Проблемный ребенок, работа с проблемными детьми. Проблемные дети

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дети не рождаются проблемными, за исключением случаев, когда имеются врожденные заболевания или патологические изменения физического развития, влияющие на психику. Отношения с родителями, учителями, сверстниками формируются в процессе жизни, воспитания, применения тех или иных методов воздействия на ребенка.

Категории проблемных детей

Чаще всего детей называют проблемными из - за агрессивного поведения, неумения общаться и конструктивно решать проблемы в школе, нежелания учиться и развиваться, проблем с родителями. Также попадают в категорию проблемных гиперактивные, склонные к депрессии, избалованные и одаренные дети. В каждом отдельном случае присутствует комплекс причин, приведших к данному результату.

Причины неадекватного поведения детей

Среди наиболее вероятных и значимых причин неадекватного поведения детей являются родители, так как они находились с ребенком с самого рождения и оказывали наибольшее влияние на характер и психику. Серия ошибок в воспитании, негативный пример взрослых, вмешательство посторонних людей в воспитание создают неблагоприятные условия для развития детской психики. Убедить родителей посмотреть на себя и свое поведение со стороны бывает очень сложно. Но при этом они хотят добиться от ребенка послушания и смирения. Излишний идеализм взрослых мешает принять своих детей и спокойно разобраться в ситуации: родители больше ориентируются на мнение окружающих чем на свою интуицию и здравый смысл. В такой ситуации наиболее верным способом исправить положение будет двусторонняя работа с психологом. Специалист отдельно работает с ребенком – отдельно с родителями. Для контроля практикуются сводные занятия, чтобы наметить план дальнейшей коррекции.

Недостатки школьного воспитания

Другой причиной, по сути усугубляющей первую, является школа. Ребенок проводит в учебном заведении большую часть дня и все это время чувствует себя незащищенным, что усиливает агрессию. Модель поведения, заложенная в семье, не срабатывает в социуме и приходится доказывать свою значимость другими способами – криком, истерикой, дракой, ранним употреблением наркотиков, курением. В школах к проблемным детям отношение стандартное: либо исключение, либо жесткий контроль. Школы, к сожалению, еще не вышли на такой уровень воспитания детей, когда преобладает индивидуальный подход и заинтересованность в каждом ребенке. Проблема увеличивается как снежный ком и конце концов снова возвращается к родителям.

Работают с проблемными детьми психологи и психотерапевты. Основная часть работы приходится на родителей, которые не получили в детстве должного воспитания и внимания. Им легче обвинить в проблеме ребенка или учителей. Они тяжело признают свою неправоту и с трудом меняют мировоззрение. При адекватной реакции родителей на воспитательные мероприятия дети обычно меняются быстрее - это еще одно доказательство, что нельзя прятать проблему и пассивно ждать. При первых признаках непонимания необходимо искать причину проблемы и пути ее решения.

Многие родители сталкиваются с серьёзными проблемами в воспитание ребёнка, когда он вдруг перестаёт слушаться, начинает огрызаться, хулиганить и т. д. Таких детей называют трудными или проблемными. Родители жалуются окружающим, что у них растёт трудный и совершенно неуправляемый ребёнок, задаются вопросом о воспитании проблемных детей, ищут причины в генетике «да он весь в деда!», в характере, самое нелепое, когда родители обвиняют собственных детей в отсутствии воспитания «Почему ты такой невоспитанный?». Ответ на этот вопрос очень прост, невоспитанным ребёнок может быть лишь по одной причине, его не воспитали и не воспитали именно родители. Сразу же нужно сказать, не бывает трудных и проблемных детей, бывает плохое воспитание и неверное поведение родителей. Родители же стремятся переложить всю ответственность на собственных детей, считая, что трудный характер, это нечто врождённое, а плохое поведение – осознанный выбор.

Работа с проблемными детьми начинается с родителей. Большинство родителей уверены, что они всё знают лучше ребёнка, и как жить, и чего хотеть. Они буквально давят малыша собственным авторитетом начиная с младенчества, решая за него даже те вещи, которые кроме самого ребёнка никто знать не может. Существует анекдот, прекрасно изображающий таких родителей.

Ваня! Пора домой!

Я замёрз?

Нет, ты проголодался!

Родители уверены, что знают всё лучше своего ребёнка , проголодался ли он, замёрз, устал, хочет спать или играть, затем, кем он хочет стать в будущем, где учиться и т. д. Чаще всего будущую профессию для ребёнка выбирают ещё в раннем детстве и, в дальнейшем, родители слепо следуют своей мечте, отправляя ребёнка на соответствующие курсы, подбирая ВУЗ и т. д. О чём мечтает сам ребёнок, его никто не спрашивает. Не удивительно, что рано или поздно, ребёнок начинает бунтовать. Некоторые дети стремятся вырваться из-под тотального контроля и авторитета родителей в раннем детстве, некоторые лишь в подростковом возрасте, но в любом случае, ребёнок на которого всё время давят и за которого принимают абсолютно все решения, рано или поздно станет тем самым трудным ребёнком. А родители, непременно, будут лишь удивляться, почему же они, такие заботливые и внимательные, вынуждены интересоваться темой «воспитание проблемных детей».

Другая причина, отсутствие внимания . Родители могут быть слишком заняты, как на работе, так и самими собой, многие родители уверены, что детские проблемы не стоят особого внимания. От взрослых людей можно часто услышать «да какие проблемы могут быть у детей?». Многие родители уверены, будто дети без лишних слов знают, что их любят, но на самом деле это не так. Для детей крайне важен тактильный контакт, который помогает им чувствовать себя увереннее, а внимание необходимо для нормального эмоционального развития. Чтобы привлечь внимание ребёнок идёт на разные хитрости, но однажды он понимает, что лишь один способ работает безотказно – это баловство. Это может показаться парадоксальным, но для ребёнка наказание компенсирует маленькую частичку родительской любви. Подсознательно ребёнок понимает, раз родители его наказывают, значит им, по крайней мере, не всё равно. Вот и готов трудный ребёнок, привлекающий к себе внимание баловством и озорством, а затем, если родители не поменяют своего отношения к нему, и вовсе хулиганством.

Ещё одной причиной, способствующей появлению трудных детей, является неуверенность в себе . Первоначально, дети уверены в том, что они хорошие, не сравнивая себя ни с кем другим. Но родители, всегда находят в своих детях недостатки и несовершенства, которые так хочется исправить. Они раз за разом критикуют ребёнка, указывая на тот или иной, придуманный ими недостаток. Родители – безусловные авторитеты для ребёнка и, если они говорят, что в нём что-то плохо, значит это безо всяких сомнений так и есть. Дети становятся закомплексованными, уверенными, что в них множество недостатков, которые просто необходимо исправлять. Это порождает закрытых, замкнутых детей, с трудом идущих на контакт, или же напротив, агрессивных и стремящихся доказать себе и окружающим, что они самые лучшие, и опять же, трудный ребёнок готов.

Трудных детей создают родители, своими ложными представлениями о воспитании, комплексами, нереализованными мечтами и т. д. Дети же всегда будут стремиться отстоять собственное Я и своё право на выбор, бунтуя, идя наперекор правилам, не подчиняясь.

Воспитание проблемных детей. Что делать?

Важно помнить, что всё, что было заложено в ребёнка до 5 лет, останется с ним на всю оставшуюся жизнь, ведь именно до этого возраста формируется характер и основные социальные навыки. Однако, подавить ребёнка и привить множество комплексов можно в любом возрасте. Чтобы потом не пришлось заниматься воспитанием проблемных детей, необходимо понимать, как вести себя, чтобы ребёнок не начал бунтовать.

Первое и самое главное, что должен понять и осознать родитель , так это то, что ребёнок – это не его собственность и, тем более, не его маленькая копия, которая обязана прожить ту жизнь, о которой мечтал сам родитель и которая ему, по тем или иным причинам не удалась. Родитель наставник и помощник ребёнка в этом мире, но не строгий надзиратель или тоталитарный вождь. Ребёнок должен чувствовать, что его мнение в семье значимо и уважаемо, что его слова не просо слышат, но к ним прислушиваются. Разумеется, невозможно предоставить малышу или подростку полную свободу выбора, поэтому любой отказ или действие противоречащее мнению ребёнка, родитель должен мотивированно и спокойно объяснять. Детей необходимо баловать, объятия, поцелуи, добрые слова необходимы ребёнку, чтобы почувствовать себя уверенным и твёрдо стоящим на ногах человеком. Детей нельзя критиковать по пустякам. Многие родители глядя на не по годам высокого ребёнка с огорчением говорят «ну куда ж ты так вымахал то?», ребёнок чувствует, что разочаровал родителей, а также что его рост нечто плохое, но исправить этого он никак не может, в итоге так и придётся ему всю жизнь прожить с подсознательным комплексом своего высокого роста. Критиковать нужно очень осторожно и только тогда, когда ситуацию возможно исправить. Также критика должна сопровождаться конкретными действиями, если родителю не нравится почерк ребёнка, нельзя просто сказать «какой ужасный почерк» и с тем и оставить своего ребёнка.

Исправляем ситуацию.

Однако, что делать, если ребёнок уже стал «проблемным»? Воспитание проблемных детей штука очень тонкая, но главное тут понять и принять, это не ребёнок трудный, это вы его сделали таким, своим отношением и воспитанием. Теперь нужно стараться во что бы то ни стало исправлять ситуацию, а раз виноват сам родитель, то и работа с проблемными детьми заключается прежде всего в перевоспитании не ребёнка, а самого себя. Прежде всего важно понять, что явилось причиной того, что ребёнок стал проблемным. Главная ошибка, которую допускают родители столкнувшись с трудным ребёнком, это попытка «выбить» из него плохое поведение, словесными или физическими наказаниями, отстранением от ребёнка, бесконечными упрёками, а также попыткой давить на него, особенно этот метод любят мамы, говоря, что его поведение в могилу её загонит, что она всё время болеет из-за его поведения и, если он срочно не исправится, она непременно умрёт. Этот метод никогда не работает, напротив, ребёнок начинает упираться ещё сильнее. Самое страшное в этом методе, возможность наступления «пророчества», т. е. если мама вдруг на самом деле умирает, то ребёнок на многие годы, а то и на всю жизнь остаётся с тяжелейшим грузом вины, что это из-за него не стало его мамы.

В воспитании проблемных детей нужно как можно меньше строгости и наказаний, напротив, ребёнка необходимо окружить любовью, заботой и пониманием. Если причина в излишнем контроле, стоит лишь немножко отпустить вожжи и спросить у ребёнка, чего же хочет он сам, показать ему, что его мнение важно и отныне к нему будут прислушиваться, как у ребёнка сразу же отпадёт необходимость бунтовать и противостоять. Если имел место дефицит внимания, нужно почаще проводить со своим ребёнком время, брать на руки, обнимать, целовать, показывая то, как он нужен и важен в жизни родителей. Ну а закомплексованных детей нужно почаще хвалить, отмечая как много в ребёнке хорошего. Разумеется, здесь важно не перегнуть палку. Не нужно путать самостоятельность ребёнка со вседозволенностью, захваленный ребёнок разучится относиться к себе критически, а окружённый излишней заботой, вырастет несамостоятельным и капризным. Во всём важна золотая середина. Но главное помнить – ребёнок такой, каким вы его воспитали, поэтому винить его, по меньшей мере нелепо.

Нет такой школы, чтоб в ней не было проблемного ребенка. Конечно, уставшие от постоянных нервотрепок учителя скажут – да в моем классе полно таких оболтусов, которых ничем не проймешь. Однако, на самом деле, проблемный ребенок – это не любой шалопай, который «не хочет учиться, а хочет жениться» и вечно занят тем, что обдумывает план побега с уроков. И даже не тот ребенок, который может нагрубить учителю или ударить сверстника. К сожалению, для детского возраста, особенно переходного, это свойственно.

Проблемный ребенок – это ребенок, который ведет себя неадекватно и не подчиняется почти никаким формам контроля. Это ребенок, чье нервное здоровье находится на грани с болезнью. Причины таких проблем? Их море. Чаще всего, это – неблагополучная семья, неполная семья, домашние проблемы. Также – неудачи в общении со сверстниками. Это может быть также результатом плохой наследственности. Задача учителя, прежде всего, поговорить с родителями и выяснить причины такого поведения. Причем, это задача не только классного руководителя, но и любого учителя. Именно коллектив педагогов имеет силу повлиять на отдельную личность.
Что может вытворять такой ребенок? О самых страшных вещах не будем, ведь если поступок граничит с уголовным делом, то такому ребенку место, в лучшем случае, в исправительной колонии. Наш объект – это дети с большими пробелами, которые не знают, как их решить, и потому обозлены на весь мир. Они могут кричать на учителя, грубить ему, даже унижать. Могут демонстративно подстрекать класс на прогул и настраивать его против учителя. Приструнить такого ребенка почти невозможно – ни заставить сидеть в классе, ни отвечать на вопрос по теме. Остается только терпеть и ссылаться на начальство. Или нет?
в общении с проблемным ребенком не должно быть крайностей. Угрозами, наказаниям, задерживанием после уроков его не проймешь. Сюсюкать тоже крайне опасно - в повышенной доброжелательности ребенок может узреть просто безвольность и сядет на шею окончательно. Конечно, с такими детьми нужно быть строгим учителем – но ни в коем случае, не строже, чем с другими! Если ребенок видит несправедливость, то переносит это очень болезненно. Возможно, золотая середина – это равнодушие? Вовсе нет.
Главная тенденция – не равнодушие, а безразличие. Разница есть. Если ребенок намеренно вызывает учителя на конфликт, лучше просто не реагировать. Если переступает всякие рамки дозволенного - наказывать. Если же просто ведет себя шумно, болтает без умолку – нужно заговорить с ним, перевести его болтовню в шутку или неожиданно для него вывести на тему урока. Тут нужна смекалка и тренировка, но это действует хорошо. Ведь ноги у такого поведения растут от ненужности. Такой ребенок старается обратить на себя внимания. Вот и обратите – но не так, как ему хочется – не кричите и не делайте его центральной фигурой класса. Делайте это в рамках программного материала, чтобы урок смог его заинтересовать. Заинтересованный ребёнок – послушный ребенок, это тождество.
Поэтому, дополнительная задача ваша – пытайтесь делать план урока как можно интереснее, с большим количеством наглядных средств и ссылками на бытовые примеры. Удачи!

Понятие "проблемные дети" активно используется в литературе и практике воспитателей. Имеется в виду, что проблемные – это дети, которые нуждаются в помощи со стороны взрослых, родителей, учителей и воспитателей. Необходимо определить, что это за категория, в чем ее особенности и как помочь проблемному ребенку в его целесообразном развитии, воспитании и обучении.

В результате изучения главы 37 студент должен:

знать

  • сущность понятия "проблемный ребенок", "проблемные дети" и их социально-педагогическую характеристику;
  • трудности, с которыми сталкивается социальный педагог в работе с проблемными детьми;

уметь

  • характеризовать проблемного ребенка;
  • выявлять ребенка в связи с проблемой и оказывать ему социально-педагогическую помощь;

владеть

  • методами характеристики проблемного ребенка;
  • методами оказания социально-педагогической помощи ребенку, в связи с проблемой.

Понятия "проблемный ребенок", "проблемные дети" и их социально-педагогическая характеристика

Термин "проблемный ребенок" употребляется различными авторами. Под ним всякий раз подразумевают то или иное неблагополучие, мешающее воспитанию, школьной и социальной адаптации детей. Систематизация различных подходов к пониманию сущности понятия "проблемный ребенок" позволило придти к следующему определению.

Проблемный ребенок – это ребенок, в работе с которым воспитатель (учитель) имеет значительные трудности, требующие от него постоянного поиска инвариантного (нетипичного) подхода для достижения прогнозируемой цели. Последнее выступает одним из отличительных особенностей социально-педагогической работы с проблемным ребенком.

Каждый исследователь выделяет несколько групп, в образовательно-воспитательной работе с которыми имеются определенные проблемы. Систематизация различных подходов свидетельствует о том, что к проблемным детям относят широкий спектр групп, представители которых отличаются от нормы и требуют специального подхода в уходе и воспитании. Выделить для них наиболее общие особенности трудно и необходимо рассматривать каждую группу в отдельности, с учетом ее особенностей.

К наиболее типичным группам проблемных детей относятся следующие.

  • 1. Дети, страдающие тяжелыми врожденными и приобретенными соматическими заболеваниями (органов дыхания, кровообращения, пищеварения). Их состояние требует особого ухода и внимания. Они нуждаются в постоянном медицинском лечении и контроле. В то же время необходимо заниматься их развитием, воспитанием и обучением. Во взаимодействии с ними возникают большие трудности, связанные с тем, что они нуждаются в помощи, сочувствии. Медицинские факторы в работе с такими детьми доминируют, но им необходимо и воспитание.
  • 2. Ослабленные , часто и длительно болеющие дети. Это – хилые и слабые дети. Они капризны, вялы, быстро привыкают к тому, что чувствуют себя плохо и в этом случае с ними возятся, стараются облегчить их состояние, что порой они умело используют. По данным педиатров такие дети чаще всего происходят из семей, в которых родители злоупотребляли алкоголем или мать курила.

В социально-педагогической работе с ними их стараются не утруждать, не давать лишних поручений, многое прощают. Их капризность рассматривается как фактор недомогания. В школе они часто пропускают уроки, с заданиями справляются с трудом. От физической культуры их освобождают, но они часто не посещают и занятия по лечебной физкультуре. Некоторые родители стараются перевести таких детей на надомное обучение. Все это не может не сказываться негативно на развитии, воспитании и обучении детей.

3. Дети с нарушениями интеллектуального развития (от задержки психического развития до умственной отсталости). Они имеют систематические проблемы с учебой. Интерес к "трудным" предметам, а затем и к учебе в целом, у них быстро пропадает. Такие дети способны к обучению и могут успешно учиться, достигать заметных результатов в усвоении знаний, но только при условии, если их проблемы будут вовремя установлены и им будет оказана своевременная психологическая и педагогическая помощь. Через 2–3 года, как правило, они догоняют своих сверстников без задержки психического развития.

Дети с выраженной задержкой психического развития нуждаются в особых условиях обучения, которые могут быть обеспечены им в специальных классах или школах выравнивания. В России такие классы и школы действуют с 1981 г. Направляют туда на основании заключения медико-педагогической комиссии. В этих классах проводится коррекция отклонений в развитии детей, их познавательной сфере, речи, восполняются пробелы дошкольного развития. Выпускники получают образование в объеме неполной средней школы. После девятого класса им выдается такой же документ, как и выпускникам всех прочих школ.

  • 4. Дети с задержкой психического развития. По степени сформированности некоторых психических функций они не соответствуют своему возрасту, а как бы находятся на более ранних стадиях развития. Характерным признаком таких детей является незрелость эмоционально-волевой сферы, из-за чего они в шесть лет не способны в течение более или менее длительное время (30–35 минут) быть внимательными, сосредоточенными и сконцентрированными на какой-то деятельности. Систематические проблемы с учебой у этих детей приводят к тому, что сначала у них пропадает интерес к наиболее сложным для усвоения "трудным" предметам, а потом и к школе в целом и всяческое желание учиться. Они способны к обучению, если их проблемы вовремя установлены и им оказана своевременная психологическая и педагогическая помощь.
  • 5. Дети с особыми нуждами (дети с ограниченными возможностями, дети-инвалиды). К данной категории относятся те, кто имеет отклонения и требует специального подхода в уходе, развитии, воспитании и обучении. Это дети с проблемами слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, комплексными нарушениями, отклонениями в развитии органов чувств. Они иначе, чем их сверстники, воспринимают окружающую среду, познают ее и проявляют себя в ней.

Для их развития, воспитания и обучения имеются специализированные детские садики, школы, интернатные учреждения. Исключительно велика роль в их развитии и воспитании родителей и лиц, их замещающих. Они нуждаются с одной стороны в социально-психологической и педагогической реабилитации в связи с рождением такого ребенка, а с другой – в специальной подготовке по уходу за ним, его целенаправленному развитию и воспитанию.

6. Дети, имеющие своеобразия, требующие индивидуального специального подхода в развитии, воспитании и обучении. Они, отличающиеся от сверстников, "не такие как все", что создает для родителей трудности в работе с ними. Им хочется сделать его таким же "как все его сверстники", сломав природу такого ребенка. Однако, стремление родителей и педагогов "не ждать милостей от природы" всегда заканчивается плачевно. Такая деятельность серьезно травмирует психику ребенка и создает большие проблемы в процессе его развития и воспитания.

К таким детям относятся:

  • леворукие, которые наиболее часто страдают от непонимания взрослых, от их желания "переделать" природу – заставить леворукого быть "как все" праворуким. Ребенок-левша постоянно не в ладах с семьей из-за своей особенности. Такие дети становятся либо агрессивными и драчливыми – что для них является преимуществом, либо депрессивными и раздражительными;
  • медлительные. Они всегда раздражают родителей, которые все время спешат и никогда не успевают. Медлительность ребенка делает их особенно раздражительными и они постоянно его подгоняют либо не выдерживают и делают все за него, что сдерживает его развитие, не приучая доводить начатое до конца. Сделать медлительного быстрым – невозможно и это становится трагедией ребенка. В школе он не успевает и учитель нередко забывает его, оставляя наедине с самим собой, что ведет к постоянной неуспешности в обучении, нежеланию идти в школу и противодействию этому;
  • гиперактивные. Они представляют другую крайность в своеобразии ребенка. Такой ребенок своей чрезмерной активностью делает жизнь родителей невыносимой. Она серьезно сказывается и на его взаимоотношениях со сверстниками. Переделать его, сделать более выдержанным невозможно, сформировать качества, способные компенсировать недостатки гиперактивности можно, но для этого необходимо время. В раннем возрасте необходимо подбирать игры и возможности для самопроявления и ее регламентации. В школе такой ребенок – это большая проблема. Он не может усидеть на месте, у него не хватает терпения ожидать, если он знает – то тут же впереди, если не знает – быстро теряет интерес. Сдерживать и направлять такого ребенка исключительно тяжело;
  • агрессивные дети, поведение которых направлено против других детей. Агрессия проявляется в свободных взаимоотношениях, игре. Опасение, что обстановка небезопасна, недоверие к тому (и тем), что происходит рядом – вот частые причины агрессивности детей. Важно отметить, что и другие дети, которые не могут от такого ребенка защититься, по-настоящему страдают;
  • депрессивные дети. Их состояние проявляется в неуверенности в себе , безынициативности, эмоциональной подавленности, страхе перед любой новой деятельностью. Такая позиция часто рождается у ребенка из чувства вины в том, что он родился. Такое иногда случается, если в семье нет отца, если ребенка не ждали, а мама неуверена в том, что его появление на свет было нужно. Подобные переживания обычно вытесняются в самые глубокие слои бессознательного и проявляются в виде тревожности ребенка и желания оправдываться и извиняться за свое существование;
  • – "бесчувственные". Это – дети подросткового возраста, в отношениях которых с родителями сложилось глубокое непонимание. Мать и ребенок вообще не могут общаться напрямую, без посредника. Необходима помощь третьего лица (психолога, социального педагога, учителя). Этот возраст содержит в себе много неожиданностей и противоречий. Но стойкое непонимание, жестокость детей – знак запущенности проблемы. Она может возникнуть, когда ребенок с рождения не оказался в центре жизненных интересов своих родителей. Рано оторванный от материнской груди или вообще разлученный с матерью, выращиваемый бабушкой или находящийся в круглосуточных яслях, он не получил привычку к любви;
  • одаренные – это исключительно яркие дети. Они чувствительны, амбициозны и невсегда любимы своими товарищами. Ими восхищаются, но их не принимают. В школе многие из них чувствуют себя вполне удовлетворительно. Но когда они начинают самостоятельную жизнь в обществе, то часто не имеют адекватных планов.

На практике наряду с изложенными типами, в зависимости от своеобразия проявления выделяют также таких проблемных детей, как: "неудачники", "мечтатели", "умники", "говоруны", "путаники", "актеры", "негативисты", "лентяи" и пр.

7. Дети с нарушениями в эмоционально-волевой сфере (в основном подростки). Они – результат, связанный с серьезными ошибками, упущениями и недостатками воспитания в семье. Для каждого такого ребенка характерно своеобразие, находящее многообразие форм проявления в его поведении, взаимоотношениях и деятельности. Для них характерны особенности позиции (быть лидером или стадным человеком, непогрешимость, всезнание), характера (вспыльчивость, неуживчивость, конфликтность, неприятие чужого мнения), негативные привычки (в том числе склонность к спиртному, наркотикам).

  • избалованные дети в семье. Они создают проблемы самой семье и окружению ребенка. Особенно негативно избалованность сказывается в условиях школы, так как там невозможно, чтобы один ребенок все время был центром внимания и окружение далеко не всегда проявляет большое уважение к человеку, который всегда хочет быть в центре внимания, не делая ничего для того, чтобы это заслужить;
  • дети с асоциальным и антисоциальным поведением как результатом воспитания в семье. Таких отклонений множество и связаны они с тем, что ошибок в семейном воспитании исключительно много. Они проявляются в повседневном поведении, общении, деятельности и отношениях ребенка. В школе весь спектр негатива школьников создает особую среду, в которой учителю необходимо решать образовательно-воспитательные проблемы;
  • отвергнутые дети. Это – вечно ошибающееся, ущербное существо, абсолютно не подготовленное к социальной жизни. Ребенок чувствует свою ненужность, отвергнутость со стороны самых близких ему людей, что делает его незащищенным, вечно обиженным и униженным. Ему нс хватает элементарного общения с родителями. С ребенком надо говорить, этого ему недостает. Во взаимодействии со сверстниками избавиться от этого состояния ему крайне трудно. В школе он со страхом относится ко всему, что происходит вокруг. Изменить это состояние у ребенка исключительно сложно. Именно эта категория часто проявляет склонность к суициду;
  • – "недолюбленные" – те, кто не получил материнское тепло и ласку, в том числе и те, кто вынужден заботиться о себе сам, напоминать о своих потребностях и существовании. Очень часто такое поведение развивается на фоне недостаточного принятия родителями ребенка, непризнания его ценности как личности и явления. К этой категории относятся воспитанники, родители, которые сами не получили в детстве необходимое им материнское тепло и ласку. Таким родителям нечем делиться со своим ребенком. К ней относятся также дети из очень обеспеченных семей, у каждого из которых по нескольку нянек. Их водят на развивающие занятия и обеспечивают им культурный досуг. Но самого главного – эмоционального тепла, душевного внимания, подлинной родительской любви – эти дети лишены. Все это пытаются заменить дорогими игрушками. Следствием такого воспитания и является неадекватное поведение ребенка. Внимание нужно ему, как воздух. И вот он начинает это внимание вытягивать всеми доступными ему средствами: капризничает, закатывает истерики, становится агрессивным.
  • 8. Дети, воспитанные в патологической, "нечеловеческой" среде (в семьях группы риска), где изначально отсутствуют такие базовые ценности как любовь, доброта, честность, доверие. Их жизнь протекает в основном вне семьи и вне школы: в больнице, приюте, на лестничной клетке, чердаках, в подвалах, а чаще всего – просто на улице в компании себе подобных. Они не ходят в школу совсем не потому, что не хотят, а потому что не могут: им неуютно от недостатков, над которыми смеются сверстники; отсутствие учебников, ручек, тетрадей – средства на которые пропивают родители-алкоголики; несделанных домашних заданий (их трудно сделать, если в квартире постоянно собираются "веселые компании", а у мамы каждый день новые женихи, которым не нужны лишние свидетели).
  • 9. Трудновоспитуемые и педагогически (социально-педагогические) запущенные дети. Эти категории рассматривались отдельно и представлены они достаточно полно.

Изложенное свидетельствует, что категорий детей, относящихся к проблемным достаточно много. В каждой из них имеются свои подгруппы, отличающиеся своеобразием. Важно знать особенности каждой группы и подгруппы, причины ее проблемности для того, чтобы педагогически грамотно строить с ней целесообразную социально-педагогическую работу в интересах развития, воспитания и обучения.



Рассказать друзьям