Простые способы научить ребёнка правильно держать ручку или карандаш. Как научить ребенка правильно держать ручку – советы родителям

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Не секрет, что каждая мама хочет, чтобы учебный процесс для ее ребенка был интересен и давался легко. Именно поэтому с самого начала стоит . Мы расскажем вам о самых простых способах .

Лучше всего учить ребенка правильно держать ручку в игровой форме, тогда процесс обучения будет вызывать интерес у школьника.

С помощью салфетки

Чтобы научить ребенка правильно держать ручку этим способом, понадобятся, собственно, сама ручка и … салфетка.

Салфетку складываем в несколько раз и зажимаем ее двумя пальцами правой руки - мизинцем и безымянным, остальные пальцы выпрямлены.

Теперь свободными пальцами берем в правую руку ручку и, о чудо, ребенок держит ее правильно!

Аналогия с дротиком

Наверняка, каждый из нас хоть раз в жизни играл в дартс, где нужно дротиком попасть в цель. Так вот, чтобы дротик полетел куда надо, его обязательно нужно зажать в руке тремя пальцами. Когда ребенок берет в руку ручку или карандаш, напоминайте ему, что нужно держать ее или его как дротик.

Ручка - «самоучка»

Это устройство, которое надевается на ручку. Благодаря ему взять ручку неправильно просто невозможно. К тому же можно найти подобные насадки различной расцветки и в форме зверушек. Данные тренажеры можно найти как для правшей, так и для левшей.

Кстати, для малышей, которые только учатся держать в руках ложечку, есть специальная ложка-обучалка, благодаря которой ваш ребенок сможет научиться правильно брать столовые приборы в руку.

Ручка с «подсказкой» для пальцев

Ручка имеет трёхгранную форму, корпус изготовлен из мягкого материала, вес и длина ручки уменьшены. Также на корпусе ручки расположены углубления определенного размера. Все это обеспечивает правильное положение ручки в руке ребенка, а яркие цвета и веселый дизайн формируют позитивный настрой к учебе.

Метод пинцетного захвата

Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик и поставить на стол.

Теперь пальчики скользящими движениями спускаются вниз и ручка оказывается в руке в правильном положении.

Теперь только остается контролировать наклон руки ребенка.

Игра «Спокойной ночи, ручка!»

Данный способ приемлем для самых юных писарей. Можно предложить малышу “уложить” ручку или карандашик спать в детскую руку: кладем ручку в кроватку - на средний пальчик, под голову подушечку - указательный, а сверху одеялко - большой пальчик.

Основная задача взрослого в период обучения - регулярно следить за правильностью захвата ребенком письменных принадлежностей. То есть во время рисования нужно следить за правильным положением пальцев.

Если Вы заметили, что карандаш снова держится неправильно, остановите рисование и переложите его правильно.

Стоить помнить, что рисуя, дети обычно очень сильно сжимают карандаш. Пальцы потеют, и рука быстро устает. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Пусть ребенку будет интересно учиться рисовать. Подарите ему красивую книжку-раскраску или предложите изобразить сюжет из любимого мультфильма. Если ребенок будет заниматься с удовольствием, то очень скоро добьется первых успехов!

Самое главное - помнить, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. А значит, результат любого дела зависит от того, в какой форме и даже с каким настроением Вы преподнесете ребенку любые упражнения или занятия.

Научите ребенка правильно держать ручку до начла учебного года, тогда вы точно будете уверены, что ваш всезнайка с легкостью будет , а главное правильно.

Многие родители не обращают внимания на то, как их ребёнок держит ручку или карандаш при письме. Однако когда малыш идёт в школу, часто возникает проблема неуспеваемости, так как ребёнку сложно много писать, потому что рука быстро устаёт. Вот почему важно вовремя обратить внимание на положение пальцев и рук при письме. Чем раньше вы научите малыша правильно орудовать карандашом и ручкой, тем легче ему будет в дальнейшей жизни.

Шесть правил правильного письма

Правильное положение за письменным столом

Это интересно. Крупные европейские компании, нанимая сотрудников на работу, среди прочих тестов, тщательно анализируют почерк кандидата, а также его манеру держать ручку – это даёт информацию не только о характере и креативности работника, но и о его трудоспособности.

Психологи и педагоги сходятся во мнении, что красивый почерк, а также скорость письма зависят вовсе не от генетических особенностей ребёнка, а от времени, которое готовы уделить родители развитию навыков правильного положения тела во время письма и рисования. От того, как малыш сидит, когда пишет, зависят его зрение и осанка. Если дети сильно наклоняются вперёд, как бы «догоняют» тетрадь на столе, или подстраивают наклон тела под лист бумаги перед собой, в будущем это может привести к искривлению позвоночника и грудной клетки, а также негативно отразиться на здоровье глаз. Существует шесть правил, которые в значительной степени помогают избежать проблем со здоровьем у ребёнка:

  • Сидим прямо. Спина и стул должны составлять чёткий перпендикуляр.
  • Ноги должны быть вместе.
  • Расстояние до письменного стола – 3-5 см.
  • Лист бумаги должен лежать под углом 30 градусов, чтобы не приходилось излишне наклонять голову и изгибать туловище.
  • Левый угол тетради или альбома должен находиться точно напротив середины грудной клетки.
  • Локти лежат на столе. Иначе руки и плечевой пояс будут излишне напрягаться.

Как научить ребёнка правильно держать карандаш или ручку

Родители должны показывать малышу, как правильно держать ручку или карандаш

Очень часто мамы и папы не считают нужным обучить своего малыша правильно пользоваться ручкой во время письма, мол, лишь бы малышу было удобно. Когда же ребёнок попадает в школу, учителя уже практически ничем не могут помочь исправить ситуацию – слишком поздно. А ведь обучить детей правильно обращаться с пишущими предметами абсолютно несложно. Главное, сделать это на раннем этапе знакомства с ручками и карандашами. Для этого нужно представить на среднем пальце специальную подушечку, на которую укладывается карандаш, а большой и указательный пальцы поддерживают его . При этом указательный пальчик держит карандаш сверху, а большой – слева. Мизинец и безымянный пальцы во время письма свободно располагаются внутри ладошки. Следите, чтобы расстояние от указательного пальца до пишущего кончика руки составляло около полутора сантиметров. Иначе рука будет уставать от перенапряжения. Чтобы ребёнок научился правильно обращаться с ручками и карандашами, воспользуйтесь следующими советами:

  • Половинку салфетки зажмите между безымянным пальцем и мизинцем малыша. В свободные пальцы вложите ручку – ребёнок гарантированно возьмёт её правильно.
  • Поиграйте в дартс. Обучаясь письму, данная аналогия оказывается очень уместной, так как для попадания в цель, дротик нужно удержать тремя пальцами: средним, указательным и большим. Они же задействованы и при письме.
  • Используйте механические приспособления. В магазинах канцелярских товаров продаются специальные насадки на ручки, которые исключают возможность неправильно её держать.
  • Воспользуйтесь ручками-тренажёрами с подсказками для пальцев. На корпусе ручки есть специальные углубления под пальцы, а яркий дизайн привлекает внимание малышей и делает процесс обучения интересным и занимательным. Кроме того, тренажёры выпускаются в двух вариантах: для правшей и левшей.
  • Возьмите вместе с ребёнком карандаш за самый кончик, поставьте его на стол и медленно спускайтесь пальцами вниз – так пальцы примут правильное положение по отношению к карандашу.
  • Покажите собственным примером. Дети прекрасно копируют образ действий взрослых, поэтому показав несколько раз, как надо держать ручку, предложите ребёнку повторить вместе с вами.
  • Обводите контур больших предметов. Дело в том, что моторика маленьких детей не позволяет мышцам руки расслабиться во время письма. От этого ребёнку проще рисовать мелкие предметы, а в дальнейшем у малыша гарантированно будет мелкий почерк. Когда же он обрисовывает большие объекты, мелкая моторика развивается быстрее и рука действует более расслаблено.

Чтобы ребёнок не испытывал неудобств во время письма, а в дальнейшем у него был красивый почерк, обязательно нужно уделить должное внимание обучению техники владения ручкой. И чем раньше малыш приучится правильно держать ручки и карандаши, тем меньше проблем будет у него в будущем.

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

Каждый родитель должен знать, как научить ребенка держать ручку, чтобы во время письма не портились осанка и зрение. Если ребенок неправильно держит ручку, то это упущение родителей, которые не развивали мелкую моторику в младенчестве и не обращали внимание на то как дитя держит другие предметы.

У мамы и папы сердце замирает, когда после школы их малыш приходит расстроенный, из-за того, что у других получается писать лучше него. Поэтому правильно держать ручку надо учить с раннего детства, еще за долго до школы.

Письменные принадлежности для малышей должны быть удобными, вначале дети сжимают карандаши и ручки, от чего пальчики устают и могут натираться.

Ручки должны быть :

  1. мягкие;
  2. прорезиненные;
  3. ручки не должны быть короткие, но и не длинные;
  4. оптимальная длина 13-15 сантиметров;
  5. ручки следует выбирать трехгранные со специальными насадками.

Каким должно быть положение пальцев

  • Ребенок должен научиться правильно держать ручку еще до школы. Причина этому кроется в том, что если не приучить ребенка держать что-либо пальчиками и позволять рисовать и кушать, держа ложку в кулачке, то в дальнейшем будет страдать его почерк. Переучивать довольно сложно, поэтому позаботьтесь об этом заблаговременно.
  • Положение пальчиков стандартное. Расположив на столе обе руки, рука которая основная (левая или правая) берет карандаш. Мизинец и безымянный палец согнуты в ладошку, а оставшимися тремя пальцами (большой, указательный и средний) держат карандаш как бы в щепотке.

Показать, как держать ручку при письме можно несколькими способами.

Монтессори как правильно научиться держать ручку

С помощью салфетки

Берем кусочек салфетки или бумажки, складываем в несколько раз и вкладываем малышу в ладошку так, чтобы он прижимал ее мизинцем и безымянным пальцем. Затем средний палец как бы размещается на безымянном пальце вкладывается карандаш и удерживается, затем прижимается оставшимися пальцами.

Обучающая насадка

Если вам интересно как научить ребенка держать письменные принадлежности при помощи новомодных гаджетов, то в этом вам поможет специальная насадка. Эта штучка надевается на ручку, она очень яркая и интересная для ребенка, а главное помогает удерживать карандаш правильно. Для этого придуманы специальные углубления, и малышу будет не трудно понять, как удобнее ее держать.

Точка на пальчике

Самый простой способ, просто нужно на среднем пальце, что бы карандаш точно на нее попадал. Объясните малышу что это мишень, и карандаш должен прилегать и закрывать эту точечку.

С помощью резинки

Бывают случаи что у детишек перестают слушаться руки, рука произвольно меняет наклон, и карандаш нагибается слишком вперед или назад. Выход есть, наденьте на руку резинку от денег, сделайте петельку и проденьте в нее карандаш. Она не будет давать сделать неверный наклон.

Как держать карандаш при рисовании

Как научить ребенка пользоваться карандашом? Если ребенок пошел в первый класс, то его следует переучить, если вы пропустили этот момент. А вообще малышей надо обучать лет с трех, просто отломите мелок (кусочек в 3 см) и дайте чаду задание нарисовать сердечко, вы даже не заметите как ваш отпрыск возьмет мелок тремя пальчиками, а не кулачком, потому что так удобнее.

Пускай рисунки по началу не идеальны, зато в дальнейшем научившись , ваше чадо нарисует самое лучшее и любящее сердце. Нарисованный красиво рисунок повесьте на стену, чтобы маленький человечек знал, что его труд оценен по достоинству.

Как научить ребенка правильно держать карандаш

Как правильно сидеть за партой или столом

Соблюдаться должны два угла по 90 градусов – это ноги и спина. Следите чтобы ребенок не наклонялся близко ко столу. Локти должны быть на столе, а ноги не болтаться, освещение должно быть с левой стороны.

Какую ручку использовать ребенку для письма

На этапе обучения лучше пользоваться шариковой синей или фиолетовой ручкой. Гелиевые и с яркими стержнями ручки – маркие и плохо читаемые на бумаге.

Многие родители и учителя сталкиваются с проблемой, когда ребёнок неправильно держит ручку или карандаш во время письма и рисования. Специалисты утверждают, что эта проблема возникает у детей в возрасте трёх-четырёх лет. В это время кроха уже может понять, как правильно нужно держать карандаш во время рисования. Но если родители вовремя не объяснят принцип захвата ручки, малыш может привыкнуть удерживать её неправильно. И переучить его в дальнейшем будет очень сложно. Некоторые дети, привыкшие держать письменные приборы как им удобно, так и продолжают писать в более взрослом возрасте. Для того чтобы ребёнок с самого раннего возраста привыкал держать правильно карандаш, существуют лёгкие способы научить его письму. Благодаря им в игровой форме малыш быстро освоит эти навыки и в дальнейшем не будет испытывать проблем с удобством написания слов.

Неправильный захват карандаша и ручки: как появляется проблема

Маленькие дети очень любят рисовать. В возрасте до года родители предпочитают познакомить малыша с пальчиковыми красками. В этом случае кроха творит шедевры без помощи карандаша или кисти. Но по мере взросления ребёнок знакомится с письменными принадлежностями, главными из которых являются карандаши. Возможность раскрашивать любимых героев мультфильмов становится одним из самых важных заданий для крохи.

Предпосылки неправильного захвата ручки можно увидеть уже в младенчестве. Если малыш держит кисть или ложку в кулаке, это повод начать показывать ему правильное положение. Родители могут постепенно готовить руку к письму, развивая мелкую моторику: лепка из пластилина, рисование с помощью кисти, все это помогает малышу понять, как правильно нужно рисовать, а в будущем - писать.

Если ребёнок неправильно держит ручку или карандаш, нельзя оставлять это без внимания. Чем раньше начать объяснять ребёнку, как правильно это делать, тем проще и быстрее он освоит этот навык

В возрасте до года ребёнок большое внимание уделяет погремушкам. Родители могут наблюдать, как именно малыш хватает этот интересный предмет. Также маленькие дети любят рисовать мелками. Взрослым стоит обратить внимание, как малыш держит мелок и рисует с его помощью. Не только эти занятия могут сигнализировать о неправильном захвате ручки в будущем. Дети в возрасте двух-трёх лет любят лепить из пластилина. Играйте вместе с малышом и уделяйте внимание тому, как именно малыш лепит те или иные фигуры.

Специалисты по раннему развитию объясняют, что во всех этих заданиях малыш должен выполнять правой рукой с помощью трёх пальцев: указательного, среднего и большого. Если он что-то делает не так, не может задействовать эти пальчики в процессе лепки или рисования мелом, а просто хватает предметы в кулачок. Это сигнал о том, что в будущем может возникнуть проблема неправильного захвата.

Как влияет на ребёнка неправильный захват ручки

Многие родители предпочитают не переучивать малыша, ведь ему так удобнее. Является ли такой подход правильным? Специалисты утверждают, что неправильный захват ручки или карандаша влияет на:

  • эстетический вид: некрасиво выглядит, когда взрослый человек держит письменные принадлежности, как маленький ребёнок, не умеющий писать;
  • осанку: неправильный захват может привести к тому, что малыш будет слишком низко наклоняться над партой или столом, уворачиваться в сторону. Это негативно влияет на позвоночник и может привести к сколиозу;
  • зрение: слишком низкий наклон над тетрадью или альбомом может привести к ухудшению зрения;
  • выполнение заданий: когда ручка в руке лежит неправильно, малыш быстро устаёт в процессе написания задания. Это значительно снижает скорость работы и выполнения упражнений. Как следствие, успеваемость ребёнка также снижается, а это влияет на психологический и эмоциональный настрой ребёнка.

Родителям нужно готовить руку к письму ещё до того, как малыш будет учиться писать или рисовать. Для этого необходимы упражнения на развитие мелкой моторики. Это могут быть игры с крупами, мягкими и твёрдыми бизибордами, пальчиковое рисование, лепка из пластилина или глины, солёного теста. А когда придёт время, сразу нужно показывать малышу, как правильно брать карандаш и рисовать.

Как подготовить руку малыша к письму - видео

Как ребёнок должен правильно держать ручку

Самое важное - показать малышу, как правильно нужно брать ручку или карандаш. Если не поправлять его, а позволять ему рисовать или писать так, как ему удобно, потом процесс переучивания может занять много времени. Письменный прибор ложится на средний палец, а именно на его верхнюю фалангу. Фиксируется ручка с двух сторон: сверху указательным пальцем, а сбоку - большим. Два пальчика: безымянный и мизинец, нужно загнуть в руку, чтобы не мешать во время письма. Если малыш держит карандаш левой рукой, процесс правильного захвата точно такой же, только зеркально отражается.

Родители должны объяснить ребёнку, как правильно нужно держать ручку, чтобы в будущем у малыша не было проблем с почерком, скоростью написания упражнения и осанкой

Взрослые даже не задумываются о том, как они берут письменные принадлежности. У них эта привычка уже доведена до автоматизма, но ребёнок, который только учится рисовать, не может так быстро научиться правильному захвату. Задача родителей внимательно следить за малышом и поправлять его, если заметили, что карандаш в маленьких пальчиках лежит неправильно. Со временем он запомнит и уже автоматически пальцы будут правильно захватывать ручку.

В первый раз, когда малыш взял карандаш, попросите его немного приподнять указательный палец. Это своеобразный тест на правильность захвата: если карандаш выпадет из руки, значит, воспитанник держит его неправильно. Объясните малышу, что рисовать и писать нужно, удерживая прибор для письма немного под наклоном, тогда эта проблема решится быстро.

В некоторых случаях малыш может жаловаться, что удерживая карандаш таким способом ему неудобно рисовать. В большинстве ситуаций важно не только правильное расположение пальцев, но и как высоко от стержня ребёнок держит карандаш или ручку. Объясните, что письменные принадлежности нужно держать на расстоянии одного-двух сантиметров от стержня, тогда процесс рисования или написания чего-либо будет удобным.

Родители должны обратить внимание, если ребёнок во время письма или рисования:

  • удерживает письменную принадлежность в кулаке;
  • ручка ложится на безымянный палец, а поддерживает её не указательный, а средний палец;
  • нет наклона во время письма: кончик смотрит вверх, а не в сторону плеча;
  • слишком сильно надавливает на карандаш;
  • в процессе рисования поворачивает тетрадь или альбом, а не письменную принадлежность.

В этих случаях родителям следует поправлять сына или дочь и учить их писать или рисовать правильно, чтобы в дальнейшем не было проблем со здоровьем и успеваемостью малыша.

Простые способы научить ребёнка правильно держать письменные принадлежности

Если ребёнок привык держать карандаш неправильно или ему сложно быстро привыкнуть к правильному захвату, существует несколько способов, которые помогут пальчикам привыкнуть становится на нужное место. Рассмотрим самые популярные, которые подойдут не только для пишущих правой рукой, но и для деток, у которых левая рука главная.

Как приучить в игровой форме

Многие дети практически сразу запоминают, как правильно нужно держать ручку. Но специалисты настаивают, что в дошкольном возрасте ребёнок быстрее и лучше запоминает все через игру. Поэтому и объяснить, как правильно удерживать письменные принадлежности можно в игровой форме. Например, можно сказать малышу, что карандаш хочет спать или отдохнуть. Ему, как и ребёнку, нужна кроватка. Вот средний пальчик - это кровать, на него ложится карандаш. Затем, чтобы карандаш не замёрз, укроем его одеялом со всех сторон: указательным пальчиков сверху, а большим сбоку. А теперь немного наклоним руку, чтобы карандашик лежал, а не стоял во время отдыха.

Вариаций такой игры может быть множество. Ребёнку можно рассказать историю, что карандаш нужно спрятать, или одеть потеплее, ему холодно. Это зависит от фантазии родителей и интереса малыша. Так малыш быстро запомнит принцип правильного захвата.

Чем поможет пинцет

Такой метод считает одним из самых простых и быстрых, не требующих долгого объяснения или специальных принадлежностей. Возьмите тетрадь или любой лист бумаги. Ребёнок должен ровно сидеть за столом или партой. Дайте малышу ручку таким образом, чтобы были задействованы только три пальца: указательный, средний и большой. Ребёнок должен взять прибор для письма тремя пальцами за самый верхний кончик и поставить её перпендикулярно столу. Постепенно пальцы начинают скользить вниз и у самого стержня они займут правильную позицию. Если малыш вдруг забудет, как нужно держать ручку, он может самостоятельно повторить весь процесс, и пальчики сами станут на место.

Захват ручки методом пинцет - видео

Удерживая предмет

Этот способ самый известный: не одно десятилетие учителя с помощью салфетки пытаются научить ребёнка привыкнуть держать ручку правильно. Весь секрет заключается в том, чтобы удержать в руке салфетку и письменный прибор одновременно. Только на первый взгляд это сложно, на самом деле, если ручка или карандаш правильно зажаты в пальцах, салфетка не выпадет и прилагать усилия, чтобы её удержать, практически не нужно. Вместо салфетки можно использовать любой маленький предмет: шарик, кусочек ватки, главное, чтобы он был не тяжёлым:


Держим ручку правильно с помощью салфетки - видео

Точка-шпион

И опять в главной роли интересная история или игра. Поставьте малышу точку или нарисуйте небольшую звезду, линию, снежинку на верхней фаланге среднего пальца. Именно в том месте, куда ложится ручка или карандаш. Можно рассказать ребёнку, что карандаш должен прятать этот знак, чтобы его никто не увидел. Опять же, все зависит от фантазии родителей. Дети любят прятки, тайны и загадки, поэтому ребёнок будет с интересом и упорством стараться спрятать знак, тем самым постепенно привыкая к правильному захвату письменных принадлежностей.

Метание дротиков

Многие дети готовы принять вызов, а главное - выиграть. Во время игры в дартс пальцы на дротике располагаются так же, как и при правильном захвате ручки. Если у вас есть дартс, для начала научите ребёнка метать дротики, если это позволяет возраст. Затем можно сказать малышу, что письменная принадлежность - это своеобразный дротик, а вот тетрадь, альбом или раскраска - нужная вам цель. Но попасть в неё можно только тогда, когда пальцы правильно захватят «дротик». Поверьте, ребёнок будет очень стараться, чтобы попасть в центр поля.

Специальные насадки и ручки

Сегодня в магазине канцелярских товаров можно купить специальные насадки, которые надеваются на ручку или карандаш и не дают малышу поставить пальчики неправильно. Они выполнены из ярких материалов и в виде животных. Детям очень интересно рисовать и писать с такими помощниками, а пальцы привыкают удерживать прибор правильно. Единственный минус - ребёнок может неправильно наклонять его, поэтому родителям нужно следить за тем, чтобы кончик смотрел в сторону плеча малыша.

Существуют также специальные трехгранные карандаши или ручки с углубления для пальцев. Беря в руку такую письменную принадлежность, ребёнок должен ставить пальчики правильно, в противном случае ему неудобно будет писать или рисовать.

Прежде чем покупать специальную насадку или ручку с выемками для пальчиков, следует обращать внимание на маркировку. Такие приспособления выпускаются отдельно для детей, которые пишут правой и левой рукой. Выемки для пальцев зеркально отображают друг друга.

Удерживаем правильно карандаш с помощью специальных насадок - видео

Как выбрать удобную ручку

Многое зависит от удобства письменных принадлежностей. Поэтому родители должны тщательно выбирать подходящую ручку для письма:

  • самой удобной является шариковая, она не должна быть толстой - не более 7 мм толщиной;
  • первые ручки нужно покупать с резиновым наконечником, так пальчики малыша не будут скользить по корпусу и ему удобнее будет её удерживать. Многие специалисты рекомендуют отдавать предпочтение ручкам, на которых имеется углубление для пальцев;
  • ручка должна хорошо писать, чтобы ребёнок не нажимал на неё с силой, иначе кисть быстро устанет и малыш не сможет выполнять задание;
  • длина письменной принадлежности не должна превышать 15 см, чтобы ребёнок без усилия смог удерживать ручку пальцами. Многие родители покупают малышам ручки с игрушками или перьями сверху. Специалисты не рекомендуют такие изделия детям, которые только учатся писать. Дело в том, что дополнительные элементы на ручке утяжеляют её и способствуют неправильному наклону письменной принадлежности.

Правильно держать письменные принадлежности нужно учить ребёнка с дошкольного возраста. Ведь малыш уже с двух лет проявляет интерес к рисованию, держит кисточку и творит первые картинки. Именно в это время нужно показывать ребёнку, как правильно захватывать кисть или карандаш. В возрасте постарше, четыре-пять лет, дети могут пытаться писать ручкой. Для этого нужно подобрать удобную модель, которую ребёнок сможет правильно удерживать в руке, при этом не испытывая неудобства. Если родители заметили, что малыш неправильно держит ручку или карандаш, нужно пытаться его переучить или поправлять. Для этого можно воспользоваться несколькими способами, которые в игровой форме помогут малышу освоить правильный захват ручки.

Зачем необходимо ребенку

правильно держать ручку

Выделяя последовательность того, чему надо научить ребенка перед тем, как начинать писать , следует подчеркнуть три основных момента:

  • научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме;
  • научить ребенка правильно держать карандаш (ручку);
  • научить ребенка правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.

Почему это так важно? Главное потому, что правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.

Безусловно, писать можно и в не очень удобной позе, выворачивая постоянно немеющую руку и затекшее плечо, но тогда трудно говорить о качестве и скорости письма. Да и вряд ли можно надеяться, что при такой технике удастся не думать о том, как это делается.

Очень часто ребенок видит, что плохо пишет, и нередко это бывает связано с неправильной техникой письма, но сам не осознает этого, не знает и не понимает, какие именно движения более эффективны, просты и доступны. Не следует забывать, что исправить неправильную позу или неверную технику письма, к которой привык ребенок, не просто трудно, но чаще всего невозможно.

Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно только при постоянном и направленном внимании взрослых (педагога, воспитателя, родителей). К сожалению, на практике постоянного и целенаправленного внимания к этим “мелочам” не получается. Сказывается и то, что нередко дети сидят за чересчур маленькими или не по росту большими столами, а ручку держат “как удобно”.

Следует подчеркнуть, что замечания взрослых, типа - “опять сидишь неправильно” или “неправильно держишь ручку”, а чаще - “плохо сидишь” и “плохо держишь ручку”, ничего не меняют, а главное - не могут изменить. Ребенок должен понимать и четко представлять себе, что значит хорошо, правильно и что именно неправильно, плохо. При этом нужно не только объяснить, как правильно, но и показать, найти вместе с ребенком наиболее удобный для него вариант правильной позы или правильного положения ручки. Важно также, чтобы ребенок понял и почувствовал удобство правильной позы и правильного положения ручки. Довольно часто при жалобах на плохой почерк ни учитель, ни родители не принимают во внимание лишь один элемент положения кисти: на какую часть кисти опирается рука при письме. Если не на мизинец, а на тыльную часть, то письмо становится неудобным, затруднено продвижение руки по строке, невозможно правильное положение ручки и т. п. Четкий (не говоря уже о красивом) почерк в этом случае просто невозможен.

Многие люди держат ручку неправильно. Да и детки, взявшие впервые пишущее орудие, держат его в кулачке неуверенно. А вот нужно ли переучивать ребёночка правильно держать ручку и карандаш? На что влияет неправильный захват?


Нужно ли переучивать ребёнка?

Достаточно часто можно встретить мамочек, которые не переучивают детишек держать письменные принадлежности, ссылаясь на удобство. Однако какое значение умения в обращении с ручкой? Во многом именно от этого зависит правильность посадки, а в то же время и зрение. Более того, рука при неверном обращении с пишущим предметом будет достаточно быстро уставать. При правильной постановке руки будут развиваться необходимые мышцы, что также повлияет на способность писать продолжительное время.


Если ребёнок уже привык держать ручку неправильно

В случае, если чадо уже достаточно давно держит письменные принадлежности неверно, переучить малыша будет очень и очень сложно. Многие даже утверждают, что это и вовсе нереально. Те, кто всё же не теряет надежду научить ребёночка правильному обращению с ручкой и карандашом, используют специальные резиновые накладки, формирующие положение руки при письме. Однако есть и другие способы.


Как научить ребёнка правильно держать ручку:

Один из самых действенных способов выглядит так: изначально необходимо оторвать половинку салфеточки. Её положить в кулачок ребёнка и попросить придерживать безымянным пальчиком и мизинцем. При этом дать в руку карандаш. И с салфеточкой ребёнок должен писать то время, пока не научится держать ручку правильно.

Можно отметить точечку на указательном пальчике и объяснить ребёнку, что нужно держать ручку так, чтобы она закрывала точку. В этом случае за малышом необходимо будет следить, чтобы он не начал писать так, как привык.

Если рука ребёнка зажата, можно вместе с ним раскрашивать и обводить большие предметы. В этом случае мышцы научатся расслабляться, а письмо не будет столь утомительным. Ребёнок, у которого сильно фиксируется рука, обычно рисует мелкие предметы. Именно поэтому столь полезно для него учиться разрисовывать большие участки бумаги.

Приучать ребёнка правильно держать ручку необходимо с самого раннего времени. Иначе переучить его будет очень и очень сложно. Тем не менее, достаточно много взрослых людей держат пишущие предметы неверно. И это им никак не мешает.

Неправильный захват приводит к напряжению не тех мышц руки-плеча-спины, как следствие, к формированию неправильной осанки, быстрой усталости, головным болям.

Способ, которым ребенок держит ручку или карандаш вопреки видимости, является важным фактором, определяющим его развитие. Когда ребенок начинает дошкольное или школьное образование, способ удерживания ручки становится чрезвычайно важным .

Многие родители задаются вопросом, почему. Есть несколько причин. За развитие человеческого почерка отвечает часть ствола мозга и часть коры головного мозга. Первой и наиболее важной причиной, почему вы должны научить ребенка правильно держать ручку есть вопрос развития мозга и вопрос эргономики.

Только правильное удерживание ручки необходимо для оптимального использования и применения силы для спокойного и приятного процесса письма. Все другие способы удержания вызывают натиск на ручку или слишком сильный или слишком слабый, и, таким образом отвлекают ребенка и не позволяют полный контроль над движениями пера. Хоть в современном мире, в век компьютеров, кажется, что хороший почерк не очень важен, но с точки зрения психомоторного развития ребенка это очень важно!

педагог-психолог МАУ ДО "ЦДТ"



Рассказать друзьям