Семинар практикум здоровьесберегающие технологии. Семинар-практикум: "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Юлия Боброва
Семинар-практикум по здоровьесбережению для педагогов ДОУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 20» Г. РОСТОВА

Семинар-практикум для педагогов

Тема : «Виды здоровьесберегающих технологий и использование их в работе педагогов ДОУ »

Цель семинара :

Конкретизация в представлении педагогов понятий : “технология”, “здоровьесберегающие технологии” ;

Классификация форм воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы в области здоровьесберегающих технологий по доминирующим целям и решаемым задачам.

План семинара :

Теоретическая часть

1. Вступительное слово старшего воспитателя (актуальность проблемы)

2. Определение понятий :

технология;

здоровьесберегающие технологии .

3. Виды , применяемых в ДОУ :

Медико-профилактические технологии.

Физкультурно-оздоровительные технологии .

Социально-психологические технологии

Образовательные технологии

Валеологическое просвещение родителей

Методика В. Базарного;

Методика Аветисова

Дыхательная гимнастика Стрельниковой;

Точечный массаж (муз. руководитель)

Практическая часть

Педагоги разбиваются на 3 команды, придумывают название, девиз и эмблему

1 задание «Разминка – перевертыши»

2 задание «Знатоки»

3 задание «Физкультминутка»

4 задание «Коллаж»

Подведение итогов

Рефлексия

Ход семинара:

1. Вступление

Ведущий сообщает тему и цель семинара .

Ведущий. Британский биолог Джон Лебок утверждал, что здоровье человека зависит не сколько от врачей, сколько от привычек и ведения здорового образа жизни . Неоспоримо, что здоровье наших воспитанников – самая большая ценность, и мы с вами имеем возможность влиять на формирование их привычек и правильный взгляд на здоровый образ жизни .

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада, является воспитание здорового дошкольника , так как с каждым годом количество детей абсолютно здоровых заметно уменьшилось . Дети уже при поступлении в детский сад имеют отклонения от норм физического развития, имеют хронические заболевания, агрессивны, страдают дефицитом движения. Поэтому систематическая работа в направлении здоровьесбережения воспитанников наша первоочередная задача.

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. По данной причине возникла востребованность педагогов образовательного учреждения в применении здоровьесберегающих технологий .

Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии” появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими воспитателями как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Одни определяет их как “полноценное медицинское обеспечение работы образовательного учреждения”. Другие включают в это понятие своевременное проведение прививок и профилактику заболеваемости. Существуют различные мнения по данному вопросу.

Для нас наиболее приемлемым определением является следующее :

Здоровьесберегающие технологии это позитивное воздействия на здоровье детей путем различных оздоровительных мероприятий , которые грамотно “встроены” в общую систему функционирования ДОУ, направленные на благо здоровья детей и отвечающую единству целей и задач.

Какова основная цель здоровьесберегающих технологий ?

Цель : Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей

Какие виды здоровьесберегающих технологий используются в дошкольном образовательном учреждении?

Ответы педагогов .

Закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.

Выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня

- педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе

- педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей .

Вы верно перечисляете формы работы, которые проводятся в детском саду. Но это еще не технология. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей ! (т. е. работа по здоровьесохранению ребенка должна быть систематической, непрерывной, спланированной в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду и иметь четко обозначенную цель)

Необходимо классифицировать различные виды здоровьесберегающих технологий .

2. Классификация здоровьесберегающих технологий .

Виды здоровьесберегающих технологий

1. Медико-профилактические технологии – направлены на сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Мониторинг здоровья

Организация профилактических мероприятий

Рациональное питание

Рациональный режим дня

Здоровьесберегающая среда

Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН

2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка

Двигательный режим

Динамические паузы

Закаливание

Гимнастика

Подвижные и спортивные игры

Дни здоровья

Спортивные развлечения, праздники

3. Социально-психологические технологии обеспечивают индивидуальный и дифференцированный подхода в процессе воспитания для сохранения психологического здоровья ребенка .

Тренинги

Релаксация

Музыкотерапия

Психогимнастика

Сказкотерапия

4. Образовательные технологии

Образовательная деятельность по физическому развитию

Формирование понятия «здоровый образ жизни »

Формирование понятия «безопасность»

5. Валеологическое просвещение родителей

Задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ :

Дни открытых дверей

Выступления на родительских собраниях

Консультации

Информация для стендов

Памятки

Презентации

Буклеты

Образовательный сайт МДОУ

1. Методика русский учёного, врача и педагога-новатора В . Базарного (метод смены динамических поз)

Предусматривает режим моторной свободы динамических поз, когда дети меняют в процессе занятия позы «стояние-сидение» , осуществляется посредством конторок. Их особенность состоит в том, что рабочая поверхность находится под наклоном. Угол наклона от 14 до 18 градусов. Изменение динамических поз на начальном этапе адаптации детей к ним происходит через каждые 10 минут, позже – через 15 минут.

Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы – режим меняющихся поз, когда можно работать стоя за конторкой и сидя за столом в течение занятия. Работа, стоя за конторкой, обеспечивает тренировку опорно-двигательного аппарата, нормальную работу сердечно-сосудистой системы, активный режим для нервной системы.

Для работы с наглядностью используется динамическая подвеска. На ней располагается дидактический материал на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять. Карточки с заданиями и ответами могут находиться где угодно : на подвеске, на занавеске, за цветком и т. д. Поэтому дети не прикованы к столам и стульям, постоянно находятся в движении.

Физкультминутки проводятся с использованием офтальмотренажера.

Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. При этом движения глаз должны сочетаться с движением головы. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, красочной, привлекающей внимание.

СЛАЙД 13 Эдуард Сергеевич Аветисов, учёный

Метка на стекле (по Аветисову) Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости.

Ребенку предлагают рассмотреть круг, наклеенный на стекле, ответить,

сколько на рисунке точек, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за окном и рассказать, что он там видит.

Дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой

Пример упражнения :

1. Упражнение «Бабочка»

Сидя за столом, положить перед собой бабочку. Дети дуют на бабочку, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

2. Упражнение «Ворона»

Ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки.

Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе : «каррр» , максимально растягивая звук [р].

Показ презентации «Лечебные звуки» Рукавишникова Н. В.

Практическая часть

1. Задание – разбиться на 3 команды, придумать название в соответствии с темой семинара , эмблему и девиз команды.

(листы бумаги, карандаши, фломастеры)

2. Задание «Перевертыши» (разминка)

Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)

Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)

Лысина - мужское безобразие. (Коса - девичья краса)

От смелости затылок мал. (У страха глаза велики)

На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)

Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)

Скрыл, что водоросль, выходи из аквариума. (Назвался груз-дем - полезай в кузов)

Курица кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ)

Борщ сметаной поправишь. (Кашу маслом не испортишь)

Ложь уши ласкает. (Правда глаза колет)

Мало счастья - много вопросов. (Семь бед - один ответ)

Это плохо, если плохо начинается. (Все хорошо, что хорошо кончается)

Безделью часы - слезам год. (Делу время - потехе час)

Собак не страшиться - по городу гулять. (Волков бояться - в лес не ходить)

«Знатоки»

3. Вопросы САН ПИН

Сколько раз в неделю проводятся физкультурные занятия в группе раннего возраста и младшей группе. Сколько по времени оно длится?

При каких условиях прогулка сокращается (ниже минус 15, скорость ветра более 7 м/с)

Время проведения НОД в возрастных группах

Правила расстановки столов при проведении НОД в группе

Временной перерыв между НОД

Максимальное количество НОД в день в младшей и средней группе

Время проведения утренней гимнастики в группе раннего возраста, в подготовительной группе.

Время дневного сна для детей раннего возраста, детей подготовительной группы

Как реализуется медико-профилактическая технология в доу (перечислите)

Как реализуется валеологическая технология в доу

Как реализуется физкультурно оздоровительная технология в доу

«Физкультминутка»

4 Двигательные упражнения :

Проведите 2 физкультминутки для детей (организуйте педсостав)

Проведите 2 пальчиковых гимнастики для детей (организуйте педсостав)

Проведите гимнастику для глаз (3-4 упражнения) организуйте педсостав

5 Коллаж (клей, карандаши, вырезки, листы бумаги, ножницы)

«Здоровый образ жизни – выбор нашей семьи»

«Это разрушит твое здоровье »

«Важные слагаемые здоровья ребенка »

«Мы выбираем спорт!»

«Если хочешь быть здоров – закаляйся

Создать коллаж, презентовать его. Вывести основную идею во главу листа.

(задание : каждой группе изучить любую форму работы из авторских методик по сохранению здоровья для дошкольников , ввести методику в работу группы (подготовить материалы и картотеку упражнений) и на следующем педсовете представить и рассказать о ходе вашей деятельности)

В заключение нашего занятия, хочу рассказать Вам притчу. А вы подумайте – какой в ней смысл.

"Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.

Слепи мне Счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. "

Смысл ясен – все в наших руках, и наше здоровье тоже . Берегите себя и будьте здоровы .

3 Рефлексия

Методика «Неоконченное предложение» .

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…

Выполнять задания мне помогало…

В ходе семинара мне было…

Я оцениваю семинар …

Подведение итогов

Цель семинар (мастер-класса) : освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.

Задачи: занятия:

  • Дать определение понятию здоровья.
  • Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ, посредствам развивающей среды по физическому воспитанию.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

План проведения программы:

1. Вступительное слово заведующей

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами хотели бы провести семинар (мастер-класс) по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Начать нашу встречу нам хотелось бы со знакомства. А чтобы мы получше познакомились друг с другом, давайте поиграем. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ – НАСТОЙЧИВАЯ, Марина – миролюбивая и т.д.

(знакомство-приветствие).

Итак, мы с вами познакомились, и можем начать работу нашего семинара.

Сегодняшняя наша встреча, уважаемые коллеги, пройдет в форме телевизионной передачи “Я здоровье берегу - сам себе я помогу!” (включается музыка).

2. Начало программы

Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.

Ведущий: Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.

Когда впервые детям задаешь вопрос, “что же самое дорогое и ценное, в жизни человека”, то чаще всего слышишь в ответ: “деньги”, “машина”, “золото” и т.д. Иногда после наводящих вопросов называют “здоровье”, “жизнь”, а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: “Вы болеете дети?” Все дружно говорят: “Да” - “А чем вас лечат?” - “Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?” - “Нет!” Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства “ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь”.

Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”.

Сегодня мы поделимся опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду. Сейчас я предлагаю посмотреть комплекс гимнастики после сна во второй младшей группе, воспитатель Яковлева Наталья Сергеевна. Первую часть вы увидите на экране. Это подъем детей. Продолжение этой гимнастики вы увидите здесь, в музыкальном зале.

(показ видеоролика подъема детей после сна во второй младшей группе и практический показ с детьми).

Часть 1.“Наши технологии”:

Об использовании здоровьесберегающих технологий расскажет старший воспитатель Владимирова Л.И.

Какое нетрадиционное оборудование для физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ можно сделать из различного материала расскажет воспитатель Яковлева Н.С. Приложение 1.

О влиянии музыки на организм человека расскажет музыкальный руководитель Хасанова С.В. Приложение 2.

Часть 2. “Практика”

Практическое занятие с педагогами – комплекс гимнастики после сна с использованием нестандартного оборудования проведет воспитатель Яковлева Наталья Сергеевна и музыкальный руководитель Хасанова Синария Вагизовна.

Профессия педагога относится к группе риска, т.к. постоянное перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а как известно все заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний педагоги должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь. А сейчас мы вам предлагаем несколько несерьезных советов для серьезных педагогов.

Несерьезные советы.

Гора грязной посуды быстро исчезнет, если уронить на нее гирю.

Каша с маслом будет вкуснее, если добавить в нее еще немного масла.

Стакан будет более блестящий, если помыть его еще и снаружи!

Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди хотя бы с полным желудком.

Нужно постараться выздороветь до того как начнут лечить.

Если вы не уверены в свежести вашего дыхания – не дышите.

Чтобы похудеть, надо или спать во время еды, или есть только во сне.

Если контроль потерял над собой, воспитателю срочно нужно домой.

Если хочешь похудеть, ешь голый у зеркала.

Свежекупленный сыр будет храниться гораздо дольше, если не съесть его в первый же день.

Ваше платье прослужит вам долгие годы, если ваш муж получает маленькую зарплату.

Если возникло желание крикнуть - это опасно можно привыкнуть.

Кто в радости живет, того и кручина неймет.

От радости кудри вьются, в печали секутся.

Эти советы были предложены вам для смеха. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.

Любители похохотать действительно реже болеют - это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы смешливых матерей значительно реже болеют ОРВИ!

Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада.

Как бы то ни было, смейтесь для профилактики и лечения! Это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное “побочное действие” - хорошее настроение.

И в заключение нашего семинара мы переходим к рубрике “Релаксация”.

Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может - релаксация.

(видеоролик “Когда тебе грустно”).

Наша передача “Я здоровье берегу, сам себе я помогу подошла к концу.

Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово.

Протокол семинара(мастер-класс). Приложение 3.

Используемая литература

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Вступительное слово:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (нет или да?)
Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы к нам на семинар,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю…..
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ,
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (нет или Да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека)

На рисунке вы видите воздушный шар , который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта , чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Руководитель творческой группы записывает их на доске. Если слова повторяются, то руководитель творческой группы ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т. д.

Актуальность проблемы:

На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно.

Последние данные Министерства образования и науки Российской Федерации: по статистике, в России резко ухудшился такой существенный показатель как здоровье дошкольника. На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% - увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. На 1,5%-возросла численность детей 3 группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Зачитывается справка о здоровье воспитанников в детском саду.

По результатам углублённого медицинского осмотра за 2014-2015 учебный год у детей наблюдаются проблемы со здоровьем:

Нарушение опорно-двигательного аппарата;

Нарушение зрения;

Заболевания органов дыхания;

Заболевания органов пищеварения;

Кожные заболевания;

Нарушение речи (ФНР, ОНР, задержка речевого развития);

Нарушения психического развития (ЗПР, умственная отсталость, аутизм).

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

(Всемирная организация здравоохранения)

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья воспитанников. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Педагоги все острее понимают свою ответственность за благополучие новых поколений.

Рефлексивно-ролевая игра.

Мы предлагаем вам поработать в мини группах. Постарайтесь ответить на вопрос: «Что мешает ребёнку быть здоровым?». Найдите причины, которые оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье ребёнка дошкольного возраста.

Не затрагивая глобальные причины: наследственная предрасположенность, экология… найдите те причины, на последствия которых мы можем повлиять.

Участникам каждой группы необходимо определить те причины, которые, с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему детский сад, быть здоровым.

Каким образом мы можем на это повлиять? (работа в группах. Презентация ответов-один представитель от группы).

На первый план выступает воспитание у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.

Работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать:
- возрастные и индивидуальные особенности детей;
- использовать разные формы работы по формированию здорового образа жизни дошкольников;
- систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.

Невозможно решить проблему здоровья, применяя только традиционные педагогические технологии. Вот почему мы сегодня и поговорим о здоровьесберегающих технологиях.

Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его бучения и развития.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности , направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время обще название «здоровьесберегающие технологии»

«Здоровьесберегающие технологии» - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мер, которые осуществляются в процессе взаимодействия («ребёнка и педагога», «ребёнка и родителей», «педагога и родителей»).

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии-регулярная экспресс-диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало и конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья.

Основные задачи:

q создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности;

q охрана и укрепление психофизического здоровья детей;

q совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами здоровьесберегающих технологий;

q воспитание потребности в здоровом образе жизни;

q формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

· приобщение детей к физической культуре;

· использование развивающих форм оздоровительной работы.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

    медико-профилактические;
    физкультурно-оздоровительные;
    технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
    здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
    технологии просвещения родителей;
    здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ:

Обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

    Мониторинг здоровья
    Организация профилактических
    мероприятий
    Рациональное питание
    Рациональный режим дня
    Здоровьесберегающая среда
    Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН

Физкультурно-оздоровительные технологии-

Направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.

· Двигательный режим

· Динамические паузы

· Закаливание

· Гимнастика

· Подвижные и спортивные игры

· Дни здоровья

· Спортивные развлечения, праздники

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка:

Ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии, получает квалифицированную помощь, направленную на индивидуальное развитие.

    Тренинги
    Релаксация
    Музыкотерапия
    Психогимнастика
    Сказкотерапия

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов:

Технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ: Семинары-тренинги, Консультации для педагогов, Практикум для педагогов ДОУ, Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе, где работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств;

Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;

Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ;

Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

· Динамические паузы;

· Подвижные и спортивные игры;

· Релаксация;

· Пальчиковая гимнастика;

· Гимнастика для глаз;

· Дыхательная гимнастика;

· Гимнастика после сна

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

— Технологии сохранения и стимулирования здоровья;

— Технологии обучения здоровому образу жизни;

— Коррекционные технологии

Динамические паузы.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

· Утренняя гимнастика;

· Самомассаж;

· Активный отдых

Коррекционные технологии:

· Артикуляционная гимнастика;

· Арт-терапия;

· Сказкотерапия;

· Психогимнастика;

· Технология музыкального воздействия;

· Цветотерапия

Работа с родителями:

Педагогические беседы, общие и групповые родительские собрания, консультации, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов, совместное создание предметно развивающей среды.

Выводы:

Использование указанных оздоровительных технологий проходит в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с лёгкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребёнка надолго.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложнённое развитие.

· Какие здоровьесберегающие образовательные технологии используют в работе наши воспитатели?

Об этом расскажут наши воспитатели:

· «Гимнастика пробуждения»

· «Пальчиковая гимнастика»

· «Цветотерапия»

· «Сказкотерапия»

Аукцион педагогических идей. Распределение здоровьесберегающих технологий среди воспитателей для использования в своей работе в течение года. В феврале предоставить фотоотчёт, презентацию плюсы и минусы данной технологии.

Раздача материалов «Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Подведение итогов.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Барабинского района Новосибирской области « Детский сад комбинированного вида №7 « РАДУГА»

Семинар – практикум

для родителей на тему:

«Здоровьесберегающие

технологии»

Выполнила воспитатель:

Игнатова

Татьяна Олеговна

Цель:

    Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством педагогического просвещения.

    Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей.

    Формирование навыков сотрудничества детей и родителей;

Следовать их эмоциональному сближению

Форма провидения:

Семинар – практикум на тему «Здоровьесберегающие технологии»

Оборудование :

    аудиозапись;

    карандаши;

    воздушные шары;

    перловая крупа.

Ход мероприятия :

Уважаемые родители, здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о здоровье наших детей.

«Здоровье ребенка превыше всего,

Богатство земли не заменит его,

Здоровье не купишь, никто не продаст.

Его берегите, как сердце, как глаз!»

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые и физические качества, вырабатываются черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.

Главная цель детского сада – совместно с семьей помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать ребенку понять, что здоровье – главная ценность жизни человека.

Занятия физкультурой укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребенка, позитивно влияют на его характер, способствуют развитию волевых качеств, уверенности в себе.

Арсенал видов физической культуры очень широк:

    Утренняя зарядка;

    Физкультминутка;

    Дыхательная гимнастика;

    Гимнастика для глаз;

    Простые приемы массажа тела;

    Подвижные игры;

    Пальчиковая гимнастика и др.

Главное, чтобы это нравилось ребенку.

В ребенке может укорениться лишь то, что сформировано в семье, а значит, основной успех является личный пример родителей.

Занятия физическими упражнениями с мамой и папой доставляют детям большое удовольствие, а для родителей это прекрасная возможность пообщаться с ребенком.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

    Динамическая пауза « Деревцо»

Дует ветер нам в лицо: - Дети машут руками к себе

Закачало деревцо - Руки вверх – наклоны

Ветерок все тише, тише - Постепенно приседают

Деревцо все выше, выше…

Ветер тихо клен качает,

Вправо – влево наклоняет

Раз – наклон, два – наклон,

Зашумел листвою клен. - Выполняют движения в соответствии с текстом

    Самомассаж «Грибной дождик»

Дождевые капли, - Хлопают правой ладонью по левой

Прыгайте в ладошке! - Также хлопают по правой ладони

Дождевые капли, - Пошлепывают ладошками по ногам от лодыжке вверх

Вымойте мне ножки!

Дождевые капли, - Стучат правой рукой по левому плечу сзади

Бейте по спине! - Левой рукой стучат по правому плечу

Дождь грибной,

Подрасти и мне! - Вытягивают обе руки вверх,

выпрямляя спину.

    Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, улучшает работу мозга и развивает мелкую моторику.

А сейчас мы предлагаем вам изготовить тренажер для пальчиковой гимнастики.

(Родители берут подносы и заполняют воздушные шары перловой крупой).

Эти шарики берем,

Ими ручки разомнем.

Меж ладошками кладем

И ладошки разомнем.

Вверх и вниз его катаем,

Свои ручки развиваем!

(Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями; массаж ладоней круговыми движениями вверх, вниз).

    Гимнастика для глаз

Целью проведения зрительной гимнастики – является формирование у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Упражнения для глаз улучшает кровоснабжение глазных яблок, способствует быстрому снятию зрительного утомления.

    Посмотрите далеко,

Вытягивают руки вперед, смотрят на ладони

Посмотрите близко,

Подносят ладони близко к глазам

Посмотрите высоко,

Поднимают руки вверх

Посмотрите вниз.

Опускают руки вниз.

    Пролетает самолет,

Посмотреть вверх

С ним собрался в полет,

Отвести руки, проследить взглядом

Правое крыло отвел – посмотрел,

Левое крыло отвел – поглядел.

Я мотор завожу

Встать на носочки, проследить глазами по волнистой линии;

И внимательно гляжу.

Поморгать и прикрыть глаза.

Поднимаюсь ввысь, лечу

Возвращаться не хочу!

    Дыхательная гимнастика

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, улучшает пищеварение.

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться справиться с волнением и раздражительностью.

Дыхательные упражнения просто не обходимы детям, страдающие простудными заболеваниями, бронхитами. Хорошо развивает несовершенную дыхательную систему, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Упражнение «Пузырики».

Сделать глубокий вдох через нос, надуть «щеки – пузырики» и медленно выдыхать через чуть приоткрытый рот. Повторить 2-3 раза.

Упражнение «Летят мячи».

Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадости. Бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Таким образом, чтобы наши дети были здоровы и научились осознанному отношению к своему здоровью, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни.

А сейчас, хотелось бы поблагодарить всех родителей, которые присутствовали и принимали участие.

Цель семинара-практикума : освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.

Задачи:

  • Дать определение понятию здоровья.
  • Познакомить участников семинара-практикума с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ, посредствам развивающей среды по физическому воспитанию.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

План проведения программы:

Тема: «Давайте познакомимся».

Ход проведения.

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня я проведу с вами семинар по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ. И вы станете участниками мероприятия, в процессе которого получите советы и рекомендации, а так же поучаствуете в практическом занятии по изготовлению нестандартного оборудования.

Начать нашу встречу мне хотелось бы со знакомства. У меня есть детские ладошки. Это дети подготовительной группы приветствуют Вас в нашем детском саду. Предлагаю превратить их в визитные карточки. В центре ладони написать свое имя, как бы вы хотели, чтобы к вам сегодня обращались, а на пальцах пропишите 5 лучших качеств характеризующих вас.

Предлагаю приколоть визитку на грудь.

Итак, мы с вами познакомились, и можем начать работу нашего семинара. Сегодняшняя наша встреча, уважаемые коллеги, пройдет в форме телевизионной передачи “О самом главном!” то есть о здоровье.

Самое ценное в жизни у человека - это здоровье, и его не купишь ни за какие деньги!

От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20% здоровье зависит от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то на другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье.

Сегодня мы поговорим о сохранении зрения, осанки, профилактике плоскостопия и о расслаблении. Это составляющие нашего здоровья и ЗОЖ.

1 составляющая здоровья: «Охраняем зрение».

Огромное количество информации ребенок получает зрительно. Но, к сожалению, зрение современных детей очень перегружается. Ведь ни для кого не секрет, что многие родители практически не ограничивают время пребывания ребенка за компьютером и у телевизора. Не улучшают зрение и игры с мелкими деталями в сотовых телефонах и новомодных переносных приставках. Поэтому как никогда остро встает вопрос о профилактике зрительных заболеваний. Необходимо ежедневно выполнять комплекс специальных упражнений для профилактики близорукости.

Комплекс гимнастики для профилактики близорукости.

А сейчас я предлагаю посмотреть и выполнить гимнастику для глаз. (включить видео с рыбками)

2 составляющая здоровья: «Тренируем стопу». Плоскостопие приносит ребенку много неприятностей. Лечить плоскостопие труднее, чем предупредить, поэтому главное внимание нужно уделять профилактике данного заболевания. Для профилактики плоскостопия применяем нестандартное оборудование изготовленное родителями и педагогами. Упражнения для профилактики плоскостопия включаются во все виды деятельности, используем разные виды ходьбы: ходьба на носках, на пятках, по ребристой доске, по канату, на внешней стороне стоп, с перекатом с пятки на носок, катание палки ступнями и пальцами ног, а затем захват и подъем пальцами ног мелких предметов. Эти упражнения очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют. И сейчас предлагаю вам пройти по дорожке здоровья, по которой наши дети ходят босиком каждый день на утренней зарядке.

Гости 2-3 раза проходят по выложенным на полу массажным дорожкам.

  1. Правильная и красивая осанка - ключ к здоровью. Поговорим сегодня о том, какие физические упражнения способны сделать осанку красивой, как правильно выполнять эти упражнения.

Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата начинается у нас со знакомства с эталонами осанки. Фея Осанка и Осан Осаныч знакомят детей с 5 правилами сохранения правильной осанки. Дети путешествуют на королевский бал к Фее Осанки. Очень интересно проходили те упражнения в парной гимнастике, где родителям и детям необходимо было согласовывать свои действия, прислушиваться друг к другу.

Наши дети контролируют осанку во время физкультурных занятий без напоминания. И сейчас я предлагаю вам упражнение для красивой осанки.

Игровое упражнение

4 составляющая здоровья: «Учимся расслабляться». Переутомление, нервное напряжение вредит нашему организму. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!» Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание). Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи.

Я предлагаю вам встать и выполнить вместе со мной мимическую зарядку.

Мимическая зарядка.

Здесь живет Хмурилка (нахмуриться, указательные пальцы возле сведенных бровей)

Здесь живет Дразнилка (упр-е «Буратино», показ языка)

Здесь живет Смешилка (указательные пальцы на щеках, улыбнуться)

Здесь живет Страшилка (глаза широко открыть, руки вперед, пальцы растопырить, рот открыть)

Это носик - Бибка (указательные пальцы на кончике носа)

Где твоя улыбка? (улыбка).

Здесь живет Хмурилка (массируют точки на лбу между бровями)

Здесь живет Дразнилка (массаж точки на крыльях носа)

Здесь живет Смешилка (массаж точки под нижней губой и подбородком)

Здесь живет Страшилка (широко раскрывая рот, вытащить язык, при этом потягивать мочки ушей сверху вниз,)

Это носик - Бибка (поочередно подушечками указательных пальцев касаться кончик носа)

Где твоя улыбка? (подушечками указательных пальцев массировать точки в углах рта).

Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Предлагаю немного расслабиться.

(видеоролик «Правила здоровья»)

Мы поговорили о составляющих здоровья. И сейчас с помощью викторины выявим главного знатока по здоровьесбережению.

Викторина (да, нет)

Болгарский перец полезен для суставов ? Полезен, в нем много витамина С, а этот витамин стимулирует выработку коллагена.

Многие полагают, что спать на животе не полезно. Это действительно так. Лучшей является для сна поза на боку. Если вы спите на животе, то часто пережимаются сосуды шеи, будетдавление внутри брюшной полости , желудочный сок будет забрасываться в пищевод.

Молоко полезно пить на ночь? Полезно, оно улучшит сон.

Телевизор можно смотреть в темноте ? Не следует смотреть телевизор в темноте, глаза устают.

Препараты черники влияют на зрение? Польза черники — это вымысел.

Подушка из синтепона может вызвать головную боль? Может.. Синтепон не держит форму и мышцы шеи оказываются напряженными всю ночь.

Дыхательная гимнастика улучшит иммунитет ? Помогает, так как улучшает ток крови и лимфы.

Физическими упражнениями лучше заниматься вечером? Лучше заниматься физкультурой утром.

Гранатовый сок полезен при анемии? В нем нет железа , это миф.

Полезно ли для здоровья стоп постоянно носить обувь на плоской подошве ? Не полезно. Обувь на плоской подошвевредит стопе, особенно у людей с избыточным весом.

Правда ли, что при плоскостопии противопоказан массаж стопы? Массаж полезен .

Узкие джинсы могут вызвать боли в ногах ? Могут, так как они пережимают подкожные нервы, они могут нарушать кровообращение.

Черная смородина улучшает состояние суставов? Улучшает, в смородине много витамина С.

(педагоги отвечают на вопросы, за правильный ответ получают фишку).

(включается музыка передачи “О самом главном!”).

Вы условно разделены на 4 группы и я предлагаю вам изготовить нестандартное оборудование для зрения, осанки, плоскостопия и расслабления. Для вас приготовлено оборудование схемы, а также вы можете применить свою выдумку и смекалку.

«Сухой дождь» - шатер из разноцветных атласных лент, закрепленных на подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом.

Проходя через такой “дождь”, три-четыре раза в течение занятия “шустрики” заметно успокаиваются, а “мямлики”, наоборот, - активизируются. Разноцветные “струи” стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства своего тела в этом пространстве. За “струями” можно спрятаться от внешнего мира.

Сенсорная тропа для ног или как мы ее называем «Дорожка здоровья», на которой закреплены разные по фактуре “кочки”, изготовленные из различных материалов, делает хождение по дорожке увлекательным. Ходьбу по ней использую для развития тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения лучших ощущений, дети ходят по дорожке босиком.

  1. Следующая рубрика. О ценности здоровья для человека. Упражнение “Воздушный шар

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место - здоровье, 2 место- семья и т.д.

Ведущий: Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение - улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.

Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”.

(включается музыка передачи “О самом главном!”)

Наша передача “О самом главном» подошла к концу.

Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово.

Документы для скачивания:



Рассказать друзьям