Особенности общения с детьми. Специфика общения ребенка с воспитателем

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Консультация для родителей

«Особенности общения с детьми в семье»

Дети всему учится в общении со взрослыми. Это создает фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов «Годы чудес» - годы общения ребенка с родителями. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям, - конечно же, все это оставит неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мысли человека. Цель моей консультации сегодня – помочь вам радоваться детям, даруя им опыт человеческого общения через умение слушать, говорить.

Мы с вами должны стремиться к умению слушать другого, стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень не многие среди нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Нам требуется умение и усилие, чтобы одновременно и общаться и наблюдать, и слушать.

Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, т.е. осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими и всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребенка можете во многом помочь ему, если начнете прививать навыки общения уже сейчас.

Дети требуют не столько внимания-опеки, сколько внимания-интереса, который им можете дать только вы – их родители. В дошкольном возрасте ребенок лишь «ищет» характерные для него способы отношения с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. При дефиците общения может возникнуть болезнь, которая называется госпитализмом. Общение приносит ребенку массу положительных радостных переживаний. Лишенный общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется, и не только личность. Замедляется и искажается все психическое развитие. Если вы понимаете ребенка, реагируете на его неудачи или наоборот успехи; если помогаете ему избавиться от чего-то, что мешает ему; если его любят, разговаривают с ним, и играют, то он понимает, что мир – это безопасное место, и он может доверять тем, кто ухаживает за ним. Если же его потребности не удовлетворяются, особенно потребность в общении с любящими взрослыми, он вырастаем, испытывая недоверие ко всему миру. Такие виды общения, как улыбка и взгляд, увеличивают силу взаимного притяжения малыша и его родителей. Уже в младенчестве у детей формируется чувство доверия, или недоверия, к окружающему миру, у людям, вещам, явлениям и при дефиците внимания, любви, ласки при жестком обращении у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчужденности.

Доверие к ребенку, умение взрослого прощать малышу большие и малые прегрешения, поручения детям посильных трудовых задач, воспитание младших – вот истоки морали бескорыстия и доброты. По мере того как у ребят развиваются способности к совместным действиям и умения общаться, взаимодействие со сверстниками становится более стабильным и продолжительными. Успех среди партнеров по игре в немалой степени зависит от ощущения безопасности и удовлетворенности, которые знакомы детям по их общениям с отцом и матерью. Для формирования положительных навыков общения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающие эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры. Они отражение индивидуальности человека его внутреннего состояния (интерес, радость, удивление, стыд, страх…).

Если преобладает отдельная эмоция у ребенка, то это и определяет характер его поведения. Воспитание способно ослабить отрицательное эмоциональное восприятие у детей, а положительное, наоборот, усилить. Точно известно: живое человеческое общение – это самое интересное на свете. Сначала мы видим и слышим человека и лишь за тем что-то понимаешь. Будьте всегда внимательны ко всем проявлениям чувств и желаний собеседника. Это позволит не только общаться со взрослыми людьми, но и найти настоящих друзей в лице ваших малышей.

Активно подключайте выразительные мимические средства, помните, что ваши жесты, мимика, пантомимика – наши первые помощники в общении.

Неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимика жестовой речи затрудняет общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто становиться причиной страха, отчужденности, враждебности. Возможность выражать свои чувства и мысли по средствам мимики способна заменить нам обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволит не только лучше понимать своего собеседника, но и привносить определенную живость в общении друг с другом. Необходимо мягко, но настойчиво воспитывать у ребенка культуру жеста. Жесты, а также интонации должны лишь эмоционально дополнять его речь. Это ласка, нежное прикосновение, выражение несогласия. Вам необходимо обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для общения с вами, а для этого запомните следующие: Для ребенка вы являетесь образом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами Ваш ребенок будет говорить, так как его домашние. Вам наверняка приходилось слышать: «Да он разговаривает точь-в-точь как его отец!» Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает и понимает гораздо больше, чем может сказать.

Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему. Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего малыша, умению думать и говорить, но не менее активную роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.

Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме, местах удаленных от него. По возможности нужно присоединиться к ребенку. Когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.

У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребенка реальные цели.

Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания.

Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное чтобы у ребенка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний. Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребенком и взрослым, в первую очередь матерью. Ее материнская любовь вызывает у малыша ответное теплое чувство.

Успехов вам!

Особенности общения ребенка с родителями

Кризис 3-х лет меняется стабильным состоянием. Однако и в дальнейшем будут чередоваться периоды относительного покоя и эмоционального напряжения, в значительной мере зависит от стиля общения взрослого с ребенком.

3-летний ребенок начинает чувствовать свою самостоятельность, утешает ее. Однако ребенку трудно дается переход к новым формам общения: от "мама-малыш", "папа-малыш" до "мама-папа-малыш". ее не устраивает, что мама и папа относятся не только ей - она возмущается, ревнует. Со временем ребенок принимает эти новые формы общения, однако пристально следит за родителями, нередко предпочитая сначала одному, а через некоторое время - другому. Позже ревность проходят, ребенок устанавливает душевное равновесие, одинаково любит и маму, и папу.

В неполной семье ребенок со временем начинает осознавать, что с родителей, например, у нее есть только одна мама, это внушает ей волнения, беспокойство, повышает возбудимость нервной системы. В случае мама должна позаботиться, чтобы кто-то из родных и близких мужчин помог малышу справиться с нереализованной потребностью в папе.

В старшем дошкольном возрасте ребенок при правильном воспитание начинает действовать самостоятельно, однако нуждается в родительской ласки. 5-6-летние дети приобретают большую уравновешенности, особенно, если они довольны своим положением в семье и собой.

Трудности возникают, когда ребенок перестает быть единственной, поскольку в семье неожиданно для нее появляется второй ребенок - братик или сестренка, на которых переключается внимание родителей. В это время очень важно, чтобы родители уделяли должное внимание своей первой ребенку, чтобы он не чувствовал себя обделенным их теплом, опекой, не теряла уверенности в себе, не переживала по поводу положения в семье. При таких условиях первый ребенок не только не будет ревновать родителей, но и чувствовать себя старшей сестренкой (братом). Если в этот период ребенка, ранее не посещала дошкольное учреждение, отправляют туда, она будет думать, что эти изменения произошли в ее жизни через новорожденного. Поэтому в дошкольное учреждение первенца следует отдавать задолго до появления в семье второго ребенка, помогая ему адаптироваться к новой роли, обрести уверенность в способности справиться со всеми своими новыми обязанностями.

Характер общения ребенка с родителями во многом зависит и от того, какого стиля при этом они будут придерживаться. По авторитарного стиля общения родители предпочитают указаниям, дисциплинарным взысканием, наказанием, подавлению инициативы, принуждения. Часто они ждут от своего ребенка достижений, которые превышают ее возможности, формирует у нее комплекс неполноценности. Соблюдение либерально-потурольного стиля нередко приводит к вседозволенности, искажает представление ребенка о том, что можно и чего нельзя, при чрезмерных проявлений любви не позволяет сформироваться в ней самостоятельности и активности. Самым эффективным является демократический стиль общения, который опирается на потребности ребенка в положительных эмоциях, требовательность, признание его личности и достижений. В такой коммуникативной практике родителей доминируют внушения и убеждения.

Специфика общения ребенка с воспитателем

В общении ребенка с воспитателем конструктивную, благоприятную роль играет атмосфера дружеского взаимопонимания, что дает детям положительные эмоции, уверенность в себе, понимание значения сотрудничества в совместной деятельности, обеспечивает сорадость от успеха. Со временем у них появляется чувство «мы», соучастия в общем деле.

Отношение к воспитателю дошкольники мотивируют по-разному. Младшие дошкольники, как правило, оценивают его обобщенно (она хороша!), Иногда - на основании характерных признаков внешности (у нее прическа хорошая). 5-7-летние дети часто берут за основу личное отношение воспитателя к ним (подарила игрушку), а также его знания и умения (знает много сказок, все умеет делать), моральные качества воспитателя (ласковая, всегда строгая), проявления доверия к ним, поддержание их самостоятельности (позволяет книги подклеить, дежурить в уголке книги). В основном дети дают положительную характеристику педагогу и его моральным качествам. Однако они еще редко оценивают его с точки зрения внимания ко всем детям (водит на прогулки, кормит).

Отношение дошкольников к педагогу зависит от их возраста, особенностей личностного развития, места среди сверстников и т. В активных, инициативных детей оно более осознанное и имеет разнообразные мотивы. На отношение детей к воспитателю влияет и то, как о нем высказываются авторитетные для них взрослые. Имеет значение и стиль общения воспитателя: дети благосклонны к тем, кто придерживается демократического стиля взаимодействия с ними.

Иногда у старших дошкольников возникают элементы критического отношения к воспитателю и его деятельности (не позволяет рисовать и лепить), хотя в целом оно нетипично для них.

Дела детей к личности педагога часто зеркально отражает отношение педагога к ним. Поощрительное отношение педагога ребенку предполагает внимание и заботу, активное использование в общении положительных оценок и требований, которые подбадривают. При таких условиях детям становятся понятны чувства, которые переживает воспитатель, у них возникают переживания, созвучные его переживаниям, и соответствующие инициативные действия. Дошкольники особенно чувствительны к позитивным оценкам, нередко побуждают взрослых проявлять к себе положительное эмоциональное отношение, переживают ярко выраженное удовольствие от похвалы. Эмоционально выразительное проявление воспитателем своего отношения к отрицательного поступка ребенка побуждает его к переживанию чувства вины, во избежание в дальнейшем таких действий.

Формально-требовательное отношение заключается в опоре на механизмы управления и руководства. При этом нередко преобладают негативные оценки, осуждающие высказывания, эмоциональная бесцветность общения. Воспитатель подавляет инициативность, желание детей, которые негативно реагируют не только на него, но и на дошкольное учреждение в целом. Поэтому эффективность усилий воспитателя очень низкая.

Непоследовательный тип отношения к детям сопровождается неуравновешенными эмоциональными проявлениями, нестабильными требованиями, отсутствием контроля за выполнением пожеланий, указаний. Поведение детей такой воспитатель оценивает ситуативно, в зависимости от своего настроения, внимание не на поступок, а на собственные симпатии и антипатии. Дети пытаются заслужить благосклонность воспитателя, но без надлежащего его поощрения это стремление угасает. Ведь в одних ситуациях он замечает и оценивает старания детей, а в других - игнорирует. Со временем это снижает значимость оценок воспитателя для детей, они начинают избегать прямых контактов с ним, не проявляют инициативы и активности в общении.

Для переживания ребенком того, как ее оценивает взрослый, нужно, чтобы она чувствовала себя объектом его внимания и уважения. Без заинтересованного эмоционального отношения воспитателя к детям невозможны соответствующие их эмоциональные переживания, адекватное восприятие педагогического воздействия.

В общем ребенок воспринимает воспитателя как нравственный образец, независимо от его эмоциональной привлекательности, часто следует даже в мелочах ("эффект роли»). Такое подражание дошкольников личностно осмысленное и не является простым копированием воспитателя. Дети фиксируют определенные поведенческие штампы взрослого, свидетельствуют о его власть. Изображая в своих импровизированных инсценировка воспитателя, они садятся на стул "повторяют его жесты; выбрав роль конкретного воспитателя, даже агрессивные, спокойные дети позволяют себе окрик, суровые интонации, осуждение сверстников. Ролевой стереотип воспитателя в глазах детей обусловлена также ореолом" непогрешимости "- приписыванием ему особых качеств, способностей, умений. Следствием этого является некритическое восприятие дошкольниками высказываний, оценок, действий, недостатков характера, недостатков поведения, ошибок воспитателя.

Воспитатель часто предстает в глазах многих детей как носитель качества "сверхконтроля", которая иногда может существенно расходиться с тем, как он на самом деле их контролирует. Дети чувствуют себя постоянно под наблюдением педагога, переживают открытость, вероятность оказаться под влиянием взрослого, его способности "все видеть и все оценивать". Однако идеализируют они не так конкретное лицо, как социальную функцию педагога.

ВВЕДЕНИЕ

1. Хронологические рамки

3. Особенности общения младенца со взрослыми

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка. Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение - это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества.

В исследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.

Вне человеческого общения невозможно развитие личности ребенка, подтверждением того являются дети - маугли. Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других - к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях - даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза (в младенческом и раннем возрасте). Также отсутствие общения с детьми приводит к следующим результатам: как свидетельствуют многочисленные факты, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии.

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.


1. Хронологические рамки

Первая стадия - стадия новорожденного (до 2 месяцев). Для этой стадии характерно прежде всего то, что ребенок рождается, обладая относительно высоко развитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которых происходит во внутриутробный период. У новорожденного отмечаются зрительные и слуховые ощущения, ощущения положения тела в пространстве, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения, а также многие элементарные рефлексы. Нервная система новорожденного, включая кору головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена. Но развитие микроскопической структуры коры еще не завершено, в частности миелинизация нервных волокон двигательных и чувствительных зон коры только начинается.

Образ жизни новорожденного мало отличается от его образа жизни во внутриутробный период: в состоянии покоя ребенок сохраняет прежнюю эмбриональную позу; сон занимает 4 / 5 всего времени; внешняя активность ребенка в значительной мере сосредоточена на удовлетворении своих потребностей в пище; ручные и переместительные движения отсутствуют вовсе. Тем не менее стадия новорожденного является первой стадией, на которой начинает формироваться поведение в виде простейших актов, а самое главное - особенно интенсивно формируется сфера ощущений. Отмечается ранняя дифференциация вкусовых и обонятельных ощущений, которые связаны с питанием ребенка. Высокого развития достигают кожные ощущения со стороны щек, губ, рта. Зрительное восприятие форм вначале отсутствует, ребенок реагирует лишь на крупные или яркие движущиеся предметы. Одновременно с этим происходит развитие ориентировочных реакций, таких как затихание на звук, и прежде всего на шепот матери.

В возрасте трех-четырех недель у ребенка начинается подготовка к переходу к следующей, более высокой стадии развития. В это время появляется своеобразная сложная реакция, выражающаяся в общем оживлении ребенка в присутствии человека. Эта реакция среди исследователей получила название «реакция оживления». Развитие этой реакции начинается с того, что в ответ на приближение говорящего человека ребенок начинает улыбаться и у него появляется общая положительная направленность, пока еще не дифференцируемая. То есть у ребенка начинают появляться первые признаки предметного восприятия.

Таким образом, основными характеристиками данной стадии являются: миелинизация нервных волокон; формирование простейших поведенческих актов и ориентировочных реакций; возникновение реакции «оживления».

Ранний младенческий возраст (от 2 до 6 месяцев). На данной стадии психического развития ребенок начинает оперировать предметами и у него формируется восприятие. Начинается все с попыток схватить или ощупать предмет с одновременной зрительной фиксацией на этом предмете, что обусловливает формирование зрительно-осязательных связей, лежащих в основе предметного восприятия. Особенно активно ребенок оперирует предметами (с одновременным зрительным фиксированием) в возрасте пяти-шести месяцев, поэтому можно полагать, что в этом возрасте происходит бурное развитие процессов восприятия. Тем более что к этому времени ребенок уже может сидеть самостоятельно, что обеспечивает ему дальнейшее развитие движений при доставании предметов. В это же время ребенок начинает узнавать людей и вещи. Развивается зрительное сосредоточение и зрительное ожидание.

Таким образом, главной особенностью данной стадии является развитие действий с предметами и процессов предметного восприятия.

Поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев). Во второй половине первого года жизни ребенок осваивает новые действия, что связано с изменением его отношения к окружающему миру. На седьмом месяце жизни у ребенка уже хорошо развиты ручные предметные движения. Он может взять предмет, поднести его ко рту, оттолкнуть. При этом ребенок может самостоятельно садиться, переворачиваться с живота на спину; он начинает ползать, приподнимается, пытаясь цепляться за окружающие предметы. Таким образом, укрепление костно-мышечнои системы приводит к развитию диапазона движений ребенка, что в свою очередь является предпосылкой к увеличению потока информации из окружающей среды. Все это приводит к увеличению самостоятельности ребенка. Его взаимоотношения со взрослыми все больше приобретают форму совместной деятельности, при которой взрослый чаще всего подготавливает действие ребенка, а само действие ребенок выполняет сам. С помощью подобного взаимодействия уже можно установить общение с ребенком через предметы. Например, взрослый подвигает предмет к ребенку - ребенок берет его. Ребенок отодвигает предмет от себя - взрослый его убирает.

Следовательно, деятельность ребенка в данный период развития управляется уже не восприятием отдельных предметов или их совокупности, а сложным соотношением собственного предметного действия ребенка и действия взрослого. На этой основе у ребенка начинает возникать первое осмысление предметов. В ходе установленного «предметного» контакта у ребенка начинает формироваться речь. Он все чаще начинает отвечать действием на слово взрослого. Несколько позже у ребенка появляются жесты, обращенные к взрослому, при этом действия ребенка все чаще сопровождаются звуками, обозначающими нечто объективное.

Другое важное отличие этого возраста состоит в том, что у ребенка в процессе предметного общения со взрослым становится возможным неимпульсивное подражание взрослым. В результате ребенок начинает подражать взрослому более осознанно, что свидетельствует о появлении у ребенка возможности овладения общественно выработанными способами действий. Это в свою очередь обеспечивает появление в конце данной стадии специфически человеческих двигательных операции с предметами. При этих операциях большой палец противопоставляется остальным, что характерно только для человека. Постепенно ребенок начинает все более совершенным способом захватывать и держать предметы рукой. К концу периода ребенок овладевает и самостоятельной ходьбой.

Таким образом, основными характеристиками данного периода являются: изменение отношения с окружающим миром на основе предметного общения; осмысление предметов и появление первых признаков речи; появление неимпульсивного подражания взрослым и выработка специфически человеческих двигательных операций с предметами; овладение самостоятельной ходьбой.

2. Врожденные формы психики и поведения младенца

Младенец, которому от рождения всего лишь 1-2 дня уже способен различать химические вещества по вкусу. Обоняние как один из древнейших и важнейших органов чувств начинает у него функционировать также сразу после рождения. Такими же особенностями обладают элементарное зрение, движения и слух.

В первые два месяца жизни ребенок демонстрирует способность к рефлекторному повороту головы в ответ на прикосновение какого-либо предмета к уголку рта, сильно сжимает ладони при касании их поверхности, совершает общие некоординированные движения руками, ногами и головой. У него имеется также способность зрительного слежения за движущимися объектами, поворота головы в их сторону. В родильных домах дети в первые дни их жизни инстинктивно поворачиваются лицом в сторону окна, из которого льется дневной свет.

Младенец способен различать вещества на вкус. Он определенно предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определить степень сладости. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы, изменениями в частоте сердцебиений и дыхания. Эти двигательные и физиологические реакции аналогичны тем, которые наблюдаются у взрослых людей при повышенном внимании и особом интересе к чему-либо.

Следует также назвать, признав в качестве врожденных, группу процессов, способствующих самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных процессов и т. п. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов; все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка.

Психология, как наука, отмечает, что при взрослении дети переживают ряд кризисов. И первый из них наступает уже в конце первого года жизни малыша. До момента, когда ребенок пойдет в школу, он переживает еще один ! Ну а следующий кризис детям предстоит преодолевать уже за школьной партой в 7 лет. А что ждет детей в период с 4 до 6 лет? Насколько эта пора проходит гладко и безболезненно для маленьких открывателей окружающего мира и их родителей?

У большинства деток личностное «я» формируется именно в возрасте 3-х лет. Иногда этот период проходит ровно, иногда с яркими проявлениями характера у крох. Но после того, как ребенок четко понимает, что он может самовыражаться, родителям предстоит потратить еще больше сил на то, чтобы не «сломать» детский характер, а направить его в нужное русло.

4 года: «Я сам! Я сама!»

В большинстве случаев период четырех лет у детей характеризуется острой потребностью к самостоятельности. Малыш стремится делать сам уже взрослые действия, которые он еще не умеет выполнять. Собирать свои игрушки или одеваться малыш может без особого энтузиазма, а вот повозить тележку в супермаркете или самостоятельно заплатить за проезд - эти действия он стремится делать без лишней помощи.

Родителям стоит обратить внимание на такое проявление самостоятельности и поощрять малыша в этом деле, но, конечно, в разумных пределах, например, резать самостоятельно ножом в 4 года смогут не все малыши. Если ребенок сильно хочет попробовать, начните с пластикового ножа и размягченного сливочного масла, пусть сначала отрежет его.

5 лет: взрослый и маленький одновременно

Дети в пять лет переживают странные эмоции, с одной стороны они уже выросли «из песочницы», с другой - еще не доросли до самостоятельных прогулок во дворе. В этот период появляются первые настоящие друзья, привязанности к сверстникам и даже детские влюбленности. Дети начинают ходить друг к другу в гости, играть в коллективные игры, таким образом становятся зависимыми от социума.

Родителям не стоит ограничивать своих деток в общении со сверстниками, но при негативном влиянии на ребенка со стороны других детей, лучше честно объяснить малышу, как и почему его «друг» приносит больше вреда, чем пользы. Подберите правильные слова, приведите примеры и дайте возможность ребенку сделать самостоятельный выбор относительно дальнейшего общения с этим «другом».

Важно в этот жизненный период для будущего школьника объяснить, как ведут себя настоящие друзья, а как те люди, которые могут использовать его в своих интересах. Впереди школьные годы и непростое время в общении со сверстниками. Родители должны подготовить ребенка к этому периоду, заранее проговаривая все варианты возможного развития отношений между ним и окружающими сверстниками.

6 лет: уже взрослый, но еще такой ребенок!

Ребенок в шесть лет уже ощущает себя практически взрослым. Многие запреты для малышей, которые действовали раньше, уже сняты и впереди множество «взрослых» дел. Например, ребенок шести лет может самостоятельно сделать покупку в магазине, посетить ранее недоступный аттракцион, пойти в первый класс или на подготовку к школе, посещать разнообразные кружки без родителей. Часто дети становятся более заносчивыми и стараются показать всем вокруг свою значимость. Поверьте, ребенку очень важно это ощущение самостоятельности и «взрослости», дайте своему чаду насладиться собой. При этом сильные перегибы поощрять не стоит, а вот откровенный разговор о том, как это выглядит со стороны пойдет на пользу уже взрослому малышу.

Взрослеем без заноз

Каждый родитель сильно переживает за своего ребенка и не всегда вовремя «отпускает» его во взрослую жизнь. Именно поэтому стоит начинать с самого раннего возраста приучать малыша к самостоятельности. Сначала это могут быть поручения по хозяйству, позже помощь в покупках, а дальше, самостоятельные прогулки во дворе и посещение кружков. Такой подход позволит не только ребенку научиться делать многие вещи самостоятельно, но и родители смогут постепенно привыкнуть к тому, что малыш уже вырос.

Особенности общения с детьми в период трехлетнего возраста самые разнообразные. Например, выбор без выбора. То есть, в тот период, когда малыш что-то стремится делать сам, вы даете ему эту возможность, но при этом те варианты, которые удобны вам. Если не хочет собирать игрушки, то вы спрашиваете - «Ты сначала будешь убирать конструктор или мягкие игрушки?» Либо – «Мы пойдем с тобой гулять, как только соберем все игрушки», - вы как бы переходите на шаг вперед – основная задача на улицу пойдем, а игрушки типа между делом. Если не хочет одеваться в садик - какие ты выберешь колготки - синие или зеленые? Платье - это или то, (ленточки, сандалики и т.д.) И тогда получается, что ребенок то думает, что он сам все решил и вполне доволен собой. С едой так же, чем больше выбор, тем лучше.

Но есть категория малышей, с которыми такие номера не проходят, и тогда нужно использовать другие особенности общения с детьми . Работаем от противного - не хочет кушать, отодвигаем, мол, ну и иди, свободен. Если шкодит - да, да, делай, и тогда то-то с тобой будет. Но на некоторых и это не действует, тогда подключаем ролевые игры.

Если есть та ситуация, которая для вас проблемная - ну ни в какую ребенок не слушается, тогда проигрываем эту ситуацию, меняясь ролями с ребенком. Ему это очень будет интересно - стать папой или мамой, а вы превращаетесь в своего ребенка, и как можно натуральнее изображаете то самое проблемное поведение своего чада. За счет этого малыш сможет посмотреть на себя со стороны, и тогда многое может измениться.

Ваша задача в игре - от негативного поведения перейти к позитивному. Чтобы ребенок увидел, что оказывается есть и другие варианты развития событий. Иногда надо несколько раз проигрывать одну и ту же ситуацию, постепенно меняя условия игры.

Самое главное в этот период не требовать категоричного послушания только потому, что вы родитель, а он ребенок, иначе вы сломаете очень важные механизмы, последствия чего вылезут у него потом в юности. Уважайте в ребенке личность, давайте право выбора и цените его мнение, и тогда трехлетний кризис не станет критическим периодом в вашей жизни с ребенком. Учитывайте то, что порой своими криками и негативизмом ребенок отстаивает свои границы, свое личное пространство и свое мнение, и именно все это можно "сломать об коленку" излишним авторитаризмом родителей. Зачем доводить до криков, если можно позволить (где это возможно), сделать ребенку что-либо как он хочет. Но когда речь идет об опасности для жизни ребенка - ситуацией управляете только вы.



Рассказать друзьям