Развивающее трансформируемое пространство дошкольных групп подиумы. Трансформируемое развивающее пространство дошкольных групп

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Построение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации

Ключевые понятия: «развивающая среда», «насыщенность среды», «трансформируемость пространства», «полифункциональность материалов», «вариативность среды, «доступность среды», «безопасность среды».

Направление деятельности и развитие ребёнка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены.

Все, что окружает ребёнка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берём на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая предметно-пространственная среда» понимается комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих способностей в организованном пространстве креативного поля.

Развивающая предметно-пространственная среда – это окружающее ребенка образовательное пространство (пространство Организации, Группы, территории, прилегающей к ней или находящейся на небольшом удалении), приспособленной для реализации Программы и содержащее материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста.

Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации - обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствования структуры детской личности.

Главное требование к организации развивающей предметно-пространственной среды - её адекватность реализуемой в ДОО программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребёнка.

Цель взрослого в развивающей предметно-пространственной среде - содействовать развитию ребенка как личности.

Задача педагогических работников в ДОО состоит в умении моделировать социокультурную развивающую пространственно-предметную среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

На современном этапе развития образования в России существует концепция построения развивающей среды в ДОО, где указано, что построение развивающей предметно-пространственной среды происходит только в контексте личностно-ориентированной модели конструктивного взаимодействия между людьми. Личностно-ориентированная модель воспитания включает :

    психологическую защиту ребёнка,

    социально-личностное развитие,

    раскрытие индивидуальных возможностей детей.

Многогранность развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, сложность и многообразие протекающих в ней процессов обуславливают выделение внутри нее нескольких составляющих подпространств:

1.Образовательное пространство.

2.Коммуникативное пространство: взаимодействие детей в процессе продуктивных видов деятельности, полноценное межличностное общение, стиль общения педагога, совместная деятельность, позитивное сотрудничество педагога с детьми.

3.Коррекционное пространство: коррекция речевого развития, коррекция познавательного развития, коррекция эмоционального и коммуникативного развития.

4.Развивающее пространство: система развивающих занятий, упражнений и игр, стимулирование двигательной активности.

5. Креативное пространство: формирование творческого потенциала, творческой самостоятельности, стимулирование творческой активности.

Важнейшим условием развития творческой личности ребенка является создание развивающей среды, которая, во-первых, обеспечит возможность совместной деятельности детей и, во-вторых, станет основой проявления индивидуального творчества каждого ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда - это система условий, повышающих активность ребенка в разных видах деятельности, направленных на коррекцию отклонений и развитие всех сфер психики.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены требования к развивающей предметно-пространственной среде:

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

    реализацию различных образовательных программ,

    в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия,

    возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых,

    двигательную активность детей,

    возможность для уединения,

    возрастные особенности детей,

    национально-культурные и климатические условия

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

    Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

    Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

    игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

    двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

    эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

    возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

    возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

    наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

    наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

    периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

    доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

    свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

    исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды:

Организация зон для самостоятельной художественной деятельности детей: музыкальной, изобразительной, театрализованной, двигательной и т. д. В таких зонах располагаются необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование для развития игры, импровизации, перевоплощения.

    Сочетание центров среды в группах

Размещение оборудования по принципу нежёсткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, полоролевому принципу, уровню развития детей.

    Информированность среды

Этот показатель включает в себя разнообразную тематику, комплексность, многообразие материалов и игрушек. Ориентиры по подбору материала представлены по основным направлениям развития дошкольников, видам деятельности, областям знаний.

    Обогащенность, наличие природных и социокультурных средств

Педагог должен включать материал не только разной степени сложности, но и разнообразным по содержанию, виду и форме, разным способам действия, стимулирующей детей к творчеству (самовыражению) без боязни в чем-то ошибиться, сделать что-то не так «неправильно».

    Вариативность материала

Среда не должна быть завершенной, застывшей, её следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, дополнения её необходимыми для развертывания деятельности компонентам

    Сочетание новых и традиционных компонентов среды

Оригинально они представлены в среде ДОУ:

    оформление по сезонам, к праздникам на свисающих нитях от потолка атрибуты, заполняя воздушное пространство помещений;

    в файлах на стенах и шкафчиках;

    в специально отдельном месте, лёгких стендах, полках, стенах творчества.

    Здоровьесберегающие ориентации ПРС

В первую очередь - это удобство размещения зон для организации коллективной и индивидуальной деятельности. Этому в полной мере соответствуют изделия: открытые легкие стеллажи, этажерки, полочки, комоды, контейнеры, ширмы.

    Обеспечение эстетической направленности

Каждая деталь оформления детского сада - цвет стен, мебели, штор, расположение картин и дидактического материала, игрового оборудования, размещение растений - всё это должно способствовать эстетическому развитию воспитанников дошкольных учреждений.

Таким образом, правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда дает возможность формировать познавательную, творческую активность дошкольников, организовывать музыкальную, театрализованную и другие виды творческой деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В I МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Выполнила,

воспитатель МАДОУ ЦРР №39 «Светлячок»

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

В период раннего детства малыш активно познает окружающий мир. Наша задача – сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным. Детский сад – второй дом для детей, в котором должно быть уютно и радостно. Оформление помещений группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Особенное влияние развивающая предметно-пространственная среда оказывает на развитие игровой деятельности ребенка раннего возраста. Игра является ведущей деятельностью малыша. Именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовать и углублять свои знания и умения.


· Рациональность (задействовано все пространство группы, оставляя при этом достаточно свободного места).

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

· Трансформируемой;

· Полифункциональной;

· Вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, интересов детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования составляющих предметной среды (детской мебели, модулей и т. д.).

4) Вариативность среды предполагает :

· Наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и др.), а также игр, игрушек и оборудования…;

· Периодическую сменяемость игрового материала , появления новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную, исследовательскую активность детей.

· Двигательная (ходьба, бег, прыжки, катание на машинах и т. д.);

· Игровая (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, дидактические игры);

· Коммуникативная (взаимодействие со взрослыми и сверстниками устной речью, как основным средством общения);

· Познавательно-исследовательская (исследование объектов, экспериментирование с ними);

· Элементарная трудовая деятельность (каждой игрушке – свое место).

Развивающие игры" href="/text/category/razvivayushie_igri/" rel="bookmark">развивающих игр собран игровой дидактический материал, предметные игрушки для обыгрывания.

В гараже собраны машины разного размера по разной тематике: автобусы, вертолеты , скорая помощь, легковые автомобили и т. д. В основном для мальчиков. Но наблюдая за самостоятельной игровой деятельностью детей, замечаем, что девочки тоже играют с машинами.


В уголке развития мелкой моторики расположены шнуровки, разного вида вкладыши (по цвету, геометрические фигуры, животные, транспорт и т. д.), мозаика, пирамидки, матрешки, панно для застегивания и расстегивания пуговиц, мешочки на тактильные ощущения…

https://pandia.ru/text/80/031/images/image003_2.png" align="left" width="210" height="210 src=">В игровой жилой комнате: кухонная игровая детская мебель, стол, стулья, наборы столовой и чайной посуды, подставка для хранения муляжей овощей и фруктов и вешалка-матрешка для фартуков.

В парикмахерской: трюмо с зеркалом, расчески, щетки, игрушечный набор для парикмахерской, пелеринки, кресло для отдыха.

В кукольном уголке: кроватки с постельными принадлежностями по размеру, кроватка-качалка, ванночка для купания кукол, детские утюги, куклы-голыши, пупсы, дидактическая кукла с комплектом одежды, мягкие куклы, коляски для катания кукол.

Уголок ряженья расположен рядом с парикмахерской. Для ряженья детей имеются юбочки, фартучки, косыночки, пилотки, бусы. В течение года материал дополняется и обновляется.

Дидактический стол (уголок сенсорного развития) включает разноцветные счеты, горку для прокатывания шариков, игровой разного размера основных цветов, конструктор «LEGO».

В уголке ИЗО: мольберт, рулон раскручивающейся бумаги, фломастеры, карандаши, восковые мелки. Дети имеют к ним свободный доступ в любое время дня, а также они рисуют за столами красками.

Для уединения детей мы используем легкий складывающийся домик из тканевого материала.

В зоне двигательной активности находятся дорожки здоровья, массажные мячики, платочки, султанчики, кегли, кубики для занятий, шапочки для игр, шишки для метания.

В поликлинике: доктор в профессиональной одежде, градусник, тематический набор для игры «больница», халаты и шапочки для детей.

В магазине: весы, пластиковые баночки и бутылочки, муляжи некоторых продуктов, муляжи овощей и фруктов, корзиночки и сумочки, накидки и пилотки.

В раздевальной комнате в работе с родителями мы используем выставку детских рисунков, наглядно-информационный стенд, полочку с работами детей по лепке, папку-передвижку (памятки, рекомендации, советы), ширму-раскладушку с консультациями.

https://pandia.ru/text/80/031/images/image005_2.png" align="left" width="218" height="163"> малышей, снежные фигуры для метания снежков, создан набор посуды изо льда для игр, корабль для игрушек.

Предметный мир игрушек, окружающий ребенка в группе постоянно пополняем и обновляем. Так, бумажные коробки для хранения игрового материала, сменили на пластиковые корзиночки - они яркие, красочные, удобные в применении. В ближайшее время приобретем уголок для предметных игрушек. С его приобретением пространство развивающей среды будет изменено. Вся мебель легкая в использовании легко передвигается и переносится в любое место в зависимости от интересов детей. Таким образом, созданная в нашей группе развивающая предметно-пространственная среда удовлетворительно соответствует требованиям ФГОС.

Список литературы:

1. , «От рождения до школы» М. Мозаика-Синтез, 2012.

2. «Развитие игровой деятельности» М. Мозаика-Синтез, 2011

3. , «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада» M. Изд. дом МЦФЭР 2008.

4. ,. М,. И «Среда как средство реализации личности дошкольника» M. Изд. дом МЦФЭР 2010.

5. «Сенсрное развитие детей раннего возраста» М. Мозаика-Синтез, 2011

Системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выступает предметно - развивающая среда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация трансформируемой предметно - развивающей среды группы детского сада.

Федеральные государственные требования, примерные основные общеобразовательные программы ставят перед педагогами важную задачу - пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Федеральные государственные требования направлены, прежде всего, на перестроение всего воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Федеральные государственные требования направлены на реализацию следующих образовательных областей: «Физическая культура»; «Здоровье»; «Безопасность»; «Социализация»; «Труд»; «Познание»; «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы»; «Художественное творчество»; «Музыка», ориентированных на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.
Теперь мы должны стремиться к развитию дошкольника, а не к овладению им большим багажом знаний. Кроме того, сам подход к организации воспитательного процесса должен быть пересмотрен.

Системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выступает предметно - развивающая среда.

В течение 2010-11 учебного года мы в группе провели качественный анализ среды на соответствие Федеральным государственным требованиям. Анализ показал, что необходимо усовершенствовать центры развития. Мы выяснили, что необходимо обновлять игровое оборудование для самостоятельной игровой деятельности детей, сюжетной игры, театрализованных игр. При создании предметной развивающей среды мы старались руководствоваться следующими принципами: - полифункциональности среды : предметная развивающая среда должна открывать ребёнку множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, должна быть многофункциональной. --трансформируемости среды : этот принцип связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, которые позволяют, по ситуации, вынести на первый план то или иное использование пространства (мы отказались от монофункционального зонирования, которое жестко закрепляло функции за определенным пространством). С этой целью был приобретён передвижной стол-модуль на колёсах, на котором разместили материалы и оборудование для познавательно - исследовательской деятельности. Мы руководствовались принципом интеграции образовательных областей. Таким образом материалы и оборудование из одной образовательной области дети могут более свободно использовать и в ходе реализации других областей. При создании предметной развивающей среды мы учитывали гендерную специфику и обеспечили среду специфичным материалом для девочек и мальчиков. Также мы опирались на принцип интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться детьми в ходе реализации других областей. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор.

В нашей группе большое внимание уделяется самостоятельной деятельности ребенка, во время которой он может уединиться, заняться любимым делом или игрой. Самостоятельная деятельность дошкольника не приводится к проведению игр. Во время самостоятельной деятельности ребенок должен быть предоставлен себе. Одни дети хотят уединиться, другие заниматься творчеством, третьи – спортом. Для уединения мы создали условия для уединения, релаксации и отдыха. Обращаем внимание на то, что дети с нарушениями речи могут иметь затруднения в общении и из-за этого отстраняться от других. Поэтому «насильно» не привлекаем ребенка к общим действиям, играм, если он этого не желает. Психологическое состояние ребенка мы контролируем совместно с логопедом и психологом.

Развивающая среда разнообразна по оформлению центров детской деятельности и определяется также сенситивными периодами в развитии детей. В подготовительной группе это развитие познавательных, творческих, коммуникативных способностей дошкольников, подготовка детей к школе.

Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
В связи с тем, что игровые замыслы детей подготовительной группы разнообразны, весь игровой материал мы разместили так, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы". Стабильные тематические зоны, которые были раньше полностью уступают место мобильному материалу - крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место. В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнеры ребенка уходят на второй план, поскольку все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства - макетами. В известном смысле мелкие фигурки-персонажи начинают выполнять функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры. Для этого мы приобрели универсальную складную ширму, стойку с штурвалом, настольную ширму-театр, кукольный дом (макет, сборно-разборный, для мелких персонажей), тематические строительные наборы (для мелких персонажей).

Мы в тесном контакте сотрудничаем с родителями. Они предложили создать в группе мини – музей часов. И сами приняли активное участие в пополнении музея экспонатами.

Построение предметной среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.


Полифункциональность - это термин, который появился в отечественной дошкольной педагогике после введения федеральных образовательных стандартов второго поколения. Под ним подразумевается сумма санитарно-технических, материальных, педагогических, психологических условий, которые обеспечивают организацию жизни детей.

Специфика термина

Полифункциональность среды в ДОУ является основной задачей дошкольного образования. Она позволяет педагогу обнаруживать индивидуальность личности ребенка, подбирать средства и методы развития его таланта. Именно поэтому в рамках ФГОС отдельное внимание в детском саду стало уделяться полноценному конструированию среды, используемой для обучения и саморазвития творческого потенциала маленьких россиян.

Цель дошкольного образования

Полифункциональность среды в ДОУ по ФГОС предопределяет основную цель, которую ставит в своей работе педагог. Он должен сконструировать многофункциональную разноуровневую развивающую и предметную среду, благодаря которой на каждой ступени в ДОУ будет происходить развитие ребенка. В своей работе воспитатель руководствуется нормативными документами, рекомендованными Министерством образования и науки РФ.

Значимость среды

Принцип полифункциональности предполагает учет возрастных особенностей дошкольников. В образовательном пространстве применяется специальное игровое, расходное, техническое оборудование, спортивный инвентарь, испольукются инновационные образовательные и воспитательные методики.

Полифункциональность материалов предполагает активное вовлечение детей среднего и старшего дошкольного возраста в проектную и исследовательскую деятельность. Ребята получают возможность проводить эксперименты, объяснять увиденные явления. Отдельное внимание уделяется развитию мелкой моторики, двигательной активности, подвижным играм, соревнованиям.

Трансформируемость пространства

Суть ее - в возможности корректировки предметно-пространственной среды с учетом существующей образовательной ситуации. В зависимости от того, как будут меняться интересы и возможности малышей, педагог меняет образовательные и воспитательные методики.

Специфика

Полифункциональность материалов позволяет педагогам дошкольных учреждений применять разные компоненты предметной среды:

  • мягкие модули;
  • маты;
  • элементы мебели;
  • переносные ширмы.

Такие предметы не имеют жесткого способа фиксации, их можно переносить по пространству группы, что удобно при проведении подвижных игр, спортивных состязаний, творческих мероприятий.

Полифункциональность среды позволяет использовать для различных видов детской активности природные материалы, безопасные для малышей.

Вариантивность

Полифункциональность - это важное свойство, без него невозможно вести речь о реализации новых федеральных стандартов, внедренных в дошкольное отечественное образование.

Благодаря вариативности, в ДОУ можно организовывать разные пространства для проведения активных игр, моделирования и конструирования. Воспитатель меняет игры, материалы, оборудование, обеспечивая потребности детей.

Через определенные промежутки времени педагог меняет предметы, стимулируя познавательную, двигательную, игровую, исследовательскую активность дошкольников.

Доступность

Полифункциональность - это не только смена предметов и областей деятельности, но и обеспечение доступности среды для всех воспитанников, включая и малышей, имеющих ограниченные возможности здоровья. ФГОС нового поколения обязывает все дошкольные учреждения РФ гарантировать свободный доступ к игрушкам, пособиям, материалам не только здоровым малышам, но и тем ребятам, у которых есть проблемы с ним.

Безопасность

Мы уже отметили, что полифункциональность - это многогранность воспитательных и образовательных возможностей в ДОУ для детей. При этом нельзя оставлять без внимания и вопросы, касающиеся безопасности предметно-пространственной среды. Подвижные игры, элементы, применяемые в не должны представлять угрозу для здоровья детей.

Функции

Рассмотрим подробнее термин «полифункциональность». Значение слова предполагает совокупность нескольких функций предметно-развивающей среды:

  • Информационная роль характеризуется тем, что любой предмет содержит сведения об окружающем мире, поэтому рассматривается в качестве средства передачи социального опыта.
  • Стимулирующая функция предполагает динамичность и мобильность. При ее организации педагог ДОУ учитывает индивидуальные, возрастные особенности каждого ребенка, его интересы, интеллектуальные и творческие способности.
  • Развивающая роль заключается в сочетании классических и инновационных компонентов, благодаря которым обеспечивается переход от простых форм к сложным задачам.

Такая среда должна быть привлекательной для детей, выступать в качестве естественного элемента жизни ребенка. При правильной организации предметно-развивающего пространства у дошкольников снимается утомляемость, возникают положительные эмоции.

В зависимости от возрастных особенностей малышей, воспитатель меняет пространство. Например, для трехлетнего возраста важно свободное пространство для подвижных игр: прыжков, катаний, лазаний. На четвертом году жизни малыша интересуют ролевые и сюжетные игры, которые связаны с атрибутами: халатом доктора, формой полицейского. В старшем дошкольном возрасте ребята проявляют интерес к сверстникам, учатся взаимоотношениям, получают первый социальный опыт.

Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении предполагает полную свободу передвижения детей по зданию, не ограничиваясь рамками группового помещения.

Дети старшего дошкольного возраста получают навыки ориентирования в пространстве, что позволяет им без проблем пройти процесс адаптации в школе.

Для просторных дошкольных учреждений можно продумать создание отдельных мест для самоподготовки ребят вне группы, например, в раздевалке, в спальне. Такой инновационный подход способствует эмоциональному раскрепощению, формированию уверенности в себе. Существенная роль в формировании гармоничной личности дошкольников принадлежит искусству, поэтому в федеральных образовательных стандартах нового поколения, введенных в систему отечественного дошкольного воспитания, отдельное внимание уделено выделению в учебном плане ДОУ часов на декоративно-прикладное и изобразительное искусство.

Заключение

С раннего детства в чувствах и сознании малышей остаются красивые росписи, графика, изделия народного промысла, картины. С их помощью происходит развитие нравственных, волевых качеств, формируется мышление, появляются предпосылки к уважительному отношению к своим корням, культурному наследию.

Предметно-пространственную среду организуют в ДОУ по принципу незначительных пространств, что позволяет избегать избыточной скученности малышей. Игрушки и материалы размещаются в детском саду так, чтобы они не мешали свободному передвижению малышей, позволяли им играть со сверстниками.

Отдельное внимание педагоги уделяют выделению «уголков уединения», используя передвижные ширмы. Внутри этого пространства устанавливается небольшой стеллаж с подвижными играми, книгами, чтобы обеспечить досуг уединившегося дошкольника. Здесь малыш не только будет читать, конструировать, рисовать, но и сможет помечтать, подумать, отстраниться от суеты.

В каждой группе ДОУ создаются полифункциональные уголки, которые позволяют решать сразу несколько воспитательных образовательных задач.

Например, в одной части выделяют «центр познания». Он предназначен для исследовательской и познавательной деятельности, здесь находятся логические и развивающие игры, кубики с буквами, наборы для юных химиков-экспериментаторов.

В «Центре творчества» решается задача активизации творческих способностей малышей: театрализованных, режиссерских, музыкальных, художественно-речевых. Именно в этом уголке ДОУ развивают свои импровизационные и театральные таланты будущие актеры.

В «Игровом центре» обеспечивается организация сюжетно-ролевых игр.

«Литературный уголок» организуется для улучшения речевых навыков дошкольников.

"Центр спорта и здоровья" оснащается скакалками, мячами, обручами. Для него в группе выделяют наибольшее пространство, чтобы дошкольники могли совершенствовать свои спортивные навыки. Именно в этом уголке ребята знакомятся с особенностями здорового образа жизни.

Такая многофункциональность обычной группы в детском саду - гарантия предоставления подрастающему поколению россиян всех возможностей для развития, приобретения ими первого социального опыта, начальных исследовательских навыков.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования направлен на развитие и поддержание детской инициативы, поэтому, в рамках реализации данного проекта необходимо изменить среду, в которой ребенок развивается. Предметно-развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и обеспечивать игровую и познавательную активность, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Что такое трансформируемость пространства

Трансформируемость пространства - возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей, периода обучения, реализуемой образовательной программы.

Предметно-пространственная среда

Для изменения предметно-пространственной среды используется мобильный материал, который видоизменяется, что позволяет разнообразить образовательное пространство группы, обогатить сюжетные игры.


Построение предметной среды

Предметная среда - это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Предметная среда - это открытая, незамкнутая система, способная к изменению, корректировке и развитию. Такая среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности ребенка.

Принцип трансформируемости

Комплект столов «Парковка-2» Легкие конструкции, как например, модульная мебель (комплект столов «Парковка - 2») можно изменять функционально.



Рассказать друзьям