Особенности развития познавательных психических процессов детей. Познавательные психические процессы — ведущие ориентиры в педагогике

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Представление дошкольниками татарской культуры и традиций.

Развлечение на тему «Татарское гостеприимство»

Воспитатели:

Игнатова Татьяна Александровна (первая квалификационная категория);

Клишкина Надежда Борисовна (высшая квалификационная категория).

МАДОУ детский сад №186 города Тюмени

Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с традициями и культурой татарского народа.

Программные задачи:

Познавательное развитие: Сформировать у детей знания и представления об образе жизни татар, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.

Речевое развитие: Закреплять знание детьми татарских пословиц о гостеприимстве, о пользе чая.

Художественно-эстетическое развитие: Знакомить с татарскими народными танцами; вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту татарских народных танцев, музыки, одежды.

Физическое развитие: Знакомить с народными татарскими играми.

Социально-коммуникативное развитие: Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями татарского народа. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о татарском народе в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

Оборудование: стол, накрытый скатертью, самовар, посуда, предметы обихода, утварь, помогающие воссоздать интерьер татарской избы; изделия татарской народной кухни (из соленого теста), татарский рушник, чак-чак (по народному татарскому рецепту), полотенце, мыло, ковш с водой, изделия традиционной русской выпечки (из соленого теста (в корзине), отрезы ткани, платочки расписные, шапочка-самовар (атрибут) для ребенка, два подноса, шары из ткани с липкой лентой – 30 штук (для игры).

Место проведения мероприятия: музыкальный зал

Ход мероприятия:

Дети одеты в русские и татарские народные костюмы.

Тихо звучит спокойная татарская мелодия.

Воспитатель в русском костюме: Дорогие ребята, как вам известно, в нашей стране проживает множество различных национальностей. У каждого народа своя культура, свои обычаи, традиции. И это очень хорошо, что мы все такие разные. Насколько интереснее становится наша жизнь, когда мы знакомимся и узнаем так много нового и полезного для себя.

Ребенок: Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
Ребенок: У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Ребенок: Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Ребенок: Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.

А что же отличает один народ от другого? (ответы детей) Да, вы правы: язык, одежда, кухня, обычаи, традиции, религия.Сегодня мы представляем вашему вниманию малую часть культуры татарского народа.Обычай встречать и принимать гостей свойственен людям любой национальности. О гостеприимстве татарского народа слагают легенды. Пригласили нас сегодня в гости в татарскую семью –Альфия-апа (бабушка) и ее внучата. Навестим наших друзей? Татарская семья в самом приходе гостя в дом видит доброе предзнаменование, он – почетный, уважаемый, дорогой человек. Татары издавна очень внимательны, заботливы и вежливы по отношению к гостям. Стараются накрыть со вкусом стол, обильно угостить различными блюдами. Гостей было принято не только угощать, но и одаривать подарками. По обычаю и гость отвечал тем же. Давайте мы с вами соберем подарки для Альфии-апы и ее внучат.

Ребенок: Я возьму полотенце вышитое.

Ребенок: Я - мыло душистое.

Ребенок: А я платочек расписной.

Соседка: Ну а я возьму с собой наших пирожков с пылу, с жару.

Подходят к дому, выходит воспитатель и дети в татарской одежде с чак-чаком на рушнике.


Хозяйка : Исәнмесез, Никитична!Исенмесезбалалар! (дети здороваются).

Соседка : Мир вашему дому! (заходят, вручают угощение, жмут руки, моют руки, вытираются о полотенце).

Хозяйка: Гости это хорошо. «Кто гостей не любить звать, тому радости не знать”- в моем селе так говорят. (говорит своим внукам) Если хочешь, чтобы тебя почитали, будь хлебосолен, приветлив,щедр. От этого добра твоего не убудет, а возможно, его станет больше.

Ребенок в татарском костюме: "Если нет угощения, приласкай гостя словом"

Ребенок в татарском костюме: «Негостеприимный человек – неполноценный»

Ребенок в татарском костюме: "Если угощают, пей даже воду", - учат татарские народные пословицы.

Все рассаживаются вокруг стола, девочки с одной стороны, мальчики с другой. Хозяйка разливает чай из самовара в пиалы, подает гостям.

Хозяйка: По древнему татарскому обычаю в честь гостя мы расстилили праздничную скатерть и на стол выставили лучшие угощения сладкий чак-чак, щербет, и, конечно, душистый чай. Приятного вам чаепития!

Ребенок: Ах, какой самовар,

Из него валит пар.

Мы чаек с тобою пьем,

О здоровье речь ведем.

Ребенок: Нужно мяту заварить,

Про болезни все забыть.

Чай у нас всегда в почете,

Лучшего напитка нет.

Потому что чай вы пьете,

Много, много, много лет.

Хозяйка: Дорогие гости, а теперь посмотрим что вы знаете о чае.Я буду говорить пословицы, а вы должны ее продолжить.

- Чай пьешь – здоровье бережешь

- Пей чай - беды не знай.

- С чаю лиха не бывает, а здоровья прибавляет.

- Чай не пьешь – где силу берешь?

- Чай усталость всю снимает, настроение поднимает.

- Чай пить - приятно жить.

В горячий и крепкий чай кроме сахара добавляют молоко или топлёные сливки, или масло. А астраханские татары любят пить чай горячим, добавляя соль, масло и иногда чёрный молотый перец. Вот послушайте, какая история приключилась с мальчиком Маратом.

Шуточная сценка

Входит мальчик Марат в национальном костюме.

Марат .

Исамесез, мои друзья!
К вам пришёл на праздник я.
Зовут меня Марат!
В деревне у Бабая мне каждый очень рад!
Я весёлый, озорной!
И вот история какая приключилась со мной!
Раз купил бабай мой чаю….

Бабай . Должен ты его сварить!

Марат .

Но ведь я совсем не знаю,
Как грузинский чай варить?!

Бабай .

Ты возьми ведро водички,
Всыпь весь чай скорей в горшок…..

Бабай (подносит к губам, морщится, плюёт)

После чая твоего в животе скрутило всё
Поскорее поспеши!
Доктора мне пригласи….

Марат.

Долго думал, удивлялся
Чем я мог не угодить?!
А потом-то догадался
Чай забыл я … посолить!

Хозяйка: На нашем столе сегодня много угощенья татарской народной кухни: это и белиш, эчпочмак, сумса, перемячи, элеш. А давайте поиграем в народную татарскую игру «Самовар»?

Дети берут по тарелочке с одним из татарских угощений и встают в круг. В середине ребенок (самовар).

Игра «Самовар»

Ход игры : Под любую весёлую татарскую мелодию со словами дети идут по кругу. Как слова заканчиваются, «самовар» подходит к тому ребенку, напротив которого он остановился и отгадывает то блюдо, которое у него в руках.

Все дети спрашивают : «Поскорей отгадай, с чем пью чай?»

Ребёнок – «Самовар» указывает рукой и называет национальный пирог или сладкое блюдо. Если отгадает правильно, дети танцуют в паре, если неверно, то выбирают ведущего. Играют 2 раза.

Слова произносятся сначала на татарском, потом на русском языке.

Там, там, тамчы там,

Тамуынны яратам,

Там, там, тамчы там,

Тамуынны яратам.

Самовардан темле итеп,

Чэй эчэрге яратам.

С самовара льется чай

Самовару не мешай

Ох, с самовара льется чай

Ложку с медом мне подай

Дуем, дуем, чай мы пьем

Потом хором все споем….

Хозяйка: Самое вкусное угощенье на нашем столе – сладкий чак-чак. Хотите мы вам расскажем татарскую сказку про чак-чак? А вы поиграйте снами.(дети встают).

Игра с движеньями.

Жили-были дед да баба

На полянке у реки. (руки на поясе, приседания с поворотом)

И любили дед и баба

С медом вкусный чак-чак. (гладят живот)

Баба тесто замесила

И чак-чак она слепила, (месят тесто руками)

В масло его положила

И вот так оставила.(показывают ладошки)

Вышел он румян, пригож

И на солнышко похож. (гладят щечки)

Он хотел погулять,

От деда с бабой убежать, (бегут на месте)

По дорожке покатился,

Да рассыпался…(разводят руки в стороны)

Ой, ребята, рассыпался чак-чак на маленькие кусочки! Давайте поможем деду и бабе, соберем чак-чак?

Проводится игра: выбирают по 5 человек из зрителей и 5 человек из артистов.Под музыку выкладывают чак-чак из шариков в разных формах: бабочка, цветок, горка и т.п.)

Хозяйка: Для гостей дорогих приготовили мы подарок «Татарский танец» (плясовую)

Исполняется татарский танец.



Хозяйка:

Всем спасибо за внимание

В добрый путь и в добрый час!

Соседка. Ждите теперь в гости нас! Ходите друг к другу в гости, будьте открытыми, приветливыми, дружелюбными. Ведь главное в гостях – не застолье, а радость общения с дорогими людьми, на которых, как известно, и держится мир.

Список литературы:

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, 304.
    1. Фотографии из архива педагогов: Игнатовой Т. А. и Клишкиной Н.Б.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Сценарий развлечения для старших дошкольников. Народные праздники

Конспект будет полезен воспитателям старшего и подготовительного дошкольного возраста; для детей 5-7 лет; материал используется в учебно-воспитательном процессе как досуговая деятельность. Помогает воспитывать у детей любовь к русской народной культуре.
Программные задачи:
Продолжить знакомить детей с народными праздниками, обрядами, русскими традициями.
Развивать связную речь детей, учить составлять рассказы о русских народных праздниках, обогащать словарь детей новыми словами. Учить отгадывать загадки о предметах старинного русского обихода.
Разучивание старинных игр.
Развивать память, логическое мышление.
Учить выразительно читать стихи.
Воспитывать любовь к русским народным песням, к русской народной культуры
Методы и приемы:
словесные - рассказы, загадки, пословицы, поговорки, стихи.
игровые - русские народные игры «Весна», «Береги руки», «Цапки», хоровод вокруг березки.
наглядные - русская изба, хозяйка в русском костюме, дети в русских костюмах.
практические - чаепитие с блинами, пирогами, калачами.
Хозяйка в русской избе в русском сарафане.
Дети в русских костюмах.

Хозяйка: Здравствуйте гостюшки дорогие!
Мир вам и я к вам.
Добрая, хозяюшка, ласковая матушка
Со всей своей большой семьей
С малыми детушками собрались мы с вами у меня в русской избе:
загадки отгадывать, хороводы водить, в народные игры играть.

Ну, детушки мои дорогие, отгадайте мои загадки. Если отгадаете, то я с вами и разговор поведу о русском народном календаре.
Как называлась чистая половина крестьянской избы? (горница)
Предмет домашнего обихода, при помощи которого получали длинную нить? (прялка)
Как называли старинный русский праздник, главным угощением которого были блины? (масленица)
Как называлась старинная верхняя мужская одежда? (кафтан)

Какие вы смышленые, да умные!

А теперь я хотела бы поговорить с вами о русских народных праздниках. Что это за праздники и когда бывают.

Начнем с сентября
Как в народе называют этот месяц?
Ревун
Рябинник
Хмурень
Какие народные праздники отмечают в этом месяце?
- Петр и Павел рябинники
- Луков день
- Луппа брусничник
1. Петр и Павел рябинники
24 сентября - Петр и Павел рябинники - время созревания рябиновых ягод. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Этот обычай связан с представлениями о рябине как дереве, способном защитить человека от всяких бед. Рябиновыми ветками украшали не только ворота, даже по краю поля втыкали рябиновые ветки.
Рябина использовалась и в свадебных обрядах. Листья ее клали в обувь жениха и невесты, а ягоды прятали в карманах их одежды. А сами молодожены обычно сажали перед своим домом рябину, которая защищала их домашний очаг от бед и сохраняла счастье в семье.
Рябина воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. В народном представлении рябина это тонкая и нежная девушка, страдающая, плачущая.
Ягоды рябины используют в медицине, их применяли для укрепления желудка, настойку из плодов - для возбуждения аппетита.
«Я знал тебя моя рябина»
Рождественский

Я знал тебя моя рябина...
Ты на околице села
Над серой крышею овина
Под небом северным росла.
Тебя трепала непогода
А ты - всем горестям назло-
Росла и крепла год от года,
Глядясь в озерное стекло

«Рябина»
Федоров

Мне даже страшно -
Так она тонка,
Так высока!

При каждом резком звуке
Дрожит
И от любого ветерка
Все гнется
И заламывает руки.
Придет гроза
И буря налетит
Всю до земли согнет
и распластает...
Гром отгремит
Громада тут истает,
Взгляну в окно:
А тонкая стоит.
2. Луков день
Имя Лука связано с овощем лук.
Лук с чесноком родные братья.
Существуют поговорки о луке:
«Лук в косищи плетут девицы»
«Лук да баян - все правят»
«Лук от 100 недуг»
Существует поверье: «Что если испечь хоть одну луковицу раньше, чем лук будет собран в огороде - то весь он высохнет».
3. Луппа брусничник 5 сентября
Обычно на Луппу бывает первый заморозок. Замечали в народе, что если поспела брусника, то и овес созрел.
В сосновых лесах, в березняках - можно встретить вечнозеленый невысокий кустарник с бледно-розовыми шариками, а осенью превращаются в темно-красные шарики - ягоды бруснику. Ягоды можно хранить долго в свежем виде, их просто замачивают водой. Брусника не портится и не гниет долго потому, что в ней много (бензойной кислоты) специальных веществ, которые уничтожают микробов.
Ягоды полезны при гастритах, язве желудка, а также они лечат почки и печень. Брусника понижает давление, в ней содержится витамин С. Также имеют целебную силу и листья брусники, они уничтожают микробы. Из брусники варят варенье, делают джемы. Существует примета: «Если на Луппу журавли на юг потянулись, то зима наступит ранняя».
Игра «Весна»

Считалка: Идет матушка весна
Под горою у реки
Живут гномы-старики
У них колокол висит
Рассеребряный звонит
Дили, дили, дили-дон!
Выходи из круга вон.

1 раз Идет матушка-весна
Отворяй ворота
Первый марш пришел-
Всех детей провел
А за ним апрель -
Отворил окон и дверь,
А уж как пришел май -
Сколько хочешь гуляй.

2 раз Ходит матушка-весна -
По полям, лесам одна.
Первый раз - прощается,
Другой раз - запрещается
А на третий раз
Разведу и вас!

II. За сентябрем идет 2-ой осенний месяц, какой? Октябрь - как его называют в простонародье?
- Полузимник
- Листопад
- Грязник
- Свадебник
Какие пословицы, приметы про этот месяц вы знаете?
«Октябрь землю кроет где листиком, где снежком»
«В октябре ни на колесах, ни на санях»
«Поздний листопад - на тяжелый год»
«Всем октябрь взял, да мужику нет хоу»
III Ноябрь. Листогон. Полузимник. Грудень.
(от груд замерзшей земли, льда на реках)
Анастасия Овчарница. 10 ноября.
Считается покровительницей и заступницей овец. Люди благодарили за то, что сберегли овец. Начало стрижки овец. Овечью шерсть пряли, а из шерстяных ниток вязали теплые вещи: варежки, носки свитера.
Молодцы дети Отгадайте мои загадки.
Как в старину назвали мелких торговцев, которые ходили со своими товарами по городам и селам? (коробейники)
Как назывались песни, которые назывались накануне Рождества? (колядки)
Как раньше на Руси называли Новый год? (овсень).
Чем доставали из печи щи да кашу? (ухватом)
Игра «Береги руки».
IV Зимний месяц. Декабрь - Студень.
14 декабря Наум грамотник. День Наума.
Наум грамотник был покровителем ребят учеников.
Наум от слова ум. В старину со дня Наума начинали учить детей грамоте. Поэтому договаривались с учителем, приглашали его в дом с почетом. Отец передавал сына учителю с просьбой научить его уму разуму. Сын клялся 3 раза учителю и начиналось ученье.
Говорили: Во время ученья нельзя есть, книгу закрывай, а то все забудешь. Учителя, после его трудов, угощали, давали ему подарки. Иногда это был горшок каши, густо усыпанный монетами.
V Январь - Перелом зимы. Просинец зимы.
«Январь батюшка год начинает, зиму величает»
«Году начало - зиме середка» - так говорили о январе.
7 января Рождество Христово
Рождество - главный христианский праздник. День рождения сына Божьего у девы Марии. - День примирения, доброты.
С Рождества по крещение 19 января на Руси праздновали святки. Гадания были очень популярны. Девушки гадали о своем суженом. В ночь на Рождество смотрели сколько звезд на небе. Если много, то лето будет изобильным, будет много грибов и ягод. Еда на Рождество была особой, все должны вкусно поесть, готовили поросенка с кашей, студень, пекли из теста фигурки коровок, быков, овец, птиц, ими украшали стол и дарили колядующим.
В святочные дни стол не должен быть пустым. Любой гость на святки считался священным. Благодаря ему по ряду примет узнавали о будущем. Если он приходил, то считали, что куры будут хорошо сидеть на яйцах.
Рождественские колядки.

Дети : Мы ходили, мы ходили
По святой Руси
Поздравляли, величали
Добра, счастья всем желали.
VII Март - протальник 14 марта
Евдокия - свистунья, весновка, плющиха, замочи подол.
Плющиха - этот день так стали называть в народе потому, что снег начинал плющиться, слеживаться, становиться грязным, что бывает после оттепели.
Свистунья - дуют и свистят весенние ветры, на Евдокию просыпается сурок и начинает свистеть - это первый признак весны.
Весновка - считается, что Евдокия руководит у бога весной. Она хранит ключи от весенних вод. В день святой Евдокии кличут весну.
По Евдокии судят о лете и будущем урожае. Какова Евдокия, таково и лето. Евдокия красна, и весна красна. Евдокия весну снаряжает. Если грачи прилетели до Евдокии - лето мокрое, а снег сойдет рано. На Евдокию снег - к урожаю. С Евдокии запевают веснянки, хороводные песни и поют их до троицы.
VIII Апрель - снегогон.
В конце апреля отмечают Пасху - последнее воскресенье апреля.
Пасха - это слово означает «исход», «избавление», «освобождение».
Атрибуты Пасхи - крашеные яйца, кулич, пасха, сыр.
Раскрашенное яйцо - символ весны. Копили яйца, которые красили в луковой шелухе, их раздавали приходящим. Люди ходят на крестный ход в церковь, где ночью идет служба, а днем идут на кладбище.
IX Май - травень.
Июнь - разноцвет, хлеборост.
Троица - в мае или июне.
Троицын день называют проводы весны «зелеными святками». Дома, церкви люди украшают венками берез. Водят хороводы - это девичий праздник. Девушки бросают в воду венки, чтобы узнать - поплывет венок - будет счастье, завертится на одном месте- предвещает расстройство свадьбы, ссоры, потонет венок - плохо, несчастье.
В этот день готовят кашу, лапшу, сочни, яичницу.
Говорят, что если на Троицу дождь, то будет много грибов.
(Хоровод вокруг березки) выступление детей.
X Июль - сеностав, страдник, грозовик.
12 июля - день Петра и Павла
Петр - рыболов. Петров день - праздник солнца - макушки лета, разгар лета.
Петр и Павел - жару прибавил. Чаще всего этот день сухой и жаркий, светлый. Солнце в этот день «играет». Начинает падать лист с деревьев. Упало по листку с дерева, придет август - упадет по два. Петр и Павел час убавил. Илья пророк - два уволок.
В Петров день - самый разгар сенокоса, ставят стога. «Не то сено, что на лугу, а то, что в стогу.» «Коли на Петров день дождь, то сенокос будет мокрый». В этот день ходят к родникам, чтобы попить воды и умыться.
Петров день - день ярмарок. Петровские гулянья. Ходят в гости, принимают родственников. Если кукушка кукует после Петрова дня, то лето будет хорошее, долгое, и снег не скоро выпадет.
Игра «Цапки»
Под моею крышей
Жили-были мыши
Белка, заяц, жаба Цап.
XI Август. Жнивень. Разносол. Собериха. Припасиха.
2 августа - ильин день.
Ильин день - Илья пророк. Громовержец. Это последний летний праздник. Он считается сердитым, и даже опасным. Старец Илья - повелитель дождей, грома, молний. Он помогает урожаю, хлебом одаряет.
«Илья жатву начинает, а лето кончает»
«Илья-пророк в поле копны ставит»
«На Июль зима с летом борются»
«До обеда лето, после обеда - осень»
«Световой день на убыль, а ночи - на прибыль»
«С Ильина дня ночь длинная, а вода холодная»
После Ильина дня перестаю купаться, Илья воду остудил.
На Ильин день выпекают колоба и пышки из нового урожая.

Какие вы все молодцы!

Светлана Боровкова
Беседа-развлечение «Традиции русского народа»

БЕСЕДА- РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ТРАДИЦИИ НАРОДА »

Цель : формировать знания детей о традициях русского народа , вызывать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества , воспитывать уважение к труду мастеров, вызывать гордость своими умениями.

Материал : изделия народных промыслов (предметы или изображения) .

Предварительная работа : организовать выставку изделий народного искусства .

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель : -Ребята, как вы понимаете слово «традиция » ? (высказывания детей, если затрудняются, педагог дает разъяснения.) Каждый уголок русской земли имеет свои традиции . Они составляют культуру народа . Традиции передают от одного поколения к другому, от родителей к детям. Вспомните, чему научили вас родители? (быть добрым, дружным, не обижать маленьких, помогать старшим и т. д.) Раньше семьи были большие, в них было много детей, и родители приучали их к труду, обучали разным ремеслам, рукоделию, у каждого ребенка были свои домашние обязанности. Какие обязанности есть у вас? (ответы детей) Русские люди много работали , славились трудолюбием и мастерством. О труде сложено много поговорок, загадок, потешек. (вспоминаем их вместе с детьми) .

-Народ придумал много потешек, песен, сказок, загадок, пословиц, поговорок, плясок, игр, хороводов, которыми сопровождались все события их жизни. Это творчество предавалось и детям. Начиналось всё с маминой колыбельной. Какие вы знаете колыбельные песни? (дети отвечают)

Вот такие добрые песни пели малышам мамы. Дети с особым уважением относились к маме, называли её берегиней. Почему? (высказывания детей)

(Игровое упражнение «Придумай ласковое слово для мамы» )

Ещё одна старинная традиция - празднование имени ребенка. Именинник разносил гостям пироги- это было приглашение родственников на именины, когда гости собирались и садились за стол, подавалось главное блюдо- пирог с кашей. Его разламывали над головой именинника : считалось, что чем больше рассыпалось каши, тем краше будет жизнь у именинника.

(игра «Пирог» ) Дети делятся на две команды, становятся друг против друга, между ними «пирог» , он выбирается из ребят с помощью считалки. Все поют :

Да, экий он высокинький, (поднимают руки вверх)

Да, экий он широкинький, (разводят руки в стороны)

Да, экий он мякошенький, (гладят себя по животу)

Режь да ешь!

С последними словами по одному участнику от каждой команды бегут к «пирогу» . Кто первый коснётся «пирога» , уводит его в свою команду. Оставшийся ребёнок становится «пирогом» . Выигрывает команда, в которой становится больше детей.

Воспитатель- Ребята, а какие Крымские народные промыслы вы знаете ? (гончарное дело - глиняная посуда, фигурки; картины из соленого теста; шелковые платки расписанные в технике батик; художественные работы резчика по дереву (рамка для зеркал, резные чашки, ложки, подносы, картины; традиционное народное ремесло крымских татар- золотое шитье; художественная чеканка по металлу (бижутерия) ; украинские глиняные свистульки - птички, лошадки; вышитые украинские рушники; рукоделие славянских женщин- куклы и зверушки, сшитые из лоскутков, валяния из шерсти; изделия из кожи; ковроткачество и др.)

Дети рассматривают изделия, приходят к выводу, что они красивы, дарят радость.

Вы знаете, что дети в русских семьях мастерили игрушки сами. А хотели бы вы смастерить тряпичных кукол? (под руководством воспитателя изготавливают кукол)

Проводится народная игра «Плетень» .

В старые времена люди с любовью относились к окружающей природе, ласково называли реченьку быстрой, солнышко красным, травушку шелковой; старшие дети учили младших ориентироваться на местности, беречь природу. А ещё в то время люди поклонялись солнцу, земле, считали их богами. Одним из видов почитания солнца был хоровод. Давайте и мы с вами заведём хоровод.

Дети водят хоровод «Прялица»

-Традиция сохранила до наших дней множество игр. А как же наши предки выбирали в играх водящего? И сейчас, как в старые времена, мы выбираем ведущего с помощью читалки, договариваемся о правилах (это называется сговор, используем жребий для устранения споров.

Проводится народная игра «Огуречик» , считалкой выбирается «мышка» (за кругом) и «огуречик» (в кругу, дети образуют круг и поют :

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт.

«Мышка» ловит «огуречика» .

Много традиций сложилось у русского народа , но особенно важным были добросердечие, гостеприимство, хлебосольство. И я вас приглашаю на чаепитие.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Быт и традиции казахского народа» Технологиялы карта Ортаншы топта оу іс- рекеті йымдастыру Технологическая карта №.

Игры хакасского народа Игры Хакасского народа Детство хакасских детей проходило под влиянием национальных традиций. Когда-то давным-давно по воскресеньям молодежь.

Цель: развивать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа» Цель: Расширить и закрепить знания детей о родной стране. Задачи: 1. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её.

Приобщение к языку своего народа Консультация для педагогов «Приобщение к языку своего народа». В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития.

Планирование тематической недели «Традиции, культура, промыслы коми народа» Тематическая неделя «Традиции. Культура. Промыслы коми народа» Средняя группа 1 день – понедельник «КОМИ НАРОДНЫЕ ИГРЫ» Основные задачи:.

Сценарий развлечения

Тема: Игры-забавы «Народные традиции»

Цель:

- развитие эмоциональной стороны речи детей, приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями. Способствование развитию интереса к народным забавам, традициям. Повышение двигательной и эмоциональной активности.

Расширение представлений о традициях русского народа;

Развитие потребности творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью, связанной с народными традициями; подвижными играми, забавами.

Развитие ловкости, выносливости, чувства дружбы и взаимопомощи.

Совершенствование двигательных умений и навыков.

Воспитание чувства сопричастности к народным торжествам, удовлетворения от участия в коллективной деятельности, любви к народному творчеству.

Оборудование: русские – народные костюмы для детей, макет русской народной избы, соответствующие атрибуты.

Персонажи:

Ведущие в народных костюмах (сарафан, кокошник)

Ход развлечения:

Ведущая:

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим.

Хоть новому принадлежим.

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ребенок:

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Далеко гляди вперед.

Но приданья старины

Забывать мы не должны.

Ведущая : Издавна русский народ называли «гостеприимным», потому, что они с уважением, любовью и заботой встречали гостей. Хозяева всегда на Руси дорогих гостей встречали на пороге своего дома с поклоном, хлебом-солью и говорили:

«Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рады мы гостям, как добрым вестям! Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!»

Здравствуйте гости дорогие, маленькие и большие!

Не хотите ль поиграть,

Свою удаль показать?

А наградой будет смех

Задорный и веселый!

Ведущая: На таких посиделках юноши и девушки играли и веселились

Игра «Ручеек» (средняя группа)

Игра «Веселый бубен» (младшая группа)

Дети садятся.

Ведущий

Посидите, отдохните

Да умом пошевелите.

Мои хитрые загадки

Кто сумеет разгадать?

Тому сушки и баранки

Обещаю к чаю дать.

Загадки:

1.Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки-

К уголочку уголок

Сложен красочный..(платок)

2.Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят (лапти)

3.Не страшны зимой морозы

Ни большим, ни маленьким.

Что нам зимушки угрозы-

Мы обуем (валенки).

4.Без нее в деревне скучно,

Вместе с ней поют частушки,

Пляшут Маша и Антошка

Под веселую (гармошку).

5.Если маленький мороз-

Не хватает он за нос.

Как начнет мороз сердиться,

Мы наденем (рукавицы).

6.Как нужна она в лесу!

В ней грибы домой несу,

Полюбуйся на картину-

Белых целая....(корзина).

7.Мне в частушках подыграет,

Хоть и не гармошка.

За обедом в суп ныряет

Расписная (ложка)

8.Любят девочки-подружки

С маком бублики и (сушки).

Три струны, ее узнай-ка»

Ну конечно …(балалайка)

9.Выпускает жаркий пар

Древний чайник - (самовар)

Ведущая

Девчонки! Внимание!

Мальчишки! Внимание!

Приглашаю вас всех

На веселые гуляния

Первое задание для нашего соревнования.

Игра – хоровод для старшей группы «Обеги круг»

Ведущий: А сейчас гости дорогие посидите, отдохните да в ладоши похлопайте!

Ведущая : Ну-ка, быстро ребята вставайте, да частушку запевайте!

1.У ворот сидели

Девочки – болтушки

И с утра до ночи

Пели всем частушки.

2. Мы частушек много знаем

И весёлых, и смешных.

Приглашаем, тех послушать

Кто не знает никаких.

3. Ты прости, дружочек Федя

Что тебя обидела.

Я пирог твой откусила,

А тебя не видела.

4. Выйду, выйду я плясать

В новеньких ботинках,

Все ребята говорят,

Что я как картинка!

5.Балалаечка играет,

Балалаечка поёт!

Балалайке сделай ножки

Балалаечка пойдёт!

6. Поленился утром Вова

Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова

Причесала языком!

7. У ворот сидели

Девочки болтушки

И с утра до ночи

Пели всем частушки!

Ведущая: Ой, да молодцы Повеселили нас от души!

Ведущая : В старину девушки и юноши часто ходили по грибы да по ягоды в лес. И вокруг березки водили хоровод.

Хоровод «Во поле березка стояла…»

Да, а вы знаете что русские люди не обходились без веселых потешек, на каждое действие и работу у них были потешки пословицы и поговорки. Давайте послушаем их.

Из-за леса из-за гор

Едет дедушка Егор

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на собачках.

Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел.

На печи калачи

Как огонь горячи.

Пряники пекутся,

Коту в лапки не даются.

Зайчишка – трусишка

По полю бежал,

В огород забежал.

Морковку нашел,

Капустку нашел.

Сидит, грызет.

Ай, кто идет!

Ребята, вы ведь тоже много знаете потешек, пословиц и поговорок, давайте их вспомним.

«Встречай не с лестью, а с честью».

«Умей в гости звать, Умей и угощать».

«Не красна изба углами, а красна с пирогами».

«Чай – бальзам от всех болезней, и напитка нет полезней».

«Хочешь, есть калачи – не сиди на печи».

«Скучен день до вечера – коли делать нечего».

Ведущая : Молодцы, хорошие пословицы знаете. Ну, а чтобы, как говорит пословица, скучен день до вечера не был, весело поиграем.

Игра для подготовительной группы «Перетяни веревку»

Ведущая: Дружно дети вы играли, весело все танцевали. Не зря есть такая пословица: «Делу время потехе – час». Послушайте как мы споем.

Русская –народная песня «Калинка-малинка»

Посмотрите, что есть у нас. Много интересных шумовых музыкальных инструментов, на них можно сыграть народные мелодии, ладно да складно.

(ансамбль «Удалые лошкари»)

В конце сюрпризный момент - подготовительная группа показывает сказку.



Рассказать друзьям