Развивающие игры от 1 до 3 лет. Развивающая игра для детей «геометрические пробочки»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Уважаемые родители! Предлагаем вам варианты игр для дополнительных занятий с детьми в возрасте одного года, двух - трех лет в домашних условиях. Некоторые из них направлены на закрепление пройденного на занятиях, а некоторые даны как подсказка молодым мамам для организации развивающего досуга малыша. Задания даются в одном варианте без разбивки по возрастам. Поэтому выбирайте игры, учитывая возраст и возможности вашего ребенка, усложняйте или упрощайте, используя опыт, приобретенный на занятиях в "Знаечке".

Упражнение с пирамидкой

Покажите ребенку, как можно снять кольца со стержня пирамидки и снова надеть их.
Дайте возможность ребенку выполнить это упражнение столько раз, сколько он захочет. Не следует на этом этапе требовать от малыша, чтобы он собирал пирамидку правильно - сначала он должен отработать навык одевания кольца на стержень.
На втором этапе подскажите, что кольца имеют разный размер, и покажите ему два кольца - большое и маленькое, скажите: “Давай наденем сначала большое кольцо, а затем - маленькое”.
На третьем этапе научите ребенка раскладывать снятые кольца справа от стержня по порядку - с учетом размера, и затем брать эти кольца поочередно и надевать их на стержень.
Если ребенок справляется с заданиями и проявляет интерес, предложите ему более сложные варианты: собрать пирамидку из колец произвольно перемешанных, собрать пирамидку из перемешанных колец любых двух цветов.
Упражнения с пирамидкой можно выполнять с ребенком в течение всего второго года. Проявляйте терпение, оказывайте помощь ребенку, используя разные приемы: словесное напоминание (”не пропускай колечко”, “не переворачивай”, “надевай правильно”); показ, если ребенок неверно выполняет задание; совместные действия; зрительно-осязательный контроль (обхватив руку малыша своей рукой, проводите ею сверху вниз по поверхности пирамидки: “Какая гладкая у нас получилась пирамидка”).

Мишкин поезд

Найдите несколько достаточно больших коробок, чтобы в них можно было посадить мишку и других игрушечных зверюшек. Свяжите коробки крепкой тесемкой или веревкой. Спросите мишку, не хочет ли он прокатиться на поезде. Попросите малыша поместить мишку в коробку. Спросите малыша, не хочет ли он прокатить еще каких-нибудь зверюшек. Дайте веревку малышу и посмотрите, сможет ли он тянуть поезд, в то время как вы проговариваете:

Мишкин поезд, мишкин поезд,
Чу-чу-чу. Мишкин поезд, мишкин поезд.
Чу-чу-чу. Побыстрей поехал поезд.
(Говорите и тяните быстрее.)
Медленней поехал поезд,
(Говорите и тяните медленнее.)
К станции он подъезжает,
(Говорите очень медленно.)
СТОП!

Игра с кубиками

Многие родители думают, что, если высыпать перед ребенком кубики, он будет долго играть с ними и с удовольствием строить дома и башни. Это происходит крайне редко! Если двухлетнему ребенку удастся построить что-то отдаленно похожее на дом и не раскидать при этом кубики по всей квартире, то в будущем из него наверняка получится великий архитектор. Большинство детей ставят пару кубиков один на другой, а потом занимаются чем угодно, но только не возведением строений.

Детей нужно учить играть в кубики. Это довольно кропотливое занятие. Но зато, если научите, ваш малыш построит такое, что ни один взрослый не сможет даже и представить!

Упражнение с кубиками 1

Вам понадобятся: кубики из строительного набора или из конструктора, игрушечный волк, кукла.

Кукла жалуется, что ей негде жить. Помогите ей, постройте для куклы дом.

Мы сейчас построим дом

Десятиэтажный,

Не кирпичный будет он,

Но и не бумажный.

Он высок, внизу гараж.

Из чего же домик наш?

Читая стихотворение, ставьте кубики друг на друга, чтобы получился домик. Вот, наконец, домик готов. Но тут приходит волк, очень злой. Он рычит, пытается занять домик и укусить куклу.

Волк-волчище, что с тобой?

Отчего ты злой такой?

Как же волку добрым быть,

Если волку негде жить?

Постройте второй домик для волка вместе с малышом.

Рисование цветными карандашами «Дорожки для машин»

Задание формирует интерес к рисованию, учит видеть границу листа.

Посмотри, что здесь нарисовано? Машинки. Давай твой карандаш превратится в машинку и будет ездить по дорожкам. Малыш берет в руки карандаш (покажите, как правильно держать карандаш и проводить им линии) и рисует «каляки-маляки».

Во время рисования расскажите ребенку стихи о машинах.

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык -

Опрокинул грузовик.

А. Барто

По дороге мчат машины,

По шоссе шуршат их шины.

Мы шуршим, шуршим, шуршим

И домой попасть спешим.

Д.Розалиева

Машина, машина

Идет, гудит.

В машине, в машине

Шофер сидит.

Би-би-би! Би-би-би!

Приехали!

Н. Найденова

Знакомимся с формой

Возьмите несколько формочек для печенья. Постарайтесь использовать те из них, чьи очертания знакомы малышу, например имеющие форму известных ему животных, игрушек, предметов. Обведите одну из формочек. Дайте ребенку эту формочку, чей контур вы обвели. Покажите ему, как положить формочку на рисунок таким образом, чтобы их очертания совпали.

После того как вы обведете несколько формочек для печенья, покажите ребенку, как совместить их с контурами, дайте ему две формочки и один контур. Теперь посмотрите, сумеет ли ваш малыш сложить их так, чтобы их очертания совпали. Когда вы увидите, что ребенок понял суть дела, дайте ему контуры других фигурок и другие формочки.

Ребенок уже многое умеет и становится все больше похожим на взрослого человека. Подобная растущая схожесть подчеркивается подражательной деятельностью - главной особенностью поведения ребенка в год и три месяца.

Общее развитие

В один год и три месяца малыш превращается в маленькое «зеркало» для окружающих его взрослых людей. Он хватает игрушечный телефон и деловито расхаживает по комнате, сердито покрикивая в него на манер папы. Залезает на диван с книжкой в руках, устраиваясь рядом с читающей мамой. Толкает ногой кота, которого в грубой форме прогнала из кухни бабушка. Ребенок становится вашим отражением. Поэтому сейчас, как никогда, важно контролировать себя. Малыш может однократно повторить какое-то действие и тут же его забыть. Но если перед глазами находится постоянный пример для подражания, то перенятая манера поведения рискует стать характерной и для него.

После исполнения 1 года 3 месяцев рост малыша замедляется. За оставшийся год он прибавит не более 3 сантиметров и 5 килограмм. Это естественный процесс. Наступает следующий этап физического развития ребенка. В связи, с чем изменяется и фигура крохи. Исчезает округлый животик, интенсивно развиваются мышцы на ручках и ножках. Природа подготавливает карапуза к новым победам и свершениям.

Что умеет ребенок в 1 год и 3 месяца?

Навыки, которыми овладел ребенок к этому важному периоду:

  • он уверенно управляет своим телом: ходит, преодолевает препятствия, пытается освоить невысокие ступеньки, встает на носочки, кружится и танцует;
  • наработаны навыки ловкого манипулирования предметами (строит башню из кубиков, собирает пирамидку, катает мяч);
  • ссвоены бытовые принадлежности (держит ложку, блюдце, кружку, пытается использовать по назначению расческу и зубную щетку);
  • открывает и закрывает ящики и шкафы;
  • протягивает ручки при одевании, сам просовывает ножки в обувь.

Многому еще предстоит научиться, но самый сложный этап позади. Сейчас важно помнить: каким бы взрослым и осознанным не выглядел малыш, его действиями по-прежнему руководят инстинкты. Поэтому в один год и три месяца использовать логическую аргументацию в общении с ребенком рано. Отложите нравоучительные разговоры еще как минимум на год.

Речь малыша

В возрасте 1 года 3 месяцев ребенок знает близких людей и называет их по именам (нечетко, коверкая буквы и слоги, но уже вполне осознанно); понимает наименования игрушек, предметов одежды, действий.

Зачастую, пытаясь повторить за взрослым новое слово, он произносит первый слог, проглатывая оставшуюся часть. Это связано с не сформированным речевым аппаратом. Но понимание, стремление к обучению и умение соотносить предметы и явления с их названиями уже ярко выражено.

Сейчас основная задача в плане речевого развития ребенка – работа над артикуляцией. Необходимо постоянно говорить, рассказывать стишки, петь песенки – рано или поздно малыш научится выговаривать, внимательно наблюдая и копируя движения губ и языка. В подобной подражательно – игровой форме и происходит становление речи.

Уход за ребенком в 1 год и 3 месяца

В один год и три месяца режим дня ребенка почти не меняется. Как правило, его день начинается в 8-9 часов утра. Затем следуют умывание, легкая гимнастика и завтрак. Гулять с малышом необходимо ежедневно, желательно не менее 2 часов. Еще лучше принимать воздушные ванны дважды и непосредственно перед дневным отдыхом. Купать ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев достаточно через день. Вечером обязательно умывание и мытье ручек и ножек.

Питание

Малыш по-прежнему находится на четырех разовом питании. Интервалы между приемами пищи 3-4 часа. Нужно стараться включать в рацион больше молочного и продуктов, богатых железом. Чаще предлагать фрукты и овощи. Вторые блюда должны быть в вареном и тушеном виде. Ограничьте доступ к сладкому.

Сон

В возрасте 1 года 3 месяцев некоторые дети переходят на 1 дневной сон. Но не будет отклонением от нормы, если малыш все еще отдыхает 2 раза за день. Ночью ребенок продолжает спать по 10-11 часов. Если есть проблемы с засыпанием, можно выйти с ним на свежий воздух, побыть там минут 15. И конечно, стараться укладывать малыша всегда в одно время.

Безопасность

Мышцы ребенка окрепли, силы и ловкости стало больше. С восторгом и радостью кроха ищет применение новым возможностям: пытается забраться на диван и невысокие стулья, преодолевает ступеньки и вытягивается во весь рост, поднимается на носочки, в надежде достать труднодоступный предмет.

Повышенная активность малыша требует дополнительных мер безопасности:

  • положить вокруг дивана и стульев мягкие подушки;
  • убрать из поля видимости опасные и запретные вещи;
  • отодвинуть от окон подставки и стулья;
  • внимательно следить за ребенком, преодолевающим высокие порожки.

Необходимо стараться быть постоянно рядом с малышом.

Чему можно научить ребенка?

Учитывая способности ребенка 1 года 3 месяцев, уже можно пробывать обучить его первым физическим упражнениям.

Приседания. Возьмите обруч и предложите малышу ухватить его с другой стороны. По команде: «садись!» приседайте вместе с ним.

Первые наклоны. Посадите ребека себе на колени. Зафиксируйте его голени. Сгибайте и разгибайте малыша. Проделывать упражнение можно, проговаривая веселые ритмичные стихи.

Игры с мячом. Сядьте с ребенком на пол, возьмите мяч и перекатывайте его в разных направлениях.

Разминаем ножки. Предложите малышу лечь на коврик и дотянуться ножками до любого предмета в ваших руках.

Покоряем вершину. Поставьте перед ребенком барьер высотой около 15 сантиметров и предложите преодолеть его. Затем помогите самостоятельно забраться на диван или невысокий стул.

Такие простые упражнения не только разовьют спортивные задатки малыша, но и позволят крохе спокойно покорять и испытывать этот мир под вашим чутким руководством.

Развивающие игры

Приступая к развивающим играм необходимо помнить 3 важных правила, учитывающих особенности поведения малыша в возрасте 1 года 3 месяцев.

  1. Сочетайте пассивную игру с движением. Сейчас ребенок очень активен и, находясь в неподвижном состоянии, может быстро утомиться.
  2. Старайтесь закончить игру раньше, чем она успеет надоесть малышу.
  3. Основа любых занятий - интенсивное общение, развивающее речь ребенка.

Рассмотрим несколько вариантов игр, способных заинтересовать кроху в год и три месяца.

Собираем грибы. Вырежьте из бумаги несколько грибов разных размеров и разбросайте их по комнате. Дайте малышу корзинку (можно тоже бумажную) и предложите собрать их вместе. Когда основное задание будет выполнено, попробуйте заинтересовать ребенка разделением грибов на большие и маленькие.
Подобная игра тренирует навык обращения с предметами, исходя из их величины и положения в пространстве.

Знакомимся с куклой. Возьмите куклу и «познакомьте» ее с карапузом. Пусть она «представится» и «заговорит» с малышом маминым голосом. Обратите внимание ребенка на ее прическу и красивое платье. После знакомства разыграйте небольшое представление. Пусть кукла споет, станцует или прочитает стихотворение. Сопровождайте выступления игрушки репликами: «Куколка хочет спеть для тебя!», «Тебе понравилось выступление нашей гостьи?».

Такое, на первый взгляд, незамысловатое развлечение, в возрасте 1 года 3 месяцев является первым знакомством крохи с сюжетно-ролевыми играми. В дальнейшем они, конечно, усложнятся, будут включать конкретных, вполне реальных героев и еще сыграют важную роль в развитии.

Чем быстрее развивается у ребенка так называемая мелкая моторика, то есть способность брать мелкие предметы и пользоваться ими, тем быстрее развивается и мозг. Поэтому так важны все упражнения для укрепления пальцев и развития их ловкости. Для этого можно использовать перекладывание кубиков, шариков, пуговиц различной формы и величины, нажимание на кнопку звонка или выключателя, упражнения с пульверизатором.

— Дети с радостью станут играть с вами в различные пальцевые игры, изображая с помощью определенного положения пальцев птичку, зайчика или собачку. Им очень понравится по утрам проводить забавный ритуал под названием — «Пальчики здороваются», а по вечерам — «Пальчики прощаются» — касаясь сначала пальчиками обеих рук друг дружки, а потом пальчиками каждой руки большого пальца.

— К 3 годам уже можно работать с пространственными представлениями, связанными с пониманием таких слов, как сзади, впереди, вверху, внизу, слева, справа, предлогов в, на, за, над, под, около. Положите мячик под стол и спросите у ребенка, где мячик. Помогите ему ответить правильно. Можно рассматривать картинки и задавать вопросы по ним.

— Детям очень нравятся активные действия, и они с радостью согласятся поиграть с вами в игру, в которой вы будете давать команды, а они — выполнять. Команды могут быть такими: «Подойти к окну и посмотри вниз. Расскажи мне, что ты видишь. Теперь повернись налево, подойди к столу. На столе лежит твоя пушистая собачка. Возьми ее и посади рядом со мной». Пусть ребенок дает такие же команды вам и смотрит, как вы их выполняете.

— Возьмите набор игрушечной кукольной мебели или картинки с изображением отдельных предметов мебели и попросите ребенка расставить мебель в комнате. Можно представить, что кукла переехала в новый дом и плюшевый мишка или другая любимая игрушка ребенка помогает ей обставить комнату. Вы будете говорить от имени куклы: «Медвежонок, поставь, пожалуйста, диван справа. Рядом с диваном поставь шкаф. Нет, пусть он будет не за диваном, а рядом, слева от дивана». И так далее. Если вы едете куда-то с ребенком, дайте ему возможность «управлять» машиной, комментируя ее движения: вперед, налево, направо, назад.

— Для развития координации и пространственного мышления можно использовать «рисование через овалы» (круги, треугольники и т. п.), то есть с помощью специального трафарета. У ребенка будут получаться разные предметы и зверюшки. То, что он еще не может нарисовать, дорисуете к овалам вы сами.

Игры на прогулке с детьми 1-3 лет

Прекрасным средством физического и интеллектуального развития могут стать прогулки. Любая интересная игра вызывает положительные эмоции и способствует развитию ребенка. Превратите физические упражнения в игру — и ребенок с радостью в них включится. Постарайтесь включить физические упражнения в повседневную жизнь ребенка. Выбирая упражнения, не забывайте учесть настроение и желание малыша. Не бойтесь того, что ребенок может переутомиться: если ваш малыш устанет, он сам ограничит нагрузку, попросту перестав выполнять упражнения. Отдохнув, ребенок с удовольствием вернется к прежним играм и занятиям, Во время прогулки можно выполнять следующие упражнения для развития координации движений:

— Предложите малышу возить машинку на веревочке, оглядываясь назад, чтобы убедиться, что машинка не потерялась. Когда он освоится с этим и не будет спотыкаться и падать, усложните задачу, попросив его возить машинку, пятясь. Детям очень нравится ходить «задом наперед». Не забывайте только подстраховывать малыша, чтобы он не упал на спину.

— На детской площадке, где есть снаряды для лазания по типу шведской стенки, покажите ребенку, как переставлять ноги и перехватывать руками перекладины. Сначала ваш малыш научится подниматься приставным шагом, поднимая на ступеньку одну ногу и приставляя к ней другую. К двум годам он научится передвигаться по ступенькам шведской стенки боком, а к трем — подниматься и спускаться по лестнице, переставляя ноги попеременно, как взрослый.

— Научите ребенка подниматься по наклонной плоскости на деревянную горку и спускаться с нее. Сначала поддерживайте его для страховки, а затем он и сам будет весело бегать вверх и вниз.

— Поиграйте с малышом в аистов. Сначала ему понадобится ваша помощь, но постепенно он научится стоять на одной ноге без поддержки. Это упражнение развивает равновесие и координацию движений, учит управлять своим телом.

— Поиграйте в «догонялки». Бег чрезвычайно нравится детям и является лучшим упражнением для координации и согласованности движений. Догоняйте друг друга по очереди: сначала малыш догоняет вас, а потом — вы его. Особенно детям нравится, когда вы бежите сзади, хлопая в ладоши и приговаривая: «Ой, догоню, догоню!» Можно устроить соревнования: кто быстрее добежит до игрушки, качелей, скамейки, до чего угодно. Неплохо предложить ребенку побегать вдогонку за мячиком, машинкой, коляской с младшим братом или сестрой.

— Предложите ребенку преодолеть препятствие: перелезть через поваленное дерево или через скамейку. Мелкие препятствия можно перешагивать. Можно играть в игру «перешагиваем через камушки», если вы гуляете на берегу реки или озера, а также в лесу или в парке. Дома можно перешагивать через разнообразные конструкции из кубиков и перелезать через стулья и диваны.

— Ожидая своей очереди у врача или автобус на остановке, вполне можно скоротать время, играя, а заодно и развивая координацию ребенка. Попробуйте прыгнуть на одной ноге столько раз подряд, сколько получится. Не требуйте, чтобы ребенок прыгал определенное количество раз: трудность упражнения должна соответствовать и возрасту, и индивидуальным возможностям ребенка. Устройте соревнование по ходьбе маленькими шажками, когда вы должны преодолеть определенную дистанцию, ставя одну ступню прямо перед другой так, чтобы каждый раз пятка касалась носка.

Игры дома с детьми 1-3 лет

Дома можно попробовать такие игры-упражнения:

— Научите малыша обходить большие препятствия, такие, как столы и стулья, а затем постепенно усложняйте задания, чтобы он научился обходить мелкие предметы (коробки, игрушки, машинки). Обходя игрушки, выстроенные в одну линию, ребенок научится ходить зигзагом. — Положите на пол ковровую дорожку в 2 м длиной и 35 см шириной. Положите в конце дорожки игрушку и по- < просите ребенка принести ее, пройдя до нее по дорожке. Это упражнение развивает чувство равновесия, а главное, не грозит ребенку никакими травмами, и выполнять его можно сразу, как только ваш малыш научится ходить. Как только ребенок начнет выполнять это упражнение совершенно самостоятельно и без затруднений, усложните его. Возьмите доску шириной 30 см и длиной от полутора до двух метров, положите один ее конец на диван, а второй — уприте в пол, У вас получится небольшая узкая горка. Дайте ребенку руку и помогите научиться спускаться и подниматься на импровизированную горку, Вы убедитесь, что очень скоро он научится делать это сам. Это упражнение прекрасно развивает координацию и равновесие.

— Научите малыша залезать на диван, покажите ему, что сначала надо опереться о диван туловищем, затем подтянуть согнутую в колене ногу, после чего оттолкнуться руками и подтянуть вторую ногу. Первое время помогайте ребенку, подталкивая его снизу. Скоро малыш сможет обходиться без вашей помощи, особенно если на диван вы положите его любимые игрушки.

— Хорошо развивает координацию движений лазание через тоннель, который легко создать при помощи прорезанного с двух сторон большого мешка или же большой картонной коробки, открытой с обеих сторон.

— Поиграйте с ребенком в партизанскую войну: пусть он пролезет или проползет под столом, под стулом, под веревкой, натянутой на расстоянии 15-20 см от пола. С не меньшим удовольствием ребенок будет проползать через обруч.

— Поиграйте в «жизнь животных»: попросите малыша показать, как двигается кошка. Пусть он крадется на четвереньках, поворачивает голову, «лакает молоко». Конечно, ребенку будет приятнее, если вы включитесь в игру вместе с ним. Точно так же можно поиграть, имитируя движения собак, белок, слонов — любых животных, которых ваш ребенок видел или наблюдал дома, на улицах, в зоопарке или по телевизору.

— Прыжки — замечательные упражнения, которые развивают одновременно координацию движений и равновесие. Чтобы малыш научился прыгать, сначала научите его приседать, Оптимальный вариант — положите на пол несколько небольших игрушек, которые ему нравятся, и попросите собрать их в ведерко или корзинку, Покажите, как надо приседать, сгибая коленки. На следующем этапе учите ребенка прыгать. Возьмите его за руки, попросите присесть на корточки и спрыгнуть с дивана, низкого стула или со скамейки. На улице можно учить ребенка прыгать с низкого поребрика. К трем годам он научится прыгать без вашей помощи.

— Прыжки с места в длину — также прекрасное упражнение на развитие мышц и координации движений. Хорошо, если у вас есть достаточно мягкий ковер. Встаньте на край ковра с той же стороны, что и малыш, чтобы ковер не скользил по полу. Пусть малыш встанет у края ковра и по команде прыгает вперед на ковер как можно дальше. Следите за правильностью приземления: малыш должен мягко приземлиться на обе ноги с согнутыми коленями.

— «Потягушки» ничуть не менее полезны, чем прыжки. Чтобы ребенок научился тянуться на носочках, держите игрушки, которые хотите ему отдать, высоко над его головой. Это упражнение хорошо получается, если предложить ребенку поиграть в дрессировщика и его ученую собачку. Можно также надуть несколько воздушных шариков, подбрасывать их и предлагать малышу дотянуться до них. Роль шариков вполне могут сыграть и мыльные пузыри.

— Возьмите корзину для белья или большую коробку и посоревнуйтесь с ребенком, кто больше раз попадет мячиком в цель. Корзину или коробку поставьте на расстоянии от полуметра до метра от ребенка. Пусть он бросает в нее мяч по 3 раза каждой рукой. Следите за тем, чтобы он каждый раз высоко поднимал руку. Это упражнение развивает координацию движений рук и пальцев, что особенно важно для развития мелкой моторики.

— Возьмите мяч 12-15 см в диаметре. Сначала вы бросаете мяч ребенку, а он ловит его обеими руками и бросает обратно, отталкивая от груди ладонями. Следите за правильностью движения: руки должны быть согнуты в локтях, а ладони при этом повернуты вверх. Потом малыш должен бросать мяч из-за головы. Каждый вариант бросков повторите не менее трех раз.

— Поиграйте в птичек. Для этого надо в течение 5-10 секунд подскакивать на месте как можно выше, одновременно делая руками такие же движения, как птица крыльями при полете.

— Для развития мелкой моторики прекрасно подойдут бумага и карандаш. Нанесите на лист бумаги точки и попросите ребенка продолжить. Затем соедините несколько точек линиями и передайте карандаш или цветной фломастер малышу. Может быть, у вас даже получится рисунок! Можно видоизменить игру и рисовать по очереди прямые и кривые линии, пересекающие друг друга, а потом зарисовывать участки между линиями сплошными штрихами разного цвета или же крапинками, клеточками, зигзагами, точками, — тем, что подскажет ваша фантазия. Можно также попробовать рисовать, не отрывая карандаша от бумаги.

— В ванной можно не только умыться и искупаться, но и развивать мелкую моторику и координацию движений. Главное, о чем не должны забывать ни вы, ни ребенок: в ванной нельзя вставать. Замечательные рисунки получаются на стенках, если вместо кисти использовать пальцы, а вместо краски — крем для бритья. Совершенно необязательно оставлять эти шедевры на века. Гораздо веселее и полезнее будет, если вы вручите малышу водяной пистолет или автомат и поручите ему смыть все рисунки, превратив их таким образом в мишени.

— Не менее увлекательная игра для ребенка — выкупать в ванне свои игрушки для купания, а по итогам купания разделить их на две категории: «тонет» и «не тонет».

Крохотные карапузы – это не только любовь и радость всей нашей жизни, но и те, кто нуждается в нашем постоянном внимании. Уделять внимание подразумевает заниматься с малышами, развивать их и воспитывать. Детям первого года жизни чаще предлагаются занятия на физическое развитие. С взрослением деток становятся все более полезными и актуальными игры на развитие мышления, внимания и творчества.

Какие занятия выбрать для деток, которые уже отпраздновали свой первый большой день рождения? Этот сложный, но интересный период малыш встречает с широко раскрытыми глазами и готовностью к новым познаниям и открытиям. Найти хорошие и познавательные игры для детей в 1-2 года очень легко. Многие из игр передаются из поколения в поколение и порой чувствуются на уровне интуиции.

В 1-2 года объектом игры может стать любой яркий материал, крупы, краски - все, что найдется под рукой у любой мамы!

Основные направления для развития

Детям дошкольного возраста важно развивать следующие навыки:

Ранний дошкольный период можно разделить на три основных этапа: 1-1,5 года, 1,5-2 года и 2-3 года. Каждый из них имеет свои особенности, однако родителям очень важно постоянно развивать малыша, не пуская его воспитание на самотек. Разберем основные навыки, свойственные каждому отдельному этапу.

1-1,5 года

Дети учатся:

  • ходить и прыгать (с маминой помощью);
  • кидать мяч;
  • называть предметы;
  • подражать звукам животных, предметов;
  • различать цвета;
  • слушать, понимать и выполнять просьбы;
  • различать предметы по величине;
  • вести счет до 5;
  • манипулировать с игрушками (кормить куклу, варить обед, катать машинку, укачивать зайчика и т. д.);
  • подпевать простым песенкам, повторять потешки, стишки;
  • заниматься ручным трудом (клеить вырезанные детали, красить кисточкой по бумаге).


Доверять такому маленькому ребенку мелкие детали не стоит - пока что для него интересна игра с объемами, формами и цветами - мячиком, большими цветными кубиками, пирамидками

1,5-2 года

Детки учатся:

  • различать не только основные цвета, но и их оттенки;
  • понимать и выполнять многосложные просьбы («Возьми мишку, положи его в коляску и спой песенку»);
  • различать не только величину, но и форму предметов;
  • вести счет 1-10;
  • называть предметы полным словом («ложка» вместо «ка»);
  • подражать звукам животных, птиц, предметов;
  • манипулировать с игрушками (возить песок в машине, кормить зайку ложкой, строить башню из кубиков);
  • кидать мяч;
  • петь песенки и повторять стишки и потешки;
  • различать цифры и буквы (небольшую часть);
  • заниматься ручным трудом (с помощью взрослого клеить аппликацию, пользоваться карандашами и фломастерами, рисовать кистью).

Еще больше информации вы найдете в статье



Ребенок до двух лет обожает строительство из кубиков и крупного конструктора, в игры уже может вноситься сюжет, в них есть свои персонажи и истории

2-3 года

Самое время учить:

  • различать основные цвета, их оттенки, а также уметь смешивать краски, чтобы получить необходимый цвет (рекомендуем прочитать: );
  • вести счет до 10;
  • различать относительную величину (выше-ниже, дальше-ближе, большое-меньше), а также форму предметов (треугольный, круглый, квадратный);
  • складывать и вычитать простые числа на доступных примерах (к двум девочкам пришла еще одна девочка, теперь девочек три);
  • описывать происходящие события простыми предложениями;
  • понимать содержание сказки и отвечать на вопросы по прочитанному;
  • манипулировать с игрушками (строить из конструктора простые предметы, играть в сюжетно-ролевые игры);
  • учить наизусть стихи и песни;
  • знать, как пишутся буквы и цифры;
  • заниматься ручным трудом (делать аппликации, лепить из теста, пластилина, рисовать карандашами, фломастерами, красками, мастерить поделки из природного материала).


Когда возраст ребенка приближается к трехлетнему рубежу, можно активно включать в его программу развития творческие наывки - рисование, музыку (ксилофоны, детские музыкальные инструменты), лепку

Занятия от года

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Рисование пальчиковыми красками

Рисование с детьми – новый и захватывающий процесс, который позволяет познавать необычное и развивать воображение. Деткам больше интересен сам процесс творчества, нежели полученный результат.

Для комфортной работы подготовьте рабочую зону: застелите стол клеенкой, приготовьте краски, воду, кисточку (при желании), салфетки. Малыши в этом возрасте крайне непоседливы, поэтому не стоит планировать раскрасить за раз больше одной картинки. На выбор ребенку давайте не больше трех цветов.

Прежде чем малыш начнет пробовать свои силы, покажите, как правильно обмакивать палец в краску. Сделайте это своей рукой, держа пальчик крохи, затем начните аккуратно раскрашивать картинку. Подбадривайте и хвалите малыша за успехи, так вы будете стимулировать в нем желание творить.



Пальчиковые краски - отличное развлечение для детей, которые по своей натуре являются кинестетиками, то есть любят все трогать и пробовать руками

Может, этот материал еще рановато использовать для годовалых крошек? Разумеется, сложные взрослые поделки деткам такого возраста еще недоступны, но пластилин – отличное средство для развития мелкой моторики, поэтому начинать можно уже сейчас. Лепка открывает перед ребенком огромный простор для творчества. Современный пластилин отличается от старых образцов, он более эластичный и совсем не липнет к рукам. Работать с таким материалом - сплошное удовольствие. Ребенку будет интересно добавлять детали к уже готовой картинке, которую можно нарисовать самим или купить заготовку.

На первых порах лепите небольшие шарики, которые малыш должен будет давить пальчиком на выбранном месте картинки. Рисунки должны быть с простыми сюжетами: добавить конфет в вазочку, покормить собачку или изобразить дождик из тучки. Научившись надавливать на шарик, чтобы его расплюснуть, ребенок может попробовать размазывать пластилин в разные стороны, чтобы получилась новая интересная картинка. Начать следует именно с простого действия – надавливания. Важные советы:

  • Шарики рекомендуется налепить заранее, чтобы ребенок не ждал «новой порции» работы, ведь ему сложно долго концентрироваться на чем-то одном.
  • Не оставляйте малыша без присмотра, а то он может попытаться попробовать пластилин на вкус.
  • После занятия уберите пластилин в недоступное для ребенка место.
  • В качестве альтернативы пластилину возьмите тесто, которое можно сделать самостоятельно из воды и муки.


Лепка из пластилина - очень интересное занятие, которое сможет объединить малышей и детишек постарше. Последние с удовольствием покажут братику или сестричке, как слепить что-то красивое

Чтение книг

Выбирайте простые и яркие книги, где много красивых картинок, привлекающих внимание. Сопровождайте свое чтение играми и озвучиванием. Например, проиграйте историю с помощью любимых игрушек или изобразите как квакает лягушка, и как прыгает зайчик. Дети любят читать одну и ту же книгу много раз -несмотря на то, что вам она уже надоела, читайте ее снова и снова, пока она интересна малышу.

«Школа семи гномов» - отличный дидактический комплекс для развития детей разных возрастов. Все наборы делятся по возрасту (от рождения и до самой школы). В каждом годовом комплексе 12 книжек, где вы найдете большое количество интересных заданий, которые разработаны специалистами по детской психологии и воспитанию, а значит будут полезны вашему малышу.

Игры с кубиками, пирамидками и сортерами

После 1 года дети с удовольствием играют с кубиками. Предложите ребенку самые простые действия: сделать башенку из двух-трех кубиков, постепенно увеличивая количество кубиков.

Используйте развивающие сортеры (кубики с отверстиями разной формы и фигурками, соответствующими форме этих отверстий). Простая на первый взгляд задача является очень сложной для ребенка, но очень хорошо развивает его мозг.

Пирамидка – одно из самых любимых занятий малыша в 1 годик. С помощью пирамидки ребенок освоит такие понятия как «больше-меньше» и научится составлять целую конструкцию из отдельных частей.

Активные игры с предметами

Такие игры в 1-2 года – самое лучшее решение. Для занятий выбирайте большие яркие предметы. Задания могут простыми и активными: собрать предметы в корзинку, бросить мячик, отвести куклу в детский сад. Занятия могут быть с развивающим уклоном: мама просит взять и принести какой-либо предмет. Все малыши обожают трогать, мять и пробовать предметы на вкус – дайте ему возможность реализовать свои желания. Предлагайте ребенку предметы с разной фактурой, поверхностью и формой. Давая очередную вещь ребенку, называйте ее характеристики (большая, твердая, теплая, пушистая и т. д.).



Пальчиковые игры не только интересны для ребенка, но еще и очень полезны. Они отлично развивают мелкую моторику и воображение

Продолжайте развивать мелкую моторику рук с помощью простых и интересных движений, сопровождающихся озвучкой. Не забывайте - чем больше вы будете разминать детские пальчики, тем больше вероятность, что ребенок скоро заговорит. При нежелании со стороны ребенка играть в подобные игры, можно просто делать ему полезный массаж пальчиков и ладошек или предложите для игры резиновый мячик с шипами.

Игры с предметами быта: одеждой, посудой

Большое количество игрушек в доме не исключает тяги маленьких деток к повседневным вещам. Они стремятся повторять взрослые действия и делать все как мама. Игры с посудой – любимая забава для детей. Здесь открывается большой простор для фантазии: ставить лоточки друг в друга, спрятать что-то в кастрюльку, перекладывать овощи из миски в кастрюлю.

Игры с сыпучими материалами

Годовалые дети очень любят такие занятия. Подобные упражнения стимулируют развитие чувственного восприятия. Пальчики будут становиться все более ловкими и послушными. Для занятий выберите любые сыпучие материалы и крупы: рис, гречку, манку, пшено. Затем маме нужно высыпать тонким слоем на поднос крупу и показать, как можно рисовать этим материалом. Для работы желательно выбрать поднос с высокими бортиками, хотя и он не гарантирует отсутствие на полу рассыпанной крупы. Малышу наверняка захочется сначала изучить крупу – не препятствуйте такому знакомству.



Крупу и бобовые можно покрасить гипоаллергенными пищевыми красками, особенно хорошо для этого подходит рис. Можно также купить готовые цветные материалы для развития мелкой моторики

Все новое для деток младше 2 лет имеет очень большое значение. Им необходимо разобраться с новым материалом, попробовать его на ощупь и на вкус, перебрать в ладошке каждый вид крупы. Возможно, малышу будут интересны именно такие действия, а не процесс рисования - не торопите события, позвольте крохе на первом занятии просто познакомиться с необычным материалом.

В следующий раз можно попробовать показать выполнение простых рисунков (кругов, квадратов). Раз за разом ребенок будет пытаться нарисовать все новые и новые рисунки (зигзаги, волны, полоски). Такие занятия с крупами отлично подходят для развития мелкой моторики у малышей в возрасте 1,2 и 3 лет.

Подвижные игры

Подвижные игры развивают не только крупную моторику малыша, но и в целом благотворно влияют на все системы организма. Особенное внимание следует уделять речевому сопровождению занятий: «на», «сели», «встали» и т.д. – это помогает отрегулировать темп и дыхание малыша и, в целом, активизирует его. Двигательные упражнения можно делать как дома, так и во время прогулки на свежем воздухе, сочетая их с прыжками, приседаниями, бегом и простой ходьбой. Каждая игра повторяется около 3 раз в неделю. Предлагаем несколько вариантов.

С игрушками

Собираем шарики

  • Понадобятся два вида шариков – маленькие и побольше, и две коробки аналогичных размеров. Проговаривая величину сначала помогаем крохе: «большой шарик – в большую коробку, а маленький – в маленькую». Затем даем возможность малышу сделать это самостоятельно.
  • Начиная с 1 года 10 месяцев можно также начать проговаривать цвета шаров.


Сортировка шариков подходит как для годовасиков, так и для трехлетних ребят - с возрастом занятия усложняются

Ищем игрушку

  • Помещаем игрушку на видном месте, и вместе с карапузом отправляемся на поиски, поддерживая его под мышки или за руки.
  • Можно положить в угол комнаты 3-4 игрушки и попросить малыша взять именно ту вещь, которые вы назовете.
  • Прячем игрушку под покрывало так, чтобы была видна лишь ее часть: хвостик кошечки, волосы куклы.

Ползем к погремушке

  • Кладем погремушку на расстояние от 1 метра и просим малыша доползти до нее, затем помогаем ему встать, поднять погремушку и позвенеть ею.
  • Усложняем задачу – ребенок должен выполнить все действия самостоятельно. В следующий раз положите на пол 2 погремушки, взять их нужно обе.
  • В зависимости от возраста увеличиваем расстояние: 1-1,5 года – до 2 метров; 1,5-2 года – до 2-3 метров; 2-3 года – до 3-4 метров.

Без предметов

  • Паровозик (от 1,5 до 3 лет). Становимся впереди малыша, он – сзади, держась за вас. Начинаем двигаться вперед, подражая гудку паровоза. Усложняем задачу – меняемся местами; попеременно «регулируем» громкость гудка – то тихо, то громко.
  • Поездка на поезде. Вместе с малышом сидим на стульчиках, выполняем руками круговые движения, подражаем гудку «Ту-ту», притопываем ногами. По сигналу «Приехали!», «Остановка – лес/деревня» - бегаем по комнате и собираем «грибы/цветы».

Ощая продолжительность активных занятий в таблице:

Сделайте «дорогу» из старых кассет или из картинок, из карандашей, кубиков, кеглей, шнурков и пр. (одна и та же быстро надоедает). И попросите ребенка походить по дорожке.

Для начала это просто два прямых ряда кассет (кубиков, карандашей) с расстоянием между рядами примерно 30-40 см. Но с каждым разом делайте дорогу все более длинной и извилистой. Она может сужаться и расширяться.

Для разнообразия можно предложить ребенку пройти на носочках, пяточках, боком, а позднее и попрыгать.

«Выбери наряд»

Нет ничего забавнее переодевания. С этой целью дайте ребенку мамину и папину одежду, дополните ее разными аксессуарами. И вместе придумывайте наряды разных персонажей.

Смешные и необычные вещи можно приобрести в театральном магазине и даже сделать самим.

Не забудьте сфотографировать малыша в этой одежде – чтобы позже весело смотреть фотографии.

Цвет дня

Предложите ребенку выбрать любой цвет. И весь день окружайте себя этим цветом. Например, если выбран красный, но для начала оденьтесь в красное, затем позавтракайте кашей с клубничным вареньем, нарисуйте что-нибудь большое и красное и повесьте на стену, найдите в книгах изображения красного цвета, посчитайте в доме все красные предметы.

Музыкальный антракт

Организуйте оркестр из самодельных музыкальных инструментов. Их можно изготовить из того, что есть дома. Положив в металлическую банку из-под чая маленькие камешки, пуговицы или стеклянные шарики, вы получите музыкальный инструмент. Металлический звук уже есть, теперь нужно поискать небольшие кусочки дерева или деревянные предметы (например, деревянную ложку, доску для сыра, деревянные формочки или прищепки для белья). Ударяя друг о друга двумя деревянными предметами, медленно или быстро, сильно или осторожно, вы извлекаете звуки, подходящие для танцевальной музыки.

Включив музыку, ребенок может поддерживать ритм мелодии, играя на своих инструментах. А звуки оркестра вполне можно записать для последующего прослушивания.

«Собери палочки»

Возьмите десять палочек от эскимо или пластмассовые соломинки. Ребенок держит их в руке, затем отпускает, и они падают на стол. Малыш должен осторожно собрать их по одной так, чтобы не сдвинуть лежащие рядом. Если он сдвинет хотя бы одну, игра заканчивается.

Подсчитайте, сколько палочек он может собрать за один раз и сколько попыток должен сделать, чтобы, наконец, собрать все палочки. Понаблюдайте за его успехами по мере того, как он приобретает опыт игры. Теперь ваша очередь играть.

Поиски сокровищ

Разнообразьте обычную игру в прятки, спрятав сокровища и отправившись на их поиски. Сокровищами могут послужить мелкие игрушки и предметы обихода.

В эту игру можно включить обучающий элемент. Спрячьте несколько бумажек, на которых написана одна и та же буква. Обязательно скажите ребенку, какое количество букв ему надо найти. Неожиданным сюрпризом для него будет бумажка с другой буквой.

Или разрежьте большую картинку на несколько кусков и попросите малыша найти их и собрать изображение.

Если ребенку трудно искать, подсказывайте ему, говоря «горячо» (когда он приближается к спрятанному предмету) и «холодно» (когда он от него удаляется).

«Удержи книгу»

Представьте, что вместе с ребенком вы изобрели новый олимпийский вид спорта - балансирование с книгой. Пусть малыш пройдет по комнате, пытаясь удержать ее на голове и не уронить. Он не должен дотрагиваться до книги руками. Очень скоро ребенок поймет, как важно передвигаться осторожно, высоко держа голову. Выбирайте книги разного формата, чтобы ему стало понятно, какие из них легко удержать на голове, а какие трудно.

Музыкальные животные

Развлеките ребенка, показывая ему, как звучат высокие и низкие ноты на фортепьяно. Несколько раз медленно нажмите на басовые клавиши. Пусть малыш, внимательно прослушав их, попытается изобразить походку животного, которого ему напоминают эти звуки, – слона, бегемота или, может быть, медведя. Затем перейдите к высоким нотам и играйте в более быстром темпе. Следуя музыке, ребенок должен изменить свое поведение, имитируя движения птиц, мышей, кошек или обезьян. Позвольте ребенку ударить по клавишам и изобразить то, что возникает в его воображении.

Если у вас нет пианино, попробуйте постучать по игрушечному барабану, сначала ударяя редко и глухо, а затем, наоборот, часто и звонко. Поищите в доме предметы, которые можно было бы использовать в качестве инструментов – например, большой пластмассовый таз и две деревянные ложки, – а затем попробуйте поиграть на них.

«Что пропало?»

Положите на поднос пять предметов. Например: ключ, мячик, ложку, кубик и мелок. Пусть ребенок внимательно посмотрит на эти предметы и назовет каждый из них. Затем он закрывает глаза, а вы в это время прячете один из предметов в карман. Снова посмотрев на поднос, малыш должен определить, чего не хватает.

Чтобы было интереснее, постепенно добавляйте на поднос новые вещи, и когда ребенок освоит игру, начните убирать сразу по нескольку предметов. Обычно в этом занятии с удовольствием принимают участие все члены семьи.

Для разнообразия можно завязать малышу глаза, чтобы он, ощупав, определил, что лежит на подносе, а что пропало.

«Я знаю, что это»

Завяжите ребенку глаза шарфом или платком. Объясните, что передвигаться по комнате надо осторожно, вытянув руки вперед. Дотронувшись до какого-нибудь предмета, он должен назвать его и описать. Затем наступает ваша очередь сделать то же самое.

Сравните свои впечатления и узнайте, что ребенку нравится больше - искать предметы или следить за тем, как это делаете вы.

Убежище

Любому ребенку доставит много удовольствия забраться в «пещеру», сделанную из больших картонных коробок (причем, чем больше коробки, тем лучше), или в «палатку», в которую превращается стол, накрытый покрывалами или простынями. Вы сооружаете декорации, а ребенок заполняет их вымышленными персонажами.

Пусть маленькие дети покрасят или разрисуют коробки, а те, кто постарше, - вырежут ножницами окна, чтобы можно было выглядывать из палаток наружу.

Язык жестов

Познакомьте вашего ребенка с языком жестов. Расскажите, как люди таким образом обмениваются друг с другом информацией.

Придумайте жесты, которые можно было бы использовать в качестве особого языка в вашей семье. Если ребенок заинтересуется этим, возьмите в библиотеке книгу о языке жестов. Выучите несколько простых движений и попробуйте сказать на этом языке «Я люблю тебя», «Спокойной ночи», «Приятных снов» и «Что у нас на обед?»

Автогонки

Если в вашем доме любят автомобили, сделанные из спичечных коробков или другого подручного материала, организуйте авторалли, лучше – в направлении против часовой стрелки. С помощью клейкой ленты, веревки или поставленных на бок коробок из-под дисков обозначьте на полу трассу. Убедитесь, что есть стартовая и финишная линии.

Теперь ребенок может гонять свои машинке по трассе. А если детей несколько, предложите им устроить настоящие гонки с использованием секундомера.

Отпечатки

Возьмите бумагу для рисования и краски – темперу, акварель или гуашь. Пусть ребенок соберет небольшие предметы разной формы и качества – для начала подойдет кусочек губки, крышка от бутылки, морская раковина, крышка от упаковки маргарина, несколько ластиков. Теперь надо обмакнуть что-нибудь в краску, а затем использовать как штамп, оставляющий отпечатки на бумаге.

Приложив к бумаге выкрашенную половину картофелины с вырезанными в ней дырочками и бороздками, можно увидеть интересный узор.

Несколько самых любимых вещей

Предложите ребенку собрать свои любимые вещи и расположить их в виде натюрморта. Потратьте время на то, чтобы вместе с малышом составить забавные «композиции» из этих предметов. Например, любимый журнал можно свернуть в трубочку и засунуть в домашние тапочки. Попробуйте разместить вещи на одеяле, которое послужит им фоном. Как только подходящий ракурс выбран – фотографируйте.

Поставьте на фотографиях дату и сохраните их.

«Найди половинку»

Из двух наборов красочных открыток один разрезается пополам. Покажите ребенку любую половинку и попросите его найти подходящую к ней из 3-4 (не более!) других половинок от разных открыток, проверяя свои действия по лежащей тут же целой открытке.

Если ему трудно, вместе прикладывайте половинки, пока не получится понятная, цельная картинка. В дальнейшем игру можно усложнять, либо предлагая 6-8 различных половинок, либо разрезав картинку на 3-4 части. Степень сложности задания взрослые устанавливают сами, исходя из возможностей ребенка.

«Угадай, что на картинке»

Для этой игры потребуются картинки, на которых изображено что-либо хорошо знакомое ребенку: стол, яблоко, собака и т.д. Разрезав картинку, согнув ее или закрыв одну половинку белым листом бумаги, вы показываете малышу другую половинку и просите угадать, что нарисовано на картинке. Подставив разрезанную половинку, разогнув картинку или убрав белый лист бумаги, не забудьте вместе с малышом удивиться, как это он смог угадать.

Зайчик и белочка

Вырезанные из бумаги морковки и орехи (по 5-6 штук) надо разнести зайчику и белочке – игрушечным или нарисованным, но находящимся в разных уголках комнаты; предварительно вы объясняете (или напоминаете), кто из них что любит.

Когда малыш справится с заданием, не забудьте поблагодарить его от имени накормленных зверушек. В этой роли, понятно, могут быть не только зайчики, но и белочки, ежики, мишки, собачки… Главное, чтобы малыш запоминал и выполнял ваши инструкции, усваивал элементарную классификацию предметов.

«Где мишка?»

Обвяжите одним концом длинной тесемки любимого мишку малыша и спрячьте его. А тесемку протяните по мебели и под ней, а также под и над другими предметами, находящимися в комнате. Скажите малышу: «Ищи мишку». Помогите ему взять конец тесемки и следовать за ней в поисках мишки.

Когда будете идти, следуя за тесемкой, говорите, где она лежит, например: «Тесемка за стулом» или «Тесемка под ковриком» и т.д. Когда вы найдете мишку, крепко обнимите его и скажите: «Мишка, дорогой! Как мы рады, что нашли тебя!»

«Высоко» и «низко»

Сядьте на стул и посадите ребенка к себе на колени так, чтобы его лицо было обращено к вам. Скажите: «Высоко-высоко» и, крепко обняв малыша, высоко поднимите его. Теперь скажите: «Низко-низко». Раздвиньте ноги и осторожно опустите ребенка на пол, крепко держа его.

Проделав так несколько раз, спросите малыша, что ему хочется – чтобы было «высоко» или «низко». И сделайте то, что он предпочтет. Когда ваш малыш научится играть в эту игру, предложите ему самостоятельно поиграть в нее со своими игрушечными зверюшками.

«Что катится»

Данная игра знакомит малыша с формой предметов. Сделайте игрушечные ворота на столе или на полу и организуйте соревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до ворот. Фигурки пусть будут разными: шарик, кубик, палочка, колёсико, брусок.

Вначале малышу будет всё равно, какую фигурку взять. Но постепенно он поймёт, какие фигурки лучше катятся. Побеседуйте с ребёнком на эту тему, например, обратите внимание на углы кубика, которые мешают ему катиться.

Свойства бумаги

Дайте малышу листок газетной бумаги и попросите его выполнять действия, о которых говорится в рифмовке.

Листочек взлетел,
Листочек кружится.
Листочек кружится,
Под ноги ложится.

Листочек рвется, рвется, рвется.
Листочек мнется, мнется, мнется.

Первая часть медленная, «лирическая». Вторая – озорная. Дети с удовольствием рвут бумагу. Все обрывки надо собрать в кучку и смять так, чтобы получилось что-то вроде бумажного шарика. Игру можно повторить несколько раз.

Подобрать крышечки к бутылочкам

Возьмите несколько разноцветных бутылочек с крышечками. Дайте ребенку и попросите подобрать крышечки к бутылочкам. Подбирать можно в соответствии с размером отверстия или по цвету.

Если крышки закручиваются, проследите за тем, чтобы ребенок крутил крышки, а не банки.

Комикс

Если малыш любит разглядывать комиксы, предложите ему самому придумать сказку. Для этого вырежьте из журналов картинки и наклеивайте их на лист ватмана в соответствии с сюжетом сказки. Если каких-то персонажей не хватило, можно их дорисовать. Помогайте ребенку, приложив к этому занятию и собственную фантазию.

“Разложим по порядку”

Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: “Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые”. Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник.

Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

“Волшебное сито”

Скажите: “В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!” Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус.

Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом – рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

“Выловим из воды”

Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Можно также использовать и ложку.

По окончании игры пусть ребенок сам соберет губкой пролитую воду.

“Не просыпь и не пролей”

Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.)

Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание – это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.



Рассказать друзьям