План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе. Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе детского сада

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цель: дать первоначальные представления о почве как о компоненте природы, о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений;

познакомить с лекарственными растениями (подорожник, мята, малина, земляника);

ввести в активный словарь понятие «лекарственные травы»;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание и умение помогать ей;

формировать навыки поведения в природе.

Материал: мешочек с землей, вода, песочные часы, чашки, чай.

Ход занятия:

Воспитатель (В.). Дорогие дети, уточка Флора прислала нам очень ценный подарок — мешочек волшебной земли со своей тропинки. Она просила сказать вам, что эта земля называется почвой и что она очень нужна всем растениям. Что мы можем с нею делать в группе? (Ответы детей.)

В. Правильно, мы положим эту землю в горшки с комнатными цветами, чтобы они лучше росли. А еще уточка Флора снова приглашает всех нас к себе в гости на экологическую тропу, где нас ждут сюрпризы.

Дети выходят на улицу, где их встречает уточка Флора. она ведет детей к точке экологической тропинки «Огород».

Флора. Дорогие дети, вы получили мой подарок с волшебной землей? Что вы с нею сделали? (Ответы детей.)

Вы поступили правильно, что подарили ее комнатным растениям. А почему земля волшебная, знаете? (Ответы детей.)

Это не просто земля — это почва. Она кормит и поит растения. А росли бы деревья, кусты, цветы, если бы не бы-ло земли, той волшебной земельки, куда мы все это садим? (Ответы детей.)

Да, ребята, все это невозможно без земли. А вы наблюдали, как взрослые ухаживают за огородом? Что они делают с почвой? Что будет с растениями, если почву не возделывать? Что нужно делать, чтобы избавиться от вредителей, сорняков? (Ответы детей.)

Правильно, ребята. Все это нужно знать и правильно выполнять. Ведь раньше землю называли «матушкой», «кормилицей», и без дела в огороде люди не топтались, они берегли почву, ее плодородие.

Почва, ребята, бывает разной плотности. И сейчас мы это проверим на опыте. (Опыт: находим впадинки в земле, в разных местах заполня-ем их водой, засекаем время просачивания ее в почву различной плотности.)

И еще я вам покажу уголок с растениями, которые не только украшают огород, но и приносят большую пользу людям — лечат их (обращаясь к воспитателю). А наши ребята помнят правила поведения на территории детского сада? Давайте повторим их.

Дети:

  • ходить только по дорожкам, чтобы не топтать растения и травы;
  • найденный на территории детского сада мусор нужно убирать;
  • нельзя рвать цветы, ломать ветки;
  • если кто-то идет навстречу, надо уступить дорогу, чтобы не топтать то, что растет.

Флора. Молодцы, ребята! Идем к нашему уголку — уголку лекарственных трав. Вот, например, подорожник. Если кто-то поранит руку, надо вымыть лист подорожника, приложить его к ранке, и тогда она быстрее заживет.

А это растение называется мята . Мяту используют при заваривании чая, а также в качестве приправы к салатам, супам, овощным, мясным, рыбным блюдам. Свежие листья прикладывают ко лбу при головной боли, также мята входит в состав зубных паст.

Земляника. Вы все знаете это растение. Для лечения применяют плоды и листья. Свежие ягоды земляники возбуждают аппетит, регулируют пищеварение, утоляют жажду. Листья обладают обезболивающим свойством.

А вот этот кустарник называется малина . Для лечения используют цветки, листья, корни. Свежие плоды малины повышают аппетит и улучшают деятельность желудка, а также обладают обезболивающим, жаропонижающим свойствами. В малине, как и в землянике и других ягодах, много витаминов.

В. В определенное время идет сбор лекарственных трав, сушка плодов. Подорожник, мята, земляника, малина — это лекарственные травы. А теперь — сюрприз! Уточка Флора приглашает всех в уголок отдыха, где угостит вас чаем с мятой, малиной, земляникой.

Дети и воспитатели пьют чай. Чаепитие совмещается с церемонией благодарения природе.

Занятие по экологии в старшей группе детского сада.На занятии продолжаем учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (видеть, описывать), за птицами. Воспитываем любовь и бережное отношение к природе, желание и умение оказывать ей помощь. Формируем навыки поведения в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экология

Занятие «Экологическая тропа»

Программное содержание.

Оборудование.

Методическое проведение.

Воспитатель.

Воспитатель.

Воспитатель.

Дети. Тополя, берёзы.

Воспитатель. Как узнали берёзу?

Дети.

Воспитатель

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

Воспитатель.

Дети. Тополя.

Воспитатель.

Какой формы веточки?

Дети. Прямые.

Воспитатель. Какой ствол?

Дети. Толстый.

Воспитатель.

Дети.

Воспитатель.

«Много леса – не губи,

Мало леса – посади».

Воспитатель.

Дети.

Воспитатель . А что вы видите под ёлкой?

Дети. Шишки.

Воспитатель.

Дети. Белку.

Воспитатель. Чем питается белка?

Дети. Орешками.

Воспитатель.

Воспитатель.

Дети. В лесу, в парке.

Воспитатель.

Дети.

Воспитатель.

Дети.

Воспитатель. А какие птицы живут в лесу?

Дети. Скворцы, грачи, совы.

Воспитатель.

Проводится игра «Скворушки».

Воспитатель.

Воспитатель. Давайте повторим их.

Цветок на лугу

На бегу.

Сорвал,

А зачем –

Объяснить не могу.

В стакане

Он день постоял

И завял,

А сколько бы он

На лугу простоял.

  1. Не сбивай грибы.
  2. Не разжигай костёр.

Если в лес пришёл гулять

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь,

Испугаются зверюшки

Убегут с лесной опушки,

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай,

Мусор с травки убирать

Зря цветы не надо рвать.

Дети. Бабочки.

Воспитатель.

Дети. Грибы.

Воспитатель. А какие грибы?

Дети. Мухоморы.

Воспитатель.

Воспитатель.

Дети. Лиса.

Воспитатель. Какая она?

Дети. Рыжая, пушистая, хитрая.

Путешествие заканчивается.

Воспитатель.

Воспитатель.

Предварительный просмотр:

Экология

Занятие «Экологическая тропа»

Программное содержание. Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (видеть, описывать), за птицами. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, делание и умение оказывать ей помощь. Формировать навыки поведения в природе.

Оборудование. Декорация весенней природы (деревья, птицы, бабочки). Грамзапись. Игрушки диких животных (белка, заяц, лиса). Пеньки, орешки. Скворечник для игры, шапочки скворушек.

Методическое проведение.

Воспитатель предлагает детям отправиться в весенний лес, посмотреть, что там изменилось с приходом весны.

Воспитатель. Давайте отправимся в лес. Не за грибами и не за ягодами, а за чудесами! Ведь в лесу достаточно сделать несколько шагов – и одно чудо за другим увидит вас. Дети на поезде едут до станции «Лесная». На станции «Лесная» пассажиры выходят и собираются вокруг воспитателя.

Воспитатель. Лес – это большой дом, в нём много жильцов (деревья, травы, цветы, птицы и звери). В лесу надо ходить осторожно, чтобы не раздавить маленьких обитателей. Внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное.

Воспитатель. Посмотрите, дети, какая красивая поляна. Сколько здесь растёт разных деревьев. Кто может назвать, какие деревья здесь растут.

Дети. Тополя, берёзы.

Воспитатель. Как узнали берёзу?

Дети. Ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками, тонкие веточки.

Воспитатель . Послушайте стихотворение «Берёза».

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

Обратить внимание детей на то, как ярко выделяются стволы берёз.

Воспитатель. А что это за деревья? Высокие, раскидистые.

Дети. Тополя.

Какой сильный ствол, пышные ветки.

Воспитатель. Такое дерево даёт много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. В лесу деревья очищают воздух, следовательно, необходимо, чтобы их становилось больше.

Какой формы веточки?

Дети. Прямые.

Воспитатель. Какой ствол?

Дети. Толстый.

Воспитатель. А что вы можете сказать про почки?

Дети. Почки тополя душистые, пахучие.

Воспитатель. Под тополями вся земля усыпана колпачками с почек, они хрустят под ногами, приклеиваются к подошвам.

Напомнить детям о том, что нужно беречь каждый кустик, каждое дерево.

«Много леса – не губи,

Мало леса – посади».

Воспитатель. Отгадайте загадку «Зимой и летом одним цветом». Правильно, это ёлка. А какое дерево наряжают один раз в году?

Дети. Ёлку. Её иголки и зимой не теряют своего цвета.

Воспитатель . А что вы видите под ёлкой?

Дети. Шишки.

Воспитатель. А кого можно увидеть в лесу на деревьях?

Дети. Белку.

Воспитатель. Чем питается белка?

Дети. Орешками.

Дети присаживаются на пенёчки, чтобы отдохнуть и посмотреть на лес.

Воспитатель. Птиц весной увидеть непросто, но их весёлое щебетание и пение хорошо слышны. (Звучит грамзапись «Голоса птиц»).

Воспитатель. Как красиво поют птицы. Мы слышим их голоса, записанные на пластинку. А где можно услышать голоса птиц в природе?

Дети. В лесу, в парке.

Воспитатель. Можно послушать пение птиц и на территории нашего детского сада. Каких птиц мы встречали здесь?

Дети. Воробьёв, ласточек, грачей, голубей.

Воспитатель. Как мы с вами заботимся о птицах?

Дети. Зимой насыпали корм в кормушку: семечки, хлебные крошки, зёрнышки.

Воспитатель. А какие птицы живут в лесу?

Дети. Скворцы, грачи, совы.

Воспитатель. Для того, чтобы пели птицы, взрослые и дети охраняют зелёные насаждения, вешают скворечники.

Проводится игра «Скворушки».

Воспитатель. А вот и наш «Зелёный патруль». (Входят дети из подготовительной группы).

Дети подготовительной группы. Ребята! Вы ничего не нарушили в лесу? А знаете ли вы правила поведения в лесу?

Воспитатель. Давайте повторим их.

1. Не рви в лесу, на лугу цветов.

Чтение стихотворения В. Викторова «Цветок» (читает ребёнок средней группы).

Цветок на лугу

На бегу.

Сорвал,

А зачем –

Объяснить не могу.

В стакане

Он день постоял

И завял,

А сколько бы он

На лугу простоял.

  1. Не ломай, не руби ветки деревьев и кустарников.
  2. Не лови бабочек, шмелей и других насекомых.
  3. Не сбивай грибы.
  4. Не разжигай костёр.

Чтение стихотворения «Лесные правила».

Если в лес пришёл гулять

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь,

Испугаются зверюшки

Убегут с лесной опушки,

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай,

Мусор с травки убирать

Зря цветы не надо рвать.

Воспитатель, обращаясь к «Зелёному патрулю»:

– Ребята! Мы будем заботиться о природе, чтобы в нашем детском саду было всегда красиво, чтобы цветы цвели, пели птицы.

Дети выходят на опушку леса. Воспитатель говорит:

– «В лесу высокие деревья, от них тень и прохлада, а здесь на лугу совсем по-другому: ярко светит солнце, растёт много цветов и трав. Давайте подышим прекрасным луговым воздухом. Посмотрите, над цветами кто-то летает. Кто же это?»

Дети. Бабочки.

Воспитатель. Яркие красивые пятна на крылышках бабочки, похожи на глаза, помогают ей отпугивать врагов. А это что за красивая поляна?

Дети. Грибы.

Воспитатель. А какие грибы?

Дети. Мухоморы.

Воспитатель. Правильно, это не6съедобные грибы, но они красивые, привлекательные, их нельзя рвать, дотрагиваться до них тоже нельзя.

Воспитатель предлагает детям притаиться за кустами.

Воспитатель. Что-то рыжее мелькнуло вдали, кто осторожно крадётся?

Дети. Лиса.

Воспитатель. Какая она?

Дети. Рыжая, пушистая, хитрая.

Путешествие заканчивается.

Воспитатель. Ой, ребята, а здесь какой сюрприз? (корзиночка с орешками). Подарок белочке.

Воспитатель. Отправляясь в лес за чудесами, пустым домой никогда не вернешься. Вот сколько интересного мы увидели в лесу.


Ольга Сергеева
Конспект занятия «Весенняя экскурсия по экологической тропе»

Образовательная область : "Познавательное развитие"

Направление : ознакомление с миром природы.

Тема : "Весенняя экскурсия по экологической тропе детского сада ".

Педагогическая цель : расширять и уточнять знания о разнообразии объектов экологической тропы весной (деревьев) . Воспитывать умение действовать в команде, соблюдать правила поведения в природе

Целевые ориентиры : проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, задает вопросы; пытается самостоятельно объяснять поступки людей; интересуется причинно - следственными связями (как? почему? зачем, владеет начальными знаниями о себе, природном, социальном и культурном мире, в котором живет.

Виды деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно - исследовательская.

Билингвальный компонент : экология .

Средства реализации : объекты экологической тропы - деревья : рябина, береза, клен, тополь, ель, лиственница, цветик - семицветик.

Организационная структура экскурсии .

Воспитатель. Ребята, я сегодня предлагаю нам отправиться в удивительное путешествие по одной очень интересной тропе , путешествуя по которой, мы узнаем, как живет и чувствует себя окружающая нас природа. Я очень хочу, чтобы у каждого из вас возникло желание сохранить и защитить природу.

Что такое тропа (ответы детей) .

А что такое экологическая тропа ? (ответы детей) .

Экологическая тропинка состоит из определенных остановок и на каждой остановке живут природные существа : растения, насекомые птицы. По этой тропе можно прогуляться не один раз. По ней мы будем путешествовать весной (летом, осенью, зимой) и постараемся узнать много нового, интересного и удивительного.

Ну, что хотите пройти по экологической тропинке ?

Воспитатель. Но перед тем как отправиться на экскурсию , давайте вспомним правила поведения в природе.

Дети. Ходить нужно только по тропинкам , чтобы не вытоптать растения и цветы.

Если кто -то идет на встречу, нужно уступить дорогу, но не надо вставать на газон.

Если увидишь мусор, нужно подобрать его.

Нельзя рвать цветы, ломать ветки деревьев.

Воспитатель. Молодцы. Правила поведения вспомнили. Тогда одеваемся и в путь!

(на улице)

Воспитатель. Посмотрите, у меня есть вот такой необычный цветок, он не простой, а с загадками, давайте оторвем один лепесток и отгадаем загадку :

«С грядки старушка цветок сорвала.

Девочке Жене его отдала,

В цветке, в лепестках есть огромная сила,

Их девочка Женя о чем то просила.

Что нужно спросить, лепестки отрывая?

И как называется сказка такая?»

Дети. Сказка "Цветик - семицветик"

Дети отрывают лепестки, произносят волшебные слова и «попадают» по очереди на все остановки экологической тропы (лети, лети лепесток через Запад на Восток, через Север, через Юг, возвращайся сделав круг, лишь коснешься ты земли быть по- моему вели. Вели, чтобы мы нашли рябину).

Воспитатель. А где рябина у нас растет?

Дети. На участке младшей группы

Воспитатель. Пойдемте, поздороваемся с рябиной

(дети подходят, здороваются) .

Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно на рябину. Она похожа на другие деревья и кустарники или нет?

Чем она похожа? (ответы детей) .

Как вы считаете, рябина это дерево или куст?

Дети. Это кустарник.

Воспитатель. Правильно, кустарник, потому что у нее несколько тонких стволов, рябина может расти как кустарник и как небольшое дерево.

А давайте мы потрогаем рябину.

Что вы ощутили? (ответы детей) .

Чем покрыт ствол рябины?

Дети. Ствол рябины покрыт корой.

Воспитатель. Зачем вообще нужна кора дереву и кусту?

Дети. Кора нужна для того, чтобы защищать ствол.

Воспитатель. Как вы думаете, можно сравнить кору с кожей человека?

Дети. Можно, потому что кожа человека тоже защищает.

Воспитатель. Как вы считаете, что рябине нужно, чтобы она хорошо росла?

Дети. Солнце, вода, птицы.

Воспитатель. Для чего ей нужно солнце, вода, птицы? (Ответы детей.)

загадку :

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза) .

(Дети произносят волшебные слова. Находят березу, подходят к ней, здороваются).

Воспитатель. Как вы узнали, что это береза?

Дети. Только у березы ствол белого цвета.

Воспитатель обращает внимание детей на тонкие, развесистые, кудрявые ветви березы.

Как изменилось это дерево весной?

Дети. Появились молодые зеленые листочки, сережки.

Воспитатель. Сережки - это цвет березы. А осенью, в них созревают мелкие семена и разлетаются в разные стороны. Что больше всего любят березы?

Дети. Березы любят солнце.

Воспитатель. Да, березы любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца.

Береза самое распространенное дерево на всей Руси, ее можно встретить повсюду. Она украшает наши города, это очень красивое дерево. Много стихов и песен сложил про нее народ и называют ее "Русская красавица".

Ребенок читает стихотворение "Березка"

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, листве кружевной

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Воспитатель. В лесу береза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям. А как люди могут использовать березу.

Воспитатель обобщает : "Люди заготавливают березовые дрова, чтобы топить печи; делают из коры - бересты - красивые изделия (туески, хлебницы, шкатулки) ; из древесины делают мебель и посуду".

Воспитатель предлагает детям оторвать еще один лепесток и отгадать загадку :

Клейкие раскрылись почки -

Нарядился он в листочки.

Летом в пух оделся щеголь.

Догадались? - Это. (тополь)

(Дети произносят волшебные слова. Находят тополь, подходят к нему, здороваются).

Воспитатель обращает внимание детей на его сильный ствол, пышные ветви. Какую пользу приносит это дерево?

Дети. Это дерево дает много кислорода, воздух рядом с ним чище и свежее.

Воспитатель предлагает детям оторвать еще один лепесток и отгадать загадку :

Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это. (клен)

(Дети произносят волшебные слова. Находят клен, подходят к нему, здороваются).

Воспитатель. Как вы догадались, что это клен, ведь листочки на нем еще не распустились?

Дети. По плодам - крылаткам. Они летают точно самолетики.

Воспитатель. Клен - это самостоятельное, по - своему гордое дерево, не сравнимое ни с чем. Клен называют музыкальным, "певучим деревом", т. к. из его древесины изготавливают кларнеты.

Воспитатель предлагает детям оторвать еще один лепесток и отгадать загадку :

Кто и летом, и зимой

В колкой шубке смоляной?

В дождь осенний и в капель

Не снимает шубку. (ель)

(Дети произносят волшебные слова. Находят елку, подходят к ней, здороваются).

Воспитатель. Чем отличается ель от других деревьев?

Дети. Ель стоит зеленая круглый год. У нее вместо листьев - иголки.

Воспитатель. Как называются ее иголки?

Дети. Хвоинки. Елка - это хвойное дерево.

Воспитатель. А вы знаете, что ель тоже "цветет", в мае, примерно в то время, когда и черемуха. "Цветение" у нее красочное, заметное. На концах ветвей в верхней части кроны появляются ярко - красные, величиной с наперсток шишечки. Это "младенческая" стадия той самой большой и бурой еловой шишки, которую мы видим осенью.

Воспитатель. Мы закрепили и уточнили знания о знакомых деревьях, получили новую информацию, а сейчас я предлагаю вам оторвать еще один лепесток и отгадать загадку :

Вроде сосен, вроде ёлок,

Но зимою без иголок. (Лиственница)

(Дети произносят волшебные слова. Вместе с воспитателем подходят к лиственнице, здороваются с ней)

Воспитатель. Сейчас мы познакомимся с новым деревом - лиственницей. У нее, как у елки и сосны видоизмененные листья : иголки - хвоинки, форма шишек у нее отличается от шишек сосны. Лиственница - это хвойное дерево, но оно единственное из всех хвойных, которое сбрасывает свои хвоинки на зиму, как и другие лиственные деревья. Поэтому ее и назвали лиственница.

П/И "Раз, два, три - к дереву беги"

Воспитатель. Вот и подошла к концу экскурсия по экологической тропе . В следующий раз мы отправимся на экскурсию летом , будем искать знакомые цветы, растущие на территории нашего детского сада. Вечером в группе вы нарисуете то, что видели и запомнили сегодня. Свое любимое дерево, которое больше всего вам нравится. Напоминайте своим друзьям и родителям о правилах поведения в природе.

Любите и берегите нашу природу!

Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе»


Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ№102Г Рыбинск

Программное содержание . Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада. Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева. Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке. Закрепить и обобщить знания детей о метеоплощадке, о ее назначении, закреплять знания о тихой и ветреной погоде, силе ветра, учить детей определять направление ветра по окружающим предметам, развивать память, воображение, наблюдательность, логическое мышление, расширять кругозор детей, воспитывать в детях экологическую культуру, любовь к родной природе, умение видеть красоту природы. Закрепления представлений детей о садовых цветах.

1 Ребята сегодня мы пойдем на экскурсию по экологической тропе.

Мы подошли к указателю где написано экологическая тропа. Ребята, экологическая тропа - это место, где мы наблюдаем за природой, учимся беречь ее. Посмотрите, а вот и вторая табличка с надписью: Уголок леса. Скажите, какие деревья стоят на тропе? (лиственницы, липы, берёзы, рябины, ели).

Молодцы, все деревья узнали правильно.

Чем похожи эти деревья и чем отличаются? (Деревья похожи по строению, а отличие заключается в форме листьев, способностью сбрасывать их осенью.)

«Деревья, как в лесу у нас на участке есть,

Можно к ним прислониться,

Можно под ними присесть.

В тихий час они шелестят листвой,

Охраняют наших дошколят покой».

-Ребята попробуйте отгадать загадку о дереве?

«Весной зеленела, летом загорала,

Осенью надела красные кораллы».

Правильно дети, давайте найдем на нашей тропе рябинку.

Вот она. Рябинка может жить до 200 лет, крона у неё ажурная, поэтому говорят «ажурная рябинка».

Кто любит ягоды рябины?(птицы)

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке

В белом сарафане.

(Береза)

Давайте к ней подойдем.

Ребята, с березкой нужно поздороваться. Как можно поздороваться с березкой? (Сказать: «Здравствуй березка», погладить, обнять)

Давайте обнимем её.

Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Во всем мире нет дерева с белым стволом, кроме березы. За это ее в народе называют белоствольной)

Посмотрите, какая береза? (Большая: высокая, толстая)

А теперь давайте поиграем в игру.

Дидактическая игра " C чьей ветки детки"

Цель: Активизировать в речи слова, обозначающие название деревьев, упражнять в словообразовании (относительные прилагательные). Развивать мелкую моторику.

Ход игры:

1. Узнать дерево по его листку, назвать его (Береза, дуб, клен)

2. Назвать лист березы – березовый лист;

Лист клена- кленовый;

Лист дуба –дубовый;

3.Ребята собирают и несут листья к деревьям.

2. Дети с воспитателем идут по тропе к следующему указателю .

Что написано на указателе?(Метеостанция)

Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нужна метеоплощадка? (для того, чтобы наблюдать за погодой)

А кто знает кто такие метеорологи? (это люди, которые составляют прогноз погоды)

Наклоняется трава.

Шелестит весь день листва.

И деревья сами

Двигают ветвями.

Наш цветной воздушный змей

Стал проворней, веселей

Он летит и скачет

Что всё это значит?

Знают взрослые и дети:

Это значит – нынче ветер!

Поднимите вверх глаза. Перед вами прибор для измерения ветра. Вы знаете, как он называется? (Флюгер)

Стрелка показывает направление ветра, а буквы помогут определить, какое направление у ветра.

Давайте определим, какой дует ветер. (Дети определяют.)

Как называется следующий прибор? Из чего он сделан и как называется? (Из пластиковой прозрачной бутылки. Осадкомер)

Для чего нужен следующий прибор? (чтобы узнать, сколько дождя выпало)

Как бы вы его назвали? (Дождемер)

Физкультурная минутка

Ветер дует нам в лицо.
(помахать руками на лицо)
Закачалось деревцо.
(покачаться из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише.
(присесть, помахать руками вверх-вниз)
Деревцо всё выше, выше.
(потянуться вверх)

«Альпийская горка- цветник».

Воспитатель:

В центре клумбы, у Наташки,

Расцвели цветы – ромашки.

Целый день красуются,

Платьями любуются.

Посмотрите на нашу красивую клумбу.

Какие цветы вы видите на ней?

(дети отвечают: бархатцы, бегония, душистый табак и т. д.)

Беседа по строению цветка.

Ребята, а из каких частей состоят цветы?

(Стебель, лист, цветок, корень)

Для чего нам нужен корень?

(чтобы удерживаться в земле,

чтобы пить воду и питательные вещества).

Для чего нужен стебель?

(стебель держит растение;

На нем находятся листья, цветы и плоды, стебель проводит воду и питательные вещества к листьям, цветам и плодам).

Для чего нужен цветок?

(Чтобы радоваться, любоваться им, привлекать насекомых, из них образуются плоды)

(Воспитатель предлагает полить клумбу)

4 . Наблюдаем за кормушками.

Воспитатель предлагает отгадать загадку

Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.

Правильно ребята это кормушка.

- А зачем птицам нужна кормушка?

(Особенно зимой птицам трудно найти себе корм, поэтому люди помогают птицам, развешивают для них кормушки в разных местах, в парках, лесах, во дворах, в детских садах, просто за окнами домов и насыпают в эти кормушки корм для птиц. Птицы прилетают к кормушкам и питаются.) -Ребята, часто кормушки называют еще столовыми для птиц.

А как вы думаете, чем можно кормить птиц? (ответы детей)

Верно, можно насыпать хлебных крошек, семечек, ягод рябины и калины, а для синичек можно положить в кормушку еще и сало, они его очень любят.

Подвижная игра: «Воробьи, скворцы, синицы»

Воспитатель по очереди называет птиц, а дети выполняют действия, предназначенные определенной птице: Скворец – машем руками, воробей - прыгаем, вороны – кружимся. С каждым разом темп игры увеличивается.

Ребята, вот и закончилась наша экскурсия по экологической тропе . Что вам больше всего понравилось и почему?

А что особенно запомнилось?

Конспект внеклассного занятия для 4 класса

Тема: «Экологическая тропинка».

Цель: формирование у детей экологической культуры.

Задачи:

Расширить знания об экологически грамотном взаимодействии человека с природой, формировать представление и элементарные знания об экологии;

Расширить опыт общения с природой через практическое выполнение заданий, формировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;

Развивать коммуникативные умения и навыки, познавательный интерес;

Способствовать межличностному взаимодействию, воспитывать толерантное отношение друг к другу, активную жизненную позицию ребенка, любовь к окружающему миру и бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма «Звуки леса», маршрутные листы (по количеству групп), экологические знаки, карточки с экологическими ситуациями, карточки с приметами, мозаика (пейзаж).

Форма: игра – соревнование.

Ожидаемые результаты: повышение уровня экологической культуры, а именно, готовности действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия, а также повышение уровня культуры межличностного общения обучающихся и уровня эмпатии друг к другу.

УУД, формирующиеся в ходе занятия:

Личностные УУД:

- смыслообразование, т. е. установление обучающимися свя зи между целью деятельности и её мотивом;

Умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно;

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временн ы ´х характеристик);

Самоконтроль, взаимоконтроль;

Коррекция (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами);

Оценка

(выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы);

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия :

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных источников информации;

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оцен ка процесса и результатов деятельности;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения ; извлечение необходимой информации из текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации.

Группа общеучебных универсальных действий - знаково­символические действия :

Моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно­графическая или знаково­символическая));

Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия :

Анализ объектов с целью выделения признаков (суще ственных, несущественных);

Синтез (составление целого из частей);

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Подведение под понятие, выведение следствий;

Установление причинно­следственных связей ;

Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы :

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем твор ческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

Учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;

Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и со трудничество со сверстниками и взрослыми;

планирование учебного сотрудничества с учителем и свер стниками;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической форма ми речи в соответствии с грамматическими и синтаксиче скими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Ход занятия:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Приветствует обучающихся, организует на работу, создает положительный эмоциональный настрой.

Приветствуют педагога, настраиваются на хорошую работу.

Мотивационный этап

Сегодня у нас не совсем обычный классный час.

Внимание! Внимание! В нашу школу пришло SMS – сообщение. Послушайте его внимательно и приготовьтесь ответить на вопросы (чтение сопровождается показом иллюстративного ряда).

Подготовленные обучающиеся читают стихотворение:

1 ребенок:

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

2 ребенок:

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь!

Сообщение темы

О чем это говорится? О каком таком храме?

Молодцы! Храм природы… Какие красивые слова. Чтобы жить в этом храме, быть в нем желанным гостем, человек должен знать и выполнять правила. А вам знакомы некоторые из них?

Тогда я приглашаю вас совершить прогулку по лесным тропинкам и проверить, а может, и расширить свои знания. А какой будет эта прогулка, зависит от вас, вашего настроения и готовности помочь друг другу.

Принимаете приглашение?

Ребята отвечают на поставленный вопрос. Предполагаемый ответ: о природе.

Предполагаемый ответ: да.

Предполагаемый ответ: да.

Формирование новых знаний

На прогулку мы отправимся группами. Разбиться на группы поможет нам игра «Атомы и молекулы»

Прежде чем отправиться по экологической тропинке, вспомните правила взаимодействия в группах.

- «Кузовок дружбы и понимания» полон, можно отправляться в путь.

Первое, что мы с вами сделаем – это вспомним правила поведения на природе. Каждая группа получает для обсуждения экологические знаки.

Даю вам 2 минуты на обсуждение, после чего вы выбираете человека, который будет отвечать, вы сможете дополнить его ответ, после того как он закончит. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Молодцы!

Отправляясь в поход, хорошо было бы вспомнить и народные приметы. Предлагаю провести викторину «Прогноз погоды по приметам». Прошу подойти по одному представителю от группы и вытянуть карточку с приметами (приложение 2), затем вы обсудите данную примету, примите общее решение и представьте нам свой ответ. За правильный ответ – 1 балл.

Итак, в путь! И вот мы с Вами попадаем на поляну загадок.

Послушайте загадку скажите, о чем в ней говорится?

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Ваню – хворостинкой!

Правильно, лес. А знаете ли вы, что человеку лес - самый щедрый друг. Что дает нам лес?

Правильно. Если перечислить, что делается из древесины, и напечатать перечень, то получился бы толстый том: сейчас из древесины изготовляют около 30 тысяч различных предметов, вещей. Ученые подсчитали, что одному человеку требуется 400 деревьев, чтобы быть обеспеченным в течение жизни нужными изделиями.

А сейчас, я предлагаю вам проверить свои знания и ответить на вопросы, за каждый правильный ответ вы получите 1 балл. Итак, начнём?

Каждая группа получает вопросы:

1. Из какого дерева делают спички? (из осины)

2. Какое дерево применяется для изготовления лыж? (береза)

3. Какое дерево «поет», из него изготавливают пианино? (из ели)

4. Какие дрова самые жаркие? (из дуба и березы)

5. Из чего в лесу можно сделать постель, одеяло, подушку? (Ответ на этот вопрос можно найти в книге Н.Верзилина "По следам Робинзона": постель можно сделать из веток сосны и ели; подушку - пух семян иван-чая или пух соцветий рогоза, или пух пушницы.)

6. О каком дереве сказано: «Стоит дерево кудряво. В этом дереве пять угодьев: первое угодье – хворому здоровье, другое угодье – разбитому крепость, третье угодье – людям колодец, четвертое угодье – малому угроза, пятое угодье – ночной свет»?

Предполагаемый ответ: о березе. Хворому здоровье – банный веник, разбитому крепость – береста для связывания горшка, людям колодец – сок березовый, посуда из бересты, малому угроза – в старину прут для наказания, ночной свет – лучина.

7. Доскажите словечко и найдите пару (лист – дерево):

Клейкие раскрылись почки,

Нарядился он в листочки.

Летом в пух оделся щеголь.

Догадались? Это... (тополь)

Ветви в воду опустила

И о чем-то загрустила.

Посмотрите, как красиво

Над рекой склонилась... (ива)

Над ее густой листвой

В зной гудит пчелиный рой.

А зимою всех от гриппа

Вкусным медом лечит... (липа)

Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это... (клен)

- Предлагаю отправляться дальше.

Следующая полянка, на которой мы остановимся, имеет романтическое название «Ах, этот мир!»

Собрать разрезанный рисунок с пейзажем.

Только на нашей планете можно встретить такие красивые места. А вокруг нас столько предметов, которые не нужно спешить выбрасывать.

Задание:

Придумать несколько способов использования пустой консервной банки; лампочки, одноразового стаканчика (на выбор). За каждую идею вы получаете 1 балл.

А сейчас я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Подсказка». Я называю слова, а вы должны отгадать, о чём идёт речь.

Вода, рыба, течёт, берега. (Река)

Кислород, деревья, птицы, грибы. (Лес)

Дождь, молния, ветер, гром. (Гроза)

Горы, пепел, землетрясение, лава. (Вулкан)

Северный, холодный, бриз, облака. (Ветер)

Вода, впадины, течения, киты. (Океан)

Костёр, рюкзак, карта, котелок. (Поход)

А вы любите ходить в поход?

Я предлагаю вам ребята обсудить «Экологические ситуации в туристическом походе» (приложение 1). Выбирайте карточку, прочитайте текст, дайте ответ: «Правильно ли поступили ребята и почему?».

Вот мы с Вами оказались на берегу красивейшего озера. Посмотрите, к нам плывет кораблик. Он доставил телеграмму, которая адресована Вам, ребята.

Расшифруйте послание и поясните, что это значит.

Молодцы!

Обучающиеся играя, разбиваются на группы:

Все беспорядочно двигаются (в этот момент все являются атомами). Атомы могу превращаться в молекулу. В молекуле может быть и два, и три, и пять атомов (в зависимости от количества необходимых групп). По команде ведущего играющие создают молекулы (несколько игроков хватаются за руки). Если ведущий говорит, что молекула состоит из трех атомов, то это значит, что три игрока берутся за руки. Самым последним называется число – количество игроков в группе.

Разбившись на группы, обучающиеся занимают места за столами.

Заполнение «Кузовка дружбы и понимания» - называют по одному правилу, выходят к интерактивной доске и перетягивают «ладошку» в кузовок.

В течение двух минут обучающиеся рассматривают рисунки и обсуждают их, после чего выбирают человека, который будет отвечать. После того как отвечающий закончит, члены группы дополняют его ответ.

Предполагаемый ответ: Не трогай, не убивай зверей. Не трогай гнезда птиц.

Не кричи в лесу. Ходи в лесу по тропинкам. Правильно собирай грибы, не пинай ногами несъедобные грибы. Не разводи костров в лесу. Не рви цветы, не ломай ветки деревьев, не разрушай муравейники и жилища зверей.

Обучающиеся дослушивают загадку до конца и высказывают свое мнение.

Предполагаемый ответ: лес.

Высказывают свое мнение.

Предполагаемый ответ: древесину, топливо, пищу, лекарственные растения, меха, кислород и т.д.

Работа в группах: читают вопрос, высказывают мнения, принимают решение о правильном ответе, записывают ответ. По окончании группы обмениваются работами, фронтально проводится обсуждение ответов и взаимопроверка, затем представитель ото каждой группы сообщает результат.

Обучающиеся встают, шагают под музыку «Топ, топ, топает турист».

Работа в группах: складывают из частей пейзаж и представляют продукт деятельности.

Работа в группах: выдвигают идеи и представляют их.

Фронтальная работа.

Работа в группах.

Работа в группах: Каждая группа получает часть послания, в которой буквы нужно расположить в соответствии с порядковым номером. Затем из частей нужно составить текст, прочитать его и объяснить.

Предполагаемый ответ: Следы человека не должны превращаться в шрамы на теле земли. Берегите ее.

Рефлексия. Подведение итогов

Настало время подвести итог путешествия по экологической тропинке. Я думаю, что путешествие было полезно для вас. Помните, что природа – это наш дом. От вас зависит, каким он будет. Ваша обязанность сделать так, чтобы вашим детям не пришлось сидеть на синтетической траве и любоваться искусственными птицами. Уважайте, оберегайте и сохраняйте природу всегда и везде. Помните, что в природе нет ничего случайного, помните о важности сохранения экологического равновесия в природе.

А сейчас давайте подсчитаем количество баллов, которые набрали группы, путешествуя по лесным тропинкам.

Громкие аплодисменты всем участникам сегодняшней игры.

Понравился ли вам классный час? Если «да» - хлопаем, «нет» - топаем (на раз, два, три).

А что же нового узнали вы сегодня? Закончите одну из предложенных фраз.

Я понял, что…

Было интересно…

Было трудно…

Мне захотелось…

У меня получилось…

Спасибо всем! Помогайте друг другу в трудную минуту, будьте добры и внимательны друг к другу, любите друг друга и окружающий мир.

Хором подсчитываются баллы, определяется команда - победитель, дарятся всем участникам игры громкие аплодисменты.

На раз, два, три обучающиеся «да» - хлопают или «нет» - топают.

Ответы детей.

Приложение 1

Экологические ситуации

Ситуация 1 . Ребята пошли в поход. Вечером они решили разбить лагерь в молодом сосняке. Мы знали, что рубить деревья нельзя, поэтому растянули палатку между стволами сосен, стойки для палатки сделали из веток, которые лежали на земле.

Предполагаемый ответ: дети сделали правильно.

Ситуация 2 . Перекладины, для приготовления еды мы не нашли, поэтому подвесили котелок на ветку сосны, которая низко свисала, а потом развели костёр.

Предполагаемый ответ: разжигать костёр можно на открытой местности, далеко от деревьев.

Ситуация 3 . По дороге мы насобирали полное ведро грибов.

«Кто знает, что это за грибы?» - спросила Таня.

«Я знаю – ответил Витя - у меня есть книга о грибах, я её перед походом прочитал. Этот гриб, наверное - сыроежка».

«Если это сыроежка, наверно его можно есть сырым» - сказал Коля, слегка поджарил гриб на костре и съел.

Предполагаемый ответ: никакие грибы есть сырыми нельзя, и точно знать, что это за гриб.

Ситуация 4 . Утром мы собрали вещи, тщательно убрали место ночёвки. Огонь затушили, а пластиковые бутылки и стаканчики закопали в землю.

Предполагаемый ответ: Дети сделали неправильно. Ведь пластиковые бутылки, пакеты в земле перегнивают тысячи лет. Нужно было сжечь их или забрать с собой.

Приложение 2

Карточка 1

Если вечером на растениях роса, то погода утром …(ясная).

Если лес шумит без ветра, то будет …(дождь).

Цветки кувшинки не поднимаются из воды, то будет …(холодно, ливень).

Карточка 2

Если всю ночь поют соловьи, то утро будет …(ясным, тёплым).

Чайка ходит по берегу и кричит, то скоро будет…(буря, шторм, дождь).

Поздно вечером громко поют сверчки и цикады, день будет…(солнечным).

Карточка 3

Воробьи купаются в пыли и песке, то будет…(дождь).

На прудах и реках раскрытые белые лилии и желтые кубышки, то погода будет…(хорошая).

Если кошки долго умывается, погода…(ухудшится).

Карточка 4

Ласточки и стрижи низко летают, то будет…(дождь).

Раки и жабы выходят на берег перед …(непогодой, дождём).

Муравьи прячутся в муравейник и закупоривают вход перед…(дождём).

Карточка 5

Усиливается запахи цветов и трав, то будет…(дождь).

Если закат красный, то день будет …(ветреным).

Если поздно вечером долго слышна звонкая песня зеленого кузнечика, утро будет ….(тихим, солнечным).



Рассказать друзьям