Самые первые дымковские игрушки. Дымковская игрушка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

, Палех , Русская лаковая миниатюра , другой вариант лаковой миниатюры - елочные шары ручной работы , не так давно был опубликован рассказ о Федоскинской миниатюре . А сегодня мы поговорим немного о знаменитой Дымковской игрушке.

Дымковская игрушка ведёт свою историю с 15 в., когда Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга, переселил их в глухие края. Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в слободе Дымково, было много ремесленников. На весенних праздниках в слободе устраивались весёлые гулянья, непременным атрибутом которых были глиняные игрушки-свистульки. Постепенно искусное мастерство игрушечников стало популярным.
Свистульки были в виде барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов, - празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета. Дымковская игрушка имеет свою символику. Синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски - сруб колодца, круг со звездчатой серединкой - солнце и небесные светила.

Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом, сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную гамму росписи.
Наряду с архаическими, сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте игрушек появились изображения медведей, домашних животных, представленных в необычных ситуациях. Интерес к бытовому жанру проявился в расширении тематики дымковских игрушек. Из городского быта прошлого столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.
Стремление к убедительности характеристик, расширение круга тем все более ведут современных мастериц дымковской игрушки к переводу их работ в декоративную скульптуру. Это отражается на увеличении размера скульптурных изображений, на некоторой повествовательности, входящей в трактовку темы. Так, фигура индюка - весьма декоративной по своему оперению птицы - становится откровенно декоративной скульптурой, которая совершенно неудобна для игры и потому должна занимать конкретное место в убранстве интерьера. Жанровые сцены, представляющие многофигурные композиции, изображают сегодняшний быт города и деревни: гуляния и чаепития, цирковое представление и прогулку компании в лодке.
(с) из книги П.И.Уткина и Н.С.Королевой "Народные художественные промыслы"





П ромысел по изготовлению глиняной расписной игрушки в слободе Дымково, расположенной напротив г. Хлынова-Вятки на другой стороне реки Вятки, возник в XV–XVI вв. Появление наиболее ранних игрушек-свистулек исследователи связывают с языческим праздником зазывания весны. Характерный, узнаваемый стиль дымковской игрушки сложился в середине XIX в. под влиянием городского быта и фарфоровой пластики. Искусство изготовления игрушек передавалось по женской линии. Традиционный процесс изготовления игрушки состоит из нескольких этапов. Вылепленная из красной глины фигурка тщательно высушивается и обжигается в печи, затем покрывается меловым грунтом и расписывается темперными красками. Характерным приемом дымковских мастериц является украшение некоторых фигурок, как правило, женских, маленькими квадратиками сусального золота.

Считается, что промысел по изготовлению глиняной расписной игрушки в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки возник в XV–XVI веках. Именно здесь развилась и сложилась традиция изготовления глиняной игрушки, передававшаяся исключительно по женской линии, от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки. Изделия каждой такой династии имели свои особенности в форме, пропорциях, колорите и орнаментах.

Возникновение наиболее ранних дымковских игрушек – свистулек – многие исследователи связывают с вятским весенним праздником «свистопляской» или «свистуньей», первые описания которого относятся к началу XIX века. Свистунья была приурочена к четвертой субботе после Пасхи и была связана, согласно легенде, с днем поминовения убитых в братоубийственном «хлыновском побоище», состоявшемся в 1418 году между вятчанами и устюжанами у стен хлыновского кремля. Древние поминальные тризны у славян сопровождались свистом и плясками. Этот языческий обычай соблюдался и позже, о чем ярко свидетельствует праздник Свистунья (первоначально «Свистопляска»), сохранявшийся в Вятском крае вплоть до начала ХХ века.

Начинался праздник с панихиды, которую служили в часовне у Раздерихинского оврага. А затем горожане устраивали кулачные бои, пили вино и веселились, что сопровождалось пением песен и свистом свистулек. На главной площади разворачивалась ярмарка, к которой дымковские мастера заранее делали полые глиняные шарики - «шарыши» и глиняные игрушки в виде барыней, кавалеров, разных животных и дешевых свистулек.

Вот как описывает этот праздник, проходивший в 1811 году Н. Хитрово: «Ныне в день сей все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопамятного дня прогулке и увесилениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и, стоя на валу, бросает глиняные шарики в ров, куда сходятся городские ребятишки собирать их; часто случается, что шарики попадают им в голову и прошибают до крови; но это не препятствует им продолжать потеху. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные» (Календарь Вятской губернии на 1893 год. Вятка, 1892).

К концу XIX – началу ХХ века праздник сильно видоизменился, однако обычай свистеть в свистульки сохранялся: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят...» – так описывал этот праздник в первой трети ХХ века вятский писатель В. Лебедев (Лебедев В. Вятские записки. Кировск, 1957). Главное место в празднике стало принадлежать ярмарке, где наряду с другими товарами продавали глиняные игрушки и свистульки, в которые дети свистели в течение нескольких праздничных дней. Последний раз Свистунью справляли на рубеже 1920-х годов, а в 1979 году ко Дню города в Кирове были возрождены элементы праздника.

Традиционный процесс изготовления игрушки, сохранившийся до настоящего времени, состоит из нескольких этапов.
Летом дымковцы заготавливали местную красную глину и толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, а в остальное время года занимались изготовлением изделий.

Вначале из хорошо подготовленной и тщательно вымешанной красной глины лепится фигурка. Особенностью дымковского промысла является то, что игрушку лепят из частей, а не из единого куска глины, как это делается в других местах. Перед обжигом игрушки тщательно высушиваются и только потом обжигаются в печи. Раньше это была русская печь, а теперь – муфельная печь, разогревающаяся до температуры 900º.

Обожженная дымковская игрушка имеет обычный для глины красно-коричневый цвет. После обжига игрушку белили – размешивали мел в молоке и окунали в этот раствор фигурку, которая покрывалась плотным белым слоем. Затем игрушки расписывали, используя сухие краски, растертые на яйце. Современные мастера применяют разведенную на яйце гуашь. Для дымковской игрушки характерны яркие краски и простые геометрические узоры.

Характерным приемом дымковских мастериц является украшение некоторых фигурок маленькими квадратиками сусального золота. На завершающем этапе росписи игрушки мастерица, смачивая кисточку в сыром яйце, аккуратно касается ею золотого квадратика или ромбика, а затем наносит его на фигурку там, где считает необходимым. Как правило, ромбики золотистой потали наносились на шляпы и кокошники барышень, на гребешки петухам и т.д.

Хорошо узнаваемый стиль дымковской игрушки сложился в середине XIX в. под влиянием городского быта и фарфоровой пластики. Если зооморфные свистульки, связанные с языческим ритуалом, еще длительное время сохраняли архаичные черты, то другие изделия превратились в произведения мелкой пластики подобие фарфоровых статуэток: барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры в цилиндрах, солдаты и т.п.

В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В конце XIX века промысел пришел в упадок. Дымковская игрушка была вытеснена фабричными гипсовыми формованными статуэтками, подражавшими изделиям из фарфора. Однако в 1930-е годы советская власть начала возрождать некоторые народные промыслы, в том числе и дымковскую игрушку. При поддержке первого исследователя промысла художника А.И. Деныпина несколько потомственных мастериц организовали в 1933 году артель «Вятская игрушка» (с 1948 - мастерская Художественного фонда РСФСР).
Дымский промысел не имеет серийного производства, и каждая фигурка, и сегодня изготавливаемая вручную, индивидуальна и неповторима. В настоящее время дымковская игрушка представляет собой произведения декоративной скульптуры, популярный русский сувенир.

«Дымковская игрушка»

Напротив города Кирова, на правом берегу реки Вятки есть Дымковская слобода. С давних пор в ней селились мастера-игрушечники. Говорят, что потому слободу и называли Дымковской, что с утра до ночи там над каждой крышей поднимался дым – мастера игрушки обжигали.

С незапамятных времен славилась слобода игрушками – свистульками. Об их происхождении существует несколько легенд, в которых рассказывается и о том, откуда взялся старинный вятский праздник «Свистунья».

Этот пестрый, шумный и веселый праздник – ярмарка существовал с древних времен. Вот как о нем рассказывает писатель В. Лебедев: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющихся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицом глиняную небольшую игрушку, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистели. Люди, идущие, приложив к лицам этих разноцветных зверей, похожи все вместе на громадный пестрый маскарад».

А вот одна из легенд

Однажды к Хлынову (так раньше назывался город Вятка, в последствии - Киров) подошли несметные полчища кочевников. Вятичам грозила неминуемая гибель. Но они пошли на хитрость: раздали всем жителям города – от маленьких детей до стариков – глиняные свистульки. А потом подкрались ночью к вражескому стану, да как засвистят! Кочевники в панике бежали. То ли решили, что на них сказочное чудовище напало, то ли – что к вятичам подмога пришла. С тех пор будто и отмечают вятичи праздник «Свистунью», всю зиму лепят, обжигают и раскрашивают для нее яркие красивые игрушки, а весной далеко разносится над Вяткой веселый свист.

Считается так же, что зародилась дымковская игрушка еще в языческие времена. Об этом говорят и свистульки – их в те времена изготавливали не для игры, а чтобы нечистую силу отгонять.

А другая традиционная игрушка – разноцветные глиняные шарики. Известно, что такие шары вятичи во время «Свистуньи» сбрасывали с кручи в овраг. То же самое делали когда-то язычники – сбрасывали в овраги во время праздника в честь бога Солнца огненные колеса. А дымковская кукла – нянька с детишками на руках была когда –то богиней плодородия…

Чудом дожила старинная дымковская игрушка до наших дней. Если в середине ХIХ века игрушечным промыслом в Дымовке занимались почти 60 семей, то в начале прошлого столетия игрушки делала только одна мастерица – А.А. Мезрина. К счастью, интерес к народной игрушке в наше время возродился. Собрали старых дымковских мастериц, подобрали молодых учениц, и дымковская игрушка снова расцвела во всей красоте.

Темы и сюжеты у дымковских мастериц те же, что у всех игрушечников. Но только их игрушки не похожи на другие.

Так в чем же их отличие?

Дымковский промысел был всегда исключительно женским делом. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки – чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельной яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

Роспись начинают с изображения черной краской двух прядей волос; тонкой лучиной «глазничкой» наносят две точки глаз и тонкие дуги бровей, другой палочкой из луба «пятнушечкой», печатают рот и два красных кружочка румянца щек. Игрушка оживает.

На втором этапе ровно закрашивают (мажут) желтой или красной краской головной убор и другим насыщенным цветом – кофту.

На заключительном этапе свободной кистью импровизированно наносят узорочье на юбку, платье, передник, кокошник.

Характер узоров глиняной дымковской игрушки определился обобщенной формой фигур, потребовавшей условных декоративных элементов: кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрический орнамент. Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатались особенности естественной окраски животных, яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на крупах лошадей, оленей, коров, коз. В орнаментации фигур людей отразились тканые узоры льняной пестряди, вышивок, яркие узоры росписей дуг, саней, коромысел.

Цветовой строй росписи определяется преобладанием теплых или холодных цветов. В первом случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается набольшими элементами – синими или зелеными. В другом случае звучание голубого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом.

Ныне мастера дымковской игрушки работают в светлых, просторных мастерских, они обеспечены всеми материалами и инструментами, вплоть до электрических муфельных печей, в которых производится обжиг игрушек. Но традиционная система росписи сохраняется. По настроению игрушки одинаковые, а по форме – самые разные. Есть здесь и традиционные свистульки – уточки, барашки с золотыми рогами, лошадки. Есть и няньки с веселыми детишками, пестрые птицы, добродушные звери. А есть и целые композиции.

Хорошо поставить такую фигуру на полку и, если душа устанет, подойти, посмотреть на эту солнечную игрушки, и улыбнуться.

Ирина Кирячек
Конспект занятия «Дымковская игрушка»

Организация образовательной деятельности детей в старшей группе

по теме : «Дымковская игрушка » .

Задачи приоритетной образовательной области :

Образовательные :

дымковской игрушки дымковской игрушке

Развивающие :

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек , в поиске идентичных элементов;

развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи игрушки

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

Воспитывающие :

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю; воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров; способствовать проявлению положительных эмоций;

воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Задачи ОО в интеграции : «Художественно - эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально – коммуникативное развитие» .

Предпосылки учебной деятельности : моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, технических средств.

Оборудование для педагога : письмо, наглядный материал в виде иллюстраций, изделий народного промысла, презентация, ТСО.

Оборудование для детей : заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) .

деятельности) Формы

работы Наличие средства

у детей Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.

Здравствуйте - желаю вам здоровья!

В слове этом - мудрость, доброта,

Что всегда соседствуют с любовью,

И души народной красота!

Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково , о красоте их творчества?

Тогда выбирайте в группе самые удобные места.

Дети, вы ничего странного в группе не заметили?

Как узнать от кого письмо? Откуда? (Письмо от мастеров из Дымково , в нем загадка :

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ,

А на ярмарке товары :

Продаются самовары,

Покупают люди сушки

И отличные игрушки !

А вот какие игрушки отгадайте ? -

Весёлая белая глина

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну-ка отгадайте - ка друзья! (Дымковская )

(открывают Шкатулку Мастеров)

Социально-коммуникативное развитие.

Ситуативный разговор.

Наглядно-словесные.

Сюрпризный момент.

Создаёт проблемную ситуацию.

Загадывает загадку. Приветствует детей задаёт положительный эмоциональный настрой.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты.

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю.

Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов)

Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Основная часть (содержательный, деятельный этап) .

(вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

у детей Образовательные

задачи Целевые ориентиры

(характеристики)

Все ли игрушки у нас дымковские в Шкатулке Мастеров ? Выберите себе любую дымковскую игрушку

Вятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были повсеместно известны ещё в далеком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка . Почему игрушка могла получить такое название? Игрушку называют «дымковской » по месту её проживания. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково . Зимой, когда топятся печи, когда туман слобода вся – будто в дыму, в дымке . Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка . А как выдумаете, как люди узнали о дымковской игрушке мастеров ? Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья» , к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождала бойкой торговлей свистульками. Их яркая, красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению. Всюду звучали, народные музыкальные инструменты. За ширмой звучат музыкальные инструменты, поощряет детей за внимательность и правильные высказывания

Приглашает детей к совместной деятельности, выражает восхищение

Знакомит детей с игрой, даёт инструкцию, стимулирует к внедрению в игру правил , предложенных детьми

Вовлекает детей в изобразительную деятельность, предлагает детям карточки из шкатулки мастеров. Для выбора последовательности раскрашивания игрушки ,

постановка проблемы; способствует групповой работе детей, либо в парах, тройках или индивидуально напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; предоставляет выбор техники элементов раскрашивания и материалов, наблюдает за детьми во время выполнения задания.

1. Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

2. Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная индюк.

3. Удивительный наряд :

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива,

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт.

4. Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Длиннорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

5. Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

В Дымкове , за Вяткою рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Труженицы славные живут.

Кто-то сделал индюка- распушенные бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу- сразу стало веселей.

Познавательное

развитие.

Социально-коммуникативное

развитие.

развитие.

Наглядные

презентация

словесные,

сюрпризный момент.

продуктивная деятельность. Заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра. развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи : круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки . Развивать чувство симметрии, ритма.

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования;

развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

Инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий , партнёров, умеет воплощать свои замыслы)

Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество.

Развитые творческие способности, развитая устная речь

Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности

Любознательность, склонность к эксперименти-

рованию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным

нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безо-пасного поведения.

Заключительная часть (рефлексивный этап) .

область (вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Понравилось вам занятие ?

Как вы думаете, все справились с заданиями?

Кому что-то показалось трудным?

Я думаю, что мы с вами будем еще над этим работать, и у вас тогда все получится….

А так, вы были все молодцы, работали хорошо!

развитие.

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу) ; обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы.

Словесный

метод. Развивать связную речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения; Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Дымковская игрушка - глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для нее характерно определенное обеливание и яркая роспись.

Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком - рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили.

Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.

Лепка игрушки.

Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером . Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус - готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают - вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями - кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.

Сушка и обжиг.

Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе.

В старые времена игрушку обжигали в русских печах . Ставили прямо на дрова, либо на железный противень.

Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной - светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи.

Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.

Обеливание и роспись игрушки.

После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке - окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея . Обеливание - это характерная черта Дымковской игрушки.

Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью.

Финальная часть процесса - роспись .

Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи:
Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски - очень стойкие.

Кисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали - это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета.

Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали - смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке .



Рассказать друзьям