Развлечение по экспериментированию для детей старшей группы. Эксперименты на природе для детей и родителей Эксперименты по экологии для детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОБЪЕКТАМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ. ПЕРЕХОД ВЕЩЕСТВА ИЗ ТВЕРДОГО СОСТОЯНИЯ В ЖИДКОЕ И ИЗ ЖИДКОГО В ТВЕРДОЕ

Задачи : ознакомить детей с тем, что некоторые вещества (лед, смола и др.) могут менять состояние в зависимости от условий (от нагрева превращаются в жидкость, а во время охлаждения - обретают твердое состояние); развивать способность выделять общие свойства предметов и зависимости между ними при перемене внешних условий.

Опыты в детском саду

Опыт 1

  • Стеклянные пробирки (можно выбрать и другую посуду) поровну наполнить водой. Поставить пробирки в места с разной температурой воздуха.
  • Почему вода на улице превратилась в лед?
  • Какого цвета лед?
  • Какой лед на ощупь? Запах?
  • Что происходит со льдом при нагревании? Почему?

Демонстрируя на сухой спиртовке опыт, проанализировать переход воды в разное агрегатное состояние в зависимости от температуры. Аналогично можно продемонстрировать опыт со смолой.

Опыт 2

В несколько сосудов вместить ледяные сосульки и поставить их в разные места групповой комнаты.

  • Почему сосульки превращаются в воду с разной скоростью?
  • Как можно ускорить этот процесс?
  • Почему в морозный день с солнечной стороны крыши капает вода?

Опыт 3

В уголке сада отыскать деревья со смолой (вишни, сливы, яблони и др).
Как изменяется твердость фруктовой смолы в зависимости от температуры воздуха в течение дня? При разной погоде? После специального нагрева?

  • Какие вещества имеют схожие со смолой свойства? (Сургуч, воск, парафин и тому подобное)
  • Как меняется их использование в зависимости от состояния?

Дети дают сравнительную характеристику веществ, их свойств.
Используя сухой спирт, необходимо продемонстрировать опыт с любым из перечисленных веществ. Вывод дети делают самостоятельно.

ПРЕВРАЩЕНИЕ ЖИДКОСТИ В ПАР.

Задачи: познакомить детей с явлением превращения жидкости в пар и наоборот (после нагревания лед превращается в воду; вода во время кипения - в пар; пар, охлаждаясь, превращается в воду); объяснить то, что состояние веществ в природе зависит от условий их существования и целесообразной деятельности человека; развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.

Опыт 1

Воспитатель, нагревая воду в прозрачном сосуде, наблюдает вместе с детьми за процессом кипения. На стекле, которым накрыт сосуд, образуется конденсат - мелкие капли воды. О том, что это капли воды, дети могут узнать и другим способом: пробирку или колбу, в которой кипит вода, накрыть промокательной бумагой, на которой появится мокрое пятно. Воду, которая сбежала из стекла в сосуд, можно превратить в лед.
Выводы дети делают самостоятельно.

Опыт 2

Сушка кукольного белья в разную погоду (теплую, ветреную, тихую, пасмурную, морозную).

  • При каких условиях белье высохнет быстрее?
  • Почему, чем более мороз, тем быстрее высыхает белье?
  • Почему летом выпадают обильные дожди?
  • Всегда дождь сопровождается ветром? Почему?
  • Когда дождь называют «куриным» или «слепым»?
  • Почему зимой выпадает дождь, а летом иногда идет снег?

Опыт 3

Два одинаковые прозрачные сосуды наполнить поровну водой. Во время прогулки выставить их на хорошо освещенное солнцем место. Одну из них плотно закрыть, другую оставить открытой. В конце прогулки проанализировать изменения, которые произошли с водой в закрытом и открытом сосудах.

  • Почему уровень воды в них разный?
  • Откуда образовались на крышке капельки воды?
  • Почему в сухую, жаркую погоду уровень воды в бассейне, в открытых водоемах становится ниже?
  • Как вода возвращается на землю?
  • Что для этого необходимо?

ВЕТЕР

Задачи: дать детям представление о ветре, как движении воздуха.

Опыт 1
Предложить детям резко взмахнуть несколько раз листом плотной бумаги. Помахать на руки, на бумажные гребешки.
— Что при этом происходит?

Опыт 2
Поднять флажки во время прогулки и определить направление ветра.

Опыт 3
Подставить к ветру влажный палец.
— Что происходит?

Опыт 4
Во время наблюдений на огороде, в цветнике или в саду детям предлагают понаблюдать за движением ветвей, листьев, цветов.

  • Чем он обусловлен?
  • Какие явления сопровождает ветер?
  • Можно искусственно создать ветер? Как?

ДОЖДЬ, СНЕГОПАД, ГРАД

Задачи: углубить представление детей о различных состояниях воды (жидкий, сыпучий, твердый).

Опыт 1
Доказать детям, что дождь - это прозрачные, без запаха и вкуса капли воды. Дождевые капли, собранные в сосуд, могут быть разной температуры (летом и осенью), различной прозрачности (в зависимости от чистоты предмета, на который падают), разного объема.

Опыт 2
Продемонстрировать, как после нагревания в сосуде град превращается в воду. Сделать пробы чистоты воды (град - чистая и прозрачная вода; чистота дождевой воды зависит от чистоты поверхности, на которой она собирается).

Опыт 3
Наблюдение за превращением снега в воду, воды - в лед. Определение характерных свойств воды.
Продемонстрировать явление гололеда как результат выпадения дождя на переохлажденной землю (при этом сохраняются характерные свойства льда). На протяжении зимы с детьми целесообразно изготавливать снежные сооружения и заливать их водой.

ВОЗДУХ

Задачи: ознакомить детей со свойствами окружающего воздуха (воздухом дышит каждый человек).

Опыт 1
Продемонстрировать пустую открытую банку, полиэтиленовый пакет. Спросить, что в них есть. Предложить свернуть пакет в трубочку со стороны отверстия. Что осталось в мешочке?
Дети делают вывод, что воздух прозрачен, оно есть в банке, в других предметах, стоящих на столах, оно вокруг нас.

Опыт 2
Предложить подуть в соломинку или тоненькую трубочку, один конец погружен в стакан с водой.
Почему появляются пузырьки?

Опыт 3
В банку с водичкой погрузить комочки глины, песок, кусочки поролона. Почему появились пузыри вокруг предметов?

Опыт 4
Проводить с детьми дыхательные упражнения, объяснить значение проветривания. помещения.

Опыт 5
Предположение: воздух отсутствует в окружающих предметах. Предложить каждому ребенку плотно сложенный полиэтиленовый мешочек свернуть со стороны отверстия в трубочку движениями от себя.

  • О чем свидетельствует воздушная «подушечка», которая образовалась?
  • Какого цвета воздух?

Опыт 6
Предположение: корни растений не дышат под землей, ведь там нет воздуха.
Комочек твердой земли бросить в трехлитровую банку с водой. Наблюдать появление пузырьков.
- Откуда они взялись? {С земли)
Растения, как и все живые существа, дышат воздухом. Если грунт твердый, то в нем мало воздуха, корни почти нечем дышать. Это-необходимо спасать растение от гибели, разрыхляя землю.

Опыт 7
Предположение: в воде нет воздуха.
Продемонстрировать наличие воздуха в воде можно с помощью растения элодея. Веточку элодеи разрезать пополам и погрузить вниз в банку с водой. Наблюдать появление пузырьков, которые появляются на местах срезов.
- Откуда они взялись в растении?
Предложить детям рассмотреть через увеличительное стекло строение стебля элодеи. Оно имеет трубчатое строение, благодаря чему растение легко поглощает воздух, содержащийся в воде.

Опыт 8
На подоконник или другое освещение солнечными лучами место положить зеркальце и такого же размера стекло, предварительно окрашенное черной краской. Через некоторое время дети на ощупь определяют, какое стекло нагрелось больше и почему так произошло. Этот эксперимент непременно будет способствовать тому, что малыши правильно объяснят подобные явления (блестящая поверхность стекла зеркальца отражает солнечные лучи, черная поверхность второго стекла - притягивает).

Краткое содержание: Занимательные опыты для дошкольников. Эксперименты для детей дома. Фокусы для детей. Занимательная наука.

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.

Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

"Подводная лодка" №1. Подводная лодка из винограда

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.


"Подводная лодка" №2. Подводная лодка из яйца

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды?

Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

Цветы лотоса

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Естественная лупа

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Водяной подсвечник

Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.

Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.

Как добыть воду для питья?

Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг нее положите свежей зеленой травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпьте ее края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положите камешек и слегка придавите пленку над пустой емкостью. Приспособление для сбора воды готово.

Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с пленки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотрите: в миске находится чистая вода.

Откуда же она взялась? Объясните ребенку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу емкость; помните, вы ведь слегка продавили пленку и положили туда камень.

Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далекие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.

Чудесные спички

Вам понадобится 5 спичек.

Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.


Умывальников начальник. Сделать умывальник - это просто

Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребенка домой умываться довольно хлопотно, к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто. Сделайте вместе с ребенком простой умывальник.

Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на ее боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздем отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая ее, вы получите струйку воды, завинчивая - вы "закроете кран" своего умывальника.

Куда делись чернила? Превращения

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.

Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

Делаем облако

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Рукам своим не верю

Приготовьте три миски с водой: одну - с холодной, другую - с комнатной, третью - с горячей. Попросите ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую - с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?

Всасывание воды

Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.

Своды и тоннели

Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в нее карандаш. Затем осторожно засыпьте трубочку с карандашом песком так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш - и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

Всем поровну

Возьмите обычную вешалку-плечики, два одинаковых контейнера (это могут быть также большие или средние одноразовые стаканчики и даже алюминиевые банки из-под напитков, правда, у банок надо обрезать верхнюю часть). В верхней части емкости сбоку, напротив друг друга, сделайте два отверстия, вставьте в них любую веревку и прикрепите к вешалке, которую повесьте, например, на спинку стула. Уравновесьте контейнеры. А теперь в такие импровизированные весы насыпьте или ягоды, или конфеты, или печенье, и тогда дети не будут спорить, кому досталось вкусностей больше.

"Паинька и ванька-встанька". Послушное и непослушное яйцо

Сначала попробуйте поставить целое сырое яйцо на тупой или острый конец. Потом приступайте к эксперименту.

Проткните в концах яйца две дырочки величиной со спичечную головку и выдуйте содержимое. Внутренность тщательно промойте. Дайте скорлупе хорошо просохнуть изнутри в течение одного-двух дней. После этого залепите дырочку гипсом, клеем с мелом или с белилами так, чтобы она стала незаметной.

Насыпьте в скорлупу чистого и сухого песка примерно на одну четверть. Залепите вторую дырочку тем же способом, как и первую. Послушное яйцо готово. Теперь для того, чтобы поставить его в любое положение, достаточно слегка встряхнуть яйцо, держа его в том положении, которое оно должно будет занять. Песчинки переместятся, и поставленное яйцо будет сохранять равновесие.

Чтобы сделать "ваньку-встаньку" (неваляшку), нужно вместо песка набросать в яйцо 30-40 штук самых мелких дробинок и кусочки стеарина от свечи. Потом поставить яйцо на один конец и подогреть. Стеарин растопится, а когда застынет, слепит дробинки между собой и приклеит их к скорлупе. Замаскируйте дырочки в скорлупе.

Неваляшку невозможно будет уложить. Послушное же яйцо будет стоять и на столе, и на краю стакана, и на ручке ножа.

Если ваш ребенок захочет, пусть разрисует оба яйца или приклеит им смешные рожицы.

Вареное или сырое?

Если на столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как можно это определить? Конечно, каждая хозяйка сделает это с легкостью, но покажите этот опыт ребенку - ему будет интересно.

Конечно, он вряд ли свяжет это явление с центром тяжести. Объясните ему, что в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.

"Стой, руки вверх!"

Возьмите небольшую пластмассовую баночку из-под лекарства, витаминов и т. п. Налейте в нее немного воды, положите любую шипучую таблетку и закройте ее крышкой (незавинчивающейся).

Поставьте ее на стол, перевернув "вверх ногами", и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся "грохот" и бутылочку подбросит вверх.

"Волшебные зеркала" или 1? 3? 5?

Поставьте два зеркала под углом больше чем 90°. В угол положите одно яблоко.

Вот тут и начинается, но только начинается, настоящее чудо. Яблок стало три. А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начинает увеличиваться.

Другими словами, чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.

Спросите у своего ребенка, можно ли из одного яблока сделать 3, 5, 7, не используя режущие предметы. Что он вам ответит? А теперь поставьте вышеописанный опыт.

Как оттереть зеленую от травы коленку?

Возьмите свежие листья любого зеленого растения, положите их обязательно в тонкостенный стакан и залейте небольшим количеством водки. Поставьте стакан в кастрюлю с горячей водой (на водяную баню), но не прямо на дно, а на какой-нибудь деревянный кружок. Когда вода в кастрюльке остынет, пинцетом достаньте из стакана листики. Они обесцветятся, а водка станет изумрудно-зеленой, так как из листьев выделился хлорофилл, зеленый краситель растений. Он помогает растениям "питаться" солнечной энергией.

Этот опыт будет полезен в жизни. Например, если ребенок нечаянно запачкал колени или руки травой, то оттереть их можно спиртом или одеколоном.

Куда делся запах?

Возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в которую заранее был капнут одеколон, и закройте ее плотной крышкой. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек. Такое поглощение цвета или запаха называют адсорбцией.

Что такое упругость?

Возьмите в одну руку небольшой резиновый мячик, а в другую - такой же по размеру шарик из пластилина. Бросьте их на пол с одинаковой высоты.

Как вели себя мячик и шарик, какие изменения с ними произошли после падения? Почему пластилин не подпрыгивает, а мячик подпрыгивает, - может быть, потому, что он круглый, или потому, что он красный, или потому, что он резиновый?

Предложите своему ребенку быть мячиком. Прикоснитесь к голове малыша рукой, а он пусть немного присядет, согнув ноги в коленях, а когда уберете руку, пусть ребенок распрямит ноги и подпрыгнет. Пусть малыш попрыгает, как мячик. Затем объясните ребенку, что с мячиком происходит то же, что и с ним: он сгибает колени, а мячик немного вдавливается, когда падает на пол, он выпрямляет коленки и подпрыгивает, а в мячике выпрямляется то, что вдавилось. Мяч упругий.

А пластилиновый или деревянный шарик не упругий. Скажите ребенку: "Я буду прикасаться рукой к твоей головке, а ты коленки не сгибай, будь не упругий".

Прикоснитесь к голове ребенка, а он пусть как деревянный шарик не подпрыгивает. Если колени не сгибать, то и подпрыгнуть невозможно. Нельзя же разогнуть коленки, которые не были согнуты. Деревянный шарик, когда падает на пол, не вдавливается, а значит, не распрямляется, поэтому он и не подпрыгивает. Он не упругий.

Понятие об электрических зарядах

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

Танцующая фольга

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.

Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

Вися на голове, или Можно ли висеть на голове?

Сделайте легкий волчок из картона, насадив его на тонкую палочку. Нижний конец палочки заострите, а в верхний воткните портновскую булавку (с металлической, а не пластмассовой головкой) поглубже, чтобы была видна только головка.

Пустите волчок "танцевать" на столе, а сверху поднесите к нему магнит. Волчок подпрыгнет, и булавочная головка пристанет к магниту, но, интересно, он не остановится, а будет вращаться, "вися на голове".

Секретное письмо

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

Потомки Шерлока Холмса, или По следам Шерлока Холмса

Смешайте сажу из печки с тальком. Пусть ребенок подышит на какой-нибудь палец и прижмет его к листу белой бумаги. Присыпьте это место приготовленной черной смесью. Потрясите лист бумаги, чтобы смесь хорошо покрыла тот участок, к которому был приложен палец. Остатки порошка ссыпьте обратно в баночку. На листе останется явный отпечаток пальца.

Объясняется это тем, что у нас на коже обязательно есть немного жира из подкожных желез. Все, до чего мы дотрагиваемся, оставляет незаметный след. А сделанная нами смесь хорошо прилипает к жиру. Благодаря черной саже она делает отпечаток видимым.

Вдвоем веселее

Вырезать из плотного картона круг, обведя ободок чайной чашки. На одной стороне в левой половинке круга нарисуйте фигурку мальчика, а на другой стороне - фигурку девочки, которая должна быть расположена по отношению к мальчику вверх ногами. Слева и справа картонки сделайте небольшое отверстие, вставьте резинки петлями.

А теперь растяните резинки в разные стороны. Картонный круг будет быстро крутиться, картинки с разных сторон совместятся, и вы увидите две фигурки, стоящие рядом.


Тайный похититель варенья. А может, это Карлсон?

Измельчите карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрет готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги - на нем будет виден отпечаток узора пальца вашего малыша. Теперь-то мы узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлосон?

Необычное рисование

Дайте ребенку кусочек чистой светлой однотонной ткани (белой, голубой, розовой, светло-зеленой).

Нарвите лепестков от разных цветов: желтых, оранжевых, красных, синих, голубых, а также зеленых листьев разного оттенка. Только помните, что некоторые растения ядовиты, например аконит.

Набросайте эту смесь на ткань, положенную на разделочную доску. Вы можете как непроизвольно насыпать лепестки и листья, так и выстраивать задуманную композицию. Накройте ее полиэтиленовой пленкой, закрепите по бокам кнопками и раскатайте все это скалкой либо постучите по ткани молотком. Стряхните использованные "краски", натяните ткань на тонкую фанерку и вставьте в рамку. Шедевр юного дарования готов!

Получился прекрасный подарок маме и бабушке.

Другие публикации по теме данной статьи:

Помните знаменитую шутку - чем дольше ребенок сидит в своей комнате тихо, тем страшнее туда заходить? Нам то, родителям, не зря бывает страшно. Можно увидеть разрисованные обои, разобранную мебель, переполитые цветы, заплетенную рогаликом кошку, да что душе угодно. Точнее, все, на что может хватить детской экспериментальной фантазии.

Ученые считают, что первичная и движущая развитие ребенка сила - это вовсе не игра, а эксперимент . Эксперимент появляется гораздо раньше, чем игра как таковая. Детские эксперименты - это наглядно-действенный способ познания мира, это двигатель развития, мышления, накопления опыта и знаний. Ведь никто не станет спорить, что знания, полученные опытным путем, гораздо богаче, динамичнее, глубже, чем знания, вычитанные в книге?
Еще пару поколений назад дети в большинстве своем росли на земле, в доме, а не в квартире на 16 этаже. Каждый шаг ребенка, по сути, был экспериментом. Он видел, как меняются сезоны и как это влияет на землю и растения, он видел жизненный цикл домашних животных, он наблюдал за всей мужской и женской работать и все это пробовал повторять. Таким образом формировалась богатейшая экспериментальная база, и ребенок самостоятельно развивался, получал новый опыт и знания в разных областях жизни. Так возникает интерес жить, тот самый, который блестит в детских глазах, тот самый, который меркнет, когда ребенок подолгу не отрывается от планшета с мультиками или играми.

Любознательность (любо_знать) закладывается в раннем детстве и оказывает очень сильное влияние на характер и поведение ребенка. Задача родителей, как всегда, не мешать. Это так просто и так сложно - не мешать. Часто достаточно отойти от нашкодившего ребенка на пять минут, просто сделать несколько вдохов-выдохов и ситуация не предстает больше такой ужасной. Это всего лишь эксперимент, это естественный ход развития. Когда вы видите на подоконнике густо «скрещенные» растения, когда вы видите лихо «сваренный» суп, пустую кошачью миску (и довольное детское личико) спросите себя - насколько важно это будет через пять лет? Стоит ли это скандала, который может навсегда отбить у ребенка дерзновение?

Бесспорно, мы не должны позволять превратить дом в пещеру. Здесь очень важно соблюсти баланс между «мне комфортно» и «тебе комфортно». Поэтому, стоит подумать о создании для детей безопасного экспериментального пространства. Опасное экспериментальное пространство тоже будет, игры на грани - это иногда нормально и даже иногда необходимо, чтобы научиться чувствовать эту грань, чтобы иметь опыт - что там.
Часть опытов, возможно, оставить дома под присмотром родителей или сознательных братьев-сестер. Мы писали о них .
За другими экспериментами отправляемся на улицу! Ведь там - жизнь в каждой клеточке! И столько всего можно узнать на прогулке. Конечно, здесь всего не описать. Но развивать наблюдательность можно с самых простых явлений. Увидеть красоту мира, его могущество можно даже в капле воды.

Капля (вода) - это настоящая экспериментальная бездна:

Вы можете придумать огромное множество таких вот простых экспериментов для детей. Жизнь в мелочах. Особенно для детей, которые только открывают для себя процесс познания.

Свет - еще одна великая загадка, с которой мы живем и чудесами которой пользуемся.

Земля и все, что мы можем отнести к этой категории (песок, глина, камни, грунт) - богатая почва для опытов и экспериментов.

Про землю писать можно очень много. Кроме ее строительных функций, есть еще функция «материнская» - из земли вырастает все живое. Можно провести настоящее детсадовское исследование на тему - какие растения какую землю любят. Например, хвойные любят песчаные почвы, а клубничка любит богатый чернозем. Кстати, обогащение почвы - это тоже, длительный и весьма интересный эксперимент, который можно поручить детям на даче.
В земле обитает множество живых существ: муравьи, жучки-паучки, суслики, мышки, зайцы и лисы. И это отдельное направление наблюдений и экспериментов.

Очень интересно даже нам, взрослым, окунуться в исследование воздуха и ветра .

Это все лишь малая доля открытий, которые совершает ребенок каждый день. Конечно, первое время нужно будет помогать ребенку, показывая и свою заинтересованность. Ведь если природа вдохновляет вас, то рано или поздно энтузиазмом заразятся и ваши дети! И тогда мультики покажутся им сскучным времяприпровождением, ведь природа и мир вокруг нас интереснее, чем может показаться из окна квартиры!


Вконтакте

Развлечение с элементами викторины по экологии для детей младшей группы "ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ"

Горяинова Татьяна Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории МБОУ «Завидовская ООШ» дошкольные группы Яковлевский район Белгородская область

Задачи. Создать радостное настроение, развивать желание участвовать в совместных мероприятиях. Расширять представления детей о лесе и его обитателях, формировать элементы экологического сознания; развивать познавательную активность, обогащать словарный запас детей; воспитывать бережное и заботливое отношение к природе. Оборудование: красные и зеленые круги по количеству детей; игры: «Хорошо-плохо» , «Чей домик» ; фонограмма «Звуки леса» ; картинки: солнце, облака, цветы, птицы, объемные елочки, деревья для украшения зала; медальки «Друзья леса» по количеству детей; корзина с печеньем в форме грибочков. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Предварительная работа: беседа о лесе, о диких животных; рассматривание альбома «Правила поведения в природе» , плаката «Кому нужны деревья в лесу» ; разучивание логоритмики «Мы идем лесной дорогой» . Действующие лица: ведущая, старик – Лесовик (взрослые) .

Ход развлечения. Дети под музыку заходят в зал и становятся вкруг, их встречает ведущая. Ведущая. Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Ты кто? Обращается к детям. Дети. Я – Никита, я – Катя… Ведущая. Здравствуйте милые дети, вы всех прекрасней на свете! Я вас приглашаю на лесную прогулку. Ребята, лес – это родной дом для растений, птиц, животных. Кто лес уважает, растения не обижает, Зверятам помогает, тот гостем желанным в лесу бывает. Тот настоящий друг леса. Вот сегодня мы и узнаем, настоящие вы друзья леса или нет. Но прежде чем отправиться в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу. Игра «Экологический светофор» . Воспитатель называет действия, дети отвечают: «можно» , «нельзя» и поднимают зеленый или красный кружок.

Ломать ветки; оставлять после себя мусор; разорять гнезда и муравейники; кувыркаться в траве; собирать ягоды; уничтожать ядовитые грибы; разжигать костры; отдыхать на пеньке. Ведущая. А теперь можно отправляться на лесную прогулку. Логоритмика «Мы идем лесной дорогой» Звучит фонограмма «Звуки леса» , дети идут по кругу, говорят слова и выполняют движения: Мы идем лесной дорогой, обычная ходьба Интересного тут много,

По дорожке в лес пойдём,
Чудеса в лесу кругом: ладони приложить к щекам, покачать головой
Вот растёт под ёлкой гриб, руки сложить над головой «шляпкой»
Рябинка пламенем горит, «фонарики» на четыре счёта

Белка скачет скок, поскок, прыжки
И орешки щёлк, да щёлк. хлопки в ладоши
Тихо, тихо, не шумите, палец приложить к губам

По дорожке в лес идите; ходьба на носочках Мы для леса все друзья, обижать друзей нельзя! Ведущая. Ребята, вот мы и попали в осенний лес. Я вижу, настроение у всех замечательное. Появляются старик-лесовик. Ведущая. Кто Вы дедушка? Лесовик. Это я – лесной старик, называюсь Лесовик. Этот лес я сторожу, за порядком здесь слежу. Ведущая. Здравствуй, Лесовик! Лесовик. Здравствуйте, дети! Зачем пожаловали? Ведущая. Мы с ребятами в лес пришли погулять. Лесовик. Знаю, как вы гуляете. Цветы топчите, насекомых обижаете, зверей пугаете. Не пущу вас в лес! Ведущая. Лесовик, наши дети лес любят и знают правила поведения в лесу. Лесовик. Ну, раз так, добро пожаловать в лес. А я для вас разные задания подготовил, вот сейчас и узнаем, что вы знаете о животных, растениях.

1. Задание «Назови одним словом»

Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери.
Берёза, сосна, дуб, рябина – это …деревья.
Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы.
Клубника, малина, смородина, крыжовник – это …ягоды.

Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …насекомые.

Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …цветы.

2. Задание «Загадки о животных»

1. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. Белка 2. Когда я голодный меня не встречай,

Щелкну зубами, съем невзначай. Волк

3. Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. Медведь

4. Лежала между ёлками подушечка с иголками Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. Ёж

5. Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,

В сарай попала, кур пересчитала. Лиса 6. Длинноухий трусишка, залез в огород, Увидел морковку, хвать быстро – и в рот. Заяц

Лесовик. Молодцы, ребята, с этими заданиями справились. А теперь помогите животным, птичкам найти свой домик. 3. Задание «Чей домик» Дети подходят к столу и составляют пары «Животное (насекомое, птица) - его дом» . Для каждого ребенка по три пары карточек. Музыкальная пауза. Песня-игра «На лесной лужайке» Ведущая. Ребята, в лесу много разных птиц. Какую пользу приносят птицы лесу? Лесовик. А вы, ребята, знаете птиц, живущих в наших лесах? Сейчас проверим. 4. Задание «Что за птица» 1. Кто на елке на суку, счет ведет: ку-ку, ку-ку? Кукушка

2. Верещунья, белобока, а зовут ее … сорока. 3. Угадайте, эта птица скачет по дорожке, Словно кошки не боится – собирает крошки, А потом на ветку – прыг, и чирикнет: Чик-чирик! Воробей 4. Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло, спать летит в дупло. Сова

5. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой – все равно он будет мой! Дятел

5. Задание «Хорошо – плохо» Лесовик предлагает детям рассмотреть картинки и разделить их на две части. Для помощи детям предлагается две карточки: солнышко для хороших поступков, а тучка для плохих. По возможности ребёнок объясняет свой выбор. Ведущая. Ребята, заканчивается наша прогулка. Я, думаю, вы теперь станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить. Воспитатель вручает медальки «Друзья леса» . Пора возвращаться в детский сад. Давайте поблагодарим Лесовика за интересную прогулку. Лесовик. А я тоже приготовил для вас подарки. Лесовик дарит детям корзину с печеньем в форме грибочков. Дети под музыку уходят.

Список литературы:

  1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] : Средняя, старшая, подготовительная группы / авт. сост. Кочергина, А. В. Обухова, Л. А. – М.: ВАКО, 2011. - 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем) . – 5000 экз. ISBN: 978-5-408-00341-9
  2. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст] : Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996. – 128 с.: ил. ISBN 985-6070-13-9.
  3. Шорыгина, Т.А. Какие звери в лесу?! Путешествие в мир природы и развитие речи. [Текст] : книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство: Гном и Д» , 2002. – 96 с. ISBN: 5-296-00051-Х.


Рассказать друзьям