Рефлекторное ползание. Рефлексы новорожденного

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В течение первых 28 дней организм новорожденного переживает непростой период адаптации. Для малыша после появления на свет начинается новый этап внеутробной жизни, важное значение в которой играют рефлексы.

Какие рефлексы существуют у новорожденных

У маленького ребенка при рождении развиты безусловные рефлексы, заложенные природой по умолчанию. С течением времени некоторые из них пропадают, при этом возникают условные. Новые рефлексы можно сравнить с «индивидуальным опытом» малыша, так как их появление тесно связано с процессами развития ребенка и функционированием мозга.

Медицина говорит о том, что у новорожденных насчитывается 15 безусловных рефлексов, каждый из которых имеет важное клиническое значение и собственное «предназначение». Некоторые необходимы для успешного прохождения сложного процесса рождения, поэтому спустя определенное время они у ребенка исчезают в связи ненадобностью. Другие помогают развиться новым способностям, а третьи сопровождают ребенка всю жизнь.

Безусловные (врожденные) рефлексы

Медицина выделяет несколько видов безусловных рефлексов. Врачи классифицируют их следующим образом:

  • Предназначенные для обеспечения нормальной жизнедеятельности – оральные рефлексы, в том числе дыхательные, сосательные, глотательные, спинальные;
  • Обеспечивающие защиту ребенка от воздействия окружающей среды – реакции ребенка на яркий свет, холод, повышение температуры и иные виды раздражителей;
  • Временного действия - помогающие вовремя задержать дыхание для прохождения по родовым путям.

Некоторые из безусловных рефлексов наблюдаются только в первые 2-3 месяца жизни младенца, после чего пропадают бесследно. Другие сохраняются и обеспечивают жизнедеятельность ребенка всю его жизнь.

Оральные рефлексы

Сосательный рефлекс дает новорожденному способность обеспечивать себя питанием. Он возникает сразу после рождения и сохраняется до 12 месяцев. Как только сосок или соска бутылочки попадает к ребенку в рот, он начинает активно и ритмично сосать. С физиологической точки зрения процесс выглядит как кормление. Глотательный рефлекс помогает новорожденному проглотить полученную пищу, и он сохраняется у ребенка всю жизнь.

Разновидностью орального рефлекса является хоботковый эффект. Если легко прикоснуться к губам младенца, то можно наблюдать за тем, как они вытягиваются в трубочку, напоминая хобот маленького слоненка. Движение обеспечивается благодаря непроизвольному сокращению круговой ротовой мышцы. Подобный рефлекс бесследно исчезает к 2-3 месяцам.

Рефлексом смешанного вида считается ладонно-ротовой, он также известен под названием рефлекс Бабкина. Если провести одновременное нажатие пальцами на поверхности ладошек, то малыш при этом приоткроет рот. На протяжении 3-х месяцев происходит угасание безусловного рефлекса и полное его исчезновение.

Поисковый или эффект Куссмаля заключается в поиске младенцем еды. При прикосновении к уголку рта, ребенок сразу делает поворот головки в сторону раздражителя. Наблюдается рефлекс 3 или 4 месяца и после этого пропадает. Ребенок приобретает способность находить еду зрительно и активно реагирует при появлении в зоне видимости материнской груди или бутылочки для кормления.

После рождения и на каждом очередном осмотре педиатр обращает проверяет работу спинальных рефлексов. Они представляют собой определенный перечень реакций, по которым можно судить о состоянии аппарата мышц. Одним из значимых является верхний защитный рефлекс, который возникает с первых часов жизни младенца. Если ребенка уложить на животик, то его голова сразу поворачивается в одну из сторон, и он делает попытки приподнять ее. Так организм младенца пытается предотвратить риск сбоев в дыхании и восстановить доступ кислорода. Рефлекс у ребенка пропадает в возрасте 1,5 месяцев.

Хватательные рефлексы

Часто с маленькими детьми возникает ситуация, когда новорожденный крепко хватает предмет при приближении его к ладошке. Малыш может настолько крепко держать «добычу», что можно его даже приподнять. Такую реакцию называют рефлексами Янишевского и Роббинсона и она сохраняется 3-4 месяца, после чего начинает ослабевать. Сохранение такого хватательного рефлекса у малыша в более взрослом возрасте часто сигнализирует о проблемах неврологического характера.

При выполнении легкого поглаживания края подошвы у ребенка наблюдается рефлекторная реакция Бабинского. Она проявляется в виде раскрытия пальцев на ногах в форме веера при параллельно выполняемом сгибании стоп. Оценивают выраженность реакции на внешнее воздействие по энергичности движений и их симметричности. Подобные рефлекс является «долгожителем» и сохраняется у детей еще 2 года.

Одним из видов хватательных реакций ребенка является рефлекс Моро. Для него характерна двухэтапное реагирование ребенка на производимый стук. Сначала в ответ на возникающий резкий звук младенец осуществляет движение руки в разные стороны, производит разжимание пальчиков и выпрямляет ноги. Далее происходит возврат в исходную первоначальную позу. В некоторых случаях ребенок может обнять себя, поэтому часто такую двигательную реакцию называют рефлексом объятий. Наиболее ярко он выражен до 5 месяцев.

Рефлекс кернинга заключается в невозможности разжать тазобедренный и коленный сустав после их сгибания. При нормальном развитии ребенка сделать такое не получится. К четырем месяцам рефлекс пропадает.

Одним из самых забавных рефлексов младенцев является «автоматическая» походка. При поднятии ребенка и незначительном наклоне его корпуса вперед, можно наблюдать как он начинает делать шаги. Критерием оценки считается полнота опоры на ступню. Если поверхности касаются только кончики пальцев или стопы пытаются цепляться, то требуется консультация детского невролога. Рефлекс сохраняется на протяжении 1,5 месяцев.

Рефлекс опоры проявляется при попытке младенца встать на стопы на ровной поверхности. Реакция малыша состоит из двух фаз. При соприкосновении с поверхностью он резко производит сгибание ног в коленях, после чего уверенно встает на стопы и подошвы оказываются плотно прижатыми. Рефлекс сохраняется столько же, сколько и «автоматическая походка», то есть 1,5 месяца.

Рефлекс спонтанного сползания или реакцию Бауэра можно увидеть, если положить малыша на животик и приложить ладони к подошвам его ног. В такой ситуации ребенок начинает усиленно отталкиваться от своеобразной опоры и пытается при этом помочь себе руками, пробуя ползти. Рефлекс впервые можно наблюдать на 3 сутки, но по истечении 4 месяцев он пропадает.

Реакцию позвоночника новорожденного на внешний раздражитель называют рефлексом Галанта. При проведении пальцем по всей длине позвоночного столба можно наблюдать, что ребенок начинает выгибать спинку, ноги сгибаются в сторону раздражителя. Выделяют также так называемые позотонические рефлексы, проявляющиеся в перераспределении тонуса мышц при изменении позы. Они наблюдаются у детей, которые не приобрели еще навыков удерживать головку, самостоятельно сидеть и ходить.

Реакцию мышц плечевого пояса и кисти, отвечающих за сгибание и разгибание называют рефлексом Магнуса-Клейна. Для того чтобы вызвать необходимо повернуть головку младенца в сторону, при этом можно увидеть, что он одновременно подает вперед руку и ногу в направлении обращенного взгляда. Поза ребенка в этот момент напоминает движения фехтовальщика. Рефлекс сохраняется на протяжении 2 месяцев.

Когда стоит бить тревогу: слабые рефлексы

В жизни не исключены ситуации, когда рефлексы у новорожденных появляются позднее требуемого времени или они слабо выраженно. Причин такой ситуации может быть несколько:

  • Родовые травмы;
  • Перенесенные болезни;
  • Индивидуальная непереносимость и реакция на ранее назначенный лекарственный препарат.

В значительной части случаев слабо выраженные рефлексы наблюдаются у недоношенных малышей и тех младенцев, которые были рождены с легкой асфиксией. Объяснение слабых рефлексов у новорожденных, связанных с поиском питания и его приемом обычно лежит на поверхности – ребенок не голоден. Сосательный и глотательный рефлексы активно проявляются перед кормлением малыша.

Опасной является ситуация отсутствия рефлексов у младенца, что может быть связано с внутриутробными пороками, тяжелыми родовыми травмами и глубокая асфиксия. В таком случае необходима немедленная реанимация, которая должна проводиться специалистами. При этом не стоит забывать о том, что детский организм обладает уникальным запасом резервов, которые позволяют малышу восстановится даже в самых тяжелых ситуациях и в дальнейшем расти здоровым.

Какие основные безусловные рефлексы должны быть в норме у грудных детей (видео)

К основным рефлексам новорожденных детей относится сосательный, защитный, хватательный, поисковый, шаговый и установочный. Кроме того, говоря о том, какие рефлексы должны быть у новорожденного, упоминаются рефлекс Эшериха, Моро, Бабинского, Бауэра и Бабкина. Есть у новорожденных и другие рефлексы – об их классификации и характеристике вы можете узнать в данном материале.

Здоровый доношенный ребенок рождается с определенным набором врожденных безусловных рефлексов, которые обеспечивают его питание и контакт с окружающим миром, а также являются основой для развития более сложных форм деятельности нервной системы.

Поэтому врожденные рефлексы новорожденных рекомендуется укреплять, стимулируя дальнейшее развитие двигательных навыков ребенка, деятельности нервной системы, а также его интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Некоторые безусловные рефлексы новорожденного ребенка проявляются не сразу после рождения, а через несколько недель или месяцев. Проверяет и оценивает физиологические рефлексы новорожденных врач-педиатр, и на основании них происходит оценка развития и деятельности нервной системы ребенка в целом.

Какие физиологические рефлексы есть у новорожденного ребенка

Сосательный рефлекс

При поглаживании губ или вокруг рта ребенок начинает совершать активные сосательные движения. Этот рефлекс новорожденного ребенка проявляется сразу после рождения и существует до 2-х месяцев. Затем его заменяет стремление ребенка засовывать в рот любые предметы, оказавшиеся в зоне досягаемости.

Это один из основных рефлексов новорожденного, он помогает малышу исследовать окружающее пространство, успокаивает и способствует подготовке артикуляционного аппарата к речи. Помогает стимулировать данный рефлекс соска-пустышка.

Есть много противников ее применения, и в каждом случае вопрос решается индивидуально, но положительная сторона ее применения в том, что при совершении сосательных движений подвижные еще кости черепа как бы колеблются, и это препятствует слишком быстрому зарастанию переднего родничка, которое может произойти еще до окончания роста головного мозга. Кроме того, повышенный приток крови к голове улучшает питание мозга и ускоряет вывод вредных веществ.

Ротовой рефлекс Эшериха

При легком надавливании на верхнюю или нижнюю губу ребенок вытягивает губы трубочкой. Этот безусловный рефлекс новорожденных существует на протяжении первого месяца жизни.

Поисковый рефлекс

При поглаживании щеки ребенка он рефлекторно поворачивает голову в эту же сторону, как бы ищет источник раздражения. Рефлекс начинает проявляться в 2 месяца и существует до 4-х месяцев. Этот рефлекс полезно дополнительно тренировать, так как он подготавливает ребенка к переворачиванию со спины на живот.

Защитный автоматизм

При укладывании на живот малыш рефлекторно поворачивает голову в сторону, освобождая дыхание. Этот рефлекс новорожденных детей первого года жизни особенно выражен в первые недели жизни и существует до 2-х месяцев.

Рефлекс Моро

Возникает при ощущении падения (опускании головы относительно тела более чем на 30°), громких звуках, ярком свете. Ребенок вначале разводит руки и разжимает пальцы, а затем сводит их, как бы обнимая себя. Имея представление о характеристике этого рефлекса новорожденного, родители должны помнить, что его проявления следует избегать, поскольку он вызывает резкий выброс адреналина. Условия проявления этого рефлекса возникают при купании, переодевании, гимнастике и других резких манипуляциях с тельцем малыша. При проявлении этого рефлекса нужно успокоить малыша, взять его на руки, поменять позу, приблизив ее к внутриутробной. Рефлекс существует с рождения до 4-х месяцев.

Хватательный рефлекс

Говоря о том, какие рефлексы есть у новорожденного ребенка, обязательно упоминают хватательный. Он заключается в непроизвольном схватывании и удержании предмета, вложенного в ладонь малыша. Иногда малыши держатся так крепко, что их можно приподнять за удерживаемый предмет.

Этот врожденный рефлекс новорожденного ребенка существует с момента появления на свет и до 3-х месяцев. Тренировать его можно, вкладывая в ладошки ребенка какой-либо продолговатый предмет так, чтобы все пальчики сжимали его. Если малыш прячет большой палец в кулачке, его нужно вынимать и класть правильно. Затем можно аккуратно потягивать за предмет, чтобы развивать способность малыша удерживать предметы.

Рефлексы новорожденных и грудных детей первого года жизни

Рефлекс Бабинского

При проведении по наружному краю стопы ребенка в направлении от пятки к V пальцу возникает разгибание и веерообразное разведение пальцев стопы. Этот врожденный безусловный рефлекс новорожденных развивает мышцы голени и способствует правильной постановке стопы во время ходьбы.

Рефлекс раскрытия пальцев рук

При поглаживании тыльной стороны ладони в направлении от запястья к пальцам ребенок разжимает пальцы рук. Если 4-5-месячного малыша, лежащего на спине, взять за предплечья и перевести в сидячее положение, то в ответ он сводит плечи и сгибает руки в локтях, как бы подтягиваясь. Сгибание рук настолько сильное, что ребенок некоторое время может выдерживать свой вес в таком положении. Рефлекс можно тренировать, несколько раз, в день, потягивая его за ручки и заставляя подтянуться. Этот рефлекс развивает мышцы рук и способствует более точному дотягиванию до предметов.

Рефлекс опоры и шаговый

Ребенка приводят в вертикальное положение и наклоняют корпус вперед, в ответ на это он выпрямляет ножки и опирается на них или даже делает шаг вперед. Этот рефлекс новорожденных у грудных детей существует с рождения до 3-х месяцев. После 3-х месяцев ребенок уже уверенно стоит на ножках.

Рефлекс отталкивания ног

При прикосновении ладонью к стопам ребенка, лежащего на спине с согнутыми и прижатыми к животику ногами, он отталкивается от ладони и выпрямляет ноги, продвигаясь вперед. Рефлекс тренирует мышцы ног, способствует укреплению навыка вставания, помогает при скоплении в кишечнике газов. Важно, что малыш должен отталкиваться обеими ногами одновременно и с одинаковой силой.

Подошвенный «хватательный» рефлекс

При надавливании на основании пальцев стопы ребенка, лежащего на спине, он рефлекторно сгибает пальцы ног. Рефлекс существует до 9-ти месяцев. Развивает навыки ходьбы и может укрепляться, для чего нужно регулярно надавливать на стопу малыша у основания пальцев.

Рефлекс перекрестного сгибания ноги

При прикосновении пальцем к середине стопы малыша в области свода другая нога вначале сгибается, а затем выпрямляется. Рефлекс существует от рождения до 1,5 месяца и способствует развитию навыка ходьбы.

Рефлекс ползания Бауэра

В положении ребенка лежа на животе при надавливании ладонями на его стопы он делает попытки ползти. Этот рефлекс существует с 1-й по 16-ю неделю жизни и нуждается в обязательной тренировке, так как является основой для развития ползания. Вначале малыши делают это довольно неохотно, кряхтят, но потом у них получается все лучше.

Ничто не должно отвлекать младенца от кормления. Уже в первые дни он чутко реагирует на эмоциональное состояние матери, а к месячному возрасту обычно отказывается сосать грудь, если мать возбуждена. Ребенок во время еды должен чувствовать, что мама никуда не торопится и не нервничает.

Что ещё относится к основным рефлексам новорожденных детей (с видео)

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

При надавливании пальцами, на ладони рук лежащего на спине ребенка у него возникают рефлекторное раскрывание рта, высовывание языка, иногда закатывание глаз и разгибание ног. Рефлекс существует с рождения до 3-х месяцев. Развивать его можно с помощью известной игры «Сорока-сорока». Этот рефлекс закладывает основу для дальнейшего развития речи.

Рефлекс таланта

Если младенцу, лежащему на спине или на боку, наносить штриховые движения в области поясницы с обеих сторон позвоночника, он сгибает ноги и подтягивает их к животу. Если ребенок лежит на животе, то нужно таким же образом раздражать тазовую область. Это вызывает поднимание бедра и сгибание ноги с той же стороны.

Установочный автоматизм

Говоря о том, какие рефлексы есть у новорожденных, нельзя забывать про установочный автоматизм. При повороте головы одновременно поворачивается и туловище. Рефлекс существует с 1 -го до 4-го месяца.

Цепной установочный рефлекс

При повороте головы в ту же сторону последовательно поворачиваются плечевой пояс, туловище, а затем и тазовый пояс. Рефлекс проявляется у детей старше 5-ти месяцев.

Все перечисленные рефлексы являются нормальными для малышей определенного возраста и в положенное время угасают.

Посмотрите видео «Рефлексы новорожденных», представленное ниже:

Патологические рефлексы новорожденных детей

Говоря об основных врожденных рефлексах новорожденных, нельзя забывать и о том, что у малышей могут возникать и патологические (неправильные) рефлексы, не предусмотренные заложенной в них «программой». Как правило, они возникают не случайно, а вследствие каких-либо причин. И их множество. Один из примеров - это привычка ребенка сосать свой палец.

Нужно помнить, что ребенок постоянно делает это не из вредности. Причина такого поведения может быть разной.

Если младенец начинает сосать палец в раннем возрасте, от 1-го до 3-х месяцев, то он может делать это в промежутках между кормлениями, как бы имитируя их, или в случае, если у него болит животик. Дело в том, что малыш сосал пальчик, еще находясь в утробе матери, и это стало для него привычкой. Как правило, с возрастом эта привычка проходит. В целом, патологическим рефлексом у новорожденных детей может быть любой нормальный рефлекс, продолжающийся больше установленного для него срока. В этом случае нужно обратиться за консультацией к педиатру.

Мудрой природой изначально заложены основные рефлексы новорожденных, позволяющие им без стрессов адаптироваться к новому мироощущению. Приходя в большой мир, дети не способны контролировать свое тело. Головной мозг крох сформирован не до конца и еще не научился функционировать так, чтобы поддерживать все системы жизнедеятельности маленького человека.

Управление крохотным организмом ведется с помощью безусловных рефлексов новорожденного, доведенных до автоматизма. Сформировавшиеся за период беременности примитивные центры спинного и головного мозга могут их контролировать при условии правильного развития нервной системы.

Врожденные рефлексы - это своеобразные защитные силы малыша, которые помогают ему выжить в любых внешних условиях. Некоторые рефлексы угасают в течение 4 недель, другие же действуют до 3-4 месяца

Определение базовых рефлексов новорожденного

Набор врожденных рефлексов новорожденных можно представить в виде таблицы с поясняющими дополнениями. Мы составили таблицу, указав в ней все рефлексы, которые указывают на полноценное здоровье малютки. Все данные взяты из медицинских источников и соответствуют точному изложению. Изучив данные таблицы, вы узнаете их название и поймете, что они показывают:

Позволяет определить правильность функционирования нервной системы, установить тонус мышц. Важен, как защита от угроз - например, падения.
Сосательный Показывает уровень зрелости ребенка, действует успокаивающе. Готовит к приему нового питания.
Хватательный Выявляет степень развития нервной системы. Позволяет понять, насколько ребенок возбудим.
Робинсона Показывает цепкость и тонус мышц. Приводит к развитию мелкой моторики. Остался от первобытных людей и не относится к развитию человека.
Хоботковый Дает возможность проверить мимические и сосательные мышцы. Реагируя на раздражитель, ребенок «хоботком» вытягивает свои губки.
Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина Древнейший рефлекс, направленный на поиск необходимого питания различными способами. Определяет правильность развития всей нервной системы.
Спинальный автоматизм Галанта Выявляет родовые травмы, показывает степень функционирования спинного мозга и состояние центральной нервной системы.
Шаговый или рефлекс автоматической ходьбы (Бабинского) Опровергает или подтверждает наличие ДЦП.
Бауэра Служит для проверки мышечного тонуса и состояния спинного мозга. Именуется ползательным рефлексом.
Поисковый рефлекс Куссмауля Помогает новорожденному найти грудь, подготавливает к новому питанию.

Как проверить рефлексы самостоятельно?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Покинув утробу матери, ребенок знакомится с миром, а вы знакомитесь с ним. Для него это экстремальные условия, но малыш вооружен и борется за жизнь, используя рефлексы новорожденных. Зная их характеристики и физиологические реакции, вы можете самостоятельно проверить их наличие у вашего ребенка. Несложные манипуляции с малышом помогут вам понять, насколько здоров ваш кроха, работают ли его защитные функции и есть ли у него проблемы с развитием.

Рефлексы для проверки нервной системы

  1. Рефлекс Моро. Положите новорожденного на спинку, уроните игрушку возле его головы так, чтобы получился громкий звук. Приподнимите младенца за ножки. В обоих случаях малыш должен раскинуть ручки в сторону, разжав кулачки. Успокоившись, он возвращает руки в исходное положение, согнув в локтях и прижав к тельцу (принимает привычную для него позу эмбриона) (см. также: ). Проявляющаяся реакция должна быть не слабой, а четкой, с соблюдением симметрии раскинутых рук. Исчезает к 4-5 месяцам.
  2. Сосательный. Процесс сосания только внешне кажется легким, а чтобы он получился, необходима слаженная работа пяти пар нервов черепа. Проверка показывает степень зрелости новорожденного. Поднесите к ротику ребенка грудь или притроньтесь пустышкой к щеке. Малыш развернет голову к предмету, нащупав сосок или пустышку, станет делать ритмичные глотательные движения губками, ротиком, языком. Учтите, что при признаках ДЦП ребенок не просто поворачивает голову, а резко ее вскидывает. Очень важно, чтобы сосательный автоматизм был удовлетворен. Сосание успокаивает ребенка эмоционально. Если малыш не удовлетворяет сосательную потребность через грудь, он начинает тянуть в рот любые предметы. Ослабевание реакций наступает после 1 года, к 1,5 годам они исчезают.
  3. Хоботковый. Помогает выявить патологические изменения головного мозга. Уложив новорожденного на спину, слегка коснитесь пальцем или соской верхней губы малютки. Ребенок реагирует вытягиванием губ в «трубочку». Наличие рефлекса - показатель правильного сокращения круговой мышцы ротика. Угасает к 2-3 месяцам. Если реакция отсутствует, обратитесь к врачу.
  4. Ладонно-ротовой автоматизм Бабкина. Проверяется симметрия в движениях. Осторожно нажмите рукой на центр ладошки младенца. Ребенок открывает рот и старается приподнять голову в вашу сторону. Если в момент тестирования ребенок голоден, реакция будет ярко выражена. Отсутствие рефлекса или его непроявление в течение трех месяцев говорит о нарушениях в работе нервной системы.

Рефлекс Моро очень важен для определения состояния здоровья ребенка - если рефлекс выражен неполно, это может быть связано с врожденными сердечно-сосудистыми заболеваниями

Рефлексы для проверки мышечного тонуса

  1. Спинальный рефлекс Галанта. Выкладываете малютку на животик, бережно проводите пальцем вдоль левой стороны позвоночника, не доводя палец до позвонков на 1 см. Малыш среагирует выгибанием спины в противоположную сторону и сгибанием левой ножки. Проводя по правой стороне, ребенок выгибается влево и сгибает правую ножку. Проходит к полугоду.
  2. Хватательный и автоматизм Робинсона. Два похожих теста, направленные на проверку нервной системы и тонуса мышц. При проверке хватательного автоматизма вложите свой указательный палец в ладошку крохи. Ребенок должен крепко ухватить его, зажав в кулачок. Проверяя автоматизм Робинсона, просто прикоснитесь к ладошке крохи, вызвав цеплятельную реакцию. Голодный малыш хватает палец так, что трудно разжать его кулачок. Автоматизм хватания уходит к 4 месяцам. Взрослея, ребенок перейдет от хватания к осознанному действию с предметами, их правильному удерживанию и захватыванию.
  3. Автоматический рефлекс ходьбы Бабинского или шаговый. Возьмите малыша под мышки, поднимите вертикально так, чтобы он пальчиками ног доставал до пола или другой поверхности. Наклоните его немного вперед и посмотрите, пытается ли кроха переступать ножками, имитируя ходьбу по лестнице. Некоторые детки могут скрещивать ножки в голени - это тоже нормальная реакция, длится она до возраста 1,5 месяцев.
  4. Рефлекс Переса. Для грамотной проверки надо провести пальцем вдоль позвонков, начиная от копчика и доведя палец до шеи. Резкий крик, сгибание ручек и ножек, подъем таза – нормальная реакция. Мы проверяем тонус мышц. Уходит к 3-4 месяцам.
  5. Рефлекс Бауэра. Автоматическое действие, показывающее способность новорожденного к ползанию. Выложив малыша на живот, прижмите к его ступне свою ладонь. Ребенок, ощутив опору, попытается оттолкнуться от нее, произведя ползающие движения ножками. Первое проявление ползательного автоматизма приходится на 4-5 день после рождения, исчезает реакция к 4 месяцам. О том, как развить ползание, вы можете почитать в других наших материалах.

Врожденный автоматизм Робинсона любят использовать фотографы при создании семейных фотосессий с детьми. Малыши так хватают палец взрослого человека, что разжать кулачок может быть трудно

Поисковый автоматизм Куссмауля

Рефлекс проверяется в области рта и схож по реакции с сосательным и ладонно-ротовым автоматизмом. Требуется пристальное внимание при его проведении. Осторожно, почти не касаясь, притроньтесь к уголкам губ младенца. Малютка должен начать поиск раздражителя, намекающего на объект питания - он ищет материнскую грудь. Нижняя губа малыша опускается и тянется вместе с языком в сторону вашего пальца. Следите, чтобы ваш палец не затронул губы, поскольку такой манипуляцией проверяют совершенно другой рефлекс. Сохраняется до 3-5 месяцев, затем пропадает. Важно: если рефлекс не уходит к 3-4 месяцам, есть причины для диагностирования аномалии головного мозга.

Правильно проводить проверку основных рефлексов новорожденных самостоятельно вам поможет видео, на котором все показано наглядно, на конкретном ребенке. Осуществляйте свои манипуляции бережно и осторожно. Помните о позитивном настрое и старайтесь не напугать ваше сокровище.

Если малышу не понравятся ваши прикосновения, он может отвернуть от вас, закапризничать, расстроиться и заплакать. Приступайте к проверке, когда у младенца хорошее настроение. Совмещайте проверки с игрой и общением, проводите их ненавязчиво, наблюдая за реакцией ребенка.

Ребенок может успешно овладеть одной группой навыков и отставать в овладении другой. Такая неравномерность в развитии может быть результатом маминого воспитания. Одна мама считает, что главное - выработать у малыша навыки самообслуживания, а болтать нечего; такой ребенок может отставать в речевом развитии, но рано научится самостоятельно есть. Другая мама все делает за ребенка, но очень много с ним общается и играет, соответственно, у него рано развивается речь.

Итак, имея ясное представление о нервно-психическом развитии малыша, можно разработать программу занятий. И мы видим главную задачу в том, чтобы облегчить Вам и специалисту выбор того направления воспитательной деятельности, на которое нужно обратить внимание в первую очередь.

Уже в периоде новорожденности Вы можете оценить состояние нервной системы малыша.

Важным показателем созревания нервной системы ребенка является группа безусловных рефлексов . Из достаточно большого количества рефлексов мы выделили основную группу, которая может дать наиболее полную характеристику состояния нервной системы с первых часов жизни ребенка. С точки зрения удобства осмотра мы приводим рефлексы по тем позициям (рефлексы в положении на животе, спине, в вертикальном по­ложении), в которых их исследуют. Безусловные рефлексы лабильны, легко истощаемы, поэтому осмотр лучше проводите через 2 часа после кормления, когда ребенок находится в спокойном состоянии.

Поисковым рефлекс Куссмауля

При поглаживании в области угла рта ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя, приоткрывает рот и пытается дотронуться языком до места раздражения.

В норме рефлекс угасает к 3-м месяцам. Рефлекс отсутствует или снижен у новорожденных с повреждением лицевого нерва.

Хоботковый рефлекс

Вызывается постукиванием пальцем или молоточком по верхней губе - в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры или губы складываются в виде хоботка.

В норме рефлекс угасает к 3-4-м месяцам. Рефлекс отражает сохранность функции тройничного и лицевого черепных нервов.

Сосательный рефлекс

Если поместить указательный палец исследующего в рот ребенка на глубину 3-4 см, то он совершает ритмичные сосательные движения.

После кормления рефлекс ослабевает или угасает и через 30 минут-1 час вновь оживляется. В норме он сохраня­ется до года жизни. При повреждении нервов, обеспечива­ющих акт сосания, рефлекс снижается или исчезает. При по­ражениях нервной системы рефлекс может быть и повышен, приобретая черты автоматизма.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

При надавливании на ладонь ребенок открывает рот, иногда высовывает язык и закрывает глаза.

В норме рефлекс угасает к 3-м месяцам. Рефлекс Бабкина исчезает при нарушениях мозгового кровообращения, при периферическом парезе руки на стороне поражения.

Хватательный рефлекс

При надавливании на ладони ребенка его пальцы рефлекторно сжимаются, обхватывая и удерживая палец исследующего.

Важна оценка симметричности хватательного рефлекса и его выраженности.

В норме рефлекс вызывается до 3-4-х месяцев. Ослабление хватательного рефлекса может быть при нарушениях мозгового кровообращения. При вялых параличах на стороне поражения хватательный рефлекс снижается или отсутствует.

Рефлекс Робинзона

Иногда ребенок удерживает пальцы исследователя так крепко, что его можно поднять кверху, - это рефлекс Робинзона.

Для него характерны те же закономерности, что и для хватательного.

Нижний хватательный рефлекс

Вызывается легким надавливанием кончиков пальцев на переднюю часть подошвы - в ответ возникает подошвенное сгибание пальцев ног.

В норме рефлекс исчезает к 12-13-ти месяцам. Он является спинальным и выпадает прежде всего при поражении поясничного утолщения спинного мозга.

Рефлекс Моро (рефлекс обхватывания)

Чаще его вызывают различными путями: ударом по пеленальному столу в 20-30 см от головы ребенка или быст­рым выпрямлением согнутых ног, а также подниманием таза и ног ребенка над кроватью. В ответ происходят: разведение рук (первая фаза рефлекса) и их сведение с тенденцией к обхватыванию туловища (2 фаза). Иногда в течение первой не­дели жизни ребенка наблюдается только первая фаза. Более позднее появление второй фазы не говорит о патологии.

В норме рефлекс исчезает к 4-5-ти месяцам. Отсутс­твие рефлекса Моро или стойкое исчезновение второй фазы - это подозрение на поражение вестибулярного нерва. Запаздывание рефлекса отмечается у детей, родившихся в асфиксии, а снижение - у новорожденных при родовой травме. Оживление рефлекса Моро и спонтанное его появ­ление говорит о повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и судорожной готовности. Асимметрия рефлекса свидетельствует о гемипарезе. Асимметрия и даже исчезно­вение рефлекса - о параличе Эрба.

Рефлекс Бабинского

Вызывается раздражением наружного края подошвы в направлении от пятки к пальцам. В ответ происходят: выраженное разгибание большого пальца и веерообразное расхождение и сгибание остальных пальцев.

Обычно рефлекс сохраняется у детей до 1 года. Важна оценка выраженности и симметричности рефлекса. При нарушениях двигательной сферы рефлекс может возникать спонтанно.

Рефлекс опоры

Состоит из 2 фаз:

фаза - если взять новорожденного ребенка под мышки, он рефлекторно сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах;

фаза - поставленный к опоре, он разгибает ноги и плотно всей стопой упирается о поверхность стола.

В норме рефлекс сохраняется до 1,5-2-х месяцев. Он отсутствует при парезах и параличах ног. Опора на носки, особенно с перекрестом, дает основание заподозрить спастическую диплегию, для которой характерно резкое повышение тонуса мышц ног (особенно приводящих мышц бедер, сгибателей голени); сила мышц и объем движений при этом уменьшены.

Автоматическая походка, или шаговый рефлекс

При легком наклоне тела кпереди и упоре стоп ребенок делает шаговые движения. Рефлекс автоматической ходьбы в норме исчезает к 2-м месяцам.

Снижение рефлекса отмечают у детей с поражением нервной системы, его отсутствие - у детей с поражением поясничного отдела спинного мозга.


Защитный рефлекс

Уложенный на живот новорожденный поворачивает го­лову в сторону и пытается ее приподнять.

В норме после 1-1,5 месяцев ребенок сам пытается удер­живать голову. У детей с поражением нервной системы за­щитный рефлекс запаздывает, а иногда не появляется, например, у ребенка с натальной травмой шейного отдела спинного мозга. У детей группы риска по развитию детского церебрального паралича может быть продолжительный подъем головы и даже ее запрокидывание (за счет усиления тонуса разгибателей шеи).

Лабиринтный тонический рефлекс

В положении ребенка на животе под влиянием этого рефлекса нарастает тонус в сгибателях - голова приводится к груди, в руках нарастает сгибательная установка и они также прижимаются к груди, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу, спина выгибается. Через 20-30 секунд эта поза сменяется плавательными движениями, переходя в рефлекс ползания.

Рефлекс ползания Бауэра

Если новорожденному, уложенному на живот, слегка надавить на подошвенную поверхность ног, ребенок рефлекторно выполняет движения ползания.

В норме рефлекс сохраня­ется до 3-4-х месяцев. Его сни­жение отмечают у детей, ро­дившихся в асфиксии, при травмах спинного мозга. При периферических и центральных парезах рефлекс может полностью отсутствовать.

Рефлекс Галанта

При раздражении кожи спины параллельно позвоночни­ку новорожденный описывает туловищем дугу, открытую в сторону раздражителя (нога на стороне раздражения разгибается во всех суставах).

В норме рефлекс сохраняется до 2-3-х месяцев. Он может быть снижен или отсутствовать при вялых и спастических параличах.

Рефлекс Переза

Вызывается путем проведения штрихового раздражения по остистым отросткам от копчика к шее. В ответ ноги ребенка одновременно сгибаются и приводятся к животу, спина выгибается, часто возникает открытие анального сфинктера, может быть мочеиспускание. Если вызывать рефлекс в положении ребенка лицом вниз на ладони врача, в ответ у него возникают резкий крик, разгибание рук, ног, головы, выпячивание ануса и мочеиспускание.

В норме рефлекс вызывается до 3-4-х месяцев. Его лучше проверять последним. Угнетение его в период новорожденности или задержка обратного развития наблюдается у детей с поражением ЦНС.

По материалам книги Гончаровой О.В.

«Пособие по уходу за малышом»

В данной статье рассмотрим основные группы физиологических рефлексов новорожденного ребенка.

Чтобы вам было проще разобраться в том, какие явления для младенца являются нормой, по каждому рефлексу разберем, в каком возрасте он проявляется, а когда исчезает (или переходит в другие двигательные навыки).

Что такое рефлексы новорожденных

Рефлексы (их еще называют автоматизмы) - это определенные двигательные реакции ребенка на определенные внешние раздражители. Условно говоря, «если вы сделаете такое-то движение, то ребенок должен ответить на него таким-то движением». Все физиологические рефлексы имеют свое время появления (определенный возраст ребенка) и время исчезновения. Некоторые рефлексы могут не исчезать, а развиваться в определенные двигательные навыки и умения.

По тому, как выражены рефлексы ребенка, врач может делать вывод о развитиии нервной системы (в соответствии с возрастом).

Важные признаки выраженности рефлексов новорожденного

  • Рефлексы новорожденного в норме обязательно должны быть симметричными. Это означает, что то, что делается, условно говоря, в правую сторону, должно точно так же делаться и в левую, и наоборот. Нессиметричность проявления рефлексов - это важный признак, о котором обязательно нужно сообщить врачу.
  • Слабая выраженность рефлексов (в соответствии с возрастом ребенка)
  • Не исчезновение рефлексов в положенный срок (в определенном возрасте ребенка).

Эти признаки может обнаружить врач педиатр при осмотре ребенка, а могут обнаружить и родители (в этом случае, обязательно поставить в известность врача).

Основные физиологические безусловные рефлексы новорожденного

Оральные рефлексы (автоматизмы)

Сосательный рефлекс новорожденных. При прикосновении к языку ребенка, или к губам, ребенок начинает выполнять сосательные движения. То же самое происходит, если в рот ребенка поместить палец, например, или соску (при проникновении предмета, похожего на сосок на 1-2 см в рот). Начинает проявляться еще до рождения (иногда даже видно на , как малыш сосет пальчик), рефлекс наблюдается в течение первого года жизни.

Хоботковый рефлекс новорожденых. При точечном контакте (пальцем) с верхней губой ребенка, сокращается круговая мышца рта, и ребенок складывает губы «хоботком». Выражен до 2-3 месяцев, затем угасает. Замедленное угасание хоботкового рефлекса характерно для детей с поражением ЦНС.

Поисковый (искательный) рефлекс новорожденных (Куссмауля). При поглаживании области возле угла рта (не прикасаясь к губам) ребенок поворачивает голову в сторону , угол рта при этом опускается. Выражен в возрасте от рождения до 2-3 месяцев. Затем ребенок начинает больше реагировать уже на зрительный образ (например, грудь или бутылку с молоком).

Ладонно-рото-головной рефлекс новорожденных (Бабкина). При надавливании пальцами на ладони ребенка, он открывает рот и подводит головку к груди. Лучше всего проявляется перед кормлением. Этот рефлекс ярко выражен с рождения до 2 месяцев, в 3 месяца начинает ослабевать, и после 3 месяцев может проявляться только частично.

Спинальные рефлексы новорожденных (автоматизмы)

Защитный рефлекс. Если новорожденного ребенка положить на живот, он рефлекторно повернет голову в сторону, чтобы не задохнуться. На наличии этого рефлекса основаны рекомендации о том, что ребенок может с рождения (после заживления пупочной ранки) спать на животе. У новорожденных с поражениями ЦНС рефлекс может отсутствовать, и если головку ребенка не повернуть, он может задохнуться. В норме, защитный рефлекс выражен с рождения.

Ниже приведем группу дополнительных защитных рефлексов.

  • «Утиный» рефлекс. Если направить струю воды на область носика и рта, то ребенок задержит дыхание. Именно этот рефлекс лежит в основе раннего ныряния новорожденного.
  • Зрачковый рефлекс. При ярком свете зрачок новорожденного сужается
  • Мигательный рефлекс. Ребенок зажмуривает глазки, если ему подуть в лицо.

Рефлекс опоры. Если новорожденного взять подмышки и поставить ножками на ровную твердую поверхность, то он (в норме) должен опереться на поверхность всей стопой. Опора «на носочках» - не в норме, может говорить о повышенном тонусе у новорожденного. Рефлекс опоры проявляется с рождения и до 1-1,5 месяцев. Затем он угасает. Только к 10-12 месяцам ребенок постепенно учится сам ходить.

Рефлекс выпрямления. В том же положении, если взять новорожденного подмышки, и поставить на ровную твердую поверхность, то он рефлекторно выпрямляет туловище. Рефлекс выпрямления выражен с рождения до 1-1,5 месяцев, затем угасает.

Рефлекс автоматической ходьбы новорожденных. В том же положении, если новорожденного взять подмышки, и (придерживая головку пальцами) чуть наклонить вперед, он начнет делать шаги. В норме, ребенок должен во время этой «автоматической походки» , не скрещивать ножки. Рефлекс автоматической ходьбы выражен с рождения до 1-1,5 месяцев, затем угасает. У детей с поражениями ЦНС, этот рефлекс может быть выражен долгое время (до 7-8 месяцев).

Внимание! Специально стимулировать рефлекс автоматической ходьбы (чтобы он не угасал, а проявлялся дальше) - нельзя.

Рефлекс ползания (Бауэра). Если новорожденного положить на ровную твердую поверхность, то он начнает делать ползательные движения (и на спине, и на животе). Если подставить ему под ножки опору (руку, например), то движения усиливаются. Рефлекс ползания начинает проявляться в возрасте 3-4 дней. Норма проявления до 4 месяцев, затем рефлекс угасает (ребенок начинает самостоятельно ползать в 6-7 месяцев).

Хватательный (обезьяний) рефлекс. Если контактировать (надавливать) любым предметом на ладони новорожденного, он крепко зажимает предмет в кулачке (даже сложно разжать пальцы). Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает.

Рефлекс Робинсона (подвешивания). Если надавить на ладони ребенка своими пальцами, ребенок крепко за них схватится (хватательный рефлекс). Затем можно поднять ребенка так, чтобы он удерживался только своими пальчиками за Ваши. Если держит вес своего тела, то это и есть рефлекс Робинсона. Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает.

Нижний хватательный рефлекс. Если надавить пальцем на основание 2-го пальца ножки (на подошве ребенка) то новорожденный подожмет пальчики ноги. Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает.

Рефлекс Бабинского. Если провести пальцем по наружному краю стопы новорожденного в направлении от пяточки к пальцам, то он «расставит пальчики веером». Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает.

Рефлекс Моро (объятия). При внезапном резком звуке, или при похлопывании на расстоянии 15 см от головки новорожденного по столу, или при похлопывании по груди, - новорожденный резко симметрично разводит и сводит руки. Рефлекс обусловлен нашим происхождением от обезьян J. Когда есть риск падения, нужно схватиться за маму. Проявляется в норме с рождения до 4 месяцев, затем угасает. Проявления после 5 месяцев сигнализируют о проблемах с развитием ЦНС.

Рефлекс Галанта. Если малыш лежит на боку, то при проведении пальцами по околопозвоночной линии (то шеи к копчику) ребенок выгибается в сторону раздражителя, В норме рефлекс Галанта симметричный. Проявляется в норме с 5-6 дня от рождения до 3-4 месяцев, затем угасает. Рефлекс может быть ослаблен или не проявляться, если есть поражения спинного мозга.

Рефлекс Переса. Ребенок лежит на животе, пальцем проводят по позвоночникам от копчика к шее. Новорожденный реагирует резким криком, поднимает таз, сгибает ручки и ножки. Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает. В норме, проявления рефлекса (крик, подгибание конечностей) должны «мягко сойти на нет».

Надсегментарные позотонические рефлексы

Группа рефлексов, связанная с поддержанием положения тела в пространстве, адекватным перераспределением мышечного тонуса. На этих рефлексах формируются способности , сидеть, ходить, и тд.

Ассиметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса- Клейна). Головку новорожденного нужно повернуть так, чтобы подбородок касался плеча. Должно быть заметно, как рука, в сторону которой направлена голова,- выпрямится, а другая ручка, наоборот, согнется (поза фехтовальщика). Это и есть перераспределение тонуса. В руке, которая разогнута, повышается тонус мышц- разгибателей, а в руке, которая согнута, - повышается тонус мышц -сгибателей. Рефлекс должен в норме наблюдаться в обе стороны, при повороте головки вправо и влево, ручки должны разгибаться и сгибаться соответственно. Выражен у новорожденного постоянно, у недоношенных детей выражен хуже.

Симметричные тонические шейные рефлексы. Если нагнуть головку ребенка, то ножки разогнутся а руки согнутся. Если наоборот, голову отклонить назад, то ручки разогнутся а ножки согнутся. Выражен у новорожденного постоянно, у недоношенных детей выражен хуже.

Тонический лабиринтный рефлекс. Когда ребенок лежит на животе, то повышен тонус мышц- сгибателей: ручки прижимаются к телу, ножки к животу, сгибается спина). Затем тонус перераспределяется и движения ребенка переходят в рефлекс ползания (Бауэра).

Развитие этой группы рефлексов переходит в двигательные навыки ребенка.

Мезенцефальные установочные рефлексы

Группа рефлексов, которые предваряют собой различные «выпрямительные» активности. Ребенок начинает держать голову, выпрямлять туловище.

Лабиринтный установочный рефлекс. Первый рефлекс, который помогает ребенку справиться с силой тяготения . Ребенок начинает держать головку в положении лежа. Сначала приподнимать ее, потом удерживать плечи, затем подниматься на ручках. Начинает проявляться с 1-2 месяцев.

Цепные симметричные рефлексы

Шейная выпрямляющая реакция. Рефлекс, направленный на развитие положения шеи относительно ткуловища. Именно благодаря ему, ребенок может начинать переворачиваться со спины на бок. Проявляется на 3-4 месяце, затем «перерастает» в перевороты на живот и обратно.

Туловищная выпрямляющая реакция (с туловища на голову). При ощущении твердой опоры под ногами (лежа) ребенок выпрямляет шею. Проявляется начиная с 1-го месяца жизни. Затем перерастает в удержание головки в положении лежа на животе.

Выпрямляющий рефлекс туловища. Рефлекс, позволяющий ребенку поворачивать вначале голову, затем плечи, затем все туловище. Именно из этого рефлекса происходят полные перевороты (со спины на живот и обратно). Положение «на четвереньках» и дальнейшее ползание. Проявляется начиная с 6-го месяца жизни и переходит в другие двигательные навыки.

Выпрямляющие реакции. Направлены на приспособление головы и туловища к вертикальному положению. Начальные проявления (пробует «держать голову») видны уже на 1-м месяце жизни, дальше реакции развиваются и соверщенствуются, вплоть до 12-15 месяцев.

Защитная реакция рук. Реакция, помогающая держать тело в вертикальном положении. Проявляется как движения рук в ответ на изменение положений туловища. Руки выпрямляются, выставляются вперед, вбок, назад, чтобы как-бы «стабилизировать» положение в пространстве. Проявления заметны с 5-6 месяца жизни и перерастают дальше в соответствующие двигательные навыки.

Рефлекс Ландау. Первая фаза, 4-6 месяцев: если ребенк уложить на животик на стол, так, чтобы головка и плечи были вне стола, он будет выпрямлять руки и поднимать голову и плечи вверх. Вторая фаза, 6-8 месяцев: если ребенка уложить на стол на спинку, так, чтобы ножки находились вне стола, то он будет поднимать ножки вверх на уровень туловища.

Рефлексы равновесия

Группа реакций и рефлексов, которые направлены на поддержание равновесного положения тела в момент сидения, стояния, а затем ходьбы. В основном проявляются с 6 месяцев до 2 лет. Отдельные равновесные навыки могут формироваться до 5-6 лет.

Становится понятно, что когда пишут «ребенок к такому-то возрасту должен то-то и то, и не должен это» - эти «требования» чаще всего базируются на проявлениях, развитии и угасании определенных рефлексов. Именно рефлексы на конкретном этапе жизни ребенка сигнализируют о том, что ребенок растет и развивается хорошо. Здоровья Вам и Вашему малышу!



Рассказать друзьям