Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников. Методическая разработка на тему: Семинар - практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Совершенствование общения педагогов и родителей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Анжела Терещенко
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников

Задачи:

уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимо-действия с родителями.

повысить профессиональную компетентность педагогов по организа-ции новых форм взаимодействия с родителями;

активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;

поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Материал: сердечки, дерево с листочками, клей, карточки с названиями животных, таблицы с формами работы.

Ход семинара:

I. Вступительная часть. Создание позитивной атмосферы.

Тема семинара-практикума «Инновационные формы работы с родителями». Сегодня пойдет речь о том, как эти встречи сделать интересными. А проведем наш семинар в форме тренинга, как одной из инновационных форм работы.

Девизом, послужит высказывание Конфуция: "Скажи мне - и я забу-ду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму. " Мы будем сегодня играть!

Любое мероприятие начинается с организационного момента или «знакомства». Я вам предложу несколько вариантов. Можно использовать:

Упражнение «Волшебный клубок», (клубок) называя свое имя, имя ребенка, рассказывает какую-то информацию о себе;

Упражнение «Разноцветные колпачки», (коктейльные трубочки, колпачки) передвигаясь по залу, группе знакомиться друг с другом;

Упражнение «Сердечки» (Коробочка, сердечки)

Я вам предлагаю взять одно, два или несколько сердечек из нашей коробочки. В зависимости от того сколько у вас сердечек, расскажите о себе несколько фактов (рассказы воспитателей).

Упражнение «Идеальное общение» (пары названий животных)

Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон». Прочитайте название так, чтобы надпись видели только вы, карточку можно убрать.

Задача каждого найти свою пару, при этом можно использовать любые выразительные средства, нельзя только говорить и издавать звуки характерные для вашего животного. Когда вы найдете пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда у нас будут все пары образованы, мы посмотрим, что у нас получилось.

Это упражнение можно провести с родителями, обычно проходит оно весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость.

Сейчас встанут те, кто любит читать книги. А теперь поднимут руки те у кого есть кот или кошка. Попрыгают на левой ноге те, у кого есть бусы. Те, кто любит мороженое, попрыгают на правой ноге… У кого есть сестренка, обнимут себя. У кого есть брат, похлопают в ладоши. Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове…

Задание «Поиск сокровищ»

Методика проведения. Участникам предлагаются карточки с перечнем "со-кровищ". Нужно найти среди собравшихся человека, который соответствует пункту из списка. Для этого они должны подходить к разным людям и опрашивать их. На эту работу отводится 5-7 минут.

Список "сокровищ": найдите человека

Чей день рождения наиболее близок к сегодняшней дате;

С необычным хобби или увлечением;

Который любит ту же еду, что и вы;

Который родился в этом городе;

У которого столько же колец на руках, сколько и вас;

Кто живет ближе всех.

После того как все участники собрались вместе, ведущий задает вопросы: "Кто нашел человека, который живет ближе всех?" и т. п. по списку. Завер-шить задание можно обобщением:

Что интересного вы узнали друг о друге?

Вот мы и познакомились.

Какие организационные моменты вы использовали, поделитесь.

Психологическое вхождение в тему

Упражнение «Дерево ожиданий»

Посмотрите, но у нас есть грустное и одинокое дерево, давайте по-можем ему укрыться разноцветной листвой. У вас на столах лежат листочки разного цвета, возьмите один и украсьте наше дерево.

Тех, кто выбрал зеленый лист – ожидает успех на нашем занятии.

Тех, кто выбрал красный – желают активно общаться.

Желтый цвет у вашего листочка - проявите активность.

Синий цвет – будут сегодня настойчивы.

Наше дерево ожило, зашелестело своими листочками, и помните, что красота дерева, зависит от нас, наших стремлений и ожиданий, действий.

Педагоги присаживаются.

II. Теоретическая часть.

Во все времена существования общеобразовательных учреждений, поднимался и поднимается вопрос о работе с родителями, привлечение их к сотрудничеству во всех областях как воспитательных, так и образовательных. Наравне с традиционными формами работы мы чаще слышим инновационные, нетрадиционные. Сегодня мы с вами попробуем с ними разобраться.

Упражнение «Найди определение»

На одном столе лежат формулировки форм работы, на втором – приблизительные их определения: найдите правильное определение к формам работы.

Круглый стол - это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения.

Родительское собрание – это совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.

Родительский ринг - одна из дискуссионных форм общения родителей, возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В ходе проведения по одному и тому же вопросу ведут полемику две и более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения.

Родительская конференция - одна из форм просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей.

Родительский тренинг – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

Родительский клуб - это еженедельные встречи с мамами и папами для повышения их родительской компетентности в вопросах воспитания и домашней коррекции.

Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах.

Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Сюда можно включить чаепитие.

Мастер-класс для родителей – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Посещение семьи – эта форма работы позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.

Папки-передвижки - в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется и заменяются новыми.

Индивидуальные беседы - родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша.

День открытых дверей - мероприятие, призванное познакомить родителей с жизнью детей в детском саду.

Это только малая часть инновационных форм работы, которые можно использовать, попробуем пополнить недостающими формами.

Но для начала ном нужно разделиться на подгруппы, какие варианты можно использовать? (ответы участников семинара)

Игра «Мозаика», сложить картинку.

«Лидеры», которые, набирают себе группу.

«Разведчики. Стрельба глазами». Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга.

Внешние признаки: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч.

Игра «Один, два, три» под музыку передвигаются по залу, ведущий говорит «три» - участники нашли разгруппировались по три человека и т. д.

Игра «Капля, река, море»

Цель: эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки. Объединение трех «пятерок» в два круга. (2-3 мин)

Инструкция: «Представьте, что мы капли. Хаотично движемся по залу в любом направлении. По сигналу «Река!» берем за руку рядом стоящего товарища, «Море» все беремся за руки».

Работы в подгруппах:

Упражнение «Карусель»

Мы с вами остановились на формах работы. На команды разделились, выполняем упражнение «Карусель». Ваша подгруппа, в таблицу записывает

информационно-аналитические формы работы;

досуговые;

познавательные;

наглядно-информационные.

Теперь зачитываем.

Информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми:

анкетирование;

заполнение социального паспорта;

почтовый ящик доверия;

интервью с родителями;

посещение воспитанников на дому;

ознакомление родителей с образовательно-воспитательной документацией.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выствки - призваны установить теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, и между родителями и детьми.

семейные театры, концерты, игры, конкурсы;

спортивные досуговые мероприятия, походы, экскурсии;

вернисаж совместного творчества;

выставки семейных коллекций;

родительский уголок творчества.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков детей.

родительские собрания в нетрадиционной форме (читательская конференция, аукцион);

родительские клубы;

индивидуальные практические занятия (ребенок + родитель);

семинар-практикум;

информационные стенды.

Наглядно-информационные формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

открытые занятия;

родительские уголки;

выпуски газет;

выставки детских работ, фотографий;

просмотр видеороликов;

день открытых дверей;

интернет странички для родителей;

проведение коррекционных занятий по скайпу;

мини-библиотека;

прайс-листы.

Я надеюсь, что наш семинар-практикум не прошел даром, и при планировании работы с родителями на следующий учебный год, спектр разнообразных форм работы увеличится.

III. Заключительная часть семинара-тренинга.

Релаксационное упражнение «Улыбка»

Закройте глаза, постарайтесь ни о чем ни думать несколько минут, при этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удалось удержать ее 10-15 минут, вы стразу почувствуете, что успокоились, и ваше настроение улучшилось. Такое упражнение старайтесь выполнять хотя бы один раз в день.

Итоговая рефлексия.

Вот и подошло к концу время нашего общения. Я предлагаю вам взять на память себе сердечко, а на втором сердечке написать пожелания о нашей встрече и прикрепить их на наше дерево.

Семинар-практикум

"Секреты успешной работы с родителями "

Подготовила

Зам.зав по ВМР МБДОУ Платошинский детский сад «Солнышко»

Коновалова Галина Витальевна

Цель:

повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

    Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.

    Познакомить с правилами конструктивного общения с родителями, выяснить проблемы в общении и пути их преодоления.

    Познакомить педагогов с причинами эмоционального выгорания и способами его предотвращения и коррекции.

Предварительна работа:

1.Изучение ФГОС, методической литературы, составление презентации, наглядного материала.

Материалы, оборудование: памятки, ноутбук, медиапроектор, ручки, листы бумаги,

Этапы

Деятельность ведущего

Деятельность педагогов

1.Приветствие

Добрый день, уважаемые педагоги.

Нашу встречу я предлагаю начать с упражнения «Мозговой штурм» (или «включаем мозги»).

Цель - помочь членам группы включиться в работу, способствовать взаимодействию друг с другом, позитивному настрою.

Педагоги по кругу считают от 1 до 60 (100) в быстром темпе. Нельзя говорить цифру 6 и числа, которые делятся на 6. Вместо цифры хлопать в ладоши. Кто ошибается, встаёт и до окончания счёта продолжает стоять.

2.Основной этап

Практикум.

Выступление Коноваловой Г.В

Перефразируем Маяковского: «Е сли человек работает воспитателем в детском саду, то ему это зачем- нибудь нужно!»
Работа непростая, требующая больших эмоциональных вложений. Конечно, хочется, чтобы этот труд был по достоинству оценен. Хочется, чтобы ваша работа была отмечена, хочется числиться на хорошем счету и в коллективе, и, тем более, в глазах родителей. Для этого мы должны выяснить для себя: «Зачем я работаю, что меня мотивирует?». Не секрет, что мотивация у каждого своя.


Мотивация всегда внутренняя, и она может изменяться. Сегодня, например, меня мотивирует денежное стимулирование, завтра – профессиональный рост.

А сейчас давайте разберёмся, что может мотивировать наших родителей на взаимодействие с ДОУ, на участие в различных конкурсах, праздниках, мероприятиях.

Итак: для успешного взаимодействия с родителями необходимо знать:

Тренинговое упражнение « Минута на разговор».

Итак: что вы испытывали при общении, легко ли вы идёте на контакт с другим человеком. Что было легче, задавать вопросы или рассказывать о себе?

Используйте это упражнение на родительских собраниях с целью создания эмоциональной атмосферы комфортности, с целью получить дополнительную информацию о родителях, и родители смогут лучше узнать друг друга.

1.Выступление воспитателя Гобан И.А

Упражнение "Выбери фразу"

Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей.

Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:

1 ) пять "неудачных" фраз, которые не следует употреблять ;

2) "нежелательные" фразы и смысловые ("желательные") пары к ним.

Задание.

Выделите, на ваш взгляд, "неудачные" фразы красным цветом. Укажите стрелочкой "нежелательные" фразы в паре с "желательными" так, чтобы стрелка шла от "нежелательной" фразы к "желательной".

Извините, если я помешала.

Я бы хотела.

Вероятно, вы об этом еще не слышали.

Вам будет интересно узнать.

Я бы хотела еще раз услышать.

Мне представляется интересным то, что.

Я пришла к такому выводу, что.

Вы хотите.

Думается, ваша проблема заключается в том, что.

Давайте с вами быстро обсудим.

Как вы знаете.

Хотя вам это и неизвестно.

Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать.

Вы, конечно, об этом еще не знаете.

А у меня на этот счет другое мнение.

Конечно, вам уже известно.

Вы, наверное, об этом слышали.

После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами:

Неудачные" фразы: "Извините, если я помешала… ", "Я бы хотела еще раз услышать… ", "Давайте с вами быстренько обсудим… ", "Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать… ", "А у меня на этот счет другое мнение…».

"Нежелательные" фразы в паре с "желательными":

"Я бы хотела… " – "Вы хотите… ";

"Вероятно, вы об этом еще не слышали… " – "Вы, наверное, уже об этом слышали… ";

"Мне представляется интересным то, что… " – "Вам будет интересно узнать… ";

"Я пришла к такому выводу, что… " – "Думается, ваша проблема заключается в том, что… ";

"Хотя вам это и неизвестно… " – "Конечно, вам уже известно… ";

"Вы, конечно, об этом еще не знаете. " – "Как вы знаете …".

Воспитателям предлагаются памятки «Правила общения»

2.Выступление воспитателей Тимофеевой И.В с презентацией

«Причины недопонимания между родителями и педагогами ДОУ и пути их преодоления»

3.Выступление Гусельниковой О.А « Причины эмоционального выгорания педагогов и пути преодоления»

1.Деньги;

2.Профессиональный рост/ самореализация;

3.Признание/успех;

4.Стремление принести пользу обществу;

5.Возможность передать свой опыт;

6.Ощущение стабильности;

7.Власть;

8.Внешние обстоятельства, какие-либо жизненные ситуации.

9.Поддержка коллег, семьи, руководства.

Педагоги отвечают на поставленный вопрос:

1.Стремление доставить радость своему ребёнку;

2.Стремление принести пользу обществу;

3.Желание особенного отношения к ребёнку со стороны воспитателей.

4.Желание повысить свою пед.компетентность.

5.Самореализация/демонстрация своих умений, талантов.

6.Возможность передать свой опыт.

7.Стремление к изучению своего ребёнка в социуме.

Педагоги выбирают себе собеседника и в течение 3-5 мин ведут беседу на тему «Мои увлечения» (можно на тему «Спорт», «Семья», « Новости» и т.д) ,затем каждая пара представляет друг друга присутствующим.

Педагоги выполняют задание.

Педагоги знакомятся и обсуждают предложенные им памятки

Педагоги смотрят предложенную им презентацию

Педагоги знакомятся и обсуждают памятки.

Рефлексия

Уважаемый педагог!

Прошу дать обратную связь на нашу встречу, заполнив таблицу.

Критерии оценки Количество баллов

1 2 3 4 5

Физический комфорт

Психологический комфорт

Практическая польза

Ваша активность

Деятельность ведущего

Ваши пожелания / замечания

Педагоги заполняют таблицу.

Памятка для педагога.

Не критикуй других – зачем тебе чужие недостатки? Удовлетворись тем, что они не твои.

Чтобы найти общий язык, свой следует немного прикусить.

С проблемными людьми, дабы не иметь проблем, никогда не создавай ситуацию "один на один". В присутствии других "проблемные" уже не столь проблемны!

Чем больше ты принимаешь во внимание потребности твоего собеседника, тем больше он будет (автоматически) удовлетворять твои собственные.

Уверенность в своих знаниях придает силу.

Если увидишь лицо без улыбки – улыбнись сам.

Если собеседник ведет себя некорректно в общении с вами, никогда не повторяйте его поведение в ответ. Будьте тактичны и спокойны, пусть он сам увидит свое нелицеприятное поведение.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

Занятие 1. «Рассматривание картин»

Цель: стимулировать творческую активность воспитателей при рассматривании художественных картин; вырабатывать творческий подход при составлении литературных произведений по картине; закреплять знания о литературных жанрах, умения владеть на практике заданным литературным жанром. Преобразовывать и применять при работе с детьми методы и приемы рассматривания картин (художественных произведений), которые использовались во время проведения семинарского занятия.

  1. Деление педагогов на команды по 5-7 человек.
  2. Выбор капитанов команд.
  3. Выбор репродукций художественных произведений для рассматривания.
  4. Знакомство с картиной.
  5. Поиск странностей в изображении.
  6. Выбор литературного жанра командами.
  7. Изучение владения жанром.
  8. Составление литературного произведения командами в выбранном жанре.
  9. Оценка литературного произведения товарищами, самооценка.

Материалы: репродукции художественных картин, разрезанные открытки, столы, указки (материал предоставляется по количеству команд), мелкие предметы для обозначения принятых ответов команд.

Ход занятия

В зале расположены столы, на одном из них - разрезанные части двух открыток. Воспитателям предлагается взять каждому по части открытки и составить целые открытки из частей. При составлении образуются две команды. Команды выбирают капитанов. Ведущий предлагает подойти капитанов к нему. (Отдельно лежат репродукции картин художников). Совместно выбирают одну из репродукций.

С этого момента начинается знакомство с картиной. Ведущий предлагает найти на картине то, что есть в помещении, где проводится семинар. (Команды по очереди называют. Правильные ответы отмечаются мелкими предметами). Далее ведущий предлагает найти и назвать белые предметы на картине, твердые предметы, предметы, в названии которых имеется звук «р»; предметы, которые начинаются на звук «р». После этого ведущий предлагает найти странности на картине и обосновать их. (Команды выполняют задание.)

После детального рассматривания картины ведущий спрашивает, какие литературные жанры знают команды (команды называют). Предлагается выбрать каждой команде литературный жанр. (Команды совещаются, и капитан называет ведущему выбранный литературный жанр.) Для изучения владения командами выбранного литературного жанра ведущий называет три слова, например, щенок, гулять, вечер. С этими словами в выбранном литературном жанре предлагается составить небольшое литературное произведение. (Команды выполняют задание. Капитан зачитывает литературное произведение). Если команды владеют выбранными жанрами, то дается задание составить произведения по картине. (Команды составляют литературные произведения. Капитаны команд зачитывают произведения, а члены команды оценивают собственное произведение, потом оценивают произведение соперников.)

Подводятся итоги работы с картиной для каждой из команд. Награждается лучшая.

В конце семинарского занятия каждой команде дается задание к следующему семинару: придумать и продемонстрировать костюмы: «Воспитатель в настоящем», «Воспитатель в будущем».

Занятие 2. «Мастерская фантазий»

Цель: стимулировать творческую активность воспитателей; развивать умение работать сообща в экстремальных условиях, эффективно взаимодействовать в ходе общения.

  1. Показ и презентация домашнего задания.
  2. Анализ выполнения домашнего задания. Оценка товарищей и самооценка.
  3. Задание с ограничением времени для каждой команды - изготовить атрибуты для инсценировки предложенной сказки. Показать инсценировку предложенной сказки в новой интерпретации.
  4. Обсуждение увиденного. Оценка товарищей, самооценка.

Материалы: цветная бумага (для каждой команды), клей, ножницы, лоскутки цветной ткани, нитки, иглы, фломастеры, карандаши, грим, краски акварельные, белые листы бумаги, ватман, резинки, шнурки и т. д. Столы по количеству команд. Конверты (количество на один-два больше, чем команд), в которых находятся названия наиболее известных программных сказок («Репка», «Курочка Ряба», «Зайкина избушка» и т. д.).

Ход занятия

Показ и презентация домашнего задания каждой из команд (костюмы «Воспитатель в настоящем» и «Воспитатель в будущем»). После представления костюмов команды анализируют и оценивают друг друга.

Ведущий раскладывает конверты с названиями сказок, а капитаны команд вытягивают конверт, вслух зачитывают название сказки.

Ведущий дает задание: «В течение 20 минут командам изготовить атрибуты для инсценировки предложенной сказки и проинсценироватъ в новой интерпретации. (На отдельном столе находятся различные материалы для изготовления атрибутов. Члены команд подходят и выбирают то, что им необходимо.)

Команды показывают инсценировку выбранных сказок. Далее ведущий вместе с командами обсуждают увиденное и оценивают результат.

В конце семинарского занятия ведущий предлагает изменить состав команд для проведения педагогического КВН «Творчество плюс ИЗО». (Если команды согласны, происходит новое деление на команды.)

Подготовка к следующему занятию:

  1. Домашнее задание для команд: придумать название команды, придумать рекламу для своей команды.
  2. Выбрать капитанов команд.

Занятие 3. КВН «творчество плюс ИЗО»

Цель: стимулировать творческую активность воспитателей при проведении КВН; вырабатывать творческий подход при решении педагогических ситуаций; вырабатывать умения действовать сообща, умело и точно распределять функции участников для достижения необходимого результата. Закрепить знания и умения, полученные на прошлых семинарских занятиях.

  1. Представление жюри.
  2. Приветствие команд.
  3. Презентация команд.
  4. Оценка жюри.
  5. Разминка «Что бы это значило?»
  6. Оценка жюри.
  7. Конкурс капитанов «Творческий рассказ по картине».
  8. Оценка жюри.
  9. Конкурс команд. Творческое рисование на заданную тему.
  10. Оценка жюри.
  11. Подведение итогов жюри.
  12. Награждение победителей.

Материалы: зарисовки (иллюстрации) для конкурса «Что бы это значило?», репродукция художественной картины для конкурса капитанов, ватман (по количеству команд) для конкурса, таблички с цифрами до 6 для каждого члена жюри.

Подготовительная работа: жеребьевка команд.

Ход занятия

Ведущий представляет жюри и предлагает занять им почетные места. Объявляется конкурс «Приветствие команд» и максимальный балл данного конкурса. Презентация команд. После окончания конкурса ведущий предоставляет слово жюри. Оценивается каждая команда.

Ведущий объявляет следующий конкурс - разминка «Что бы это значило?». Командам показываются композиции из игрушек, нарисованные странные предметы, символы, недорисованные предметы - через десять секунд каждая команда отвечает на вопрос: «Чтобы это значило?» После окончания разминки жюри выставляет оценки, называет общий счет.

Ведущий объявляет конкурс капитанов. Капитанам показывается картина из серии «Мы играем», предлагается составить творческий рассказ по ней. Дается время 10 минут. Капитаны выходят из помещения. В это время с командами проводится игра «Необитаемый остров».

(Представьте себе, что вы плывете на корабле. Корабль терпит бедствие, рядом с местом крушения два маленьких необитаемых острова (две развернутые газеты). Вокруг в море (на полу) плавают опасные акулы. Вы можете плавать вокруг острова, но как только услышите команду «опасно», то вся команда должна собраться на острове так, чтобы ноги не касались воды. Тот, кто коснется пола после команды, считается съеденным акулой и выходит из игры. Но есть еще одно предупреждение, что остров все время уменьшается на половину. Побеждает та команда, которая сохранит максимальное количество членов экипажа. Победившей команде присуждается 1 балл.

После игры «Необитаемый остров» и конкурса капитанов жюри оценивает и подводит общий счет.

Далее ведущий объявляет конкурс команд - творческое рисование на заданную тему. Командам даются листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры. Ведущий предлагает нарисовать рисунок за 3 минуты и защитить свою работу перед жюри. После окончания конкурса жюри оценивает работы команд и выставляет оценки.

Подводится общий итог. Награждается команда-победитель.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 38 города Кузнецка

Семинар практикум для педагогов ДОУ

«Знаю правила дорожного движения сам – научу другого»

Воспитатель: Фадеева Т.А.

Цель: повысить уровень подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых при формировании у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах; развивать сплоченность, умение работать в команде.

Участниками семинара-практикума : педагоги ДОУ, старший воспитатель, заведующая, инспектор ГИБДД.

План проведения:

1. Слово-приветствие старшего воспитателя - Кизерева Т.П.

2. Доклад инспектора ГИБДД «Анализ и статистические данные о дорожно- транспортном травматизме с участием детей»

    Чтобы научить детей азбуке безопасности и Правилам дорожного движения, в первую очередь педагог должен сам быть хорошо осведомлен в этом вопросе и заинтересован в решении такой проблемы, как детский дорожно-транспортный травматизм. Именно поэтому работа в данном направлении ведется не только с детьми, но и с педагогами. Сегодня пройдет семинар-практикум «Знаю ПДД сам – научу другого».

    Доклад инспектора ГИБДД «Анализ и статистические данные о дорожно - транспортном травматизме с участием детей»

    КВН - ведущая Фадеева Т.А.

Дорогие друзья, сейчас мы собрались для проведения конкурса: внимательных, находчивых, где Вам, знатокам дорожного движения, нужно пройти испытания, мы желаем командам - успеха. Пусть победит сильнейший. А кто окажется сильнее определит наше жюри. Жюри оценивает все конкурсы по пятибалльной системе.

    Первый конкурс "Защита эмблемы команды"

    Конкурс «Разминка»

Вопросы первой команде

1) Какая часть улицы предназначена для пешеходов?

2) С какой стороны при выходе обходят автобус?

3) С какой стороны нужно выходить из легкового автомобиля?

4) Куда нужно смотреть при переходе дороги

5) Назовите лучший способ сохранения жизни на дороге

Вопросы второй команде

1) Где можно переходить улицу?

2) Какие цвета у светофора и что они обозначают?

3) Какие виды переходов вы знаете?

4) На какой дороге машины лучше тормозят?

5) Какие машины имеют право ехать на красный свет?

3. Игра-конкурс

«Молчанка» (каждому раздадут по 3 карточки с цифрами 1,2,3)

Я буду задавать вопросы и 3 варианта ответов. На нужный вариант вы поднимаете соответствующую карточку. Справитесь? На каждый вопрос на обдумывание даётся 10 секунд.

1 команде

1 . Какая часть улицы предназначается для пешехода?

1. мостовая

2. тротуар

3. велосипедная дорожка

2. Где должен ходить пешеход при отсутствии тротуара?

1. По правой стороне обочины

2. по левому краю дороги

3. По левой обочине, навстречу движущемуся транспорту.

3. Как должен ходить пешеход?

1. придерживаясь левой стороны

2. придерживаясь правой стороны

3. придерживаясь середины

2 команде

1. На каком расстоянии от правого края проезжей части разрешена езда

на велосипеде?

1. не более 0,5 м.

2. не более 1м.

3. не более 2 м.

2. Как должен поступать пешеход, если во время перехода перекрёстка зелёный сигнал светофора изменился на жёлтый, а вы не успели перейти дорогу?

1. быстро перебежать улицу

2. вернуться на тротуар

3. остановиться на осевой линии

3. Разрешено ли перевозить пассажира на велосипеде?

2. разрешено, ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сидении.

3. разрешено, на раме.

4. Конкурс «Собери знак»

Каждой команде из отдельных вырезанных и перемешанных карточек нужно собрать дорожный знак.Побеждает команда, которая первая выполнила задание.

5. конкурс - литературный .

Вам необходимо ответить на предложенные вопросы. Каждый правильный ответ – 2 балла

1 команда

Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой веселый звонкий мяч?» (ЗЕЛЕНОГО)

Из какой книги эти строчки:

«Рассуждать Степан не стал,

Светофор рукой достал,

В середину заглянул,

Что-то где-то повернул…?» («ДЯДЯ СТЕПА»)

В какой сказке, у какого героя имеется шапка такого же цвета, как сигнал светофора? («КРАСНАЯ ШАПОЧКА»)

Назовите произведение, в котором медведи ехали на велосипеде («ТАРАКАНИЩЕ»)

2 команда

В каком произведении и кому трамвайчиком перерезало ножки? («ДОКТОР АЙБОЛИТ», ЗАЙЧИКУ)

Какое насекомое одного цвета с сигналом светофора живет в траве? (КУЗНЕЧИК)

Назовите город, в котором Незнайка учился ездить на автомобиле? (СОЛНЕЧНЫЙ)

На каком виде транспорта добиралась Золушка на бал к королю? (ГУЖЕВОМ)

6 конкурс «Сказочная ситуация». Вы прослушаете загадки о дорожном порядке и ответите на вопрос. Оценка – 3 балла.

1 команда

1. День рождения Вини-Пуха.

Сегодня у Вини-Пуха день рождения. Ему исполнилось 6 лет. В этот день ему купили большой велосипед. И он, чтобы весь город видел его подарок, сел на него и выехал на улицу.

Какие ошибки допустил Вини-Пух? (ДЕТЯМ ДО 14 ЕТ ВЫЕЗЖАТЬ НА ДОРОГУ ЗАПРЕЩЕНО. ДЕТВОРЕ ЕЗДИТЬ МОЖНО ВО ДВОРЕ)

2. Колобок на дороге.

По проселочной дороге катился Колобок, а ему навстречу Волк: «Колобок, Колобок, я тебя съем, если не отгадаешь загадку! Еду я сегодня к Лисе на автомобиле, как положено, по левой стороне, слышу, милиционер свистит. Как ты думаешь, почему он меня остановил?» (ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ РАЗРЕШЕНО ЕХАТЬ ПО ДОРОГЕ, ПРИДЕРЖИВАЯСЬ ПРАВОЙ СТОРОНЫ)

2 команда

3. Мальчик и Красная Шапочка.

Мальчик едет на велосипеде, на автобусной остановке видит Красную Шапочку и незнайку.

Довези меня до аптеки, - просит его Красная Шапочка, - у меня бабушка болеет.

Нет, нет меня, - просит Незнайка.

Кто поедет с мальчиком?

(НИКТО, НА ВЕЛОСИПЕДЕ РАЗРЕШЕНО ЕЗДИТЬ ТОЛЬКО ОДНОМУ. БАГАЖНИК – ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ БАГАЖА, А РАМА - ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ)

4. Чип и Дейл.

Чип и Дейл отправились в путешествие, они шли целый день и очень устали. На обочине дороги Дейл увидел дорожный знак, которому очень обрадовался. Вскоре они подошли к маленькому уютному домику, где и остались на ночлег.

Что за дорожный знак увидели бурундучки? (КЕМПИНГ)

7.Конкурс «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ»

Я хочу спросить про знак,

Нарисован знак вот так.

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то.

(«Осторожно, дети!»)

Шли из сада мы домой,

Видим, знак на мостовой:

Круг, внутри велосипед,

Ничего другого нет!

(«Велосипедная дорожка»)

Вот кружок с каемкой красной,

А внутри рисунка нет.

Может, девушки прекрасной

Должен быть внутри портрет?

Круг пустой зимой и летом,

Как же знак зовется этот?

(«Движение запрещено»)

В треугольнике - два братца

Все куда-то мчатся, мчатся.

Самый важный знак на свете -

Это просто рядом …

В синем круге пешеход

Не торопится, идет.

Дорожка безопасна,

Здесь ему не страшно.

(«Пешеходная дорожка»)

Что за знак такой висит?

Стоп - машинам он велит…

Пешеход! Идите смело

По дорожкам черно-белым.

(«Пешеходный переход»)

Ходят смело млад и стар,

Даже кошки и собаки…

Только здесь не тротуар -

Дело все в дорожном знаке.

(«Пешеходная дорожка»)

Заболел живот у Ромы,

Не дойти ему до дома.

В ситуации такой

Нужно знак найти.

(«Пункт первой медицинской помощи»)

8. конкурс «Рисунок».

«Дорожный вернисаж» - нарисовать несуществующий дорожный знак.

- «жидкий асфальт»;

- «дикие школьники»:

- «глухие старушки»;

- «пешебеги».

Подведение итогов. Награждение

Физминутка «По сигналу светофора»

Ведущий предлагает воспитателем встать, немного размяться. На полу размещены кружки красного, желтого и зеленого цвета. Ведущий загадывает загадки про сигналы светофора. Нужно быстро сориентироваться и встать к кружку нужного цвета.

- Какой цвет нам говорит : «Проходите, путь открыт!» ?

Но смотри-ка, кто такой

Нам велит : «Шагать постой!» ?

И сигнал : «Путь опасный!»

Стой и жди, пока я?

Будь, малыш, всегда смышленый и шагай на свет?

Не спеши скорей бежать, предлагаю подождать…

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваши воспитанники владели навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе : «Будьте осторожны на дороге» . Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте доступные игровые и практические ситуации. И учите не только детей, но и родителей. Надеюсь, что данный материал будет вам полезен. И в ваших группах появятся новые интересные игры и игровые ситуации по обучению детей правилам дорожного движения.

Участники: педагоги дошкольного учреждения: ведущие, консультант - педагог-психолог, «гости» в студии - педагоги.

1 ведущая. Добрый день! В эфире передача «Принцип домино».

2 ведущая. Добрый день! В нашей передаче принимает участие консультант - педагог-психолог.

1 ведущая. Для успешной педагогической деятельности педагог должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от того, с кем и когда он вступает в коммуникативный контакт.

2 ведущая. Общаясь с детьми и их родителями, коллегами по работе, руководством дошкольного учреждения, членами их семей, а также в зависимости от ситуации воспитатель занимает определенные коммуникативные позиции: «над», «наравне», «под».

1 ведущая. Тема нашей сегодняшней встречи: «Игры, в которые играют…, или игры-коммуникации для педагогов».

2 ведущая. Сегодня мы разберём основные ситуации, в которые попадает воспитатель, и опишем психотехническую сторону реализации коммуникативных позиций. При этом основное внимание будет уделено специальным упражнениям, направленным на выработку внутренних средств, помогающих педагогу правильно ориентироваться в ситуации.

1 ведущая. Каждый воспитатель знает, как нелегко вести беседу с некоторыми родителями, которые занимают оборонительную позицию и стараются оправдать собственное невмешательство в воспитание ребёнка.

2 ведущая. От других мы слышим: «Детский сад должен воспитывать, а не мы».

1 ведущая. Но иногда родители просят: «Ребёнок нас не слушает. Помогите».

2 ведущая. В любом из этих случаев воспитатель должен стремиться к конструктивному диалогу с родителями. Встречайте нашего первого гостя.

Об этике кружок ведёт

И знает в оформленье толк.

Споёт, станцует - всё для вас!

Дед Халимон - ну просто класс!

1 гость. Добрый день! У меня стаж работы уже 10 лет. С каждой группой родителей я всегда могла найти общий язык, что касается воспитания и обучения детей. В этом году я никак не могу наладить взаимодействие с родителями моих воспитанников.

1 ведущая. И в чём это выражается, расскажите поподробнее.

1 гость. Первый случай. Мама одного мальчика мне говорит, что её сына постоянно обижают другие дети в группе. Я решила «подыграть» маме. Вдруг, сама и не подозревая, я начала оправдываться: что, мол, понимаете, у меня их 20 и довольно сложно уделить всем должное внимание. Но я буду стараться, чтобы этого больше не повторилось. В этом случае я не почувствовала ответной реакции. Сотрудничества у нас не получилось.

2 ведущая. А скажите, пожалуйста, были ли у вас ещё случаи непонимания родителей?

1 гость. Да, были. Вот ещё один пример. Пришла мама, я стала говорить, что . Она начала жаловаться на нехватку времени: «С работы приходим поздно, дела по дому, да ещё со старшим уроки сделать». Я её пожалела, успокоила, пообещала что-нибудь предпринять. На этом наше взаимодействие закончилось. Я теперь не знаю, как мне действовать, чтобы сотрудничество с родителями проходило на более высоком уровне.

1 ведущая. Спасибо за ваш интересный рассказ. Теперь хотелось бы послушать мнение зрителей. Какие, на ваш взгляд, ошибки допустила Елена Александровна?

Проходит обсуждение.

2 ведущая. Как мы уже говорили, у нас сегодня в гостях педагог-психолог. Подскажите нашим педагогам, как действовать в ситуации, когда необходимо наладить сотрудничество с родителями?

Педагог-психолог. Основная цель общения с родителями состоит в том, чтобы принять на себя всю тяжесть коррекции и не в оправдывающихся или агрессивных действиях, а в том, чтобы, объединившись с родителями, помочь ребёнку. Что для этого необходимо сделать?

На первой фазе общения с родителями вы сопротивляетесь его эмоциональному воздействию. Для этого необходимо обрести нейтральное состояние, продержаться 10-15 минут, в течение которых родитель будет высказывать свои претензии к детскому саду и к вам лично. Почувствовав вашу нейтральную позицию, родитель постепенно «остынет». Сейчас я вам кратко опишу методику ведения конструктивного диалога, разработанную американскими специалистами.

  • Обсуждайте проблему, а не личные качества ребёнка.
  • Учитывайте личные интересы родителей.
  • Ищите варианты.
  • Не верьте генетике.
  • Мы вместе, а не против друг друга, а против проблемы.

1 ведущая. Спасибо. Мы надеемся, что ваши советы помогут не только нашей гостье, но и всем присутствующим педагогам.

2 ведущая. Следующая наша гостья:

Обои клеит - загляденье!

К работе каждой - с вдохновеньем.

Встречайте, гость у нас Татьянка!

Валеологии фанатка!

Добрый день! Про вас говорят, что вы очень профессиональны. Не могу представить, какие проблемы могут быть у вас.

2 гость. Спасибо за добрые слова. Да, на самом деле, для меня детский сад - дом родной. Я очень люблю свою работу и отдаю ей практически всё своё время. Наверное, в этом и состоит моя проблема.

2 ведущая. Вы хотите сказать, что никаких проблем на работе у вас не возникает? Но всё же, что случилось?

2 гость. . В последнее время муж стал вести себя отчуждённо. Причин такого его поведения я не понимаю. В доме всё в порядке: я строго контролирую детей, они послушны, хорошо выполняют домашние обязанности.

1 ведущая. А кем работает ваш муж?

2 гость. Он военнослужащий.

1 ведущая. Так, может, у него трудности на работе?

2 гость. Нет, говорит, что всё в порядке. Я даже не знаю, что можно предпринять, чтобы восстановить наши взаимоотношения с мужем и сохранить семью.

2 ведущая. Я думаю, что очень многие из вас сталкивались с подобной ситуацией. Как же быть? Давайте вместе подумаем, как не допустить такого. Какова причина такого поведения мужа, а часто и детей?

Проходит обсуждение.

2 ведущая. Что же по этому поводу нам скажет педагог-психолог?

Педагог-психолог. Большой опыт в консультативной работе позволяет выделить некоторые типичные ошибки, которые допускают педагоги в своей семейной жизни.

Во взаимоотношении с мужем они часто также стремятся учить и воспитывать, как в детском саду. Они относятся к мужу как к одному из своих воспитанников и постоянно его воспитывают, считая себя неким морально-этическим эталоном.

В общении с собственными детьми воспитателями допускаются две основные педагогические ошибки. В одном случае у перегруженной и у переутомлённой матери «не доходят руки» до собственных детей, и они растут, не получая должного внимания. В другом случае, наоборот, дети излишне «завоспитаны»: дома - матерью-педагогом, в школе - требованиями учителей соответствовать некому образцу «ребёнок педагога».

1 ведущая. Что же получилось в семье нашей гостьи? Почему сложилась такая ситуация?

Педагог-психолог. Здесь всё намного проще, чем вы предполагаете. Дело в том, что муж психологически уставал от чёткости, организованности и планомерности жизни семьи. Поскольку его работа очень чёткая, нормированная, он особенно нуждался в свободе, покое и раскованности дома. А Татьяна Иосифовна, не понимая этого, организовала и у себя дома нечто военизированное. Поэтому муж дома не отдыхал, а пребывал в постоянном напряжении.

1 ведущая. Как же избежать этих ошибок?

Педагог-психолог. Надо владеть своим психологическим состоянием и уметь вовремя сменить его, приходя с работы домой. Если удастся перестать быть педагогом и превратиться в мягкую, тёплую, «простую» женщину, любящую своих близких, то необходимые слова и действия придут сами собой. Конечно, существуют и некоторые психотехнические упражнения, которые помогут снять скованность, напряжённость, излишний самоконтроль.

Проводятся упражнения « Голова », « Руки ».

Педагог-психолог. И ещё один простой совет. Подходя к дому, постарайтесь забыть о работе. Подумайте о семье, любимом человеке. Подумайте, что у вас было и есть хорошего, вспомните, как вы с ним познакомились, как он первый раз подарил вам цветы. Когда вы подойдёте к двери своей квартиры, улыбнитесь, сбросьте груз своей профессии, перестаньте быть воспитателем. Когда муж откроет дверь, то увидит спокойную, любящую женщину.

1 ведущая. Спасибо, Наталья Юрьевна, за помощь. А теперь предлагаем вам немного отдохнуть и поиграть вместе с нами. «Наша встреча - просто песня. Надо спеть её всем вместе!» Мы вам говорим строчку из какой-либо песни, а вы угадываете её и исполняете куплет.

  • « … что без денег делает тебя богатым» (Галкин, Пугачёва).
  • « … оттого, что ты идёшь по переулку» («Старый клён»).
  • « … начинается река, ну а дружба…» («Улыбка»).

2 ведущая. Прекрасно пели! А сейчас мы приглашаем последнего участника нашей передачи.

Вот корпус 2 - Людмила Шот.

Расскажет, как живёт енот.

Поэт про заек, про мышат,

Про ёжиков, про медвежат.

3 гость. Добрый день! Без особых предисловий перейду сразу к проблеме, которая волнует меня вот уже несколько дней. Со мной очень сухо общается одна из коллег. Я обратилась к ней с просьбой один день меня заменить. Она довольно грубо мне отказала и теперь ведёт себя очень отчуждённо. На мой вопрос «Что произошло?» она мне толком ничего не говорит, а только «Научись разговаривать».

1 ведущая. А как вы просили её вас выручить?

3 гость. Я уже и не помню.

1 ведущая. Вы знаете, мы спросили у вашей коллеги, что произошло. Она сказала, что ваша просьба звучала примерно так: «Приди завтра ко мне на вторую смену», т.е. скорее всего не как просьба, а как указание или приказ.

Что же произошло в данной ситуации, уважаемые коллеги? Что в поведении Людмилы Анатольевны вызвало возмущение и недовольство коллеги?

Мнения зрителей.

Педагог-психолог. Ответ тут совершенно очевиден: неадекватность коммуникативной позиции. Позиция «над» неприемлема в работе, в общении с коллегой.

Да, действительно, для многих непросто сразу после общения с детьми быстро перестроиться из позиции «над» в позицию «наравне». Предлагаю вам упражнение, которое поможет почувствовать позиции «над», «наравне» и выбрать для себя наиболее приемлемую.

Проводится упражнение « Давление ».

Педагог-психолог. И ещё один практический совет: в общении с коллегой постарайтесь поставить себя на место другого. Это один из важнейших факторов внутреннего стремления к полноценному диалогу.

1 ведущая. Спасибо большое.

2 ведущая. Итак, мы сегодня с вами поговорили об основных ошибках, которые допускаем при общении с людьми, находящимися рядом. Надеемся, что наши практические советы помогли вам переосмыслить некоторые моменты жизни. Напоследок хочется вам пожелать: «Любите друг друга!»

1 и 2 ведущие. Уважайте друг друга! До свидания!

Психологический практикум для воспитателей ДОУ подготовила Н. Бочарова



Рассказать друзьям