Предметная лепка. Методика обучения лепки как средство развития художественного творчества

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Процесс лепки очень занимательный и увлекательный, поэтому дети с удовольствием работают с пластическими материалами для детского творчества, создавая всё новые и новые шедевры.

Это занятие полезно ещё и тем, что в процессе лепки тренируются руки и пальцы, а также у детей развивается усидчивость, терпение и конструктивное мышление.

Уроки лепки, проводимые в детских дошкольных заведениях, — это не только моделирование предметов, но и развитие навыков работы в коллективе.

Виды лепки

Можно выделить несколько видов этого занятия, которые применяются в творческом процессе в садике или дома:

  • . Заключается в том, что юные скульпторы моделируют различные предметы окружающего мира. Самый большой интерес у детей вызывает лепка животных и людей. Кроме того, детям предоставляется простор для воображения, чтобы они могли вылепить сказочные персонажи, придуманные ими самими.
  • Сюжетная лепка. Детям предлагается создать из пластилина целые сюжетные композиции. Этот вид лепки наиболее актуален для детского сада, так как каждый ребёнок может создать для коллективной работы какую-нибудь свою деталь. Тему для сюжетной лепки можно выбрать, основываясь на сюжет недавно прочитанной сказки, либо просто посмотрев на пейзаж за окном.
  • Декоративная лепка. С её помощью создаются украшения и предметы обихода. Например, это могут быть самостоятельно изготовленные бусины для колье либо браслета. А можно вылепить вазочку или подставку для карандашей. Декоративной лепкой чаще всего занимаются с воспитанниками старших групп. Использовать для этого вида лепки лучше всего глину. Готовые изделия потом можно раскрасить.

Когда и как начинают обучение детей лепке?

Обучение детей лепке в детском саду начинают уже в ясельных группах.

Малыши ещё не могут вылепить сложные предметы или композиции, но скатать из пластилина колбаску или шарик, которые потом можно превратить в незамысловатые персонажи, им вполне по силам.

Да и удовольствие от этого процесса они получать немалое.

Во время таких занятий дети осваивают понятия цвета, формы и размера предметов.

Кроме того, работа с пластичными материалами может стать прекрасным наглядным пособием. Но надо не забывать, что пластилин для занятий в младших группах должен быть более мягким и податливым.

При обучении детей лепке в старших группах детского сада в процесс добавляются более скрупулёзные работы. После четырёхлетнего возраста у детей появляется лучшая координация движений, поэтому они уже могут в процессе лепки прорабатывать более мелкие детали.

Такие виды лепки, более сложные и тонкие, которые уже способны выполнять ребятишки этого возраста, развивают дисциплинированность и организованность, являясь тем самым очень хорошей подготовкой детей к предстоящим школьным занятиям.

Особенно такие занятия показаны гиперактивным детям.

Наибольшего успеха можно добиться, чередуя виды лепки между собой. Это внесёт в учебный процесс некоторое разнообразие, и дети всегда будут ждать начала новых уроков лепки.

«СЮЖЕТНАЯ ЛЕПКА» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
ПОНОМАРЁВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГБCУ СО МО Сергиево- Посадский детский дом - интернат для умственно - отсталых детей «Березка»
Одной из самых привлекательных, мотивированных потребностей ребенка, является элементарная трудовая деятельность. Труд раскрывает ребенку разнообразные стороны окружающего мира, позволяет овладевать различными формами познания, оказывая существенное влияние на развитие мышления ребенка (Я.З. Неверович, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин).

Возможности для интеллектуального развития ребенка, потенциально заложенные в данном виде детской деятельности, приобретают исключительное значение при его недостаточности.
Коррекционной педагогикой накоплен значительный опыт умственного развития проблемного ребенка средствами трудового воспитания, важность которого очерчивалась, прежде всего, необходимостью подготовки этих детей к посильному труду, возможно более успешной их адаптацией в самостоятельной жизни.
Опираясь на фундаментальные психолого-педагогические исследования, специалисты в области дефектологии создали и обосновали программы трудового обучения и воспитания, особое место в которых отводится формированию полноценной структуры трудовой деятельности, рассматриваемой в единстве реализации в ней двух основных «линий развития»: мышления и деятельности. (Л.С. Выготский) (А.П. Розова, Г М. Дульнев, Б.И. Пинский, С.Л. Мирский).
Вместе с тем решение проблемы умственного воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием постоянно находится в центре внимания ученых. Благодаря специальным исследованиям в области мышления детей с умственной недостаточностью стало известно, что овладение первоначальными формами мышления происходит у этой категории детей весьма своеобразно и нуждается в систематическом коррекционно-развивающем воздействии (А.А. Катаева, В.Г. Петрова, Е.А. Стребелева, Г.В. Цикото).
Наиболее эффективными средствами коррекции интеллектуальной сферы признаны различные виды детской деятельности, позволяющие ребенку создавать модель окружающего мира, осваивать все более сложные познавательные задачи внутри них (О.П. Гаврилушкина, Л.П. Носков, Н.Д. Соколова, Н.В. Симонова).
Несмотря на значительные сдвиги в умственном развитии в процессе коррекционного обучения, как отмечают исследователи, весьма существенные недостатки мышления оказываются трудно преодолимыми, решение обозначенной проблемы остается весьма актуальным.
В настоящее время педагоги, специалисты настаивают на том, что развитие мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи.
Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, а также выполнять разнообразные бытовые действия.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости весьма актуальна.
Решением этих, и ряда многих других, проблем я занимаюсь на занятиях лепкой из пластилина.
Давайте вместе отправимся в

В МИР ОБЪЁМНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Лепка из пластилина - один из популярных видов детского творчества.

Пластилин - искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Изготовляется из очищенного и размельчённого порошка глины с добавлением воска, жира и других веществ, препятствующих высыханию. Пластилин остаётся мягким и практически не твердеет и не сохнет, не прилипает к рукам.
Пластилин сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. Поделки из этого материала в большой мере удовлетворяют любознательность. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. Пластилин используется в работе с детьми в качестве материала для поделок.

Пластилин имеет широкий спектр цветов.
Стандартный набор содержит от шести до двенадцати цветов.
При работе с пластилином не всегда подходят «чистые» цвета, иногда для задуманного цветового решения применяют смешивание различных цветов и сортов пластилина. Структура материала такова, что позволяет создавать дополнительные цвета путём смешивания базовых цветов. Пропорции подбирают до получения желаемого результата. Помним об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаем новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, получим зелёный, жёлтый с красным - оранжевый, красный с синим - фиолетовый. Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными. Не стоит смешивать более двух цветов одновременно. При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получаем пластилин нового качества.

Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочее место.
Дети лепят на партах с горизонтальными крышками. Поверхность рабочего места педагога должна быть видна каждому ребёнку.
Оборудование:

Доска - это не только подкладка, чтобы не пачкать парту, - это рабочий инструмент. На доске раскладывают исходные формы. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой;
- стеки (в лепке так называют нож) различной конфигурации - главный рабочий инструмент. Они должны быть небольшими и лёгкими, прямыми, но прежде всего - безопасными. Обычно прилагаются к набору пластилина.
- полоски картона, цветной картон;
- ручки с колпачками, фломастеры - для моделирования различных углублений;
- зубочистки или заострённые спички - для соединения деталей, моделирования углублений, нанесения рисунка.
Большое значение надо уделять уходу за принадлежностями. После работы очищать стекой пластилин с рабочей доски и, если нужно, с парты.

Работа с пластилином имеет ряд особенностей:
- пластилин имеет различную степень пластичности. Рабочее состояние пластилина - это когда кусок мягкий и податливый, легко гнётся и вытягивается, долго сохраняет приданную ему форму, не пачкает руки и от их тепла сильно не размягчается. Подготовленный пластилин не ломается и не трескается, его можно растянуть или сжать;
- при охлаждении пластилин затвердевает, что позволяет созданному изделию оставаться в заданной форме;
- работа идёт сразу в цвете;
- размеры и возможности материала позволяют осуществлять мелкую пластику;
- все перечисленные качества пластилина способствуют созданию из него объёмных изображений.

В процессе занятий дети обучаются разнообразным приёмам действий с пластилином:
- разминание;
- отщипывание;
- сплющивание;
- "шлёпанье".

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ ЛЕПКОЙ
- Самое главное - вызвать у ребёнка интерес к лепке.
Для решения этой задачи в кабинете есть постоянно действующая выставка поделок. Вновь приходящие малыши видят к чему им стремиться на примере работ старших детей.
- Познакомить детей со свойствами пластилина (он может мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, приобретать разную степень мягкости). С пластилином работать тяжелее, чем с тестом.
- Научить лепить разные фигуры, соединять их в композиции.
- Пробуждать эмоциональную отзывчивость, развивать художественный вкус и воображение.
- Формировать навыки ручного труда.

ПРИ ЭТОМ КАЖДОЕ ЗАНЯТИЕ ИМЕЕТ КОРРЕКЦИОННУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ.
Работа с пластилином способствует развитию координации пальцев, силы и подвижности.
Развивается мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что в свою очередь, влияет на развитие речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
Массаж зоны нервных окончаний ладоней и ногтевых фаланг пальцев способствует развитию внимания, зрительной и двигательной памяти, логического мышления.
Лепка способствует развитию сенсомоторики – согласованности работы глаза и руки, совершенствованию координации движений, точности работы с инструментами (стека).

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ПЛАСТИЛИНОВЫЙ МИР!
По содержанию лепка бывает:
- ПРЕДМЕТНАЯ – вылепливание отдельных предметов, фигурок.
- СЮЖЕТНАЯ – вылепливание целой композиции, предполагающее основу с расположенными на ней фигурками.
- ДЕКОРАТИВНАЯ – лепка на бутылках, компьютерных дисках, тарелках.

ПРЕДМЕТНАЯ лепка самая простая.
Дети осваивают навыки лепки шаров, кубиков, пирамид, и более сложных предметов – фигурки людей и животных.
Предметный материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребёнку приёмами, но при этом дополнено новыми, ещё не знакомыми ему элементами.
Предметная лепка базируется на простых геометрических формах – ШАР, ЦИЛИНДР, КОНУС.
И содержит три раздела:
1. Выполнение изделий самых простых объёмных форм: шара, конуса, цилиндра.
Основная задача здесь – научить ребёнка видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать её в изделии.
2. Выполнение более сложных изделий. Исходные формы дорабатываются, усложняются, закрепляются полученные навыки.
3. Выполнение сложных изделий. Изготовление нескольких новых предметов и охват всех полученных навыков: изготовление всех исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.

СЮЖЕТНАЯ лепка является логическим продолжением предметной лепки.
Дети передают сюжетные композиции, в которых предметные образы связаны между собой:
- по смыслу;
- размещению в пространстве;
- по пропорциям;
- по динамике.
Сюжетная лепка включает в себя изображение предметов, людей в определённом взаимодействии.
Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.
Занимаясь сюжетной лепкой, ребёнок учится:
- использовать базовые знания предметной лепки;
- изображать композиции из нескольких предметов;
- творчески подходить к решению сюжета;
- использовать свои наблюдения за действиями живых объектов;
- устанавливать предметы в нужном положении;
- дополнять сюжет деталями.

ЗАНЯТИЯ конечно же дают свои плоды.
Заметны улучшения в работе пальчиков у детей.
Улучшается глазомер.
Появились навыки ориентировки на плоскости.
Увеличивается пассивный и активный словарный запас.
Стало проявляться умение работать в коллективе.
Появляются положительные эмоции в процессе коллективной работы.

Таким образом, занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль не только в творческом развитии детей, но и дают хорошие результаты в коррекционной работе.

Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребенка большую сложность и это заставляет воспитателя с особой ответственностью подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приемам обучения.

Обычно в детском саду используют глину и пластилин . Глина наиболее ценный матерная. Она эластична, послушна в руках и обладает приятным нейтральным цветом: коричневым, белым, серым с оттенками голубого и зеленого.

Сырые или полупросушенные изделия дети в старшей группе могут окрасить жидкой глиной - ангобом, а затем, хорошо просушив обжечь в муфельной печи. Ангоб - это керамическая краска, которую получают, разводя глину водой до густоты сметаны.

Пластилин - упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Для лепки с дошкольниками можно использовать соленое тесто, которое готовит педагог. К вспомогательным материалам лепки относят каркасы. Это могут быть обыкновенные палочки разной длины и толщины. С помощью каркаса фигуры становятся более устойчивыми, динамичными. В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Поверхность вылепленного изделия обрабатывается влажной тряпочкой.

Для успешного обучения детей лепке хорошо иметь небольшие по размеру доски, которые размещаются на столе. Наиболее удобная форма доски - круг, но она может быть и квадратной.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

Способы и приемы лепки: Для изображения форм, состоящих из нескольких частей можно пользоваться несколькими способами : Лепка предмета из отдельных частей , Лепка предмета п л а с т и ч е с к и м способом – это лепка из целого куска. К о м б и н и р о в а н н ы й способ лепки включает в себя оба вышеназванных способа.

П р и е м ы передачи формы в л е п к и: раскатывание, скатывание, сплющивание,

Для того чтобы вылепленная работа была прочной и части не рассыпались, нужно знать приемы их соединения : плотно прижимать одну форму к другой и замазывать место скреплений; делать углубления, в которые вставляются прикрепляемые детали, сглаживаются линии соединения.

8.Методика руководства лепкой в группах разного возраста.

Особенностями развития дошкольника в лепке занимались такие ученые как Халезова Н.Б., Горунович Л.Б., Косминская В.В и др.

Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления.

Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному изображению предметов. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается ими «как настоящий», если вылеплен, а не нарисован.

Основными выразительными средствами лепки является пластичность, передача формы и движения .

Специально организованная деятельность лепкой с младшими дошкольниками длятся 15 мин, в старшем дошкольном возрасте - 30-35 мин. Проводится 1 раз в неделю.

Младший дошкольный возраст. Занятия по лепке в младшей группе носят предметный характер , т. е. дети лепят отдельные фигурки, не связанные сюжетом.

Сначала они учатся изображать цилиндрическую форму : стол­бик, палочки Следующий этап - научить детей изображать шаровидные формы : шарик, мяч, апельсин. Когда дети освоят изображение шара, они учатся лепить диск ( лепешку, печенье).

В качестве образца д ля лепки детей 2 - 3 лет используют­ся естественные вещи (мяч, шар, яблоко, грибок и др.), игруш­ки несложной формы, но увлекательные для детей: стилизо­ванные птички, куклы-неваляшки разных размеров, глиняные и деревянные образные игрушки, лепные изделия, подготов­ленные воспитателем.

При исследовании образца особое внимание уделяется эмоциональному его восприятию.

Показ способов действия осуществляется индивидуально: дети должны увидеть каждое движение рук воспитателя. Вообще, процесс практического усвоения приемов лепки достаточ­но сложный, поэтому рекомендуется применять метод пассив­ных движений .

В лепке широко используется метод совместного творчества и разнообразные игровые приемы.

На занятиях лепкой в начале обучения детей лучше всего объединять группами по 5-б че­ ловек .

Первоначальные занятия проводятся в течение 5-8 мин с каж­дой подгруппой.

Средний дошкольный возраст. Лепка предметная, сюжетная

4-5 лет. Начиная со средней группы, детей нужно приучать выполнять пальцами в основном всю работу.

Дети учатся лепить овал из шаровидной или цилиндрической формы, передавать характерные детали формы таких предметов, как яблоко, морковка, гриб, огурец, кабачок, лимон.

Дальнейшее обучение связано с формированием у детей уме­ ния изображать предметы, состоящие из нескольких частей. Они знакомятся с изображением человека и жи­вотного.

Старший дошкольный возраст. Предметная, сюжетная, декоративная лепка.

Совершенствовать умение лепить конструктивным и смешанным способами;

Знакомить со скульптурным, пластическим способом лепки (из целого куска) – в предметной и сюжетной лепке; с гончарным и ленточным способами лепки посуды – в декоративной лепке; со способами украшения лепного изделия: рельеф (высокий и углубленный), налеп, использовать стеки разной формы для создания фактуры.

В старшей группе больше места занимает коллектив­ ная лепка.

Полный показ приемов в старшей группе почти не применяется, так как дети знакомы с изображением исходных форм. Показа тре­буют лишь те способы изображения, с которыми дети еще не встре­чались. Проблемно-творческие задания . В работе со старшими дошкольниками воспитатель чаще, чем с младшими, использует продуктивные методы - эвристический и исследовательский .

В старшей группе воспитатель предоставляет де­тям больше самостоятельности в выборе те­мы, в возможности обдумать ее заранее. Детей учат планировать свою работу во время наблюдений, рассматривания иллюстраций, прослушивания литературных произведений.

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают лепкой по представлению, с натуры, по памяти.

На результаты лепки оказывает влияние мотивация, которую создает воспитатель.

Анализ работ в конце занятия проходит в виде беседы.

Лепка в детском саду из пластилина, глины или теста играет немалую роль в образовании и воспитании детей дошкольного возраста, она также является и разновидностью искусства.

Лепка для детей является частью изобразительного искусства, при помощи которой они отображают свои эмоции и окружающий их реальный мир. Дети передают свои ощущения мировоззрения. Чаще всего материалами детского творчества является глина, пластилин, тесто для лепки. Они являются наиболее подручными для детей по своим пластичным свойствам. Даже самый простой предмет или фигура для детей является творчеством.

Ребёнок в ходе создания своей творческой работы получает огромное удовольствие от пластичных свойств и объёмности форм используемых материалов. Ребёнок, при лепке, развивает свои конструктивные способности, глазомер и точность движения рук. Если воспитатель правильно организует занятие, то лепка для ребёнка станет любимым увлечением. Этот вид развития творческой способности у детей преследует цели не только выработать у детей определённые навыки и умения, но и в приоритете подготовить ребёнка к школе.

/podrastu.ru/wp-content/uploads/2016/01/lepka-300x200.jpg" target="_blank">http://podrastu.ru/wp-content/uploads/2016/01/lepka-300x200.jpg 300w" title="Лепка в группе" width="600" />Лепка в детском саду используется в качестве эстетического воспитания детей. Дошкольники способны на многое, их умения зависят от знаний и навыков, а также от возрастных особенностей. Учитывая детский возраст, формы предметов и образов в их творческих решениях, значительно упрощены. Например, человек или животное имеют круглую форму головы, цилиндрические формы конечностей и туловища. В основном больше уделяется внимания мелким, второстепенным деталям: плавники, уши, хвост, нос и т.д. Основная цель ребёнка создать не точный образ, а похожий, с которым можно поиграть. Чаще всего дети выбирают для лепки образы из знакомых животных, окружающих их или образы сказочных животных из книжных картинок.

В старшем дошкольном возрасте дети уже начинают осознавать, что можно красиво слепить, а что лучше получится нарисовать или сделать из других материалов. В ходе занятий дети осваивают и другую форму лепки, когда для создания творческих работ используют природные материалы и другие подручные материалы, как для создания дополнительных аксессуаров для своих фигур, так и заменяя или дополняя основные их составляющие.


Существует три вида лепки, используемые в детских садах:

  1. Предметная лепка - ребёнок лепит отдельно взятый предмет. Для детей это удаётся порой легче, чем рисование. Здесь используется одна фигура или образ человека, животного или другого предмета, но быстрее и лучше у детей начинают получаться конструктивные или растительные предметы;
  2. Сюжетная лепка - изображение действий нескольких персонажей или персонаж и предметы. Сюжетная лепка отличается от рисования, здесь нет второго плана на плоскости, удаления с уменьшением или приближения с крупным планом.

В лепке фигуры имеют более реалистичные размеры и не зависят от плоскости. В основном дошкольники изображают пару предметных образов, находящихся в статичном состоянии. Дети ещё пока не умеют передавать в своих творениях другие состояния образов и не любят разворачивать сюжеты. Детям для игры достаточно двух персонажей, с которыми они будут играть и даже общаться. В общении двух персонажей наблюдается сюжетный эпизод, который придумывает сам ребёнок по ходу действия. Уже в ходе развития событий и приобретения большего интереса, ребёнок начинает разворачивать сюжет и обогащать его при помощи новых персонажей и предметов.

Наряду с игрой и увлечением сюжетная лепка это очень трудоёмкий процесс для ребёнка. Ребёнку предстоит слепить несколько персонажей, разместить их согласно замыслу и дополнить сюжет окружающими предметами. Это полноценная композиция, представленная на определённой платформе.

Target="_blank">http://podrastu.ru/wp-content/uploads/2016/01/lepke-v-gruppe-300x225.jpg 300w, http://podrastu.ru/wp-content/uploads/2016/01/lepke-v-gruppe-768x576.jpg 768w" title="Лепка детей" width="800" />В представлении ребёнка, на начальном этапе, платформа для них обычная плоскость, на которой ставятся предметы, их не озадачивает то, как должен выглядеть низ, внимание концентрируется только на самих образах.

Эта задача стоит именно перед воспитателем любой группы детского сада. Он должен научить детей оформлять композицию целиком: и делать объёмную подставку с декоративными элементами, и логически правильно размещать предметы на подставке.

Например, на подставке вылеплен грунт, трава, цветы, норка, где живёт лиса или мышка, дерево с белкой. Композиция должна быть похожа на сюжет из сказки или окружающей реалии. Композиция это не только отдельно взятые образы, но взаимосвязь их действий между собой. Сюжетная лепка посильна только дошкольникам средних и старших групп, в связи с её многосторонним разнообразием, а для этого нужен необходимый багаж знаний и представлений.

3. Декоративная лепка - напрямую связана с эстетическим воспитанием дошкольников, так как воспитатель знакомит и учит их с творчество народных мастеров различных культур. Лепка сопровождается росписью по изделиям. Детям это не только нравится, но и расширяет их культурные знания и мир фантазий. Дошкольникам нравятся замысловатые сосуды, предметы быта, посуда с яркой краской и неповторимым внешним видом.

Старшие дошкольники, после тренировок с воспитателем способны сами создавать декоративные изделия, с которыми можно и играть и даже использовать как предметы дизайнерской мысли для украшения комнаты, или просто как сувениры.


Дети при помощи декоративной лепки учатся мыслить, планировать и создавать эскизы своих замыслов. Дошкольников надо учить видеть красоту своими глазами. Обычная солонка, кружка или ваза в руках ребёнка по замыслу и воплощению его в жизнь, могут превратиться в лебедя, растение, может стать просто декоративным произведением искусства. Обычный пластилин, глина и дополнительные аксессуары дошкольники используют для того, чтобы незаурядную вещь, превратить в нечто прекрасное. В ходе своих работ дети не только учатся лепить, но и правильно держать и использовать различные инструменты.

Помимо всех перечисленных достоинств, лепка из пластилина развивает гибкость, чувствительность и моторику пальцев ребёнка.

Оборудование и материалы для занятий лепки в детском саду

Обычно в группе детского сада используют пластилин, но возможности работы с ним ограничены. Наиболее эффективно получится использовать в творческой работе глину. Жирная глина подойдёт лучше всего. Из неё можно лепить несколько крупных объектов, создавать предметы с последующей термической обработкой, для увековечения и расписывать их красками. Пластичность глины можно регулировать водой, что облегчает детям сам труд.

В образовании практичнее использовать глину, так как пластилин предназначен для мелких изделий, а мелкие формы не способны передать полноту и чёткость линий деталей фигуры. Использование пластилина осложняет занятия с детьми младшего возраста, так как он достаточно твёрдый и для мягкости его надо постоянно разминать, а маленьким детям это не всегда под силу. Пластилиновая лепка больше подходит для детей с развитой мускулатурой пальцев рук, в более старшем возрасте 5-7 лет, однако его использование должно ограничиваться лишь в небольшом количестве занятий.

Target="_blank">http://podrastu.ru/wp-content/uploads/2016/01/lepka-plastilin-300x225.jpg 300w" title="Фигуры из пластилина" width="556" />Если у детского сада достаточно бюджетных средств, то глину можно приобрести в магазине, но в сельской местности проще её накопать. Слой глины находится прямо под плодородным слоем земли, поэтому это сделать не составит особой трудности. Приготовить смесь для лепки тоже не составит никакого труда. В глину просто нужно добавить воды и размять её, а затем сложить в плотный целлофановый кулёк, и тогда рабочий материал можно хранить целый год.

Для обжига глины потребуется потратиться только на муфельную печь. Потребуются и краски. Таким образом, после обработки, детские поделки превратятся в настоящие керамические изделия и сувениры. Глина сама по себе в сыром виде не является несущим материалом и для изготовления изделий потребуется запастись каркасами.

В роли каркасов могут сгодиться обыкновенные палочки или куски проволоки. Каркас необходимо делать так, чтобы была возможность его изъять из изделия после того, как подсохнет глина, иначе глина на каркасе может потрескаться при высыхании. Для вырисовывания отдельных элементов, выемок можно использовать пластмассовые ножи как в пластилине, лопатки и гвоздики. Чем лучше и удобнее организовано место для творческой деятельности ребёнка, тем качественнее получаются его работы. Обычно для рабочей поверхности используют досочки, но лучше иметь поворотный станок для удобства работы, с любой стороны, над изделием.

В конце хочется добавить, что лепка в детском саду важна дошкольникам для развития сенсорного восприятия. Дети не только должны видеть, но и осязать предметы.

Осуленко Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад№6 "Колокольчик"
Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровская область.
Наименование материала: Статья
Тема: Сюжетная лепка, как средство развития творческих способностей старшего дошкольника
Дата публикации: 18.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Сюжетная лепка как средство развития творческих способностей

старшего дошкольника.

К подготовительной группе у детей появляется необходимый набор

зрительных образов. У детей окрепла мускулатура кисти рук. Дальнейшее

развитие получила речь, мыслительные процессы. Во время наблюдений дети

6 лет более полно воспринимают явления окружающей действительности и

форму предметов. Они лучше ориентируются в пространстве и начинают

понимать, как можно расположить предметы по отношению друг к другу. У

детей появляется желание точнее передавать форму, пропорции; их начинает

увлекать изображение деталей и предметов, дополняющих образ.

Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как

нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в

нужном положении на подставке или без нее дополнить лепку деталями.

Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни,

Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того как

дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры

между собой изображением действия.

Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить

детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить

творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во

пропорций

предметов,

наблюдения

действиями живых объектов, различные приемы лепки.

Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с

рисованием. В последнем изображение сюжетной композиции часто бывает

использованием

условных

изображения

предметов,

находящихся на земле и в воздухе.

В лепке это не всегда удается сделать. Например, изобразить летящий

некоторых

предметов

поднимают

скульптуры

подставке

каркасе, но этот условный прием не всегда можно использовать, особенно

если в сюжете не один предмет в воздухе, а несколько. Работа над сюжетной

лепкой требует от детей большого умственного напряжения, так как для

композиции нужно отобрать наиболее выразительные предметы.

Сюжетная лепка проводится с детьми старших групп.

Дети старшей группы уже могут вылепить в течение одного занятия не

один предмет, а несколько, т. е. они в состоянии работать над сюжетом.

пятилетним

воспитатель

предлагает

композицию

однородных предметов, где формы и приемы повторяются, например: «Кошка

с котятами», «Собака со щенком». Лепка однородных предметов связана не

только с тем, чтобы детям было посильно задание, закреплялся тот или иной

неоднократных

повторений,-

научились

передавать

соотношение

маленький),

интересно

располагали предметы на подставке.

В качестве тем для занятий можно взять сюжеты, где один предмет

нескольких

является

наиболее

изображения, остальные предметы являются простыми по своему строению и

форме и включают в себя не больше 1-2 частей, например: «Заяц встретился с

колобком», «Мальчик лепит снеговика», «Девочка кормит птиц». Фигуры

мальчика

нескольких

изображением их дети знакомы: лепка колобка, снеговика и птицы не должна

вызывать затруднений.

Наиболее

является

расположение предметов на подставке. При этом необходимо следить за

соотношением величин, элементарно передавать динамику фигур.

Дети должны уметь изображать фигуры людей и животных в движении,

им предлагают темы, включающие в себя знакомые по форме и строению

предметы («Мишки играют» и др.). Ребенок может вылепить две однородные

фигурки, но придать им разное положение, расположить на подставке так,

чтобы они были связаны одним сюжетом.

Обычно дети 5-6 лет уже не ограничиваются лепкой лишь заданных

предметов.

дополняют

второстепенными

деталями:

вылепить траву, дерево, пень, скамейку и т. д. Но при этом очень небрежно

выполняют

соединяют

Ограничивать

стремлении

выразительной

дополнительных

предметов не следует, но необходимо требовать от них более точного и

полного изображения формы основных предметов и плотного соединения

частей. Если на данном этапе обучения на это не обращать внимания, то дети

привыкнут к небрежному изображению формы, излишнему нагромождению

предметов

подставке,

тормозом

развитии

дальнейших умений детей и их творчества.

Изображение

подготовительной

активности

самостоятельности

использовании

изобразительных и технических приемов, в планировании всей работы.

Дети этого возраста уже знакомы с приемами лепки разных форм,

достаточно

предметах

передавать

характер в лепке. Возрастные и изобразительные особенности детей 6-7 лет

позволяют сформулировать следующие задачи:

научить детей самостоятельно подбирать сюжеты для лепки по мотивам

знакомых сказок и рассказов, а также из окружающей жизни;

использовать знакомые приемы лепки, изображая сюжет, располагать

предметы на подставке;

изображать изменение формы в зависимости от действия предмета.

При умелом руководстве воспитателя дети 6-7 лет могут научиться

предварительно выбирать и обдумывать тему, причем не только содержание,

но и частично материалы к ней: объем глины, длину и количество палочек-

каркасов.

Программа по сюжетной лепке в этой группе связана не только с

изображением формы - дошкольники учатся передавать динамику предметов.

Ставится

достигнуть

изображении

движения

выразительности. Для этого детей учат изображать скульптурные композиции

передавая

соотношения

действия.

Исследования

практика показывают, что дети с интересом передают динамичность фигур,

но, увлекаясь изображением движения, забывают о форме, на что должен

обращать внимание воспитатель. Содержание для лепки можно брать из

окружающей жизни: игры и забавы детей на прогулке, дома, по сюжетам

рассказов,

например:

медведя»,

веленью», «Лиса и гуси».

В сюжетной лепке ребята должны понятно для окружающих изобразить

взаимодействии. Основной материал для лепки в подготовительной группе -

поупражнялись

деталей, можно им дать цветной пластилин. При использовании его нужно

помнить, что появляется новое изобразительное средство - цвет, который

делает работу более выразительной, но может и отвлечь от наиболее важного

в лепке - формы.

В подготовительной группе много места отводится коллективной лепке,

образовательное,

воспитательное

значение.

согласовывать

действия

действиями

товарищей, радоваться общему успеху, помогать друг другу, сообща решать,

какие дополнительные детали нужны для большей выразительности всей

коллективной

окружающей жизни, рассказов, сказок, дающие композиции из 3-4 и более

фигур. Важно, чтобы работа получилась цельной и не была похожа на макет.

подбирать

располагались на подставке недалеко друг от друга, а иногда касались одна

Например,

персонажи, взявшись друг за друга, тянут ее или все стоят около вытащенной

репки, а из «Трех медведей» - момент, когда медведи подходят к своей

избушке. Из сказки «Коза и семеро козлят» - берется эпизод, когда козлята

стоят вокруг козы.

Дети могут вылепить воспитателя и себя во время игр, на улице, в лесу

например,

первоклассников,

портфелями,

важно, чтобы фигурки детей были в осенних или зимних одеждах, а в

движениях чувствовались энергия и бодрость. Во время коллективной лепки

дети должны работать дружно, советоваться, обсуждать ход работы.



Рассказать друзьям