Родительское собрание «Как аниме действует на психику детей. Как аниме влияет на психику

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В последнее время некоторые родители и психологи начали высказывать свои опасения по поводу воздействия аниме фильмов на психику и поведение детей. Проведя обзор аниме-фильмов, можно сказать следующее. Индустрия аниме заняла все возрастные ниши. Используются различные приемы привлечения аудитории, от детской до взрослой. Детская аудитория привлекается сказочными сюжетами, красивыми картинками, интересными приключениями, но в ряде фильмов наблюдаются смысловые «перевертыши». Например, в фильме "Ведьмина служба доставки» мы видим милую девочку, ее добрую маму, заботливого отца, их дом уютный, светлый дом, утопающий в цветах. В наших традиционных представлениях такие герои олицетворяют свет, добро, правду. Автор фильма их так и позиционирует, но тут мы узнаем, что мама и дочка – ведьмы. У нас взрослых происходит когнитивный (смысловой) конфликт, а у детей, с их формирующейся системой понятий о добре и зле, происходит закладка, представлений отличных от наших. Оказывается, то, что в традиционных народных сказках было олицетворением темных сил, является светом.

Польза аниме:Непредсказуемость каждого отдельного аниме. Разумеется, что всевозможных ситуаций, в которых могут оказаться герои, хоть и много, но всё-таки конечное количество. При этом почти невозможно предсказать в какую именно ситуацию попадёт герой в следующем эпизоде.
Длительность. Обычная длительность сериала 26 серий, то есть месяц показа по одной серии в день. этого как раз хватает чтобы раскрыть характеры основных персонажей, объяснить суть интриги и показать пути её разрешения.
как следствие предыдущего - индивидуальность героев. Зачастую герои аниме-сериалов обладают очень сложным и противоречивым характером, кроме аниме столь полно показать душу и мотивы персонажа могут только книги.
"волшебные вещи". Герой, который начал свой путь, постояно совершенствуется, взрослеет. Как правило, для того чтобы показать, что герой достиг более высокого уровня, ему даётся какой-то "магический артефакт", как своеобразная "награда за труд и усердие".
Сексуальность. В общем-то, заключающаяся в том, что у женских персонажей есть грудь ^_^. Вещь столь же неоднозначная как кукла Барби, но всё-таки это плюс. К тому же в Японии действует очень жёсткая цензура на все виды искусства, в том числе и на аниме.
Реалистичность. Будучи ориентированным в основном на подростков, аниме, а особенно это относится к сёнен-аниме(сёнен=мальчик[яп.]), аниме не скрывает что людей иногда убивают и что это некрасиво. Даже не в смысле моральных норм, а просто визуально. Что война - это не только солдаты-герои, но и кровь, и смерть, и разбитые меты, исковерканные жизни. Именно это не должно перейти в реальность, и поэтому об этом надо рассказать.
Эмоциональность. Во многом даже гипертрофированная, но именно она делает аниме по-настоящему живым. Именно способность по-настоящему проявлять эмоции помогает воспринимать героев как живых людей.
Арелигиозность. Поскольку с древности в Японии уживались Синто, Буддизм, Конфуцианство, религиозная терпимость стала нормой жизни. И аниме пропагандирует религию или её отсутствие.В сущности аниме только и показывает что каждый сам кузнец своего счастья, но не забывай: что посеешь, то и пожнёшь.
Красота. За редким исключением аниме красиво. Аниме зрелищно. При этом совершенно ненавязчиво, словно бы само собой разумеющеся, проявляется что внешность персонажа не влияет на его расположенность к добру или злу.
Осмысленность добра и зла. Добро и зло в аниме почти всегда мотивированны, что, как ни странно, размывает границу между ними. Что опять же добавляет реалистичности даже совершенно фантастическим сюжетам.
Самое же главное в том, что аниме учит ЗАДУМЫВАТЬСЯ о том что хорошо, а что плохо, давая богатую пищу для размышлений.

Аниме вредит психике человека?

Стр. 1 из 3

Хай! С вами Саша Кэт. Я анимешница и фикрайтер, поэтому не могла пройти мимо, услышав о якобы вреде аниме. Сама я увлекаюсь японской анимацией и комиксами японских авторов уже где-то три года. Я посмотрела превеликое множество аниме. Я написала приличное количество фанфиков и ориджиналов. Я слушаю довольно тяжёлую J-Rock музыку. Почему тогда у меня всё в порядке с психикой? Я адекватный человек, способный здраво мыслить.

Перейдём к самой статье.

Сейчас множество российских подростков увлеченно японской анимацией и комиксами, аниме и мангой. Аниме и манга имеют свои жанры, записанные преимущественно японскими словами, например, сёдзё(1) и сёнэн(2) (1. для девочек, 2. для мальчиков).

Манга - это специфические японские комиксы, царство чёрно-белой графики, цветные в манге только обложка и несколько страниц иллюстраций.

Аниме - японская анимация, чаше экранизация какой-нибудь манги. Но персонажи экранизации и оригинала в большинстве случаев немного отличаются по внешности.

Так вот, недавно я посмотрела кучу выпусков новостей, посвящённых якобы вредоносному влиянию аниме (именно аниме, мангу почти не трогали) на психику человека, преимущественно детскую. Так же я читала подобные статьи в Интернете. О одной такой статье хочу рассказать подробней, она немного задела меня за живое.

Автор статьи человек не русского происхождения, женщина, а может, девушка. Ну, про национальность понятно уже из имени. Каринэ Асатрян. Особа армянского происхождения. Она несла в своей статье откровенный бред...

Сразу хочу отметить наличие в статье пунктуационных ошибок. Судя по многочисленным научным терминам, автору статьи минимум 17-18 лет (простите, если ошибаюсь). Но количество ошибок меня просто убило! Орфографических ошибок тоже было достаточно, чтобы скажем, за диктант, изложение или сочинение поставили жирную двойку. Даже падежи и предлоги(!) пострадали. Может, человек писал с телефона. В таком случае я буду мягче.

В статье Каринэ Асатрян были приведены шесть "фактов вреда". Я же оспорю самые бредовые и обидные для анимешников фразы и факты.

Милая моя, в двадцать первом веке аниме делается примерно в 13-25 серий, а таких огромных аниме очень мало. Например, "Сказка о Хвосте феи", "Наруто" (оба сезона), "Сейлор Мун", "Драгонбол".

3. Цитирую автора: "Во всех анимэ мультфильмах герои ведут себя агрессивно, жестоко. В анимэ постоянно показывают какие-то драки, схватки с бурей крови, расчлененными телами. Профессиональный хирург, или анатом мог бы выдержать такую графику, а вот обычный неокрепший ум подростка или ребёнка нет. " (снова без моих исправлений)

Она как-бы говорит это мне, человеку имеющему дело с мангой "Х", аниме "Кровь С", аниме "Эльфийская песнь", аниме "Куколка" и много ещё с чем. И такие сцены присутствуют вовсе не во всех аниме! Наоборот, таких картин очень мало. И русские фансаберы цензурят их так, что ничего жуткого не видно.

4. Цитирую автора: "Запрет во всем мире. Да, именно так. Официально во всех странах Европы запрещены анимэ мультфильмы. Что, Вы (хоть Вы с большой буквы написала) сильно удивлены, что ваши любимые авторы-японца не показывают собственных мультфильмах, с целью сберечь психику своих детей?! " (и опять без корректирования)

У японцев в стране есть целый район с аниме-магазинами. Данная продукция у них отлично продаётся. Манга, аниме, видео-игры и т.п., всё это отлично расходится. Аниме показывается по телевидению. Даже "ночные сеансы" есть (ну, вы поняли).

И что в этом такого? Зачастую просмотр сёнэн-ай или яоя интереснее, чем просмотр аниме об отношениях "натуралов". Отношения мальчиков более трепетные, по моему мнению. Да простит меня Господь, но яойными ориджиналами я тоже промышляю.

6. Цитирую автора: "Религиозные аспекты. Как известно, в Японии христианство не пользуется особым почётом и уважением. А большая часть россиян - православные христиане. В таких мультфильмах не редко показывают то, как японцы почитают свою культуру, а антисторонников либо убивают, либо высмеивают. "

Ну что же, давайте говорить об анимешниках, проще говоря, о любителях японской анимации и японских комиксов-манга. В принципе, это веяние уже можно выделить в особую субкультуру, обладающую своим кодексом, спецификой одежды и сленга, обладающую положительными и негативными сторонами.

В чем заключается основа взаимоотношений анимешной братии? Конечно же, в просмотре фан-продукции - соответственно аниме (мультфильмы, снимаемые в Японии получили название "аниме" от английского слова animation), манги . И аниме, и манга имеют свои стили, направления, возрастной ценз, то есть продукция находит потребителя среди любой возрастной группы. Мы не будем говорить о порнографических сюжетах, поговорим о явлении в целом.

Атрибутика базируется как на определенных произведениях, так и на особо популярных чертах, которые традиционно повторяются, и имеют определенный смысл. Например "кошачьи" ушки и хвостики , означающие девственность и непорочность. Аниме создало определенную уличную моду, многие марки выпускают молодежную одежду с оглядкой на это популярное движение. Выделим еще продукцию для фанатов определенного сериала или фильма - посуда, одежда, аксессуары, атрбуки, а так же одежда и аксессуары для косплея (cosplay) (отыгрывания персонажей).

Увлечение аниме приводит, в свою очередь, к увлечению японской культурой в целом. Изучение языка, история государства, история национальной одежды... В основах аниме заложены прописные истины: дружба, преданность, чувство долга. Основное отличие от привычных нам, славянам, сказок и историй - в аниме напрочь отсутствует образ Емели на печи, там очень серьезно рассматривается аспект работы, причем работы до седьмого пота, долга перед собой и обществом, веры и преданности. Это как раз и есть положительные стороны увлечения.

Отрицательные стороны начинаются в балансе ценностей. Вместо того, чтобы обращать внимание на серьезные аспекты аниме-продукции, переоценка идет в пользу внешнего антуража, так называемой "кавайности" (от яп. слова kawai - очаровательный, милый). Отстраненности от других социальных групп по классической схеме "кто не с нами, тот против нас". Эта же отстраненность может сыграть в сторону ухода от любых иных интересов и развлечений, кроме тех, которые входят в число допустимых в компании.

Мода на "все японское" так же ввела в наш круг понятий такие явления, как синдром Караши, отаку и хикикомори . Конечно же, для подростка смерть от чрезмерной работы не является чем-то интересным, зато понятие отаку вполне интересно. Отаку - человек, прочно зациклившийся на определенном интересе, в данном случае интерес к аниме. Все кроме этого как бы перестает существовать. В любом подростковом сообществе считается престижным выделяться из общей массы, пусть даже единомышленников.

Понятие хикикомори тоже может показаться интересным. Изначально это проявление социофобии, которое базируется на патологическом страхе, в том числе не состояться как личность в этом мире, не достигнуть успеха, подвести свою семью. Но суть, описываемая в статьях на эту тему такова: человек запирается у себя в комнате, никого не видит, смотрит телевизор или сидит за компьютером. При этом родня его содержит, заботится и беспокоится - человек-то болен. Подростку-манипулятору не составит особого труда сыграть такой образ, ради получения определенных благ. Да и в 15 лет подобная ситуация выглядит совсем по-иному. Больной человек воспринимается как великий затворник, отшельник, человек, пошедший против системы ценностей, навязанных миром.

Как видите, особой разницы в действиях нет, хоть аниме-фан, хоть панк. Просто очередной способ выделиться из толпы, найти свой путь к самореализации. Для особо любящих родителей совет - не стоит запрещать ребенку увлекаться аниме, но и не стоит садить к себе на шею 24-летнего хикикомори, в конце концов, если это действительно болезнь, то ее можно и нужно лечить.

Мнение об аниме в России разделилось на несколько лагерей. Кто-то считает, что оно оказывает пагубное воздействие на психику, мировоззрение детей (из-за сложившихся стереотипов, что мультфильмы - это развлечение для детей), недоумевает или раздражается по поводу построения серий (у нас к повторам и разбивке рекламой в детских фильмах не привыкли) и т.д.

Кто-то полагает что аниме - это уже не детское развлечение, а сложное многогранное сочетание философских проблем, которые актуальны в повседневной, реальной жизни человека. Аниме затрагивает разнообразные социальные аспекты и помогает морально развиваться.

Кто-то просто считает просмотр аниме ни к чему не обязывающим развлечением, наряду с просмотром фильмов, чтением книг и прочими хобби. Есть и равнодушные к данному направлению люди.

Споры о влиянии аниме кипят на различных аниме-форумах. Молодежный, слегка инфантильный, образ, представленный японскими мультипликаторами, пришелся по душе российским подросткам. На форумах обсуждаются сериалы и полнометражные фильмы, а также другие увлечения его участников. Из положительного влияния участники таких форумов или клубов выделяют интерес к Японии и японской культуре, популярность которой также растет из-за внедрения японской кухни в российские кафе и рестораны. Это все воспринимается как экзотика. Также наличествует интерес к японскому языку, праздникам, истории и философии.

К негативным последствием как сами участники форумов, так и ярые критики аниме, относят оторванность от реальности, ухудшение здоровья из-за чрезмерного просмотра аниме, творчество не самого высокого уровня. Впрочем, эти претензии можно приписать ко многим другим увлечениям современных подростков и молодежи. Резко критикуется и возрастное несоответствие аниме, разрушительно влияющее на психику. Хотя для устранения влияний последнего после внедрения рейтинговой маркировки есть реальные перспективы. Здесь, как говориться, лучше палку не перегибать.

Отмечается неоднозначность характеров персонажей. Здесь трудно найти абсолютно хорошего или плохого героя, что также привлекает подростков, которые копируют его поведение в жизни. При этом в «любимчиках» можно встретить в общем-то отрицательных персонажей, а что из этого вытекает - представить не так уж сложно.

Стремление докопаться до сути и сделать всеохватывающее представление о любимом аниме выражается по-разному. При становлении моды на аниме поклонники пытаются найти первоисточники, на основе которых снимались сериалы и фильмы. Поскольку аниме основываются не только на японских играх и манге, возникает вторичный интерес к оригинальному произведению. Так, полнометражный фильм Хаяо Миядзаки «Шагающий замок Хаула» является экранизацией произведения английской писательницы Дианы Винн Джонс, а «Сказания Земноморья» Горо Миядзаки - адаптацией цикла книг американской писательницы Урсулы Ле Гуин. Использование мифологических сюжетов или названий подогревает интерес к ознакомлению с мифами и легендами. Часто используются, помимо японского эпоса, греческий и скандинавский. Впрочем, наблюдается и обратная тенденция, когда сюжеты аниме перетекают в кино. Известная трилогия «Мартрица», снятая американскими режиссерами братьями Вачовски, заимствует некоторые элементы уже упомянутого «Призрака в доспехах».

Аниме, впрочем, как и любое другое произведение, может являться источником вдохновения. Помимо фанарта, фанфиков и косплея, поклонники с помощью программ рисуют клипы или продолжения понравившихся работ, что требует уже определенных навыков владения техническими и программными средствами, а, следовательно, их изучением. Опять же по причине трудности изучения японского языка фанатам приходится совершенствовать свои познания в английском и других языках для просмотра аниме в соответствующих озвучке и переводе.

Исходя из всего вышесказанного, оценка влияния аниме неоднозначна. Зацикливание на просмотре, некий инфантилизм, отстраненность от мира сего могут свободно сочетаться с интересом к стране восходящего солнца, развитием творческих способностей в рисовании, сочинении, готовке и шитье. Идеи, заложенные в большинстве аниме - о преодолении трудностей, принятии себя, умении работать в коллективе и строить отношения - находят свой отклик в сердцах молодежи, а многочисленные школьные антуражи и узнаваемые ситуации - у подростков. Впрочем, это все интрересно и взрослым, которые, смотря фильмы и сериалы со своими детьми, прививают им собственные вкусы.

Недавно меня посетила мысль посмотреть аниме, точнее понять, почему люди ненавидят его. Для тех, кто не знает, Аниме - это японская анимация. Данная статья скорее обращение к старшему поколению. Если у которого есть дети, и вы боитесь за здоровье вашего ребенка, думая, что огромные глаза и японская речь на заднем плане сделают из вашего маленького чада психически нездорового человека.

Так вот, хочу вас удивить, но данная продукция имеет свои определенные плюсы и минусы и сравнивать ее можно как с фильмами, так и с сериалами.

Почему не стоит смотреть аниме?

Начнем с плохого. Прежде всего рассмотрим простейшую ситуацию: вашему ребенку 9 лет и он каким-то образом познакомился с данным видом мультипликации. И вот вы, как ответственный родитель, решили посмотреть, чем же занимается ваш отпрыск.

Вы открываете дверь и видите, как на экране компьютера/телевизора сцены разного рода, от виднеющегося нижнего белья (а может и хуже) до окровавленных ошметков плоти, все это конечно с теми самыми странными огромными глазами.

Что же делать? А ответ до безобразия прост: в Японии аниме-один из самых распространенных жанров кино и мульти индустрии и рассчитан на разные возрастные категории. Так что это может быть добрый и обучающий мультик, рассказывающий о разных странах для детей возрастом от 3 и выше, так и полный извращений, крови и нецензурной лексики триллер для зрителей старше 21 года.

Следующий минус для многих людей - рисовка. Большие глаза, непонятные животные, несоответствие пропорций тела и т.д. Но давайте вспомним к примеру Лунтика, или советскую мультипликацию «ух ты, говорящая рыба» и тому подобные. Где вообще непонятно что творится. Как исправлять данную ситуацию? Что же, либо выбирать мультфильмы своему ребенку заранее просмотрев их, либо же просто смириться, ведь это особенности восточной рисовки. Вы никогда не спутаете аниме с другими мультфильмами. Но и тут есть исключения к примеру полнометражный мультфильм «Космический пират капитан Харлок»- анимация выполнена в стиле «Как приручить дракона». Так же имеются аниме с «стандартными» глазами «Ковбой Бибоб», «Призрак в доспехах», «Волчий дождь» и много других. Причем вышеперечисленные аниме для людей разных возрастных категорий.

Что же еще из минусов? Как по мне, это своеобразный подход даберов к озвучиванию (дабер человек или группа людей озвучивающих аниме), зачастую это один человек, пытающийся зацепить абсолютно всех персонажей, некоторых можно даже сравнить со старым гнусавым переводом 90-х. Но основное отличие это неуместные фразы для того, чтоб подчеркнуть свою уникальность.

Хотя последнее время эти люди собираются в группы почти что по 9 человек и делая качественную запись, стараясь дать каждому герою свой голос, по этому и смотреть такое аниме намного приятней. Что же делать если вы нашли то самое аниме, которое полностью вам подходит по рисовке, жанру и ограничению, но раздражает озвучивание? Все очень просто, практически любое аниме есть с субтитрами, в которых никто ничего не коверкал, то есть у вас правильный перевод.

Как по мне, то лучше смотреть именно в субтитрах, почему? Ну для начала начну с того, что в Стране восходящего солнца ответственно относятся данной индустрии, и по этому устраивают очень долгий кастинг на роль Сэйю (человек озвучивающий персонажа), причем для каждого даже второстепенного героя нужна своя сэйю. И вы слышите голос подходящий под персонажа, а так же чувства которые он испытывает (передавая это интонацией, как в фильме или сериале). Так же это чудесное музыкальное сопровождение, которое зачастую в русском озвучивании перекрывается или очень плохо различимо. И это отличный шанс немного подучить японский, если вам такое требуется. Так же это полезно тем, что вы просто читаете, причем надо успевать прочитать строчку, пока она не изменилась. Так что для подростков полезно тем, что развивает скорость чтения.

Почему стоит смотреть аниме?

Вот и настало время хороших отзывов. Как по мне, то прежде всего это колорит и разнообразие жанров. Каждый может найти себе что-то по душе - увлекаешься спортом? «Баскетбол Куроко», «Волейбол»," Межгалактический футбол" то что ты ищешь. Тебе интересна школьная жизнь? «K-on» - твой спаситель.

Любишь перестрелки и разборки мафии? Тогда посмотри «Бандитос». Такое можно продолжать до бесконечности, по этому перейду к следующим положительным сторонам.

Длительность. Я не беру во внимание всякие «Блич»,«Наруто», «Ван Пис», «Хвост Феи» имеющие заоблачное количество серий, просто это гиганты аниме индустрии. Плюсом я считаю не большое количество серий и их длительность в 25 минут и это с учетом опенинга (так называемая начальная заставка представляющая аниме с муз сопровождением). В среднем отпрыск японской индустрии имеет 12-24 серий за которые разворачивает сюжет и успевает его заглушить, какой сериал может с этим поспорить? В среднем в сериале серия от 45 мин до 1 часа, по 20 серий и вдобавок, если сериал популярен его начинают тянуть пытаясь продолжить его жизнь, понемногу превращая любимую «мыльную оперу» в бесконечный без идейный конвейер. Последнее, что скажу в защиту подсудимого, - это нравственность.

Большинство аниме имеют главного героя, обычного человека или способного - это не важно. Суть в том, что он дорожит дружбой, никогда не поступает плохо, и борется со злом всеми своими силами, показывая то, что нельзя сдаваться. Те же самые «Хвост Феи», «Ван Пис», «Блич» главный герой никогда не сдается и верно идет напролом к своей цели, постоянно вставая и помогая подняться своим друзьям, никогда их не предавая. Так же пытается понять своих противников и простить их.

Показывая тем самым, что зло наказуемо, но и у него есть шанс исправиться и обратиться к свету.

В заключение своей речи, скажу последнее: смотреть или не смотреть аниме это ваш выбор, но не стоит спорить о вкусах. Ведь в Золотой короне можно найти стеклянную фальшивку, так и в горе медных монет попадается золотая.



Рассказать друзьям