Переутомление у ребенка. Симптомы переутомления у детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сегодня термин «переутомление» используется очень широко и применяется в различных сферах человеческой деятельности. Часто люди говорят о наличии у них психологического утомления в связи с огромным количеством информации, поступающей ежесекундно и несущей эмоциональную компоненту. В первую очередь такая эмоциональная информация подается в рекламных роликах, в новостных лентах, в телевизионных дебатах и т.д. Помимо психологического утомления имеется еще и чисто физическая компонента – естественная усталость после чрезмерного длительного напряжения сил, которое необходимо, чтобы успеть за стремительным ритмом современной жизни, особенно в больших городах.

Определение утомления и отличия от переутомления

Переутомление – это патологическое состояние в отличие от утомления. Поэтому необходимо четко представлять себе границы просто сильного утомления и переутомления. Часто люди не задумываются о смысловой наполненности термина и, именуя некоторое состояние организма «переутомлением», подразумевают совершенно определенную на данный момент времени психофизическую сильную усталость. Поэтому необходимо четко представлять себе, что же такое утомление и переутомление.

Итак, сегодня под утомлением понимают совокупность таких сдвигов в психофизиологическом состоянии организма человека, которые развиваются после совершения работы и приводят к временному снижению эффективности труда. Состояние утомления (усталость ) характеризуется определенными объективными показателями и субъективными ощущениями.

Субъективные признаки

Утомление является сигналом к тому, что необходимо прекратить выполнение действий, сделать перерыв или уменьшить интенсивность. Субъективные проявления усталости выражаются в следующих признаках:
  • Общий дискомфорт
  • Головная боль различной степени интенсивности
  • Боли и напряжение в ногах и руках
  • Снижение внимания
  • Вялость, апатия
  • Раздражительность
  • Вспыльчивость
  • Безразличие к деятельности и людям
  • Замедление речи, мимики и движений, а также их сглаженность

Объективные признаки

Помимо вышеперечисленных субъективных симптомов утомления имеются еще и объективные признаки. К объективным признакам утомления относятся следующие:
  • Снижение или повышение кровяного давления
  • Невозможность выполнить простейшие действия (физические или умственные )
  • Изменения на ЭКГ
  • Шумы в сердце
  • Явления аритмии
  • Увеличение концентрации молочной кислоты
  • Увеличение концентрации натрия и уменьшение – калия и кальция
  • Увеличение количества лейкоцитов , эритроцитов , гемоглобина
  • Уменьшение количества тромбоцитов
  • Увеличение частоты дыхательных движений
Все данные симптомы утомления являются физиологическими и играют огромную роль в процессах регуляции жизнедеятельности индивидуума. Поэтому утомление следует воспринимать как неотъемлемое физиологическое состояние организма. Несильное утомление благоприятно воздействует на организм, заставляя использовать резервы и вырабатывать более рациональные формы деятельности. Сильное утомление негативно влияет на организм, поскольку происходит сильное напряжение резервов, что может осложняться психологическими срывами или развитием переутомления.

Определение переутомления

Переутомление представляет собой патологическое состояние организма, которое развивается под действием длительного утомления с превалированием психического или физического компонента. Симптомы переутомления возникают вследствие развития нарушений функционирования центральной нервной системы, которые преимущественно проявляются в дисбалансе процессов возбуждения и торможения нейронов головного мозга .

Важным фактором развития переутомления является недостаточность и неполноценность периодов отдыха, которые не приводят к восстановлению работоспособности и резервов организма. Работа на пределе возможностей с отсутствием функциональных резервов в состоянии переутомления является крайне опасным состоянием, которое может оканчиваться, при самом неблагоприятном развитии событий, даже смертью.

Причины развития

Переутомление развивается в ситуации несоответствия выполняемой деятельности с необходимым отдыхом. Помимо данного основного противоречия могут способствовать ускорению развития переутомления такие факторы:
  • Психологическое напряжение на рабочем месте
  • Плохие условия жизни
  • Неполноценный отдых
  • Несбалансированный рацион питания
  • Плохие условия работы
  • Низкая двигательная активность
  • Стресс
  • Дезадаптация
  • Несоразмерная возможностям физическая работа
Таким образом, например, сильные нагрузки, которые организм в принципе может выдерживать, но в сочетании с нерациональной диетой приводят к развитию переутомления. Переутомление может развиться после мощной однократной перегрузки или после длительной хронической усталости , длившейся некоторый промежуток времени, которая накапливалась в прогрессии.

Лекарственные препараты, способные спровоцировать развитие переутомления

Причинами переутомления могут быть не только физические факторы, но и прием некоторых лекарственных средств, а также наличие хронических заболеваний.

Медикаменты, провоцирующие развитие переутомления:
1. Частое применение препаратов против симптомов простуды (более 2 раз в месяц )


2. Противокашлевые препараты
3. Средства против укачивания в транспорте
4. Препараты против аллергии
5. Антигистаминные средства (димедрол , фенкарол , клемастин, ранитидин , циметидин , супрастин , диазолин и т.д. )
6. Вещества, действующие на центральную нервную систему (снотворные , миорелаксанты )
7. Оральные контрацептивы
8. Средства, снижающие давление

Заболевания, ведущие к развитию переутомления

Некоторые заболевания, которые текут длительно и приводят к снижению качества жизни, а также работоспособности, способны привести к развитию переутомления.

Люди, страдающие следующими заболеваниями, входят в группу риска по развитию состояния переутомления:

  • Патологии дыхательной системы (бронхиты , астма , эмфизема легких )
  • Депрессия и тревожность
  • Несбалансированное питание
  • Нарушения сна


Серьезным фактором риска в развитии переутомления являются вирусные заболевания, особенно длительно протекающие, например, подошвенные бородавки , папилломы и т.д. Начальные стадии серьезных соматических заболеваний, когда отсутствуют специфические симптомы, также могут проявляться состоянием переутомления. Патологии, начало которых характеризуется переутомлением, следующие – гепатиты , онкологические заболевания, диабет , анемический синдром, снижение концентрации сахара в крови, снижение функции щитовидной железы (гипотиреоз ), ревматоидный артрит , ожирение , алкоголизм , миастения , мононуклеоз .

Общие симптомы

Симптомы переутомления весьма разнообразны и включают в себя нарушения со стороны практически всех органов и систем человеческого организма. Самые распространенные симптомы переутомления, присутствующие у любого человека вне зависимости от индивидуальных особенностей, следующие:
  • Человек не хочет спать в принципе
  • Замедленная, слабовыраженная реакция в ответ на раздражители
  • Краснота глаз
  • «Помятость» лица (отечность, неровность и т.д. )
  • Нездоровый цвет кожи
  • Приступы тошноты
  • Беспричинная рвота
  • Общая нервозность
  • Головная боль
  • Апатия, вялость
  • Невозможность сконцентрировать внимание и сосредоточиться на определенном действии
  • Замедленная переключаемость внимания
  • Невозможность выполнять несколько операций
  • Снижение рефлексов
  • Усиленная потливость
Данные проявления сильно выражены, поэтому период продуктивной работоспособности очень короткий, что влечет за собой выполнение определенных действий только за счет истощения резервов организма. В стадии сильного переутомления человек вообще не имеет периода работоспособности, выполняя необходимые действия с огромным напряжением сил. В таком состоянии человек работает неэффективно, некачественно и очень медленно. Переутомление конечной стадии способно перейти в срыв при самом незначительном напряжении. Состояние срыва характеризуется полным расстройством процессов жизнедеятельности, что влечет за собой прекращение любых действий.

Стадии и их характеристика

Состояние переутомления делится на три стадии в зависимости от степени выраженности и глубины патологических явлений. Самая легкая стадия – первая, а самая тяжелая, соответственно, третья.

В I стадию переутомления присутствуют только субъективные признаки, при этом глубоких нарушений, которые проявляются объективными симптомами, нет. В основном люди жалуются на плохой сон – трудности при засыпании, частые ночные пробуждения и отсутствие восстановления сил после ночного отдыха, но также характерно отсутствие аппетита . В данном состоянии организм плохо переносит любые психические и физические нагрузки. Важно выявить состояние переутомления, которое можно вылечить на I стадии без каких-либо осложнений и последствий.

Состояние переутомления II стадии характеризуется наличием субъективных проявлений, которые осложняются объективными симптомами достаточно выраженными, чтобы доставлять серьезный дискомфорт и резко снижать качество жизни. Жалобы обычно полиморфны и многочисленны, поскольку патологические изменения касаются практически всех органов. Распространены жалобы на быструю утомляемость, невозможность «включиться» в работу, тягостные ощущения в сердце, вялость и сонливость, а также нетривиальные ответы организма на физическую активность (например, спазм или дрожание конечностей после небольшого мышечного напряжения ). Сон не приносит облегчения, поскольку он прерывается пробуждениями, кошмарами, тягостными сновидениями и т.д.
При этом наблюдается нарушение нормального ритма, что выражается в максимальных всплесках работоспособности в периоды утреннего пробуждения или вечернего отдыха.

Переутомление II стадии характеризуется нарушением нормального обмена веществ, что проявляется сниженной концентрацией сахара в крови и потерей веса. Сердечно-сосудистая система не переносит нормальной физической нагрузки, и даже в покое может развиваться спонтанное увеличение или уменьшение сокращений сердца. Артериальное давление постоянно меняется, понижаясь и повышаясь также спонтанно.
Человек в состоянии переутомления II стадии плохо выглядит, то есть бледен, кожа мраморная, с синяками под глазами, синюшным цветом губ и ногтей.
Сексуальная функция страдает у мужчин и женщин, проявляясь нарушениями менструаций и потенции, а также исчезновением либидо .

Переутомление III стадии является самым тяжелым и проявляется неврастенией , а также крайне плохим самочувствием. Люди страдают повышенной возбудимостью, постоянной усталостью, а также слабостью в сочетании с бессонницей в ночное время и сонливостью в дневные часы. Работа всех органов и систем нарушена.


Состояние переутомления II и III стадий необходимо адекватно корригировать, поскольку данные явления выбивают человека из нормальной жизни на длительный промежуток времени.

Типы в зависимости от природы причины

В зависимости от природы основного провоцирующего фактора, действие которого привело к развитию переутомления, различают два основных типа данной патологии:
  • Физическое переутомление
  • Психическое (нервное ) переутомление
Это означает, что переутомление может развиться вследствие чрезмерного действия психоэмоционального фактора или физического.

Физическое переутомление

Физическое переутомление часто развивается у следующих категорий лиц:
  • У спортсменов при нерациональном режиме тренировок
  • У людей, занятых физическим трудом, выполняемым на пределе человеческих возможностей
  • У нетренированных людей, которые однократно подверглись сильному физическому напряжению
  • У людей, которые подвержены адекватным физическим нагрузкам, сочетающимся с неполноценным отдыхом, не позволяющим восстановиться
В принципе итогом любых физических нагрузок является утомление. Нормальное утомление представляет собой один из эффектов физической работы, который помогает развить работоспособность путем тренировки. Тренировка является великолепным способом развить свои способности, однако необходимо строго дозировать нагрузку, чтобы она соответствовала наступающему после утомлению.

Нервное переутомление

Нервное переутомление тесно связано с физическим, поскольку симптомы, биохимические и физиологические показатели одинаковы, а разнится лишь природа фактора, приведшего к формированию патологического состояния. Нервное переутомление обязательно включает в себя и мышечную усталость. Именно поэтому значительные умственные нагрузки и психическое напряжение приводят к ощущению усталости в мышцах.
Поэтому после напряженного экзамена, лекции или урока люди вялые, усталые, с трудом двигаются, разбитые и т.д. Данное состояние легко преодолеть при помощи отдыха или снижения интенсивности нервного напряжения. Поэтому необходимо чередовать нервную работу и физическую, что обеспечивает некоторое восстановление, позволяющее выдержать нагрузку. Однако такая смена деятельности не заменяет отдых.

Нервное переутомление может проявиться в повышенном возбуждении, которое плохо снимается, а также снижении тактильной чувствительности. Нервное напряжение может быть различным и провоцировать переутомление с разной скоростью. Например, монотонное умственное напряжение (зубрежка, конвейерный труд ) быстро вызывает утомление, а творческий процесс, захватывающий воображение, позволяет работать продуктивно длительное время. Тип нервной системы также влияет на скорость утомления – меланхолики и холерики быстрее устают, чем сангвиники и флегматики. Напряженный эмоциональный фон (недоброжелательная обстановка, чувство страха перед задачей и т.д. ) также способствует развитию состояния переутомления с высокой скоростью.

Температура при переутомлении

Головная боль очень часто является основным признаком нервного переутомления, поскольку накапливаются продукты распада, и развивается сильное кровенаполнение сосудов мозга. Именно притоком крови в мозг при нервном переутомлении обусловлены носовые и ушные кровотечения , а также повышенная температура тела.
Температура объясняется расширением сосудов и приливом большого количества крови в периферическое русло на фоне обескровливания внутренних органов. Состояние переутомления характеризуется резко сниженным иммунитетом (иммунодефицитом ). На фоне иммунодефицита обостряются хронические инфекции и присоединяются новые, что также приводит к повышению температуры.

Часто применяемые стимуляторы

Работа в состоянии переутомления основана только на подстегивании организма как волевом, так и с помощью различных средств. Алкоголь, кофе , чай или сигареты являются довольно распространенными стимуляторами, однако могут принести лишь кратковременный всплеск работоспособности за счет мобилизации резервов с последующим истощением. Длительное время работы под действием стимуляторов приведет к полному расходованию резервов организма, после чего применение данных веществ не будет оказывать желаемого действия. Именно данное состояние является переходом хронической усталости в переутомление.

Переутомление у детей

Отдельного внимания заслуживает вопрос переутомления детей. Вообще дети утомляются быстрее взрослых. Многие дети после начала учебы в школе разительно меняются: вместо веселых, бодрых ребят вы видите вялых, апатичных, безразличных индивидуумов, постоянно страдающих головными болями, обмороками, нарушениями сна и т.д. Данное ненормальное состояние может пройти самостоятельно без специального воздействия после привыкания ребенка к новому ритму. Однако некоторые дети не могут привыкнуть к нагрузками, вследствие чего у них наблюдается прогрессирующее ухудшение состояния. Дети раздражительны, невнимательны, апатичны, подвержены скачкам настроения, страдают головными болями, тахикардией , нарушениями сна, галлюцинациями , расстройством внимания, памяти и т.д. Любое воздействие может вызвать совершенно неадекватную реакцию.

Некоторые дети стараются скрыть свое психическое напряжение и научаются определенным правилам поведения в социуме. Однако это только кажущееся благополучие, поскольку расстройства функционирования высшей нервной деятельности (неврозы, эмоциональная лабильность, раздражительность, плаксивость и т.д. ) прогрессируют и становятся все более глубокими. Дети страдают переутомлением, поскольку подвергаются длительному воздействию некоего психоэмоционального фактора.

Наиболее частыми причинами развития нервного переутомления у детей являются следующие причины:

  • Неприязнь со стороны сверстников
  • Оскорбления со стороны сверстников
  • Ожидание насмешек
  • Состояние уязвлённой гордости
  • Чувство неполноценности, отсталости
  • Страх перед экзаменом, зачетом, контрольной работой и т.д.
  • Страх перед наказанием
Помимо стресса, испытываемого в школе, ребенок может иметь не комфортные психоэмоциональные условия дома, в семье. Некоторые родители применяют воспитательные меры традиционного свойства, то есть такие же, которым были подвергнуты в своем детстве. Такие традиционные формы воспитательного процесса не обязательно являются оптимальными, поскольку якобы «проверены временем». Напротив, одни и те же педагогические ошибки можно настойчиво повторять, ломая психику новых поколений. Поэтому необходимо ознакомиться с различными вариантами воспитательного воздействия и выбрать оптимальные для ребенка, которые будут соответствовать его потребностям и способностям как физическим, так и умственным и эмоционально-ментальным.

Не перегружайте ребенка чрезмерным количеством занятий, поскольку его резервы ограничены. Каждодневное посещение музыкальной школы может привести к формированию нервного переутомления по типу патологического возбуждения с переходом в срыв или психоз . Помните, что переутомление развивается у перегруженных детей, которые выполняют непосильную умственную работу. Максимальное количество часов, посвященных умственной работе, не должно превышать 6 - 8 для детей разного возраста. Не нужно заставлять ребенка учить большие объемы, лучше перенесите акцент на развитие внимательности, сообразительности, логики, способности обобщать и делать выводы.

Физическое переутомление у детей практически не встречается, поскольку ребенок инстинктивно перестает активно играть, почувствовав усталость и необходимость отдохнуть. Когда произойдет восстановление, ребенок вновь может играть в подвижные игры и тренироваться с максимальной нагрузкой. Если ребенок занимается спортом, то очень важно подобрать оптимальный режим тренировок, которые обеспечат гармоничное развитие, а не истощение с последующим переутомлением.

Понятие о восстановлении

Утомление и последующее восстановление может быть различным и зависит от целого ряда показателей:
  • Характер нагрузки
  • Интенсивность работы
  • Объем работы
  • Уровень тренированности
  • Предельные возможности каждого индивидуума
  • Способность быстро «переключаться», в том числе полностью расслабляться на короткий промежуток времени
Период, необходимый для восстановления после нагрузки, может быть разным и длится от минут до суток или недель. Быстрое восстановление свидетельствует о высоких адаптационных возможностях организма, что приводит к тренировке выносливости и результативности при выполнении различной работы. Физические и психические нагрузки в течение некоторого периода времени могут действовать на оргазм в двух противоположных направлениях:
1. Развитие резервов и возможностей с повышением работоспособности
2. Истощение с развитием переутомления

Методы стимуляции восстановления и их применение

Истощение организма наступает, если после нагрузки отсутствует адекватное восстановление. Восстановление после нагрузки замедляется с возрастом. Процессы восстановления можно проводить естественным путем или стимулировать их с целью укорочения необходимого временного промежутка. Приемы восстановления после перенесенной нагрузки делятся на несколько групп в зависимости от механизма, времени и условий проведения.

В основном сегодня применяются три группы восстановительных мероприятий:
  • Педагогические методы
  • Психологические методы
  • Медико-биологические методы
Причем можно использовать один метод восстановления или сочетание нескольких приемов из разных групп.

Педагогические методы имеют огромное значение, поскольку обеспечивают планирование тренировок и будущих нагрузок в оптимальном режиме.
Психологические методы помогают поддерживать адекватный эмоциональный фон и устойчивость психики. К психологическим методам относят аутогенную тренировку, самомассаж, мышечное расслабление и т.д.
Медико-биологические методы включают в себя адекватное питание, физиологические процедуры (гидромассаж , бальнеовоздействие, электровоздействие и т.д. ), средства растительного происхождения и адекватный режим дня.

Средства восстановления также подразделяются на общие и локальные. Общие средства (ванны, массажи , души ) помимо восстанавливающего воздействия способствуют укреплению и развитию организма. Локальные средства восстановления (электростимуляция, декомпрессия и т.д. ) помогают провести точечное воздействие на максимально натруженную мышцу. Восстановительные процедуры необходимо грамотно сочетать и чередовать, поскольку длительное применение одного и того же воздействия вызывает привыкание и не оказывает необходимого эффекта.

Осложнения

Поскольку состояние переутомления характеризуется нарушением соотношения адреналина и ацетилхолина в различных типах нервных синапсов (соединений ), то при отсутствии терапии приводит к развитию психических и неврологических нарушений, таких как невроз, истерии или нейроциркуляторная дистония и т.д. Хроническое переутомление может приводить к развитию большого числа соматических заболеваний, в патогенезе которых присутствует неврогенный компонент, например, к язвенной болезни , гипертонической болезни и т.п. Состояние длительного переутомления нарушает нормальную работу иммунной системы, что увеличивает восприимчивость к инфекциям, склонность к хронизации патологического процесса и длительное течение заболеваний. Вследствие нарушений внимания люди в состоянии переутомления подвержены травмам .

Профилактика

Чтобы избежать переутомления необходимо применять адекватные меры профилактики. Следующие простые действия помогут избежать развития переутомления:
  • Посильная физическая нагрузка в виде физической работы или тренировки
  • Увлечение, которое вас интересует
  • Положительные эмоции от общения с друзьями и близкими
  • Проанализируйте свои страхи, определите необходимые действия и выполняйте их поочередно
  • Используйте техники расслабления (аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика , медитация и т.д. )
  • Массаж
  • Отказ от сильнодействующих медикаментов (снотворных и т.д. )
  • Уменьшение потребления алкоголя и табака вплоть до полного исключения
Общие принципы профилактики развития переутомления основываются на исключении основной причины, приведшей к данному расстройству. Это означает, что периоды серьезного напряжения следует планировать заблаговременно и проводить необходимую подготовку с помощью тренировок. Напряжение психическое следует снимать при помощи физической нагрузки с последующим расслаблением. Если человек перенес тяжелое заболевание, операцию или психическую травму, то интенсивная физическая или умственная работа должна быть исключена до полного восстановления резервов организма.

Принципы лечения различных стадий

Принципы лечения переутомления основаны на снижении всех видов нагрузки, которая воздействует на организм. Переутомление I стадии подвергается терапии путем уменьшения психоэмоционального воздействия и соблюдения рационального режима дня в течение 2 - 4 недель. Для этого необходимо прекратить интеллектуальные занятия и сместить акцент на низкоинтенсивную физическую активность.
По мере восстановления следует вводить интеллектуальные и психоэмоциональные нагрузки также в течение 2 - 4 недель до уровня начала заболевания.

Ключевым в терапии переутомления II стадии является полных уход от повседневной деятельности на 1 - 2 недели, в течение которых необходимо отдыхать с применением специальных техник. Активный отдых заключается в прогулках на свежем воздухе, аутогенной тренировке, массажах и т.д. После такого периода отдыха и расслабления следует постепенно входить в обычный режим работы в течение 1 - 2 месяцев. На протяжении всего периода терапии необходимо неукоснительно соблюдать правильный режим дня.

Переутомление III стадии необходимо лечить в условиях клиники. Причем минимум 2 недели следует посвятить полному расслаблению, после чего столько же отвести на активный отдых. Далее 2 - 3 месяца проводится поэтапный возврат к нормальной жизнедеятельности. Весь период лечения следует любые нагрузки строго дозировать.

Основная роль в успешной терапии переутомления принадлежит ограничению роли и влияния провоцирующего фактора или их совокупности. Поэтому очень важно правильно выявить воздействие, которое привело к развитию патологического состояния. Медикаментозная терапия переутомления проводится назначением общеукрепляющих и специальных средств.

Наиболее часто применяют следующие группы медицинских препаратов:
1. Витамины (С, группа В, Е )
2. Успокоительные (валериана , проконсультируйтесь со специалистами .

Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Усталость, сонливость, апатия и слабость – эти ощущения многие списывают на переутомление и думают, что обычным сном можно решить проблему, восстановить силы. А на самом деле в медицине переутомление считается достаточно сложной проблемой – ведь оно может привести даже к развитию ! Важно не только иметь какое-то общее представление о рассматриваемом состоянии, но и знать его первые признаки – это поможет своевременно отреагировать на «сигналы» организма и быстро восстановить силы.

Врачами рассматриваются два основных вида переутомления – физическое и умственное, причем, они оба могут быть и у детей, и у взрослых.

Физическое переутомление

Этот тип переутомления развивается постепенно – человек сначала чувствует легкую усталость и болевой синдром малой интенсивности в мышечных тканях, но обычно на эти признаки мало кто обращает внимания. Продолжая вести активную работу или заниматься спортивными тренировками, не снижая нагрузок, наступает полноценное физическое переутомление. В таком случае будут присутствовать следующие симптомы :


Обратите внимание: если рассматриваемое состояние развивается у женщин, то может начаться нарушение менструального цикла.

При возникновении вышеперечисленных симптомов, следует немедленно прекратить усиленные тренировки или отстраниться от физического труда – понадобится время для подбора программы по восстановлению. Врачи не рекомендуют совсем отказаться от привычных физических занятий, просто нужно снизить их интенсивность. В качестве лечебных мероприятий можно использовать :

  1. Баня . Это эффективное средство для восстановления после тяжелого физического труда, повышения работоспособности и укрепления иммунитета. Оптимально будет сочетание бани и массажа, но даже без последнего посещение 1-2 раза в неделю бани будет способствовать восстановлению организма даже после сильнейшего физического переутомления.
  1. Ванны . Они могут быть разными – каждая из них оказывает воздействие определенного характера. Наиболее популярными при физическом утомлении являются :

  1. Душ. Мало принимать ежедневно душ в качестве гигиенической процедуры – правильно подобранными воздействиями душа можно помочь организму справиться с физическим переутомлением. Запомните :
  • горячий душ с температурой воды +45 – оказывает тонизирующее действие;
  • дождевой душ – освежает и успокаивает, снижает интенсивность болевых ощущений в мышечных тканях;
  • каскадный душ (с высоты 2, 5 м на человека падает большое количество холодной воды) – повышает мышечный тонус;
  • контрастный душ – помогает поддерживать работоспособность организма во время восстановления.
  1. Массаж . Эта процедура оказывает положительное воздействие на центральную и периферийную нервную систему, работу пищеварительной/сердечно-сосудистой систем, улучшает обменные процессы в организме. При физическом переутомлении очень важно получить квалифицированный массаж, поэтому целесообразно обратиться за помощью к специалистам.

Продолжительность массажа :

  • ноги – по 10 минут на каждую нижнюю конечность;
  • спина и шея – в общем 10 минут;
  • верхние конечности – на каждую руку по 10 минут;
  • область груди и живота – 10 минут в общем.

При физическом переутомлении можно и нужно взять кратковременный отпуск, но это не означает, что нужно лечь и лежать без активности – это не даст организму полноценно отдохнуть. Лучшие варианты быстро избавиться от физического переутомления без специфических процедур :

  1. Ежедневно совершать прогулки на свежем воздухе. Причем, делать это лучше в парках/скверах и во время таких пеших прогулок не стоит нагружать свой мозг бытовыми проблемами – приложите все усилия для того, чтобы мысли были только позитивными.
  2. Пересмотрите свой рацион питания. Конечно, на диету садиться нельзя, а вот добавить в ежедневное меню фрукты, овощи и нежирные сорта мяса будет вполне логично.
  3. Обязательно пройдите курс витаминотерапии. Можно проконсультироваться по поводу выбора конкретных препаратов с врачом, но можно самостоятельно приобрести поливитаминные комплексы.
  4. Активность физическую не снижайте. Понадобится лишь сменить вид деятельности – наведите генеральную уборку в доме, поработайте в саду или огороде.

Умственное переутомление

Этот вид переутомления часто воспринимается, как обычная усталость и люди стараются восстановить свои силы простым сном или отдыхом на природе. Но врачи утверждают, что в некоторых случаях такой смены деятельности будет мало, необходимо пройти полноценное лечение.

Симптомы умственного переутомления

К ранним признакам умственного переутомления относятся :


При усугублении проблемы человек начинает испытывать тошноту и рвоту, появляется раздражительность и нервозность, потеря концентрации внимания, нарушение памяти.

Важно: ни в коем случае по вышеописанным симптомам нельзя самостоятельно ставить диагноз «умственное переутомление»! Например, повышение артериального давления на фоне головной боли может означать проблемы в работе сердечно-сосудистой системы. Поэтому консультация врача нужна обязательно.

Стадии развития умственного переутомления

Рассматриваемое состояние не может появиться внезапно и вдруг со всеми сопутствующими симптомами – умственное переутомление развивается в поступательном ритме.

1 стадия

Самая легкая стадия умственного переутомления, которая характеризуется исключительно субъективными признаками – человек не может заснуть даже при сильной усталости, после ночного сна сохраняется чувство усталости, отмечается нежелание выполнять какую-либо работу.

2 стадия

В этот период рассматриваемое состояние негативно действует на общий ритм жизни. На 2 стадии заболевания к вышеперечисленным симптомам добавляются :

  • тяжесть в области сердце;
  • чувство тревоги;
  • быстрая утомляемость;
  • небольшая физическая нагрузка провоцирует возникновение дрожание верхних конечностей (тремор);
  • сон тяжелый, с частыми пробуждениями и приснившимися кошмарами.

На второй стадии развития умственного утомления появляются расстройства в работе пищеварительной системы, у человека значительно снижается аппетит, кожа лица становится бледной, глаза постоянно покрасневшие.

В рассматриваемый период начинают происходить патологические изменения в работе всего организма. Мужчины могут испытывать снижение потенции и полового влечения, у женщин нарушается менструальный цикл.

3 стадия

Это самая тяжелая стадия рассматриваемого состояния, которая проявляется неврастенией. Человек слишком возбудим, раздражен, сон практически отсутствует в ночное время, а днем, наоборот, пропадает работоспособность из-за желания поспать, работа всех органов и систем организма нарушена.

2 и 3 стадии умственного переутомления обязательно требуют помощи профессионалов – это состояние нужно лечить.

Лечение умственного переутомления

Основной принцип лечения умственного переутомления – снижение нагрузок всех видов, которые привели к развитию рассматриваемого состояния.

На первой стадии заболевания требуется полноценный отдых в течение 1-2 недель – человек должен отдыхать в санатории, совершать спокойные пешие прогулки на свежем воздухе, правильно питаться. При необходимости можно воспользоваться расслабляющими ваннами, проводить сеансы ароматерапии. После этого можно будет понемногу вводить в жизнь человека интеллектуальные и физические нагрузки, а в общем на восстановление понадобится не менее 2 недель.

Вторая стадия умственного переутомления требует полного «отключения» от интеллектуальной деятельности – мозги «выключить», конечно, не получится, но прекратить заниматься документами, отчетами, проектами вполне реально. На этой стадии можно заниматься аутотренингами, пройти курс расслабляющего массажа, отдохнуть в санатории или лечебнице. Срок полного восстановления составит минимум 4 недели.


Третья стадия
рассматриваемого заболевания – это госпитализация человека в специализированную клинику. Речь не идет о психиатрических центрах – целесообразно отправить человека с тяжелой стадией умственного переутомления в профилакторий. В течение 2 недель он будет только отдыхать и расслабляться, затем 2 недели человек занимается активным отдыхом и только после этого можно вводить в его жизнь интеллектуальные нагрузки. Полный курс лечения и восстановления на третьей стадии рассматриваемого состояния составит 4 месяца.

Если вы чувствуете, что появляются первые признаки умственного переутомления, то не ждите «развития событий». Возьмите отдых хотя бы на 2-5 дней, постарайтесь сменить вид деятельности и заняться активным отдыхом, посетите курсы аутотренинга, через день проводить сеансы ароматерапии с маслами розмарина и мяты.

Важно: ни в коем случае нельзя при умственном переутомлении принимать какие-либо лекарственные препараты! Это может привести лишь к ухудшению состояния, при рассматриваемом состоянии медикаментозное лечение вообще не предусмотрено.

Переутомление у детей

Казалось бы – какое переутомление может быть у детей? Если они практически круглосуточно бегают, прыгают, кричат и не соглашаются спать даже поздно ночью? А ведь именно детское переутомление, как считают врачи, приводит к серьезным проблемам со здоровьем. Поэтому родители должны внимательно следить за поведением своих малышей – первые признаки переутомления у детей могут быть невыраженными.

Симптомы переутомления у детей

Переутомлению у детей предшествует резкое утомление. Принято выделять следующие внешние признаки утомления (классификация по С.Л.Косилову)

Утомление

незначительное

выраженное

резкое

Внимание Редкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует
Интерес к новому материалу Живой интерес Слабый интерес, ребенок не задает вопросов
Поза Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в стороны, подпирание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку стула
Движения Точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка)
Интерес к новому материалу Живой интерес, задают вопросы Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

Даже в самом начале развития рассматриваемого состояния родители могут обратить внимание на :

  • капризность/плаксивость обычно веселого ребенка;
  • беспокойный сон – малыш может вскрикивать во сне, делать беспорядочные взмахи руками и ногами;
  • нарушение концентрации на каком-то занятии или предмете.


Кроме этого, у ребенка может тела без видимых на это причин (признаки простудных или воспалительных процессов отсутствуют), ребенок испытывает бессонницу по ночам, а днем страдает от сонливости.

Дети в школьном возрасте при переутомлении теряют интерес к учебе, наблюдается у них отставание в учебе, появляются жалобы на головные боли и слабость. Очень часто переутомление у детей проявляется в психоэмоциональных нарушениях :

  • неприятная мимика;
  • кривляние перед взрослыми людьми и зеркалом;
  • передразнивание окружающих.

Дети подросткового возраста при рассматриваемом состоянии начинают грубить, огрызаться, игнорировать замечания и просьбы взрослых.

Причины детского переутомления

Факторами, которые провоцируют развитие переутомления, признано считать :

  • в грудничковом возрасте – нарушение режима дня (время бодрствования превышает время сна), проблемы с грудным вскармливанием;
  • младший школьный возраст – нагрузки физические и умственные, постоянные занятия уроками, короткий ночной сон;
  • старший школьный возраст – гормональная перестройка организма, высокая учебная нагрузка.

Стоит учитывать, что переутомление у детей может быть вызвано в школе и детском саду, неблагополучным окружением в семье, напряженными отношениями со сверстниками.

Лечение переутомления у детей

Многие родители вышеописанное поведение ребенка считают неким баловством – «поспит и все пройдет». А вот врачи утверждают, что такое игнорирование детского переутомления приводит к неврозам, устойчивой бессоннице, колеблются показания артериального давления.

Лечение детского переутомления – это комплексный подход к решению проблемы. Необходимо обратиться за помощью к психотерапевтам и педиатрам – они назначат аутотренинговые занятия, часто детям достаточно пройти лишь несколько сеансов массажа для полного восстановления психоэмоционального фона. Устойчивый эффект дают и следующие мероприятия :

  • коррекция питания – речь идет о замене фаст-фудов на полноценные блюда, употребляемые в четко определенные часы;
  • физические нагрузки – это может быть лечебная физкультура или просто занятия спортом;
  • пребывание на воздухе – активные прогулки каждый день по 1-2 часа, независимо от климатических условий.

Врач может назначить ребенку при переутомлении прием витаминных препаратов или специальных биологических добавок.

Профилактика переутомления у взрослых и детей

Чтобы предотвратить развитие переутомления у взрослых, нужно лишь знать несколько правил ведения привычной жизнедеятельности. Это не означает, что требуется перевод на более легкую работу (такой просто не бывает) или же кардинально поменять свой образ жизни – все гораздо проще. Придерживайтесь следующих рекомендаций :


Детство – чудная пора. Во взрослом возрасте мы с легкой тоской вспоминаем о тех славных временах, когда самой главной нашей обязанностью была необходимость достаточно кушать и вовремя ложиться спать. Даже школьные годы не оставили столь тягостного впечатления, как груз ответственности, навалившийся во взрослые годы. Принято считать, что у детей нет никаких проблем, а их жизнь протекает в завидном покое. Тем не менее, это не совсем так. Одной из серьезных проблем, с которыми могут столкнуться даже малыши на грудном вскармливании, является переутомление у ребенка.

Переутомление – это патологическое состояние человека, вызванное чрезмерной физической и/или психологической усталостью. Чаще всего наступает в период, когда организм человека находится в наиболее уязвимом состоянии – на фоне простуд и обострения хронических заболеваний, в периоды сильного нервного напряжения (во время экзаменов и проблем на работе), в переходный период. У детей возникновение переутомления напрямую зависит от возраста, распорядка дня и нагрузок.

Так основной причиной возникновения проблемы у ребенка, который еще питается материнским молоком, является отсутствие распорядка дня, недостаточное время сна, стрессы кормящей матери. Когда малыш отправляется в школу, основным источником нервного перенапряжения становится чрезмерная учебная загрузка, недостаточное время, проведенное на свежем воздухе, что приводит к постоянному кислородному голоданию, а также снижение двигательной активности. В возрасте 12-16 лет переутомление у ребенка может быть напрямую связано с гормональной бурей, происходящей в его организме. Постоянные скачи настроения, первые влюбленности, нежелание тратить время на учебу – все это не может не отразиться на эмоциональном состоянии подростка, что способствует развитию нервного переутомления. Помимо всего прочего причиной появления проблемы может стать неудовлетворительная атмосфера в семье, где взрослые постоянно ссорятся, а также желание выглядеть привлекательнее ценой постоянных изнуряющих диет. Ведь недостаточное поступление питательных веществ в организм приводит к истощению не только физическому, но и эмоциональному.

Симптомы переутомления

  1. Постоянные резкие смены настроения . Ребенок безудержно смеется над шуткой, а уже через несколько секунд горько плачет, вероятно, без причины. Особенно такое проявление расстройства характерно для младших школьников и подростков. Помимо этого, те, кто проходит через переходный период, могут проявлять свою усталость приступами агрессии и нежелания идти на контакт. Первоочередной задачей родителей и учителей вовремя выявить наличие проблемы, чтобы принять соответствующие меры по ее решению.
  2. Проблемы с концентрацией внимания . Переутомление у ребенка младшего школьного возраста может проявляться в виде отсутствия желания концентрироваться на задаче. Кроме того, для малыша характерны резкие смены видов деятельности. Так, вашего ребенка становится все сложнее усадить за уроки, а активность, связанная с концентрацией вызывает у него раздражение.
  3. Чуткий сон . Ребенок ворочается во сне, часто просыпается, утром выглядит не выспавшимся и уставшим.
  4. Нехарактерные движения . Во время разговора у малыша непроизвольно дергаются руки, он резко меняет позу, чего раньше за ним не наблюдалось.
  5. Нарушение режима дня и принципов питания . Несмотря на то, что ребенку необходимо рано проснуться в школу, он не может уснуть допоздна, выглядит взволнованным и нервным. Утром его сложно разбудить, он идет на занятия с крайней неохотой. В еде ребенок отдает предпочтение сладостям и продуктам с высоким содержанием белка и глюкозы.
  6. Повышение температуры . Нередко невесть откуда взявшаяся температура является признаком переутомления у ребенка. Таким образом организм реагирует на усталость, давая понять, что отдых сейчас крайне необходим.
  7. Нарушение месячного цикла у девочек . Если от излишней эмоциональной нагрузки страдает подросток, то это может привести к еще большему усугублению гормонального сбоя. А это значит, что возможны смещения цикла или полное прекращение менструаций у девочек.

Лечение и профилактика

Необходимость лечения переутомления определяется степенью запущенности проблемы. Помните, что повышение температуры на фоне нервного напряжения – повод обратиться к врачу, поскольку это может стать причиной серьезных нарушений в работе детского организма. В большинстве случаев под лечением подразумевается комплекс мер, направленный на восстановление психоэмоционального состояния ребенка. Он включает в себя разработку индивидуального распорядка дня, строгое регулирование физической и умственной нагрузки, в некоторых случаях – отказ от дополнительных кружков, пересмотр рациона питания в пользу продуктов с высоким содержанием белков и ненасыщенных жиров. Помимо этого специалист может назначить лечебную физкультуру и массаж. Не стоит забывать, что важным элементом лечения и профилактики переутомления у ребенка является достаточная физическая активность и пребывание на открытом воздухе.

Детская психика достаточно гибкая, а это значит, что следование рекомендациям врача обещает быстрое избавление от проблемы.

Утомление способно проявиться из-за физической или психологической нагрузки. Длительность упадка сил иногда доходит до года и носит непрекращающийся характер. Раньше причиной возникновения утомляемости считали проникновение в организм вирусов или бактерий. Однако сейчас мнение изменилось. Ввиду развития информационных технологий, производственных процессов и ускоренного ритма жизни, человек быстрее переутомляется, вследствие чего и возникает недомогание всего организма, а также температура от усталости.

Причины утомляемости

Симптомы переутомления возникают у каждого человека на определенном этапе. В основном это происходит из-за перегрузки организма, когда времени на отдых не хватает. Частыми причинами переутомления выступают:

  • переживания перед экзаменами или сессией;
  • физическая и психоэмоциональная нагрузка при выполнении повседневных дел (уборка, стирка, уход за детьми и др.).
  • Человек сам способен определить, почему и в какой период возникло переутомление, проанализировав свой образ жизни. Избавившись от причины, забирающей все силы организма, постепенно можно вернуться к нормальной активной жизни.

    Точные причины возникновения переутомления до конца не определены. Не последнее место среди провоцирующих усталость факторов отводится и инфекционным либо бактериальным заболеваниям. Это происходит из-за стимуляции иммунитета инфекционными клетками, что быстро расходует жизненные силы организма. В это время происходит выработка цитозинов, из-за которых может подняться температура тела. Процесс сопровождается появлением прочих симптомов:

    • вялость;
    • болевые ощущения в мышцах;
    • недомогание.

    Среди остальных причин быстрой утомляемости выделяют и ненадлежащую работоспособность эндокринной системы, вследствие чего появляется бессонница, человек начинает плохо усваивать поступающую информацию. Чаще всего, именно с такими симптомами обращаются люди к докторам.

    Температура от усталости в основном наблюдается у женщин, нежели у детей и мужчин. Еще ее повышение свойственно тем, кто допоздна пропадает на работе и мало времени уделяет отдыху. В погоне за результатом своего труда, высокой зарплатой или признанием начальства не исключено возникновение нервного срыва в результате такого переутомления.

    Симптомы возникновения усталости

    Проявление усталости наблюдается при легком ОРВИ и прочих простудных заболеваниях. При переходе болезни в острую стадию появляются некоторые признаки, характеризующие этот процесс. К ним относятся:

    • вялость, постоянные боли головы;
    • депрессия и агрессивность.

    При неоднократном повторении данных симптомов рекомендуется обратиться за помощью к врачам. При отсутствии лечения может наблюдаться переход симптомов простуды в хроническую форму, что характеризуется продолжительностью сохранения проявлений болезни, которые ежедневно возникают на протяжении 6-12 месяцев.

    Ввиду большого числа возможных симптомов к выбору доктора нужно отнестись серьезно. Каждый врач отвечает за определенные проблемы, а не за все в целом.

    1. При бессоннице нужно посетить невролога.
    2. Если беспокоит экзема - к дерматологу.
    3. При нарушениях функций ЖКТ - к гастроэнтерологу.

    Лечение не всегда приносит ожидаемый эффект. Часто избавление от симптоматики выявленной болезни не устраняет усталость и повышенную температуру. Тогда необходимо пройти обследование с предварительной консультацией у терапевта, который определит ряд возможных причин быстрой утомляемости.

    Нередко главным симптомом усталости является повышенная температура, которая в течение длительного времени способна держаться в пределах 37-37,5˚C. Это свидетельствует о том, что иммунитет человека ослаб и любая инфекция, которая при нормальном состоянии никак себя не проявляет, при ослабленном организме вызывает целый ряд симптомов и неудобств.

    У некоторых людей присутствует сонливость, которая переходит в бессонницу. К причинам развития относят перемену режима рабочего времени, включая разницу во времени при смене места проживания или изменения графика работы.

    Частые симптомы, которые сопровождают усталость - невнимательность и снижение работоспособности. Характерны и изменения эмоционального состояния: депрессия, апатия, фобия.

    Помимо температуры и прочих симптомов переутомления, у человека наблюдается резкая потеря веса, которая нередко достигает 7-10 кг всего за один месяц. Возможна и боязнь света, головокружение, сухость слизистой глаз, увеличение лимфатических узлов. Отличительным симптомом у женщин является ярко выраженное течение менструального цикла.

    Диагностирование изменения температуры в зависимости от состояния усталости

    При повышении температуры от усталости главной задачей становится доказательство того, что нет обратной связи этих двух симптомов. Другими словами - усталость может возникнуть от температуры. В таком случае заболевание приобретет совершенно другой характер, так как повышенная температура в течение длительного периода - это признак развития какого-либо заболевания, часто серьезного.

    Диагностика заболеваний, не связанных с переутомлением, проводится в таких случаях:

    • появление слабости, которая наблюдается либо на протяжении длительного времени, либо возникает спонтанно, работоспособность при этом снижена в несколько раз;
    • причины усталости не связаны с психологическими или эмоциональными факторами;
    • постепенное увеличение температуры;
    • небольшие увеличения лимфатических узлов с характерными болями;
    • болевые ощущения в мышцах;
    • острые головные боли, не беспокоящие человека ранее;
    • ухудшение работоспособности при физической нагрузке: отмечается при большом объеме работы и не проходит после отдыха, при условии того, что ранее такое не наблюдалось;
    • острые боли в суставах без наглядных изменений в данной области;
    • отсутствие сна.

    При обследовании нужно учитывать наличие хронических заболеваний. Проводится исследование биологического материала на инфекции, иногда назначается анализ на выявление ВИЧ-инфекции. Диагностике подвергаются и внутренние органы.

    Возможна постановка диагноза - хроническая усталость. В таком случае возможно длительное повышение температуры и незначительное проявление других симптомов. Хроническая форма развивается после перенесенных травм, аварий или ушибов. При этом больной в дальнейшем может вести размеренный образ жизни без переутомлений и стрессов, но симптомы усталости сопровождают его продолжительное время.

    Оказание помощи при температуре от усталости

    Для начала необходимо уменьшить нагрузки: в физическом и психологическом плане. Рекомендуется снизить объем работы на 20%. Эффективнее всего будет уменьшить или некоторое время полностью исключить воздействие факторов-провокаторов, из-за которых может возникнуть усталость и подниматься температура.

    Для некоторых людей такое лечение дается тяжело, поэтому не лишними будут посещения специальных тренингов и семинаров, которые проводят квалифицированные психологи и ведущие медицинские специалисты. Человек должен выработать щадящий режим дня и объективно оценить, может ли он справиться с тем количеством дел, которое запланировал.

    Психотерапия необходима для сопоставления степени нагрузки и сил человека, чтобы пациент умел распределять время работы и отдыха. Рекомендованы и занятия в виде неспешных физических упражнений для расслабления и снятия нервного напряжения.

    Особое внимание уделяется распорядку дня: отведение времени на сон и отдых, а также работу. Эффективны:

    • прогулки на свежем воздухе;
    • умеренное выполнение физических нагрузок;
    • водные процедуры.

    При лечении особое внимание уделяется упражнениям. Периодичность выполнения постепенно увеличивают ввиду состояния здоровья взрослого человека. Также нужно поддерживать хорошее настроение. Однако у каждого человека источник эмоций свой: близкие, животные, работа, отдых.

    При лечении используют медикаменты, в состав которых входят растения, повышающие стрессоустойчивость. К ним относятся ромашка, корень солодки, щавель и др.

    Больному нужно полноценное и здоровое питание, включение в рацион продуктов, повышающих иммунитет и восполняющих физические силы организма. При этом нужно пить больше жидкости, а алкоголь и табачные изделия не допустимы. Кофеин также следует исключить из рациона. Продукты, содержащие сахарозу к употреблению не приемлемы. Повышенный сахар способен повысить утомляемость.

    Прогноз и профилактика

    Болезнь может привести к серьезным проблемам, так как стрессы и депрессии отрицательно сказываются на здоровье. Оправиться от усталости организм может самостоятельно или при помощи использования специальных методик лечения. Весомый ущерб переутомление способно нанести иммунной системе, особенно когда наблюдается длительное повышение температуры, означающее, что организм постоянно находиться в напряженном состоянии, тратя и без того недостающую энергию.

    Правильное питание, умеренные нагрузки, нормальный распорядок дня - залог отсутствия усталости. Если невозможно полностью оградиться от стрессовых ситуаций, то главное уметь после них восстанавливаться. Не смотря на сферу деятельности и график работы, важно иметь время на полноценный отдых.

    Переутомление может быть вызвано многими причинами. Бездействие и игнорирование симптомов способно усугубить положение. Однако, правильное питание, умеренная нагрузка и отдых, помогут снять усталость и восстановить жизненные силы.

    Готовясь стать мамой в первый раз, я на протяжении девяти месяцев беременности мечтала, как с первых же дней займусь развитием своего ребенка. "Мой сын раньше других научится читать и писать, причем желательно сразу на двух языках", - мечтала я. Я скупала в магазинах кучу полезной и бесполезной литературы по раннему развитию и мечтала, мечтала, мечтала...

    Когда ребенок наконец родился у меня первое время просто не было сил даже открыть книжку по раннему развитию, не говоря уж о том, чтобы клеить какие-то картинки и развешивать их над детской кроваткой. Когда я опомнилась сыну было уже два года. Честно признаться - я не на шутку испугалась, что опоздала со своим ранним развитием. И с двойным упорством принялась наверстывать упущенное.

    "Драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота..."

    Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был самым-самым: самым умным, самым спортивным и самым развитым во всех областях - эдакий маленький гений. Особо рьяные родители боятся опоздать и записывают свое чадо во все существующие кружки и секции. Но из-за такой загруженности на долю ребенка приходятся огромные нагрузки, а точнее перегрузки, - куда большие, чем в школе. И полноценного отдыха при таком режиме, конечно же, не получается. Вместо того, чтобы играть и гулять со сверстниками на свежем воздухе, ребенок n-ное количество часов проводит в шумных и душных помещениях. И в результате родительское тщеславие тешит мысль о том, что именно их ребенок раньше других научился читать, считать, писать, играть на фортепиано, прыгать с шестом и вышивать крестиком. А то, что ребенку все эти занятия, мягко говоря, не приносят никакого удовольствия, родители не замечают, или старательно делают вид, что не замечают. "Ничего страшного, - утешают себя родители. Пусть сейчас помучается, зато потом спасибо скажет". Это - одно из наиболее распространенных родительских заблуждений.

    Дело в том, что одной из самых главных причин расстройства детской психики физиологи называют нехватку времени. И в результате от 20 до 40% учащихся начальных классов в той или иной степени страдают неврозами. В старших классах невротиками становятся уже 60-70% детей. В итоге к окончанию количество детей с хроническими и комплексными заболеваниями возрастает в 3 раза; с нарушением зрения - в 5 раз; с желудочно-кишечными заболеваниями - более чем в 7 раз. Врачи-психиатры утверждают, что это связано, в первую очередь, с неправильно организованным отдыхом, а не со сложностью школьной программы. Кроме того, превышение допустимого уровня нагрузки, отсутствие полноценного отдыха, достаточной двигательной активности ведут к истощению нервной системы, переутомлению и ослаблению организма, снижению его сопротивляемости инфекциям.

    Не знаю, чем бы закончилось мое увлечение раним развитием, если бы по долгу службы мне не пришлось брать интервью у врача-психиатра, специализирующегося на лечении детских психических расстройств. Детишки, которых я увидела в клинике, были действительно умны не по годам. Они знали много такого, о чем я лишь смутно догадывалась. Но какова была цена этих знаний! Честно признаться - меня больше поразил даже не страшный диагноз, который стоял в их истории болезни, а грустные глаза этих маленьких гениев. У пяти-восьмилетних детей был взгляд умудренных опытом и уставших от жизни стариков. Они не реагировали на новые игрушки, на новые лица и не играли друг с другом. Они вообще ни по какому поводу не проявляли заинтересованности и, как плохо запрограммированные роботы, делали то, что говорили взрослые. Причем просьбу взрослых они слышали лишь после нескольких повторений, долго ее обдумывали, а потом машинально выполняли. Все это напоминало замедленные кадры из грустного кино. "Это все последствия излишней перезагруженности", - сказал мне врач.

    После этого интервью я долго не могла уснуть. Что же получается: не заниматься с ребенком вообще - плохо, много заниматься - тоже плохо. Как же найти ту золотую середину, чтобы ребенок рос умным, здоровым и веселым?

    Все хорошо в меру

    Но тут возникает вполне логичный вопрос: "Как же определить эту меру?". Однозначного ответа дать невозможно. Все зависит от характера, темперамента и самое главное желаний ребенка. Поэтому постарайтесь трезво оценивать способности своего ребенка и не требуйте от него невозможного. Ведь плата за всестороннее развитие может оказаться слишком высокой.

    Как говорил один из мудрецов "Ребенок - это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь". Задача родителей не заполнить ребенка знаниями по максимуму, а пробудить у него интерес к этим самым знаниям. А для этого знаний не должно быть слишком много. Это совершенно не означает, что заниматься ранним и всесторонним развитием ребенка вредно. У Глена Домана по этому поводу есть очень правильное замечание: "Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты. Но учение - это игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы ребенок был недокормлен и вставал из-за стола знаний с ощущением постоянного голода, чтобы ему все время хотелось еще знаний".

    Самый простой способ определить, что же лучше для вашего ребенка - лишний час поспать или бежать на очередную тренировку, - это повнимательнее присмотреться к нему. При этом присмотреться - вовсе не означает, что нужно идти на поводу всех без исключения детский желаний. Конечно же, нет. Просто организм маленького человека сам в состоянии регулировать, что ему лучше. Очень важно, как ребенок относится к дополнительным занятиям. Заниматься нужно и можно лишь до тех пор, пока ребенку интересно. Как только вы почувствуете, что кроха с трудом сидит на месте, зевает, прикрывает глаза и не может сосредоточиться на новой информации - это значит, что занятие слишком затянулось. У детей дошкольного возраста в связи с анатомо-физиологическими особенностями организма переутомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности. Речь идет именно о дополнительных занятиях, а не об обязательной школьной программе.

    Признаки переутомления у детей

    Прежде всего, необходимо разобраться, что же такое переутомление. В научной медицинской литературе можно найти такое определение: Переутомление это - физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Родители часто удивляются, от чего ребенок мог переутомиться. Он ведь только сидел и разглядывал картинки, а не кирпичи таскал. Не надо путать переутомление с физической усталостью. Переутомление, как правило, появляется при длительной нагрузке, неважно физической или умственной. Умственное переутомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания (трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др. Физическое переутомление выражается в нарушении функции мышц: снижением силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений. Кроме того, выделяют психическое (душевное) переутомление. У детей дошкольного возраста и младших школьников с определенным складом нервной системы интенсивный умственный труд может привести к развитию неврозов, которые возникают чаще при сочетании умственного переутомления с постоянным психическим напряжением, большим чувством ответственности, физическим изнурением и т. п. У более старших детей признаки психического переутомления наблюдаются при чрезмерных "душевных" волнениях и разного рода обязанностях.

    Диагностировать переутомление у ребенка гораздо сложнее, чем у взрослого. Как правило, родители замечают, что здоровье их ребенка пошатнулось только тогда, когда уже срочно требуется помощь врачей. А ведь первые признаки переутомления появляются задолго до возникновения серьезных проблем. Вот несколько факторов, которые свидетельствуют о том, что вы слишком перегрузили ребенка.

    Нарушение сна . Если ребенок часто ложится спать раньше положенного срока, но долго не может заснуть, если он просыпается среди ночи, вдруг начал говорить во сне или ложится спать днем (хотя уже давно отвык от дневного сна) - это говорит о том, что нервная система ребенка настолько перегружена, что даже во сне малыш не может расслабиться.

    Нарушение аппетита . Аппетит может отклоняться от нормы как в одну, так и в другую сторону. Некоторые дети при переутомлении теряют аппетит. А другие, наоборот, начинают, есть за двоих - и то, и другое должно вас насторожить. При этом изменение аппетита может долгое время не сказываться на весе. Только при хроническом переутомлении ребенок резко худеет или наоборот стремительно набирает излишний вес.

    Частые болезни . У ребенка часто болит голова, может подняться артериальное давление. Скачками давления от перегрузок особенно страдают девочки. При норме верхнего показателя в 80-100 мм рт. ст. у младших школьников от непосильной нагрузки давление может подняться до 110-120. Если ребенок без конца простужается - это тоже "звоночек". Не пора ли вам пересмотреть жизненные приоритеты - на первое место поставить не хорошее образование, а крепкое здоровье.

    Вредные привычки . Ребенок начинает грызть ногти, ковырять в носу и т.д., хотя раньше ничего подобного не делал.

    Нарушение памяти . Если ребенок постоянно что-то ищет (то карандаш, который лежит на столе, то ручку, которую он держит в руках, то тетрадку, которую сам только что убрал в портфель), это свидетельство того, что ребенок слишком перегружен. Перегруженный ребенок затрудняется выполнять манипуляции, которые раньше не вызывали сложностей. У дошкольников и младших школьников могут появиться запинки в речи.

    Большие физические усилия при малом КПД . Утомленный ребенок действует менее точно, допуская сначала небольшие, а затем и серьезные ошибки. Например, если до переутомления ребенок играл на фортепиано лишь движениями пальцев, то при истощении запасов организма у него постепенно включается в движение вся рука, а затем он начинает двигать еще и корпусом.

    Капризы, повышенная подвижность и (или) агрессивность . У малышей основным симптомом ухудшения физического и психического здоровья являются капризы, на которые взрослые зачастую не обращают должного внимания. Дети младшего школьного возраста при переутомлении становятся чересчур подвижными, непоседливыми. А у старшеклассников умственные и психические перегрузки обычно проявляются излишней агрессивностью в поведении. Подвижность ребенка - защита от перегрузок. А грубость в подростковом возрасте - признак эмоционального дискомфорта. Вполне возможно, что ваше чадо все время огрызается просто потому, что от обилия обязанностей ничего не успевает.

    Уставший вид . Нарушение работы нервной системы отражается на лице. Хотя у детей эта взаимосвязь проявляется значительно позже, чем у взрослых. Поэтому уставший вид - это не первый (как полагают многие), признак переутомления. Появление синяков под глазами, изменение цвета лица свидетельствует о том, что переутомление постепенно переходит в хроническую форму.

    Многие родители не обращают внимания на первые признаки переутомления. Полагая, что польза от дополнительных занятий с лихвой покроет все побочные эффекты. Это наиболее распространенное заблуждение. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому переутомлению. А это уже довольно серьезный диагноз.

    Индивидуальность важнее всего

    Чтобы избежать перечисленных выше проблем, необходимо правильно планировать дополнительные занятия. Не считайте, что вы обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с вашим малышом, "с максимальной пользой". Если постоянно думать о том, что необходимо чем-то с ребенком заняться, то ваши отношения с ним неминуемо станут нездоровыми. Поймите, что моменты молчания или расслабления не менее благоприятны для общения, чем моменты напряженного внимания и сосредоточения.

    У ребенка обязательно должно быть свободное время. Многие взрослые неправильно понимают определение "свободное". Так вот, это время свободное от всего: от сна, от выполнения домашних заданий, от тренировок, спортивных секций, всевозможных развивающих занятий, походов в цирк или театр и даже от приема пищи. Хотя бы один час в день (а по мнению педиатров и невропатологов, не меньше 3-х часов) обязательно нужно дать возможность своему ребенку просто ничего не делать. Для него такое безделье - самый лучший отдых. Кроме того, после такого отдыха повышается, достигая даже более высокого уровня, чем в предшествующий работе период. Нецеленаправленный отдых быстрее восстанавливает работоспособность.

    Занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые забывают о том, что у ребенка есть не только мозг, который надо тренировать, но еще сердце и душа, для которых в погоне за знанием просто не остается времени. Помните - каждый ребенок индивидуален. Он такой один, даже однояйцевые близнецы сильно отличаются друг от друга, не говоря уж о детишках, рожденных от разных родителей в разных условиях. А это значит, что каждый ребенок требует индивидуального подхода. Всевозможные методики раннего развития и советы знакомых следует воспринимать лишь как рекомендацию, а не как правила, которые следует выполнять с точностью до мелочей. Не оглядывайтесь на других. Всегда найдутся родители, которые сделают больше или меньше вас. Все это не имеет никакого значения. Постоянно оглядываться на то, что скажут и сделают другие, - далеко не лучший метод развития. Главное, чтобы вы и ваш ребенок получали удовольствие от дополнительных занятий. Тогда от полученных знаний будет одна польза и никакого вреда здоровью.

    Пусть в четыре года мой сын говорил и читал только на родном русском языке, пусть он многого не знает, пусть где-то есть более развитые детишки... Зато я точно знаю, что мне удалось не отбить у ребенка тягу к знаниям и не поплатиться детским здоровьем за весьма сомнительные успехи.

    Обсуждение

    В раннем детстве в меня мама тоже вбивала знания ремнём.А я рыдала и не хотела всем этим заниматься. Сейчас я сама во всём проявляю инициативу, хотя воспоминания детства я не могу вспоминать без содрогания...Я просто была маленькой, и мне было тяжело.

    29.04.2005 17:10:22, Анна

    10 баллов за статью!!! Она не только о раннем развитии, но вообще об обучении детей - любого возраста. Сама насмотрелась вдоволь на перегруженных детей, у которых помимо школьных нагрузок еще куча дополнительных занятий. Только за прошлую неделю трижды слышала о дистонии из-за перегрузок у девочек разного возраста: страшное дело - повышенное давление, обмороки, чудовищные головные боли. В результате врачи требуют снятия ВСЕХ нагрузок. К этому ли стремились родители, перегружая детей?
    Автор статьи очень внятно и аргументированно объясняет, почему этого нельзя делать.
    Спасибо ему за это!

    Автор очень точно подметила, что вседети - разные и проводить аналогии так же не стоит. Пусть ребенок не вспомнит в 3 года алфавит, который выучил в полтора, но когда придет пора его учить, он вспомнить его куда быстрей, чем если бы учил заново.
    Меня насильно никто ничему не учил, любимая история моей мамы как она меня в год повела на осмотр в поликлинике и врач дежурно поинтересовалась говорит ли ребенок, а если да, то сколько слов и проч. Мама пожала плечами - говорит, а сколько слов - она не считала, врач на маму посмотрела с недоверием и насмешкой - мол все из своих детей гениев растят, но мама спокойно ко мне повернулась и сказала "Лялечка, скажи тёте, сколько тебе годиков" на что Лялечка выставила 1 пальчик и протянула "одииин". Врач была в отпаде.

    В 2-3 года я уже прекрасно читала и делала это с удовольствием, но при наличии старшего брата, которого раздражали мои экзерсисы мне так же очень быстро пришлось научиться читать не только вслух, но и про себя, то есть более бегло. Я не могу сказать, что я какой-то гений, но считаю, что ранее развитие все же важно. Но не насильственное. А уж как заинтересовать своего ребенка, думаю, каждый родитель найдет сам.

    Добрая и отрезвляющая статья.Все наши стаания в воспиании наших чад связаны с какими-то нашими нереализованными мечтами: мы хотим, чтобы дети были умнее, воспитаннее и т.д. нас. Нельзя,конечно, идти "по нервам" детей, но думать, что показывать буквы в 2 года - рано, тоже не нужно. Все заложенные когда-либо знания всплывут, когда это будет необходимо - ничто не пропадёт бесследно. Желаю всем удачи в воспитании нашего будущего!

    26.05.2004 09:59:19, Jul

    Хорошая статья. Очень отличается от "ругательных" статей, где говорится о безусловном вреде "раннего развития", без рассмотрения развития без перегрузок. Ребенка надо развивать "разумно", не бросаясь из одной крайности ("он будет самым крутым, все будет делать раньше любой ценой!") в другую (типа "я - против раннего развития!"). И всегда учитывать индивидуальные особенности ребенка.

    А я видел на сайте у Тюленева Павла Викторовича уникальную методику которая позволяет в игровой форме развивать ребенка
    с 0 до 18 лет

    23.05.2004 17:30:00, Алексей

    Да! Статья замечательная! Интуитивно я чувствую, что надо дать развиваться моему маленькому сыну так, как ему лучше - ему 14 мес и опережает многих ровестников. И мы учимся неспеша - сегодня обнаружили, какие интересные деревья - у них кора, и ветки, и листочки... А мои родители гордятся - что я в 3.5 года знала наизусть "Сказку о рыбаке и рыбке" - вспоминаю с содроганьем просто! Как насильно она была "впихнута" мне в голову, со слезами и ремнем. И что, сделало это меня успешнее в жизни? Нет.

    Замечательная статья. По себе знаю, что значит "оправдывать надежды".С мамой отличные отношения, но до сих пор, когда вспоминаю мамины слова о том, что мы с сестрой должны быть "умнее, воспитаннее, внимательнее и т.д. и т.п.", становится немного не по себе.
    Разбудить интерес -это одно, а строить занятия на тщеславии -это совсем другое. Когда стал подрастать собственный киндер я попала под влияние моды и подруг по детской площадке - там все в год учили алфавит и цифры. Инициатором этого был кабинет здорового ребенка в районной поликлинике - там детей регулярно тестировали на развитие и выдавали задание - что ребенок должен знать к 1 году, 2-м и т.д.
    Потом мы перешли в другую поликлинику - там кабинет здорового ребенка не был обязательным - там просто можно было покормит ребенка и посидеть недолго после прививок (чтобы убедиться, что нет аллергич. реакции). А врач из кабинета немного играла с каждым ребенком и давала рекомендации - на что обратить внимание. И я с ранним развитием притормозила. Периодически пыталась повторять с ребнком то, что уже успела выучить, но дочка все это благополучна забыла, как ненужное ей на данном этапе развития.
    Недавно встретила своих подруг - спросила - помнят ваши дети в 3 года то, на что мы их натаскивали в 1,5 г.? Они сказали: "Не-а!".

    20.05.2004 11:17:26, starka

    Рассказать друзьям