Рисуем с детьми 1. Техники рисования для детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как начать учить рисованию ребёнка? Когда начинать ребёнка учить рисованию и лепки?

Пока трудно назвать рисунком то, что изображает десятимесячный или годовалый малыш. Эти каляки-маляки, представляющие собой слабые штрихи и закругленные линии, — первая проба пера. Примерно с восьмимесячного возраста ребенок делает открытие: он осознает связь между движением руки и линией, которая появляется на листе бумаги. Пока что малышу трудно объяснить, что он нарисовал. А мама никак не может догадаться, что же хотел сказать художник?

Из наблюдений психологов

Первая геометрическая фигура, которую учится рисовать ребенок, — это круг. Ни один детский рисунок не обходится без солнца! Круг символизирует мягкость, доброту, бесконфликтность. Маленькие дети не рисуют острые углы, им незачем защищаться.

УРОКИ РИСОВАНИЯ ДЛЯ МАЛЫША. Для первых уроков рисования вам понадобятся:

❀ Цветные карандаши средней мягкости (не остро заточенные), восковые мелки и краски.

❀ Бумага для рисования разного формата. Это может быть лист А4, ватман, длинный кусок обоев. Не ограничивайте малыша узким форматом. Предложите юному художнику разные варианты полотен, пусть он сам выберет, что ему больше по душе.

❀ Если ребенка привлекают стены в качестве полотна и его так и тянет к наскальной живописи, для этих целей оборудуйте в его комнате художественную мастерскую. Для этого прикрепите к стенам (куда достанет кисть мастера) листы ватмана или обои, которых не жалко. Это и будет рабочая зона: широкий, ничем не ограниченный простор для творчества. Учите ребенка рисовать «на стенах» только в одной комнате, обращая внимание, что это — специально отведенное место.

❀ Лучше всего рисовать, расположившись на полу.

С ЧЕГО НАЧАТЬ РИСОВАНИЕ?

❀ Просто дайте ребенку кисть в руки. Он с интересом приступит к новому занятию. Вы можете нарисовать свой рисунок, покажите его малышу, расскажите, что вы нарисовали. Можно также заняться совместным творчеством. Малыш будет наблюдать за вашими действиями и станет их копировать.

❀ Лучше всего рисовать красками. Они помогают, пусть и неосознанно, передать настроение, выразить эмоции, развивают чувство цвета. Помогайте ребенку хорошо мыть кисточку, чтобы он видел не только смешение красок, но и чистые цвета.

❀ Не волнуйтесь, если малыш чаще всего выбирает черный цвет. Просто он любит все яркое и контрастное. Черный цвет в этом возрасте не является средством выражения мрачного внутреннего мира.

❀ Купите специальные нетоксичные краски для пальчикового рисования. Пусть кроха насладится этим действом сполна: размазывает краски по бумаге, ткани, своим штанишкам (надевайте рабочую форму) и по лицу мамы.

❀ Можно рисовать в ванной на кафеле. Это удобно! Рисунок можно тут же смыть и нарисовать новый. Интересно также наблюдать, как смешиваются краски с водой, образуя причудливые узоры.

❀ Не спешите учить рисовать: голубое небо, желтое солнце и зеленую траву. Истинный художник тот, который видит мир по-своему. Дайте ребенку время все усвоить самостоятельно. Позвольте ему остаться наедине с чистым листом.

❀ Обращайте внимание ребенка на естественные краски природы, которые нас окружают. Разноцветные листья осенью, фрукты, овощи, ягоды, трава, земля, небо, облака, цветы...

Обучение лепке детей до 1 года

УРОК ЛЕПКИ. Дайте малышу кусок тугого теста или глины (можно также приобрести специальную массу для лепки, она абсолютно безопасна). Пусть он его помнет, порвет на кусочки, попробует их склеить. Слепите для малыша какую-нибудь фигурку. Для него это будет настоящее чудо. Можете поиграть и в другую игру. Воткните в тесто фасоль, крупные макароны, горох, орехи и другие мелочи. Покажите, как можно их выковыривать из мягкой массы. Обычно детей этот процесс просто завораживает. Если умелец справился с заданием, начните игру сначала. Эта забава хорошо развивает мелкую моторику.

Как приготовить соленое тесто?

Вам понадобятся 1 стакан муки, 1 стакан мелкой соли (экстра), 1 ст. ложка растительного масла, 1/2 стакана воды.

Рисование пальчиковыми красками мало чем отличается от размазывания пюре и киселя по столику во время кормления. Кому-то оно приносит радость - ну и на здоровье! Но об особом развитии для нормально развивающегося ребенка здесь речь не идет. Иное дело - мелки, карандаши и кисточки с красками!

Мелки

Мелки покупай для маленького ребенка, который все пробует на зуб, только детские фирменные. Их можно откусить и съесть без особо печальных последствий для организма.

Дешевые китайские мелки для рисования малышам не подходят!

Возьми его руку с мелком в свою и помоги оставлять след на бумаге. Привлекай его внимание к штрихам. Хороши как восковые мелки, так и пастельные (их можно размазывать пальцем).

Рисуйте как на белой бумаге, так и на цветной, а еще - на картоне и упаковочной бумаге.

Карандаши

После того, как ребенок освоит самую легкую технику - мелки, переходи к карандашам. С ними сложнее, так как рисует только один заточенный кончик, а не вся поверхность. Лучше купить трехграные - они легче ложатся в руку правильно. Но если ребенок берет карандаш неправильно, но при этом с увлечением что-то изображает на бумаге, не поправляй. Перед тобой творческая индивидуальность. Твоя задача - не мешать и вовремя подсовыватить новую бумагу!

Помогай учиться рисовать круги: бери его ручку в свою и вместе рисуйте колечки, блины, солнышки, личики, колеса, баранки, оладушки! Обычно, круги дети учатся рисовать к 2 годам. Но можно ускорить события!

Кисточки с красками

Это уже высший пилотаж! Берем руку ребенка с кисточкой в свою и поехали: водичка - краски - бумага! Водичка - краски - бумага! У ребенка должен закрепиться двигательный стереотип: сначала кисточку смачивают в воде, потом в нужной краске, затем ею проводят по бумаге. Да, это немного дрессировка. Но в овладении любым видом искусства есть элементы дрессировки. Это база мастерства.

Главное - не забывайте рассматривать, какой красивый след остается на бумаге и восхищаться!

Краски лучше бери акварельные: они делаются на меду (если из стран СНГ или Германии. Китайские не бери - отрава). И цвет у них изысканный, не такой плакатный, как в гуаши.

Ребенок больше заинтересовался тем, как окрашивается вода в банке? Отлично! Художественная натура!

Не стол, а мольберт!

Почему дети так любят рисовать на стенах и пренебрегают полом или столом и подоконником? Изображение на вертикальной поверхности дает мощную энергетическую подзарядку! И, кстати, так рисовать намного профессиональнее: изображение не искажается из-за того, что уходит в перспективу.

Нет возможности купить мольберт? Переверни тот же детский столик на бок. И прикрепи к его столешнице лист бумаги скотчем!

Цвета

Маленькие дети любят цвета, которые отчетливее всего видны на бумаге: черный, красный, синий, зеленый. Не забывай называть их во время занятий: при рисовании ребенок особенно хорошо развивает речь (движения пальцев и языка регулируются соседними зонами мозга).

Рисование – это очень интересный вид прикладного искусства, рисунки красками для детей позволяют развивать у детей личностные качества, привить им чувство вкуса. Занимаясь с ребенком, можно учить его мыслить, думать, чувствовать. Особенно полезно рисовать красками с детьми маленького возраста. Ведь рисуя в год, они развивают мелкую моторику кисти, что очень полезно для психического развития.

В два года дети не только охотно играют с кубиками, но и проявляют интерес к рисованию. Здесь у мамы есть возможность проявить всю свою творческую фантазию. Можно нарисовать практически все, что угодно. Это могут быть стулья, игрушки, посуда, любимая кошка.

Рисунки красками для детей помогут полноценно подготовить малыша к дальнейшему обучению в школе. Во-первых, улучшается координация кисти и мелкая моторика для 4 лет, во-вторых, можно развить интеллект.

Ну а выполнение точных движений кисточкой или карандашом – отличный способ подготовить руку к письму.

Можно в игровой форме научить отличать цвета и краски, определить размеры и научить элементарному счету. Рисование помогает справляться с психологическими комплексами до 7 лет.

Поскольку простые рисунки красками можно начинать достаточно рано, то совершенно необязательно дожидаться, пока ребенок будет просить инструменты для рисования. Для начала можно рисовать самой, приговаривая «смотри, что я нарисую», а малыш легко может выступать в роли зрителя. Кроха в 4-х месячном возрасте еще не сможет удержать карандаш или кисточку.

При этом в качестве материалов могут выступать не только карандаши и краски. Можно освоить пальчиковую живопись с помощью пальчиков и ладошек.

Какие краски подойдут для детского творчества

На сегодняшний день в магазинах можно приобрести краски, которые идеально подойдут для детского творчества. Среди них:

  • Специальные наборы для рисования пальчиками для детей 2 лет.

  • Гуашевые краски – с четырех лет.

  • Акварельные с 6 лет.

Поскольку мы планируем начинать уроки по рисованию с 2-3 лет, то стоит выбрать именно пальчиковые. Для детей 3-4 лет можно перейти на гуашевые и акварельные.

Рисование красками для детей не должно быть однообразным. Совсем необязательно раскрашивать обычный листок бумаги. Нужно постепенно добавлять новые элементы.

На видео: как просто и красиво нарисовать осьминога красками.

С каких рисунков стоит начинать

Если мы учимся рисовать, то начинать нужно с простейшего. По мере приобретения опыта и навыков задача будет усложняться. Занимаясь с ребенком, не нужно добиваться, чтобы он делал все правильно. Дети должны пройти стадию марания. Эта стадия продолжается примерно до двухлетнего возраста. Сначала малыш будет просто чиркать карандашами по бумаге.

Однако в это время можно научить немного большему. Обратите внимание:

  1. С детьми 2-3 лет можно осваивать навыки работы с карандашом, фломастером и кисточкой.
  2. С пяти аккуратно ставить точки, делать линии, круги, овал, штрихами закрашивать рисунки.
  3. С семи реально освоить навыки композиции.

Простые уроки рисования для малышей

Эти простые уроки рисования я обычно провожу с малышами. Очень интересными получаются детские рисунки в технике пальчиковой живописи. Вот как это сделать:

  1. Предложите малышу окунуть пальчик в краску. Теперь поставьте пальчик на лист бумаги, получится пятнышко.
  2. Помогите нарисовать лепесток или какую-нибудь гусеницу.
  3. Проводя линии, нарисуйте лучики, как у солнышка.

Пусть теперь ребёнок попробует сам нарисовать что-нибудь. По мере того, как ручки в 5 лет станут более уверенными, можно учить его пользоваться кисточкой. Нужно показать малышу три основных навыка рисования кисточкой, покажите, как промывать ее перед тем, как набирать новую краску.

Существует несколько способов рисования кисточкой:

  • Примакиванием. Рисуем, легко касаясь бумаги, и тут же убираем кисточку, нанося пятна краски. Пусть ребенок 3 лет наблюдает, как получается изображение.
  • Техника мазками . Аккуратно с 3 лет прорисовывайте линии, в самых разных направлениях. Пусть они отличаются по длине.
  • Нарисовать эскиз с помощью карандаша с 8. Для начала делают основные линии и эскиз с помощью карандаша, а затем раскрашивают.

По мере развития навыков задачи будут усложняться. Существуют очень интересные техники. Их можно освоить, проводя с ребенком регулярные занятия. Чтобы закрепить тот или иной навык, требуется несколько занятий.

Как нарисовать радугу и бабочку (2 видео)


Идеи для детских рисунков (19 фото)














Начинать рисовать с маленькими детьми лучше всего восковыми мелками, гуашевыми красками. Начните с мелков. Они оставляют на бумаге яркий след, легко смываются с рук, правда быстро ломаются, но это не страшно.

При знакомстве с красками покажите, как держать кисточку, как прополаскивать ее в воде. Маленькие дети очень любят рисовать пальчиками, также с удовольствием рисуют ляпушкой. Ляпушки сделать не составит большого труда- намотайте на палочку или карандаш кусочек поролона, закрепите поролон ниткой. Также можно рисовать губкой, штампиками, с помощью трафаретов.

В 1,5 -2 года учим малыша рисовать горизонтальные и вертикальные линии, в 2 года-круги, раскрашивание силуэтов красками. Занятия следует проводить в игровой форме, обязательно используя наглядный материал, художественное слово.

Занятия по рисованию с детьми 1,5-2 лет

Что это

Цель. Учить ребенка держать правильно карандаш, учить видеть изображение предмета в нарисованных линиях, развивать воображение, интерес к рисованию.

Приготовьте лист бумаги желательно формата А4, восковые мелки или карандаши. Пусть малыш рисует, что хочет. Когда ребенок закончит рисовать, спросите его, что он нарисовал. Если он затрудняется с ответом, помогите ему увидеть изображение в линиях, дорисуйте детали, чтобы получилась рыбка, птичка, цветок. Полюбуйтесь рисунком вместе с малышом, похвалите его.

Спрячь мышонка (котенка, зайчонка)

Цель: Учить держать карандаш, заштриховывать изображения горизонтальными и вертикальными штрихами.

Это занятие можно провести несколько раз с разными персонажами. Заранее приготовьте бумаги с нарисованным (контуром) мышонка или другого персонажа. Спросите малыша, кто это, как пищит? Предложите малышу помочь спрятать мышонка от кошки. Покажите, как заштриховать мышонка, сделайте несколько штрихов держа его ручку в своей. Похвалите малыша.

Дождик

Цель: Учить рисовать наклонные вертикальные линии, развивать интерес к рисованию.

На листе бумаги заранее нарисуйте тучки в верхней части листа. А внизу изобразите травку, цветы, грибочки. Как дождик капает? Проведите сплошную вертикальную линию-сильный дождь, и пунктирную линию -слабый дождик. Попросите малыша нарисовать, как дождь поливает травку, цветы, грибы. Спросите, какой дождь он нарисовал: сильный или слабый?

Не забудьте похвалить малыша.

Железная дорога

Приготовьте игрушечный паровозик или трамвай, можно нарисовать и вырезать из бумаги. Рассмотрите с малышом паровозик, придумайте куда он поедет, может быть повезет кого-то(игрушек, зверушек, маму). На листе бумаги заранее нарисуйте две горизонтальные линии на расстоянии 5-6 см. друг от друга. Расскажите, что строители забыли достроить железную дорогу и паровозик теперь не сможет по ней проехать, предложите малышу нарисовать(достроить) вертикальные линии, покажите как. В конце занятия скажите, что все, кто поедет на паровозике очень рады новой железной дороге и благодарны малышу за помощь.

Заборчик

Цель: Учить рисовать вертикальные линии, развивать интерес к рисованию.

На листе бумаги заранее нарисуйте домик. Придумайте для малыша историю о том, кто живет в домике: дедушка с бабушкой, зайчик, девочка- на ваше усмотрение. Предложите нарисовать возле дома заборчик. Нарисуйте рядом с домом две горизонтальные линии на расстоянии друг от друга 5-6 см, а ребенку предложите нарисовать вертикальные палочки-досочки. От имени жителей дома поблагодарите малыша за помощь.

Цветы на полянке

Цель: Учить рисовать вертикальные линии.

Заранее приготовьте лист бумаги с заштрихованной внизу полосой шириной 5-6 см-это полянка. Еще на расстоянии 7-8 см нарисуйте головки разных цветов. Рассмотрите с малышом цветы, расскажите, как они называются, определите, какого они цвета. Предложите дорисовать к ним стебельки - прямые линии от цветов до полянки.

Аналогично проводятся занятия по рисованию воздушных шариков, лопаток, травы.

Рисование красками

Для начала приготовьте краску одного цвета, ведь малыш еще не умеет пользоваться красками, прополаскивать кисточку. Удобнее использовать гуашевые краски. Рисовать можно кисточкой, ляпушкой (примотанный к палочке или карандашу кусочек поролона), пальчиками. Покажите, как мокрая кисточка оставляет след на бумаге, затем полюбуйтесь какой след оставляет кисточка с краской. Пусть ребенок рисует, как хочет, его пока интересует сам процесс. Посмотрите, какой след оставит ляпушка, пальчик. Дорисуйте эти отпечатки до определенного образа: до цветка, колобка, птички, рыбки. Полюбуйтесь вместе рисунком.

Темы для рисования :

Дождик. Рисовать можно кисточкой- струи дождя, ляпушкой и пальчиком-капли дождя.

Снегопад - пальчиком и ляпушкой на синей бумаге.

Листья на заранее нарисованном дереве -пальчиком и ляпушкой.

Яблоки на заранее нарисованном силуэте яблони -пальчиком и ляпушкой.

Цветы -пальчиком, стебельки -кисточкой.

Бабочку -раскрашивая пальчиком или ляпушкой заранее вырезанный силуэт.

Ближе к 2 годам учимся рисовать круг кисточкой. Ставим точку и рисуем клубочек, как бы наматывая нитку на клубок.

Темы для рисования :

Разноцветные клубочки.

Воздушные шарики.

Цыпленок.

Неваляшка.

Снеговик.

Рисование трафаретом

Заранее приготовьте трафарет. Внутри листа вырежьте не сложный силуэт -гриб, елка, зайчик, яблоко. Пусть малыш закрашивает его кисточкой, пальчиком, ляпушкой. Чтобы трафарет был долговечен, вырежьте его из куска линолеума. Можно купить и готовые трафареты.

Рисование манкой

Насыпьте манку в крышку от коробки, чтобы бортики крышки были не слишком высокие. Ребенок может рисовать по манке пальчиком или процарапать рисунок палочкой.

Каждое занятие можно проводить несколько раз. Чаще давайте малышу возможность порисовать самостоятельно, то что он хочет. Пусть придумывает, пробует, творит. Такое рисование поможет развитию воображения и фантазии. Важно развить у маленького человечка любовь к рисованию, для этого восхищайтесь его каракулями, хвалите его, не ругайте за испачканные вещи, наберитесь терпения и у вас вырастет настоящий художник.

Природа одаривает каждое дитя творческим началом. Но чтобы его разглядеть и развивать по мере взросления малыша, не обязательно с ранних лет покупать ему дорогостоящие игровые наборы и учебные центры. Один из доступнейших видов творчества, которыми можно увлечь кроху, – научить его рисовать.

Занятия рисованием благотворно влияют на развитие мелкой моторики карапузов, дисциплинируют юных художников, воспитывают эстетический вкус и правильное восприятие окружающего мира, а главное, помогают им раскрывать свое «Я» и воплощать в малеванье свои фантазии.

Напрасно некоторые взрослые откладывают развитие умения их ребенка рисовать до момента, когда он перестанет тянуть все в рот. Еще до достижения ребенком первого года жизни можете смело предлагать ему пальчиковые краски и ватман и далее поэтапно переходить на новые уровни. Для детей живописание яркими цветами – море радости и новых впечатлений.

Уроки рисования следует проводить поэтапно с самого начала. Как только малышу наскучат первые опыты создания незамысловатых узоров в технике «Свободного творчества детей», предложите ему ставить кончиками пальцев на бумаге точки или полоски, а также делать отпечатки ладошек и ступней. На дальнейших занятиях помогите ребенку на основе того, что он уже знает, создавать целые картины. Развитие ассоциативного мышления стимулирует образную память малышей.

В течение первого и второго года малыша попробуйте на ваших уроках и другие рисования красками:


Чтобы малышу не надоедало создавать шедевры, разжигайте его интерес разнообразными способами, например:

  • Сшейте маленькому художнику фартушек и нарукавники. Сколько бы ни было ему лет, он начнет воспринимать свои моменты творчества как нечто важное, сам будет брать необходимые принадлежности и внимать каждому вашему слову.
  • Удивите малыша, которому исполнилось 2 года, тем, как образуются новые цвета и оттенки путем смешивания разных красок, и позвольте ему самому поэкспериментировать.
  • Постепенно знакомьте ребенка с иными принадлежностями для творчества. Если малыш уже умело орудует ложкой, покажите ему, как рисовать пальчиковыми кистями, дайте кисточки для красок, палитру, позже карандаш и фломастеры и расскажите, как ими пользоваться.

Учим живописи детей в 3-4 года

Поэтапно обучают и умению рисовать карандашом или ручкой:

1) Для первых занятий подберите для ребенка мягкий грифель, след от которого остается при слабом нажиме. Покажите ему, как следует держать карандаш. Взрослый должен контролировать развитие навыка у ребенка правильно удерживать инструмент.

2) Сначала важно научить детей рисовать четкие, ровные, уверенные линии. К следующему этапу можно переходить, когда маленькая ручка не будет дрожать, а нарисованная линия будет одной толщины по всей длине. Посмотрите, как художник обучает таким базовым умениям деток:

3) Купите малышу тетрадь для обвода фигур и рисунков. Возьмите его за кисть, чтобы помочь нарисовать по штрихам его первые линии и фигуры. Позже позвольте ему самому повторить образец или завершить пунктирное изображение.

4) Со временем придет черед осваивать простые геометрические рисунки. Покажите ребенку, как можно поэтапно преобразовать знакомые фигуры в некое изображение, например, из круга сделать солнышко.

5) После дайте ему задание что-нибудь нарисовать, используя определенные фигуры (паровоз из прямоугольников и кругов, дом из квадрата и треугольника, снеговика из трех кругов, бабочку из круга и овалов и т.п.). Открывая для себя удивительный мир творчества, ребенок шаг за шагом научится творить прекрасное, а развитие его способностей станет стимулом для новых открытий.

6) Используйте печатные или электронные пошаговые руководства. Малыш научится с вами поэтапно рисовать животных, персонажей мультфильмов и других героев.

Используя инструкции, разработанные для детей и взрослых, можно изображать и людей, добавляя детали поэтапно. Вот, к примеру, как научить ребенка рисовать человека:

Стоит отметить, что банальное перерисовывание определенного изображения нивелирует развитие воображение и творчества юного создания. Тогда как научить ребенка рисовать человека, птиц и животных и прочие реальные предметы иным способом без этих азов? Попробуйте метод рисования с помощью цифр. Такое под силу обычно ребятам лет четырех-пяти.

Математика и художество детей 5 лет

Ваш ребенок усердно готовится к школе и уже овладевает техникой написания цифр, а возможно, он уже освоил это мастерство еще в 4 года, благодаря семье. В любом случае, такое умение пригодится, чтобы превращать цифры в рисунки, поэтапно добавляя к ним детали.

Как научить ребенка рисовать с помощью цифр животных подскажут схемы, поданные ниже.

Все приемы обучения рисованию малышей от 0 до 5 лет хороши. Неважно, будете вы следовать определенной методике раннего развития творческих способностей малыша или разработаете индивидуальную программу для ребенка, главное, чтобы ваши занятия были интересными и разнообразными.

Как избавиться от растяжек после родов?



Рассказать друзьям