Проведение патронажа к ребенку 2 месяцев. Патронаж новорожденных: забота о матери и ребенке

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ЛЕКЦИЯ № 3. Неонатальный период. Патронажи к новорожденному

После выписки новорожденного из родильного дома сведения по телефону передаются в детскую поликлинику, где в журнале посещения новорожденных записывают Ф. И. О. матери, адрес и дату рождения ребенка. В течение первых трех дней после выписки из родильного дома участковый врач и медицинская сестра выполняют первый патронаж новорожденного. Дети с факторами риска, врожденными аномалиями и заболеваниями, недоношенные или переношенные, а также первый ребенок в семье должны быть осмотрены в первый день после выписки из родильного дома.

1. Первый патронаж к новорожденному

Проводятся сбор анамнеза для выявления и уточнения факторов риска, объективное обследование ребенка, инструктаж матери и оформление документа (ф. № 112).

Анамнез включает сбор социальных, биологических и генеалогических сведений. Параметрами социального анамнеза являются: полнота семьи и психологический климат в ней, жилищно-быто-вые условия, материальная обеспеченность, уровень санитарно-гигиенических условий для ухода за ребенком и квартирой, образ жизни. Биологический анамнез охватывает особенности антенатального периода, состояние здоровья матери и ребенка, генеалогический анамнез – состояние здоровья родителей и родственников (не менее 3 поколений). Мать передает врачу обменную карту, полученную при выписке из родильного дома. В ней содержатся сведения о беременности и родах, состоянии ребенка при рождении (оценка по шкале Апгар), основные параметры физического развития (масса тела, длина тела, окружность головы и грудной клетки), группа здоровья и группа риска.

Объективное обследование

Объективное обследование проводится по системам. Врожденные пороки развития, симптомы внутриутробной инфекции и гнойно-септических заболеваний, родовой травмы не должны остаться незамеченными.

Кожа новорожденного должна быть розовой, чистой и бархатистой. Изменение цвета кожных покровов (цианоз, иктерич-ность, землисто-серый оттенок и бледность) требуют специального обследования. Потница и опрелости указывают на дефекты ухода. Имеют значение тургор и эластичность кожи. При гнойничках на коже, гнойном отделяемом из пупочной ранки или гиперемии вокруг пупка необходимо направить ребенка в стационар для обследования и лечения.

Поза новорожденного может быть физиологической или патологической (поза «лягушки», «легавой собаки»). При физиологической позе преобладает тонус сгибателей рук и ног («эмбриональная» поза). Вынужденное положение указывает на патологию.

Голова новорожденного округлой формы. Иногда на ней может быть кефалогематома (поднадкостничное кровоизлияние в результате родовой травмы). Размеры большого родничка колеблются от 1 до 3 см по медианам. Малый родничок у большинства новорожденных закрыт. Выбухание родничка над уровнем костей черепа, страдальческое выражение лица свидетельствуют о повышении внутричерепного давления (при гидроцефалии, менингите, кровоизлиянии в мозг). Такой ребенок должен наблюдаться невропатологом.

При осмотре глаз зрачки должны быть симметричны, с живой реакцией на свет. Нистагм, симптом «заходящего солнца» обычно указывают на тяжелую патологию ЦНС и необходимость консультации у невропатолога. Недоразвитые и низкорасположенные ушные раковины могут сочетаться с врожденными пороками внутренних органов и глухотой. При осмотре зева обращают внимание на мягкое и твердое нёбо для выявления скрытой расщелины и арковидной конфигурации. Уздечка языка может быть укорочена, и, если это приводит к нарушению акта сосания, необходима ее хирургическая коррекция.

Грудная клетка активно участвует в акте дыхания, симметрична. Обращают внимание на частоту и характер дыхания, данные перкуссии и аускультации при обследовании легких и сердца. Следует помнить, что врожденные пороки сердца занимают первое место среди других врожденных пороков развития. Их первым проявлением может быть грубый шум, обнаруживаемый при ау-скультации впервые в периоде новорожденности. При аускультации хрипов в легких ребенку необходимо провести обследование в стационаре. Следует помнить, что перкуторные данные у новорожденного более достоверны, чем данные аускультации, так как из-за тонкой грудной клетки дыхание хорошо проводится с одной половины грудной клетки на другую, что мешает зафиксировать ослабленное дыхание.

Живот пальпируют против часовой стрелки. Край печени в норме может быть ниже реберной дуги на 1–2 см. При пальпации патологических образований следует направить ребенка на УЗИ органов брюшной полости.

Гениталии должны быть сформированы в соответствии с полом и возрастом ребенка.

Конечности. Ноги, согнутые в тазобедренных суставах под углом 90°, можно отвести до полного касания поверхности стола. При врожденном вывихе бедра будет слышен глухой щелчок. Параличи Эрба-Дюшена и Дежерин-Клюмпке свидетельствуют о родовом травматическом повреждении плечевого сплетения.

Нервную систему и психическое развитие оценивают при наблюдении за ребенком и общении с ним – по активности, взгляду, выраженности безусловных рефлексов. Наибольшую диагностическую значимость имеют рефлексы: сосательный, поисковый, хватательный, ползания, защитный, опоры и автоматической ходьбы, рефлекс Бабкина. Определяют сухожильные рефлексы, их симметричность, мышечный тонус.

Инструктаж

Инструктаж родителей касается вопросов ухода за ребенком, вскармливания и воспитания.

Рекомендации по уходу. Для здоровья новорожденного важна чистота. Детскую кроватку следует поставить в светлом месте комнаты, но не на сквозняке. Новорожденного кладут в кроватке на бок, без подушки. Температура воздуха поддерживается 20–22 °C.

Купание производится ежедневно в специальной детской ванночке, которую не используют для стирки пеленок или детского белья. Продолжительность купания – 10 мин.

Купать ребенка можно утром или вечером. Лучшее время – вечером, перед последним кормлением, так как это улучшает ночной сон ребенка. Перед купанием в первые 2 недели ванночку надо ошпаривать кипятком. Новорожденного следует купать в кипяченой воде, пока не зажила пупочная ранка. Температура воды 37–38 °C. Воду наливают в ванночку, чтобы она покрывала дно. Хорошо добавить в воду отвары трав (череды, ромашки). Ребенка следует постепенно погружать в воду, завернутым в пеленку, чтобы не вызвать беспокойства. Одной рукой поддерживают голову ребенка, а другой обмывают его.

Для обмывания удобно пользоваться индивидуальной мягкой губкой. Мыло используют 2 раза в неделю, только детское. После купания ребенка укладывают на ладонь лицом вниз, обхватив грудь, и ополаскивают водой из кувшина. Затем следует осушить кожу ребенка полотенцем, делая при этом промокательные движения. Особенно важно, чтобы сухими были кожные складки.

Их обрабатывают детским кремом, присыпкой или прокипяченным подсолнечным маслом. Каждая мама сама подбирает средства для ухода за кожей ребенка. Область пупочной ранки обрабатывают раствором бриллиантового зеленого или 5 %-ным раствором калия перманганата, или 5 %-ным раствором йода.

Утренний туалет – каждое утро после первого кормления ребенка умывают ватным тампоном, смоченным теплой кипяченой водой, глаза – от наружного угла к внутреннему, отдельным тампоном каждый глаз. Нос очищают ватными турундами, смоченными вазелиновым маслом.

Пеленание – важный момент ухода за новорожденным. Рекомендуют свободное и широкое пеленание. Для свободного пеленания ребенку надевают распашонку с зашитыми рукавами. Ноги укладывают в пеленку. Грудная клетка остается свободной, что облегчает дыхание и служит профилактикой заболеваний легких. Для широкого пеленания между бедер прокладывают дополнительную пеленку, благодаря чему бедра остаются в состоянии разведения, что способствует вправлению головки бедра в вертлужную впадину и при врожденном вывихе бедра является консервативным лечением.

Прогулки на свежем воздухе следует начинать сразу после выписки из родильного дома. Первый раз продолжительность прогулки 5 мин при температуре не ниже – 10 °C. С целью адаптации к окружающей среде продолжительность прогулок увеличивают постепенно, ежедневно прибавляя по 5 мин. Прогулки противопоказаны при болезни ребенка. Их следует возобновлять после выздоровления, постепенно увеличивая продолжительность.

Правильное вскармливание новорожденного обеспечивает его своевременное гармоничное развитие и формирует иммунитет. Прикладывание ребенка к груди сразу после рождения стимулирует лактопоэз. Необходимо разъяснить матери преимущества грудного вскармливания и на период становления лактации рекомендовать грудное кормление по требованию ребенка. При грудном вскармливании устанавливается очень важный эмоциональный контакт между матерью и ребенком, что благоприятно влияет на психоэмоциональное состояние матери и становление личности ребенка. Необходимо чередовать кормление каждой молочной железой. Для определения количества съеденного ребенком молока применяют контрольное взвешивание.

Перед кормлением мать должна надеть косынку, вымыть руки с мылом и сцедить одну каплю молока. Наиболее часто затруднения при грудном вскармливании обусловлены неправильной формой сосков, их трещинами. Для улучшения формы следует аккуратно оттягивать соски в течение 2–3 мин 3–4 раза в день. Для лечения трещин могут быть использованы 1–5 %-ный линимент синтомицина, 0,2 %-ная фурацилиновая мазь, мазь календулы. После применения этих средств перед кормлением ребенка грудь следует тщательно обмыть теплой водой с детским мылом.

Иногда грудное кормление противопоказано. Это может быть обусловлено состоянием матери или ребенка. Противопоказания к грудному вскармливанию со стороны матери включают почечную, сердечную недостаточность, злокачественные опухоли, тяжелые болезни крови, тяжелые инфекционные заболевания (такие как туберкулез, менингит, дифтерия, столбняк и др.).

Ребенка не прикладывают к груди при тяжелой внутричерепной родовой травме, дыхательной, сердечной недостаточности, глубокой недоношенности с отсутствием сосательного и глотательного рефлексов, гемолитической болезни новорожденного (если в молоке матери обнаруживаются антитела в высоком титре), наследственных нарушениях обмена веществ (фенилкетону-рии, галактоземии и др.). Все эти состояния относятся к абсолютным противопоказаниям. Относительным противопоказанием служит мастит у матери. При серозном характере воспаления разрешается кормление из здоровой грудной железы. При гнойном мастите грудное кормление полностью прекращается.

Иногда происходит снижение или прекращение лактации у матери. Гипогалактия может быть первичной и вторичной. Первичная гипогалактия обусловлена нейрогормональными расстройствами, поэтому для становления лактации назначают гормоны: лактин 70-100 ед. внутримышечно 1–2 раза в сутки 5–6 дней; окситоцин 1,5–2 ед. (0,3–0,4 мл) внутримышечно 2–3 раза в сутки ежедневно в течение 3 дней, питуитрин 2,5 ед. (0,5 мл) 1–2 раза в день внутримышечно 5–6 дней. Вторичная гипогалактия встречается чаще. Ее возникновению способствуют недостаточный сон, неполноценное питание, нарушение правил грудного кормления, прием медикаментов (антибиотиков, диуретиков, барбитуратов, фуразолидона и др.). Лечение вторичной гипога-лактии состоит в устранении ее причин. Для стимуляции лактопо-эза назначают витамины (A, B12 , B6 С, РР), апилак (по 0,01 г 3 раза в сутки под язык 10–15 дней), сухие пивные дрожжи (по 1–2 г 3 раза в сутки внутрь 10–15 дней), используют фитотерапевтические средства (боярышник, мелиссу, листья земляники, траву душицы, укроп). Если восстановить лактацию невозможно, то необходимо обеспечить ребенка донорским женским молоком. Пункты сбора женского молока созданы при молочных кухнях. Женщина-донор должна быть здоровой и чистоплотной.

При отсутствии женского молока могут быть назначены его заменители – адаптированные к женскому молоку смеси. Неадаптированные простые смеси в настоящее время утратили свое значение.

Воспитание. С самого начала между родителями и ребенком устанавливается взаимопонимание при помощи конкретных сигналов, формируется уникальная форма взаимоотношений – привязанность. Новорожденный ребенок обладает способностью противостоять неблагоприятному воздействию новой обстановки и избирательно реагировать на определенные стимулы. Психическая структура личности новорожденного, индивидуальные особенности темперамента видны с первых дней жизни («трудный ребенок», «легкий ребенок»). Изменчивость поведения ребенка обусловлена изменениями его формирующегося сознания. Большую роль в воспитании маленького человека имеет грудное вскармливание. Ребенок, находящийся на грудном вскармливании, чувствует себя защищенным, нужным, желанным. В условиях положительного психического контакта дети растут более послушными.

С первых дней жизни малышу необходим правильный режим дня (чередование во времени основных физиологических потребностей: сна, бодрствования, питания, прогулок, гигиенических и закаливающих мероприятий). Это способствует формированию определенного ритма жизни. У детей вырабатывается рефлекс на время, формируется динамический стереотип поведения, устанавливаются биологические ритмы, что обеспечивает ему спокойное и быстрое засыпание, хороший аппетит, активное поведение во время бодрствования. Дети, живущие по установленному ритму, не нуждаются в дополнительном успокоении (укачивании, ношении на руках, пользовании пустышкой).

В дальнейшем такой ребенок легко привыкает к распорядку дня. Это приучает его к организованности и облегчает жизнь ему и родителям. Правильный режим дня не должен носить характер навязывания. Ребенка можно обучать лучше и быстрее, если приспосабливаться к уровню его умственного развития, индивидуальному биологическому ритму, учитывая физическое состояние и индивидуальные психические особенности. Допускаются отклонения от режима на 30 мин или в крайнем случае на 1 ч.

Ведущим режимным фактором является кормление ребенка. Вскармливание по требованию проводится в периоде адаптации с целью установления оптимального режима кормления для матери и ребенка. Последующий переход к кормлению по режиму должен быть постепенным. Критерием правильно выбранного режима является состояние здоровья ребенка, прежде всего функции центральной нервной системы. В условиях нарушения адаптации ребенок становится капризным, плаксивым и раздражительным.

В соответствии с режимом кормления формируются другие режимы: сна и бодрствования, прогулок, закаливающих и гигиенических мероприятий.

При первом патронаже новорожденного необходимо рассказать матери о состояниях, требующих срочной медицинской помощи, и сообщить, куда надо обращаться за помощью при заболеваниях.

Оформление документа

Информация о содержании первого патронажа к новорожденному регистрируется в истории развития ребенка (ф. № 112) под заголовком «Первый патронаж к новорожденному». Запись производится по схеме: анамнез, данные объективного обследования, диагноз с указанием группы здоровья и группы риска, рекомендации по уходу, вскармливанию и воспитанию. Если ребенок относится ко II–V группам здоровья, то следует дать рекомендации по реабилитации в соответствии с группой риска или нозологической формой болезни.

2. Второй патронаж к новорожденному

Второй патронаж к новорожденному осуществляется на 14-й день жизни ребенка. Его цель – повторное обследование новорожденного по органам и системам для установления состояния здоровья, контроль выполнения рекомендаций, ответы на вопросы матери в связи с возникшими проблемами, инструктаж.

При сборе анамнеза необходимо выяснить вопросы вскармливания, режима дня, поведения новорожденного.

Объективное обследование

Объективное обследование проводится поэтапно. К нему следует отнестись не менее внимательно, чем при первом патронаже, так как патология, не проявившаяся ранее, может быть выявлена в этом возрасте.

Необходимо оценить, как ребенок прибавляет в массе. Если бывают срыгивания, то следует объяснить матери, что у детей до 1 года имеется физиологическая недостаточность в работе сфинк-терного аппарата желудочно-кишечного тракта. При заглатывании воздуха во время кормления ребенка следует подержать вертикально 10 мин после кормления. Если срыгивания упорные, постоянные, бывает рвота фонтаном, ребенок плохо прибавляет в весе, то его необходимо обследовать в стационаре.

С двухнедельного возраста у детей могут возникать схваткообразные боли в животе (колики), что обусловлено адаптацией ЖКТ к новым условиям жизни. Это проявляется внезапным беспокойством ребенка.

Мать обязана сообщить о таких симптомах участковому врачу, который оценивает, являются ли данные изменения функциональными отклонениями или обусловлены органической патологией.

Инструктаж

Следует напомнить матери о значении массажа и гимнастики для новорожденного. Массаж и гимнастику подключают к закаливающим и оздоровительным мероприятиям.

Основными приемами массажа являются поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, вибрация. На начальных этапах массаж должен быть легким, из всех приемов применяют преимущественно поглаживание, так как оно способствует расслаблению мышц. При проведении массажа масса малыша нарастает быстрее. Вялый ребенок становится более живым и активным, легковозбудимый быстрее засыпает, его сон становится глубже и длительнее.

Массаж проводят чистыми, теплыми, сухими руками. Начинают с лица: лоб поглаживают от центра кнаружи большими пальцами правой и левой руки. Щеки массируют от носа к уху и от центра верхней губы к уху, затем от подбородка к уху. Массаж конечности осуществляют от дистального конца к проксимальному с наружной и внутренней стороны. При массаже спины поглаживающие движения проводят ладонями сверху вниз и тыльной поверхностью руки снизу вверх. При массаже груди концы пальцев рук передвигают по ходу межреберных промежутков от грудины к бокам, не нажимая на ребра. Массаж живота проводят по часовой стрелке, надо щадить область печени и не задевать половые органы. В последнюю очередь массируют стопы и ладони.

Если во время процедуры ребенок капризничает и плачет, нужно прервать ее и успокоить малыша. Проведение массажа с 2– 3-недельного возраста следует чередовать с выкладыванием ребенка на живот для укрепления мышц спины, живота и конечностей. Выкладывание производят на 2–3 мин перед кормлением.

Использование специальных упражнений в периоде ново-рожденности поможет ребенку управлять своим телом. Поскольку у новорожденного преобладает гипертонус мышц-сгибателей, необходимо помочь им расслабиться. Выполнять движения следует медленно, ритмично и плавно. Гимнастику проводят во время бодрствования, когда ребенок находится в хорошем настроении. Упражнения делают, играя с малышом, при этом мать должна улыбаться, ласково разговаривать с ним или напевать песенку.

Первое упражнение: ребенок лежит на спине, мать дает ему ухватиться руками за свои большие пальцы, затем разводит руки новорожденного в стороны и сводит их вместе, скрестив на груди. Упражнение помогает расслабить мышцы грудной клетки и плечевого пояса.

Второе упражнение: ребенок лежит на спине, мать поднимает его руки над головой и опускает через стороны вниз. Упражнение расслабляет мышцы плечевого пояса, верхних конечностей.

Третье упражнение: ребенок лежит на спине, мать берет его за голени и плавно пригибает колени к животу, затем разгибает ноги. Упражнение расслабляет мышцы ног, помогает ребенку освободить кишечник от газов.

Четвертое упражнение: ребенок лежит на животе, мать подпирает ступни ребенка руками, это заставляет малыша выпрямлять ноги и ползти вперед (рефлекторное ползание). Упражнение способствует развитию мышц ног, рук и спины.

Для воспитания и развития зрительного сосредоточения новорожденного над кроваткой на расстоянии 40–50 см от лица подвешивают игрушки.

Первыми игрушками после выписки из родильного дома могут быть 2–3 крупных шара яркого цвета, подвешиваемых над кроваткой поочередно каждые 2–3 дня. Это способствует развитию зрительного анализатора и создает радостное настроение у ребенка.

Данные патронажа оформляются в истории развития ребенка (ф. № 112) под заголовком «Второй патронаж к новорожденному».

3. Третий патронаж к новорожденному

Третий патронаж к новорожденному проводится на 21-й день жизни ребенка. Его цели – наблюдение в динамике за состоянием здоровья и условиями развития новорожденного, вскармливанием, проведение санитарно-просветительной работы, лечение выявленных отклонений в развитии.

Объективное обследование

При обследовании новорожденного необходимо обратить внимание на его поведение, самочувствие, реакцию на окружающую обстановку. В динамике оценивают показатели массы тела, роста, окружности головы, грудной клетки, состояние большого родничка.

На слизистой полости рта может быть молочница при дефектах ухода за ребенком. Новорожденный на третьей неделе жизни уже может фиксировать взгляд, реагировать положительными эмоциями на ласковое обращение к нему.

Кожные покровы в норме эластичные, бархатистые, розовые, чистые. При наличии гнойничков необходимо лечение на дому при удовлетворительном состоянии ребенка и возможности хорошего ухода.

При состоянии средней тяжести или неблагоприятном сани-тарно-культурном уровне в семье участковый врач дает направление для обследования и лечения в стационаре.

Область пупка к 21-му дню жизни ребенка должна быть эпи-телизирована. При гнойном отделяемом из пупочной ранки, гиперемии вокруг пупка следует направить ребенка в стационар.

Для определения состояния новорожденного врач повторно оценивает безусловные физиологические рефлексы (Бабкина, сосательный, хватательный, автоматической походки, ползания), проводит перкуссию и аускультацию легких, сердца, пальпацию живота.

Инструктаж

Затем врач уточняет в беседе с матерью характер физиологических отправлений у ребенка, дает рекомендации по вскармливанию и уходу за новорожденным, отвечает на вопросы, возникшие у нее на протяжении третьей недели жизни ребенка.

Во время третьего патронажа следует рассказать маме о рахите у детей и подготовить ее к необходимости профилактики этого заболевания, проинформировать о значении ультрафиолетовых лучей, витамина D для жизнедеятельности организма и выписать рецепт для приобретения в аптеке масляного раствора витамина D в профилактической дозе 450 МЕ/сут.

Необходимо рассказать о дефицитных анемиях у детей, значении грудного вскармливания и профилактике анемий. Врач обсуждает с мамой вопросы закаливания организма ребенка и укрепления его резистентности, знакомит с методикой обучения плаванию.

В конце беседы участковый врач приглашает маму с ребенком на прием в поликлинику по исполнении малышу одного месяца, доводит до сведения расписание работы участкового врача и специалистов и сообщает о дне здорового ребенка.

Полученные данные регистрируются в истории развития ребенка (ф. № 112) под заголовком «Третий патронаж к новорожденному».

К концу периода новорожденности участковый врач должен составить прогноз состояния здоровья ребенка для первого года жизни. Некоторые дети групп риска могут быть сняты с диспансерного наблюдения и со второго месяца наблюдаться так же, как здоровые дети. При наличии отклонений в состоянии здоровья и развития ребенка необходимо провести углубленное обследование с привлечением специалистов, внести коррекцию в тактику оздоровительных мероприятий.

4. Особенности наблюдения и реабилитации недоношенных и переношенных новорожденных

Все недоношенные и переношенные новорожденные дети относятся к группе риска. Они требуют повышенного внимания участкового врача: первый патронаж к ним осуществляется на следующий день после выписки из родильного дома или стационара (отделения I и II этапа выхаживания), – так как нуждаются в особом уходе в силу своей ослабленности.

При сборе анамнеза необходимо по возможности установить этиологические факторы, которые привели к рождению недоношенного или переношенного ребенка, так как от этого зависит объем реабилитационных мероприятий.

При объективном обследовании следует помнить о функциональных особенностях недоношенных детей. Со стороны нервной системы характерны синдром угнетения, слабый крик, снижение мышечного тонуса, физиологических рефлексов, несовершенство терморегуляции.

При оценке состояния органов дыхания могут быть выявлены лабильность частоты дыханий (35–80 в 1 мин), неравномерность глубины дыхания, ослабленное дыхание при аускультации над областью ателектазов, приступы апноэ. Частота сердечных сокращений также вариабельна и может изменяться в пределах 140–180 ударов в мин.

Отмечается сосудистая дистония. Незрелость органов дыхания и кровообращения приводит к недостаточному снабжению организма ребенка кислородом, в результате чего состояние его еще более ухудшается.

Выхаживание недоношенных детей представляет собой чрезвычайно сложную задачу. Для сохранения их жизнедеятельности необходимо создавать специальные условия ухода и вскармливания.

Температура воздуха в квартире должна быть в пределах 24–26 °C (так как недоношенные дети быстро охлаждаются), пеленать ребенка следует быстро в предварительно согретые пеленки. Охлаждение недоношенного может произойти при длительном лежании в мокрых пеленках. После купания ребенка заворачивают в подогретое полотенце. Признаком переохлаждения является похолодание носа. Вследствие несовершенства терморегуляции может легко наступить перегревание недоношенного. Тогда на лбу и у корня носа появляются капли пота.

Вскармливание недоношенных представляет значительные трудности. Из-за малой емкости желудка таким детям рекомендуют частое кормление малыми порциями. Для недоношенного ребенка особенно важно вскармливание грудным молоком, так как выделение собственных пищеварительных ферментов недостаточно. Грудное вскармливание компенсирует низкий уровень гуморального иммунитета недоношенного и неспецифических факторов защиты. Риск развития анемии недоношенных при естественном вскармливании ниже. Для их искусственного вскармливания могут быть использованы адаптированные смеси.

Учитывая незрелость нервной системы, недоношенному ребенку следует создавать охранительный режим, оберегать его от сильных внешних раздражителей: громкой музыки, криков, яркого света. Следует больше разговаривать и брать на руки недоношенного ребенка, что способствует его психическому развитию. Сенсорная стимуляция играет огромную роль в неврологическом и физическом созревании. Однако необходимо помнить о быстрой утомляемости недоношенных.

Для профилактики респираторных заболеваний, учитывая склонность таких детей к застойным явлениям, следует чаще менять положение недоношенного младенца в кроватке.

Брать на руки ребенка следует медленно, так как вследствие сосудистой дистонии при перемене положения тела ребенка может легко развиваться нарушение кровоснабжения головного мозга.

Все недоношенные дети осматриваются невропатологом, отоларингологом, окулистом на первом месяце жизни. При выявлении нарушений со стороны ЦНС, опорно-двигательного аппарата, слуха, нарушения зрения недоношенные дети находятся под наблюдением специалиста соответствующего профиля.

Выхаживание недоношенного ребенка после выписки из стационара осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, которая зависит от выявления факторов риска развития патологии. Недоношенные новорожденные относятся ко II группе здоровья. Необходимы строгое выполнение врачебных рекомендаций и тесный контакт с семьей. Чаще всего для недоношенных характерны отставание в физическом и нервно-психическом развитии, неврологические заболевания, приводящие к инвалидности (детский церебральный паралич, гидроцефалия, эпилепсия, глухота); отдаленными последствиями являются умственные и личностные дефекты. Неблагоприятные исходы (инвалидность и смерть) в ряде случаев обусловлены низким социально-экономическим статусом семьи, дефицитом внимания к ребенку и неправильным воспитанием.

Среди переношенных новорожденных заболеваемость и смертность также значительно выше, чем у доношенных детей. У них чаще бывают асфиксия, родовая травма центральной нервной системы, аспирационный синдром, пиодермия, острые респираторные заболевания, задержка психического развития, склонность к избыточной массе тела, висцеровегетативные нарушения (повышенная возбудимость, срыгивания, запоры, дискинезии желудочно-кишечного тракта).

Программа реабилитации, как и у недоношенных детей, составляется в индивидуальном порядке в соответствии с выявленными факторами риска.

Учитывая склонность переношенных новорожденных к избыточной массе тела, рекомендуют увеличить число кормлений (7 вместо 6), но уменьшать разовый объем пищи в первые месяцы жизни. При выраженной сухости кожи, ее шелушении хороший эффект оказывают гигиенические ванны, смягчающие и питающие кожу. Для этого в воду добавляют ржаные или пшеничные отруби, картофельный крахмал (50-100 г на 10 л воды). Детским мылом при сухой коже можно пользоваться не чаще 2 раз в неделю. В связи с дисфункцией нервной системы назначают охранительный режим. Дают рекомендации по развитию двигательных навыков и воспитанию, учитывая физиологические особенности недоношенных и переношенных новорожденных.

Патронаж новорожденного - это посещение малыша на дому медицинскими работниками на первом месяце его жизни. Еще в роддоме у вас спросят ваш фактический адрес и отправят данные в ближайшую поликлинику. И на 1-й, 2-й день после вас посетит педиатр или медицинская сестра. Патронаж на дому обычно осуществляется три раза. Это очень удобно для матери, так как в домашних условиях будет произведен необходимый осмотр ребенка, даны рекомендации по уходу за малышом, а также во время него можно задать любые интересующие вопросы о малютке и о своем состоянии.

Первичный патронаж новорожденного

К первичному патронажу новорожденного лучше подготовиться заранее и составить список волнующих вас вопросов, которые вы хотите задать врачу. Во время посещения медицинская сестра или педиатр осуществят следующие манипуляции:

  • осмотрят пупочную ранку и дадут рекомендации по ее обработке;
  • прощупают животик;
  • осмотрят кожу малыша на наличие опрелостей, дав совет по ее уходу;
  • поинтересуются, на грудном или находится малыш, расскажут правила вскармливания;
  • сделают вывод о здоровье малыша;
  • соберут сведения о течении беременности, родов, прививках в роддоме, наследственных семейных заболеваниях и т.д.;
  • сделают вывод о физическом и психологическом состоянии матери;
  • заполнят детскую ;
  • осмотрят жилищные условия и их пригодность для проживания младенца;
  • сообщат адрес и телефон ближайшей поликлиники, приемные часы вашего участкового педиатра и день, в который осуществляется прием грудничков.

Во время осмотра малыша не все врачи подробно рассказывают матери об уходе за крохой, поэтому сами задавайте настойчиво все вопросы.

Вторичный патронаж новорожденного

Второй визит врача или медсестры на дому осуществляется примерно на 14-й день жизни малыша. Во время него медицинский работник также осуществит осмотр ребенка. Посмотрит, насколько своевременно зажила пупочная ранка и сошла физиологическая желтушка. Врач поинтересуется о грудном вскармливании, даст советы по этому поводу. К этому визиту также составьте список волнующих вас вопросов об уходе за малышом (ногти, уши, глаза, кожа, обработка опрелостей, купание и подмывание, кормление, очищение «молочных корочек" и т.д.). Также вы сможете поинтересоваться о своем здоровье и попросить рекомендации по поводу этого.

Третий патронаж новорожденного

Третий визит медицинского работника на дом осуществляется примерно на 21 день жизни крохи. Во время него педиатр произведет осмотр ребенка, составит вывод о его здоровье, даст полезные рекомендации и советы. Также он напомнит о том, что вы должны посетить поликлинику для осмотра ребенка, когда ему исполнится месяц. Как и во время первого и второго визита, не забывайте задавать волнующие вас вопросы.

Патронаж новорожденных на дому. Подведение итогов

Наблюдение малыша в первый месяц его жизни на дому производится три раза бесплатно, вне зависимости от того, есть ли у родителей регистрация или нет. Однако для того, чтобы посещать поликлинику после месяца, вам необходимо сделать ребенку и зарегистрировать его по адресу одного из родителей.

Патронаж медсестры в 1 месяц Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за новорождённым выполняют полностью, частично, не выполняют.

Проведена беседа по профилактике рахита, особенностям ухода за ребёнком, обучена комплексу массажа №1.

Жалобы: нет; на_____________________________________________________________

Исключительно грудное

Смешанное

Осмотр:

Пупочная ранка: чистая, мокнет, под корочкой.

НПР : кратковременно фиксирует взгляд на ярком предмете _______, вздрагивает при резком звуке ________, первая улыбка ________, пытается держать головку лёжа на животе ________.

3.Туалет новорождённого ежедневно; умывание водой 28 0 С;

7.Гипоаллергенная диета маме: исключение острой, жареной, жирной, копчёной, сладкой пищи, полуфабрикатов, консервов, Продуктов повышающих газообразование. Использование смесей, фито - чаёв для кормящих мам – для поддержания достаточной лактации.

9.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 2 месяца Дата:

Социальная среда

Жалобы

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Смешанное, 3. Искусственное

Исключительно грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч., не срыгивает, срыгивает: редко, часто, не обильно, фонтаном.

Смешанное : грудное молоко + докорм смесь _________ по мл раз;

Причина докорма: недостаточная лактация, желание мамы, выход на учёбу, работу, другое ___________________________________________________________

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое _________.

Осмотр:

Мышечный тонус: физиологический гипертонус сгибателей, гипотонус.

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ________________________;

Без изменений: ежедневно, кашицеобразный, жёлтый, без примесей крови, зелени, слизи. _____ раз в день. Метеоризм: да, нет. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки. Характер сна___________________________________________________________

НПР : следит взором за движущейся перед глазами игрушкой ______, прислушивается____

Улыбается в ответ на речь взрослого _______, хорошо держит головку, 1-2 минуты, в вертикальном положении_______________________________________________________.

1.Питание: исключительно грудное, по требованию.

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 36-37 0 C; с детским мылом 1-2 раз /нед.

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 27- 28 0 С;

4.Выкладывать на животик перед кормлением, материнский (тактильный) массаж, с 1,5 мес.- комплекс массажа и гимнастики - № 1;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно

5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

8.Консультация специалистов: невролог, окулист, хирург, УЗИ в/о + тбс, ЭХОКГ, НСГ.

9.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 3 месяца Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Смешанное, 3. Искусственное

Исключительно грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч., не срыгивает, срыгивает: редко, часто, не обильно, фонтаном.

2.1.Смешанное : грудное молоко + докорм смесь _________ по мл раз;

Причина докорма: недостаточная лактация, желание мамы, выход на учёбу, работу, другое ___________________________________________________________

3.1.Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое _________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Мышечный тонус: физиологический гипертонус сгибателей, гипотонус.

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ________________________;

Без изменений: ежедневно, кашицеобразный, жёлтый, без примесей крови, зелени, слизи. _____раз в день. Метеоризм: да, нет. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки. Характер сна___________________________________________________________

НПР : следит взглядом за игрушкой _______, прислушивается____

комплекс «оживления»________, хорошо держит голову лежа на животе, есть упор ног _________, случайно наталкивается на игрушку рукой _________, гулит _________________.

А с, А з, Э, Д о, Д р -

1.Питание: исключительно грудное, через_____ ч.

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 35-36 0 C; с детским мылом 1-2 раз /нед.

3. Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 26 0 С;

4.Комплекс массажа и гимнастики - № 2;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно

5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

7.Гипоаллергенная диета маме: исключение острой, жареной, жирной, копчёной, сладкой пищи, полуфабрикатов, консервов, Продуктов повышающих газообразование. Использование смесей, фито- чаёв для кормящих мам – для поддержания достаточной лактации.

8.Консультация специалистов: невролог, ортопед, ЗРТ, ОАК, ОАМ.

9.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 4 месяца Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам введения прикормов с 4- 6 мес., особенностям НПР в 4 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Смешанное, 3. Искусственное

Исключительно грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч., не срыгивает, срыгивает: редко, часто, не обильно, фонтаном.

Смешанное : грудное молоко + докорм смесь _________ по мл раз;

Причина докорма: недостаточная лактация, желание мамы, выход на учёбу, работу, другое ___________________________________________________________

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм № 1, 2. Однокомпонентные

Фруктовый сок _________________________ по ____________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь ________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ________________________;

Без изменений: ежедневно, кашицеобразный, цвет __________, без примесей крови, зелени, слизи. _____ раз в день. Метеоризм: да, нет. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки. Характер сна _____________________________________________.

НПР : узнает мать _____, поворачивает голову на звук ________, переворачивается со спины на живот ______, захватывает подвешенную игрушку ________, громко смеётся _______, длительно гулит _______.

А с, А з, Э, Д о, Д р -

Прикормы: однокомпонентные продукты ________________________________________

Прикорм № 1______________________с______ч.л. доводить до _________________ гр.

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 36-37 0 C; с детским мылом 1-2 раз /нед.

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 25 0 С;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно

5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

7.Консультация специалистов:

8.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 5 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам введения прикормов № 2, особенностям НПР в 5 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Смешанное, 3. Искусственное

Исключительно грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч., не срыгивает, срыгивает: редко, часто, не обильно, фонтаном.

Смешанное : грудное молоко + докорм смесь _________ по мл раз;

Причина докорма: недостаточная лактация, желание мамы, выход на учёбу, работу, другое ___________________________________________________________

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Аппетит хороший, избирательный.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2 однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

НПР : отличает чужих от своих _____, различает интонации ______, поворачивается со спины на живот ______, стоит не подгибая ног, при поддержке под мышки _____________, чётко берёт игрушку ______, продолжает долго гулить ______________________________

А с, А з, Э, Д о, Д р Р а -

1.Питание: грудное, смешанное, искусственное (смесь ___________ по ____гр.) через_____ ч.

Прикормы: монокомпонентные, многокомпонентные ______________________________

__________________________________________________________________________

Прикорм № 2______________________с______ч.л. доводить до _________________ гр.

Фруктовые пюре и фруктовые соки по 50 гр. (при полном введении прикормов №1 №2);

4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 3;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно

5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

7.Консультация специалистов:

8.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 6 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам введения прикормов № 3, особенностям НПР в 6 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Грудное

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм:

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР : переворачивается с живота на спину _______, подползает _____________, свободно берёт игрушки из различных положений ________, произносит слоги(начало лепета)______________, снимает пищу губами при кормлении ____________________________________________.

Д о, Д р Р а, Р п, Н -

Прикормы: однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 60 гр., мясо с ½ ч. л. до 20гр.

Прикорм № 3______________________с______ч.л. доводить до _________________ гр.

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 35-34 0 C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 24 0 С;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно

5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

7.Консультация специалистов: невролог, ОАК,ОАМ.

8.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 7 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 7 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное

Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ч. Аппетит хороший, избирательный.

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша_________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;

Желток ____________________________________________________________________,

Мясо _________________________________по___________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР: ползает ________, перекладывает игрушку из руки в руку_____________________________

Многократно произносит слоги (лепечет)_________, на вопрос «Где?» -находит предмет _______, расположенный в определённом месте _________, пьёт из чашки, которую держит мама _______.

Д о, Д р Р а, Р п, Н -

1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.

Прикормы: однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 70 гр., желток ¼ ч. – 1-2 раза/нед., мясо до 30 гр.

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 35-34 0 C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 24 0 С;

4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 4;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно

5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

7.Консультация специалистов:

8.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 8 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 8 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное

Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч. Аппетит хороший, избирательный.

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;

Мясо _________________________________по___________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР: самостоятельно садится и сиди _________, самостоятельно встаёт у опоры и переступает, держась за барьер _______________, игрушками занимается долго _________________________,

Громко произносит слоги __________, по просьбе выполняет «ладушки», «до свиданья»_______.

Д о, Д р Р а, Р п, Н -

1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.

Прикормы: однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 80 гр., мясо 10-30 гр., желток по ½ ч. через день, мясо до 40гр.+ субпродукты (печень), сухарик 10-15гр., горошек, укроп, лук., кефир детский до 200гр.

Рыбный прикорм с ______ ч. л. доводить до _________________ гр.

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 35-34 0 C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 24 0 С;

4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 4;

6.Прогулки: ежедневно;

9.Консультация специалистов:

10.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 9 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 9 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное

Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч. Аппетит хороший, избирательный.

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;

Желток _____________________________________________________________________,

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР: ходит при поддержке за обе руки ________, действует с предметами по- разному____

Подражает слогами, которые имеются в лепете ________, по просьбе находит предмет, достаёт его из массы игрушек ______, знает своё имя _______, умеет пить из чашки придерживая ее руками ____. Д о, Д р Р а, Р п, Н –

1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.

Прикормы : однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 90 гр., мясо 10-30 гр., желток по 1/2ч. через день, мясо (фрикадельки) + субпродукты до 50 гр., рыба по 50 гр. 1-2 раза в нед., кефир 200 гр.,

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 34-33 0 C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 23 0 С;

4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 4;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 10-15 мин.;

6.Прогулки: ежедневно;

7.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

8.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

9.Консультация специалистов: ОАК,ОАМ

10.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 10 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 10 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное

Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч. Аппетит хороший, избирательный.

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;

Желток _____________________________________________________________________,

Мясо _________________________________по___________________________________,

Рыба ______________________, кефир __________________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР: влезает на невысокую поверхность и слезает с неё ___________________________,

Умеет открывать, закрывать, вкладывать один предмет в другой _________, подражает разным слогам взрослого __________, знает названия частей тела ______________________, пьёт из чашки _____________. Д о, Д р Р а, Р п, Н –

1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.

Прикормы : однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 100 гр., мясо 20- 40 гр., желток по 1/2ч. через день, мясо (фрикадельки) + субпродукты до 50 гр., рыба по 50 гр. 1-2 раза в нед., кефир 200 гр.,

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 32-31C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 22 0 С;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 10-15 мин.;

6.Прогулки: ежедневно;

7.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

8.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

9.Консультация специалистов

10.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 11 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 11 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное

Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч. Аппетит хороший, избирательный.

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;

Желток _____________________________________________________________________,

Мясо _________________________________по___________________________________,

Рыба ______________________, кефир __________________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР: стоит самостоятельно без опоры ________, накладывает кубики, снимает и надевает кольца пирамидки _________, произносит первые слова – обозначения ________, выполняет элементарные требования взрослых _________, сам пьёт из чашки_____________________

Д о, Д р Р а, Р п, Н –

1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.

Прикормы : однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 100 гр., мясо 40-50 гр., желток по 1/2ч. через день, мясо (фрикадельки) + субпродукты до 50 гр., рыба по 50 гр. 1-2 раза в нед., кефир 200 гр.,

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 30-29C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 21 0 С;

4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 5;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 10-15 мин.;

6.Прогулки: ежедневно;

7.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

8.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

9.Консультация специалистов

10.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 12 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 12 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное

Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч. Аппетит хороший, избирательный.

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;

Желток _____________________________________________________________________,

Мясо _________________________________по___________________________________,

Рыба ______________________, кефир __________________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР: ходит самостоятельно _______________, произносит 8-10 слов ___________________, увеличивается запас понимаемых слов _________________, выполняет элементарные требования взрослых ___________________, сам берёт чашку и пьёт из неё _____________.

Д о, Д р Р а, Р п, Н –

1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.

Прикормы : однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 100 гр., мясо 50-60 гр., желток по 1/2ч. через день, мясо (фрикадельки, паровые котлеты) + субпродукты до 50 гр., рыба по 60 гр. 1-2 раза в нед., кефир 200 гр.,

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 28-27C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 20 0 С;

4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 5;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 10-15 мин.;

6.Прогулки: ежедневно;

7.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

8.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

9.Консультация специалистов

10.Дополнительно:

1. Алешина Е.И., Юрьев В.В. Практика вскармливания детей первого года жизни. СПб. -80с.

2. Афанасьева О. Детское питание. – М.: Эксмо, 2008. – 256с.

3. Боровик Т.Э., Ладодо К.С., Яцык Г.В., Скворцова В.А., Конь И.Я.: Национальная стратегия вскармливания детей первого года жизни в российской Федерации/ Практика педиатра. Детское питание, март 2008. – режим доступа к журналу:http://medi.ru. – Загл. с экрана

4. Боровик Т.Э., Скворцова В.А., Нетребенко О.К. Прикорм в питании грудных детей. Педиатрия, 2008; 87(4): с.79-85

5. Вальман Б., Томас Р. Первый год жизни ребёнка/ пер. с анг. М.: Издательство БИНОМ, 2006.- 152с., ил.

6. Гурова М.М. Современные подходы к питанию детей /М.М. Гурова/ - Москва: МедЭкспресс, 2007.-147с.

7. Грудное вскармливание. Как обеспечить успех / Практическое руководство для медицинских работников/ ВОЗ.: Копенгаген, 1997. – 135с.

8. Дружинин А., Дружинина О. Ваш ребёнок от 0 до 7 лет. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. – 191с.

9. Евграфова Л.Э. Практика грудного вскармливания: учебное пособие для студентов. – Архангельск, 2009. -82 с.

10. Ежова Н.В., Ермакова О.Э. вскармливание детей раннего возраста: Учебное пособие. – Мн.:Книжный Дом, 2005.- 3-46с.

11. Капранова Е.И. Основы вскармливания детей первого года жизни: учебно – методическое пособие /Е.И. Капранова и др./ - Ростов – на –Дону: Феникс, 2008.- с.87.: ил.

12. Кильдиярова Р.Р. Питание здорового ребёнка: руководство /Р.Р. Кильдиярова: - М.: – ГЭОТАР - Медиа, 2011. – 224 с. : ил.

13. Колмыкова А.С., Ткачева Н.В., Марочкина Л.И. и др. Здоровый ребенок от рождения до 7 лет. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 335с.

14. Конь И.Я. Детская диетология: достижения и проблемы /Педиатрия/2012/Том 91/ №3. – с.59-67.

15. Коровина Н.А., Захарова И.Н. К дискуссии по проблеме рационального вскармливания детей раннего возраста. Педиатрия. 2002 № 1. – с. 56-60

16. Крюгер А. Первый год жизни ребенка, М.: ООО Издательство Астрель», 2002. -317с.

17. Ладодо К.С., Дружинина Л.В. Детское питание от рождения до года. М.: Лабиринт Пресс, 2008. -240с.

18. Ладодо К.С., Дружинина Л. В. Детское питание от года до семи лет, 2008. -272с.

19. Макарова В.И., Плаксин В.А., Бабикова И.В. и др. Грудное вскармливание / методические рекомендации для студентов ФВСО. СГМУ.- Архангельск. 2006. – 40с.

20. Макарова В.И. Питание детей грудного возраста: учебное пособие/ В.И. Макарова, И.В. Бабикова, Н.Л. Избенко и др./ - Архангельск. 2003. – 35с.

21. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. М.: Союз педиатров России, 2011

22. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы Сан ПИН 23.2.1940-05 «Организация детского питания» (с изменениями от 27.06.2008г.)

23. Фрэнсис М. 52 легких способа научить детей питаться правильно / Перевод с англ. Корняковой А.В. – М.:ЗАО Центрополиграф, 2008. – 8-10с.

24. Фрэнсис М. 52 лёгких способа научить детей питаться правильно. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. – 191с.

25. 7. Шовкун В.А., Усейнова Н.Н. питание детей от рождения до года. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 22с.

Патронаж новорожденного

Очень важно, чтобы маленького человека, только что появившегося на свет, окружали забота и любовь. Не менее важно, чтобы за его правильным развитием следили квалифицированные специалисты. Наш центр предлагает патронаж новорожденных в Москве , который проводят опытные акушерки.

Что такое патронаж новорожденных?

Всем известно, что данные о новорожденном передаются из роддома в детскую поликлинику по месту проживания. На следующий день после выписки молодую маму и малыша посещает участковый педиатр, задача которого заключается в том, чтобы уточнить состояние здоровья ребенка и дать рекомендации родителям. Также педиатр и медсестра посещают малыша в течение некоторого времени сначала ежедневно, а затем раз в неделю.

Однако не всех молодых родителей устраивает качество бесплатного патронажа. Наш центр предлагает патронаж новорожденных на платной основе. В зависимости от ваших пожеланий вы можете выбрать один из трех вариантов послеродовых консультаций:

Программа Описание Стоимость
Акушерский патронаж Рекомендован после ранней выписки из роддома для контроля за восстановлением женщины, предотвращения возможных ошибок и проблем, а также для спокойствия и уверенности женщины и членов ее семьи. 7000 руб.
Детский патронаж Помощь в первые дни жизни с новым членом семьи: прогулки, купание, гимнастика, уход и пр. а также решение вопросов возникающих в течение первого года жизни: прикорм, проблемы с грудным вскармливанием, отлучение от груди и т.п. 6000 руб.
Слингоконсультант Помощь в выборе слинга, консультации по способам намотки, решение возникающих проблем. 1500 руб.

Опытный врач внимательно выслушает вас, осмотрит кожу и слизистые, оценит дыхание, рефлексы и активность сосания, произведет осмотр и обработку пупочной ранки. Также педиатр осматривает голову малыша, оценивает ее форму, состояние родничков. Обязательному осмотру подлежат и глаза ребенка, половые органы, симметричность складочек на ножках.

В нашей клинике – это внимательное, доброжелательное отношение, высокий профессионализм врачей, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Кому необходим послеродовой патронаж?

Послеродовое посещение мамы и ребенка необходимо абсолютно всем семьям. Если малыш испытывает дискомфорт, часто плачет, срыгивает или страдает от запоров, об этом необходимо поставить в известность врача, чтобы он смог скорректировать диету мамы или назначить прием специальных препаратов. Кроме того, врач, который приходит навещать малыша, оказывает неоценимую помощь и только что родившей женщине. Как правило, мама может получить следующие рекомендации:

  • Обучение приемам «материнского массажа» для грудничков, не достигших трех месяцев.
  • Осмотр молочных желез и обучение правильному вскармливанию грудью.
  • Подбор профилактических мер против мастита и лактостаза.
  • Помощь в ответе на животрепещущие вопросы о том, как одевать малыша, как правильно брать на руки, нужно ли пеленать ребенка, когда начинать гулять и многие другие.

Из родильного дома, где малыш появился на свет, сведения о его выписке будут обязательно переданы в детскую районную поликлинику, куда кроха будет прикреплен по фактическому адресу проживания. Старшая медицинская сестра детской поликлиники, получив сведения о выписке младенца из роддома, в тот же день заносит данные в журнал регистрации новорожденных; она заполняет историю развития новорожденного, вклеивает в нее вкладыши дородового патронажа, передает историю развития в регистратуру или непосредственно участковой медицинской сестре.

Первый патронаж к новорожденному должен быть выполнен не позже 1-2 дней после выписки из роддома; выписанных недоношенных детей с симптомами перинатальной и врожденной патологии медсестра и участковый доктор должны посетить уже в день выписки. Если этот день приходится на выходные или праздники, таких детишек посещает дежурный врач-педиатр.


Цели патронажа

Общая цель патронажей: создать программу реабилитации ребенка.

Конкретные цели:

Оценить состояние здоровья ребенка;

Оценить состояние здоровья матери;

Оценить социально-экономические условия семьи;

Разработать программу обучения матери, направленную на удовлетворение жизненных потребностей ребенка.

Обработка пупочной ранки

Обработку пупочной ранки достаточно проводить один раз в день, после вечернего купания. Не стремитесь делать это при каждом удобном случае: так вы будете слишком часто сдирать образующиеся на ранке корочки, что не ускорит, а лишь осложнит и затянет заживление.

Вам понадобятся:

  • ватные палочки,
  • СПИРТОВОЙ РАСТВОР БРИЛЛИАНТОВОЙ ЗЕЛЕНИ («зеленка») или ХЛОРФИЛЛИПТА,
  • чистая пипетка,
  • 3%-ный РАСТВОР ПЕРЕКИСИ ВОДОРОДА.

    Шаг за шагом:

    Вытирая (точнее, промокая) кожу малыша после купания, хорошенько просушите и область пупка.

    Смочите ватную палочку в антисептическом растворе и смажьте ею ранку.

    Если отделяемого и корочек в ранке довольно много (обычно такое бывает в первые дни жизни малыша), их можно удалить 3%-ным РАСТВОРОМ ПЕРЕКИСИ ВОДОРОДА.

    Наберите в пипетку РАСТВОР ПЕРЕКИСИ ВОДОРОДА.

    Выпустите раствор в пупочную ранку. Соприкасаясь с биологическими средами, он начнет пениться и выносить корочки и отделяемое на поверхность.

    Просушите ранку с помощью сухой ватной палочки или ватного тампона.

    С помощью другой палочки смажьте ранку раствором антисептика.

    В настоящее время в большинстве крупных родовспомогательных учреждений пуповинный остаток удаляют хирургическим путем на 2-е сутки жизни крохи. Обычно при подобном подходе не возникает необходимости использовать перекись водорода, так как процесс заживления проходит, как правило, гладко.

    Купание

    График визитов

    Из чего складывается патронаж новорожденных?
    В его официальную программу входит целых 10 посещений врача и медсестры. Но родители могут менять его так, как удобно им и ребенку.

    • 1,3,10,14-й день - посещение педиатра
    • 2,4,11,15,21,28-й день - визиты патронажной сестры
    • К концу первого месяца жизни малыш успеет окрепнуть и мама сможет сама ходить с ним в поликлинику.
    • Купание должно стать для вашего малыша ежедневной процедурой. Во-первых, кожа крошки тонкая, и в ней гораздо активнее, чем у нас с вами, протекают обменные и выделительные процессы и кожное дыхание. Поэтому она должна регулярно очищаться. Во-вторых, купание чрезвычайно полезно с точки зрения закаливания.

      Вам понадобятся:

      • ванна или детская ванночка,
      • термометр для воды,
      • кристаллы марганцево-кислого калия (в первые 7–10 дней жизни малыша),
      • детское мыло или пена для ванн (1–2 раза в неделю),
      • махровая рукавичка или мягкая губка (по желанию),
      • большая пеленка или махровое полотенце, чтобы завернуть малыша после купания.

        Температура воды должна составлять около 36–37о С. В целях закаливания температуру воды можно понижать примерно на 1о каждые 2 недели. В первые 10 дней жизни малыша неонатологи рекомендуют купать его в слабом (светло-розовом!) растворе марганцево-кислого калия. Для этого кристаллы нужно не бросать непосредственно в ванночку, а предварительно растворить в небольшом объеме воды, приготовив довольно насыщенный раствор, и процедить его через насколько слоев марли или бинта. В противном случае нерастворенные кристаллы могут попасть на кожу или слизистые оболочки ребенка и стать причиной серьезных химических ожогов. Мыть малютку с мылом или в детской пене для ванн нужно 1–2 раза в неделю, в остальных случаях достаточно будет искупать его в простой воде. После ванны полезно ополоснуть ребенка проточной водой (из кувшина или душа), температура которой может быть на 1–2о ниже. После купания заверните младенца в пеленку или полотенце. Тонкую детскую кожу можно только промокать, но ни в коем случае не растирать, ибо она очень легко травмируется. После ванночки следует приступить к обработке пупка.

        Подмывание

        Подмывать ребенка следует после каждого стула и при смене подгузника. Удобнее всего подмывать малыша под струей проточной воды, так чтобы вода стекала спереди назад. Если по какой-либо причине вода недоступна (на прогулке, в поликлинике), можно воспользоваться влажными детскими салфетками.

        Умываемся

        Утром младенца можно умыть прямо на пеленальном столике.

        Вам понадобятся:

        • несколько ватных тампонов,
        • кипяченая вода.

          Личико и глазки малыша протираем ватным тампоном, смоченным в кипяченой воде. Для каждого глаза обязательно должен быть отдельный тампон. Движения направляйте от наружного угла глаза к внутреннему.

          Чистим носик

          Необходимость в этом возникает, когда слышно, что дыхание крохи затруднено. Для этого удобнее воспользоваться ватной турундочкой (фитильком). Осторожно, подкручивающими движениями, вводим ее в ноздрю. Если в носу много сухих корочек, турунду можно смочить в масле (вазелиновом или растительном). От этих манипуляций малыш может чихнуть, что упростит выполнение задачи.

          Чистим ушки

          Ушки ребенка следует чистить только тогда, когда ушная сера видна в устье слухового прохода. Не нужно делать это слишком часто: чем чаще сера удаляется, тем быстрее начинает вырабатываться. При чистке ушей ни в коем случае нельзя проникать в слуховой проход глубже, чем на 5 мм. Для этого даже существуют специальные ватные палочки с ограничителями.

          Подстригаем ногти

          Эти маленькие ноготки так быстро растут! По мере роста их нужно подстригать, чтобы малыш не поцарапал ни себя, ни вас. Воспользуйтесь «младенческими» маникюрными ножницами, у которых есть расширения на кончиках. Некоторым удобнее пользоваться специальными кусачками. Ноготки следует срезать прямо, не закругляя уголков, чтобы не стимулировать их рост и врастание в кожу.

          На этом заканчивается первичный патронаж к новорожденному. На втором патронаже медсестра проверяет правильность выполнения процедур.



Рассказать друзьям