Семинар-практикум «Здоровье – всерьез! Семинар-практикум "здоровьесберегающие компаненты в организации образовательного процесса".

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цель:

  • Познакомить участников семинара с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ, посредствам развивающей среды по физическому воспитанию для дальнейшего применения в домашних условиях.

Здравствуйте, уважаемые родители. Меня зовут Елена Николаевна. Я занимаю должность инструктора по физкультуре в детском саду. Хочу познакомить вас со здоровьесберегающими технологиями, которые я использую на занятиях по физической культуре.

Начать наше занятие с вами, уважаемые родители, я хочу словами: «Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос» . Приучать ребенка к спорту нужно с детства, детский сад, родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни. Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших детей в дошкольном возрасте, тем лучше они потом приспособятся к новым социальным условиям.

Для занятий физкультурой в нашем саду есть большой физкультурный зал. Есть физкультурное оборудование, которое соответствует всем санитарным нормам. Занятия по физкультуре проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня. Продолжительность занятия 20 минут. У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой: футболка, шортики, носочки, чешки.

ЗСТ – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Одним из видов здоровьесберегающих технологий являются физкультурные занятия включающие дыхательную гимнастику, точечный массаж, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, релаксация и т.д.

1. Для чего нужна дыхательная гимнастика?

Этот вопрос часто возникает у нас, когда мы слышим данный термин. С помощью дыхательной гимнастики ваш ребенок не только оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!

Дыхательные упражнения - эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое) , развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

Правильное дыхание.

Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют.

Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

  • Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

Практическая часть

Дыхательная гимнастика (на развитие дыхание) укрепляет защитные силы организма, насыщает каждую клеточку кислородоми

Упражнение на развитие дыхания «Кашка» :

Кашка на плите пыхтела:
«Пых-пых, пых-пых!» Спокойно.
Разговаривать хотела:
«Пых-пых, пых-пых!» Радостно.

Но никто ее не слушал:
«Пых-пых, пых-пых!» Жалобно.
Все хотели кашку скушать:
«Пых-пых, пых-пых!» Грустно.

Кашка очень рассердилась:
«Пых-пых, пых-пых!» Сердито.
Рассердилась… и сварилась:
«Пш-ш-ш.» Удивленно, показывают, как снимают с кастрюли крышку.

2. Пальчиковая гимнастика

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» .

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Пальчиковая гимнастика «Ладошки»

Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.

С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю» ,
Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора

Гимнастики для глаз

Необходима как профилактика нарушений зрения дошкольников:

  • предупреждение утомления, укрепление глазных мышц, снятие напряжения

общее оздоровление зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз «Стрекоза» :

Вот какая стрекоза – Как горошины глаза! (пальчиками сделать очки)

Влево – вправо, назад – вперед (смотрят глазами вправо-влево)

Ну, совсем, как вертолет (круговые движения глаз)
Мы летаем высоко (смотрим вверх,
Мы летаем низко (смотрим вниз) .
Мы летаем далеко (прищурить глаза,

Мы летаем близко (поморгать быстро глазами) .

Точечный массаж - элементарный прием самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своем организме и являются и являются профилактикой простудных заболеваний.

Оздоровительный массаж всего тела

15. Самомассаж

По тексту стихотворения дети выполняют шлепки ладонями:

Вот у нас игра какая:
Хлоп, ладошка, (Хлопки в ладоши.)
Хлоп, другая!
Правой, правою ладошкой (Шлепки по левой руке от плеча к кисти.)

Мы пошлепаем немножко. (Шлепки по правой руке.) А потом ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай.
А потом, потом, потом (Легкое похлопывание по щекам.)
Даже щечки побьем.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! (Хлопки над головой.)
По коленкам - шлеп, шлеп! (Хлопки по коленям.)
По плечикам теперь похлопай! (Шлепки по плечам.)
По бокам себя пошлепай! (Шлепки по бокам.)

Можем хлопнуть за спиной! (Шлепки по спине.)
Хлопаем перед собой! (Шлепки по груди.)
Справа - можем! Слева - можем!
И крест-накрест руки сложим! (Поколачивание по груди справа, слева.)

И погладим мы себя.

Вот какая красота. (Поглаживание по рукам, груди, бокам, спине, ногам.)

Релаксация

Родители, давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит. А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца солнышко. Яркий и тёплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас.

Давайте пошлём друг другу немного света и тепла своего сердца.

Похлопали и улыбнулись. Спасибо.

ШКОЛА ПЕДАГОГА

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

Здоровьесберегающие технологии

Ставрополь, 2013

Тема семинара - практикума

« Здоровьесберегающие технологии»

Цель: повысить уровень знаний педагогов дополнительного образования о здоровьесберегающих технологиях.

Рассмотрены следующие вопросы:

Теоретическая часть:

1. Понятие «здоровье»

2. Признаки индивидуального здоровья.

3. Определение «здоровый образ жизни»

4. Здоровьесберегающие технологии – основа личностно-ориентированного подхода.

5. Основные компоненты здоровьесберегающей технологии.

6. Функции здоровьесберегающей технологии.

7.Типы технологий.

8. Классификация здоровьесберегающих технологий.

9. Организация и проведение занятий с учётом здоровьесберегающих технологий.

Практическая часть:

    Освоение оригинальной гимнастики (произношение гласных звуков) Методист

    Гигиенический массаж (биологически активные точки) Методист

    Дыхательные упражнения. Педагог дополнительного образования

    Упражнения, успокаивающие нервную систему. Педагог-психолог

Подведение итогов. Обмен мнениями.

Здоровьесберегающие технологии нельзя рассматривать как альтернативу всем другим педагогическим технологиям, так как цель любой педагогической (образовательной) технологии – достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, оно может быть только условием достижения главной цели. Понятие здоровьесбережение относится к качественной характеристике образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся). Либо здоровьесбережение может выступать в качестве приоритета в идеологии и принципах педагогической деятельности. Начнем с определения понятия «здоровье».

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье – это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение); это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека. Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.

В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Признаки индивидуального здоровья:

    Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов

    Показатели роста и развития

    Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности

    Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития

    Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок

В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели , в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:

Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими па различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психический компонент - состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни:

    благоприятное социальное окружение;

    духовно-нравственное благополучие;

    оптимальный двигательный режим (культура движений);

    закаливание организма;

    рациональное питание;

    личная гигиена;

    отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);

    положительные эмоции.

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере - это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровьеформирующие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, это:

    условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

    рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

    соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

    необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

    Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

    Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.

    Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

    Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)

Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают :

Аксиологический , проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.

Гносеологический , связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.

Здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.

Эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов - эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля - психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.

Экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро- и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.

физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

Функции здоровьесберегающей технологии:

    формирующая, осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

    информативно-коммуникативная, обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

    диагностическая, заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и на­правленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

    адаптивная, воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость кразличного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

    рефлексивная, заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

    интегративная, объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

Типы технологий:

Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);

Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);

Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла);

Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).

Классификация здоровьесберегающих технологий

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

    Обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

    Среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

    Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

    Чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

    Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

    Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

    Позы учащихся, чередование поз;

    Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с тремя повторениями каждого упражнения;

    Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

    Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

    Психологический климат на уроке

    Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.

Практическая часть

ОРИГИНАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Частично гимнастика основана на произношении гласных звуков. По утверждению древних индейцев, именно протяжное произношение гласных, с доброй усмешкой на лице, положительно отражается на формировании организма.

1. Сложная экологическая обстановка делает особенно необходимым проведение массажа щитовидной железы, который можно выполнить следующим образом.

Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а].

Произношение звука [и] в таких же условиях активизирует работу мозга, нормализует функцию почек.

Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки.

Чередование звуков [о], [и] массирует сердце.

2. К упражнениям второй группы можно отнести так называемый гигиенический массаж.

Он улучшает крово - и лимфообращение, нормализует обмен веществ, помогает снимать мышечное напряжение на лице, шее, в руках.

Массаж также носит профилактический характер против простудных заболеваний, ангин, катаракты верхних дыхательных путей.

Подушечками указательных пальцев обеих рук проводим под глазами, слегка надавливая, от переносицы до ушей. Повторяем 5 раз.

Тыльными сторонами правой и левой ладоней проведем 7 раз от подбородка в стороны.

Откройте рот, сильно натяните на зубы одновременно верхнюю и нижнюю губу, а затем слегка их прикусите. Повторяем 5 раз.

3. Для правильной ориентации дыхания проводятся двигательные упражнения с названиями: «Задуть свечу», «Поймать комара», «Согреть руки», «Лилия» и др.

«Поймать комара»: Разведите руки в стороны. Представьте, что ловите комара. Медленно сводите руки, чтоб его не испугать. При этот беспрерывно произносите звук [з]. Прихлопните комара и быстро разведите руки - получится автоматический вздох.

4. Еще одну группу упражнений составляют приёмы, которые успокаивают нервную систему, снимают напряжение. В этом случае особенно важными являются голос учителя и его внутреннее спокойствие. При этом, максимум внимания надо уделять окраске своего голоса и темпу произношения слов.

«После грозы»: Закройте глаза. Вы - в лесу. Отгремела гроза. Прошёл дождь, блестит мокрая листва на берёзах. На траве - серебряные капли. Как хорошо пахнет в лесу! Как легко дышится! Вот ландыши - вдохните их чудный запах. Вдыхайте медленно, ровно, глубоко.

СИСТЕМА ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА ПО УМАНСКОЙ

Профессор - Алла Алексеевна Уманская разработала систему точечного массажа биологически активных зон человека. Систематическое воздействие на них укрепляет иммунитет, гармонизирует организм и даже улучшает интеллектуальные способности. Хочется научиться делать подобный массаж в своей семье.

Биологически активные зоны:

Зона 1. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом грудины. В результате воздействия проходит кашель, боль за грудиной, нормализуется кроветворение

Зона 2. Связана со слизистой трахеи и вилочковой железой – центральным органом иммунной системы. При воздействии на нее повышается сопротивляемость инфекционным заболеваниям

Зона 3. Связана со слизистой гортани, глотки, с каротидным гломусом и щитовидной железой. При воздействии на эти зоны регулируется химический и гормональный состав крови, улучшается голос, исчезает охриплость

Зона 4. Связана с задней стенкой глотки, с верхним шейным симпатическим ганглием, который регулирует деятельность всех сосудов головы, шеи и туловища. Нормализуется вегето- сосудистый тонус. Проходят головные боли и головокружения

Зона 5. Связана со звёздчатым вегетативным ганглием, который иннервирует сосуды трахеи, бронхов, сердца и вилочковой железы

Зона 6. Связана со слизистой среднего уха, вестибулярным аппаратом. При воздействии на эти зоны перестают болеть уши, улучшается слух, ускоряется развитие речи, предупреждается заикание и уменьшаются головокружения в транспорте, на качелях

Зона 7. Связана со слизистыми лобных пазух решетчатых костей носа, а также лобными отделами мозга. Уменьшается головная боль, косоглазие. Улучшается память, внимание, трудоспособность

Зона 8. Связана со слизистыми оболочками гайморовых пазух и полости носа, а также со стволовыми структурами мозга и гипофиза. Это “зона жизни”. При воздействии на нее дыхание становится свободным. Улучшается настроение, поведение, характер, нормализуется рост и вес

Зона 9. Руки человека связаны через верхний шейный и звёздчатый симпатические ганглии со всеми органами. Большой и указательный пальцы занимают самую большую поверхность в коре головного мозга. Воздействие на зоны рук приводят к нормализации многих функций организма и усиливают работу всех вышеперечисленных зон

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ АКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ

«Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность» - писал В.А. Сухомлинский.

Кодексом Республики Беларусь об образовании определено, что главной составляющей качества дошкольного образования при организации образовательного процесса является обеспечение здоровьесберегающей системы жизнедеятельности воспитанников в дошкольном учреждении.

Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Жизнь в современном мире ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья.

Детство - это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

В начале пути рядом с беззащитным малышом находятся самые главные люди в его жизни - родители, основные воспитатели ребенка, которые должны заложить первоначальные основы здоровья и здорового образа жизни ребенка.

На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь, его окружают взрослые и дети, которых, он раньше не знал, которые, составляют иную сущность, чем его семья. Перед педагогами стоит задача создания условий для обеспечения воспитания счастливых, физически, психически, психологически здоровых детей. Эта задача не может быть осуществлена без взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка.

В настоящее время у нас в учреждении существуют проблемы, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов обеспечения здоровьесберегающего процесса в учреждении дошкольного образования при взаимодействии с семьей:

Несоблюдение режима дня в семье;

Уровень педагогической компетентности родителей не позволяет занять активную позицию в образовательном процессе;

Несформированность потребности у детей, родителей и педагогов в здоровом образе жизни;

В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть на взаимодействие педагогов с родителями с целью укрепления здоровья и развития ребенка.

Семья и учреждение дошкольного образования - два важных института социализации детей. Ни одна оздоровительная программа не сможет дать полноценного результата, если она не выполняется совместно с семьями воспитанников, если в учреждении не создано единое здоровьесберегающее пространство на основе сотрудничества: «родители - дети - педагоги» . Для организации этого пространства необходимы взаимопомощь, содействие друг другу, а также объективный учет прав и обязанностей, интересов и возможностей каждого.

Выстраивание взаимодействия детского сада и семьи на основе сотрудничества - процесс достаточно сложный.

Понимание взрослыми (педагогами и родителями) своей тесной взаимообусловлености как целостного единства, признание в лице другого не конкурента, а партнера, и конкретные практические действия в этом направлении могут дать положительные результаты.

Для достижения положительных результатов в вопросах здоровьесбережения совместная работа с семьей в нашем учреждении строиться на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

1. Д оброжелательная атмосфера в общении администрации учреждения, педагогов и родителей.

2.Единство , которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

3. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с годовым планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.

4. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей. Предоставление родителям права выбора форм участия в мероприятиях и степень включенности их в физкультурно-оздоровительный процесс.

5. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

В соответствии с данными положениями система работы по обеспечению здоровьесберегающего процесса во взаимодействии с семьей включает:

1.Ознакомление родителей с результатами состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

2.Целенаправленная просветительская работа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима;

4.Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работой в детском саду;

5.Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания);

6.Ознакомление с мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении по укреплению здоровья.

В целях активизации участия родителей в образовательном процессе в учреждении используются разнообразные формы взаимодействия с семьей по вопросам здорового образа жизни. Наиболее популярными, эффективными и самыми посещаемыми семьями мероприятиями являются те, которые предполагают совместную деятельность со своими детьми. В частности это:

1.Конкурсы: «Нестандартное физкультурное оборудование семьи», конкурс рисунков на тему здорового образа жизни., «Мой любимый вид спорта» . «Домашние рецепты полезного питания» . В процессе выполнения подобных заданий, дети и взрослые получают возможность совместного творчества, что обычно является мощным объединяющим фактором.

2.Совместные физкультурные досуги, праздники («Семья за здоровый образ жизни», «Папа, мама, я - спортивная семья»), Дни здоровья и др. Эти мероприятия позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей. Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями. Дни здоровья содействуют оздоровлению детей и взрослых, предупреждают утомление.

3. Домашние задания («Играем вместе с ребенком”, “Читаем детям о здоровье” и др.)- позволяют повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в движении ребенка, дать родителям конкретные советы по общению с детьми.

Эффективными формами сотрудничества дошкольного учреждения с семьей также являются:

1.Родительские собрания. На них обсуждаем вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общие собрания приглашаем медицинских работников. Предусматриваются выступления родителей.

2.Дни открытых дверей- являясь достаточно распространенной формой работы, дают возможность познакомить родителей с учреждением, его традициями, правилами, особенностями образовательного процесса. У нас дни открытых дверей проводится как экскурсия по учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Показываем утреннюю гимнастику, физкультурное занятие, родители наблюдают за организацией питания, закаливающих процедур и других режимных моментов в учреждении.

3.Передача опыта семейного воспитания -осуществляем через разнообразные фотовыставки («Моя дружная семейка», «Семья за здоровый образ жизни», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»), выступления, на которых родители обмениваются опытом между собой, на выставках узнают о досугах, традициях в других семьях.

4.Папки-передвижки «К вопросу о здоровье», «Здоровейка», «По Совету всему свету» и др..

5.Комплектование педагогической библиотеки по формированию основ ЗОЖ, организации физического воспитания в семье. К комплектованию библиотечного фонда привлекаем самих родителей, которые охотно передают в общественное пользование прочитанные книги, журналы. Пропаганда литературы по педагогической тематике осуществляется через разные формы: традиционные папки-передвижки, обсуждение отдельных книг или публикаций в ходе консультаций, информация на групповом стенде, выставки новой литературы, обзор новинок на родительском собрании и т.д.

6.Выпуск газеты - где освещаются актуальные вопросы оздоровления ребенка («Вкусно и полезно» , «Зарядка-это здорово» и др.)

7. Акции с целью акцентирования внимания о здоровье и здоровом образе жизни:

Акция «Цветок настроения» - в приемной вывешивается цветок с разноцветными лепестками, родители выбирают определенный лепесток, тем самым узнают, как цвет влияет на состояние здоровья и настроение.

Акция «Витаминка» - родителям раздаются заранее подготовленные картинки с изображением фрукта или овоща с информацией о полезных витаминах в них, о том, как они способствуют укреплению здоровья.

Акция «Дерево жизни» - в приемной вывешивается изображение ствола дерева, заранее подготавливаются листочки, на которых родители пишут свои рекомендации по укреплению здоровья.

8. Размещение информации по вопросам здоровьесбережения на сайте учреждения и др.

Основными методами сотрудничества с семьей являются:

1.Беседа с родителями. Они являются наиболее эффективной формой доведения до сведения родителей информации о жизни ребенка в группе. Регулярно сообщая родителям даже о незначительных достижениях ребенка, обращая внимание на его достоинства, воспитатель способствует созданию позитивного взгляда родителей на своего ребенка, приучает следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них. Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые.

2.Консультации для родителей - которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

3.Наблюдения за ребенком - позволяет многое узнать об особенностях семейного воспитания, микроклимата, общения.

4. Анкетирование- помогает выявить наиболее приемлемые и эффективные формы работы с родителями, помогает оценить работу коллектива, выявить те вопросы воспитания и развития детей, которые у родителей вызывают затруднения и др.

При работе с родителями стараемся убедить их, что необходимо найти возможность для занятий физической культурой, повышения двигательной активности, создать все необходимые условия для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими. Вовлечение семьи в спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье вырастит здоровый, любящий спорт человек.

Важно, чтобы родители непосредственно участвовали в жизни детского сада, помогали в осуществлении здоровьесберегающего процесса.

Вовлечение родителей в жизнь детского сада принесет пользу и дошкольному учреждению и родителям. Поэтому даем возможность родителям посещать своего ребенка в любое время, чтобы они могли увидеть, как их дети живут в детском саду.

Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья воспитанников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает учреждение дошкольного образования, которое может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

И в конце хотелось бы вспомнить притчу:

«Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: - «Что у меня в руках: живое или не живое?» . Если он скажет: «не живое» , я выпущу ее. Если он скажет: «живое» , я ее задавлю, и он будет неправ». Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое?» . «Все в твоих руках!» - ответил мудрец».

Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни , который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни. Именно эту идею мы — педагоги обязаны донести до сознания своих воспитанников и их родителей.

Цель мероприятия : повышение педагогической культуры родителей по вопросам здоровьесбережения, распространения опыта укрепления здоровья; создание положительного эмоционального комфорта у детей и взрослых в процессе общения друг с другом.

Задачи:

1. Познакомить с новыми технологиями и приемами работы по методу кинезиологии и биоэнергопластики, способствующей развитию интеллектуальной и речевой деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи, развитию координации движений, мелкой и артикуляционной моторики.

2. Сформировать практические навыки у родителей по использованию физических упражнений для формирования правильной осанки.

3. Познакомить со способами снятия эмоционального и физического напряжения при помощи релаксационных упражнений.

4. Привлечь родителей к активному сотрудничеству с педагогами дошкольного учреждения и взаимодействию с детьми в коррекционно-развивающем процессе.

Ожидаемый результат:

  • повысится уровень педагогической культуры родителей;
  • расширятся знания о новых здоровьесберегающих технологиях – кинезиология, биоэнергопластика;
  • повысится уровень ответственности за здоровье собственных детей.

СЛАЙД 2 Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

СЛАЙД 3 Дети дошкольного возраста здоровы, когда соблюдаются правила:

Соблюдение режима дня;

Регулярное сбалансированное правильное питание;

- «работа» в дошкольном учреждении, соответствующая их физическим и умственным способностям,

Жизнь на свежем воздухе;

Подходящие жилищные условия,

Благоприятная, доброжелательная и спокойная атмосфера в семье;

Возможность заниматься любимым делом (увлечением / спортом).

I. О ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКЕ…

СЛАЙД 4 Осанка – это привычное положение тела человека. Она считается правильной, если человек держит голову прямо и свободно, плечи находятся на одном уровне, слегка опущены назад, туловище выпрямлено, живот подтянут, грудь слегка выступает вперед, колени выпрямлены.

СЛАЙД 5 Правильная осанка - это, в первую очередь, сбалансированное положение тела, при котором нагрузка на позвоночник распределяется равномерно. Основой правильной осанки является не только позвоночник, но и мышцы, что примыкают к нему, именно они удерживают его в правильном положении.

СЛАЙД 6 С правильной осанкой не рождаются, а формируют. У детей правильная осанка появляется не сразу, они рождаются с ровной спиной без изгибов и уже по мере роста они развиваются и принимают свое нормальное или искаженное положение.

СЛАЙД 7 «МИНУТКА ЗДОРОВЬЯ»

Предлагаем Вам познакомиться с некоторыми упражнениями, используемые в ходе непосредственной-образовательной деятельности в качестве динамической паузы.

Комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки, укрепления костно-мышечной системы детей дошкольного возраста, развитие координации движений, а также снятия статического напряжения.

СЛАЙД 8 ПРАКТИКУМ «ВЫПОЛНИМ САМИ»

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ «Коробка с карандашами»

1. «Стройный карандаш» И.п. – стоя, карандаш в руках, руки опущены перед собой: 1-2 – поднимаемся на носки, руки вверх, 3-4 – И.п., опускаем руки вниз. (6-8 повторений)

2. «Сильный карандаш» И.п. – стоя, руки вытянуты перед собой, карандаш в руках: 1-2 – руки сгибаем в локтях, карандашом касаемся груди, 3-4 – И.п. (6-8 повторений)

3. «Гибкий карандаш» И.п. – о.с. карандаш в правой руке: 1- наклон вперед, кладем карандаш на пол, 2 – И.п, 3 – берем карандаш левой рукой; 4 – И.п. (6-8 повторений)

СЛАЙД 9

4. «Ловкий карандаш» И.п. – стоя, руки прямые перед грудью, карандаш в руках, правая рука держит карандаш внизу, а левая - вверху: 1 –руки в стороны, карандаш в левой руке, 2 – И.п, меняем захват карандаша, 3 - руки в стороны, карандаш в правой руке; 4 – И.п. (6-8 повторений)

5. «Мягкий карандаш» И.п. – средняя стойка, карандаш в руках: 1-2 приседание, руки перед грудью, 3-4 – И.п. (6-8 повторений)

6. «Спокойный карандаш» И.п. – о.с.: 1-2 – поднимаемся на носки, руки через стороны вверх, вдох; 3-4 – медленно наклоняемся вниз, выдох, руки через стороны опускаем вниз. (3-4 повторения)

II. РЕЧЬ И ДВИЖЕНИЕ СЛАЙД 10

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Богатая и правильная речь ребенка дошкольника позволяет ему легче высказать свои мысли, познать окружающую действительность, содержательнее и полноценнее выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществлять его психическое развитие.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Отмечается взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при коррекции речевых недостатков у детей дошкольного возраста необходимо обратить на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. СЛАЙД 11 . Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

СЛАЙД 12. ПРАКТИКУМ «ВЫПОЛНИМ САМИ»

«ВЕСЁЛЫЙ ЯЗЫСОК»

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти.

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

СЛАЙД 13

1. «Часики» - сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

2. «Качели» - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

СЛАЙД 14

3. «Футбол» - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

4. «Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.

СЛАЙД 15

5. «Трубочка» - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

6. «Лопаточка» - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

СЛАЙД 16

7.«Чашечка» - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки».

8.«Кошечка» - перевернутая «чашечка» - согнутая ладонь опущена.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, какое движение выполняет рука, а то насколько правильно, точно и качественно сочетается движение руки с артикуляционными упражнениями.

III. СЛАЙД 17 Движение и ум.

Существует еще одна уникальная методика, которая позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиология – наука о развитии головного мозга посредством движения, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Кинезиология – это методика сохранения и поддержания здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

СЛАЙД 18. В ходе систематического применения кинезиологических упражнений у ребёнка исчезают явления нарушений чтения, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.

В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

СЛАЙД 19. ПРАКТИКУМ «ВЫПОЛНИМ САМИ»

«ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА».

В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.

1. «Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

2. СЛАЙД 20 . «Кулак – ребро – ладонь». На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

3. СЛАЙД 21. «Лезгинка» Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз

4. СЛАЙД 22. «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

5. СЛАЙД 23. Перекрёстные движения. Выполняйте перекрёстные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперёд, в сторону, назад). Затем сделайте то же др. рукой и ногой.

IV. «МИНУТКА ОТДЫХА И ТИШИНЫ»

СЛАЙД 24. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм.

Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.

С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.

СЛАЙД 25. РЕЛАКСАЦИЯ – «ПОДСНЕЖНИК»

В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода и уснул до весны. Солнышко стало пригревать сильнее и лучики солнца стали пробуждать цветок. Он медленно растет, поднимается, пробивается сквозь сугроб. Кругом лежит снег.

Ласковое солнышко так далеко. Цветочку очень хочется почувствовать тепло ласкового солнышка, но вот подснежник вырос и окреп, лепестки стали раскрываться наслаждаясь весенним теплом.

Цветок радуется, гордится своей красотой «Это я! Первый весенний цветок, и зовут меня подснежник». Погода капризна, подул ветерок и стал подснежник раскачиваться в разные стороны. Цветочек склоняется все ниже и ниже. И вот совсем прилег на проталину. Побежали ручьи, вода подхватила и унесла подснежник в удивительное путешествие. Он плывет и удивляется, всему тому, что видит вокруг. Представьте себе, что Вы – подснежник. Подумайте, что Вы видите вокруг. И вот цветок попал в сказочную страну: вокруг очень красивые, яркие цветы, на которых сидят расписные, яркие бабочки. Вокруг тепло и радостно! А теперь медленно открываем глаза и возвращаемся в нашу комнату, откуда мы начали свое путешествие.

5. РЕФЛЕКСИЯ - игра с родителями «Мой ребенок будет здоров!»: родители садятся в круг. Игрушка-кукла передаётся по кругу. Взяв игрушку в руки, родители продолжают начатое ведущим предложение «Мой ребёнок будет здоровым, если я…»

СЛАЙД 26.

Использованная литература:

1. Буденная. Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.

2. Коноваленко.С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. М.,1999 г.

3. Сиротюк. А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002.

Кривцова Анастасия Сергеевна
Семинар-практикум для родителей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Семинар практикум для родителей

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ »

Участники семинара : воспитатели и родители .

Цель семинара : раскрыть смысл необходимости внедрения .

Задачи семинара :

1. Познакомить участников семинара -практикума с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ ;

2. Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;

3. Установить тесную связь воспитателей и родителей в формировании навыков ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты :

1. Повышена педагогическая грамотность родителей в вопросах здоровьесбережения ;

2. Сформировано ответственное отношение родителей к своему здоровью и здоровью своих детей ;

3. Родители овладели конкретными приёмами оздоровления .

4. Актуализированы детско-родительские отношения посредством проведения оздоровительных мероприятий в условиях семейного воспитания.

Ход семинара:

1. Даём родителям описание видов , их актуальности, а также, как их можно внедрять в образовательный и воспитательный процесс в ДОУ.

2. Проводим анкетирование.

3. Рассказываем какие закаливающие мероприятия мы проводим в группе.

4. Проводим с родителями физминутки , дыхательные гимнастики, зарядки.

6. Отвечаем на вопросы родителей .

7. Раздаем буклеты «В здоровом теле – здоровый дух » .

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский

Здоровье человека всегда будет актуальной темой. Его невозможно удержать лекарствами. Есть более действенное средство - движение. Физические упражнения непременно должны войти в образ жизни каждого человека, который думает о том, что нужно сохранять на всю жизнь работоспособность, здоровье и полноценную жизнь .

Дошкольный возраст - это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей . Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма. В последние годы замечена устойчивая тенденция снижения уровня здоровья дошкольников , все больше детей показывают нарушение речевого и психического развития. Это все делает необходимым поиск механизмов, которые бы помогли изменить ситуацию.

Главная задача воспитателей детского сада - подготовить дошкольника к будущей самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые привычки. Но, может ли каждый педагог или просто взрослый человек относиться равнодушно к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников , к его заметному ухудшению? Одним из ответов и выступает востребованность среди педагогов здоровьесберегающих технологий .

Здоровьесберегающие технологии - это :

Организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей ;

Качественная характеристика педтехнологий по критерию их действия на здоровье участников педпроцесса;

технологическая база здоровьесберегающей педагогики .

Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья , дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни , заложив в нем культуру здоровья .

Эта цель достигается путем решения многих задач педагогом в ходе своей деятельности. Воспитатели учат детей культуре здоровья , как следует ухаживать за своим телом, т. е. разумному отношению к личному здоровью , безопасному поведению.

Задачи здоровьесберегающих технологий :

1. Объединить усилия родителей и педагогического коллектива для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы , профилактики нарушений осанки и плоскостопия;

2. Обучить воспитанников безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в городе и в природных условиях;

3. Осуществить преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурно-оздоровительной работы .

Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы :

I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников .

Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);

Спортивные и подвижные игры;

Тренажеры, контрастная дорожка.

II. Технологии обучения ЗОЖ .

Физкультурные занятия;

Гимнастика после сна;

Точечный массаж;

Бассейн;

Спортивные праздники, развлечения;

СМИ (ситуативные малые игры - подражательная ролевая имитационная игра) ;

День здоровья .

III. Технологии музыкального воздействия.

Музыкотерапия;

Сказкотерапия.

IV. Технология коррекции поведения .

Педагог, ощущающий себя стражем здоровья детей , который воспитывает культуру здоровья детей и их родителей , сам должен быть здоровым , иметь валеологические знания, не переутомлен работой, уметь оценивать объективно свои недостатки и достоинства, связанные с профессией. Он должен составить план по самокоррекции и начать его осуществлять.

Чтобы реализовать обогащенное физическое развитие и оздоровление детей в ДОУ применяются нетрадиционные приемы.

В каждой группе должен быть оборудован "Уголок здоровья ". В нем должны находиться традиционные пособия (массажеры, массажные коврики, спортивный инвентарь, а также нестандартное оборудование, изготовленное своими руками :

"Сухой аквариум". Он способствует снятию напряжения и усталости, расслабляет мышцы плечевого пояса.

Пробковый коврик. Ходьба по такому коврику делает массаж стоп ног.

Вертушки, султанчики. Необходимы для развития речевого дыхания, чтобы тренировать работу легких, увеличивать их объем.

Массажеры, в том числе самодельные. Известно, что на ладонях рук есть много точек, массажируя которые можно воздействовать на разные точки организма.

Коврики и веревки с узелками. Нужны для массажа ступней ног, который способствует развитию координации движений.

Оздоровительную гимнастику нужно проводить ежедневно после сна, босиком под музыку.

В оздоровительные режимы группы должны входить спектры медико-восстановительных методик :

Гимнастика для глаз (снимает статическое напряжение глазных мышц, улучшает кровообращение) ;

Мимические разминки;

Пальчиковая гимнастика (влияет на развитие мелкой моторики, стимулирует развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту реакции);

Дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку) ;

Точечный массаж;

Упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.

Здоровьесберегающая деятельность формирует в результате у ребенка мотивацию на здоровый образ жизни , полноценное развитие.

Создание условий здоровьесберегающего воспитания дошкольников подразумевает :

Организацию деятельности детей в игровой форме;

Организацию культуротворчества дошкольников;

Построение педагогического процесса в образе модели культуры;

Снабжение деятельности детей игрушками, оборудованием, играми, пособиями.

Эта вся работа должна проводиться комплексно, на протяжении всего дня. В этой работе должны участвовать и педагогические, и медицинские работники : педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

Родители - главные воспитатели ребенка. От того, как организован режим дня ребенка, сколько внимания родители уделяют здоровью ребенка , зависит его настроение, психологический комфорт. Здоровый образ жизни ребенка , к которому его приучают в детском саду, может или поддерживать ежедневно дома, и закрепляться, либо не находить поддержку, тогда информация, полученная ребенком, будет для него тягостной и лишней.

Итак, забота о здоровье - одна из самых важных задач каждого человека. Здоровье среди всех благ на Земле - самый ценный дар, который невозможно ничем заменить, но люди о нем не заботятся так, как это необходимо. Важно понимать, что забота о детском здоровье сегодня - это полноценный трудовой потенциал всей нашей страны в ближайшем будущем.

Педагоги, врачи, родители , все хотят, чтобы наши дети учились хорошо, становились с каждым годом сильнее, вырастали и выходили в большую жизнь людьми не просто знающими, но и здоровыми . Ведь здоровье - бесценный дар !

2. Анкета :

1. Часто ли болеет Ваш ребёнок?

а) совсем не болеет

б) редко болеет

в) часто болеет

2. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за

правильным развитием Вашего ребёнка?

в) частично

3. На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?

а) соблюдение режима

б) полноценный сон

в) достаточное пребывание на свежем воздухе

г) здоровая гигиеническая среда

д) благоприятная психологическая атмосфера

е) физические занятия

ж) закаливающие мероприятия.

4. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребёнка?

а) облегчённая форма одежды на прогулке

б) облегчённая одежда в группе

в) обливание ног водой контрастной температуры

г) хождение босиком

д) прогулка в любую погоду

е) полоскание горла водой комнатной температуры

5. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка ?

б) частично

6. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?

а) постоянно

в) очень редко

г) не занимается

7. Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада рациональным?

б) отчасти

г) затрудняюсь ответить

8. Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка?

а) на море

в) в санатории

г) в деревне

д) другое ___

9. Как Ваши дети проводят досуг?

а) у бабушки

б) гуляют во дворе

в) смотрят телевизор

г) с друзьями

10. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни ?

а) из специальных книг

б) из средств информации

в) из беседы с ___

г) в детском саду

11. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?

б) затрудняюсь ответить

12. Если прививаете, то каким образом?

а) с помощью бесед

б) личным примером

в) совместно

13. Нужна ли Вам помощь детского сада?

б) частично

3. В нашей группе мы проводим с детьми следующие закаливающие мероприятия :

Проветривание в группе, приемной и в спальне;

Ежедневная утренняя зарядка;

Дыхательная гимнастика во всех видах деятельности, физминутки, пальчиковые игры;

Физкультурные занятия 3 раза в неделю;

Дневной сон без маек;

Умывание лица и рук под краном (1 мин) ;

Ежедневные прогулки (днем и вечером) ;

Босохождение после дневного сна по ребристой доске и массажным дорожкам.

Гимнастика после сна.

4. Упражнения для родителей , которые мы проводим с деться :

Утренняя гимнастика :

«Как у нашей кошки»

Педагог предлагает детям стать не просто детками, а котятами.

Как у нашей кошки

Подросли ребята,

Подросли ребята,

Пушистые котята.

Спинки выгибают,

(Дети изображают действия котят)

Хвостиком играют.

(горбят спинки и шипят)

А у них на лапках

(стоят на коленях, вытягивают руки вперед)

Острые царапки,

(шевелят пальчиками, сжимают и разжимают кулачки)

Длинные усищи,

Зеленые глазища.

Очень любят умываться,

(Имитируют умывание)

Лапкой ушки почесать

(чешут за ушками)

И животик полизать.

(«лижут» животик)

Улеглись на бочок

(прогибают спинки)

И свернулись в клубок, А потом прогнули спинки Убежали из корзинки.

(разбегаются (бег в течение 30 секунд)

Пальчиковая гимнастика :

«Я хочу построить дом»

Я хочу построить дом,

(Руки над головой «домиком» ).

Чтоб окошко было в нём,

(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко» ).

Чтоб у дома дверь была,

(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями) .

Рядом чтоб сосна росла

(Пальцы растопырены. Руки тянем вверх) .

Чтоб вокруг забор стоял,

(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены) .

Пёс ворота охранял.

(Одна рука «пёс» , мизинец отсоединить от других пальцев).

Солнце было,

(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены) .

Дождик шёл,

(«Стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл

(Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх) .

Физминутка :

«Зайка»

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Движения по тексту стихотворения.

Дыхательная гимнастика :

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.

Как машинка гудит? Би – би. Би – би.

Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.

Можно ещё попеть гласные звуки : о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Гимнастика для глаз :

Са-са-са – прилетела к нам оса.

(Вытянуть перед собой указательный палец, зафиксировать взгляд на его кончике. Прослеживать движение пальца вправо-влево. Голова неподвижна)

Су-су-су – мы увидели осу.

(Проследить движение пальца вверх-вниз)

Сы-сы-сы – испугались мы осы.

(Описать в воздухе круг и проследить взглядом)

Са-са-са – улетай скорей оса.

(Проследить движение по кругу в другую сторону)

Ай-ай-ай – ты нас больше не кусай.

(Спрятать руки за спину и покачать головой.)

Ой-ой-ой – побежали мы домой. (Мигать глазами.)

Семья, где есть постоянно болеющий малыш, нуждается в особом образе жизни. И речь ни в коем случае не идет о снятии физической нагрузки или уменьшении контактов. В большинстве случаев активная социальная жизнь не только не мешает малышу адаптироваться, но, наоборот, помогает. Даже если все проблемы идут, на первый взгляд, из социума. Посудите сами, чего можно добиться, заперев кроху в четырех стенах? В лучшем случае - потери интереса к общению и неумению выстраивать отношения с людьми в будущем. А в худшем случае можно спровоцировать устойчивые фобии по поводу общения с людьми и ухудшение исходного, и без того непростого, состояния.

В борьбе со статусом ЧБД нет ничего непосильного. Главная трудность заключается в том, чтобы поверить в собственные силы, запастить терпением и начать серьезно и честно использовать советы и рекомендации, о которых речь пойдет дальше.

Рациональный режим дня

В идеале - необходимо придерживаться одному и тому же распорядку дня. Он лежит в основе здорового образа жизни , и каждый врач с удовольствием подпишется под этой рекомендацией. Для детей соблюдение режима дня еще более важно : ведь их психика более тонкая, чувствительная и легкоранимая. Сбалансированный распорядок дня оказывается для нее хорошей палочкой-выручалочкой.

Не придерживаться следующих правил :

Увеличить ночной сон на 1 - 1,5 часа, укладывая ребенка пораньше в постель;

Обязательно ввести дневной сон или отдых в постели (даже если ребенок уже не спит днем, ему нужно выделить час на «лежание» без музыки, мультиков и игрушек);

Увеличить время прогулки на свежем воздухе на 1 час или добавить прогулку перед самым сном, которая, естественно, не должна отличаться шумностью и слишком большой активностью;

Ограничить поездки в общественном транспорте;

Полностью исключить телевизор со «взрослыми» программами и ограничить мультики (до 1-2 в день) ;

Свести к минимуму время, проводимое ребенком за компьютером, игровой приставкой и т. п.

Подобные меры очень хорошо восстанавливают нервную систему.

Также деткам со статусом ЧБД полезны выезды на отдых, однако лучше исключить длительные перелеты и смену климата. В межсезонье и в холодное время года можно совершать кратковременные поездки в загородные пансионаты на выходные. Отдых на природе, свежий воздух пойдут на пользу не только нервной системе малыша и его физическому здоровью , но и здоровью родителей .

Рациональный режим питания

«Мы - то, что мы едим» .

Следите за тем, чтобы ребенок ел ежедневно крупы, молочные и кисломолочные продукты, фрукты и овощи. А вот сладостями можно пожертвовать, заменив их сухофруктами и цукатами.

Не секрет, что ребенка сложно заставить есть полезную пищу, поэтому придумывайте «обманки» , например, можно добавлять измельченные фрукты в творог и каши, а из отварных овощей делать забавные фигурки. Детская еда должна быть не только полезной, но и выглядеть привлекательно. Пожалуй, только так можно заставить ребёнка съесть то, что ему необходимо.

Родителям , чьи дети страдают пищевой аллергией, надо не только придерживаться рекомендованной диеты, но и следить, чтобы стол крохи был по возможности разнообразен. Безусловно, это требует определенных усилий и изобретательности. Однако не жалко никаких стараний, когда видишь, как драгоценное чадо уплетает за обе щеки обед.

Также необходимо с пониманием относиться к рекомендациям врачей. Порой кажется, что они перестраховываются и запрещают слишком многие продукты. Такое щепетильное отношение продиктовано серьезными последствиями употребления не подходящей ребенку еды, которая может сильно ослабить организм и спровоцировать очередное заболевание.

Общеоздоровительные мероприятия - ключ к избавлению от частых болезней

Одной из причин частых заболеваний у малышей является так называемая плохая тренированность систем терморегуляции. В результате чуть меняется погода - ребёнок реагирует на это кашлем.

Мы говорим сейчас о системе закаливания. Процесс закаливания действует сразу на нескольких уровнях, оздоравливая весь организм в целом.

Прежде всего, это контрастный душ. Достаточно легкого, но ощутимого чередования. Начинайте с перепада всего в 1-3 °С. Если ребёнок купается при температуре воды 36-37 °С, то сначала температуру можно понизить до 33 °С. Затем доведите постепенно эту разницу до 8-10 °С. Если у ребенка не возникает негативной реакции, попробуйте достичь разницы в 12 °С. Однако если ваше чадо боится, сжимается, нервничает, остановитесь на комфортной температуре.

Контрастный душ стоит применять в холодное время года днем или вечером, раз в день, в теплое - дважды в день.

Обливание - это тоже водное закаливание. С той лишь разницей, что обливание подразумевает единовременный выплеск большого количества воды.

Вы, наверное, удивитесь, если узнаете, что обливаться, по сути, можно любой водой. Не обязательно ледяной, как все мы привыкли думать. Специалисты по закаливанию утверждают, что смысл обливания в единовременной «встряске» центральной и вегетативной нервной системы.

Обливание обязательно происходит с головы и желательно неожиданно. При этом выливается всегда большой объем воды. Ну, как минимум, большой таз.

В момент резкого выплеска воды человек вольно или невольно восклицает : «Ух!» Это «ух!» и считается целительным. А от температуры воды оно особо не зависит. Мобилизовать и «пробудить» детский организм можно как водой температуры 36 °С, так и 23-26 °С. Ниже температуру воды опускать не стоит.

Массаж - еще один способ активизировать и закалить организм. Если говорить о профессиональном массаже, то его очень полезно проходить курсами всем деткам со статусом ЧБД несколько раз в год. Детям, у которых острые респираторные заболевания часто осложняются бронхитом, врач может назначить специальный массаж грудной клетки.

Что же касается массажа в домашних условиях, то он тоже очень эффективно укрепляет здоровье ребенка , который часто болеет. Например, легкие поглаживания, постукивания и растирания спины и груди (1-2 раза в неделю) обеспечивают постоянный дренаж дыхательных путей.

Сказка на ночь с хорошим концом

Рассказанная ребенку перед сном сказка - это очень мощное средство психологического воздействия, в результате которого малыш усваивает новую информацию. Психологическая работа происходит щадящим образом и не отвлекает кроху от дел, например от засыпания.

Оптимальная манера чтения (или рассказывания) - чуть нараспев, тихим голосом со спокойными интонациями. А вот содержание - особая статья. Оно-то и должно отрабатывать главные проблемы.

Спасибо за внимание!



Рассказать друзьям