План летней оздоровительной работы в ДОУ. Детский садик

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Организация летней оздоровительной работы в ДОУ» - методические рекомендации.

    «Организация летне-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях»

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Грамотная организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении, охватывающей всех участников образовательного процесса, предоставляет широкие возможности для укрепления физического и психического здоровья воспитанников, развития у них познавательного интереса, а также повышения компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.

Цели и задачи работы в летний оздоровительный период

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учётом их индивидуальных особенностей.

Задачи:

1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.

2. Реализовать систему мероприятий, направленных на развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности.

3. Проводить просвещения родителей по педагогическим, воспитательным, оздоровительным вопросам детей в летний период.

4. Повышение компетентности педагогов в вопросах организации летней оздоровительной работы, мотивация педагогов на улучшение качества организации летнего отдыха дошкольников.

Направление образовательных областей

2. Организация подготовительной работы. С первого июня дошкольные учреждения города переходят на работу в условиях летнего режима. Для этого педагогическому и медицинскому персоналам следует провести подготовительную работу. Педагогам необходимо разработать для каждой возрастной группы: - режим дня; - расписание занятий Медицинскому персоналу рекомендуется: - осмотреть всех детей, выделив тех, которые нуждаются по состоянию здоровья в особом режиме, усиленном питании; - разработать систему закаливания, учитывая условия, состояние здоровья детей в каждой возрастной группе

3. Создание условий для всестороннего развития детей.

Переход на режим дня в соответствии с теплым периодом года: Прием детей на участках детского сада, прогулка – 4-5 часов, сон – 3 часа, образовательная деятельность на свежем воздухе; наличие магнитофона, музыкального центра для музыкального фона.

Организация водно-питьевого режима: Наличие чайника, охлажденной кипячёной воды, одноразовых стаканчиков.

Организация закаливающих процедур: Наличие индивидуальных полотенец для рук и ног; таза, лейки; индивидуальных стаканчиков для полоскания зева и горла.

Условия для физического развития

Организация безопасных условий пребывания детей в дошкольных отделениях: Наличие аптечки первой помощи, исправного оборудования на прогулочных площадках.

Формирование основ безопасного поведения и привычки к здоровому образу жизни: Наличие дидактического материала для: работы по ОБЖ, обучения детей правилам дорожного движения, работы по ЗОЖ.

Организация оптимального двигательного режима: Наличие физкультурного оборудования, проведение коррекционной и профилактической работы (коррекция, осанки, плоскостопия и др.) Организация образовательной деятельности по физической культуре, спортивных праздников и развлечений.

Условия для познавательного и экологического развития

Организация труда и наблюдений в природе: Наличие цветника, огорода, уголка природы в группах; оборудования и пособий (лопатки, лейки, грабли).

Организация игр с песком и водой: Наличие исправных песочниц на участках, лейки для обработки песка, лопат.

4. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми

Утренняя гимнастика;

Прогулка;

Двигательная активность;

Полоскание полости рта после еды;

Сон без маек, при открытых форточках (в теплое время);

Проветривание помещение;

Гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;

Хождение по ребристой дорожке;

Занятия, прогулки, походы;

Совместные досуги с родителями;

Спортивные праздники и развлечения;

Неделя здоровья;

Соревнования;

Формы оздоровительных мероприятий в летний период.

1. Организованная образовательная деятельность это основная форма организованного систематического обучения детей физическим упражнениям. Организация НОД должна исключать возможность перегрузки детей, не допускать их переутомления или нарушения деятельности физиологических процессов и структур организма, в частности костно-мышечной и сердечно-сосудистой как наиболее нагружаемых при физических упражнениях. Упражнения подбираются в зависимости от задач непосредственной образовательной деятельности, от возраста, физического развития и состояния здоровья детей, физкультурного оборудования.

Планируются организованные формы образовательной деятельности с включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм, праздники, развлечения 3 раза в неделю в часы наименьшей инсоляции (до наступления жары или после ее спада).

2. Утренняя гимнастика.

Цель проведения – повышение функционального состояния и работоспособности организма, развитие моторики, формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия. Традиционная гимнастика включает в себя простые гимнастические упражнения с обязательным включением дыхательных упражнений; упражнения с предметами и без предметов; упражнения на формирование правильной осанки; упражнения с использованием крупных модулей, снарядов, простейших тренажеров. Коррекционная гимнастика включает в себя комплексы специальных упражнений в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей.

Виды игр:

Сюжетные (использование при объяснении крошки-сказки или сюжетного рассказа);

Несюжетные с элементами соревнований на разных этапах разучивания;

Дворовые;

Народные;

С элементами спорта (бадминтон, футбол, баскетбол).

Подвижные игры проводятся на воздухе, на спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции. Продолжительность игр для всех возрастных групп 10-20 минут.

4. Двигательные разминк и (физминутки, динамические паузы). Их выбор зависит от интенсивности и вида предыдущей деятельности.

Варианты:

Упражнения на развитие мелкой моторики;

Ритмические движения;

Упражнения на внимание и координацию движений;

Упражнения в равновесии;

Упражнения для активизации работы глазных яблок.

Упражнения в равновесии;

Упражнения для активизации работы глазных мышц;

Гимнастика расслабления;

Корригирующие упражнения (в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей);

Упражнения на формирование правильной осанки;

Упражнения на формирование свода стопы.

Проводятся на воздухе, на спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции. Продолжительность:

старшая группа - 10 минут;

подготовительная группа- 12 минут.

5. Элементы видов спорта , спортивные упражнения. Способствуют формированию специальных двигательных навыков, воспитанию волевых качеств, эмоций, расширению кругозора детей. Виды спортивных упражнений:

Катание на самокатах;

Баскетбол;

Бадминтон.

5. Организация двигательного режима

Прием и утренняя гимнастика на воздухе: Все возрастные группы.

Дыхательная гимнастика: Все возрастные группы (ежедневно после дневного сна).

Физкультурная образовательная деятельность: Все возрастные группы (2 раза в неделю).

Оздоровительная ходьба по детскому саду на развитие дыхания: Все возрастные группы (еженедельно).

Дозированный бег для развития выносливости: Все возрастные группы (ежедневно в конце прогулки по индивидуальным показателям).

Развитие основных движений (игры с мячом, прыжки, упражнения в равновесии и т. д.): Все возрастные группы (ежедневно на прогулках, подгруппами и индивидуально).

Подвижные игры на прогулке: Все возрастные группы (ежедневно).

Физкультурные досуги и развлечения: Все возрастные группы (еженедельно).

Закаливающие мероприятия

Воздушные ванны: Все возрастные группы (ежедневно в теплую погоду).

Прогулки: Все возрастные группы (ежедневно).

Хождение босиком по песку и траве: Все возрастные группы (ежедневно в тёплую погоду).

Обширное умывание: Все возрастные группы (ежедневно).

Мытье ног: Все возрастные группы (ежедневно).

6. Организация летних прогулок

Организация наблюдений за неживой природой.

Наблюдения за изменениями погоды.

Старшие дошкольники продолжают обогащать и закреплять свой «погодный» словарь. Надо стремиться к тому, чтобы они точно описывали погоду, активнее используя в своей речи эпитеты, образные выражения.

Летний словарь: жарко - жара - жарища - жаркий день - жарко печет солнце - жарко, как в печке.

Летний дождик - чем он отличается от дождя весеннего, осеннего? Почему иногда летний дождик называется грибным?

Летнее небо: какого оно цвета? Иногда оно ярко-голубое, а иногда эта голубизна кажется поблекшей, выцветшей. Отчего? Может, от яркого и жаркого летнего солнца выцвело небо, как выцветает ткань?

Облака: детям всегда интересно пофантазировать о форме облаков, найти ей аналоги в мире животных или растений. Нужно поощрять интересные детские высказывания и образные выражения, которые они применяют в своей речи.

И опять же логично задаться вопросом: а почему летом так жарко, а зимой наоборот холодно? Этот вопрос будет перекликаться с наблюдениями за продолжительностью дня летом.

Наблюдения за дождем. Старшим дошкольникам уже можно объяснить: почему идет дождь? Как получаются тучи? А отчего гремит гром и сверкает молния? Отвечая на вопросы, можно ненавязчиво обучить детей правилам безопасного поведения во время грозы.

Наблюдения за землей, за почвой Почва растениям - деревьям, кустарникам, травам и цветам - необходима, потому что именно из нее все они получают свою пищу - влагу и питательные вещества. А что произойдет с почвой, если бу-дет очень жарко и сухо? Как это повлияет на растения? Какой становится почва, когда идет дождь или мы поливаем ее из лейки? Зачем нужно рыхлить почву? Кто, кроме человека, рыхлит ее?

Организация наблюдений за живой природой

Наблюдения за растениями. Мы вспоминаем с ребятами, что огромное царство растений делится на три государства: государство деревьев, государство кустарников, государство трав и цветов. На участке или во время экскурсии в парк или лес можно прекрасно рассмотреть отличительные признаки представителей каждого государства, вспомнить названия некоторых растений.

Дети узнают или повторяют, что условия, необходимые для роста растений - это солнечный свет, вода, тепло. Можно провести опыты, иллюстрирующие это положение.

Весной дети имели возможность наблюдать за тем, как оживает и просыпается растение после зимнего сна, как распускаются почки, появляются первая трава и цветы. Теперь они видят, как цветут растения, и после цветения образуются их плоды и семена. Дети могут сами убедиться, насколько разнообразны семена у различных растений.

Целесообразно поиграть с детьми в игру «Почему они так называются?». Это позволит им легче ориентироваться в мире растений, разовьет речь и обогатит ее образными выражениями.

Наблюдения за птицами.

Наблюдения за повадками различных птиц даст многое пытливому уму ребенка.

Есть такая примета: если ласточки летают низко - значит, быть дождю. А почему? Оказывается, есть простое объяснение. Перед дождем воздух насыщается влагой, становится тяжелым. Насекомые - основная пища ласточек – опускаются ниже, к земле. Вот и приходится ласточкам добывать себе пропитание, опускаясь к земле вместе с насекомыми.

Интересно также посмотреть, как птицы выкармливают своих птенцов. Самих птенчиков дети, конечно, не увидят - ведь гнезда расположены достаточно высоко. Но зато они смогут понаблюдать за постоянно снующими около гнезда взрослыми птицами, которые приносят корм своим птенцам.

Наблюдения за насекомыми.

Детям интересно будет наблюдать, как бабочки сосут нектар из цветов своим длинным хоботком, словно через соломинку. У бабочек очень красивый узор на крылышках - один из самых красивых, среди созданных природой. Но хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной пыльцой, которую легко стереть, а ведь бабочка после этого не сможет летать.

Можно объяснить детям, что бабочки откладывают яички, из этих яичек потом вылупляются гусеницы, которые поедают листья растений. Позже гусеницы опутывают себя нитью, выделяемой из брюшка, и превращаются в куколок, а уже из куколок вновь появляются бабочки. Наблюдая за жуками, помогите детям установить общее в их строении: 6 лапок и 4 крыла.

Опыты с песком.

Одно из основных свойств сухого песка - сыпучесть. Он тоже не имеет своей собственной формы: форма изменяется с каждым новым сосудом, в который его помещают. А что будет, если песок намочить? Тогда он перестанет быть сыпучим. Из влажного песка можно лепить куличики, создавать разные фигурки с помощью песочных формочек.

«Рассеянный песок » Цель. Установить свойство рассеянного песка. Материалы. Сито, карандаш, ключ, песок, лоток. Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном.

Опыты с водой.

Интересны детям опыты с растворением красок в воде. Они видят, что чем больше краски добавля-ется в воду, тем интенсивнее становится ее цвет. А добавление к уже имеющемуся раствору краски другого цвета дает неожиданные оттенки, которым дети будут с удовольствием придумывать названия.

Экспериментируя с водой, дети убеждаются в том, что вода не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в который налита.

Старшие дошкольники могут экспериментировать с мерной чашечкой, сравнивая объем разных сосудов. Это станет для одних хорошим закреплением темы «Измерения с помощью условной мерки», а для других - пропедевтикой подобных измерений.

Прозрачность воды.

Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная»

Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе (стакан, стекло в окне, аквариум). Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны). Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?» Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже. Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.

Круговорот воды в природе

Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.

Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку

Опыты с воздухом.

«Свойства воздуха» Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха. Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д. Процесс. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении. Итог. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. «Воздух сжимается» Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Материалы. Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой. Процесс. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается. Итог. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

Отчет

Физкультурно – оздоровительной работы

в МАДОУ «Солнышко»

Первомайск 2016 г.

Визитная карточка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» г. Первомайск Нижегородской области введено в эксплуатацию с 4 октября 1974 года.

Юридический и фактический адрес: 607762, Нижегородская область, г. Первомайск, ул. Мочалина, д. 18 А.

Учредитель и собственник имущества ДОО – муниципальное образование городской округ город Первомайск Нижегородской области.

ДОО имеет лицензию на право осуществления педагогической деятельности, Серия 52 № 000920 Регистрационный № 8512 от 07 апреля 2011 г. Выдана Министерством образования Нижегородской области. Срок действия лицензии - бессрочна. Имеется приложение № 1 к лицензии на право ведения образовательной деятельности от 07 апреля 2011 года регистрационный № 8512.

В ДОО осуществляется основной уровень образования в соответствии с реализуемыми программами и с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

В МАДОУ “Солнышко” функционирует 6 групп. Дети в группах дифференцированы по возрастам, количество детей соответствует нормативным требованиям.

В ДОО осуществляется основной уровень дошкольного образования. Образовательная деятельность реализуется на основании основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа), разработанной и утвержденной в ДОО. Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в ДОО Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также программы и концепции социально – коммуникативного развития и социального воспитания «Дорогою добра» Л.В.Коломийченко.

Режим работы ДОО: пятидневная рабочая неделя, длительность работы ДОО 12 часов: с 6:30 до 18:30. Кадрами в соответствии со штатным расписанием детский сад укомплектован полностью.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А.Сухомлинский

«Без здоровья невозможно и счастье»

В. Г. Белинский

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья народа. Здоровье детей – богатство нации. Раз здоровье – богатство, то его необходимо воспроизводить, увеличивать, а не просто сохранять. Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. По данным исследований, 75% болезней взрослого человека закладываются в детстве. Поэтому вопросам физического развития, формирования у ребенка основ культуры здоровья следует уделять как можно больше внимания, начиная с детского возраста.

Воспитание здорового поколения – одна из приоритетных задач государства и общества, родителей, педагогов, медицинских работников. В современных условиях все ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Здоровье и развитие тесно взаимосвязаны, именно поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем развитии детей.

Наш детский сад работает над этой проблемой несколько лет. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных проблем нашего времени. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием.

Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. С учетом этого особую актуальность приобретают новые формы работы с детьми по формированию у них основ здорового образа жизни, культуры здоровья, создание соответствующих условий, а также активное привлечение внимания к этой проблеме родителей. Оздоровительная работа должна стать неотъемлемой частью деятельности дошкольных учреждений. Сохранение и обеспечение здоровья детей является главным условием и показателем личностно-направленного образования и основной задачей системы образования в целом.

Для успешного выполнения данных задач предъявляются требования к условиям их реализации: кадровые, материально-технические, программно-методические.

В современном обществе основным ресурсом эффективного воспитания и развития детей является компетентность и профессионализм педагога. От его квалификации, деловой активности, умения взаимодействовать и достигать социально-значимого результата зависит перспектива развития детей. Педагогический коллектив нашего учреждения состоит из 13 человек.

Образовательный уровень педагогов

Старший воспитатель

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Педагоги

Образование

Высшее

Специальное

Среднее специальное

Стаж работы

до 10 лет

от 10 до 15лет

от 15 до 20 лет

свыше 20 лет

Первая

СЗД

Курсовую подготовку за последние 3 года прошли 12 педагогов (70, 5 %)

Анализ реализации физкультурно – оздоровительных мероприятий в летний период.

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Грамотная организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении, охватывающая всех участников образовательного процесса, предоставляет широкие возможности для укрепления физического и психического здоровья воспитанников, развития у них познавательного интереса, а также повышения компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.

Основная цель работы педагогического коллектива в летний оздоровительный период - это создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы и развития познавательного интереса воспитанников.

Летняя оздоровительная работа была организована по утвержденному плану и нацелена на обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, организацию здоровьесберегающего режима, предупреждение заболеваемости и травматизма.

Основные задачи работы на летний оздоровительный период:

Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активности, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков;

Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, для самостоятельной, творческой деятельности детей на участке;

Осуществлять педагогическое и социальное просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

Приоритетные направлениями работы на летний период:

Физкультурно - оздоровительная работа;

Культурно - досуговая деятельность.

Основную часть времени дети проводили на свежем воздухе. Прием детей, гимнастика, игровая деятельность и другие мероприятия организовывались на свежем воздухе.

Акцент был сделан на повышение двигательной активности детей через подвижные игры, спортивные развлечения, экскурсии.

Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов проводится профилактика и коррекция здоровья детей в игровой форме на зеленом газоне. Основными целями организации данной работы являются:

Профилактика плоскостопия;

Улучшение координации движения;

Улучшение функций сердечнососудистой и дыхательной систем;

Повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;

Улучшение эмоционально - психического состояния детей;

Приобщение детей к здоровому образу жизни.

Важную роль при организации физкультурно-оздоровительной работы оказывают специалисты данного направления - медсестра ДОО (по совмещению) Шавердина В.В., имеющая курсовую подготовку по теме «Сестринское дело в педиатрии», инструктор по физической культуре Минина Н.П., имеющий специальное образование по данному направлению. Оба специалиста имеют 1 квалификационную категорию.

В МАДОУ «Солнышко» создана необходимая материально-техническая база , соответствующая санитарно-гигиеническим требованиям для укрепления и сохранения здоровья воспитанников.

Для проведения физкультурных занятий, подвижных игр имеется совместный с музыкальным - спортивный зал, оснащенный спортивным комплексом с подвесными снарядами (канатом, кольцами, верёвочной лестницей, шведской стенкой) и спортивным инвентарем (дуги для подлезания, обручи, палки, маты гимнастические, мячи (волейбольные, баскетбольные, ПВХ, мячи для большого тенниса), скакалки, мягкий спортивный модуль, кегли, бадминтон, кольцеброс).

В группах выделено достаточно места для активного движения, имеются физкультурные уголки с инвентарем и оборудованием для физической активности детей: массажные коврики, массажные дорожки, массажеры для ног, «силомер», «серсо», «султанчики», мячи разного размера и фактуры, канат, кегли, обручи, дартс, кольцебросы и т.д.). Многое в уголках по физической культуре сделано руками самих педагогов.

Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

Медицинский блок (изолятор, процедурный кабинет), оснащенный всем необходимым оборудованием.

На участке детского сада оборудована спортивная площадка с зонами для подвижных и спортивных игр, беговой дорожкой, «полосой препятствий», гимнастическими лестницами, волейбольной сеткой, столбиками разной высоты – для координации движений, щитом для метания в цель и спортивным комплексом с соответствующими снарядами. График использования физкультурной площадки на летний период

Для создания безопасных условий пребывания детей в МАДОУ «Солнышко» ежедневно проверялась исправность оборудования на прогулочных площадках, осматривались участки перед прогулкой на наличие опасных для детей предметов (гвоздей, битого стекла, вырытых ям и т.д.). С наступлением жаркого периода во избежание перегрева воспитанники находились на прогулке только в головных уборах, пребывание дошкольников под прямыми лучами солнца чередовалось с играми в тени, в каждой группе имелась аптечка первой медицинской помощи.

В дополнение к спортивной площадке на каждом групповом участке имеется оборудование для физического развития детей: «Дорожки здоровья», «Массажные дорожки», щиты и кольца для метания, «крокодильчики», «кружочки» для равновесия и многое другое.

В летний период 2016 года МАДОУ «Солнышко» пополнило физкультурное оборудование в спортивный зал и в группы ДОО. Материальная база учреждения из года в год улучшается: приобретается новое оборудование, мебель, игрушки, делается ремонт в помещениях и на территории детского сада.

Для успешной работы для педагогов и специалистов собрана программно-методическая литература по физкультурно-оздоровительной работе:

  • методические пособия по организации летней работы с детьми;
  • методические пособия по ознакомлению детей с лекарственными растениями на участке;
  • картотека игр с природным материалом;
  • картотека подвижных игр;
  • практический материал для проведения развлечений, праздников;
  • художественная литература для чтения детям;
  • методическая литература по оздоровительной гимнастике;
  • методическая литература по подвижным играм;
  • комплексы упражнений по плоскостопию, дыхательной гимнастике, гимнастике после сна.

Тревогу вызывает тот факт, что всего около 25 % дошкольников можно назвать абсолютно здоровыми (I группа здоровья), 2,9 % имеют хронические заболевания (III группа здоровья), остальные 72 %– ослабленное здоровье (II группа здоровья). Средняя посещаемость воспитанниками учреждения в летний период составляла 73 человека в день, это 71,5% В связи с этим необходимо усилить роль физкультурно-оздоровительной работы в ДОО, опираясь на следующие современные подходы:

Комплексный подход обусловлен тем, что здоровье – понятие комплексное, характеризующееся: уровнем нервно-психического, физического, функционального развития и сопротивляемости организма, поэтому задачи оздоровительной работы должны быть направлены на улучшение показателей всех его критериев;

Системный подход означает проведение комплекса оздоровительных мероприятий во всех возрастных группах в течение года;

Индивидуальный подход учитывает состояние здоровья ребенка при проведении всех видов физкультурно-оздоровительной работы;

Мониторинговый подход – систематическое отслеживание эффективности оздоровительной работы в ДОО по всем критериям здоровья;

Интегрированный подход предполагает взаимосвязь и взаимозависимость всех компонентов оздоровительной системы: медицинского, педагогического и психологического и подразумевает взаимодействие всех специалистов ДОО в физкультурно-оздоровительной работе.

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основные задачи физкультурно-оздоровительной работы:

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • развитие физических качеств в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
  • создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;
  • выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через спортивно-оздоровительную активность;
  • приобщение детей к традициям большого спорта.

В летний период дети проводят больше времени на воздухе, чем в помещении: многообразие форм, красок, звуков в природе, новых переживаний впечатлений, богатая витаминами пища, раздолье для движений – все это дает им значительный физический и эмоциональный запас сил для полноценного развития, повышения иммунитета.

Для координации действия всех участников педагогической деятельности по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, летом был составлен План физкультурно-оздоровительной работы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Солнышко» и график использования физкультурной площадки на летний период (Приложение 1).

Система нашей работы состоит из трех компонентов, наиболее полно охватывающих все стороны оздоровительно - образовательного процесса.

Медицинский компонент включает:

- комплекс гигиенических мероприятий, направленных на профилактику заболеваний у детей.

Требования к их проведению жестко регламентированы санитарными нормами и правилами по гигиене среды, различными видами детской деятельности, режима дня, организации питания, режима двигательной активности и другие.

Важным факторам укрепления здоровья детей является полноценное питание и витаминизация, что достигается составлением рационального меню, доброкачественностью продуктов, добавлением в третье блюдо аскорбиновой кислоты, включением в меню фруктов (яблок, груш, бананов), соков. Меняется режим дня, увеличивается продолжительность прогулок.

Педагогический компонент включает:

- комплекс физкультурно - оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья и гармоничное физическое развитие.

Это различные формы физкультурно - оздоровительной работы, составляющие основу двигательного режима в ДОО, а также закаливающие процедуры, улучшающие все показатели здоровья.

Этот компонент решается с помощью таких форм физкультурно-оздоровительной работы, как непрерывная образовательная деятельность с детьми по физическому воспитанию, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, физкультминутки, динамические часы, закаливающие мероприятия, физкультурные досуги, спортивные праздники и развлечения, дни здоровья. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей.

Большое внимание в летний период уделяется познавательно-исследовательской деятельности: наблюдениям на прогулке за явлениями живой и неживой природы, построению взаимосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы, экспериментированию (с водой и песком), коллекционированию, моделированию, решению проблемных ситуаций. Все виды детской деятельности организуются на свежем воздухе. Многообразнее становится трудовая деятельность благодаря широким возможностям организовать труд детей в природе.

Одна из наиболее эффективных форм работы – различные праздники и развлечения. Они вызывают у детей повышенный интерес к двигательной активности, дают им возможность реализовать естественную потребность в движении и проявить творчество. В нашей работе мы используем мероприятия разной направленности:

Тематическое мероприятие «Мой любимый город!»;

Спортивный досуг «Счастье, солнце, дружба – вот, что детям нужно!»;

Познавательное путешествие «Поход по стране Здоровья»;

Мероприятие по пожарной безопасности «Ловкие пожарные»;

Мероприятие по дорожной безопасности «Юный пешеход»;

Спортивные акции совместно с родителями «Ай, да ярмарка!»;

Физкультурно-музыкальный праздник «Здравствуй, лето!»;

Патриотическое мероприятие «День России»;

Театрализованное детское представление сказки «Сказки в гости просим» и другие.

В ходе данных мероприятий воспитанники закрепляют двигательные умения и навыки, развивают двигательные способности, стремятся к самостоятельному решению двигательных задач, загадок, проблемных ситуаций. (Приложение 2)

День защиты детей - добрый и трогательный праздник, который совпадает с началом лета, любимой для детей поры, долгожданных каникул, тепла и радости. В детском саду утро начиналось с бодрой музыкальной зарядки на площадке детского сада. Для воспитанников младшего, среднего и старшего возраста был организован досуг «Счастье, солнце, дружба – вот, что детям нужно!». На празднике дети вместе с Карлсоном учились дружить, быть добрыми, веселыми, играли в подвижные игры, отгадывали загадки и соревновались в эстафетах. Продолжением радостной даты стало открытие праздника на площадке ФОКа «Юбилейный». Воспитанники старшей и подготовительной к школе групп участвовали в конкурсе рисунков на асфальте «Мой любимый город» и в игровой программе «Солнечное лето». Праздник детства удался на славу, подарил отличное настроение и заряд бодрости на все лето!

Много интересных событий происходило летом в детском саду. Одно из них – праздник рисунков на асфальте, в котором участвовали воспитанники всех групп. Вспомните, кто из нас в детстве не любил рисовать мелом на асфальте? 3 июня 2016 года в детском саду на серой поверхности асфальта появились яркие следы, а волшебные мелки становились все меньше и меньше. Асфальт расцветал чудесными удивительными рисунками! Вскоре весь двор напоминал художественную галерею, посетить которую могли все желающие. В своих рисунках чаще всего мальчики и девочки изображали солнышко, радугу, цветы, детей, машины. Старшая и подготовительная к школе группы представили коллективные рисунки. Тематика была различная, кто- то из ребят отправился в плаванье на корабле, а кто-то вспомнил героев русских мультипликационных фильмов.

9 июня 2016 года в детском саду «Солнышко» прошло спортивно - музыкальное развлечение «Здравствуй, лето!» На летнем празднике сказочных гостей встречала Матрешка. Замечательный и шумный Карлсон загадывал для детей загадки, играл с детьми в веселые эстафеты. Баба Яга с приходом лета из сварливой старушки превратилась в добрую бабушку, которая предложила детям покататься на сказочной метле, а ребята научили её играть в хоккей. Дети вместе с героями сочиняли сказку, танцевали и играли. Весь праздник был наполнен теплотой, весельем; все участники мероприятия получили заряд бодрости и массу удовольствия!

В рамках тематической недели «Россия – Родина моя!» с 13 по 17 июня 2016 года в детском саду «Солнышко» прошли мероприятия, посвященные Дню России. Целью всех мероприятий было формирование у детей представлений о России как о государстве, о родной стране; воспитание чувства любви к родному краю, Родине. На протяжении всей недели воспитанники детского сада рисовали свою малую Родину, читали художественную литературу и стихи о России, смотрели презентацию "Моя Россия". Воспитатели проводили досуги в группах под названием «Посмотри, как хорош город, в котором ты живешь!», на которых дети рассматривали альбомы «Первомайск», беседовали об истории и достопримечательностях города. Во всех группах детского сада в уголках патриотического воспитания дети знакомились с символами Родины - флагом и гербом России.

13 июня 2016 года дети подготовительной к школе группы посетили детскую библиотеку. Ирина Викторовна Симонян провела с детьми увлекательный досуг «День России». Из презентации ребята узнали много интересных фактов о нашей стране, отгадывали кроссворд, вспомнили о гербе и флаге России, танцевали, играли в подвижные и музыкальные игры. В торжественном молчании стояли маленькие граждане России, когда звучал гимн страны. Ребята усвоили, что День России - праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник - символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины. Это личный вклад каждого россиянина в процветание и величие России.

С 20 по 24 июня 2016 года в нашем детском саду прошла «Неделя здоровья». В этот период педагоги ДОО (инструктор по физической культуре Минина Н.П. и воспитатели) беседовали с дошкольниками о спорте, о предстоящих летних Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро, о пользе физической культуры, о необходимости укрепления здоровья и потребности ЗОЖ. Дети вспомнили летние виды спорта, рассматривали тематические альбомы и рисовали олимпийскую символику.

22 июня 2016 года воспитанники подготовительной к школе группы посетили стадион «Юбилейный», где их ждали веселые эстафеты, подвижные игры.

23 июня 2016 года Международный Олимпийский день начался с акции «Мы за здоровый образ жизни!» Родителей, спешащих с детьми в детский сад, у входа встречали забавные эстафеты: «Кочки», «Змейка», «Прыгуны». Последним заданием было «Солнышко ищет лучики», где семьи писали на лучиках ответ на вопрос; «Что такое здоровый образ жизни?». Педагоги в Олимпийский день были примером для воспитанников, они вместе с детьми выполнили утреннюю зарядку, участвовали в «Весёлых стартах», играх.

24 июня 2016 г. состоялось итоговое мероприятие недели «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» Воспитанники дошкольных групп с удовольствием выполняли задания гостей праздника: Воздушного облака, Капельки воды, Солнца. Дети играли в подвижные игры, танцевали, участвовали в эстафетах.

Одной из приоритетных задач дошкольной образовательной организации на летний оздоровительный период остается безопасность детей. 28 июня 2016 года правила дорожного движения воспитанники повторяли вместе со Светофором. Дети с удовольствием отгадывали загадки, участвовали в веселых эстафетах и закрепили свои знания о дорожных правилах.

30 июня 2016 года Олимпийский огонь прибыл в детский сад «Солнышко". Наконец, факел добрался до города Первомайска! В эстафете участвовали дети - факелоносцы. Эстафета Олимпийского огня предполагала маршрут, по которому будут охвачены все дошкольные образовательные организации города Первомайска. 30 июня 2016 года в детский сад «Солнышко» факел прибыл из «Колокольчика». В торжественной обстановке Олимпийский огонь был передан воспитанникам. В «Солнышко» он проведет неделю, после чего отправится в следующую точку маршрута – детский сад "Светлячок".

08 июля 2016 года в детском саду «Солнышко» в рамках плана летней оздоровительной работы прошло итоговое мероприятие недели «Сказки в гости просим».

В течение тематической недели воспитанники совместно с педагогами читали сказки, рассматривали иллюстрации. В группах были оформлены выставки книг сказок в книжном уголке, дети рисовали своих любимых сказочных героев, разучивали роли.

Цель мероприятия «Сказки в гости просим»: развитие речи детей посредством театрализованной деятельности. Дошкольники подготовительной к школе группы с удовольствием перевоплощались в героев всем известной с детства сказки Шарля Перро «Красная Шапочка». Дети старшей группы разыграли инсценировку стихотворения С.Я.Маршака «Старуха, дверь закрой!» Всем актерам прекрасно удалось вжиться в образ. Зрители тепло встречали артистов громкими аплодисментами. Дети играли в «Добавь слово», отгадывали «Загадки из сундучка», исполнили танец «Буратино», выполняли музыкальное задание «Чья песня?».

Ребята попали в увлекательный сказочный мир, где встретили героев знакомых сказок, окунулись в удивительный мир приключений. Дети показали свою любознательность, сообразительность, творческие способности.

15 июля 2016 года в нашем детском саду состоялось необычное мероприятие – летняя ярмарка! Необычное – потому, что впервые, а товарами стали игрушки, накопленные заботливыми воспитателями и принесенные из дома родителями. Весёлый скоморох заранее посетил каждую группу и пригласил детей вместе с их родителями на праздник-ярмарку:

Внимание! Внимание!

Ото всех дверей, ото всех ворот,

Приходи скорей, торопись народ!

Всех на праздник-ярмарку приглашаем,

Веселья и хорошего настроения желаем!!!

Дети вместе с родителями могли посетить лавки, а на вырученные за участие в развлечениях деньги, выбирали себе товар по душе. В лавке «Мастерильной» дети лепили забавных зверей, в лавке «Игровой» играли в подвижные игры, водили хороводы. Лавка «Рисовальная» собрала очередь из желающих нарисовать портрет, пейзаж или натюрморт. В «Спортивной» лавке воспитанники показывали свои силу, ловкость и меткость. Ну, и какая же ярмарка без музыки? Хозяйка в расписном кокошнике предлагала всем поплясать в лавке «Музыкальной». Под весёлую музыку дети веселились, плясали вместе со скоморохом и родителями.

Никто не остался с пустыми руками. И, думается, многие дети, играя игрушками, приобретённым на ярмарке, вспомнят добрым словом праздник!

Ай, да ярмарка у нас!

Получилась просто - класс!

Физкультурные праздники и развлечения способствуют снятию у детей эмоционального напряжения, общему оздоровлению, воспитывают у них дисциплинированность и культуру поведения, содействуют умственному развитию, расширяют кругозор, а также обеспечивают полноценное сотрудничество педагогов и родителей воспитанников ДОО.

В теплое время года значительно улучшаются условия для развития движений детей. Природа создает такое многообразие условий, что одни и те же движения могут быть выполнены в огромном количестве вариантов.

Двигательная активность детей состоит в основном из подвижных игр, спортивных упражнений. Знакомясь с играми, в основе которых лежат активные двигательные действия, дошкольник включается в осознанный процесс совершенствования своих двигательных навыков, различных физических качеств, необходимых в дальнейшей жизни, вырабатывается волевое поведение.

Следующим направлением физкультурно-оздоровительной работы является закаливание. Оно является одним из важных элементов здорового образа жизни. Существует множество всеми доступных, традиционных средств и методов закаливания. Некоторые из них мы применяем в своем работе в МАДОУ «Солнышко»: мытье ножек после прогулки, воздушные ванны на природе, хождение босиком по траве, гальке, занятия плаванием в бассейне, которые помогают детям получить навыки общения с водой, научиться плавать.

Все процедуры закаливания для детей мы по возможности стараемся проходить на фоне веселых, разнообразных игр на воздухе и воде, закрепляя при этом знания об основах гигиены и физической культуры. Также при организации оздоровления детей в условиях ДОО необходимо помнить, что закаливание - это целая система мероприятий, неоднократно повторяющихся в режиме дня, а не отдельно взятая процедура.

- мероприятия по обеспечению рациональной организации воспитательно-образовательного процесса, включающие технологии здоровьесбережения, медицинские и психолого-педагогические рекомендации.

Обучение детей начинается с постановки правильного дыхания, так как от этого зависит общее состояние ребенка. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека. Известно немало методик дыхательной гимнастики - по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой и др. Элементы некоторых из них мы тоже применяем в работе с детьми.

Формирование правильной осанки занимает первостепенное место в работе по физической культуре с детьми. У дошкольников развитие костно-мышечной системы, состоящей во многом из хрящевой ткани, еще не завершено. Этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что создает возможность нарушения осанки при неправильном положении тела. Для исправления этого был разработан комплекс упражнений, формирующих правильную осанку. Общефизиологическое действие этих упражнений при их соответствующей дозировке обеспечивает гармоническое развитие мускулатуры ребенка, создает достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно сохранять определенную позу в пространстве.

Показатели ежегодных медицинских обследований свидетельствуют об увеличении числа детей с патологиями опорно-двигательного аппарата, в том числе с плоскостопием. Поэтому возникает острая необходимость обратить на эту проблему самое пристальное внимание.

Профилактика плоскостопия на самых ранних этапах включает своевременное и полноценное лечение рахита, патологии центральной нервной системы, укрепление мышц и сумочно-связочного аппарата нижних конечностей при помощи гимнастики и массажа. В более позднем периоде, начиная с года, когда ребенок осваивает вертикальную позу, ходьбу не менее важно ношение рациональной обуви. В нашей практике мы успешно используем различное традиционное и нетрадиционное оборудование, предназначенное для профилактики плоскостопия (массажные дорожки и коврики, массажеры, игры, изготовленные из всевозможных материалов и т.д.). Нагрузки не превышают функциональных возможностей организма, но достаточно эффективные, чтобы вызвать тренировочный эффект. Занятия проводятся под медицинским контролем в спортивном зале.

Каждый день после дневного сна мы проводим гимнастику на массажных ковриках. Это помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы.

В работу по оздоровлению детей мы вовлекаем и родителей . К сожалению, современные родители не умеют или не хотят организовывать правильный досуг детей дома, сходить с ними на прогулку, в походы, провести подвижные игры. Часто у них отсутствует интерес, как к своему оздоровлению, так и оздоровлению своего ребенка. Они недостаточно грамотны в вопросе приобщения детей к здоровому образу жизни, поэтому в группах организованы уголки с информацией для родителей (информационные стенды, папки-передвижки), систематически проводятся консультации, родительские собрания, беседы по вопросам оздоровления детей, анкетирование, совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия и т.д. Они позволяют и взрослым и детям раскрепоститься, сплачивают детско-взрослый коллектив, повышают эмоциональный настрой.

Эта работа позволяет расширить их знания в вопросах медицины и профилактики, вовлечь в проведение закаливающих мероприятий, повысить интерес к собственному здоровью и здоровью своего ребенка, следовательно, способствует улучшению показателей здоровья детей, посещающих ДОУ.

Жизнь и здоровье детей во время пребывания в детском саду зависят от профессиональной компетентности находящихся рядом педагогов . В целях повышения профессионализма по физкультурно - оздоровительной работе ежегодно проводятся мероприятия, касающиеся вопросов оздоровления воспитанников: педсовет «Физкультурно-оздоровительная работа», семинар - практикум «Особенности организации развлечений и досугов детей в летний период», консультации «Организация активного отдыха в летний период», «Подвижные игры на участке летом», «Оздоровление детей летом», «Экологическое воспитание детей», выставки методической литературы по физкультурно-оздоровительной работе. В помощь воспитателям по организации летней оздоровительной работы в методическом кабинете была организована выставка методической и художественной литературы для организации сезонной образовательной работы с воспитанниками, подготовлены методические пособия, проведены консультации с воспитателями по планированию и организации работы с детьми в летний период. Для воспитателей и специалистов детского сада были проведены консультации: «Особенности планирования воспитательно-образовательной и оздоровительной работы в летний период», «Организация работы по развитию движений на прогулке», «Оздоровление детей в летний период».

Для отслеживания качества проведения работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников в нашем дошкольном учреждении проводится системный мониторинг здоровья и физического развития детей, который дает возможность:

  • выработать модель оздоровительной работы МАДОУ «Солнышко»;
  • разработать модель эффективность данной деятельности, ориентированной на имеющиеся силы и средства учреждения;
  • выявить структуру отклонений физического состояния и здоровья детей каждой возрастной группы;
  • на основе полученного результата составить план реализации оздоровительных и реабилитационных мероприятий по каждой возрастной группе.

Тактика, определенная анализом отчетных данных, обеспечила реализацию планируемых оздоровительных и реабилитационных мероприятий, внедрение здоровьесберегающих технологий, что отразилось на основных показателях здоровья и физического развития.

  • посещаемость в летний период в ДОО – 71,5%;
  • были отмечены позитивные изменения в поведенческих реакциях: дети стали быстрее засыпать, сон стал спокойнее, улучшился аппетит, у большинства наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления;
  • победы воспитанников в городских спортивных соревнованиях: «Малышиада 2016» - 1 место, участие в областной «Малышиаде» - 2015, г. Выкса – диплом участника, в «Малышиаде» - 2016, г. Лысково – диплом участника. Ежегодно воспитанники участвуют в Всероссийском дне бега «Кросс нации», получая призовые места.
  • МАДОУ «Солнышко» взаимодействует с организациями города по вопросам физического развития, сохранения здоровья детей и пропаганды здорового образа жизни. С обучающимися были организованы целевая прогулка на стадион «Юбилейный» и экскурсия в ФОК, где дети овладели практическими навыками пешехода, познакомились с дорожными знаками.

    В течение летнего периода проводилась индивидуальная работа по итогам диагностики и направлена на повышение и развитие двигательных качеств, повышение двигательной активности. Вся физкультурно-оздоровительная работа организована во взаимодействии всего педагогического персонала, имела высокую результативность в реализации календарно-тематического планирования.

    Все мероприятия по физкультурно-оздоровительной работе позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, прививают необходимые санитарно-гигиенические навыки, приспосабливают наших воспитанников к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды – словом, учат вести здоровый образ жизни с раннего детства. Проведенные физкультурные праздники, развлечения давали детям эмоциональный подъем, так как они были наполнены занимательными играми, эстафетами, аттракционами, песнями, танцами, конкурсами.

    Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей нашей дошкольной организации.

    Заведующий МАДОУ «Солнышко» __________ Т.Н.Новикова

    Составил старший воспитатель ____________ Н.С.Наумова


    Плесковская Е. В., воспитатель

    МБДОУ «Полтавский детский сад «Родничок»

    Планирование и организация физкультурно - оздоровительной работы в летний период

    Лето – это маленькая жизнь! Именно в этот период года дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий. А от окружающих его взрослых зависит то, как он проведет это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных процессов.

    Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Не у всех родителей есть возможность выезжать из района с целью оздоровления ребенка, задача ДОУ состоит в том, чтобы всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени, добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и любить удивительный, прекрасный мир растений и животных.

    Регламентирующие нормативные документы.

    Проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий с детьми в летний период регламентируют следующие нормативные документы:

    Приказ по ДОУ «О подготовке и организации летней оздоровительной работы».

    Успех летней работы определяется прежде всего тем, насколько своевременно и качественно подготовился к ней коллектив детского сада. Подготовка затрагивает все стороны жизни дошкольного учреждения, всех членов коллектива согласно своим функциональным обязанностям.

    Заведующий:

    Разрабатывает план подготовки ДОУ к летнему оздоровительному периоду (далее ЛОП),

    Распределяет обязанности между административно-управленческим, медицинским, педагогическим и младшим персоналом по благоустройству территории, оборудованию прогулочных площадок и физкультурной площадки в соответствии с СанПиН,

    Проводит инструктажи с педагогами и обслуживающим персоналом

    Завхоз:

    Планирует работу по подготовке территории ДОУ к ЛОП,

    Осуществляет контроль в рамках своих функциональных обязанностей.

    Старший воспитатель:

    Разрабатывает план работы на ЛОП с воспитанниками, педагогами, родителями, социумом,

    Готовит наглядную информацию для педагогов и родителей,

    Осуществляет контроль.

    Медицинская сестра:

    - планирует работу по предупреждению травматизма, желудочно-кишечных заболеваний,

    Планирует закаливающие мероприятия,

    Инструктаж, препараты первой помощи.

    Педагоги:

    Разрабатывают перспективные планы,

    Проводят инструктаж с воспитанниками,

    Готовят оборудование для закаливания,

    Готовят оборудование для питьевого режима.

    Организация ЛОР в ДОУ строится по трем направлениям:

      Укрепление здоровья воспитанников (различные виды закаливающих процедур, использование здоровьесберегающих технологий)

    *Утренняя гимнастика. Утреннюю гимнастику проводить на свежем воздухе.

    *Режим дня (откорректировать режим жизни детей с учетом теплого времени года (этот режим должен быть у заведующего детским садом, воспитателя, а в пищеблоке – график выдачи пищи);

    *Гимнастика после сна. После тихого часа проводить «побудки» в группах, используя дорожки здоровья и разработанные комплексы.

    *Физкультурные занятия . Физкультурные занятия проводить на свежем воздухе в облегченной одежде.

    *Закаливание. Регулярно проводить закаливающие мероприятия: воздушные ванны, босо хождение по коррекционной дорожке, водные процедуры в соответствии с индивидуальными показаниями.

    *Подвижные игры. В теплое время года значительно улучшаются условия для развития движений детей. Двигательная активность детей в летний период состоит в основном из подвижных игр, спортивных игр, спортивных упражнений.

    *Прогулки. Особое внимание в летний период должно быть уделено познавательно-исследовательской деятельности на пргулках: наблюдениям на прогулке за явлениями живой и неживой природы (состоянием почвы, температурой воздуха, осадками), построению взаимосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы, экспериментированию (с водой и песком), коллекционированию, моделированию, решению проблемных ситуаций. Можно организовать и провести развлечения "Прекрасное и удивительное вокруг нас", "Праздник воды и песка" и др.

    В летнее время на улице с детьми можно организовывать продуктивную образовательную деятельность (рисование, аппликация, оригами, бумаго пластика, макраме, составление витражей и т. д.). Для этого на участке должны быть созданы соответствующие условия (устойчивые столы, стулья, выносные мольберты).


    *Нельзя забывать и о трудовой деятельности: закреплении навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, организации трудовых поручений, дежурств. Старших детей можно привлекать к уборке групповой комнаты, участка, труду на цветнике и огороде, помощи младшим воспитанникам, хозяйственно-бытовому труду. В ходе данной работы с детьми закрепляются знания о профессиях, происходит разучивание пословицы и поговорки о труде.

    *Проводить работу с родителя. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ также не обходится без участия мамы и папы. Совместные спартакиады и соревнования, дни здоровья и походы и экскурсии помогут включить родителей в воспитательно-оздоровительный процесс.

    2.Организация питания в летний оздоровительный период. Полноценное развитие детей невозможно без организации сбалансированного питания с соблюдением установленных норм питания. При организации питания детей в первую очередь, в рацион включены продукты содержащие белковый компонент, основными источниками которого являются мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты. Важное место в рационе питания занимают овощи и фрукты. Согласно плану работы на ЛОП дети ежедневно получают соки, фрукты, витамины. С-витаминизация третьего блюда. Вводится второй завтрак.

    3.Планирование (план летней оздоровительной работы имеет следующую структуру) :

    1.Анализ заболеваемости (анализ состояния здоровья детей, % детей, нуждающихся в дополнительных оздоровительных мероприятиях)

      Создание условий

      Цели и задачи на летний оздоровительный период

      Методическое обеспечение интеллектуальной и двигательной деятельности

      Режим двигательной деятельности

      Инструктивно-профилактическая работа

      Контроль и руководство оздоровительной работой

      Работа с родителями

    Принципы планирования оздоровительной работы в ДОУ

    При планировании оздоровительной работы в ДОУ следует придерживаться следующих принципов:

    Комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий, а также их непрерывное проведение;

    В плане преимущественно использование немедикаментозных средств оздоровления;

    Использование простых и доступных технологий оздоровления;

    Формирование положительной мотивации у детей, медицинского персонала и педагогов к проведению профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;

    Должна быть прослежена интеграция программы профилактики закаливания в семью;

    Повышение эффективности системы профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в ДОУ санитарных правил и нормативов, оптимального двигательного режима и физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима и водоснабжения.

    Таким образом, четко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера обеспечивает необходимый уровень физического и психического развития детей. Также удовлетворяется потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении, а так же укрепление здоровья.

    Примерный план подготовки ДОУ к летнему сезону

    Подготовка затрагивает все стороны жизни дошкольного учреждения, всех членов коллектива согласно своим функциональным обязанностям.

    1. Административно-хозяйственные вопросы

    Наименование мероприятий

    Ответственные

      Разрабатывается план подготовки ДОУ к ЛОП

      Распределяются обязанности между административно-управленческим, медицинским, педагогическим и младшим обслуживающим персоналом по благоустройству территории, оборудованию прогулочных и физкультурных площадки в соответствии с СанПиН.

    3. Проведение разного вида ремонта (конкретно указать, что именно)

    4. Подготовить огород, цветник

    5. Изучить наполняемость групп в летние месяца для объединения групп

    6. Провести инструктаж педагогов, технического персонала по вопросам охраны жизни и здоровья детей при организации летних праздников, игр, походов

    7. Организовать субботник по благоустройству территории ДОУ с привлечением родителей

    2. Методическая работа

    Наименование мероприятий

    Ответственные

    1. Провести семинар для воспитателей по подготовке и проведению работы с детьми летом

    2. Организовать творческие группы воспитателей по подготовке к лету

    4. Оснастить методический кабинет необходимым материалом в помощь воспитателям:
    a) Разработать маршруты прогулок и экскурсий с учётом месторасположения дошкольного учреждения, рекомендации к ним по их проведению, информацию о произрастающих на маршрутах растениях.
    б) Составить картотеку подвижных, строительно-конструкторских, дидактических игр дошкольников на физкультурной площадке, на экскурсии, в походе с кратким описанием каждой из них.
    г) Подготовить календарь летних народных праздников, развлечений.
    д) Подобрать литературу о растениях и животных, о сельском хозяйстве.

    3. Работа с родителями

    1.Провести групповые собрания по подготовке к лету, на которых познакомить родителей с состоянием здоровья детей, проинформировать о летней программе детского сада;

    2.Организовать консультации на медико-педагогические темы;

    3.Подготовить информационно-справочный раздел для родителей как в методическом кабинете, так и папки-передвижки в группах, выносные стенды на улице.

    Примерная тематика:
    1. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми
    Вариативность утренних гимнастик на данный период
    Организация подвижных игр
    Проведение праздников и досугов
    Игры для похода или прогулки в лес
    Игры на воде
    2. Мир природы
    Календарь сезонных наблюдений, явлений
    Природа края, в котором мы живём
    Организация работы в цветнике и огороде
    Тайны природы, лекарственные и ядовитые растения
    Требования к проведению экскурсий
    Профилактическая работа по предупреждению отравлений ядовитыми растениями
    3. Игра
    Требования к содержанию и размещению игрового оборудования на летних площадках
    Организация разных видов игр в летний период
    4. Изобразительная деятельность
    Нетрадиционные приёмы в изобразительной деятельности
    Развитие детского творчества
    5. Летние праздники и досуги
    Знакомим детей с русскими народными праздниками
    Основные требования в организации праздника
    Тематика и подбор материала праздников и досугов к проведению активного отдыха в летний период
    6. Основы безопасности жизнедеятельности детей
    Инструктажи
    Изучаем правила пожарной безопасности
    Организация работы «Внимание, дорога!»
    7. Краеведение
    Проведение экскурсий к памятным местам
    Тематика конкурсов детского творчества
    8. Организация работы с родителями
    Дни открытых дверей, встречи с интересными людьми, живущими рядом, совместная трудовая деятельность, экскурсии, походы, спортивные соревнования

    Ольга Рудометкина
    Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в летний период

    Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в летний период . Презентация.

    Цель :Обеспечить сохранение,приумножение,развитие и укрепление здоровья детей в летней оздоровительной компании.

    Задачи :Создать оптимальные условия для летнего отдыха и оздоровления детей.

    Формировать правильное отношение детей к двигательной деятельности,закаливающим мероприятиям, проводимым на свежем воздухе. Увеличить двигательную активность детей на воздухе. Осуществлять комплекс закаливающих процедур,максимально используя природный фактор. Продолжать закреплять знания детей о здоровом образе жизни. Поддерживать с родителями тесную связь,привлекая их к участию в закаливающих процедурах,развлекающих мероприятиях.

    Для достижения оздоровительного эффекта в летний период -режим дня всех ДОУ это максимальное пребывание на свежем воздухе.

    Особо уделять внимание обеспечению достаточной двигательной активности детей в течении всего дня.

    Эффективность двигательного режима зависит от объема,времени,интенсивности двигательной активности детей. В режиме дня используют физические нагрузки различной интенсивности :10-15% всего времени двигательной активности. В средней интенсивности проводятся все физические упражнения летом.

    Специфика работы летом .

    Прием детей и утренняя гимнастика на воздухе. Организованная двигательная деятельность на воздухе (оздоровительная ходьба,бег,двигательные разминки,дыхательная гимнастика,основные упражнения,подвижные игры,развлечения,общеразвивающие упражнения.)

    Гимнастика пробуждения с закаливающими мероприятиями.

    Прогулка в первой и второй половине дня (подвижные игры,элементы спортивных игр,катание на самокате) .

    Летний оздоровительный период состоит из :

    Питьевого режима,двигательного режима,организации питания,закаливающих процедур,оздоровительной работы с детьми ,работа с семьей .

    Закаливающие мероприятия включают в себя :

    Воздушные и солнечные ванны,гимнастика пробуждения,босохождение,игры с водой и песком.

    Двигательный режим в летний период включает в себя :

    Прием детей и гимнастика утром на свежем воздухе. Организовать двигательную деятельность детей на улице (Ходьба и бег оздоровительные,дыхательная гимнастика,двигательные разминки,подвижные игры,развлечения).Гимнастика пробуждения с закаливающими мероприятиями. Прогулки в первой и второй половине дня (подвижные игры) .

    Работа с семьей .

    Организованная двигательная деятельность детей совместно с родителями.

    Участие родителей в физкультурно -оздоровительных мероприятиях организованных ГДОУ. Просветительская работа (выставки,информационные стенды,консультации,беседы,собрания) .

    Оздоровительная работа с детьми .

    Организованная образовательная деятельность по здоровому образу жизни (дни и недели здоровья) Витаминизация,соки,напитки. Профилактика плоскостопия,укрепление осанки.

    Публикации по теме:

    Анкета «Физкультурно-оздоровительная работа дома» Анкета: «Физкультурно-оздоровительная работа дома». Цель: Выяснить: - понимают ли родители значение подвижной деятельности в жизни ребенка;.

    Физкультурно-оздоровительная работа. Будь здоров! Физкультурно- оздоровительная работа. Будь здоров! ДОУ № 10 гр. «Ромашка» младшая группа. Воспитатель: Пантелеева А. А. ФОРМЫ РАБОТЫ обеспечивающие.

    Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью.

    Физкультурно-оздоровительная работа по теме: «Горы. Камни». Гимнастика после сна «Озорные ножки» Сгибание и разгибание ног Ножка,.

    Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками распределяется на весь период дневного пребывания ребенка в детском саду. Этой работе.

    Опыт работы «Физкультурно-оздоровительная работа» (часть 2). Переоценить значение хорошей осанки и походки трудно: это не только основа стройности и красивой фигуры, но и здоровый позвоночник, от которого.



    Рассказать друзьям