Рождество Христово. Рождество на Руси, история праздника, картинки, традиции празднования Рождества Христова на Руси

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Факт № 1. С временем празднования Нового года на Руси многие столетия был полный разнобойВ стародавние времена с датой празднования главного зимнего праздника были полный разброд и шатание. Древние славяне-землепашцы считали первым днем нового года 1 марта, когда начинались работы на полях после зимы. По другим источниках, это было 22 марта - день весеннего равноденствия. А предки-язычники, считавшие своим божеством злобного морозного колдуна Трескуна (Карачуна), с которым им удалось «подружиться» лишь благодаря хитрости, отмечали Новый год в самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы - на «зимний солнцеворот». В 988 году, после введения князем Владимиром Святославичем христианства на Руси, был принят и византийский календарь. Празднование Нового года было перенесено на 1 сентября - время, когда урожай уже был собран, все сельскохозяйственные работы завершены - и можно было начинать новый жизненный цикл. С тех пор на Руси параллельно существовали два праздника: по-старому - весной и по-новому - осенью. Разногласия продолжались до ХV века, тогда указом царя Ивана III официальной датой празднования Нового года на Руси стало 1 сентября и для церкви, и для мирских людей. Факт № 2. Дату главного зимнего праздника в России ввел император Петр IТолько в 1699 году Петр I своим указом повелел считать отсчет Нового года с 31 декабря на 1 января 1700 года. Молодой царь внедрял европейские обычаи, так что дома в праздничную ночь по его велению были украшены сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостином дворе - так, как это исстари делали в Голландии. Петр I считал, что 1700-й - это начало нового столетия. В исторических документах зафиксировано, что в первую «петровскую» новогоднюю ночь на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, пушечные и ружейные салюты, москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Бояре и служивые люди было облачены в венгерские кафтаны, а женщины - в нарядные иноземные платья. Отметили новый праздник, как говорится, по «полной программе». Бурные торжества продолжались вплоть до 6 января и окончились крестным ходом на Иордань. Вопреки обычаю русский император не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом. Факт № 3. Морозные январские дни были для русских людей ярким и ожидаемым праздником Испокон веков Рождество Христово считалось праздником милосердия и доброты, призывавшим заботиться о немощных и нуждающихся. В нашей стране этот праздник берет начало с Крещения Руси князем Владимиром в 988 году. В праздничные дни, начинавшиеся 7 января по григорианскому календарю, в русских городах устраивались благотворительные аукционы и балы, организовывались праздничные столы с «государевыми» пирожками, кренделями и графинчиками с «горькой» для нищего люда, дарились подарки больным и сиротам. А в морозные зимние деньки от Рождества до Крещения (19 января), именуемые святками, праздничная трапеза чередовалась с бурным весельем. Устраивали катания с гор на санях и ледянках, игры в снежки, кулачные драки, колядки. Название этой древнерусской забавы происходит от имени языческого божка пиршеств и мира Коляды. Колядовать на Древней Руси любили и молодежь, и старики. Вечерами, облачаясь в звериные шкуры или смешные наряды, толпа отправлялась по домам за угощениями и деньгами. Если скупые хозяева пытались отделаться от навязчивых визитеров парой баранок или конфет, то острые языки сыпали недобрыми пожеланиями - «на двор чертей, а в огород - червей» или собрать урожай пшеницы «сплошь с пустыми колосками». И чтобы гости свои страшные слова забрали, их нужно было щедро одарить. Факт № 4. В праздничные дни любили и погадать - святочные гадания считались самыми правдивымиОсобое место в эти дни занимали святочные гадания. Как и сейчас, девушки мечтали заполучить завидного жениха. «Хочу суженого - красавца писаного и щеголя, кудри длинные, сапожки высокие сафьяновые, рубаха красная, кушак золотой», - читали они старинный заговор. В дни святок девушки гадали, разложив на полу у печки пшеничные зерна. В дом приносили черного петуха. Считалось, что если петушок склюет все зерна, то жених наверняка вскоре объявится. А если «вещая» птица от угощения откажется, то суженого в Новом году ждать не стоит. Особой популярностью пользовались восковые гадания - растопленный воск наливали в таз с водой, а затем рассматривали получившиеся фигурки: сердечко - к «амурным делам», вилы - к ссоре, медальон - к богатству, а бублик - к безденежью. Факт № 5. В начале ХХ века Новой год, Рождество и Дед Мороз оказались в России под запретомВ начале ХХ века Российская империя переживала очень тяжелые времена. В 1914 году, во время Первой Мировой войны, правительство царской России запретило все новогодние торжества - елки, Новый год, Рождество Христово и даже Деда Мороза. Считалось, что эти праздничные традиции переняты у немцев, которые в то время были врагами. После прихода к власти большевиков в конце октября 1917-го зимние праздники то возвращали, то запрещали, а в 1929 году 1 января и вовсе сделали рабочим днем. Однако в 1935-м Новый год, Рождество, праздничные елки и Дед Мороз в Советском Союзе были реабилитированы. Новый год был признан светским праздником, а Рождество оставлено церкви, отделенной от государства. Статус выходного дня Рождество получило лишь в 1991 году, уже после развала СССР. А вот Старый Новый год в России впервые отметили 14 января 1919 года. В 1918 году по решению Совета Народных Комиссаров был утвержден «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». Связано это было с тем, что европейские страны давно жили по григорианскому календарю, названному так в честь Папой Римского Григория XIII, а Россия - по юлианскому (от имени Юлия Цезаря). С тех пор у русских людей установился обычай праздновать Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января, и тем самым отмечать любимый зимний праздник еще раз.

Как на Руси праздновали Рождество — православный праздник, который отмечается во всех уголках нашей страны.

Всем доброго дня и прекрасного настроения, друзья.

Как на Руси праздновали Рождество

Празднество Рождества выделяется среди других гуляний. Церковный календарь и устав придают большую роль этому действу, перед ним идёт продолжительный пост, который в преддверии праздника становится наиболее строгим. Начиная со второго января (по новому стилю) постничающим не позволяется есть рыбу.

Напоследок, в преддверие Рождества Христова — Сочельник, следует самый строгий пост. Заведено не есть пищу до наступления сумерек, ожидать восход первой звезды, сродной звезде Вифлеемской, ведущей когда-то волхвов к колыбели Иисуса. Рождество Христово чтилось христианами завсегда, хотя празднование происходило с Крещением Господним девятнадцатого января и лишь со временем стало праздноваться особо.

В наше время этот праздник отмечается православными 7 января, согласно юлианскому календарю.
На Руси Рождество стали встречать в X веке. Праздновали довольно простецки и в хоромах царей русских, и в обычных хатах. Затемно отправлялись за водой, которая считалась животворной: пили, умывались, на ней ставили тесто для праздничного хлеба. 7 января кончался пост.

Готовили 12 скоромных блюд, среди них были узвар — компот из сухофруктов и кутя — каша из пшена. Золу из рождественского очага применяли в разнообразных ритуалах. Кутю и узвар давали домашней скотине, при этом дети изображали звуками их голоса, чтобы в этом году с ними не сталось ничего скверного.

За ложкой кути читалась молитва за усопших родичей, для них оставляли пищу. На столе появлялось мясное, вино, сладости. Потчевали гостей жареным молочным поросёнком, холодцом, пирожками, пельменями.

Дарили съестные подарки: торты, варенья, конфеты. Подносили забавные игрушки, варежки и рукавицы. Существовало поверье, что в ночь нужно было нарядиться во что-то новое или хотя бы вещь белого цвета. Немаловажной приметой считалась монета, запечённая в пирог. Тот, кому она попадётся будет самым счастливым и удача его не обойдет.
Святки, а с ними пиршество и кутёж затевались на следующий день. Пели песни, водили хороводы, готовили жуткие святочные маски, одевали карнавальные костюмы, наряжались волками, петухами, козами, любой нежитью. Наводили страх на девчат и детвору.
Святки встречали всем людом, с широким размахом. На площадях ставили балаганы и торговые палатки со снедью, веселились допоздна. Народ побогаче разъезжал на тройках. Аристократы закатывали пиры.

У большинства из нас слово «Рождество» ассоциируется с песенкой «MerryChristmas», Санта-Клаусом, полосатыми чулками, повешенными над камином и прочими «фишками», позаимствованными из американских фильмов. Однако мало кто задумывается о том, что все это относится к католическому Рождеству, которое празднуется 25 декабря по Грегорианскому календарю. А вот приверженцы православия отмечают этот праздник 7 января, опираясь при этом на календарь Юлианский. У православных стран, в первую очередь у России, как и у католических, есть свои традиции, которые уходят корнями в глубокое прошлое. Итак, как праздновали Рождество на Руси?

История праздника

Говоря об истории празднования Рождества на Руси, необходимо прежде всего отметить, что начинается она в Х веке – именно тогда произошло повсеместное распространение христианства. Однако славянам было сложно сразу отказаться от языческой веры, и это обусловило очень интересное с точки зрения культурологи явление: некоторые христианские святые были наделены функциями древних богов, а многие праздников сохранили отчетливые элементы язычества. Речь идет об обрядах: рождество на Руси, например, совпало с Колядой – днем зимнего солнцестояния, символизирующим удлиняющиеся дни и укорачивающиеся ночи. Впоследствии Коляда стала открывать Святки – череду рождественских праздников, которая длилась с 7 по 19 января.

Вечер 6 января назывался у славян . Слово это произошло от существительного «сочиво» - оно обозначало блюдо из разваренных зерен пшеницы и ячменя, сдобренное медом и сухофруктами. Кушанье ставили под иконы – в качестве своеобразного дара Спасителю, который должен был вот-вот появиться на свет. В этот день было принято воздерживаться от еды до того, как на небе появится Вифлеемская звезда. Ночью люди шли в церковь на торжественное богослужение – Всенощную. После службы раскладывали в «красном углу» под образами охапки сена, ржи и кутью – кашу из зерен. Изначально это было подношением Велесу, богу плодородия в языческом пантеоне, но постепенно утратило первоначальный смысл и стало восприниматься как символ Рождества Христова.

Традиции празднования Рождества на Руси включали в себя и «разговленье»: после поста в каждом доме накрывался пышный стол с угощением. Гуси, поросята, русские щи, студень, кутья, блины, пироги, пряники… Обязательным атрибутом праздничного стола были «сочни» - фигурки животных, вылепленные из теста.

Рождественские обряды и обычаи

Как уже отмечалось выше, Рождество и Святки на Руси продолжались 13 дней – с 7 по 19 января. Все это время было посвящено исполнению многочисленных святочных обрядов, гаданиям, играм и прочим увеселениям. Особой популярностью среди молодежи пользовалось колядование: юноши и девушки собирались группками и обходили все дома в деревне, распевая под окнами колядки (ритуальные песни, восхваляющие хозяина и его семью) и получая за это угощенье.

Второй день Рождества назывался «Собор Богородицы» и посвящался Пресвятой Деве Марии – матери Христа. С этого дня начинались гадания и хождения ряженых: парни надевали вывернутые наизнанку шубы, разрисовывали лица сажей и ходили по улицам, разыгрывая сценки и даже целые представления. Незамужние девушки гадали – главным образом, конечно, на женихов – лили расплавленный воск, кидали башмачок за ворота, заглядывали в зеркала при свете свечи, надеясь увидеть суженого.

Праздник Рождества на Руси традиционно заканчивался водосвятием: истово верующие люди окунались в прорубь возле Иордани, смывая с себя грехи перед .

Рождество Христово является одним из великих праздников христианства и относится к двунадесятым.

Рождественский служебный устав окончательно сформировался в IV веке. Так, например, если навечерие праздника прилучается на воскресный день, используют правило первое Феофилакта Александрийского для празднования этого праздника. В навечерие праздника, вместо обычных часов читаются так называемые Царские Часы, вспоминаются различные Ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к Рождеству Христову.

После полудня происходит литургия Василия Великого, в том случае, когда навечерие не происходит в субботу или в воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время. Всенощное бдение начинается Великой павечерницей, на которой звучит духовная радость по поводу Рождества Христова пророческой песней «Яко с нами Бог» .

В V веке Анатолий, Патриарх Константинопольский, а в VII веке Соффоний и Андрей Иерусалимские, в VIII веке Иоанн Дамаскин, Козьма, епископ Маюмский, а также Герман, Патриарх Константинопольский написали церковные песнопения для праздника Рождества Христова, которые и использует нынешняя церковь. Также на службе исполняется кондак «Девая днесь…», написанный преподобным Романом Сладкопевцем.

Чтобы достойно подготовиться к празднику Христова Рождества, Церковь установила время подготовки — Рождественский пост , который длится с 28 ноября по 6 января и предполагает не только воздержание в пище. В пост христиане стараются проводить время благочестиво, удаляясь от праздности и уделяя особое внимание молитве и труду.

На Руси праздновать Рождение Христа начали ещё в X веке. Канун Рождества — сочельник . В этот день Литургия соединяется с вечерней, которая знаменует собой начало следующего дня, ведь день церковный начинается с вечера. Следовательно, после торжественной Литургии (6-го января) и соединенной с ней вечерни, наступает время первого дня Рождества, но пост пока не отменяется. В трапезу предлагается особое предрождественское кушанье — «сочиво». Именно оно дало название кануну Рождества — сочельнику. «Сочивом» называли на Руси сваренные с медом зерна злаковых: пшеницы, ячменя или риса. Кроме этого готовился взвар (компот) из фруктов.

Для рождественского праздничного стола русские хозяйки готовили традиционные блюда: жареного поросенка с хреном, запеченную курицу, студни и колбасы, медовые пряники. Разговлялись от поста 7-го января, после торжественного рождественского богослужения в храме. Затем шли святые вечера — Святки , которые длились с 7-го по 19 января.

На Святках люди с песнопениями ходили по домам. В деревнях Святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату, но и в городах рождественские гулянья славились размахом. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные. Купцы катались на тройках.

Доброй традицией на Рождество и Пасху было также посещение болящих, щедрая милостыня узникам со своего стола. Христиане делились рождественской радостью с бедными и убогими, памятуя о том, что Христос пришел на землю не в царские чертоги, а в простые ясли. И первыми Его приветствовали бедные пастухи.

По материалам газеты «Покровский вестник»

Ни евангельские свидетельства, ни какая-либо надежная традиция не позволяют определить точную дату рождения Христа. На протяжении трех первых веков истории христианства церковь выступала против языческого обычая празднования дней рождения, хотя имеются указания на то, что чисто религиозное воспоминание рождества Христова было включено в чин праздника Богоявления. Климент Александрийский упоминает о существовании такой практики в Египте на рубеже 2 и 3 вв.; есть свидетельства о том, что этот праздник отмечался и в других землях. После победы Константина Великого Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова. Уже с конца 4 в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января).

С Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события. О них нам рассказывают евангелисты Матфей и Лука.

В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собиралось множество народу, и свободных мест в гостинице не оказалось. Им пришлось провести ночь за городом, в пещере где пастухи укрывали свой скот от грозы. Там и появился на свет Младенец Иисус, которого Матерь Божия, спеленав, положила на сено в ясли для скота.

В это же время на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Спаситель. В знак великой радости о сбывшемся обетовании Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!». И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу. Восточные мудрецы - волхвы, увидели воссиявшую в небе новую, необыкновенно яркую звезду. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына, которого ждал иудейский народ.

Волхвы направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где находится Спаситель мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».

Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Иосиф же, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.

На Руси Праздник Рождества Христова был особенно любим.

В сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений «Волхвы же со звездою путешествуют», ничего не ели и не садились за стол. Родители рассказывали детям о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Иисусу Христу и принесли ему дорогие новогодние подарки . Ребятишки с малых лет перенимали от старших не только народную мудрость, но и сложившиеся веками традиции и обычаи.

В домах украшали любимую с детства рождественскую елку.

А в ночь на 25 декабря по всей стране, в малых и больших церквях, совершалось торжественное Богослужение.

Двенадцать дней после Рождества до Крещения Господня называются святками - то есть, святыми днями, освященными приходом в мир Спасителя. Отмечать особо эти дни Церковь начала с древних времен.

Уже в уставе VI века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. Вторым Туронским Собором 567 года все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки - в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.

Хозяйки красиво накрывают столы, готовят лучшие угощения. Также принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.

Особой традицией святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения - тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Обычай колядования был распространен повсеместно, но в разных районах страны он имел свои особенности.

В некоторых районах России звезду заменяли «вертепом» - своеобразным кукольным театром, в котором представляли сцены Рождества Христова. Празднование святок богато отражено в фольклоре и литературном творчестве. Рождественские дни становятся, по выражению великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, «днями семейного сбора», днями милосердия и примирения. Рассказы о добрых, чудесных событиях, происходящих с людьми в Рождество, получили название святочных историй.

С 1917 года, в атеистическом советском государстве, о Рождестве и упоминать запрещалось, не только праздновать. Вифлеемскую звезду заменили на пятиконечную (и строго следили, чтобы у любой изображаемой звезды было только пять лучей), зеленая ель также была подвергнута опале, как рождественский символ. Люди, в то время тайком проносили зеленые веточки в дом и прятали их в дальних комнатах от посторонних глаз. В 1933 году специальным Указом правительства ель вернули людям, но уже как новогоднюю.

В годы репрессий Рождественские службы совершали тайно в домах, в лагерях, тюрьмах и ссылках. Рождество праздновали в самых невероятных условиях, рискуя потерять работу, свободу и даже жизнь.

Постановлением президента РСФР 1991 года Рождество Христово вновь является официальным праздничным днем для всех народов Российской Федерации.

Сегодня «Рождество Христово» в России - это Великий Православный праздник.



Рассказать друзьям