Православная пасха по годам. Пасхалия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Пасха 2020-2025: какого числа будет Пасха у православных и католиков в России и других странах? Даты Пасхи 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 и 2025 годов (православные и католические)

Здравствуйте, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. В этой статье можно узнать, когда будет праздноваться Пасха в 2020 году у православных и католиков в России и не только в этот год. Также можно узнать даты Пасхи не только в 2020 году, но также и даты праздника вплоть до 2025 года.

Пасха – одинаково значимый день в любой религии, но в этой статье мы ознакомимся более детально с обычаями и традициями праздника Пасхи у православных христиан, а также немного узнаем и о католической Пасхе.

Христианская Пасха - производная еврейского праздника Песах (на арамейском Писха, из которого это слово попало в греческий язык). У иудеев солнечно-лунный календарь, Песах начинают праздновать 14 числа весеннего месяца ниссан и празднуют на протяжении 7 дней. Христиане, высчитывая "свою Пасху", руководствуются 4 принципами:

  • празднуется после весеннего равноденствия;
  • не в один день с иудеями;
  • после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия;
  • после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету.

Обычно это сдвигает православную Пасху на 1 неделю относительно Песаха. У православных весеннее равноденствие считается 21 марта, у католиков и протестантов эта дата точнее привязана к астрономической, поэтому возникает сдвиг (иногда очень значительный), а иногда даты совпадают. Но некоторые вышеназванные пункты иногда нарушаются. Есть даже формулы вычисления даты Пасхи, но в них не так просто разобраться. Поэтому лучше просто воспользоваться календарем, где указаны даты праздника.

Когда Пасха в 2020-2025 годах у православных и католиков

В соответствии с церковным предписанием нынешняя дата православной Пасхи высчитывается так: день, идущий за днем весеннего равноденствия и первым весенним полнолунием. Пасха должна состоятся не ранее, чем через неделю после иудейского праздника и непременно в воскресенье.

Светлое Христово Воскресение не имеет постоянной даты и является переходящим праздником. Пасха традиционно празднуют после завершения Великого поста. В 2020 году пост у православных христиан заканчивается 18 апреля, а Пасха приходится на 19 число. У католиков же праздник начнется на неделю раньше, 12 апреля 2020 года.

Ниже можно ознакомиться с датами праздника Пасхи у православных и католиков на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 и 2025 года.


Пасха́лия система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования и переходящих церковных праздников для любого заданного года (отсюда и название – пасхалия). На основании особых вычислений составляется календарь праздников. Русская Православная для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII . Он обычно именуется «новым стилем».

Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г. Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния , которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.

Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах 35 дней: от до нового стиля.

Календарь празднования Пасхи и некоторых переходящих праздников на 2018-2030 годы (по новому стилю)

Год Пасха Вознесение Господне День Святой Троицы
2018 8 апреля 17 мая 27 мая
2019 28 апреля 6 июня 16 июня
2020 19 апреля 28 мая 7 июня
2021 2 мая 10 июня 20 июня
2022 24 апреля 2 июня 12 июня
2023 16 апреля 25 мая 4 июня
2024 5 мая 13 июня 23 июня
2025 20 апреля 29 мая 8 июня
2026 12 апреля 21 мая 31 мая
2027 2 мая 10 июня 20 июня
2028 16 апреля 25 мая 4 июня
2029 8 апреля 17 мая 27 мая
2030 28 апреля 6 июня 16 июня

Канонические норма православной Пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени

Д.П. Огицкий, профессор Московской духовной академии
Статья публикуется в сокращении.

Еще до Никейского Собора приобрело общецерковный характер правило о праздновании Пасхи в воскресенье после 14 нисана (чаще это было первое воскресенье, в некоторых случаях - второе).

Новый вопрос, который предстояло решить Никейскому Собору, состоял в следующем: всегда ли следует считать 14 нисана то полнолуние, которое считается 14 нисана у евреев, или же христианам следует иметь по этому вопросу свое мнение и решать вопрос о первом весеннем лунном месяце и его 14 дне самостоятельно, с учетом более точных астрономических данных?

Вопрос был вызван расхождением в практике различных церквей. Христиане «Востока», - точнее, Сирии, Месопотамии и отчасти Киликии, - придерживались первого решения, т. е. всегда безоговорочно следовали за еврейским календарем, празднуя свою Пасху, хотя и в воскресенье, но непосредственно после Пасхи еврейской. Христиане Европы, Африки, Малой Азии, представлявшие большинство христианского мира, к тому времени уже освободились от такой зависимости от евреев и не следовали безоговорочно еврейскому календарю, ссылаясь на несовершенство последнего. В тех случаях, когда еврейская пасха приходилась ранее весеннего равноденствия, т. е. до момента, считающегося началом весны и естественным тропическим рубежом года, христиане названных стран считали 14 нисана следующее полнолуние. В таких случаях разрыв между Пасхой у христиан «Востока» и у прочих христиан составлял целый месяц, а то и пять недель. Чтобы положить конец таким расхождениям, Никейский Собор после того как удалось уговорить восточных отказаться от их практики определял всем следовать второй практике, основанной на самостоятельном, независящем от еврейского календаря, решении. Таков смысл никейского определения и запрета праздновать Пасху «с иудеями» μμετὰ τῶν Ἰουδαίων) до весеннего равноденствия.

Надо думать, что детальной регламентацией пасхалии Никейский Собор не занимался, во-первых, потому, что все внимание его, как видно из посланий св. , было направлено на преодоление главной трудности на пути к установлению единой пасхалии - привязанности «восточных» к еврейскому календарю, во-вторых, потому, что те пасхалические вопросы, которые волновали ранее (например, о дне седмицы, в который должна праздноваться Пасха и об отношении этого дня к лунной дате 14 нисана), теперь уже не вызывали прежних пререканий, в-третьих, потому, что детальная и исчерпывающая регламентация техники пасхалических вычислений (вплоть до решения проблем, вызывающихся неточностью юлианского кален даря) была собору не под силу, да едва ли и необходимо было все технические детали решения вопроса о пасхалии скреплять авторитетом вселенского собора. Собор провозгласил (едва ли, впрочем, вызывавший у кого-либо сомнения) принцип одновременного празднования Пасхи всей Церковью. Реальный же вклад собора в реализацию этого принципа состоял в том, что он устранил вышеуказанное главное препятствие, стоявшее в то время на пути к осуществлению этого принципа.

Много столетий спустя, когда главный предмет пасхалических расхождений начала IV в. и сопутствовавшие обсуждению этого вопроса на вселенском соборе обстоятельства дела были основательно забыты, Никейскому Собору стали приписывать кое-что такое, чего собор прямо не предписывал, и даже нечто такое, что совершенно не соответствовало его линии.

Неправильные суждения о смысле канонических предписаний о времени празднования Пасхи и, в частности, о смысле запрета праздновать ее μετὰ τῶν Ἰουδαίων мы находим, прежде всего, у таких крупных канонистов православного Востока, как Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон, . Они-то и содействовали, больше, чем кто-либо другой, популяризации этих суждений у нас, в православной среде.

В толковании на 7-е Апостольское правило Зонара пишет: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха. Не исполняющий сего священнослужитель должен быть извержен. То же определил и Антиохийский Собор в первом правиле».

Зонара, а вслед за ним и другие канонисты, своим толкованием канонов ставят сроки христианской Пасхи в прямую, постоянную зависимость от сроков пасхи еврейской. Такое толкование канонических правил стало у нас чем-то непререкаемым, почти аксиомой. Держатся его и такие видные православные канонисты позднейшего времени, как епископ (Правила Православной Церкви с толкованиями). Оперируют им многие и по сей день, когда затрагиваются вопросы исправления календаря и пасхалии.

Между тем, всё, что мы знаем об отношении Никейского Собора к вопросу о времени празднования Пасхи, находится в резком противоречии с такой интерпретацией канонических правил о Пасхе.

Что могли иметь ввиду эти правила, запрещая христианам праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων? Случайное совпадение в один день праздников христианского и иудейского? Если да, то, спрашивается, почему такое совпадение недопустимо? Потому ли, что христианская Пасха «осквернилась бы» через соприкосновение с еврейской? Или, быть может, потому, что празднованием в один день нарушалась бы последовательность воспоминаний - сперва пасха законная, потом новая Пасха? Но известно, что Церкви, принявшие никейское определение в руководство, нисколько не смущались случаями таких совпадений и праздновали Пасху в один день с иудеями (с 14 на 15 нисана) и после Никейского Собора - в 328, 343, 347, 370, 394 годах и в более позднее время . Если требовалось воспроизведение последовательности событий и христиане обязаны были следить за тем, чтобы их Пасха была после еврейской,- не совсем понятно, почему в канонах нигде нет запрета праздновать христианскую Пасху раньше еврейской. Возникает еще и такой вопрос: в каком положении, с точки зрения Зонары и его единомышленников, оказались бы христиане, если бы, скажем, сейчас иудеи изменили бы свою пасхалию и приблизили бы свою датировку Пасхи к нашей - пришлось ли бы нам тогда «убегать» от них со своими датами и соответственно перестраивать свою пасхалию?

В свете фактов, относящихся к истории пасхальных споров в никейское время, ответ на все это может быть только один: никейские отцы отвергли всякую обязательную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. С настойчивостью подчеркивается это в послании императора Константина: «Прежде всего они признали недостойным в совершении святейшего оного праздника следовать обычаю иудеев… Ибо есть возможность, отвергнув их обычай, следовать более правильному порядку» . Стараясь расположить всех христиан к принятию этого порядка, автор послания настойчиво призывает христиан не иметь ничего общего с евреями в определении времени Пасхи. «Ибо поистине, - говорит он, - совершенно неуместна их похвальба, будто без их научения мы не в состоянии соблюдать это» 1 . Вместе с тем он стремится дискредитировать еврейский календарь, по которому Пасха бывала в те времена и до наступления весеннего равноденствия. Такие случаи в послании императора расцениваются как двукратное совершение Пасхи в одном и том же году.

Ни в канонах, ни в других современных и близких Никейскому Собору документах, интерпретирующих никейское определение, нет речи о том, что должна быть исключена возможность случайных совпадений христианской Пасхи с еврейской, т. е. возможность празднования ее в некоторых случаях в один день с евреями. Нигде нет также запрета празднования христианами Пасхи раньше евреев. Такой запрет означал бы зависимость сроков христианской пасхи от сроков пасхи еврейской. А всё, что мы знаем о никейском определении, говорит о том, что никейские отцы были против какой бы то ни было зависимости христиан от евреев в этом вопросе.

Никейский Собор запретил, таким образом, не случайные совпадения, а принципиальную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. На языке канонов праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων не значит допускать случайные совпадения Пасхи христианской и еврейской, а значит при определении дня Пасхи христианской неуклонно держаться еврейской пасхалии, не допуская иных пасхалических расчетов, и признавать для христиан обязательным праздновать Пасху в воскресенье, непосредственно следующее за пасхой еврейской. Употребляя выражение μετὰ τῶν Ἰουδαίων, каноны имели в виду принципиальное согласие христиан «Востока» с иудеями в вопросе даты 14 нисана, а вовсе не те или иные случайные совпадения в расчетах и датах.

Ошибка Зонары и других толкователей канонов явилась следствием, во-первых, неправильного, поверхностного и слишком дословного понимания ими выражения μετὰ τῶν Ἰουδαίων без всякого учета конкретных исторических условий, в которых родилась эта формулировка, во-вторых, - следствием того, что они делали неправомерные выводы из современных им фактических данных пасхалии. Дело в том, что в их время наши пасхалические таблицы, приноровленные к юлианскому календарю, настолько уже отставали и от астрономических данных и от еврейских расчетов (ставших, кстати сказать, к тому времени чрезвычайно точными), что увеличившаяся дистанция между Пасхой христианской и еврейской совершенно исключала возможность совпадения их дат. Фактически Пасха христианская во времена Зонары была всегда только после пасхи еврейской. В этом фактическом положении дела канонисты видели подтверждение своих толкований об обязательности для христиан соблюдения такой последовательности и дистанции между праздниками еврейским и христианским.

Сейчас, когда стоит вопрос о пересмотре пасхалии, нам необходимо решительно отмежеваться от этих неправильных толкований канонических правил и исходить из того, что правила эти не предусматривают никакой принципиальной зависимости сроков нашей Пасхи от времени празднования пасхи у евреев.

Доклад проф. на заседании Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом Обществе 31 мая 1899 г. Приложение 5-е к журналам заседания Комиссии, с. 37-38.

Migne , Р. G ., 1. 20, соl . 1073.

В славянской ведической традиции Великдень - один из крупнейших и важнейших календарных праздников - день, когда после зимы воскресает весь мир. Внешнее природное явление выступает символом внутреннего глубинного божественного действа - перерождения Вселенной. Дата празднования Великдня тогда совпадала с Днем весеннего равноденствия и имела несколько отличный от сегодняшнего смысл.

В ветхозаветные времена празднование Пасхи происходило всегда 15 числа месяца нисана по лунному календарю. От начала Христовой Церкви установились две традиции празднования Пасхи в 14 день месяца нисана по иудейскому лунному календарю. В Малой Азии праздновали, вспоминая преимущественно Распятие Спасителя в этот день, а в Риме и других Церквях праздновали в воскресный день после этой даты, вспоминая Воскресение Христово.

Обязательная для всех Церквей формула определения дня Пасхи была утверждена на I Вселенском соборе в 325 г. Согласно ей Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое произошло после дня весеннего равноденствия. Также было установлено, что Пасха не должна праздноваться вместе с иудеями или до их празднования, но в церквях западной традиции это условие сейчас не учитывается.

Расхождения в определении дат Пасхи между Востоком и Западом возникла после введения в XVI ст. григорианского (нового) стиля, когда на Западе начали использовать новую формулу расчета Пасхи, связанную с внедренным календарем. В восточной церковной традиции сохранился юлианский (старый) стиль календаря, и поэтому дата Пасхи высчитывается от дня равноденствия по старому стилю, в то время как в западной традиции дата Пасхи высчитывается от дня равноденствия по новому стилю.

Учитывая, что дата полнолуния, к которой привязано празднование Пасхи, не является фиксированной и приходится на разные дни в пределах одного месяца, расхождение между восточным и западным празднованием Пасхи тоже не является фиксированным.

Чтобы вычислить день Пасхи, можно пользоваться пасхалиями - специальными таблицами, которые составляет православная церковь. Православная Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии, учитывающей дни полнолуния.
Ниже приводятся таблицы дат празднования дня Пасхи до 2051 года у христиан восточной традиции, у христиан западной традиции, у иудеев.

Христианская Пасха - Великдень, Воскресение Христово (юлианский календарь)
Празднуют: православные и большинство греко-католиков и часть протестантов – старостильников.
2012 15.04
2013 5.05
2014 20.04
2015 12.04
2016 1.05
2017 16.04
2018 8.04
2019 28.04
2020 19.04
2021 2.05
2022 24.04
2023 16.04
2024 5.05
2025 20.04
2026 12.04
2027 5.05
2028 16.04
2029 8.04
2030 28.04
2031 13.04
2032 2.05
2033 24.04
2034 9.04
2035 29.04
2036 20.04
2037 5.04
2038 25.04
2039 17.04
2040 6.05
2041 21.04
2042 13.04
2043 3.05
2044 24.04
2045 9.04
2046 29.04
2047 21.04
2048 5.04
2049 25.04
2050 17.04

Христианская Пасха - Великдень, Воскресение Христово (григорианский календарь)
Празднуют: римо-католики, Финская Православная Церковь, часть греко-католиков и часть протестантов - новостильников,
2012 8.04
2013 31.03
2014 20.04
2015 5.04
2016 27.03
2017 16.04
2018 1.04
2019 21.04
2020 12.04
2021 4.04
2022 17.04
2023 9.04
2024 31.03
2025 20.04
2026 5.04
2027 28.03
2028 16.04
2029 1.04
2030 21.04
2031 13.04
2032 28.03
2033 17.04
2034 9.04
2035 25.03
2036 13.04
2037 5.04
2038 25.04
2039 10.04
2040 1.04
2041 21.04
2042 6.04
2043 29.03
2044 17.04
2045 9.04
2046 25.03
2047 14.04
2048 5.04
2049 18.04
2050 10.04

ПеСаХ - иудейская Пасха (еврейский календарь) Празднуют: иудеи
2012 7.04
2013 26.03
2014 15.04
2015 4.04
2016 23.04
2017 16.04
2018 31.03
2019 20.04
2020 9.04
2021 28.03
2022 16.04
2023 6.04
2024 23.04
2025 13.04
2026 2.04
2027 22.04
2028 11.04
2029 31.03
2030 18.04
2031 8.04
2032 27.03
2033 14.04
2034 4.04
2035 24.04
2036 12.04
2037 31.03
2038 20.04
2039 9.04
2040 29.03
2041 16.04
2042 5.04
2043 25.03
2044 12.04
2045 2.04
2046 21.04
2047 11.04
2048 29.03
2049 17.04
2050 7.04

От сроков Пасхи зависят сроки других праздников, числа которых меняются каждый год. Это праздники с непостоянной переходящей датой: Вознесение Христа - в 40-й день после Пасхи.
Через следующие 10 дней, т.е. в воскресенье, в пятидесятый день после Пасхи, наступает праздник Сошествия Святого Духа, Троица, Пятидесятница или Зеленые Праздники.
А еще через 8 дней, с понедельника, начинается Петров пост, который длится до праздника апостолов Петра и Павла, до 29 июня по григорианскому календарю, или до 12 июля - по юлианскому календарю.
Таким образом, от даты Пасхи зависит длительность периода между "неподвижным" праздником Сретения и началом Великого Поста, а также и продолжительность Петрова поста.
Великий Пост начинается у православных и греко-католиков в понедельник, за 48 дней до Пасхи, у римо-католиков - в Пепельную среду за 46 дней до Пасхи.

Когда в этом году будет Пасха? — в 2019 году верующие всего мира, как и в течение всех 20 последних столетий, отметят главный христианский праздник – Пасху.

Православные отмечают Пасху 28 апреля , католики 21 апреля . Пасха еврейская с 19 по 27 апреля включительно (на территории Израиля праздник отмечают на день меньше).

Итак, представим все сведения в таблице: какого числа будет отмечаться Пасха у представителей разных религий в 2018-2020 годах.

Получается, что практически во всех случаях торжественные богослужения, радостные приветствия «Христос воскрес! Воистину воскрес!» состоятся в таком прекрасном весеннем месяце, как апрель.

А на самом деле дата праздника постоянно меняется и, как мы видим, может выпасть еще и на март, и на май. О том, почему так бывает, подробно рассказывается далее.

Почему дата Пасхи постоянно меняется

Вопрос о том, какого числа будет Пасха в 2019 году, тесно связан и с другой загадкой. Какова причина того, почему дата торжества постоянно меняется? Ведь, например, Рождество или Крещение отмечаются всегда в один и тот же день.

Пасха относится к так называемым переходящим праздникам. Она отмечается в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Такое решение было принято в далеком 325 году на первом Вселенском соборе (в городе Никее). Причем тут важно понимать, что весна начинается не 1 марта, а теплый сезон начнется после 21 марта (дня весеннего равноденствия).

На этот счет можно даже получить официальный комментарий священнослужителей, например, такой.


Однако почему тогда почти всегда отличаются даты православной и католической Пасхи? Тут ответ очевиден: католики еще в далеком 1582 году перешли на Григорианский календарь, который еще называется Новым стилем.

А православные до сих пор признают Юлианский календарь – Старый стиль. Вот и получается, что почти всегда (в 70% случаев) дни празднования отличаются. Интересно, что в ближайшее время они совпадут только 20 апреля 2025 года. Значит, в этот день будет и православная, и католическая Пасха.

И чтобы до конца разобраться в вопросе о том, какого числа будет Пасха в 2019 году, вспомним о еврейском народе. Почему постоянно меняется дата праздника Песах (так иудеи называют Пасху)? Здесь ответ выглядит более интересно.

Дело в том, что если христиане используют солнечный календарь (то есть отсчет годов идет исключительно по Солнцу), то еврейский календарь берет во внимание и цикл Солнца, и фазы Луны, т.е. является лунно-солнечным. Песах положено отмечать только в первое полнолуние весной. Вот и получается, что дата праздника тоже постоянно меняется.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Во всех трех случаях прослеживается один общий момент: какой бы календарь не был взят за основу, представители каждой конфессии назначают дату Пасхи на первое весеннее полнолуние (или ближайшее воскресенье после этого события). Подобное совпадение неслучайно.

Пасха – это день Воскресения Христа, годовщина вывода еврейского народа из египетского рабства (в представлениях иудеев). Однако это нисколько не противоречит тому, что пасхальные дни знаменуют наступление весны. Так что праздник в любом случае выступает символом возрождения и добрых перемен.

Как подготовиться к Пасхе

Итак, теперь понятно, кто и когда будет праздновать Пасху в 2019, 2020 и 2021 годах. Тогда самое время ответить на более интересный вопрос – как подготавливаются к этому празднику разные народы.

Не секрет, что одно и то же событие всегда преломляется сквозь призму культурных особенностей и духовного богатства людей, живущих в том или ином уголке планеты. Классический пример – Новый год. Суть праздника одинаковая, а вот способов его празднования – тысячи.

Что же касается светлой Пасхи, то и здесь мы можем открыть очень много интересных подробностей. Начать следует с того, как разные народы подготавливаются к встрече главного христианского праздника:

  1. В России и других странах с большим количеством православных братьев и сестер, принято заранее красить яйца и печь куличи, которые называют милым словом «пасочка». Часто ее приобретают в магазинах, однако куда интереснее сделать пасхальный хлеб самостоятельно. Кстати говоря, уже давно отмечено, что если правильно замесить тесто и исполнить весь рецепт, кулич сохранит свежесть в течение нескольких дней, даже завернутый в полотенце.
  2. В Германии, странах Скандинавии и некоторых других европейских государствах давно существует и нынче любима одна интересная традиция. Родители заранее приобретают вкусные шоколадные яйца, а также фигурки цыплят и зайчиков. Они берут плетеную пасхальную корзину, кладут в нее зелень, а сверху – разноцветные сладости. Наутро корзинка оказывается на столике у малыша. А часто ее даже прячут в доме или в саду – пусть детки сами найдут конфеты.
  3. А еще во многих европейских странах принято посылать открытки с изображением . По легенде именно он прикатывает своими лапками крашеные куриные яйца. Есть даже поверье, что этот зверек когда-то был курицей, которую злая богиня Эстра превратила в зайца. Тем не менее, он не утратил своей жизнерадостности и каждую Пасху продолжает нести яйца.

Конечно, существуют и общие традиции, объединяющие страны, народы и континенты. Например:


Что делают на второй день Пасхи

Вот и наступил понедельник. Но это не значит, что пасхальное торжество закончилось. Наступает так называемый период попразднества – т.е. после праздника. В православной традиции оно длится 38 дней (а вместе великой субботой и собственно Светлым Воскресением получается 40 дней). Такая продолжительность неслучайна – ведь Христос не только воскрес, но и ушел обратно на небеса. И случилось это ровно через 40 дней после его восстания из мертвых.

Конечно, наиболее важной является первая пасхальная неделя, которую называют по-разному:

  • Светлая седмица;
  • Фомина неделя;
  • Святая неделя.

Считается, что в понедельник – т.е. сразу после Светлого Воскресения – стоит отправиться в гости ко всем родным, близким, друзьям. Возможно, кто-то уже давно ждет вашего внимания. И когда появляется такая прекрасная причина, то, как говорится, сам Бог велел сходить в гости.

Кстати говоря, по традиции в понедельник близких людей навещают мужчины. Жены же остаются дома и готовят скромную (постную еду). А во вторник в гости идут уже дамы. На самом деле не будет ничего страшного, если вы пойдете к родным, друзьям, знакомым всей семьей. Принято дарить скромные пасхальные подарки и приветствовать друг друга радостными словами: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» Их можно произносить в течение всех 40 дней.

У православных после этого принято трижды поцеловать ближнего в щеку. Эта форма приветствия называется христосование. Также по традиции разбивают яйца, сталкивая их друг с другом вместе с собеседником. Делают это как на праздник, так и в другие дни.


ЭТО ИНТЕРЕСНО

В Италии пасхальный понедельник является официальным выходным днем. Жизнерадостные итальянцы любят не только ходить по гостям, но еще и собираться большими, дружными компаниями, чтобы отправиться на пикник. Разумеется, и природа им благоволит – южная страна как нельзя лучше подходит для веселого времяпровождения на природе.

Расчет даты православной Пасхи

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

Пасха, Воскресение Христово - древнейший и самый важный христианский праздник. Праздник Пасха установлен в честь Воскресения Иисуса Христа - центра всей библейской истории и фундамента всего христианского учения. Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую субботу перед православной Пасхой. Дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником.
Пасхалия - методика расчёта даты Пасхи.

Правило Пасхалии имеет следующую формулировку:

Пасха празднуется в 1-й воскресный день после 1-го полнолуния, которое наступает после весеннего равноденствия.

Для расчета даты Пасхи используются две различные пасхалии:

  • Католическая церковь использует григорианскую пасхалию
    (день равноденствия (3 апреля) рассчитывается по григорианскому календарю).
  • Православная церковь использует александрийскую пасхалию
    (день равноденствия (21 марта) рассчитывается по юлианскому календарю). В александрийской пасхалии расчётное пасхальное полнолуние происходит в XX-XXI вв на 4-5 дней позже реального астрономического полнолуния вследствие накопившейся погрешности.

Алгоритм для вычисления даты православной Пасхи

Для определения даты православной Пасхи по старому стилю необходимо:
  1. Разделить номер года на 19 и определить остаток от деления a.
  2. Разделить номер года на 4 и определить остаток от деления b.
  3. Разделить номер года на 7 и определить остаток от деления c.
  4. Разделить сумму 19a + 15 на 30 и определить остаток d.
  5. Разделить сумму 2b + 4c + 6d + 6 на 7 и определить остаток e.
  6. Определить сумму f = d + e.
  7. Если f ≤ 9, то Пасха будет праздноваться (22+f) марта;
    если f > 9, то Пасха будет праздноваться (f-9) апреля.
Для перевода на новый стиль дату, как известно, нужно сдвинуть вперёд на 13 дней в 20-м и 21-м веках.
Православная пасха в 20-м и 21-м веках происходит в период с 4-го апреля по 8-е мая. Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (7 апреля), то она называется Кириопасха (Господня Пасха).

Пример расчета даты православной Пасхи

  1. Для заданного года (Y) определяется пасхальное полнолуние (pp):
    pp = (19·(Y mod 19) + 15) mod 30
  2. Полнолуние (Y) = 21 марта + pp
    где
    Y - номер года от Рождества Христова,
    m mod n - остаток от деления нацело m на n.
  3. Если значение Полнолуние(Y) <= 31, то дата полнолуния будет в марте;
    Если значение Полнолуние(Y) > 31, то следует вычесть 31 день, и получится дата в апреле.

    Пример расчета по алгоритму

    Расчет Пасхи для года

    1. Определяем пасхальное полнолуние (pp)

    • pp = (19x(Y mod 19) + 15) mod 30


Рассказать друзьям