План-конспект по психологии на тему: Тренинговое занятие "Мои жизненные ценности". Психологическое занятие "жизненные ценности"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тренинг «Репродуктивное здоровье и инфекции, передающиеся половым путем»

Тренинг «Профилактика табакокурения»

Тренинг «Профилактика алкоголизма»

Тренинг «ВИЧ и СПИД»

Тренинг «Наркотики, наркотическая зависимость, причины и последствия потребления, формирование зависимости»

Домашние задания

Игротека 1. Знакомство и разминки

Игротека 2. Игры на сплочение

Игротека 3. Игры-разминки

Игротека 4. Деловая игра.

Тренинг

«Добровольчество. Профилактика»

Задачи:

· Рассмотреть понятия «Добровольчество» и «Профилактика»;

· Рассмотреть принципы, мотивы, виды добровольчества;

· Рассмотреть виды профилактики.

Длительность тренинга: 90 минут.

Оборудование:

· флипчарт;

· бумага для флипчарта;

· маркеры.

Ход занятия:

Введение:

- Представление ведущих, озвучивание целей, задач и регламента работы;

Поприветствуйте участников, представьтесь и немного расскажите о себе. Если вы основной ведущий встречи, то представьте по имени ваших со-ведущих и позвольте им рассказать немного о себе.

После того, как ведущие представились, основной ведущий должен представить цель тренинга и немного рассказать о том, что же на самом деле будет происходить.

Для всех участников важно знать, сколько времени займет тренинг и отдельные его части. Регламент - продолжительность работы, количество и продолжительность перерывов.

О регламенте работы можно сказать, например, так: «Сегодняшняя наша встреча (тренинг) продлиться 1,5 часа».

- Правила работы группы – публично озвученные, понятные и принимаемые всеми участниками группы правила поведения и взаимодействия участников. На листе бумаги или доске (только в той части, которая останется нетронутой в течение всего тренинга) напишите заголовок «Правила работы». Предложите участникам назвать правила, по которым они хотели бы работать. Если группа не может предложить правил, их предлагает ведущий:

· Каждый имеет право на собственное мнение;

· Нельзя разглашать то, что узнал о личной жизни других участников на занятии (Конфиденциальность);

· В дискуссиях все говорят по очереди (правило правой руки);

· Не давать оценку другим участникам (Безоценочность);

· Каждый говорит сам за себя (Я-высказывание)

· 0:0 (без опозданий)

· Телефон (перевод телефона в режим вибро или без звука)

Записывая правила, ведущий должен их прокомментировать, т.к. каждый из участников должен представлять, что означает каждое правило. Список правил можно также заранее подготовить на отдельном листе ватмана.

Информационный блок «Добровольчество, принципы добровольчества»

Вопрос о добровольчестве ребятам. Как вы думаете, что такое добровольчество?

Добровольчество – благотворительная (безвозмездная) социально значимая деятельность, осуществляемая по доброй воле.

В России сегодня о важности развития добровольчества заявлено в самых верхних эшелонах власти. В Послании Федеральному Собранию в 2007 году Президент РФ В.Путин отмечал важность развития добровольчества в России: «В стране растет и число действующих неправительственных организаций. А также их членов – добровольцев, выполняющих различную социально значимую работу. Их в России уже около 8 млн. человек. Все это – реальные индикаторы формирования в России активного гражданского общества».

Как бы ни была устроена добровольная работа, она имеет три общих принципа :

Спросить у ребят как они думают, какие принципы добровольчества?

Отсутствие вознаграждения . Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей, не предусматривает материального вознаграждения. Однако, организация, приглашающая добровольца для какой-то работы, может оплатить ему транспортные расходы, питание, специальную одежду и т.д.

Без принуждения . Все еще встречается такое явление как добровольно-принудительный труд, например, когда глава муниципалитета или коммерческой компании заставляет своих сотрудников принимать участие в субботнике или когда декан отправляет студентов вместо лекции маршировать на политических митингах… Такая деятельность, может, и приносит какую-то пользу, однако считаться добровольной уже не может.

Польза обществу и людям . Добровольческая деятельность должна иметь социально полезную направленность и приносить реальную пользу конкретному получателю, обществу, окружающей среде. Деятельность должна учитывать социальные нужды сообщества, способствовать решению общественно значимых проблем.

Каждый человек имеет право стать добровольцем и прекратить свои обязательства при необходимости.

Добровольческий труд создает возможности людям приобретать новые знания и навыки, полноценно развивать свой персональный творческий потенциал и уверенность в себе.

Добровольческая деятельность дополняет, но не заменяет ответственные действия других секторов и усилия оплачиваемых работников;

Добровольцы не являются "дешевой рабочей силой", их участие в проектах, определяется их собственным добровольным желанием и личной мотивацией.

Информационный блок «Формы социальной активности»

Часто добровольчество путают с некоторыми другими формами социальной активности, например, такими как:

Миссионерство (от лат. missio - посылка, поручение) - одна из форм деятельности религиозных и просветительских организаций. Ее основная цель – обращение неверующих или представителей иных религий. Миссионеры, так же как и волонтеры, работают бесплатно. Но их цель – духовная помощь людям с помощью обращения в веру.

Донорство (лат. donare - дарить) - добровольное предоставление части крови, а также других тканей или органов для лечебных целей.

Благотворительность - оказание безвозмездной помощи (пожертвования) тем, кто в этом нуждается. Пожертвования могут быть частными или коллективными, когда деньги перечисляет организация. Это могут быть не только финансовые средства, но также и вещи, продукты питания, игрушки, медикаменты и т.д.

Меценатство – покровительство искусству, наукам, собирание больших библиотек, коллекций, создание художественных галерей, театров и т.д. В отличие от добровольчества, помощь меценатов и благотворителей заключается не в предоставлении своих услуг и труда, а в оказании материальной поддержки.

Упражнение. «Мотивы»

А зачем мне все это?

Сегодня в добровольческую работу вовлечено всего 5% населения России. Однако исследования показывают, что более 40% людей готовы более активно участвовать в общественно полезной работе.

«Зачем тебе это?» - такой вопрос тысячи раз задают добровольцам их друзья, родственники, коллеги. Кто-то отмалчивается и отшучивается, кто-то придумывает шаблонные ответы, лишь бы отстали… Действительно, почему вместо того чтобы посидеть у телевизора или попить пива с друзьями этот «чокнутый» бежит делать что-то, за что ему не только денег не заплатят, но и «спасибо»-то не всегда скажут.

Разбейте участников на две группы и попросите составить список причин по которым люди становятся добровольцами.

После того как группы выскажутся вы можете их дополнить.

«Просто мне нравится помогать другим». Конечно же, есть люди, которые в силу своей высокой нравственности или религиозных убеждений помогают другим совершенно бескорыстно. Но будем честны друг перед другом – таких людей мало… очень мало… По статистике альтруистов не более 7%. И часто те, кто объявляет это своим основным мотивом просто не хочет говорить об истинных своих побуждениям или даже сам не отдает себе в них отчета.

«У меня схожая проблема и я хочу решать ее вместе с другими». Мама ребенка с ограниченными возможностями лучше других понимает, с какими трудностями сталкивается такая семья. Она знает, для того, чтобы ее ребенок посещал обычную школу, в ней должны быть сделаны пандусы. Объединившись с другими родителями или с НКО, она будет работать на решение их общей проблемы.

Получение новых знаний и навыков . Для молодежи участие в добровольческих проектах дает возможность научиться тем вещам, которые пригодятся им в будущей карьере, развить свои организационные и лидерские качества. «Это классная тусовка». Для молодых людей это, наверно, основной мотив участия в добровольческой деятельности - возможность новых знакомств и общения с близкими по духу людьми, возможность делать что-то вместе.

Вспомните знаменитых людей в добровольчестве. « Это работает на мой имидж». Постепенно не только на Западе, но и в России становится модным быть социально ответственным, делать добрые дела. Чулпан Хаматова, Владимир Познер, Светлана Сорокина, Лолита, Гоша Куценко и другие «звезды» в последнее время все активнее вовлекаются в добровольческую деятельность. «Хочу в жизни что-то кроме душного офиса, пива и телевизора». Для многих людей добровольчество – возможность ненадолго вырваться из привычного круга жизни, отвлечься от повседневных забот, от вечных разговоров, где дешевле купить и дороже продать.

Пономаренко Л.Н.

Криворожская общеобразовательная школа І-ІІІ степени №22, г.Кривой Рог

Учитель – тренинг КОШ №22

Цели . Сформировать у учащихся понятие о ценности жизни и здоровье человека, показать какое место занимает здоровье в иерархии жизненных ценностей;

Умение выражать свою мысль, свои убеждения, собственное отношение к поступкам и действиям других.

Воспитание и формирование уважительного отношения к самому себе и окружающим, способность к побуждению гражданских и патриотических чувств, к милосердию и любви окружающего мира.

Вступления.

Добрый день уважаемые мои ученики! Я рада приветствовать Вас сегодня в стенах нашего кабинета. Вижу ваши улыбающиеся лица, ваше хорошее настроения и надеюсь, что наша с вами встреча пройдёт в тёплой, дружеской обстановке.

Но перед тем, как начать нашу с вами встречу, я хочу спросить: “ Любите ли вы комплименты и как часто вам их дарят?”

Вот давайте и порадуем друг друга, сказав хорошие, добрые слова рядом сидящему вам человеку, ведь это немаловажное значение имеет в дальнейшей нашей с вами работе.

(Дети говорят друг другу комплименты).

Уч. И, последнее слово за мной. Вы по весеннему очень красивы, доброжелательны и надеюсь, что сегодня вы будите по – настоящему искренне в своих рассуждениях в такой непростой, серьёзной теме, как “ Жизненные ценности”.

А как вы думаете,почему сегодня мы сели в круг? (ответы учащихся).

Уч. Потому что в кругу нет ведущей фигуры, все равны. И мне хочется, чтобы вы на сегодняшнем тренинге чувствовали себя легко и непринуждённо.

Идя сегодня на урок, урок тренинга, каждый из вас, наверное, ожидает получить какую-то новую информацию.

4 И, поэтому я предлагаю Вам на вырезанных сердечках написать свои ожидания и пожелание.

В конце тренинга, если ваши ожидания сбудутся, вы прикрепите свои юные сердца к большому сердцу, которое нарисовано у нас на доске под названием: «Сердце друга»

(Дети зачитывают свои ожидание).

Уч. Давайте установим правила работы, которыми мы будем пользоваться в течении следующих 45 минут. (Дети зачитывают правила).

Искренность

Активность

Доброжелательность

Рассудительность

Мотивация учебной деятельности.

Очень давно древние греки на стенах одного из своих храмов написали «Познай самого себя»- и недаром. Ведь познания самого себя – это понимание своей уникальности, неповторимости своей души, своего внутреннего мира. Познать и понять самого себя – это означает сделать очень много в своей жизни. Достичь этого удаётся не каждому. Часто даже опытные и умные люди не могут адекватно оценить свои чувства, потребности, эмоции, настоящие мотивы своих поступков. Познать самого себя – это осмыслить себя как личность, узнать свои сильные и слабые стороны. Каждый из вас, наверное, знает свои и сильные и слабые стороны. Мне бы очень хотелось, что бы вы сейчас продолжили такую фразу:

Я горжусь собой, потому что… Назовите те качества, которые присутствуют у Вас и вы считаете что это достоинство и гордость вашей личности. (Дети называют свои положительные стороны).

Учит. Молодежь, обычно, не задумывается над ценностями своей жизни. Она спешит жить, иногда даже вредя своему здоровью и жизни. Но нужно думать и о том, что жизнь двигается лишь вперед, вернуться назад невозможно. Как ни странно, настоящей ценностью является то, что не замечаешь, пока не потеряешь.

Каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его поведение, решение и то, как он воспринимает себя, окружающий мир и других людей. Я думаю, что у вас тоже есть уже свои какие-то приоритеты в жизни, вы, наверняка, определили и важные для вас ценности. Сегодня я выбрала самые значимые в жизни ценности. У вас есть эти ценности – их 10. Ваша задача, в течении одной минуты выбрать из 10-5, которые вы считаете наиболее важными.

(Дети выбирают, звучит медленная музыка)

А теперь, зачитывайте, какие вы выбрали для себя ценности. (Зачитывают)

Учит . Следующее задание

Откройте учебник на странице 108 и прочитайте, что означает термин – иерархия.

Иерархия (греческое слово – священный) – расположение частей или элементов целого в определённом порядке от высшего к низшему.

Ваша задача – 5 важных ценностей выставить по методу иерархии, то есть самые важные на первые места, по убыванию.

(дается 1 минута)

А теперь зачитывайте, пожалуйста. (Дети зачитывают)

Скажите, с каким заданием было легче справиться- с первым или вторым, и почему?

Уч. Почти у каждого из Вас здоровье стоит на 1 -ом месте, то есть в строке важнейших ценностей. На протяжении разных периодов существования человеческого общества человек и здоровье имели разную ценность.

Давайте мы в этом убедимся, прочитав информацию в учебнике на странице 109 (последний абзац).

Учит. Ребята, а что для вас означает «здоровье», с чем оно ассоциируется?

(посмотрите на экран после ответов)

Перечислите факторы, мешающие современному человеку сохранить здоровье.

(Вредные привычки, переедание, алкоголь, наркотики, длинные игры с компьютером)

Учит. А сейчас, давайте немножко подвигаемся.

Любите ли вы животных? А растения?

У меня здесь фотографии животных и растений. Каждый подойдите и выберете то, чем он хочет стать на несколько минут, то есть преображаемся в живые организмы, которые нас окружают.

А теперь, растения-поднимите руки, животные- поднимите руки.

У нас получилось 2 группы. У каждой группы есть 2 минуты, чтобы выполнить задание. Предлагаю вам побывать в роли стилиста.

Задание 1 группа- выработать стиль жизни для своего героя:

а) безопасное поведение;

в) благоприятные условия труда;

г) полноценное питание;

ж) двигательная активность;

з) нормальные бытовые условия.

Задание 2-ой группы;

Здоровый образ жизни – это:

а) активное, осознанное отношения к своему здоровью;

б) отсутствие вредных привычек;

г) аккумулирование позитивных и нейтрализация негативных факторов.

Уч. У каждого в жизни бывают ситуации, когда нужно сказать «нет». Всегда ли человек может сказать «нет», сказать так чтобы окружающие поняли, что вас действительно нельзя уговорить.

Речь сейчас пойдёт, а впрочем, прослушайте внимательно стихотворение, обращая внимание в каждой строчке на первую букву.

Н ажимаю кнопку стоп

А бсолютно сходится в точке

Р аспадается полет

К илометры лягут в строчки

О скалится душа

М икрокосмос свой теряя

А я буду умирать

Н а осколках псевдо рая

И теперь с объятий рая

Я прошу тебя не надо.

Так о чём здесь шла речь? (О наркомании)

Все вы очень хорошо знаете о вреде наркомании, мы об этом много говорили и на уроках биологии, основ здоровья. Скажу лишь, что 91% ВИЧ инфицированных – наркоманы, к окончанию школы – 40% пробовали наркотики, 1 наркоман за год в течении втягивает в «порочный круг» до 4 человек. (Просмотр слайдов)

Как же найти силы воли, сказать «нет»?

Давайте мы сейчас обыграем одну ситуацию. Мне нужно 2 участника – мальчик и девочка.

Участники должны исп. слова только приведенного диалога, ничего не добавляя.

Разыгрывая ситуацию несколько раз, используя разные подходы, изменяя тон или тембр голоса, жесты, мимику.

Мальчик: Чего мы боимся, давай попробуем.

Девочка: Нет, не хочу.

Ситуация 1. Пойти вместе на вечеринку.

2. Вместе попробовать наркотики.

Учит. Пока игроки готовятся, предлагаю вам пройти круг «нет» Каждый из вас должен произнести свое твёрдое «нет».

Ребята, вот сегодня каждый из вас на 1 место из жизненных ценностей поставил здоровье.

Скажите мне, всё ли вы делаете для того, чтобы быть здоровым и сохранить здоровье на долгие годы?

Ответы неуверенные, потому что мы осознаем ценность здоровья тогда, когда возникает серьёзная угроза для здоровья или оно уже утрачено, тогда хочется его вернуть. Идёт молодая мама маленьким ребёнком и с сигаретой в руке – думает она о том, какой вред она наносит не только себе, но и своему ребёнку, а спросите её, какая из жизненных ценностей для неё важнее – конечно же она ответит, как вы думаете, что.. .здоровье.

Получается парадокс – почему же людей желания не совпадают с действительностью?

Так какие же принципы лежат в основе здорового образа жизни? (Ответы уч-ся)

Сейчас каждая группа выполнит своё задание

Признаки физически здорового человека

Положительные Отрицательные

а. здоровый цвет лиц блеклое лицо

б. блестящие волосы тусклые глаза

в. Красивые белые зубы желтые зубы

г. стройная осанка нарушение осанки

д. улыбка на лице отирание ж. блестящие глаза

Итак, ребята, вырисовалась фигурка здорового человека и нездорового.

Какую фигуру выбрали вы?

А теперь у вас есть стеклянный кувшинчик и я попросила, чтобы вы принесли 3 сост.: камень, песок и горох. Положите сейчас в свой кувшин один из сост., потому что одну ценность мы уже разобрали.

Ребята, скажите, а сможет ли наша с вами жизнь стать благополучной, если вокруг нас не будет добрых, отзывчивых людей? Доброта и милосердия – это 2 понятия, которые не разделимы.

Давайте сейчас мы вспомним с вами Мать Терезу, с которой познакомились ещё в 5 классе. Так кто же такая Мать Тереза? (чтение о М.Т.)

И с помощью слайдов давайте посмотрим.

Напутствия Матери Терезы.

Как видите, добро творит чудеса.

Зажжем свечу и представим, что она магическая и отныне все, кто возьмет её в руки, превращается в волшебника. Включайте свою фантазию, представьте, что каждый из вас стал добрым волшебником, чтобы вы сделали доброго и хорошего в этом мире.

Начните со слов:«Если бы я стал волшебником…»

Учит. Слушая вас, я поняла, какие вы добрые и недаром говорят, что доброта живёт в душе каждого человека. И именно поэтому душа бессмертна.

Ребята! У меня в руке яблоко. Давайте представим, что это не яблоко, а наша планета Земля. Посмотрите, какая она красивая и гладкая, светлая. Но всегда ли она так выглядит?

А когда она выглядит по-другому? (Когда совершаются плохие поступки)

Какие именно? Какие слова противоречат слову «доброта»? (Ненависть, грубость, хамство, жадность, обман).

(Учитель, накалывает зубочистки в яблоко)

Вот примерно такой она выглядит с плохими привычками и хамством.

Даже если мы уберем эти привычки, что останется – следы, которые ничем не залечиваются.

Какой вывод мы можем сделать? (Быть всегда добрыми, терпеливыми и отвечать за свои поступки)

Учит. Поэтому поводу, у меня есть стихотворение о доброте. (Слушаем стих)

Учит. Давайте снова заполним наш сосуд ещё одной из ценностей нашей жизни.

Учит. Ценности формируют характер человека его личные качества, мораль и отношения к миру, а именно -определяют его судьбу. А для того, чтобы вам было более понятней, я зачитаю одну притчу « Ценности времени», которая и послужит как бы видом наших ценностей. (Обсуждения притчи).

Учит. Поэтому, ребята, поверьте, прислушиваясь к своему сердцу, все ли вещи, которые вас окружают, соответствуют настоящим ценностям.

Давайте, сейчас вместе с вами выработаем правила жизни, выполнение которых приведет к взаимопониманию.

Правила

  1. Умение прощать.
  2. Быть верным и надежным другом.
  3. Уважать других людей и себя тоже.
  4. Воспринимай людей такими, какими они есть.
  5. Научись сочувствовать другим.
  6. Проявления добродушия.
  7. Будь уверен в себе и в своих силах.
  8. Умей контролировать свои поступки.
  9. Уверенно иди к своей цели, мечте, победив все преграды.

Учит. Скажите, благодаря какому чувству человеческой души, мы сможем достичь этих правил в жизни?(Благодаря любви)

Учит. В наше сложное время, когда всеобщий духовный и культурный мир становится все ниже и ниже, когда мы задыхаемся от духовной жажды, именно любовь всех нас сможет спасти от гибели, ведь «Миром правит любовь».

Любовь стояла и стоит возле истоков жизни делает добро, освобождает от злости. Согласны ли вы со мной?

Ученица. Вот вы говорите, что любовь стояла и стоит возле истоков жизни. А если влюбленные, прожив много лет, устали друг от друга. Можно временную усталость любви приняты за смерть любви?

Ученик. Я думаю, что от любви не устают. Человек в любви подобен скульптору творящий из куска мраморной глыбы прекрасный цветок, одухотворенный внутренней человеческой красотой и талантом. Вот эта рукотворная красота и есть человеческая любовь. Кто не понял этой работы любви, тот представляется ему первобытным существом, одетым в звериную шкуру.

Ученица. А мне хочется вспомнить бельгийского поэта Эмиля Верхане. Мало сказать, что он воспел в стыках свою любимую жену Марту. В этом нет ничего удивительного, так поступают все любящие поэты. Но он сумел до преклонных лет сохранить юношескую святость, чувств к своей уже немолодой жене и даже в могилу хотел унести этот неугасимый пламень.

Уч. Но от любви бывает много зла. Сколько обвинений, сколько проклятий любви с тех пор, как свет стоит. Наверное не зря говорят, что от любви до ненависти один шаг.

Уч. Нет! Я не согласна с тобой. Потому что любовь не может быть источником зла, она несет не злодеяние, а наоборот благодеяние. Нет и не может быть безнравственной любви и не она повинна в преступлении человеческих.

Уч. Обратимся к более близкой нам реальности. Разве любовь виновата в том, что отец покидает своих детей, а мать отрекается от новорожденного даже если они действительно любят и хотят устроить свою личную жизнь. Нет! А скорее эгоизм и безответственность и духовная незрелость.

Уч. Не любовь – причина преступлений

Не любовь безнравственна, а человек с его недостатками, эгоизмом и корыстолюбием, ненавистью и завистью, злобой и ревностью и без -_духовностью.

Учит. Итак, мы пришла к мнению, что любовь не убивает, а спасает народ! (Можно прочитать стих)

Учит. Поэзия, которая сегодня прозвучала – это маленькая часть того огромного количества жемчужин интимной лирики, которую сделали поэты в разные времена. А сколько ещё будет сделано.

Любовь каждого человека – это отдельная история. Творите историю, юные мои друзья своей любви. А я желаю, чтобы она была у вас нежной, верной, вечной. Чтобы душа ваша поднялась выше всех будней, потому что любовь – души высокий взлет! И не только любовь к близкому человеку, а любовь к окружающему миру сделает вас добрее и счастливей.

Учит. Итак, снова наполняем свой сосуд ещё одной из важных ценности в своей жизни. (Дети наполняют)

Скажите, почему вы наполнили именно этим?

Притча

Как-то юноша пришел к мудрецу и спросил: « В чём смысл жизни и как сделать жизнь успешной и счастливой?» И мудрец проделал то, что я сейчас и вы. Банка – это наша жизнь.

Камни – фундамент, самые важные значения ценности жизни – семья, работа, здоровье, любовь, дети.

Горох – это события, явления, вещи, которые не так значимы в жизни.

А песок – это вообще мелочи жизни, те препятствия, которые мешают нам жить. Если я сначала засыпала в песок, то в него нельзя было поместить камни и горох.

Какой вывод можно сделать?

Уч. Никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая глаза на более важные события.

И мне бы очень хотелось, чтобы вы сейчас продолжили фразу:

Я начинаю понимать…(чего я хочу, чего не хочу)

Я начинаю создавать … (мир вокруг себя, исходя из своих ценностей своей миссии)

Учит. Я надеюсь, что каждый из вас, выйдет из стен этого кабинета, задумается над тем, как он живёт, хотя ваша жизнь только начинается, но от неё нужно взять только все хорошее, чтобы на закате лет вас не грызла совесть – не доучил, не досмотрел, упустил.

А теперь, возьмите листочки – дом моей мечты и в течение 2 минут заполните его своими желаниями, которые я, надеюсь, у вас есть. (Дети заполняют – звучит музыка, и зачитать несколько своих желаний).

Уч. Ребята! Сегодня урок у нас волшебный. Сегодня, всё то,что вы загадали, обязательно сбудется, только нужно очень захотеть и к этому стремится.

Учит. А теперь у каждого из вас на столе лежат смайлики, на которых изображены контуры человеческого лица.

Дорисуйте, пожалуйста, контур рта, который соответствует вашему настроению после нашего тренинга.

- Хорошее настроение

- Нормальное

- Плохое

А теперь, покажите эти лица мне

Я очень рада, что вы от сегодняшнего урока получили отличный заряд бодрости.

Учит. Сегодня мы говорили о жизни, о жизненных ценностях, давайте все вместе встанем, возьмёмся за руки и сделаем круг и вместе скажем:

Здійсню бажання, набуду мудрість, відчую радість життя.

Конспект тренингового занятия с младшими подростками на тему "Семейные ценности"

Описание материала: предлагаю конспект занятия для младших подростков на тему "Семейные ценности" Данное занятие проводится в тренинговой форме. Происходит формирование у учащихся представления о семейных ценностях в современных семьях. Конспект будет интересным не только для педагогов-психологов, но и для учителей среднего звена, классных руководителей, родителям и конечно, молодым специалистам.

Цель: формирование у учащихся представления о семейных ценностях в современных семьях.
Задачи: обсуждение с учащимися что такое семья, семейные ценности;обучение учащихся способам взаимодействия в семье; воспитание любви к семье; сплочение класса; создание благоприятного психологического климата.

I. Вступление
Приветствие участников. Сообщение о цели и содержании данного занятия.
Разминка для тренинга “Зоопарк”
Ведущий выдает участникам тренинга карточки с названиями животных: собака, ворона, лев, кошка, баран, гусь, змея и т.д. Должно быть по 2 одинаковые карточки на 1 одного животного. Задание для участников: Сейчас каждый из вас получил карточку с названием животного, и через минуту вам предстоит изобразить этого животного - звуками, жестами, движениями. У каждого животного есть своя пара - найдите свою пару.

II.Основная часть:
Обсудить с учащимися что такое семья, семейные ценности. Учимся искать компромисс. Обучение социально-приемлемому способу взаимодействия в семье. Выражение позитивных и негативных семейных воспоминаний; отреагирование болезненных воспоминаний.

Упражнение «Мозговой штурм».
Ведущий на доске записывает ассоциации. Вызывающие словом «семья». затем идет индивидуальная работа, учащиеся выбирают для себя пять самых важных слов, характеризующих «семью», записывают на листочках бумаги свои мысли, что они подразумевают под словом семья. Затем работа продолжается в группах.
Упражнение «Скульптура семьи».
Каждый участник по очереди превращается в скульптора. Он воссоздает свою семью в виде живой скульптуры, выбирая других участников группы на роли ее членов и располагая их в комнате так, чтобы они символизировали обстановку в семье.
Можно привести примеры: силу и контроль можно выразить, поместив властных членов семьи выше слабых. Если мама обладает властью, ее можно попросить встать на стол. Члены семьи, лежащие на полу, изображают бессилие. Близкие или холодные отношения можно отразить при помощи расстояния между членами семьи. В идеале, скульптор выбирает кого-то, кто занимает в скульптуре его собственное место. Это не всегда возможно, когда число членов семьи превышает число членов группы.
Завершив скульптуру, ее создатель интерпретирует свою работу, объясняя, почему члены семьи расположены именно так.
После этого ведущий предлагает скульптору перестроить скульптуру, придав ей такой вид, какой бы он хотел видеть свою семью.
Упражнение «Семейные истории».
Материалы: листы бумаги для рисования и цветные фломастеры
Участникам раздаются бумага и маркеры.
Лист бумаги делится пополам темной линией, которая символизирует границу между счастьем и несчастьем, которое происходит на листе, то есть в семье.
Ребятам говорится, что в каждой семье случаются как хорошие события, так и плохие, и их просят нарисовать на одной половине листа счастливое воспоминание, связанное с их семьей, а на другой - несчастливое воспоминание.
Когда группа закончит рисовать, предложите каждому участнику по кругу представить свою историю, изображенную на картинке.

III.Заключительная часть.
Упражнение «Дерево семейных ценностей»
Каждый получает заготовку «Дерева семейных ценностей» и примерный перечень возможных ценностей (чтобы участникам было легче сориентироваться). Задача участников – ранжировать ценности: – в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях. - в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться. - в крону – желаемые, но не обязательные ценности.Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что – то добавить свое.
Перечень возможных семейных ценностей: Уважение, забота о каждом члене семьи, семейное проведение праздников, финансовая обеспеченность, здоровье, любовь, взаимопонимание, общие цели, семейные традиции, общее хобби, образование, связь поколений, совместное проведение выходных, праздничных дней, комфортабельное жилье, дети, занятия спортом, высокооплачиваемая работа, наличие общих друзей, совместные путешествия, знания, преданность, достоинство, творчество, честь, красота, счастье, развлечения, физическая сила, совместный труд, принципы, магистратура, верность, карьерный рост, доверие.

Рефлексия : Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Обратная связь. Ритуал прощания.

Занятие с элементами тренинга для учителей

«Ценность моей жизни».

Формирование умений ставить и достигать дальние, средние и близкие цели в своей жизни - одна из важнейших задач. Научиться решать эту жизненную проблему спасет от саморазрушения.

Осознание ценности человеческой жизни и здоровья.

Постановка жизненных целей и приоритетов.

Самовыражение и повышение самооценки.

Развитие эмпатии.

Создание в коллективе атмосферы принятия и понимания.

Выработка умения планировать позитивный образ своего будущего.

Приветствие.

Знакомство с группой. Называете своё имя и качество присущее вам на первую букву вашего имени.

Тренинг «Приветствие». Встаём в круг, здороваемся взглядом, с Японским почтением - наклоном, локтями, коленками, плечиками.

Тренинг «Сплочённость» Встать в колонну (ни говоря, ни слова) по возрасту: от младшего к старшему.

Тренинг «Я»

Кто сегодня проснулся с улыбкой, скажите – я.

Кто позавтракать успел, скажите – я.

Кто не опоздал на работу, похлопайте себе.

У кого есть дети, крикнете – ура.

У кого есть любимый человек, скажите – да.

Кто спешит домой с работы, крикните - есть куда.

Продолжим наше знакомство, изучая, что является вашими жизненными ценностями. Перечисляем их. (Дети, семья, работа, здоровье…)

Методика «колесо жизни».

Цель: выявить жизненные ценности и степень их удовлетворённости.

Возле каждой ценности напишите процент вашей удовлетворённости этой ценностью. Затем начертите круг. Поделите его на количество ваших ценностей. И закрасьте, как в диаграмме процент удовлетворённости. У вас получилось колесо. Можно на таком колесе отправляться в путь?

Мы свами находимся в постоянном стрессе. Нас преследует физический стресс, (коллективное давление), химический стресс (работа с риском для жизни), физиологический стресс (Вынужденная изоляция) работа в условиях дефицита времени. Всё это отражается на нашей психике.

Давайте определим психологический возраст каждого из нас. Для этого необходимо ответить на два вопроса.

1До скольких лет хотите прожить?

2На сколько процентов вы удовлетворены жизнью?

Количество желаемых прожить лет делим на 100, и умножаем на процент удовлетворённостью жизнью. Что у вас получилось?

Почему мы так часто не удовлетворены своей жизнью, часто нас гложет прошлое, мы не можем себя простить за какие то поступки. Сей час, мы попытаемся примерить своё внутренне « я» с самим собой.

Методика письмо прошлому – письмо из прошлого.

Пишем письмо прошлому.

Дорогое прошлое! Спасибо что ты было у меня. Благодаря тому, что произошло со мной, я получила хороший уроки мудрости любви, понимания. Мы с тобой многому научились. Благодаря тебе я есть то, что есть. И я этим довольна.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Кировская средняя общеобразовательная школа № 2»

Занятие с элементами тренинга

« Самое ценное,

что у меня есть…»

Занятие разработала

практический психолог

ГБОУ СОШ № 2

Мороз Ю.С.

Цель : - помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную основу.

Задачи :

Создать атмосферу общности и взаимопонимания,

Учить подростков выражать свои чувства с помощью литературной грамотной речи,

Помочь сформировать представление о жизненных ценностях, понятии –жизнь.

Необходимые материалы и оборудование:

Мультимедийная установка, музыкальное сопровождение, бумага, ручки, доска, мел.

Ход занятия:

Самая большая ценность в мире – жизнь:

чужая, своя, жизнь животного мира и растений,

жизнь культуры, жизнь на всем протяжении –

и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.

Д.С.Лихачев

Объявление регламента работы, правил работы в тренинге.

    Шерринг по теме занятия с целью выяснения «Что самое важное в жизни».

    Видео «#Жить»

Притча о ценностях жизни.

Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню, на ферму, чтобы показать сыну насколько бедными могут быть люди.

Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына:

Как тебе понравилось путешествие?

Это было замечательно, папа!

Ты увидел, насколько бедными могут быть люди? - спросил отец.

И чему ты научился из этого?

Сын ответил:

Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них четыре пса. У нас есть бассейн посреди сада, а у них - бухта, которой не видно края.

Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звёзды.

У нас патио на заднем дворе, а у них - целый горизонт.

Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди.

Не правда ли, что всё это зависит от того с какой точки зрения смотреть на мир?

Имея любовь, друзей, семью, здоровье, хорошее настроение и позитивное отношение к жизни, вы получите всё!

Но вот купить что-либо из вышеперечисленных вещей невозможно.

Можно приобрести любые воображаемые материальные блага, даже запастись ими на будущее, но если ваша душа не наполнена, у вас нет ничего!

С самого раннего детства мы с вами слышим слово «жизнь». У каждого человека при упоминании этого слова появляются свои мысленные ассоциации: с мамой, с семьей или мальчиком из соседнего двора, а может быть, с дедушкой или …

Давайте попробуем определиться, с чем у каждого из вас в первую очередь ассоциируются это слово. Вы видите на доске цветок, но нем нет лепестков. Сейчас я раздам вам лепестки и одним словом или несколькими словами скажите, что такое жизнь.

Жизнь ……….

После того, как все учащиеся запишут свои ответы, психолог подводит учащихся к выводу, что жизнь человека – самое дорогое, что есть у человека

Тайна жизни.. . Она дается один раз, и прожить его нужно так, чтобы не было невыносимо больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор, за подловатое и мелочное прошлое...

Тайна жизни волновала людей всегда с того времени, как они осознали себя живыми существами. Имеет ли жизнь какую-то цель и смысл, и в чем они? Кто руководит человеческой жизнью? Можно сделать ее лучше? Имеет ли человек право уйти из жизни или лишить ее другого человека?

Эти и много других подобных вопросов во все времена привлекали внимание не только философов, а и писателей, художников, ученых и даже обычных людей - каждого, кто хоть раз задумывался над тайной своей жизни.

Притча «Жизнь и кофе».

Однажды выпускники престижного колледжа зашли в гости к своему мудрому профессору, некогда многому их обучившему. Постепенно разговор зашёл о жизненных трудностях, и тогда преподаватель предложил ребятам кофе. После согласия мужчина ушёл, а вскоре вернулся с кофейником и уставленным разнообразными чашками подносом. Одни были красивыми и дорогими, сделанными из хрусталя или фарфора, другие – простые и неказистые, пластмассовые, дешёвые. - Посмотрите, что вы выбрали, - начал профессор, когда каждый из его учеников взял по чашке. – Вы все взяли лишь самые красивые и привлекательные чашки, оставив дешёвые на подносе. Это и есть источник ваших бед – вы стремитесь получить всё лучшее для себя. Но главное не то что снаружи, а что внутри. От красоты чашки не зависит вкус кофе, а именно он является вашей главной целью. Задумайтесь: кофе – это наша жизнь, а деньги, общество, работа – это всего лишь чашки. Мы стремимся к самой красивой чашке, забывая наполнять её содержимым. Но ведь она служит всего лишь средством, помогающим поддержать жизнь. Главное – кофе и его вкус. –

Обратить внимание на следующий стих:

Известно, время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.

Упражнение «Ценности»

Цель – осознать и понять важность самого главного в жизни, развитие умения расставлять приоритеты в жизни.

Участникам раздают по шесть листочков и предлагают на каждом из них написать то, что для них ценно в этой жизни. Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем листочке. Ведущий предлагает представить себе, что случилось, что-то страшное и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Нужно смять и отложить бумажку и осознать, как теперь без этого живется. Затем, то же самое происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности.

Затем ведущий объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. И так шесть раз. Затем предлагается осознать, что произошло, можно добавить какие-то ценности и посмотреть, сохранился ли прежний порядок ранжирования.

Упражнение выполняется под медитативную музыку, большое значение имеют интонации и голос ведущего, произносимый текст должен быть простым и гладким. Упражнение провоцирует возникновение очень глубоких переживаний. Обстановка во время его проведения должна быть предельно безопасной - не должно быть лишних звуков, никто не должен входить в помещение, участники не должны мешать друг другу (их можно рассадить на комфортное расстояние друг от друга).

Прежде чем проводить это упражнение в группе, ведущий должен получить опыт его проведения и оценить его глубину. В конце упражнения проводится обсуждение.

Упражнение «Если бы я был...»

Цель - упражнение направлено на развитие ассоциативного мышления, снятие напряжения.

Ведущий произносит фразу «Если бы я был...», обращаясь к одному из участников. Участник должен закончить предложе­ние любой фразой, пришедшей ему в голову.

Упражнение «Значимые события»

Цель - способствует повышению осмысленности взгляда на свой жизненный путь, дает хороший повод задуматься, какие же события для нас действительно значимы.

Описание упражнения. Участников просят подумать о том, какие 10 событий в их жизни наиболее значимы. Эти события могут уже остаться в прошлом или происходить в настоящем, либо же планироваться в будущем. Упражнение выполняется индивидуально, на составление списка отводится 6–8 минут. После этого участников просят отметить, какие события касаются прошлого, какие – настоящего, а какие – будущего.

Затем ведущий рассказывает, что наше восприятие времени может существенно отличаться от его объективного, физического течения. С определенной долей условности можно утверждать, что психологическая длительность нашей жизни определяется не столько числом прожитых дней/месяцев/лет, сколько насыщенностью этих периодов значимыми для нас жизненными событиями.

Упражнение “Дом”.

Цель – осознание ценности человеческого общения.

Продолжаем наше занятие. Представьте, что внезапно в горах пошел снег, поднялся сильный ветер. Перед нами открывается одиноко стоящая хижина. Мы в ней останавливаемся. Так как каждый совершает восхождение на свою собственную вершину жизни, то вы оказываетесь одни в горной хижине. У вас есть запас воды, еды и топлива, тренажерный зал, магнитофон, телевизор, библиотека, компьютер с играми. Связь с внешним миром потеряна. Что вы будете делать, пока переживаете бурю?

На следующий день повторилась та же ситуация. Что вы будете делать?

А если ситуация продолжается месяц?

Упражнение "Катастрофа"

Цель - участники в ходе решения психологически очень сложной ситуации получают ценнейший опыт нравственного выбора, учатся нести ответственность за свою жизнь.

"Наша группа возвращается из увлекательного путешествия на самолете. Осталось несколько часов пути, но... Случилось несчастье. Отказал сначала один, а затем и второй двигатель. Такое, увы, происходит иногда даже с самой современной техникой. Итак, самолет подает. Надежды практически никакой. Но вдруг в самолете появляется колдун, который готов вам помочь. Но колдун требует взамен спасения человеческой жизни отдать одно из человеческих достоинств. Именно достоинство, а не порок. Какое достоинство вы отдадите, вы решите сами, причем при полном единогласии, то есть все участники путешествия (все члены группы) должны проголосовать за принимаемое решение. Если хотя бы один будет против, то нужно начинать все сначала.

Время на принятие решение примерно 10-12 минут, так как самолет продолжает падать. Не теряйте времени, надежда на спасение есть, но если вы не сможете прийти к общему решению, вы неминуемо погибните".

Рекомендации ведущему. До начала самой работы вам следует детально объяснить все детали предстоящей процедуры. А во время обсуждения и принятия решения вам не следует вмешиваться, ни под каким предлогом. Даже если будут прямые призывы помочь, на них нельзя реагировать - дайте возможность группе самостоятельно решить эту сложнейшую проблему. В этом и будет заключаться ваша помощь группе - формирование навыка принятия ответственного решения в условиях очень ограниченного времени.

Упражнение «Только от меня зависит…..»

Цель – развитие умения понимать свои ценности и потребности, нести ответственность за себя.

Участники по кругу продолжают предложение.

У каждого из нас своя вершина жизни. У кого-то она маленькая и гладкая, у кого-то величественная и неприступная. И мы несём на своих плечах наши поступки, ценности, идеалы. У каждого в жизни свой путь. И как мы его пройдем и достигнем ли мы поставленной цели, зависит только от нас самих. Нам свойственно странное противоречивое отно­шение к жизни: с одной стороны, мы любим жизнь, с другой - не ценим ее каждодневно.

Мы считаем, что человек - «это звучит гордо», но хорошо при этом понимаем, что гордиться большинством деяний не приходит­ся. Мы произносим высокие слова, но совершаем низкие поступки.

Просмотр видеофильма «Мотивация. Наша жизнь».

Для окончания занятия используется дебрифинг в виде ответа на вопрос «Самое важное – это…»

Литература:

    Грецов А. Психологические тренинги с подростками. Питер 2008.

    Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. М., 1967.

    Майорова Н.П., Чепурных Е.Е. , Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам. – Санкт-Петербург: Издательство «Образование – культура», 2002



Рассказать друзьям