Рождество Христово: история, приметы, традиции. Рождество Христово: смысл, история и традиции праздника

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ольга Гаврилова - педагог, психолог. Мама троих детей.
Психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
В Центре «Рождество» ведёт занятия с детьми-дошкольниками по программе «ШАГИ В МИР».

- Ольга, зачем вообще нужны традиции? В частности, связанные с православными праздниками?

- Традиции традициям рознь. Например, в советское время было множество помпезно обставленных, но пустых по сути традиций. Живыми и близкими становились домашние обычаи, хранящие память о важных моментах семейной истории.

Настоящие традиции из поколения в поколение передают опыт, так или иначе связанный со смыслом нашей жизни, с пониманием её источника. Такова православная церковная традиция. Она связана со смыслом жизни человека в контексте духовной истории всего человечества; его отношением со Творцом и миром, и в то же время – с призванием лично тебя в этом мире. В этом основное духовное зерно всех православных праздников. Все они - откровение Божьей любви Его народу, явленной через Христа.

- Как объяснить детям смысл Рождества?

О сути Рождества есть замечательные слова из святоотеческого наследия: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Рождество Христово - свидетельство бесконечной любви Божьей и Его смирения. Открывающее каждому удивительную возможность принять Христа, обрести свое царское достоинство. Не царём – «пупом земли» себя почувствовать, но жить с «Царём в голове». Готовясь к Рождеству, вспомним, к чему мы призваны, какая нам открылась перспектива, – и жизнь свою будем соизмерять с этим. Вдохновляться, обновлять жизнь и думать, что мешает нам иметь это царское достоинство.

- А на более приземлённом уровне?

Здесь трудно изобрести что-то новое. Рождественский пост помогает проникать в смысл праздника через молитву: личную и церковную, через чтение и размышление над Священным Писанием, через молитвенное осмысление своей жизни, через ограничения в излишествах.

Есть традиция брать себе определённые задания на время поста. У взрослых это может быть всё что угодно: от возвращения когда-то взятых у друзей книг, до примирения с теми, с кем поссорился. Каждый сам знает про себя, что ему необходимо делать, чтобы быть ближе к Богу. Дети могут звонить бабушкам, одиноким родственникам, ведь это так важно в нашем разобщённом мире. Могут брать на себя дополнительную помощь по дому.

Очень важны дела милосердия. Например, дети могут помогать выжить зимой птицам: строить кормушки, следить, чтобы они были наполнены. Вспомним здесь добрую славянскую традицию класть под Рождество на крышу снопик колосьев – для воробьёв! Хорошо, если ребята станут кормить голодных собак и кошек. Это делать надо всегда, не обязательно только постом, но в пост особенно! Дела милосердия, особенно те, что сделаны бескорыстно, чужому, – способны зажечь сердце и по-настоящему вдохновить.

- Что помогает подобрать правильные слова и образы для разговора с детьми?

Внимательное всматривание в образ православной церковной традиции. Например, икона Рождества Христова несёт все важные смыслы и акценты этого события. Хорошо рассмотреть её вместе с детьми в начале поста.

Можно каждый вечер читать с детьми по одной истории из Ветхого завета, адаптированного для детей. Следуя за Священным Писанием, прожить историю сотворения мира, возникновение зла и долгое ожидание обещанного Богом Спасителя. И, наконец, чудо Рождественской ночи.

Сознательное участие в богослужениях (в меру возраста духовного и физического) - питает смыслом. Пусть в доме зазвучат праздничные песнопения: разучите с ребёнком Рождественский тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш…», кондак праздника «Дева днесь Пресущественнаго рождает…» и т.д. Разберите вместе, о чём они. Со старшими можно петь по голосам. Детям важно почувствовать себя в храме не лишними, а общее молитвенное пение - лучший путь для этого.

Вот эти традиционные «средства» - главное.

Понимая особую нужду детей в том, чтобы всё потрогать, почувствовать запах, цвет и вкус события, стоит приложить творческие детско-родительские усилия.

Сделанный вместе с ребёнком календарь поста, в виде большой картины, на которой отмечены даты, наглядно покажет, сколько дней осталось до праздника. Какой выбрать образ, чтобы передать малышам смысл поста? Может, – ёлочку, украшенную гирляндой из звёздочек, которые обозначают дни? А самая большая звезда - на макушке, – день Рождества. Или дорогу, петляющую от недели к неделе, ведущую вдаль, к вершине, к пещере, над которой в праздник непременно зажжётся звезда? Возможно, по этой дороге будут везти нас в чудесных бумажных саночках лошадки: Трудолюбие, Терпение и Послушание? И тогда каждый вечер, передвигая сани на день вперёд, мы сможем вспоминать, что получилось у нас за этот день: потрудились ли, слушались ли маму?

Эта игра позволяет детям с помощью родителей обдумать каждый прожитый день. Конечно, лошадки всех привозят к Рождеству, но привычка осмысливать свои поступки важна и взрослым, и детям.

На календаре можно отметить семейные торжества, воскресные дни, а также большие церковные праздники, такие, как Введение во храм Пресвятой Богородицы. И конечно Новый год! Его можно обозначить, например, как серебряный мостик. И сказать, что сменился год, мы все подросли и переходим по этому мостику в следующий год. Собравшись за праздничным столом, вспомним то важное, что произошло в этом году и настроимся на год Новый. Помолимся, поздравим всех и отправимся дальше, к Рождеству.

- Как создать предрождественское настроение?

Например, постепенно менять интерьер дома, продвигаясь к Рождеству. Прекрасно использовать для этого появляющиеся от недели к неделе фигурки всех действующих лиц и свидетелей Рождества Христова, от овечек и пастухов, до Святого Семейства.

В интерьере могут появляться и ангелы, и звезда, которая с каждым днём поднимается всё выше. Конечно же, ёлка – с её неповторимым запахом, зелёными иголочками, - символ жизни вечной.

Мы в семье готовим вертеп: красиво украшенная тканями коробочка - «пещера». Сначала она стоит пустая, потом приходят овечки, волхвы и так далее. А в Рождество чудесным образом появляются Христос, Дева Мария и Иосиф (икона Рождества, изображающая Святое Семейство).

Накануне Рождества с детьми и друзьями устраиваем пряничную мастерскую. Это и пряники, и удивительный запах, и радостное деятельное общение! Мы печём и поём рождественские песни, колядки. Это особая радость – что-то вместе делать, особенно не для себя. Часть пряников продаём на благотворительной православной ярмарке, с остальными идём колядовать.

После наступления Рождества, на Святках, большой компанией друзей, родителей с детьми, готовим короткие выступления с рождественскими песнями и стихами, – буквально минут на десять. Вспоминаем наших знакомых одиноких людей, бабушек, кормящих мам, которые никуда не могут вырваться; берём пряники и радуем их всех своим коротким поздравлением. Это недолгий визит, но он приносит много радости всем участникам. В прошлом году мы, по предварительной договоренности, посещали хоспис. И на предстоящие Святки обязательно туда пойдём.

- Как после Нового года не растерять до Рождества ожидания чуда?

Все мы наряжаем к Новому году ёлку, празднуем его, и дарим детям подарки. А уж конфетами их буквально засыпают друзья и родственники. Тем не менее, по опыту знакомых семей, я знаю некоторые «мамины секреты» как не затмить Рождество фейерверками Нового года. Секрет первый: убранство ёлки. Одна из мам рассказывала, что у них в доме ёлочка стоит наряженная с Нового года, но проснувшись рождественским утром, дети видят, что вся она усыпана белыми ангелочками. Только на Рождество на вершине ёлки зажигается Рождественская звезда. И свечи, и полная подсветка фонариками и гирляндами - всё это ждёт своего часа до Рождества.

Другая мама придумала для малыша игру: после Нового года на ёлочке появлялся открывающийся заветный шарик, в котором каждый вечер, от Нового года до Рождества, он находил сладкий сюрприз или маленькую игрушку (овечку, ангела, звёздочку).

Можно не устраивать на Новый год конфетного буйства. Пусть все конфеты, полученные на Новый год, дети сами складывают в большой красивый мешок, специально для этого сшитый мамой. Конфет получается много, этим «богатством» можно щедро делиться в храме после праздничной рождественской службы со знакомыми, и, что особенно ценно, – с незнакомыми, переживая общую радость.

Важен и большой и красивый подарок на Рождество – не меньше, чем подарок на Новый год. Хорошо, если подарок будет не просто развлечением, а послужит пищей и для ума, и для сердца.

- Чем занять детей накануне Рождества, в Сочельник?

Сочельник, 6 января - тихий и торжественный день ожидания чуда. В этот день строгий пост, все приготовления уже должны быть закончены. Хорошо почитать детям классическую литературу о Рождестве, о том, как переживали этот день их ровесники в прошлые века, что чувствовали, о чём думали. Сейчас издано много сборников, например: «Рождество и Пасха в стихах и прозе», или «Вифлеемская звезда». Их легко найти в интернете. В этот день можно и отдохнуть, поспать перед вечерним и ночным торжеством.

Особенное удовольствие для детей – высматривать в небе первую звезду, восход которой знаменует начало Рождества. Вечером, празднично одетые, с готовыми пряниками, конфетами мы пойдём в церковь.

- Как провести Рождество, и каково место застолья в этом празднике?

Будем помнить, что за Рождеством следует очень большой праздник - Богоявление. Традиция празднования Рождества более поздняя. Праздновалось именно Богоявление - день выхода Иисуса Христа на служение людям не прикровенно, а явно. У нас Богоявление часто связано только с набиранием святой воды. Между тем, важно говорить о связи этих двух праздников - Рождества и Богоявления - и протянуть ниточку от одного события к другому. Помнить, что Свет, который явился сначала прикровенно, в день Богоявления открылся всему народу Божьему.

В заключении, хочется напомнить, что в Царстве Божием уже не будет ни будней, ни праздников, а единая Жизнь во Христе с Богом. Радостного всем пути!

Записала Татьяна Трофимова

Про Россию? Откуда ж мне знать… Царства кесаря приходят и уходят, и давным-давно было кем-то сказано: «Господь обещал Церкви, что пребудет она до скончания века, и врата адовы не одолеют ее. А России Он этого не обещал»… Вот Церковь, ее состояние и жизнь - меня волнуют. Что есть Рождество Христово - для православных христиан, для нынешней Церкви в России, это действительно вопрос…

Хотя, впрочем, есть одна мысль и о России сегодняшней, в которой, как во дне сегодняшнем в противовес умозрительному, маятному, зудящемуся почесухой прогнозов и мечт «будущему», мы все-таки живем сию минуту .

Те события, которые мы именуем «церковными праздниками», то есть Пасха Христова, Господские и Богородичные праздники, и вот Рождество Христово, для ее жизни - во многом - я бы назвал «скрепами». Над словосочетанием «духовные скрепы» сейчас не посмеялся только ленивый, да и поделом, больно уж оно замызгано. Но я имею в виду другое¸ и политика, светская ли, церковная, тут вообще ни при чем.

Рождество, когда в мир человеком является Сам Бог, и в этом событии наше злое сиротство обретает Отца - в Отце, Брата и Спасителя - во Христе, Мать - в Приснодеве, действительно, есть одна из невидимых скреп, которые пронзают и скрепляют воедино бесформенный ком нашего земного существованья, питают его электричеством нетленной жизни. Другое дело - кто-то это прозревает, чувствует, этим жив, кто-то - нет… И скрепы эти - не человеческие, но Богочеловеческие. Вычлени из них Божье - останется человеческое, и скрепы начнут окисляться и ржаветь.

Сергей Дурасов

Праздник земного рождения Божьего Слова, Логоса, для нас совпадающий по времени с западным Богоявлением, а по древней восточной традиции и нераздельный с ним, - луч милостивого света, блеск чуда присутствия Бога в человеческом мире среди моря безумия, «безсловесия» (ἀλογισμός, ἀλογία). Зазор между календарями - какие бы драматические и роковые для христианского мира обстоятельства ни стояли за ним - несет в себе и что-то от Откровения: как бы то ни было, «западное» и «восточное» Рождество сосредоточены на различных и взаимно-необходимых аспектах самого события и его празднования. Проецировать на календарную разницу политические и культурные предпочтения и, высказываясь по этому вопросу, принимать смущенно-виноватый или брюзгливый тон - по-моему, верный способ лишить себя пользы духовного созерцания Рождества, даваемого что одной, что другой традицией.

Рождество Христово - ежегодное обновление присутствия Божьего Логоса в твари, считать ли его, согласно церковному догмату, данным единожды и навсегда «в устроении полноты времен» (и в одном исключительном историческом лице человека Иисуса Христа), или, вслед за Симоной Вейль, полагать это присутствие вечным для всех времен и народов. Здесь тоже, при казалось бы непримиримом различии, есть некая общность поверх слов и формулировок. Видеть «Агнца, закланного от создания мира» (Откр 13:8), в каждом сокрушительном несчастье, в каждом людском - и не только людском! - страдании есть, по моему мнению, необходимая часть праздничного созерцания и молитвы для любого, для кого Рождество не сводится к привычному обряду или праздничному столу.

В своей более чем тысячелетней истории и в своем сегодня, как внутри, так и вовне, моя страна близко и интенсивно связана с неисчислимыми людскими страданиями, и в каждом из этих страданий - Агнец, он же - Логос Божий, он же, если угодно, платоновская Мировая Душа, описываемая в «Тимее» как распятое живое существо. Понятно, что количественные сравнения и гордость жертвами неуместны и кощунственны; не впадая во что-либо подобное, я, тем не менее, не могу удержаться от взгляда на Россию как на саму пещеру Рождества или как на колоссальный алтарь - не потому, что принесенные здесь жертвы и их страдания исключительны, но лишь потому, что они мне физически ближе и переживаются мною сильнее. «Я от памяти такой горблюсь», - писал полвека назад официозный поэт, внутренне мучимый отнюдь не только «эхом прошедшей войны». Под грузом этой памяти можно не просто сгорбиться, но сойти с ума или умереть; убегая от нее, можно убить в себе совесть; за примерами далеко ходить не надо. От того и другого спасает созерцание Слова Божьего, лежащего младенцем «во яслех безсловесных», среди теплого дыхания животных, как будто неспособных воспринять тайну, но тоже странно причастных ей. Живое Слово, что превыше слов, Смысл, «что превыше всякого ума» (Флп. 4:7), - это Его таинственный лик предстает мне в молчаливом созерцании мира и, прежде всего, страны, в которой мне выпало родиться и жить. Сказать об этом переживании, чтό оно такое, моих слов не хватит даже на это. Но важнее, чем оно, вероятно, в жизни нет ничего.

Дмитрий Строцев

Ленинградский поэт Леонид Аронзон записал в дневнике в августе 1966 года: «Я рассматриваю христианство как первую атомную бомбу».

Христос, помимо мистических обстоятельств Боговоплощения и обожения твари, взорвал, необратимо нарушил всеобщую гармонию насильственных практик. Теперь согласный хор всех противоборствующих людоедов, их миметические антифоны, всегда - резким диссонансом - нарушают голоса предаваемых на заклание, будь то в Украине, в Сирии или у стен Кремля.

Российское, постсоветское Рождество так же реально, как и двадцать веков назад. Идеологи новой симфонии Церкви и государства наивно настроены на паях управлять «термоядерной реакцией», контролировать потоки «атомных энергий», как будто они имеют дело с рукотворной АЭС, а не с апокалиптическим взрывом. Большевики, в их отчаянной попытке повернуть реки веры, надежды и любви, увести пастухов и волхвов от Пещеры, кажется, были более трезвы.

Я разделяю оптимизм пророка-философа Рене Жирара. Автоматизация насилия ведет к великому росту святых - только в Русской православной церкви больше 30 тысяч новомучеников за одно прошедшее столетие. С таким сонмом, сообща, соборно, доломаем эту совершенную машину человекоубийства. С Рождеством Христовым!

Один из величайших филологов прошлого столетия, Эрих Ауэрбах, писал: история Христа, «взятая сама по себе, в отрыве от посмертного и до конца не актуализированного триумфа в мире […] столь пугающе безнадежна, что единственным выходом, единственным спасением от полного отчаяния остается уверенность в реальном, конкретно ощущаемом исправлении положения дел в потустороннем мире». Эта история столь мучительна и бессмысленна, что вынуждает к конкретности и напряженности эсхатологических переживаний - они не могут остаться неким общим представлением о «конце времен», не могут остаться простой отсылкой к завершению - только «конец» и одновременно «полнота» времен могут дать смысл всей этой бессмыслице.

«История Христа» изменила сознание европейских народов - причем изменение это, напоминает Ауэрбах, происходило гораздо медленнее, чем усвоение догматического христианства: принять некое учение, знать его и считать истинным - и пережить, перестроить себя, свой способ видеть - в первую очередь видеть себя самого в этой перспективе - состояния не только не одновременные, но и способные никогда не совпасть. Переживание способно вести к отвержению догматики, а догматика способна позволить разделяющему избавиться от переживания.

Праздник Рождества дан как чистая радость - его трепет и его восторг разделяют и те, кто совершенно свободен от христианства: это праздник рождения, ликования приходящей жизни и небес и земли. В Рождестве Христос оказывается завершением и полнотой принятия мира - космический, языческий бог и царь - а последние столетия мы ведем и отсчет времен, привязываясь к Рождеству - между рождением и крещением, первым и вторым рождением, во плоти и в духе, празднуя пребывание дня, возрождение, восхождение жизни - к полноте лета.

Иконы говорят о другом - во взгляде Марии знание грядущей трагедии, той истории, которой предстоит состоятся, во взгляде младенца - царь и судия, которому по свершении истории - над ней - предстоит судить мир.

Но радующимся и празднующим дано в эту ночь забыть об этом знании - забыть на мгновение, в котором сходятся вести Ветхого и Нового Заветов с вестью всякой жизни - не о победе над смертью, которую возгласит Пасха, разделяя, но о забвении смерти в рождении, радости чистой, никого не преоборяющей - рождестве Нового Адама, в коем полнота жизни.

Анна Шмаина-Великанова

Мы как общество застряли в каком-то переходном периоде, который грозит стать постоянным, как и все временное. С одной стороны, Рождество - последний аккорд в череде зимних празднеств, день, когда потребители уже устали потреблять. С другой - официальный праздник, духовная скрепа и торжественный прием.

Но праздник так и не стал у нас пока тем, чем он является в большинстве христианских стран - уютным домашним торжеством, днем нежности и доверия к близким. Что лучше подходит к истории маленькой семьи, которой даже места в гостинице не нашлось, и которая в то же время произвела на свет и сберегла Того, Кто больше всей Вселенной?

Мы на пути к своему Рождеству.

Событийность Рождества не означена календарем, он скорее помеха - в растерянности православный, подпоясавшись, встречает 7 января, когда во всем мире праздники давно отгремели. Неприкаянность вечно догоняющей культуры, сдвиг на задворки цивилизации, в лес, где елки «сусальным золотом горят»» и вообще лишь «игрушечные волки» обитают. - Все так зыбко, непродуманно, тягостно, не по-кантовски. Стоять два часа на литургии, когда вокруг толкотня, праздничность скорее в фантазиях, ощущения вязнут в окружающей тихой печали. Рождество в России существует лишь во внутреннем мире. А в нем - всемирная история до России. Да и может ли Рождество быть пережито как состоявшееся событие?

«Какая линия могла бы передать
Хрусталь высоких нот в эфире укрепленном,
И с христианских гор в пространстве изумленном,
Как Палестрины песнь, нисходит благодать!»

Мария Штейнман

Формула Рождества

«В тот год осенняя погода стояла долго на дворе. Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе». Период предновогодних и новогодних праздников начиная с Нового года и почти до самого Рождества был подчинен ожиданию зимы и снега. Настанет? Не настанет? Выпадет? Не выпадет? Рождество без снега большинству кажется чем-то неестественным. По существу - это причудливая метафора нашей современной реальности. С одной стороны, мы практически сравнялись с Европой - и у нас, как говорится, «европейская зима»: мягкая, теплая, влажная. С другой стороны, лишенный снежного покрова московский пейзаж неуютен и тревожен. «Грязевики» вместо снеговиков на Новый год и блокпосты с оцеплениями на новогодних гуляниях в центре Москвы. Основные эмоции - разочарование и настороженность.

Поэтому на рождество снег просто необходим. Снег скрывает стабильную серость окружающего мира. Снег обещает радость, как в советском фильме «Чародеи» («это в городе тепло и сыро, а за городом - зима, зима, зима!»). Снег для наших широт - условие чуда. В том числе - да, и чуда Рождества. Эту формулу впервые, пожалуй, вывел Борис Пастернак в «Докторе Живаго»: «Просто надо написать русское поклонение волхвов, как у голландцев, с морозом, волками и темным еловым лесом».

Этот же самый мороз (да и волки тоже) уже появлялись в щемяще-нежном описании рождества у И. Шмелева. Формально адресат («милый мальчик») - Ив Жантийом, чьим крестником стал Шмелев уже в эмиграции. На самом деле этот рассказ - колыбельная погибшему сыну писателя (Сергей, офицер царской армии, был расстрелян в Крыму в 1920), и оттого так пронзительно-светла его интонация. Чиста и детски-наивна одновременно: «Видишь - кормушка с сеном, светлый-светлый мальчик, ручкой манит?.. Да, и волков… всех манит. Как я хотел увидеть!.. Овцы там, коровы, голуби взлетают по стропилам… и пастухи, склонились… и цари, волхвы… И вот, подходят волки. Их у нас в России много!.. Смотрят, а войти боятся. Почему боятся? А стыдно им… злые такие были. Ты спрашиваешь - впустят? Ну, конечно, впустят. Скажут: ну, и вы входите, нынче Рождество! И звезды… все звезды там, у входа, толпятся, светят… Кто, волки? Ну, конечно, рады».

Описание почти буквально совпадает с «Рождественской звездой» Пастернака, где в центре та же мысль «пойдемте со всеми, поклонимся Чуду». Но уютный рождественский морозец сменяется у Пастернака тем самым «ветром из степи». Ледяному ветру противостоят уязвимые и неуязвимые одновременно чудеса человеческого духа.

И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы.

Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры…
…Все злей и свирепей дул ветер из степи…
…Все яблоки, все золотые шары.

Чудо случается не «благодаря», а «вопреки» всему, в этом его суть. «Кто грядет, никому непонятно», как написать Бродский в 1971, а на самом деле прекрасно мог бы написать и сейчас. Мы по-прежнему «не знаем примет» и по-прежнему можем опираться только на веру в «неизбежность чуда», которая по-прежнему (что парадоксально само по себе) прямо пропорциональна силе окружающей стабильности.

Впрочем, в современной культуре у тьмы, мороза и холодного ветра появилась еще одна устойчивая коннотация - Стена из «Игры Престолов». И можно было бы ее не замечать вовсе, если бы не устойчивость выражения «Зима близко» применительно к нашей, скажем так, общественно-политической реальности. Ветер и мороз из-за Стены становятся символами то ли глобальных угроз человечеству, то ли перемен не к самому лучшему в самой России (которая в литературной традиции XIX века неизменно отождествлялась не с Востоком, а именно с Севером).

Отсюда и главный вопрос - чтО сможет остановить тот самый «ветер из степи»? Стена? Или все-таки чудо?

«…Все яблоки, все золотые шары».

С Рождеством!

Ольга Балла-Гертман

Для чего Рождество современному - постхристианскому - миру? Почему недостаточно ему для проживания всех связанных с этим праздником смыслов (праздники же затем и заведены, чтобы регулярно проживать определенные смыслы и неотделимые от них чувства, чтобы соединять тех, кто все эти чувства и смыслы проживает вместе) Нового года - всеобъединяющего «праздника смены календаря», который, казалось бы, должен устраивать вообще всех подряд, и верующих и неверующих, и христиан и нехристиан - миру, пишущему на открытках политкорректное «Season Greetings», чтобы никого не обидеть и чтобы никому не пришло в голову задаваться излишним вопросом, а о чьем рождении вообще-то идет речь? Имеет ли Рождество в нынешнем мире хоть какой-нибудь смысл, кроме рождественского шопинга и застолья, покоя и семейного уюта, которые способны легко связаться с чем угодно еще, хоть с тем же Новым годом? На какое объединение нынешних людей на этом основании возможно надеяться, когда и сами христиане не договорились между собой даже о том, когда оно произошло, и празднуют его даже не дважды, а трижды? - Для многих православных церквей: Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской, Польской, для Украинской греко-католической, для старообрядцев и старостильных церквей Рождество приходится на 7 января, другие православные церкви - Константинопольская, Элладская, Болгарская и еще некоторые -отмечают его 25 декабря по календарю новоюлианскому - он долго будет совпадать с григорианским, до 2800 года, на наш век хватит, - католики - 25 декабря по календарю григорианскому, а Армянская апостольская церковь, одна из древнейших, и с нею - Ассирийская церковь Востока, Коптская, Эфиопская. Эритрейская, Маланкарская православные церкви - вообще 6 января (и не без оснований: именно в этот день Рождество церковь праздновала с конца II до середины IV века, так что эта память - самая глубокая, но что же тогда - значит, и самая точная?)? И даже год, в который произошло празднуемое ныне событие, был предложен Дионисием Малым в качестве точки отсчета обжитого нами летосчисления только в VI веке, на основе данных Хронографического сборника за 354 год, относящего рождение Иисуса отнесено к году консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла - который мы все теперь называем первым годом «нашей эры». А так вообще-то на сей счет существовали и существуют разные мнения…

Не затем ли так, что именно во всех этих различиях, в принципиальной множественности своих обликов праздник Рождества сохраняет смысл как живое напоминание об общих основах мира, который основывает себя на христианской культуре - независимо от степени своего нынешнего неверия, от всех расхождений и взаимонепониманий, - мира, обязанного христианству самим собой? Не важно ли оно как переживание этих основ заново - пусть хотя бы только возможность такого переживания?

Это, разумеется, так: праздники - форма памяти. Которая остается - и сохраняет жар создавшей их реальности - даже тогда, когда память эти формы, казалось бы, покидает.

В самом деле, разве не хранит праздник Рождества глубокие смыслы нашей жизни (можно сказать осторожнее - нашей культуры; культура - система заграждений, защитных механизмов, оберегающих жизнь от небытия) вопреки любому неверию и невниманию? А то, в каком-то смысле, даже и благодаря им, - незамечаемое ведь действует сильнее.

Разве не возвращает оно нам чувство радикального обновления мира? - или хотя бы напоминает об этом чувстве тем, кто не готов его во всей полноте разделить. Разве не напоминает о реальности и ценности чуда - интуицию самой возможности которого Новый год в его привычном нам облике заодно с символикой (вплоть до вифлеемской звезды в навершии елки!) попросту заимствовал у Рождества, имея на то, вообще говоря, минимум оснований. Оснований-то было немного, а вот потребность - была. Собственных смысловых ресурсов у праздника смены календаря оказалось недостаточно. Он до сих пор светит отраженным светом.

Можно пойти и глубже. Например: независимо от того, насколько это сегодня осознается, в точке Рождества, в его стойкой образности сохраняется схождение воедино того, что раньше никогда не сходилось, несовместимого - и с рождественских пор нераздельного: спасения мира - и младенца; новорожденного, облеченного животворящей силой, самого мощного - и самого хрупкого. Не держится ли все еще на этом парадоксе современный мир, даже его не осознавая?

А то, что для разных церквей и стран праздник приходится на разные даты, не о том ли говорит, что дело здесь вообще не во времени?

Разве даты и прочие условности - не для того, чтобы у людей была возможность видеть - то, на что, как на Солнце, без солнечных очков смотреть невозможно?

Не напоминают ли нам солнечные очки - о Солнце?

Рождество - вызов современному миру уже потому, что оно - не о символических системах и не о культурной памяти. Оно о реальности.

Вот и главное: та Реальность, благодаря которой возможны все формы отраженного света, все виды памяти и забвения, все степени видения и угадывания, - та Реальность, силой которой все вообще есть и живо, и ее жар мы чувствуем сейчас. То, о чем разными, не всегда и не вполне прозрачными друг для друга языками говорит нам праздник Рождества - вообще не прошлое. Это всегда и сию минуту. Он жив. То, что мы вспоминаем 7-го января - происходит сейчас.

Христос раждается, славите.

Павел Спиваковский

Ночь перед Рождеством

Сегодня свет Вифлеемской звезды приходит к нам не напрямую, а лишь отраженным сиянием. Миф об априорном экклесиологическом превосходстве православия над западными христианскими деноминациями, как и следовало ожидать, рассыпался в прах. «Мы» уже слишком явно и давно не «самые лучшие и правильные», а нескрываемо сталинистская канонизация Матронушки, с ее языческими и оккультными практиками, открытое прославление патриархом Кириллом действий Сталина и чекистов и бесстыдная конъюнктурно-имперская, открыто профашистская позиция руководства РПЦ МП не оставили от ее самолюбивых «духовных» претензий камня на камне. Однако существует ли положительный исход из нынешнего экклесиологического тупика? Возможно, да, но связан он не с победами, а с возможностью явных и очевидных для всех поражений. Александр Солженицын ясно очертил особенности подобного рода ситуаций: «Простая истина, но и ее надо выстрадать: благословенны не победы в войнах, а поражения в них! Победы нужны правительствам, поражения нужны - народу. После побед хочется еще побед, после поражения хочется свободы - и обычно ее добиваются. Поражения нужны народам, как страдания и беды нужны отдельным людям: они заставляют углубить внутреннюю жизнь, возвыситься духовно» . Об этом же и «Походная песня» Ольги Седаковой. Солдаты великой наполеоновской империи оказываются свидетелями ее разрушения: «Над всем, чего мы захотели, гуляет какая-то плеть. / Глаза бы мои не глядели. Да велено, видно, глядеть» . Несмотря на наличие далеко не преодоленных имперских устремлений, эти французские гренадеры смогли осознать не только неправоту своих деяний перед Ликом Бога, но даже и то, что эти деяния заслуживают кары…

Сможем ли и мы осознать нечто подобное?

Увы, сейчас это практически нереально.

Несчастные субалтерны, воображающие себя встающей с колен имперской нацией, не хотят (и очень маловероятно, что захотят) услышать правду. «Третьему Риму», уже лежащему во прахе, в сущности, безразлично, где он на самом деле находится : пьянящий сознание миф важнее и мощнее любой отрезвляющей реальности. «Нашим планам нет предела, всем народом рвемся ввысь, и в распухнувшее тело раки черные впились! <…> Холодок бежит за ворот, пасть разинул соловей: не сдается лютый ворог милой родине моей. Соловей хрипит на ветке, гнется дерево под ним; “кукареку”, - вопит в клетке шестикрылый серафим; птичка Божия не знает ни пощады, ни стыда: сердце с мясом вырывает и сжирает без следа. А струна звенит в тумане, а дорога все пылит… Если жизнь тебя обманет, - значит, родина велит» , - писал Ленечка, прекрасный и бескорыстный герой рассказа Татьяны Толстой «Лимпопо». В мире консервативной (псевдо)традиции все наиболее важное уже подменено и профашистски деконструировано. Бог сам по себе не нужен, точнее, нужен лишь как фетиш, как атрибут величия этатистского молоха, пожирающего человеческие души и неустанно требующего жертвенного служения своим ненасытимым амбициям. Так зачем нам вообще Рождество? Разве что для утверждения великой «русской пасхальной духовности» в противовес западной якобы радикально антропоцентрической «рождественской» культуре? Проблема, однако, в том, что эта «пасхальность» лжива, потому что империи не нужно Царствие, если оно не от мира сего, ей нужно лишь земное господство здесь и сейчас.

Мир, в который пришел младенец-Христос, был побежден Богом-«самоубийцей», сознательно обрекшим Себя на поражение, для того чтобы воскреснуть и победить так, как только и может побеждать христианин, следующий за Ним. Через поражение. Никак иначе.

Поэтому только оно одно и способно даровать нам надежду на спасение. Только из мрака и бездны может дойти до нас вифлеемский свет, ныне плотно заслоненный имперскими одеждами и тяжким золотом бесчеловечного «Русского Мира».

Светлана Мартьянова

Что значит событийность Рождества для социальной и культурной жизни России 2018 года? В год празднования столетия А.И. Солженицына не могу не вспомнить слова одного из героев «Ракового корпуса»: «Фрэнсис Бэкон еще в XVI веке выдвинул такое учение ­- об идолах. Он говорил, что люди не склонны жить чистым опытом, им легче заграждать его предрассудками. Вот эти предрассудки и есть идолы». И, как мне кажется, нам особенно важно сейчас научиться жить этим чистым опытом, «разгерметизироваться», быть открытыми к той новой реальности, которая за этим опытом открывается. Тогда, возможно, мы научимся дару различения, понимания и интерпретации этого опыта. Возможно, в этом наш путь к пещере Рождества, который - не будем приводить примеры - нами как обществом, конечно, еще не пройден.

С особой актуальностью. переживаются сейчас богословские открытия и прозрения литературы XX века, связанные с Рождеством, - рождественские стихи И. Бродского, в которых нами понято далеко не все. Например, строчки:

На севере если и верят в Бога,
то как в коменданта того острога,
где всем нам вроде бока намяло,
но только и слышно, что дали мало.

Как много они дают для понимания нынешних социокультурных процессов, но даем ли мы себе труд подумать об этом? Или тот «свет ниоткуда», рождение надежды в условиях совершенно безнадежных в самых мрачных главах «Круга первого»? И, действительно, свет Рождества - не поверхностный оптимизм, о котором сейчас даже и стыдно говорить, а являющая себя вопреки всему непреложная глубина жизни. Это сильно бьющий свет, обличающий ложь, самодовольство, нарциссизм; свет, открывающий новые пути жизни.

Уходящий год был связан для меня со многими мемориальными проектами, посвященными литературоведам В.Е. Хализеву, И.Л. Альми. Они дали нам новое понимание русской литературной классики и были независимыми просветителями, верившими в силу слова, в литературу как «ворованный воздух».

Поэтому возвращение к Рождеству неразрывно связано с опытами чтения русской и мировой классики: хотелось бы уберечь литературу от гонений, которым она сейчас подвергается. У нас замечательное наследство, но сумеем ли мы им воспользоваться?

Алексей Лызлов

В 2018 году многие в России вновь будут праздновать Христово Рождество. Рождественской ночью заметно полнее окажутся православные храмы, столы исполнятся праздничных яств и веселящих сердце напитков, будут поздравления, улыбки, радость общения и доброго безделья. Будет хорошее человеческое веселье, каковое всегда бывает в праздник - когда люди вспоминают или полнее начинают чувствовать, что быть - это радость, а быть друг с другом - радость сугубая. Но в самом сердце этого веселья и одновременно - словно затерявшись в нем, так что услышать сможет лишь тот, кто захочет прислушаться, - будет звучать тихий лепет Младенца, Которому не нашлось места даже в самой скромной гостинице.

Тот, Кто сотворил небо и землю, не нашел себе места на этой земле под этими небесами, Тот, Кто сотворил человека, рождается странником среди людей. И так рождается Тот, Кто один лишь способен так войти в жизнь этого мира, в жизнь человека, чтобы эта жизнь жительствовала , чтобы самая смерть была побеждена. Так рождается тот Единственный, Кто, родившись в мире, оказался способен не просто изменить жизнь людей в ее облике , но восстановить ее в ее существе .

И вот мы, христиане, нередко думаем о том, как нам обустроить свою жизнь, как сделать ее лучше для себя, для домашних или для большего круга людей - для жителей нашего города, села или деревни, для наших сограждан или даже для жителей планеты. Вспоминаем ли мы тогда об этом Младенце, Которому не нашлось места в гостинице - о Том, Чье имя мы, назвавшись христианами, носим? Есть ли в наших столь замечательных, разумных, нужных и благих делах эта Христова неуместность, эта уязвимость Его любви, ее чуждость миру сему, где каждый просит лишь одного: «Дай мне мое»? Готовы ли мы вместе с Ним стать уязвимыми, неуместными, странными - не устраиваться в этом мире, а быть для него светом, так нелепо освещающим подчас то, что было бы удобнее не видеть? И любим ли мы Его так, чтобы это было не тяжким для нас, а было нашей радостью и весельем?

Об этом напомнит нам праздник Рождества. И дай Бог каждому празднующему от чистого сердца ликовать о том, что он - Христов, и знать, что этот Младенец, лежащий в яслях - его самая большая радость!

Яна Токарева

Третьеклассников-октябрят принимали в пионеры не сразу, а в несколько смен: осенью - достойнейших, за отличную учебу и примерное поведение; зимой - хорошистов, а совсем поздней весной, когда все вокруг уже в галстуках и звездочку с кудрявым Вовочкой носить невыносимо стыдно, - самых отъявленных хулиганов… и весь наш образцово-показательный класс, специально отобранный для лучшей учительницы начальной школы. Потому что пока мы в своих звеньях-звездочках не подтянем всех отстающих до нужного уровня - звания пионеров мы не достойны.

Российское, позади планеты всей, Рождество, для меня - о чем-то похожем. О том, что до христианства нам еще расти и расти. И ликовать вместе с просвещенными слоями населения, догнавшими и перегнавшими Европу, не получается и не получится.

Ольга Меерсон

Русское Рождество и Рождество в России - это разные вещи. Общее им то, что они 7 января по всем календарям - исключая собственно Минею праздничную (она просто используется на 13 дней позже, но на дату 25 декабря).

Различие же в том, что в России это значит, что настало Рождество, а то, первое, «католическое» - невзирая на то, что его празднует весь западный мир и несколько православных поместных церквей, включая и Церковь собственно Эллады. Тут аберрация сознания связана отчасти с эквивалентом «русского» (например, употребляемого в России церковного календаря, оторванного от гражданского) и «православного». Отчасти же с тем, что разницы между разными конфессиями - притом не только на Западе, но и вообще вне России - не существует. Все они справляют «католическое» Рождество.

В случае же восприятия «русского» Рождества собственно за рубежом аберрация сознания другая: это такая, мол, экзотика, у них, в старом свете и в ихней древней и дикой скифо-азиатской Евразии так принято. Ну и ладно: мы всех любим. Как сказал таксист-араб в Иерусалиме, везший нашу большую еврейско-православную компанию на ночную литургию в Старый Город (говорили мы на иврите: это был общий язык, а год был 1977-й, начало), «по мне все религии ничего страшного - даже друзы (афилу друзим / אפילו דרוזים)». Незабвенно и очень смешно - из-за этого «даже».

Вот и американцы так же к «русскому» Рождеству относятся, да и вообще люди общезарубежной культуры - обобщенные до нее для простоты, как Рождество по-старому - до «русского».

Теперь дальше. Писать могу только о своем восприятии или о восприятии себя другими, заграницей. И это при том - что собственно приход моего мужа на новом стиле (для неподвижных праздников - Триодь же у нас «старостильная»). Так что мы литургически отмечаем Рождество 25-го, а попразденство Богоявления (то есть часто его само) 7 января. Но поздравляют меня мои западные коллеги и знакомые обычно 7-го: я ведь «русская».

Русское Рождество у нас тут лишено коммерческого аспекта, что хорошо, после ажиотажа, затмевающего Младенца и то, что Ему «ни едину же месту бе обиталищу», но путает карты именно литургически: те, кто по Новому стилю (включая и приход моего мужа и моих детей), только что отпраздновали Богоявление - и опа! - опять к Рождеству. Но такие литургические завихрения имеют и положительную сторону: во-первых, более древние праздники (Богоявление) связываются по символике с Рождеством, как было и изначально (у Армян, которые сейчас здесь по-новому, например, 6 января в обиходе называется «Армянским Рождеством» - то есть видна связь между событиями Богоявлений - вплоть до Сретения, если литургически определять): они не так дискретно тогда распределены во времени, а ведь символически они и неразрывны.

Во-вторых вытекает в нашем восприятии из сказанного во-первых: чем больше завихряется линейное время или чем больше завихряется время в линейном его переживании, тем больше в нашем восприятии оно указует на вечное.

Меня и раздражают, и радуют несовпадения календарей: и хочется быть всем вместе, и радует то, что каждая сторона готова проделать некий путь в сторону другой. А этот путь к вниканию в мир и время другого - это есть и образ усилия любви и самотрансцендирования. Впрочем, это уже видно в обнадеживающих поздравлениях друг другу со стороны людей разных календарей здесь, в Фейсбуке, например. По-моему, эти поздравления прекрасны.

Но иногда много путаницы. Например, в Иерусалиме греки по-старому (вслед за Константинополем), поэтому у меня тут 25 декабря была 41-я годовщина первого Причастия в кувуклии Гроба Господня. Но это была Неделя Праотцев, а не Рождество. И как с этим быть? А вот тем же диалогом времен и их проекций на наши земные календари.

Бывают же моменты, когда такое запоздалое празднование раздражает, но это и как когда бывает разрыв - особенно большой - в праздновании Пасхи. Тогда кажется, что нам, русским, западло так рано праздновать: мы еще типа «не готовы», а у них, западных людей, все слишком просто и легкомысленно. Вот тогда я вспоминаю старую и прекрасную песню Анри и Хвоста про Страшный суд: арию-монолог «праведников», особенно вот это:

А нас, а нас
Давно на небе ждут -
Пускай еще
немного подождут.
Пускай сперва
Гоморру подожгут,
А нам про-тя-нут жгут.

Но это заботит именно меня как православную и «русскую» (в представлении местных жителей). Несколько бередит мою совесть: как будто я и «мои» - все мы - несколько величаемся над «местными», превратившими праздник в коммерческое предприятие. Для самих же местных жителей это («русское» Рождество - как «армянское» - 6-го) просто одна из экзотических традиций одной из иммигрантских групп, вполне здесь почитаемых.

А вот хочу рассказать курьезное, про личный опыт и некоторую неожиданную пользу от накладок с календарями: такие случаи помогают стать над временем и увидеть переживание в нем События - как вечного.

Я люблю «русское» Рождество, возможно, отчасти потому, что живу не по его календарю, и в Церкви тоже. Мне нравится именно то, что дойдя до Богоявления и водосвятия и Крещения, можно вернуться к тому же циклу повторно, но уже более созерцательно. Интересно, что в нашей Православной Церкви Америки, где почти все на новом стиле, кроме пары приходов, все попы и даже некоторые архиереи любят съезжаться на Старое Рождество на Литургию там, где ее служат (у нас среди Православной Церкви Америки ближайшее место - собственно, наш Никольский собор). Причина именно в том, что теперь можно собраться не на своих приходах, а «поверх барьеров». В этом году такого съезда не будет, потому что воскресенье и все служат у себя, по любому стилю.

А однажды у моего о. Михаила в алтаре (он на новом стиле) 6-го после крещенской литургии часы вдруг назад пошли - стрелки как в зеркале! Он отслужил и приехал к нам в Никольский к рождественской литургии по-старому! Чудо, конечно, но не без юмора. Ибо какая в сущности разница?

Думаю, дело тут не в календарях и вообще не во времени, а в его переживании - чем, собственно и является литургическая жизнь. Вот я бы собирала истории (моя, то есть мужняя, напр., прямо из святочного ряда!): ведь повествование больше имеет отношение к непосредственному переживанию, чем философские положения, хотя их можно из переживания вывести, да. Но просто тут мы говорим скорее не об абсолютной истине События, совершившегося во времени, но длящегося в вечности, а о переживании этого великого События в культуре или между культурами.

Перечитала разные отрывки и реплики, которые сюда вставила, и поняла, что при взгляде извне на Россию (не на местные традиции празднования «русского» Рождества!) в моей душе возникают именно чувства, выраженные отрывком из песни Анри и Хвоста. Праздновать церковные праздники по старому стилю, живя на новом - шизофренический нонсенс, который ярче всего проявляется в праздновании Нового года и всяких внутренних конфликтов для постящихся к Рождеству. Для русских православных приходов зарубежом старый стиль - верность России, и их можно понять. А для самой России - верность чему именно - старый стиль? Тут есть ложь. Исторически она связана с попыткой (удачной во многом) соввласти кооптировать обновленцев и вытекающей компрометации многих их реформ, в том числе и увязки между гражданским календарем и церковным. Соввласть была в этой увязке совсем не заинтересована: она не хотела, чтобы церковная жизнь как-то сопрягалась с мирской. А теперь что имеем? Большинство русских православных мирян (в праздничную минею не заглядывавших никогда) уверены, что «правильное» Рождество - 7 января, а не 25 декабря. То есть они живут и думают по новому стилю: 7-е января гражданского календаря не является для них 25 декабря, уже давно. А почему? Потому, что психика нормального человека такой шизы в отношении времени вынести не может.

В общем, сегодня, в 2018 году, в отличие от 1918, уже никто не называет 7 января «по-зарубежному», 25 декабря - «по-российски». Поэтому все символические ассоциации с «русским» Рождеством стали более механическими и изоляционистскими по отношению ко всей «мировой закулисе».

Проблема, таким образом, в том, что привести эти вещи в должное соответствие - дело именно РПЦ в России и ничье более. Но кооптация Церкви властью успешно - хоть и частично, слава Богу, - осуществляется при посредстве и старого календаря: достаточно просто не хотеть , чтобы жизнь внутри церкви для православных христиан в России как-то связывалась с их жизнью в целом…

Однако Самого Христа Рожденного можно встретить по любому календарю, и это утешает.

Думаю, что для России как страны Рождество не означает ничего. События духовно-символические не имеют отношения к политическим сущностям, таким как государство - те кесаревы, а оно - богово, по известной притче. Да, кесарь, по подсказке шустрых советников, всегда может, скажем, устроить из Рождества официальный праздник, какое-нибудь Торжество, но это не важно - это не будет относиться к рождению Спасителя. Гражданственностью не спасемся, недаром же, как писал Бродский, «и сам он - беглый». Поэтому не важны для христианина ни календарь, ни причуды локализации в том или в ином обществе - в российском или любом другом. Ну и пусть будет 2018-й, всего лишь третье тысячелетие христианства в начале (а сколько-то их еще впереди?). Рождество не имеет отношения вообще почти ни к чему, кроме Церкви и души; и это сам по себе радует, как предустановленное открытие маленькой щелочки в другой мир, которая не так чтобы все время закрыта, но почему-то без праздника легче забывается.

Рождества в русской памяти почти не осталось. Может быть, единственным рождественским вертепом в советское время был «Щелкунчик», с победой над иродом-крысом и началом спасения, движения от одревеневшего состояния, зимнего, к новому творению. Может быть, рождественской сказкой была «Ирония судьбы», повесть о бесприютности человечества, не знающего о бесприютности вертепа и потому обреченного повторять одни и те же ошибки.

Когда в эмиграции тридцатых годов, в скудном Париже, Иван Шмелев рассказывал о русском Рождестве, о рядах елок и свиных туш, это была еще одна рождественская сказка, о дарах волхвов, о довольстве, которое навсегда будет порукой в скорбях. Гениально Пастернак думал о том, когда мальчики и девочки, сестры и братья, вновь съедутся на Рождество, так что чудом будет сама возможность дарить подарки, даже не сами подарки. Так Рождество сопровождает наши печали, показывая их неуместность, но что далее? Россия забыла, кажется, о подготовке к Рождеству, и святыня Даров Волхвов была воспринята как что-то готовое, привезенное в наличном виде, а не как возможность начать жизнь беспричинно, «что внезапно вдруг оборвалась», примирившись со всеми, кто одарен даром жизни. «Мир тебе, благовествующему» - «Мир всем, благовествующим».

Современная Россия, кажется, не ожидает Рождества как торжества проповеди: Рождества ангелов, проповедующих пастухам, и пастухов, проповедующих своим друзьям и знакомым, волхвов, сообщающих добрую весть всем кроме Ирода, друзей и друзей друзей, проповедь которых дошла до средиземноморских глубин, волною морскою, застывая на глубинах в ожидании Воскресения. Если Белинский упрекал Гоголя, что писатель предписывает России проповеди вместо социальных реформ, то теперь мы видим, что ни одной проповеди России не было предписано в последние годы. Торжественное красноречие, озабоченное размышление, вопросы и рекомендации - это не проповеди. Настоящая проповедь ломает привычки речи и мысли, взрываясь потрясением всего человеческого существа, все переводя на язык грома. Россия, кажется, пока к Рождеству не готова.

Для России есть одна возможность Рождества: правда. Правда Елизаветы приветствовала Марию, и Мария исполняла всякую правду. Правда Иосифа вела в холодную пещеру, ставшую приютом радости и местом, где радость впервые не омрачилась неправдой. Правда ангелов потребовала от них не только петь, но и хороводом сопровождать движение времен и эпох, радуясь тем дарам, которые приносят века. Правда наших елок - кружиться в блеске, рассказывая о правде ангелов. Правда наша - мириться, чтобы от нас не отвернулись все ангелы.

Нам - несколько наскоро - объявлено, что мы живем в мире «постправды». Но Рождество говорит, что правда - начало и оттиск вечности. Нас уверяют, что «конец истории» выражается во всеобщем ресентименте, граничащем с массовым поветрием, или в триумфе политической воли, подпитываемой реминисценциями тотального господства. Но Рождество говорит о Христе, «здесь и сейчас» грядущем не только на смерть и на суд, но и на царство, несущее для кого-то немыслимо парадоксальную полноту времен.

Признать в каком-то иудейском ребенке «Господа господствующих» (с) всякий волен по дару высшей свободы. В любом случае, эта свобода - не предопределенность и не экстаз очередного «исторического» большинства.

Для христиан она - принятие или отвержение всегда личной власти - зова Агнца-Христа. Да и суд Христов - вердикт личного порядка, никак не производное от принадлежности к верной традиции или верному большинству…

Суд этот берет начало в Рождестве Христовом, в его потаенных, мерцающих сумерках. В его пещерных потемках едва уловимым, гаснущим отблеском огней по стенам ходит, пожалуй, наименее идеальное из всех платоновских созерцаний… Просто-таки любой, любой исторический жребий может сбиться в падение, может стать отвержением, наконец - прямым убийством Христа…

Но Рождаемый рождается навсегда - и мистическое Откровение озвучивает этот пылкий апостольский глас: «Се, гряди, Господи Иисусе!».

Смысл Рождества в современном мире - подступ к этому вызову Рождества, а отнюдь не его «плановым», более всего мишурным празднованиям…. Весть, принесенная Рождеством, спорит с любым предполагаемо комфортным существованием. Жертва сознательно идет на жертву - полную отверженность, изначальную обреченность. Но Она же переворачивает мир - «возводит низверженное» (с) ничуть не меньше, чем низвергает земное. «Невозможно … в одно и то же время и восходить по лестнице, и оставаться на земле», - вскользь замечает св. Иоанн Златоуст.

Напряжение, хоральность, прерывистый ритм рождественской ночи - в этом: земное либо становится «в человецех» «благоволением» (благотворным, высшим усилием воли), либо нисходит на уровни ниже прежнего - к Иродовой, а позже Иудиной, «политике», по-потребительски перепутанной со вседозволенностью.

Христос низвергает не что иное, как эту «землю»… И сгустком будущего, как и оселком «живших жизней», в Его Рождестве становится обещание меры воздаяния, соответствующей свободнейшему из личного - дани воли.

Рождество является одним из важных празднований в жизни христианского верующего. Вся семья принимает в нем участие, не исключая и детей. Любознательным чадам интересно узнать историю этого события, и долг православных родителей состоит в удовлетворении этого благочестивого намерения.

История праздника Рождество Христово для детей должна быть простой и легкой, потому что традиционная библейская история несколько сложна для раннего восприятия.

Рождение Иисуса Христа в Вифлееме.

Когда празднуют Рождество Христово

Рождество Христово православные христиане отмечают 7 января, а накануне, 6 января, отмечают Рождественский сочельник. Это особо торжественные дни в храмах - как и везде на зимних праздниках, там наряжают елки, ставят вертепы, рассказывающие о рождении Христа. В некоторых церквях существует благочестивая традиция устраивать детские постановки и представления, посвященные этому празднику.

Однако не всегда и не у всех христиан Рождество отмечается 7 января. Католики празднуют этот день раньше, 25 декабря. Наша церковь также ранее отмечала Рождество до Нового года, но с переходом на новый стиль, дата установилась на 7 января и осталась постоянной.

На самом деле, никто точно не знает, когда именно был рожден Христос. Ученые, которые изучают Библию, высчитывали эту дату, и она была установлена такой, какая есть сейчас. Но для верующего человека нет слишком большой разницы, насколько точно 7 января соответствует библейской дате рождения Христа - именно в этот день вся церковь торжествует, ликует и радуется. Именно в этот день нас призывают разделить радость с Церковью.

О других Великих православных праздниках:

О Рождестве Христовом для детей

Родителей маленького Иисуса звали Марией и Иосифом. Господь возложил на них великую миссию - родить и воспитать Спасителя человечества.

Перед рождением богобоязненные родители отправились в Вифлеем, потому что император дал указ о проведении переписи населения, и каждый житель должен был прибыть в родной город (отец Иосиф был из Вифлеема). Отцу и матери Иисуса пришлось ночевать в пещере, так как все гостиницы города были полностью забиты. Здесь же Мария и родила Божьего сына. Младенца положили в ясли, наполненные сеном для скота.

В это время неподалеку проходили мудрые волхвы (пастухи) со стадом. Они увидели ослепительный свет и представшего ангела, который возвестил о рождении Спасителя человечества. Небесный посланец рассказал, где находится младенец и велел навестить его с особенными дарами.

На правах церковного закона Рождество было введено Иоанном Златоустом в 386 году. Константинопольский собор по поручению Василия Великого установили день празднования Рождества Христова - 25 декабря.

Объяснение такому выбору основывается на предании пророков, что Иисус должен был прожить на земле полное количество лет. Дата смерти Христа была известна всем, от нее отняли 9 месяцев и вычислили время зачатия. В день Благовещения архангел Гавриил явился Деве Марии и сообщил, что через 9 месяцев она родит сына от Святого Духа.

Отсчитав от этой даты девять месяцев, священнослужители пришли к согласию, что именно 25 декабря является датой рождения Спасителя.

Православный праздник Рождество Христово является празднованием новой эры в человеческой истории. Жители всего земного шара стараются в это время дарить особую любовь друг другу, подражая Всевышнему. Ибо Бог так возлюбил мир, что отдал Своего Сына за вечную жизнь каждого, уверовавшего в Него. (Иоан. 3:16-21)

Как принято отмечать Рождество

Поскольку Рождество - это Великий христианский праздник, конечно же, его встречать следует в храме. Служба в этот день особенно торжественная и величественная, радостная. Дети тоже не скучают в храме - им принято дарить конфеты, угощения, сладости. Конечно, нужно настраивать детей на молитвенный лад, но не нужно переусердствовать. Пусть дети чувствуют светлую радость этого дня, а не строгий контроль родителей за их поведением в храме.

Колядование на Рождество.

Рассказывая детям о Рождестве, как и любом другом христианском празднике, самим взрослым нужно необходимо проникнуться радостью и светом этого дня. Совершенно бессмысленно рассказывать детям о празднике, когда сами взрослые не верят в чудо и не чувствуют особенности этого дня.

Читайте о других православных традициях:

И взрослым, и детям будет интересно знать о подготовке и проведении этого светлого дня:

  • Приготовлением к встрече Рождества является довольно длительный Рождественский пост . Детям до 7 лет по Уставу нашей Церкви поститься необязательно, а более старшим некоторое воздержание пойдет только на пользу. Конечно же, ребенка нельзя на долгое время лишать мясных и молочных продуктов, которые так необходимы в период активного роста. Но вот отказ от сладостей, от просмотра телевизора, ограничение на интернет вполне способны выдержать уже подростки.

Детский пост ни в коем случае не должен быть в форме принуждения. Дети в подростковом возрасте сильно бунтуют против любого нажима, а в вопросах веры это совершенно недопустимо.

  • В сам день Рождества и Рождественский Сочельник принято ходить в храм. Можно красиво нарядиться, чтобы внешность человека также выражала торжество. Храмы, красиво украшенные огнями, наряженными елками и прочей рождественской атрибутикой, не будут даже у маленьких детей вызывать скуку.
  • С советских времен прижилась практика наряжать елку к Новому году. Однако сегодня многие верующие люди оставляют это радостное дело на Рождество. Это связано с тем, что светский Новый год припадает на последнюю неделю Рождественского поста. Лишать детей праздничной наряженной елки с подарками под ней неправильно, но в православных семьях главный акцент должен быть не на Новом годе, а именно на Рождестве.
  • Замечательной рождественской традицией является отмечать праздник в кругу семьи за праздничным столом. В Рождественский сочельник вечером накрывают постный стол, а уже на следующий день, после торжественной службы, вся семья собирается за обильным и сытным обедом.
  • Традицией, пришедшей из языческого прошлого славян, является колядование. В наше время эта традиция становится не такой популярной, но еще в начале прошлого века на Рождество практически в каждый дом ходили ряженые. Люди переодевались в яркие костюмы и ходили по домам, распевая рождественские песни и колядки. Конечно же, дети очень любили такие колядования.

Чудеса на праздник

Есть поверье, что в этот день открываются Небесные Врата, которые исполняют самые сокровенные и добрые желания, а также спасают от материалистического видения реальности.

  • Одна девушка принялась посещать церковь после знаменательного сна, в котором на открытке было написано: «Спеши к Спасителю!». Она расценила его как высшее наставление, поменяла собственное мировоззрение и отныне живет по христианским канонам.
  • Во время коляды мальчик, спускаясь по замершей лестнице, поскользнулся и упал затылком на грань ступени. После такой травмы редко остаются в живых, но он сумел избежать гибели и серьезной травмы черепа. Мальчик ощутил небывалую любовь Господа, когда смог подняться. Вскоре чудесно спасенный от смерти понял, что должен благодарить Бога, и начал ходить в храм.
  • Женщина болела с самого детства, врачи говорили, что шанс понести ребенка приближается к нулю. На Рождество девушка гуляла вместе с подругами, кругом стояла необыкновенная тишина. В это время женщине послышался сильный голос, говорящий о том, что её ждет ребенок. Через два месяца она познакомилась с хорошим человеком и вскоре родила.

Еще о православных чудесах:

Светлый праздник Рождества особенно любим христианскими семьями. Дети получают вкуснейшие сладости и получают возможность наряжаться в интересные костюмы. В доме воцаряется необыкновенная атмосфера, прославляющая появление Спасителя человечества, принявшего смерь ради искупления всех грехов.

Как привить детям любовь к Рождеству

Детям любого возраста недостаточно просто рассказать, в чем заключается суть этого дня. Дети познают мир чувственно, через эмоции и впечатления. Поэтому самый лучший способ передать ребенку Христову радость - обрести ее самому.

Празднование детьми Рождества

Если родители или близкие влиятельные родственники сами ходят в храм, соблюдают пост, занимаются собственной духовной жизнью, это не может не отражаться на душе детей. Даже если в какой-то период ребенок отойдет от церкви и от Бога (чаще всего это происходит в подростковом возрасте), ростки, посаженные в детстве, дадут результат.

Воспитывать веру в Бога и воцерковлять ребенка в любом возрасте нужно очень осторожно, ни в коем случае не ломая и не оказывая чрезмерного давления.

Рождественские праздники - отличный повод, чтобы совместить радостные гуляния и духовное воспитание. В обычные дни детям часто бывает скучно на богослужениях, особенно если привычка ходить туда регулярно не была привита с раннего детства. Но вот службы на Рождество - замечательный способ показать ребенку, что в храме необязательно должно быть скучно.

Дети, которые с раннего возраста ходят со своими родителями в храм, намного реже покидают его в подростковом возрасте. Но очень важно, чтобы у ребенка была своя, личная духовная потребность прийти на Рождество в храм, а не провести этот день в другом месте. Если ребенок отказывается идти с родителями в церковь, не стоит принуждать его силой. В раннем возрасте это еще даст какой-то результат и ребенок просто покорится воле родителей. Однако в более старшем возрасте такой ребенок с большой вероятностью уйдет из храма.

Замечательная рождественская традиция, любимая и детьми, и взрослыми - это подарки. В советское время все привыкли дарить подарки на Новый год, но в верующих семьях это чаще делают на Рождество.

Интересно:

В подарках на Рождество, помимо желания сделать приятное ближним, прослеживается и символизм: волхвы, придя поклониться новорожденному Христу, также несли ему свои дары.

Поскольку с празднованием Рождества заканчивается длинный пост, этот день можно провести не только в богослужениях, но и в мирских радостях. Рождество любят и празднуют даже не очень верующие люди, поэтому в этот день принято ходить в гости или принимать гостей у себя дома.

Нет ничего зазорного, чтобы сесть с близкими за стол и отметить праздник. Для детей часто устраивают веселые конкурсы с наградами и подарками. Важно только не забывать, что празднуется в этот день, и отмечать праздник в пределах разумного.

Посмотрите видео о Рождестве Христовом

Таинственный, близкий каждому из нас, радостный праздник Рождества Христова является одним из важнейших событий в христианском мире. Его отмечают особенно торжественно. Елки, украшения, подарки, рождественский гусь на столе — основные атрибуты праздника.

Многие ли из нас задумываются над сутью Рождества? Многие ли рассказывают чудесную рождественскую историю детям? Или каждый год по инерции мы наряжаем ель, дарим близким подарки и едим, едим?

Библейская история — лучшая иллюстрация сути Рождества

Практически все люди когда-либо читали историю, записанную на страницах Библии о рождении Иисуса Христа. Евангелист Лука по вдохновению Духа Святого рассказывает о том, как к деве Марии, которая была обручена с Иосифом явился ангел и сказал слова, которые пронзили ее в самое сердце: «Радуйся, благодатная! Господь с тобою!» И далее ангел Божий возвещает ей великую весть о том, что она родит Сына и наречет Ему имя Иисус, и Он будет Спасителем мира.

В Евангелии от Матфея (1 глава 18 стих) ясно сказано, что прежде чем они сочетались, оказалось, что Мария имеет во чреве от Духа Святого. Другими словами, Мария оказалась в затруднительном положении. Предстоял разговор с Иосифом и многое зависело от его реакции.

По закону женщина, которая была в блуде наказывалась смертью. И если бы Иосиф распустил худую молву о невесте, будучи движим уязвленным самолюбием, то Марию просто побили бы камнями. Мы видим из текста, что Иосиф был праведным человеком и потому хотел после разговора тайно отпустить девушку. То есть без огласки, тихо, по-мирному.

Однако у Бога свой план. Ангел явился Иосифу и и сказал ему замечательные слова, после которых праведный муж принял Марию и не знал ее, пока она не родила. Ангел возвестил Иосифу о рождении Младенца, которого он должен назвать Иисус — «Господь спасение наше». Здесь как раз хорошо видна суть Рождества — спасение людей от грехов их.

Во второй главе Евангелия от Луки сказано, что в то время была перепись населения и каждый должен был отправиться в то место, откуда он родом. Скорее всего, это событие не происходило зимой по той простой причине, что погодные условия не позволили бы многим совершить поездку в свою местность.

Кроме того, в пользу того, что Иисус был рожден не зимой говорит тот факт, что пастухи, видевшие ангелов, не могли пасти овец в холодное время года. В этот период времени стада не выгоняли на пастбища из-за неблагоприятной погоды. Как ни странно, но вероятнее всего, дату 25 декабря, как день рождения Христа, принесли новообращенные христиане из язычников. А церковь, вместо того, чтобы бороться с языческими традициями, помогла их «христианизировать».

Как бы там ни было, важна не сама по себе дата (ведь это все условно), но событие, которое произошло много лет назад: родился Христос — Мессия, Спаситель, Тот, Кто стал посредником между Богом и человеком и чрез Которого мы имеем доступ к Творцу миров.

Но вернемся к библейской истории. Мария вместе с Иосифом отправилась в дом своего родства для переписи — в Вифлеем. Там в хлеву, из-за неимения места в гостинице был рожден Христос и положен в ясли для скота. Его рождение для окружающих было незаметным. Лишь те, кто в сердце своем ожидали больше всего на свете увидеть Мессию, те, в чьем сердце было место для веры смогли стать свидетелями этого чудесного события.

Пастухи пасли свое стадо. Ночью им предстал ангел Господень и слава Божья осияла их. Как бы мы отреагировали на присутствие ангелов? Написано, пастухи сильно испугались. Немудрено. Ночь, тихо, на небе звезды и вдруг — воинство небесное взывает: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение.»

Но ангел сказал пастухам: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». Далее пастухи услышали о знамении, о том, что найдут Младенца, лежащего в яслях.

Удивительно, но первыми людьми, которые услышали благую весть стали простые люди, чей труд не был в почете у евреев. Не фарисеи — самые праведные из народа, не цари, не вельможи, а простые люди, ожидающие Спасителя и поверившие Слову Бога.

В этом хорошо виден смысл и суть Рождества: иметь веру, пусть с горчичное зерно, дабы можно было получать просимое. Христос родился, чтобы спасти нас не чрез наши добрые дела, а через веру. Веру в то, что Он есть и ищущим воздает.

Вера пастухов произвела действие. Они поспешили в Вифлеем и, нашедши там Младенца, поклонились Ему, а, возвращаясь, возвещали всем о чудном событии, которое произошло ночью.

Мудрецам с Востока выпала честь видеть новорожденного Иисуса. Можно с уверенностью сказать, что эти люди искали Бога. Они изучали звездные светила, законы мироздания. Во всем они видели Руку Творца и потому, читая Священные Писания, верили в приход Спасителя мира и ожидали Его.

Мудрецы видели звезду на Востоке и шли за ней в поисках Младенца для поклонения. Так было угодно Богу, что они встретились с царем Иродом. Ирод приказал волхвам разузнать время, когда должен был родиться Иисус для того, чтобы, якобы, поклониться Ему.

Мудрецам же было откровение от Бога не возвращаться к правителю. Ирод оказался осмеянным и, разгневавшись, повелел истребить всех младенцев в Вифлееме и окрестностях до 2-х лет. Иосиф, Мария и Младенец в это время были далеко от того места. Во сне Иосиф получил откровение бежать в Египет.

Плач и крик наполнили землю. Первыми, кто пострадал за Христа были несмышленые дети. Именно о них Христос говорил: «Ибо таковых есть Царство небесное». Мы своим ограниченным умом не в состоянии понять пути Божьи. Потому станем опасаться роптать.

Звезда привела волхвов к месту рождения Христа. Они принесли Ему драгоценные подарки: золото, ладан и смирну. Золото поистине царский дар, символ того, что Христос — Царь и Бог.

Пахучая смола — ладан символизирует чистоту сердца. Сей дар принесли Иисусу как Первосвященнику.

Смирна — прообраз Совершенной Жертвы, которую Иисус принес за грехи мира. Эта жертва — Сам Господь.

Размышляя над этой истиной, возникает вопрос: а для чего вообще нужна жертва? Ответ дан в Писании: «Без пролития крови не бывает прощения». Как в физическом мире есть свои законы, так существуют законы и в мире духовном. Это один из них.

В ветхозаветное время за свой грех человек должен был пролить кровь животного. Но и она не смогла удовлетворить святость Божию. Тогда Творец в Своей любви к падшему человечеству послал Своего Сына родиться в этот мир, быть распяту и воскреснуть.

Суть Рождества — пришел, чтобы умереть за людские грехи. За нас, за тебя и меня или вместо тебя и меня. Зачат от Духа Святого, по плоти — человек, по духу — Бог.

Традиции как попытка отобразить суть Рождества

Официальная церковь и верующий люд начинают праздник с ожидания. Принято придерживаться поста. Ожидание символизирует духовный дар.

После этого начинается, так называемое, приближение Рождества — сочельник, когда готовят специальное блюдо. В это время положено готовиться к исповеданию и причастию, настраиваться на празднование Рождества.

Непременный атрибут торжества — ель, символизирующая вечную жизнь, дарованную во Христе, а звезда, как украшение верхушки лесной красавицы, напоминает о вифлеемской звезде, которая привела волхвов к Младенцу.

И, наконец, подарки, те, что мы дарим друг другу также помогают вспомнить рождественские события, когда мудрецы принесли к ногам Иисуса золото, ладан и смирну.

Зачем знать о сути Рождества?

Знать о цели прихода в этот мир Христа и нужно, и важно. Важно не просто передать будущему поколению традиции и обряды. Жизненно необходимо донести тем, кто будет после нас истинный смысл Рождества, побудить детей читать и изучать Библию, искать истину, размышлять, замечать во всем, что нас окружает Руку Божью.

Суть Рождества — благая весть

Основная цель рождения Иисуса можно сформулировать так:

Чтобы нас искупить

Чтобы восстановить или возродить нас

Чтобы примирить с Богом

Обобщая все вышеизложенное, стоит подчеркнуть, что суть Рождества это благая весть. Весть о том, что когда-то в этот мир пришел Спаситель, чрез Которого открыт и поныне доступ к Богу, чрез Которого мы имеем право поднять свой взор к Небу и сказать: «Отец, ради Иисуса прости меня и прими, и когда придет мое время введи меня в Царство Твое».

Как донести суть Рождества детям?

В преддверии праздника важно прочесть малышу историю о рождении Иисуса. Это основное, что необходимо сделать. Просто и доходчиво с рассматриванием картинок раскрыть значение Рождества.

Некоторые аспекты, на которые следует обратить внимание:

1. За много лет до рождении Мессии об этом событии пророчествовали пророки Ветхого Завета.

2. Без Совершенной Жертвы стало невозможным удовлетворить святость Божью.

3. Мария и Иосиф были праведными людьми.

4. Из-за неимения места в гостинице Марии пришлось рожать в хлеву среди овечек и волов, а, спеленав, положить Младенца в кормушку для скота.

5. Сын Божий родился в убогой пещере, а не во дворце, дабы к Нему мог придти самый «никудышний» человек, самый большой грешник и самый бедный.

6. Первыми услышали благую весть пастухи. Они поспешили поклониться Новорожденному ибо верили.

7. Мудрецы с Востока искали и нашли. Когда ищешь, всегда находишь.

Кроме того, можно создать особую атмосферу праздника. Купить картинки с изображением Святой Четы, включить Рождественскую музыку, дать возможность посмотреть мультфильм о рождении Иисуса. Все это поможет донести до ребенка суть Рождества.

Не столь важны традиции и обряды сами по себе, сколько важно иметь трепет и благоговение перед Тем, Кто добровольно пришел в этот мир для искупления греха. Теперь нет необходимости за каждый свой грех идти и приносить в жертву животного. Христос отдал Себя, чтобы мы могли в простоте сердца, если согрешили, сказать: «Господи, ради сына Твоего, прости меня и дай силы поступать как учишь Ты».

Вот, в чем суть Рождества — Спаситель дарит одежды праведности каждому, кто этого желает, кто верит в Его искупительную жертву. Для каждого Христос может стать личным Спасителем. Только бы очень этого хотеть.

Пожалуй, самый светлый, радостный, чистый праздник Рождество Христово. Весь православный мир отмечает его с особым трепетом и благоговением.

В чем тайный смысл Рождества?

Это праздник мира, душевного спокойствия, равновесия. Обращаясь к истории можно вспомнить, что 2000 лет назад в Вифлееме произошло удивительное событие. В этот мир пришел сын Божий Иисус Христос, который родился сверхъестественным образом. Его матерью была непорочная Дева Мария, которую до сих пор все знают, как Богоматерь или Богородицу. Сын Божий, придя на землю, не был окружён богатством и роскошью. У малыша не было даже колыбели. Он появился на свет как спаситель мира в обычных яслях, предназначенных для животных.

Когда празднуется Рождество Христово?

Это праздник Русской православной церкви, который принято встречать 7 января. В период перед светлым торжеством принято соблюдать длительный, строгий и довольно суровый сорокадневный пост. Верующим запрещается употреблять в пищу мясо, молоко яйца и некоторые другие продукты. Как правило, постный стол - это овощи, фрукты, хлеб, испеченный на воде и дрожжах и ничего более. Какие-либо увеселительные мероприятия запрещены по религиозным соображениям. Поэтому празднование Нового года, в традиционном смысле этого слова, конечно же, отменяется.

В чем смысл Рождества Христова?

Рано или поздно дети спрашивают у своих православных родителей, которые почитают обычаи, а в чем же суть Рождества и его праздновании? Подрастающему поколению необходимо объяснить, что младенец - Сын Божий родился для того, чтобы умереть за нас. Своей смертью он заплатил за грехи всех людей, которые бездумно совершали их. То есть, Иисус Христос дал всем людям возможность примириться с Богом. Верующие родители должны рассказать своим детям, что смысл в Рождестве не только славить Иисуса, рожденного в яслях, но и его великую жертву, принесенную человечеству. Ведь он пришел на землю в облике человека, чтобы испытать муки и умереть за грешников, заплатив своей жизнью за спасение людей. То есть, празднуя Рождество, православные восхваляют чудесное рождение Спасителя, который сберег людей и уничтожил власть дьявола над ними. Вот такой сакральный смысл несет в себе Рождественский праздник.

Как празднуется Рождество? При приближении торжественных мероприятий, верующие посещают церковь, где идет праздничная служба. В канун Рождества принято: дарить друг другу подарки, слать родственникам и знакомым красивые рождественские открытки, ходить в гости, готовить традиционные кулинарные блюда, украшать по-особенному свое жилище, наряжать елку. Существуют и традиции колядования, святочных карнавалов, которые возрождаются в последнее время.



Рассказать друзьям