Психически познавательные процессы детей дошкольного возраста. Курсовая работа познавательные процессы в дошкольном возрасте

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


Народные традиции в играх и забавах как средство патриотического воспитания в ДОУ.
Мы с вами живем в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте. Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и много лет назад: дети растут, играют, познают мир.
Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим сказкам, играм, им на смену приходят мультики и игры Запада. В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношения к ним ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям.
Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Это я как педагог должна донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте.
Детство то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время чтения детям сказок, заучивания потешек и прибауток заметила, как начинают блестеть от радости глаза детей, в душе загораться интерес к русскому народному творчеству. Тогда-то и появилось желание познакомить детей с русской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется.
Одним из приемлемых путей является детская традиционная игра. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети», поэтому больше внимания я уделила знакомству детей с народными играми и забавами.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.
Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Проанализировав уровень воспитанности детей, пришла к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине. Данные исследования помогли разработать методический проект, основанный на приобщение детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.
Основные цели и задачи проекта:
Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры.
Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.
Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Методический проект на доступном детям уровне знакомит детей с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.
«Полочка народного декоративно- прикладного искусства»,
Мини-музей народной старины «Русская изба»
Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры, по народным подвижным играм.
В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и другие.
Основной формой работы остается НОД, где используются разные формы игр.
В группе регулярно проводятся народные праздники: «Осенние посиделки», «Масленица», «Зимние святки», «Пасха», активными участниками которых являются и взрослые и дети.
Главным показателем успешности праздника является эмоционально окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.
Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении группы к русским народным праздникам «Пасха», « Рождество», Новый год, «Масленица», участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.

Цель проекта:
Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками, устным народным творчеством, русскими народными промыслами.
Задачи:
Познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года: «Осенины», «Зимние забавы», «Масленица», «Пасха»;
Вызвать у детей желание познакомиться с устным народным творчеством (заклички, стихи - зазывалки, дразнилки, потешки и др.)
Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;
Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Схема осуществления проекта
по основным видам деятельности:
Познавательное развитие:
I.Беседы:
1. Как жили в старину
2. Праздники на Руси
3. О русских народных промыслах
II.Непосредственная организованная деятельность:
« Хлеб всему голова…»
«Собран с поля урожай…»
«Как на Руси весну встречали»
« Какую одежду носили на Руси»
« Что нам осень принесла»
III.Совместная деятельность:
Наблюдения за изменениями в природе
Создание уголка «Русской избы»
«Зайчик на пальчик» - игрушки старины далекой
«В гости к малышам со сказкой и подарками»
IV. Праздники:
«Осенины»
«Рождественские святки»
«Праздник масленицы»
«Пасхальные атрибуты»
Игровая деятельность:
Подвижные народные игры « Утица», «Салки – догонялки», « Городки», «Пятнашки», « Гори, гори ясно…», «Ручеёк», «Бабка Ёжка»Дидактические игры «Найди праздничный пирог», « Составь узор для пасхального яичка», «Прокати яичко с горки»
Сюжетные игры «Собираем урожай», «Семья справляет Рождество», «Пасхальный подарок».
Художественная деятельность:
I.Рисование
«Осенняя березка»
«Дымковские лошадки»
«Пасхальное яйцо»
II.Аппликация:
«Осенний ковер»
«Игрушки для зверят на рождество»
«Барышня на масленице»
III.Лепка:
«Пасхальный кулич»
«Дымковский козлик на ярмарке»
«Овощи с грядки»
Выставки совместного творчества детей и родителей:
Изготовление персонажей к русским народным сказкам в театральной деятельности»
«Зимняя фантазия»
«Пасхальные куличи и яйца»
Работа с педагогами:
Мастер-класс « Приобщение к народным традициям – изготовление кувадок».
Ожидаемые результаты:
Устойчивый интерес к культуре русского народа.
Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа.
Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.
Оценка результатов проекта
В ходе реализации совместного проекта «От весны до осени» достигнуты определённые результаты:
создана предметно – развивающая зона русской культуры в виде «Уголка русской избы»,в котором собраны предметы быта, олицетворяющие Древнюю Русь;
сформированы устойчивые знания и интерес к истории календарных праздников русского народа;
создан устойчивый интерес к устному народному, декоративно-прикладному искусству;
установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений.
Театральные представления:
Яблонька
(Кукольный спектакль)
Ведущий. Таня яблоньку сажалаИ водичкой поливала.Таня поливает яблоньку.Таня. Вот и осень наступила,
Яблочки позолотила.Буду яблочки срывать,Чтобы деток угощать.
Таня (обращается к детям). Ребятки, япойду за корзиночкой, а вас прошу при-смотреть за яблонькой, чтобы яблоньку необижали, чтобы яблочки не рвали.
Таня уходит, появляется Медведь.
Медведь. Что за чудо вижу я?Яблонька-красавица!Съем-ка яблочко сейчас,Мишеньке понравится.
Ведущий (обращается к детям).
Ребята, давайте прогоним Мишку, будем
лаять, как собачки. Он испугается и убежит.Дети лают.
Медведь. Видно, сторож здесь хорош,Еле ноги унесёшь.Убегаю, убегаю,Яблоки вам оставляю.Медведь убегает, появляется Лиса.
Лиса. Что за чудо вижу я?
Яблонька-красавица!Съем-ка яблочко сейчас,Лисоньке понравится.Ведущий (обращается к детям).Давайте, ребята, Лисичку пугать. Будем владошки громко хлопать, она и убежит.
Дети хлопают в ладоши.Лиса. Видно, сторож здесь хорош,
Еле ноги унесёшь.Убегаю, убегаю,Яблоки вам оставляю.Лиса убегает, появляется Петушок.Петушок. Что за чудо вижу я?Яблонька-красавица!Съем-ка яблочко сейчас,Петушку понравится.Ведущий (обращается к детям).Давайте, ребята, ножками потопаем. Пету-шок испугается и убежит. (Дети топают.)Петушок.
Видно, сторож здесь хорош,Еле ноги унесёшь.Убегаю, убегаю,Яблоки вам оставляю.
Петушок убегает, появляется Зайка.Заяц. Я - серый зайчишка,Ужасный трусишка.Быстро по лесу скакал,От лисицы убегал!
Что за чудо вижу я?Яблонька-красавица!Съем-ка яблочко сейчас,Заиньке понравится.Ведущий (обращается к детям).Детки, давайте будем, как волчата выть:"У-у-у!". Зайка испугается и убежит.Заяц. Видно, сторож здесь хорош,
Еле ноги унесёшь.Убегаю, убегаю,Яблоки вам оставляю.Зайка убегает, появляется Таня.
Таня останавливает Зайчика.Таня. Стой-ка, Заинька-дружок,
Приходи-ка на лужок.
Таня. Всех зверюшек приглашаю,Но прежде, чем вас угощать,Прошу всех дружно поплясать.Детки, хлопайте в ладоши,Нынче день такой хороший! Праздник весёлый сегодня у нас,Все зверята попляшут сейчас!Дети хлопают, звери танцуют.Таня (обращается к зверятам).
А теперь дружно яблочки снимайтеИ корзинки наполняйте!Звери. Будем яблочки снимать
И ребяток угощать!
Ведущий берёт корзинки с яблоками и переда-ёт их воспитателям, а те угощают детей.
Вариант окончания сценки,если сценка разыгрывается детьми:Таня. И зверят, и ребят
Приглашаю веселиться,Вокруг яблоньки пойдём,Хоровод водить начнём,Песню яблоньке споём.ИСПОЛНЯЕТСЯ ХОРОВОД "ЯБЛОНЬКА"В конце хоровода со словами: "Яблочки румяныениже опусти" дети подходят к яблоне.Ведущий. Дружно яблоки снимайте
И корзинки наполняйте!Ведущий угощает детей.

Конспект развлечения «Золотое яичко»
(с элементами кукольного театра)
Дети входят в зал под русскую народную песню, выстраивают хоровод. Ведущая в русском народном костюме встречает детей:
Ведущая: Здравствуйте, детушки-касатушки!
Проходите не стесняйтесь,
Поудобней располагайтесь!
Всем ли видно, всем ли слышно?
Пришли мы сегодня с вами встретить великую Пасху!
-Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
Праздник Пасхи один из великих праздников, который идет к нам из древней Руси. В этот праздничный день хочу вам рассказать сказку, не простую,а пасхальную…
Дети садятся на лавочки. Ведущая:Жили-были дед да баба, Была у них курочка-ряба.
Была курица такая затейница, любила песни петь и с детушками играть.
Игра «Курочка и цыплята»
Цыплята прячась за курицу подходят к ворону.
-курочка-рябушечка, куда пошла?
- на мельницу
- курочка-рябушечка, зачем пошла?
За водой
- курочка-рябушечка, кому вода?
-ребятишкам
- курочка-рябушечка, ребята чьи?
- мои,они пить хотят, на всю улицу кричат!
Ворон старается то с одной стороны, то с другой ухватить цыпленка, а курица уворачивается от ворона.
Игра проводится до тех пор пока всех цыплят не перетаскает ворон.)
По окончании игры дети садятся на лавочки. Выставляется ширма для кукольного театра.

Ведущая:-Снесла курочка яичко, Не простое ─ золотое. Баба:Эй, старик, проснись скорей! Дед:Волки что ли у дверей? Ты чего шумишь, старуха? Баба:Да смотри, что я нашла: Наша курочка-пеструхаПод кустом яйцо снесла. Дед:А тебе что за беда? Ведь яйцо-то хоть куда! Баба:Да яйцо-то непростое, А, гляди-ка, золотое. Дед:Золотое, в самом деле? Мы с тобой разбогатели. Баба:Ох, горит, слепит глаза! Дед:Чудеса! Баба:Чудеса!
Игра с яйцом «Передай яйцо»
Звучит фоновая р.н. музыка, дети хором, передавая яйцо по кругу произносят считалку:
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
Зацепила за периллу-
Прямо в речку угодила.
Кто не видит – это он
Выходи из круга вон!
У кого оказалось яйцо, пляшет в кругу под р.н. мелодию.
Дед:Ты яйцо-то забери,и в сундук его запри.(слышен стук в дверь) Баба:Нету дома никого! Дед:Ты пойди запри засов, Да спустить бы надо псов. Баба (возвратившись):В среду в город я поеду, Там базар бывает в среду. Богатеев много там! Им яичко и продам. Вот обновок накуплю я, Разных юбок сорок штук, Шаль в цветочках голубую, До краев набью сундук. Дед:Что ты мелешь небылицы! Ишь, сыскалась молодицаНаряжаться в разный хлам. Нет уж, если мы богаты, Я построю вместо хаты Трехэтажные палатыИ беседки по углам. Баба:Наказанье с глупым мужем! Что ты, старый, не блажи! Мы живем других не хуже, Ни к чему нам этажи!
Дед:Я хозяин или нет?! (Яйцо падает и разбивается) Баба (плача):Ох, яичко покатилось, Покатилось и разбилось. Дед:Успокойся, хватит, баба! Нанесет яиц нам Ряба. Мы раскрасим яйца этиИ вручим на Пасху детям.
Дед и баба под музыку выносят лукошко с писанками и крашенкамии одаривают детей.
Далее ведущая предлагает поиграть с крашеными яйцами:
Игры с крашеными яйцами:
У кого дальше прокатится?
Чьё дольше вертится?
Битва яйцами на победителя
Далее ведущая выносит пасхальный кулич.
Приглашает детей за стол пить чай с куличом.

Литература:
Детство-Пресс. 1999. – 40 с. /Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Князевой О.Л., Маханёвой М.Д.,
Русская народная песня для детей. Составитель Е.И.Яковишина. СПб: Детство-Пресс. 1999.
Дошкольное воспитание №7-9, 2000г.
Сборник “Лейся песня”. Выпуск 8
Дошкольное воспитание №8, 1987г
Методические материалы к программе «Детство» г.Санкт-Петербург,
«Народное искусство в воспитании детей» (под редакцией Комаровой Т.С.),
«Знакомство детей с русским народным творчеством» (авт.-сост. Куприна Л.С.,Бударина Т.А., и др.),
«Красна изба…» (Тихонова М.В., Смирнова Н.С.).

Соболева Татьяна
Сценарий развлечения для детей подготовительной, старшей группы «Игры-забавы «Народные традиции»

Сценарий развлечения для детей подготовительной , старшей группы .

Тема : Игры-забавы «Народные традиции »

Цель :Развитие эмоциональной стороны речи детей , приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивание малых форм русского фольклора,знакомства с народными играми ,забавами, обычаями. Способствованию развитию интереса к народным забавам , традициям . Повышение двигательной и эмоциональной активности.

Задачи :

Образовательные :

Расширение представлений о традициях русского народа ;

Развивающие :

-развитие потребности творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью,связанной с народными традициями ; подвижными играми,забавами.

-развитие ловкости ,выносливости, чувство дружбы и взаимопомощи.

Совершенствование двигательных умений и навыков.

Воспитательные :

Воспитание чувство сопричастности к народным торжествам ,удовлетворения от участия коллективной деятельности,любви к народному творчеству .

Интеграция образовательных областей : «Социализация» , «Восприятие художественной литературы» ,

«Здоровье» , «Физическая культура» , «Познание» , «Коммуникация» , «Музыка» .

Оборудование : «Карусель» - зонт с лентами, лента, канат, 2 костюма для скоморохов, костер, самовар, бублики.

Персонажи :

Скоморох 1

Скоморох 2

Ход развлечения:

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим .

Хоть новому принадлежим.

Россия-мать! Тебе хвала!

В веках ты видела не мало,

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Звучит аудиозапись русской народной мелодии . Выходят дети в русских народных костюмах и становятся возле стульчиков.

Ведущая :

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела-

Далеко ушла Россия

От страны,какой была.

Умный, сильный наш народ

Далеко гляди вперед.

Но приданья старены

Забывать мы не должны.

Издавна русский народ называли «Гостеприимным» ,потому, что они с уважением,любовью и заботой встречали гостей. Хозяева всегда на Руси дарогих гостей встречали на пороге своего дома с поклоном,хлебом –солью и говорили : «Пусть моя изба не красна углами,не богата пирогами,но рады мы гостям,как добрым вестям!Пожалуйте,гости дорогие,пожалуйте!»(Дети вместе с ведущей кланяются гостям) .

Под звуки фанфар выходят скоморохи.

Скоморох1 :Здравствуйте гости дорогие, маленькие и большие!

Скоморох2 :Здравствуйте гости,милости просим.

Скоморох1 :

Не хотите ль поиграть,

Свою удаль показать?

Скоморох2 :

Отчего ж не поиграть?

Всегда мы играм рады!

А будут ли награды?

Скоморох1 :

А наградой будет смех

Задорный и веселый.

Игра «Карусель»

Под русскую народную музыку дети выстраиваются в карусель : девочки берутся за ленты,мальчики поддерживают девочек за талию.

Скоморох1 :

Раз-два-похватили!

Три-четыри-раскрутили!

Пять –шесть –семь –восемь-с карусели слезть попросим!

Дети садятся.

Скоморох2 :

Вышиты тропинки

Теплыми лучами.

Шепчутся травинки

С чистыми цветами.

Солнечные зайчики

Пляшут на лужайке

И деревьям снится

Носится жар-птица.

Выбегает ребенок в костюме жар-птицы. Жар –птица под музыку расставляет «костры» по залу и улетает.

Скоморох2 :

Жар- птица здесь играла

Искрой костер разжигала.

Костерок гори сильней

Малых деток обогрей.

Выйдут детки погулять,

Будут бегать и играть,

Через костерок скакать.

Прыжки через костер.

Скоморох1 :

Посидите, отдохните

Да умом пошевелите.

Мои хитрые загадки

Кто сумеет разгадать?

Тому сушку и баранки

Обещаю к чаю дать.

Загадки :

Носят женщины, старушки ,

Носят малые девчушки –

К уголочку уголок

Сложен красочный. (платок)

Кто сумеет разгадать?

Тому сушки и баранки

Обещаю к чаю дать

У печи оставят (лапти)

Не страшны зимой морозы

Ни большим ни маленьким.

Как начнет мороз сердится,

Мы наденем (рукавицы) .

Мне в частушках подыграет,

Хоть и не гармошка.

За обедом в суп ныряет

Расписная (ложка) .

Три струны ее узнай-ка

Ну конечно (балалайка)

Без нее в деревне скучно,

Вместе с ней поют частушки,

Пляшут Маша и Антошка

Под веселую (гармошку) .

Как нужна она в лесу!

В ней грибы домой несу,

Полюбуйся на картину-

Белых целая…. (корзина)

Любят девочки – подружки

С маком бублики и (сушки) .

Выпускает жаркий пар

Древний чайник –(самовар) .

Скоморох1 :

Девчонки! Внимание!

Мальчишки! Внимание!

Приглашаем всех

На веселые соревнования!

Скоморох2 :

Внимание! Внимание!

Начинаем гуляние!

Первое задание для нашего соревнования.

Игра «Гуси лебеди»

Скоморох1 :

Внимание! Внимание!

Следующие задания для нашего соревнования.

Игра «Горелки»

А теперь игра на внимание

Покажите ваши старания !

Игра «Пол, нос, потолок»

Скоморох2 :

Всех ребят, парней,девчат

Вызываю на канат

Десять слева,десять справа

Только мускулы трещат!

Игра «Перетягивание каната»

Скоморох1 :

Отдохнули мы на славу,

Победили все по праву.

Порезвились, наигрались!

Много новых сил набрались.

Нагуляли аппетит

Вот теперь и подкрепиться,

Нам совсем не повредит.

Скоморох 2 вносит самовар,бублики. Предлагает пойти в группу на русское чаепитие . Дети строятся парами.

Публикации по теме:

Развлечение для детей старшей и подготовительной групп «Кубанские народные игры» Развлечение для детей старшей и подготовительной групп Цель: познакомить детей с кубанскими народными играми, воспитывать любовь к родному.

Конспект спортивного развлечения «Зимние забавы» для детей старшей группы №7 «Веснушки» и №8 «Морячки». Корень О. Г. воспитатель МАДОУ д\с.

Краткосрочный творческий проект для старшей группы «Русские народные традиции и культура» КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «Русские народные традиции и культура» воспитатель Бадулина О. А. с. Александровское,.

Проект старшей группы «Радуга лета. Игры, забавы, развлечения» Тип проекта: познавательный, творческий Длительность проекта: краткосрочный (01.06-02.06.17 г.) Актуальность Лето – удивительная пора.

Сценарий физкультурного развлечения для детей подготовительной группы «Богатырские забавы» «Только тот, кто любит, ценит уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Для детей старшей группы.

Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору.

Создать у детей радостное настроение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 830»

125362, г. Москва, ул. Большая Набережная, д.23, тел./факс: 8-495-491-15-93

ИНН/КПП 7733826016/773301001 ОГРН 1127747247100 ОКПО 13265763 E-mail: [email protected]

Конспект досуга

«Обычаи и традиции русского народа»

для детей старшей группы №5 «Пчелки»

Подготовила и провела воспитатель

Репина Галина Юрьевна

Москва, 2015 год

Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору.

Создать у детей радостное настроение.

Оборудование: Предметы русского быта, кукла на руку, ширма.

Предварительная работа: Знакомство детей со старинной утварью. Разучивание пословиц, поговорок. Ознакомление с предметами мини-музея русского быта. Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов.

Ход:

Дети сидят полукругом.

Воспитатель: Жила-была старушка-веселушка.

Появляется старушка: «Здравствуйте, ребята! Как вас много, как хорошо, что вы в гости зашли! А я вот чай пью, да гостей жду. Вы знаете, почему главное место в избе занимает печь? Ответы детей.

У хозяев гордость – печь!

Поведу о ней я речь!

Все готовится в печи

И хлеба, и калачи,

Каши и картошка,

И баранья ножка!


Эй, ребята не зевайте, а загадки отгадайте:

Огонь в печи горит,

А что в печи стоит?

Чугунок

Шипит, кипит, всем чай пить велит.

Самовар

Девчонки деревянные,

Веселые, румяные.

Открывается игрушка,

А внутри сидит подружка.

Кто это?

Матрешка

Старушка: А еще кроме загадок я еще петь люблю. Вот если похлопаете – спою. Поет «Я на горку шла…». Вы ведь знаете русские народные песни? А теперь вы мне спойте.

Дети исполняют «Вейся капуста» или «Ворон» на выбор.

Старушка: А теперь поиграем? Платок поможет нам провести игру.

Игра «Платочек»

Вот платочек расписной.

Он волшебный, не простой.

Буду с вами я играть

Всех платочком накрывать.

Дети бегают под музыку. Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Воспитатель накрывает кого-нибудь платком и говорит

- «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?»

Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.

Старушка: Я знаю еще одну русскую забаву «Путаница». Рассказать, как в нее играют? Надо ленты сначала перепутать, потом распутать, да ничего не порвать - не помять. А ну вставай, детвора – играть пора!

Игра «Путаница».

Дети бегают, путают ленты, потом другие дети распутывают. Игра проводится несколько раз.

Старушка: Вот молодцы! Ленты-то целые, какие вы умелые! За то, что хорошо играли, да пели, угощу вас картошкой из чугунка.


Развлечение в средней группе. Сценарий

Сценарий развлечения в средней группе «Русские посиделки»

Котова Ирина Владимировна, воспитатель МКДОУ № 7 п.Полдневой, Богдановичского р-она, Свердловской обл.

Описание материала: сценарий развлечения предназначен для детей средней группы. Данное мероприятие поможет приобщить детей к русской культуре. Материал может быть полезен воспитателям.

Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
- Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору.
- Создать у детей радостное настроение.

Предварительная работа: Знакомство детей со старинной утварью. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок.чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов.

Оборудование: “Русская изба” с предметами быта, домовенок Кузя, клубочки, деревянные ложки, русский народный костюм, сарафаны, ленты.

Хозяйка:
Здравствуйте, гости дорогие! Проходите в горницу, устраивайтесь поудобней.
Начинаем мы без спешки,
И расскажем Вам потешки (Дети читают потешки)

Как у нашего кота шубка очень хороша.
Как у котика усы удивительной красы.
Глазки смелые, зубки белые.

Ваня, Ваня простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок…

Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.

Хозяйка:
Молодцы ребята, много потешек знаете.
А Вы знаете почему главное место в избе занимает печь?
Ребенок:
У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка
И баранья ножка! (автор неизвестен)

Хозяйка:
Эй, ребята не зевайте, а загадки отгадайте?
Огонь горит,
Чугунок в печи стоит.
(Имя), выходи дружок,
Чем достанешь чугунок? (ухват)


- Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает? (веник)

Что за черная, железная нога
В уголке стоит у печки … (кочерга)

Шипит, кипит, всем чай пить велит. (самовар)

Девчонки деревянные,
Веселые, румяные.
Открывается игрушка,
А внутри сидит подружка.
Кто это? (Матрешка)

Дуйте в дудки, бейте в ложки
В гости к нам пришли матрешки
Ложки деревянные
Матрешечки румяные. (В. Берестова)

Песня – танец «Мы веселые матрешки»

Хозяйка:
Раньше за печкой жил домой. Домовой защищал от всего плохого дом, людей, животных, которые там жили. Он не любит ленивых. И сам помогает хозяйке заниматься домашней работой. У меня тоже есть помощник, зовут его Кузя. А показывается он только хорошим и добрым людям.


– А вы дружные ребята? (Да)
– Давайте позовем домовенка Кузю. (Выносит из угла у печки Кузю)
- Перепутались у хозяйки все клубочки, давайте поможем Кузе их собрать.

Игра: «Собери клубочки»
(Играют по 3 ребенка.В руку можно брать, только по 1 клубочку. Кто больше соберет)


- Видишь Кузя, какие ребята у нас ловкие.

Смотрите у Кузи узелок. Он нам ложки принес.
Ложки деревянные, расписные.
-Ну-ка добры молодцы, позабавьте красных девиц. Поиграйте на ложках.

Игра на ложках «Во саду ли в огороде»

Хозяйка:
Собирайся детвора, будет русская игра

Игра «Золотые ворота»
Золотые ворота, пропускают не всегда
Первый раз – прощается,
Второй раз –запрещается,
А на третий раз – не пропустим вас.
Дети встают в хоровод. Двое образуют ворота (один стоит внутри хоровода, другой – снаружи и над головами детей держатся за руки, образуя ворота). На слова хоровод двигается, на 3-ий раз «ворота» опускаются - ловят.

А вот чай готовили в самоваре. Где в нашей горнице самовар?
По русскому обычаю обязательно угощали гостей чаем с пирогами, пряниками, баранками.

На высокой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке.
Самовар стоит, словно жар горит.
На ребятушек поглядывает:
- «Ребятишек я встречаю,
Сладким чаем угощаю» (по мотивам сказки Чуковского)

Пьют чай с баранками.

«Психологические особенности развития познавательных процессов у детей

дошкольного возраста»

Развитие человека идет непрерывно, всю жизнь и у каждого протекает по-своему.

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка.

Каждый ребенок – уникальное и неповторимое явление.

Индивидуальным и уникальным является и процесс его развития. Одни дети растут быстрее и опережают своих одногодок, другие отстают в развитии. В возрастной психологии понятие нормы носит скорее статистический характер, то есть нормальным признаются такой темп и направленность развития детей, которые наблюдаются у большинства из них на определенном этапе развития.

Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи).

В своем сообщении хочу остановиться на некоторых наиболее типичных особенностях развития психических познавательных процессов у дошкольников.

Восприятие.

Восприятие – процесс отражения в сознании человека целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию к новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие.

В младшем дошкольном возрасте восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, вкус, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие, например: трава – зеленая, лимон – кислый и желтый.

Восприятие в среднем дошкольном возрасте становится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Ребенок 4-5 лет получает представления об основных геометрических фигурах; об основных цветах спектра; о параметрах величины; о пространстве; о времени.

В старшем дошкольном возрасте(5-7 лет )- Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Знания о предметах и свойствах расширяются и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности. В этом возрасте складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

Таким образом, ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.

Внимание.

Внимание - это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

Первые признаки внимания – на 2-3 неделе жизни в виде слухового и зрительного сосредоточения.

Внимание ребенка раннего дошкольного возраста является непроизвольным.

В начале дошкольного детства внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес. Появление нового предмета вызывает переключение внимания на него.

Непроизвольное внимание – преобладающее на протяжении всего дошкольного детства.

Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.

Младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру – 25-30 минут . Старшие дошкольники – до 1-1,5 часов.

Дети 4-6 лет начинают овладевать произвольным вниманием.

Впервые в этом возрасте они начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.

Начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности, занятия продуктивными видами деятельности.

Память.

Память – это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.

Узнавание – первый процесс памяти, появляющийся у ребенка.

После 8 месяцев формируется воспроизведение – восстановление в памяти образа.

Память младшего дошкольника непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы.

Третий и четвертый год жизни становятся годами первых детских воспоминаний.

В 4-5 лет начинает формироваться произвольная память, однако целенаправленное запоминание и припоминание появляется только эпизодически и зависит от вида деятельности.

На пятом году жизни память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов становится доминирующей функцией.

К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти.

6-7 ЛЕТ – благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка в старшем дошкольном возрасте становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия.

Именно в этом возрасте наблюдается высокий уровень моторной памяти.

У детей возрастает потребность в двигательной активности. Они осваивают сложные движения, выполняют их быстро, точно. Появляется согласованность, слитность движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность. Поэтому многие дети в старшем дошкольном возрасте начинают заниматься гимнастикой, акробатикой, фигурным катанием, танцами.

Мышление.

Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной связи. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи наглядно-действенного мышления.

Ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой – формируется способность к замещению – умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений.

В 3-4 года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), по форме (это все круглое), величине (это все маленькое).

По мере накопления опыта мышление ребенка среднего дошкольного возраста все больше опирается на образы – представление о том, каким может быть результат того или иного действия.

Основным видом мышления, присущим ребенку дошкольного возраста, становится наглядно-образное мышление. Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, т.к. к умозаключениям он не готов.

В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление.

Воображение.

Воображение – это способность сознания создавать образы, представления, и манипулировать ими.

Возникновение и развитие воображения тесно связано с формированием других познавательных процессов, прежде всего мышления.

В раннем детстве воображение имеет воссоздающий характер и возникает непроизвольно, в виде образов полученных впечатлений: прослушивание рассказов, сказок, стихов, просмотров фильмов.

В воображении воспроизводится только то, что оказало на ребенка сильное эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным. Воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий.

Старший дошкольный возраст является сенситивным – чувствительным – для развития воображения. Именно в этот период воображение ребенка становится управляемым.

В 5-6 лет у детей происходит постепенный переход от непроизвольного запоминания и воспроизведения, к произвольному запоминанию. Это создает основу для развития творческого воображения, обеспечивающего возможность создания нового образа.

Творческое воображение детей проявляется, прежде всего, в сюжетно-ролевых играх, создающих простор для импровизации, а также в рисовании, конструировании и т.п.

Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач.

Перестраивается воображение, из репродуктивного, воспроизводящего, оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы.

Таким образом, рассмотрев некоторые особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста нам взрослым, не следует забывать, что дошкольники еще не научились управлять ходом своего познания и развития. Здесь им нужна поддержка взрослых, их умное руководство и организация.



Рассказать друзьям