Приключения пуговички. «Путешествие в мир госпожи пуговицы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование у детей представлений о предметах окружающего мира, расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Познавательное развитие:

  • знакомство детей с историей пуговицы;
  • формирование представления о многообразии видов пуговиц;
  • развитие мыслительной активности и любознательности;
  • развивать мелкую моторику;
  • поощрение самостоятельного применения детьми освоенных эталонов для анализа предметов, выделения их сходства и различия по нескольким основаниям;

Речевое развитие:

  • способствовать развитию речевой активности детей;
  • обогащение словаря;

Художественное-эстетическое развитие:

  • формировать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
  • развивать конструкторские и дизайнерские способности детей.

Социально-коммуникативное развитие:

  • воспитывать стремление к дружеским взаимоотношениям, уважение друг к другу;
  • формировать умение общаться в процессе совместной деятельности.

Новые слова: фибула, застёжка, солдатский мундир, дизайнер.

Методы и приемы: создание проблемной ситуации, игровой метод, вопросы поискового характера, “мозговой штурм”, рассматривание слайдов презентации, художественное слово, сюрпризный момент, практический.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, экран, ноутбук, указка, аудио запись, различные пуговицы, ножницы, макет дерева, картина из пуговиц “Воздушный шар”.

Предварительная работа:

Чтение загадок, стихотворений о пуговицах. Чтение сказки Г.Шалаева “Потерянная пуговица”. Рассматривание альбома “Поделки из пуговиц”. Создание в группе мини - музея “Пуговица”, конкурс с родителями “Волшебная пуговица”, дидактическая игра “Мозаика из пуговиц”, “Сосчитай пуговицы”, НОД “Пришей пуговицу”, НОД “Предметы которые нас окружают”, творческое задание “Подбери пуговицы”, совместная деятельность педагога с детьми “Бабочка из пуговиц”, картина “Рыбка”, “Ваза с цветами”.

Работа с родителями:

Создание коллекции “Пуговицы”, конкурс с родителями “Волшебная пуговица”, участие в проекте “Волшебная пуговица”, мастер класс “Венок из пуговиц”.

Ожидаемый результат: расширение кругозора детей, умение создавать коллективную работу, оценивать правильность выполнения работы, задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества; видеть прекрасное в окружающем мире, быть в роли дизайнеров, создавать поделки из пуговиц своими руками, всплеск эмоций.

Звучит мелодия № 1.

Воспитатель: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь самой доброй и приветливой улыбкой, бережно прикоснитесь своими ладонями друг к другу со словами:

День чудесный,
Улыбнись ты мне.
Ну, а я улыбку-
Подарю тебе.
“Здравствуй, это я! ”

Воспитатель: Ребята, какое у вас настроение?

Дети: Хорошее, доброе, весёлое, весеннее.

Воспитатель: А, у меня тоже хорошее настроение, и я вам сделала подарок, красивую картину. Рассмотрите её. Из чего она сделана?

Дети рассматривают картину.

Дети: Она сделана из пуговиц.

Воспитатель: На этой картине, мы вместе с вами летим на воздушном шаре. Нравится она вам?

Дети: Лариса Анатольевна, очень красивая картина, вы молодец.

II. Ход НОД

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Одеваться соберёшься –
Без меня не обойдёшься.
Знают взрослые и дети –
Застегну я всё на свете. Что это?

Дети: Пуговица, пуговка.

Воспитатель: А что такое пуговица?

Дети: Застёжка для одежды.

Воспитатель: Какие застёжки вы знаете?

Дети: Кнопки, крючки, молнии, липучки, шнуровки.

Воспитатель: Ребята, а если вы потеряли пуговицу от платья, рубашки, как решите эту проблему?

Мозговой штурм, дети высказывают своё мнение, предположения, как решить эту проблему, работают парами, командой.

Дети: Можно пришить другую пуговицу.

Воспитатель: У вас нет другой пуговицы.

Дети: Закрепим на булавку, заколем зубочисткой, пришьём ниткой, заколем иголочкой, завяжем шнурком.

Воспитатель: Такая маленькая вещь - пуговица, а какая важная. Вы согласны со мной?

Воспитатель: Ребята, хотите ли вы, узнать историю пуговиц, какие были пуговицы, сколько пуговице лет?

Воспитатель:

Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я
Не теряя ни минутки
Приглашаю вас я в путь
Умения взять не забудь!

Презентация “История маленькой пуговицы”.

История пуговицы началась семьсотлет назад.

В далёкой древности люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали шкуру на плечи и обвязывали её вокруг пояса. Неудобной была такая одежда: движения затрудняла, распахивалась. Для скрепления одежды стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.

Шли века. Люди научились прясть шерсть, делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и застёжки. К одежде стали прикреплять просверленные камешки, куски дерева на которые набрасывали - петли.

Древним грекам и римлянам застежками служили фибулы. Они были похожи на английские булавки. Кроме того, фибулы еще и служили украшением, являясь признаками богатства, и знатности.

Слайд 7,8,9.

На Руси наиболее распространенными были полые металлические пуговицы шарообразной или удлиненной формы с круглой петлей. Их делали из серебра, золота, богато украшали жемчугом. Пуговицы в те далёкие времена были дорогой и водной вещью. Такие пуговицы стоили дороже, чем само платье.

Простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы отгоняют злые силы, выполняют роль оберегов, поэтому-то их и назвали пуговицами – от слова “пугать”. Круги означали солнце. Пятиконечная звезда – символ плодородия. Для “большей силы” в них подкладывали еще и кусочек металла или круглый камешек, который при движении издавал звук, похожий на звон бубенца. Найти пуговицу до сих пор считается хорошей приметой, а если дорогу вам перебежала черная кошка, достаточно дотронуться до пуговицы – и можно смело идти вперед.

Петр I, повелевал пришивать, пуговицы на лицевую сторону рукава солдатского мундира с одной целью: сохранял дорогое сукно, не позволяя солдатам вытирать рукавом, нос или рот после еды, отучил их от дурной привычки.

Появились даже пуговицы, которые были настоящим произведением искусства. Художники стали расписывать пуговицы, как картины: изображениями людей, животных, насекомых. Многие из них стали произведением искусств и сейчас хранятся в музеях.

Слайд 13,14.

Чтобы сделать пуговицы общедоступными, мастера стали использовать при их изготовлении дешёвые материалы – дерево, кость, стекло, металл и т. д.

Слайд 15,16.

Пуговицы в армии использовались разные, чтобы можно было отличить моряка от связиста или артиллериста.

Слайд 17,18,19,20.

Очень быстро пуговицы становились важным элементом одежды. В современной жизни пуговицы используются не только для застегивания одежды, но и для украшения и создания интересных красивых вещей. Например, таких, какие показаны на слайде. Люди, которые изготавливают такие необычные красивые вещи, называются дизайнерами.

Воспитатель: Повторите ребята дизайнеры.

Дети: Дизайнеры.

Воспитатель: А вы хотите стать дизайнерами?

Физкультминутка “Пуговица”

Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
Пуговицы в руки возьмём
И под музыку передаём.
Когда настанет тишина.
Скажи, какая пуговица, у тебя?

Когда остановится мелодия, ребёнок, у которого в руках пуговица, называет свойства пуговицы, большая, зелёная, красивая.

Дети: Да.

Воспитатель: В моей шкатулке много пуговиц и все такие разные.

Воспитатель: Смотрите, что это у меня на столе?

Дети: Ствол дерева, ствол берёзы в горшочке.

Воспитатель: Давайте, с вами сделаем пуговичное дерево. Вы будете на леску собирать пуговицы, веточки этого дерева и прикреплять к стволу.

А я хочу напомнить правило:
Не брать пуговицы в рот,
Не засовывать их в нос.

Педагог вместе с детьми делает пуговичное дерево. Звучит аудио запись, детская песенка “Отрывается пуговица”.

Педагог читает стихотворение “Пуговица”.

Воспитатель:

“Пуговица”.

В пыли, едва приметная,
Пуговица медная.
Ты потри её сильней,
Якорь светится на ней.
Может,
Пуговица эта
На бушлате моряка
Обошла почти полсвета,
Приплыла издалека.
Значит, видела она
Лопоухого слона.
Посещала, значит, страны,
Где на ветках - обезьяны.
На краю огромной льдины
Танцевали ей пингвины.
У причала на рассвете
Провожали её дети.
Может, в бурю у штурвала
Чуть её не оторвало
От бушлата моряка,
Не схвати её рука.
Г. Горбовский

Рефлексия.

Воспитатель: Смотрите, какое красивое дерево у нас получилось. Вы настоящие дизайнеры. Вам понравилось наше занятие? И так, что нового вы узнали?

Дети: Узнали историю пуговицы, были в роли дизайнеров, создавали пуговичное дерево.

Воспитатель:

Но пришла пора прощанья,
Говорю вам до свиданье.

Список использованной литературы.

1. Журнал “Дошкольная педагогика”, №1 2014 год;

2. Нуждина Т.Д., Энциклопедия для малышей, 2008 год;

3. О.В. Дыбина, Что было до, 1999 год.

4. Интернет-ресурсы.

Беседа-игра о происхождении пуговицы. В беседе-игре использовано много художественного слова, теоретический и практический материал.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

2.Одеваться соберёшься –

Без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети –

(Дети отгадывают загадку.)

Висит, скучает пуговица,

Спокойно ей живется.

Не замечают пуговицу,

Пока не оторвется.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

Беседа-игра: ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПУГОВИЦЫ

(в подготовительной к школе группе 6-7лет)

МБДОУ "Детский сад №72"город Энгельс 2013год.

Составила воспитатель: Арефьева Ирина Валентиновна.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Познакомить детей с историей происхождения знакомых и привычных вещей;

Развить интерес к изучаемому предмету и образное мышление при помощи загадок и игр;

Расширить представление детей в области использования пуговиц;

Выработать эстетическое понятие о различных элементах одежды, воспитать аккуратность, внимание к мелочам;

Развивать творческое воображение.

Интеграция образовательных областей: "Социализация", "Познание", "Коммуникация","Чтение художественной литературы", "Физическая культура", "Безопасность", "Художественное творчество", "Музыка","Труд".

Предшествующая работа: Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью Н.В Алешина, О.В. Дыбина Что было до…..(Игры путешествия в прошлое предметов).

Словарная работа: Фибула-металлическая застежка из бронзы (английская булавка), камзол.

Материал: коллекция пуговиц, "английская булавка", "молния", "липучка", кнопки, лист-ватман, альбомы, фломастеры.

Сегодня мы с вами познакомимся с историей происхождения знакомых и привычных вещей. Сотни вещей окружают нас, и мы никогда не задумываемся, откуда они к нам пришли, не интересуемся историей этих привычных вещей. Именно о таких вещах мы сегодня поговорим.

Отгадайте загадку, о нужном в нашей жизни предмете:

1. Эту нужную вещицу на одежде ты найдешь.

Если нет ее на месте ты неряхой, прослывешь.

2.Одеваться соберёшься –

Без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети –

Застегну я всё на свете. Что это?

(Дети отгадывают загадку.)

Конечно – это ПУГОВИЦА. Вот о ней и пойдет разговор.

Посмотрите, какие они разные.

(ДЕМОНСТРАЦИЯ КОЛЛЕКЦИИ ПУГОВИЦ)

Зачитывается стихотворение Р. Сефа "Пуговица".

Висит, скучает пуговица,

Спокойно ей живется.

Не замечают пуговицу,

Пока не оторвется.

Представьте себе, пожалуйста, что на всей Земле исчезли пуговицы. Что делать людям? Чем можно заменить пуговицы? (ответы детей).

С этим вы быстро справились, молодцы; все подойдет – и липучки, и шнурки, и деревяшки, и булавки.

Как все-таки хорошо, что они есть. Еще лучше, когда их много, полная шкатулка.

Перед вами пуговицы, и у меня пуговицы, пуговицы в шкатулках.

В каждой шкатулке они лежат в определенном порядке.

На счет "раз-два-три" я показываю вам свою шкатулку с пуговицами, затем вы по памяти выкладываете свои пуговицы в том же порядке, что и у меня.

(У детей набор картонных кругов: 2 красных, 2 желтых, 1 зеленый). У педагога карточки, на которых все круги расположены в определенном порядке. Педагог показывает одну карточку за другой, дети запоминают, расположение кругов, педагог убирает карточки, дети выкладывают по памяти круги. (Игра "Огоньки").

Как вы думаете, для чего нужны пуговицы? Всегда ли они были такими как сейчас?

Послушайте необычайно-занимательную историю "пуговицы".

(Рассказ сопровождается показом иллюстраций, предметов по теме)

Вы знаете, что одеждой первобытного человека была шкура убитого зверя?! Шкура накидывалась на плечи и, что бы она не сползала, ее придерживали руками. Но первобытному человеку, руки нужно было освободить для труда: что бы готовить орудия для охоты, делать западню для мамонта. Поэтому на одежде и появились застежки. Первыми застежками стали заколки из обточенных камней, завязки из прочных волокон растений.

Пользуемся ли мы застежками, придуманными первобытным человеком? (Ответы детей).

Правильно, из глубины веков нам достался такой способ застежки, как пояс и ремень. Конечно он сильно отличается от своего пра- пра- пра- собрата и теперь играет роль скорее декоративного элемента.

Древние римляне и греки использовали фибулы - металлические застежки из бронзы похожие на современную английскую булавку.

В 12 веке появляются и находят широкое распространение кожаные, металлические, и костяные застежки. Их носили только богатые люди, и стоили такие застежки дороже, чем сама одежда. Простые люди пользовались веревочными завязками. Привычная для нас пуговица появилась гораздо позже, в 16 веке, т.е. более 400 лет тому назад. Причем женщинам пуговицы не сразу понравились, а вот мужчинам они очень понравились.

К пуговице относились как к предмету роскоши, а в обычной жизни обходились без нее. Делали пуговицы из драгоценных камней, передавали по наследству. Пуговицы вошли в моду, и в Европе началась «пуговичная эпидемия». Чем больше пуговиц, тем знатнее господин. Уважающий себя дворянин нашивал на камзол около 40 пуговиц.

В Чехии, в городе Яблонец, есть музей пуговиц разных эпох и стран.

А вы знаете, что на женской одежде пуговицы пришивают слева, а на мужской справа.

Вы внимательно слушали мой рассказ? Тогда ответьте на вопросы:

Из какого материала делали пуговицы в старину?

(из драгоценных металлов и камней, меди, олова, дерева, кости и даже из фруктовых косточек)

Какой материал для изготовления пуговиц используют сейчас?

Пуговицы бывают пластмассовые, металлические, деревянные, обтянутые тканью или кожей.

Все могут пришивать пуговицы? Нет? Сейчас мы поучимся.

На доске нарисована пуговица с четырьмя дырочками. Дети должны придумать как можно больше вариантов "пришивания" пуговицы. (Они рисуют пуговицы у себя в альбомах).

Физминутка:

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Играя с пуговкой, твори

И непременно – говори!

Друзьям своим ты покажи

И маму с папой научи,


Застёгнут на все пуговицы.
Прост, как пуговица.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Не потеряйся, не оторвись!

Интернет-сайт.

Вы устали? Теперь немного подвигаемся (звучит ритмичная музыка)

Физминутка:

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Исходное положение – ноги на ширине плеч. (Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

А теперь обратите внимание на форму пуговиц, размеры.

(ДЕМОНСТРАЦИЯ КОЛЛЕКЦИИ ПУГОВИЦ).

Какие из этих пуговиц можно пришить на пальто?

Какие подойдут к нарядному платью? Почему?

Какие виды застежек кроме пуговиц вы знаете? (Ответы детей)

Правильно, это «молния», кнопки, «липучка». И каждая из этих застежек имеет свою историю. Замок «молния», например, изобрел шведский инженер Гидеон Сенбека около сотни лет тому назад. Сначала она была тяжелой, металлической и громоздкой и стоила она очень дорого. Теперь эта застежка стала легкой и удобной, ее можно увидеть везде: на куртках, сапогах, сумках…

Не следует гнаться за самыми модными, дорогими застежками. Нужно помнить, что главное в одежде не самая модная застежка, а аккуратность. Очень красивые и дорогие пуговицы не украсят одежду, если она застегнута на протертые, рваные петли. И самая скромная пуговица, на аккуратно поглаженной одежде смотрится красиво и эстетично.

И еще ребята, можно придумывать различные игры с пуговицами.

Играя с пуговкой, твори

И непременно – говори!

Друзьям своим ты покажи

И маму с папой научи,

Как новые узоры из пуговиц собрать

И мелкую моторику успешно развивать.

А еще послушайте русские пословицы о пуговицах (из словаря Даля):

  • Пуговички золочёные, а три дня не евши.
  • Умная умница - что светлая пуговица.
  • Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.

Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк.
Застёгнут на все пуговицы.
Прост, как пуговица.
Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе - медная пуговица. (таджикская пословица)
На чужой рот пуговицы не нашить.

Теперь давайте представим себя на пять минут художниками. Вам поступил срочный заказ: нарисовать картину "Веселая лужайка". А ваш волшебный карандаш вдруг стал рисовать только пуговицы.

Попробуйте и заказ выполнить, и карандаш не обидеть.

(На большом листе-ватмане дети рисуют лужайку пуговицами – изображение нестандартными средствами – цветы из пуговиц, а если учесть, что пуговицы бывают разной формы, то получится очень интересная картина. Дети работают под спокойную музыку).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

И так какую пользу мы вынесли из сегодняшней беседы?

Узнали историю появления пуговицы. Поговорили о пуговице, ее внешнем виде, назначении, роли в эстетическом оформлении одежды. Давайте же будем следить за своими пуговками. Чтобы всегда они были у нас пришитыми.

Пуговка, пуговка, крепче держись

Не потеряйся, не оторвись!

На платьице нашем ты так хороша

В наряде порядок - ликует душа!

Литература: Умные занятия. Из серии "Через игру – к совершенству". Е.Синицина.

Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Н.В. Алешина

"Что было бы до…" Игры-путешествия в прошлое предметов. О.В.Дыбина.

"Поделки из ткани, ниток и пуговиц". А.А. Анистратова, Н. И. Гришина.

Выдержки из словаря В. И. Даля.

Проект на тему: «Жила –была пуговица!»

Выполнили:

Воспитатели МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД№16 г. Выборга»

Филиппова Н.Ф

Пескова Л.А.


Вид проекта: по предметной области- познавательное развитие; по характеру предметной области – парктико-ориентировочный; по составу- групповой; по продолжительности – 1 месяц.

Участники проекта : дети средней группы, родители и воспитатели

Проблема: отсутствие знаний об истории возникновения пуговицы.

Цель проекта: развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста к предметному миру.

Итоговое мероприятие: создание мини- музея « Жила-была пуговица…»


  • Для детей: познакомить детей с историей возникновения пуговиц; показать значение пуговицы в повседневной жизни людей; закрепить полученные теоретические знания о пуговицах, их значении и применении в различной творческой деятельности; развивать мелкую моторику рук, внимание, память; развивать творческие способности, воображение и фантазию детей.
  • Для педагогов: смоделировать цикл игровых заданий и упражнений с пуговицами; способствовать использованию метода проекта в работе с детьми, формировать позитивное отношение педагогов к проектной деятельности; использовать нетрадиционные формы взаимодействия и сотрудничества с родителями.
  • Для родителей: создание и пополнение коллекции; повысить компетентность по ознакомлению детей с пуговицами; привлечь к активному участию в проектной деятельности.

.

Продукты проекта: Для детей: поделки из пуговиц по теме «Чудесные превращения пуговицы»; сказки и рассказы о приключениях пуговицы; рисунки по теме: « Какие бывают пуговицы» Для педагогов: презентация проекта; изготовление пособий и дидактических игр. Для родителей: создание и пополнение коллекции. Этапы проекта: 1. Подготовительный – ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта; распределение заданий между участниками проекта; подбор наглядно методической, познавательной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме; подбор материала для исследовательской и продуктивной деятельности детей; подбор материала для коллекции; разработка методических пособий, конспектов ОД 2. Практический: интеграция образовательных областей по проекту.


.

Образовательная область « Познание» Беседа: « Что такое пуговица?», « Для чего нужны пуговицы», « История возникновения пуговицы». Игровая деятельность Дидактические игры : « Какая лишняя?» , « Найди пару», « Бусы», « Подбери по цвету», « На что похожа пуговица?», « Подбери к одежде», « Чудесный мешочек», « Больше- меньше», « Какая лишняя?», « Узоры из пуговиц». Игровые упражнения: « Найди нужный домик», « Укрась платье», « Сосчитай на ощупь», « Попади в цель»-подвижная игра, рассортируй пуговицы по признакам: по форме; по цвету; по размеру; по количеству отверстий, посчитай пуговицы на себе и покажи их цифрами, выкладывание из пуговиц геометричсеких фигур. Конструирование . « Фоторамочка для милой мамочки», « Забавная змейка», « Пуговичный букет»,. Экспериментально- поисковая деятельность . Рассматривание узоров на пуговицах под лупой. Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.


« Художественное творчество» Рисование: «Туфелька для мамы, украшенная пуговицами», « Придумай и нарисуй свою пуговицу», « Волшебница- пуговица» « Коммуникация » Пословицы и поговорки о пуговицах, сочинение сказок о пуговицах. Игры с использование технологии « ТРИЗ»: « Что было бы, если бы люди жили без пуговиц». Составление описательных рассказов о пуговицах. «Социализация» сюжетно- ролевые игры: « Ателье», «Магазин», « Семья» В ходе реализации проекта была проведена работа: Работ с детьми. Были определены главные вопросы исследовательской деятельности: « Что означает слово « пуговица?», «чем пользовались люди до изобретения пуговиц?»; « Какими были первые пуговицы?»; « Каких видов бывают пуговицы?»; « Из каких материалов делают пуговицы?»; « Какие есть способы пришивания пуговиц?»; « Для чего еще, помимо застежки, используют пуговицы?», узнали, что слово « пуговица» произошло от слова « пугать». В ходе реализации проекта, работа с пуговицами дала возможность значительно расширить кругозор детей.

.


Загадки и пословицы

1.Одеваться соберёшься – 1. « На чужой рот пуговицы не нашить»

Без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети – 2. «Умная умница- что светлая пуговица»

Застегну я всё на свете. Что это?

3. «Прост, как пуговица»

2. Круглое, но не колесо?

3. Круглая с дырочками, можно пришить? 4. «Пуговички золоченые, а три дня не евши»

4. Катится, но не круг?


Пуговица”.

В пыли, едва приметная, Пуговица медная. Ты потри её сильней, Якорь светится на ней. Может, Пуговица эта На бушлате моряка Обошла почти полсвета, Приплыла издалека. Значит, видела она Лопоухого слона. Посещала, значит, страны, Где на ветках - обезьяны. На краю огромной льдины Танцевали ей пингвины. У причала на рассвете Провожали её дети.

Может, в бурю у штурвала Чуть её не оторвало От бушлата моряка, Не схвати её рука. Г. Горбовский



Физкультминутка “Пуговица”

Раз, два, три, четыре, пять,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше,

И легко, легко подышим.

Пуговицы в руки возьмём

И под музыку передаём.

Когда настанет тишина.

Скажи, какая пуговица, у тебя?

Сказка «Волшебная пуговица» Ирис Ревю

Жил-был ёж. Однажды он шел по тропинке и нашёл пуговицу.

- Славный подарочек для моего нового сюртучка, - подумал еж.

Но соседка белка сказала, что хорошо бы найти того, кто потерял эту пуговицу.

- Синице эта пуговица принадлежать не может, у неё жёлтый жилет, а пуговица красная, - сказал ёж.

- Зайцу она тоже не подходит. У него пальтишко серое или белое, - подсказала белка.

- Может, пуговицу потеряла рыжая лиса или бурый медведь? - прикидывали белка и еж. Но ни с лисой, ни с медведем друзьям встречаться не хотелось.

А свежую новость принесла сорока на хвосте. Она сказала, что пуговицу потеряла Баба-Яга, и что эта пуговица волшебная.

Ёж и белка обрадовались, но немного и расстроились. Они обрадовались, что пуговица волшебная, а волшебство – это всегда интересно, а расстроились потому, что надо идти к Бабе-Яге, а она вечно что-нибудь да намудрит.

Но делать нечего, пошли еж с белкой к Бабе-Яге. Она как пуговицу свою увидела, так сразу улыбнулась.

- Это от моего сарафана, - сказала она. А потом хитро прищурилась, посмотрела на добродушных ежа и белку и говорит:

- Я подарю эту пуговицу вам. Она непростая. Если её слегка потереть, то она начнёт рассказывать сказки.

Обрадовались друзья, поблагодарили Бабу-Ягу.

Теперь, когда еж с белкой посумерничать выходят, они берут с собой волшебную пуговицу. А она им сказки рассказывает…









На самой верхней полке около окна в детской комнате стоит коробка. Стоит она там давно, в нее никто не заглядывает и ничего не кладет. Сверху на ней нарос толстый слой пыли, она свисает бахромой со всех краев крышки. В вечерних сумерках эта бахрома похожа на мох, что растет на старых деревьях в лесной чаще, там, куда проникает лишь редкие лучи дневного света и всегда стоит полумрак.

В коробке этой живут пуговицы. Самых разных форм и расцветок. Одни самые обычные белые -раньше были пришиты к мужским рубашкам, такие же только побольше жили на наволочках, когда те еще застегивались на пуговицы. Есть яркие и крупные, они служили украшением на вечерних платьях и костюмах. Разноцветные маленькие, были на детской одежке. Вещи изнашивались и их выкидывали, только перед этим с них срезали пуговицы и клали в эту коробку. Вдруг еще когда-нибудь пригодятся, думали при этом люди. Так и было первое время, коробку открывали, пуговицы высыпали на стол и искали среди них нужную, чтобы пришить на место потерявшейся. Тогда эта пуговица опять жила на одежде, до тех пор, пока и эта вещь не изнашивалась. Вслед за этим пуговица опять попадала в коробку к своим подружкам. По которым уже успела соскучиться. Попав в коробку, пуговица рассказывала новости из жизни хозяев. Куда они ходили в той одежде, на которой она была. Какие еще пуговицы живут в шкафу на новых вещах и много другое, из того что успевала увидеть пуговица за время своего нахождения на новой вещи.

Живут пуговицы там уже давно, все они знакомы между собой и часто разговаривают, вспоминая свою прошлую жизнь. Иногда они устраивают перекличку, вспоминают какая пуговица попала в эту коробку первой, а кто за ней и так по порядку доходят до последней пуговицы. Только скучно им в этой коробке, новых подружек не появляется, да и надежды, что они опять будут на новой яркой одежде, служить застежкой тоже нет. Слишком уж давно никто не заглядывал в эту коробку. Может быть, про нас все забыли, думают, пуговицы и тихонько вздыхают.

Так проходил день за днем. Пока одним утром ребенок, который жил в этой комнате не бросил взгляд на ту верхнюю полку около окна. Мама, а что в той коробке, сразу же спросил он. Не знаю, ответила мама, может быть там лежат пуговицы или иголки. Это бабушкина коробка, добавила она. А давай ее достанем, очень хочется в нее заглянуть, попросил мальчик, которого звали Славой.

Коробку достали, крышку очистили от пыли и все пуговицы высыпали на стол, как и раньше. Все пуговицы сразу притихли и зажмурились, так давно они не видели солнечного света. Ух, ты сказал Славик, разглядывая пуговицы. А можно я их возьму себе, спросил он маму. Можно конечно, ответила мама, только каждый раз собирай их в коробку, чтобы они не валялись по всему дому.

Мальчик долго разглядывал все пуговицы, некоторые из них были в виде фруктов, на других были нарисованы животные, были и пуговицы с машинками и с якорями. Мама, а откуда все они, спросил он. Они все раньше жили на одежде, ответила мама. Вот эта большая коричневая жила на пальто твоей бабушки, вот эти мелкие белые были на рубашках твоего дедушки. А вот эта розовая в форме цветочка, спросил Слава. А вот эта сказала мама и взяла из рук сына пуговицу, прижала к себе и зажмурив глаза проговорила - она была на моем любимом платье, которое я одевала на праздники, когда была маленькой девочкой. И сразу вспомнила как она любила это платье, как разглядывала себя в зеркале, и как радовалась всем праздникам. Давай сделаем из этих пуговиц что-нибудь новое и красивое, попросил мальчик. Давай согласилась мама, только сразу все пуговицы мы не сможем использовать уж больно их много. Да, ответил Слава, давай самые большие я отберу себе для игры. Они будут у меня вместо гравия и песка, буду возить их в самосвалах и сгребать бульдозерами, а из остальных будем что-нибудь делать.

С тех пор у пуговиц началась новая жизнь, каждую неделю коробку с пуговицами доставали, отбирали из них нужные и делали что-то очень новое и красивое и непривычное. Одни пуговицы стали жить на аппликациях развешенных в детской или подаренных родным, из других сделали цветы и поставили в вазу на окно. Кто-то был опять пришит на одежду, но уже не в виде застежки, а красивой и причудливой брошью и служил украшением.

Жила-была пуговичка. И только у нее и было занятий, что вдеваться в петлю, и выныривать из нее обратно. Тому минуло уж много лет, как ее пришили к пальто, и надели его впервые. С каждым годом нитки все слабее держали ее на своем месте, пока, наконец не позволили раскачаться на себе, как на качелях. Пуговичка качалась-качалась, пока в один миг ни очутилась в кастрюле с супом. Тут же со всех сторон ее окружили картофельные кубики, капуста, морковка и лук. И даже время от времени мимо проплывали фрикадельки. Все с любопытством уставились на маленькое пластмассовое существо. Никогда, лежа на своих грядках или уткнувшись в землю носом, не видали они такого странного овоща. А про то, что растет он не где-нибудь, а на грядке под названием «пальто», оказалось для них и вовсе неожиданностью.
- Ну и чем же вас там поливали? – поинтересовалась капуста.
- Все чаще дождем, - отвечала пуговичка.
- А как же вы выживали в период засухи, - встревожился лук, - неужели обходились без леек?
- А что это, лейки?
Тут все овощи сделали жалостливые лица.
- И что, даже удобрениями не пользовались? – выпалил картофель.
- Не понимаю о чем вы. Если о варенье, то однажды его пролили-таки на пальто, но это был скорее минус, чем плюс.
Поговорив так, все жители супа увидели над собой надвигающуюся поварешку. Проникнув в самую гущу, она увлекла за собой помимо всего прочего, еще и пуговичку. Так малышка оказалась в суповой тарелке. Что и говорить, здесь она тоже была не к месту. Так же как и в углублении подцепившей ее столовой ложки. Так же как в темном, алом и таком влажном помещении, куда ее не замедлили доставить. Незаметно для самой себя пуговичка очутилась в круговороте какой-то не то мясорубки, не то бетономешалки. Но только она не ассоциировала себя ни с мясом, ни с бетоном, и все старалась подальше увернуться от белых гильотин, что методично делали свое дело. Наконец, не выдержав преследования, пуговичка попалась на их хищную удочку. На радость самой себе, она оказалась крепкой штучкой, и на какой-то миг весь запал этого рубящего чудовища пришел в оцепенение. Еще через долю секунды пуговичка пулей вылетела на свет, сопровождаемая обильной слюной. Она летела так долго, что решила, что ее унесло в космос, и что бы ни проносилось мимо ее растопыренных глаз, тут же напоминало ей космические объекты. Кому сказать – самая обычная пуговичка, но именно она, а не кто другой теперь достиг самого солнца! Так пуговичка подумала проносясь мимо лампочки в шестьдесят ватт, подвешенной к потолку. Наконец, приземлившись, она увидела напротив себя чудаковатый объект. Это была стеклянная оправа. Пуговичка покрутилась вокруг нее, и заметила, что та совершенно неподвижна, и неразговорчива. Однако взгляд ее был внимателен и остр. Она походила на крокодила, который готов был в любую минуту схватить свою жертву. И так бы и продолжался ее этот настороженный вид, если бы в один момент догнавшая пуговичку слюна ни распласталась на ясной поверхности очкового глаза. Не было сомнений, пора было делать ноги, потому как теперь эта оправа-крокодил стала в самом деле опасна. Пуговичка немедленно собрала все свои силы, и устремилась вперед по расстеленной под нею газете. Сколько новых слов прочла она в пути! И каллиграфия, и семиотика, и конгломерат, и сентенция. Все они закружились у пуговички в голове, так, что уж другие слова совсем перестали для нее существовать. И укатившись под шкаф, она поприветствовала комья пыли не чем иным, как сказав: «Доброго вам каллиграфствования!». Потом она чихнула, и осталась в гордом одиночестве, потому как вся пыль разлетелась в разные стороны. Пуговичка же решила, что наверняка в ее приветствии содержалось должно быть что-то нелицеприятное. И оттого поспешила найти каждую пылинку, которой нанесла оскорбление. Захотела извиниться. Но как ни благородна была ее цель, наткнувшись снова на ту или иную представительницу пыльевого сообщества, пуговичка чихала все шибче и шибче, а пыль разлеталась все дальше от нее. Тогда пуговичка села, и заплакала. И так бы она и плакала дальше, если бы в один миг под шкаф не забралась трубка от пылесоса. Всю пыль, да и пуговичку засосало в его недра. И пуговичка была при этом абсолютно счастлива. Во-первых, она никогда не каталась на таком захватывающем аттракционе, а во-вторых, теперь ей представился наконец шанс принести извинения всем пылинкам, которые уж никуда не денутся больше. И вот, заключившись в маленькое, весьма неубранное помещение, пуговичка все же смогла произнести свои самые необходимые слова сквозь непрерывные чихания, и с чистой совестью нашла выход, и выкатилась наружу. Здесь, заботливые пальцы подобрали ее, и нанизали на крепкую нитку, которая хорошо постаралась, и пришила пуговичку намертво к пальто. Пуговичка обрадовалась снова очутиться на своей грядке, хоть для нее и осталось загадкой какой в конце концов она овощ.



Рассказать друзьям