтый - Тополям,

Радость жизни дарит нам.

Осень нас к себе

В гости пригласила.

Чтобы никто не опоздал,

Осень попросила.

И вот мы здесь, сверкает зал,

Но где же Осень?

Вдруг она забыла к нам дорогу?

С делами, может быть,

Замешкалась немного?

Журавли на юг летят,

Здравствуй, здравствуй осень!

Приходи на праздник к нам,

Очень, очень просим!

Здесь мы праздник радостный

Весело встречаем.

Приходи, мы ждем тебя,

Осень золотая!

Вед.:

Давайте вместе произнесем закличку: Осень, Осень, милости просим!

Звучит песня «Осень милая шурши» (под неё входит осень). Диана 7 А

ОСЕНЬ:

Добрый день, мои друзья!

Заждались, поди, меня?

Лето красное стояло,

Долго власть не уступало.

Но всему приходит срок –

Я явилась на порог.

Пришла я, ребята, не одна, а со своими братьями. А как их зовут, вы сейчас отгадаете.

СЕНТЯБРЬ:

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

ОКТЯБРЬ:

Все мрачней лицо природы –

Почернели огороды, оголяются леса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

НОЯБРЬ:

Чёрно поле – бело стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

ОСЕНЬ: А вы знаете, ребята, что в народе эти месяцы называли по-другому?

СЕНТЯБРЬ: Меня называли хмурень, ревун, заревник.

ОСЕНЬ: Сентябрь – ревун, от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей.

ОКТЯБРЬ: Меня называли позимник, листопад, грязник.

ОСЕНЬ: Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.

НОЯБРЬ: Меня называли полузимник, грудень.

ОСЕНЬ: Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка. А вы, ребята, знаете какие-нибудь народные приметы, пословицы, поговорки об осени?

А теперь отгадайте-ка русские народные загадки:

Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь)

СЕНТЯБРЬ: Скинули с Егорушки золотые перышки, заставил Егорушка плакать без горюшка. (лук)

ОКТЯБРЬ: Нарядилась Алёна в сарафанчик свой зеленый, завила оборки густо. Узнаешь ее? (капуста)

НОЯБРЬ: Стоит лепёшка на одной ножке. Кто мимо пройдет, всяк поклонится. (гриб)

СЕНТЯБРЬ: Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет. (лист)

ОКТЯБРЬ: Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (картошка)

НОЯБРЬ: Круглое, как месяц, листья, как ель, а хвост, как у мыши. (репа)

ВЕДУЩИЙ: А знаете, ребята, репа была очень важным овощем (помните сказку про Репку?). Дело в том, что наша любимая картошка появилась на Руси только в 18 веке, а до нее главным овощем была репа. Репу ели свежую, пареную, вяленую. Пекли с репой пироги, делали репной квас, варили кашу.

Осень:

Ребята, послушайте, что произошло в известной вам сказке «Репка»:

Сценка «Репка».

Посадил дед репку! Ох, застряла крепко.

Дед

Надо бабку в помощь звать.

Бабка, иди скорее помогать.

Мне одному не справиться

С желтобокою красавицей.

Бабка

Я – то выйду, помогу,

Только сериал сначала досмотрю.

Дед

Внучку, что-ли мне позвать.

Кто-то ж должен помогать!?

Внучка, дитятко, приди,

Тащить репку, помоги.

Внучка

Я тебе бы помогла.

Только некогда, дела:

Я смотрю журналы мод,

Что ж в моде нынче в этот год.

Дед

Жучка, кошка вы придите

Репку вынуть помогите.

Жучка

Занята уже трудом-

Охраняю двор и дом.

Кошка

А я гоняю мышку-

Серого воришку.

Осень

Нет, так дело не пойдёт.

Ну-ка, выходи, народ,

Собери плоды с полей,

Давай, силы не жалей,

Запасай мои дары!

Нет в году щедрей поры!

Проводится игра Ведущий проводит игру УГАДАЙКА

В чашке лежат кусочки разных овощей или фруктов. Ребенку завязывают глаза и он должен по вкусу определить, что это.

Исполнение песни «Урожай» (Осень листьями всё шуршит)

Сценка “Спор овощей”.

Овощи (хором) Мы попали к вам, ребятки, прямо с огородной грядки.

Огурец Я свеженький, хрустящий, огурчик настоящий.

Был на грядке я зеленым, стану в банке я соленым.

Помидор Очень важный я сеньор, спелый, сладкий помидор.

Красный, сочный я и гладкий. Угощаю всех, ребятки,

Кто мой сок томатный пьет, не болеет целый год.

Горошек Я такой хорошенький зелененький мальчишка.

Если только захочу всех горошком угощу.

Капуста А я капуста сочная. Витаминами горжусь.

В голубцы, в борщи, салаты я, конечно, пригожусь.

Морковка Я – морковка гладкая, оранжевая, сладкая.

Про меня рассказ недлинный:

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок и грызи морковку –

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким!

Свекла Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала.

Надо свеклу для борща и для винегрета.

Кушай сам и угощай, лучше свеклы нету.

Капуста Ты уж, свекла, помолчи,

Из капусты варят щи, а какие вкусные

Пироги капустные!

Зайчики – плутишки любят кочерыжки.

Картошка Я, картошка так скромна

Слова не сказала.

Но картошка так нужна

И большим, и малым!

Лук Я – лучок от всех болезней, я, ребята, всех полезней.

Хоть я горький, не беда. Нужно есть меня всегда.

Все овощи Все мы с огородной грядки, нас запомните, ребятки.

Витаминами богаты и нужны мы всем ребятам!

Выезжает Урожай, сигналит.

Урожай Чтобы овощи и фрукты у нас были на столе

Потрудиться всем нам нужно, непременно, в сентябре! Ну, что все овощи в сборе? Вот так урожай! На славу! Поехали!

Овощи поют песню об урожае: “ Едем, едем мы домой

Месяц СЕНТЯБРЬ проводит игру:

Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Что растет в огороде?». Я буду задавать вопросы, а вы - отвечать «да» или «нет».

- Растет капуста в огороде?

Да!

- Краснеет помидор всегда?

Да!

- А лук на грядке зеленеет?

Да!

- Картошка в огороде зреет?

Да!

-И на траве, как на подушке растет зеленая лягушка?

Нет!

- Есть в огороде перец сладкий?

Да!

- И кабачок растет на грядке?

Да!

- Морковка выстроилась в ряд?

Да!

- Растет на грядках шоколад?

Нет!

- Растут укроп, фасоль, горох?

Да!

- Растет большой и злой бульдог?

Нет!

Молодцы, ребята!

Месяц ОКТЯБРЬ проводит игру.

Игра-конкурс «Подбери шишку»:

Шишку в центр положи,

Себя в пляске покажи.

Кончит музыка играть,

Быстро шишку надо взять!

(Музыка песни «Гоп-гоп» Верки Сердючки)

А у меня для вас такая игра – называется она «Дождик».

Играют в игру «Дождик». Ведущий произносит в произвольном порядке слова «капелька», «2 капельки», «3 капельки», «сильный дождь», «ливень», сопровождая слова движениями. Дети повторяют за ведущим движения. Когда он говорит 1 капелька - одним пальцем стучат по ладошке, 2 капельки - двумя пальцами, 3 капельки - тремя пальцами, сильный дождь - хлопают в ладоши, ливень - очень сильно хлопают.

Ведущий:

Наши ребята даже песню о дождике знают. Послушаем?!

Исполнение песни «Наступила после лета осень» (Таня Е.3 А)

Ноябрь:

Я – ноябрь – приготовил для вас, ребята, такую игру – она называется «Да-нет».

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать –

Куртки, шапки надевать?

Ведущий:

Ветер с листьями играет,

Листья с веток обрывает.

Листья желтые летят

Прямо под ноги ребят.

Ну-ка, листики, выходите,

И нам вальс скорей спляшите.

Учащиеся 2-3-х классов исполняют танец листьев.

СОБЕРИ ЛИСТОЧКИ!

В игре участвуют 2 ребенка. На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.

Ведущий:

Наступает время прощания с Осенью. Чтобы сгладить грусть расставания, ребята 4 а класса подготовили весёлые частушки.

Учащиеся 4А класса исполняют частушки.

1.Говорят, что без частушки

Нет и жизни никакой.

Мы осенние частушки

Пропоем со всей душой!

2.Осенью немало дела,

Осенью полно забот.

Все созрело, все поспело,

Все спешат на огород.

3.Дождь идет не уставая,

Нет ему конца и края.

А мы зонтики возьмем,

Под дождем гулять пойдем!

4.Осень – чудная пора,

Любит осень детвора!

В лес с корзинками мы ходим,

Много там грибов находим!

5.Любим свёклу мы, морковку

И капусту тоже есть,

Потому что витамины

В овощах и фруктах есть!

6.Как красиво, что дождём

Золотым осенним

Листья падают, кружатся,

И под ножки нам ложатся!

7.Что такое? Тук да тук!

По стеклу раздался стук.

Это дождик нас опять

Не пускает погулять!

8.Осень – времечко сырое,

Дождик льется с высоты.

Люди чаще раскрывают

Разноцветные зонты!

9.Нет вкуснее яблок спелых,

Это знает детвора.

Как мы яблоки увидим,

Сразу все кричат: «Ура!»

10.Осень, осень золотая,

Хорошо, что ты пришла!

Ты и яблок, ты и меду,

Ты и хлеба принесла!

11.Мы частушки вам пропели, (ВСЕ вместе)

Вы скажите от души,

Хороши частушки наши,

И мы тоже хороши!

Осень.

Ну, пора мне собираться,

В лес осенний возвращаться.

Ведь зима наступит скоро,

Дел моих еще там много:

Нужно мишку усыпить,

Птиц на юг препроводить.

Очень весело мне было!

Всех ребят я полюбила,

Но прощаться нам пора...

Что поделать? Ждут дела!

Ведущие 1 и 2. Спасибо за праздник! До свидания!

Дети поют песню. « Урожай» 3А.

Сценарий праздника «Осенины- осени именины»

в начальной школе

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня наш праздник посвящается самому красивому времени года – осени. Сегодня мы будем праздновать Осенины – осени именины!

Добро пожаловать гости званые и желанные! Милости просим на осенины. Всех приглашаем, душевно встречаем!

Песня « В сентябре»

Осень - пора щедрая, богатая, хлебосольная. На огородах созрели овощи, в полях – хлеба, в лесах – грибы. Русский народ издавна праздновал осенины, как особый праздник – праздник благодарности природе за щедрый урожай.

Быстро лето улетело Перелётной птицей вдаль Осень чудно расстелила Увядающую шаль!

В шелесте да в шорохе Наш осенний сад. На дорожке пестрые Листики лежат.

Вмиг заворожила взоры Огневой своей листвой, Колоском, созревшим в поле, Пожелтевшею травой.

Одарила гостья – осень Урожаями плодов, Моросящими дождями, Кузовком лесных грибов.

Так давайте славить осень Песней, пляской и игрой Будут радостными встречи, Осень, это праздник твой!

Звучит торжественная музыка. Входит Осень

Осень: Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья! Вы рады встретиться со мной? Вам нравится наряд лесной? Я пришла на праздник к вам петь и веселиться. Я хочу со всеми здесь крепко подружиться!

Пора начать праздник! А то придумал кто-то, что осень – унылая пора!

Здравствуй, красавица, Осень!

Осень: Что за праздник у вас в школе?

Дети: Осенины – осени именины.

Осень: А кто месяцы осенние мне назовёт?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Осень: Проходит быстро месяц, За днями дни летят, Природа постепенно Меняет свой наряд. Забот и дел немало, Есть дочки у меня, И каждую помощницу Зову на помощь я. Познакомиться, друзья, Вы хотите с ними?

Дети: Да!

(Вбегает девочка в венке из фруктов и овощей, на ней фартук с листьями, грибами, в руках корзинка – Сентябринка).

Сентябринка: Я, ребята, Сентябринка, Паутинка – серебринка Листья крашу в яркий цвет, Лучше красок в мире нет. Поспевать велю плодам, Урожай хороший дам

Над лугами рассвело,

Спрятались туманы.

Ну а солнце тут как тут:

Припекает грядки,

Смотрит, как плоды растут,

Всё ли здесь в порядке…

Я, друзья, недаром гордый:

Сверху я зелёный, твёрдый,

Но зато внутри - веселей зари.

Не разбейте ненароком –

Брызну красным сладким соком!

Ну а я, кочан капустный,

Необыкновенно вкусный.

Я с макушки побелел,

Я уже вполне поспел.

Хоть варите, хоть солите,

Поступайте, как хотите

Я хрустящ и свеж –

Режь ножом и ешь!

Мы нарядны и стройны

И, конечно, всем нужны…

Всем мы дороги и любы.

Поострее были б зубы.

Нет, не всяким едокам

Мы, морковки. По зубам!

Не морковь я,

Нет, я злюка!

Стоит вам отведать лука –

Слёзы потекут рекой,

Я на грядке самый злой!

Я превосходный огурец –

Зелёный, крупный, сладкий.

Мне надоело, наконец,

Лежать на этой грядке!

А что вы скажете о ней?

Не правда ли, дурнушка?

А хвост? Мышиного длинней!

Ни дать, ни взять –петрушка!

Я не занёсся высоко,

Я нос не задираю…

Вы думаете. Мне легко

Кормить воронью стаю?

Вороны надо мной снуют,

Клюют без передышки…

А где же семечки возьмут

Вот эти ребятишки?

Игра «Прогони ворон» От каждого класса участвуют по 2 мальчика. В центре в обруче стоит мальчик в костюме подсолнуха. На его плаще пришиты пакетики с семечками. 1 мальчик ворона. 2 сторож. Не даёт сорвать с подсолнуха семечки.

Собирают осенью урожай плодов.

Много людям радости после всех трудов.

Песня «Урожай собирай»

Осень: Ребята, а каком овоще даже придумали сказку? (Репка)

Давайте расскажем эту сказку по новому!

Возле дома огород. Бабка с внучкой у ворот. Жучка – хвост колечком, Дремлет под крылечком. На крыльцо выходит дед, Он в большой тулуп одет. Из открытого окна Деду музыка слышна. “На зарядку, на зарядку становись!”

Дед:

У меня здоровье крепкое, Посажу-ка лучше репку я.

Лопату берёт, Идёт в огород.

Бабка

А у бабки без зарядки, Слава богу всё в порядке!

Рот разевает сладко зевает

Внучка:

Клонит бедную ко сну! С понедельника начну.

На лавку садится – Заплетает косицу. (Выходят жучка и кошка)

Жучка:

Поиграем лучше в прятки!

Кошка:

Обойдёмся без зарядки.

Жучка за кошкой, Кошка – в окошко. Выходит мышка В спортивных штанишках, Майка на теле, В лапках гантели.

Мышка:

Раз и два! И три – четыре! Стану всех сильнее в мире! Буду в цирке выступать – Бегемота поднимать!

Бегает, прыгает, Лапками дрыгает.

Дед:

Ох, умаялся с утра… (Уходит)

Бабка:

Да и мне на печь пора. (Уходит или садится на лавочку)

Звучит музыка. Слышим слова: “На зарядку, на зарядку становись!”

На крылечке снова дед. Видит репу в огороде И себе не верит вроде. Встал он возле репки – Репка выше кепки. Из открытого окна Та же музыка слышна.

Дед:

Эх, бульдозер бы сюда, Без него – совсем беда!

Тянет – потянет – Вытянуть не может.

Дед:

Где ты бабка?

Бабка:

Я сейчас! Ай да репка удалась!

Бабка за дедку, Дедка за репку. Тянут-потянут – Вытянуть не могут.

Дед:

Как тянуть? С какого боку? Выйди, внучка, на подмогу!

Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку Тянут – потянут Вытянуть не могут.

Внучка:

Ломит спину, ноют ручки! Нет, не справиться без Жучки.

Жучка за внучку Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку Тянут – потянут Вытянуть не могут.

Жучка:

Разбудить придётся кошку. Пусть потрудится немножко!

Кошка за Жучку Жучка за внучку Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку Тянут – потянут Вытянуть не могут.

Бабка:

Мышку кликнуть бы на двор.

Кошка:

Мышку звать? Какой позор! Мы пока и сами, кажется, с усами.

Тут из норки мышка – прыг, Ухватилась за турник.

Мышка:

Чем топтать без толку, грядку – Становитесь на зарядку. Чтоб за дело браться, Надо сил набраться!

Все выходят по порядку, Дружно делают зарядку.

Дед и бабка:

Влево – вправо, влево – вправо – Получается на славу!

Мышка:

Встали! Выдохнуть, вдохнуть! А теперь пора тянуть!

Мышка за кошку, Кошка за Жучку Жучка за внучку Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку Тянут – потянут, Вытянули репку.

Учитель: - К чему призывает сказка?

Дети: - Заниматься зарядкой, быть сильными.

Игра «Дегустатор» Проводит мышка. Ведущий выносит на тарелочке разрезанные на маленькие кусочки овощи. Дети с завязанными глазами пробуют овощи и отгадывают их по вкусу.

Давайте повеселимся и споём осенние частушки!Частушки про осень.

Осень: А вот и моя вторая дочка – встречайте.

Листьям – время опадать,
Птицам – время улетать,
Я, ребята, Октябринка,
Золотинка и дождинка
Много дел и у меня
Шубу зайчиков проверю,
Приготовлю им кору
И листвою постараюсь
Потеплей укрыть нору.

Дочь моя вторая, Октябринка золотая!
Покажи свое уменье и представь свои творенья!

Песня «Осень словно яркой кистью…»

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень – не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах,
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…

Танцевальный конкурс (по 2 девочки от класса)

(Выходит “Ноябринка” на голове корона из листьев, в руках блестящие султанчики).

Я, ребята, Ноябринка,
Холодинка и снежинка
Задремали лес, поляны,
На луга легли туманы.
Спит и пчёлка и жучок,
Замолчал в углу сверчок..

Обо мне в народе говорят так “В ноябре зима с осенью борется”. Ноябрь капризен: то плачет, то смеется.

Ведущий: Давайте представим, что нас ждёт в ноябре, разделимся на две команды. Те, что сидят слева, будут изображать дождь, а те, что справа – ветер. (Обращается к тем, что сидят слева.) Эй, вы, помощники удалые! Вы не забыли, как дождь стучит по крышам? Ну-ка!

Дети (громко): Кап-кап-кап-кап! и хлопают.

Ведущий: (к детям, что справа): А вы помните, как ветер воет за окном в ноябре?

Дети (хором): У-у-у-у и руки поднимают вверх раскачиваясь.

Ведущий: Ну, а теперь все вместе!

Дети: Кап-кап-кап-у-у-у-у!

Ведущий: (обращаясь к Ноябринке): Ну что, Ноябринка, похоже?

Ноябринка: Похоже, еще как похоже! Спасибо!


Ходит осень по дорожке, промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета... Затерялось лето где-то.
Дождь осенний налил лужи, перейти скорей их нужно!

ИГРА «ПЕРЕЙДИ ЛУЖИ!»
Участвуют по 2 ребёнка от класса
На полу раскладывают коврики. Каждой команде дают плащ. Делают две дорожки. Ребята должны пробежать, наступая только на коврики.
Все остальное пространство залито водой. Кто быстрее
и аккуратнее справится с этим заданием.

Царица Осень: Как вы думаете, какое самое главное богатство осени? Хлеб!

Давайте вспомним пословицы о хлебе (по 1 от класса)

Каравай земли и неба на твоём столе.

Ничего главнее нету хлеба на земле.

В малом зёрнышке пшеницы летом и зимой

Сила солнышка хранится и земли родной!

Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,

Видишь, пробивается хлебный стебелёк.

Сколько в это зёрнышко вложено труда,

Знают только солнышко, ветер да вода…

И растёт под небом светлым строен и высок,

Словно Родина бессмертный, хлебный колосок!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим.

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Всем классам раздают караваи.

Ведущий: Жалко с вами расставаться, но пришла пора прощаться.
Вы подарок наш примите, чаще в гости приходите.

Подведение итогов конкурса «Золотая осень»

Сценарий фольклорного праздника «Осенины»

Осенние посиделки

Подготовительная группа

Звучит русская народная мелодия: «Из-под дуба». Дети входят в зал, приплясывая. Садятся на свои места. Их встречают воспитатели в русских народных костюмах – Гавриловна (1) и Даниловна (2).

1. Доброго здоровья молодцы, да красны девицы! (здороваются с гостями, поклоны). Мы приглашаем вас на русские народные посиделки.

2. А в старину, на Руси уважаемых людей называли по отчеству, без имени.

1. Поэтому я Гавриловна.

2. А я Даниловна.

1. А собрались мы сегодня на осенние посиделки. Их еще раньше называли засидками или вечерками. Все работы в поле, да на огороде закончены, урожай собран.

2. Можно посидеть рядком, да поговорить ладком.

Себя показать, да на других посмотреть

Всеми детьми исполняется кадриль «Цветки – лютики» (Т. Суворова).

(Несколько девочек идут переодеваться в костюм журавлей. А остальные дети берут осенние листочки и садятся на свои места).

Ребенок:

Наступила Осень золотая.

Птицы приготовились к отлету.

Машут крыльями: «Прощай Земля родная»,

Говорят, взмывая в небо голубое.

Ребенок:

Улетай журавлик, да не насовсем.

Из-за моря ты весну мне принеси.

Расскажи, журавлик, расскажи ты всем:

Осенины нынче на Руси.

Танец «Журавлиный клин». (Т. Суворова).

Ребенок:

В этот лес осенний, терем расписной.

Я войду и ахну, до чего красив.

Пёстрою листвой шумит он надо мной

Осенины нынче на Руси.

Ребенок:

Где-то в перелесках бродит дух грибной.

Что ты хочешь, то у осени проси

Наслаждайся красотою неземной.

Осенины нынче на Руси.

Танец с листьями «Осенняя сюита». (Т. Суворова)

1. Вот такие вечерки, посиделки, собирались у хорошей хозяйки. Изба у нее просторная и теплая. По полу половички домотканые, на столе свечка сальная, чтоб всем светло было, электрических лампочек еще тогда не придумали. (Гавриловна садится на скамеечку, а Даниловна подходит к сундуку, открывает его)

2. А перед вечерками раскрывали девицы бабушкины сундуки, (открывает сундук) одевали белые рубахи, да сарафаны, платки яркие, на шею вешали бусы в несколько рядов, цепочки да монисты. На руки браслеты, пальчики унизывали колечками, богатые барыни золотыми, а бедные – медными. Нарядившись, девицы белились да румянились. Пудрились мукой, румянились свеклой, брови углем рисовали. Идите, девицы и вы ко мне прихорашиваться (вызывает двух девочек).

Конкурс «Ряженье». (девочки наряжаются – одевают бусы, колечки. А потом идут по кругу под музыку, показывая, как нарядились, под аплодисменты).

1. Ну вот и нарядились! (говорит во время показа нарядов девочек)

2. Уж какие красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

1. Выходите-ка, девицы, танцевать вы мастерицы!

2. Кавалеры помогайте, пыль с сапожек отбивайте!

Русский народный танец «Кадриль»

(Гавриловна и Даниловна присаживаются на скамейку).

1. А теперь сядем рядком да поговорим ладком!

2. Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах,

Щелкают орешки, да творят насмешки.

1. пошла я на лыко гору драть…

Увидела, на утках озеро плавает…

Я бросила три палки: одну еловую,

Другую березовую, третью рябиновую!

Бросила еловую – не добросила!

Бросила березовую – перебросила!

Бросила рябиновую – угодила!

Озеро вспорхнуло, полетело. А утки остались!

2. Эх! Это что! А вот со мной случай был!

Лети пуля, жужжит… Я вбок – она за мной…

Я в другой – она за мной

Я упала в кусты – она хвать меня в лоб!

Я цап рукой! Ан, а это жук!

1. Кто еще потешки знает,

Пусть быстрей нам почитает.

(выходят по очереди дети)

Федул, что губы надул?

Кафтан прожог.

Можно зашить.

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот расстался.

Фома. Что из леса не идешь?

Да медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идет!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

Сынок, сходи за водицей на речку!

Брюхо болит!

Сынок. Иди кашу есть!

Что ж, раз мать велит – надо идти!

Что ваши девчата делают?

Шьют, да поют.

А матушки?

Порют, да плачут.

Фома. У тебя в избе тепло?

Тепло. На печи в шубе согреться можно!

1. Насмеялись досыта. Но пора и поиграть в игры.

Русская народная потешка. Игра «Ай гу-гу».

Ход игры: все идут по кругу, а водящий двигается поскоками внутри круга, все приговаривают:

Ай гу-гу, ай гу-гу, не кружися на лугу!

На лугу-то лужица, головушка закружится!

Все останавливаются, пружинящим шагом подходят к водящему за словами:

«Ой, вода, ой, вода, Вове (имя водящего) в лужице беда!» Дети разбегаются, Вова салит детей. Водящим становится тот, кого первым осалили.

Игра «Перепрыгни через лужи» (лужи вырезаны из ватмана; нужно перепрыгнуть через три лужи и вернуться на свое место).

Игра «Кот в мешке» (игра для детей, а затем для родителей и гостей: узнать овощ или фрукт на ощупь, не вынимая его из мешка).

2. Как у нашего соседа весела была беседа,

Гуси в гусли, утки в дудки,

Чечетки в трещотки, чайки в балалайки,

Снегири-краснозобочки застучали в коробочки,

Свиристели в свирели, кукушка в колотушки,

Скворцы в бубенцы, две синицы-крошки заиграли в ложки!

Играют, играют, всех потешают!

Группа детей играют на русских народных инструментах.

Танец с ложками «Коробейники»

(Русская народная песня: «Пойду ль я, выйду ль я»)

1. А кто из вас, ребятки, дразниться горазд? Будем соревноваться, у кого язычек острее.

Дразнилки:

Девочка: Ванька-Встанька, карапуз, надевай большой картуз,

Каравай съешь хлеба - вырастишь до неба.

Мальчик: Наша Маша тоненька. Как в стогу соломинка,

В лапочки обуется, как пузырь надуется.

Девочка: Ты куда, Ванюша, едешь? Ведь телега без колес.

2. А Ванюша отвечает:

Мальчик: Заготавливать овес.

1. (обращается к подруге). Вот пока мы с тобой в тепле сидим, да обо всем говорим, на улице-то дождь прошёл. А наши-то девчата шустренькие, да удаленькие – дождика совсем не боятся. Давай с ребятами посмотрим на них.

«Танец с зонтиками» (музыка Поля Мориа)

2. Гавриловна, иди сюда, поговорим, всю ли ты работушку переделала?

1. А как же, Даниловна. Трудилась с утра до вечера, не покладая рук. Столько дел переделала: и овощи с огорода убирала, и варенья наварила из клубники, да из малины, грибов запасла сушеных, да солёных.

2. Да и наши молодцы, да красны девицы не линились. Заготовили много овощей и фруктов. А давай посмотрим, какой вкусный обед наши девицы и молодцы приготовят. Вот продукты для борща и для компота.

Конкурс «Сварим обед»

1. Ох как вкусно мы поели, так и весело запели.

Хоровод «Выходила молода».

Ребенок:

Эх, возьму я в руки балалайку,

Да потешу я свою хозяйку!

Эй, Тимоха и Демьян, Николай, Семён. Иван…

Сядем, братцы, все рядком

Да частушки пропоем!

Частушки:

1. Мы частушки сочиняем,

Можем их пропеть сейчас.

Мы для вас споем, съиграем…

Попросите только нас!

2. Рассыпайся, горох,

С грядки на грядку.

Пораздайся, народ,

Я пойду в присядку.

3. Оха-ха да хахоньки,

Наши парни махоньки.

Из-за крчек, из-за пней

Не видать наших парней.

4. Я залезуна берёзу.

Ух, какая высота.

Посмотрю по сторонам,

Ух какая красота.

5. А я сирени наломаю,

Набросаю у ворот,

Расплету я руссу косу,

Пусть завидует народ.

6. Оха-ха да оха-ха,

Чья же буду я сноха?

Кто же будет мой жених?

Ох, помучаю я их!

7. Приезжали меня сватать

На серой кобыле.

Все приданное забрали,

А меня забыли.

8. Мы пропели вам частушки

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

(Гавриловна и Даниловна выносят корзину с фруктами)

1. Хорошо пели и плясали молодцы да красны девицы.

2. Весело, задорно. И решили мы угостить вас осенними плодами.

1. Тут и празднику конец.

2. Кто с нами играл и веселился- молодец!

1. А кто тихо в уголочке скучал, Даниловна?!

2. Тот и праздник проспал, Гавриловна!

Конец праздника.

Репертуар:

1. Русская народная мелодия «Из под дуба»;

2. Кадриль «Цветики лютики» - «Танцевальная ритмика» Т. Суворова;

3. Танец «Журавлиный клин» - «Танцевальная ритмика» Т.Суворова;

4. Танец с листьями «Осенняя сюита» -«Танцевальная ритмика» Т.Суворова;

5. Русский народный танец «Кадриль»;

6. Русская народная игра- потешка « Ай гу-гу»;

7. Игры: « Перепрыгни через лужи», «Кот в мешке»;

8. «Танец с зонтиками» - - музыка Поля Мориа «Шербургские зонтики»;

9. Русский народный хоровод «Выходила молода»;

10. Частушки- И.Г.Гаврилова «Истоки русской народной культуры»;

11. Конкурс «Ряженье».

Атрибуты:

  • костюмы Гавриловны и Даниловны- русские народные
  • украшение зала под фольклор
  • скамейка
  • костюмы журавлей
  • осенние листья
  • украшения для ряженья
  • лужи 6шт из ватмана
  • мешок с овощами и фруктами
  • фрукты и овощи, 2 кастрюли, поднос
  • корзина с фруктами -угощение

Сценарий праздника «Осенины» в начальных классах

Дети входят в зал и рассаживаются по классам под музыку.

Вед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались в этом нарядном зале, чтобы встретить очень красивую и щедрую гостью, хотя иногда она бывает хмурой и плаксивой. Отгадайте про кого я говорю:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года ….

Вместе с детьми: Осенью зовется!

Вед.: А по каким приметам, вы догадались, что речь идет про осень?

Дети отвечают.

Вед:А где же хозяйка леса, Осень золотая? Позовем ее все вместе!

Вместе с детьми: Осень, Осень, появись!

С нами в танце покружись!

Входит Осень, кружится под музыку, поднимает детей покружиться вместе с ней.

Осень: Зовут меня все Осень золотая.

Прошла я по лесам и по полям.

Всех с праздником осенним поздравляю!

Здоровья крепкого желаю я всем вам!

Вед: Спасибо осень за поздравления. Наши ребята тоже хотят спеть песню и сказать добрые слова.

Дети читают стихи.

1 ребенок: Осень, осень,

В гости просим!

С листопадом и дождем,

С перелетным журавлем!

2 ребенок: Листопад! Листопад!

Лес осенний конопат!

Налетели конопушки - Стали желтыми опушки.

3. дети из 7 класса (глубокие)

После, дети 5 класса исполняют песню.

Вед.: Осень, а где же твои братцы месяцы?

Осень: Вы разве знаете, что у меня есть братья?

Вед.: Конечно. Какие осенние месяцы вы знаете, ребята?

Дети отвечают.

Осень: Какие молодцы! Значит,вы должны знать и пословицы про моих братьев.

Обращается к 5 классу. Доскажите пословицы про осенние месяцы.

Осень: Вставайте все и поиграем вместе со мной.

Дыхательное упражнение: Дует легкий ветерок-ш-ш-ш-ш

Пока дети выполняют упражнение, осень разбрасывает листья по залу.

Осень: Ой, ребята, увлеклась я и насорила листочками, давайте наведем порядок. Одна команда соберет листочки зеленого цвета, другая - красного, третья - желтого.

Игра « Собери листочки». Участвуют три команды по 2человека, от 1, 2, 4б, 6б, 3а, 7б класса по 1.

Вед: Молодцы все дети, помогли осени собрать листья.

Дети 5 класса исполняют песню.

Раздается свист, шум.

Осень: Кто это шумит в нашем лесу?

Забегает Шалтай – Болтай.

Ш – б: А еще я в осеннем лесу грибы собирал, собирал, а мухоморы да поганки топтал, топтал. Чтобы они, ядовитые, не росли и на глаза не попадались.

Осень: Разве можно так поступать. Ведь ядовитые грибы тоже нужны. Ими лоси лечатся. Да и люди из них лекарства делают.Ребята, а вы можете отличить съедобные грибы от ядовитых? Отгадайте загадки.

Выходят по очереди дети в шапочках грибов из 5 класса, а Осень и Шалтай- болтай загадывают загадки.

Вед.: Белый гриб, опята, лисички, подберезовики, подосиновики можно жарить, сушить, варить из них грибной суп, солить. Если их можно есть, то,как они называются?

Выходят дети и загадывают загадки про ядовитые грибы.

Вед.: Поганки и мухоморы есть нельзя, ими можно отравиться. Как называются такие грибы?

Вед: Грибы пришли к нам не просто так, они принесли с собой игру. И проверят, как вы будете собирать грибы. Съедобные мы будем складывать в корзинку, а ядовитые оставляем, не срываем, пусть ими лечатся лесные зверюшки.

Игра «Собери грибы». Вызываются по 1 человеку от класса в 3 команды. 2,5, 4, 3, 8, 7 кл.

Ш –б: Ну хорошо, хорошо! Буду теперь хорошо себя вести в лесу. Костер разводить не буду, в птиц шишки бросать не буду, и грибы ядовитые топтать тоже не буду! Чем же мне теперь заняться?

Раздается плач. В зал входит Пугало – огородное.

Осень: Это же Пугало – огородное забрело к нам в лес.

Ш.б обращается к Пугалу: А почему ты в лесу? Ты должен находиться в огороде, охранять урожай от птиц, чтобы они его не поклевали.

Пугало: Осень, ты же пришла. Весь урожай уже собрали. Мне пока нечего делать. Вот я и буду скучать до следующей весны, пока новый урожай не посадят.

Вед: А какие овощи выросли у тебя на огороде?

Пугало: Не знаю, ведь в голове у меня опилки, я ничего не запоминаю.

Вед.: Ребята, давайте поможем пугалу - огородному вспомнить, какие овощи и фрукты растут у нас в садах и огородах.

Показываются овощи из корзинки пугала, после фрукты.

Пугало: А зачем люди выращивают овощи и фрукты?

Пугало: Чем же полезны овощи и фрукты?

Вед.: Пугало, наши дети не только знают все про овощи и фрукты, они еще и песню про них знают, ребята давайте споем.

Пугало: Молодцы, ребята, все знаете, не то, что я! Я вот вам принес в корзинках овощи и фрукты, только голова моя садовая, все перепутал. Где овощи, где фрукты? Помогите мне разобрать их по разным корзинкам.

Вед: Хорошо,пугало, овощи ребята сложат в большую корзинку, а фрукты в маленькую.

Игра «Овощи – фрукты».

Вызываются 3 команды по 1 человеку от класса.

Осень: Вот видишь, какие здесь умные и послушные ребята, помогли тебе.

Пугало: Ну, спасибо вам, ребята! Отнесу я все свои гостинцы к вам в столовую. Пусть повара вам сварят вкусный и полезный обед. Шалтай – болтай, помоги мне. До свидания, ребята!

Вед: Подождите не уходите, ребята споют вам песню на дорожку.

Пугало и Шалтай – болтай танцуют под песню и уходят.

Осень: Какие, вы ребята молодцы! Все знаете про меня, про моих братьев, про овощи и фрукты. Знаете, как вести себя в лесу. За это я угощу вас гостинцами

Осень: Ну вот, ребята, и мне пора уходить к себе в лес. Скоро придет злая старуха Зима. А мне нужно проверить, все ли птицы и животные приготовились к зимовке: поменяли летние шубки на теплые, заготовили еду, утеплили свои гнезда и норки. До свидания, дети! До встречи в следующем году!

Вед: Постой, Осень, не уходи, ребята споют тебе песню на прощание!.



Рассказать друзьям