Сценарий на тему русских народных праздников «Свет души русской». Сценарии фольклорных праздников

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сценарный план мероприятия

Название: «Сказки гуляют по свету»

Форма: фольклорный фестиваль-конкурс

Дата и время проведения: 29апреля 2016 года в 15.00.ч.

Продолжительность : 1час 45 минут.

Место проведения: СДК.

С кем совместно проводится мероприятие: СДК, сельская библиотека, родители.

Организаторы : Педагог-организатор Щербина Н.А.

Цель мероприятия :

-

Формирование интереса детей к русским народным сказкам.

Участники :

Классные руководители, воспитатели, дети, родители, директор СДК, сельский библиотекарь

Почетные гости: ветераны педагогического труда, труженики тыла, дети войны, родители, представители органов исполнительной власти.

15.00-15.05. Ведущая (Василиса Премудрая) открывает мероприятие вступительной речью.

15.05–15.10 . На экране демонстрируется видеосюжет из сказки «Золотые рога»

15.05–15.10 . Представление соведущих (Бабы-Яги и Евдокии)

15.10–15.15. Представление жюри фестиваля- конкурса.

15.15–15.20. Рассказ о киносказочнике А.А.Роу, слайдовая электронная презентация.

15.20-16.20. Выступления театральных студий.

16.20-16.30. Проведение сельским библиотекарем викторины по русским народным сказкам.

16.30–16.45. Подведение итогов, награждение победителей, выражение благодарности участникам и гостям мероприятия.

Актуальность проблемы

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, обучающимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания.
Семья со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса.

Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Эта сторона педагогической деятельности представляет для нас непосредственный интерес. И так как в данное время этому аспекту педагогической деятельности уделяется все большее внимание, а значит и возрастает актуальность, которую в настоящее время подчеркивают видные представители педагогической науки, такие как И. Ф. Харламов, Т. П. Елисеева и другие. В частности, Т. П. Елисеева в своей статье «Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях» говорит о современных формах взаимодействия педагогов и родителей, о необходимости повышения их педагогической культуры, И. Ф. Харламов также говорит о необходимости повышения педагогической культуры родителей, что будет способствовать объединению воспитательных усилий семьи и школы.

На государственном уровне данный вопрос нашел свое отражение в таком нормативном документе, как Закон Российской Федерации «Об образовании», в котором возникли предпосылки для равноправного творческого заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения. И чем успешнее будет данное сотрудничество, тем выше будет эффективность воспитания подрастающего поколения.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа с. Елизарово»

«Сказки гуляют по свету»

фольклорный фестиваль-конкурс.

Составил:

Щербина Наталья Алексеевна,

педагог-организатор.

2016г.

Сценарий

фольклорного фестиваля – конкурса

«Сказки гуляют по свету»

по мотивам фильмов - сказок Александра Артуровича Роу.

«Мы, взрослые, просто обязаны Идти по жизни рядом с детьми, Идти вместе и дружно рука об руку, Локоть к локтю, а главное – ум к уму И доброта к доброте! И тогда у нас все получится. Просто не может не получиться».
Соловейчик С.Л.

Цель мероприятия :

повышение педагогической компетентности родителей в воспитании детей школьного возраста через устное народное творчество;

формирование личности способной к творческой деятельности;

формирование умений общаться и работать в команде, развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения;

формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества - что создает предпосылки для более успешной социализации личности;

возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики обучающихся и для социальной адаптации в целом.

воспитание познавательной активности, интереса и инициативы

Задачи

Образовательные:

развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей; развитие индивидуальных творческих особенностей детей развивать внимание, память.

расширить общий кругозор учащихся

Развивающие:

создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь)

создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности

Воспитательные:

формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры, воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;

формирование духовно-нравственных качеств личности, мировоззрения, внутренней культуры личности.

способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;

содействовать формированию патриотических чувств;

содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;

содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;

Планируемые результаты:

Обучающиеся получат опыт взаимодействия с людьми разного возраста.

Дети младшего школьного возраста получат личный опыт участия в праздниках.

Оборудование: Материально- техническое: видеосюжеты, музыка; проектор, компьютер, экран, акустическая система, микрофоны.

Информационно- методическое: подбор литературы по проблеме, информация интернета.

Ход мероприятия:

Звучит мелодия «По щучьему велению», выходит ведущая праздника Василиса Премудрая

Ведущая- Василиса Премудрая

Сказка сегодня к нам в гости пришла!

Любят её все на свете!

Особенно кто? (Дети)

Итак, внимание!

Сказка приближается,

Праздник начинается!

Попасть в сказку можно, но надо сказать волшебные слова. Закройте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три! Двери в сказку отвори»

Демонстрируется фрагмент из фильма-сказки «Золотые рога»- битва Бабы-Яги и Евдокии.

Баба-Яга (появляясь). Ой, ой, ой! Спасите люди добрые! Насилу от Евдокии ноги унесла! Думала я, что она тихая, скромная, а глянь, какая боевая оказалась! Чуть все косточки мне не переломала!

Василиса Премудрая . Баба- Яга, прежде чем кричать да народ пугать, ты бы с гостями поздоровалась, да объяснила что к чему.

Баба-Яга (с ужимками и гримасами). Здрасьте, касатики! Беда моя в том, что я вас маленьких, люблю. Вот и не стерпела, украла деток у Евдокии, а она сразу драться.

Василиса Премудрая. А ты не кради, зла не делай! Так, дети?

Выходит Евдокия в образе воительницы.


Баба-Яга . Ой спасите, ой спасите!

Василиса Премудрая. Постой Евдокия (обращается к Бабе-Яге). Баба-яга, я примирю вам с Евдокией, если ты дашь слово исправиться.

Баба-Яга . Даю слово, примерной буду.

Василиса Премудрая . Хорошо. Сегодня у нас большой праздник, приурочили мы его к Году Кино, Году Детства. На фестиваль-конкурс пришли в гости сказки главного киносказочника Александра Артуровича Роу, у которого в этом году юбилейная дата, 110 лет. И я хочу, чтобы вы вместе стали ведущими фестиваля «Сказки гуляют по свету». Ребята поаплодируйте героям последней сказки Роу «Золотые рога» Евдокии и Бабе Яге.

Баба-Яга (обращаясь к Евдокии). А кто такой Роу? Про Кота Баюна, который сказки сказывал знаю, а про него не слышала.

Демонстрируются слайды презентации с портретом Роу и по ходу фестиваля слайды афиш сказок.

Евдокия . Именно Александр Роу первым стал снимать фильмы сказки для детей, и фрагменты из них мы сегодня увидим. Но сначала объявим жюри и оно решит, кто сегодня станет победителем в номинациях!

1«Лучшее сценическое оформление» (костюмы,сцена)

2 .«Лучшая режиссура»

3.« Лучшее музыкальное оформление»

4 .«Лучший сценарий»

5 .«Лучшая хореография и сценическая пластика»

6 .«Лучшая комедийная постановка»

7 .«Лучшая мужская роль»

8 .«Лучшая женская роль»

9.« Лучшая роль второго плана»

10 .«Лучшая комедийная роль»

11. «Приз зрительских симпатий »

Представляем жюри.

Конкина Татьяна Владимировна-директор школы

Баландина Надежда Васильевна - сельский библиотекарь

Красникова Елена Валерьевна – заместитель директора по учебной работе

Ковалдина Наталия Леонидовна-учитель ИЗО и технологии

Артемчук Светлана Васильевна-учитель литературы и русского языка

Параконная Галина Николаевна-родительница

Баба-Яга . Интересно, если мы герои последней сказки, то какая сказка была первой?

Евдокия. Я думаю, ребята тебе подскажут, отгадав мою загадку. Как называется сказка, в которой зубастая рыба волшебством помогла лежебоке стать счастливым и богатым? (после ответов). Точно. Это Щука и она есть в нашем волшебном сундучке.

Фильм «По щучьему велению» вышел на экраны в 1940 году.

Баба-Яга . Прежде чем посмотреть фрагмент из этого фильма, ответьте на мой вопрос. Какие желания Емели исполнила Щука? Верно. Как вы уже догадались первый фрагмент, который мы увидим, из сказки «По щучьему велению» , на сцене театральная студия «Радуга» (Приложение1)

Баба-Яга . Молодцы! Жалко, что не было в этой сказке меня!

Евдокия. Не грусти, Ягуля, мы с ребятами сейчас назовём сказки, в которых есть ты. (После ответов). Вот, Баба-Яга, сколько сказок знают ребята.

А сейчас отгадайте загадку.

Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток;
Кашу, суп или окрошку…
Вы узнали? Это ( Ложка ). Достают из сундучка ложку

Баба-Яга. А теперь покажем вам сказку старинную –

Не шибко короткую, да и не шибко длинную!

- А такую как раз,

Как от меня - до вас!

Сказку «Варвара краса - длинная коса» покажет театральная студия «Почемучки». (Приложение 2) . Встречайте аплодисментами.

Евдокия. В сказках добро всегда побеждает зло. Так случилось и в фильме «Кощей Бессмертный», который АлександРоу снимал в годы Великой Отечественной войны. Тогда не сказочные, а реальные враги напали на нашу Родину. И поднялись на борьбу тысячи и тысячи Никит Кожемяк, чтобы отдать свою жизнь за победу над лютым врагом. Ребята, скажите, где хранилась смерть Кощея Бессмертного?

Ответы (На конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук на дубе) Ну если вы такие умные, то вам не составит труда отгадать такую загадку

« Одноглазая старушка, узоры вышивает» (Иголка ). Достают из сундучка иголку

Встречайте театральную студию «Смешарики» (детский сад)

Сказка« Кощей Бессмертный» (Приложение 3)

Баба Яга. Сколько можно! Кощей да кощей- красавец из одних костей! Лучше расскажи ещё, про сказочника.

Евдокия. Время шло, а Александр Артурович снимал фильмы для детей «Конёк горбунок», «Золотые рога», «Марья искусница». Всего шестнадцать киносказок, и среди них волшебная кинолента «Морозко». Она обошла экраны всего мира, завоевала не только любовь зрителей, но и главную награду кинофестиваля в Венеции-Гран-при «Золотой лев»

Баба Яга. И снова загадка из сундучка.

Наденешь ее - и тебя не узнать,

Ты - рыцарь, бродяга, ковбой...

Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать.

А снимешь - вновь станешь собой. ( Маска медведя ). Достают из сундучка маску.

Евдокия. На сцену приглашается театральная студия «Друзья Знайки»

Сказка «Морозко» (Приложение 4)

Баба Яга. Отличная сказка! Я там не последнюю роль сыграла, все с Иваном воевала. Вот только запамятовала, какие слова своей избушке говорила? (Задумывается ) «Цыпа-цыпа,иди сюда!»…Нет, не помню!

Евдокия. Ребята, какие слова надо избушке сказать?

Дети. Избушка, избушка, стань к лесу задом, а ко мне передом.

Баба-Яга. ( Топает ногой ). А я говорю:«Цыпа-цыпа, иди сюда!»

Евдокия. Ну ладно не спорь,

вот вам еще сказка,

А мне бубликов связка!

Но прежде отгадайте загадку

Баба Яга. Варится в печи кашка,

Начинается новая сказка,

Кашка упреет и сказка поспеет.

Театральные студии «Непоседы» и «Дельфин» покажут

сказку «Марья-Искусница» (Приложение 5)

Евдокия. Отгадайте ещё загадку

Само с кулачок,
Красный бочок.
Потрогаешь - гладко,
А откусишь - сладко. (Яблоко). Достает из сундучка яблоко.

Б.Я. Молодильные яблоки сыграли важную роль в сюжете сказки «Огонь, вода и медные трубы» . Приветствуем театральные студии «Данко» и «Торнадо» (Приложение 6)

Баба-Яга . Сказка, сказка, прибаутка!

Рассказать её не шутка.

Что бы сказка от начала,

Словно реченька журчала,

Чтоб в середке весь народ

От неё разинул рот,

Чтоб никто-ни стар, ни мал-

Под неё не задремал.

Евдокия . Прежде чем приступить к просмотру следующей сказки отгадайте следующую загадку. Частый, зубастый, вцепился в чуб вихрастый (Гребешок ). Достаёт из сундучка гребешок

Следующая постановка сказки «Финист- ясный сокол» встречайте театральную студию «Русичи» (Приложение 7)

Баба-Яга . Вы посмотрели 8 фрагментов из фильмов – сказок написанные Александром Роу по сюжетам русских народных сказок. Но у него есть ещё фильм сказка по произведению Гоголя «Ночь перед рождеством»

Отгадайте последнюю загадку .

Ломтиком вкусного сыра
Кажется в небе она,
Ночью для целого мира
Светит красиво … (Луна)

Театральная студия «Арлекино» покажет сказку « Ночь перед рождеством» (Приложение 8)

Евдокия. Пока жюри подводит итоги, Баландина Н.В. проведет викторину

«В мире сказок, чудес и волшебства» (Приложение 9)

Песня «Волшебная страна»

Евдокия. Жили - были старик да старушка.

Под окном у них текла речушка.

Баба-Яга. Жили в речушке карась да елец.

Тут нашим сказкам – КОНЕЦ!

Евдокия. А теперь слово жюри.

НАГРАЖДЕНИЕ по номинациям фестиваля-конкурса, победителей в конкурсе «Лучший рисунок», «Знаток сказок».

Баба-Яга . Пора и честь знать, домой улетать.

Вы же ребята, живите - не тужите,так же, как живут сказки Роу!

Евдокия. Праздник наш завершается,

Только сказка никогда не кончается,

Баба-Яга . У Роу много фильмов волшебных, смешных,

И прожить на свете нам трудно без них.

Евдокия. Пусть пройдут столетья, пусть пройдут года

Сказки Роу будем мы смотреть всегда.

Баба-Яга . А сейчас мы скажем хором дружно все:

«Приходи к нам, сказка, рады мы тебе!»

Финальная песня «Приходите в гости к нам»

Используемые ресурсы:

Журнал «Чем развлечь гостей» №5, 29-31стр. 2009г.

«Там на неведомых дорожках……»

Заметка в районную газету «Наш район»

В селе Елизарово состоялся фольклорный фестиваль - конкурс «Сказки гуляют по свету» по мотивам фильмов-сказок А.А.Роу. Замечательному киносказочнику исполнилось 110 лет. Этот праздник приурочили к году кино и году детства. Во все времена сказки любят дети и взрослые и неслучайно участниками стали детский сад, все классы и не остались в стороне активисты СДК взрослое население.

На несколько недель творческого процесса подготовки к фестивалю создалось 8 театральных студий, куда вошли также родители. Работы было много: просмотреть фильмы-сказки, подобрать интересные фрагменты, распределить роли, сшить костюмы, подготовить оформление сцены. Всем хотелось быть лучшими.

Ведущими праздника стали Василиса Прекрасная (Косинцева К.),Баба-Яга (Юсупова Л.П.) и Евдокия (Андрейцева З.В) герои последней сказки А.А.Роу «Золотые рога». Они познакомили зрителей с киносказочником и немного рассказали историю создания фильмов по русским народным сказкам. На фестивале были показаны отрывки из сказок «По щучьему велению», «Варвара краса-длинная коса», «Морозко», «Марья-искусница», «Кощей Бессмертный», «Финист ясный сокол», «Огонь,вода и медные трубы», «Ночь перед рождеством». Зал пестрел от разнообразия костюмов Водяных, Бабок-Ёжек, Кощеев Бессмертных, Царей, солдат, Иванушек, пожарных…. Сказочная, волшебная музыка звучала на протяжении всего праздника.

Нельзя передать атмосферу, которая царила в зале, и дети и взрослые от души смеялись над смешными фрагментами, они были в каждом сюжете. Во время праздника сельский библиотекарь Баландина Н.В. провела викторину по сказкам, эрудиты получили сладкие призы.

После всех выступлений, объективное жюри(Конкина Т.В., Ковалдина Н.Л.,Баландина Н.В., Артемчук С.В., Параконная Г.Н.) определило лучших по номинациям.

Дипломы за «Лучший сценарий» получили театральные студии «Смешарики» детский сад, «Друзья Знайки» 1-3-11кл., «Торнадо», «Данко» 9-10 кл.; за «Лучшую режиссуру» т.с. «Радуга»7кл., «Непоседы», «Дельфин» 5-6кл.; за «Лучшее музыкальное оформление» т.с. «Почемучки» 2-4 кл.; за «Лучшую комедийную постановку» т.с. «Арлекино» активисты СДК; за «Лучшую хореографию и сценическую пластику» т.с. «Смешарики».

Приз за «Лучшую мужскую роль» получил Корепанов Илья (ученик 8 класса, за «Лучшую женскую роль» Андрейцева Зоя (родительница), за «Лучшую роль второго плана» ЧертолинаАнастасия (ученица 6 класса), за «Лучшую комедийную роль» РыбьяковАлександр.

Хочется поблагодарить заведующую СДК Юсупову Л.П. за помощь, оказанную в организации и проведении праздника, воспитателей Ткаченко Е.В. иКосинцеву К.А., классных руководителей Захарову Т.А., Еремееву А.Н.,Касьянову И.А., Уханову С.А., Крупенкину М.Н.,Тукранова А.В.,Казюкину В.Ю., Казюкину Е.В. за креативность. Немалую помощь оказали взрослые, которые стали активными участниками праздника Клыгина Т.А.,Клыгина Ж.Г.,Батенёва О.В., Колганова Н.А.,Елизарова Н.Ф.,Аминова Л.П., Андрейцева З.В., ЕремееваГ.М.,Алимова М.И.,Рыбьяков А.Н.,КулькинаН.Б.,ЩербинаА.А. Васильева Н.И. Васильев Е.А., Кайгородова А.Е., Маньков Д.П, Конкина Т.В., Тихоненко С.В., Еремеева Н. П., Ершов Е.Н., Андрейцева О.Н.,Кудрина Н.М.,Маслаков Г.А.,Клыгину Г.П.За вкусные праздничные пироги и чай хочется поблагодарить ВасильевуН.И. и Клыгину Ж.Г.По радостным лицам детей и взрослых, можно было сделать вывод, что фестиваль удался.




Сценарий развлечения предназначено для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений. Содержит малые формы фольклора о Красноуфимске. Развлечение является итоговым мероприятием по месячнику о родном крае.

Сценарий развлечения для дошкольников «Уральские посиделки»

Цель: Закреплять и расширять знания детей о родном городе. Объяснить, что город - это результат труда людей разных поколений, что красноуфимцы - хозяева города, и каждый житель должен о нем заботиться.

Материал : Материал: фотографии города, названия станций: «Угадай-ка», «Литературная», «Отгадай-ка», «Творческая», «Медали», «Маленький гражданин города», книги В.Ф. Скворцовой, Жужина.

Словарная работа : город, храм, изба, селекционная станция.

Ход мероприятия

Ведущий:

По селу молва идет:

В эту горницу народ

Каждый месяц созывают,

Да так ласково встречают,

Леденцами угощают.

Бабушка:

Добрый день, гости званные, да желанные! Милости просим на Уральские посиделки! Посидеть да потешиться, поиграть, пошутить, посмеяться.

(Заходят девочки под р.н. «Я на горку шла»)

Девочка:

Здравствуй, бабушка! Принимай гостей со всех волостей!

Девочка:

У бабушки нашей супрядки была, что ты бабушка нам шить дашь?

Бабушка:

Старым старушкам

Шерсти клочок,

А красным молодушкам

Белый ленок.

(раздает шитье)

Бабушка:

Удобно ли вам гости дорогие?

Всем ли места хватило?

Не тесновато ли вам?

Девочка:

В тесноте, да не в обиде.

А как шили - вышивали,

Так и песни напевали.

Песня: «Пряха» русская народная песня.

(Стук в дверь)

Бабушка:

Проходи честной народ,

Не пыли дорожка.

Добры, молодцы идут,

Погулять немножко.

(Под р.н. песню «Калинка» входят мальчики, одетые в русские народные костюмы, в руках музыкальные инструменты)

Мальчик:

Если есть в лесу цветы

Будет и поляночка.

Если есть в избе девчата

Будет и гуляночка.

Бабушка:

Здесь и красны девицы,

И добры молодцы кругом

Все уселись за столом.

Будет всем вам здесь приятно

Побывать в гостях у нас.

Пирогов отведать вкусных

И чайку напиться всласть.

Страдания (частушки)

1. Дело к вечеру, а солнышко

Сияет горячо.

Посидим у прясла девки

Потолкуем кто про что.

2. На Урале мы живем,

Сушки, пряники жуем.

Мы страданий много знаем

И сейчас для вас споем.

3. Нас компашечка собралась

Разудалых молодцов.

У кого нету рубахи,

У кого нет сапогов.

4. Ой, куда-куда ты катишься

Студеная вода.

Никакой, нам, девки праздник

Не хорош без паренька.

5. Мы пришли сюда ребята

На вечерку посидеть.

А девчонки все зазнались

Не хотят на нас глядеть.

6. Что вы глупые мальчишки

Ничего не знаете

Вовсе мы не зазнаемся,

А работой заняты.

7. Мы не пишем, не читаем,

А страданья напеваем.

Приходите в гости к нам,

Мы еще и спляшем вам.

Мальчик:

Из-под горки, да на горку,

По широкой улице

Разгуляйся, ты кадриль

Люди пусть любуются.

Как кадриль-то заиграет

Всех танцоров увлекает.

Танец: «Кадриль»

(Из-под печки выглядывает домовенок Кузя)

Бабушка:

Домовой за печкой жил

С ребятишками дружил.

Он хозяйке помогал

Всех гостей он развлекал.

Он за печкою сидит

Иногда слегка ворчит.

А вообще он удалой

Самый лучший в мире домовой.

Дети:

Домовой:

Дети:

Где ты был?

Домовой:

У бабушки!

Дети:

Что принес?

Домовой:

Оладушки.

Дети:

Где ж они?

Домовой:

Под лавкой.

Дети:

Экий, ты, Кузя чудак.

Домовой:

А вы бы дети как?

Дети:

А мы бы оладушки на стол поставили и съели.

Домовой:

Ладно, в другой раз так и сделаю.

Домовой:

Дети:

Где ты был?

Домовой:

У бабушки!

Дети:

Что принес?

Домовой:

Дети:

Где же они.

Домовой:

А я сделал как вы велели.

На стол поставил и съел.

(Домовой вылезает из-под печки)

Домовой:

Сяду рядышком на лавке

Вместе с вами посижу.

Загадаю вам загадки

Кто смышленый погляжу.

Собираю я загадки

В кузовок берестяной,

Что лежит, в нем вы узнаете,

Коль загадки отгадаете.

«То толстеет, то худеет,

«В лесу выросло,

Из лесу вынесли.

В руках плачет,

А кто слушает, скачет» (рожок)

«В лесу тук-тук,

В избе ляп-ляп.

В руках дзинь-дзинь,

По полу топ-топ» (балалайка)

Бабушка:

Эй, нарядный народ

Покажи умение:

В танцах, да пенье.

Становитесь в ряд,

Выбирайте подряд:

Дудки, хлопушки,

Бубны, погремушки.

Игра на музыкальных инструментах: «У нас нонче субботея»

Домовой:

Мы пели и плясали,

А играть мы не играли.

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит.

Собирайся детвора

Ждет уральская игра.

Игра: «Селезень утку ловил» (с. 148, Т.И. Калужникова)

Всякий молодец

На свой образец.

Пришли к нам два брата

Фома да Ерема.

Бабушка:

Проходите гости, дорогие, присаживайтесь.

Фома:

Ерема:

Нет, ты садись.

Фома:

Подвинься.

Ерема:

Нет, ты подвинься. (Толкает Фому, тот падает)

Ерема:

Фому поднимали,

Животы надорвали.

Фома:

Ерема худ, голова с пуд.

Нос крючком,

Хохол клочком.

Ерема:

Сам с аршин,

Голова с кувшин.

Фома:

Любишь шутки над Фомой,

Полюби и над собой.

(ссорятся)

Получился у нас петушиный бой.

Игра: «Петушиный бой»

Ерема:

Фома, есть хочешь?

Фома:

Да нет, перекусил.

Съел кусок пирога,

Горшок сметаны,

Решето калачей.

Ерема:

Вот какой сильный стал.

Игра: «Перетяжки»

Бабушка:

Эх, Фома да Ерема,

Сидели бы дома.

Мальчик:

Мы веселые ребята

На Урале мы живем.

И сейчас все вместе дружно,

Хоровод свой заведем.

Дети исполняют «Уральский хоровод» муз. Филиппенко

Девочка: (исполняет на мотив частушек)

Пойдемте, девочки домой,

Пойдемте, ягодиночки.

Дадим хозяевам покой

Закончим вечериночку.

Девочка:

Пойдемте, девочки домой

Я уж насиделася.

Моего милого нет,

На ваших нагляделася.

Лидия Муринцева
Сценарий мероприятия «Как бывало в старину». Посиделки по обычаям и традициям русского народа

Сценарий фольклорных посиделок

«Как бывало в старину » .

Цели :Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству , обычаям , традициям , к народным играм ;

Познавательная цель обычаях , обрядах с устным . - Познакомить детей с песнями, частушками, загадками.

Воспитательная цель

Развивающая цель

Расширять представления, о традициях и обычаях народов России .

Знакомить детей с русским фольклором через песни, частушки, прибаутки, сказки.

Воспитывать уважение к культурам других народов .

Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества .

Познавательная цель : - Расширить представление детей о культуре и обычаях , обрядах с устным народным творчеством русского народа . - Познакомить детей с песнями, частушками, загадками. Воспитательная цель : Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, его истории и культуре.

Развивающая цель : развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.

Оформление :

1) Стол, накрытый белой скатертью. На столе самовар, посуда с угощениями

Оборудование : - Компьютер,

Мультимедийный проектор,

Мультимедийная презентация «Обычаи , традиции и обряды русского народа .

Музыкальное оформление : -

Мелодия песни Е. Шавриной «Ромашковая Русь» .

Мелодии русских народных песен «На горе-то калина» и «Во саду ли, в огороде.

Место проведения :актовый зал.

Время проведения :---

Действующие лица :

Демьяненко О. Н

Муринцева Л. И.

Ход праздника:

Звучит песня «В горнице моей…

Добрый день, народ славный ! Рады приветствовать вас в нашей горнице. Деревенский народ веселый , песни петь любит да в игры играть, хороводы водить.

1 ведущий

Поудобнее садитесь,

Не спешите, соберитесь.

В теплу избу приглашаем,

Видеть всех мы вас желаем.

Как в старинку , наши предки

Собирали посиделки ,

Так бывало на Руси

С шуткой ели калачи.

Народ посмотреть и себя показать

Хороводы водить, нескладушки петь,

Веселые потешки -прибаутки сказывать,

2 ведущий

На завалинках, в светёлке,

Иль на бревнышках, каких.

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались, -

Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши,

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир .

Нынче все мы по “сусекам”

Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок ,

Их бы надо возродить.

Если вы в “своей тарелке”

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь сейчас.

(Слышится смех,звон бубенцовю. Хозяйка открывает дверь)

Реб. -Здравствуйте,пустите к себе в избу на посиделки ?

Хоз. -А чем платить будете?

Реб. -А чего надобно?

Хоз. -Да совсем немножко :дровец возок,керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда,да гороха три ведра,

Да медку туесок,да масла горшок,да денег пятачок.

Вот так немножко!

Да пошутила я. Зачем пожаловали?

Чайку попить,хозяйку повеселить.

Рассказать,послушать,пирогов покушать.

Посмеяться,поплясать,себя показать.

Хоз. -Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час

Песней русской да народной я встречаю нынче вас.

(Под песню «У нас нынче субботея» гости рассаживаются на лавках.)

Входят девочки. В руках каждой какое-то угощение, ставят на стол и поют куплет песни «А я чайничала» (минус)

(стук в двери)

Ведущий а к нам ещё гости пришли,заходите с чем вы к нам пожаловали.

(младшая группа)

1. Вы послушайте, ребята,

Нескладуху будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь!

Дети : Чепуха, чепуха,

Чистая чепуха!

Чипа- чипа, а - ха – ха-

В самом деле, чепуха!

2 : На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Дети : Чепуха, чепуха…

3 : На столе лежит арбуз,

На арбузе - муха!

Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!

Дети : Чепуха, чепуха…

4 : На горе верблюд пасется

В белых вышитых штанах.

А за ним блоха несется

На высоких каблуках!

Дети : Чепуха, чепуха…

5 : Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Что бы нам похлопали.

Хозяйка : Спасибо, ребятки, за частушки потешные!

Ведущая : Есть у нас для вас загадки :

Не горьки, не кислы, не сладки.

Кто сейчас все отгадает,

Тот весь год забот не узнает.

Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах, посиделках нашего города . Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из них. За правильно угаданную загадку получаете конфетку.

1Загадка первая!

И колковато и ноздревато, и мягко,

И ломко и всех милей! (Хлеб) .

2 загадка вторая, самая смешная.

«Овца в корове» (Носок в сапоге) .

3. В брюхе - баня,

В носу решето, на голове пуговица.

Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)

4. В печь несут – жидко,

Из печи несут – твёрдо! (Каша) .

5 Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок) .

6 Пять чуланов – одна дверь. (Перчатка)

7Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)

8 Всё пря сам на виду. (Сундук)

9 Маленький, горбатенький, всё поле перерыл. (Плуг)

Загадки для взрослых и детей.

Кто из нас не любит блинов – пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему блины круглые?

Ответ : Они пеклись на масленицу по подобию солнца.

Для чего в старину на подушках вышивали цветы?

Ответ : Чтобы снились хорошие сны.

Почему на полотенцах вышивали петухов?

Ответ : Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.

Далеко за пределами России были известны наши умельцы. Тульские мастера даже блоху подковали. Кто помнит, в каком произведении об этом написано?

Ответ : «Левша» Лескова.

Многие из нас может быть имеют дома палехские шкатулки. Почему они так называются?

Ответ : Её делали мастера из Палеха.

Известны мастера стеклянной посуды. Есть такой город в России, где издавна занимались дутьём стеклянных изделий. Как называется этот город?

Ответ : Гусь-Хрустальный.

Деревенские ладьи, ложки, миски, радуют глаз яркой окраской, нежным рисунком. Из какого города эта посуда?

Ответ : Это хохломская роспись из г. Семёнов Нижегородской области. Д

(выходят девочки ---)

две девочки читают частушки перед исполнением пляски :

– Эх топни, нога

Топни правенькая

Я плясать пойду

Хоть и маленькая.

– Пойду плясать

По соломушке

Раздайся народ

По сторонушке!

Выходят еще четыре девочки и исполняют частушки :

– Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идет четыре.

– Не хотела я плясать

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

– А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала подружки.

– По деревне я шла

И Ванюшку видела,

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела.

А сейчас вам загадаем загадку.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть :

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко …

Это русская … . (Матрёшка)

В 19 веке жил - был один русский художник . Путешествуя по Японии, он видел много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, то пошёл к народным умельцам : «Можно ли выточить вот такую забавную куклу?» . Выточили, расписали и назвали русским именем Матрёшка . И начали на Руси с тех пор выделывать эти удивительные игрушки, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись игрушкой в Нижегородском крае.

СОСТЯЗАНИЕ «НАРЯДИ МАТРЁШКУ»

А мы снова обращаемся к русской матрёшке . В состязании принимают участие по 5 человек от команды.

Получите, вырезанный из картона силуэт матрёшки. Ваша задача – нарядить матрёшку. 1- й человек держит матрёшку, просунув лицо в вырез, 2-й - прикрепляет платочек, 3-4 – рукава, 5-й – фартук.

Внимание! Приготовились! Начали!

(Звучит музыка. Начинается состязание)

Русские пословицы , как и русские изделия , славятся на весь мир.

Пословица – душа и ум народа .

В ней к Родине любовь.

В ней мудрый опыт многих поколений.

Хвала к труду в ней и презренье к лени.

Пословица – к слову молвится.

Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

Следующее задание : Я называю два слова из пословицы. А вы называете всю пословицу. Правильно назвали – конфету получили.

1. Труд –пруд (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)

2. Слово – воробей. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.)

3. Журавль – синица (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)

4. Волк – лес. (Волков бояться - в лес не ходить.)

5. Красавица – умница. (Дом держится не красавицей, а умницей.)

6. Не храним – плачем. (Что имеем – не храним, потерявши – плачем.)

7. Снову – смолоду. (Береги платье снову, а честь смолоду.)

8. Роток – платок. (На чужой роток не накинешь платок.)

Многие зарубежные пословицы очень схожи с нашими по смыслу.

Я буду вам говорить зарубежную пословицу, а вы мне в ответ - русскую .

Вьетнамская : «Прежде чем сказать, поверни язык семь раз»

«Семь раз отмерь - один раз отрежь»

Афганская : «Укушенный змеёй, боится пёстрой ленты»

«Кто обжёгся на молоке - дует воду» .

Финская : «Шуму много, а шерсти мало – сказал чёрт, остригая кошку» .

«Много шуму из ничего»

Африканская : «Сын леопарда тоже леопард» .

- «Яблоко от яблони недалеко падает» .

Жива традиция .

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

Выходят три девочки. Садятся за стол.

Мини-инсценировка . Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1-Кабы я была царица, я б на весь честной бы мир изготовила бы пир.

2--- Кабы я была царица,я б навесь бы мир одна надкола бы полотна.

3-Кабы я была царица,я б для батюшки царя родила богатыря.

1-Но для этого надо замуж выйти.

(Дверь тихонько заскрипела и в светлицу входит царь стороны той государь.)

Царь. Будь моею ты невестой.

И сейчас мы вам покажем русский народный обряд «Выкуп невесты»

Средняя группа.

А сейчас мы посмотрим традицию русского народа «Новоселье» .

Старшая группа .

Какие же традиции и обычаи русского народа без устного народного творчества .

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.» (младшая группа) .

В небе будто от побелки

Засветился Млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

Дни общенья – счастья вехи,

Посиделкам каждый рад .

Делу время, а потехе час

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь .

Мы прощаемся с гостями,

Говоря : до новых встреч!

Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,

Самый светлый, самый ясный

Посиделок русский дух

Посиделки , вечеринки,

Звёзды в праздничной выси –

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Жизнь такая – не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Всё, что было, вспоминая,

Пусть живёт страна родная.

Очень русская , земная,

В мире лучшая страна!

Фольклорный праздник «На завалинке»

Цели: 1)Постижение «мудрости народной» через создание

ярких картин будней и праздников молодёжи конца 19- начала

2)Воспитание глубокого уважения к прошлому, традициям и

обычаям русского народа.

3)Установление тесного общения с семьёй.

Оформление: макет дома, плетня, завалинка.

Дети в русских народных костюмах сидят на завалинке.(звучит народная песня)

Ведущий:

Добрый день, гости дорогие! Гости званные, да желанные!

Люди зрелые и молодые, женатые и холостые!

Давно мы вас ждали – поджидали. У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко, и забавушек разных мы припасли на каждый вкус.

Дай Бог тому, кто в нашем дому-

Дорогим гостям, да вашим детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьём и бытьём и здоровьицем!

И по старой русской традиции кланяемся вам в пояс…

(медленный поклон)

Гость в дом – хозяину радость.

Какие добрые слова говорили наши далекие предки, не правда ли?

А теперь так часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней

Прошлое – особая страна! В ней всё милей, и понятнее,

ближе, и родней. И как жаль, что прошлое уходит всё дальше и дальше и многое забывается. Теперь уже никто из нас не знает значения некоторых слов. Как жаль, что забыты такие красивые слова: узорочье, матица , высокий терем, завалинка , посиделки…

К счастью, ничто не проходит бесследно. Народная мудрость жива и всегда будет жить в народе.

Нам повезло – мы жители села и многие традиции по крупинкам сохраняются и передаются из поколения в поколение.

В каждом селе в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю - летним, осенним, зимним и конечно весенним календарным праздникам.

Весной народ ощущал свое единство с окружающей природой, был убежден, что своими добрыми делами, играми, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению цветов и злаков, прилету птиц….

На Руси считалось, что лишь тот, кто умеет по настоящему справить праздник, посидеть весело – тот умеет и трудиться.

А потому, в давние времена в каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки, куда собирались холостые девушки, да парни.

Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах, умением и мастерством блеснуть.

И сегодня на нашей завалинке мы постараемся показать вам фрагменты деревенских посиделок. Вы увидите и услышите то, о чём говорили, что пели и о чём мечтали наши прабабушки и прадедушки.

Всем ли видно?

Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Тогда мы начинаем наш фольклорный праздник «На

завалинке » и милости просим на наши посиделки…

ПЕСНЯ «ЗАВАЛИНКА »

(дети обращаются друг к другу как будто ведут диалоги к гостям)

Добрый день вам и поклон,

Гости дорогие!

Собрались со всех сторон

Наши все, родные.

Я смотрю на ваши лица,

Хорошо, отрадно мне,

Словно я в огромной, дружной

И приветливой семье.

Ото всех дверей

Ото всех ворот

Выходи скорей,

Торопись, народ!

Открываю ворота

Выходи, кому охота!

(выходит ШУМОВОЙ ОРКЕСТР «ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ »)

Девочки: Ох, и расшумелись, а ну-ка тссс! (показывает «тише») А ну, домой, а то мамка заругает! (дети убегают)

Девочки садятся на скамейку, грызут семечки.

Входят 2 мальчика в русских костюмах.

Идут, грызут семечки, поглядывают на девочек.

1. О! Наро – оду!

2. Ого! Народищу – у!

1.Ты куда?

2. А ты куда?

1. Я – сюда.

2.И я сюда.

Мальчики садятся на скамейку.

1д. Ой, девочки, а я что вчера видела!

Все. Чего?

1д. Да не знаю уж, сказывать ли вам?

2д. Как это не знаешь?

3д. Коли заикнулась, так сказывай давай?

1д. Сижу я вчера вечером у окошка, луна светит ярко, на улице хорошо видать, идут мимо дома нашего Варенька с Серёжкой. Достаёт он платочек да на плечи ей накидывает так бережно, бережно. И в глаза ей всё заглядывает.

4д. Никак, свадьба скоро будет.

. (воодушевленно рассказывать)

1 д. А мне маменька рассказывала, . что на старинных русских свадьбах совершался обряд, сегодня совершенно забытый. В самый разгар свадебного

пиршества невеста бросала в круг незамужних девушек подушку. И первая, севшая на неё, была следующей невестой. Так же поступал и жених. Вот поди было весело…

(проходит парочка, мальчик одевает платок на плечи и тянет мешок с семками )

2д. Ой глянь, вон что весело, ты погляди как Сенька на Таньку пялится, влюбился что ли?...

1д. Завидуешь что ли?

2д. А что ж, не завидовать, он жених завидный..

3 д. (с иронией ) это точно…завидный…

(парочка садится)

ПЕСНЯ «СЕМЕЧКИ » (девочка садится к другим девочкам, машет мальчику и тот уходит, продолжается диалог…)

3д. Послушайте, что со мной сегодня произошло. Иду я к вам сюда, вдруг мне дорогу перебегает чёрная – пречёрная кошка. Что делать? Не идти – нельзя, вы меня ждёте, а пойти так все переругаемся…

2д. Ой – ой – ой? Что же ты сделала?

3д. Ну, я не растерялась – три раза через левое плечо плюнула…

2 дев. Бедный пушистый зверёк! Ох и хлебнул же он горя из –за своей окраски! А почему же именно чёрная, а не рыжая,полосатая или ещё какая – то кошка стала символом ссоры,неприятностей?

1 дев. Мне бабуля сказывала, то произошло потому что с чёрным цветом наши предки связывали многие неприятности в своей жизни. Тёмная ночь…

тёмный лес… чёрный провал пещеры – они таили в себе опасность. С тех пор и повелось, что чёрный цвет стал символом зла, коварства, недобрых мыслей. И безобидную чёрную кошку крестьяне выкидывали из избы во время грозы – а вдруг притянет к себе молнию.

2 дев. А если провезти такого кота на лошади – всё, считай, конь пропал, а уж если чёрный кот чихнёт – не миновать хозяину зубной боли.

Все: ха-ха-ха

2 дев. Нам сейчас смешно, но ведь ещё не так давно люди верили во всю эту ерунду.

3 дев. А вот что говорил народ о суевериях.

1.Муравьи в доме – к счастью; кони ржут – к добру.

2.Кто нечаянно завидит свет в своём доме – жди счастья.

3Сова близ дома кричит – к новорождённому.

4.Заяц по селу бежит – к пожару.

1 дев. Ага, вот-вот…

5.Коли наступишь на чужой след, то будут болеть ноги.

6.Чёрный глаз опасен. Бойся чёрного да карего глаза.

7.Мыло за пазухой спасает от порчи.

8.Не играй ножом – ссора будет.

9.Ключи на столе – к ссоре.

2 дев . Что вы все о грустном! Для хорошего настроения послушайте вот такие забавные приметы: «Звенит в одном ухе – к исполнению желаний.

Звенит в обоих ушах – выключите будильник и вставайте.», «Если все кошки, перебегающие дорогу, чёрные, значит, рядом жгут автопокрышки.», «Если вам навстречу попадается женщина с пустыми вёдрами, значит, в доме отключили воду.»

(все вместе смеются)

1д. Ой, что-то скучно стало!

(выходят мальчики)

1м. А не поиграть ли нам в фанты? (дети тянут бумажки и исполняют желания, кто не задействован - хлопают)

    Выпала тебе работёнка:

Изобрази-ка нам котёнка.

    Чтобы не попасть впросак,

Пришлось смотреть во все глаза.

    А теперь закрой-ка глаз,

Кукарекни пару раз.

4. Вежливостью удиви:

Руку всем вокруг пожми.

(все вместе)

Ставьте ушки на макушку:

Мы споём для всех частушки.

Девочка: Говорят частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?

Мальчик: Только, разве, дело в моде, если любят их в народе?

ЧАСТУШКИ

    Мы частушки-прибаутки собирали всем селом

Всем на радость и забаву их сейчас перепоём.

Я плясала у реки, потеряла каблуки.

Обернулася назад – каблуки мои лежат.

Не смотрите на меня, глазки не ломайте,

Я не с вашего села, вы меня не знаете.

А у нас во дворе квакали лягушки,

А я с печки босиком, думала, подружки.

Ах, гармошечка-гудок, своё дело знает.

Она в Сашиных руках хорошо играет.

Как же нам не петь частушки, ведь в Ардони мы живём!

Мы частушки пели вам - больше, чем полвечера.

Мы пойдём, а вы сидите, вам ведь делать нечего (уходят?)

(Выходят мальчик).

1.Небылицы в лицах

Сидят в теремах-светлицах.

2.Щёлкают орешки

Да говорят насмешки.

Выходят все участники.

Все: Фольклорные перевёртышки .

1.Ехала деревня мимо ямщика,

Вдруг из-под воротни лают ворота.

2.Крыши полетели, сели на ворон,

Лошадь понукает ямщика кнутом.

3. «Тпру»- сказала лошадь, а ямщик заржал,

Лошадь пошла в гости, а ямщик стоял.

4.Лошадь ела шаньги, а ямщик овёс,

Лошадь села в сани, а ямщик повёз.

Все: Фольклорные потешки .(ДИАЛОГ ПО ДВА)

1.-Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Зашить можно.

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2.-Фома, что из леса нейдёшь?

Медведя поймал.

Так веди сюда.

Да он не идёт.

Так сам иди.

Да он не пускает.

3.- Фома, у тебя в избе тепло?

Тепло. В шубе на печи согреться можно.

4.-Сынок, сходи за водицей на реку.

Брюхо болит.

Сынок, иди кашу есть.

Ну, раз мать велит, надо идти.

Все: Фольклорные загадки .

1.Меж двух светил я в горнице один. (Нос.)

2.Стоят два кола, на кольях бочка,

На бочке кочка,

А на кочке дремучий лес. (Человек.)

3.Одну меня не едят, а без меня мало съедят. (Соль.)

4.У двух матерей по пяти сыновей.

Одно имя всем. (Пальцы).

5.И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко,

А всех милей. (Хлеб.)

6.Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит:

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

Все: Фольклорные дразнилки.

1.Дуня-пышка на улицу вышла.

На кочку села, комарика съела.

2.Лёшка-лепёшка, голова с лукошко,

Шапка колышком, ноги брёвнышком.

3.Коля, Коля, Николай, бросил шубу на сарай,

Шуба вертится, Коля сердится.

4.А Дуня -Бабка-ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит: «У меня живот болит»

(на сцену выходит женщина с ребенком на руках ) Тсссс!... малыш засыпает..

Ведущий (за кадром ) На посиделки приходили и молодые замужние женщины, у которых уже были маленькие дети. Младенец ещё и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную колыбельную песню.

Девочка с куклой поёт колыбельную песню .

Баю, баю, баю, бай!

Спи, малютка, засыпай.

А то серенький волчок тебя схватит за бочок.

Баю, бай, баю, бай,

Поскорее засыпай.

Ведущий: (за кадром) Проснётся ребёнок, затекли руки-ноги – раньше туго заворачивали. Развернёт его мама и начинает поглаживать да приговативать..

(Девочка разворачивает куклу, поглаживает и говорит).

Потягунюшки, подрастунюшки,

А в ножки ходунюшки, а в ручки хватунюшки,

А в роток говорок, а в головку разумок.

Ведущий (за кадром) Какие хорошие, ласковые слова, верно? И следит малыш глазами: где у него ножки, где роток. По-доброму как всё было…, по-нашему…, тепло… душевно…

(шум и гам.. на сцену выходят шумовой оркестр…)

Дети: А мы сейчас убаюкаем вашу ляльку…

ШУМОВОЙ «КАМАРИНСКАЯ »

Женщина: ох и шумные вы ребята! Пойдем мы …(уходит, дети садятся)

Ведущий (за кадром ): На посиделках велись и серьёзные разговоры. Думали о лучшей жизни, вспоминали о прошлом, хотели узнать о будущем.

На май-июнь приходится один из самых главных праздников – Святая Троица. С праздником Святой Троицы связано много народных обычаев и традиций. Это праздник связан с культом прославления расцветающей растительности, с культом воды и земли. В Семик (четверг) девушки надевали лучшие наряды, плели венки из веток берёзы и цветов и ходили в лес завивать берёзку. У нас на селе до сих пор в особом почете праздник «Березка». Наверное потому, что вокруг села березовые рощи и возле школы растут белоснежные красавицы…

Ей, красавице русской, несметное количество песен написано…

ПЕСНЯ ПРО БЕРЕЗУ (ДК Ардонь)

С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного молочного
И с пухлых ребяческих грез.

Праздник «Березка» объединяет всех и умудренных опытом и молодых

Выходят девочки с венками, подходят к берёзке , окружают её и по очереди расхваливают.

1.Ай да красавица!

2.Ай да кудрявая!

3.Ай да стройная!

Дети: . Завьём берёзоньку ! Да желанья загадаем!

1.Вью-вью колечко на батюшку,

Другое колечко на брата,

Третье колечко на себя.

2.Вью колечко на сестру,

Другое колечко на брата,

А третье колечко на себя,

Чтобы все наши желания исполнились.

Участники водят хоровод «Ах ты, белая березка!».

3.Берёзка-берёзонька, завивайся, кудрявая!

К тебе девушки пришли, загадать желания пришли.

4.Белая берёзонька, ходи с нами гулять, пойдём с нами играть.

5.Девушки-подруженьки, пойдёмте к реченьке венки в воду

бросать, на женихов гадать.

Все участники уходят….

Девочка: А вот и конец, всему делу венец.

Ведущий : Мы показали вам только часть того доброго и

прекрасного, что знали и любили далёкие наши предки.

Х очется пожелать вам , чтобы души ваши были добрыми, чтобы любили

землю, на которой живёте, берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад.

Дом, земля наша, любовью богата и трудом.

А песнями, играми счастье копится и полнится.

Старое уходит, но его нужно знать и беречь.

Русская старина пронизана добром, а это очень важно в наши дни.

Берегите Россию…

ПЕСНЯ «РОСИНОЧКА – РОССИЯ »

(на проигыше)

Желаем дней побольше ясных,

Побольше света и тепла,

Здоровья, радости, успехов,

Покоя, счастья и тепла.

Все: Приходите снова к нам, будем рады мы гостям!

Праздников, всероссийских и международных, в нашем календаре немало, и год от года их число увеличивается. Но особым очарованием обладают всё же именно «вечные» народные торжества, пришедшие из глубины веков. Недаром, к примеру, Масленицу, или Сороки так любят дети!

В этом разделе Вы найдёте всевозможные варианты сценариев для проведения с детьми осенних ярмарок и летних Спасов. Познакомитесь с опытом коллег по организации тематического мероприятия на Вербное воскресенье, Пасху, Ивана Купала, Покров, Сабантуй… Для Вашего удобства все материалы систематизированы, поэтому найти нужный и актуальный будет несложно.

У Вас будет самый лучший фольклорный праздник!

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Сороки, Жаворонки, Грачиная каша. Народные праздники птиц
  • Спас. Яблочный, медовый, ореховый спасы. Материалы к праздникам
  • Иван Купала. Отмечаем праздник с детьми, сценарии, обряды

Показаны публикации 1-10 из 2017 .
Все разделы | Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения

Цель : приобщение детей к истокам русской культуры посредством знакомства с русскими народными играми . Задачи : Обучающая : развивать физические качества : быстроту, ловкость, выносливость, координацию движений; интерес к русским народным играм . Расширять и обогащать словарный запас...

«Широкая Масленица». Сценарий народного праздника Цель : Приобщение детей к русским народным традициям и пропаганда здорового образа жизни. Действующие лица : 1.Ведущие : 2.Скоморохи : 3. Весна 4. Зима – 5.Масленица – 6. Коза - 7. Цыган – 8. Медведь – 9. Баба Яга – 10.Марфуша – 11. Маманя – ХОД ПРАЗДНИКА : Звучит русская народная ...

Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения - Сценарий развлечения во второй младшей группе «Русские народные игрушки»

Публикация «Сценарий развлечения во второй младшей группе «Русские народные...» Сценарий развлечения в 2 младшей группе «Русские народные игрушки» Цель: Создать детям радостное настроение. Способствовать проявлению у детей двигательной активности. Задачи: Расширение представлений о народной игрушке, народных промыслах и народных играх через малые...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Народно-обрядовый праздник «Масленица» для детей старшего дошкольного возраста Народно-обрядовый праздник «Масленица» для детей старшего дошкольного возраста. Цель: развивать у детей способность спокойно держаться на сцене при выступлении при взрослых и сверстниках (в соответствии с индивидуальными особенностями. Задачи: знакомить с русским народным...

«Праздник народных игр и развлечений» Цели и задачи: Популяризация народных игр среди дошкольников и их родителей; Развитие ловкости, координационных способностей, выносливости, смекалки; Воспитание толерантности, интереса к культуре других народов; Создание благоприятного микроклимата, доверительных...


Хозяюшка 1: Внимание! Внимание. В честь праздника 8 Марта Объявляем весёлое гуляние! Поспешите, поспешите! Ничего не пропустите! Хозяюшка 2: Будем праздник начинать, Будем петь и танцевать! Хоровод заведём, Песню звонкую споём! Ах ты, русская душа, До чего ж ты хороша! Под...

Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения - «Спешит на ярмарку народ» . фольклорный праздник

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» «Спешит на ярмарку народ» / фольклорный праздник/ Авторы составители: Музыкальный руководитель МКДОУ д/с «Родничок»: Мироманова Наталья Олеговна воспитатель МКДОУ д/с «Родничок»: Шуликова Тамара...



Рассказать друзьям