Основы рисования пластилином для детей и взрослых. Пластилинография Пластилиновая графика в детском саду

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Совсем недавно в декоративно-прикладном творчестве появилось еще одно оригинальное и интересное направление – пластилинография. Это новый вид рисования, который уже обрел популярность и активно используется в дошкольных заведениях и младших классах на уроках творчества с детьми. Но многие еще не знают, что это такое. С этим вопросом следует разобраться.

Как видно из названия, под пластилинографией понимают рисование, но не красками, а пластилином. В качестве основы можно взять картон или любую другую плотную горизонтальную поверхность. Полученные картины сами по себе имеют небольшой рельеф и объем, но в качестве декоративных элементов очень часто дополнительно используются различные материалы:

  • — крупа;
  • — зерна;
  • — семечки;
  • — бисер;
  • — бусинки и прочее.

Получается, что пластилинография объединила в себе наиболее востребованные виды творчества: лепку и рисование.

Особенности пластилино­графии

С раннего возраста детей знакомят родители и воспитали в детском саду с таким материалом, как пластилин. Он мягкий и пластичный, ребенок очень быстро учится лепить, разминать, скатывать шары и полоски. Но благодаря новой технике малышу теперь будут доступны новые знания: он научится размазывать, сплющивать, скатывать. Пластилин очень мягкий и податливый, поэтому считается идеальным вариантом для маленького творца.

Очень важно следить во время выполнения работы за пальчиками ребенка. Педагог должен в самом начале научить малыша правильным движениям при рисовании пластилином:

— размазывать пластилин следует двумя способами: сверху вниз или с левой стороны в правую;
— работа выполняется исключительно подушечкой пальца;
— при работе следует следить, чтобы пальчик не гнулся.

Начинать учить малыша рисованию пластилином следует с самых простых картинок и сюжетов. Дети очень любят все самое яркое, поэтому лучше всего выбирать такие композиции, как солнышко, домик, радуга, цветик-семицветик.

Польза пластилино­графии

Не стоит сбрасывать со счетов пользу, которую приносит работа с пластилином, развитию ребенка. Среди основных преимуществ регулярных занятий с пластилином для малышей, которые ходят в младшие классы или детсад, следует выделить:

  • — реализацию познавательной способности;
  • — развитие мелкой моторики;
  • — расширение кругозора;
  • — развитие тактильной чувствительности;
  • — увеличение словарного запаса малыша;
  • — закладку эстетического вкуса;
  • — ознакомление с миром, который окружает ребенка;
  • — развитие способностей сенсорного характера;
  • — появление возможности выразить свои эмоции.

Такие занятия в дошкольном возрасте станут прекрасной подготовкой к школе, ведь благодаря им ручки малыша становятся более послушными и сильными, что положительно скажется на обучении письму.

Этапы обучения и общий план занятий

Работа с пластилином в детских садах начинается уже с младшего возраста, когда малыш достигает трехлетнего возраста. Сначала это простые задания, которые постепенно усложняются. Обучение такому творчеству, как рисование пластилином, состоит из трех основных этапов:

Освоение приема надавливания, который заключается в скатывании шариков, расплющивании их и приклеивании путем прикладывания к основе.

Освоение приема размазывания. Ребенок берет небольшие кусочки пластилина и размазывает их в пределах заданного участка.

Объединение двух предыдущих приемов, чтобы в результате получилась красивая картинка.

Чаще всего план занятий с ребенком дошкольного возраста выглядит следующим образом:

Вводная часть. Первоначально задается настроение перед работой, обыгрывается сюжет или персонаж, которого предстоит рисовать.

Основная часть – создание самого рисунка. Малыши должны сесть за рабочие места и приступить к работе в соответствии с ее описание педагогом. Во время практической части занятия следует периодически проводить с детьми разминку и гимнастику для пальчиков.

Заключительная часть занятия. Здесь не только педагог должен подвести итог, но и малыши демонстрируют свои творения.

Выбор композиции, которую предстоит рисовать пластилином, и ее сложность полностью зависит от возраста малыша и его навыков в таком виде творчества. Дети более старшего возраста предпочитают рисовать животных или сказочных персонажей. При этом очень часто они используют дополнительные декоративные элементы.

Пластилинография не имеет никаких ограничений, в том числе и возрастных. Таким увлекательным занятием с удовольствием занимается как взрослый, так и ребенок, поэтому каждое занятие пластилинографией превращается в увлекательное приключение. Такие занятия не только принесут массу пользы для ребенка, но и станут прекрасным развлечением даже для взрослых.

Творческое развитие детей является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Этот вектор учебно-воспитательной работы ценен не только самим содержанием материала, но и теми методическими возможностями, которые он открывает для других направлений деятельности малышей. Одним из таких «универсальных» видов творческой активности является пластилинография.

Суть понятия

Пластилинография - одно из самых «молодых» направлений изобразительного творчества, нетрадиционная техника лепки, которая позволяет создавать выпуклые, барельефные, образы пластилином на твёрдой горизонтальной поверхности.

Рисунки пластилином получаются очень яркими и объёмными

Что нужно для занятий

Исходя из того, что пластилинография подразумевает рисование пластилином, очень важно подобрать удобные материалы и приспособления для работы. В качестве основы лучше брать картон, пластик или оргстекло (например, для витражной пластилинографии). Пластилин следует подбирать ярких оттенков, хорошо поддающийся лепке, обязательно нежирный, в противном случае на подложке будут оставаться жирные следы.

Для изготовления поделки нужны будут:


Цели и задачи занятий пластилинографией с детьми

Миссия уроков по нетрадиционной технике лепки в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) заключается в:

  • развитии внимания, мышления, памяти, восприятия, речи;
  • тренировке ориентации в пространстве, сенсомоторной координации (в работе с пластичным материалом у детей развивается сила рук, их действия становятся более скоординированными и согласованными, а движения пальцев дифференцированными);
  • воспитании эстетических представлений (ребята получают базовые знания о сочетаниях цветов, фактур, учатся давать оценку продукту изобразительного творчества), а также развитии усидчивости, дисциплинированности и аккуратности.

Работа с пластилином развивает мелкую моторику

Таблица: задачи пластилинографии в ДОУ

Возрастная группа Перечень задач
Первая младшая (одно занятие - отработка одного навыка)
  • обучение скатывать «шарики», делать «колбаски» и «блинчики»;
  • освоение приёма размазывания пластилина по шаблонам с крупными элементами;
  • формирование умения работать по образцу (педагог показывает - ребята повторяют).
Вторая младшая
  • развитие умения самостоятельно придумывать сюжеты;
  • освоение основ работы в мини-группах, парах;
  • формирование навыка давать оценку готовому продукту.
Средняя
  • освоение многоцветных образов (малыши учатся выкладывать картины, в которых детали изображаются 2–3 цветами);
  • развитие умения включать в картины крупу, бисер, пуговицы, камешки и пр.;
  • воспитание заинтересованности в групповой работе.
Старшая,
подготовительная
  • обучение поэтапному созданию полностью самостоятельной коллективной творческой работы (обсуждение замысла, подготовка основы и фона, деталей, соединение элементов в цельную картину);
  • отработка разных приёмов пластилинографии, их комбинация в одной картине;
  • развитие речи (ребята учатся давать словесные описания образам, созданным из пластилина).

Виды пластилинографии в ДОУ

В ДОУ практикуется шесть видов нетрадиционной техники лепки из пластилина, каждый из которых имеет свои особенности выполнения творческой задачи:

  • прямая пластилинография - картина оформляется на горизонтальной поверхности (дети скатывают детали из пластилина в форме «шариков», «колбасок», располагают на основе, при этом на подложку может быть заранее нанесён контур рисунка) – начиная со второго семестра первой младшей группы;
  • витражная или обратная пластилинография (пластилиновые детали выкладываются на обратной стороне прозрачного пластика или оргстекла по нанесённым заранее контурам) – дети 5–6 лет;
  • контурная лепка - картина выкладывается жгутиками (тонкими «колбасками») разной толщины (на основу наносится рисунок, жгутиками, выложенными по границам изображения - так ему придаётся объём, затем жгутиками выкладываются внутренние элементы картины) – второй семестр второй младшей группы или средняя группа в зависимости от уровня подготовленности детей, в частности, развития умения скатывать тонкие колбаски или давить пластилин из шприца;
  • многослойная лепка - изображение получается последовательным нанесением слоёв пластилина (из «лепёшек» разного цвета делаем «слоёный пирог» от тёмных оттенков к светлым, сгибаем заготовку по центру или скатываем в «колбаску», разрезаем на детали) – старшие группы;
  • мозаичная техника - выкладывание картины шариками из пластилина разного размера - вторая младшая, средняя группы;
  • модульная лепка - элементы выполняются в разных видах техники («шарики», «колбаски» прямой техники, жгутики контурной и пр.), а затем эти модули собираются в единую композицию;
  • фактурная техника - создание пластилиновых картин разной степени выпуклости (барельеф - изображение выделяется на фоне менее чем наполовину, горельеф - образ проступает над фоном более чем наполовину, контррельеф - рисунок углубляется в фон) – подготовительная группа.

Видео: контурная пластилинография - мастер-класс

Фотогалерея: примеры поделок в разных видах пластилинографии

Прямая пластилинография - это начальный уровень выполнения поделок, которые могут выкладываться в контуры или располагаться на подложке без них В модульной пластилинографии комбинируются элементы разной формы: шарики, жгутики, колбаски и др Фактурная пластилинография заключается в использовании элементов разной степени выпуклости
Чтобы сделать фон для витражной пластилинографии, достаточно подложить под прозрачную основу лист бумаги с нанесёнными на него контурами, при этом поделка может выполняться разными видами рисунка пластилином, в том числе и многослойным Для выполнения многослойных поделок детям требуется определённая мышечная сила, чтобы сделать переходы гладкими Для контурной пластилинографии используются жгутики разной толщины

Видео: техника обратной пластилинографии

Методы и приёмы работы в нетрадиционной технике лепки

При знакомстве с техникой пластилинографии педагог использует следующие методы:


В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) овладение пластилинографией предполагает использование тех же приёмов работы с пластилином, которые осваиваются и в традиционном технике лепки:

  • раскатывание «колбасок» – кусочек пластилина раскатывается между ладонями;
  • скатывание «шариков» – бесформенный кусочек пластилина формируется в шарик кругообразными движениями ладоней;
  • отщипывание - от «колбаски» отщипываются кусочки разного размера;
  • прищипывание - кусочки соединяются в один элемент;
  • оттягивание - кончиками пальцев пластилиновой детали придаётся заострённая форма;
  • сплющивание в «блинчики» – пластилиновой детали придаётся форма лепёшки.

Кроме этого, малыши знакомятся с приёмами, используемыми именно в технике пластилинографии:

  • размазыванием, когда пластилин размазывается по готовой поверхности кончиками пальцев;
  • примазыванием или придавливанием - соединением деталей для получения цельного сюжета;
  • налепливанием - нанесением элементов из пластилина на шаблон;
  • заглаживанием - приёмом, когда слой пластилина заглаживается смоченными в воде пальцами по поверхности для подготовки основы;
  • смешением разноцветных брусков пластилина для получения новых оттенков - в младшей группе дети разминают небольшие кусочки пластилина в брусок одного цвета, а в средней и старших учатся аккуратно налепливать кусочки разного оттенка один на другой, формируя переходы между ними.

Освоение приёмов работы с пластилином для поделок в традиционной и нетрадиционной техниках идёт параллельно.

Таблица: сравнительная таблица уровня сложности выполнения поделок с детьми разного возраста

Возраст детей Какие приёмы пластилинографии осваиваются В какой форме проводится работа Способ выполнения поделки
Первая младшая
  • скатывание;
  • раскатывание;
  • сплющивание;
  • размазывание;
  • налепливание (простые картины с крупными деталями, например, солнце).
Отдельно с каждым малышом Дети повторяют за педагогом, выкладывающим детали поочерёдно.
Вторая младшая
  • отработка уже изученных навыков;
  • освоение умения работать со стекой и ножницами;
  • отщипывание;
  • прищипывание;
  • оттягивание;
  • примазывание;
  • налепливание.
  • отдельно с каждым малышом;
  • в мини-группах, парах.
Малыши повторяют выполнение рисунка, опираясь на готовый образец, который создавался на глазах малышей.
Средняя
  • повторение освоенных навыков;
  • овладение приёмами смешивания цветов, заглаживания;
  • привлечение в работу таких инструментов, как щёточки (например, зубные), кондитерский шприц или капсулы от ручки, фломастера.
  • индивидуальная;
  • в парах.
  • изготовление поделки по образцу;
  • самостоятельное планирование подготовки элементов картины.
Старшая
  • отработка и комбинация освоенных ранее приёмов;
  • заглаживание (для выполнения заглаживающих движений необходимы определённые мышечные усилия);
  • использование подручных материалов для выполнения поделок (бисера, пуговиц и пр.).
  • индивидуальная работа;
  • в мини-группах;
  • коллективная (всей группой).
  • самостоятельное придумывание сюжетов и материалов для его воплощения;
  • комбинация видов пластилинографии;
  • сюжетно-игровая основа выполнения поделки (дети придумывают словесное сопровождение сюжета - описывают, рассказывают сказки и пр.).
Подготовительная
  • освоение приёмов создания картин в фактурной технике (барельефов, горельефов и контррельефов);
  • отработка навыка оформления готовой картины (рамка, паспарту).

Фотогалерея: примеры работ по теме «Транспорт» в разных возрастных группах

Во второй младшей группе дети работают в прямой пластилинографии, а со второго семестра - осваивают контурный вид В средней группе ребята учатся сочетать более двух контрастных цветов В старшей группе дети учатся заполнять пластилином всё пространство рисунка В подготовительной группе ребята активно подключают дополнительные материалы для изготовления поделок

Подготовка занятий по пластилинографии в детском саду

В детском саду темы уроков по нетрадиционной технике лепки, интегрирующих разные области знаний и виды искусства, очень многообразны. В связи с этим методически грамотный подбор идеи заключается в том, чтобы найти тему, которая отражает реалии окружающего мира и/или соответствует времени года, общественно значимым событиям. Например, создание поделок на тему «Зима» в декабре-феврале, «Флаг России» в канун Дня флага России 22 августа или перед Днём народного единства 4 ноября.

Поделки к праздникам могут быть домашним заданием

Примерная тематика

Для подготовки уроков по пластилинографии педагог составляет рабочую программу , в которую включается перечень целей, задач для каждой группы, расписание занятий, описание УМК, а также календарно-тематическое планирование. При этом з анятия пла нируются в виде тематических блоков, то есть темы уроков разных учебно-образовательных направлений пересекаются. Так, перед Днём матери на занятии по развитию речи дети учат стихотворения про маму, на уроке по ознакомлению с окружающим миром рассматривают историю этого праздника, а на пластилинографии делают поделки, связанные с угощениями.

В младших группах дети только знакомятся с пластилинографией, поэтому темы предполагают изготовление поделок с крупными элементами и не слишком изогнутыми линиями:

  • «Сушки»;
  • «Украшаем одежду»;
  • «Пасхальное яйцо»;
  • «Пирог для мамы».

Примерами составления тематики занятий по пластилинографии для детей 4–5 лет могут быть такие:

  • «Овощи на тарелке»;
  • «Жучки на цветочной клумбе»;
  • «Грибы»;
  • «Солнце в тучах»;
  • «Веточка рябины»;
  • «Осеннее деревце»;
  • «Рыбка»;
  • «Новогодняя ёлка»;
  • «Ёлочные игрушки»;
  • «Снегирь»;
  • «Снежная баба-модница»;
  • «Теремок»;
  • «Весёлая ракета»;
  • «Подарок для папы (дедушки)»;
  • «Цветик-семицветик»;
  • «Белая берёза»;
  • «Космос»;
  • «Звёздное небо»;
  • «Одуванчик».

В старшей группе тематику дополняют занятия, посвящённые изучению народного декоративно-прикладного искусства:

  • «Гжель»;
  • «Тело человека. Человек под дождём»;

В подготовительной группе в тематику включаются также темы, предполагающие усложнение техники пластилинографии:

  • «Кошка» (ребята тренируют навык создания перехода от светлых оттенков к тёмным) ;
  • «Одежда» (дети разрабатывают дизайн одежды, используя разные виды техники - прямой, контурный);
  • «Комнатные растения» (на этой теме дети учатся создавать фактурные изображения);
  • «Моя семья» (эта тема является усложнением изученной ранее темы «Моё тело» - теперь юные творцы учатся соблюдать пропорции между размером человечков разного возраста);
  • «Ландыш» (ребята продолжают работу в фактурной пластилинографии, комбинируя барельеф с контррельефом).

Фотогалерея: образцы работ по пластилинографии на разные темы

В подготовительной группе освоение фактурного вида пластилинографии удобно проводить на теме «Комнатные растения» Роспись «Гжель» обычно делается контурной пластилинографией Сложность выполнения расписной тарелки для детей заключается в выполнении чётких линий При выполнении матрёшки дети смешивают цвета для получения оттенков, например, белого и фиолетового для получения сиреневого, а также учатся их сочетать Для выполнения «зимних» поделок снег, например, на берёзах можно изображать с помощью мазков краской Кораблик в мозаичной технике можно сделать открыткой к 23 февраля В средней группе дети начинают фантазировать на тему формы подложки, делая её круглой, например Изображения птиц в средней группе усложняются прорисовкой оперения Усложнение задания на тему «Рыбка» состоит в заполнении пластилином фона рисунка Для большей рельефности ягод рябины можно скомбинировать два оттенка красного В средней группе дети осваивают выполнение заострённых элементов рисунка, например, траву в композиции с грибами В поделке на темы, связанные с цветами, старшие дошколята тренируют элементы создания контррельефа на листочках В подготовительной группе дети накладывают украшения после того, как основа полностью покрывается пластилином В старшей группе ребята осваивают тему «Тело человека. Человек под дождём» на основании полученных на занятиях лепкой представлений о пропорции строения тела, делая человечков не объёмными, а плоскими Кроме соблюдения пропорций тел, дети 6–7 лет на теме «Моя семья» учатся выдерживать пропорции и в одежде, например, небольшая блузка у мамы и рубашка побольше у папы Тема во второй младшей группе «Пирог для мамы» дублируется в средней, а в старшей группе может продолжиться темой «Торт для друга», в которой малыши отрабатывают приём заглаживания В младшей группе на поделке «Пасхальное яйцо» дети осваивают контурную пластилинографию

Шаблоны для выполнения поделок в технике пластилинографии

Первоначальные навыки изодеятельности в нетрадиционной технике лепки из пластилина дети получают при работе с шаблонами, которые используются, прежде всего, для прямого вида создания рисунков пластилином, но могут применяться и для более сложных разновидностей. Так, создание рисунков, где есть люди, считается одним из самых трудоёмких видов пластилинографии.

Шаблонами для пластилинографии могут служить и обычные раскраски.

Фотогалерея: шаблоны для пластилинографии на тему «Семья»

Шаблон с изображением дедушки и бабушки можно использовать для контурной пластилинографии Шаблон хрюшек можно использовать и в средней группе, если мелкие детали выложить мозаикой или просто раскрасить фломастерами В шаблоне, изображающем маму с детьми, прямой пластилинографией выкладываются кресло, собака, книга, остальные детали раскрашиваются или выкладываются пластилиновыми шариками, жгутиками, сделанными при помощи шприца без иглы Семья бегунов - сложный рисунок, так как в нём много элементов и мелких деталей, для выполнения которых требуется много времени, а значит использовать изображение можно либо для проекта, либо в работе кружка

Фотогалерея: шаблоны для пластилинографии на тему «Зима»

Шаблон такой ёлки подойдёт для прямой пластилинографии, а в старших группах рисунок можно выполнить жгутиками В средней группе этот шаблон можно использовать так: ёлку раскрасить, а игрушки сделать из пластилиновых шариков, старшие дошкольники могут обойтись и без раскрашивания, скомбинировав прямую и мозаичную пластилинографию
Шаблон снеговика может использоваться для прямой пластилинографии в первой младшей группе Рисунок Снегурочки прост в исполнении, так как для него не требуется использовать много цветов пластилина

Фотогалерея: шаблоны для пластилинографии на тему «Домашние животные»

Сложность исполнения овечки в прямой технике будет в том, чтобы попасть в границы контура шерсти, в этом смысле удобнее работать шариками мозаичной пластилинографии или жгутиками контурной Обычно цыплёнок - это первый опыт пластилинографии в младшей группе На рисунке петушка можно отрабатывать приём смешения пластилина разных цветов Для выполнения коровы требуется прорисовать мелкие детали, поэтому задание подойдёт для старших дошкольников, владеющих разными видами пластилинографии

Видео: выполнение поделки «Рыбки в аквариуме» – мастер-класс

Видео: мастер-класс по рисованию пластилином картины «В лесу»

Видео: как нарисовать снегиря пластилином - мастер-класс

Описание конспекта занятия по пластилинографии на тему «Солнышко» во второй младшей группе автора А. Дрынковой

Целью урока педагог ставит создание условий для эстетического развития детей 3–4 лет. Среди задач выделяет:

  • знакомство детей с техникой пластилинографии;
  • обучение детей создавать изображение приёмом размазывания и примазывания одного элемента к другому;
  • развитие эмпатии, воспитание стремления помочь герою, который попал в беду.

В качестве материалов используются:

  • пластилин двух цветов - жёлтый и оранжевый;
  • плотный цветной картон;
  • стеки;
  • доски для лепки;
  • салфетки.

Ход занятия


В своей практике этим конспектом я успешно пользовалась в работе с детьми первой младшей группы. С моей точки зрения, для второй младшей рисунок слишком простой.

Видео: занятие по пластилинографии на тему «Ёлочка» в средней группе

Подготовка проекта по рисунку пластилином

Для более глубокого осмысления той или иной темы и расширения представлений ребят о технике пластилинографии в педагогической практике применяется метод проектов. Как правило, в практике ДОУ проекты по пластилинографии краткосрочные, то есть требующие небольшого отрезка времени для подготовки (2–3 дня). Разработка проекта включает несколько ступеней подготовки.

  1. Формулирование целей и задач. Целью проектной методики в пластилинографии является формирование творческого подхода при решении учебно-воспитательных задач. Задачи подготовки и выполнения проекта при этом следующие: отработка выполнения элементов в том или ином виде техники, обучение навыкам создавать художественные образы объектов мира вокруг, тренировка умения работать на ограниченном пространстве основы поделки, воспитание эстетического вкуса, усидчивости и умения работать в коллективе.
  2. Составление плана выполнения проекта. Этот этап включает: подготовку необходимых материалов и оборудования, мотивацию детей к выполнению задания. Важное значение имеет также событие, к которому приурочено выполнение проекта (например, наступление зимы, праздники).
  3. Выполнение проекта.
  4. Презентации результатов проектной деятельности. Это своеобразный отчёт, который может быть представлен в виде рассказа (защиты) поделки, выставки готовых работ в группе или актовом зале.

Пример описания проекта «Подарки осени»

Рассмотрим образец составления проекта на тему «Подарки осени» в подготовительной к школе группе.


Фотогалерея: идеи для проекта по теме «Подарки осени»

Для выполнения проектного задания можно также использовать дополнительные материалы, например, крупу Чем мельче детали и разнообразнее оттенки цветов, тем больше времени требуется для выполнения проекта Детям среднего возраста можно начинать с проектов по прямой пластилинографии

Работа кружка по пластилинографии

Кружок по пластилинографии организуется с целью расширения круга тем для поделок, а также для привлечения дополнительных материалов в процесс творчества.

Перечень полезных ресурсов для кружковой деятельности

Прежде чем приниматься за разработку рабочей программы кружка по рисунку пластилином, необходимо ознакомиться с тонкостями методики работы с дошкольниками в этом виде технике лепки:

  • Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003;
  • Шницкая И. О. Аппликация из пластилина Д.: Феникс, 2008;
  • Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста (1–3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика - Синтез, 2006.

Кружковая работа даёт дополнительное время на создание сложных картин из пластилина

Материалы для самообразования

В качестве материалов для самообразования в рамках освоения техники пластилинографии в ДОУ педагогу нужно познакомиться с наработками в области развития мелкой моторики с помощью лепки у дошколят разного возраста:

  • Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2006;
  • Большакова С. Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.- М.: ТЦ Сфера,2009;
  • Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М.: Педагогика, 1973;
  • Павлова Л. Значение развития действий рук // Дошкольное воспитание. 1984, № 1;
  • Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: Хардфорд,1996.

Важные нюансы составления программы работы кружка

Составление программы кружка по рисунку пластилином включает учёт следующих аспектов:

  • особенности возраста подопечных (освоение видов должно выстраиваться последовательно, а приёмы соответствовать мышечной силе малышей, например, заглаживание осваивается только со старшими дошкольниками - у малышей просто сил не хватит на заглаживание переходов оттенков и элементов);
  • форма проведения уроков (игры - для младших и средней группы, сюжетные рассказы - для старших дошколят);
  • методы и приёмы взаимодействия с детьми (с малышами это в основном словесные методы, в старших группах - практические);
  • оснащение занятий (привлечение ИКТ);
  • расписание уроков (обычно одно занятие в неделю, с детьми 5–7 лет возможно проведение двух уроков в неделю);
  • ожидаемые результаты работы;
  • перечень тем для занятий.

Фрагмент программы деятельности кружка по пластилинографии для детей 5–6 лет

В своей практике в рабочей программе кружка по нетрадиционной технике лепки «Пластилиновая ворона» в старшей группе я освещала следующие позиции:

  • использование компьютера и мультимедийного проектора для демонстрации готовых работ, шаблонов и видеороликов с порядком выполнения поделок, что способствует развитию у ребят креативности;
  • режим работы кружка - занятия проводятся 2 раза в неделю после дневного сна;
  • продолжительность урока - 30 минут;
  • среди разрабатываемых тем – «Просторы космоса» (мозаичная пластилинография), «Цветущий яблоневый сад» (контурный рисунок пластилином), «Гжель» (витражная пластилинография) и др.

Следует отметить, что тематическое планирование с описанием целей каждого занятия составляет основную часть программы.

Таблица: Чернышова А.А. фрагмент тематического планирования кружка по пластилинографии в старшей группе на сентябрь

Номер п/п Название темы, основные задачи Количество часов Дата проведения
1 Введение.
  • изложить правила техники безопасности, инструктаж по технике безопасности;
  • объяснить особенности использования материала.
1 сентябрь
2 «Змейка»
  • развивать у детей интерес к изобразительной, художественной деятельности;
  • расширять представления детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету;
  • помочь детям вылепить туловище змеи из пластилина двух цветов посредством перекручивания между собой;
  • заинтересовать детей украшением объекта декоративным узором;
  • знакомить детей с использованием способов скатывания пластилина, расплющивания из мелких комочков, полученных способом разрезания стекой на одинаковые части узкого цилиндрика (колбаски) для украшения поделки.
1
3, 4 «Какая осень без грибов»
  • формировать у детей обобщённые представления об осеннем времени года;
  • создавать лепную картину с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступают над поверхностью горизонтальной основы, упражняя навыки раскатывания, сплющивания;
  • испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво выполненной поделки, реализации конструктивного замысла.
2
5 «Осенний лес» (пейзаж)
  • вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи;
  • знакомить детей с жанром изобразительного искусства - пейзажем;
  • развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приёмов в работе с пластилином: раскатывания, сплющивания;
  • обучать детей приёмам работы в технике «пластилинографии»: лепить отдельные детали - придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей;
  • испытывать чувство радости от полученного результата.
1
5 «Украсим сервиз» (натюрморт)
  • формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их художественному изображению в натюрморте.
  • познакомить с понятием натюрморт, формируя обобщённые понятия (чайная посуда);
  • развивать у детей чувство композиции, цвета - располагать элементы на поверхности предмета, соединять отдельные элементы в рисунок цветов, листьев, декоративных узоров;
  • закреплять умение соединять части изделия, заглаживая места скрепления.
1
6 «Украсим галстук для папы»
  • заинтересовать изготовлением подарков для папы;
  • развивать мелкую моторику рук при раскатывании пластилина на мелкие цилиндрики-полоски и кружочки, одинаковые по размеру после разрезания на равные части большего куска;
  • формировать эстетическое отношение к предметам одежды;
  • закреплять умение работать аккуратно, испытывая чувство удовлетворения от проделанной работы.
1

Видео: идея картины «Божья коровка на цветке» для занятий кружка по пластилинографии

Мониторинг по рисунку пластилином

Диагностика процесса и результатов работы детей в технике пластилинография осуществляется в рамках мониторинга всех видов творческой деятельности воспитанников. Процедура оценки осуществляется через наблюдение при осуществлении индивидуальной и групповой работы. При этом педагог оценивает деятельность ребёнка по шести позициям.

Таблица: критерии для мониторинга по пластилинографии

Анализируемый параметр Критерии оценки
Творческая активность
  • повышенный интерес, творческая активность - высокий уровень;
  • ребёнок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагог - средний уровень;
  • ребёнок не активен, выполняет работу без особого желания - низкий уровень.
Сенсорные способности
  • форма передана точно, разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения - высокий уровень;
  • есть незначительные искажения, отступления от краски - средний уровень;
  • форма не удалась, безразличие к цвету, одноцветность - низкий уровень.
Композиция
  • по всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами - высокий уровень;
  • рисунок расположен на полосе листа - средний уровень;
  • композиция не продумана, носит случайный характер - низкий уровень.
Общая ручная умелость
  • хорошо развита моторика рук, аккуратность - высокий уровень;
  • ручная умелость развита - средний уровень;
  • слабо развита моторика рук, требуется помощь - низкий уровень.
Самостоятельность
  • выполняет задания самостоятельно, без помощи, ребёнок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца - высокий уровень;
  • требуется незначительная помощь - средний уровень;
  • выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция - низкий уровень.
Показатели технических навыков Раскатывание
Сплющивание
  • выполняет самостоятельно - высокий уровень;
  • требуется небольшая помощь - средний уровень;
  • выполняет действия с помощью педагога - низкий уровень.
Размазывание
  • выполняет самостоятельно - высокий уровень;
  • требуется небольшая помощь - средний уровень;
  • выполняет действия с помощью педагога - низкий уровень.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Пластилинография:

основные приемы, виды пластилинографии, особенности проведения занятий в разных группах

Сущность пластилинографии как вида детского творчества. Цели, методы, приемы

Пластилинография относится к нетрадиционной технике лепки, она представляет собой рисование пластилином на какой-либо плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются в большой или меньшей степени рельефными. Кроме того, пластилинография допускает включение в композицию вспомогательных деталей - бисера, бусин, природного, а также бросового материала.

Возможности в плане развития и обучения дошкольников

  • В процессе работы развиваются такие психические процессы, как внимание и память, логическое мышление и воображение.
  • Пластилинография раскрывает творческий потенциал детей, причем с самого младшего возраста.
  • Выполнение подобных поделок развивает пространственную ориентацию, сенсоомоторную координацию - это именно те функции, которые обеспечивают успешное обучение в школе.
  • Пластилинография - достаточно кропотливый процесс, который стимулирует усидчивость, терпение, стремление доводить начатую работу до конца.
  • Данная разновидность лепки совершенствует мелкую моторику - происходит подготовка детской руки к письму.
  • Занятия пластилинографией способны снимать у детей мышечное и нервное напряжения.
  • При данном виде творчества происходит интеграция образовательных областей (познание окружающего мира, развитие речи, музыка).
  • При успешном освоении данной техники ребята могут делать экскюзивные подарки своим родным и друзьям, создавать картины, которые украсят домашний интерьер.

Выделим основные цели пластилинографии как вида продуктивной деятельности дошкольников:

  • Совершенствование навыков работы с пластилином, стимуляция интереса к изобразительной деятельности.
  • Овладение новыми приемами лепки (надавливание, размазывание, скатывание).
  • Развитие умение ориентироваться на листе бумаги.
  • Совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений руки.
  • Воспитание таких качеств, как аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
  • Развитие фантазии и эстетических чувств.

Овладение техникой пластилинографии предполагает применение в процессе работы разнообразных приемов. С некоторыми из них дети уже познакомились на занятиях традиционной лепкой.

Это раскатывание кусочка пластилина между ладонями, в ходе которого он удлиняется и получает форму цилиндра.

При скатывании кругообразными движениями ладошек происходит формирование шарика.

Оттягивание – получение заостренного кончика предмета с помощью движений кончиками пальцев.

Сплющивание – сдавливание шарика в форму лепешки. С помощью стека либо нажимом пальцев такой детали можно придать изгибы, углубления.

Следующие же приемы являются характерными именно для пластилинографии. Это заглаживание, надавливание и размазывание , которые необходимы для создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняется усилиями кончиков пальцев. Что касается размазывания, то оно может выполняться сверху вниз либо слева направо.

Кроме того, при создании картин в технике пластилинографии ребята учатся смешивать разные цвета пластилина для получения необычных оттенков. Такой трудоемкий, но интересный процесс осуществляется разными способами. Куски пластилина можно размять, а затем перемешать в одном кусочке. Другой вариант - пластилин смешивается непосредственно на основе, мазки накладываются поочередно и размазываются на поверхности.

Виды пластилинографии, применяемые в детском саду

На занятиях в детском саду применяются различные виды пластилинографии. Наиболее привычна прямая пластилинография, при которой лепное изображение формируется на горизонтальной поверхности. Малыши способны освоить эту технику уже с раннего возраста - для этого воспитатель предлагает им простой рисунок без мелких деталей. В старшем же звене дети создают более сложные композиции. Подобный рисунок заполняется пластилином (лучше восковым) на плотном листе картона (лучше предварительно оклеить его скотчем - так удобно корректировать изображение). Размазанный пластилин производит эффект мазков масляной краской.

При обратной пластилинографии рисование выполняется на обратной стороне стекла либо иной прозрачной поверхности. В дошкольном учреждении для этих целей обычно используется пластик либо оргстекло (поскольку применения обычного стекла для дошкольников небезопасно). Рисунок намечается на поверхности маркером, а затем заполняется пластилином (размазывается тонким слоем). По контуру готовую композицию можно обозначить полосками - получится подобие рамки.

Модульная пластилинография – картина из пластилиновых валиков, шариков, дисков и других элементов. Это более сложная техника, требующая от детей овладение всеми приемами лепки.

Модульная пластилинография

Мозаичная пластилинография – изображение, составленное исключительно из пластилиновых шариков. Это наиболее простая техника, главное здесь - красиво подбирать цвета и аккуратно заполнять пространство, не выходя при этом за контур.

Мозаичная пластилинография

При контурной пластилинографии обязательно используются тонкие пластилиновые жгутики, которые обозначают силуэт предмета.

Контурная пластилинография

подразумевает последовательное нанесение не поверхность нескольких слоев. Такая техника более всего подходит для пейзажных композиций - изображения неба, леса, гор, когда слои накладываются друг на друга. Элементы иногда прикрепляются к основе с помощью тоненьких валиков - получается своего рода 3-Д эффект. Отметим, что подобные работы довольно сложны для дошкольников и уместны только в подготовительной группе.

Многослойная пластилинография

Фактурная пластилинография отличается выпуклым изображением и, в свою очередь, подразделяется на барельеф (рисунок выступает над фоном менее чем наполовину), горельеф (более чем на половину) и контррельеф (углубленный рисунок).

Фактурная пластилинография (барельеф)

Пластилинография у детей разного возраста. Уровень сложности поделок

Младшая группа

Знакомить детей с пластилинографией можно уже в самом раннем возрасте - начиная с ясельной группы. Малыши 2–3 лет вполне способны осваивать простейшие приемы - скатывать шарики, раскатывать жгутики, сплющивать их в лепешки. Конечно, детские пальчики еще довольно неуклюжи, поэтому педагог должен предлагать картинку с небольшим количеством крупным деталей. Для начальных занятий замечательно подойдут такие темы, как «Солнышко», «Цветочек», «Радуга». Воспитатель рисует карандашом силуэт предмета, а ребенок дополняет его пластилиновыми точками. Например, это может быть дерево, которое малыш дополнит красными или желтыми яблочками. Другой вариант - ваза, в которой ребенок изобразит букет цветов.


вторая младшая группа

пластилинография в ясельной группе (ствол оформляет воспитатель)


вторая младшая группа

Средняя группа

К средней группе ручки детей становятся уже более ловкими, и воспитатель может переходить к более сложной технике пластилинографии. Дошкольникам 4–5 лет уже могут создавать картину из тонких жгутиков, скрученных в виде улитки. Педагог может нарисовать волшебную птицу, а ребенок раскрасит ее перья пластилином разных цветов. В этом возрасте ребята учатся не выходить за контур изображения, а также использовать в работе дополнительные материалы (крупу, бусины), что сделает картинку более

Средняя группа

Средняя группа

В старшем дошкольном звене дети уже способны создавать сложные композиции (изображения пейзажей разных времен года, животных, человека и пр.), фантазийные работы. Педагог может предложить детям 5–7 лет размягченный пластилин, который накладывается на основе с помощью шприца тонкими полосками. Такой прием, без сомнения, вызовет у ребят восторг. Замечательное решение для старшей и подготовительной группы - коллективные композиции.

подготовительная группа

подготовительная группа

Интересные темы для занятий, фото

Занятия пластилинографией в детском саду могут затрагивать самую разную тематику. Лучше всего их приурочить к занятиям по ознакомлению с окружающим миром. Так, осенью будет целесообразно предложить такие темы, как «Листопад», «Корзинка с грибами», «Дары осени» (овощи-фрукты), «Астры». После знакомства с темой «Птицы» ребятам будут рады изобразить сову, лебедя или павлина, а после темы «Морские обитатели» - золотую рыбку, дельфина, осьминога. Поделка в технике пластилинографии закрепит знание диких и домашних животных («Ёжик», «Кошка» и пр.)

Зимой будут уместна следующая тематика: «Снеговик», «Новогодние шары», «Нарядная елка», «Снежинка», «Снегирь», «Пингвин на льдине». В старшем дошкольном звене это могут быть пейзажные зимние композиции, в том числе коллективные (такие работы, в принципе, могут затрагивать все времена года).

Весной будет актуально изобразить первые цветочки («Подснежники», «Одуванчики»), насекомых («Бабочка», «Божья коровка»).

В технике пластилинографии получаются замечательные подарки. Например, к 8 Марта это может быть «Букет для мамы» или композиция для папы («Танк», «Летящие самолеты», «Кораблик» и пр.). Чтобы такая работа была более эффектной, рекомендуется поверхность готовой композиции покрыть бесцветным лаком.


Хохломские узоры


Подарок папе


Мозаичная техника

Шаблоны для пластилинографии в детском саду

Перед тем, как приступить к работе с пластилином, ребенку необходима картинка-основа, или шаблон. Старшие дошкольники обычно рисуют их самостоятельно. Детям более раннего возраста воспитатель предлагает готовые силуэты. Шаблоны бывают простыми (предметное изображение) либо представляют собой сложные сюжетные композиции со множеством мелких деталей. Последний вариант приемлем, конечно же, для старшей и подготовительной групп.

Шаблон


Шаблон

Шаблон

настоящие шедевры.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 000 комбинированного вида»

«Рисование пластилином (пластилинография) »

Подготовила:

воспитатель высшей кв. категории

Саранск – 2014г.

Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин.

Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми, именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.

Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.

В процессе занятий с пластилином малыш начинает проявлять творческие способности, значение которых для формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить. Помимо этого, не стоит забывать и о таком аспекте, как подготовка кистей рук к занятию письмом, которое в наше время нередко начинается ещё до того, как ребёнок отправится учиться в школу.

Итак, стало окончательно ясно, что занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль в полноценном творческом развитии малыша.

В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.

Именно в детстве впервые все мы узнаём о существовании пластилина. Но, оказывается, этот материал может служить незаменимым художественным средством для работы в живописном жанре. Да, пластилином можно рисовать картины.

Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно.

Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, который, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что ни будь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых детских рисунках в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – все это мое!».

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» – создавать, рисовать, а первая половина слова "пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности, нетрадиционная техника использования пластилина.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, плоскостных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник.

Зачем рисовать пластилином? - спросите вы. Очень просто. Далеко не каждый научился писать маслом. Этому в школе не учат. А создать рельефный шедевр хочется уже сегодня. Пожалуйста, к вашим услугам пластилин. Хотите знать, как будет выглядеть картина? - пересмотрите "Пластилиновую ворону".

Пластилином можно не только лепить, но и с помощью его рисовать.

Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в дошкольном учреждении может стать необычным, увлекательным решением задач творческого развития детей .

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

Важное значение приобретает цвет пластилина, как средство выразительности.

Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином;

Обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

Развитие мелкой моторики;

Ознакомление с окружающим миром;

Развитие эмоций и фантазии.

Использование приемов и материалов нетрадиционной техники позволяют добиваться следующих результатов:

Дети увереннее работают с пластилином, в итоге нет одинаковых работ;

Становятся более внимательными;

Улучшает речевое развитие детей;

Формируются положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками;

Развивается волевое усилие (дети стараются выполнить до конца работу, увидеть свой конечный результат);

Развивается общая и мелкая моторика.

Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и интеллекта ребенка.

Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.

Пластилин – пластичный и мягкий материал для детского творчества, обладающий свойством принимать и держать заданную форму.

Итак, не каждый пластилин, подходящий для лепки, годится для рисования. Проведем его тестирование.

Пластилин плавающий флюорисцентный "Акваформ", компания "Гамма" (Россия):

Пластилин вначале пластичный, в процессе размягчения начинает немного подсыхать. И это "немного" - играет роль во время рисования. Вначале пластилин приклеивается к бумаге, но, подсыхая, начинает крошиться. Для рисования его лучше не использовать, иначе уже в процессе работы будет происходить потеря покрытия.

Пластилин плавающий, "Луч" (Россия):

Эластичнее других плавающих пластилинов. Можно смело соединять детали - они не упадут через десять минут с основы, следовательно цельность работы удастся сохранить до момента помещения в рамку и под стекло. Пластилин - матовый, если вы хотели бы получить "эффект масла", то он не отразит замысла художника.

Пластилин плавающий, Koh-I-Noor (Чешская Республика):

Слабозакрепленные цвета окрашивают не только пальцы, но и пограничные элементы. Поэтому при работе таким пластилином работа будет выглядеть несколько неряшливо. Пластилин неплохо клеится к бумаге, но не держит соединение между отдельными элементами. Таким образом, это один из самых неудобных для рисования видов пластилина.

Паста для моделирования Idigo (Италия):

Паста не держится на бумажной основе. Отдельные элементы также не удается соединить. Уже в процессе работы, когда основа еще лежит на горизонтальной поверхности, покрытие высыхает и начинает отваливаться кусками. Таким образом, паста вообще не подходит для рисования.

Пластилин "Мультики", компания "Гамма" (Россия):

Хорошо ложится на бумагу, но труден в работе: требует хорошего нагрева в руках и длительного размягчения. Таким образом, для рисования придется не только приложить определенные усилия, но и потратить больше времени. В остальном он очень удобен и дает рельефное глянцевое покрытие, которое не крошится. Несколько подкачали в наборе оттенки, что является для многих художников важным моментом. Цвета отличаются насыщенностью, но не чистотой.

Пластилин на растительной основе, Jovi (Испания)

Очень мягкий пластилин, рисовать с его помощью достаточно удобно. Хотя он хорошо подходит только для нанесения на основу методом размазывания. Создавать рельефные картины с его помощью труднее: он легко теряет форму, да и количества в наборе обычно недостаточно для рельефной картины. Пластилин дает глянцевое покрытие.

Пластилин с золотом "Престиж", компания "Луч" (Россия):

У этого пластилина - все в меру: он достаточно жесткий, чтобы держать заданную форму (тем самым он дополнительно укрепляет основу) и достаточно мягкий, чтобы наносить на основу. Кроме того, он в меру "липкий", но не размазывается по пальцам. Пластилин идеально подходит для рисования пластилином.

Восковой пластилин "Малыш", компания "Гамма" (Россия):

Удобен для рисования маленьким детям, так как пластилин - мягкий, хорошо клеится к основе и между собой, легко распределяется по поверхности, при этом мало пачкает руки.

Пластилин, Koh-I-Noor (Чешская Республика):

Очень похож по характеристикам на плавающий пластилин Koh-I-Noor, чуть эластичнее. В любом случае с ним лучше не связываться в качестве пластилина для рисования.

Несколько советов начинающим.

Для основы картины лучше использовать плотный, неглянцевый картон. Можно и бумагу для рисования, но также плотную, чтобы картина держала форму и не сбрасывала готовые элементы. В качестве долговечной основы подойдет оргстекло и фанера.

При частичном покрытии поверхности, проверьте предварительно качество соединения пластилина с основой. Если пластилин плохо приклеивается, он в любой момент работы может отвалиться.

Стек используют для нанесения контуров на пластилиновую поверхность или придания поверхности фактуры.

Дополнительные детали можно сделать из бусин, бижутерии , пуговиц, желудей и других мелких элементов.

https://pandia.ru/text/79/152/images/image005_51.jpg" width="298" height="222 src=">

Наносите пластилин с верхней части картины, чтобы не испортить ладонью уже готовые участки.

Готовую работу можно вставить в рамку со стеклом. Таким образом удастся надолго сохранить цельность картины и защитить ее от налипания пыли.

https://pandia.ru/text/79/152/images/image009_33.jpg" width="158" height="209 src=">

Приемы работы с пластилином и возраст ребенка:

С младшего возраста дети с помощью родителей (взрослых) могут освоить следующие простейшие приёмы работы с пластилином:

Раскатывать «колбаски» и «шарики»,

Сплющивать «лепешки»,

Вытягивать пластилин,

Слеплять детали друг с другом.

Регулярная работа с пластилином уже к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту позволяет ребенку создавать более сложные композиции (фигурки, пластилинографию) с помощью разнообразных и комплексных приёмов:

Выполнение декоративных налепов разной формы,

Прищипывание,

Сплющивание,

Оттягивание деталей от общей формы,

Плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. В

И даже смешение разных цветов пластилина для получения промежуточных оттенков - приём «вливания одного цвета в другой».

Приемы нанесения пластилина на основу.

Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начать в младшем возрасте с простых приемов и создания простых картинок, постепенно к старшему возрасту переходить к созданию более сложных картин.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема.

Первоначальными приёмами обучения в рисовании пластилином являются: скатывание пластилиновых шариков, очень небольших размеров (не более 3), их надавливание, размазывание по поверхности основы (плотный картон) для создания плоского или полурельефного изображения.

Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

Смешивание пластилина.

Для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами:

Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.

Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Пластилин наносят на картину не кистью или валиком, а пальцами. С такой работой справится не только взрослый, но даже карапуз. К тому же в пластилиновую картину всегда можно внести коррективы. НО! Есть к пластилину одно главное требование - он должен хорошо держаться на основе. Плюс ряд "неглавных" требований: материал должен быть эластичен (чтобы не трескался и не отваливался кусками), гладким (чтобы элементы не выглядели, как кожа бегемота), теплостойким (чтобы не потерять шедевр однажды жарким днем).

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

Наш опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Список использованной литературы

1. , «Поделки из пластилина и солёного теста», Москва, ОНИКС, 2009г.

2. , «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина», Ярославль, 1998г.

3. «Лепим с мамой», Москва, 2005 г.

4. , «Технология», Москва, 2005г.

5. Из опыта работы.

С пластилином с самого раннего детства знаком каждый из нас. Пластилин — мягкий и податливый материал, притягивающий к себе каждого малыша.

Из пластилина лепятся самые различные штучки — от простых колбасок и шариков до более сложных деталей.

Видя, как чудно можно изменять форму с помощью пластилина, малыши приходят в восторг и готовы заниматься лепкой длительное время, в то время, как родители могут делать свои повседневные дела по дому.

Однако не всем известно, что с помощью пластилина можно не только лепить разные фигурки, но и создавать самые настоящие картины. Изображения на таких картинах получаются выпуклыми и невероятно красивыми.

Такая техника создания картин из пластилина получила название пластилинография. Занятие пластилинографией очень увлекательно не только для детей, но также и их родителей или просто взрослых людей, которые не безразличны к творчеству из пластилина.

Для детей же пластилинография полезна еще и для развития у них интеллектуальных способностей, творчества и воображения, моторики рук.

Только ли в этом мы видим пользу для дошкольников от занятий Пластилинография?

Пластилинография и ее роль в развитии дошкольника

В момент изготовления пластилиновой картины мальчишки и девчонки обретают полезные навыки:

  • ориентировка в горизонтальной плоскости;
  • познание с окружающим пространством;
  • умение работать с пластилином;
  • интерес к занятию лепкой и творческой деятельностью;
  • формируется эмоциональное восприятие и развивается фантазия;
  • появляется и усовершенствуется художественно-эстетический вкус;
  • и, наконец, развиваются творческие способности и пространственно-образное мышление.

У дошколят раннего дошкольного возраста формируется самостоятельность в процессе пластилинографией. А дошкольники постарше получают значительный социальный опыт, что очень важно для социализации и адаптации в детском коллективе.

Можно также отметить, что пластилинография является эффективным средством для снятия эмоционального напряжения.

Составляющие пластилина

Пластилин для лепки изготавливают из сухой глины и парафина. Сначала парафин растапливается, и затем в него добавляется глина, а также вещество озокерит, который помогает полученной массе высохнуть.

Озокерит — это что-то, напоминающее пчелиный воск. Иногда добавляют езерин, который получают из озокерита. Либо добавляют животный жир, вазелин или другие подобные вещества.

Чтобы пластилин получался разноцветным также добавляют пигменты.

История появления пластилина

О пластилине было известно еще в средневековье. Наши прародители лепили сначала из обычной глины или воска. Но глина приставала к рукам, а воск расплавлялся, лепить из них было очень неудобно.

Но люди догадались, что эти два вещества можно соединить, и тогда получится материал, который не будет прилипать к рукам, но будет мягким при повышенных температурах.

Таким образом появился первый настоящий пластилин.

Какой пластилин сегодня?

Сегодняшний пластилин не намного отличается от первого изобретения. Он остается мягким, не засыхает и не становится твердым, а также имеет разные цвета. И хотя в коробочке может быть всего 6 или 8 цветов пластилина, но его можно искусно соединять друг с другом, получая интересные цвета и оттенки.

В настоящее время изготавливается два вида пластилина. Пластилин с добавлением воска, и пластилин парафиновый.

Пластилин бывает твердый, средней твердости и мягкий. Твердый пластилин плох для работы, так как его очень трудно размять даже взрослому, не говоря уже о ребенке. И такой пластилин очень крошится.

Средней твердости пластилин легко разминается при температуры помещения, хорошо держит форму. С этим пластилином работают чаще всего, когда делают фигурки.

Мягкий пластилин удобнее для малышей, так как он легко лепится, детальки без труда формируются и долго держатся.

В настоящее время для самых маленьких «лепунов» можно приобрести пластилин — тесто. В его состав входят только натуральные компоненты: мука пшеничная, красители. Он с приятным запахом, не прилипает к рукам, не пачкает одежду, оставляя жирные следы. Вот только хранить его долго не рекомендуется, потому что фигурки, изготовленные из пластилина теста, очень быстро высыхают и становятся хрупкими, крошатся.

Как выбирается пластилин подходящего качества?

Качественный материал:

  • режется пластмассовым стеком без усилий;
  • при длительном держании в ладошках делается мягким и податливым;
  • не крошится и не плавится;
  • легко скатывается между ладошками, не прилипая;
  • если нужно снять с какой-либо плоскости, то легко удаляется стеком;
  • одним кусочком без труда прилепляется к разным материалам и не отпадает;
  • при нахождении на воздухе не теряет свои свойства;
  • не марает руки и хорошо отмывается теплой водой.

Разновозрастные особенности пластилинографии у детей

Для детей разного возраста используются разные шаблоны для пластилинографии. И они очень отличаются.

Например, малышам 3-4 лет под силу лишь размазывать пластилин по поверхности, скатывать из него маленькие колбаски и шарики. Если потребуется, то они могут сплющить из шариков лепешечки. В силу своих возрастных особенностей они уже способны научиться крепить пластилиновые детальки между собой.

Для того чтобы малыш мог самостоятельно выполнить что-то из пластилина, шаблон для него подбирается попроще. К примеру, это может быть лужайка и солнце с лучиками. Малыш легко справится с таким сюжетом.

Сначала он размажет травку по нижнему краю поверхности, затем голубое небо. А затем скатает шарик, расплющит его, и получится солнышка. А тоненькие колбаски он прикрепит к желтой лепешечке, и получится солнышко с лучиками.

Шаблон можно усложнить немного и предложить дошкольнику сделать цветочки, скатывая шарики и колбаски, прикрепить их на травке.

В среднем дошкольном возрасте можно предлагать шаблоны пластилинографии с изображением времени года. Здесь уже можно пофантазировать с дошкольниками, провести наблюдение. Что и в какое время года можно изобразить на картине.

Например, зимой можно сделать снежинки, зеленые елочки, покрытые белым снегом. В другое время года также можно изобразить деревья. Только осенние деревья можно покрыть не зелеными, а разноцветными листочками.

Дошкольникам 5-6 лет уже можно предлагать шаблоны пластилинографии с усложненными композициями, обилием различных элементов. Можно уже обучать детей делать оттенки. Пластилиновые картины детей старшего дошкольного возраста представляют собой сюжетные линии с одним или несколькими персонажами.

Что можно использовать в процессе пластилинографии?

Для выполнения пластилинографии можно использовать разные мелкие предметы: нитки, бисер, крупа, семена и даже макаронные изделия.

Попробуем изготовить вместе с детьми пластилиновую картину своими руками Это будет веселый процесс, позволит отлично провести время с детьми. Ну а сами дети познакомятся с новой техникой использования пластилина.

Отмечу, что на сегодняшний день существует две техники пластилинографии.

Картины из пластилина для детей: способ №1

Приготовим следующие материалы:

  • коробочку пластилина;
  • лист картона, который станет основой для картины;
  • место для пластилинографии — прямоугольный лист фанеры без острых углов, чтобы избежать поцарапывания ребенка;
  • карандаш.

Изготовление картины будет поэтапным:

Из картона нужно вырезать основу квадратной или прямоугольной формы (как вы желаете).

Нарисуйте на подготовленной основе картины из пластилина контур рисунка простым карандашом. Рисунок должен зависеть от возраста ребенка. Трехлетнему ребенку достаточно яблочка или груши. Старшим детям задания можно усложнить благодаря различным деталям.

Ну а теперь приступим к лепке из пластилина картины. Разомните хорошенько пластилин и, отщипывая небольшие кусочки, наносите его на основу и растирайте, как будто закрашиваете контуры рисунка.

Покрывайте пластилином всю поверхность основы, соблюдая при этом контуры элементов. Выравнивать контуры можно ножичком, лучше, если это сделает взрослый.

Для придания объемности можно использовать один интересный прием: скатайте небольшой шарик из пластилина и, придавив его подушечками большого и указательного пальца, положите полученный плоский кружок сверху на рисунок. Украсьте таким образом грушу. Затем в центре каждого кружочка можно сделать точку зубочисткой.

Используйте для украшения картины и скрученный в трубочку пластилин. Интересный звездообразный эффект получается, если в пластилин вдавливать колпачок от фломастера.

Вот так легко получаются очень нарядные детские картины из пластилина.

Объемные картины из пластилина: способ №2

Для изготовления этой поделки понадобятся те же материалы, что и в предыдущем мастер-классе картины из пластилина. Но у нас будет использована другая техника — аппликация.

Нарисуйте на основе контур выбранного рисунка, например, как у нас жираф, солнце с облаком и цветок.

Начинается самый кропотливый момент: из пластилина разного цвета нужно слепить немалое количество маленьких шариков. Выбирайте те цвета, которые характерны для предметов, составляющих будущую картину.

По контуру изображенных предметов начните вместе с ребенком выкладывать шарики соответствующих цветов.

Например, солнышко вырисовывается шариками из желтого пластилина, тучка — белого, жираф — коричневого, оранжевого и кирпичного, цветок — из фиолетового, желтого, салатового и зеленого пластилина. Кстати, если нужного оттенка пластилина нет, смешивая несколько цветов, вы получите желаемый цвет.



Рассказать друзьям